автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Керамика ранней - развитой бронзы таежного Объ-Иртыша
Полный текст автореферата диссертации по теме "Керамика ранней - развитой бронзы таежного Объ-Иртыша"
РГ6 од
^тт^^и^дд^удлрствЕНный университет
на правах рукописи
АДАМОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА
КЕРАМИКА РАННЕЙ - РАЗВИТОЙ БРОНЗЫ ТАЕЖНОГО ОБЬ-ИРТЫШЬЯ
Специальность: 07. 00. 06 - археология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
БАРНАУЛ - 1996
Работа выполнена в Тобольском государственном педагогическом институте им. Д. И. Менделеева
Научный руководитель - кандидат исторических наук,
профессор И. Г. Глушков Официальные оппоненты: доктор исторических наук,
профессор В. В. Бобров кандидат исторических наук А. Я. Труфанов
Ведущая организация - Тюменский государственный университет
и ^и ¿^Ул/А? 1996 г. в
Защита состоится " ' " '' 1996 г. в г' часов на
заседании диссертационного совета К 064.45.04 в Алтайском государственном университете. Адрес: 656099, Барнаул, ул. Димитрова, 66. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Алтайского государственного университета
Автореферат разослан
»/Л ■■ ^УгУ^У^У 1996 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
■В.Цыб
кандидат исторических наук
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Эпоха доандроновской бронзы Западной Сибири включает в себя довольно большой промежуток времени от начала первой трети II тыс. до н.э. до последней четверти II тыс. до н.э. В таежной зоне нет четкого хронологического различия между эпохой ранней бронзы и развитой бронзы. Гребенчато-ямочная керамика типологически слабо расчленяется на этапы бронзового века, так как обладает удивительным однообразием морфологического облика. Подобная ситуация остро ставит проблему поисков критерия выделения ранней и развитой бронзы.
В литературе появлялись попытки визуального расчленения декоративной схемы на этапы, но источником в данных случаях были отдельные керамические комплексы. Поскольку существование гребенчато-ямочной керамики фиксируется на всей территории таежного Обь-Иртышья и за его пределами, такие исследования не позволяют сопоставить результаты и реконструировать всю картину древней истории на определенном этапе.
В связи с этим была затруднена интерпретация изменений во времени и пространстве гребенчато-ямочной традиции и ее связи с другими декоративными традициями. Поэтому сопоставление керамических комплексов между районами является актуальной проблемой, как и сопоставление групп внутри комплекса, тем более, что для достижения этой цели использовалась комплексная методика струк-
турно-статистического и технологического изучения, позволившая более детально рассмотреть культурную специфику населения района и характер взаимодействия. Привлечение материалов Зауралья (река Конда) и Нижнего Прииртышья также показало взаимовлияние культур населения разных регионов и выявило культурные варианты.
Новизна.В настоящей работе впервые производится сравнительное изучение групп керамики, сосуществующих на таежных памятниках ранней-развитой бронзы, как внутри одного комплекса, так и между комплексами разных районов (реки Конда, Чилимка, Демьян-ка, Вах, Ваооган, Иртыш).
В диссертации впервые на археологических материалах широкой территории апробируются методы комплексного структурно-статистического анализа с элементами теории информации, применении которых позволило выделить основу гребенчато-ямочной декоративной схемы и определить специфику орнамента чилимского микрорайона, не воспроизводящую собственно гребенчато-ямочную композицию.
В работу введены материалы новых археологических памятников, расположенных в нижнем течении Иртыша - Чилимка 11,1У,У1,Х,ХУ11, Рыбный Сор I, Новая Еска, Еска II.
Территориальные и хронологические рамки охватывают районы южнотаежной зоны Западной Сибири-среднее течение р.Оби, среднее и нижнее течение р. Иртыша, Конды. На этой территории выделены шесть микрорайонов: Кондинс-кий, Чилимский, Демьянский, Среднеобской (Ваховский), Васюганский и Среднеиртышский. Такой выбор территории обусловлен особым географическим положением района и, в связи с этим, его ролью в древней истории Западной Сибири.
Хронологические раики работы охватывают период ранней-развитой бронзы - с первой четверти II тыс. до н.э. до последней четверти II тыс. до н.э.
Цель исследования- реконструкция взаимодействия и развития декоративных (культурных) традиций в эпоху развитого бронзового века на территории таежного Обь-Иртышья.
Задачи работы:
1.введение в научный оборот материалов новых памятников ранней-развитой бронзы бассейна Иртыша;
2.декоративно-морфологический, технологический и статистический анализ массового керамического материала эпохи бронзы;
3.выявление морфологических и технологических различий в грнебенчато-ямочной керамике эпохи бронзы;
4.типологическое и технологическое сопоставление групп керамики в пределах одного комплекса и с комплексами других районов;
5.сопоставление целых керамических комплексов разных микрорайонов на территории Обь-Иртышья и выявление хронологических позиций групп - "спутников" (посуда с движущейся гребенкой, текстильная и отступакйГе-накольчатая керамика).
