автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Казахские семейно-обрядовые песни
Полный текст автореферата диссертации по теме "Казахские семейно-обрядовые песни"
РГ6 од
^ и>р1Щ^СТК^^БРАЗОВАШ1Я РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕИШЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ УНШРОШТ Ш.АЛЬ-ФАРАБИ
На правах рукописи БОЛАТОВА ШКШХАР ЖАШШОВНА
КАЗАХСКИЕ СЕМЕЙНО-ОБРЯДОШЕ ПЕСНИ Специальность: 10.01.09 - фольклористика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соисканий .ученой степени кандидата филологических наук
Алмати, 1993г.
Работа выполнена т кафедре истории и критики каэахскоИ
литературы го с/дарственно го национального университет
ин, Аль-йараби Респуолшш Кааахстан
1шучный руководатель - кандидат филологических наук,
дрцент Ш.ИБРАЕВ
Социальные оппоненты - доктор филологических наук,
профессор ПЛЖтОй
кандидат филологических наук, доцент К.ШЫШЮа
ведущее научное учрездсниь - «шатинский государственен':
университет им» Аоал
¿асците состоится '¿2*2." -¿У^? -.'-1__1^23 года а /у «асоь
саседании Специализированного сопеть Д.05Й.01.07, но присяг, дани» ученой степени доктора фшологиедекнх наук в К&ышгкои государственной национальной укквв{1вк«иго пс адресу; 480121, г.Апкаты, ул.Тимирязева, 46;
С диссертацией паяно оашшоиитьел в научной оиодио'£с::о КаеГУ,
Автореферат разослан Щ^" ^^
У
Ученый секретарь Спивалиьированшго совета, доктор филологически!; наук»
профессор /)7"~) й.Л.^АЗАЕЗ
• Актуальность проблем. Одним -;з основшос копров обрадовоЦ поэзии являются сеиепно-обрядовые песни, которые с^ормируит с малых лет народно-национальное сознание человека. Это богаты;! канр г^аи.к-лора. В этих шзсшсс обобщается хптеЬошб опыт народа, осме^но-обрлдовыо песни яшяатся его зеркалом, Ценность этого нлнра заключается в художественных п мировоззренческих особенностях.
Суцсотзуат труды шогкх фольклористов, в которых широко печхле-дованы возникновение и эволюция казахских семейпо-обрвдоьнх не сон, их художественные особенности.
■ Но до сих пор сенейно-обрядовне песни как своеобразный канр пйяи'-лора не онлп пре,вдетом специального исияедошшш. До этого он.: рассматривались б обцем составе обрядовой поэз;ы. Б связи с этим нухно г лубке охватить все ¡¿апроше вицы семекно-обрядовмх несен, дать их научную классврдоедао. Основная лель. - дать анализ сшлей-ио-обрядозон песешю* поэзии в едшечю и обычаями и традициями народа, определение их места в устной литературе, их (дикции, художественные особенности. Это ваяно, потому что до недавнего времени существовал;: преграды и но уделялось долкного лшилаппя народным истокам, фольклору в частности.
1.Вал!г:анов ЧЛ. Собр. соч. ,т.1, Алма-Ата, 1961; Ра,плов Б.Б. Образцы народной литературы тюркских племен, мпвуш.их в Lsioi: ип-бкрц к Дцуч ¡га рекой стел;;, ч.Ы, Кн- ч:зское наречие, СПб., IbVU; Ра,мов В. à. Образцы народной литературы северных тюркских пленен, ч./, СПб., 1875; Готов;щкий U.B. 0 характере кипгизскоп песни. "Этнографическое обозрение", 1889. кн. Ш; Д;шаев A.A. Древнекпр-гизские похоронные обычаи. л:;0А..Э 169?. т. вш. Ii; Диваев A.A. Киогизские катыбельние песня. "и'хРГО", 1900, т.П, шп.1; Ди— ваев A.A. О свадебном ритуале киргизов Сыр-Дарь;шскои области "уч. оКУ", 1900, кн.4; Длваез A.A. Сборннк г.атешалов для статистики Сыр-Дарышской области, 't.I-XI, Ißt-I-iülbr.r.; Байтур-сынов А. Здео'пе? такыткын, Москва, 1933: Буезов и. Здобпет та-рихы, Кнзююрда, ISÜ7; Досмухамедов X. Казахская народная литера тура, Ташкент, 1928; Сейууллин С. Казак эдебиетк .Кызыдорда, 193*2; Кен:;;ес'аез Б. Салт ааендор^// Казак одеокегиикн ташнш,
I Алюти, ±948, 35-37<3б; Сильченко U.C. Турмыс-еалту.шр -лары// Казак эдебпетшкн тар;ды, I-т, Ашоты, iSGÜ; yi-140-бб;
Габд^ллинЫ. Казак халкыныц ауыз эдебпетй , Аиматы, 1958; У скатов Б. Казактыц халык олендорй , Адматы, 1974; Уахатов Б. jVp-иые-салт ¡.шрларшшц иыологпяси, Аииш, IS8J; 'Горекулов Н. Казлк совет хальш иоэзиясшвд шнрлнк ореетелкктсри , Атглаты, 1979; Кощтатбаев Э. Казак сГшькдорышщ тар;"-:ы, А;1матыД991, 44-73-6.6. т.б. *
Объект кооледопащм п материалы.
