автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Проблемы философии государственности на современном этапе

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Свириденко, Андрей Арьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Проблемы философии государственности на современном этапе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы философии государственности на современном этапе"

На правах рукописи

СВИРИДЕНКО АНДРЕЙ АРЬЕВИЧ

ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Спецпшгытсть 09.00.11 - соцаалыию философия

АВТОРЕФЕРАТ дисссргацхн на соискание ученой степени

кандидата фялоеофских наук

Работа выполнена на кафедре философии Башкирского государственного медицинского университета.

Научный руководитель - доктор философских наук.

профессор ЛЗАМЛТОВ Д. И.

Официальные оппоненты : доктор философских наук.

профессор АХНАДЕЕВ A.A.. кандидат философских наук, доцент СЕНЕНОВ С. и.

Ведущее учреждение : уфимский государственный авиационный технический университет

Зашита состоится : "__"___£.____года

в___L~t час. на заседа1ши диссертационного совета

_______

г ■/ /

С диссертацией модно ознакомиться в научной библиотеке Башкирского государственного университета.

О . > о <>' Автореферат разослан "__*______I99_.il года.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент

Тухватуллин Р. Н.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕНЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Долгое вреия наше государство шло по авторитарному пути развития. Единственно верннн направлением философии считалось марксистско-ленинское мировоззрение, что привело к ее искажению, философия государственности, также как и философия истории, философия права считалась буржуазно-либеральным предрассудком. Распространению государственно-философских подходов к проблемам государственного строительства. дено!сратии. личности и суверенитета препятствовали обширные пространства советской империи. социальная структура общества сталинско-бреэшевского периода. В таком обществе не могли свободно развиваться денократия, парламентаризм. суверенитет субъектов СССР.

В связи с тем. что в настоящее вреня в России осушествлнется процесс реформирования политической системы, проискодит переопенка взглядов па институт собственности, на соотношение интересов личности и государства, приобрел особую остроту вопрос о Формировании философских концепций по вопросу государства, демократии. суверенитета, философского осмысления национально-государственной политики, поиска национальной идеи, необходимости становления философии государственности и. в частности, философии государственности Башкортостана. Научный анализ и определение основных направленна этого процесса, разработка нетодологшг, выработка принципов философии госудаственности является настоятель" " дня. Удовлетворение этой потребное-

рождение наций и тенденции их суверенизации сквозь призиу философского осмысления приобретает сегодня все болыпее теоре-

продессов становления личности, воз-

I

тическое значение и практический интерес, становится необходимый и чрезвычайно актуальный. Рассматривать эти вопросы следует с позиций системности, структурно-функционального анализа, историзна, с учетом общего и особенного, специфики разработки проблемы национального суверенитета. Следует отметить, что некоторые аспекта этой проблемы ставились и ранее, однако так и остались неразработанный« и нерешенными.

философское оснысление Феномена власти, демократии и национального суверенитета, их историко-философские аспекты с научных методологических позиций, со всей необходимостью показывают, что философия государственности не является чем-то осязаемый, конкретны». философию государственности нельзя, да и нецелесообразно, рассматривать, окружив ее жесткими границами в отрыве от всего окружавшего в обществе. Сани по себе методологические предпосылки анализа философии государственности не в состоянии сформировать достаточно прочную базу, чтобы опираясь на нее, вывести теоретическое определение философии государственности. Недостаточность предпосылок объясняется их всеобщностью. Прежде всего философия государственности, как впрочем и социальная ФилосоФия в целом, явление суть социальное. Она позволяет расширить возможности философского осмысления природы государства и жизнедеятельности в ней человека, взаимоотношения личности и государства политики и права, суверенитета и права. На протяжении многих тысячелетий человечество создало определенные политические и государственно-правовые институты. Среди них следует выделить, власть, право,

1

демократию, суверенитет, национально-государственное устройство. Все эти институты играют роль инструментария в управлении обществом. отношениями между обществом и человеком через потребности

1. См. Керимов д. а. Предмет философии права // Государство и право. н 7.. 1991. С. 13.

