автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Казахская драматургия в литературной критике
Полный текст автореферата диссертации по теме "Казахская драматургия в литературной критике"
' КЙНИСТЕРСТВС НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЙ ' РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
11азахский' ОРДЕНА. ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ •.ГОСУДАРСТВЕННА УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ
На правах рукописи
ИСКАКОВ Марат Абдошевич КАЗАХСКАЯ ДРАМАТУРП1Я В ЛИТЕРАТУРНОЙ
критике..
10.01.02 - многонациональная советская литература
К Р
диссертации на соискание ученой степени
, А
кандидата биологических наук
Алма-Ата - 1992 г.
Работа выполнена на кафедре казахской литературы Ка; имени Аль-Фараби
Научный руководитель:
- академик АН Республики Ка; доктор филологических наун профессор К/ШШОЗ З.К.
Официальные оппонента: - доктор филологических наур
Атимов М.
е
- кандидат филологических наук Русте.у.бекова Р. Ведущая организация - Казахский Государственный
педагогический университет имени Абая.
Запета состоится "¿0 " аи^цил 1992 г. в /У1 часов на заседании специализированного совета Д 058.01.07 присуждению ученой степени доктора филологических наук др Казахском Государственном университете им. Аяь-Фарабл. (480121, Алыа-Ата, ул.Тишрязева, 46, ГУК-1 фалологическо факультета).
С диссертавдей можно ознакомиться в библиотеке Каз Г имени Аль-Фараби.
Автореферат разослан *
££ «
илс^тя Т992 г.
Ученый секретарь спецпаль-зрованного совета, доктор филологических наук профессор
УРАЗАЕВ ф.й.
ОЗДАЛ ХДРАКТЗРлСтСЛ РАБОТЫ
Б процессе перестройки в творческих союзах страны ос. заинтересованное обсуждение судеб наегеЛ культуры. Речь ша > тем, чтобы литература к искусство были достойными своего зремешг к но просто страяяли ого, ко и принимал:! деятельное ,'частие е преобразованиях, равных, эпохальным.
Состоялся учредительны!! съезд нового творческого союза -¡¡омза театральных деятелей'СССР. Учрежден и Союз театральных деятелей Казахстана. 3 работе этих творческих союзов отразилась революционная новизна котосши живет наша страна з период глубоких социально-политических. и экономических ип.--■;о нений.
Коренные общественно-экономические изменения, которые роисходят на дашкмл историческом этапе, влитцие не только ;а жизнь и умонастроение наших народов, но. и псего человече-:т;:а, несуще свет новой социальной надежды, самым непосред-образом сказываются на судьбе искусства в целок, в •ом числе предельно.активизируя развитие"современного театра : драматургического жанра.
Актуальность исапвдовачкя. Революционными преобразовачи-
з хизни страны вызвана коренная перестройка литературы и
скусства. Быть участником• активного социального обновления
дзни, способствовать реформированию форм и методов работы в
ухозной сфере, возглавлять борьбу с серостью к безыдейностью,
1
ерьбу за утверждение правды, поддерживать и защищать таланиз
ркзванн учрежденные в ходе перестройки творческие союзы ¿•раны.
Перестройка охватывает рее важнейшие стороны кизня наше-
го обцестза. Острее становятся шогис допроса з газете, радяо, в телепередачах, что требует от театра новых, ел: реи&ннй, ношх инторг.ре тацип я разнообразного репертуар Крупнейше драматурга и театральные деятели страны целом и лаз&чх-тана в частности уке в точение ряда лет г рилк о необходимости назревших пореиен! ■
Необходимость систематизированных исследований глк щих, так к специфических • закономерностей, под действием торах происходило -еарояденйе й развитие нахской драма и театральной, хрлттси, изучение га в сьязи с кстарпчес:< аспоктш,ш в свете ноэнх задач обусловили актуальность д работы.
Нельи исслодовакия является научное обобщение зако ностей формирования и выявления специфика доулатургии и ральной критики .применительно к условиям Казахстана на учета требований перестройки, переживаемой налим общее т: Долью исследования предопределены и конкретные задачи р,
1) • ввдалить и от.?ршшчать' объект исследования от с:де: явлений и классифицировать разновидности элементов, его тавляюцих;
2) определить место и рель крайней • казахской драшту; системе литературно-критических исследований вообще, в : »них случачх проследит*, их взаимодействие 'и .взаимовлияи
3) проследить этапы форьхеоаэдия казахской драматург] театральной критики и фактора, влкяшне на них;
