автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Категория и феномен правовой государственности: социально-философский аспект
Полный текст автореферата диссертации по теме "Категория и феномен правовой государственности: социально-философский аспект"
На правах рукописи
Оплетаева Елена Михайловна
КАТЕГОРИЯ И ФЕНОМЕН ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
Специальность 09.00.11 - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Челябинск - 2006
Работа выполнена на кафедре философии Томского политехнического университета
Научный руководитель
доктор философских наук, профессор А. А. Корниенко
Официальные оппоненты
доктор философских наук, профессор Н.Г. Апухтина
кандидат философских наук, профессор Е.В. Дегтярев
Ведущая организация
Челябинский государственный педагогический университет
Защита состоится 28 декабря 2006 г. в 14.00 час. на заседании диссертационного совета К 212. 296. 04 по присуждению ученой степени кандидата философских наук при Челябинском государственном университете (454021, г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 129 Зал заседаний Ученого Совета).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Челябинского государственного университета.
Автореферат разослан..
2006 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент
Е.А. Куштым
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Исследование категории и феномена правовой государственности актуально с теоретической, и с практической точек зрения.
Во-первых, осмысление феномена правовой государственности входит в общую программу современных мировых научных исследований.
Во-вторых, исследование феномена правовой государственности, понимаемой и как способ организации бытия социума, и как сущностная его сила, приобретает в настоящее время актуальность в связи с усложнением и противоречивым взаимодействием человека и государства. В связи с этим актуальным становится поиск способов согласования устремлений двух сторон: человека и государства для поддержания конструктивных отношений между ними.
В-третьих, проводятся правовые реформы на государственном уровне, но в силу недостаточнсти знания фундаментальных основ правотворчества и принципов ' нормативного регулирования общественного развития, правовые реформы часто носят поверхностный и непоследовательный характер, затрудняя прогнозирование различного рода ситуаций и поведения человека в социуме.
В-четвертых, исследование проблемы правовой государственности вызвано мировыми тенденциями к изменению отношения к человеку и его роли в обществе. Речь идет о поиске новых оснований идентичности и выявлении способов ограничения негативных проявлений индивидуализма. Для формирования и развития правовой государственности необходимы определенная мера автономии личности по отношению к государству, обладание неотъемлемыми правами, умение соотносить и согласовывать свои интересы с интересами других, проявлять социальную активность во взаимном признании прав и исполнении обязанностей и т.п. В связи с этим встает проблема способов их реализации в условиях периодической трансформации общества. Необходимой предпосылкой разрешения этой проблемы является, по мнению автора, нормативная рациональность - внутренний нравственный императив, ограничивающий эгоистичные проявления индивида, и ориентирующая на единую глобальную цель - на поддержание чувства сопричастности к отдельному государству, доминирующей ценностью которого является признание наравне со значимостью собственных прав (прав государства) значимости прав каждого человека.
В-пятых, исследование проблемы правовой государственности актуально для выяснения состояния дел в российском государстве на уровне реализации его правовой сущности.
Таким образом, постановка и исследование проблемы правовой государственности в рамках социально-философской рефлексии позволяет, во-первых, создать прочную теоретико-методологическую основу познания истинного правового устройства государства; во-вторых, конституировать правовую государственность как одно из условий преодоления человеком отчуждения и обретения им свободы.
Степень разработанности проблемы. На правовое государство как на теоретическую модель ученые и мыслители обращают пристальное внимание, начиная с Нового времени. В трудах современных политологов и правоведов проблема правового государства — одна из самых разработанных. В рамках этой проблемы изучены политические и правовые механизмы функционирования правового государства, четко зафиксированы основные его признаки, исследованы правовые принципы. Проблема правового государства исследуется рядом современных отечественных философов, политологов, правоведов, социологов (В.П. Алексеев, С.С. Алексеев, Г.И. Вайнштейн, Л.С. Васильев, Л.И. Глухарева, Г.Г. Дилигенский, В.В. Ильин, И.И. Кравченко, В.В. Лапкин, И.И. Лукащук, А.В Назарчук, К.Г. Холодковский и др.).
Имеются многочисленные исследования взаимоотношений государства и общества (Н.М. Воскресенская, Е.Е. Вяземский, Н.В. Давлетшина, К.Г. Гаджиев, Н.Д. Колотаева, Ю.А. Красин, Н.М. Кропачев, Н.С. Новикова, А.П. Плетаков, Б.С. Спиваков, В.Я. Филимонова и др.).
Бесспорный интерес представляют труды известного российского ученого, академика В.Н. Кудрявцева, призывающего объединить усилия представителей всех общественных наук с целью решения вопросов, имеющих первостепенную значимость для развития российского общества. В работе «Правовое поведение: норма и патология» В.Н. Кудрявцев анализирует понятие социальной нормы через различные аспекты: правило (предписание) выступающее как «должное»; объективное поведение как «сущее»; субъективное представление о «сущем» и «должном», как элементе общественного и индивидуального, сознания.
Проблема правовой государственности является рядом расположенной с проблемой гражданского общества. Появляется представление о гражданском обществе как динамичной разнородной сфере, осуществляющей сотрудничество с государством и имеющей своей главной функцией в процессе коммуникации структур общественности поиск консенсуса, приход в результате, диалога к новым истинам, актуальным на данном этапе и доведенным до государственной власти (Ю. Хабермас).
В ряде работ высказываются предположения по поводу перспектив становления гражданского общества в России (В. Волков, А.Галкин, Г.Г.
Дилигенский, А.Б. Зубов, И.И. Кравченко, И.Б. Левин, А.Я. Лившин, В. Максименко, А.Н. Медушевский, М.И. Новинская, В.Б. Пастухов, С.П. Перегулов, A.B. Пыжиков, А.Д. Степанский и др.).
Раскрывается роль правового образования в решении проблем правового регулирования общественных отношений (Н.И. Ивановский, A.C. Шабуров, Н.И. Элиасберг и и др.).
Имеется ряд зарубежных исследований правовой государственности (К.О. Апель, Э. Арато, У. Бек, P.A. Даль, М. Кастельс, Дж. Л. Коэн, А. Круассан, С.М. Липсет, Н. Луман, В. Меркель, Д. Норт, Ф. Шмиттер, А. Этциони и др.).
Ряд авторов рассматривает правовую систему как институциализированную форму выражения базовых человеческих потребностей и проявлений (Дж. Марфи, Дж. Стефен, Дж. Хэмптон и и др.).
Несмотря на многочисленные исследования феномена государства, остается малоизученной проблема правовой государственности как специфического явления, в его социально-философском аспекте с точки зрения духовного бытия человека. Имеет место некоторая разность подходов к проблеме правовой государственности, отсутствует единая позиция по поводу определения сущности правовой государственности. В социальной философии преобладает представление о правовом государстве как неизбежной, однонаправленной, однозначно заданной магистрали политико-правовой эволюции гражданственности. Данное (хотя и прогрессистское) представление страдает однобоким видением социальной реальности, задающим жесткий универсальный сценарий развития цивилизации без учета возникающих в настоящем и возможно в будущем факторов глобального масштаба.
Автора диссертации интересуют внутренние закономерности отечественной правовой государственности и правовой государственности как социокультурного достояния человеческой цивилизации.
Социально-философский анализ феномена правовой государственности позволяет, по мнению автора, глубже понять суть этого явления. Ретроспективный взгляд на правовую государственность способствует формированию объемного видения этого феномена как предмета социально-философского исследования, раскрывающего принципиально новые его грани.
Объекгт исследования: государство как форма бытия человека.
Предмет исследования: правовая государственность как социально-философская категория и социокультурный феномен в аспекте духовного модуса правового бытия человека и способов его реализации.
Цель исследования: придать категории «правовая государственность» социально-философский статус и исследовать
феномен правовой государственности в контексте духовного бытия человека.
Задачи, обусловленные целью, состоят в следующем:
1. Совершив социально-философский экскурс в исследование категории и феномена правовой государственности, дать понятие права и государства в их единстве, выявить основания типологии моделей понимания правовой государственности, исследовать всеобщие правовые принципы для социально-философской концептуализации проблемы правовой государственности.
2. Исследуя государство как правовую реальность, раскрыть онтологию правовой государственности.
3. Показать, что правовая государственность в ее духовном модусе есть способ функционирования власти как конструктивной социальной силы.
4. Рассмотреть правовую государственность как условие преодоления человеком отчуждения и обретения им свободы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Автор разрабатывает понятие «правовая государственность» и придает ему строго социально-философский статус, а именно - правовая государственность есть специфическая качественная форма реализации прав человека и государства в целом, в которой актуализируется и реализуется их диалогическая природа, в результате чего устраняются отношения принуждения, преодолевается отчуждение и обретается свобода.