посредников. Напрашивается вывод, что бытие и Функционирование этих институтов целиком и полностью может быть исчерпано челонекои. отношением к нену. Но при более глубоком осмыслении становится очевидным, что этот Феномен далеко не однозначен. Сформировавшись, вышеназванные институты включаются в сложные отношения в обиестве. обретают свою сугубо индивидуальную парадигну развития, которая зачастую выходит за пределы целей и намерений их создателей.

Все это дает возможность анализировать философию государственности как часть философии социальной не только в ее отношении к человеку, но и в иных аспектах.

Изучение этих проблей особенно актуально сегодня, поскольку общество стремится понять почему процессы Формирования суверенитета и демократии у нас начались гораздо позднее . чем в ' других странах,почему не реализованы до сих пор такие социальные институты как свобода личности, государственный и национальный суверенитет. Где выход из создавшегося кризисного положения, в которой оказалось Российское общество?

философия государственности, по нашему убеждению, позволяет более глубоко изучить эти процессы. Следует, нехду тем, отграничивать философию государственности от государственной идеологии. Исходя из обшего смысла социальной философии, следует рассматривать категорию государственной власти в трех аспектах. Со-первых, как Фундаментальную систему социально-политических ценностей, определяемых Конституцией. Во-вторых, как независимую от снены лидеров. • основанную на принципе разделения властей, концепцию осуществления управления обшеством. В-третьих,как философское осмысление политики, исходя из сложившихся обших ценностей для народов.

населявших территорию бывшего СССР.

Решение социально-политических проблен с позиций их философского осмысления есть основа философии государственности.

Таким образом ФилюсоФию государственности нохно определить как особую Форму общественного сознания, инеюшую своей целью осмысление сущности государственно-политического бытия и иеста личности в этой системе на базе правовых аспектов проблемы.

состояние научной разработанности темы, вопросы формирования философии государственности как части социальной философии в отечественной науке практически не разрабатывались. Хотя следует отметить.' что ученые - обществоведы ставили эти вопросы на повестку дня неоднократно. Тем не менее, фундаментальных исследований по данной тематике не велось. Работы ученых затрагивали лишь отдельные проблемы философии государственности.

Главной причиной слабой разработанности этой проблемы следует считать социально-политические и духовно-идеологические отношения, господствовавшие в СССР, а такте управление страной партийной бюрократией, которое такхе сыграло своо негативную роль. Вопросы философского осмысления социальных и политических процессов, как это не парадоксально, более полно освещались учеными зарубежных стран. О таких социальных институтах в России как власть, национальный суверенитет, право и т.д. иного писали: Р. Арон . X. Аренд , Э. Браун , 3. Бэежинский , К. Вестей , -

н. Верт. н. Восленский ■ р. Дареидорф , р. Фаль. н. Лжилас. а. ко-

эн. Д. сэрторон. л. Сержеит. а./ипхард, Р. Пайпс. К. Фридрих, л. Иа-

f

пиро. ф. Хайек и другие.

Отечественные обиествоведы приступили к разработке проблей философии государственности в условиях образовавшегося политико-культурного и духовного ваккуна, переоценки пенностей и ниройоз-эропческих позиция. Несмотря на стояь сложную обстановку отечественная философия получила воэнохность исследовать проблемы философии государственности через призму человеческого бытия.

В последнее время в литературе стали публиковаться материалы по философии, так или иначе, касающиеся вопросов Формирования философии государственности. Вышли в свет книги и сборники статей о внутренних политических перененах в стране, о переосмыслении социальных явлений и категорий с участием известных политологов, социологов, юристов, философов: Ф. И. Бурлацкого, А. П. Бутенко , Т.И.Заславской , A.M. Ковалева. А. Н. Пригожина. Я А. Керинова. Г. Я. Ракитских, Р. В. Рыбкиной. В. Ф. Щербины . В. А. Ядова и других. Представляет интерес работа Д. Ж. Валеева - " Национальный суве-

2

ренитет и национальное возрождение", которая затрагивает историческую ретроспективу развития и Формирования философии государственности и ее институтов.

