автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Киевская Русь в русском историческом романе 30-х гг. XIX века

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Высоцкий, Андрей Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Днепропетровск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Киевская Русь в русском историческом романе 30-х гг. XIX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Киевская Русь в русском историческом романе 30-х гг. XIX века"

дашшжгровский госздарсгвенный университет им.зоо-жгия воссощрнения украины с россией

На правах рукописи

Высоцкий Андрей Анатольевич

КИЕВСКАЯ РУСЬ В РУССКОМ ИСТОРИЧЕСКОМ РОМАНЕ ЗО-х гг. XIX

/И.Н.Загоскин, А.$.Вельтман, 3.¿.Волконская/ 10.01.01 - Русская литература

Автореферат диссертации на соискание ученой степени . кандидата филологических наук

Днепропетровск - 1991

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы Харьковского государственного педагогического института та. Г.С.Сковороды.

Научный руководитель: доктор Филологических наук,

гтро'Тчзссор Л.Г.Зризман

Официальные оппоненты: доктор Филологических наук,

профессор М.М.Гиргг'ан кандидат <]эилологическик наук Филат Т.Е.

Ведущая организация - Одесский государственны® университет та. И.И.Мечникова. ■

Зашита состоится часов

на заседании специализированного совета К 053.24.09 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата .(типологических наук' при Днепропетровском-государственном университете им. 300-летия воссоединения Украины с Россией /320625,ГСП

г.Днепропетровск 10, прося. Гагарина,72.аудитория 804/.

в

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Днепропетровского государственного'университета-игл. 300-летия воссоедп-'нения Украины с Россией.

Автореферат разослск " _1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат ■'■'илолсг-ческих наук

дсг°нт

юлесниченко

Актуальность проблемы. Одной из ведущих тем русской исторической беллетристики 30-х годов XIX в. являлась тема Древне? Руси. Среди тех, кто обращался к ньй в своем творчестве, были М.Н.Загоскин, А.Ф.Вельтман и З.А.Волконская. Ори- о гинальность сочинений Загоскина и Вельтмана была отмечена сразу же после выхода их первых романов - "Юрий Милос лавскиГ*, или Русские в 1612 году" /1829/ и "Странник" /1831-1832/. Произведения обоих авторов привлекали внимание А.С.Пушкина, В.Г.Белинского, Н.А.Полевого, А.А.Бестужева, В.К.Кюхельбекера, Н.й.Гйедича, В.И.Даля, В.А.Жуковского, О.М.Сомова, Т.Аксакова, С.П.Шевырева, О.И.Сенковского, А.В.Никитенко, А.Добролюбова, Л.Н.Толстого, М.Достоевского и др. Что касается романов Загоскина и Вельтмана о Киевской Руси, то эни тлели похожую судьбу. В отзывах современников "Аскольдо-ва могила. Повесть времен Владимира Первого" /1833/ Загоскина 1 "Светославич, вражий питомец. Диво времен Красного Солнца Владимира" /1635/ Вельтмана сравнивались с их первыми сочи-*ениями как с лучшими. В гину Загоскину ставилось изобилие анахронизмов в изображении древнерусского колорита. Вельтмана г.с упрекали в чрезмерном увлечении фантастическими картинами.

Не без воздействия критики 30-40-х годоб в последующие десятилетия о Загоскино и Бельтмьне сложилось представление <ак об автора--; произведений консервативной направленности и лишенных какой-либо художественно-композиционной стройности. Толобнке' точки зрения присутствуют в отзывах Ап.Григорьева, 1.Срезневского, Л.МаГкова, С.Долгова, Л.Скабичевского, 1.Гербеля, И.И.Замотана, Б.В.СиповЬкого, А.Н.Пыпина, чЛинчука. В послереволюционный период к творчеству Загоскина ' Бзльтч^на обращались П.Н.Сэкулин, В.2.Переверзев, З.С.Ефи-.?ова, Ь.Я.Ьухп.тэб, Н.Плксзног., Е.Огхенбаум, Т.Робота, {.Л.Стеийнов, С.мЛзтров, Б.В.Виноградов и Однако обьек-гэм 1ни;-анил исследователе!", как правило, являлись первые хк.:аны рассматриваемых авторов, "^скольдова могила" и "Свето-:гэе:1ч, вражий питомец" оставались за рамками подробного ача-шса. Ситуация несколько изменилась после выхода в последние

десятилетия работ И.П.П'еблыкина, Д.М.Шарыпкина, ЬЯ.Лрийкы, й.М.Акутика, В.Э.Вацуро, Б.Й.Троицкого, В.И.Калу-'ина, А.Я.Богданова, Л.Б.Саламовой, Л.й.Крекниной, А.В.Черно-

ва, И.В.Черного, в которых отмечались некоторые особенности воссоздания исторического колорита в "Аскольдовой могиле", "Светославиче, вражьем питомце" и повести Вельтмана "Райна, королевна Болгарская" У1843/.

