автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Бразильская католическая церковь в период правления военного режима (1964-1985 гг. )

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Конорев, Сергей Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Иваново
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Бразильская католическая церковь в период правления военного режима (1964-1985 гг. )'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Конорев, Сергей Владимирович

Введение

Глава I. Бразильская церковь второй половины XX в.: особенности становления и развития

§ 1. Исторические особенности бразильской церкви

§ 2. Бразильская церковь второй половины XX в.: достижения и проблемы

Глава П. Развитие социальной доктрины католической церкви и ее рецепция бразильским епископатом

§ 1. Позиция Ватикана по социальным вопросам

§ 2. Особенности восприятия социальной доктрины католицизма бразильским епископатом

Глава Ш. Церковь и государство «национальной безопасности»,

1964-1973 гг.

Глава IV. Церковь и политическая либерализация (1974 - 1985 гг.)

Глава V. Социально-политическая практика бразильской католической церкви в 60-е - 80-е гг.

§ 1. Бразильская католическая церковь и аграрный вопрос

§ 2. Участие церкви в разрешении проблем коренного населения

§ 3. Церковь и рабочий вопрос

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Конорев, Сергей Владимирович

Человечество в XX столетии стало свидетелем огромных, и подчас катастрофических, перемен в общественной и политической жизни. Эти изменения касались не только социально-экономической сферы, но и духовной атмосферы, идеологических основ современного общества. Причем эти изменения шли, в основном, в сторону секуляризации общественного сознания и социально-политической практики. В середине XX века многим обществоведам и историкам, особенно отечественным, казалось, что религиозное мировоззрение является уделом далекого прошлого, и человечество будет строить свое будущее на базе материалистического видения мира. Поэтому сюжеты, связанные с развитием религии и церкви, не получали в отечественной исторической науке достойного освещения или же трактовались весьма односторонне.

Между тем, события конца XX столетия, связанные с экономическим и политическим крахом марксистской материалистической идеологии, с особой остротой поставили вопрос о роли и месте религии и церковной организации в жизни общества. Современный человек зачастую ощущает глубокий духовный вакуум, пытаясь заполнить его обращением к мистицизму и различным оккультным учениям, изобретая новые формы этики и морали. В этой ситуации бесценным может оказаться тысячелетний опыт мировых религий, прошедших нелегкий путь становления, теологического и организационного развития, выдержавших противостояние с различными формами, так называемой, «новой морали». Важнейшее место, в ряду этих религий, занимает христианство, а в истории современной западной цивилизации огромную роль играет католицизм. Эта конфессия в современном мире по-прежнему занимает сильные позиции (к 1989 г. из 1,6 млрд, христиан в мире насчитывалось 864,3 млн. католиков1).

Церковь в различных христианских конфессиях играет большую или меньшую роль. Католическая церковь, организационная основа верующих, сохраняет свой универсальный, мировой характер. Она опирается на двухтысячелетнюю традицию и развитую организационную структуру. Роль церкви в католицизме выше, чем, например, в протестантизме, т.е. католическая церковь оказывает более значительное воздействие на поведение людей, в том числе и в социально-политической сфере.

Католицизм не оставался неизменным на протяжении XX века. Церковь старалась оставаться в центре духовной и общественной жизни Запада и потому претерпела существенные изменения. Это, прежде всего, коснулось видения социальной роли церкви в современном мире, что отразилось в развитии социального христианского учения римских первосвященников. Происходила и либерализация внутрицерковной жизни, изменения в литургической, проповеднической и миссионерской деятельности. П Ватиканский Собор одобрил перемены организационных структур католицизма. Все эти перемены были призваны усилить влияние церкви в общественной жизни. Сейчас еще трудно делать выводы о том, достигли ли цели эти обновленческие усилия.

Особую роль католическая церковь играет в странах Латинской Америки. Не случайно ее называют «католическим континентом». Иезуит Р. Патти утверждал, что «Латинская Америка является тем, что есть католицизм . .Ее обычаи, привычки и повседневная жизнь - это только отражение католической жизни»2. Папа Павел VI считал, что «католическая церковь - самый могущественный фактор единства народов Латинской Америки»3. Католицизм в Латинской Америке это не только религия, но скорее традиция для большинства населения, складывавшаяся на протяжении всей истории континента с момента его открытия европейцами.

Сохранение весьма значительной общественно-политической роли католической церкви в Латинской Америке объясняется целым рядом факторов, и прежде всего, глубоким проникновением католицизма в повседневную жизнь огромного большинства людей. Кроме того, политические системы этих государств традиционно характеризуются большим значением института католической церкви. Церковь участвовала в формировании политического климата на континенте наряду с такими институтами как армия, профсоюзы, партии и т.д.

Вторая половина XX века характерна нарастанием бурных политических, социальных и экономических процессов, происходивших в странах Латинской Америки. Эти неординарные события не обошли стороной и католическую церковь. Следуя в русле обновленческих тенденций мирового католицизма, церковь Латинской Америки порой шла впереди этого процесса. Особенно значительным был вклад латиноамериканской церкви в процесс противодействия диктаторским режимам, нарушавшим права человека. В ходе этого противостояния рождались новые формы социального участия, вытекающие из основных положений христианской социальной доктрины, наблюдались попытки пересмотра ряда теологических положений, порой церковь совершенно недвусмысленно вторгалась в политическую жизнь стран континента. В этом смысле наиболее показательным было участие в общественно-политической жизни страны бразильской католической церкви. Начиная с 50-х гг. она неоднократно выдвигала заметные инициативы, подталкивавшие процесс католического обновления на континенте. В условиях противостояния военному режиму бразильская церковь сама претерпела эволюцию в области своих политических взглядов и общественной практики. Менялось понимание церковью своего места в обществе, задач, стоявших перед ней в разные периоды развития политического режима.

Бразилия играет особую роль на континенте. Она занимает 40,5 % территории Латинской Америки, а население ее составляет 33,7 % всех латиноамериканцев (данные на 1988 г.)4. В силу этого различные процессы политического и общественного характера, происходящие в Бразилии оказывают сильное воздействие практически на все страны континента. Не менее велико значение бразильского католицизма для римской католической церкви в целом. Бразилия остается крупнейшей католической страной мира.

Предметом данного исследования является трансформация бразильской католической церкви в годы господства военного режима, начиная с военного переворота 31 марта 1964 г. и заканчивая переходом к гражданскому правлешло в январе 1985 г. Военный режим - это политический контекст изучаемой эволюции церкви.

Ход политико-экономических процессов, протекавших в Бразилии в данное двадцатилетие будет показан в соответствующих главах. Здесь же мы лишь отметим, что военно-авторитарные режимы были весьма характерны для Латинской Америки во второй половине XX века: 1964 г. - военный переворот в Бразилии, 1966 г. - в Аргентине, 1970 г. - в Боливии, 1972 г. - в Гондурасе и Сальвадоре, 1973 г. - в Гватемале, Уругвае и Чили. Эти режимы были вызваны к жизни комплексом внутри и внешнеполитических факторов. Некоторые из них явились своеобразной формой консервативной модернизации этих стран, результаты которой весьма неоднозначны. Модернизация проводилась жесткими, авторитарными методами и затрагивала интересы широких слоев трудящихся, и поэтому церковь не могла не реагировать на происходящие в обществе процессы.

Под эволюцией бразильской католической церкви будет подразумеваться изменение ее социальной роли в указанный период, а также изменение взглядов на общественно-политические проблемы основной массы бразильского епископата. Вопросы теологии и вероучения не станут предметом специального исследования, за исключением тех аспектов, которые являются общественно значимыми. Объектом данного исследования является церковь. Необходимо напомнить, что этот термин может употребляться в разных значениях. Прежде всего, для верующих-христиан церковь это специфическое понятие мистического сообщества верующих, в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в таинствах. Универсальный («вселенский») характер церкви как мистического «Тела Христова» делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической или политической общностью. Однако, в расширительном употреблении церковь может пониматься как организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа5. В данном исследовании под термином «церковь» подразумевается, прежде всего, институционная основа христиан-католиков, которые объединены не только общностью вероисповедания, но и довольно жесткой иерархической организационной структурой во главе с епископом Римским (папой). Кроме того, церковь рассматривается в качестве важного компонента современного общества.

Хронологические рамки основной части исследования ограничиваются периодом с 1964 г. по 1985 г. В качестве события, определившего нижнюю хронологическую границу, принят военный переворот и установление авторитарного политического режима в Бразилии. Верхнюю хронологическую границу определяют события, приведшие к возвращению к власти гражданских политиков и полному восстановлению в стране демократических свобод. Именно в этот период, на наш взгляд, происходили наиболее значимые и последовательные изменения в бразильской католической церкви, затрагивавшие все аспекты ее деятельности. На это же время приходятся и значительные трансформации римской католической церкви в целом, связанные с решениями П Ватиканского Собора (1962 - 1965) и развитием христианской социальной доктрины в 60-е -80-е гг. Однако, в силу того, что обоснованные суждения по многим вопросам, связанным с особенностями становления бразильской католической церкви, условиями ее деятельности, а также с развитием социальной доктрины католицизма возможны лишь на основе анализа событий и документов, не укладывающихся в столь узкие хронологические рамки, в I и II главах изложение материала начинается с гораздо более ранних периодов.

Принимая во внимание огромное влияние католической церкви на общественную жизнь Бразилии, представляется, что изучение трансформации бразильской католической церкви имеет определенное практическое значение.

Важность исследования данной проблематики не в последнюю очередь вытекает из того положения, которое сложилось в отечественной исторической науке в области исследования вопросов латиноамериканского католицизма в целом и бразильской католической церкви в частности. В предшествующие годы советские и российские религиоведы и латиноамериканисты внесли большой вклад в разработку методологических основ изучения католицизма, дали достаточно детальный анализ социально-экономического и политического развития региона. Однако, значительная часть этих работ сильно устарела, а некоторые вопросы вообще не попадали в поле зрения исследователей.

Развитие отечественной историографии по латиноамериканскому католицизму можно представить в виде трех этапов.

