автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Проблема изображения исторической личности в драматургии М. О. Ауэзова

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Даутова, Сауле Батталовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Проблема изображения исторической личности в драматургии М. О. Ауэзова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема изображения исторической личности в драматургии М. О. Ауэзова"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ ССР

КАЗАХСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТШУТ имени АБАЯ

Специализированный совет К ИЗ.03.01

На правах рукописи УДК 894.342.24

ДАУТОВА Сауле Батталовна

ПРОБЛЕМА ИЗОБРАЖЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ДРАМАТУРГИИ М.О.АУЭЗОВА

10.01.02 - Литература народов СССР /советский период ,

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Алма-Ата - 1990

Работа выполнена на кафедре казахской литературы в Казахском ордена Трудового Красного Знамени педагогическом институте имени Абая.

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор ГАВДДЛИН Н.Г.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор НУРГАЛ1ЕВ Р.Н.

кандидат филологических наук МАЛОВИЧКО АЛ.

Ведущая организация - Уральский ордена "Знак Почета" педагогический институт имени Л.С.Пушкина.

Зацита состоится ___ 1990 года'в часов

на заседании специализированного совета К ИЗ.03.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Казахском ордена Трудового Красного Знамени педагогическом институте имени Абая.

Адрес: 480100, Алма-Ата, ул.Советская, 30.

С диссертацией можно ознакомиться в.библиотеке Казахского ордена Трудового Красного Знамени педагогического института имени Абая.

Автореферат разослан 90 года.

Ученый секретарь специализированного совета

МАГАУИН М.М.

ОНДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Благодаря демократизации общества, позволяющей по-новому оценить события истории, критически переосмыслить определенные сложившиеся стереотипы, литература получила мощный импульс, обусловивший включение исторического опыта в арсенал познания законов современной жизни, перспектив общественного развития.Активизация исторических жанров вызвана тем, что объективный ход развития общественной мысли способствует осмыслению прогрессивной культуры прошлого, являющейся составной частью нового истор»ческого этапа. Ибо ценность истории в том, что она "не столько описание того, что мы пережили, сколько /... / те указания опыта, которые мы получаем и должны получать для нашей непосредственной практической деятельности

Проблема изображения исторической личности в теорчестве М.О.Ауэзова является важной составной частью проблемы своеобразия исторического канра в казахской литература» Художественный историзм И.О.Ауэзова иастерскн проявился на путях творческой реализации темы казахской исторг. Изучение основных принципов творческого метода М.Ауэзова на натериале драматургии тем более актуально, что с исторической драмой связано утверждение художественных тенденций, обладающих серьезным значением для казахской советской драматургии, исторического канра в целом. В этой связи рзадпга современного этапа литературного развития актуализирует необходимость обращения к художественному опту псторлчзсяой литературы.

Актуальность избранной теиы обусловлена недостаточной язучзн-

I. Ленин В.И. Политический доклад Щ 3 декабря на УШ Всероссийской конференции РКП б 2-4 декабря 1919 года //Поли. соЗр. соч. - Т.39. - С.342.

костью особенностей формирования важнейшей основы реалистического метода Ы.О.Ауэзова - принципа историзма на материале драматургии. В драматургии Ы.О.Ауэзова 20-40-х годов выкристаллиэкровались основополагающие для творческой эволюции художника, для развития исторического жанра в казахской литераторе реалистические принципы художественного раскрытия характеров в их социально-исторической и индивидуальной обусловленности.

Проблема исторической личности как одна из узловых в творчестве Ы.О.Ауэзова объективно не могла но привлечь внимания литературоведов. Вопросы художественной концепции личности и общества многосторонне исследованы на материале его прозы в работах ученых З.Кабдулова, С.Кирабаева, Р.Бердибаева, Л.Ауззовой, А.Нуркатова, М.Атимова, Н.Габдуллина. Относительно ауэзовской драматургии указанная тема рассматривалась в основном на материале написанной совместно с Л.Соболевыи исторической трагедии "Абай", его ранних редакций, различных форм - либретто, киносценария*.

Определенные аспекты историзма казахской литературы исследованы в научных трудах А.Маргулана, Х.Жуыалиева, М.Каратаева, Ш.Сат-паевой, З.Ахметова, М.Магауина.