материалами дая исследования послушиш опублмсоваиние ранее в разных сборниках песни и материалы, собранные студентами го-судароменного национального университета шени Аяь-4арабп, уча-оэтткшп ¿юльклорних экспедиций, организованных в 1975г. в Нам -бикской п ШикентокоЬ областях, а 1977г. н Атла-Атанской области, б 1978г. и Кыпкентскои области, с 1981-1964г.г. в Кызилор-динскои области, а 1966г. а Кезказганекои области. Также били использованы материалы, оиуйлиюваиние в различных периодически изданиях.'
Даль н задачи воацпдовакш.
Работа по сбо|;у казахскшг сеиспно-обущовых песен до сих поп проводила и ь недостаточно, Шогне на н;1х не были записаны своевременно из уст исполнителей, стал: одиьшш ;;цеолог;ш; эти песнь ушпл ь небытие. 1.ногм из них были отстранены от кпзни и науки как "иере;;;итш; старого" или "пере;::лткп религиозной слепой веры". Сеиепно-обрядовые песни давт возможность ознакомиться с быт*?.!, образо л »¡ока ишех предков. Запрещение о тих несен, их недоступность, отстраненность от шзпи сказались на казахсксел народе, оторванной от сшос корь — игнорирование идоологиеи такс;: ценности парода, как со^епно-оо^ядовие поспи, преследовало .иланко с ту цель. Основная цсиъ папок расоты - проанализировать шезс,иеся сведения о совре^енно.м состоянии ггесен,* о разв:-:г значено, сепеКно-обря-доацх пеоеи. Основная задача работы состоит я юнко в глубоком и полно.; зй оолыслокн.:,' анализе.
1 !ртодоло:1' чпекая 'оспсю ^от^доваккя.
Б основу исследогашш полокшю I«ес;;ме припц.ли фольклористики. Пол расаютрекк:: коикреяшх научных проблеп бшш привлечены втнгйше дгл изучошя иссяедуеицс гланров тсоретпчес-кпе работы фольклористов, а такаэ этнографический материал. Методика исследования дкктузгея его целям:; к зада чаш;. 3 диссертации используется кспплекспьш глетод после.. .о£а;п:я,.а шенио: сеиоГпо-обрядовые пески эцшгаъир/ютсл в отногрсЛ, ческом контексто.
1."Ака 1С- яаг., - яиз.; :<азс.к эдеоиетк", 1992,
10 --аир.; "Пузнкобналго", вал. 1У, 1у&о; " Ъдонпег ", ±992, ..54; ",-у.здкз", 2
Научная новизна работы. В диссертации семейно-обрядовые песни рассматриваются как овдельный ,.;анр обрадовой поэзии. Впервые объектом рассмотрения стали некоторые виды этого нанра. Собранным. материалом исследования с ом ейно -о бр яд овцх песен впервые дается научное обоснование. До сих пор в исследованиях приводилось окаю десяти водов семейно-обрядовых песен, в нашей работе предлагаются и анализируются 18 видов.
Теоретическая и практическая значимость» Основные положения и выводы диссертации могут быть полезны в процессе дальнейшего исследования жанров семейно-обрядовой песни, при изучении её эволюции.
Материалы диссертации найдут применение в практике преподавания йт.шьклора в вузах, при изучении и разработке соответствующих разделов лекционного курса по устному народному творчеству на филологических факультетах, При подготовке учебных пособий по фольклору, составлении тематических программ,,семинарских занятий, СРС и НРС, спецкурсов, а так?й впроцессе научно-исследовательской и учебно-методической работы по собиранию и исследованию казахского фольклора, в производственной практике.
Апробация раб о ты. Результаты исследования были изложены в выступлениях на конференции молодых учёных и специалистов Каз1У, I Республиканской конференции молодых ученых н специалистов-вузов Казахстана (Алма-Ата, Каз1У, 1991), на Ш Республиканской научно-практической конференции преподавателей фольклора педвузов и университетов Казахстана (Алма-Ата,1991).
Основные полокенш диссертации нашли отражение в 6 публика -циях.
Диссертация обсувдалась на заседании кафедры истории и критики казахской литературы Казахского государственного национального университета им.Аль-Фараби.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического раздела.
Во введения обосновывается актуальность теш, определяются цели ц задачи, научная новизна, практическая и теоретическая значимость, характеризуется объект исследования, формулируется методологическая основа исследования.
Глава I.Исследование семейно-обрядовых песен и его современные проблемы.
Об истории сбора и исследования казахских народных песен. , особо сказано в трудах Б.Уахатова.* Много было ученых, путешест-bêiIhukob, этнографов дореволюционного и послереволюционного периода, говоривших о природе и особенностях, о содержании и теме казахских песен**. Так как в ранних исследованиях уже были использованы га мнения и был дан общий анализ различных точек зрения, в этой главе диссертации нами рассматриваются только некоторые , наиболее значительные и проблемные вопросы истории исследования семей-но-обредовых песен.
