автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Категория "ценность" и историческая наука
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Фирсов, Антон Борисович
ВВЕДЕНИЕ . . 3
ГЛАВА. 1. ЦЕННОСТЬ КАК ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ
КАТЕГОРИЯ . . 16
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНИМАНИЯ ЦЕННОСТИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ АКСИОЛОГИИ . .16 - 4С
Й2. ТИПОЛОГИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ИХ СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ
ДЕТЕРМИНАЦИЯ . . . . . . 41
ГЛАВА й. ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ • ИСТОШЧЕСКОЙ НАУКИ . . . .75-125 81. СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ЦЕННОСТЬ" В ИСТОРИИ. . . 75 - 100 ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕНГОМ ИСТОРИЧЕСКОМ
-1 ПЧ fi2. ПРОБЛЕМА ЗНАНИЙ з Д К ТППЦТШИБ* "1 ? R uv J^w ' ' ' ' ' * ' ' ■ е. л * а ж ж ж • ж ж а ж в ж л ш a -L. IW
БИБЖОГРАФИЯ.129
Введение диссертации1997 год, автореферат по философии, Фирсов, Антон Борисович
Данная диссертационная работа посвящена анализу категории "ценность", исследованию ее динамики в культуре и места в профессиональной деятельности историка как е создании концептуальных построений истории, так и частных исторических исследований.
1. Актуальность тему исследования. Сама постановка вопроса о роли и значении ценностей в исторической науке связана с тем вниманием, какое в настоящее время уделяется категории "ценность" различными гуманитарными дисциплинами, в том числе и исторической наукой, где роль ценностных элементов высока. Неизбежная переоценка ценностей, сопровождающая изменения в социально-институциональной действительности, требует внести некоторые корректировки в подачу ценностного наполнения исторической науки, поскольку скорость свершения социальных процессов опережает их философскую рефлексию. В этой связи возникает потребность создания научно обоснованного ценностного регуля-тива, способствующего достижению состояния равновесия исторического сознания общества и исторического познания социальных процессов.
Масштаб и противоречивость исторических событий последнего десятилетия XX века сделали весьма актуальным научное осмысление ценностного существа и направленности исторического развития. Девальвация ценностей социального плана пробуждает огромный интерес философов и историков не только к поискам новых оснований оценок процесса общественного развития, но и к самой возможности формирования ценностного аспекта исторического сознания общества, обеспечивающего социальную интеграцию на основании вырабатываемого исторической наукой ценностного содержания. Ценностный разрыв между историческим событием и его интерпретацией, приводящий к негативному пониманию исторических процессов в сознании потребителя исторического текста, стимулирует изменение прежде устойчиво действовавших ценностно-нормативных стереотипов в исторической науке. Это связано не только с определенным пересмотром понятийного аппарата науки о ценностях, но и с обнаружением категориальной взаимосвязи аксиологии и исторической науки.
В современных условиях становится необходимой коррекция ряда теоретических положений в традиционной концепции ценности, что приводит к изменениям в соотношении ценности и исторической науки.
Диссонанс между теоретизацией воззрений о ценности и ценностно ориентированной исторической наукой порождает интерес к проблеме участия ценностей в историческом исследовании общественных процессов, которая справедливо может быть отнесена к числу важных методологических проблем исторического познания. Выявление того, как влияют ценностные установки сознания историка на создание структуры собственного исторического текста, какие аксиологические принципы позволяют ученому избегать личных ценностных пристрастий в оценке исторических событий, как соотносятся понятия "ценность в исторической науке" и "историческая ценность" - эти. и другие вопросы являются важнейшими аспектами философского и исторического исследования.
Проблема ценности в истории всегда привлекала к себе внимание теоретиков философии истории. И особенно оно становится пристальным в те периоды, когда исторические реалии социального мира оказываются в центре интересов общества, когда наиболее остро ставятся вопоосы соответствия эмпирической истории и ее ценностной направленности. Поэтому закономерен возникший интерес к данной проблеме в наше время.