Источники. В работе были использованы материалы 39 памятников эпохи бронзы Конды, среднего и нижнего течения Иртыша, Среднего Приобья (реки Вах, Тым), Васюганья, коллекции которых хранятся в музеях, кабинетах археологии гг.Тобольска, Томска, Омска, Барнаула, Екатеринбурга. Памятники представляют собой неукрепленные поселения, культовые места, могильники.
Специфической чертой эпохи ранней-развитой бронзы Западной Сибири являются фрагментарность и плохая сохранность керамики, а
также отсутствие орудий, каких-либо датирующих вещей, что затрудняет определение абсолютной даты. В этих условиях задача определения хронологии сводилась к типологическому сопоставлению и выделению хронологических реперов.
Методика. В работе использовались разные методы исследования. Фрагменты сосудов подвергались, помимо сравнительно-типологического метода, структурно-статистическому анализу. Для выявления наиболее устойчивых орнаментальных сочетаний, набора элементов узора, вычисления их удельного веса применялся метод описательной статистики, структурный анализ с элементами теории информации.
В работе использовался экспериментально-трасологический метод. Проводились микроскопический анализ и испытания физических свойств фрагментов керамики для определения параметров плотности, пористости и водопоглощения.
Практическая значимое? ь.Результаты настоящего исследования могут быть использованы при написании обобщающих сопоставительных работ по древней истории таежной зоны Западной Сибири, служить источником при сравнении с другими комплексами, стать опорой при разработке общих и специальных курсов по археологии Сибири, учебных пособий для школ и ВУЗов и специальных курсов для школ и археологических кружков.
Апробация работ ы.Некоторые итоги и результаты работы были изложены на научных конференциях в городах Омске, Томске, Барнауле, Тобольске, Новосибирске, Тюмени. По теме опубликовано 11 статей и тезисов.
Пользуясь случаем приношу искреннюю благодарность Е.А.Ва-
сильеву, Ю.Ф.Кирюшину, С.<Р.Кокшарову, А. И. Петрову за любезно предоставленную возможность использовать материалы. Кроме того, благодарю за помощь, оказанную в оформлении работы Т.М.Захожую, Н.П.Резникову, Т.Н.Собольникову и 3 .В.Степаненкову.
Структура работ ы.Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения и текстового, табличного и иллюстративного приложений. В Приложении, состоящем из 117 таблиц, дается структурно-статистический анализ керамики, альбом иллюстраций включает 58 рисунков.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования, даются территориальные и хронологические рамки, характеризуются основные источники и методы их изучения.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЕРАМИКИ РАННЕЙ-РАЗВИТОЙ БРОНЗЫ ЮЖНО-ТАЕЖНОЙ ЗОНЫ ОБЬ-ИРТЫШЬЯ
В главе раскрываются основные проблемы исследования культур эпохи доандроновской бронзы таежной зоны Обь-Иртышья.
В последнее время на страницах археологических изданий все чаще звучит мысль о микрорайональном принципе расселения древнего населения, а из этого вытекает задача создания хронологической колонки культурного развития отдельных районов (Кирюшин Ю.Ф., Кокшаров С.Ф., Матющенко В.И., В.И.Молодин).
Специфика южно-таежной зоны Обь-Иртышья заключается в том, что это зона распространения так называемой гребенчато-ямочной
керамики. Благодаря обширности территории распространения и многообразию культурных вариантов ее нельзя объединить в единую культуру, хотя каждый исследователь стремится построить какую-то идеальную модель ее существования, очень немногие исследователи определяют культурную атрибуцию гребенчато-ямочной посуды. М.Ф.Косарев рассматривает ее как традицию, другие расценивают эту керамику как культурно-историческую общность. В.В.Бобров, например, пишет, что наличие памятников с гребенчато-ямочной керамикой в Обь-Чулымье отражает существование самостоятельной археологической культуры. Е.А.Васильев говорит о "каком-то широком круге памятников или культурной традиции. Однако он оговаривает, что существование традиции не предполагает однокультурности всех входящих в нее памятников.
В.И.Молодин выделяет гребенчато-ямочную керамику Приишимья и Центральной Барабы в единый культурноисторический пласт и называет ее одиновским типом. Он говорит о генетической преемственности гребенчато-ямочных памятников раннего металла Прииртышья и оди-новских комплексов и увязывает последние с культурно-этнической группой выходцев из Северно-Восточной Европы.
В целом, исследователи едины в том, что образование гребенчато-ямочной керамики не просто археологическая культура, это явление более глобальное, как в территориальном, так и в хронологическом плане.