О неразработанности данной текы в отечественной науке свидетельствует отсутствие фундаментальных исследований происходящих в настояшее время социальных реформ, нг фияосовского оснысления.

1. Сн. Sergent. Contemporary PoiltlKal Ideologls. Homo-Wood delinos) - 19гг. P. 46.52. г. Си! Валеев Д. Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. Уфа. 1994. С. 80-61.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ . Актуальность и степень разработанности проблемы определяет основную цель диссертационного исследования:разработка методологических вопросов, связанных с философским осмыслением процесса демократизации российского общества и государства, анализ начавшихся преобразований внутриполитической жизни российского общества и динамика основных направлений развития современной социальной политики в ФилосоФскон аспекте. В соответствии с поставленной целью задачами исследования являются:

- аиализ содержания и особенностей методологического основания философии государственности и ее категорий;

- показ противоречий процесса демократизации и поиск путей их преодоления и, в конечном счете, разрешения;

- исследование динамики российского общества и социальной политики с позиций социальной философии с целью определения способов достижения в оптимальные сроки философского осмысления его институтов;

- исследование механизма посударствообразования через призну человеческого бытия;

- Философское осмысление института государственной сласти.

ОБЪЕКТОМ гшссертационной работы является социально-политическая система государства и ее философские аспекты.

ПРЕДМЕТОВ исследования выступает становление таких категорий социальной философии как власть, национальный суверенитет в современной России.

методологической базой нсследования является ПОДХОД К ПРОбле-не Формирования философии государственности с позиций диалекта-

ческого понимания исторического процесса, с учетон принципа системности. соотношения общего и особенного, сочетания исторического и логического анализа. В этой ситуации методологическая роль материалистической диалектики важна в тон плане, что позволяет выявить сущность политических и правовых реформ, демократизаций и суверенизации общества в пределах данного исторического типа, рассмотреть их отдельные институты и политический режим в динамике.

На сегодняшний день исследования процесса становления демократии в России . тенденции суверенизации ее субьектов с позиций социальной философии требует методологии, способной охватить предмет во всем многообразии и богатстве. Правильно выбранная методология дозволяет сочетать как обпме, так и частно-научные, государственно-философские методы и приемы исследования.

Фенонец становления философии государственности в целой можно охватить посредством сравнительно-исторического метода. Аналогию можно проводить как по горизонтали - сравнительно параллельное исследование политических институтов стран, принадлежащих к одной Форнашш, так и по вертикали, которое позволяет выявить приенс-твенность Форн и традиции демократии, сравнивая институты различных Формаций.

При анализе философии государственности как сложной системы институтов властвования, демократизации, суверенитета, возникает проблема оценки деятельности этих институтов в едином стуктурно-сФормированном комплексе.

Системно-структурный нетод не только дает картину той или иной Формы социальной философии как Функционирующей системы институтов, ко позволяет выявить взаимосвязи и механизмы функционирования отдельных институтов философии государственности в систе-не общества в делом, наряду с характеристикой отдельных институ-

тов социальной философии необходимо установить и* внутренние взаимосвязи. исследовать ик Функционирование как составных элементов ♦нлосоФии.

В "настоящей работе предпринята попытка осмысления плюрализма взглядов и мнений на соотношение личности и государства, власти И суверенитета, этнических и конфессиональных особенностей, с учетом мирового опыта в этой области.

•научная новизна исследования. Новизна диссертационной работы состоит:

- в обосновании идеи философского осмысления кеханкзна госг-дарствообразования. его институтов и Формирования на этой основе философии государственности как ответвления социальной философии;

- в выработке нового подхода к понимании сущности философии государственности, исходя из диалектического понимания истории. струхтуряо-систенного. исторического, логического и сравнительно-описательного методов исследования;

- в анализе противоречий процесса демократизации и суверенизации субъектов российского государства . в частности. Республики Башкортостан.

- в осмыслении' путей Формирования национального суверенитета в философской аспекте.