М.О.Ауэзов одним из первых в казахской литературе обратился к художественному изображение противоречивой исторической личности и в процессе этого решал вопросы взаимодействия художественной правды и документированного исторического факта, типизации образов, реализации композиционных возможностей драматического проиэ-

ЬМалсвичко А.Л. Историко-биографическая пьеса в казахской драматургии: Дис. ... канд. филол. наук. - Алма-Ата, 1952; Нурга-• лиев Р.Н. Поэтика драмы - Алма-Ата,1979; Лизунова Б.В. Мастерство Мухтара Ауэзова - Алма-Ата,1968; Баяшева С.Д. Проблема жанра и образа в трагедии "Абай" М.Ауэаова и Л.Соболева: Дис. ...канд.фи-лол.наук. - Алма-Ата, 1988.

ведения. Опыт худогиика, несомненно, выходит за ралки частных творческих исканий, оказывая пршципиальное влияние на решение проблема конкретной истор1ческой личности в национальной литературе в целом, в определенной мере воздействуя на способы ху-докественного изображения творческой личности в советской многонациональной литературе. Тот факт, что многим из этого опыта в силу различных обстоятельств, о которых мы говорш в диссертации в связи с интересующими нас проблемами, не воспользовались своевременно, обостряет необходимость изучения исторической драматургии М.О.Ауэзова. Назрела необходимость рассмотреть проблему изображения исторической личности на материале драматургии не только в общих работах о реализме М.О.Ауэзова, но и в качестве самостоятельного объекта исследования.

М§1!2А9-52С!йческие_дсновы изучения избранной теш заложены в трудах классиков марксизма-ленинизма - К.Маркса, Ф.Энгельса , В.Ленина, документах и материалах КПСС по вопросам изучения историко-культурного наследия прошлого.Методологической и теоретической основами исследования явились работы современных исследователей, посвященные проблемам историзма в литературе, теории драмы и ее жанровых и художественных особенностей.

реферируемой работы являются трагедии "Хан Кене", "Абай", героическая драма "Бекет", комедия "Айман-Шолпан". Их анализ позволяет определить этапы и особенности формирования художественного историзма в творчестве М.О.Ауэзова. Наряду с драматическими произведениями обьектом исследования явилось и теоретическое наследие художника, что обусловило обращение к многочисленным научным статьям М.О.Ауэзова. Особое внимание уделено материалам литературной дискуссии 30-х годов вокруг "Хан Кене", ранее не привлекавшимся к системному анализу.

В связи со спецификой темы исследования возникла необходимость использования разысканий исторической науки, архивных материалов. Для проведения сравнительного анализа способов реализации фольк-лорюго мотива в драматическом произведении и ее идейно-художео-твеиных особенностей впервые к исторнко-лигературоведческому изучению привлекается драма И.П.Анненковой-Бернарц "Бекет".

определены перспективными направлениями современного литературопедения и заключаются в том, чтобы путем анализа ведущих принципов художественного изображения кон-крэтной личности на материале исторической драматургии установить их связь с новаторством идейно-мировоззренческих основ ауэ-зовского творчества, позволившим ему воссоздать характер исторического лица во всей его реалистичности, социальной обусловленности и индивидуальности. Историзм как эстэтический пршцип создания художественных образов и обстоятельств, характер в его социально-исторической обусловленности, становление принципа историзма в художественном мышлении М.Ауэзова - эти проблемы в центре нашего внимания. В процессе изучения особенностей творческого метода драматурга учитывалась и жанровая специфика произведений, определявшая художественные средства изображения характера исторической личности.

ИаХШЗ§я_иовизна_йиссертации определяется опытом построения научно обоснованной концепции эволюции исторического ышденяя Ы.О.Ауэзова в свяои с его обращением к проблеме изображения ис-тор!ческой личности в жанре драмы, а также всторико-литературо-ведческим анализом матерталов, ранее не пр!влчкавшихся к . монографическое ипучении - исторической трагедии Н.Аузасва "Хан Кене" , перенесшей тяжесть полувекового запрета и впервые опубликованной в 1983 году, материалов литературной дискуссии 30-х годов

вокруг use.

Диссертация была обсуждена и представлена к защите кафедрой казахской литературы Казахского ордена Трудового Красного Зн&мвии педагогического института имени Абая. Основные положения исследования систематически докладывались на годичных нау*шо-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов КазПИ имени Абая, а также:

- Республиканской конференции молодых ученых и специалистов "Актуальные проблемы филологических, психолого-педагогических и общественных наук". Алма-Ата, Алма-Атинский педагогический институт иностранных языков, 1985.

- Межвузовской конференции молодых ученых. Алма-Ата, Казахский Государственный университет имени С.Ц.Кирова, 1989.

По теме диссертационного исследования в периодических научных ^риалах, сборниках опубликованы сень статей и тезисы научных докладов, перечень которых пр1лагается.