Задачи ценностного осмысления и обобщения исторических событий современности требуют их философско-теоретического обоснования. Определение категории "ценность5', выяснение ее основных свойств, а также роли и значения ценности в исторической науке как аксиологических принципов исторического познания - эти и другие проблемы приобретают особую актуальность и глубокий теоретический смысл и требуют своего развернутого обоснования.
2. Степень научной разработанности проблемы. Философская литература,, посвященная исследованию ценности, чрезвычайно многообразна. Наряду с работами общего характера представляется необходимым рассмотреть работы, в которых предстает взаимосвязь категории "ценность" и исторической науки.
Концептуальный анализ категории "ценность" содержится в работах западно-европейских авторов Г.-Г. Гадамера, Ф.Ницше, IL Рикера, Г. Риккерта, М. Хайдеггера, М. Шелера и др. 1 Компарати
1. См.: Гадамер Г. -Г. Актуальность прекрасного. -М. ,1991;, Ницше Ф, Воля к власти. -М. ,1995; Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. -М. ,1995; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.-СПб. ,1911; Хайдеггер М. Цреодоление метафивистекий анализ европейской аксиологии создает предпосылки концептуального понимания категории "ценность" и ее трансформации в различных парадигмах философской мысли, утверждает ценностный плюрализм, детерминирующий поливариативность исторических процессов.
Работы русских мыслителей рубежа XIX -XX вв. Е А. Бердяева, Е О. Лосского, В. С. Соловьева, К А. Сорокина и др. 2 яеляются теоретическим фундаментом выявления принципов и подходов к проблеме типологизации ценностей.
Среди многообразных работ в современной отечественной литературе 60-90-х годов, посвященных аксиологической проблематике, выделяются научные исследования С. Ш. Авалиани, И. PL Булычева, Г. IL Выжлецова, О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, М. С. Кагана, В. А. Каримова, С. Б. Кортунова, II Р. Леиашвили, Л. Е Столовича, Е 3. Чавчавадзе, Е С. Черниковой и др. 3, содержазики//Время и бытие. -М. ,1993; Шелер К Положение человека в космосе//Проблема человека в западной философии. -М. ,1988.
2. См.: Бердяев Е А. Царство духа и царство Кесаря. -М. ,1995: ЛЬсский Е 0. Условия абсолютного добра. -М. ,1991; Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестЕе//Соч. в 2-х т., - Т. 1 - М. ,1989; Сорокин Е А. Кризис нашего времениЛ/Человек. Цивилизация. Общество. -М. ,1992.
3. См. г АЕалиани С. IIL Природа знания и ценности. - Тбилиси, 1989; Булычев И. Е, Каримов В. А. Философия в единстве онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов. -Тамбов, 1995; Выжлецов Г. Е Эстетика в системе философского знания.-Л. ,1984; Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ние которых раскрывает сущность ценности, ее природу, специфику этой категории и взаимосвязь ценности с культурой и различными видами человеческой деятельности.
К этой же группе сочинений можно отнести монографии С. Ф. Анисимова, JL М. Архангельского. Л. IL Буевой, В. Е. Доля, Е Е Рубцова, 3. П. Трофимовой и др. 4, отражающие многообразие этического, эстетического, религиозного характера ценности, содержаще попытку сопоставления нравственных и эстетических ценностей, намечающие принципы типологического различения ценностей и обозначающие ее свойства.
Социально-политический кризис в России б начале 90-х годов нашего века сопровождался в отечественной философской литературе созданием новых направлений б современном исследоваценности и марксистская философия. -М. ,1967; Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М. ,1986; Каган М. и. Философия куль туры. -СПб. ,1996; Кортунов С. В. Альтернативы. (Аксиологические аспекты христианства, марксизма и философии жизни) . -IL , 1992; Леиашвили П. Р. Ценность как категория аксиологии. -Тбилиси,1990; Столович Л. Е Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение.-М. , 1983; Чавчавад-зе К 3. Культура и ценности.-Тбилиси, 1984; ЧернякоЕа Е С. 14стина как смысл человеческой деятельности.-СПб. , 1993.