г»

диссертационного исследования, философия занимает в современном мировоззрении основную.ведущую роль среди других наук как путь к истине постижения человеческого бытия. Процесс развития философии -длительный исторический процесс.тесно связанный с развитием процесса реализации, таких универсальных человеческих ценностей, как свобода, справедливость. Он бесконечен. В современной нире усилилась потребность человека во всестороннем охвате реальной сущности бытия во всей многогранности его проявлений. С другой стороны, возрос интерес к проникновению в сущность происходящих процессов, в раскрытие глубинных процессов, связей, тенденций общественного развитая. В этом смысле философия не является понятием изолированны!!, оторванный от других явлений социума, она суть составная часть целостного изменения общества, более того, она может быть рассмотрена как основная движущая сила прогресса знаний. эволюции, культуры, сочетания индивидуального и коллективного развития человека и обшества. Исследования подобного рода проблем имеют методологическое значение для осмысления современного мира. Это активизирует, в свою очередь, изучение таких проблем, как взаимосвязь обшества и личности, развитие сущности каж-' дого человека. Формирование мировоззренческих установок личности. Все вышеперечисленные Факты повышают значимость философии как социальной науки, философского осмысления индивидуумом своего отношения к действительности. Большой урон развитию отечественной философии был нанесен господством авторитарного мышления и через-мерной монополизацией взглядов диалектического материализма, искажением партийно-бюрократической верхушкой марксистско-ленинского учения. Естественно, что в таких условиях философская мысль приобрела однобокую направленность, философия была лишена своего статуса

НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ СОСТОИТ в

тон.чторазработанная диссертантом методология и концепция философии государственности будет способствовать дальнейшему научному изучению институтов и различных сторон социальной «илософии, тенденций ее развития, для разработок Фактических способов реализации ее положений; в прогнозировании и управлении социальными процессами; реформировании национально-государственной политики руководством Республики Башкортостан и России.

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов социальной философии, философии права, социологии и политологии в высших и средних специальных учебных заведениях, а также для преподавания основ государства и права для учащихся старших классов к спецкурсов.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения диссертации были обсуждены на ряде научно-теоретических конференций и республиканских се-нинарах.

ПУБЛИКАЦИИ : 11о материалам работы опубликованы четыре статьи, доклады, тезисы.

СТРУКТУРА И СОДЕРХАНИЕ РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения трех глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы.показана степень ее разработанности, определены объект и предмет исследования, цели и задачи, его научная новизна, характеризуется теоретике-петодо-логическая база, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе "Проблемы философии государственности"

осуществлен теоретический анализ ключевого понятия

особой Форны облественного сознания. Из философия била изъята проблема человека во всея ее многогранности. Индивидуальное бытие личности было подменено тотальный процессом Фориадионного развития общества.

Совренешшй мир и обшество переживают достаточно сложный период. Четко прослеживается духовный и моральный кризис. На сегодняшний день как в философии, так и в социологии можно увидеть великое множество школ, теорий, взглядов и подходов к проблене человека. На арену отечественной науки выходит Философия нрава, достаточно актуальной становится философская антропология. Псе конпеппии современной философии инеют целью определить сущность человека, познать снысл бытия.

Большинство отечественных и зарубежных философов высказывают нысль. что личность не становится и не может становиться частью какой бы-то ни было социальной конструкции. Человек как "мера всех пешей" должен стоять над социальными структурами. Приоритет интересов личпости закреплен в Конституции. Такая переориентация характерна по только для философской антропологии. Подобная тенденция явственно прослеживается в таких современных философских направлениях как неопозитивиэн. экзистенциализм. неотомизм, а также вытекающих из них персонализма, фран-фуртской философской школы, психоанализа, современной религиозной философии, герменевтики и т. д. Появление новых философских течений можно оценивать в двух аспектах: как кризис традиционных направлений философии, так и как естественный результат развития философской мысли.