4) проанализировать р:шъ критики в совершенствовании
I. ыамбетов A.M. Теато начинается с а&иащ. // Казах! кач правда.- ISS5. - 15 нюня.
' ~ - 2 -
jxmx. 'smaosz* ЗЯРО"?О щшт^к Ы ¡^рьщшшш йшйр^ара, WExms&M ¡i з^т&гзрряШщ э щШтш. райиссуфй m oaaapöKoro «ЙВ^ШЙ» а з^й&х&ш sssea, аву/гудвгь ОЙ> ощекы сло-®з.„ щи&тш <тш£рфс& a
S) жт&ш- ^йфйгж^ш-^ь -passu-
■ша я^атуртза а здрф^еиеяажьнбй m -ъь«-
«Ш* te» sgsrená á ШЙЙ .j^&cKöif 'сцвйы & »â i'ôSr-ШЩ ^аШ&ЁЗЗс ЗШШКМаЭД ШйЪШШкЪтй рщ^ -3àpy'6és--
щад й'йскбш % ® тшоишшъ шаца
KpsiirKä <^ec'öB'äHHöä
jpamyis®* а дакташ* m & «ШФ roT-
ет^ © "ôÂbsâèm чш "ss&m
м шрда s «шш®» s mm щщшга-
шёшш тсыеъ ъъш гшшш-, и»
mm&ïëm. а эд^к^ .
тштёяъ т&8№ тшшъъ дев» ьШт-
МРёШ?^ mwp'&b .ЩШ&Щ/Щк я ШаШ?-
w®8i <ЩМ Шк ШШ) ъъ 'Шйептоъ ШЪШШ 'созрй-Шёёй ЩШЩШШ ЩёШ^Ш Ж ШШШ ЪШтсШ rçp
тщщ ъ з&т % ш? йив чшшш^п.
3 t тШЩййШ âêîtôôm
ОДДОЖЙ» -ЬШШШШоё!
гш&ш* fÄSSMi ёгШШ» йЧ^'К&Шевой я %
й'ШШ* S "Эснозу ШЭДШЙЙ ШЪЗШ*
а гредевдш* Шол ъшъщъ ъшщ m даашгй ШШЩ ШЩ-Щ^Ш ШШЬ'. ШШёШ ШШЫ. s
■ т â =
данном случае предполагает выявление общего и специфичного, раскрытие роли эстетического элемента в структуре целого, акатаз его диалектических взаимосвязей со снежными явлениям а также диалектики развития жанра. Все это в той или иной мере присутствует в работах названных авторов, на которые м в значительном чкзле случаев опирались (о чем подробнее см. в соответствующих гхавах диссертации).
Однако более иарокий охват к более обстоятельное освещ! ше проблей и объектов казахской драматургии и театральной критики от ее заровдения до навах дней еще вдут своих иисле-дователей, и данная работа представляет собой попытку такогс подхода. Глубинные процессы обновления нашего общества, пере янваеше благодаря перестройке, потребовали и анализа матери ала с новых позиций: "взлеты диамагургиа Си сценического искусства в целом. - и.II.) зепремянно приходятся на пива общественно-политического подъема, когда в действительность входят, чтобы утвердиться ь ней, новые идеи, опредокяадие будущее людей"? Ведь "драма представляет собой , русло, по которому течет поток грандиозных идеД"?
Уже в года становления советской науки о театре представлялись актуальными следуадие задаче: определение понятия театроведения, отграничение его от скежных наук, в, частности, от литературоведения, разработка методов изучения театрального представления в исторической и современном разрезах, изуче-.ш:о драма как штеркала сценического представления и разра-
советская драматургия и .ее
л .. „ "•,» 1ЭТ&« — С, 12,
2. ьонт.-л: 3. 5л?НЬ драка,; - Ц,- Х97Б. - СДС7.
- 4 -
ботка методов еэ сценического анализа, изучение искусства актера как з плане исторической эволюции актерской игра, так и в плане психологии творчества актера, изучение методов и приемов режиссуры и их эволюции в историко-методическом освещении, изучение роли в театре смакных искусств, изучение вопро-
т
са о роли зрителя и т^ Многие из задач этого перечня; остаются для казахского театроведения насущными и сегодня.
?Летодология и метод исследования. Методологической сюно-вой исследования язшшсь труды классиков материалистической эстетики, исторюю-философскиэ документы и материалы, относящиеся к казахской драматургии и театральной критике. В качестве одного из основных метопов рэализоватся подход к иссле-дуо-»оцу явлению как к элементу динамической система:«драматург - режиссер - актер - зритель, системы, с кавдым элементом которой связан критик: он способствует совершенствованию пьесы, сценического искусства и вкусов зрителя на путях революционного (йбновлония общества в ходе перестройки.
Зарождение и развитие казахской драматургии и театральной критики происходило в диалектическом взаимодействии с объективной действительностью, одной из форм отражения которой является театр. В нашем случае это означает, что материал следует рассматривать на основе системного подхода. Иначе говоря, казахская драматургия и театральна* критики предетавля-ют собой закономерно обусловленные явления, существуйте в связях и взаимодействии с окружающими явлениями как смежного, так 'и опосредованного плана.
I. Дмитриевский В. История советского театроведения и ее уроки. // Театр. - 1370, И 7. - С. 101. - 5 -
В наша дай роль драматургии и театральной критики,на могвт быть ограничена элементарной оценочностью: уке давно отмечено, что ей недостаточно одной рецензионности, добродушных или недоброжелательных рассувдений с талантливости мастерстве по поводу творческих удач или неудан. Драматург и театральная критика, в том числе казахская, у'ео вполне с зрела до уровня ос'Ьактивных научных исследований, всесторо них обстоятельных оцеяок я доказательной аргументации.