Работа изложена на 148 страницах машинописного текста, состоит из введения, двух глав, эаклв-чения. Прилагается библиографический список.

Практическое значение диссертации. Монографическое исследование исторической драматургии М.О.Ауэзбва способствует выявлении художественных особенностей раннего периода его творческого наследия. Результаты диссертации позволяет правильно оценить значение и место ауээовской драматургии в дальнейшей творческой эволюции, о HCTOptH казахской советской литературы. Основные выводы работы иогут быть использованы в практике преподавания казахской литературы в вузах: в лекционных курсах по истории советской казахской литературы, в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам историзма в казахской литературе, и старт и теории ка-

захской драматургии. Результаты исследования могут быть полезны и учителям средней школы при изучении темы "Драматургия Ы.АуэзоваУ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ

Во введении обосновывается выбор теш, определяются ее актуа-альность, цели, задачи, методологические и теоретические основы исследования, научная новизна, кратко излагается история изучения избранных проблем. Освеи^астся структурюе построение работы.

ШВА I. ЖИРОВАНИЕ ДРШТИЧЕСКОЙ СИСТЕШ В ЮГОРШО-ЛИГЕРА1УРНОМ 1ШШЕ.

В первой главе диссертации кратко обобщаются объективные социально-исторические условия, определившие становление нового в казахской литературе кайра драмы. Основное внимание акцентировано на проблемах творческого роста Ауэзова-драматурга: идойно-ху-дожествешш: исканиях 20-30-х годов, определивших особенности историзма реалистического метода Ауззова, его мировосприятия.

1.1. М.Ауээов и история.

В данном параграфе главы выявляется взаимосвязь основ творческого метода И.Ауззова с особенностями мировоззрения художника. История как наука и история как искусство были близки Ауэзову. В отношениях истории и литературы он видел нерасторжимую связь,отдавая приоритетную роль истории: литература расценивается как факт истории. Отсюда вытекает важнейшая особенность научных исследований М.Ауээова: изучение литературно-художественных явлений осуществляется с позиции историзма в широком смысле этого по-

нятия.

1.2. Принцип историзма в изображении личности в трагедии "Хан Кене" М.О.Ауэзова

Процесс становления жанра дрпда в казахской литературе отличался интенсивными поисками. В постановке конкретных целей,стоящих перед казахской драматургией как особым "самым трудным,самым ответственным и, пр! удачном исполнении, самым массовым жанром"* литературы, М.Дуэзов исходил из требований переломной эпохи и революционной практики, выдвигал задачу помогать формированию нового общественного сознания. Стремлением осмыслить судьбы народа и отдельной личности объясняется обращение драматурга к событиям середины XIX века.

Пьеса "Хан Кене" с марксистских позиций осветила смысл дея -тельности К.Касымова, важнейшую для литературоведения проблему взаимоотношений личности и народных масс. Предвосхищая точку зрения исторической науки, драматург в конце 20-х годов нашего века сумел верю определить значение, смысл и цель движения хана Кене.

Пр1 создании образа исторической личности М.Ауэзов отталкивался от изучения социальных и политических обстоятельств середины XIX века, тщательно анализировал характер, психологию К.КаснмовА. "Прежде чем написать пьесу, я собрал много материалов и могу сказать более или менее уверенно, что историю дзижения Кене хана к знаю. Я изучал материалы Оренбурга, сибирского ведомства в Омске, собирал материалы среди казаков и киргизов. К каждому историческому факту каждый имеет право подходить по-свсему, но ни один автор не может писать на историческую тему» если он нэ будет икать

1.Ауэзов М.О. На пути к реалистической драме // Собр. соч.: В 20 т. - Алма-Ата, 1985. - Т.19. - С.184.

т

своей концепции", - утверждал драматург .

Изображая события, связанные с движением Кенесары автор пьесы стремился выяснить проблему взаимоотношений личности и народа, а также ставил своей задачей поиск ответа на вопрос о сущности власти. Поэтому особое внимание уделено раскрытию характера Кенесары через его поступки, психологию, мировоззрение. М.Ауззов, описывая попытки Касымова вернуть ханскую власть, передает трагедию человека, который в силу своей классовой сущности противостоит народным массам, и несмотря на твердость характера его ждет поражение, обусловленное законами общественного развития.