Поворотные события последних лет Российской истории такие, например. как противоречия между исполнительной и законодательной

власть» остро ставят вопрос о государственной власти как фило-соФско-социаяыюн институте, философский аспект власти, а точнее ее ФилосоФско-правовая интерпретация, является одним из важнейших институтов социальной философии. Более того, представляется пеле-сообразным определить философию государственности, как интерпретацию всей совокупности принципов познания, выработанных обшей философией в пелон конплексе социальных и правовик наук. Следует отметить тот Факт, что философия государственности не возникает сама но себе. Эта наука (как категория философии социальной) есть результат изучения конкретных проявлений сопиологии и философии. государства и права. Ее назначение состоит в тон, чтобы вооружить философские, юридические и социальные науки новый методологическим инструиентариен.

Прежде всего философию государственности следует считать частным проявлением философии социальной. Объединяя познавательные возможности социологических.правовых и философских наук.философия государственности обогащает и умножает исследовательский потенциал •каждой из них.

Эти интегрирующие качества философия государственности приобретает благодаря тону, что ее ядром явлется общая философия, по сути говоря, единство диалектики, логики и гноссеологии. Не следует, однако, попинать их единство как простую совокупность. Единство диалектики, логики и гноссеологии следует рассматривать как нетодологическую основу познания.

Развитие философских аспектов таких явлений государственно-правового характера как федерация, ее субъекты , народ, нация, общество имеет неоценимое значение для социально-политической практики российского общества. Многонациональная Республика Башкортостан сосредотачивает в себе те же проблемы.

Со второй главе "Учение о власти как категории социальной философии" в широком плане рассмотрим вопросы переосмысления институтов государственной власти в условиях перехода от авторитаризма к построению демократического общества.

На протяжении более семидесяти лет в нашей стране государство подавляло личность, подавляло ее способности к самостоятельному тгюрчеству. На сегодняшний день одним из главных направлений социальной философии, следовательно и философии государственности, стала проблем разработки перехода от авторитаризма к демократии. Демократическое общество требует от власти значительно больше, чей авторитарные режины. Требует не просто умения повиноваться и повелевать, а обучения особой культуре политического поведения и такону знанию политической жизни обшества. которое делает человека способным Формировать демократию и жить в ее условиях.

Обращение к вопросу о власти как институту философии государственности следует предопределить некоторыми методологическими замечаниями. Следует оговориться, что понятие власти представляет интерес не только для социологов, политиков к юристов. но и для философов, на наш взгляд, философию государственности можно определить как «луку о наиболее общих законах развития механизмов государстнообразовання .власти через призму человеческого бытия.

С точки зрения философии государственности власть понимается как особая Форма жизнеорганизации обшества, возникающая на определенной этапе социальной эволюции и посредством которой осуществляется организованное и целенаправленное управление и руководство социальными процессами в пределах определенной территории.

философские аспекты государственной власти предполагают рассмотрение ее легитимности.

Такие философы как А. Гумплович. Л. Урод. Е. Дюринг. К. Каутский

пришли к выводу, что в обществе- зачастую не экономика, а жажда власти, является определяющий Флкторон государствообразования. Про-товоположной точки зрения придерживаются представители марксистской философии .При всей противоречивости выводов а. Гумпловича. Е. Дюринга и К. Каутского в этой положении усиатриваетси определенный смысл. В истории человечества практически отсутствуют примеры, когда бы государство возникло иначе, чем при помоши насилия. Весь вопрос заключается в тон, к какой социальной группе применяется принуждение со стороны государственной малины.

Процесс государствообразования проходит в своем развитии два основных направления западный и восточный путь. Башкортостан является многонациональным государством, сочетающим в себе многообразие культур и философских взглядов . формирование ФилосоФии государственности в Республике должно строиться на гармоничном взаимодействии этнических и конфессиональных образований. Только таким образом мы можем создать новую государственную культуру. Следует отметить . что условиях неокрепшей демократии, в период перехода от тоталитаризма к демократии, на начальном этапе ее становления сильная власть ножет перерасти в диктатуру. Существует реальная опасность перерождения в диктатуру парламента или

Президента. В этом случае возможно борьба парламента с исполни-

I

тельной властью или Президента с представительными органами.