В ХУШ в. и в первой половине XIX в. казахские песни рассматривались в их связи с жизнью народа, исследовались в этнографическом аспекте. По правде говоря, художественная особенность пес*:, нан-ровая природа и их связь с традициями, с образом жизни, с верой не идут далше приблизительных догадок. Например, некоторые характеристики народных есен, данные в трудах Н.П. Гычкова, U.C. Далласа, А.;». Левшина на' таком ке научном уровне. • В них больше содержится данных о конкретных песнях без причинно -следственного их изучения, без- анализе внутренней природы этих песен. А если говорить о жанровых особенностях, то вдёт общее сопоставление, даже подстраиьание под европейскую литературу.
A.ii. Левшш .делит образцы песенных форм в казахском фольклоре по канрам на три айда: героические (эпос и исторические песни), обрядовые песни, лирические песни3, ¡.(окно сказать, что их идейное содержание, структура и функции не рассматриваются. Последователь отмечает, что пасни исполняются на свадьбах, на поминках, шплде-хана, к тому ке сообщается, что песни сочиняются сразу, с ходу,
1. Уахатов Б. Казактын халык олгццерл, Алматы, 1974, 10 - oU-бб.
2. Казак_фольгао£Истш;асн}шн таркх11, jtaiaru, 1988__ ______
3.Деаппц А., Опксаине киргиз-казачьих гаи кнргиз-кайсацкпх "орд и степей. ч.Ь, UM, 1832.
вдёт шяЁсшзащщ. Однако мало исследованы саш типы песен, их разновидности, характеристика, связанная с определенными традициями, обычаями. Для лее ;едователей и путешественников казахское несенное творчество но являлось объектом исследования. В их трудах они отмечались только как один из многих С .кторов на фоне разных тем.
Хотя м семейно-обрядовые песни специально не исследовались, но можно найти немало ценных сведений о них у учёных П половши ХГХв.
В трудах о значении -казахского фольклора и в сборниках песенных текстов учёных Ч.Валиханова, В. Радиола, II.Потанина, А.Басплье-ва, Я.Люпза-, Н.Гродекова, Ы.Готовицкого, Р.Пфеннига, А.Ллекторова и т.д. семейно-обрядовые песни не рассматривались как отдельно взятый Т.анр, но у них тлеются ценные сведения об отдельных канро-вых видах. Особенно мокно выделить этнографический и фольклорный анализ, связанный с реальностью ЦереилпШ похорон (причиташш) и свадебного ритуала.
Здесь можно отметить особенность исследований дореволюционного периода. Чтобы определить природу фольклорного жанра, они обращали особое внимание на его социальную роль, причину исполнения, время исполнения и исполнителей. На самом деле это основывалось на определении функций жанра. А если точнее выразиться, причина подобной характеристики жанра, рассмотрение общественной роли, функции казахских песен Объясняется тем, что в это время преобладал этнографически! анализ. Появление такого направления связано со отрешением познакомить зарубежных читателей с казахской поэзией. Здесь ведется разговор о песне, и это указывает'на характеристику этнографических сведений.
Поэтому считаем уместным напомнить то, что у многих Исследователей был просто экзотический интерес, в отличие от работ водных ученых - Ч.Валиханова, В.Радлова, Н.Поташша.
А природа жанра свадебно-обрадовых песен не ограничивается только его общественной функцией. Известно, что существуют основные требования к этому жанру и его признаки.
В этом плане полнее и точнее отвечают этим требованиям с , позиции той эпохи исследования Ч.Валиханова и В.Редлова.
Та1сим образом, разные внутрижанровыа виды семейно-обредовых песен по крупицам собирались в исследованиях ученых прошлого века, и их целью была не только публикация этих песен, но и стремление к их исследованию. Например, Ы.Копеев овдельно внби- . рал и подразделял жанр семейно-обредовых песен на хар-кар, бет-ашар, коктау . А в "Киргизской хрестоматии" Я.Литша вмеоте с дру-гши песнями были опубликованы из семейно-обрдцовых песен много ввдов иоктау, песни соболезнования (копил айту)*\ Такие такие.песни, как кар-кар ( в книге А.Алекторова), беташар, сыцсу, коктау ветре чаем в разных изданиях того времени и этнографических сборниках и учебниках.
Начало XX века является периодом знакомства с богатым наследием устной литературы казахского народа.
В это время среди тех, кто гозорил о необходимости сбора народных песен, об их публикации, бшш видные деятели А.Байтурсунов, Х.Досмухамедов, С. Сейфуллин, М.Дкансугуров, Ы.Ауэзов, А. Дкчев,' С.Цуканов, Б.Кенжебаев. В их ■ исследованиях мы встречаем ценные замечания об отдельных кшнрах''сеиейно-обрядовых песен и их месте в устной литература, з^доаественных особенностях, о канровом составе.
Па сегодняшний день нам известны глубокие исследовательские работы Б.Уахатова о семейно-обрадовых песнях
А.К. З^рекулов в своей работе под названием "Мировые особенности казахской советской народной поэзии"^, анализируя народные песни советского пери ,а, такие жанровые виды, как той бастар, жар-кар, беташар, беенк иирп, коштасу, жоктау^1 естирту, кошт айту, куба ту, относящиеся к обрадовои лирике, рассматривает их как одщ вид (жанр) народной лирики.
Подводя итоги, монно сказать, о том, что, несмотря на то, что семейно-обрядовш песни по разноцу трактовались в составе разных жанров, исследователи не обошли стороной эти песни. Семейно-обря -
1.Сейтяанов В. МэшЬур Пусш Копеев //Казак ^ольклоркстжасыньщ тарихы, Алматы, 1288, 363-6.