2. Раскрыта онтология правовой государственности.
3. Правовая государственность в ее духовном модусе рассмотрена с точки зрения понимания власти как созидательной социальной силы.
4. Исследована правовая государственность в качестве необходимого условия преодоления человеком отчуждения и обретения им свободы.
Теоретико-методологическая основа исследования. Автор использует методы современного научного познания общественных явлений (наблюдение, анализ, синтез, гипотетический метод, и др.). Широко используется диалектический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод моделирования, сравнительного исследования, исторический метод, метод аналогизирующего переноса.
Философско-методологическую основу диссертационного исследования составляют теории естественного права, общественного договора, которые отражены в работах представителей западноевропейской философской традиции (Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др.), теории эпохи европеизации России и консервативные (К.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев, Ф. Прокопович, В.Н. Татищев и др.), теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас).
Источниковая база исследования.
Теоретической и эмпирической базой исследования послужили: а) классические философские тексты (Аристотель, H.A. Бердяев, М.В. Вебер, Г.В.Ф. Гегель, Т. Гоббс, Ф.М. Достоевский, Х.И. Зандкюлер, И.А. Ильин, И.Кант, Г.Ф. Лейбниц, К.Маркс, Платон, Вл. Соловьев, Б. Спиноза, Ю. Хабермас, Ф.В.И. Шеллинг, Л. Шестов, А. Шопенгауэр, Ф. Энгельс и др.); б) исследования современных отечественных философов (А.Я. Азаров, С.С. Алексеев, Р.Г. Апресян, Н.Г. Апухтина, В.И. Бошко, М.Ф. Быкова, К.С. Гаджиев, A.A. Гусейнов, В.Д. Жукоцкий, М.М. Журавлев, Д.А. Керимов, Б.А. Кистяковский, С.А. Комаров, А.Л. Коновалов, В.Н. Кудрявцев, Н.И. Лапин, В.А. Лекторский, B.C. Мальковский, С.М. Марайкин, П.Н. Новгородцев, A.C. Панарин, И.А. Попов, П.А. Сапрунов, И.Л. Честное и др.); в) эмпирические материалы, наработанные автором в процессе юридической и преподавательской деятельности.
Теоретическая значимость работы заключается в придании категории правовой государственности социально-философского статуса и осуществлении социально-философского анализа феномена правовой государственности, раскрывающего ее роль и значение для конструктивного бытия человека в социуме. Содержание диссертации расширяет представление об особенностях правовой государственности, обогащает спектр научных исследований проблемы и способствует решению ряда научно-исследовательских проблем, связанных с изучением правовой государственности в России и способов ее реализации. Результаты исследования могут стать предпосылкой дополнительных разработок проблемы правовой государственности в различных областях познания на более конкретном уровне ее исследования.
Практическая значимость исследования. Результаты социально-философского осмысления феномена правовой государственности могут использоваться в учебных курсах по социальной философии, философии права, социологии, культурологии, теории государства и права, истории правовых учений, юридической психологии и других дисциплинах, а также в проведении семинаров для аспирантов и соискателей по специальности «Социальная философия».
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на кафедрах философии в Челябинском государственном университете и Томском политехническом университете, по теме диссертации опубликовано 5 научных работ. Основные положения доложены автором на ряде региональных конференций (Хабаровск, 2002, Ханты-Мансийск, 2003, Сургут, 2003, Томск - 2006), результаты исследования нашли отражение в лекционной работе в Российском государственном социальном университете, и в юридической практике автора.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 135 страницах машинописного текста, список литературы включает в себя 150 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется степень разработанности проблемы, формулируется цель и задачи исследования, обосновывается методология исследования, его научное и практическое значение, описывается структура работы.
Глава I. «Теоретико-методологические основы исследования категории и феномена правовой государственности». В первой главе автор, совершив историко-философский экскурс в исследование категории и феномена правовой государственности, дает понятие права и государства в их единстве; исследует формы взаимодействия государства и права; показывает, что право и закон являются фундаментальными категориями государственности; выделяет основания типологии моделей понимания правовой государственности; раскрывает природу правовой государственности и ее сущностные характеристики; исследует всеобщие правовые принципы для систематизации знаний в области исследования правовой государственности.
Автор исходит из того, что право является ценностью социума, которая есть не что иное, как реально функционирующий регулятор человеческой деятельности; образующий внутренний каркас государства и правовую культуру человечества в целом. Право как феномен, возникающий на определенном этапе развития человечества, есть исторически конкретная совокупность норм, институтов, процедур, характеризующих уровень и направленность человеческой деятельности. Право есть специфический человеческий способ организации и развития общественного бытия. Следовательно, право как форма общественного сознания это обусловленная природой человека система регулирования общественных отношений, общественного бытия. Непосредственно право связано с моралью, оно имеет нормативный характер, выражающийся в том, что право, состоящее из нормативных средств и механизмов регулирования общественных отношений, предназначено для того, чтобы внести в жизнь упорядоченность. Бытие права - это качественно определенное бытие формального равенства, той или иной меры свободы и начал справедливости.
Автор понимает право как интегральную форму идеального и реального аспектов бытия (холистическое право). Холистическое право -это система поведенческих норм из сферы «должного», обладающая
качествами всеобщности и общеобязательности, формально определенная в юридических актах и фактически закрепленная в человеческом сознании, не противоречащая высшим ценностям общества. Холистическое право есть социорегулирующий, балансообеспечивающий механизм.
Холистический статус права автор переносит на понимание государства как интегральной системы, реализующей права человека как на частном уровне (естественные права), так и на уровне отношений человека с государством. Правовое государство является правовой формой организации и деятельности публичной политической власти и ее отношений с субъектами права. Власть понимается как форма социальных отношений, характерной чертой которой является способность оказывать воздействие на характер деятельности и поведение людей с помощью организационно-правовых механизмов, авторитетов, традиций, насилия. В правовом государстве есть право и оно доминирует.
Автор раскрывает природу и сущностные характеристики феномена правовой государственности, обращаясь к компетентным точкам зрения, начиная с древних времен, и придает понятию правовой государственности социально-философский статус, а именно - правовая государственность есть специфическая качественная форма реализации прав человека и государства в целом, в которой актуализируется и реализуется их диалогическая природа, в результате чего устраняются отношения принуждения, преодолевается отчуждение и обретается свобода.
Взаимодействие государства и права осуществляется через человека, и только через его отношение к праву и государству, на сознательном и бессознательном уровнях его развития. Право и закон являются фундаментальными категориями государственности. Закон понимается как «писанное право», то есть закрепленное государством в нормативно-правовых актах.
Совершив социально-философский экскурс в исследование проблемы правовой государственности, автор отмечает, что существует ряд оснований для типологии моделей понимания правовой государственности. В качестве таких оснований автор выдвигает следующее. 1. Основания типологии моделей понимания по уровню научности или обыденности познания правовой государственности. 2. Основания типологии моделей понимания по степени адекватности модели правовой государственности состоянию (уровню) правовой государственности. 3. Основания типологии моделей понимания по гносеологическое основание исследования правовой государственности.
Выбрав в качестве методологии исследования категории и феномена правовой государственности интегрирующий методологический подход,
автор логически приходит к рассмотрению всеобщих правовых принципов социального бытия человека (принцип наличия основных прав и свобод; принцип относительности государственных мероприятий, принцип равенства всех перед законом; принцип ответственности; принципом презумпции состоятельности существующего законодательства; принцип равноценности всех видов прав человека), осмысление которых явилось одним из оснований социально-философской концептуализации проблемы правовой государственности. Придерживаясь принципа восхождения от абстрактного к конкретному, автор переходит к социально-философской концептуализации проблемы правовой государственности.
Глава II «Понятие правовой реальности: к онтологии правовой государственности». Автор рассматривает государство как правовую реальность, раскрывает ее сущность и условия существования. В связи с этим автор решает ряд вопросов: исследует историю понятия «правовая реальность», понимая «правовую реальность» как актуализированную волю.человека к свободе; рассматривает волю и свободу в их единстве; принимает в качестве субъекта правовой реальности субъекта волящего; раскрывает проблему сопряжения свободы и воли в правовой реальности и показывает ее неразрывную связь с проблемой справедливости и ответственности; выявляет способы уравновешивания свободы и необходимости в истории философской мысли.
Для знакомства с историей понятия «реальность» автор обращается к трудам Платона и переходит к рассмотрению «правовой реальности». Правовая реальность есть актуализированная воля человека к свободе. Свобода есть нечто иное, как правовая реальность.