Принцип историзма,предполагающий воспроизведение характеров в исторических условиях эпохи и мотивированность их психологии,формировался в процессе творческого осмысления сложнейшего в казахской истории периода середины XIX века. Историческая тема в пьесе раскрывается не в последовательном изображении событий прошлого, а путем создания исторически трактованных характеров. Трагедийные образы, выражающие основные тенденции, эпохи, органично вписаны в действительность, детерминированы социальными,экономическими условиями времени. Решительность, мужество, изворотливость Кенесары гармонируют с его поведением, поведением хана, не останавливающегося ни перед чем во имя достияения своих целой.

Мастерское сочетание индивидуального с общий - один из принципов изображения характеров в трагедии.

Главный горой пьесы в изображении драматурга - яркая личность, но тем явственнее проявляется его бессилие перед законами общественной жизни. Успехи в начальный период движения объясняются ив только личными качествами хана, так как и в критические труд-

1.3а пролетарский интернационализм в казахской драматургии. Еще раз о "Хан Кене" //Казахстанская правда. - 1934,- 10 июля.

шэ года Кенесары изображен энергичным волевым человеком. Изменился не Кенесары, а сами исторические условия, Отношение народа к действиям личности определило исход событий.

Композиционное и сюжетное построение пьесы строго подчинено идейному замыслу произведения.

Создание "Хан Кене" было поворотным моментом в развитии иазазе-ской драматургии; критерти определения авторской концепции исторических событий, художественные принципы изображения резко отличались от предшествующего опыта драматической литературы.Обратившись к реалистическим традициям, Ауэзов нашел верный путь перспективного развития драматургии и театра, эта переориентация помогла избежать одностороннего показа человеческой личности.Поместив личность в типические обстоятельства, он объяснил ео характер исторически.

Историческая трагедия "Хал Кене" сыграла полоштельнуо роль в формировании принципа художественного историзма в реалистическом методе драматурга. В сложном процессе выработки авторской концепции личности Кенесары шло постижение закономерностей общественно-исторического развития, а в плане литературной это сопровождалось марксистским решением проблемы личности и народа, созданием реалистических характеров, следовательно, определенным опытен в освоении исторической темы,

1.3. Литературная дискуссия 30-х годов вокруг "Хан Кене" Н.О.Ауэзова

Ни одно из произведений М.Ауэзова не ттело столь дрииатичес-кой судьбы как "Хан Кена". Написшшря в 1928 году, трагедия парез шесть лет била поставлена на ецэне Казахского Государственного драматического театра. Пьеса вызвала массу разноречивых мнений и откликов, касающихся и литературного варианта, и его реяи-

ссерского решения, ъ результате которых произведение было временно запрещено я постановке на сцену.

Дискуссия 50-х годов вокруг "Хан Кене", развернувшаяся на страницах республиканских газет и журналов, - часть творческой судьбы трагедии, ее восприятия. В то же время это один из противоречивых моментов нашей литературы и критики, обойденных вниманием советского казахского литературоведения.

В диссертации к научному анализу привлекается большое количество материалов дискуссии, делается попытка их систематизации. Много внимания уделяется раскрытию подхода С.Сейфуллина, Г.Мус-реиова, С.Муканова, А.Тажибаова в оценке ауэзовской пьесы. Позиция известных мастеров слова рассматривается путем сравнительного анализа с виспрштием трагедии представителями теории вульгарного социологизма.

Поддержка передовых казахских писателей сыграла положительную роль в творческом становлении М.Ауэзова, объективная критика помогала в дальнейшей работе над "Хан Кене". 0дн.ако удар, нанесенный оппонентами вульгарно-социологического направления,не прошел бесследно и сыграл свою неблаговидную роль в драматической судьбе трагедии. Литературоведческие споры,50-х годов не оставляли никаких иллюзий в возможности опубликования пьесы. Все эти обстоятельства прямым образом повлияли ка то, что будучи в 1934 гору временно запрещенной, произведение не увидело свет вплоть до 1983 года. М.Ауэзов никогда не отказывался от своей пьесы,не сомневался з еа необходимости. Над редактированием трагедии он провел большую работу, учитывая справедливые критические замечания.

1.4.Рождение реалистического характера в жанре комедии

Основной задачей комедии "Айман-Шолпан" является показ комедийными средствам! жизни патриархально-родового общества, а она

выражалась в характерах, поэтом!' в центре пьесы - характеры и нравы. В развитии сюжета глазное - характер в определенных обстоятельствах. Поэтому в пьесе особенные функции выполняет образ Котибара. Образ батыра - своеобразный стержень в построении сюжета комедии, и в постановке конфликта, и в движении драматического действия к развязке.

