автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Керамика Пенджикента VII-VIII вв. Комплексы, типология и историческая интерпретация

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Саввониди, Николай Федорович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Керамика Пенджикента VII-VIII вв. Комплексы, типология и историческая интерпретация'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Керамика Пенджикента VII-VIII вв. Комплексы, типология и историческая интерпретация"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИШТИТУТ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи САВВОНЩИ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ

керамика певдяикекта уп - ла вв. комплекса, тшюлогш и историческая кшешретацкл»

Специальность: 07.00.06 - археология

автореферат дксертацкк на соискаме ученой степени кан,и:дета исторических наук

Санкт-Петербург 19 9 2

Диссертация выполнена в отделе Средней Азии и Кавказа Института истории материальной культуры РАН

Научный руководитель - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Распопова В.И.

Официальные оппоненты: Доктор исторических наук, академик АЕН Й Ставиский Б.Я. Кандидат исторических наук Кершнер-Горбунова Н.Г.

Ведущее учреждение: Кафедра археологии Санкт-Петербургского государственного университета.

специализированного совета Д 200. 15. 01. присуждению ученой степени доктора исторических наук в Институте истории материал: ной культуры РАН У191С65, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб. I'

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института ист рии материальной культуры РАН.

Запита состоится

1992 г в /У час. на заседай!

Автореферат разослан

г

Ученый секретарь

специализированного совета

Г.В.Синицына

Пг-тсрбургк^мстчт Зпк. Ив Тир. {1 Оэ кз. 199 г.

•:п-Актуальность и научная новизна. Городище древнего Пенджикента является эталонным раннесредневековым памятником Средней Азии. Более чем за 40 лет его исследования сложилась определенная методика раскопок, фиксации и изучения археологического материала.

Вперяые пенджикентский керамический комплекс был разделен на две большие хронологические группы А.И.Тереножкиным /Терено»кин А.И., 1950/. Первая группа, получившая впоследствии название "комплекс керамики нижнего слоя", была датирована А.И.Тереножкиным концом У1 - началом Л1 в, а вторая, названная позднее "комплексом керамики верхнего слоя" - второй половиной Л1 - первой половиной Ш в /Тереножкин А.И., 1950/.

В ходе дальнейших работ на пендкикентском городище хронологические рамки обеих групп были расширены. Первая группа была- удревнв-на до У в /Маршак Б.И., 1965/, а вторая расширена до 3-й четверти Л1 в /Вентович И.Б., 1964/.

Комплексу керамики "нижнего слоя" Пендкикента была посвящена диссертация Б.И.Маршака /Марвак В.И., 1965/, который разделил его на б комплексов, связанных с этапами перестройки городской крепостной стены. Комплекс керамики "верхнего слоя" Пенджикента также был предметом специального изучения со стороны И.Б.Вентович /Вентович И.В., 1964/. Единотвенным недостатком последней ра-ты является суммарное, нерасчлененное рассмотрение данного комплекса, о чем в свое время отмечалось в литературе /Заднепровский H.A., Массой В.М., 1954/.

Первой попыткой расчленить керамический комплекс "верхнего слоя" можно считать работы О.Г.Большакова /Большаков 0.ГЛ964/. Комплекс был расчленен на две группы. Первая группа включает в себя к幫ику до большого пожара, связанного с разгромом города арабами в 722 г. Вторая группа посуды относится ко времени после этого

пожара. В результате работ на объекте Ш древнего Пенджикента О.Г. Большаковым был сделан вывод о том, "что в облике керамики Пенд-яикента за 70 лет с начала УД в принципиальных изменений не произошло, «окно говорить лишь об изменении удельного веса отдельных типов в общей массе керамики" /Большаков О.Г., 1964/.

В 60-е годы изучение древнего Пенджикента выходит на качественно новый уровень,Акцент делается прежде всего на изучение микростратиграфии городища /Распопови В.И., 1970/. Разработанность согдийской нумизматики ./Смирнова О.И., 1963/, дает возможность проследить изменения, происходившие на протяжении жизни одногс-днух поколений. Многие из сторон жизни раннесредневекового города не оставлены без внимания исследователями. В связи с этим представляется особенно актуальным по новому взглянуть и на изучение керамики верхних слоев городища, хороио датированных монетами и стратиграфическими наблюдениями. Кроме того, данные последних трех полевых сезонов позволяют расширить комплекс керамики "верхнего слоя" Пенджикента, по крайней мере, до середины IX в.