Территория распространения гребенчато-ямочной посуды до сих пор четко не очерчена и вызывает споры и разногласия. В.А.Посредников считает северной границей территорию Нижнего Приобья , Е.А.Васильев - Среднее Приобье.
К.П.Визгалов считает, что территория распространения гребенчато-ямочной керамики финального неолита находится в Ишимо-Ир-тышском междуречье и Тюменском Притоболье. В эпоху развитой бронзы ареал смещается к северу, в таежную зону
М.Ф.Косарев также, как и В.А.Посредников, северную границу раннего (байрыкского) этапа видит на севере Западной Сибири. В развитом бронзовом веке, по его мнении, эта керамика встречается лишь в таежной зоне.
Все исследователи, занимавшиеся проблемой гребенчатоямочной керамики последние три десятилетия, не считают ее проявлением автохтонной традиции.
В целом, типологическая нерасчлененность гребенчато-ямочной посуды заставила археологов быть очень осторожными в вопросах ее датировки. Для этого пласта памятников установлены очень широкие хронологические рамки: от рубежа III-II тыс. до н.э. до последней четверти II тыс. до н.э.
Проблемы бытования этой яркой и устойчивой декоративной традиции еще не решены в полной мере. Консервативность и устойчивость гребенчато-ямочной схемы, длительный период существования не позволяет провести типолого-хронологическую градацию внутри традиции только на основании корреляции декора. Основной метод хронологического членения - поиск типологических групп сопутствующих гребенчато-ямочному комплексу. В этом смысле своеобразными реперами являются накольчато-отступающая, текстильная керамика, а также степановская и кротовская.
По общему мнению исследователей, накольчато-отступающая орнаментация существует еще с эпохи неолита. М.Ф.Косарев поместил
племена с такой керамикой в юго-восточную часть обского бассейна. И.Г.Глушков - в южные районы (районы Приаралья), откуда они продвигались на север по долине Иртыша, Ю.Ф.Кирюшин - в юго-западные - из которых они затем распространились на восток. Л.Л.Косинская пишет, что в энеолите,отступающе-накольчатая теснит гребенчато-ямочную, продвигаясь на север, в западной же части наблюдается постоянное возрождение отступающе-накольчатой техники. М.Ф.Косарев также считает, что "отступаще-накольчато-прочерченная орнаментальная традиция периодически подпитывалась далекими южными воздействиями". Мнения исследователей сходны только в том, что это архаичная техника орнаментации.
Любопытен факт совместного залегания гребенчатой или гребенчато-ямочной и накольчато-отступающей керамики (Дрябина Л.А., И.Г.Глушков, А.И.Петров, В.Ф.Генинг и другие).
Эпоха развитой бронзы, по мнению одних исследователей, это время стабилизации, например, ташковско-кротовско-елунинскостепа-новской историко-культурной области Западной Сибири, в которой И.Г.Глушков выделяет две культурно-исторических общности: лесную ташковско-степановскую и лесостепную кротовско-елунинскую.
"Классической" южнотаежной культурой доандроновской бронзы является степановская культура (этап, тип памятников).
Все археологи, занимающиеся исследованием проблем самусь-ско-сейменской эпохи, основу сложения орнаментальной традиции движущейся гребенки видят в подстилающем горизонте с гребенчатой орнаментикой. В.И.Молодин, М.Ф.Косарев, И.Г.Глушков - в гребенчато-ямочной традиции, Ю.Ф.Кирюшин - в гребенчатой с шагающей гребенкой.
Все затронутые в работе орнаментальные традиции, существующие в эпоху доандроновской бронзы, территориально тяготеют к южной тайге - кромке лесостепи Западной Сибири.
Для целей настоящей работы важно, что в качестве "примеси" те или иные культурно-хронологические индикаторы (степановская, текстильная и т.д.) встречаются совместно с гребенчато-ямочной керамикой таежной зоны, которая столь консервативна, что типологически могла бы быть отнесена к эпохе раннего металла. Поэтому актуально рассмотреть соотношение комплексов с гребенчато-ямочной керамикой различных территорий через призму сопутствующих ей разнокультурных групп посуды.
ГЛАВА 2. КЕРАМИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ БРОНЗОВОГО ВЕКА ЮЖНОТАЕЖНОЙ ЗОНЫ ОБЬ-ИРТЫШЬЯ
Глава содержит описательную характеристику памятников эпохи ранней-развитой бронзы южнотаежной зоны Западной Сибири. Характеристика памятников производится по выделенным микрорайонам, внутри которых расположены близкие как в культурном, так и в хронологическом отношении памятники. Дается краткая характеристика географической зоны южной тайги, определяются особенности каждого микрорайона.