4. См.: Анисимов С. Ф, Духовные ценности: производство и потребление. -М. , 1988; Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. -М. ,1978; Буева ЛП Человек:: деятельность и общение. -М. , 1978; Доля В. Е. Иллюзия духовности: О превратном характере религиозного мировоззрения. - Львов,1985; нии ценностей. Особый интерес авторов (А. С. Агаджанян, Д. П. Гавра, А. Дутин, Е В. Костенко, Е IL Медведев и др.) 5 связан с возрождением национальных и религиозных ценностей, переоценкой ценностей социального, политического и экономического аспектов общественной жизни.
Крупнейшие представители философии прошлого А. Августин, Г.Гегель, И. Кант, А. Тойнби, О. Шпенглер, К. Ясперс и др. 6, исследуя проблему ценностей в русле философии истории, раскрывают
Рубцов Е Е Символ в искусстве и жизни: философские размышления. -М. ,1974; Трофимова S. И Гуманизм, религия, свободомыслие. -М. , 1992.
5. См.: Агаджанян А. С. Буддийский путь в XX веке: Религиозные ценности и современная история стран тхеравады. -М. , 1993;, Аксиологические аспекты историке-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. -М. ,1994; Гавра Д. II Формирование общественного мнения: ценностный аспект.-СПб. ,1995; Дугин А. Консервативная революция.-М. ,1994; Костенко Е В. Ценности и символы в массовой коммуникации. -Киев, 1993; Медведев Е П. Переоценка ценностей как социальный феномен. -Ставрополь,1995; Модернизация в России и конфликт ценностей. -М. , 1994; Моральные ценности и личность. -М. , 1994.
6. См.: Августин А. Исповедь. -М. , 1992; Гегель Г. В. Ф. Философия истории.-Соч.: В 14 т. -М. , 1936. -Т. 8; Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане.-Соч.: В 6т. -М. , 1956. -Т. 6; Тойнби А. Постижение истории. -М. ,1991; Шпенглер О. Закат Европы. -М. ,1993;, Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М. , 1994. сущность и ценностную направленность именно исторического процесса.
В определении ценностных оснований в современной исторической науке имеют значение работы теоретиков деконструктивиз-ма Р. Барта, Ж. Деррида, Р. Сальдивара, Ф. Соллерса и др. 7. Де-конструктивистское понимание истории как совокупности текстов создает методологические предпосылки конструирования структуры собственного исторического терцета интерпретирующим "я" историка, складывающимся в текст нормами и культурными системами определенного исторического времени. Произведенная историком ценность истории предстает в различных своих значениях, что позволяет сомневаться в существовании единой целенаправленной истории, теоретически постулировать отсутствие в ней смысла и воспринимать аксио-центр структуры исторического текста как фикцию, постулированную наблюдаталем.
Кажущийся деструктивный момент, вносимый деконструкцией в целостное единство осмысления истории, воспринимается в постмодерне как множественность ценностей истории, плюралистич-ность ценностных оснований исторического сознания и усвоение их кар; шанса и приобретения. В работах В. Вельша, Д. Белла, Э. Левинаса, Ж. Лиотара, А. Олива и др. 8 содержатся методологи
7. См.: Барт P. S/Z.-М. , 1994; Derrida J. L'ecriture et difference.-P. ,1967; Saidivar R. Figural language in the novel The flowers of speech from Cervantes to Joyce.-Princeton,1984; Boilers Ph. Logiques. -P. , 1968.
8. См.: Вельш В. "Постмодерн". Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. -М. , 1991. -Nl; Bell D. The winding Passage. Essevs and Sociological journeys. 1960-1980. -Cambridge ческие рекомендации позитивного использования ценностного плюрализма в плане поисков ценностых оснований общественной интеграции в ситуации девальвации великих исторических нарраций и соответствующих таким глобальным концепциям истории ценностей исторического процесса.
