автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.03
диссертация на тему: Кинематограф в борьбе за национальное освобождение Палестины
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Шадли Ахдар
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. КОРНИ ПАЛЕСТИНСКОГО КИНО, ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ
Первые шага.
Кинематограф борьбы и его основные направления. .-.
Герой палестинского кино
Краткая панорама документального кино
Палестины.
ГЛАВА П. СОШТИЯ В ЛИВАНЕ (1976-1982 гг.) И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ОШТ ПАЛЕСТИНСКОГО КИНО Гражданская война в Ливане и ее отражение в кино (197 5-1979 гг.)
Непокоренные"
Кинематограф против израильской агрессии
1979-1983 гг.).
ГЛАВА Ш. ПАЛЕСТИНСКАЯ ПРОБЛЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И АРАБСКОГО
ВОСТОКА (1978-1986 гг.).
Вклад советских кинодокументалистов в исследование палестинской проблемы. НО
Дилогия О.Арцеулова и В.Копалина.
Анатомия предательства.
Фильмы 0. Уралова.
Фильмы по палестинскому вопросу, сделанные в СССР кинематографистами Арабского Востока.
Фильмы палестинцев, сделанные в ССОР
ЗАШЛЕНИВ.
Введение диссертации1987 год, автореферат по искусствоведению, Шадли Ахдар
Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо! Тогда это будет настоящее революционное, действенное искусство".
В.Маяковский
Все на этой земле должны сознавать, что эта проблема (щх> блема Палестины - А.Ш.) касается и их, и необходимо широко распространять уже имеющиеся знания, так как в мире есть разница между тем, что можно сделать, и тем, что делается. Она вопиюща и нетерпима"^
Фредерйко Майор, Первый заместитель Генерального директора ШЕСКО
Когда пришло время думать о содержании диссертации, передо мной был довольно широкий круг тем, многие из которых давали соблазнительно безопасную возможность описать и исследовать ту или иную любопытную и неизученную сторону мировой кинематографии.
Однако, находясь длительное время в Советском Союзе, я остаюсь плоть от плотикровь от крови сыном своей родины, и мои творческие замыслы не уходят в сторону, далекую от жизни моего народа, от поистине глобальных проблем, которые призван разрешить в мире народ Палестины.
В щ>авственном аспекте Палестинская проблема на сегодняшний день одна из наиболее вопиющих из всех международных проблем. Стоит только вдуматься в такой поистине чудовищный факт: х) На Генеральной Ассамблее ЮНЕСКО, когда ООП приняли в члены ш этой международной организации в Париже. прошло уже почти сорок лет, как наш народ изгнан захватчиками оо своей земли.
На протяжении четырех десятилетий государство, считающее себя цивилизованным, с благословения Великой державы, провозгласившей себя единственным "оплотом мира и демократии^ вершит геноцид. Планомерный, расчетливый геноцид в отношении целого народа. Это государство - Израиль. Исповедуя на протяжении многих лет по сути фашистскую идеологию, оно пользуется самой широкой поддержкой Соединенных Штатов Америки. От того, как будет решена проблема Палестины, возможно, будет зависеть ход всей истории Ближнего Востока.
Продаитоя ли на нашей планете тирания и несправедливость, или же восторжествуют силы добра и разума, которые не допустят существования народа без земли, народа без Родины? Дудет ли узаконен диктат в умах людей или же люди полностью освободятся от него? - вот философский смысл Палестинской проблемы. Именно поэтому мы считаем нашу революцию чрезвычайно важной в общечеловеческом аспекте.
Французский философ Мишель фоко сказал, что "изгнание палестинского народа - это начало умирания историй человечества". Палестинская революция - это попытка маленького народа предотвратить "умирание истории*. Й потому основное направление нашего искусства должно найти себя в отражении глубокого гуманистического начала Палестинского движения Сопротивления, в раскрытии духовной силы и богатства нашего народа, как отдельного человека, так И всего движения в целом.
Поэтому я и решил взяться за изучение палестинского кино, которое существует несмотря ни на что. Эта тема особенно важна сегодня, когда подавляющее большинство людей во всем мире признает правоту нашего дела ишобходимо последнее усилие, последнее наступление.
Палестинское кино родилось и развивается не по решению ка-кого-либо правительства или могучей организации, оно было создано патриотами, сознающими свой долг.
За короткое время палестинское кино укрепило за собой звание боевого и остро-политического кино. Этими своими качествами оно завоевало шшрашошо в арабском мире и снискало глубокое уважение других народов.
Эти фильмы хранят для нас нащу историю, наши поражения и победа. Они - факты духовной жизни нашего народа. И каждая лента - реальный залог нашего будущего. Каждая короткометражка, выходящая под общим девизом "Мы существуем", служит весомым опровержением слов Голды Меир: "Они, палестинцы, никогда не существовали".
