автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Казанский городской музей и его роль в культурной жизни Волжско-Камского края

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Назипова, Гульчачак Рахимзяновна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Казанский городской музей и его роль в культурной жизни Волжско-Камского края'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Казанский городской музей и его роль в культурной жизни Волжско-Камского края"

КАЗАНСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА

На правах рукописи

НАЗИПОВА Гульчачак Рахимзяновна

КАЗАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ МУЗЕЙ И ЕГО РОЛЬ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ВОЛЖСКО-КАМСКОГО КРАЯ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX вв. )

кандидата исторических наук

КАЗАНЬ - 1991

Работа выдолнена на кафедре истории СССР досоветского периода Казанского ордена Ленина и ордена рудового Красного Знамени государственного университета имени В.И; Ульянова-Ленина .

Научный руководитель - заслукенный деятель науки ТССР,

доктор исторических наук профессор Г.Н. Вульфсон

Официальные оппоненты - доктор исторических наук

профессор С.М. Михайлова (г. Казань) - кандидат исторических наук старший научный сотрудник АН СССР А.Е. Иванов (г. Москва)

Ведущее учреждение - Самарский государственный

университет

Защита состоится 1991 г. в /Р час.

на заседании специализированного Совета К 053.29.09 по присуждению учёной степени кандидата исторических наук Казанского ордена Ленина и ордена Трудового ¡фасного Знамени государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина.

Адрес: 420008, г. Казань, ул. Ленина, 18, корп.2,ауд._

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета.

Автореферат разослан " // " Р^Хя 1991 г.

Учёный секретарь --

специализированного Совета, к.и.н., доцент Р.Г.КашафутдинаЕ

ОВШ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Мгугцъдость и обоснование выбора темы. Изучение различных аспектов культурной жизни страны, её отдельных регионов относится к числу актуальных проблем исторической науки. Одной из наиболее неизученных проблем в истории культуры является вопрос о роли музеев в культурной жизни. Изучение истории музеев тем более важно, что они, как правило, являются уникальными общественными институтами, посредством которых осуществляется передача последующим поколениям людей опытй, материального и духовного наследия через подлинные памятники культуры и природы.

С другой стороны, музей в конкретной исторической обстановке' играет определённую роль в развитии культуры. Как бы не бьш различны музеи по своему типу и профилю, большинство из них - это прежде всего культурно-просветительские учреждения, а многие представляют из себя серьёзные научные лаборатории, где ведут исследования историк^,. этнографы, археологи, специалисты в обласяигискусства, ряда других гуманитарных, а также естественно-технических профессий.

Музеи различных профилей, и в первую очередь комплексные, краеведческие, прямо и косвенно связаны с теш явлениями культурной жизни, которые имели и имею^/место-? развитии общества.

Предметом исследования является история создания' Казанского городского музея и его влияние на культурную жизнь Волжско-Камского региона в конце XIX - начале XX вв. Музей, открытый для публики в апреле 1895 г., являлся одним из крупнейших в провинции России. Однако до сих пор его роль в

- 3 -

культурной жизни не изучалась. Несомненно, что история создания и деятельности этого ыузея имеют значение как в алане сбора и сохранения 'культурного достояния, так и в плане его влияния на культурную казнь многонационального Волжско-Кам-ского края.

Сложные и противоречивые события происходили в культур ной жизни страны на рубеже двух веков - девятнадцатого и двадцатого. Многие вопросы истории культуры того времени уже привлекали внимание исследователей, однако немало и таких, которые до сих дар остаются неисследованными.

Стедшь «геюигси. .деми. всю литературу,прямо или косвенно относящуюся к теме нашего исследования, мы условно подразделяли на две большие грудды* К цервой относятся работы, в которых изучаются вопросы, связанные с историей музейного дела Вэссш в целом и истории изучаемого музея, в частности.

В изучении истории музейного дала в нашей стране к настоящему времени достигнуты определённые успехи. В исследованиях Г.Л.'Малицкого, А.Ш. Разгона, Д.А. Равикович, С .А. Овсянниковой, И.П. Иванишого и ряда других исследователей затронуты.многие вопросы, связанные с историей местных музеев, особенностями их деятельности. История музеев в исследованиях советских историков рассматривается в общей связи с развитием культуры, науки и просвещения.