В течение 50-60-х гг. советские историки и политологи прогрессивные и обновленческие тенденции в католической церкви рассматривали лишь как кризис католицизма, неспособный изменить «консервативную сущность» католической церкви. В основном замалчивалось значение социального изменения социальной роли церкви для стран Латинской Америки, хотя и отмечалась смена курса католицизма, корректировка его социальной доктрины. Излишняя идеологизированность, политические штампы, неприятие христианской социальной доктрины как изначально прокапиталистической - все это было особенно характерно в данный период. Наиболее ярко были выражены подобные тенденции в работах М. М. Шейнмана и И. Р. Лаврецкого (Григулевича), вышедших в 50-60-е гг.6 Гораздо более взвешенный подход к проблемам эволюции латиноамериканского католицизма наблюдался в трудах А. Ф. Шульговского, отмечавшего как прогрессивное явление поиск католиками, так называемого, «третьего пути» социально-экономического развития7. Что касается работ, посвященных собственно истории Бразилии, то в них, как правило, вопросы, связанные с деятельностью бразильской католической церкви рассматривались крайне ограниченно. Так, например, в фундаментальном коллективном труде о

Очерки истории Бразилии» отмечается в основном негативная роль церкви в процессе колонизации страны. Роль и место католицизма в общественной жизни Бразилии в XX столетии в «Очерках.» не освещаются. Замечательная монография Б. И. Коваля «История бразильского пролетариата»9, написанная в конце 60-х гг., детально анализируя ряд важнейших вопросов рабочего движения в конце XIX - первой половине XX вв., также не упоминает о влиянии католиков на профсоюзное движение страны.

Работам периода 70-х - первой половины 80-х гг. свойственно более внимательное отношение к переменам, происходившим в латиноамериканском католицизме, так как уже невозможно было не замечать и не оценивать произошедшие в нем перемены. Многие авторы отмечали, что церковь выступала в новой роли, участвовала в демократическом процессе, вела активную социальную деятельность. Весьма значительное внимание уделялось изучению наиболее радикальных, «революционных» тенденций в мировом и латиноамериканском католицизме, например, теологии освобождения. Причем зачастую исследователи стремились подчеркнуть соприкосновение между последней и марксизмом. В то же время, умеренные католические иерархи, отстаивавшие чистоту христианской теологии и остававшиеся на реформистских позициях, чаще

10 гл всего причислялись к реакционным силам и оценивались отрицательно . Основную причину церковного обновления исследователи видели в желании церкви сохранить влияние на массы, но объясняли это желание, чаще всего, неким прагматизмом иерархии, стремлением противостоять коммунистическим течениям на континенте. В работах данного периода просматривается стремление излишне «политизировать» роль церкви в Латинской Америке.

В 70 - 80 гг. труды общего характера по-прежнему уделяют вопросам церкви на континенте и в Бразилии очень мало места, а порой и вообще обходят молчанием данную проблему. Так, серьезное статистическое издание «Латинская Америка в цифрах»11, вышедшее в 1979 г. (как, впрочем, и следующее 11» издание 1989 г."), не дает никаких данных о количестве, составе, конфессиональной принадлежности верующих на континенте. Объемный и весьма солидный коллективный труд «Латинская Америка: энциклопедический справоч

13 ник» , первый том которого вышел в свет в 1979 г., в статье о Бразилии уделил католической церкви второй половины XX в. лишь один абзац, связав кампанию неповиновения начала 70-х гг. крестьян северо-востока с деятельностью «левых католиков во главе с архиепископом Э. Камарой»14. На наш взгляд, подобную интерпретацию событий вряд ли можно считать взвешенной и обоснованной.

С точки зрения разработки методологии исследования вопросов католицизма в Латинской Америке нельзя не отметить работу В. П. Андроновой «Колумбия: церковь и общество»15, вьппедпгую в 1970 г. Хотя книга и не свободна от идеологических штампов той эпохи, она дает целостный и детальный анализ положения католической церкви в современной Колумбии, способов и степени ее влияния на общественные процессы, происходившие в стране. Процессы, протекавшие в латиноамериканском католицизме, и в последующие годы находились в центре внимания В. П. Андроновой, что отразилось в ряде публикаций этого периода. Объектом исследования становятся не только обновленческие тенденции в латиноамериканском католицизме16, но и другие течения. В V гла

17 ве коллективной монографии под редакцией А. Ф. Шульговского В. П. Андронова анализирует позиции и аргументацию католических традиционалистов, центристов и радикалов.

Попытка показать роль и место католической церкви в Бразилии в период господства военной диктатуры была предпринята в коллективной монографии «Бразилия: тенденции экономического и социально-политического развития»18, опубликованной в 1983 г. Правда, сюжеты, посвященные церкви, уложились в этой работе в один параграф19, поэтому она также не претендует на целостное освещение проблемы. Кроме того, данный труд, как и другие исследования 70-х - первой половины 80-х гг., перегружен идеологическими штампами и излишне политизирует роль бразильского католицизма.

В конце 80-х и в 90-е гг. уходит в прошлое жесткий идеологический подход в рассмотрении проблем современного католицизма. Исследователи стараются избегать достаточно упрощенного деления католических иерархов на прогрессистов» и «реакционеров». Расширяется источниковая база, ряд доку

20 ментов по вопросам современного католицизма выходит на русском языке , появляется новый взгляд на проблему.

В данный период повышенное внимание отечественных исследователей привлекает теология освобождения21. При анализе появления и развития ее большинство авторов делало акцент на сближении позиций «прогрессивных» католиков и марксистов Латинской Америки . Причем под «прогрессивными» понимались иерархи и теологи, а также массовые католические движения, выступавшие против латиноамериканских диктатур, за соблюдение прав человека, за мир во всем мире. В рецепции христианской социальной доктрины «прогрессивные» католики, по оценке большинства авторов, пошли дальше решений II Ватиканского Собора и Медельинской конференции.

Повышенное внимание исследователей-религиоведов второй половины 80-х гг. привлекала проблема становления и эволюции социальной доктрины католицизма. Этот вопрос затрагивался в различных работах и более раннего периода, но специальные исследования, посвященные комплексному анализу со

23 циальной доктрины католической церкви, появляются лишь в конце 80-х гг.

Самым значительным, на наш взгляд, исследованием этого периода, подводящем итог многолетней работе в данном направлении и наиболее полно освещающим процессы, происходившие в латиноамериканском католицизме, явилась диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук В. П. Андроновой «Политическая роль католической церкви и религии в Латинской Америке (середина 60 - 80-х гг.)»24. Работа В. П. Андроновой, основанная на богатейшем фактическом материале, проводит детальный анализ различных идеологических течений в мировом и латиноамериканском католицизме, вскрывает взаимодействие изменений в католической церкви с бурными общественными процессами, происходившими в различных странах континента. Новые для отечественной историографии взгляды нашли также отражение и

ЛС в других работах отечественных латиноамериканистов .

Общей тенденцией в историографии 90-х гг. стало многообразие подходов к изучению вопросов католицизма. Историки все более склонны рассматривать религию и церковь как неотъемлемые слагаемые человеческой цивилизации, а посему требующие пристального внимания и изучения26.

Таким образом, отечественная историография мирового и латиноамериканского католицизма проделала за четыре десятилетия существенный путь.

Вместе с тем, большая часть исследований проблем латиноамериканского католицизма имела общий характер. За весь этот период не выходило значительных работ, раскрывающих проблематику бразильского католицизма. Кроме того, нельзя забывать об особенностях идеологической направленности работ советского периода.

Отечественная историческая наука внесла немаловажный вклад в постановку и разработку вопросов, без которых изучение процесса эволюции бразильской церкви было бы во многом затруднено. Был дан анализ социальной доктрины католической церкви и обновленческих тенденций в ней. Были предприняты важные шаги в направлении изучения особенностей латиноамериканской церкви. Рассматривались теоретические проблемы участия церкви в политической жизни общества. Были проведены исследования основных тенденций

27 в развитии бразильского общества в интересующий нас период .

Перечень работ, посвященных непосредственно бразильской католической церкви, относительно невелик. Хронологически одной из первых была работа И. Р. Григулевича («Церковь в современной Бразилии» ). Как и большинству других исследований И. Р. Григулевича этой работе присуще обилие идеологических штампов и схематических упрощений. Нельзя не отметить статью К. Азеведо* («Эволюция бразильской церкви»)29 и уже упоминавшийся параграф в коллективном труде «Бразилия: тенденции экономического и социально-политического развития». В этих работах мы находим некоторый анализ трансформации бразильского католицизма в годы военного режима. Эволюция церкви в них представлена как приспособление к меняющемуся миру в условиях снижения ее роли в обществе. К сожалению эти работы достаточно фрагментарно показывают внутреннюю жизнь бразильской церкви. Кроме того, этим исследованиям свойственна определенная идеологическая тенденциозность. В конце 80-х гг. появляется ряд исследований, поднимающих проблему участия бразильской церкви в процессе демократизации страны. В качестве примера Данную работу К. Азеведо написал, находясь в СССР, и она была опубликована на русском языке. Поэтому ее можно отнести к отечественной историографии. можно назвать работы А. А. Полякова30 и В. П. Тоцкого31. Однако, оба упомянутые выше исследования, на наш взгляд, преувеличивают влияние церкви на политику, оставляя за кадром чрезвычайно сложные внутренние процессы, происходившие внутри бразильского католицизма. Таким образом, полномасштабных исследований по истории бразильской церкви периода второй половины 60-х - середины 80-х гг. в отечественной историографии нет.

Иное положение дел наблюдается в зарубежной исторической науке. Проблемы бразильской католической церкви в период военного правления не раз привлекали внимание иностранных исследователей.

