автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Ценностная природа факта в историческом познании

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Яковлева, Елена Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Иркутск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Ценностная природа факта в историческом познании'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Яковлева, Елена Анатольевна

Введение

Глава 1. Ценностная природа исторического познания

1.1. Теоретические предпосылки ценностной интерпретации историческо го познания

1.2. Ценностное измерение исторического познания

Глава 2. Факт в историческом познании

2.1. Понятие исторического факта

2.2. Ценностная детерминация исторического факта

2.3. Факт как основа исторического познания

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Ценностная природа факта в историческом познании"

Заключение

Мы можем завершить анализ ценностных факторов, действующих по отношению к историческому факту, рядом общих положений.

Философская мысль XIX - XX вв., убедившись в контрпродуктивности попыток элиминировать ценностное содержание исторического процесса, преодолела жесткий позитивистский подход к познанию истории и культуры. Ценностная проблематика заняла существенное место в философии и методологии истории, обусловив рост внимания к традиционным философским проблемам объективности исторического процесса, смысла и назначения истории; Благодаря аксиологии существенно обогатился понятийно-категориальный аппарат исторического познания, как научного, так и философского. Такими новыми или по-новому осмысленными стали понятия «дух», «культура», «жизнь», , «ценность» и другие.

В настоящее время наблюдается разработка конкретных подходов к исследованию ценностей в рамках социального познания, в том числе и в исторической науке. История предстала как ценностно обусловленный процесс развития общества. Было признано, что ценностную проблематику невозможно: исключить из исторического исследования. Ценность в историческом познании играет системообразующую роль, она определяет его основные аспекты, такие как выбор объектов, постановку целей и выработку на их основе задач исследования, выделение, отбор и проверку фактов, а также разработку теорий и закономерностей исторического познания. ^

Сущность философско-аксиологического анализа исторического познания состоит в изучении всего богатства ценностных отношений, взятых в системе, выявлении значимости научного познания истории в общем контексте социально-культурного развития. Задачей философской аксиологии является раскрытие значения ценностей в истории, обнаружение установок, влияющих как на самих историков, так и на результаты их деятельности.

Решение данной задачи требует совместных усилий историков и философов, что объясняется не только наличием сложной гносеологической проблематики, но и рядом проблем, лежащих в сфере аксиологии. Поэтому философия истории и историческая наука существуют в рамках общего исторического поля и имеют ряд объединяющих их признаков. К ним можно отнести единство рациональности, связанной с набором базовых исследовательских процедур и иррациональности, предусматривающей в историческом знании большую роль исторического предания. Философия истории и историческая наука рассматривают историю как измерение человеческого бытия, видят в ней проявление сущностных свойств человека. В силу этого в истории наличествует свобода, есть место альтернативности и многовариантности развития.

Наряду с этим можно говорить о большой доле независимости исторической науки от философии истории. Единство их мы можем найти только при наличии объединяющей системы ценностей, которая делает необходимым анализ исторических событий во всей их неповторимости. Последнее достигается с помощью исторического факта, являющегося необходимым элементом исторического познания, основой и источником исторической концептуализации. Исторический факт представляет собой гносеологическую структуру, знание, сформированное с помощью правил исторической рациональности. Его свойства зависят от языка, логики исторических рассуждений, материально-практического контекста исторической деятельности людей. Вне ценностного : рассмотрения представить исторический факт невозможно. С аксиологической точки зрения, исторический факт есть фрагмент исторического знания, детерминированный системой ценностных отношении в истории.

Ценность есть организующий фактор исторического познания. Ценность в истории представляет собой положительную социальную значимость, способность ^объектов прошлого удовлетворять потребности субъекта исторического познания. Объектом изучения для историка является не прошлое во всей его полноте, а ряд событий, которые касаются объектов, наделенных ценностным содержанием. Ценностная природа исторического познания выражается:в системе ценностных отношений. Они рассматриваются как взаимодействий субъекта исторического познания с прошлым, которое представлено в исторически значимых для субъекта характеристиках.

Ценности исторического познания носят характер принципов организации исторического исследования. Все факты опосредованы, и ценности есть элемент структуры посредничества между событием прошлого и историческим знанием. Ценность выступает как компонент исторического дискурса, конституирующий историческое измерение событий. Выражаются ценности через конституирование и интерпретацию исторических фактов, а также через их оценку. Оценка есть осознание исторической ценности предметов в их целостности; и полноте. В отличие от ценностного отношения, которое носит Юбъек-тивный характер, оценка несет в себе субъективно-объективное содержание.