Казанский городской музей развивался не изолированно от других музеев отравы, и поэтому выводы и наблюдения, касающиеся музейного дела в России конца XIX - начала XX вв.,имели для данного исследования большое значение.

- 4 _

Первой работой о Казанском городском ыузее была статья профессора Казанского университета Н.П. Загоскина, вышедшая через шесть лет после открытия музея. Значение её заключается в том, что она открывала историографию изучаемого музея.

Впоследствии к истории этого музея обращались М. Худяков, Н.И. Воробьёв, Д.Л. Дульский,- В.М. Дьяконов. Особое место среди исследований, лосвященных этому музею, занимают работы K.P. Синишной, которые внесли большой вклад в изучение музейного строительства в Татарстане. Шесте с тем, такая проблема, как роль Казанского городского музея в культурной жизни Камско-Волкского региона, до сих пор остаётся неисследованной.

'da рассматриваем история создания и функционирования Казанского городского музея как составную часть культурной жизни и, следовательно, нельзя не учитывать те работы, которые посвящены истории культуры конца XIX - начала XX вв. как России в целом, так и Волнско-Камского края,^ в частности. Они и составила вторую группу литературы.

В последнее время учёными (А.И. Беляева,. M.Pt Зезина, Д.В. Кошман, B.C. Шульгин) сделано немало для рассмотрения ■ истории культуры России изучаемого времени. Особо отметим книгу С.С. Дмитриева, посвященную истории русской культуры начала XX века, изданную в 1985 г. ¿втор в виде отдельных очерков исследует различные элементы культурной жизни страны. Однако он не посвящает музейному делу специального очерка и рассматривает музеи лишь в главах, посвященных науке и изобразительному искусству.

Специальных работ по истории культуры Волжеко-Камского

- 5 -

региона и его отдельных областей и республик, насколько нам известно, не имеется, если не считать "Очерков по истории культуры Чувашии", изданных в 1985 г., и коллективной монографии "Культурная революция в Татарии (1917-1937 гг.", опубликованной в 1966 г. В этой книге имеются отдельные главы, посвященные истории культуры конца XIX - начала XX вв., но Казанский городской музей остался вне поля зрения авторов.

При изучении истории создания и роли музея в жизни региона, несомненно, важными являются исследования, посвященные отдельным сюжетам культурной жизни Волго-Камья: Казанскому университету - центру научной и культурной жизни края (М.К. Корбут, коллективные труды, С.М. Михайлова к др.); его учёным, внесшим неоценимый вклад в создание и деятельность изучаемого музея (С.Н. Иванов); развитию краеведения (К.Р. Синицына, С.Х. Алишев); издательского дела и публицистики (Р.У. Амирханов, Л. Каримуллин); литературы (М.Х.Гай-нуллин); истории русского и татарского театра (И. Илялова, И. фути); изобразительного искусства (Ф.Х. Валеева, Г.\£>. Сулёйманова-Валеева, С.М. Червонная). Эти работы позволили представить состояние культурной жизни края в изучаемое время, когда происходило становление и развитие Казанского городского музея, который, подчеркнём ещё раз, являлся сам по себе одной из составных частей многогранной культурной жизни.

Несомненную ценность представляли для нашей работы исследования, посвященные археологии и этнографии Волжско-Кам-ского края (А.Х. Халиков, Ё.Н. Бусыгин, Н.В. Зорин, Р.Г. Ка-шафутдинов).

Изучение специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что роль Казанского городского музея в культурной жизни региона не получила должного осв_ешевдя«

ЙШШЙМ* Комплекс привлечённых источников довольно широк и разнообразен. Его можно условно подразделить на две группы. Первую группу составили музейные предметы фондов государственного объединенного музея ТССР и Музея изобразительных искусств ТССР. Музейные предметы рассматриваются в диссертации как источники, отражающие историю и культуру рассматриваемого времени, а таксе раскрывающие деятельность определённого круга людей по их сбору, сохранению и изучению, что,вне всякого сомнения, является фактором культурной ж^зни Волжско-Камского края.