Целью и задачей данной работы является, во-первых, свести в научный оборот хорошо стратифицированные материалы указанного периода времени. Во-вторых, опираясь на всю совокупность данных, построить керамическую шкалу верхних напластований Пенджикента. В-третьих, попытаться реконструировать некоторые виды производственной деятельности и черты быта горожан. В-четвертых, проследить последние этапы существования города и его трансформации.

.оснощ работы составляет комплексный метод исследования археологических источников, с привлечением типологического, стратиграфического и сравнительно-исторического методов.

В практике раскопок пенджикентского городище установилась с л еду-

ющая методика. Раскопки ведутся по микростратиграфии и по квадратам до обнаружения стен. Внутри сооружений материал фиксируется по слоям без указания квадратов.

Привлеченные для изучения в данной работе комплексы керамики имеют различное происхождение и количественный состав. Поэтому в каждом случае подход к их исследованию был различным. Основу работы составляют минрокомплекси из прослоек полов помещений, из слоев завалов, зольников, уровней напластований базарных площадок и из одной вымостки.

Большая часть керамика происходит из микрослоев заполнения жилых помещений. Микрокомплекс керамики в моем понимании - это любое количество целых или значимых фрагментов /фрагментов, по которым можно восстановить тип сосуда/, пространственно ограниченных объемом одного микрослоя. Микрокомплекс рассматривается мной как выборка, где генеральной совокупностью является комплекс керамики изучаемого периода. Микрокомплексы, имеющие одинаковое происхождение, могут быть объединены в более нрупные комплексы. В работе рассматривается вопрос о минимализации микрокомплекса. Если микрокомплекс - это выборка, то необходимо установить насколько она представительна. Наиболее подходящим для изучения археологических материалов и, в частности, изучения керамики, является метод, разработанный Н.К.Волковой./Волкова.Н.Н., 1988/. Суть метода заключается в следующем. Минимальный необходимый объем выборки, / пд/, отражающий характер генеральной совокупности по двум параметрам / щ/. при заданном уровне точности Е « 10$, вычисляется по следующей формуле:

и составляет 37 единиц. То есть, когда в нашем распоряжении микрокомплекс керамики, насчитывающий 37 единиц, можно говорить о реп-

резентативности выборки для определения характера генеральном совокупности по двум параметрам /например, гончарная - лепния, анго-бированная - неангобированная и т.д.У.

В диссертации рассматривается один большой комплекс сосудов, насчитывающий более 600 целых и значимых фрагментов сосудов и более ста микрокомплексов. Общее количество, привлеченных для работы сосудов, составляет 4885 экземпляров. Эта большая выборка разделена' на 5 групп по хронологии: I/ сосуды 2-й половины УП в; £/ 1-й четверти УШ в; 3/ 40-50-х гг ЛИ в; 4/3-й четверти УШ в; 5/ конца УШ - IX вв. В рамках каждого периода выделены типы сосудов, характерные для каждой категории.

Для статистического сравнения по каждой категории сосудов привлечены только комплексы 2-го - 4-го периодов, исходя из следующих соображений. Большие комплексы, включающие сосуды одного периода, являются однородным по происхождению материалом - это микрокомплексы из прослоек полов и заполнений помещений. Керамический комплекс 2-й половины УП в неоднороден по составу. Основу его составляет керамика из вымостки у Южных ворот городища. Это свалочный комплекс. Комплекс керамики 5-го периода также неоднороден. Сосуды этого комплекса происходят, главным образом, из верхних смешанных слоев. Кроме того, выборка, каковой является последний комплекс, явно смещена в сторону одной группы сосудов - к/хонной керамики. То есть керамический комплекс 5-го периода неполный и не может быть сравнен с другими комплексами по количественным параметрам.

Вспомогательным материалом для реконструкции некоторых видов ремесленного производства в работе широко используется этногра-

фический материал Средней Азии. Привлечение этнографических моделей, в какой-то степени, оправдано архаичности)организации некоторых видов ремесла в данном регионе.

работы является 2-я половина УП - IX в. Это время для Согда и Мавераннахра в целомимеет эпохальное значение: происходит коренная ломка структуры среднеазиатских государственных образований и включение их в централизованнуо систему арабского халифата. Перипетии этого сложного процесса не могли не отразиться на всех сторонах жизни населения древнего Пенджикента.

Апробация исследования. Основные положения диссертации были изложены автором на заседаниях отдела Средней Азии и Кавказа ИИМК РАН, на симпозиуме в г. Наманган, на выступлениях в международных конференциях в г. Самарканд и в г. Экс-эн-Прованс, а также опубликованы в виде тезисов и статей.