Литературное творчество Волконской, в отличие от роман-,ного наследия Загоскина и Вельтмана, по существу выпало из поля зрения литературоведов. В очерках и статьях Д.Я.Мордов-цева, Н.А.Белозерской, книге М.А.Гаррис, статьях исследователей советского периода С.Н.Дурылина, М.К.Азадовского, й.С.Змльберттейна, В.М.Згридкина, М.Ш.Файнттейна, В.В.Учено-вой, В.Б.Муравьева и др. внимание акцентируется на фактах прежде всего биографического плана, сочинения же Болконской освещаются бегло.

Несомненно, в работах указанных авторов накоплен значительный материал, освещены особенности поэтики, языка и стиля писателей. Тем не менее представляется правомерным вывод о недостаточной изученности проблемы, что дает основание определить цель диссертации как попытку охарактеризовать цроизведения Загоскина, Вельтмана и Волконской о Киевской Г^уси в историко-литературном и историографическом контекстах. Принималось во внимание, что на развитие литературного процесса заметное влияние оказали как "История государства Российского", так и вызванный сочинением Карамзина научный резонанс. Полемика вокруг его труда; появление работ, посвященных отдельным аспектам древнерусской истории; выход в свет ^Истории русского народа" Полевого; публикация новых источников, - все это в той или иной мере формировало,своеобразие авторской позиции в освещении событий прошлого. Помимо -этого, оригинальность художественного^ воплощения творческого замысла писателей была,обусловлена и специфичностью изображаемого периода. В соответствии с названной целью исследования выделяются следующие его задачи: выяснение причин, побудивших авторов обратиться к изображения данной темы; изучение концептуальных особенностей подхода к художественной реконструкции действительности и характера использования материала источников; выявление изобразительных традиций,

восходящих к литературе предшествующих периодов; определение жанрово-стилевого своеобразия произведений.

Научная новизна работы определяется недостаточной изу- 1 ченностью поставленной проблемы, которая имеет значение как для характеристики историко-литературного процесса России в 20-40-е года XIX века в цзлом, так и для оценки творческого метода каждого автора. Помимо этого, в работе использованы и воспроизведены как уже известные, так и не публиковавшиеся ранее документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве литературы и искусства /подготовительные материалы к произведениям Болконской, не публиковавшаяся рукопись Ж-й песни "Сказания об Ольге"/, Центральном государственном историческом архиве в Ленинграде./частично опубликованные до революции материалы "Дела" Святейшего синода, касающегося цензурной истории "Аскольдоеой могилы" Загоскина/, Отделах рукописей Государственной библиотеки им.В.И.Ленина и Государственной публичной библиотеки им.М.Е.Салтыкова-Щедрина в Ленинграде /черновики рассматриваемых произведений и статей Загоскина и Вельтмана/. Введение в научный оборот новых материалов помогает уяснить сущность литературных и общественно-политических взглядов Загоскина, Вельтмана я Волконской, рассмотреть специфичные особенности их исторических сочинений.

Материалом исследования квяявтся пять произведений: роман "Аскольдова могила. Повесть времен Владимира Первого" /1833/ Загоскина, роман "Светославич, вражий питомец. Диво времен Красного Солнца Владимира" /1835/ и повесть' "Райна, королевна Болгарская" /1843/ Вельтмана, повесть "Славянская картина пятого века" /1824/ и неоконченный роман "Сказание об Ольге" Волконской.

Методологической основой исследования послужил принцип историзма, в соответствии с которым закономерности развития любого явления рассматривается в связи с конкретно-исторической ситуацией; сочинения отечественных и зарубежных историков; работы русских й советских литературоведов.

Практическая ценность результатов рабо*р определяется целесообразностью их использования в процессе изучения курса

истории русской литературы 1-ой половины XIX века, в спецкурсах и спецсеминарах по русскому историческому роману, на уроках и факультативах в средней школе.