Вторую группу составили материалы, связанные с историей создания и деятельности Казанского городского музея. Одна часть этих материалов опубликована в различных 'изданиях,другая же впервые вводится в научный оборот^ Денные материалы были извлечены из фондов Центрального государственного архива Военно-Морского флота СССР (переписка И.Ф. Лихачёва), Отдела письменных источников 1ИМ СССР (переписка Д.С. Уваровой с казанскими учёными и коллекционерами), ЦГА ТССР, отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки имени Н.И. Лоба-ческого Казанского государственного университета, архива и фондов Государственного музея ТССР.

Источники этой группы, в свою очередь, подразделены нами на следующие.

Во-первых, материалы, исходящие из самого музея, феяде всего к ним относятся ежегодные отчёты Совета музея за перя-

- ,7 -

од с 1895 по 1917 гг. Они регулярно публиковались. Это ценный источник, так как содержит сведения о составе служащих музея, о составе его Совета, списки поступавших в музей предметов, о количестве и составе посетителей музея, его деловых связях с различными учреждениями, организациями и частными лицами. Важным источником являются помещаемые в отчётах протоколы заседаний Совета музея, которые позволяют судить о круге лиц, помогавших музею в его деятельности, а главное, прояснить ту роль, которую играл музей в культурной жизни региона.

Большое значение.имеют публиковавшиеся со дня основания музея каталоги и указатели его коллекций. В них содержится материал о составе музейного собрания, о количестве предметов, входивших в него, о том, откуда и от кого поступали те или иные материалы в музей, что и как экспонировал музей. Они позволяют судить об уровне классификации и систеыатиза--, ции, которую проводил музей и, следовательно, данными сто ч-ники (каталоги и указатели) являются важными и в смысле значения их как одного из факторов культурной жизни изучаемого времени.

Вторую подгруппу составили источники, исходящие из различных учреждений - правительственных органов, учебных заведений, научных обществ, музеев изучаемого региона. Это развив до характеру источники, которые позволяют выяснить вопросы, связанные с созданием и деятельностью Казанского городского музея, проследить его влияние на культурою жизнь Казани и Волжско-Камского региона в целом.

Отдельную подгруппу составили документы, авторами кото- в -

рых являлись учёные, общественные деятели, любители-краеве-ды,деятельность которых в большей или меньшей степени была связана с изучаемым музеем.Это и труды казанских учёных, по-свящённые деятелям музейного дела (Н.Ф.Катанова, А.АЛтукен-берга и др.) и музейным коллекциям (описания предметов). Это и материалы личного происхождения; прежде всего частная переписка, большая часть которой впервые вводится в научный оборот, это и мемуарная литература. Такие материалы позволяют судить о вкладе передовой общественности Казани в дело создания и функционирования музея, они дают' богатый материал о коллекционерах и их собраниях, об оценке современниками роли и значения Казанского городского музея.

Документы указанной выше подгруппы являются, безусловно, ценным источником, и без их введения в научный оборот ряд вопросов не получил бы должного освещения.

В результате изучения литературы и анализа всего комплекса источников определилась основная проблематика предлагаемого исследования:

- показать, как зародилось и развивалось движение передовой казанской общественности за создание городского музея, открытие которого являлось важным фактором в культурной жизни Казани и всего Волжско-Камского региона;

- раскрыть процесс создания музейного фонда, показать, какая научная работа велась с этим фондом, ставшим своеобразной лабораторией для изучения культуры и прежде всего многонациональной культуры народов Поволжья и Цриуралья;

- определить значение музея в краеведении, выявить его научные, деловые контакты и раскрыть такую важную проблему,

- 9 -

как "посетитель в музее и о музее".

Все эхе вопросы рассматриваются под углом зрения выяснения роли Казанского городского музея в культурной жизни изучаемого региона в конкретных хронологических рамках (конец XIX - начало XX вв.). В атом и состоит цель данного исследования.