В историческом факте присутствует диалектическая взаимосвязь ценностей прошлого, проявленных в фиксации событий современниками; ценностей современности, которые проявляются через отбор исторически значимых объектов исследования; а также ценностей сообщества историков, последние играют роль принципов, организующих исторический материал.

Идея целого, исторической индивидуальности или же всей истории, представляет собой ценностное понятие. Отдельный факт детерминирован целым, но ценностная детерминация не заключена в нем самом, а проявляется в его отношении к идеальным понятиям, которым придана ценностная значимость. Идея целого, очень важная в истории, не могла бы существовать без постоянного соотнесения с идеей частичного и неполного. Благодаря разработке темы ценности исторического факта достигается понимание более широких проблем. Исторический факт помогает показать целостное бытие человека в истории, эта задача объединяет усилия философа и историка.

Структуру философско-аксиологического анализа исторического факта составляют внешние и внутренние ценностные факторы, детерминирующие становление и функционирование факта в истории. К ним относятся: язык исторического нарратива; ценностно понимаемое время, организующее ткань исторических событий; ценности исследуемой эпохи, представленные в исторических источниках; предпочтения и предрассудки, то есть не эксплицируемые суждения сообщества историков.

Взаимосвязь исторического факта и ценности может быть установлена в поле таких понятий как интерпретация, понимание, смысл, значение, языковая игра, парадигма, творчество, и, наконец, художественное творчество, но не сведена к ним. Ценность играет определяющую роль в процесса^дсонструирбванйя и интерпретации исторического факта. Можно утверждать, что, конструируя факт, одновременно мы его подвергаем интерпретации, поэтому нет чистого факта: вне интерпретации. Она не представляет собой отдельной процедуры, и эти процессы проходят параллельно. Конституирование исторического факта посредством ценностного отношения интегрирует художественное творчество, вымысел и устную историческую традицию в форме нарратива в новое организованное целое.

Таким образом, ценностная детерминация исторического факта определяет его место и роль в историческом познании. Исторический факт играет более значимую роль, чем факты в других сферах познания. Наряду с традиционными функциями факта в познании, связанными с его пониманием как фундамента и эмпирического базиса исследования, мы можем отметить ряд функций, которые исторический факт выполняет дополнительно.

Место и роль факта в историческом познании в соответствии с аксиологическим измерением истории состоит в том, что он объединяет свойства истории единое поле исторического познания. Исторический факт устанавливает баланс между различными ценностями, к которым можно отнести ценности прошлого, современности и научного сообщества историков. Факт концентрирует в себе особенности исторического познания в целом.

Ряд проблем остался за пределами настоящей работы и может составить предмет последующего изучения. Укажем некоторые из них. Пока еще мало применяется ценностный подход к анализу конкретного исторического, материала, популярная в настоящее время теория цивилизаций представляет- собой

116 < : скорее изучение статики общественной жизни, чем динамики исторического процесса.

Мало изучена проблема соотношения исторических фактов и философских категорий смысла истории, ее целей, понятия мировой истории. Положительным моментом является уже то, что признана необходимость сосуществования конкретных исторических исследований с философским обобщением накопленного материала. Можно предположить, что анализ будет происходить путем ценностного соотношения.

Факт нельзя считать простым отражением реальности, но можно рассматривать как сложно организованную структуру, лежащую в основе исторического познания. Поэтому должно измениться и отношение к историческому-труду. Позиция, при которой историк рассматривается всего лишь как регистратор фактов, должна смениться отношением к нему как к исследователю, который занят выявлением сущностных основ исторического бытия человека, кто может поведать о самых сокровенных тайнах человеческой души, проявленной в столетиях исторических изменений. Поэтому исторический факт позволяет нам понять прошлое как свое, родное, осознать, что современное общество имело предшественников и имеет продолжение. Таким образом, исторический факт связывает нить времени и включает наше бытие в общий контекст мировой истории.

 

Список научной литературыЯковлева, Елена Анатольевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аксиология // Современный философский словарь. 2-е изд., испр. и доп. Лондон, 1998. С. 26-27.

2. Александров В. Б. О сущности социально-исторической теории // Социальное познание и его особенности. Калинин, 1983. С. 9-18.

3. Алупова Л.Д. О понятии «исторический факт» // Актуальные проблемы общественных наук: Тез. докл. науч.-практ. конф. молодых ученых и специалистов. Петрозаводск, 1982. С. 35-38.

4. Андерсон К. М. Бородкин Л. И. Социальная история. Ежегодник. 1997. М.: РОССПЭН, 1998. 366 с.

5. Антипов Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. 243 с.

6. Антипов Г. А. Система исторических исследований. Исходное расчленение // Проблемы системных исследований. Новосибирск, 1985. С. 107-115.