Среди работ отечественных философов последних 2-х десятилетий следует отметить исследования, посвященные ценностному аспекту е научном познании и методологии науки. Работы М. С. Еургина, А. А. йвина, Б. Г. Кузнецова, В. И. Кузнецова, В. А. Лекторского, С. Ф. Мартыновича, Л. А. Микешиной, А. Э. Петросяна, А. Г. Потапова и др. 9 раскрывают специфическое участие ценностей
Mass.), 1980; Левинас 3. Философское определение идеи культуры /./ Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М. , 1990; Лиотар Ж. -Ф. Постсовременное состояние // Культурология / Под ред. Г. В. Драча.-Ростов н/Д,1995; Oliva A. Iin Labi г i nth der Kunst. -Berlin,1982.
9. См.: Вургин M, С. , Кузнецов В. И. Помологические структуры научных теорий. -Киев, 1993;Ивин А. А. Основания логики оценок. -М. , 1970; Кузнецов Б. Г. Ценность познания. Очерки современной теории науки. -М. , 1975; Лекторский В. А. Суб* ект. Об'ект. Познание. -М. ,1980; Мартынович С. Ф. Идея ценности и проблема творчества в научном познании//Категории и ценности культуры. -Саратов. 1994; Микешина Л. А. Методология научного познания в контексте культуры.-М. , 1992; Петросян А. Э. В саду расходящихся тропок: Ценностные основания научного творчества.-Тверь,1994;Потапов А. Г. Эвристика, методология и диалектика моделирования.-Суздаль, 1993; Ценностные аспекты развития науки. -М. ,1990. в научном творчестве, что создает предпосылки рассмотрения вопроса соотношения ценности и исторической науки, Это тем более важно, та?; как значительных работ, посвященных собственно изучению проблемы ценности в исторической науке, практически нет.
3. Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является выявление значения и места ценности в истории, ее роли в осмыслении исторических процессов, в познании на основе аксиологических принципов закономерностей исторической науки; в определении ценностных установок, формирующих историческое сознание общества и способствующих социальной интеграции. В этой связи предполагается решить следующие научные задачи:
- Определить в процессе сопоставления сопряженных с ценностью философских категорий границы топоса трансформации ценности и формы реализации ценностного мышления.:
- Дать определение ценности как философской категории на основании выявления ценностно-нормативного характера гуманитарных наук и реконструкции типологии ценностей;,
- Рассмотреть процесс последовательного проникновения ценности в историческое познание и выявить значение ценности для исторического исследования;
- Обозначить влияние, которое посредством трансформации ценностных оснований исторического сознания общества оказывает историческая наука на историческое поведение людей;
- Наметить принципы производства ценностей в исторической науке, способствующие социальной интеграции исторического процесса.
4, Теоретической и методологической основой исследовании являются основополагающе идеи классиков философской мысли в области аксиологии, социальной философии, философии истории и онтологии, работы русских философов рубежа XIX-XX вв. , труды отечественных и зарубежных ученых XX века, по проблемам аксиологии, гносеологии и методологии истории.
Практической основой работы служат изменение установок ценностного мышления в общественном сознании и как следствие трансформация ценностных критериев исторического процесса, приводящая к неизбежной переоценке событий и явлений прошлого, настоящего и прогнозов на будущее.
5. Научная новизна работы. В ходе проведенного исследования получены следующие результаты, имеющие научную! новизну и выносимые на защиту:
- Выявлено значение философской категории "ценность" как основания познания исторических процессов, поскольку понимание феномена ценности имеет .эволюционный характер, дискретность которого обнаруживается в факте полагания ценности человеческим интеллектом в пространство культурной реальности или вне-культурной сверхреальности.
- На основании типологического анализа ценности обнаружены модусы интерпретации сущности ценности и выявлены ее основные свойства; модусы интерпретации сущности ценности выступают как важность - предпочтение вне ситуационного контекста и значительность - предпочтение с точки зрения конкретной ситуации; основными свойствами ценности являются абстрактность и конкретность, интерсубъективность и операциональность.