2.Лютшь Я. Киргизская хрестоматия, Ташкент, 1С83, С,91-Ш.
3.Уахатов Б, Казактын халше елевдорц, Алыати, 1974:Уахатов Б.
Турынс-салт кышюрннын тшологиясы, Алматы, .^£3. _
4. 1урекулов II. Казак совет халык поэзиясынын какрлык ерекшелик -тер, Алматы, 1979
довые песни ' всегда были в центре вюлания, когда речь шла о традициях, обычаях, вере народа.
Так, основное знс гениа исследования семейно-обрядовш: песен в том, что это не только песни, которые исполняются в связи с ка-киглн-то значительными или незначительны.!:! обитг^ямн, происходящими в : -.зин семьи, а связано о ввнровой- природой по сон.
Во-первых, объектом семейнс-сбрядовьх лосе;, является сам человек, т.е. песни исполняются при рождении, при кенитъбе, при проводах в последний путь. Если рассмотреть в это.м аспекте, се-мейно-обрядовые песни отличаются от песен, связанных с какии:-го другими традициями. Например, религиозные пеона - напои шаманов , заговорные пзснп-бядпк, вызов черве!; (курт поквру) посвящены загадочно!! силе природы клп батьнш. Песни про дошиипх нивотных (торт аулик эдрдгарн), охотничьи песни тог:е посвящены определенным объектам, кроме человека. Бесспорно, то,что это связано с кадровой природой сошйю-обрядовю: песен.
Во-вторых, исполнителями семейно- Орэдовых песен бываю? л основном не профессионалы ( например, шаман, знахарь, гадалка и др.) а сам субъект, имеющий прямое отношений к происходящим собиэт.-ям, к пспхсшогпчеышд моментам (засватанная девуика, мать, успокаивающая свое дитя,-близкие и родные умершего и т.д.) Значит, семеино'-обрядовые песни - в обличи а от других канров - ярче вира-•дают эмоциональные чувства человека, радости,горести, обиду, несчастье. Хотя семашо-обрядовые песни связаны с традициями, но в большинстве песен основной темой является судьба человека. Конечно, это определяет лирическую мощь песен.
В- третьих, в семейно- обрядовых песнях не встречаются молитвы, заичшашш, обращения к чудодейственным силам. Слова магической силы (иногда запугивание, об -манные слова ) в них встречаются - очень редко по
сравнению с песнями о скоте (Зенгн баба , о Г. сил кора,
Камбар а та, Шопан а та,) с религиозными песнями (больной, властитель природных явлений). К тему ко цель исполнения песен не в достиг.еппи определенных практических результатов; здесь швется в виду выполните принятых бояшшотвоп устапомешшх
традиции, Исполнитель ио?.;ет выразить своё отношение, свой взгляд ¡13 эту традицию (т.е. на социальную среду).
Так, указанные вше социальные Функции семешо-обредовых пасен влияют на их внутреннюю природу.
Рассмотрение их в отдельности является особенно ванной целью.
Глава П. С'брддовые ппсни, посвященные младенцам.
Вся гшзнь человека от рсццения тесно связана с традициями народа, слошшчшися векши. Исполнение мно'гих поверий (обычаев) начинается с первого роаденш человека, Рождение ребенка является радостью не только дал родителей, но и для всех окружающих ьителай аула, зк, в эти дни проводятся шилдехана кузет , ребенка после закивления пуповшш через 5 .дней укладывают в кслы-оель. А после 40 дней рождения начинается обычай "кыриышиг шыгару' В это время избранний человек стрижёт ему волосы, обливая его 40 логкши воды, приговаривает: и11усть твои 30 позвонков, 40 ребер бистро крепнут ", и с такш^ яоаслашмыл передает матери для укладывания ребёнка в колыбель.
первое самостоятельное сиденье ребёнка, его первые ползки, первые шаги, вое, что связано'с ростом ребёнка тлеет своп" традиции. Будь это шодсхана ребёнка, обычаи, связанные с колыбель ю, разные упражнения дал развития организма, массак, втирания - все сопровождается песнями, связанными с обычаями. Поэтому уместно рассмотрение обряцовых песои, посвященных младенцам, в единство и семейко-обрдцовьми песнями, Прпдсденншп в этом »анре неенк шилдехана, колыбельные ритуальные песни - все они пополняются при определенных трад;дэд(д., обрядах. Так как эти песни входя*: в детски! фольклор, то ш рассматриваем их как одш из жанровых видов семе^но-обрядожх по сен,
Как ц у многих народов, у казахов токе много разновидностей традиции, связанных с рождением ребёнка. Одтш из них - шилдехана. Это праздник, организуемый при рождении ребенка, основная цель его - в течете сорока . дейё уберечь мать и ребёнка от сглаза и разных злю: духов. Ыолодекь, пршедиая на вечер.щюег в разные игры, состязается в котровшации, пост несши Так встречают зарл.
..ногда на иилдехггя кепешшлпоъ новда пега—. Но зео-гаки ка на 8то)I празднике чаад пелась всои знакомая песня ''Ьобек", тра-
дпциошия на празднысе шилдехана.
Б.Ерзаковпч годе пишет о пеоне "Бобек", которая исполняется на празднике иилцехана*.