7. Арон. Р. Избранное: Введение в философию истории: Пер. с фр. М.: ПЕРСЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. 543 с.

8. Барг М. А. Категории и методы исторической науки. М.: Наука, 1984. 342 с.

9. Барг М. А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987. 34-8 с.

10. Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 175 с.

11. И. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. 2-е изд.: Пер. с фр. М.: Наука, 1986. 255 с.

12. Богданов И. Е. Материалистическое понимание истории и интерпретация социальных фактов // Актуальные проблемы марксистско-ленинской философии. Душанбе, 1983. С. 22-25.

13. Бородина Т. В. К определению категории факта в методологии исторг ie-ского познания // Категории философии и развитие научного познания. Саратов, 1983. С. 113-115.

14. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. М., 1977. С. 115-142.

15. Вазюлин В. А. Логика истории. Вопросы теории и методологии. М.: Изд-во МГУ, 1988. 328 с.

16. Вазюлин В. А. О социальной философии истории // Социс: Соц. исслед. 1992. № 12. С. 90-98.

17. Васильева Т. Е. Истоки философской герменевтики (критический анализ философии П. Рикера): Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1981. 16 с.

18. Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. XX век: Антология. М., 1995. С. 557-603.

19. Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре // Культурология. XX век: Антология. М., 1995. С. 7-56.

20. Визгин В. П. История и метаистория // Вопр. философии. 1998. № 10. С. 98105.

21. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. Пер. с нем. М.: Юрист,1995. 687 с.

22. Власова В. Б. Исторический факт в потоке парадигмальных сдвигов // Филос. науки. 1999. № 3-4. С. 67-81.

23. Гадамер X. Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

24. Гайденко П. П. Вильгельм Дильтей // Современная западная философия. М., 1991. С. 96-97.

25. Гемпель К. Мотивы и «охватывающие» законы в историческом объяснении // Философия и методология истории. М., 1977. С. 72-93.

26. Герасимов О. В. Источник, факт, событие в историческом познании. Дис. канд. филос. наук. Самара, 1996. 151с.

27. Гефтер М.Я. История позади: Историк - человек лишний? // Вопр. философии. 1993. №9. С. 3-15.

28. Гобозов И. А. Введение в философию истории. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТЕИС, 1999. 363 с.

29. Гобозов И. А. Смысл и направленность исторического процесса. М.: Изд-во МГУ, 1987. 220 с.

30. Гобозов И.А. Плюралистичность интерпретаций в историческом познании // Проблемы исторического познания: Материалы международной конференции. М.: Наука, 1999. С. 123-129.

31. Гранин Ю. Д. Социальное познание и оценка // Творчество и социальное познание. М., 1982. С. 115-131.

32. Григорьян Б. Т. Философия и философия истории // Философия и ценностные формы сознания (критический анализ буржуазных концепций природы философии). М., 1978. С. 23-85.

33. Григорьян JI. П. Специфика интерпретации социально-исторического факта // Методологические проблемы современной науки: Межвуз. тематич. сб. науч. тр. Горький, 1986. С. 135-142.

34. Губман Б. JI. Западная философия культуры XX века. Тверь: Леан, 1997. 287 с.

35. Гулыга А. В. Искусство истории. М.: Современник, 1980. 288 с.

36. Гулыга А. В. История как наука // Философские проблемы исторической науки. М., 1969. С. 9-51.

37. Гуляихин В. Н. Исторический факт как предмет философского исследования: Дис. канд. филос. наук. Волгоград, 1994. 155 с.

38. Гусев К. В. Исторический факт и историческое сознание // Проблемы политической и экономической истории России. М., 1998. С. 7-21.

39. Гусев С. С. Тульчинский Г. J1. Проблема понимания в философии: Фило-софско-гносеологический анализ. М.: Политиздат, 1985. 192 с.

40. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология. XX век: Антология. М., 1995. С. 297-330.

41. Дедерер Л. П. Социальная природа познания и а .сиологический аспект науки // Проблемы социального познания. Сб. науч. тр. Новосибирск, 1980. С. 36-44.

42. Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 1/99. М.: ИВИ РАН. Центр интеллектуальной истории, 1999. 368 с.

43. Диалог со временем: Историки в меняющемся мире. М.: ИВИ РАН, 1995. 240 с.

44. Дильтей В. Введение в науки о духе (предисловие) // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987. С. 108-112.

45. Дильтей В. Категории жизни // Вопр. философии. 1995. № 10. С. 129-143.

46. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопр. философии. 1988. №4. С. 134-152.

47. Дильтей В. Основная мысль моей философии // Вопр. философии. 2001. №9. С. 122-124.