Автор соотносит понятия «свобода» и «власть». Воля и власть замыкаются на субъекте воли, власти. Свобода и воля в правовой реальности выступают в неразрывной связи с проблемой справедливости и ответственности, которые нередко выступают аналогом проблемы свободы и права. Воля в правовой реальности должна рассматриваться, по мнению автора не иначе, как в морально - аксиологическом измерении бытия человека. Иначе говоря, правовая реальность необходимо связана с человеком и его волей. В этом смысле, воля не есть изолированная, самодостаточная сущность, абсолютная монада. Воля есть условие актуализации гармоничных социальных отношений в правовой реальности. Воля в рамках правовой реальности остается неизменной и не вопрошающей о справедливости. Именно воля как сохраняющая справедливость, состоящая в равенстве всех перед правом, в итоге выступает моральным основанием правовой реальности. Государство как правовая реальность должно владеть способами разрешения противоречий, нести ответственность за отсутствие опыта гармонизации отношений между людьми, социальными институтами, институтами
власти. Субъект правовой реальности как реальности предметной -правовой государственности — есть носитель сознательного усилия в виде актуализации единой цели государства и человека. Имея определенную направленность усилий на достижение этой единой цели, субъект является носителем правовой реальности. Иначе говоря, с одной стороны субъект правовой реальности актуализирует свою волю в самом себе и в конечном счете становится волей самой правовой реальности; с другой стороны, субъект сам есть реальность, разрешающая противоречия внутри правовой реальности. Субъект, реализующий ценностные основания правовой реальности, осуществляет ее связь с другими сферами общественного бытия. Субъект правовой реальности является с одной стороны творцом условий, с другой — объектом, который созидают или разрушают эти условия.
Субъект российской правовой государственности в единстве функциональных сущностных 'и структурных характеристик в современной социальной реальности не сформировался окончательно. В частности, у него отсутствует целенаправленное широкомасштабное воздействие на правовую реальность, на предмет ее трансформации в сторону максимального удовлетворения единого интереса - интереса человека, общества и государства. Вопрос о субъекте российской правовой государственности автор сводит к вопросу об уровне развития его правосознания и культуре реализации.
Глава III. «Правовая государственность — способ функционирования власти как созидательной силы». В исследовании правовой государственности, как специфического способа функционирования власти, автор останавливается на двух ее измерениях — метафизическом и физическом, как двух моментах социального бытия, точкой схождения (единством) которых является личностное измерение в духовном аспекте социальности.
Автор исходит из того, что власть в своей функциональности онтологична. Но власть не есть самость, причина самой себя, порождающее начало. Она функциональна в том смысле, что она всегда при ком-то. Власть есть функция социальной системы, одновременно она есть точка роста социальной системы. Если система не зиждется на духовных основаниях, ее ждет гибель.
Исследуя диалектику власти и опираясь на труды современных мыслителей, автор показывает, что власть несет в себе диалектику целого и части. «Категория власти выражает интегральную функцию социального целого в его потенциальной противоречивости, задавая его метафизическое измерение. Но категория власти выражает также и ту особенную функцию разбалансированной, развивающейся социальности, которая требует индивидуального выражения мощи, представляя
социальное целое в его актуальной противоречивости, задавая его физическое измерение. Драма этих двух властей, явленных в пространстве умозрения и чувственной достоверности, и образует подлинное содержание истории, общества и самой личности, выстраивающей свой алгоритм жизни «между двух огней» (В.Д. Жукоцкий). Актуальный синтез двух властей (власти в метафизическом измерении и власти в физическом измерении) достигается в кульминационной точке социального, в напряженном единстве двух властей - в личностном измерении власти.
Автор обращается к работам М.Вебера, который показал тотальную взаимосвязь собственно культурного и властно-метафизического в социуме и социально-экономического, генерирующего властно-физическую определенность социума. Примечательно то, что М. Вебер поднимает марксистскую методологию на качественно более высокий уровень. Он выступает против обособления чисто экономического фактора в социальной жизни, против искусственного противопоставления экономического и социального, экономического и культурного.
Власть и у Маркса и у Вебера в их понимании не есть самостоятельная онтологическая сущность, правящая миром и людьми. Власть это инструмент для решения насущных социальных проблем.
Правовая государственность, взятая в духовном модусе власти, по мнению автора, является формой (способом) и одновременно условием функционирования власти как созидательной социальной силы.
Кульминацией власти как социальной силы в ее духовном модусе являются в рамках заданной в диссертации тематизации, свобода и творчество, которые имеют социальное происхождение как и личность человека, которая имеет социальное по своей природе качество. Речь идет о способности человека обнаруживать и нести в себе целостность общества и культуры, презентировать эту целостность как объективную реальность миру через символические формы.
К сожалению, науке не известно, каким образом целостность общества и культуры скрепляются на почве индивида в энергетически властвующую форму личности. Между тем, факт, что это происходит, является неоспоримым фактом и не подлежит сомнению. Не подлежит сомнению и то, что качество личности индивид обретает, лишь будучи в субъект — объект — субъектном отношении.
Автор диссертации полагает, что сама формула «Б-О-Б» отношений, вернее - следование ей, есть естественная социальность отношений и право человека состоит в том, чтобы реализовывать естественную социальность на уровне государства. Правовая государственность есть не что иное, как реализация естественной социальности, как в рамках определенного государства так и за его пределами. Внутренний диалог,
корректируемый внешним диалогом, раскручивает личностное качество в человеке, создавая третье - совесть.
Личностная форма предстает в двух взаимосвязанных сторонах: 1) индивидуальная, единственная и неповторимая, внутренне развивающаяся, идеальная копая всей целостности объективного диалога — того, что Маркс назвал- «совокупностью всех общественных отношений»; 2) практическая сторона этого отношения — в совокупности всех общественных отношений. Практическая сторона это часть, это элемент социальной системы, хотя элемент активный, способный брать на себя функцию целого.
Автор отмечает, что формула Маркса о «сущности человека в ее действительности» имеет гегелевское происхождение. У Гегеля действительность это не то, что противостоит индивиду, как нечто внешнее, а напротив — она есть момент достигнутого единства внутреннего и внешнего, особый этап саморазвития сущности. Именно этот смысл, по мнению автора. Вкладывает Маркс в понятие совокупности всех общественных отношений, в равной мере представленных как в самой личности, так и вне её. Этот смысл автор распространяет и на государство в целом как «совокупность» всех общественных отношений - единства внутреннего и внешнего, этап саморазвития правовой сущности человека и государства (и государств).
Правовая государственность как качественная содержательность государства не противостоит личности, не господствует над ней, ибо она-сущность государства, реализуемая в социальном творчестве личности, а именно — в «Б-О-Б» - отношении, как отношении диалогичном. Правовая государственность, как форма в которой реализуются права человека на самоосуществление, самореализацию, делает само государство, как институт власти, творческим, созидательным.
Правовая государственность, как реализованное и реализуемое право человека любого государства на духовное творчество, которое есть не что иное, как диалог человека с миром, обеспечивает максимальную величину человеческого в социуме, и тогда у государственной власти не возникает вопроса о том, что делать ей со своим собственным могуществом.
Смыслообразующее начало культуры восходит к неустанной работе по снятию отчужденных форм социума, а также поддержанию тех форм, которые исторически неизбежны.
Этот субъективно-объективный процесс продуцирования смысла и значения человеческой жизнедеятельности имеет непосредственное отношение к способу функционирования власти как целого (в ее метафизической запредельности) и власти как части (в ее физической посюсторонности). В связи с этим автор переходит к рассмотрению
правовой государственности как условия преодоления человеком отчуждения и обретения им свободы.
Глава IV. «Правовая государственность как условие преодоления человеком отчуждения и приобретения им свободы».
Автор рассматривает правовую государственность как специфический способ бытия человека и государства.
Правовая государственность как качество бытия человека и государства в целом, есть фактор интеграции отношений, актуальная форма согласованных действий и преодоления отчуждения. Отчуждение — категория, описывающая парадоксальность человеческого бытия, процессы и ситуации, в которых человек становится чужд своей собственной деятельности, ее условиям, средствам и результатам, а также чужд самому себе. Отчуждение человека в XX веке стало глобальной общечеловеческой проблемой. Наблюдается отчуждение человека от его духовной сущности. Наблюдается отчуждение человека от его духовной сущности. В осмыслении отчуждения в рамках русской философии значительный интерес представляет философской наследие H.A. Бердяева, Л.И. Шестова, Ф.М. Достоевского. Анализ автором русской экзистенциальной философии позволяет выделить ряд особенностей, которые влияют на понимание отечественной правовой государственности, хотя конкретно столь глубоко этот вопрос русскими философами не рассматривался. Правовая государственность в рамках русской экзистенциальной философии может быть понята следующим образом. Человек как целое есть государство, высшим правом которого признается реализация божественной сущности посредством духовного творчества. Непризнание и отрицание божественного в человеке приводит к отчуждению от мира (от государства как социального института) и от самого себя.