Апробация работы. Отдельные главы и диссертация в целом ,обсуждались на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Харьковского государственного педагогического института им. Г.С.Сковорода. Некоторые положения исследования излагались в выступлениях на ежегодных научных конференциях ХГПИ им.Г.С.Сковороды /1989-1990 гг./, на итоговых научных конференциях молодых ученых и преподавателей Харьковского пединститута /1983-1990 гг./ и Всесоюзной научной конференци "Проблемы художественного историзма", проводившейся Херсонским государственным педагогическим институтом им.Н.К.Крупской /1989/. По теме диссертации имеется восемь публикаций.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, двух приложений и библиографии. В первой главе анализируется "Аскольдова могила" Загоскина, во второй - "Светославич, вражий питомец" и "Райна, королевна Болгарская" Вельтмана, третья глава посвящена исторической прозе Волконской. В каждой из. глав рассматриваются зависимость спжетно-композиционной специфики произведения от принципа ие пользования источника; особенности авторского перехода от конкретного факта к его историко-философскому осмыслению; своеобразие художественного обобщения примет действительности, воплощения его в том или ином образе, роль в этом процессе. вымысла; идейно-тематическое содержание произведений.

Помимо этого, в первой главе внимание* акцентируется на освещении Загоскиным событий прошлого в нравственном аспекте В этой связи делается попытка определить различие концепций Загоскина и Полевого, отстаивавшего иные критерии характеристики явлений древности.

Глава, посвященная сочинениям Вельтмана, задумана как раскрывающая оригинальность его художественно-исторических построений с точки зрения "археологизма": представляет иэтз-рес степень обусловленности своеобразия поэтических особенностей и образной системы произведений научной эрудицией

втора.

Историческая проза Волконской, рассматриваемая в тре-ьей главе, обращает на себя внимание, з частности, зависи-эстью концептуальных особенностей художественных реконструкций от норманистской историографической традиции. Кроме того, ригинален психологический аспект образа княгини Ольги /"Ска-аниэ об Ольге"/. Волконская показывает Ольгу не только как г'друто правительниц, но и как женщину, испытывающею сложные противоречивые чувства к своему далекому от идеала супругу.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы диссертации, оп-эдеяяется ее актуальность и научная новизна, намечается гль исследования, дан обзор научной литературы по рассыатри-1емо'7 проблеме.

В первой главе - "Русь эпохи Владимира Святославича в плане М.И.Загоскина "Аскольдова могила. Повесть времен тцимира Первого" - акцентируется внимание на освещении За->скиным событий прошлого в нравственном аспекте. В этой сея-1 делается попытка определить характер соотнесенности кондиций Загоскина, Карамзина и Полевого, первые тома "Истории гсского народа" которого к выводу "Аскольдовой могилы" уже зидели свет.

Избрав предметом своего внимания эпоху Владимира Сеято-¡авича, Загоскин обрезается к событиям 980-993 годсз. Свеет ия об этом периоде романистом почерпнуты из сочинений »рамзина, Полевого и других источников. Однако для автора 1скольдогог могилы" конкретные реалии и события имели вто-»стэпенноо значение. Загоскину валко бь-"с знание общей пг-»ричэсяо? сотуации на Руси накануне и пгс-:е креш&ния.

Если Лслэвой призывал трактовать сс 'ь-ткд древности с 1зицлг предьов, то их оценка Загос:-:инкч во многом совпада-■ с карамзинско". Романист рассматривает эти события с точ-I зрения человека просвещенного века. Понятия "историческое" "нравственное" у Загоскина тс оно связаны между собой. По-■оку неудивительно, что решение конфликта между язычеством

и христианством представлено в этическом плане. Язычество и •христианство противопоставлены друг другу как два типа нравственности., Обращение к православной вере формирует, по мне-нвэ автора, нравственность высшего порядка, истинные идеалы и норы» поведения.

Исход борьбы двух М1фовоззренческих систем для автора ясен и изображен достаточно прямолинейно: язычество как Зло, как проявление телесного начала бессильно перед распространяющимся христианством-Добром, началом духовным. Интересно, что некоторые особенности воспроизведения телесного, "земного" начала вызвали нападки духовной цензуры. Довольно резкое, с точки зрения церковников, изображение Владимира-язычника послужило одной из причин возбуждения против романиста "Дела" Святейшего синода: в сочинении Загоскина, известного своей благонамеренностью, было усмотрено "смешение предметов священных с светскими". Автору пришлось переработать рукопись, и роман вышел в свет в измененном виде.

Становление новой веры на Руси показано Загоскиным отнюдь не как спокойный и безболезненны? процесс. Христиан, как и их противников-язычников /Веремида, Торопа, Стемида/, также настигает смерть. Однако именно через гибель Дулеба, Шеодора, Иоанна, Алексея и Надежды утверждается победа православия. В борьбе со Злом христиане даот новой варе бессмертие и несут в мир истинные идеалы.

■ Сложность и противоречивость исторической ситуации ароецзгруется на образ Всеслава. Этим образом Загоскин рассматривает проблему искупления греха. Чистота души юного язычника и сила любви возвращает его в лоно истинной веры. -Однако языческое начало, борющееся с переменным успехом с духовным, одерживает верх: Всеслав, чтобы не попасть в руки княжески?.! слугам, кончает жизнь самоубийством.