Цаучнад цовизцд заключается в том, что в предлагаемой диссертации впервые рассматриваются вопросы, связанные с созданием и деятельностью Казанского городского музея, рассматриваются как неотъемлемые составные части многогранной культурной жизни многонационального Волжско-Камского края.

Практическая значимость состоит в том,что данное исследование неразрывно связано-с реально существующими объектами - Государственным музеем ТССР и Музеем изобразительных искусств ТССР,- которые выросли из Казанского городского музея, поэтому ряд наблюдений, выводов и рекомендаций имеют практическое значение для этих музеев. Материалы диссертации могут помочь экспозиционерам при составлении научных концепций и темйтико-экспозиционных планов, фондовикам - обогатить методику научного описания музейных предметов. Музейные работники-практики и теоретики музейного дела могут воспользоваться в своей деятельности опытом предшественников.

Материалы диссертации можно использовать также в специальных курсах по истории культуры, города Казани. Они могут представить' интерес для деятелей культуры, специалистов в области археологии, история, этнографии, искусствоведения, для более глубокого знакомства с историей и культурой Волжско-Камского региона.

Научная апробдщщ. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории С'ССР досоветского периода Казанского государственного университета. Её основные положения были представлены на итоговых конференциях Казанского университета в 1990 и 1991 гг., на научно-практических конференциях Государственного музея ТССР в 1989 и 1990 гг.

Структура дчос-Шят.т,ирг- Она'состоит из введения, трёх глав, выводов и списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

До введении дано обоснование темы, определена её актуальность, раскрыта степень её изученности, определена основная научная проблематика, сформулированы цель и задачи исследования.

ПердадТ'ЛЗДЭ. содержит три основных вопроса. В первом речь идёт о том, когда и как возникла идея о создании городского музея в Казани и как эта идея переросла в общественное движение.Это прослеживается прежде всего на материале прессы.

Выше отмечалось, что Казань в изучаемое время была крупным административным, научным и культурным центром Поволж-ско-Уральского региона.

Вместе с тем в Казани до второй половины 1890-х гг. не было городского музея. Объясняется это, может быть, в какой-то степени тем, что имелся ряд университетских музеев, доступных для поседения. Эти музеи в какой-то мере заполняли пробел, но не восполняли его.Не случайно представители российской интеллигенции, прежде всего те, чья деятельность дро-

- II -

текала в Казани, начали в конце 1870-х гг. поднимать вопрос (устно и в печати) о необходимости иметь городу свой самостоятельный музей, который обслуживал бы все слои населения казанского общества и её многочисленных гостей.

Вопрос этот, поставленный, а также обсуждаемый членами научных обществ _СОбщества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, Казанского отделения Русского технического общества, Общества естествоиспытателей),из залов заседаний этих обществ перешёл на страницы местной печати, стал обретать более широкое общественное мнение.

Корреспонденции газет и курналов, посещённые созданию в Казани общедоступного музея, можно разделить на три группы:

- во-первых, это замётки о музеях, созданных и действовавших в других городах России. Такие публикации не только знакомили казанцев о музеями (например, в Вятке, Уфе, Рязани, Минусинске и др.), но и целенаправленно готовили их к мысли о необходимости иметь и в Казани свой городской музей;

- во-вторых, что особенно важно, местные периодические издания публиковали проекты будущего музея. В 1879 г. появился в печати "Проект публичного историко-этнографического музея лри Обществе археологии, истории и этнографии", составленный профессором В.М. Флоренским, в 2886 г. - "Проект устройства в г. Казани художественного, промшвленно-техшчесхо-го музея", написанный директором Казанского реального училища А.П. Орловым, в 1891 г. - "Проект организации и Устава Казанского научно-промышленного музея", автором которого являлся энтузиаот музейного дела, почвовед, член Общества естествоиспытателей Р.В. Ризположенский. Опубликование проектов

- 12 -

давало возможность широким слоям казанского общества . знакомиться с предполагаемыми задачами проектируемого учреждения а укрепляло их в мысли о необходимости его для города. Содержание проектов свидетельствовало о том, что авторы хорошо были осведомлены о новейших направлениях в теории музейного дела как России, так и Западной Европы;

- в-третьих, с конца 1880 -"начала 1890-х гг.- в местной прессе всё чаще стали появляться материалы, рассказывающие о конкретных практических шагах по пути создания в Казани городского музея. В газетах различных направлений - "Казанских губернских ведомостях", "Казанском биржевом листке", "Казанских вестях", "Казанском телеграфе", "Волжском вестнике" — высказывались одобрения тем практическим мероприятиям, которые были связаны с созданием городского музея в Казани.