Практическая значимость работы заключается во введении в научный оборот материалов эталонного археологического памятника Средней Азии с разработанной дробной хронологией.

Ст^кт^ра работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. К тексту приложен альбом иллюстраций, который сопровождает приложение описание таблиц. Работа сопровождается списком использованной литературы.

Содержание^^аботы^ Во_введении обосновывается актуальность темы, цели и задачи работы, ее хронологические границы, излагается история изучения пенджикентской керамики, дается краткий обзор методов исследования керамических комплексов и изложены основные политические события У11 - IX вв.

посвящена вопросам обоснования датировок керамики

УП б Пенджикента. Твегдо датированных на основании стгатигра^ии и нумизматических данных миктокомплексов кегамики И в немного. Большой керамический комплекс из вымостки у Южных ворот, также отнесенный к этому периоду, переотложен. Он датирован на основании анализа форм сосудов. Это полный комплекс. В некоторых случаях, как например, с широкогорлыми сосудами, можно говорить о преемственности в развитии форм керамики. С другой стороны наблюдается и

г

проникновение форм посуды "нового стиля", связанного с влиянием торевтики.• Правда, это пока единственный экземпляр из засыпки под базар на объекте IX. Тем не менее, это позволяет считать керамический комплекс из вымостки у Южных ворот и микрокомплексы синхронного с ним периода, связующим звеном между двумя большими комплексами: "нижнего" и " верхнего" слоев. Таким образом, выделенный мной комплекс керамики 1-го периода /2-я половина УП в/, является пограничным комплексом.

Глава .вторая посвящена изучению микрокомплексов керамики 2-4-го периодов /1-й четверти, 40-50-х гг и 3-й четверти УШ в/ из нескольких хорошо стратифицированных объектов городища /IX, ХУ1, ХХШ, ХХ1У /.

Главным отличием керамики этих трех периодов от предыдущего и последующего периодов заключается в наличии керамики, изготовленной под влиянием металлических прототипов. Первым исследователем, обратившим внимание на этот феномен в изготовлении древней посуды, бь'л Г.В.Григорьев /Григорьев Г.В., 1946. Позднее Б.И.Мариак детально изучил процесс появления и распространения керамики этого, так называемого "нового стиля" посуды А!а~швк Б.И., 1961/. Взяв за основу типологию Б.И.Маршака, автор, опираясь ча дачные нумизматики и стгатигрефические наблюдения попита лея построить дробную хронологию одного типа ведущей фогмн посуди "верхнего слоя"- кружек.

Глава третьи посвящена изучению керамики периода конца УШ -IX вв. Керамика этого времени впервые в массовом масштабе обнаружена на 2-х объектах /Кайнар-Западннй и Комплекс виноградода-вялен/. Отдельные находки керамики этого времени встречались и раньше. Серия котлов IX в была опубликована в-. 1964 г /Еентович И.Б.г 1964/. Однако эти сосуды, как справедливо писал А.М.Ееле-ницкий, оставили случайные посетители развалин запустевшего города /Беленицкий А.М., 1958/.

Керамика конца. УШ - IX вв имеет ряд характерных черт, отличных от керамики предшествующего периода, о которых более подробно в заключении данной работы. Анализ керамики этого периода доказал следующее, Пенджикентская керамическая школа, как локальный керамический центр продолжала развивать свои местные традиции, пополняя их арсеналом инноваций соседних центров.

Важным и неслучайным представляется факт - полное отсутствие поливной посуди в комплексе этого периода. Конец УШ — IX в -это время широкого распространения поливной посуды в Средней Азии« Отсутствие поливной посуды на двух исследованных объектах можно объяснить либо следствием специфики последних, либо полным ее отсутствием в Пенджикенте этого времени. Первое предположение более предпочтительно, поскольку набор посуды из двух этих объектов состоит, главным образом, из кухонной керамики.

Говоря о специфике сооружений объекта Кайнар-Бападный, следует отметить, что они носят временный характер, о чем свидетельствуют нерегулярность построек и их качество. Очевидно, это место было каким-то образом связано с приготовлением пищи.

В четвертой главе рассматривается типология всех категорий посуду !то пяти периодам/см. табл. I данного автореферата/.

Ь'ргпчккг! Пенд^икента 1-го периода /2-я половина УП в/.