Колыбсльная"песня имеет цель успокоить ребёнка. С первых же дне!';, убаюкивая новорожденного, выражая свои чувства любви и нежности к ребёнку, колыбельную исполняли под разними названиями. Они носят наименование "Бееик жыры", "Богем-аЙ", "Эдди бопем", "Дуай-дуай" и др.
Структура колыбельной про ста, слова легко запоминающиеся. А её внутреннее содзржаниё тесно связано с повседневной жизнью народа. Смысл этой песни выражает, основное ремесло, житейские
особенности народа.
Колыбельная псется не только при укладывании ребёнка .в посте ль,
чтобы успокоить его. Но ещё, когда он просыпается, мать берёт его к себе на руки и, чтобы ребёнок успокоился, отатексл, она снова поёт колыбельную.
Если ребёнок начинает беспокоиться, она издаёт какие-то звуки, убаюкивает его, старается успокоить колыбельной'.
Убаюкивающие поснн исполняются в форме диалога. Такие поспи имеют цель воздействия на слуховое восприятие ребёнка особенным напевом. Только под воздействием такой мелодии обеспокоенный ребёнок может успокоиться.
Убаюкивающие песни исполняются пе только когда ребенок бос-покоен, но и для того, чтобы отвлечь его витание, пополняются при игре с яш или с целью рассмешить егс.
Успокаивая младенца, старшие дети семьи для того, чтобы развеселить его, пели колыбельную поочередно.
Так дитя с рождения растёт в объятьях таких песен. Наш парод, изначально обращавши;, оаобое впшанпе па воспитание ребенка, 1'лубокс ценил высокое значение песен, мелодий для развития ребёнка, уделял огромное внимание им. Поэтому старше, соблюдая установленные традиции, всегда старались исполнять песни, посвященные детям, особенно колыбельные.
Кроме пилдехана, праздника, связанного с появление;! на свет ребёнка, в народе- много и другие обычаев, ритуалов, напрл.юр, бесинке салу, (уювдшишл в колыбель) беелки; аяасгау, маЛлап-сылау, (i-iaccasiijíOBOiius) ':уcay кесу и т.д.
.х.Ерзаковпч 1». Песенная культура казахского народа, Aun-Ara,XS66, С.35.
Осуществление названных выше ритуалов всегда сопровождалось дооршли покелашид.щ и песнш.1И. Они составляют группу ритуальных песен.
Ритуал укладывания ребенка в ксишбель начинается с аластау. У казахов с давних времен сохранилась вера в то, что этим ритуалом они отводлт от ребёнка злых ,пухов, охраняют его колыбель от нечистых сил. Здесь залоадш шаманская религия.
После завершения этого ритуала женщина, укладывавшая ребёнка, запевала песни укладывания в колыбель.
После того, как ребенок выспался и проснулся, мать берёт его из колыбели, пршевая такие строки:
Анасы шешш алсин, Уйкысы беснкте калсын.
Балам бесшстен шыксын,т
Гшлеси есикген шыксын 7
Поме, окончательного пробувденпл ребенка, чтобы он хорошо раз-в-шался, после 40 дней его для закаливания купают в подсаленной Воде, делают втирание, делают разные упражнения. При этом, когда делают втирание, припевают; когда делают разные упражнения д'пя ног и рук, поют "0с, ее " ("Расти; расти)","Ну,ручонки".
Такш образом, в сильях с колыбели готовят детей к будущей жизни, особое значение уделяя здоровому росту ребёнка, чтобы вырос трудоспособным гражданином.
Когда ребенок делал своп первые шаги, родители, чтобы он быстрее встал на ноги, тверже иаг^л, провод или праздник тусау кесср. По народной примете ребенок, у которого не перерезали тусау , будет чаще и больше спотыкаться. На этот праздник (той) ле зазывается много народу.
Ыать выбирает для 'вшапненпл этого праздника быстрого, шустрого, энергичного человека, ему поручается перерезать тусау . После прореззшш тусау двое выводят ребён:;а в середину п помогаю? ребёнку делать быстрые шаги. Б это гремя ноют песка "Тусау кесер".
Как мы вздум, в казах ска! фольклоре очень много разных обрядовых песен, шизаншк о развитием ребёнка,
Ршва Ш. С гаде слил: с бред казжои его связь с гх;юдцк:.й; _ по ояяду. У казахского народи шохх» ршуалос, обичаса, с::Лзанццх со свадьбой. Проводи hfijlg g'-'ii И ОЕОДЬба XCCKO СЯЯ88КИ с жтейсхам опитом
"ТПк сапды;:, i:ck с^иднк, ^ЪтматнДййЬ, iiX—о
народа, с его образом жизни, деятельностью, религией. Они сопровождаются различными ритуалами, традициями, которые интересны, необычны, трогательны своими песнями, дающими эстетическое наслаждение окружающим. А такие обрядные пеони различны по содержанию, по водам. Онидел.:ся той бастар (открытие свадьбы), топ тар нар (завершение праздника), жар-жар, такияман коштасу (прощание с тю-бптайкой), сынсу (лебединая песня), нубату (утешение), корису^ риауал бракосочетания, бе татар (знакомство невесты с родными и близкими жениха).
Песня, исполняющаяся и на проводах невиоты, и на свадьбе -это той бастар. -
В этой песне восхваляются кених и невеста, их родители, близкие родственники новобрачным нелают счастья. После завз^шения всех ритуалов, связанных с обычаям проводов невести пли встречи с невестой, исполняются той таркар.