Значительное развитие латиноамериканских исследований в США объясняется географической близостью к Латинской Америке и, вытекающей из этого, политической заинтересованностью. Кроме того, в США позиции католической церкви очень сильны, и церковь также как и в Бразилии является влиятельной общественной силой. В послевоенный период в США издавалось огромное количество работ, посвященных проблемам латиноамериканского католицизма, а с начала 60-х гг. особое внимание американских исследователей привлекает проблема эволюции отношений бразильской католической церкви и

32 государства . Авторы большинства из этих работ подходят к проблемам католицизма с позиции его институционного анализа, пытаясь определить положение церкви в обществе, исходя из взаимодействия и взаимовлияния различных социальных институтов33. Так, например, достаточно подробно истоки и ход конфликта между церковью и государством в Бразилии прослеживаются в ряде исследований одного из наиболее авторитетных специалистов по истории бразильской католической церкви, профессора-политолога Макгиллского университета (Монреаль, Канада) Томаса С. Бруно34. Участие церкви в политической жизни страны в период диктатуры рассматривает С. Мэйнворинг35. Проблему радикализма в католических организациях рассматривал Э. Кадт, роль церкви в политической эволюции режима пытался оценить Т. Г. Сандерс36.

Все эти исследования являются попыткой ответить на вопросы «почему» и «каким образом» происходила трансформация бразильской церкви. Авторы строят свои исследования на огромном фактическом материале, имея возможность работать непосредственно в Латинской Америке. Благодаря этому североамериканские авторы достаточно подробно разработали отдельные аспекты проникновения церкви в политическую сферу: церковь и государство, церковь и общество, церковь и политические партии, направления социальной деятельности церкви и т. д.

Тем не менее, из всех названных выше североамериканских авторов лишь С. Мэйнворинг рисует достаточно полную картину эволюции бразильского католицизма в годы военного режима. Но и его работа, как и остальные, грешит некоторой недосказанностью, гипотетичностью выводов. И это вполне объяснимо: указанные труды создавались в то время, когда военные в Бразилии еще оставались у власти, конфликт церкви с государством еще был политически актуален, а потому работы Т. Бруно, Т. Сандерса, С. Мэйнворинга и др. имеют некий политологический характер. Только теперь возникает возможность попытаться оценить эти события «на расстоянии». Другим, на наш взгляд, важным недостатком данных исследований является стремление рассматривать церковь как полноправного участника политических отношений, как некую часть политической системы общества. На передний план выводится политизация ряда иерархов и массовых католических движений, причем этот процесс характеризуется как однозначно прогрессивный, видимо в силу того, что направлен он был в основном против авторитарного режима, нарушавшего права человека. Североамериканские авторы порой склонны игнорировать трансцендентный, духовный характер церкви, забывая, что ее задачи отличаются от задач политических институтов. Так, например, даже в названии одного из основных трудов Т. Бруно присутствует термин «политическая трансформация» бразильской церкви. С. Мэйнворинг в первой главе своей работы подчеркивает, что к оценке церкви нельзя подходить с теми же мерками, как к политической партии, но в последующих главах, словно забыв об этом, описывает внутреннюю политику церкви как сложную систему враждующих групп «консерваторов», «модернистов», «прогрессистов» и «реформистов», борющихся посредством памфлетов, встреч и заговоров. Слишком вольное использование и неопределенность терминов может привести читателя в заблуждение, относительно какой-либо единой позиции церкви по ряду животрепещущих социальных вопросов.

Мощным центром латиноамериканских исследований в Европе является Кэмбриджский университет (Великобритания). В ряде работ конца 80-х начала 90-х гг. здесь рассматривались проблемы взаимодействия католической церкви

37

Латинской Америки и массовых социальных движений , взаимоотношения бразильского военного режима и неправительственных христианских организаций, вопросы взаимодействия «прогрессивного» католицизма и народной куль

38 туры, нехристианских религиозных представлений и т.д.

Основные недостатки перечисленных исследований американских и европейских авторов можно свести к следующим моментам: нет четких критериев анализа деятельности церкви в социально-политической сфере, недостаточно внимание к тенденциям развития мирового католицизма и их влиянию на эволюцию бразильской церкви, отсутствует последовательная разработка опыта церкви в разрешении различных социальных вопросов: аграрного, рабочего, проблем коренного населения и т. д. Таким образом, отечественная и зарубежная историография оставляют известный простор для изучения данной темы.

Целью данной работы является изучение истории бразильской католической церкви периода военной диктатуры (1964 - 1985 гг.), исследование процесса трансформации и практического воздействия церкви на различные сферы социально-политической жизни Бразилии. Особое внимание в ходе исследования будет уделяться причинам, механизму и последствиям этих изменений.

Для достижения поставленной цели автору предстоит решить комплекс задач:

1. Показать некоторые особенности становления и развития бразильской католической церкви, повлиявших на ее трансформацию.

2. Попытаться проследить развитие христианской социальной доктрины и ее рецепцию бразильским епископатом, а также влияние этого процесса на трансформацию взглядов бразильского клира;

3. Выявить характер взаимоотношений церкви и государства, церкви и общества в указанный период, попытаться определить влияние церкви на процессы либерализации и демократизации бразильского политического режима;

4. Оценить влияние на внутренние процессы, происходившие в бразильской церкви, эволюции позиций Ватикана на рубеже 70-х - 80-х гг.;

5. Рассмотреть вопросы практического воплощения бразильской церковью основных положений христианской социальной доктрины.

Возможности ответить на данные вопросы во многом определяются источниками, имеющимися в распоряжении автора.

Источниковую базу работы можно представить в виде 2-х крупных блоков.

I. Источники, отражающие идеологию Римской католической церкви и тенденции в мировом католицизме.

В этот блок входят официальные документы мирового католицизма: peine-ния П Ватиканского Собора и социальные энциклики римских пап , а также коллективные документы католических иерархов: решения конференций латиноамериканских епископов (СЕЛАМ), постановления региональных собраний бразильских иерархов (КНББ). В целом эти источники дают представление о социальной доктрине церкви и направлениях ее развития. Хотелось бы отметить, что в последние годы возможности всестороннего изучения подобных материалов для отечественного исследователя заметно расширились благодаря использованию информационных технологий. Католическая церковь не осталась в стороне от этого процесса. Ватиканский сайт в INTERNET позволяет познакомиться практически со всеми официальными документами Святого Престола, опубликованными в конце XIX - начале XX века. Национальная Конференция епископов Бразилии (КНББ) имеет свой сайт, на котором представлены самые разнообразные документы.

И. Источники, позволяющие реконструировать деятельность бразильской католической церкви по теоретическим и практическим вопросам.

Придерживаясь принятой в исторической науке классификации все источники можно разделить 8 групп: 1) законодательные документы Ватикана и Бразильского правительства; 2) официальные документы Ватикана доктринального характера; 3) документы католической церкви декларативного характера; 4) теоретические труды католических теологов; 5) интервью и выступления в печати отдельных католических иерархов; 6) статистические материалы; 7) материалы прессы; 8) источники личного происхождения.

Первую группу источников составляют официальные законодательные документы Ватикана, принятые во время работы II Ватиканского Собора40, а также законодательные акты бразильского правительства41. Прежде всего это относится к документам, регулирующим взаимоотношение епископатов национальных церквей с Римом и определяющим правовое поле деятельности общественных сил Бразилии в период господства военного режима.

Второй группой источников являются энциклики, высказывания и послания римских пап, в которых сформулированы положения социальной доктрины католицизма. Христианское социальное учение продолжало развиваться на протяжении всего XX в., причем для понимания этого процесса важны не только официальные послания, но и выступления понтифика на разного рода конфе

42 ренциях и совещаниях представителен католической иерархии .

Огромную роль для анализа рецепции христианской социальной доктрины и понимания позиций латиноамериканского и бразильского епископата играет третья группа источников - документы декларативного характера. Это постановления и заключительные документы конференций СЕЛАМ и КНББ, заявле

43 44 4S rr г, ния групп епископов , верующих и отдельных иерархов . Документы Национальной конференции епископов Бразилии (КНББ) широко представлены на сайте этой организации в INTERNET.

В четвертую группу входят труды католических теологов, преимущественно сторонников теологии освобождения. Это не только работы теоретического характера, но и отдельные выступления и высказывания по широкому спектру

46 вопросов теологического и социального характера .

Весьма широко в диссертации представлены материалы, относящиеся к пятой группе источников. Это интервью и высказывания католических иерархов, прежде всего бразильских епископов47. Необходимо помнить, что точка зрения, представленная в этих документах, далеко не всегда соответствовала официальной позиции бразильского епископата и римской католической церкви. Как правило, интервью и выступления иерархов были представлены на страницах общественно-политических печати или в международных документальных изданиях. Среди них, прежде всего, необходимо выделить такое международное документальное издание как «АЙДОК» - International Documentation on the Contemporary Church (IDOC), выходящее в Риме на нескольких европейских языках. Большое количество важной информации содержит документальное издание Национальной Конференции епископов США «ЛАДОК» - Latin American Documentation (LADOC).

К шестой группе относятся статистические материалы различного характера. Это данные о территории и населении Бразилии, экономических показателях

48 развития страны, количестве и составе церковных подразделении и т.д.

В седьмой группе источников представлены материалы периодической печати. Их можно подразделить на две подгруппы. К первой относятся католические периодические издания, которые являются весьма информированными и достаточно достоверными источниками: «Латинамерика Пресс» («Latinamerica Press» Перу), «АЙСЭЛ абстракте» («ISAL abstracts» Уругвай), «Нэшионал Католик Рипортер» («National Catholic Reporter» США), «Ревиста де култура» («Revista de cultura» Бразилия) и др. Ко второй относятся общественно-политические периодические издания (например, «Нью-Йорк Тайме» («The New York Times»), «Вашингтон Пост» («The Washington Post»), «Латин Америка викли рипорт» («Latin America weekly report») и др.). Данные источники наиболее полно охватывают период 70-х - начала 80-х гг. Особенно важны и интересны материалы, опубликованные в бразильской прессе. Они показывают различные стороны взаимоотношений в церкви, большое место уделяют конфликту церкви и государства, дают личностные характеристики наиболее известным иерархам. Информация изданий, не находящихся под контролем церкви, как правило более объективна. Она не зависит от ограничений, накладываемых церковной субординацией. Это, прежде всего, такие издания как либерально-буржуазный еженедельник «Вежа» («Veja»), издающийся в Сан-Паулу, проправительственно-консервативная газета «Жорнал ду Бразил» («Jornal do Brasil»), Рио-де-Жанейро и др. Необходимо, правда, помнить, что общественно-политические периодические издания могут выражать точку зрения правительства или политических партий.