Конфликт между сторонниками Асксльднча и Боэиковича яв-

©

ляется, по существу, своеобразным проявлением упомянутого конфликта между идолопоклонниками и христианами. Две группировки персонажей вовлечены в спор о власти. Законность правления для язычника основана на династическом порядке, вое-

становить который под силу имеющему право на престол. Хрис- ■ типнин приникает власть как воля божьи, противиться которой нет смысла. Всякая попытка пойти наперекор этой золе оканчивается крахом, а то и смертью. Поэтому и гибнет в финале ро-■.мана Блуд - демонический бунтарь-одиночка, в образе которого переплелись разнородные качества. Противопоставляя собственные силы воле Оога, Блуд обрекает себя на гибель. Этот образ интересен и тем, что Загоскин, изображая Блуда в роли "злого советника", пытается мотивировать поступок летописного изменника необходимостью восстановления законной власти в Киеве -власти династии Асгсольда.

Отношение к власти является своеобразным мерилом такзе и в разграничении персонажей на русских и варягов. Они противопоставлены особенностями национального характера. Варяги представляются автору гордецами и задирами, признающими только киевского князя, нанявшего их. Они презирают русских, отличительная черта которых - смирение и покорность власти. Но в то же время северяне показаны пассивными исполнителями княжеской воли. Они уже не играат какой-либо значительной роли при Владимире, выполняя лишь второстепенные поручения.

Обращением к фольклору романист решает несколько задач: создание исторического колорита, передача национальных особенностей русского характера, реконструкция древнерусского языка. Фольклорные --элементы сочинения в своем большинстве представлены на лексико-фразеологичаскоы уровне. Особенно насыщена имя речь Торопки Голована, з образе которого воплотились представления Загоскина о человеке Киевской FYcvi. Цде одно направление в создании образа такого человека представлено княжеским стремянным Стемидом, чьи мысли и поступки показаны автором как типично языческие. Влияние традиций устного народного творчества сказалось и на сюжетно-композиционных особенностях романа. Загоскин не только вводит в текст пословицы и поговорки, но и описывает поверил русичей. Однако эти поверил тождественны повериям XIX века, что отразило мысль Загоскина о неизменности народного восприятия мара. В "Аскольдовой могиле" прослегиваятся мотивы "Слова о полку

Игореве", встречаются летописные цитаты и бытописательные подробности, заимствованные из сочинений Карамзина, Полевого и Г.Успенского.

Во второй главе - "Светославич, вражий питомец. Диво времен Красного Солнца Владимира" и "Райна, королевна Болгарская" А.Ф. Вельтмана - делается попытка определить своеобразие поэтических особенностей и образной системы произведений, обусловленное научной эрудицией автора.

В отличие от Загоскина, Вельтман создал историко-философский роман, в котором прослеживаются мифологические мотивы. Героем своего сочинения Вельтман делает кикимору-оборотня. В Светославиче соединены фольклорные черты и авторские находки в разработке темы двойничества, к которой он обращался в предыдущих романах.

Круг источников "Светославича, вражьего питомца" шире, чем у автора "Аскольдовой могилы". Сказалось различие в уровне осведомленности, историку было легче ориентироваться в обьеме информации. Исторические реалии и события в романе Вельтмана выступают в качестве фона описываемых происшествий. Однако его созданию предшествовала кропотливая работа с источниками, о чем свидетельствуют многочисленные авторские комментарии. Прежде всего Вельтман использовал летопись, пересказ которой можно встретить буквально на первых страницах "Светославича, вражьего питомца". Хронология описываемых событий выстроена автором в соответствии с летописной. Изображая языческую Русь, Вельтман показывает язычество как мировоззренческую систему предков, привлекая с этой; ^елью народные поверия. В этом отношении роман Вельтмана существенно отличается от "Аскольдовой могилы", автор.которой трактовал язычество как проявление плотского бытия.

Одной из характерных особенностей "Светославича, вражьего питомца" является присутствие на его страницах этимологических параллелей мифологического и-топонимического характера, объяснявших, по мнению автора, те или иньте момента древнейаей истории славяно-германского мира. Мистическая окраска сочинения связана с его центральным героем - двойником ннязя

Владимира СветослаЕИчем, олицетворением мирового Зла, существующим неразрывно с Добром. Столкновение язычества и христианства мыслится Вельтманом как противоборство Добра и Зла и в историческом и в личностном плане. Разрешение этого конфликта у Вельтмана.и Загоскина показано прямо противоположно. В "Аскольдовой могиле" оно слишком прямолинейно - в пользу христианства. В "Светославиче, вражьем питомце" Зло /олицетворенные силы язычества/ рассеивается в мире, не исчезает после крещения Руси.