Анализ автором русской экзистенциальной философии позволяет выделить ряд особенностей, которые влияют на понимание отечественной правовой государственности, хотя конкретно столь глубоко этот вопрос русскими философами не рассматривался. Правовая государственность в рамках русской экзистенциальной философии может быть понята следующим образом. Человек как целое есть государство, высшим правом которого признается реализация божественной сущности посредством духовного творчества. Непризнание и отрицание божественного в человеке приводит к отчуждению от мира (от государства как социального института) и от самого себя.
На основе анализа особенностей русского экзистенционализма выделяются признаки отчуждении: господство «всемства» (всеобщего), подавляющего индивидуальность; приоритет земных, относительных ценностей; отказ от высших ценностей (Любовь, Истина, Красота,
Свобода); отождествление счастья с успокоенностью и благополучием; приоритет в человеке рационального начала; отрицание противоречивости жизни, приоткрывающей тайну бытия.
В рамках исследования темы автор обращается к теоретической концептуализации форм отчуждения, разработанной К.Н. Исмагиловым, который соотносит понятие отчуждение с основным терминологическим аппаратом социальной философии и выстраивает цепочку «социальная форма - социальная связь - интегратор».
В исследовании правовой государственности как формы и условия преодоления человеком отчуждения автор обращается к теории действования Ю.Хабермаса, рассматривающего общественные отношения как особую форму социальных практик и как исторический процесс рационализации - «устранения тех отношений, которые не заметно встроены в структуры коммуникации». Ю Хабермас раскрывает термин «рационализация» через обращение к термину «социальная норма». Будучи предписанием, служащим указанием для социального бытия индивида, социальная норма способствует социальной упорядоченности, ее целостности. Постижение глубинной сути правовой государственности и ее реализации, по мнению автора, есть решающее условие преодоления конфликтных ситуаций, реальная возможность предупреждения негативных вызовов и деструктивного поведения. Правовая государственность как условие и одновременно форма преодоления человеком отчуждения и обретения им свободы есть актуализация потребностей человека, которая в свою очередь, в рамках понятой автором диалогической сущности правовой государственности не приводит к негативным последствиям.
Правовая государственность как качественно оформленное бытие человека в государстве не есть идеология, к которой нужно относиться скептически. Правовая государственность есть, по мнению автора, потребность. Человек испытывает потребность в правовой государственности как в актуализиции своего права, а не навязанного извне. Следуя вслед за К.Марксом, автор признает необходимость освободиться от иллюзии и идеологий, чтобы увидеть истинное положение дел. Учение Маркса, создавшего концепцию освобождения человека от оков зависимости, отчуждения, экономического порабощения, как нельзя лучше отражает ценностные приоритеты самого автора диссертации в понимании им сущности правовой государственности.
Формирование и развитие правовой государственности — достояние здорового общества, способного обнаруживать и признавать свои ошибки, эволюционировать созидая. В этом, и только в этом смысле правовая государственность обеспечивает человеку социальную безопасность. Правовая государственность обеспечивает государству, по мнению
автора, здоровое его существование, ибо каждый человек в нем свободен. Человек на протяжении многих веков создал такую культуру, освоив которую он, по мнению Маркса, сможет лишь тогда, когда получит свободу, когда освободится от оков — и не только от гнета экономической бедности, но и от духовного обнищания, на которое он обречен в мире отчужденного труда. Исследование автором феномена правовой государственности в аспекте его диалоговой сущности раскрывает новые грани учения Маркса, открывает истинный смысл правового бытия государства и в государстве. Правовая государственность является не чем иным, как явленностью свободной воли человека, которая оказывается волей к отношению, конституирующим основанием которого выступает диалог, обеспечивающий конструктивную линию существования государства и человека в нем, как двух сторон одной медали — истинно социальног бытия.
В настоящее время проблема отчуждения и самоотчуждения остается жизненно важной проблемой, которая проявляется и в личной жизни человека, и во всех сферах общественной деятельности: экономической, политической, социальной, духовной. Отчуждение есть результат неразрешенных противоречий индивидуального и общественного бытия человека. Правовая государственность как качественная фора бытия человека и его условие, по мнению автора, позволяет эти противоречия в определенной мере разрешить. Правовая государственность, в основе которой лежит гуманизация всей системы общественных отношений — магистральный путь преодоления человеком отчуждения и обретения им свободы.
Свобода есть не что иное, как актуализированная форма отношения человека к бытию. Свобода есть само отношение. Для человека понять и до конца реализовать природу собственного отношения к бытию означает осознать себя на уровне утверждения себя как свободы, на уровне утверждения своих человеческих прав. Правовая государственность дает человеку полноту его самореализации,
В Заключении подведены итоги проведенного исследования.
Положения, содержащие элементы новизны и выносимые на
защиты
I. Правовая государственность есть специфическая качественная форма реализации прав человека и государства в целом, в которой актуализируется и реализуется их диалогическая природа, в результате чего устраняются отношения принуждения, преодолевается отчуждение и обретается свобода.
2. Государство как правовая реальность есть свобода, а именно -актуализация высшего права человека и государства на само-бытие.
3. Правовая государственность в ее духовном модусе приводит к пониманию власти как созидательной социальной силы.
4. Правовая государственность, как качественное содержание бытия человека и государства в целом, является интегральной формой диалогических отношений человека с миром, позволяет человеку преодолеть отчуждение и обрести свободу, которая находит свое выражение в творчестве, как в специфически человеческом способе бытия. Творчество — сущность правового государства.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Оплетаева Е.М. Реинтерпретация сущностных характеристик феномена правового государства в философской традиции// Молодежь и духовность. Материалы студенческого семинара. Хабаровск, 2002, с. 101106.
2. Оплетаева Е.М. К оформлению всеобщих правовых принципов как основания концепции правового государства // Дефиниции социальной философии. Ханты-Мансийск, 2002, с. 17-22.
3. Оплетаева Е.М.Гражда некое общество и правовое государство.// Материалы всероссийской научно-практической конференции. Сургут, 2003, с. 19-21.
4. Оплетаева Е.М. Конституционность и правотворчество (в соавторстве) // Актуальные проблемы социальной философии. Томск, ТГ1У, 2006, с.24-27.
5. Оплетаева Е.М. Гуманистическая природа правового государства// Актуальные проблемы социальной философии. Томск, ТПУ, 2006, с. 3336.
Оплетаева Елена Михайловна
КАТЕГОРИЯ И ФЕНОМЕН ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ
АСПЕКТ
В авторской редакции
Подписано к печати 26.10.2006 г.
Формат 60x84 1/16 Объем 1,0 п.л.
Заказ № 721 Тираж 100 экз.
Челябинская государственная академия культуры и искусств 454091 Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а. Лицензия ИД № 06283 от 16.11.01
Отпечатано в типографии ЧГАКИ. Ризограф.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Оплетаева, Елена Михайловна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования категории и феномена правовой государственности.
ГЛАВА II. Понятие правовой реальности: к онтологии правовой государственности.
ГЛАВА. III. Правовая государственность - способ функционирования власти как созидательной силы.
ГЛАВА IV. Правовая государственность как условие преодоления человеком отчуждения и обретения им свободы.
Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Оплетаева, Елена Михайловна
Актуальность темы исследования. Исследование категории и феномена правовой государственности актуально с теоретической, и с практической точек зрения.
Во-первых, осмысление феномена правовой государственности входи i в общую программу современных мировых научных исследований.
Во-вторых, исследование феномена правовой государственности, понимаемой и как способ организации бытия социума, и как сущностная его сила, приобретает в настоящее время актуальность в связи с усложнением и противоречивым взаимодействием человека и государства. В связи с этим актуальным становится поиск способов согласования устремлений двух сторон: человека и государства для поддержания конструктивных отношений между ними.
В-третьих, проводятся правовые реформы на государственном уровне, но в силу недостаточности знания фундаментальных основ правотворчества и принципов нормативного регулирования общественного развития, правовые реформы часто носят поверхностный и непоследовательный характер, затрудняя прогнозирование различного рода ситуаций и поведения человека в социуме.
В-четвертых, исследование проблемы правовой государственности вызвано мировыми тенденциями к изменению отношения к человеку и его роли в обществе. Речь идет о поиске новых оснований идентичности и выявлении способов ограничения негативных проявлений индивидуализма. Для формирования и развития правовой государственности необходимы определенная мера автономии личности по отношению к государству, обладание неогьемлемыми правами, умение соотносить и согласовывать свои интересы с интересами других, проявлять социальную активность во взаимном признании прав и исполнении обязанностей и т.п. В связи с этим встает проблема способов их реализации в условиях периодической трансформации общества. Необходимой предпосылкой разрешения этой проблемы является, по мнению автора, нормативная рациональность -внутренний нравственный императив, ограничивающий эгоистичные проявления индивида, и ориентирующая на единую глобальную цель - на поддержание чувства сопричастности к отдельному государству, доминирующей ценностью которого является признание наравне со значимостью собственных прав (прав государства) значимости прав каждого человека.