Необходимо ставить вопрос о легитимности власти. В данном случае под легитимностью следует понимать обшие определения власти на основе сакрализации последней.

1. См. КЙринов Д. А. Прелнет ФилосоФии права // Государство и право. Н Т. . 1994. С. 13-15.

■ Впасть философской наукой рассматривается п разных аспектах - от теологической природы до марксистско-ленинских взглядов. Вопросы борьбы за власть, государственно-философское видение социальных институтов Формировались в трактатах, мифах, сказаниях и легендах, а позднее научных теориях.

Вполне логично задать вопрос - а какова роль народа в осушествлении политической государственной власти? Ответ напрашивается следуггаий - отнесение народа к числу субъектов того или иного вида власти будет зависеть от того какая конкретно часть народа будет рассматриваться как участник данного властеотношения.

По всей видиности. необходимо сохранение связи государство -обиество. Следует четко определить способы и объемы воздействия самого сопиуиа на характер государства и его действия. Связь государство-содиун осуществляется посредством участия субъектов, образуюпих гражданское обшство, в Формировании государственных органов и выработке их политики. Однако, для того, чтобы деятельность в данном ракурсе была наиболее эффективной они (партии, общественные организации и т. д. ) должны обладать определенными властными полномочиями именно по епюненню к государству и его органам. Именно эти полномочия и должны укладываться в понятие "политическая власть". Эти полномочия должны осушествляться в строгой соответствии с законом иначе власть превращается в произвол.

Различия между государственной и политической власть» состоит в составе субъектов, обладающих соответствующими властными полномочиями. Если вести речь о правовом государстве,то следует считать что реализация воли субъектов должна протекать в строгих правовых рамках. Говоря о строительстве философии государственности Республики Башкортостан, следует учитывать специфику общества, его нногона-

циональность, нногоконФессиональность. Эти условия ставят социальную. а следовательно философию государственности, перед необходимостью глубже исследовать вопросы Формирования национально-государственной политики и национального суверенитета.

В третьей главе "формирование философии государственности республики в составе Российской Федерации" подвергнуты всестороннему анализу вопросы строительства философии государственности и национального суверенитета Башкортостана, легитимности власти в республике в ФилосоФско-историческом аспекте.

Раскрытие роли Конституции Республики Башкортостан в вопросе легитимности власти имеет .основополагающее значение для уяснения правовых предпосылок философии государственности и социального значения последней.

Исторический подход предполагает освещение проблемных вопросов легитимности власти с сдревнейших времен до наших дней .

В наше неспокойное время вопросы легитимации

власти приобретают особую остроту. Нестабильность экономики, национальные противоречия, нерасчлененность административных, коммерческих. а порой и криминальных структур, частая некомпетентность местных номенклатурных Формирований и Федеральной власти усугубляет теоретическую неясность, приводит к неверной трактовке понятий легитимации и легализации власти. В работе поставлена цель систематизировать данный вопрос в философском аспекте. В современных условиях в Республике Башкортостан легализацию власти следует рассматривать как власть, признанную и поддержанную Конституцией. Иными словами, легализация власти есть суть опора власти на закон. Во главу угла Конституция ставит права и свободы человека. Следовательно, Башкортостан Формирует гражданское общество на основе

свободного развитая личности. Вполне уместно, в этой связи, определить понятие свободы и гражданского обшества в соответствии с классическим подкодон философии к вопросу свободы гражданского обшества. положение ныне действующей Конституции Республики Башкортостан о свободе личности и гражданской обиестве подтверждает

1

справедливость слов Гегеля о сути гражданского обшества.

Конститунии могут быть по сути своой совершенно различны и приняты различным путем в условиях различных политических режимов. Как в результате референдума так и в результате военного переворота и т. д.

В главе дана характеристика Конституции Республики Башкортостан в историческом аспекте.,

Исходя из естественной концепции. Конституция Республики Башкортостан закрепляет права и свободы человека и гражданина в качестве высшей ценности государства и определяет смысл, содержание и применение законов, деятельности государственной власти.