Котибар Басенде-улы - реальная личность. Он жил в первой половине У1Х века. Доподлинно известна дата его смерти - 1833 год. В энциклопедии Казахской ССР сообщается об его участии в национально-освободительном восстании под руководством Срыма Датова. Таковы основные вехи жизни конкретной исторической личности.

Примечательно, 470 в работе над комедийным образом М.Ауэзов отталкивается не от этих биографических данных. Автору пьесы чужд прямолинейный взгляд на историческое лицо и событие. Художественно конструируя образ Котибара, драматург отказывается от строгого совладения биографии исторического лица, от натурализации событий, с ним связанных. Ибо, изображая частный факт из жизни батыра, драматург достиг бы только констатации случая из жизни конкретного человека определенной эпохи. Но М.Ауэзов при создании комедии стремился художественно воспроизвести конкретно-ио-торические события, связанные с именами Котибара и сестер.Авторская концепция художественного произведения базируется г:а анализе совокупности социально-экономических, национальных, псахоло-

о

гических аспектов жизни дореволюционного прошлого.

Батыр Котибар и бай Маман - не условные носители отрицательных моральных качеств. Положив в основу своего художественного метода принцип реалистического изображения характера, Ы.АуэзоЕ показывает отрицательных персонажей комедии живыми конкретными людьми, а их характеры как порождение условий исторической эпохи.

Социально-историческая конкретность обраэоз "Аймак-Шолпан" неразрывно связана с проблемой типичности. Комедийный батыр не есть слепок, зеркальное отражение К.Басенова. В его характере драматург воплотил то существенное и определяющее, что составляло сущность батцретва феодально-кочевого казахского общества.

Типизируя образы Котибара, Мамана, Арстана, Алибека,автор пьесы укело воспользовался комедийными средствами - гиперболой,гротеском.

В авторской концепции образа Котибара и других исторических персонажей комедии проявились особенности формирования историчес-1 кого мышления М.Ауэзова. Зная подлинную жизнь и обстоятельства гибели К.Басенова, драматург построил сюжет пьесы комедийном ракурсе в целях воспроизведения исторической правды действительности. Частный случай из жизни - судьба и трагическая кончина батыра - не был достаточным поводом для обобщений. Комедийный Коти-бар - исторический характер, детерминированный социальными, быто-. вьюн и другими обстоятельствами. В его образе есть момент индивидуальный и момент типический, благодаря которьш он явился своеобразным художественным воплощением определенных качеств казахского батырства во всей его неоднозначности в условиях начала разложения феодально-родового общества.

Изображение исторических характеров в творчестве М.О.Ауэзова неразрывно связано с развитием принципа историзма, посредством которого он осваивал трудную тему истории, уеложнязщуюся неразработанностью исторической науки. В его драматургии под влиянием животворной социалистической действительности шел процесс выработки нового творческого метода, компоновались элементы социалистического реализма. В процессе творческого становления М.Ауэзова комедия "Айман-Шолпан" была эталон на пути овладения новыми

принципам* изображения действительности. Это проявилось в иной, по сравнении с прадыдуп^ши драматическими произведениями, написанными на фольклорной основе, форме соотношения материала устного народного творчества и литературного варианта. "Енлик-Ке-бек1', "Каракоз", наеьпценные, по выражении известного исследователя казахской драмы профессора Р.Н.Кургаяиева, "поэтикой легенд и эпоса"-1-, более прямолинейно использоЕалк фольклорныз образцы. Трактовка событий и образоь в народном эпосе и авторская концепция драматурга совпадали более или менее полно. Иноо дело - творческое переосмысление Ауэзовым нотисов лиро-эпической поэыы "Аймак-Шолпан".

Прещип худоуествепного вымысла и эстетической условности резко отличазт комодив от ракних драматических прсиьведетй.Художеств енк ал система Ы.Ауэзова в том состояли!», в какой она была до начала работы над ''Айиан-Шолпан", содвраала возможность, непосредственно непользул фольклорные мотивы, пере,давать сущность и дух исторических событий. Но в этом процессе было боль~ ше икенно "следования" фольклору, что угэ не удовлетворяло драматурга. Поэтому в радении проблемы соотношения правды и вымысла доыинирую1цую роль сн отдает именно вымыслу. Создавая пьесу в новом жанра, творя новнй художественный мир, Аулзов вого*стал с ней и икуа, «о сравнений с народной лозмой, концепции.Новое содержание требовало поисков новых художественных фор«. Комедия, таким образом, была логическим звеном б развитии драматической системы М.ОоАуззовн.