В-пятых, исследование проблемы правовой государственности актуально для выяснения состояния дел в российском государстве на уровне реализации его правовой сущности.
Таким образом, постановка и исследование проблемы правовой государственности в рамках социально-философской рефлексии позволяет, во-первых, создать прочную теоретико-методологическую основу познания истинного правового устройства государства; во-вторых, конституировать правовую государственность как одно из условий преодоления человеком отчуждения и обретения им свободы.
Степень разработанности проблемы. На правовое государство как на теоретическую модель ученые и мыслители обращают пристальное внимание, начиная с Нового времени. В трудах современных политологов и правоведов проблема правового государства - одна из самых разработанных. В рамках этой проблемы изучены политические и правовые механизмы функционирования правового государства, четко зафиксированы основные его признаки, исследованы правовые принципы. Проблема правового государства исследуется рядом современных отечественных философов, политологов, правоведов, социологов (В.П. Алексеев, С.С. Алексеев, Г.И.
Вайнштейн, JI.C. Васильев, Л.И. Глухарева, Г.Г. Дилигенский, В.В. Ильин, И.И. Кравченко, В.В. Лапкин, И.И. Лукащук, А.В Назарчук, К.Г. Холодковский и др.).
Имеются многочисленные исследования взаимоотношений государства и общества (Н.М. Воскресенская, Е.Е. Вяземский, Н.В. Давлетшина, К.Г. Гаджиев, Н.Д. Колотаева, Ю.А. Красин, Н.М. Кропачев, Н.С. Новикова, А.П. Плетаков, Б.С. Спиваков, В.Я. Филимонова и др.).
Бесспорный интерес представляют труды известного российского ученого, академика В.Н. Кудрявцева, призывающего объединить усилия представителей всех общественных наук с целью решения вопросов, имеющих первостепенную значимость для развития российского общества. В работе «Правовое поведение: норма и патология» В.Н. Кудрявцев анализирует понятие социальной нормы через различные аспекты: правило (предписание) выступающее как «должное»; объективное поведение как «сущее»; субъективное представление о «сущем» и «должном», как элементе общественного и индивидуального сознания.
Проблема правовой государственности является рядом расположенной с проблемой гражданского общества. Появляется представление о гражданском обществе как динамичной разнородной сфере, осуществляющей сотрудничество с государством и имеющей своей главной функцией в процессе коммуникации структур общественности поиск консенсуса, приход в результате диалога к новым истинам, актуальным на данном этапе и доведенным до государственной власти (Ю. Хабермас).
В ряде работ высказываются предположения по поводу перспектив становления гражданского общества в России (В. Волков, А.Галкин, Г.Г. Дилигенский, А.Б. Зубов, И.И. Кравченко, И.Б. Левин, А .Я. Лившин, В. Максименко, А.Н. Медушевский, М.И. Новинская, В.Б. Пастухов, С.П. Перегулов, А.В. Пыжиков, А.Д. Степанский и др.).
Раскрывается роль правового образования в решении проблем правового регулирования общественных отношений (Н.И. Ивановский, А.С. Шабуров, Н.И. Элиасберг и и др.).
Имеется ряд зарубежных исследований правовой государственности (К.О. Апель, Э. Арато, У. Бек, Р.А. Даль, М. Кастельс, Дж. Л. Коэн, А. Круассан, С.М. Липсет, Н. Луман, В. Меркель, Д. Норт, Ф. Шмиттер, А. Этциони и др.).
Ряд авторов рассматривает правовую систему как институциализированную форму выражения базовых человеческих потребностей и проявлений (Дж. Марфи, Дж. Стефен, Дж. Хэмптон и и др.).
Несмотря на многочисленные исследования феномена государства, остается малоизученной проблема правовой государственности как специфического явления, в его социально-философском аспекте с точки зрения духовного бытия человека. Имеет место некоторая разность подходов к проблеме правовой государственности, отсутствует единая позиция по поводу определения сущности правовой государственности. В социальной философии преобладает представление о правовом государстве как неизбежной, однонаправленной, однозначно заданной магистрали политико-правовой эволюции гражданственности. Данное (хотя и прогрессистское) представление страдает однобоким видением социальной реальности, задающим жесткий универсальный сценарий развития цивилизации без учета возникающих в настоящем и возможно в будущем факторов глобального масштаба.
Автора диссертации интересуют внутренние закономерности отечественной правовой государственности и правовой государственности как социокультурного достояния человеческой цивилизации.
Социально-философский анализ феномена правовой государственности позволяет, по мнению автора, глубже понять суть этого явления.
Ретроспективный взгляд на правовую государственность способствует формированию объемного видения этого феномена как предмета социально-философского исследования, раскрывающего принципиально новые его фан и.
Объект исследования: государаво как форма быгия человека. Предмет исследования: правовая государственность как социально-философская категория и социокультурный феномен в аспекте духовного модуса правового бытия человека и способов его реализации.
Цель исследования: придать категории «правовая государственность» социально-философский статус и исследовать феномен правовой государственности в контексте духовного бытия человека. Задачи, обусловленные целью, состоят в следующем:
1. Совершив социально-философский экскурс в исследование категории и феномена правовой государственности, дать понятие права и государства в их единстве, выявить основания типологии моделей понимания правовой государственности, исследовать всеобщие правовые принципы для социально-философской концептуализации проблемы правовой государственности.
2. Исследуя государство как правовую реальность, раскрыть онтологию правовой государственности.
3. Показать, что правовая государственность в ее духовном модусе есть способ функционирования власти как конструктивной социальной силы.
4. Рассмотреть правовую государственность как условие преодоления человеком отчуждения и обретения им свободы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: 1. Автор разрабатывает понятие «правовая i осударственность» и придает ему строго социально-философский статус, а именно - правовая государственность есть специфическая качественная форма реализации прав человека и государства в целом, в которой актуализируется и реализуется их диалогическая природа, в результате чего устраняются отношения принуждения, преодолевается отчуждение и обретается свобода.
2. Раскрыта онтология правовой государственности.
3. Правовая государственность в ее духовном модусе рассмотрена с точки зрения понимания власти как созидательной социальной силы.
4. Исследована правовая государственность в качестве необходимого условия преодоления человеком отчуждения и обретения им свободы.
Теоретико-методологическая основа исследования. Автор использует методы современного научного познания общественных явлений (наблюдение, анализ, синтез, гипотетический метод, и др.). Широко используется диалектический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод моделирования, сравнительного исследования, исторический метод, метод аналогизирующего переноса.
Философско-методологическую основу диссертационного исследования составляют теории естественного права, общественного договора, которые отражены в работах представителей западноевропейской философской традиции (Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др.), теории эпохи европеизации России и консервативные (К.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев, Ф. Прокопович, В.Н. Татищев и др.), теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас).
Источниковая база исследования.
Теоретической и эмпирической базой исследования послужили: а) классические философские тексты (Аристотель, Н.А. Бердяев, М.В. Вебер, Г.В.Ф. Гегель, Т. Гоббс, Ф.М. Достоевский, Х.И. Зандкюлер, И.А. Ильин, И.Кант, Г.Ф. Лейбниц, К.Маркс, Платон, Вл. Соловьев, Б. Спиноза, Ю. Хабермас, Ф.В.И. Шеллинг, Л. Шестов, А. Шопенгауэр, Ф. Энгельс и др.); б) исследования современных отечественных философов (А.Я. Азаров, С.С.
Алексеев, Р.Г. Апресян, Н.Г. Апухтина, В.И. Бошко, М.Ф. Быкова, К.С. Гаджиев, А.А. Гусейнов, В.Д. Жукоцкий, М.М. Журавлев, Д.А. Керимов, Б.А. Кистяковский, С.А. Комаров, A.JI. Коновалов, В.Н. Кудрявцев, Н.И. Лапин, В.А. Лекторский, B.C. Мальковский, С.М. Марайкин, II.H. Новгородцев, А.С. Панарин, И.А. Попов, П.А. Сапрунов, И.Л. Чесi нов и др.); в) эмпирические материалы, наработанные автором в процессе юридической и преподавательской деятельности.
Теоретическая значимость работы заключается в придании категории правовой государственности социально-философского статуса и осуществлении социально-философского анализа феномена правовой государственности, раскрывающего ее роль и значение для конструктивного бытия человека в социуме. Содержание диссертации расширяет представление об особенностях правовой государственности, обогащает спектр научных исследований проблемы и способствует решению ряда научно-исследовательских проблем, связанных с изучением правовой государственности в России и способов ее реализации. Результаты исследования могут стать предпосылкой дополнительных разработок проблемы правовой государственности в различных областях познания на более конкретном уровне ее исследования.