Восьмую группу источников составляют материалы личного характера. Речь идет о двух письмах епископа Сан Феликс ду Арагуайя (штат Мату Гроссо) дона Педро Касальдалига, адресованных автору данного исследования в 2001 - 2002 гг. Эти письма нельзя относить к эпистолярной литературе в строгом смысле слова, так как они содержат ответы на вопросы, поставленные соискателем перед доном П. Касальдалига. По своему характеру эти послания ближе к интервью. Тем не менее, они не только содержат ценную информацию о процессах, происходивших в бразильской церкви в 60 - 80-е гг., но и позволяют взглянуть на эти события глазами их непосредственного участника.

Прежде чем непосредственно заняться предметом исследования, необходимо отметить методологические особенности его изучения.

Для определения места церкви как общественного института в современном мире необходимо учитывать, во-первых, принципы, которыми обусловлены взаимоотношения церкви с миром, во-вторых, социальную базу церкви, в третьих, набор методов и средств влияния, и в четвертых, формально-правовое положение церкви.

Принципы взаимодействия католической церкви с миром, т.е. массой мирян-католиков, можно найти в христианской теологии и в социальном учении римских пап, так как именно на них основывается практическая деятельность католиков.

Социальное учение католической церкви начинает интенсивно развиваться с конца XIX века. К началу 60-х гг. XX столетия католическая церковь имела стройную социальную доктрину, позволявшую оценивать с точки зрения христианской морали самые сложные общественно-политические вопросы современности. Это учение не представляет собой набора готовых решений различных проблем. Она является своего рода идеальным образцом понимания этих проблем с точки зрения христианина-католика.

Большое значение в отношениях между церковью и миром, в том числе и государством, имеет сущность самого церковного института. Что толкает церковь на путь обновления? Прежде всего, изменение окружающей ее социально-экономической и политической действительности, то есть изменения в церкви это, как правило, составная часть более широкого процесса трансформации общества. Цель церковного обновления - приспособление (в самом широком смысле этого слова) института церкви к изменяющимся условиям, то есть защита ее интересов.

Среди основополагающих задач церкви можно выделить две. Во-первых, это осуществление святительской миссии церкви (евангелизация населения), ее литургическая деятельность. Во-вторых, институциональные или организационные интересы, т.е. сохранение такого положения, при котором внешние факторы, например государство, не препятствуют выполнению первой задачи.

Как и любому социальному институту церкви присущи такие черты как самосохранение, защита своего единства, сохранение степени своего влияния на общество, укрепление финансовых позиций. Эти интересы зачастую ведут к тому, что вполне допустимыми становятся средства изначально несовместимые с главной, святительской миссией церкви. Хотя это и не значит, что организация в погоне за соблюдением своих институционных интересов, препятствует достижению первоначальной цели (святительской миссии), и что настоящая вера может существовать лишь за пределами церкви. Взаимопроникновение церкви и политики, как правило, является результатом защиты церковью своих институционных интересов. Так, тяжелое финансовое положение бразильской церкви после ее отделения от государства в 1889 г. заставило ее искать поддержку государства и ориентироваться в основном на правящую элиту.

Однако церковь неоднородна, а посему необходимо признать, что мотивация деятельности некоторых секторов церкви, особенно в области социальной практики, может выходить за рамки логики защиты институционных интересов49. Нельзя недооценивать стремление церкви к достижению своих первоначальных целей, особенно когда они обрели яркую социальную окраску. Если церковь считает, что для исполнения ее святительской миссии требуется активная социально-политическая деятельность, то она создает совершенно новую идеологическую платформу для взаимодействия церкви и общества (начиная с «Rerum Novarum» Льва XIII).

Очень трудно разрешить вопрос о первичности или вторичности указанных двух основополагающих целей, хотя одну из них мы уже и назвали «первоначальными». Несомненно лишь то, что организационные основы церкви практически неизменны, в то время как «первоначальные цели» (выраженные в доктрине) могут подвергаться корректировке.

В трансформации бразильской католической церкви, как собственно и любой другой, существенное значение имели два фактора. Во-первых, обновленческие процессы, происходившие в мировом католицизме, во-вторых, собственные проблемы бразильской церкви, а также влияние на нее социально-политической эволюции бразильского общества.

Инновации 50-70-х гг. в бразильском католицизме были бы немыслимы вне контекста папских энциклик и решений П Ватиканского Собора. Ватикан контролировал деятельность национальных церквей путем кадровой политики, деятельности нунциев, предоставления большей или меньшей автономии и т. д. Говоря о влиянии на бразильскую церковь внутренних проблем, можно в качестве примера привести кадровый кризис и репрессии против церкви в годы военного режима. И то и другое повлияло на изменение церкви.

Что касается социальной базы церкви, то в принципе она должна быть универсальной. Однако вышеупомянутые институционные интересы накладывают свой отпечаток и на эту проблему. Так, после отделения церкви от государства, церковь начинает ориентироваться на элиту и верхушку среднего класса. В период правления Ж. Варгаса и после П Мировой войны церковь фактически отождествляет свою линию поведения с политикой правительства, но в конечном итоге, это привело к потере влияния церкви на основную массу населения, и уже в конце 60-х гг. XX в. бразильская церковь делает «выбор в пользу бедных».

Бразилия - самая большая в мире католическая страна. К началу 60-х гг. XX столетия около 90 % ее населения исповедовали католицизм. Правда, к этой цифре надо подходить достаточно осторожно, так как речь идет обо всех, принявших крещение. Так, исследование, проведенное в Рио-де-Жанейро в 1968 г. показало, что из группы 181 женщин и их детей считавших себя католиками только 9 % матерей и 6 % детей могли бы быть признаны в качестве активных католиков церковью (т.е. выполняющих все обряды и предписания церкви)50. Таким образом, католицизм в Бразилии (да и в других странах Латинской Америки) для большинства людей является скорее не осознанной каждодневной практикой, а укоренившейся культурной традицией.

Бразильская церковь обладала мощными средствами влияния на общество. Прежде всего, это громадный духовный авторитет самой церковной организации и отдельных ее представителей. Католическая церковь продолжала оставаться миссионерской, она была активно представлена в сфере образования и культуры. Правда, духовный авторитет - такая тонкая субстанция, которую нельзя точно измерить и дозировать.

Непосредственное влияние на общество оказывает разветвленная организационная структура церкви, связанная с широким кругом общественных институтов. Так, к началу 70-х гг. в Бразилии существовало 190 архиепархий, епархий и прелатур, под руководством 241 архиепископов, епископов и прелатов. Эти церковно-территориальные единицы были разделены на 4947 приходов, в которых служили приблизительно 12.000 священников. Кроме этого членами разных религиозных орденов были около 40.000 монахинь и несколько тысяч братьев, которые преподавали в 2000 католических средних школах и 12 католических университетах (из 37 существовавших в Бразилии в 1964 г.) и занимались социальной работой в 865 больницах и 2334 приютах. Будущие бразильские священники получали образование в 77 главных семинариях, 283 малых семинариях и 85 начальных церковных школах. Большое влияние церкви на общество было достигнуто не только благодаря служению священников в приходах, но также и в результате деятельности более чем 50 светских католических движений и организаций51.

Серьезным средством влияния можно назвать также активное проникновение церкви в средства массовой информации (особенно радиовещание), активизацию католиков в профсоюзном движении и участие в избирательных кампаниях, когда церковь выступает с рекомендациями в поддержку тех или иных кандидатов.

Необходимо отметить, что в распоряжении церкви всегда находится ограниченное количество средств влияния, и часто она должна выбирать наиболее приемлемые из взаимоисключающих методов и приемов. Например, организация широких католических движений может вступить в противоречие с возможностью сохранять хорошие отношения с элитой, что в свою очередь ограничивает государственную поддержку церкви и делает более трудным доступ к средствам массовой информации.

Основные принципы правового положения церкви в современной Бразилии были заложены в 1889 г., когда церковь официально была отделена от государства, хотя это и не исключало сотрудничества церкви и государства, которое в различных формах сохранялось на протяжении всего XX столетия. Нельзя не отметить, что именно в такие периоды церковь оказывала определенное влияние на политический процесс. Десятилетия же, когда церковь и государство были в «разводе», характеризовались более самостоятельной общественной ролью церкви.

При анализе деятельности и эволюции церкви необходимо учитывать очень высокую роль в церковной жизни епископата, который в свою очередь должен безоговорочно выполнять указания Святого Престола. Католическая церковь является строго иерархической организацией с довольно жестко контролируемой литургической и теологической дисциплиной. В то же время, основные положения христианской социальной доктрины оставляют известный простор для рецепции ее национальными епископатами применительно к условиям страны и текущей политической ситуации. Поэтому взгляды епископов, оставаясь в русле христианской теологии и социальной доктрины, могут различаться в оценке тех или иных социально-экономических и политических проблем, которые современная жизнь ставит перед обществом, а значит и перед церковью.

По своим взглядам на существовавшую в стране ситуацию, а также в отношении институционного развития католической церкви позиции бразильских епископов в значительной мере расходились. В журналистике и научной литературе сложилась традиция делить бразильский епископат на три группы: консерваторов, умеренных и прогрессистов, причем отнесение тех или иных конкретных лиц к одной из этих групп часто являлось условным или сомнительным. Так, например, паулистский епископ дон Клаудио Хуммес благодаря своему активному участию в забастовке металлургов Сан-Паулу на страницах мировой прессы (особенно североамериканской) фигурировал как один из лидеров «прогрессистов», хотя его высказывания по вопросам теологии и его отношение к процессам обновления церкви носили весьма умеренный характер. К тому же эти ярлыки не принимались церковью, для которой подобные разграничения неприемлемы.