Стремление ткорчкекч переосмыслить мотивы одноименной народной поэмы, оторваться от уровня "пересказывания" фольклорного

Х.Нургалиев Р. Поэтика драны. Истоки я тенденции развитии казахской драматургии- - Алма-Ата: Казусы, 19*79. •• С,51.

сюжета привели Ауазова к положительным результатам в области и формы, н содзржания. Первые, выразившись в поисках новой жанровой разновидности, обуелозили освоение хемздийной пьесы. Вторые проявились в попытке создать в раикэх комедии асгориадсяк детерминированные характеры, в стреадеиик найти новые средства художественного воплощения разрабатываемой темы. Осуществляя эту установку, М.Ауззов непосредственно решал проблему изображения конкретно-исторического лица о типических обстоятельствах прошлого с целью передать колорзт и сущность эпохи.

ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ ОТ ФОЛЬКЛОРНОГО ИСТОЧНИКА К РЕАЛИСТИЧЕСКОМУ ТРАГЕДИЙНОМУ ОБРАЗУ

Во второй главе диссертации рассматриваются вопросы творческой эволюции Ы.О.Луэзова в 30-40 годы. Историческая драматургия »того периода взаимосвязана о предшествующим художественным миром его. В первых двух параграфах 2 главы исследуются вопросы предыстории создания драш "Бекет", особенности композиционной структуры пьесы, способствующие реализации авторского замысла, проблема соотношения факта и художественного вымысла.

Главный герой пьзеы "Бекет" пополняет ряд исторических образов, имевших в действительности реальных прототипов. Однако работа над осмыслением значения и сущности деяний Бекета Серкеба-ева содержит ряд принципиальных моментов, отличных от предыдущих обращений к проблеме исторической личности. Прежде всего, новаторство М.Ауозова проявилось в выборе темы, в обращении к личности, устремления которой были адекватны жизненно важным требованиям масс, в обращении к качественно новому герою - личности, выступающей в защиту угнетенных.

В целом, следуя фольклорным источникам в изложении исторических фактов, драматург акцентировал внимание на передаче социально-общественного смысла борьбы батыра. Образ Бекета в ауэзовс-ком изображении значителен тем, что несет большой заряд активного социального протеста. Именно привнесение социального аспекта в обрисовку героического характера заключало элемент нового.

В художественных образах ауэзовской драмы принципы изображения, присущие фольклору* нарушены вследствие развития реалистических тенденций, органичных жанровой пр|рсде драматического произведения. Но в то же время исторические песни о Бекетэ прет-* сутствуют в пьесе как источник, помогающий драматургу передать дух эпохи, социально-Историческое значение событий, отношение народа к ним.

2.3. Созвучия на теш казахской истории.

Особым откликом на события антиколониального выступления . а южном Казахстане в-1855-1857 годах явилось создание одаоименной о казахской исторической песней драш И.П.Анкенковой-Борнарц "Бекет" о 1923 году. Закт обращения русской писательницы к событиям в степи пршечателси и представляет собой звено в постоянно нараставшем интересе российской интеллигенции к свободолюбивому казахское народу. К сожаления, ота драма, обретшая сценическое воплощение в год своего создания в Государственном тоадрэ о Орзи» бурге, малоизвестна.

В диссертации проводится сопостааитсяьныЯ алаяпз идейно-художественных особенностей, авторских концепций И.О.Ауоаоза и Аи-ненковой-Бар1ард. Тщатолышй анализ особенностей яраисфораацаи фольклорного мотива у разных дршатургоз поззояш пркйтп в вьоо-ду о том, что, несмотря на определенной тскататаекое и сваотнба

сходство, драмы имеют принципиальные отличия в интерпретации исторических событий. Если в ауэзовской пьесе вспыхнувшее восстание оценивается как закономерный ответ масс на колонизацию Казахстана, то Анненковой-Бернард возникновение движения воспринимается как следствие вольнолюбивого духа "киргизского" народа. Ошибочная тенденция И.П.Аннонковой-Бернард в оценке причин возникновения народного движейия влечет ва собой значительные различия в понимании сущности и характере обрисовки главного героя в сопоставляемых драмах.

Анненкову-Бе рнард волнует столкновение "мятежного духа",стремящегося к свободе, н сил угнетения в лице правительственных чиновников и военных. В связи с втой установкой трансформированы сюжетные линии, образная система дракы. В отличии от Анненковой-Бернард, И.О.Ауэзов создает динамический портрет героя, психологическая мотивированность образа неакцентирована. В представлений казахского драматурга, вначииость деяний исторической личности определяется не столько яркими личными качествами ее, сколько способность!) достойно представлять коренные интересы народа. И в этом, несомненно» сказался историзм мышления драматурга, утверждавшего в подходе в историческому материалу необходимость выявления подлинного смысла событий прошлого.