- дано новое определение ценности как философской категории на основании анализа ценности как имманентного свойства человеческого сознания, в результате чего ценность понимается как специфически человеческая функция сознания - подвижная основа человеческой деятельности, функционирующая в четырех основных своих режимах: цели, идеала, нормы и факта,проявляющаяся в истории и закрепляемая культурой в форме смысла.
- Доказана, правомочность историко-генетического подхода в аксиологии, который позволяет описывать аксиологический опыт с точки зрения развития ценностных представлений человечества в единстве их связей с историческими эпохами, отсылает исследователя ценностей к хронологически последовательному решению вопроса о происхождении и развитии ценностных представлений и позволяет привлекать богатый историко-практический материал в анализе нормативно-ценностного поведения целых поколений человечества.
- Выявлена продуктивность философско-культурологического и исторического синтеза как методологического основания для исследования ценности, тем самым в научный оборот вводится культурно-исторический подход к исследованию в области исторической науки с позиций аксиологии.
- Введено понятие "историческая ценность", которое существует наряду с понятием "ценность в исторической науке" и отличается от него как материализованная предметная форма, в которой воплощены идеалы, смыслы и представления определенного времени, и понимается как исторически временный интегратиЕный символ социума, открытый для бесконечных его интерпретаций исторической наукой, но сохраняющий свое значение как символ аиилп.
6. Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования результаты имеют методологическое значение для изучения сущности ценности., ее исследования с позиций философско-культурологического и историко-генетического подходов. Данные проведенного исследования могут быть использованы в курсах социальной философии, истории и теории .культуры, философии истории, в спецкурсах по истории аксиологических учений, типологии ценностей, ценностных оснований исторической науки.
Использование полученных результатов исследования в практике исторического текста-письма позволяет формировать историческое сознание общества и сохранять исторической наукой за собой функции управления историческим поведением людей.
7. Апробация работы. Результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
1) Опыт социальной памяти кар; анализ современности//Фило-софия, творчество, культура. - Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов, 1994. - С. 54-60.
2) Ценностные ориентации личности и проблема смысла исто-рии//Человек, творчество, ценности. - Межвузовский сборник научных трудов, - Саратов, 1995. - С. 69-76.
3) Место исторической ценности в культуре//Цивилизация, культура, человек на рубеже XXI века. -Тезисы докладов и сообщений Поволжской региональной конференции.-Саратов, 1995.-С. 2526.
4) Понимание и бытие исторической ценности//Человек, диалог, понимание. - Межвузовский сборни?: научных трудов. - Саратов, 1996. - С. 63-70.
Материалы дисеетационного исследования докладывались на конференциях аспирантов кафедры философии гуманитарных факультетов СГУ; - "Философия, творчество, культура" - доклад "Опыт социальной памяти как метод анализа ценностных ситуаций" (май 1993г.);, "Человек, творчество, ценности" - доклад "Проблема смысла истории в свете ценностных ориентаций личности историка" (апрель 1994г.);, "Человек, диалог, понимание" - доклад "Понимание и бытие исторической ценности" - (апрель 1995г.); на региональной научной конференции "Цивилизация, культура, человек на рубеже XXI века" - сообщение "Место исторической ценности в культуре" (февраль 1995г.)
8. Структура работы. Представленное диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, в кадцой из которых содержатся по ДЕа параграфа, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Категория "ценность" и историческая наука"
3 I К Л Ю Ч Е Н й Е
Исторические события, произошедшие в кашей стране в XX веке, неоднократно возвращали отечественных Философов и историков к вопросу ценностного осмысления исторических тенденций развития общества. Кардинальные перемены ценностных ориентиров исторических построений особо остро зазвучали на рубеже смены тысячелетий, когда социальная память двух поколений российского общества оказалась насыщенной подчас противоположными оценками недавнего прошлого и настоящего. Современная социальная ситуация ценностного противоречия, созданная изменениями в социально-институциональной действительности, нуждается в философском осмыслении и выводит на проблему соотнесения категории "ценность" и историко-научного знания, требует выявления новых подходов к анализу ценностно-нормативного содержания исторической науки.