Тем не менее, различия между епископами и священниками существовали, и это вынуждены были признавать и сами бразильские иерархи. Этот вопрос неоднократно поднимался на страницах газет и журналов, в выступлениях, в частной переписке, однако названные выше категории епископата так и не получили четкого, однозначного определения. Наиболее характерные точки зрения, на наш взгляд, могут быть представлены полярными позициями: с одной стороны признанным лидером «прогрессивного» крыла епископом Сан Феликс ду Арагуайя доном Педро Касальдалига, а с другой - известным консерватором епископом Аракажу доном Лусиано Кабраль Дуарте.

Дон Педро Касальдалига к «прогрессистам» относит епископов «более открытых к социальной проблематике, чем к структурной реформе церкви». Происходит это, по его словам, благодаря особой специфике пастырской работы, и, прежде всего, среди таких категорий священников, которые посвящают свою деятельность решению социальных проблем в «разных слоях общества и особенно маргинальных». Дон Педро считает, что в бразильской церкви примерно 20 % епископов относятся к «прогрессистам», 20 % - к «консерваторам», и остальные - к «умеренным». По его мнению, практически ни одному из епископов нельзя дать однозначную, исчерпывающую характеристику, а отнесение

52 иерарха к одной из групп часто зависит от отношения к нему Рима .

Более глубокое, объемное определение различным течениям бразильского епископата давал дон Лусиано Дуарте. Он также был склонен разделять епископат по тенденциям теологическим и пастырским на три группы под теми же наименованиями. Однако, дон Лусиано оговаривался, что по отношению к политическим вопросам разделение может быть другим, т.е. если по вопросам теологическим и литургическим епископ считался «умеренным» или даже «консерватором», то по отношению к политическому режиму или по вопросу о соблюдении прав человека в стране он мог занимать гораздо более радикальные позиции. Что касается количественного соотношения, то более многочисленной в 70 - 80-е гг. всегда была группа «умеренных» епископов, но тон при обсуждении важных социальных и литургических проблем часто задавала очень активная и сплоченная группа «прогресситов»53. Себя дон Лусиано относил к консерваторам, при этом, давая этому течению следующее определение: «[Быть консервативным епископом] это означает идти, как сказал Святой Бернард, один раз, взглянув назад и один раз - вперед, или, другими словами, быть верным неизменной сути великой католической традиции, но в то же время учитывать современные тенденции, которая сделает понятной эту традицию для новых поколений»54.

На наш взгляд, достаточно ярко иллюстрирует это определение критическое высказывание дона Лусиано в адрес «прогрессистов», прозвучавшее в том же интервью: «.Мы должны вернуться к традиционным религиозным ценностям, прежде всего к выражению человеческой души через внеземное отражение, которому так мало уделяет сейчас внимания бразильская церковь, .мы позабыли это главное измерение человека. В церкви не может быть сущностных, глобальных изменений - в противовес тому, что думают прогрессисты»55.

Таким образом, необходимо помнить, что разделение бразильских епископов на «политические» течения имеет во многом условный характер и не отражает сути тех разногласий, которые сотрясали бразильскую церковь в период военной диктатуры. «Прогрессист» - далеко не всегда сторонник католического обновления и потенциальный союзник коммунистов, а «консерватор» - не всегда «реакционер» и пособник правительства. Любой бразильский прелат, независимо от своих общественно-политических пристрастий, прежде всего католик и служитель церкви.

Структура данной работы вытекает из комплекса задач, который был сформулирован выше. Так, в двух параграфах первой главы будет сделан обзор становления и развития католической церкви Бразилии с момента начала колонизации до конца 80-х гг. XX века. Это поможет выявить некоторые особенности внутренней жизни бразильской церкви, в дальнейшем повлиявших на ее трансформацию. Во второй главе найдут отражение тенденции развития социальной доктрины католицизма, которая оказывала огромное влияние на содержание политики отдельных национальных церквей. Наибольший интерес для автора будет представлять рецепция христианского социального учения бразильским епископатом. Третья глава будет посвящена взаимодействию церкви и общества, церкви и государства в условиях жесткого право-авторитарного военного режима, существовавшего в Бразилии с 1964 г. до середины 70-х гг. Большое внимание в ней будет уделено сущности конфликта между церковью и государством, а также трансформации бразильской католической церкви, механизму протекания инновационных процессов. В четвертой главе отношения церкви и правительства, а также процессы эволюции взглядов бразильских иерархов на социальные и политические проблемы страны, рассматриваются в контексте либерализации военного режима. В целях более четкого определения логики перемен, происходивших в церкви, была сделана попытка избежать излишней перегруженности третьей и четвертой глав деталями и фактами, связанными с социальной проблематикой. Возникшие по этой причине пробелы, в значительной мере восполняются в пятой главе, в которой речь пойдет о подходах церкви к решению отдельных, наиболее острых вопросов бразильского общества. Три параграфа третьей главы посвящены различным социально-экономическим проблемам современной Бразилии.

1 La Documentation Catholique. 1989. Ijanvier. P. 28. // Революция в церкви ? М.,1990, Приложение, табл. 2.

2 Цит.по: Развивающиеся страны: основные тенденции социально-политической эволюции. Иваново. 1993. С. 16. 5

Григулевич И.Р. «Мятежная» церковь в Латинской Америке. М., 1972. С. 9.

4 Латинская Америка. Справочник. М., 1990. С. 396-398.

5 Современный Энциклопедический словарь. М., 1997. С. 567.

6 Шейнман М. М. Современный клерикализм. М., 1964; Он же. Христианский социализм. М., 1969; Лаврецкий И. Р. Кардиналы идут в ад. М.,1961; Григулевич И. Р. Антинародная деятельность католической церкви // Куба. Историко-этнографические очерки. М., 1961.

•у

Шульговский А. Ф. О католическом «третьем пути» в Латинской Америке // МЭМО. 1958. № 6; Он же. Политические течения в Латинской Америке. М., 1965. о

Очерки истории Бразилии. М., 1962.

9 Коваль Б. И. История бразильского пролетариата. (1857 - 1967). М., 1968.

10 Андрианов Н. Н. Эволюция религиозного сознания. Л., 1974; Григулевич И. Р. «Мятежная» церковь в Латинской Америке. М., 1972; Семенов С.й. Христианская демократия и революционный прогресс в Латинской Америке. М., 1971; Шейнман М.М. Католицизм в меняющемся мире. М., 1975; Андронова В. П. Борьба за теологию освобождения // Латинская Америка. 1980. № 9; Ковальский И. М. Социальная роль церкви в освободившихся странах // Знание: научный атеизм. 1978. № 10.

11 Латинская Америка в цифрах. Статистический справочник. М., 1979.

12 Латинская Америка в цифрах. Справочник. М., 1989.

13 Латинская Америка: энциклопедический справочник. В 2-х т. Т. 1. М., 1979.

14 Там же. С. 352.

15 Андронова В. П. Колумбия: церковь и общество. М., 1970.

16 Андронова В. П. Борьба за теологию освобождения // Латинская Америка. 1980. № 9.

17 Современные идеологические течения в Латинской Америке. М., 1983. С. 228-256.

1Q

Бразилия: тенденции экономического и социально-политического развития. М., 1983.

19 Там же. С. 217-224.

20 См.: Революция в церкви? (Теология освобождения.) Документы и материалы. М., 1991; Иоанн Павел II. Мысли о земном. М., 1992.

21 Добреньков В. И., Радугин А. А. Христианская теология и революция. М., 1990; Они же. Методологические вопросы исследования религии: Спецкурс. М., 1989; Дерюгин С. В. Теология освобождения и революционные процессы в Латинской Америке (70-е - 80-е гг.) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1989; Коваль Б. И. Теология освобождения против ложного смирения // Латинская Америка. 1990. № 6; Он же. Слово к читателю // Революция в церкви? (Теология освобождения.) Документы и материалы. М., 1991; Поташинская Н. Н., Дерюгин С. В. Теология освобождения: истоки и тенденции // Революция в церкви? (Теология освобождения.) Документы и материалы. М., 1991.

22 Дабагян Э. С. Компартии о некоторых теоретических и политических проблемах антиимпериалистического движения. // Латинская Америка 80-х годов. Проблемы единства демократических и антиимпериалистических сил. М, 1988.

23 Овсиенко Ф. Г. Эволюция социального учения католицизма. М., 1987; Мазало ва В. П. Католицизм - четверть века спустя после П Ватиканского собора. М., 1989.

24

Андронова В. П. Политическая роль католической церкви и религии в Латинской Америке (середина 60 - 80-х гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1988.

5 Андронова В. П. Латиноамериканский католицизм и демократия.//Латинская Америка в меняющемся мире. Международная конференция, посвященная 30-летию ИЛА АН СССР, 23-25 апреля 1991 г. Тезисы и материалы докладов. М., 1991. С. 88-89; Забелина Т. Ю. Бразилия: переход к демократии.// Там же. С. 9697. 26

Шведов В. И. Религия и политика // Международная жизнь. 1992. № 5; Рож-ковский И.Р. Церковь и государство // МЭМО. 1994. № 4; Григулевич И. Р. Папство. Век XX. М., 1991.

27

Забелина Т. Ю., Сосновский А. А. Бразилия до и после «чуда». М., 1986; Коваль Б. И. Бразилия вчера и сегодня. М., 1975 и др.

28 Григулевич И. Р. Церковь современной Бразилии. // Бразилия: экономика, культура и политика. М., 1963.

29

Азеведо К. Эволюция бразильской церкви. // Латинская Америка. 1980, № 9.

30 Поляков А. А. Церковь и политика в период кризиса военного режима в Бра-зилии.//Вопросы научного атеизма. Вып. 36. М., 1987. С. 96 - 99.

31

Тоцкий В. П. Церковь и борьба за демократию в Бразилии и Чили. Тула. 1988.

32 Sanders Т. G. The Catholic Church in Brazil Political Transition I I American Universities Field Staff. South America. 1980. No 48. P. 1.