2анрово-видов:&) особенности сценического искусства лу шо раскрываются в свете шслей, высказанных Шекспиром и Гю Шокемру принадлежит краяатое изречение, формулирующее орг нкческую связь театра и жизни: "Жизнь - сцена, люди - акте Воспроизводимость жизненных картин, создаваемых живыми люд ми (а не средствами кино или телесредства:,ж), максимально алистична, минимально, условна. Эффект присутствия, причаст сти, сопереживания (разумеется,яри талантливой пьесе и мае терском сценическом воплощении) максимален. Этот эффект ус: ливается еще и тем, что имеют место и пряыаЯ (актер - зрит и обратная (зритель - актэр) связь. А последняя - реакция зрительного зала - выступает в качестве самой оперативной, сиюминутной, непосредственной сцен;си, притом оценки объект: визированной, кассовой. Арсенал и функции средств, которым располагает зритель для такой сишинутной критик, еще ЖДУ' своего исследования. Непосрсдственн;зя эмоциональная реакци зрителя на процесс разворачивания сгектакля, это, - Можёт быть, одна из самых эффектнее оценок труда актера, бцеНо: непроизвольных и иногда нелицеприятных. При этой, естества; приходился учитывать, что така*1 "жкрокриглка" характеризу'
- 6 -
не только объект кгатлни, ко и источник, аз которого она исходят.
Матегаалом доследовании послужили три главных группы источников: рецензии в периодических изданиях (с котррнх начиналась казахская театральная критика), статья и исследования, опубликованные з научных изданиях, ионогра&га и брошюры, посвященные каюаьлпбо апе1$галькш вопросам, дасоортацаи. В числа вахке&шх источнеиюв следуог назвать "¡Ьторазэ казахского театра", издание которой было значительным собиглем 'в истории исследования.искусства Казахстана. Однш: из свидетельств зр«лоата казахской театральной критики является я (правда, нешогочисловшге) дискуссии на. отрашцах пресса, • аатердалн которых тшслз учтены. авторов.
Иаторпплом дчя набйвдокия а обобщения, естественно, послужи также гязнсобраряаа репертуар хазахскшс театров 19261989 годов. Ощядслсшша. таорчеокаа опат дзссертанта (автора пьсо, кп казахской сцоно) позволил реатазовать некото-
рое аспекта дееладогшия за основе "взгляда изнутри".
Сопоставление данных о тлорчоотае театров страны, про-подонноо в хгд*> пореетройкг, показало, что е э.иачктельном число ойлпетша т<?атроа ГСфСР довольно регулярный аншлаг обес-»«иваетзя а 5-5 ношш .шланоякама а год. Как по-
I
зшж&от щш^дошые кий даюш» казэхекаэ театра обновляют свой 1\М№ртуар юггенекм-ёв» Эжютвекнэ, это грзбуе? ^ояьа^го нэдр^шю'д ¡кзего ачгтер&кегэ ко^шшйаа, чте а оеабой тро ог-аеейтзл к о&детши работзэдам а Золее •грудник уело-
кщ, чем ечелдчщю та&тра»
В (шх ропсцй ¡щта^р^ш а ?йгт&й а реадяаащш валк-'.. - ? -
: „; y.: ncpccrpollizn г cjc-sj^i.-* 1987 гсд:: np.v-
■ ■: „-.I. тогда плрг.:;: лазохзтача Зила. ::рсьз;„ен& встреча с
¡: хоатральки?.2 a&?tox»£si р«спу3йик;:. б чд vicjjix аройлгл: лг.суадался ьопрос о скщулирозапии ейто-. - : ¿¿ллалй!; ? театру, поскольку k&í одни с~з?чал, когда еле т-:: г:тс::одя? nr.: иеааподнешцк заггос. Вносились преддез&и Острее, поправить такое положение. В Lz::jx-
.0» и l1 городах к оогалвтио, пропаганд
:u.síi«' постазовз:;, Р^. снизятся яьсси на острые, злободчов т-ч'д:. От случае к случаз провидится их обсуждение на
ü вузах, школах. Нглаккяздссгь залов'в болкзе; мер-; зависит телеке от ишоцц-оо сгорзна ойдаствешо-лсяити-в npcíco^siiuy. органов на i'/отах. Театра в Павлодаре, , 4zLQtcií re, ¿-¡езказгалг не яшыт у слеза]! для нор-г-алькоИ. работа.