ЧАШ этого периода отличаются от чаш предшествующего периода отсутствием какого-либо стандарта и почти полным отсутствием

ангобкого покрытия. Преобладают чаши с неоформленным профилем

венчика.

КРУККИ - всего два фрагмента. Один с округлым плечиком, плавна переходящим к городовой части. Другой представлен фрагментом стенки с врезными вертикальными каннелюрами /эта кружка, скорее всего была импортирована из другого керамического центра.

СТОЛОВЫЕ КУВШИНЫ имеют, в большинстве своем, расширяющееся а виде муфты устье и грушевидное тулово. Ангоба почти нет. ВОДОДОСШЕ КУШШЫ близки по профили столовым кувшинам, но отличаются от них более крупными размерами.

ШИГОКОГОРЛИЕ СОСУДЫ имеют диаметр устья 12-16 см, разделяются но типу венчика Б.И.Маршаком на три периода /Маршак Б.И., 1965/ В нашем комплексе имеется сосуды всех трех периодов, но есть й два новых. Первая группа - это широкогорлые сосуды с венчиком, имевшим один валик снаружи. Второй - с венчиком округлой формы. К вшроногорлым сосудам примыкают сосуды о рожком, имеющие похожи?! профиль и размера устья. Различаются они, очевидно, только по функциональному назначению. Зги сосуды, видимо подавали к столу.

Из редких сосудов следует отметить кувшинчика и стенку маслобойки. с отверстием над ручкой.

ХУМЫ выделяются нескольких типов; с широким желобком по кра»; с валиками сверху или врезными линиями на. внутренней стороне.

ЛЕПНАЯ КЕРАМИКА представлена почти всеми категориями описанш выше гончарной посуды.

ЧАШИ имеет прямна стенки, очень грубо вылеплены.

КРУТО!. Пагдено только одна кружка, вмещая волнистый борт и дуговидную ручку.

СШЩЯЙ только одак. Он имитирует гончарные сосуды этой категории, имеет примятый слив.

КОТОВ очень много. Они имеют упрощенный профиль. Ручка, как правило, крепится непосредственно под венчиком.

Лепная посуда составляет 16% всей керамики этого периода! в то время как, для периода 40-50-х гг УШ в,, по подсчетам В.И.Распо-повой она составляет 27$ /Распопова В.И., 1969/.

Керамика 2-го периода /1-я четверть УШ в/.

Гончарная посуда.

ЧАШИ. Выделено два типа чаш: 1-й - низкие чаши без выделенного венчика, неангобнрованные; 2-й - с оформленным венчиком в виде желобка снаружи с отогнутой верхней частью. Чаши 1-го типа низкие.

КРУЖКИ - ведущая форма посуды комплекса "верхнего слоя". Наиболее многочисленными являются кружки, выделенные Б.И.Маршаком в тип I /Маршак Б.И., 1961/. Кружки 1-й четверти УШ в имеют закрытую форму, повторяющую форму металлических прототипов. В пропорции кружек этого периода выделяются три части: донце с придонной частью, плечико, и горловая часть. Доминирующей является средняя часть. Она составляет более трети всей высоты сосуда. Кружки этого типа отнесены к типу I, вариант "а" Удалее - тип 1а/. Для кружек этого периода наиболее характерны петлевидные или кольцевидные ручки, которые чаще всего крепятся к плечику и к придонной части сосуда. Некоторые из кружек этого типа имеют декоративное украшение - посыпку слюдой, штампы, ангобное покрытие.

СТОЛОВЫЕ КУВШИНЫ делятся на четыре основные группы. В пятую группу входят кувшины редких форм. Первую группу составляют сосуды, имитирующие металлические прототипы. Они имеют характерный

для торевтики вытянутый, налепнсй слив. Вторая группа - кувшины с венчиком в виде муфты. Третья - кувшины с приостренным венчиком. Ангоб встречен менее чем на 1% кувшинов.

ВОДОНОСНЫЕ КУВШШ, Выделено 5 типов: 1-й - кувшины, сходные по профилю с широкогорлыми сосудами, но с меньшим диаметром устья; 2-й - кувшины с высокий шейкой и тремя валиками снаружи; 3-й - с венчиком в виде муфты; 4-й - с венчиком в виде муфты, но с 2-мя или 3-мя валиками снаружи; 5-й со слегка расширяющимся горлом и подтреугольным венчиком.