В "Светославиче, вражьем питомце" нет загоскинекого противостояния славян и скандинавов как двух типов национальных характеров. В событиях романа,' разворачивающихся на .Руси, норманнам отведена та роль, которая в описываемый период отмечена летописями. Вельтман, в отличие от Загоскина, сосредоточивается на воссоздании различных сторон жизни скандинавов. Этому служит подробное описание святилищ, языческих обрядов, жилищ, одежд, оружия, основанное на переработке информации многообразных источников /"Старлей Эдды", саг, сочинений Снорри Стурлусона, Адама Бременского и др., трудов позднейших историков/.

Если в первых сочинениях Вельтмана на исторические теш ощущается стремление к оригинальности в разработке жанровых принципов, то "Райка, королевна Болгарская" является произведением, при создании которого автор опирался на эстетические достижения отечественной исторической романистики. Созданная в трудное для балканских славян время борьбы с османским игом, повесть изображает дружбу русских и болгар как явление, уходящее своими корнями в глубокую древность. Не оть'^зыейясь от домысла в изложении, исторических событий, Вельтман изображает Святослава Игоревича защитником Болгарии от войск Иоанна Цтшгсхия.

- Можно назвать две основные группы иеторкчасккг источников повести - летописи и сочинения,византийских хронистов. Исходя из художественных и композиционных соображений, Вельтман смещает временную последовательность событий, в не;;оторь;х.-случаях дополняет факты источников собственными реконструкциями и предположениями. Идея русско-болгарского братства сопло-

щека е такетной линии "Святослав - Райна". Именно любовь к дочзрп короля Петра прзБрадает Святослава в справедливого 1 покровителя болгар. 3 изображении ккязя Еельтман отходит от традиционных взглядов на Святослава как на завоевателя, которых придерживались Карамзин и Полевой. Несмотря на идеализация, Святослав Вельтмана запоминается тем, что при создании образа автор опирался на традиции памятников древнерусской литературы. Традиционный для романов Вельтмана фольклорный элемент присущ и "Райне": писатель веодит з текст сравнения, постоянные эпитеты, устойчивые словосочетания, стилизации и т.п. В целоы де стремление к архаизации языка, очевидное в других романах, в повести заметно ослаблено.

В третьей главе - "Историческая проза 3.А.Болконской" -рассматриваются повесть "Славянская картина пятого века" и роман "Сказание об Ольге".

Избрав предметом изображения в "Славянской картине" до-государственный период русской истории, Волконская трактует летописный антагонизм полян и древлян как противоборство варварства п культуры. Изображение событий прошлого испытало влияние просветительских идей. Приобщение дикаря к цивилизованному укладу жизни является', согласно Волконской, основой его нравственного роста. Авторские представления Еоплощены в судьбе вымышленных героев - иного полянина Ладовида и дикарки Милиада. "Историзм" сочинения достигается путем механического введения в тохст выдержек из "Истории государства Российского" Карамзина, подстрочными примечаниями из того же источника. Игнорируя хронологическую соотнесенность сообщений "Истории", Волконская создает псевдоисторические описани. быта славян, вызывая тем самым дгарекания критики.

"Сказаниз об Ольге" было задумано автором как повествование о жизни княгини Ольги. "Древнерусский" колорит в "Сказании" создается благодаря использования обширного историко-археологического, литературного и фольклорно-зтнографическо-го материала. Эта особенность сближает сочинение с романами ВельтКйна. Однако Волконская не идет по пути мифологизации реальности и ее философского осмысления. Отличает "Сказание"

t отсутствие любовной интриги. Оожет произведения Волконской , •есно связан с зафиксированными в источниках историческими «алиями, не имеет каких-либо приключенческих или фантасти-геских отклонений. Волконская использует "Историю" Карамзина, 'Нестора" А.Л.Шлецера, "Историю Шведского государства" ).Далина, обращается х сообщениям летописей и авторов прошлых inox. Для Волконской, как и для ее современников, хозяйственно-бытовые черты народного уклада на протяжения веков не претерпели значительных изменений. Полагая, что современные на-юдные обычаи не что иное, как остатки язычества, Волконская 1КТивно использует этнографический материал для реконструкции феших поверий и обрядов. Что касается быта и нравов сканди-!авов, то Волконская их изображает такими, какими они представший в трудах П.А.Малле, О.Далина. "В "Сказании" описываются юоруаение норманнов, их .фортификационные сооружения, семей-ше традиции, погребальные обряда и т.п.