2.4. О; фольклорного источника к реалистическому художественному образу.

В отои параграфе диссертационного исследования'обобщаются результаты научного аналива вопросов взаимодействия эпических мотивов, элементов поэтики фольклора и литературного творчества художника слова.

Особенность процесса становления казахской драмы эаключается

в определенной нврэ в том, что помимо тематических, сюжетных созвучий, система драматургии находилась в активных диалогических взаимоотношениях с художественной системой фольклора, активизируя некоторые выработанные ею жанрово-стилевые достижения или, напротив, преодолевая инертность традиционных схем. Этот сложный многомерный процесс, реализуемый как а стихийно-интуитивном следовании народной поэтике, так и в сознательной ориентации на изустную традицию, нашел выраженное проявление в драматургии Ау-ззова на историческую тему.

Использование художественных принципов и структурных фор! народно-поэтического творчества, по глубокому убеждению М.Ауэзова, является не только одним из условий жизненности, но и залогом перспективности нового в казахской культуре вида искусства - театра и нового жанра литературы - драматургии. В замечательной по глубине научного анализа к обобщений статье "Жалпы театр онер! нен цаза!{ театр!" /"Общее театральное искусство и казахский театр", 1926 / драматург выделяет те прягншш, свойства национального культурюго достояния, которые могли бы послужить составными элементам! а созидании социалистического искусства.

В творчестве Ы.Ауззова 20-40-х годов активно утверждались принципы реалистического изображения действительности. Они явственно проявились а обр!совка драматических характеров. Драматург отталкивался от образов-типов, которые строились на одном главном признаке, и , преодолевая эпические прпщипы изображения »нарушал фольялоршй принцип неизменяемости характеров, резкого деления на положительные я отр5цатальнкв персонажи и однозначности образов. К пршару, комедийный Наган прздставлен в различных ракурсах: это и кичливый бай, к внимательный отец, к, наконец, подавленный физической силой соперника, слабый, вывызаяциЯ жалость

старик. Так, путем освоения принципов реалистического изображения Ауэ зову удалось от характерной фольклору наивной типизации прийти к полнокровной индивидуализации в обрисовке драматических персонажей.

Фольклорные элементы, определяя своеобразие ауэзовской драматургии как по содержании, так и по форме, подвергались определенной трансформации под воздействием закономерностей разви-важщейся литературы. Процесс взаимодействия различных художественных структур оценивается Ы.Ауэзовым как сложное диалектическое явление: "Рождение и утверждение социалистического содержания в неразрывной связи с художественной национальной формой поистине эволюционный процесс"*.

Историзм художественного мышления предопределил то особое гармоничное пргеутствие эстетического опыта фольклора в драматической системе Ауэзова, когда, отталкиваясь от эпических образов и тем, используя художественные принципы, структурные элементы фольклора, он конструировал на их основе собственный творческий мир.

2.6. Художественный образ творческой личности в трагедии "Абай" М.Ауэзова и Л.Соболева

Историческая драматургия М.О.Ауэзова периода создания "Абая" и "Венета", с одной стороны, углубляет ранее сбретенные в работе над исторической темой черты его художественной системы, а с другой сторуны, в связи с необходимостью решения новых идейно-нравственных задач обогащается новыми художественно-изобразительными средстврми. Характера лаконичность формы истор<ческой трагедии,

1.Ауээов Ы.О, Особенности развития литератур социалистических наций'// Собр. соч.: В 20 т. - Алма-Ата,.1985. - Т.19. - С.230.

напряженность сюжетной ситуации, принцип контраста в обрисовке драматических образов, реализм в изображении героев, конфликта -эти лучшие черты ауэзовской драматургии сохраняются. Но в отличии от предыдущего периода в "Абае" явственно обострение психологической ситуации,что позволяет автору пьесы раскрыть характеры персонажей глубоко и убедительно.

Выстраданное в процессе эволюции творческого мировосприятия драматурга требование историзма художественного повествования, предполагающее в исследовании человеческих характеров показ определенных существенных сторон общественного бытия в их соотношении с перспективой движения к будущему, то есть в их динамике, развитии, было наиболее полно реализовано в работе над трагедией "Абай". Художественная концепция личности Абая и его эпохи зиждется на огромном фактическом материале, тщательно и систеыати -чески собиравшемся М.Ауззовым на протяжении более чем трех десятилетий.