48. Дильтей В. Предпосылки или условия сознания либо научного познания // Вопр. философии. 2001. № 9. С.124-125.

49. Динамика социального знания и практика. Коллективная монография. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1989. 189 с.

50. Дьяков В. А. Методология истории в прошлом и настоящем. М.: Мысль, 1974.190 с.

51. Дьяконов И. М. Пути истории. М.: Вост. лит., 1994. 384 с.

52. Жук С. И. Макс Вебер и социальная история // Вопр. истории. 1992. № 2-3. С. 172-176.

53. Жуков В. Ю. Факты и версии в историческом познании // Факты и версии: Ист.-культуролог. альманах. СПб., 2000. Вып. 1. С. 9-13.

54. Журавлев Л. А. Позитивизм и проблема исторических законов. М.: Изд-во МГУ, 1980. 309 с.

55. Замчалова И. Ю. Исторический факт как отношение // Человек в социокультурном мире. Саратов, 1997. Ч. 3. С. 17-19.

56. Зверева Г. И. Морфология социальной истории // Социальная история: проблемы синтеза. М., 1994. С. 35-45.

57. Земниек В. Ф. Проблема инвариантности исторического факта // Методологические проблемы синтеза современного научного знания. Рига, 1981. С. 11-14.

58. Земниек В. Ф. Факт и проблема исторической реконструкции // Социальное познание и некоторые проблемы исторического материализма. М., 1981. С. 35-41.

59. Зиммель Г. Проблема исторического времени // Зиммель Г. Избранное: В 2-х т. Пер. с нем. М., 1996. Т. 1. С. 517-529.

60. Зиммель Г. Проблемы философии истории // Философия и общество. 1997. № 1. С. 244-253.

61. Зинятова М. Н. Судьба человека как сущность исторического: (На материале социальной философии Н. А. Бердяева): Автореф. дис. канд. филос. наук. Владивосток, 1996. 21 с.

62. Иванов Г. М. Коршунов А. М. Петров Ю. В. Методологические проблемы исторического познания М.: Высш. шк, 1981. 29t> с.

63. Ивин А. А. Введение в философию истории: Учеб пособие. М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 1997. 287 с.

64. Ивин А. А. Логико-философское исследование ценностей // Исследования по неклассическим логикам. М., 1989. С. 259-277.

65. Ивин А. А. Ценности в научном познании // Обществ, науки. 1988. № 1. С. 118-133.

66. Ивин А. А. Ценности и понимание // Вопр. философии. 1987. № 8. С. 31-43.

67. Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1993. 168 с.

68. Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология. М.: Изд-во МГУ, 1994. 136 с.

69. Ионов И. Н. Методологические проблемы теорий цивилизации и русская философская традиция // Проблемы исторического познания: Материалы международной конференции. М., 1999. С. 58-70.

70. Ионов И.Н. Судьба генерализирующего подхода к истории в эпоху п ст-структурализма // Одиссей. Человек в истории. 1996. Ремесло историка на исходе XX века. М., 1996. С.60-80.

71. Ирибаджаков Н. Клио перед судом буржуазной философии: К критике современной идеалистической философии истории. М.: Прогресс, 1972. 360 с.

72. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.

73. Кантор В. К. Два проекта всемирной истории // Вопр. философии. 1990. №2. С. 76-86.

74. Кантор В. К. Четвертый виток истории //Вопр. философии. 1996. № 8. С. 1941.

75. Кареев Н. И. Основные вопросы философии истории // Философия и общество. 1997. №1. С. 218-243.

76. Карсавин JI. П. Введение в историю //Вопр. истории. 1996. № 6. С. 101-127.

77. Карсавин JI. П. Философия истории. СПб.: АО «Комплект», 1993. 351 с.

78. Келле В. Ж. Ковальзон М. Я. Теория и история. (Проблемы теории исторического процесса). М.: Политиздат, 1981. 288 с.

79. Кириленко Г. Г. Шевцов Е. В. О соотношении ценностного и научного способов духовного освоения мира // Творчество социальное познание. М., 1982. С. 132-152.

80. Кислов Б. А. Проблема оценки в марксистско-ленинской философии (вопросы теории и методологии). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 182 с.

81. Киссель М. А. Дж. Коллингвуд историк и философ // Коллингвуд Дж. Идея истории. Автобиография: Пер. с англ. М., 1980. С. 418-459.

82. Киссель М. А. К изучению структуры исторического исследования // Проблемы методологии социального познания. JL, 1985. С. 89-99.

83. Ковальченко И. Д. Историческое познание: индивидуальное, социальное и общечеловеческое // Свобод, мысль. 1995. № 2. С. 111-123.

84. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. 439 с.

85. Козловски П. Современность постмодерна// Вопр. философии. 1995. № 10. С. 85-94.

86. Количественные методы в исторических исследованиях: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1984. 384 с.

87. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография: Пер. с англ. М.: Наука, 1980. 485 с.

88. Коломоец Е. Н. Кукарцева М. А. Опыт метафилософии истории // Вестн. МГУ. Сер. 7, Философия. 2000. № 6. С. 48-59.

89. Конев В. П. О специфике отражения действительности в исторической науке // Проблемы социального познания. Новосибирск, 1980. С. 85-92.

90. Коршунов А. М. Шаповалов В. Ф. Творчество f отражение в историческом познании. М.: Изд-во МГУ, 1984. 190 с.

91. Коршунов А. М. Шаповалов В. Ф. Ценность и оценка в историческом познании // Социальная детерминация познания. Тарту, 1985. С. 171-173.

92. Красноперов В. И. Историческое прошлое и его познание // Социальное познание и некоторые проблемы исторического материализма. М., 1981. С.45.52.

93. Кроче Б. Антология сочинений по философии. История. Экономика. Право. Этика. Поэзия: Пер с ит. СПб.: Пневма, 1999. 469 с.

94. Кудрявцев В. Н. Об особенностях методологии с эциальных и гуманитарных наук // Проблемы исторического познания: Материалы международной конференции. М., 1999. С. 6-10.

95. Кузнецов Н. С. Потребности, цели и ценности в мотивации научной деятельности личности // Средства и факторы развития научного познания: Сб. науч. тр. Свердловск, 1986.С. 99-106.

96. Куклина Е. Выявление специфики понимания в свете достижений деконст-руктивизма // Социальное знание в поисках идентичности. Сб. науч. ст. Томск, 1999. С. 64-66.

97. Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, i995. 703 с.

98. Кутлунин А. Г. Критика исторического метода О. Шпенглера // Философские науки. 1987. № 1. С. 84-89.

99. Кутлунин А. Г. Немецкая философия жизни: критические очерки. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1986. 171 с.

100. Кутырев В. А. Современное социальное познание: Общенаучные методы и их взаимодействие. М.: Мысль, 1988. 202 с.

101. Левада Ю. А. Историческое сознание и научный метод // Философские проблемы исторической науки. М., 1969. С. 186-224.

102. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии. 1996. № 4. С. 15-26.

103. Лига М. Б. Истина социального факта и ценностные ориентации ученого // Ценностные детерминации в научном познании: Межвуз. сб. науч. ст. Вологда, 1984. С. 66-72.

104. Лига М. Б. Специфика фактов социального знания. Автореф. дис. . канд. филос. наук. Л., 1982. 17 с.

105. Лига М. Б. Факт в структуре эмпирического уровня социального знания // Факты в системе познания. Вологда, 1988. С. 82-93.

106. Лики культуры: Альманах. Том первый. М.: Юрист, 1995. 527 с.

107. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос, что такое постмодерн // Ad Marginem' 93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. М., 1994. С. 303-323.

108. Лисовина А. П. Категория «исторический факт» в марксистской и буржуазной методологии истории: сов. ист.-филос. исслед. 60-70-х гг. Кишинев: Штиинца, 1981. 70 с.

109. Лооне Э. Н. Современная философия истории. Таллинн: Ээсти раамат, 1980. 293 с.

110. Лосева О. А. Понятие философско-аксиологического анализа исторического познания // Человек в социокультурном мире. Саратов, 1997. Ч. 3. С.13-16.

111. Лосева О. А. Философско-аксиологический анализ исторического познания: Автореф. дис. канд. филос. наук. Саратов, 1998. 18 с.

112. Лосский Н. О. Ценность и бытие // Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М.,1994. С. 250-309.

113. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера -история. М.: Яз. рус. культуры, 1996. 447 с.

114. Ляпин С. X. О категориальном анализе исторического факта // X Ломоносовские чтения. Архангельск, 1998. С. 12-15.

115. Ляпин С. X. О познавательной ценности научного факта // Ценностные детерминации в научном познании: Межвуз. сб. науч. ст. Вологда, 1984. С. 59-65.

116. Макарова Н. Н. Исторический факт как форма передачи исторического опыта// Социальная детерминация познания. Тарту, 1985. С. 180-183.

117. Макарова Н. Н. Соотношение понятий научного и исторического факта: (Методол. аспект) // Особенности современного научного познания. Томск, 1984. С. 65-77. Деп. в ИНИОН АН СССР 21.03.84, № 19077.