Историческая концепция Волконской в значительной мере »пределена трудами Шлецера и М.П.Погодина. 852-941 годы рус-:кой истории являются для автора периодом норманнов, которые m славянских замлях выступает в роли деаиургоэ. Призвание Шарика, С:иеуса и Трузора воспринимаемся Волконской как по-. юротное событие, ознаменовавшее возникновение государственности на Fycu.

Б основе сюжета сочинения лежит конфликт между цркЕель-даыи и местным населением. Баряги у -Волконской нз является ¡осителями характерных этнических качеств а "частом" виде, 5ни постепенно ассимилируются в мейтной среде. Главную роль з этом цроцессе сыграл князь Олег, в образе которого- воплотилась авторская философия монархии. Князь выступает мудры« \ даяьнсвнднкм правителем, видящим залог могуэдстза державы з мирном сосуществовании призельцзв с аборлгейбми. Дродолхад узло Рюрика, Олег требует от соплеменников почтения ь uoon-шы традициям. Князь Игорь в сочинении Болконской предстает антиподом Олега - человеком, непригодным для государственных jeл. Экая о том, канув роль сыграло дружинное окружение 1горя в его смерти, Волконская показывает сына йорнкп как неспособного пресечь проявления недовольства среди воинов.

Идеализации Ольги объясняемся не только влиянием исто-риографическсго^стёрертипа, но и тем, что Болконская описывала жизнь своих предков /князья Белосельские - Белозерские и Волконские являлись потомками Йорика/. Мудрость и рассудительность - изначальные черты юной варяжки. После смерти Олега Ольга является регентам при муже. Она, в отличие от Игоря, поддерживает все начинания старого князя. Но для Волконской Ольга не только княгиня, она прежде всего женщина, которая переживает и страдает. Психологический аспект образа достаточно убедителен. Эта особенность выделяет Ольгу среди персонажей "Сказания". i-Сак женщина и княгиня, Ольга переживает драму: Игорь оказался далек от идеала правителя и мужа. Не исключено,, что в описании взаимоотношений Олега, Ольги и Игоря-,'содержатся автобиографические моменты.

Проблему реконструкции "древнерусского" языка Волконская решает традиционным для исторической прозы 30-х годов способом: путем вкрапления лексики и фразеологии фольклорных жанров /былин, обрядовых и лирических песен, причитаний/, литературных и исторических источников /летописей, "Слова о полку Игореве'', "Историй" Далина и Ыьлле и др./ в описания и речь персонажей. Автор "Сказания" не только вводит в текст готовке обороты, но и составляет их по существующим образцам.

В заключении подводятся итоги исследования. Отмечено, что Загоскин, Вельтмак и Волконская, обращаясь к теме Киевской Руси> стремились осмыслить опыт истории, выработать собственные £оркы художественно-исторического повествования. Оригинальность воплощения творческого замысла была обусловлена специфичностью изображаемого периода. Ьпоха противоборст-* ьа языческих и христианских идеалов определила решение основного конфликта "Ас к о ;::-,./• оз о Г- могиль:" ь этичэском плане. Сложность и сраткгоречигость исторической ситуации проецируе-гся на Бнутрс-гии," ;>-ир герое;. Отсюда - второстепенное значение реалий стображ^еюго пгриода, сведение к ^иыгмуму участия исторических лчц ь сг~:"гноГ интриге и шдвикиние на первы1/ план в;.'. •гс.лгнноге ге;;оя с реконструировакны;-.1 по современному ОбрЁЗЦу i.OMEMCKCOB 'ГОСТЕ и мыелеГ.

Совершенно иной подход к воссозданию языческой эпохи у ' .Вельтмана. Если для Загоскина язычество - прежде всего телесное начало, то в представлении Вельтмана - это мировоззренческая система, комплекс характерных представлений об окружающем мире. Для автора "Светославича, вражьего питомца" философия славянского язычества имеет сходные черты с философскими учениями древности, их объединяет общность происхождения. Однако основным источником аналогий с язычеством выступает славянский фольклор. Отсюда - причудливая смесь многочисленных фольклорных мотивов и фрагментов концепции зороастризма. Отмеченные особенности романа в переплетении с аллегорическими воплощениями философских положений "любомудров" создают восхищавший Белинского поэтический мир древности.

"Райна, королевна Болгарская" отличается от "Светославича, вражьего питомца" отсутствием фантастических элементов. Создание произведения, не лишенного агитационных мотивов, требовало отказа от разного рода условностей, которые присущи "Светославичу, вражьему питомцу". Повесть обладает типичными для вальтерскоттовского повествования признаками, ее идейная направленность обусловила рад фактических неточностей.