Для утешения невесты, которая навсегда покидает родителей, других родственников, сверстников и уходит к чужим, на праз.ишке проводов невесты поют песню кар-кар. Еар-жар - как бы состязание двух сторон: одна сторона - представители жениха, другая - невесты.
Начинают представители жениха. Девушки ш отвечают, в песне выражают свою грусть, печаль.
После дополнения песни' жар-жар женщины, снохи девушки по обычаю предков накидывают на голову невесты белый платок. Девушка сопротивляется, не снимая тюбетейку, как бы показывая этим своё нежелание прощаться с юностью, своей независимостью, Ьна не хочет на голову надевать белш платок, символизирующий преграду её независимости.
Прощание с тюбетейкой похоже на лебединую песню (сннсу). ^ здесь девушка показывает, что не хочет смириться с судьбой, выражает свою обиду на отца, который отдает свою дочь против её воли. Девушка обращается к своей снохе, так как она надевает на её голову ненеюЛ головной убор.
По обычаю девушка на вьцании перед отъездом вместе со снохами, подругами посещала родственников и прощалась о ними, пела сннсу, танису. Она в лебединой пеоне выражает своп печаль. Сннсу (лебединая песня) - одна из песен, посвященных проведем незсс.М, с больыыл соццальшвл значением, ясная, с конкретным объектом об-вилен:ш.
Женщины успокаивали девушку, давали ей хорошие советы, утепшГи тем, что девушке не к лицу оставаться в доме родителей, что её ждет свадьба, её супруг (суженый ), советовали, чтоб она была умницей, воспитанной и т.д.
Песню утешения чаще' пели молодые люди для успокоения, пели о ' печали дедушки. Иногда вту песню поёт один из сельчан', но чаще уважаемый старейшина аула.
Свадьба, растянувшаяся на несколько ,,дней, заканчивается. Перед отправлением невеста и жених заходят в дом отиэ невесты. Отец даёт свои советы, благословляет молодых. Девушка, прощаясь с отцом, говорит:
Конглшниц алды гой, калды гой, Торимниц алды гой, калды гой. Бермеиыпн дегзн оз екем Берш - ай менп садды гой.1
Плача, девушка выражает своё нежелание прощаться. С этого начинается прощание девушки перед объездом. Невеста поочередно прощается с матерью, братьями, сестрами, поёт прощальную пеоны.
Г1о традиции прощальная песня должна быть импровизацией самой невесты.
. Во время ршуела бракосочетания исполняется песня - нет кияр (бракосочетание). Она не напевается, исполняется в форме рифм.о -ванного четверостишия.
На свадьбе невесту знакомят со*старшими по роду мужа. Чтобы,. взять с них коривдик, исполняется беташар.
Б народе много прекрасных широко распространенных образцов беташар. Певцы-джигиты, искусно исполняющие беташар, импровизируют.
Содержание беташар состоит из шуточных песен посвященных де-верям, где раскрываются все их достоинства и недостатки, и содержит их замечания в адрес невесты.
Песни беташар по теме, по характеру и содержанию очень сложны, их не напевают, а рассказывают как стих.
I.ïiy36acoB К. Процесс формирования лада в казахской мелодике (•■■я материале песен казахов Горного Алтая) // Каз. ОСГ l'A х.-./арлары тчл адебиет сериясы, 1^78, J.i 2
- 15 -
Таким ос_.азом, ¡.¡юно заметить, что обрядовые неснн, раскрывающие значение свадебных проводов невесты, по свош видан и содержанию разные. Они во многом имеют второстепенное отношение к традициям. Так иы можем сказать потому, что исполнение всех В1ме-названгщ обрядовых пасен каздый раз необязательно и нот в этом необходимости. 'I.e. если неьоста (девушки) на лцдантш не пела пееш га»ишеи кошчасу' (расставание с тюбетейкой), онпсу' (лебединая песня), корису (прощание) 1ши, если дашз не пели жар -sap, беташар, все проводилась свадьба.
Конечно, во boo времена несня была символом свадьбы, праздника н прекрасного настроения. 1
Таким образом, по греднцин широко распространении? и сохранившиеся в народе свадебные обрядовые песни всегда исполнялись по необходимости. Но бывали случаи, когда до субъективным и объективным причинам на исполнялись некоторые из них.
В основкок а свадебио-обрадових песнях виракается внутренний мир человека, душа казахского народа. Поэтому эти песни, выражающие отношение пополняющего к едадквдьям, ритуалам, относш к обрядовой лирике. ,i3 это!; группы только ритуальная песня бракосочетания алеет прямое отстегаю к обычаям,
Плава ЗУ. Похррокно-обрядовие песни.
Одну группу семейно-обрадовых песен составляют похоронно-об-рядовые песни. Похоронная церемония казахского народа шеет своп вековые традщип.
Когда некоторые способные люди, были убевдены в том, что родные или ал из кие после смерти не смогут петь причитания, они сами сочиняли причитания. Но в основном сочгнялись такие причитания поэтами - ишрсвиза тораш!. :
Песни - причитания , сочиненные ранее, встречались редко, и они в основном относились к пзаещешю о смерти.