Надо, (/началось на еоэощанзте, чтобц коллективы прод-учебних заьеденнИ ьг-.осто с руководителями ;; актквкс гамн рагуляриз лссе^н спектакли. Яа встрече указывалось,на необхадиость активного дссс^ения их* представителям:; ¿с<зс на цкй и иарэднсл^еЛ, на необходимость улучяг««« синхронного пе íomm тяяота ia»««4 Это будот споссбствоаат» взаиаоооогщеии. кулыур, общения, н.ойст-
средство;/, Дй*ш»а1и>г& улучшения работа voarpos долгий v'Tív.-j» их CtfOTili, драматургов и актеров в учеб-
к трулмич kívwскриви, оьлц-иза!^^: «ассснзс лосс:-ч«?«ки '¿¡¡т^лям,; тбат/'* и .городах, 3 SVÍ'«;ICH;íJ5 пиле« ¿v^ntjjsjv'i-'i, зяпуха- рялпчто:
• a 1№¡'-JBÜ,1X ym-JSJ'0'М'Л Жй ,;-
~ 6 ~
ашю-тежшческоа базы сценических коллективов говорили висту павпко на встрече работники Комитета по культуре Казахской ССР, ведущие театральные деятели республики. Актуальные проблемы сценического искусства были з повестке дня состоявшегося в марте 1988 года в Алма-Ате регионального семинара на тему: "Национальное к интернациональное з актерском искусстве Средней Азии и Казахстана".
Научно-пршстическая значимоеть диссертации состоит в том, что ее материалы фгут быть использованы в лекционных, вузовских курсах по истории драматургии и театральной критики Казахстана. В.настоящее 'время автором подготовлено учэбно-мето-дичоское пособие "Актуальные проблем;: казахской драматургии и театральной критики" и монограмм по материалам диссертации, что моке? слу:ккть и пособием при чтении соответствующих курсов на филологическом факультете и факультете зурнзлистики. Нэзналнне работы в значительной мере восполняют недостаток в казахской художественно-критической литературе, адресованной не только драматургам и работникам сцены, но и широким круга:»! массового читателя, интересущтася эти проблемами. Яркое подтверждение необходимости s таких' работах - мнегочие-• ленная и разнообразная литератур», как по историк русской, так
и казахской драматургия и театральной критики, пользущяяоя
Ï,
'зшроча&шш спросом и практически регулярно передаваемая фрагментами или сериями до радио или телевидению. |
материалы диссертация могут быть лолоаеш в основу соответствующего раздела издаваемой в настоящее время "Истории советского театроведения".
АпробаплЯ'основных положений и результатов диссертации - 9 -
осуществлялась путей публикации статей в печати и чтения дс ладов на научных конференциях преподавательского состава Каз ГУ. Главы диссертации и работа в целом обсуздалась на заседаниях кафедры казахской литературы ¡Саз ГУ, отдельные т мы и разделы изложены на Всесоюзной межвузовской научно-тес ретпческой и практической конференции в г. Алма-Ате в 1390 Структура работы. Диссертация состоит из введения, тре глав, заключения и бкбшографш.
ОСНОВНОЕ С0ДЕР£АКЖ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель и задача дасоертацаи, характеризуются методы ис следования,определяется ого практическая значимость, такне рассматривается вопросы, связанные с-общестзенио-политическ процессами, способствовавшем становлению и раззитн» казахской драматургии к театральной культуры.
В первой главе диссертации ("."Летолологаческио вопросы критики казахской драматург-ки") рассматриваются вопросы лик ратурн и искусства кач вида идеологии в освещении классиков материалистической эстетики, а тике точки зрения русских и зарубежных теоретиков драматургии и искусства вообще и сцеш ческого- искусства в частности. « осте-гике В.Г.Белинского и Н.Г. Чернышевского литературе и искусству отводится огромна* рояь средства воспооизведин'/д картин хапни, ее объяснению и шшесени» приговора изображенным яилониям. При этом одним ¡1С важнейших по силе воздействия .являются драматургия и театр. Подчеркивая облагорачеизащу» роль театра, II.В.Гоголь назвал его ка^дрой добра. 3 этой яе главе даслерт<1Щ1Е аа&лизируютс здокззчзпялн о специфике драматургии и театра, прннадлеха-
- 10 -
щие С.Сервантесу, Д.Дидро, Г.Лессингу, Ф.киллеру, В.Бэго, А.Герцену, М.Володину, Э.Бонтли и др.
Особое т.'.осю отведено взглядам на театр, высказанным н приводившимся а ™лзиь К.С.Станкславски:,'. Здесь акцентируется внимание на причинах того, почему система Станиславского не стареет, а наоборот, завоевывает все новые театральные подмостки мира. Это происходит погашу, что она представляет собой не сумму приемов, а дельный, снстешый подход к зизни?
От эпизодического применения системы Станиславского, первоначальными проводкикауа которой, а Средней Азии а Казахстане были постановщики, приглякегесю пз центральных городов страны, казахские реаассери в последние года обратились к разностороннему освоению системы Станиславского с учетом специфики казахскс;4. сцекк.
Широкое распространение системы Станиславского в национальных рзсяубзшиах п з других театрах страны способствовало
взашному обогащению опытом на основе сбдкхония актерских *
школ. Вместо с тем, отмечается в диссертации, ее автор далек от традиционно однозначного принятия системы Станиславского.