Эти проблемы явились предметом исследования диссертационной работы, результаты которой представлены определенными выводами.
Выявлено, что Философская категория "ценность" может служить основанием для познания исторических процессов, поскольку в ходе исторического развития происходит смена аксиологических представлений, что придает пониманию ценности эволюционный характер.
Видение ценности как имманентно присущего свойства ант-ропного сознания позволило определить ценность как функцию человеческого сознания, непрерывность которой обуславливает динамику и изменчивость различных видов деятельности, а связь
- 127 ценности с понятиями "цель", "идеал", "норма" и "Факт" очерчивает основные режимы функционирования ценностной Функции сознания,
В результате типологического анализа ценности определены и описаны два противоположных друг другу с точки зрения отношения к ситуационному контексту модуса первичной интерпретации сущности ценности - важность и значительность, а также основные свойства ценности - абстрактность, конкретность, интерсубъективность и операциональность.
На основании проведенного исследования установлено место нормативных и гносеологических ценностей в познании истории, выявлено методологическое, нравственно-этическое и художественно-эстетическое значение Философской категории "ценность" для исторического исследования, намечен принцип интенциональ-ной синхронизации производства ценностей в исторической науке, который, учитывая аксиологические презумпции исторического сознания общества, способствует интеграции общественных процессов.
Изменение содержательной стороны режимов Функционирования ценности в культуре, которое обнаруживается в сопоставлении ценностного содержания различных исторических эпох и может быть описано как ценность в истории, позволило доказать правомочность историко-генетического подхода в аксиологии, который учитывает хронологически последовательную онтологию и гносеологию ценности с привлечением к анализу ценностно ориентированных поведенческих структур в дифференцированных во времени и пространстве обществах крайне разнородного предметно-практического атрибутивного материала соответствующих таким обществам культур.
- 128
Установлено, что философско-культурологический и исторический синтез в анализе категории "ценность" является продуктивным методологическим основанием для введения в научный оборот культурно-исторического подхода к исследованию динамики исторической науки с позиций аксиологии.
Введена в научный оборот категория "историческая ценность", отличающаяся от существующей категории "ценность в исторической науке" тем, что обозначает объекты истории - совокупность предметов, явлений, процессов, действий - результатов общественной практики.
Плодотворными представляются дальнейшие исследования методологии культурно-исторического подхода при философском анализе исторического текста. Определенный интерес вызывает более углубленная работа над понятийным аппаратом философского содержания категории "ценность" применительно к историческому знанию - "бее-ценность", "раритет" и др. Перспективной'видится работа по расширению базы источников и углублению аналитической стороны компаративистского подхода в аксиологии научного знания, что даст основания для дальнейшего выявления связи культуры и науки.
Список научной литературыФирсов, Антон Борисович, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Бессонов Б, Е ценностей // 1993, -п 4-10.
2. Цивилизация и Философия: необходимость новых Философские перспективы человечества. -М, ,21, Боровиков В, Д. Ценностные аспекты исторического сознания// Ценностные аспекты общественного сознания, Барнаул, 1990. -С. 4-8,
3. ЕЕ, Буева Л, Е человек: деятельность и общение, -М, ,1978, -215 с.
4. Ь7, дюркгейм Э, Социология: ние, -М, ,1995. -349с.
5. Ее предмет, метод, предназначе
6. Евменоза JL Н, Гражданственность личности в системе ценностей демократического общества // Профессиональная ориентация молодежи в условиях рыночной экономики. -Красноярск, 1994, -С. 88-89.
7. Ермолаева Г. И. Русская религиозная философия и проблема ценностей // Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее. -Томск, 1993. -Вып. I-C, 77-79.60, Желенина И. А. Историческая ситуация. Методология анализа. -М. ,1987.-140 с.
8. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы, Ценности, -М, ,1986, -221 с,
9. Знак» -М» } 1994» -0» 19-26»
10. Трельч Э, Историзм и его проблемы: логическая проблема- 147