33 Vallier I. Catholicism, Social Control and Modernization in Latin America (Englewood Cliffs) N. J.: Prentice Hall Inc., 1970); Bruneau Т. C. The political transformation of the Brazilian Catholic Church. N-Y., 1974; Kadt Emanuel de. Catholic Radicals in Brazil (N.Y.: Oxford University Press, 1970); Sanders T. G. The Catholic Church in Brazil Political Transition // American Universities Field Staff. South America. 1980. No 48. Churches and Politics in Latin America (Beverly Hill, Calif.: Sage, 1979) and others.

34 Bruneau Т. C. The political transformation of the Brazilian Catholic Church. N-Y., 1974; Bruneau Т. C. The Church in Brazil: The Politics of Religion. Austin: University of Texas Press, 1982, etc.

35 Mainwaring Sc. The Catholic Church and politics in Brazil (1916 - 1985). Stanford, 1986.

36 Sanders T. G. The Catholic Church in Brazil Political Transition // American Universities Field Staff. South America. 1980. No 48. Churches and Politics in Latin America. Beverly Hill, Calif.: Sage, 1979.

37 D'Arc H. R. Has Basismo disappeared? // Bulletin Latin America Research. 1999. Vol. 18, No 2.

Lehmann D. Struggle for the Spirit: Religious Transformation and Popular Culture in Brazil and Latin America, Polity Press (Oxford and Cambridge, MA. 1996).

39 Полный перечень источников и их выходные данные смотрите в «Списке источников и литературы».

40 Cristus Dominus, http ://www. Vatican, va/archive/histcouncils/iivaticancouncil/documents/vat-iidecreel9651028christus-dominusen.html

41 Ato institutional № 5, de 13 de Dezembro de 1968 // Problemas brasileiros. Nu-mero 69. Dezembro, 1968.

42

John Paul II's Massage to Indigenous People. // Santo Domingo conclusions. Fourth General Conference of Latin American Bishops. Washington. 1993; Mater et Magistra//http://www.Vatican,va/holyfather/johnxxiii/encyclicals/docwnents/hfJ-xxiiienc15051961materen.html; Octogesima adveniens // http://www.vatican.va/holyfather/paulvi/message/documents/hfp-vimes30267342 octogesima me.html; Pacem in terris // http://www.vatican.va/holyfather/johnxxiii/encyclicals/documents/hfJ-xxiiiencl 1041963pacemen.html; Populorum progressio // http://www.vatican.va/holyfather/paulvi/encycUcals/documentsM vi enc 26031967populorum en.html и др.

43 «I have heard the cry of my People» // ШОС. North America edition, No. 54. Summer. 1973.

44 Manifesto of the "Renewed Church" // LADOC: 1,47b. December, 1970. P. 1.

45 A statement by Dom Pedro Casaldaliga // LADOC: Ш, 27b. March, 1973; Fragoso A. B. Church and State today in Brazil // LADOC. 1.37. Oct. 1970 и др.

30

46 Guttierres G. A Theology of Liberation: history, politics and salvation. Maryknoll. N.Y. 1973; BofFL., Boff C. Salvation and Liberation: In Search of a Balance between Faith and Politics Maryknoll. N.Y. 1984; Бофф К. Об использовании «марксизма» в теологии. // Революция в церкви? (Теология освобождения): Документы и материалы. М., 1991 и др.

47 Interview of Helder Camara by the Journalist Oriana Fallacci // ISAL abstracts. Montevideo. Year П1 - Vol. 3. No. 29.1971; Dom Luciano Cabral Duarte. Рог que о PC deve ser ilegal //Veja, 24 de Agosto, 1983 и др.

48 Cadastro dos Bispos do Brasil // http://www.cnbb.org.br/bispos.doc; Estatistica dos bispos e circunscri^oes eclesiasticas / http://www.cnbb.org.br; Латинская Америка в цифрах. Справочник. М,, 1989 и др.

49 Bruneau Т. С. The political transformation of the Brazilian Catholic Church. N-Y., 1974, P. 229-236.

50 Ibid. P. 60.

51 Ibid. P. 2.

Письмо дона Педро Касальдалига Конореву С. В. от 21 декабря 2001 г. // Из личного архива автора.

53 Pela restaura^ao da fe. Entervista: Dom Luciano Cabral Duarte. // Veja, 30 de Janeiro, 1980, P. 3-5.

54 Ibid.

55 Ibid.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Бразильская католическая церковь в период правления военного режима (1964-1985 гг. )"

Заключение.

Широко бытовавшая в Бразилии периода военного правления поговорка гласила: «У нас есть только три хорошо организованные вещи - военные, церковь и национальная лотерея»1. С известной долей юмора в этой фразе отражено истинное положение вещей. Значение института католической церкви в бразильском обществе исключительно велико. Это одна из причин актуальности изучения политической роли бразильского католицизма.

Период 1964 - 1985 гг. был сложным в жизни бразильской католической церкви. Изменения, происходившие в ней, были неразрывно связаны с процессом обновления мирового католицизма, но вместе с тем, имели свою, национальную специфику. Бразильская церковь на данном временном отрезке сталкивалась с множеством трудностей организационного и идеологического характера. Большинство проблем ей удалось преодолеть. Духовный авторитет церкви, ее влияние на бразильское общество оставались высокими в течение всего периода правления военных. Так, перед путчем 1964 г. 2/3 студентов католического университета в Рио-де-Жанейро называли себя «атеистами», а в 1978 г. уже % студентов называли себя «верующими». Еще 15% заявляли, что они верят в бразильскую церковь, но не в религию . На протяжении 60-х -80-х гг. происходила серьезная эволюция взглядов бразильского епископата, священников и массы мирян-католиков. В значительной степени был пересмотрен характер взаимоотношений церкви и государства. Церковь в 70-е гг. представлялась большинству наблюдателей наиболее последовательной оппозиционной силой военному режиму. В то же время, процессы, протекавшие в недрах бразильской церкви не были однозначными. В ней сохранялась борьба мнений. Формы и пути служения, выполнения святительской миссии, воплощение основных идей христианской социальной доктрины бразильские иерархи понимали по-разному.

Говоря о причинах и итогах трансформации бразильской католической церкви, можно сделать ряд основных выводов.

Бразильская католическая церковь оказалась в целом более подготовленной к процессам обновления, которые были инициированы II Ватиканским Собором, нежели другие национальные церкви Латинской Америки. Несомненно, отделение церкви от государства и их официально раздельное существование, в отличие от ряда других стран региона, укрепили организационные основы и самостоятельность церковного института. Бразильской иерархии фактически первой в мировом католицизме удалось создать национальную конференцию. С 1952 г. бразильские епископы могли высказывать свои суждения по широкому кругу пастырских и социальных проблем на ассамблеях КНББ. Само наличие этого органа, хотя его юридический статус был и невысок, усиливало интерес церкви к социальной проблематике, тем более, что во главе КНББ в разные годы находились яркие личности, чьи взгляды часто совпадали с позицией «про-грессистского» крыла епископата. Бразильская церковь приобрела в 50-е - начале 60-х гг. опыт общественной деятельности, она имела устойчивые и действенные каналы общественного влияния. Огромное большинство населения страны склонно было больше доверять священникам, нежели политикам. В то же время, бразильская церковь продолжала сохранять довольно тесные связи с властью. Это обстоятельство часто заставляло иерархов занимать осторожную и выжидательную позицию в отношении действий властей. Одной из самых острых проблем бразильской католической церкви на всем протяжении ее существования оставалась нехватка кадров священников. Кадровый кризис и постепенное снижение влияния церкви на широкие массы населения оказали воздействие на изменение идеологии и практики церкви. Недостаток численности низового клира привел к притоку священников из Старого Света и США. Священники-европейцы в большей степени, чем традиционные бразильские прелаты, были вовлечены в процессы обновления католицизма, даже их возраст способствовал восприятию новых взглядов (так, в 1964 г. 71% священников не бразильцев были в возрасте до 55 лет) . Нехватка священников способствовала появлению и развитию такого явления как «народная церковь». Наиболее распространенной формой ее выражения стали низовые христианские общины, которые помимо религиозных иногда возлагали на себя функции социальные и даже политические. Очень различным было отношение к низовым общинам представителей разных течений бразильской иерархии. Если епископы-прогрессисты» поддерживали и развивали в своих епархиях сеть таких общин, то прелаты «консервативного» направления не признавали самого понятия «народная церковь».

Огромное воздействие на процесс трансформации бразильской церкви оказывало христианское социальное учение. К 60-м гг. XX в. социальная доктрина католицизма проделала значительный путь в своем развитии. Она не являлась политико-экономической программой действий, а представляла собой некое идеальное христианское видение мира и человеческих взаимоотношений. Несмотря на свой идеальный характер, социальное учение давало ответы на многие животрепещущие вопросы современности. Основные отличия в восприятии положений социальной доктрины католицизма бразильскими епископами наблюдались в оценке возможностей участия церкви в разрешении конкретных социально-политических вопросов. Некоторые епископы и священники позволяли себе расширительную трактовку положений католической социальной доктрины, допуская для себя значительное погружение в вопросы, традиционно не входящие в круг духовных. В ряде случаев, бразильская церковь, апеллируя к положениям социальной доктрины, не ограничивалась попыткой сформулировать христианское видение вопроса и стремилась своим активным участием повлиять на его разрешение. Такая позиция ряда «прогрессивных» и «умеренных» иерархов порой вызывала недовольство Ватикана. Неоднократно папа предостерегал бразильских прелатов от слишком сильного, на его взгляд, погружения церкви в политику.

Пожалуй, наиболее мощным фактором, ускорившим трансформацию бразильской католической церкви стал авторитарный политический режим. Без военного режима, без перенесенных клиром преследований церковь более медленно меняла бы свои позиции. Изменения, наблюдаемые в ее социальной базе, с другой стороны, требовали прямого контакта с требованиями и проблемами народных слоев. Они приводили к различным формам солидарности с борьбой низов, которые имели отклик не только среди верующих, но и отражались на совокупности церковных деятелей на самых различных уровнях, вызывая изменения в местных структурах институции и в ментальности «народа церкви». В условиях подавления демократических свобод, бразильская церковь сделала «выбор в пользу бедных» и стала «голосом безгласных», возложив на себя, таким образом, не свойственные ей функции политической силы.