Выработке такого единодушного мнения способствовала,несомненно, позиция передовой общественности Казани, которая этот вопрос подняла, обсуждала и теоретически обосновала.При обсуаденяи выявились и основные принпилы будущего музея: общедоступность, научность и краеведческий характер.

Всё это позволило сделать идею создания музея в общественном мнении бесспорной и помогло её реализации.

Второй вопрос о казанских коллекционерах и их вкладе в создание Казанского городского музея, на деле, оказался почти неизученным и весша интересным.

Создание любого музея немыслимо без наличия музейных предметов. В Казани к моменту возникновения городского музея неутомимым трудом коллекционеров был создан ряд крупных и ценных частных археологических и этнографических коллекций,

- 13 -

некоторые из них представляли из себя музеи. Среди казанских коллекционеров особо выделялиоь В.К. Савельев, В.И. Заусай-лов, Н.Ф. Высоцкий; А.Ф. Лихачев. Создание в Казани крупных, известных, учёному миру частных собраний рассматривается в диссертации как одно из явлений культурной жизни Волжско-Каыского региона.

Это обусловлено тем, что коллекционеры, с одной стороны, собирали и сохраняли (и сейчас продолжают это делать) замечательные памятники истории и культуры (без их деятельности многие памятники были бы безвозвратно потеряны). С другой сторойы, их коллекции способствуют изучению ряда проблем археологии, этнографии, истории искусства. Неслучайно, подавляющее большинство членов*созданного в 1878 г. при Казанском университете научного Общества археологии, истории и этнографии были коллекционерами. Жавшие в Казани, Казанской губернии коллекционеры активно включились в конце XII - начале XX вв. в дело создания Казанского городского музея и немало способствовали пополнению его фондов. Кроме названных выше -вклад в' создание музея внесли 1.0. Сиклер, И.А. Извосков, Ф.И. Сурин, Т.В. Васильев и многие другие собиратели.

Третий вопрос посвящён открытию музея. Здесь рассматривается практическая деятельность передовой казанской интеллигенции ш созданию городского музея. Этой деятельностью были охвачены многие учёные, педагоги, студенты, гимназисты, купцы и промышленники, деятели городского самоуправления. Вся эта многогранная деятельность являла собой важный фактор в культурной жизни прежде всего Казани. Наиболее плодотворными в этом смысле явились усилия таких людей, как црофесоо-

- 14 -

ра университета А. А. Штукенберг, Н.П. Загоскин, Н.А. Высоцкий, педагог И.А. Износков, вице-адмирал И.Ф. Лихачёв и казанский городской голова C.B. Дьяченко. Они практически много сделали для открытия городского музея.

Официальному открытию музея (5 апреля 1895 г.) предшествовали такие немаловажные события, как Казанская научно-промышленная выставка 1890 г., организованная главным образом по инициативе учёных и ставшая реальным импульсом для создания музея, а также: ряд пожертвований частных лиц (500 тыс. рублей серебром пожертвовала дочь казанского купца 0.С.Алекса ндрова-Гейнс, И.Ф. Лихачёв передал для будущего музея 40-тысячную коллекцию своего брата А.Ф. Лихачёва). Помимо таких крупных пожертвований были и другие. Всё это способствовало открытию музея. Устав музея,, утверждённый в марте 1894г., был одним из последних актов, предшествующих открытию музея, фактическая работа, связанная с открытием Казанского городского музея,заняла около пяти лет.

Открытие музея, на наш взгляд, можно поставить в один ряд с такими явлениями культурной жизни, как создание театра, основание художественной школы. Все эти составные элементы культурной жизни не замыкались в том городе, где они возникали, и, конечно, влияли на культурную жизнь всего региона.