Важной вехой в становлении Башкортостана как правового государства следует считать Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаичнек деле-гировап;зх полномочий между органами государственной власти Российской федерации и Республики Башкортостан". Этот докунент является важным этапом Формирования философии государственности. Верное направление, выработанное философией государственности Башкортостана позитивно сказывается на экономике и социально-политической стабилизации. Автор достаточно полно освешает историческую пери-

1. см. Гегель Г. Ф. Лекции по истории философии. С-Пб. 1995. С. 115

го

одизацию развития Конституции Республики Башкортостан, важный моментом следует считать тот Факт, что Конституция Республики Башкортостан не воспроизводит ни одну из Конституций бывших союзных и автономных республик. Более того, она существенно отличается от ныне действующих Конституций республик, входящих в состав Российской Федерации. . Вместе с тем. Конституция Республики Башкортостан обладает всеми атрибутани Конституций последнего поколения. которая больше чем предшествующие Конституции соориентирова-на на общечеловеческие ценности и демократические международные принципы - свободу, демократию, гражданское общество и правовое государство.

Основной чертой философии государственности Республики Башкортостан следует считать умелое и тонкое воспроизводство основных философских учений представителей различных народностей, населяющих республику. Здесь, сохраняя национальный колорит и взаимодействуя нежду собой, соседствуют философские концепции ислана, традиции христианской культуры и языческие традиции народов Поволжья и Урала.

Благодаря ныне действующей Конституции Башкортостана, впитавшей в себя лучшие традиции государственной философий,в Республике несмотря на сложность социальной обстановки, непростую политическую обстановку, осуществляется переход к обществу, ориентировац-ному на традиции современной цивилизации, без насилия, крови, без слез и выстрелов.

В заключении делаются выводы и обобщения по тене, которые состоят в следуюшем:

В настоящее время в Республике Башкортостан на основе взаимопроникновения правовых и философских наук Формируется философия государственности.

Ее можно считать самостоятельной отрасль» социальной философии. Приоритетными направлениями философии государственности Башкортостана следует назвать ФилосоФско-теоретическое обоснование общественно-политического развития республики: разработку теоретических подходов к вопросам социальной политики, развитие и укрепление научного потенциала Республики.философское осмысление духовного потенциала как основу стабильности, прогресса и реализации возможностей личности.

Исходя из значимости социальной философии и философии государственности в частаости. есть возможность рассмотреть ряд предложений:

- учитывая приоритет Конституции в социальной жизни общества, ввести в учебных заведениях Республики Башкортостан учебный курс: " Основы конституционного права Республики Башкортостан

- организовать в высших и средних специальных учебных заведениях изучение основ социальной философии и философии права:

- издать учебно-методические пособия, а в дальнейшем учебники по философии государственности, исходя из обшего смысла философии и права. Решение предлагаемых вопросов перепит и расширит научный потенциал Республики.

Вывод работы состоит в том, что философия государственности " - - молодая наука, находящаяся в стадии

становления и Формирования, и нуждается в дальнейшей изучении и развитии. В работе предпринята попытка разработки ряда теоретических вопросов. Формирующейся философии государственности.

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНО РЯД РАБОТ, В ТОН ЧИСЛе : 1, Формирование государственной философии Республики Башкортостан. ИГУК. Уфа, 1996, с. 99-121.

гг

2. Государство, власть и религия, философское осмысление. Бгму. Актуальные вопросы общественного развития, воспитания И обучения. Уфа. 1996. с. 20-24.

3. Сопиальная философия и социальная роль религии. бгну. Актуальные вопросы общественного развития, воспитания и обучения. Уфа. 1996, с. £5-28.

4. философия государственности о некоторых вопросах права, бгну. Актуальные вопросы общественного развития,воспитания и обучения. Уфа, 1996, с. 35-44 .

5. Формирование философии государственности на современной этапе [мэн.] БГНУ ,УФа, 1996. ( готовится к печати )