ШИРОКОРГЛЫЕ СОСУДЫ разделены на три основных типа по всей форме: 1-й тип - сосуды без выделенной шейки; 2-й - со слегка намеченной шейкой и отгонутым нарушу венчиком; 3-й - с явно выделенной шейкой. Каждый из выделенных типов подразделяется на варианты по форме венчика. Если на венчиках сосудов 1-го типа всегда имеется выемка /для крышки ?/, то на сосудах 2-го и 3-го типов эта выемка скорее носит декоративный характер, нежели функциональный, а то и вовсе отсутствует.

ГОНЧАРНЫЕ КОТЛЫ практически все круглодонные. Выделено два основных типа: 1-Й тип - котлы с полустреловидным профилем венчика 2-й - котлы с подпрямоугольным венчиком, эволюционирующим в клювовидный .

ХУШ. чаще всего с подпрямоугольным профилем. Встречаются уникальные хумы, имеющие три крупных валика на внешней стороне венчика.

Лепные сосуды.

ЧАШИ имеют упрощенный профиль в виде перевернутого усеченного конуса.

КРУЖКИ похожи по форме на чаши, но более глубокие. Некотегые

сделаны в подражание металлическим.

ШИРСКОГОРЛЫЕ СОСУЩ представлены двумя типами, если следовать типологии круговых сосудов этой категории - 2-м и 3-м.

КОТЛЦ различаются по форме ручки и примесям. Четверть сосудов этого периода имеет примесь шамота /шамотная керамика традиционно связывается с домашним производством/. Наиболее популярный отощитель - сланец. Форма ручки норрелируется с примесями. Например, для шамотных котлов наиболее характерны ручки в форме прямо-уголного бруска, в то время как для котлов с примесью сланца -дуговидные ручки с косыми насечками.

Керамика 3-го периода /40-50-е гг УШ в/.

Гончарная посуда.

ЧАШИ. Выделяются те же два типа: с выделенным венчиком и с неоформленным венчиком. Только одна иэ чаш этого периода имеет ангоб-ное покрытие.

КРУЖКИ 3-го периода большей частью имеют высоту плечика меньше 1/3 всей высоты сосуда. Они отнесены к типу 16. Уменьшение высоты плечика компенсируется увеличением шейки сосуда.

СТОЛСШЕ КУВШИНЫ не несут на себе влияния торевтики. Наиболее распространенная форма венчика -в виде муфты.

ВОДОНОСНЫЕ НУВШИНЫ представлены тремя типами: кувшины, имевшие венчик с двумя или тремя валиками снаружи с крупной пластинчатой ручкой; кувшины, похожие по профилю на пирокогорлые сосуды и кувшины, имеющие профиль в виде муфты.

ШИРОКОГОРЛЫЕ СОСУДУ представлены 10-ю группами в рамках выделенных ранее трех типов. Количественное соотношение сосудов этой категории к всей керамике изменяется, по сравнению с соотношением предшествующего периода, в сторону уменьшения.

ХУМЫ этого периода достаточно многочисленны. Некоторые происхо-

дят из твердо датированных комплексов. Последние имеют лриост-ренный и слегка отогнутый наруяу край. Появляются хумы с пальцевыми заципами венчика.

КОТЛН представлены тремя основными типами. Все они круглодон-ные. Доминирующий тип - котлы с полустреловидным профилем венчика. Венчик котлов этого типа довольно массивный и короткий.

Лепная посуда.

ЧАШИ трех типов: в виде перевернутого усеченного конуса; с волнистым бортом; с пальцевыми вдавленкями в придонной части.

КРУЖКИ, СТОЛОВОЕ КУВШИШ, ВОДОНОСНЫЕ КУВШИШ в комплексе этого периода отсутствуют.

ШЙРШОГОРЛЫЕ СОСУДУ представлены только сосудами 3-го типа.

КОТШ сохраняют корреляцию типов ручек с примесями. Наиболее популярным отоаителем является сланец.

Редкие формы сосудов представлены маслобойками, очажными под-тавками, крышками.

Керамика 4-го периода /6С-70-е гг УИ в /.

Гончарная посуда.

ЧАШИ этого периода разделяются на два типа: с выделенным венчиком и с неоформленным венчиком. Преобладают низкие чаши, напоминающие блюда. Ангоба почти нет.

КРУЖКИ в подавляющем большинстве открытой формы. Величина плечика либо ничтожно мала, либо равна нулю. Кружки подобной формы отнесены к типу 1в. Все кружки без ангоба.

СТОЛОВЫЕ КУВЮТЫ представлены тремя типами: с венчиком в виде муфты; с приостренным венчиком и совсем ничтожным количеством представлены кувшины, изготовленные под влиянием торевтики. Анго-бированних сосудов практически нет.