Объективный подход требует признать,-что особенно актуально в период перестройки звучи? высказывание Станиславского: "Лучше всего, когда з пссурстве яивут, чего-то домогаатоя, что-то отстаивают, за что-то борется, спорят, побевдайт, или, напротив, остаются побежденными. Борьба приносит побэ|щ н завоевания. Хуае всего, когда э искусстве все спокойно, все-нажжено, определено, узаконено, не требует споров, поражений,
I. Товстоногов Г. А. О прососан режиссера. // Всероссийское 'театральное общество.,- М,, 1у67. - С, 337,
- II ~
а, следовательно, и побед? *
Таким образом, вызванный к кизни петюстройкой сцсничес) эксперимент логичеоси вытекал из трактовки природы театра Станиславским. II задача критики - не только учитывать и анализировать то, как казахской театр творчески осваивал систему Станиславского, но и то, как это удается реализовать сегодня, в новых условиях, при новых .возможностях, открываемы:-перестройкой. • • '
Проблемы репертуара и рениссуры, актерского мастерства, формирования актерской школы, ансамблевости исполнительское искусства, пропаганды сценического искусства, новые формы привлечения зрителей, -• практически ни одна из сторон театральной лизни не осталась в тени, все высвечено з ходе перестроечных процессов. Это относится и к вопросам профессионал ной критики.
Более чем полувековой путь казахской драматургии и казз ской театральной критики разными исследователями (Л.И.Богате кова, Б.КукдшсбаеЕ) дифференцируется в разных периодизациях. Так, Б.Кундакбаев в основу периодизации положат постанов«: классического, репертуара на казахской сцене. Однако, более соответствующей целям нааей работы представилась лериодизаци предложенная Л.И.Богатонковой и ведущая своо начало с период освоения казахской сценой структуры театра европейского типа (1926 - 1332) до наших днойТ
1. Станиславский К.С. 1,1оя кизкь з искусстве,- Алма-Ата, 1954. - С. 310.
2. Богатенкова л.И. Казахское сценическое искусство я современтш театральный процесс (Автореферат докторской диссертации). - , 1970. - С. 10-13.
Положив в -основу-'.своей работы данную перлодизацаю, ш вместе, с: те«. сочли- необходимым -дополнить ее допрофессиоиаль-. пнм периодом, вклйчашш и несколько щюдроБошедаонных лет, на которце преходятся первые шаги казахской .драматургии-под руководством М.Ауэзова.Е.АЙглаутоза, Б.Ма&лота и др.
Зстестзекао, что на\-л затрагивают:^ Еа-кнейвже направления совершенствования казахской, театра ¡гьной хультуры, вызван-ше к глизни перестройкой. ... . '
Далее в этой главе, рассматриваются проблемы взаимоотношении драматургии их театра с крлтико» а сложившуюся систему театрально-критических жанров, о которое, пойдет речь ниже.
I. Рецензии к обзоры на страница? газетйо-яурналыих изданий "СоцзалйстХк Казахстан", "Казехсталская правда", "Де-нинш1л яас", "Ленинская смена",. "Казав адеблетГ', "Партийная ;.а1знь Казахстана", "Кязакстан коглмутюГ', "дулдыз", "Налип", "Мадеияет зхане турлагс" и др. Оперативно: отмжащаяся на проблей! -драмач-ургиЕ и театрально/! кизни, эта критика обра- ; цена как к театру, так и к широко.'.^ зрителю. 3 силу небо"ь- -шс^о . объема периодически; изданий. авторы' -tassx -операздгшшх рецензий и. обзоров, как правило, ограничиваются общиш оценками,.неотогочислежыми конкретными за^зчшшяш й пскелакияга! без обстоятельного анализа и широких обобщений: .для них кеоб-ходило еще и определенное время. Отрада отмстить, что иеко- • торые периодические издания Казахстана отвоет на своях страницах -место-для дискуссий на теш драматургии и -театра,..что"... является показателем зрелости казахской театральной критика. последних лет. Традиционшаи" стзлк и реиензня на страницах пентральннх газет во время гастролей казахсгзяцев в Москве-..
- 13 - ' с -
2. Статья на страницах научных изданий., ставящие своей задачей углубленное изучение какого-либо аспекта театральной ашзни а драматургии. .
3. Обстоятельные монографии, в которых на ыироком фактическом материале проводятся обобщающие исследования проблем драматургии и театра.
Совершенно исключительное место в казахской драматургии и театральной критике зашагают статьи и высказывания Й.О.Ау-эзова-(1897 - 1961), сочетавшего в себе талант прозаика, драматурга, театрозеда л наставник! начинающих актеров в период : постановки первых национальных цьес в Казахстане/чему нос-зящена.специальная глава, диссертации.
Очень судественшк вкладом з , казахскую дра1<ш,тургиа, театроведение и театральную критику, в историю казахской национальной культурн в. целом явился выход двухтомной истории казахского театра (авторский коллектив: С.Кокамкулов, Б.Кун-дакбзов, Г.Мусропов, С.Нурмагамбетоаа4 А.Нуриаихов, А.Татлба-ес, А.Шарипоз, А.ШаукенбЕева,.Д.Богатенкова, й.Оразаев, Б. Аб-
ДШ7аЗК9В ).