118. Маклаков В. Г. Объективные основания, генезис и структура исторического факта: Дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1979. 170 с.

119. Маклаков В. Г. Факт и его интерпретация в историческом познании // Методологические основы теории научного знания. Ч. 1. Свердловск, 1973. С. 48-56.

120. Максимов А. Н. «Современность» как понятие исторического познания // Проблемы методологии социального познания. Л., 1985. С. 99-112.

121. Максимов А. Н. Философия ценностей: Монография. М.: Высш. шк., 1997. 176 с.

122. Мамчур Е. А. Проблемы социо-культурной детерминации научного знания: К дискуссиям в современной постпозитивистской философии науки. М.: Наука, 1987. 127 с.

123. Марков А. А. Исторический факт как проблема методологии научного познания: Дис. канд. филос. наук. М., 1989. 183 с.

124. Марков А. А. Социальная детерминация исторического факта. М., 1986. 18 с. Деп. в ИНИОН РАН СССР 17.08.86, № 25555.

125. Марков Б. В. Эмпирическая проверяемость в историко-научных исследованиях // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982. С. 280-294.

126. Мартынович С. Ф. Факт науки и его детерминация (философско-методологический аспект). Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1983. 182 с.

127. Мартынович С. Ф. Факт социально-исторической науки как идеальный объект // Социальное знание: логико-методологический анализ. Саратов, 1987. С. 84-92.

128. Матчанова X. 3. Исторический факт в структуре социального познания. Дис. канд. филос. наук. Ташкент, 1987. 142 с.

129. Медушевская О. М. Методология истории к°к строгой науки // Точное гуманитарное знание: традиции, проблемы, методы, результаты. М., 1999. С. 15-23.

130. Медушевская О. М. Феноменология культуры: концепция А. С. Лаппо-Данилевского в гуманитарном познании новейшего времени // Исторические записки. 1999. № 2. С. 100-136.

131. Межуев В. М. Философия истории и историческая наука // Вопр. философии. 1994. №4. С. 75-86.

132. Мерзон Л. С. Общественное сознание и его факты // Факты в системе познания. Вологда, 1988. С. 3-25.

133. Мерзон Л. С. Проблемы научного факта: Курс лекций Л.: Изд-во Ле-нингр. пед. ин-та, 1972. 187 с.

134. Мерзон Л. С. Фактуальный базис философского знания и его социально-ценностная детерминация // Ценностные детерминации в научном познании: Межвуз. сб. науч. ст. Вологда, 1984. С. 45-58.

135. Мерзон Л. С., Лига М. Б., Ляпин С. X. Специфика научного факта: (к опыту сравнит.-типол. анализа) // Гносеологические аспекты естественнонаучного познания. Вологда, 1985. С. 85-97.

136. Меркульев В. П. Практически-ценностные аспекты детерминации становления нового научно-теоретического знания // Средства и факторы развития научного познания: Сб. науч. тр. Свердловск, 1986. С. 91-98.

137. Метлов В. М. К вопросу об эволюции предмета исторического познания // Проблемы исторического познания: Материалы международной конференции. М., 1999. С. 115-122.

138. Методологические и теоретические проблемы истории исторической науки: Межвуз. темат. сб. Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1980. 142 с.

139. Методологические и философские проблемы истории. Новосибирск: Наука, 1983. 351 с.

140. Методология истории. Учеб. пособие. Минск: НТООО «ТетраСистемс», 1996. 240 с.

141. Неретина С. С. Бердяев и Флоренский: О смысле исторического // Вопр. философии. 1991. № 3. С. 67-83.

142. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Соч.: В 2-х т.: Пер с нем. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 407-524.

143. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Изд-во МГУ, 1990. 302 с.

144. Обоймова В. Д. О специфике факта исторической науки // Диалектика социального познания. М., 1979. С. 33-38.

145. Объективность социального познания и перестройка общественного сознания. Сб. науч. тр. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1989. 152 с.

146. Объяснение и понимание в специальных общественных науках. М.: Наука, 1989. 189 с.

147. Одиссей. Человек в истории. 1996. Ремесло историка на исходе XX века. М.: Coda, 1996. 368 с.

148. Одиссей. Человек в истории. 1997. Культурная история социального. М.: Наука, 1998. 379 с.

149. Одиссей. Человек в истории. 1999. Сб. статей. М.: Наука, 340 с.

150. Одиссей. Человек в истории. 2000: История в сослагательном наклонении?: Сб. статей. М.: Наука, 2000. 343 с.

151. Ортега-и-Гассет X. История как система // Ортега-и-Гассет X. Избр. тр.: Пер. с исп. М., 1997. С. 437-698.