ВОДСНОСШЕ КУВШИШ имеют удлиненную шейку. Венчик оформлен в

виде широкого валика. Орнаментация и окраска ангобом отсутствует.

СИРОКОГОРЛЫЕ СОСЭДЯ разделены на три типа и составляют те же десять групп по форме венчика. Преобладающими являются сосуды 2-го и 3-го типов.

ХУМЫ представлены всеми разновидностями. Преобладающими являются сосуды с подпрямоугольным в сечении птюфилем венчика. Довольно часто встречаются сосуды с пальцевыми защипами на венчике.

КОТШ круглодонные. Тип котлсв с полустреловидним венчиком является доминирующим. Верх венчика сосудов этого, типа приостряется и наклоняется наруяу.

Лепная посуда.

ЧАШ имеют упрощенные формы. Наиболее распространены чаши в форме перевернутого усеченного конуса.

КРУИКИ открытой формы с дуговидной ручкой.

СТОЛОВЫХ КУВШИНОВ нет.

ВОДОНОСНЫЕ НУВШИШ сделаны в подражание круговым, но очень грубо.

ШРОКОГОРЛЫЕ сосуда представлены только 2-м и 3-м типами.

КОТШ - самая многочисленная категория сосудов. По форме ручки и характеру примесей практически не отличаются от сосудов этой категории предшествующего типа.

Характеризуя в целом посуду 4-го периода, знаменующего окончательное запустения городища на 2-й террасе р. Зеравиан, следует сказать следующее. Наблюдаемое с момента начала 2-го периода влияние торевтики, постепенно ослабевает. Оормы становятся более похожими на керамические формы. Но изменения происходят эволюци-онно.

Керамика 5-го периода /Конец УШ - IX вв/.

Гончарная посуда.

Необходимо сказать, что комплекс керамики этого периода неполон, некоторые категории сосудов полностью отсутствуют, например, чаши, лепные сосуды, кроме котлов.

Гончарная посуда.

КРУЖКИ представлены всего тремя экземплярами, но все они имеют очень характерцу*) форму - биконическую. Черепок светлый, поверхность отбелена.

СТОЛОВЫЕ КУЕШШ имеют вытянутую цилиндрическую шей^у, составляющую около трети всей высоты сосуда и завершающуюся припухлым с обеих сторон венчиком.

ВОДОНОСНЫЕ КУШИШ повторяют форму столовых, но имеют более крупные размеры.

ШИРОКОРЛЫЕ СОСУДА похожи на котлы, но отличаются от них только отсутствием копоти.

ХУМЫ почти все с пальцевыми зашипами венчика. Также как и кружки, кувшины изготовлены из светлой глины.

КОТЛЫ - наиболее многочисленная категория посуды этого периода. Выделяется 5 основных типов котлов. Наиболее ранние из них, судя по стратиграфии, имеют подустреловидный профиль венчика, край которого сильно отогнут трупу. Близки к котлам этого типа сосуды, имеющие профиль венчика, похожий на полустреловидный, как бы срезанный сверху. Этот второй тип котлов появляется только в 5-м периоде. Более поздние котлы имеют очень усложненный профиль и серое тесто с примесью кварцевого песка. Некоторые из котлов этого типа имеют арабские надписи, сделанные обычным курсивом.

ЛЕПНАЯ КЕРАМИКА.

КОТЛУ представлены всеми, выделенными ранее типями. Лепных котлов гораздо меньше, чем гончарных.

Характеризуя в целом керамику 5-го периода, необходимо отметить

резкое ее отличие от посуды предшествующих периодов. Преемственность сохраняется только в кухонной посуде. Кроме того, меняется качество глины, что, видимо, связано с изменением технологии обжига. Пенджикентская посуда становится похожей на посуду с городища Афрасиаб. Появление сероглинянной посуды отмечено и для других областей среднеазиатского региона этого периода. Своеобразием пен-джикентской керамики, вернее керамического комплекса 5-го периода является полное отсутствие поливной посуды.

В целом, керамика этого периода из раскопок двух объектов, расположенных у подножия цитадели Пенджикента развивается в одном русле с афрасиабской керамикой, сохраняя при этом ряд локальных черт.

На основании проведенного анализа керамики построена шкала пен-джикентской керамики УШ - IX вв /см табл. в конце автореферата/.

В заключении рассматриваются вопросы, связанные с реконструкцией некоторых видов производства и возможные варианты их организации.