Несмотря на то, что принцип историзма в художественном творчества диктует писателя необходимость глубокого всестороннего зиадая теш, он на сводится к хронологической точности в передаче фактов, событий. Историзм произведения не замыкается на объективности спжата, ко обнаруживается в наличии внутренней связи с современность». За внеешта сходством - реалиями, наведшими отражение в литературном произведении, стоят задачи, обусловленные действительностью. В образе главного героя трагедии - исторической личности» несущей в себе отпечаток определенной эпохи, определенной социальной среды, воплотились поиски того идеала, для которого характерна цельность, гуманна», уетргаяенность в будущее. Историзм шшштя драматурга позволял увидеть дореволюционное прошлое казахского общества п совр5Ывни«е соцаалистичэекпа

преобразования в их неразрывной связи как этапы в развитии и совершенствовании общества.

Заключение.

Исторпюская драматургия М.О.Ауэзова складывается из произведений двух тенденций: пьес, созданных на фольклорюй основе, и собственно-исторгааских драм. Однако такая классификация, несмотря на свою справедливость, не отражает развитие идейно-эстетических воззрений, характеризующее становление исторического мировосприятия в шшлении художника слова. Проведенный нами анализ особенностей формирования художественных принципов реалистического Метода позволяет проследить этапы становления принципа художественного историзма в творчестве Н.Луэзова на материале его исторической драматургии: I этап или ранний /1917-1926 гг./ включает "Енлик-Кебек", "Каракоз", "Байбише-токая", характеризуется органичной близостью с поэтической системой фольклора, непосредственным воздействием фольклорной традиции в раэработе темы прошлого. Содержание второго этапа, конец 20-х - первая половина 30-х годов, составляют усиленные поиски собственного творческого пути, которые обусловили появление исторической трагедии "Хан Коне" и комедии "АЙыан-Шолпан". Художественные искания 30-х годов завершились: I. освоением жанра комедии; 2. принципиально новым кр<тическиы использованием фольклорных источников; 3. попыткой создания художественными средствами "исторических характеров",то есть определенным опытом в овладении принципом художественного историзма. И, наконец, третий этап хронологически приходится на втоцго половину 30-х годов, включает пьосы "Бекет", "Абай",он отличается четкостью социально-политических и эстетических воззрений драматурга, глубоким проникновением в суть сложных явлений, высоким художественным мастерством, дающими возможность широких

обобщений и типизаций.

Эволюция исторического нападения М.О.Ауээова непосредственно связана с постепенным определением художественной методологии изображения конкретной исторшеской личности. Идейно-эстетические поиски в области драматургии подготовили успех знаменитого романа-эпопеи "Путь Абая",

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1.0 пьесе "Хан Кене" М.Ауэзова // Изучение литературного наследия в казахской школе - Алкя-Ата: Казахский педагогический ин~ ■ статут имени Абая, 1986. - С.65-70. - На каз.яз.

2.Драматургия М.О.Ауээова в русской критике // Республиканский сборник научных статей "Вопросы поэтики в казахской литература"

- Алма-Ата, 1988. - С.70-76. - На каз.яэ.

3.Принцип историзма в изображении личности в трагедия "Хая Кся-з" М.Ауэзова /У Вестник Академии наук Казахской ССР. - 1969.12,

- С.69-71.

4.0 некотори особенностях ранних рассказов М.О.Ауэзова // Вопросы нормализации казахского язшга в советску» эпоху - Алма-Ата, 1585. - С.Ш-73. - На каз.яз.

5.Мастерство М.Ауэзова. На ыатэртала драыа "Бзкет" // Наука о учебном процессе. Часть II. - Аяиа-Ата, 1990.- С.17-19 - На ка$. яз.

6.Литературная дискуссия 30-х годов вокруг "Хан Кена" М.О.Ауээова // Известия Академии наук Казахской ССР. - 1990. - I.

7.Композиционная структура "Векет" М.Ауэзова в реализации эакасла драмы // Республиканский сборник научных статей - Алма-Ата: Казахский педагогический институт имена Абая, 1990.- На каэ.яа.

8,К вопросу о тематическом своеобразии драматургии Ыухтарь Ауоао-в ва П Теаисы. Алма-Ата:ШШ, - 1985.

Э.Фольклсрнае "градации в формировании драматической системы М.Ау-озова Л Тезисы. .Джезказган: Джезказганский педагогический институт. - 1990.

10.Изображение исторической личности в комедии "Айман-Шолпан" М»О.Ауэзова // Тезисы. Алма-Ата:КааГУ имени Кирова. - 1989.