. Особо следует сказать о те&трашвночфатичоекнх материалах, содержащихся в издаваемых а последние годы -мемуарах мастеров казахской сцены. Они имеют большую познавательную и научную ценность для исследования вопросов казахской драматургам:, театрального искусства в целом, для анализа особенностей шотерства того или иного актора или режиссера.
Вторая гдава писсеитздии ("Зарождение и развитие критики казахской драматургии"). досадна становлению казахской оцс-: ничаской культуры и роде выдающегося писателя и ^а.'&турга
- 14 -
Ы.Луззова в этом процессе/
История; казахской сцены восходдт к концу XIX зека, когда в. Семипалатинске в 3880 году было организовано общество любителей музцки и театрального искусства. Позке всади в градацию "Вечера.Востока", которые посещали и учащиеся городского пятиклассного училища Ы.Ауззоз и - К.Сатпаов,- ставоше.впоследствии крулнейшш деятелями наука и куль"уры К&захстгна. Уже до революции на страница/ журнала "/акал". (1913 - 1015) но достоинству оцениваюсь эти первые каги на пути пропаганды национально? дра^атургид. Эти материалы мг-;:но считать первыии ласточками, ирвдаощаишмк зароздешк хпзелоу.о'1 драматургии, театрально» критики к казахского театровед эния.
Любительские сп-зктаклк тол поры в.чачаче ставились по пьесам местных авторов, иногда печатакшмзя 2 зкурнале'"Айкал", но чаде но рукописным текстам. Весьма щшечательно, что в критических работах на страницах квотной печати уже тогда отмечались не только первые успехи казахской драматургии, но и указываюсь на недочеты, что помогаю преодолевать их..
Таким образом, оргааиз о.ианиас ■ на губене XIX - 73* вехов молодежи вечера литературы и досуга, любительские слзк-текли загоняли основу для заро:кдекия казахской дракатургки, сцо.чичеекого искусств;':: и критического мшшяяя о нах. Однако • до революции на казахской- зеете не было построено ни одного. специального здания г*тя театра, не Сало и прс£>ессисЕал&нах ат.» торскщ: кадров. ^Ледш? стимул наше- нациспачьлоо искусство получило в 1020 гсд?, после образования Казахской ЛзтонаяюЗ со~ шалистачоскоЯ рсспуйлага. Согласно декрету, гржитену в 1921 толу, культурно-нроспегит-гльскпо ра-5отк.проводгшеь под едн-
- 1Ь - с
huí," руководством спеилачьных отделов культуры'комитета :"ир-главпатитпросвета, б составе которого был тоатральшй отдел (ТЕО), во многом способствовавший развитии нашего национального театра.
Уке через полгода после свершения Октябрьской рзволацщх состоялась ярелъсра пьесы одного из зачинателей казахской советской литературы Сакена Сейфуллина "На пути к счастью",, в которой ярко показано значение ревокации дня народа, стремящегося к новой жизни. В истории культура Казахстана' театру принзддекит особое место. Сценическое искусство д>1я населения с. преимущественно восточной грамотностью было эффективной формой не только.эстетического,, но и социально-политического и поихсмогического воздействия, и литературнах критика с первых, ее шагов способствовала «более успешной реализация театром этих задач, хотя удельный вес преобладающей аудитории, которой адресовали критшси саба.труды, не был-одинаковым в разные периоды, - сказаэался рост образовательного уровня, расширение круга читателей театрально-критических материалов. Критики ободряли авторов пьес, начинающих актеров, пооир-птельно отзывались о молодых талантах в самодеятельности. Продолжала традиции одобрегдах первых опытов, идущую еще от В.Р.Еелинского и русейте театральные критики Казахстана. Так, русский журналист И.Сави-чев, высово оценивая талант ¡фрьшгазы,- впоследствии ставшего крупным казахским композитором, "указыпач, что если бы Куршн-газы шел -.европейское образование¿ то он в музикалъном мире был бы звездой первой величины,
Становление казахской'куриалистики, выход,новых газет "Луыл", "Аккол". "Казах" к др.. открывали' более широкие зоз-
- 16 -
г.; юности дд-1 р^ктпл казахский . . . .'„: ' . . . -
•гик»!.- Авторы па страницах за-яг-гп.-га-..-- .V -:ч<.:?ь:й :х->.;;ле7.:; г.р'ЛГзвсдени!: .уш казахской сцены (рвворту.^., ¿..-лг. ;ура,актерское ьйстерство, внйзд.: на гастроли), сначит^ыухи в развитии сдагхчесноП культуры сагралс культурно <:;.освс-т:*.гат'">ч с.бгзастзо "Ес-.и::оа.-:", деятельность которого н&г.раздял наст&зш-: агстароз, рсм'тсспр и драматург мух тар А/эзоь. Первым спектаклем пестаялешпз! на с;;»;.чс члрнш.я отгго остества, бк.<:з пьеса Ау* 3301'.-: "3..": арасы" ["Старейшина"). стой тру :шой оыла поставлена ег? пьеса "ьайонзе,- токая" ("Ста]1.:ая й младаа* жена"). Отмечая успех пьесы, критика указывал:, и на недочеты, например, на изл1'лнюа статичность и ж.-разрг.ботанность мизансцен.