Вторая глава, где речь идёт о том, как развивался вновь созданный музей и как с первых же шагов он оказывал влияние на развитие кулыурной жизни в регионе, состоит из двух разделов. Первый посвящён проблеме создания музейного фонда, второй - научной работе с музейными предметами.

- 15 -

В первом разделе рассматривается процесс образования музейного фонда Казанского городского музея. При этом прежде всего надо иметь в виду, что музейный фонд, с одной стороны, является результатом кропотливого труда конкретных лиц по его сбору, сохранению, а следовательно, этот фонд как таковой является фактором культурной жизни конкретного периода времени. С другой стороны, фонды музея, вбирая в себя разнообразные коллекции, относящиеся к материальной и духовной культуре, отражают различные аспекты культурной жизни.

Многонациональный Волжско-Камский край давал благоприятные возможности для.сбора уникальных памятников истории и культуры. Но эти памятники не появлялись сами по себе, их.необходимо было собрать, сконцентрировать в фондах городского музея прежде всего для того, чтобы с ними могли познакомить^ все желающие, а определённая группа лиц могла бы их изучать.

Фонды Казанского городского музея начали формироваться ещё до его официального открытия. В немалой степени этому способствовали, несомненно, публикации в местной печати о •готовящемся открытии музея. Первыми предметами, поступившими в. музей, следует считать экспонаты Казанской научно-промышленной выставки 1890 г., но их количество было незначительно.

Основу фондов изучаемого музея, бесспорно, составили предметы частной коллекции А.Ф,- Лихачёва. Это обширное и уникальное собрание, состоявшее из археологических, нумизматических, этнографических, историко-бытовых материалов,предметов искусства, образовало в музее особый "Лихачевский

- Г© -

отдел".

Другие отделы музея, предусмотренные его Уставом,- естественно-исторический, историко-этнографический, учебный, промышленный - формировались постепенно и самостоятельно.

Подавляющее большинство предметов поступало в Казанский городской музей в виде даров от частных лиц, в первую очередь от жителей Казани, Казанской губернии - интеллигенции, рабочих, крестьян. Много способствовали пополнения.фондов казанские коллекционеры, имена которых уже назывались выше.

Пожертвования музею предметов музейного значения тесно связаны с таким явлением в общественной жизни России, как благотворительность. Деятельность меценатов (их число постоянно росло) позволила Казанскому городскому музею создать одно из крупнейших и ценнейших собраний при относительно скромных затратах, выделяемых городскими властями на приобретение коллекций.

В ходе собирательской работы накапливались материалы, главным образом краеведческого характера. Профиль музея был подсказан самой жизнью - он стал комплексным, включающим коллекции историко-бытового, художественного направления и коллекции природоведческого цикла, правда, в гораздо меньшем объёме. Эти музейные материалы отражали историю, культуру, природу Волжско-Камского края, а также позволяли посетите-1 лям знакомиться с достижениями мировой культура.

Основные традиции комплектования фондов музея были заложены в первые годы его существования. Таким образом, создание музейного фонда стало одним из явлений культурной жизни.

- 17 -

Во втором разделе, как указывалось выше, рассмотрена научная работа с музейными предметами. Речь идёт прежде всего о том, как созданный усилиями многих людей музейный фонд систематизировался, изучался и экспонировался.

Казанские учёные, краеведы, понимая историческую, художественную и научную значимость фондов Казанского городского музея, стремились к тому, чтобы ввести их в научный оборот и сделать доступными широким слоям посетителей музея. Именно этим целям были подчинены и создание каталогов, описей и указателей музейных коллекций и их опубликование.

Большой вклад в научное описание и систематизацию экспонатов музея внесли профессора Н.П. Загоскин, А.А. Штукенберг, Н.Ф. Катанов, краеведы В.И. Заусайлов, Л.О. Сиклер, В.И. Шар-ловский, М.Д..Рузский, археолог Ф.А. Лихачёв, студент университета В.К. Борисов, ученик земледельческого училища Б. Комаров и многие другие.