Практическая значимость исследования. Результаты социально-философского осмысления феномена правовой государственности могут использоваться в учебных курсах по социальной философии, философии права, социологии, культурологии, теории государства и права, истории правовых учений, юридической психологии и других дисциплинах, а также в проведении семинаров для аспирантов и соискателей по специальности «Социальная философия».
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на кафедрах философии в Челябинском государственном университете и
Томском политехническом университете, по теме диссертации опубликовано 5 научных работ. Основные положения доложены автором на ряде региональных конференций (Хабаровск, 2002, Ханты-Мансийск, 2003, Сургут, 2003, Томск - 2006), результаты исследования нашли отражение в лекционной работе в Российском государственном социальном университете, и в юридической практике автора.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 135 страницах машинописного текста, список литературы включает в себя 150 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Категория и феномен правовой государственности: социально-философский аспект"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследуя категорию и феномен правовой государственности, автор пришел к выводу, что эта тема была предметом обсуждения, начиная с древних времен. Однако в таком понимании, а именно - в понимании автором правовой государственности как специфической качественной формы реализации прав человека и государства в целом, в которой актуализируется и реализуется их диалогическая природа, эта тема получает новое звучание.
Соблюдая логику исследования правовой государственности как специфической формы бытия человека, которая реализовалась в решении поставленных автором задач, автор пришел к теоретическим положениям, которые содержат элементы новизны и выносятся на защиту:
1. Правовая государственность есть специфическая качественная форма реализации прав человека и государства в целом, в которой актуализируется и реализуется их диалогическая природа, в результате чего устраняются отношения принуждения, преодолевается отчуждение и обретается свобода.
2. Государство как правовая реальность есть свобода, а именно -актуализация высшего права человека и государства на самобытие.
3. Правовая государственность в ее духовном модусе приводит к пониманию власти как созидательной социальной силы.
4. Правовая государственность, как качественное содержание бытия человека и государства в целом, является интегральной формой диалогических отношений человека с миром, позволяет человеку преодолеть отчуждение и обрести свободу, которая находит свое выражение в творчесгве, как в специфически человеческом способе быгия. Творчество - сущность правового государства.
Список научной литературыОплетаева, Елена Михайловна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Алиева, А. Л. Вопросы нравственности и права в религиозной философии Вл. Соловьева Текст. / А.Л. Алиева // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1999. - № 5. - С. 7287.
2. Азаров, А. Я. Права человека. Новое знание Текст. / А. Я Азаров ; М. : Наука, 1995.-64 с.
3. Алексеев, С. С. К вопросу об общем понятии права Текст. / С. С. Алексеев// Государство и право. 1993.-№6-С. 128-133.
4. Алексеев, С. С. Право. Азбука. Теория. Философия Текст. / С. С. Алексеев ; М.: Статут, 1999. - 709 с.
5. Алексеева, Т. А. Демократия как идея и процесс Текст. / Т.А. Алексеева // Вопросы философии. 1996. - № 6 - С. 54-71
6. Алмонд, Г., Верба, С. Гражданская культура и стабильность демократии Текст. / Г. Алмонд, С. Верба // Полис. 1992. - № 4. - С. 122- 135.
7. Апресян, Р. Г. Научно-просветительский центр «Этика ненасилия» Текст. / Р. Г. Апресян // Вопросы философии. 1992. - № 3. - С. 183185.
8. Апресян, Р. Г., Гусейнов А. А. Демократия и гражданство. Текст. / Р. Г. Апресян, А. А. Гусейнов // Вопросы философии. 1996. - № 7. - С. 3-5.
9. Аристотель, Афинская полития. Государственное устройство афинян. Пер. и коммент. С. И. Радцига. [Текст] / Аристотель ; М. : Гос. публ. ист. б-ка России, 2003. - 226 с.
10. Ю.Аристотель, Филос. наследие ; Т. 4 / Ред. А. И. Доватур, Ф. X. Кессиди; Примеч. В. В. Бибихина и др. [Текст] / Аристотель ; М. : Мысль, 1983.-830 с.
11. Ахиезер, А. С. Как «открыть» закрытое общество. Текст. / А. С. Ахиезер ; М.: Магистр, 1997. - 39 с.
12. Баллестрем, К. Г. Апории теории тоталитаризма Текст. / К. Г. Баллестрем // Вопросы философии. 1992. - № 5. - С. 16-28.
13. Бегинин, В. П. Общественное правосознание и государственноеib. Текст. / В. И. Бегинин ; Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1993. - 130 с.
14. М.Бердяев, Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого О назначении человека Текст. / Н. А. Бердяев ; -М.: Республика 1993.-458 с.
15. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. Царство Духа и царство Кесаря. Текст. / Н. А. Бердяев -М. :Наука.- 1995.247 с.
16. Бердяев Н. А. Государство. Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Текст. СПб., 1994. 576 с.
17. П.Бердяев Н. А. Оправдание неравенства. Текст. / Н. А. Бердяев ; М. Мысль. - 1990.476 с.
18. Берман, Г. Д. Западная традиция права: эпоха формирования Пер. с англ. [Текст] / Г. Д. Берман ; М.: Изд-во МГУ, 1994. - 590 с.
19. Бикметов, Р. М. Открытое общество и свобода политических дискуссий. Проблема формирования открытого общества в России. Текст. / P.M. Бикметов ; М.: Магистр, 1997, - 31 с.
20. Бланкенагель, А. О понятии правового государства Текст. / А.О. Бланкенагель // Общественные науки и современность. 1990. - № 2. -С. 47-58.
21. Богданов, А. А. Падение великого фетишизма (Современный кризис идеологии) Вера и наука. Текст. / А. А. Богданов ; СПб. : Дороватский и Чарушников, 1910. - 223 с.
22. Быкова, М. Ф. Рец. на кн.: Хейде Л. Осуществление свободы. Введение в Гегелевскую философию права Тексг. / М. Ф. Быкова // Вопросы философии. 1997. - № 11. - С. 23-56.
23. Валлерстайн, И. М. Непреодолимые противоречия либерализма: права человека и права народов в гео-культуре современной мир-системы Текст. / И. М. Валлерстайн // Рубежи. 1995. - № 2. - С. 124-130.
24. Вебер, М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания. Избранные произведения Пер. с нем. . [Текст] / М. Вебер ; М.: Прогресс, - 1990. - 804 с.
25. Вишняк, М. В. Личность в праве. 2-е изд. Текст. / М.В. Вишняк ; -Петроградъ, -1917, 88 с.
26. Власть и право: Из истории русской правовой мысли. Текст. / Л., 1990.- 120 с.
27. Воробей, Ю. Д. Как жить: по закону, по совести? ( Нравственные искания русской религиозной философии ) Текст. / Ю. Д. Воробей // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2000. - № 2. - С. 28-42.
28. Гаджиев, К. С. Заметки о перспективах российской государственности Текст. / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. 1994. - № 9. - С. 8-15.
29. Гаджиев, К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования Текст. / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. 1991. - № 7. - С. 21 -22.
30. Гаджиев, К.С. Размышления о свободе Текст. / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. 1993. - № 2. - С. 33-46.
31. Гаджиев, К.С. Тоталитаризм как феномен XX века Текст. / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. 1992. - № 2. - С. 3-25.
32. Гаджиев, К. С. Эпоха демократии? Текст. / К.С. Гаджиев // Вопросы философии. 1996. - № 9. - С. 3-22.
33. Гаджиев, К. С. Политическая идеология: концептуальный аспект Текст. / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. 1998. - № 12. С. 3-21.
34. Гегель, Г. В. Наука логики. Текст. / Георг Вильгельм Фридрих Гегель ; -М.: Мысль, 1998.- 1067 с.
35. Гегель, Г. В. Энциклопедия философских наук Текст. / Георг Вильгельм Фридрих Гегель ; Рига : Звайгзне, - 1981. - 118 с.
36. Гегель, Г. В. Философия права Текст. / Георг Вильгельм Фридрих Гегель ; М.: Мысль, 1990. - 524 с.
37. Геллнер, Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники: Пер. с чешского. [Текст] / Эрнест Гелнер ; -М.: Ad. Marginem, 1995. 239 с.
38. Гертых, В. Свобода и моральный закон у Ф.Аквинского Текст. / Войцех Гертых // Вопросы философии . -1994. № 1. - С. 87-101.
39. Гоббс, Т. Философское наследие Текст. : В 4 г. Т. 2 : Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Томас Гоббс ; М.: Мысль. - 1991. - 735 с.