Производство вита и сладостей реконструируется на. основе материалов двух объектов: Винодельни, найденной на объекте УШ в пом. 3 загородного лома. № 9 и Комплекса виногрздодавилен я западу от цитадели. Первая винодельня датирована временем не позднее 3-й четверти УШ в /Большаков О.Г., Нагматон НЛ., 1958/, а, второй комплекс временем не позднее 1-й половины IX в. В какой-то период обе винодельни сосуществовали. По сохранившимся цистернам оказалось возможным вычислить объем виноградного сока, необходимого для их заполнения п определить, исходя из этих данных, минимальный размер виноградника. Если учесть, что цистерны заполнялись в течение сезона многократно, то, соответственно возрастет и количество виноградных лоз, то есть шпшадь виноградника. В качестве опорных

- 16 -

для определения урожайности винограда взяты цифры, приведенные Ограбоном /Ограбон» X, 1, 14/.

Одна из цистерн виноградодавилен к западу от цитадели была

заполнена землей с битой посудой, главным образом, котлами.

Очевидно,, котлы каким-то образом использовались в производстве.

Данные этнографии содержат сведения о способах приготовления вина и сладостей, в которых использовались котлы. Вшюградньй

сок выпаривали до 1/3 первоначального объема. Из полученного сиропа готовили крепленое вико "мусаллас". Из виноградного сока готовили такие патоку "шинни", которая служила сырьем для приготовления различных сладостей /Вирски? U.M., 1696/.

Объем раскопанных к западу от цитадели цистерн и масштаб сооружений свидетельствует о том, что эти мастерские были ориентированы иа рыночное производство. Последний этап функционирования данного комплекса относится ко времени, когда город на 2-ii террасе р. Зеравшан прекратил свое существование. Таким образом, это косвенное доказательство существования рядом массового потребителя г то есть населения оставленного города.

Далее рассматривается еще одна отрасль производственной активности горожан - молочное производство.

Основным орудием, использовавшимся в этом виде деятельности является керамический сосуд - маслобойка. Е.М.Пещерева впервые отождествила найденные на раскопках средневековые маслобойки с современными сосудами этого типа. /Пещерева Е,!:1., 1958/.

Всего на пенджикентском городище найдено 22 маслобойки. Самые ранние из них датируются 2-й половиной УП.в /2 шт./, а саше поздние - 3-й четвертью Ш в /7 шт./. Таким образом, на каждый, из выделенный 5-ти периодов приходится максимум 7 маслобоек, что для города с населением 4-5 тысяч человек кра"не мало. Показателен такяе и объем пенджикентских маслобоек. :)тлогрлЬяче-

ские маслобойки в Таджикистане разделяются по объему, который измеряется количеством разовых удоев от одной коровы /средний удой равен 4-5 л/. В зависимости от этого маслобойки называются: "якгова" /"однокоровные"/, "дугова" /"двухкоровные"/ и т. д. У пяти археологических маслобоек из Пенджикента оказалось возможным вычислить объем. Полученные числа имеют кратное количество объемов, "модульный объем" равный 4-5 л. Две маслобойки оказались "однокоровными", две другие "двухкоровные" и одна "пятикоровная". Последняя найдена в одном из самых богатых домовладений города.

Таким образом, судя по количеству найденных на городище маслобоек и по их объему сделан вывод о том, что молочное производство в древнем Пенджикенте представляло собой вспомогательную отрасль хозяйственной деятельности горожан. Это подтверждается и тем, что на территории города найдено всего лишь два места содержания скота, и то, скорее всего, вьючного. Молочный скот, видимо, содержался за городом, на территории усадеб богатых горожан. Это косвенно подтверяадается системой дислокальности поселений в Средней Азии, сохранявшейся в этом регионе до недавнего времени /Писарчик А.К., 1975/, Возможно, слабое развитие молочного производства среди горожан свидетельствует о развитости разделения труда между жителями городов и сел и о наличии обмена между этими группами.

Ниже рассматривается вопрос об организации керамического произ^ водства в Пенджикенте.

Для керамики "нижнего слоя" наличие керамических мастерских на территории города или в непосредственной близости с ним подтверждается находками бракованной посуды. В керамическом комплексе "верхнего слоя" брака нет. Это обстоятельство требует объяснений.