При анализе причин эволюции взглядов иерархии нельзя не учитывать универсальный характер католической церкви. Из него следует, что церковь должна во имя своих интересов трансцендентного характера иметь права и свободу действовать внутри национальных обществ, формируя себя, если использовать выражение Грамши, как «гражданское транснациональное общество внутри гражданского национального общества». Церковь должна развивать такую стратегию, которая позволит одновременно поддерживать свое единство, как в национальном, так и в транснациональном плане и влиять на национальные общества и на международную политику. Конфликт между католической м государством церковью>в Бразилии носил институционный, а не личностный характер. Церковь подвергалась преследованиям за свою корпоративную деятельность, что убедительно показывают рассекреченные в наши дни документы правительства Э. Гейзела.

Особенностью бразильской церкви являлось сохранение ею внутреннего идеологического и организационного единства при существовании различных взглядов на пасторскую деятельность и социальную практику. Перед лицом репрессивного государства епископы, придерживавшиеся разных точек зрения, выступали, как правило, вместе.

Несомненно, позиция церкви стала одной из причин либерализации военного режима. Церковь, особенно католическое движение на местах (низовые христианские общины), стала одним из каналов утверждения в Бразилии принципов демократии. После возрождения в Бразилии политических партий католические иерархи в своих публичных выступлениях поддерживали представителей оппозиционных политических сил, например лидера ПТ Игнасио да Сил-ва (Лулу). В Бразилии церковь и общество взаимно повлияли на трансформацию друг друга: общественные процессы оказывали воздействие на церковь, а церковь, в свою очередь, помогала меняться обществу. К концу периода военного правления реформистский потенциал бразильской католической церкви снизился, отпала необходимость быть «голосом безгласных». Но независимо от этого, бразильская церковь дала толчок переменам, изменившим всю латиноамериканскую церковь, и оказала значительное воздействие на бразильскую политику.

Бразильская церковь в ходе своего обновления накопила значительный социальный опыт, актуальность которого не уменьшается и сегодня. Церковь приняла активное участие в обсуждении, а отчасти и разрешении наиболее злободневных социальных вопросов бразильской действительности, таких как аграрная проблема и положение рабочего класса. Что касается борьбы за права индейцев, то католическая церковь стала одной из главных организующих сил в деле защиты коренного населения Бразилии. Участие в разрешении общественных проблем показало, что влияние католической церкви на социально-политическую жизнь ограничено. Находясь вне политики по определению, церковь может влиять на общество лишь в рамках своего предназначения. Хотя церковь и не могла непосредственно воздействовать на политику бразильского правительства, она вносила большой вклад в дело «пробуждения сознания» людей, без которого было невозможно эффективное реформирование бразильского общества. Изучая опыт эволюции бразильской церкви, можно вывести своеобразный закон эффективного церковного обновления: необходимо взаимодействие всех секторов церкви, широкой инициативы «снизу» и поддержки ее «сверху».

В двадцатилетнем развитии бразильской церкви в годы военного правления лежат корни ее сегодняшних позиций. И хотя католическая церковь в целом стала более умеренной в своих социальных и политических воззрениях, она по-прежнему требует социальной справедливости, «реформ для всех», обличает

202 случаи грубого попрания гражданских и политических прав, выражает решимость «служить бедным». Католическая церковь остается одной из наиболее значимых общественных сил в современной Бразилии.

1 Lernoux P. Notes on a Revolutionary Church: Human Rights in Latin America. NY. 1978. P. 43.

2 Lernoux P. In common suffering and Hope. // Sojourners, 1987, No. 12, pp. 28

29. ■j

Bruneau Т. C. The political transformation of the Brazilian Catholic Church. N-Y, 1974. P. 247 (table 15).

 

Список научной литературыКонорев, Сергей Владимирович, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Документы на русском языке.1. 20 епископов Бразилии в защиту Педро Касальдалиги. // Революция в церкви? (Теология освобождения): Документы и материалы. М., 1991.

2. Андский манифест, 1985 г. // Революция в церкви?.

3. Антуан Ш. Развитие. Для кого? // Революция в церкви?.

4. Бофф К. Об использовании «марксизма» в теологии. II Революция в церкви?.

5. Бофф К. Что такое теология освобождения на самом деле? // Революция в церкви?.

6. Бофф JI. «Рим принимает теологию освобождения» (интервью). // Революция в церкви?.

7. Бофф JI. И церковь становится народом. // Революция в церкви?.

8. Лаборем эксерценс (Laborem exercens). // Иоанн Павел II. Мысли о земном. М., 1992.

9. Либанио Ж. Б. Проблема марксистского анализа. // Революция в церкви?.10.«Либертатис нунциус», 1984 г. // Революция в церкви?.

10. Лукетти Р. Литургия освобождения. // Революция в церкви?.

11. Рерум новарум (Rerum novarum). //100 лет социального христианского учения. Издательство: Pax Christi International. Дом Марии. М., 1991.

12. Соллицитудо рей социалис (Sollicitudo rei socialis). // Иоанн Павел П. Мысли о земном.

13. Сулик Т. Если миряне взрослеют (интервью). // Революция в церкви?.

14. Фрей Бетто. Когда вера обретает политическое звучание. // Проблемы мира и социализма. 1989, № 10.16.«Читая слово Божье мы боремся против современного рабства». // Революция в церкви?.

15. Документы на иностранных языках.

16. A abertura tern um ргефо. Entervista: Dom Carmine Rocco.// Veja,7 de Maio, 1980.

17. A condena^ao as releituras do Evangelho. // Veja, 7 de Fevereiro, 1979.

18. A statement by Dom Pedro Casaldaliga // LADOC: III, 27b. March, 1973.

19. Ato institucional № 5, de 13 de Dezembro de 1968 // Problemas brasileiros. Numero 69. Dezembro, 1968.

20. Boff L., Boff C. Salvation and Liberation: In Search of a Balance between Faith and Politics Maryknoll. N.Y. 1984.

21. Camara H. The first world is the problem // LADOC: 1,70 a. June, 1971.

22. Cristus Dominus, //http://www.vatican.va/archive/Wstcouncils/iivaticancounci./documents/vat -iidecreel 9651028christus-dominusen.html

23. Dom Luciano Cabral Duarte. Por que о PC deve ser ilegal //Veja, 24 de Agosto, 1983.

24. Em Puebla, nao havera qualquer recuo". Cardeal Aloisio Lorscheider. // Veja, 24 de Janeiro, 1979.

25. Fragoso A. B. Church and State today in Brazil // LADOC. 1.37. oct. 1970.11 .Guttierres G. A Theology of Liberation: history, politics and salvation. Maryknoll. N.Y. 1973.

26. Helder Camara: A Third World Bishop // ISAL abstracts. Montevideo.Year III -Vol. 3.No. 29. 1971.13. "I have heard the cry of my People" // IDOC. North America edition, No. 54. Summer. 1973.

27. Interview of Helder Camara by the Journalist Oriana Fallacci ii ISAL abstracts. Montevideo. Year Ш- Vol. 3. No. 29. 1971

28. Investiga9ao no clero. // Veja, 11 de Abril, 1979.

29. John Paul IPs Massage to Indigenous People. ii Santo Domingo conclusions. Fourth General Conference of Latin American Bishops. Washington. 1993.

30. Manifesto of the "Renewed Church" ii LADOC: 1,47b. December, 1970. P. 1.

31. Octogesima adveniens ii http://www.vatican.va^olyfather/paulvi/message/documents/hfj)-vimes 30267342 octogesimame.html24.Pacem in terris //http ://www. vatican/va-bolyfather/j ohnxxi ii/ encyclical s/documents/hfj -xxiiiencl 1041963pacemen.html

32. Pela restaura9ao da fe. Entervista: Dom Luciano Cabral Duarte. //Veja, 30 de Janeiro, 1980.

33. Populorum progressio ii http://www.vatican.va/holyfather/paulvi/encyclicals/documents/hfj3-vienc26031967populorumen.html

34. Por que о PC deve ser ilegal. Dom Luciano Cabral Duarte. //Veja, 24 de Agosto, 1983.

35. Por que sou contra о PC. Entervista: Dom Ivo Lorscheiter.// Veja, 10 de Outubro, 1979.

36. Santo Domingo conclusions. Fourth General Conference of Latin American Bishops. Washington. 1993.

37. Second General Conference of Latin American bishops. Bogota. 1968.

38. Uma Igreja que explode. Entervista: Cardeal Sebastiano Baggio. // Veja, 25 de Junho, 1980.

39. Документы из архива автора.

40. Письмо дона Педро Касальдалига Конореву С. В. от 21 декабря 2001 г. Pedro Casaldaliga, obispo de Sao Felix do Araguaia, Brasil. araguaia@ax.apc.org

41. Письмо дона Педро Касальдалига Конореву С. В. от 12 марта 2002 г. Pedro Casaldaliga, obispo de Sao Felix do Araguaia, Brasil. araguaia@ax.apc.org1. Периодические издания.1. America, 1973.

42. Brazzil, international monthly magazine in english on brazilian cultures, 1996 -2001 // http://www.brazzil.com

43. Bulletin Latin America Research. 19994. Daily World, 1975. J5. Daily World. 19756. FolhadeS.Paulo, 1984.7. Jornal do Brasil, 1979

44. Latin America weekly report. 1980.9. Latinamerica Press, 1983.

45. National Catholic Reporter, 1988.11.Newsweek, 1980.12.Newsweek. 198013.Noticiac alisdas, 1968.

46. Problemas brasileiros, 1970-1976.

47. Revista de cultura. Vozes.1980 1983.16. Sojourners, 1987.

48. The International Review, 1977.

49. The New York Times Magazine, 1975.

50. The New York Times. 1972-1978,1980.

51. The Washington Post, 1974-1976, 1978-1980.21. Veja, 1979-1984.

52. Voz da Unidade, 1984 1985.

53. Williamson Daily News, 1980. 24.0 Globo, 1970.

54. Sao Paulo, 1979. 26.3a рубежом, 1985. 27.Проблемы мира и социализма. 1989.

55. Статистические и справочные издания.