Тесная связь сюжета "Сказания об Ольге" Волконской с летописной хронологией определяется биографической установкой произведения. Осмысление в нем узловых моментов русской истории связано с художественным бытием реальных лиц. Этим объясняется внимание автора как к историческому, тан и к бытовому плану^ идущее от "Славянской картины пятого века". Эпоха первых Бориновичей представляется Волконсной эпохой норманнов. Однако проваряжские взгляды не мешают сочинительнице следовать логике исторического развития, изображая процесс ассимиляции скандинавского элемента в местной среде. Особенности протекания этого процесса определены Волконсной прежде всего воздействием воли правителя.

Несмотря на различие приемов воссоздания древнерусского колорита, в сочинениях Загоскина, Вельтмана и Волконской можно выделить ряд общих признаков: обращение к одним и тем же отечественным и скандинавским историко-литературным и

фольклорным источникам; изображение реальных лиц в соответствии с историографическими канонами; наличие в сочинениях двух основных конфликтов: между язычеством и христианством /внимание акцентируется на этическо-философском аспекте противостояния/ и славянами и скандинавами /столкновение происходит в этнокультурном плане/.

Эпоха Киевской Руси привлекала внимание романистов не только XIX века, но и наших дней. К этому периоду обращались В.Д.ИвбИ0Б, С.Д.Скляренко, А.Е.Лздинский, А.Г.Загорный,

B.Б.Муравьев, С.А.Пономарев, Ю.Й.Продан, В.В.Каргалов, Т.М.Бабицкая и др. Современному читателю, знакомому с произведениям: последних лет, многие построения романтиков могут показаться наивными. Однако все же стоит помнить, что отдельные тема и принципы исторического повествования, к которым обращаются современные авторы, разрабатывались уже в XIX веке.

Можно отметить в общих чертах некоторые точки соприкосновения сочинений романтиков и современных авторов - в концептуальном и художественно-изобразительном планах. Так, описание судьбы вымышленного главного героя, как и у Загоскина . я Вальтыана, сопряжено с приключенческой интригой в таких произведениях, как повести "Верша" Б.А.Комара /1969/, "Во времена Перуна" В.Б.Муравьева /1980/, "Родовичг" В.Е.Слипа-чука /1983/, "Гостг з грекIв" Ю.Д.Ячейкина /1986/, "Русич:" И.0Л)ршца /1989/, романы "Улоб Твердая И.В.Коваленко

/1978/, "Гроза над 1^усы>" /1986/ и "Стрелы Перуна" /1989/

C.Л.Пономарева.

В повестях "Сказание об Ольге" В.Ф.Пановой /1968/ и "Княгиня Ольга" Т.Ц.Бабицкой /1990/ образ княгини дан в соответствии с историографической традицией: суровая и мудрая уроженка псковской земли, энэрпрЧо сплачивающая отдельные земли в единую деркаву /то же можно сказать и об Ольге в повести "Каменная грудь" А.Г.Загорного /1957/, романах С.Д.Скляренко "Святослав" /1959/ и "Володимир" /1962/ и С.А.ПоноыареЕа, романе "Святослав" В.В.Каргалова /1982/, "Родовичах" В.Е.Слипачука/. Любопытно, что в повестях В.Ф.Пановой и Т.М.Бабицкой, как и в "Сказании" Волконской, достаточно внимания уделено психологическому портрету нняги-

ни. Что касается князя Игоря, то в его изображении ведущей, на наш взгляд, остается точка зрения, утверждаемая еще в со-1 чинении Болконской: Игорь далек от идеала правителя /повесть В.Б.Муравьева "Во времена Перуна", романы "Святослав" В.В.Наргалова, "Похорон богхв" Й.Й.Билвка /1986/, "Гроза над Русью" С.А.Пономарева/.

Если Загоскина интересовала в первую очередь морально-этическая сторона крещения Руси, то в современных произведениях акценты расставлены иначе. На первый план выдвигаются те самые "земные" причины, которые не принимал Загоскин: внутри- и внешнеполитические факторы. Но это не означает, что князь Владимир в современной трактовке представлен правителем "без страха и упрека", холодным рационалистом, без колебаний ставшим на путь коренной идеологической реформы. Осознав от- ' миракие старых законов и необходимость обращения к законам новым, Владимир, однако, не сразу решается на решительный шаг. Психологический план, "раздвоенность" этого образа роднит Владимира в романе Загоскина и Владимира С.Д.Скляренко. Трагической и переломной эпохе утверждения христианства посвящены произведения с характерными названиями: романы "Похорон богхв" И.И.Билыка, "Новое небо" В.А.Джедаулы /1989/, повесть "Гибель волхва" Г.Н.Осетрова /1987/.