Из этнографии Афганистана известно три основных типа организа-

ции производства и сбыта керамической посуды. Левый тип - гончарные мастерские находились в городе и обеспечивали своей продукцией горожан и жителей окрестных сел. Второй тип - гончарные мастерские находились в городе и обеспечивали своей продукцией только горожан. Третий тип - гончары, живя и работая в селах, вывозили свою продукцию на городские рынки, обеспечивая при этом и односельчан Ум. БетогИ;, Р.СепЛИуге, 1967/.

Возможно, в Пенджикенте в какой-то момент произошло изменение типа организации керамического производства. Скорее всего, мастерские керамистов были вынесены за пределы города, ближе к выходам глины и источникам воды.

Ниже рассматриваются вопросы датировки керамических комплексов некоторых памятников Согда. В ряде случаев датировка снижается до полувека, исходя из пенджикентских материалов.

Выводы. Рассматриваемый в диссертации материал неоднороден по качеству. Ядро материала - малочисленные по содержанию микрокомплексы керамики из прослоек полов, зольников и завалов помещений. Анализ керамики позволяет с учетом всех данных /нумизматических, стратиграфических и т.п./, в большинстве случаев датировать эти комплексы с точностью до четверти века. В результате появилась реальная возможность выделить пять больших комплексов, связанных с определенными периодами жизни города.

Разное происхождение выделенных пяти комплексов не позволило сравнивать их по всем параметрам. Рассмотрены лишь некоторые аспекты: типологическое развитие форм, смена стилей, соотношение лепной и гончарной посуды, уровень развития некоторых видов производства, связанных с керамикой и т.д.

На основании исследования керамических комплексов построена керамическая шкала пенджикентской посуды 2-й половины УН - IX вв.

Исследование двух объектов: Виноградодавилен к западу от цитадели и Кайнара-Западного дало неожиданные результаты. Во-первых, масштабы открытых сооружений свидетельствуют о наличии товарного производства вина и сладостей в Пенджикенте конца У111 - IX вв, что в свою очередь связано с существованием поблизости массового покупателя. Это происходит на фоне запустения города на 2-й террасе р. Звравшан. Отсавление города, видимо, происходило постепенно, наряду с перемещением части горожан на нижнюю террасу реки. Остатки этого поселения удалось частично раскопать /объект Кайнар-За-падный/. Сооружения на этом участке, находящемся за крепостными стенами цитадели, судя по керамике из нижних напластований, были возведены в У-У1 вэ. Жизнь продолжалась здесь как минимум до IX в. Значительная часть древних построек была уничтожена современным строительством. Сохранившаяся площадь этих сооружений составляет не менее 1,5 га. Если приплюсовать к этому площадь разрушенных в наше время построек, то получается поселение в несколько гектаров, которое арабские географы без сомнения могли назвать "шахраком Бунджикас". Однако подтверждение этой гипотезы возможно лишь после детального археологического изучения данного участка. Косвенным подтверждением того, что город сохранился на старом месте является сохранение древнего названия его в настоящее время.

Если изложенная выше гипотеза о перемещении города на нижнюю террасу р. Зеравшан верна, то можно говорить о том, что прослеженный для больших городов, подобных Самарканду и Бухаре процесс перемещения экономической жизни города в пригороды - рабады, находит свое подтверждение и в пенджикентском материале.

Изучение керамики "верхнего слоя" Пенджикента, позволило в ряде случаев датировать археологический материал по керямике с точно-

- 20 -

стью, равной точности датирования по монетам.

Основные положения диссертации опубликованы автором в следующих работах:

1. Базар у северо-восточных ворот городища древнего Пенджикента. П Тезисы докладов региональной конференции "Зоны и этапы урбанизации /теоретические аспекты проблемы "Город и процесс урбанизации Средней Азии". Ташкент. 1989. С. 119-120.

2. К вопросу о локализации городища-Пенджикент 1Х-Х вв. // Тезисы док* ладов советско-французского коллоквиума: "Культура древнего и средневекового Самарканда и исторические связи Согда." Ташкент. 1990. С. 86-87.

3. Виноградодавильни близ древнего Пенджикента. //Информационный бюллетень МАИЩ. Вып. 17. М. 1990. С. 53-60.

4. Виноделие в древнем Согде. //Предварительная публикация материалов международного симпозиума "Производство вина и масла с эпохи бронзы до ХУ1 в.н.э. в Средиземноморье. Экс-эн-Прованс. 1991. С. 139-145 /на англ. яз/.

5. Керамика 1Х-Х вв древнего Пенджикента. //Сборник статей молодых ученых ЛО ИА АН СССР. Вып. 3. Санкт-Петербург. 1991. С. 77-86.