Чилимский район расположен в устьях двух рек, что обусловило появление контактной зоны: в результате очень компактного расположения низовий рек возникает прямая "связь" между реками Конда и Обь. Памятники Демьянского и Васюганского микрорайонов расположены на невысоких гривах болотистой низменности с системами проточ-
ных рек. Среднеиртышский микрорайон находится на южной границе таежной зоны. Поселения Средней Оби расположены в устье ее притоков .
"Внутреннее" расположение Демьянского, Васюганского, Приир-тышского микрорайонов в пределах ареалов Обь-Иртышья обусловило сходство материальной культуры памятников. Чилимский и Среднеобс-кой микрорайоны в качестве "окраинных" обладали большими возможностями для инокультурного влияния.
ГЛАВА 3. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА КЕРАМИКИ ЭПОХИ РАННЕЙ - РАЗВИТОЙ БРОНЗЫ ТАЕЖНОЙ ЗОНЫ ОБЬ-ИРТЫШЬЯ.
В главе дается анализ формовочных масс, способов конструирования начинов и наращивания емкостей посуды для выявления черт сходства и различия гребенчато-ямочной посуды различных микрорайонов, что особенно важно при общей близости декоративно-морфологических стандартов.
Таежная зона Западной Сибири в составе формовочных масс представляет мозаичную картину вследствие микрорайонального принципа распределения ресурсов и населения. В целом, посуда на этой территории имеет общие черты, но технологические традиции очень вариативны.
Глиняное тесто изготавливалось иэ каолинитовых глин, в которые добавлялся шамот крупными фракциями, как правило, примесь не просеивалась (средний размер фракций 1 - 2 мм в количестве 20 - 30 % или 30 - 40 %). Керамика Нижнего Прииртышья имеет разнооб-
разные рецепты составления формовочных масс: с дресвой и шамотом, с птичьим пометом, демьянская посуда - с песком.
В районах Среднего Приобья добавки также были разными ввиду наличия разных глин: суглинки (Малгет), пылеватые супеси палево-желтого цвета (долина Васюгана), желговато-бурые суглинки (Тух-Энтор IV). В связи с этим различными были и примеси - шамот и дресва.
Для керамики' ранней-развитой бронзы характерна формовка емкости с помощью жгутового способа (Глушков И.Г.). В редких случаях для стенок посуды Васгоганья наблюдается наращивание емкости лентами, но большинство случаев все-таки фиксирует использование жгутов. Сосуды поселения Тух-Эмтор 1У и часть керамики с поселения Тух-Сигат 1У формовались с днища, иногда на край дна ставился первый жгут. '
В нескольких случаях зафиксирована специальная подготовка спаев - насечки орудием обработки, щепой, мелкой гребенкой, а также защипы или шипы. Подобная подготовка спаев требовалась для лучшего скрепления глиняных частиц при разной степени пластичности двух кусков глины - очевидно, существовал перерыв в формовке сосудов.
Гребенчато-ямочная посуда Васюганья во многом повторяет технологическую схему степановской керамики. Большее количество сосудов формуются, начиная с днища, у них отмечается очень четкое внешнее ребро дна.
Таким образом, выделяются два способа формовки: 1 - формовка сосудов с днища.,-, постепенное наращивание емкости с помощью жгутов; дно также изготавливалось из жгутов; 2 - формовка емкости
зонально-жгуговым налепом снизу вверх (к у:тыо), на определенной высоте в полуготовую емкость вкладывалось (ли накладывалось днище. В производстве гребенчато-ямочной керам«ки преобладал первый способ, для степановской посуды более характерен второй способ.
Степановская керамика лесного Прииртышья (поселения Ямсыса XII, Танатово II, Хутор Бор I) формовалась неюлстыми жгутами (1 - 1,5 см в диаметре) и лентами по направлению сгизу вверх.
Посуда поселений Демьянского микрорайона сформована, в основном, жгутовым способом. Круглодонные сосуды формовались с дна, которое устанавливалось в ямке для последующего поднятия стенок.
Посуда полымьятского типа на Конде форновалась жгутами или неширокими лентами. Жгуты крепились к стенке, как правило, с внутренней стороны. Основная масса сосудов формовалась с устья, в некоторых случаях спай жгута специально подрабатывался.
Формовка с устья отмечена практически на всех памятниках Конды, в конструировании же начина фиксируется большее разнообразие, но, в целом, можно выделить два способа: 1 - вкладывание или накладывание днищ в готовую емкость; 2 - формовка с днища. Первый способ характерен для посуды памятников Пашкин Бор I, Волвонча I, Сайгатинское У1. Как отмечает И.Г.Глушков, формовка с устья вообще характерна для зауральской посуды также, как и специфичное оформление венчика с наплывом.