152. Петров Ю. В. Диалектика факта и теории в историческом познании // Закономерности развития современной науки: Сб. статей. Томск, 1981. С. 178200.

153. Петруня О. Э. Историческое познание и метод всеединства в рамках христианской парадигмы // Вестн. МГУ. Сер. 7, Философия. 1999. № 2. С. 7693.

154. Плотников Н. С. Жизнь и история. Философское наследие В. Дильтея // Вопр. философии. 1995. № 5. С. 108.

155. Полани М. Личностное знание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. 344 с.

156. Поппер К. Логика социальных наук // Вопр. философии. 1992. № 10. С.65-75.

157. Поппер К. Нищета историцизма // Вопр. философии. 1992. № 8-10.

158. Поросенков С. В. Существование и деятельность в определении ценностного отношения: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Пермь, 2002. 43 с.

159. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории // Философские проблемы исторической науки. М., 1969. С. 80-112.

160. Пронштейн А. П. Данилевский И. Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. Учеб пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1986. 208 с.

161. Разработка и апробация метода теоретической истории. Новосибирск: Наука, 2001. Вып. 1.503 с.

162. Ракитов А. И. Историзм, историческая истина и исторический факт // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1983. М., 1985. С. 86-97.

163. Ракитов А. И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. 303 с.

164. Репина Л. П. Социальная история на пороге XXI века: от междисциплинарного анализа к новому историческому синтезу // Социальная история: проблемы синтеза. М., 1994. С. 10-22.

165. Рикер П. Кофликт интерпретаций: эссе о герменевтике // Человек и общество: проблемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе. М., 1992. Вып. 4. С. 85-114.

166. Рикер П. Проблема субъекта интерпретации // Концепция человека в современной западной философии. М., 1988. С. 43-57.

167. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. М.: Республика, 1998. 413 с.

168. Риккерт Г. Философия истории // Риккерт Г. Философия жизни: Пер. с нем. К., 1998. С. 167-268.

169. Розов Н. С. Возможность теоретической истории: Ответ на вызов Карла Поппера//Вопр. философии. 1995. № 12. С. 63-69.

170. Савельева Е. Р. Социально-философские проблемы методологии исторического познания: (объяснение и понимание) // Объяснение и понимание в специальных общественных науках. М., 1989. С. 180-185.

171. Савельева И. М. Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М.: Яз. рус. культуры, 1997. 800 с.

172. Саранцева В. Н. Зависимость социального познания от ценностной ориентации исследователя // Проблемы социального познания. Новосибирск,1980. С. 120-126.

173. Свистова Л. В. Проблема факта в историческом познании // Диалектика, логика и методология науки. Свердловск, 1976. С. 48-52.

174. Социальная история: Проблемы синтеза. М.: ИВИРАН, 1994. 123 с.

175. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. 464 с.

176. Сувойчик Л. В. Исторический факт как социально-философская категория // Философско-методологические проблемы социального познания. М.,1981. Вып. 2. С. 53-61.

177. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. 398 с.

178. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. 736с.

179. Топольский Е. Исторические источники и подход историка к исторической реальности // Проблемы исторического познания: Материалы международной конференции. М., 1999. С.24-30.

180. Трельч Э. Историзм и его проблемы: Логическая проблема философии истории. М.: Юрист, 1994. 719 с.

181. Уайтхед А. Приключения идей // Уайтхед А. Избр. раб. по философии: Пер. с англ. М., 1990. С. 389-702.

182. Уваров А. И. Проблема теории в исторической науке // Методологические проблемы построения теории в общественных науках. Калинин, 1 °81. С. 64-72.

183. Уваров А. И. Философские и методологические проблемы исторического познания: (Обзор сов. лит. за 1971-1981 гг.). Науч.-аналит. обзор. М.: ИНИОН АН СССР, 1982. 71 с.

184. Уваров П. Ю. Апокатастасис, или Основной инстинкт историка // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. М., 2000. С. 15-32.

185. Уйбо А. С. Информационный подход к проблеме объективности реконструкции исторического прошлого // Науч. докл. высш. школы. Филос. науки. 1982. № i.e. 26-35.

186. Уколов В. Исторический факт как система // Систематический метод и современная наука. Новосибирск, 1972. Вып. 2. С. 15-23.

187. Уколова В. И. Исторические судьбы познания истории // Проблемы исторического познания. М., 1999. С. 178-184.

188. Уколова В. И. Тойнби и постижение истории // Цивилизации. М., 1993. Вып. 2. С. 215-222.

189. Февр Л. Бои за историю: Пер. с фр. М.: Наука, 1991. 387 с.

190. Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977. 331 с.