Серьезней ззхоС на пути сгагговле»ля чазахского п р о -$ е с с и о к а л кого театра и театральной критики был II с..езд Советов Казахстана,. рассмотревший и вопросы организации •••Л7ЙХСК0Г0 театра. Один из лидеров народного просвещения С.Садвакасоз в свссм заступлении охарактеризовал особую роль театра в просвещении населения, роль актерп-^сихолсга в воспитании зрителя. Таким сбразсм, ато .-Злотушт^шю было, но сколько дореч-пшшм, сколько - аналитическим. На о гот яе период приходится рчочре-т «•-.'киссерокой и театрально-критической деятельности £.&знпна.
5 третье'? гсу-ф оьбтц ("Пройла. ( :: современное состояние казахской драматург':;:") лсследуотсл вопроса казахс-
кой драматург;::! :т ч» критики с учетом их уд'зльн'го а на-проблем-.; драматургии, репорту ара :: ^а^а-чпо-
•-- театра с ам-лтургом, -проблем:.' р..:-:...-.-; ., -.го ;•.>
сторстза, Я",пун пьссы и ьаучьлего со сцены слоа.. глаг:0 ра:>
- 17 - о
иматргзаются к-другие компоненты,,из которых слагается драматургия й полнокровлая театральная жизнь,естественно оаивлен-ная перестройкой.
Лучшие театральные традиции опиралась на творческие контакты драматургов со сцаной. Это.обогащало обе сторолц,.спо-г собствовало совершенствовгшшо и. текста пьесы, , «г споктакся а целом. ' - -■
Эти тра.пдщи [лировой « русской сцеш функщюна'шио проявились и на казахской драматической сцена.
Благодаря перестроечным процессам, театры получили свобод формирования репертуара и контактов с драматурга:®.* ¡ллсндар-нал приуроченность репертуара уступила место по&шишоИ актуальности." Репертуар - ке только хлеб-аетера: на талантливой пьесе растет.его гластерггво, становятся рогулярнео п плодотворнее его контакты с д})аматугго.м, Участие в '¿армировании репертуара, его квалификащонная оценка -..относятся к числу важнейших задач драматургии'в театрально!! критики,
Уке на заре становления казахской драг,',о.тургш н толтра критики: .считали, что основой ^орадовшшя репорту ада той порк ■'. должен стдть фйльклорный материал;. акачртольйай. часть- •которого о-.;енЕчна по своей природе, История • педеаердада щшшшюать ■ этого прогноза, аг'ичееккв цроиайодаиш казнхе.г.ого ^юлькло*« стили фувдамонтоы н драчйтичес/.ого, ¡1 опорного рспи^н-уира. Та-*., в соответствии с закономерностями распития ««¡юного сц^иачоо-кого искусства формировались основа ллаосичочкого репертуара и казахского театра.
Но в критике отуечалооь, что т&ш'.э эяозкл
мы не ¡/тем удел-юмората арнмля: шшпе зит^ширно его ш-
- 16 -
лание видеть-на-сцене, и- современника. Впоследствии критики приветствовали появление на сцене казахских тоатров•пьес на повременную тему.
Научному освещению проблемы реяиссуры и актерского мастерства з казахской театральной критике (эта вопросы также рассматриваются .в третьей главе диссертации) во многом способствовали работы К.С.Станиславского, идеи которого популяри-зирова'жсь благодаря казахским театрал ».шм к/лтикам. Значительная роль в этом вакноя деле лринадчекит К.Куаидыкову, у которого гогкотся. специальные работа, г освященные этому вопросу.
Вопроси режиссуры и актерского мастерства основательно осьецязтся и з трудах других казахстанских критиков (В.Куан-дыкбаеэа, Р.Нургазгеаа и др.). При этом в трактовке большинства вопросов критики исходят из позиций системы К.С.Станиславского.
Особого внимания заслуаиваот .взгляд на реяиссуру изнутри, когда авторами критических рабст становятся сами рокиссеры. 1Ц,мнения Р.Нургаяиева з этсм.отноаеиик огромную .ценность представляют работы уже упоминавшегося выдающегося казахского рекпссера и театрального критика £.Шашна, который на'основе огромного фактического (им было поставлено -60 пьес) и сопоставления с образцами ¡Ясской сцоны: счг^ал» что актер не матерка! для передачи замцола драматического .произведения, но по-ксфний исполнитель требованйй режиссера, а р<1а$вдая фигура в создан® образа. ÍLvjí Шашша стоит у истоков казахского музц-катЬнбг'о театра. При атом и' здеск eco лозинки iiiaiuiiia били со-зв^ФШ óitóTeMe СтониСЛ&ЬОКОГО, ,
- jg „в
Максим Горький называл языки первоэлементом литературы. Продолжая эту тему, маяно назвать язык и первоэлементом выразительных средств сцены, где огромную роль играет не только значение, не только образность, но и звучание слова. Это открывает перед актером как возможности'обогатить автора, так и возможности обеднить его. Цену слову, кап-об этом писая казахский драматург Т.Ахтанов, поднимает звук. Критик' справедливо-сетует, что в наши дни зритель дачеко ие всегда слылпт интонацконное богатство казахской народной речи со сцена. Емкая 'до смыслу и удачно произнесенная со сцена реплика макет стать крылатым.выражением. 3 мастерском диалсго, гю*лилоге, монологе раскрывается практически весь худохественнкГ. замысел автора, задувка режиссера,.актерская интерпретация образа.