40. Гражданское общество и проблемы безопасности в России (материалы «круглого стола») Текст. // Вопросы философии. 1995. - № 2. С. 1836.
41. Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») Текст. // Вопросы философии. 2002. - № 1. - С. 12-50.
42. Грушин, Б. А. Возможность и перспективы свободы Текст. / Б. А. Грушин // Вопросы философии. 1988. - № 5. С. 3-13.
43. Гусейнов, А. А. Мораль и ненасилие Текст. / А. А. Гусейнов // Вопросы философии. 1990. -№ 5. С. 127-137.
44. Гусейнов, А. А. Этика ненасилия Текст. / А. А. Гусейнов // Вопросы философии. 1992. - № 3. - С. 72-82.
45. Гуссерль, Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Перевод с нем. Д. В. Скляднева. [Текст] / Эдмунд Гуссерль ; СПб. : Наука: С.-Петерб. изд. фирма: Ювента. - 1998. - 315 с.
46. Дарендорф, Р. Дорога к свободе: Демократизация и ее проблемы в Восточной Европе Текст. / Р. Дарендорф // Вопросы философии. -1990.-№9.-С. 69-75.
47. Демократические переходы: варианты путей и неопределенность результатов. «Круглый стол» Текст. // Полис. 1999. - № 3. - С. 23-41.
48. Дябло, В. К. Учение Канта о соотношении нравственности и права Текст. Сб. Вопросы теоретического наследия И. Канта. Вып. 3 / В. К. Дябло ; Калининград. - 1978. - 250 с.
49. Евлампиев, И.И. Философские и правовые взгляды И.А.Ильина Текст. / И. И. Евлампиев// Правоведение. -1992. № 3. - С. 81-93.
50. Жукоцкий, В. Д. Едва заметный пунктир истины: Гражданин, гражданское общество и «дикта1ура пролетариата». Текст. / В. Д. Жукоцкий // Свободная мысль. XXI век. 2003. - № 1. - С. 80-95.
51. Жукоцкий, В.Д. Власть как социальная сила Основания социального бытия Серия «Философское образование» Вып. 25 Текст. / В. Д. Жукоцкий ; Екатеринбург : Изд-во УрГУ. - 2002. 95 с.
52. Иеринг, Р. Борьба за право Текст. [Пер. с 13-го нем. изд.] / Рудольф Иеринг ; М.: Феникс. - 1991. 256 с.
53. Ильенков, Э.В. Философия и культура. Текст. / Э. В. Ильенков ; М. : Политиздат. - 1991. - 63 с.
54. Ильин, И. А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) Текст. / И. А. Ильин // Правоведение. 1992. - № 3. С. 93-99.
55. Ильин, И. А. Собрание сочинений Текст. : В 10 т. Т. 4 : Понятие права и силы: Опыт методологическою анализа / Иван Александрович Ильин ; М.: Рус. кн. - 1994.-558 с.
56. Ильин, И. А. Собрание сочинений Текст. : В 10 т. Т. 5 О сопротивлении злу силою / Иван Александрович Ильин ; М. : Рус. кн. - 1995.-604 с.
57. Ильин, И. А. Путь духовного обновления. Текст. / Иван Александрович Ильин ; М.: Альта-Принт. - 2006. - 448 с.
58. Исмагилов, К. Н. О проблеме методологии анализа социальных конфликтов. Социальные конфликты: роль органов власти и общественно-политических сил в их регулировании. Вып. 3. Текст. / К. Н. Исмагилов ; Екатеринбург : Изд-во УрГУ. - 1992. 152 с.
59. Кант, И.Сочинения Текст.: В 6 т. Т. 2 / И. Кант ; М.: Мысль. - 1964. -512с.
60. Кант, И.Сочинения Текст. : В 6 т. Т. 2 / И. Кант ; М.: Мысль. - 1965. -480 с.
61. Кузнецов, В. И. Философия права Иммануила Канта Текст. / В. Н. Кузнецов // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. -1999.-№3. С. 42-55.
62. Капелюшников, Р. П. «Дорога к рабству» и «дорога к свободе»: полемика Ф.Хайека с тоталитаризмом Текст. / Р. П. Капелюшников // Вопросы философии. 1990. -№-10. С. 133-148.
63. Катков, В. Д. Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция Текст. / В. Д. Катков ; Одесса. - 1913. 407 с.
64. Качоха, В. К. К. Поппер: альтернатива обществу будущего Текст. / В. К. Качоха // Вопросы философии. 2002. - № 6. - С. 48-59.
65. Качоха, В. Проблема общего блага в современной демократии Текст. / В. Качоха // Вопросы философии. 2000. - № 9. - С. 57-64.
66. Керимов, Д. А. Методологические функции философии права Текст. / Д. А. Керимов // Государство и право. 1995. - № 9. - С. 15-22.
67. Керимов, Д. А. Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология (А.П. Альбов, Д.В. Масленников, А.И. Числов, С.В. Филиппова. Автор и руководитель проекта В.П. Сальников) Текст. / Д. А. Керимов ; СПб.: Алетейя. - 1997. - 398 с.
68. Кечекьян, С. Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве Текст. / С.Ф. Кечекьян ; М.-Л. - 1947. - 398 с.
69. Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое Текст. / Б. А. Кистяковский // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 23-51.
70. Кистяковский Б. А. Права человека и гражданина Текст. / Б. А. Кистяковский // Вопросы жизни. 1905. - № 1. С. 32-71.
71. Кис1яковский Б. А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. Текст. / Б. А. Кистяковский ; -М.- 1916. 450 с.
72. Кистяковский Б. А. В защиту права. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции Текст. / Б. А. Кистяковский М. - 1990. - 358 с.
73. Клямкин, И. Новая демократия или новая диктатура Текст. / И. Клямкин // Новый мир. 1995. - № 4. - С. 129-143.
74. Клямкин, И. Посткоммунистическая демократия и ее исторические особенности в России Текст. / И. Клямкин // Полис (Политические исследования). 1993. - № 2. - С. 12-32.
75. Козлихин, И. Ю. Идея правового государства: история и современность Текст. / И. Ю. Козлихин ; СПб. : Изд-во С.-Петербург, ун-та. - 1993. - 150 с.
76. Комаров, С. А., Малько А. В. Теория государства и права. : Учеб. -метод, пособие для студентов, обучающихся по спец. и направлению «Юриспруденция» : Крат. учеб. для вузов Текст. / С. А. Комаров, А. В. Малько ; М.: Норма : ИНФРА. М. - 1999. - 440 с.
77. Кондрашева, Е. М. Теория и практика античной демократии. Текст. / Е. М. Кондрашева ; Новосибирск.: НГУ. - 1994. 126 с.
78. Коновалов, А. Л., Ознобищев, С. К1., Рац, М. В. Путь России: модернизация или развитие? Альтернативы модернизации российской экономики. Текст. / А. Л. Коновалов, С. К. Ознобищев, М. В. Рац ; М. : Мысль. - 1997.389 с.
79. Конституция Российской Федерации Текст. : офиц. текст. М. : Маркетинг, 2001. - 39 с.
80. Коркунов, Н. М. История философии права : Пособие к лекциям Текст. ) Н.М. Коркунов ; СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича. - 1915. -508 с.
81. Кисель, М. А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра Текст. / М. А. Кисель // Вопросы философии. 1994. - № 11. - С. 88-95.
82. Козин, Н. Г. Бегство от России. К логике исторических потрясений России в XX веке. Текст. / Н. Г. Козин ; Саратов : Надежда. - 1996. -165 с.
83. Кудрявцев, В. Н. Закон, поступок, ответственность Текст. / В. Н. Кудрявцев ; М.: Наука. - 1986. - 450 с.
84. Кудрявцев, В. Н., Лукашева, Е. А. Новое политическое мышление и права человека Текст. / В. Н. Кудрявцев, Е. А. Лукашева // Вопросы философии. 1990.-№5.-С. 3-11.
85. Кузнецов, Э. В. Философия права в России Текст. / Э. В. Кузнецов ; -М. :Юрид. лит. 1989.-205 с.
86. Курскова, Г. Ю. Тоталитаризм на перекрестке мнений Текст. ) Г. Ю. Курскова // Социально-гуманитарные знания. 1999. - №1. С. 191-208.
87. Кучуради И. Справедливость социальная и глобальная Текст. // Вопросы философии. 2003. - № 9. С. 17-20.
88. Лапин, Н. И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации Текст. Н. И. Лапин // Вопросы философии. 1992. - № 12. -С. 29-41.
89. Лапшина, Л. П. Проблемы соотношения права и нравегвенности в правовых взглядах B.C. Соловьева Текст. / Л. П. Лапшина // Вестник Удмуртского университета. 1996. - № 1. - С. 34-50.