В целом наблюдаются локальные отличия в производственном процессе между районами: диаметр жгутов прииртышской посуды меньше, чем у васюганской и кондинской. Для керамики полымьятского типа характерна формовка с устья - зауральская традиция. Один из способов начинов степановских сосудов лесного Прииртышья является
оборачивание расформованного жгута (ленты?) вокруг днища. Большинство распавшихся спаев фиксирует отпечатки пальцев древнего мастера, но есть и следы работы инструментами - подготовленные спаи.
Практически на всех памятниках (за исключением Прииртышья и Среднего Приобья) встречены фрагменты сосудов изготовленных на шаблоне.
Результаты проведенных технологических испытаний керамики Прииртышья и Васюганья показали, что данные технологических испытаний керамики поселений Хутор Бор I, Тух-Сигат 1У, Тух-Эмтор Самусь1У группа А первый тип (Глушков И.Г., Молодин В.И.) укладываются в одну компактную группу: плотность 15,8 - 18%, пористость 29 -36 г/куб.см. Таким образом, на территории ОбьИртышья керамика степановского типа характеризуется технологическим единством.
Гребенчато-ямочная посуда Среднего Приобья и Средней Конды имеют не только декоративное, но и технологическое сходство. Сосуды формовались жгутами диаметром 1,3 - 2 см и лентами шириной 4 - 5 см, начиная с днища и с устья, во втором случае дно вкладывалось в последнюю очередь.
Проведенные технологические испытания фрагментов показали совпадение параметров групп керамики Ленино, Большого Ларьяка II, Большого Ларьяка III с посудой второго типа группы А поселения Самусь 1У (Молодин В.И., Глушков И.Г.) (плотность 1,7 - 1,9 г/см, пористость 21 - 28 %).
Керамика Нижнего Прииртышья, поселения на р.Чилимке (Чилим-ка II, 1У, У1, X, ХУ11) в общей технологической схеме сходна между собой (плотность - 1,45 - 1,5 - 1,7 - 1.75 г/куб.см; порис-
тость 28 - 32 - 40 - 41 %). Основная технологическая схема формовки таких сосудов - снизу вверх. Емкость наращивалась как жгутами (Чилимка II, VI), так и лентами (Чилимка 1У, XVII). Один фрагмент тулова фиксирует спай лоскута (Чилимка X). Часть сосудов, очевидно, формовалась с устья, затем крепилось округлое днище.
Технологическая схема процесса обработки сосуда развитой бронзы Обь-Иртышья заключает в себе несколько стадий: 1 - раздавливание сосудов, глубокое перемещение глины, следующее за примазкой жгутов; 2 - выравнивание толщины стенок, перемещение части глины с одного места на другое грубым (чаще зубчатым) инструментом с неровным рабочим краем. Следующей стадией является разглаживание поверхности для придания стенкам гладкого состояния; после чего следует лощение или подлащивание.
В целом, для посуды Обь-Иртышья характерно использование этапа рельефной обработки и частичное заглаживание его следов на внутренней поверхности. Внешняя поверхность подвергалась полному циклу процедур обработки: рельефное разравнивание, гладкое заглаживание, иногда подлащивание поверх орнамента. Наиболее грубой внутренней рельефной обработке подвергалась посуда демьянского микрорайона и, в несколько меньшей степени, Васюганья. Чимлимские сосуды подвергались, кроме того, и мягкой обработке. Внешняя поверхность на сосудах всех памятников ровная
. Наиболее полно совпадают технологические схемы изготовления сосудов демьянских и васюганских поселений; посуда поселений Среднего Приобья, поселений Ленино, Катыш (кераника с гладким штампом) отличается несколько более высоким качеством от керамики
остальных памятников. Посуда чилимских поселений, очевидно испытывало влияние западных соседей (кондинское население) и восточных (гребенчато-ямочное), поскольку в технологической схеме производства посуды отразились черты обеих групп керамики.
ГЛАВА 4. КУЛЬТУРНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КЕРАМИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ЭПОХИ ДОАНДРОНОВСКОЙ БРОНЗЫ
Глава посвящена выявлению этапов развития гребенчатоямочной традиции на основе структурного анализа декора и сопоставления групп в керамических комплексах.
В первом параграфе приводится структурный анализ гребенчато-ямочной схемы, выявляется основа композиции. Схема гребенчато - ямочного орнамента построена на чередовании элементов основного узора и разделительных поясов. Назовем "основным узором" ряды прямо или косопоставленных оттисков гребенчатого штампа или различные линейные мотивы, выполненные этим же орнаментиром (сетка, ряды горизонтально поставленных оттисков гребенки, наклонные столбики штампа, зигзаги и т.д.). Роль разделительного пояса выполняет ряд или несколько рядов ямок, зигзагообразная линия ямок, композиции из ямок с оттисками гребенчатого штампа и т.п. К общим чертам декора посуды всех микрорайонов можно отнести: 1.орнаменты выполнены отпечатками гребенчатого штампа и круглой палочки (ямки); 2. стандартизованная орнаментальная схема, в которой узор построен по одному принципу (принцип чередования по всему орнаментальному полю); 3. в сложении композиций принимают участие до-
вольно малое количество элементов.