56. Brazil. The Catholic Encyclopedia, Volume II.// http://www.newadvent.org/cathen/02745c.htm; Historia do cristianismo. / http://www.uol.com.br/jubilaeum/index.htm.

57. Cadastro dos Bispos do Brasil // http://www.cnbb.org.br/bispos.doc.

58. Estatistica dos bispos e circunscri^oes eclesiasticas / http://www.cnbb.org.br

59. Латинская Америка в цифрах. Справочник. М., 1989.

60. Латинская Америка в цифрах. Статистический справочник. М., 1979.

61. Латинская Америка. Справочник. М., 1990.

62. Латинская Америка: энциклопедический справочник. В 2-х т. Т. 1. М., 1979.

63. Латинская Америка: энциклопедический справочник. В 2-х т. Т. 2. М., 1982.

64. Современный энциклопедический словарь. М., 1997.1.. Литература.

65. Литература на русском языке.

66. Азеведо К. Эволюция бразильской церкви. // Латинская Америка. 1980, № 9.

67. Андреев М. В. Католицизм в политической жизни латиноамериканских стран. //МЭМО. 1968. № 6.

68. Андронова В. П. Борьба за теологию освобождения // Латинская Америка. 1980. № 9.

69. Андронова В. П. Католики Латинской Америки выбирают протестантизм. // Латинская Америка. 1998. №9.

70. Андронова В. П. Колумбия: церковь и общество. М., 1970.

71. Андронова В. П. Латиноамериканский католицизм и демократия.//Латинская Америка в меняющемся мире. Международная конференция, посвященная 30-летию ИЛА АН СССР, 23-25 апреля 1991 г. Тезисы и материалы докладов. М., 1991.

72. Андронова В. П. Политическая роль католической церкви и религии в Латинской Америке (середина 60 80-х гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1988.

73. Бразилия: тенденции экономического и социально-политического развития. М., 1983.

74. Великович Л. Н. Католицизм в современном мире. Знание, серия «научный атеизм». М., 1981, № 11.

75. Великович Л. Н. Кризис современного католицизма. М., 1967. П.Глинкин А. Н. Новейшая история Бразилии (1939 1959). М., 1961.

76. Григулевич И. Р. «Мятежная» церковь в Латинской Америке. М., 1972.

77. Григулевич И. Р. Латинская Америка: церковь и революционное движение. М., 1988.

78. Григулевич И. Р. Папство. Век XX. М., 1991.

79. Григулевич И. Р. Антинародная деятельность католической церкви. // Куба. Историко-этнографические очерки. М., 1961.

80. Григулевич И. Р. Латиноамериканская церковь на пороге 80-х гг.// Латинская Америка. 1980. № 9.

81. Григулевич И. Р. Церковь современной Бразилии. // Бразилия. Экономика, культура и политика. М., 1963.

82. Дабагян Э. С. Компартии о некоторых теоретических и политических проблемах антиимпериалистического движения. // Латинская Америка 80-х годов. Проблемы единства демократических и антиимпериалистических сил. М, 1988.

83. Дерюгин С. В. Теология освобождения и революционные процессы в Латинской Америке (70-е 80-е гг.) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1989.

84. Добреньков В. И., Радугин А. А. Методологические вопросы исследования религии: Спецкурс. М., 1989.

85. Добреньков В. И., Радугин А. А. Христианская теология и революция. М., 1990.

86. Дуссель Э. Церковь в Латинской Америке: опыт интерпретации. // Латинская Америка. 1989. №№ 5-6.

87. Забелина Т. Ю. Бразилия: переход к демократии.// Латинская Америка в меняющемся мире. Международная конференция, посвященная 30-летию ИЛА АН СССР, 23-25 апреля 1991 г. Тезисы и материалы докладов. М., 1991.

88. Забелина Т. Ю., Сосновский А. А. Бразилия до и после «чуда». М., 1986.25 .Исторические судьбы американских индейцев: проблемы индеанистики. М., 1985.

89. Коваль Б. И. Бразилия вчера и сегодня. М., 1975.

90. Коваль Б. И. История бразильского пролетариата. (1857 1967). М., 1968.

91. Коваль Б. И. Слово к читателю // Революция в церкви? (Теология освобождения.) Документы и материалы. М., 1991.

92. Коваль Б. И. Теология освобождения против ложного смирения // Латинская Америка. 1990. № 6.

93. Ковальский И. М. Социальная роль церкви в освободившихся странах. Знание, серия «научный атеизм». М., 1978, № 10.

94. Ковальский Н. А. Католицизм и дипломатия. М., 1969.

95. Ковальский Я. В. Папы и папство. М., 1991.

96. Константинова Н. С. Папа кариока. // Латинская Америка. 1998. № 2.

97. Лаврецкий И. Р. Кардиналы идут в ад. М., 1961.

98. Латинская Америка 80-х годов. Сборник статей. М., 1988.

99. Латинская Америка: политические партии и национальные движения. М., 1993.

100. Мазалова В. П. Католицизм четверть века спустя после II Ватиканского Собора. М., 1989.

101. Мамонтов С. П. Марксизм и теология освобождения.// Проблемы мира и социализма. 1988. № 9.

102. Мамонтов С. П. Никарагуа: церковь и верующие в сандинистской револю-ции.//Латинская Америка. 1981. № 3.

103. Мчедлов М. П. Эволюция современного католицизма. М., 1967.

104. Очерки истории Бразилии. М., 1962.

105. Патрик де Лобье. Социальная доктрина католической церкви. Опыт воплощения христианского идеала. Брюссель, 1989.

106. Поляков А. А. Церковь и политика в период кризиса военного режима в Брази-лии.//Вопросы научного атеизма. Вып. 36. М., 1987.

107. Поташинская Н. Н. Католическая церковь в истории Латинской Америки. М., 1980.

108. Поташинская Н. Н., Дерюгин С. В. Теология освобождения: истоки и тенденции // Революция в церкви? (Теология освобождения.) Документы и материалы. М., 1991.

109. Развивающиеся страны: основные тенденции социально-политической эволюции. Иваново. 1993.

110. ЗО.Рожковский И. Р. Церковь и государство. // МЭМО. 1994, № 4.51 .Савин А. Н. Бразилия: тенденции политического развития в послевоенный период (1945-1989). Иваново. 1992.

111. Семенов С. И. Христианская демократия и революционный прогресс в Латинской Америке. М., 1971.

112. Современные идеологические течения в Латинской Америке. М., 1983.

113. Сосновский А. А. Доктрина национальной безопасности и эволюция: режима. // Латинская Америка. 1984. № 4

114. Тоцкий В. П. Церковь и борьба за демократию в Бразилии и Чили. Тула. 1988.

115. Фалькони К. Ватиканский Собор и причины его созыва. М., 1964.

116. Шейнман М. М. Католицизм в меняющемся мире. М., 1975.

117. Ястребов И. Б. Социальная философия католицизма в XX в. Киев. 1988.

118. Литература на иностранных языках.

119. Bandeira М. Trabalhismo е socialismo no Brasil. Sao Paulo. 1985.

120. Bruneau Т. С. The Church in Brazil: The Politics of Religion. Austin: University of Texas Press, 1982.

121. Bruneau Т. C. The political transformation of the Brazilian Catholic Church. N-Y., 1974.

122. Churches and Politics in Latin America. Beverly Hill, Calif.: Sage, 1979.

123. Corf J. C. Christian Socialism. An informal history. N.Y. 1988.

124. D'Arc H. R. Has Basismo disappeared? // Bulletin Latin America Research. 1999. Vol. 18, No 2. P. 201-217.

125. Historia do cristianismo. // http://www.uol.com.br/jubilaeum/index.htm,

126. Kadt Emanuel de. Catholic Radicals in Brazil. N.Y.: Oxford University Press, 1970.

127. Kemper V. A Prophet's Vision and Grace.// Sojourners, 1987, vol.16, No. 11.

128. Lehmann D. Introduction. // Bulletin Latin America Research. 1999. Vol. 18, No 2.11 .Lernoux P. In Common Suffering and Hope.// Sojourners, 1987, vol. 16, No. 11.

129. Lemoux P. Notes on a Revolutionary Church: Human Rights in Latin America. N-Y. 1978.

130. Levine D. H. Religion and Politics in Latin America: the catholic church in Venezuela and Colombia. Princeton. 1981.

131. Mainwaring Sc. The Catholic Church and politics in Brazil (1916 1985). Stanford, 1986.

132. Maria, Pe. Julio. Catolicismo no Brasil. Rio de Janeiro: Livraria Agir Editora, 1950.

133. Mecham, J. Lloyd. Church and State in Latin America Rev. ed. Chapel Hill, N.C.:University of North Carolina Press, 1966.

134. Pe. VirgHlio Leite Uchoa. Breves reflexoes historicas a caminhada da Conferencia Nacional dos Bispos do Brasil (CNBB) (1952-1995). P. 3. // http://www.cnbb.org/documents15051961en.html

135. Religion, Revolution and Reforms: New Forces for Change in Latin America. N.-Y., 1964.

136. Sanders T. G. The Catholic Church in Brazil Political Transition // American Universities Field Staff. South America. 1980. No 48.

137. Sao Salvador de Bahia de Todos Os Santos. The Catholic Encyclopedia, Volume ХШ // http://www.newadvent.org/cathen/13466a.htm21 .The Catholic Encyclopedia, Volume II Volume XIII // http://www.newadvent.org/cathen/13466a.htm

138. Triggs W. Brazil: bishops and patriotism 11IDOC International. North American edition. 30 January 1971. P. 35-36.