А собалезковалня, плач, причитания сочинялись заново. Пото^ту, что судьба каедого человека неповторима. К тому же заново о.очшен-иая несня передавала эмоциональное состояние человека, оказывала сильное воздействие на слушателя. Слушатели токе огорчались, сопереживали невоспсдшлои утрате.
.iCiop.ifi разлития похорснно-обргдових песен ухода*.' корняни в глубь веков.
А.Царгулан, описывая жизнь .адевних племен кочевников, об этом говорит так:
" К похоронным ритуалам относятся ксш та су (прощание), естирту (извещение), причитание, траур, плач, проводи человека в последний путь, поминки, установление памятника, приношение крртвн, -в 1 эти исторические ритуалы могао встретить, начшшя с кочевников саков, гун, уйсин, завершая казахами и киргизами". ^
В- своё время ¡.1. Ауэзов и А.шргулан говорили о связи содержания похоронно-обрядовьос песен казахов с древними рукописями Ор-хопо-Кшсспского памятника. Они доказывают созвучность, охотесть таких несен, кок еетарту, жоктау с томи лешнш, которые :?ояви -лпсь в повседневной гайки кав ясского народа.
Значит, песни коктау (пргчитанпз), ариз^аеу, есткр ту, копил апту, которые оиюоягсч к цохорошю-обрдцЗвш не снял, существовали и в древние века. Все исследователи семешо-обрвдошх песен обращали внимание на ста песни, давали ни характеристшу.
Когда речь идёт об обрадових носиях, в нокоторнх исследованиях иохорошю-обрдцовиз песни называются но-другошу.
М.Ауэзов их называет "Ел салплндагп шер алендер',' Х.Досмухамо-дов - " ¡¿орле у ¡гарларн", К. Еабдуллш - "Кент купил бшдеретин шыгармалар", А.Кониратбаев" ¿-аназалау нырлары", Б. Кеш.'.ебаев л Ь.Узхатов - "¡."¡унчиер елендерп". Песни относящиеся к этому. ;:анру, ми рассматриваем под названием "Дохороино-обрядовке песни".
Каэдий человек перед смертью • считал сшш долгом оставить 1 завещание, наставление. В таких случая?; человек свои чаяния, наставления осташял в стихах. Слова стихов были грустными, так как он оказывался на пороге смерти.
В арыздасу, в его структуре традициошасс для устной литературы повторов не бывает. 1'тому что каздый старался' передать то, что сам перехпл.
В последнем олове уцирак&да.! человек подводит итог, леей своей жизни, оставляет наставления молодому поколении, вспи'ллшет про шлое с сожалением. Весть о несчастье казахи говорил;: не сразу. Иоено было сказать об этом в разговоре, в иносказательно^ £орм« .естпрту. 1Ъворшш в стихах, исполнял ккй.
1.Шргулан Э. Шокан те но "Ганпс", Алматы, 1971, Зи-б,
В казахской устной литературе сохранено много прекрасных образцов е старту. Среди них история создания знаменитого кюй "Аксак кулан" всем , известна,
Естирту в основном начинаются с иносказателышх, с сопоставляемых с чем-то ело- и заканчиваются словами - утешения, соболезнованиями .
Если весть о смерти близким умершего говорят один раз, то соболезнования, молитвы продолжаются в течение года.
Основная цель кубату - успокоить человека, чтобы он не предавался горю, чтоб не гнался за недосягаемым, не плакал о невозвратном. Только в этом случае горюющий человек мог почувств'чать себя " легче, оправиться от горя.
Содержание кубату в основном о том, что низнь не вечна, в мире нет ничего постоянного, что "кузнец не создаёт вечного, бог не'создает бессмертного', из низ ни уходили многие гении и мудрецы",
Естцрау, конил айту по своей структуре, по ри$лам|художественной мощи близки к ораторским словам, это один из видов словесноуо- искусства, который относится к этим канрам.
В казахской народной поэзии мы встречаем установившиеся образцы кубату, которые слонились после многих та повторов и упот-/' реблений.
Плач, причитание - песни, посвященные человеку. Плач исполняют иена умершего ила его сестры, мать, яенщшш-родственницы в отдельности или вместе в день смерти, во время процесса похорон, поело сорока дней, на годовщине. До годовщины плач исполнялся три раза в день, исполняющий перед тем как начать плач издаёт голос. Дауне салу пли дауне шыгару исполняется три раза, является введением в плач.
До сих гор не отмеченное "Аруакпен айтысу" (^состязание с духами) Х.Досмухамедов ввделяет как один из видов плача. Состязание о духом проходило как бы мезду супругами. Оплакивающая, горюя, вдет на могилу любимого и плачет, здет ответа у мопшы. Ответ мертвеца оплакивающий передает другой интонацией. Вот так,состязаясь с духом, она передает свои эмоции.