Наблюдения показывают, что избирательных признаков очень немного, оставшиеся же элементы почти не образуют предпочтительных взаимосочетаний, распространяясь равномерно в признаковом пространстве. Очевидно, именно избирательные признаки могут считаться типообразующими среди всего числа значимых, поскольку они могут образовывать повторяющиеся устойчивые сочетания.
В результате статистического анализа выявилась, что основой графов положительных и части отрицательных связей является цепочка следующих декоративных признаков: ряды косопоставленных оттисков гребенки (с правым и левым наклоном), ряд горизонтально направленных оттисков гребенки, ямки, гребенчатые зигзаг и ромбы, последние два элемента (ромбы и зигзаг) не всегда обязательны и порой могут быть взаимозаменяемы.
Комплексы, расположенные восточнее Иртыша
В верхней части сосудов с гребенчато-ямочной орнаментацией наиболее частыми сочетаниями являются ряды разнонаправленных оттисков гребенки и ямок, ряды горизонтально поставленных отпечатков гребенки и оттисков штампа с левым наклоном.
В зоне тулова уменьшается использование ямок в качестве разделительного пояска, их роль выполняют гребенчатый зигзаг и ромбы, иногда с ямками. Преобладающим сочетанием в средней части сосуда становится гребенчатая "елочка", несколько меняется ориентация признака "ряды горизонтально поставленного гребенчатого штампа" : если на венчике часты его сочетания с оттисками гребенки с
левым наклоном, то на тулове этот признак чаще всего связан с гребенчатым зигзагом.
Среди значимых признаков гребенчато-ямочной схемы есть индивидуальные признаки, характерные только для отдельных микрорайонов. Так, например, в декоре васюганской керамики такими элементами являются гребенчатая сетка и одно-, двух-, трехрядовые зигзаги. Орнамент демьянской посуды богат различными разделительными поясками, на памятниках Среднего Приобья композиция состоит, помимо основных признаков, из гребенчатых ромбов, рядов сдвоенных и строенных оттисков гребенки, вертикальных столбиков гребенчатой елочки. Практически такой же набор индивидуальных признаков мы видим на посуде поселения Ленино!, расположенного в среднем течении р.Конды.
Комплексы, расположенные западнее
Иртыша
Для керамики памятников, расположенных западнее Иртыша, наблюдается большее разнообразие. Общими значимыми признаками в схеме керамики этих памятников являются только два элемента: ряд косо-поставленной гребенки с правым наклоном и ряд ямок. Бедность о с н о в н ы х элементов гребенчато-ямочной схемы в орнаменте и богатство дополнительных, индивидуальных признаков можно объяснить общим зауральским колоритом декора. В композиции много геометрических элементов - ромбов, зигзагов, шахматных и взаимопроникающих зон, выполненных вертикальными и наклонными оттисками гребенчатого штампа; разделительных поясков, состоящих из различных сочетаний гребенки и ямок.
Несколько меняется сам принцип построения композиции - линейные пояса, состоящие из шахматных, взаимопроникающих зон, геометризованных элементов, становятся гораздо шире, что также больше характерно для зауральской керамики.
В целом, о построении гребенчато-ямочной композиции схемы можно сделать следующие замечания: 1. отсутствие жестко связанного ядра типообразующих орнаментальных признаков; 2. отсутствие предпочтительных взаимосочетаний элементов узора; 3. наиболее массовыми значимыми элементами гребенчато-ямочной схемы являются всего шесть элементов - ряды вправо и влево наклоненной гребенки, ряды горизонтально поставленного гребенчатого штампа, ряд ямок, зигзаги и ромбы; 4. в наиболее вариабельной части сосуда
- на венчике - часто встречаемыми элементами являются ямки и ряды гребенки с правым и левым наклоном; ямки часто сгруппированы; 5. разделители между устьем и туловом - ряды горизонтально поставленного гребенчатого штампа, на сосудах баночных форм этот элемент в композиции перемещается в зону венчика; 6. на тулове наиболее используемыми признаками становятся елочка, зигзаг, ромбы, ямки почти не встречаются на плечиках, а на стенках тулова они часто сочетаются с гребенчатыми элементами.
В параграфе 2 выявляются территориально-хронологические особенности гребенчато-ямочной посуды южно-таежной зоны Обь-Иртышья.