90. Лекторский, В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме Текст. / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1997. - № 11. - С. 46-54.
91. Лекторский, В. А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм Текст. / В. А. Лекторский // Вопросы философии. -2001.-№4.-С. 3-9.
92. Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра Текст. / Н. О. Лосский ; -М.: Политиздат. 1991. - 367 с.
93. Лукач, Н. М. Отчуждение в праве Текст. / Н.М. Лукач ; М. : Маркетинг 1994. - 256 с.
94. Маньковский, В. С. Учение Гегеля о государстве и современность Текст. / В. С. Маньковский ; М.: Наука. - 1989. 281 с.
95. Марайкин, С. И. Философские основания правовой реальности (опыт анализа). Педагогические и философские аспекты образования. Текст. сб. научных трудов / С. И. Марайкин ; Магнитогорск : МаГУ. - 2004. 342 с.
96. Марайкин, С. И. Реальность и право Материалы к спецкурсу Текст. / С. И. Марайкин ; Магнитогорск.: МаГУ. - 2004. - 174 с.
97. Маритен, Ж. Человек и государство. Пер. с англ. . [Текст] / Ж. Маритен ; М.: Идея-Пресс. Дом интеллект, ан. - 2000. - 195 с.
98. Маркс, К., Эшельс, Ф. Избранные произведения Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс ; М.: Прогресс - 1987. - 767 с.
99. Маркс, К., Энгельс, Ф. Избранные сочинения Текст.: В 9 т. Т.2. Святое семейство или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании / К. Маркс, Ф. Энгельс ; М.: Политиздат. - 1984. 365 с.
100. Маркс, К., Энгельс, Ф. Избранные произведения Текст.: В 3 т. Т.1. / К. Маркс, Ф. Энг ельс ; М.: Прогресс. - 1981. - 616 с.
101. Маркс, К., Энгельс, Ф. Избранные произведения Текст.: В 3 i. Т.2. / К. Маркс, Ф. Энгельс ; М.: Прогресс. - 1981. - 536 с.
102. Маркс, К., Энгельс, Ф. Избранные произведения Текст.: В 3 т. Т. 2./К. Маркс, Ф. Энгельс;-М.: Прогресс. 1981.-613 с.
103. Моисеев, И. И. Алгоритмы развития Текст. / И. Н. Моисеев ; -М.: Наука. 1987.-302 с.
104. Монтескье, Ш. О духе законов Сост. и пер. А. В. Матешук. [Текст] / Шарль Луи Монтескье ; М.: Мысль. - 1999. 672 с.
105. Мчедлов М.П. Проблема толерантности в постсоветской России Текст. // Философские науки. 2002. - №4
106. Нерсесянц, В. С. Философия права Гегеля Текст. / В. С. Нерсесянц ; М.: Юристъ. - 1998. - 350 с.
107. Нерсесянц, В. С. Право и закон: их различение и соотношение Текст. / В. С. Нерсесянц // Вопросы философии. 1988. № 5. С. 19-32.
108. Нерсесянц, В. С. Философия права : учеб. для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям Текст. / В. С. Нерсесянц ; М.: Норма. - 1998. - 835.
109. Нерсесянц, B.C. Право и закон. Из истории правовых учений Текст. В. С. Нересесянц ; М.: Наука. - 1983. - 366 с.
110. Нерсесянц, В. С. Правовое государство: история и современность Текст. / В. С. Нерсесянц // Вопросы философии 1989. № 2. С. 3-16.
111. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра сборник : пер. с нем. [Текст] / Ф. Ницше ; М.: Эксмо. - 2005. - 1019 с.
112. Новгородцев, П. И. Об общественном идеале Текст. Власть и право. Из истории русской правовой мысли / П. И. Новгородцев ; М. : Л.- 1991.-625 с.
113. Новый социально-философский словарь Текст. / Екатеринбург, - 1999.-567 с.
114. Попов, И. А. Онтологические исследования нормы права (социально-философский аспект) Текст. / И. А. Попов ; М.: - 2003, 192 с.
115. Проблемы гуманизма и насилия в русской революционной традиции Текст. // Философские науки. 1991. - № 2. - С. 11 -27.
116. Право и правовое регулирование в системе устойчивого социального развития. Материалы конф., 5-6 апр. 1994 г. Новосибирск Текст. / Новосибирск : ИФПр. - 1995. - 164 с.
117. Право. Свобода. Демократия: (Материалы «круглого стола») Текст. // Вопросы философии. 1990. - № 6. - С. 46-63.
118. Рац, М. В. Какое государство мы построили? Тека. / М. В. Рац // Власть. 1997.-№ 12.-С. 3-9.
119. Розенталь, М. М. Учение Гегеля о диалектических противоречиях и марксизм Текст. / М. М. Розенталь // Вопросы философии. 1974. -№8.-С. 12-19.
120. Руссо, Ж. Ж. Об общественном договоре : Трактаты Текст. / Ж. Ж. Руссо ; М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле. - 1998. - 414
121. Самсонова, Т. Ы. Справедливость равенства и равенство справедливости. Из истории западноевропейской утопической мысли XVI-XIX вв. Текст. / Т. Н. Самсонова ; М. : Изд-во Моск. ун-та. -1996.- 134с.
122. Сапронов, П. А. Власть как метафизическая и историческая реальность Текст. / Г1. А. Сапронов ; Спб. : Церковь и культура. -2001.-815 с.
123. Сафиуллина, А. А. Диалектика неповиновения в бьпии социума. Текст. / А. А. Сафиуллина // Научн. Ж. «Социум и власть». Декабрь -2005. С. 27-32.
124. Синха, Сурия Пракаш Юриспруденция. Философия права, Краткий курс. Учеб. пособие для юрид. фак. вузов : Пер. с англ. [Текст] / Сурия Пракаш Синха ; М. : Будапешт: Изд. центр "Академия": COLPI - 1996. - 301с.
125. Современная философия: словарь и хрестоматия Текст. / -Ростов-на-Дону : Феникс. 1995. - 511 с.
126. Соловьев, В. С. Право и нравственность Текст. / В. С. Соловьев ; -Л.- 1990.- 190 с.
127. Соловьев, B.C. Оправдание добра Текст. / В. С. Соловьев ; М.: Республика, - 1996.478 с.
128. Степин, В. С., Толстых, В.11. Демократия и судьбы цивилизации Текст. / В. С. Степин, В. П. Толстых // Вопросы философии. 1996. -№ 10.-С. 13-14.
129. Стирк, П. М. Р., Вейчал, Д. Происхождение и природа прав Текст. / П. Стирк, Д. Вейчал / Российский бюллетень по правам человека. Вып. 8. 1996. - 173 с.
130. Тихомиров, Ю. А. Действие закона Текст. / Ю. А. Тихомиров ; -М.: Известия. 1992. 161 с.
131. Фромм, Э. Душа человека Текст. / Э. Фромм ; М. : Республика.- 1992.-429 с.
132. Фромм, Э. Иметь или быть? Текст. / Э. Фромм ; М., Республика. - 1999. - 324 с.
133. Хабермас, Ю. Демократия, разум, нравственность Текст. / Ю. Хабермас ; М.: АО «Ками»: Изд. центр «Academia» - 1995. - 244 с.
134. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие Текст. / Ю. Хабермас ; СПб.: Наука. - 2000. - 377 с.
135. Хайек, Ф. А. Дорога к рабству: Пер. с нем. . [Текст] / Ф. А. Хайек ; М.: Экономика. - 1992. - 175 с.
136. Честнов, И. Л. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. Текст. / И. Л. Честнов ; СПб. : С.-Петерб. юрид. ин-т Генер. прокуратуры РФ - 2000. - 103 с.
137. Шамшурин, В. Политика и право в России (к истокам идей) Текст. / В. Шамашурин // Высшее образование в России. 1998. № 1. -С. 12-14.
138. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой философии Текст. / Ф. Энгельс ; М.: Политиздат. - 1989. - 152 с.
139. Ясперс, К. Смысл и назначение истории Пер. с нем. [Текст] / К. Ясперс ; М.: Политиздат. - 1991. - 527 с.
140. Ясперс, К. Цель свобода Текст. / К. Ясперс // Новое время. -1990.-№5. С. 36-43.
141. Batiffol, Н. Problemes de base de philosophic du droit / H. Batiffol; -Paris. 1979.- 159 p.
142. Dworkin, R. Taking raihts seriously / R. Dworkin ; London. - 1977.- 230 p.
143. Larenz, K. Rechts und Staatsphilosophie des deutschen Idealismus / K. Larenz // «Handbuch der Philosophie» - Berlin. - 1984. P. 12-23.
144. Messner, J. Das Naturrecht 3. Aufl. / J. Messner ; Innsbruck. - 1988. -456 p.