Разумеется, было бы наивно определять только воздействием литературного опыта Загоскина, Вельтыана и Волконской своеобразие исторических повестей и романов, несущих иные концептуальные аяценты. При вцделении фактических и концептуальных параллелей в исторической прозе авторов XIX века и наших дней речь стоит вести не о реминисценциях из очинений Загоскина, Вельтмана .или Волконской. Скорее всего, необходимо иметь в виду обращение к одним и тем же документам, влияние историографических канонов и, что немаловажно, следование логике событий. Сходство же изобразительных традиций свидетельствует о преемственности художественных открытий прошлого века, не утративших эстетическое значение и сегодня.

Как уже говорилось, диссертация включает два приложения* "Приложение I" содержит материалы "Дела" Святейшего правительствующего синода по доношешго Московского комитета, для. _

цвг.зуры ДуХОЕНЫХ книг о рукописи романа Загоскина "Аскояьдо-ва могила. Повесть времен Владимира Первого". Архивные документы позволяют установить причины недовольства церковников, представить первоначальный вид романа. А это, в конечном счете, даьг возможность вкяснить отдельные аспекты исторической концепции романиста. •

В "Приложении 2" воспроизводится неопубликованная УШ-я песнь "Сказания об Ольге" Болконской. Рукопись существенно дополняет печатный текст, раздвигает хронологические рамки повествования. Б УШ-й песни сочинительница обращается к событиям, имевшим место в пзрвог половине 40-х годов X века: похода Игоря на Царьград, ситуации, сложившейся б Киеве во время отсутствия князя. Как и в предыдущих песнях, Волконская показывает но только "официальную" сторону кизни князя и княгини. ко и моделирует внутрисемейную обстановку. Предлагая свое решение проблемного вопроса русской истории /определение даты рождения Святослава Игоревича/, Волконская утверждает значение семьи в социально-историческом процессе.

Отдельные положения диссертации'отражены в следующих публикациях:

1. К характеристике древнерусской темь: в исторической беллетристике А.5.Вельтмана "Райна, королеьча Болгарская" //Проблемы художественного историзма. Тезисы Всесоюзной научно)" конференции. - Херсон, 1989. - С.44-45.

2. Скандикавська тема в ^оыант О.^.Еельтмана "Светосла-вич, вражий питомец. Диво времзн Красного Солнца Владимира" // Програма 2-х наукоьох конференцг'х ыолодих вчених та викла-дач1В за 1988-1939 р. - Харктв, 19Е*. - С.25-26.

3. "Не бажати йому слави грхх..." //Надднхпрянська правда. - 1590. -- I лилия. - 0,4.

4. "Цзриця муз 1 краен..." //Кадцнгпркнська правда. -1990. - 9 грудик. - С.4.

5. К характеристике древнорусскс" темы в исторической беллетристике А.5.Бельтмака /"Рагна, королевна Болгарская"/ // Проблема -гудожествениого историзма. Доклады БсесоозноГ научной конференции. - Херсон, 1990. - С.2о-32.

6. Русский исторический рокам XIX века. Методические рекомендации для студентов филологических факультетов пединститутов. - Харьков, 1990. - С.16-21 /в соавторстве/.

7. Роман З.О.Волконськох "Сказания про Ольгу" // Програ-ма 3-1 пауковох конференци ьолодих вчених та винладачхз за 1989-1990 рр. - Харк1в, 1991. - С.25.

Э. К проблеме изучения произведений И.И.Лажечникова з школе /роман "Басурман"/ // Еикористсннл спадаши повернутих г забутих Д1ЯЧ13 науки та культури в навчальноиу процзсх по-дагогхчного вузу та школи. Тези респубЛ1кансько1 м!а:зузхась-яо! науково-практичног кснференцп. - Розно, 1991. -

С.184-185

ДНШРОДЕТРОВСЮШ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.ЗОО-ЖГИЯ ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ

На правах рукописи

Высоцкий Андрей Анатольевич

КИЕВСКАЯ РУСЬ В РУССКОМ ИСТОРИЧЕСКОМ РОМАНЕ ЗО-х гг. XIX ВЕКА

/М.Н.Загоскин, А.Ш.Вельтман, 3.А.Волконская/ .

10.01.01 - веская литература

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Подписано в печать E5.X.IS9Í г. Формат 60 х 84/16 Бумага типографская. Печать офсетная Усл.печ.л.0,95. Уч.изд.л. 0,51. Тирах 100 экэ, «¿зйэз .v 813 Бесплатно.

Мерсон. Филатова, 24 Облупрстат.