Орнамент посуды чилимского микрорайона построен по принципу чередования "основного" узора и разделительного пояска, в отличие от кондинской. В целом, сочетание гребенчато-ямочной керамики с декором типа "лесного Одино", выбивке "под текстиль" твердым инструментом указывает хронологическую позицию памятника, который
типологически с учетом сдвига с севера на юг входит в одино-кро-халевский горизонт. Наиболее поздним из этого микрорайона представляется памятник Чилимка X. В орнаменте используются такие мотивы, как гребенчатая елочка, наклонные столбики гребенки, валик, гладкий штамп - в устьевой зоне.
Итак, орнаментальная композиция чилимского микрорайона не воссоздает собственно традиционной гребенчато-ямочной схемы. Большое отражение в орнаментации находят элементы одино-кроха-левской схемы с большим удельным весом наклонных столбиков, широкими полосами узора. Несмотря на зауральский облик, орнамент этих памятников не находит аналогий и с кондинской керамикой. Являясь контактной зоной между лесным Зауральем и Средним Приобьем Нижнее Прииртышье, очевидно, испытывало влияние с востока (гребенчато-ямочная традиция), с запада и юго-запада (геометризм, разнообразие элементов), что и породило оригинальный облик керамики этих памятников.
Керамика Демьянского микрорайона обладает очень высоким (од-нокультурным) сходством, хотя имеются некоторые отличия. Наибольшее сходство между керамическими комплексами наблюдается на памятниках Демьянского микрорайона и Среднего Приобья (поселения Большой Ларьяк II, III - коэффициент сходства более 50 %) . Очевидно, в начале второй половины II тыс. до н.э. происходят отдельные инфильтрации древнего населения по притокам Оби и Демьян-ки.
Посуда поселений Большой Ларьяк 11,111 очень близка между собой (коэффициент сходства 58,8 %) и с керамикой поселения Лени-но в среднем течении Конды. На реке Конде обнаружены памятники.
керамика которых очень сходна с посудой поселения Ленино I - могильник Сатыга XVI, культовое место Сайгатино VI.
Близость керамических комплексов - в манере орнаментирования, в типах гребенчатых инструментов, композиции и индивидуальных элементах орнамента позволяет предполагать не просто принадлежность этих памятников к одной орнаментальной традиции, но контакты между районами. Вероятно, в третьей четверти II тыс. до н.э., когда движение носителей гребенчато-ямочной орнаментальной традиции было направлено на юг, по Оби, Конде, Демьянке происходит передвижение каких-то групп населения.
Таким образом, очевидно, что в таежной зоне (Обь-Иртышье) развивалась "лесная" схема гребенчато-ямочной керамики: чередование рядов гребенчатого штампа с разделительными поясками по всему орнаментальному полю; а южнее - на кромке тайги и лесостепи одиновская культура: монотонное заполнение заполнение поля гребенчатым или гладким штампом с включением в композицию наклонных столбиков, ямки наносились на орнаментированную поверхность, деля поле на две-три широкие полосы.
Орнаментальная схема памятников Среднего Прииртышья очень бедна. Особенность памятников - в разреженном орнаменте, отсутствии усложненных разделительных поясков. Коэффициент сходства между памятниками равен 57,6 X. Керамика этих памятников близка Васюганской (коэффициент сходства - 43-48 %).
Отличительной особенностью декора сосудов васюганских памятников является гребенчатая сетка, которая сохраняется в этих местах и в эпоху поздней бронзы - на рубеже 11-1 тыс. до н.э. Гребенчато-ямочная группа этих памятников имеет большой коэффици-
ент сходства по значимым признакам в зоне тулова с памятниками Рыбный Сор I, Еска II (более 50%), Большой Ларьяк II (76,5 %), Большой Ларьяк III (56,7%) и Ямсыса XII (43,4%).
Довольно большие коэффициенты сходства между перечисленными памятниками свидетельствуют об определенных устойчивых связях на территории Обь-Иртышья. Контакты в эпоху ранней-развитой бронзы могли осуществляться по небольшим таежным речкам, притокам крупных рек - район междуречья Оби и Иртыша: лесное Прииртышье, Васю-ганье, Нелымские озера. В более позднее время такими путями стали более крупные артерии - прежде всего Обь: Среднее Приобье и Васю-ганье. Несмотря на сходство посуда васюганских поселений третьей четверти II тыс. до н.э. отличается от приобской (Большой Ларьяк 11,111) меньшей монотонностью, большим использованием разделительных поясков и количеством ямок.
Культурно-хронологическое расчленение гребенчато- ямочной керамики таежных районов облегчается анализом сопутствующих, уже хронологически определенных типологических групп: одиновской, на-кольчато- отступающей и другими.
В комплексах Васюганья наибольшая в количественном отношении выборка керамики относится к степановскому типу (Кирюшин Ю.Ф., Малолетко A.M.). Большая часть степановской и гребенчато-ямочной посуды покрыта псевдотекстильными отпечатками, следами выбивки твердым штампом.