Кааахсщди критикаш не обойдены и экспрессивные особенности языка пьес, ншшсанаых стихал!. Так,из,-устный г.оэт к драматург АДазибаев. отмечает, что в формировании жакра трагедии в казахской, драматургии значительную поэтическую форму обусловливает народная поэзия.*
В"-специальном разделе третьей главн рассматривается роль ремарки в пьесе и. ее'реализадая в спектакле. Изучение ромдро:-: -в аьесах- М.Ауэзоза, Г.Цусродоза/Т.Шанина приводит к выводу с. том, что ими еде. использовались ремарки в та классической форме. Здесь преобладают лаконкчлие пояснения, характерлзукци> преимущественно способ прокзнесенкл речи и действия, ее сощ-о-вондаодие. Однако, 'молодым драматургам вас пгздстои? творческой 'освоение- всех эксирессиывк 'всамаглостсЛ ромяркк.
В заключении диссертации цраиодоня итоги исследования, сфорлулкрованы основные выведи и пололони,:. Здесь охарактеризо-
- 20 -■
■ залы оЗото зз&оявдодгосгё развития. театральней чульт^ры -л •место казахского сценического искусства
3 ногу с разтташ:каэахсх6& "-сцвни '.вда. и театральная; . критика.■ .Разныеэтапы ее развития отмечены как обцщми момен тами,, так п сповд^чзскгли- - чертами - в.-защсгзгостй.от. стояв-. "зтх перед сб;чеотвсм:.и искусстзом'проблзм.: : : ,/
Из пгоьодвнного исследована; з::те сао? рта празстачесяах
";вкводоэ п предложений, • касаащяхся сода^логического исследования пройдем казахского театра, порспзктюявх • проблем.режиссуры, актерского мастерства, а та же актуальных для современности театрализовагашх предстаэлезшГи ■ Пракчакезки зяачиаой • ; является «"постановка вопроса о соотношении национальной сценической а массовой/культуры. . ■ - ■ ■ • -
При рассмотрении ралч: и место драштургз. ж театрального 3 еноте;.» драматург - ре;шссер - иггэр - зритель отмечается; что критик и непосредственно;-а опосредованно связан с ка-дал из. звеньев этой системы. Зсе это требует от него кругозора и умения видеть иерспекткгу на основе-пошейейб ' задач и сегодняшнего, и завтрашнего дня.'
V Необходимо отмстить,. что з результате равследоааная последствий культ ; личности в- области идеалогпче~!й2 работы з •'. Казахстане прлзншш ошибочными некоторые дарзгт2энне:д
ть: того периода, о чем било принято соотзетстяугаее состачсэ-'■• лсшй, опубликованное а республиканской печати д принятое к
-21- е
в ааз■ нэггащеа ¿^^¿^lyss. Го asyÄi-c^ шгиг ¿лркя ÍSapsca, ocfc^sw» ^^^ у«^ сазсгй аоага ззгдэ? гявдз* • юедде. уз® csspa« «
ноага дея рэзення этой задача. Тгккж s
По теш огуйс^жжы адздущ»*
1. h.o.lijээой - в х^ззр^шм да^ здвдг»« -
- - S II. - 0,7 и.«. На
2; ocpasu зда^^яюагизг «н o^s«. // .«^«jsásaa. -
ï9ôg. - 3 ?. - ö,c с. д. на кйзйшш «shss»
3. Театр. PesKcíop. -TfoöüüатйДакелтъ.
- Т98*; - ¿¿II. - 0,3 tí.д. На «зш*».
4. Влазтаяиа сцона. //. Евдм. - 1Ш. - & й. - гыи На казахском; "язико.
5. Азяуашск иробдош шашкой и 'Шр*«íS «pa« тики. / ГДаториздн Вооеойзной меадаоэешй m^vuu^a^^WK^a и пра«гипеочо.Ч кокфорёшдаа иа ^кшш^шн-гшакй
екая ^хнаянс-шка: аото^чошаШ enurw щь&явш йё^^рШ®*»« ' В90. - Q,¡¿ чид, На эшшже» saasô»
6. М.О.Дуээоа - драмаед«' в т^иамй щш, » Тш т% -0,2 и.л. На русоком пэиио»
Ю\ЙЗ«ЯЕ козазклая îî
Рйяьизя кудыу!«. расЕсиаггшт.
x
X
- Ш