191. Философия истории. Учебное пособие для вузов. Под ред. А. С. Панари-на. М.: Гардарики, 2001. 432 с.

192. Философия истории: Антология: Пособие для студентов гуманит. вузов. М.: Гардарики, 1994. 351 с.

193. Философские проблемы исторической науки. М.: Наука, 1969. 319 с.

194. Фирсов А. Б. Категория «ценность» и историческая наука: Дис. канд. филос. наук. Саратов, 1997. 151 с.

195. Фуко М. Археология знания: Пер. с фр. К.: Ника-Центр, 1996. 208 с.

196. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопр. философии. 1990. № 3. С. 134-148.

197. Хайдеггер М. Время и бытие: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. 447 с.

198. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме И Проблема человека в западной философии: Переводы. М., 1988. С. 425-447.

199. Хвостова К. В. История: проблемы познания // Вопр. философии. 1997. №4. С. 61-71.

200. Хвостова К. В. Финн В. К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки: Учеб. пособие для вузов. М.: Наука, 1995. 174 с.

201. Ценность // Современный философский словарь. 2-е изд., испр. и доп. Лондон, 1998. С. 1001-1005.

202. Черных В. Ю. Аксиология истории России: современная отечественная история в свете теории ценностей. Пермь, 1999. 239 с.

203. Шаповалов В. Ф. Факт и понимание в историческом исследовании // Творчество и социальное познание. М., 1982. С. 191-209.

204. Шелер М. Избр. произв.: Пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. 413 с.

205. Шелер М. Человек и история // Человек: образ и сущность: (Гуманит. аспекты). Ежегодник. М., 1991. С. 133-159.

206. Шеманов А. Ю. Проблема факта в исследованиях истории и культуры: (на материале западноевропейской мысли) // Культура. Традиции. Образование. М„ 1995. Вып. 3-4. С. 88-108.

207. Шепелева В. Б. Синергетика и проблемы исторического познания // Историческое знание и интеллектуальная культура. М., 2001. Ч. 1. С. 20-24.

208. Шишкин В. В. Роль фактов в историческом ретросказании. Л., 1985. 21 с. Деп. в ИНИОН РАН СССР 08.01.86, № 23636.

209. Шмаков В. С. Объяснение и понимание в философии истории. Новосибирск: Изд-во Сиб. отд-ния РАН, 2000. 239 с.133

210. Relativism: Interpretation and confrontation. Notre Dame (Ind.): Univ. of No tre Dame press, 1989. 503 p.

211. Walsh W. H. Fact and value in history // Facts and values. Dordrecht etc. 1986. P. 49-63.

212. Шмаков В. С. Структура исторического знания и картина мира. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. 187 с.

213. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. 640 с.

214. Шпет Г. Г. История как проблема логики: Крит, и методологические ис-след. Материалы. М.: Тип. А. И. Мамонтова, 1916. Ч. 1. 476 с.

215. Штофф В. А. Введение в методологию научного познания. Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. 191 с.

216. Штофф В. А. Шилков Ю. М. О взаимосвязи объяснения и понимания в социальном познании // Проблемы методологии социального познания. Л.,1985. С. 99-112.

217. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994. 527 с.

218. Alexander J.С. Looking for theory: "Facts" and "values" as intellectual legacy of the 1970s // Theory a. soc. Amsterdam; New York, 1981. vol. 10. N 2. P. 279292.

219. Burke P. Historical facts and historical fictions // Filoz. vestnik. Ljubljana, 1994. Letn. 15, st. 2. S. 169-186.

220. Degenaar J. Historical discourse as fact-bound fiction // Facts and values. Dordrecht etc., 1986. P. 65-80.

221. Gardiner P. The nature of history explanation. L., 1952. 347 p.

222. Grafstein R. The institutional resolution of fact-value dilemma // Philosophy of the social sciences. Toronto, 1981. Vol. 11, №1. P. 1-14.

223. Hurst В. C. The myth of historical evidence // History and theory. Middletown, 1981. Vol. 20, №3. p. 278-290.

224. Kuypers K. Human sciences and the problem of values. The Hugue, 1972. 1031. P

225. Nicies Th. Remarks on the use of history as evidence // Synthese. Dordrecht,1986. Vol. 69, № 2. P. 253-266.

226. Nielsen M. Re-enactment and reconstruction in Collingwood's philosophy of history // History and theory. Middletown, 1981. Vol. 20. № 1. P. 1-31.133

227. Relativism: Interpretation and confrontation. Notre Dame (Ind.): Univ. of No tre Dame press, 1989. 503 p.

228. Walsh W. H. Fact and value in history // Facts and values. Dordrecht etc. 1986. P. 49-63.