Памятники Среднего Прииртышья и Демьянки демонстрируют почти такую же картину, но с иным удельным весом описанных групп, основная масса керамики орнаментирована в традиции гребенчато-ямочной схемы.
На керамике Среднего Приобья и Средней Конды (Ленино I, Катыш) довлеет гребенчато-ямочная схема с применением гребенчатого и, в меньшей части, гладкого штампов.
На поселениях Нижней Конды - низовьев Иртыша имеется гребенчато-ямочная керамика с гребенкой и гладким штампом, сосуды, орнаментированные отступающей гребенкой и палочкой, шагающей гребенкой. На керамике зафиксированы следы выбивки твердым штампом.
На основании различия в орнаментирах и манере орнаментирования, существование гребенчато-ямочной традиции может быть разделено на несколько этапов: 1 - монотонная композиция в технике печати и отступания; орнаментир - тонкая гребенка, наклонная, прямая постановка штампа (ранний металл-ранняя бронза). 2 - печат-но-гребенчато-ямочная схема, выполненная укрупненным гребенчатым штампом с прямой постановкой орудия (ранняя-развитая бронза). 3 -печатно-гребенчато-ямочная схема, в которой орнаментиром служит очень крупный гребенчатый, личиночный или гладкий штампы; преобладает наклонная позиция инструмента в работе (финал развитой бронзы - поздний бронзовый век).
Таким образом, собственно гребенчато-ямочная- традиция характерна для памятников Обь-Иртышского междуречья и Среднего Приобья. Керамические комплексы этой традиции имеют локальные (региональные) особенности. Материалы памятников Обь-Иртышья сходны между собой по набору различных орнаментальных групп. Посуда памятников Конды и Нижнего Прииртышья не представляет гребенчато-ямочную композицию с ее характерными признаками. Являясь контактной зоной. Нижнее Прииртышье испытывало влияние с запада (местная зауральская традиция), с востока (гребенчато-ямочная) и
с юга (наксльчато-отступающая), что в полной мере отразилось на памятниках Чилимского микрорайона. Наиболее близкие им в территориальном плане демьянские поселения также испытали западное влияние, в результате которого орнамент демьянской посуды при сохранении гребенчато-ямочной схемы имеет некоторый зауральский колорит. Наиболее ярко гребенчато-ямочная традиция развилась в сред-нетаежной зоне (Среднее Приобье, Васюганье, Демьянка).
В ЗАКЛЮЧЕНИИ подведении итоги исследования, поставлены нерешенные вопросы, определена дальнейшая стратегия изучения культурных традиций ранней-развитой бронзы Западеной Сибири.
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ
1. Опыт моделирования типа // Проблемы археологии Сибири и Дальнего Востока. - Иркутск, 1985. - С.40-42.
2. Технологическая характеристика керамики развитой бронзы южной полосы Западной Сибири // Историография и источники изучения исторического опыта освоения Сибири. - Новосибирск, 1988. -Вып. 1. - С.39-40.
3. Опыт экспериментального исследования зависимости форм сосудов от условий их формовки // Актуальные проблемы методики западносибирской археологии. - Новосибирск, 1989. - С.69-71.
4. Моделирование некоторых сторон гончарной традиции (на материалах таежных памятников развитой бронзы) // Экспериментальная археология. - Тобольск, 1991. - Вып. 1. - С.67-72.
5. Экспериментальное изучение формовки сосудов на подготов-
ленной поверхности //Вторые исторические чтения памяти М. П. Грязнова. - Омск, 1992. ~ Ч. 1. - С.94-96.
6. Костяные и деревянные орудия обработки поверхности (экспериментально-морфологический анализ) // Экспериментальная археология. - Тобольск, 1994. - Вып. 3. - С.25-29 (в соавторстве с И.Г.Глушковым).
7. Миграции в эпоху бронзы в междуречье Демьянки и Иртыша (по г материалам Нелымского микрорайона) // Палеодемографические и миграционные процессы в Западной Сибири в древности и средневековье. - Барнаул, 1994. - С.61-62.
8. Нелымский археологический микрорайон в бассейне р.Демьянки // Археологические микрорайоны Западной Сибири. - Омск, 1994. - С.5-7.
9. Обработка поверхности сосудов эпохи ранней бройзы на р.Чилимка (низовья р.Конды) // Археология и этнография Сибири и Дальнего Востока. - Барнаул, 1994. - С.38-40.
10. Реконструкция особенностей формовки посуды Лучкино 1 // Экспериментальная археология. - Тобольск, 1994. - Вып. 3-
С.30-41 (в соавторстве с 3.В.Степаненковой).
11. Традиционные способы передачи гончарной информации по белорусским материалам // Методика комплексных исследований культур и народов Западной Сибири. - Томск, 1995. - С.19-20.