Причитание и плач - не одно и то т. исследователи, изучающие семейно-обрядовые песни, рассматривают плач как причитаний,
1.Эуезов 1'Л. Эдебяет ташкы.Кнзьиорда, 1В27; Сейб'уллин С..Казак едебпетц, Кызшюрда, К32; КенЕеоаев Б. Салт елёндеу»* //Казак вдеб/етшик тарихы, Алматы , 1848, I - т;
А.Х.Досмухамедов, отделяя плач от причитания, делает вывод, что это отдельный вид*\ А. Дива ев в своих материалах также раз -граничивает плач и причитание, анализирует особенности кавдого3. Ч. Валиханов не рассматривает плач внутри причитания. Он, приводя в пример плача песню Айганым шешей и причитание четырнадцатилетней девочки, старался отделить плач от причитания. Потому что полный текст причитания, посвященного Бухар жырау Аблайхану, он приводит в другом месте под названием " причитание"^. Учитывая вековые требования к содержанию и значимости причитания, казахи придавали большее значение к нему, чем к плачу. Если плач можно было исполнять на похоронах любого человека, то причитаний поют , редко, посвящая только достойным людям, имеющим заслуги перед обществом. ' ' _
Причитания сочиняют в основном поэты. Мотив причитания спокойный. Причитания, посвященные простыл смертным, по содержанию бывают разными и каэдый раз сочиняются заново.
Потому что у кавдого своя заслуга перед людьми и обществом. Поэтому, хотя мотив причитания одинаков, но причитания для кавдого умершего разные. В причитаниях о мертвом говорится только хорошее.
М.Ауэзов делает вывод о том, что причитание является причиной возникновения батырлар асыры ( героических эпо'сов). По его мнению, со временем некоторые причитания дополнены . ,» и превращены в песни. И вправду, причитания . в основном были посвящены рано ушедшим из жизни людям, умершим от несчаст -ного неожиданного случая. Эти песни посвящались также несвоевременной кончине молодых батыров, героев народа.
Сильченко 1.1. Турыыс-салт жырларц //Казак эдебиетинин тарихы, Алматы, 1960, I - т; Габдуллшш. Казак халык еуыз эдебиети, Алматы, 1958; Уахатов Б. Казактыц халык елевдери, Алматы, 197 Терекулов П. Казак совет халык поэзиясынын ерешеликтери, Алматы, 1979.
2.Досмухамедов X. Аламан. Алматы,1991, 18-6
3.Казактын халык творчествосы/А.Диваев кинаган материалдар/, Алматы, 1989, 254-266 - бб.
4.Баранов Ч. Собр. соч., т.1, С. 169-170.
- 19 -
то 3
Б.Кенжебаев , А. Мэргулан , М. йэлдасбеков ив своих
грудах тоже отмечает , что причитания были причиной возникновения героических песен. Значит, бесспорно то, что именно причитания народа о своих героях, о их героизме и доблести, боль и перекивания нар^а, как говорит Дуэзов, стали основным скше-том, главной нитью для казахских эпосов,
В заключении изложены результаты проведенного исследования в ввде общих выводов:
- В работе семейно-обрядовые песни специально рассмотрены как отдельный жанр обрядовых песен.
- По отношению к обычаям эти песни рассмотрены по „арактеру и функциям и в результате ввделоны жанровые виды, относящиеся к собственно-обрядовым традициям (неке кияр, ырыми едеццер), шею-ющие косвенное отношешш к ним (уату алевдери - песня убаюкивания, свадебно-обрядовые песни, шилдехана, колыбельная).
- Значение, тематика, особенности исполнения семешю-обрддо-вых песен проанализированы в связи с их функциями в обыдейюй жизни. Они существуют не только в связи с какши-то определенными традициями, действиями, поэтому их внутреннее содержание и особенности тесно связаны с ниш.
- В песнях, имеющих прямое отношение к обычаям, не выражаются чувства, настроений человека. Они исполняются только в практических целях. А в песнях, тлеющих косвенное отношение к обычаям, выражаются внутренние переживания человека, его чувства, Семейно -обрядовые песни исполняются в связи с обычаями.
- Некоторые песни, ранее рассматривавшиеся в составе различных жанров фольклора или не не являвшиеся обх^ктш отдельного исследования, по функциям, по времени исполнения и места были рассмотрены в составе семойно-обрядовых песен, "ис объединяют такие особенности, как теснейшая связь с событиями семейной жизни и с жизнью самого человека, эквивалентность с его деятельностью.
1. Кенкебаез Б. Салт еловдер // Казак эдебиетишш тарпхы, Алматы 1948, I- т, 57-6.
2. Маргулан Э. Шокан нэпе "¡Ланас" ,87-6.
. 3. 1юлдасбеков М. Асыл арналар, Алматы, 1990, 147-$,
- Канровие особенности семейно-обрадовых песен, ж природа рассмотрены по отдельности и разносторонне. Они сгруппированы по функциям, худокественным особенностям и идейной тематике. «
По теме диссертации опубликованы ачедуицие работы:
1. Уйлену салтына байланысты елевдердоц керкевдик ерекшвлик-
тери. - В сб. Тезисы межвузовской конференции молодых ученых и специалистов Каз1У. - Алма -Ата: КазХУ, 1990.
Объём - 0.1 п.л.
2. Назактыц коктау жырлары. - В сб. Тезисы 1 Республиканской конференции МУиС вузов Казахстана. - Алма-Ата; Каз1У^ 1991. Объём - 0.1п.л.
3. О задачах собиранш казахской обрядовой песни. - В сб. Материалы и рекомендации Ш республиканской научно- практической конференции по фольклору. - Алма-Ата: Каз1У, 1991. С. 98-100. Объём - 0,2я.л.
4. Сана сузгисшен еткен мура. "Халыв; кенеси", 1992, 25, 26, 27,28, 29. Объём - 1п.л.