Собранные коллекции позволили музею быстро встать на ноги, набрать силу, привлечь к себе специалистов и краеведов,которые' помогали музею в осуществлении его научных и просветительских задач.

Создание многотысячного фонда и научная работа с ним свидетельствовали о том, что Казанский городской музей постепенно-уже в начале 2Х в. превратился в крупный научно-просветительский, а следовательно, и культурный центр края.

В третьей главе рассматривается процесс превращения Казанского городского музея в ведущий музей региона. В главе три основных вопроса. В первом выясняется роль музея в краеведении, во втором - деловые и научные контакты музея и, на-

-18 -

конец, в третьем - посетитель в музее.

Первый вопрос. Казанский городской музей с первых дней своего функционирования становится одним из научно-просветительских центров, целенаправленно занимавшийся изучением Волжско-Камского края.

В силу своей специфики музей ообирал и экспонировал археологические и этнографические материалы, отражавшие историю, культуру, быт, нравы и верования народов края, а также естественно-научные коллекции, отражающие природу данной местности.

С другой стороны, музей сознательно привлекал к своей работе широкие'круги' населения: учёных, учителей, студентов, школьников, крестьян, короче,всех тех, кто занимался профессионально или любительски изучением края. Одни собирали древности и приносили их в музей, другие посещали цузей и, осматривая его коллекции, знакомились с местным краем. Немало было и таких энтузиастов-краеведов, кто помогал музею в систематизации, монтировке коллекции, в их изучении.

Всё это приводило к тому, что Казанский городской музей стал вносить зачетный вклад в краеведение. Вокруг музея объединились видные учёные краеведы, чья деятельность с созданием музея стала ещё более плодотворной - А.А, Штукенберг, П.И. Б£отов, И.А. Износков, Н.Я. Агафонов, М.И. Лопаткин, Н.Ф. Катанов.

Учёные и краеведы-любители охотно шли в музей и по мере своих сил помогали ему в развитии краеведческой работы. Их вклад был, безусловно, значителен, а роль музея в.организации краеведения весома.

Второй вопрос. Казанский городской музей не развивался изолированно. С первых дней своего существования он начал устанавливать различные деловые и научные контакты, в первую очередь,с родственными учреждениями и организациями.Эти многогранные контакты рассматриваются в диссертации прежде всего под углом зрения культурных связей. Эти связи, безусловно, способствовали взаимообогащению.

Изучение взаимоотношений музея с учебными заведениями, научными обществами, музеями, издательствами, театрами, частными лицами и т.д. позволяет говорить о том, что Казанский городской музей никогда не замыкался в себе^д как учреждение, занимающееся сбором, хранением, популяризацией и изучением коллекций, являющихся общий культурным достоянием, создавал условия для того, чтобы беспрепятственно осматривать эти коллекции, изучать их и результаты использовать в своей научной и практической деятельности.

Заинтересованным липам музей охотно предоставлял возможность пользоваться своей библиотекой, научной документацией, давал научную информацию, рассылал свои издания и т.д.

Наиболее тесные контакты музей установил с Казанским университетом, обществами археологии, истории и этнографии, естествоиспытателей, функционирующих при этом университете, Уральским обществом любителей естествознания, Вятским художественным кружком, учебными заведениями Казани, Казанской, Вятской, Пермской и других губерний, с архивными комиссиями (Оренбургской, Саратовской), археологическими, статистическими кош те та ми и др. Особенно часто общался Казанский городской музей с другими музеями, в первую очередь казанскими и

- 20 -

близлежащих городов Волжско-Камского края (Пермским научю-промыпшенным музеем, Вятским публичным музеем, музеем Петровского общества исследователей Астраханского края,Саратовским художественным Радищевским музеем и многими другими).

Ряду музеев Казанский городской музей оказывал методическую и практическую помэщь. Она заключалась, в частности, в непосредственной деятельности конкретных людей - членов Совета музея Н.Ф. Катанова, Р.В. Ризположенского' и других. Они давали консультации и практически помогали в создании и организации работы новых музеев Казани - педагогического, кустарного, Казанской духовной академии, церковного историко-архео-логического общества. Научная и практическая помощь оказывалась и ряду музеев Шволжья и Цриуралья.

Казанский городской музей стремился обогатить деятельность тех учреждений и частных лиц, которые обращались к нему за помощью. В свою очередь он и сам получал ощутимую помощь от других учреждений и лиц. Эти деловые и научные контакты положительно влияли на развитие просветительской, познавательной, научной и творческой деятельности и, естественно, плодотворно влияли на состояние и развитие культурной жизни изучаемого региона.

Третий вопрос посвящён такому важному сюжету, как посетитель в музее. Здесь исследуется состав посетителей, дияа-

I I

мика посещаемости музея и определяются цели посещения музея.

Состав посетителей музея был чрезвычайно разнообразен, однако в большинстве случаев _ его посещали жители Казани, близлежащих губерний. Среди них, несомненно, подавляющее большинство - это группы учащихся средних учебных' заведений,

- 21 -

студенты, то есть учащаяся молодёжь. Посещали музей и учителя, преподаватели и профессура вузов, крестьяне, солдаты, ремесленники. Были среди них и представители различных нацио-нальнортей, населяющих Волжско-Камский регион.

Люди приходили в Казанский городской музей с тем, чтобы пополнить свои знания в той или иной области, получить интересующую информацию - цели у посетителей были саше различные.

С первых дней своего существования Казанский городской музей стад учреждением демократичным, что наиболее фко проявилось в его общедоступности. Для многих категорий посетителей (учащихся, солдат, туристских и всех прочих экскурслоннш групп) музей был бесплатным. Кроме того, цена билета в музей уменьшалась в. праздничные и воскресные дни, когда наблюдался особенно сильный поток желающих осмотреть коллекции музея.

Велико было значение Казанского городского музея в просвещении широких слоев населения. В стенах музея происходило приобщение их к культурному достоянию. Шёл очень важный процесс восприятия народами, населявшими Волвско-Камский край -русскими, татарами, чувашами, мордвой, удмуртами, марийцами -всех..тех культурных ценностей, которые были собраны в музее. Этот процесс сложный, а подчас и противоречивый, являл собой один из важнейших факторов состояния и развития культурной жизни. Материалы свидетельствуют, что Казанскому городскому Музее в зтом процессе принадлежала заметная роль.

Наряду о другими научно-просветительными и культурными учреждениями, функционировавшими в изучаемое время в Казани, Казанский городской музей объективно способствовал повышению

- 22 -

>бщего культурного уровня населения, развитию эстетического зкуса. Он много давал учителям, художникам, артистам в алау) эстетического воспитания, сохранения традиций прикладного искусства, способствовал развитию народно-художественных ^ домыслов. И уж, конечно, музейные коллекции давали богатый яатериал для развития науки, прежде всего гуманитарной.

Итак, все посещавшие музей, работавшие с музейными экс-юнатами, лучше и глубже начинали понимать историю, культуру йзани,Волжско-Камского региона, России, приобщались к мировой культуре. Заслуга в этом Казанского городского музея не->спорима.

Диссертация завершается ВШЖ8Ш, в которых подводятся 1тоги.исследования.

Основное содержание диссертации изложено в следующих 1ублинациях:

С. Назилова Г.Р. Казанская научно-промышленная выставка 1890 года я её значение в культурной жизни„- Казань, 1990.39 с. Деп. в ИНИОН АН СССР 13.07.90, № 42404. I. Назипога Г.Р. Основатель Казанского музея //Вечерняя Казань.- 1990.- 13 сентября. 5. Назипова Г.Р. Адмирал - меценат //Вечерняя Казань.- 1991.6 августа.

I. Назипова Г.Р. Собирательская деятельность казанских коллекционеров.- Казань, 1991. - 25 с. Деп. в ИШОН АЙ СССР 26.08.91, № 45270. 3. Назипова Г.Р. Создание музеев в Казани в начале 21 века. - Казань, 1991.- 17 е.- Деп. в ИНИОН АН СССР 26.08.91, № 45269.