Именно кино противостоит попыткам сионистов отрезать наш народ от его истории, от его древнейшей культуры. В палестинском кино нет не политических картин - будь они документальные или игровые. Все они без исключения служат одной цели - борьбе за свободу, за возвращение на Родину.
Правительство Израиля и сионистские круги во всем мире жцут, когда сбудутся слова Даллеса о том, что "палестинская проблема скоро перестанет существовать сама собой. Умрут старики, изгнанные со своей земли, а их внуки, никогда не видевшие Родины, бесследно растворятся на чужбине". Поэтому очень важно, что палестинское кино сегодня делают молодые. Они стремятся сохранить память народа о Родине, укрепить веру в победу. Многие из них интуитивно пытаются следовать путем, который указывал Ленин, когда писал, что "искусство принадлежит народу, оно должно уходить своими глубочайшими, корнями в самую толщу масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединить чувство, мысль и волю этих масс, поднимать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их"х\
Киноискусство всегда являлось истинным критерием и выразителем важной сферы жизни народа, связанной с его мыслями,чувствами й творческими силами. По своей форме палестинское киноискусство представляет собой памятник идеалам гуманизма. Это неумирающее наследие, которое художник осталяет народу на вечные времена. По своему содержанию киноискусство - это школа жизни и маяк, освещающий народу путь к избавлению от мрака и отчаяния.
Художественное творчество в целом, и в частности киноискусство , открывает широкие возможности дня познания связи меж-ду прошлым и настоящим, настоящим и судящим.
В своем творчестве деятели различных видов палестинского искусства, известного своей самобытностью, правдиво показали не только своему народу, но и всем арабам, людям всей земли трагедию палестинского народа. № не хотим сказать, что палестинское киноискусство насквозь трагедийно, напротив, оно является в то же время оптимистическим, утверждающим добро и счастье для всех народов, зовет к миру и созиданию общества, в котором воцарятся счастье и благоденствие. Но в условиях, в которых существует боевое палестинское кино, оно неизбежно приняло форму искусства сопротивления И борьбы. В том смысле, что камера и кинопленка стали играть не менее важную роль, чем нах) Ленин В. И. "Самая важнее из всех искусств! м., из д.художественной лит. , 1979, с. 163. стоящее оружие. Кинематографист снимает страдания, жертвы и героизм борющегося народа, который взялся за оружие еще до первой мировой войны, в ходе борьбы цротив османского ига, а затем цродолжал бороться цротив английских я израильских оккупантов. G возникновением палестинского движения сопротивления в 1965 г. палестинское кино не только вступило в новый этап, но и совершило количественный и качественный скачок. Оно выдвинуло многих кинематографистов, которые посвятили весь свой талант, все творческие силы и даже жйзни народу и революции, сумели правдиво отразить жизнь палестинского народа в лагерях беженцев, на оккупированной родине И за ее пределами. Деятели киноискусства также возрождают палестинское художественное наследие: своими фильмами они пропагандируют национальную одежду, палестинскую вышивку, керамику, стекло, украшения, общественные и традиционные обычай. Все это укрепляет связи палестинцев с их художественным наследием, раскрывает перед нами роль искусства, рассказывающего о жйзни в ее различных цроявлениях.
Отсюда следует вывод, что палестинское киноискусство с момента становления отвергало буржуазную концепцию "искусство для искусства" и неизменно следовало принципу реализма, то есть оставалось искусством для жизни, для человека, во имя созидания и труда, борьбы и победа.
В своей диссертации автор хочет показать, что до сегодняшнего дня все обзоры, которые изредка появляются в разных странах, носят крайне эпизодический и фрагментарный характер. Несмотря на то, что некоторые из них представляют несомненный интерес, в целом они не в состоянии охватить историю развития палестинского кино, в полной мере понять его задачи, а следовательно, очертить круг поставленных проблем (не говоря уж о проблемах, непосредственно связанных с производством конкретных картин). Таким образом, настоящее исследование, по сути, первая попытка обобщить опыт палестинского кино щего историческую роль в судьбах палестинского народа.
Свои рассуждения автор пытается строить, исходя из конкретного исторического опыта, постоянно опираясь на конкретные факты и пользуясь при этом марксистско-ленинской методологией в осмыслении сложных процессов, происходящих в палестинском кино.
Автор диссертации ставит перед собой цель показать, что кино Палестины, а это важнейшее его отличие от других кинематографий мира, родилось не по официальному правительственному распоряжению или решению, а благодаря мужеству и упорству патриотов, которые, несмотря на многочисленные заявления со стороны руководства ЦДС (Палестинское движение сопротивления) о том,что "нет времени для кино", нашли время, силы и средства и создали палестинский кинематограф. Этот кинематограф постепенно превратился в значительную и авторитетную кинематографию в ряду кинематографий освободительных движений, существующих в мире, завоевал признание и авторитет.
Необходимо особо отметить, что уже много лет палестинский кинематограф самым тесным образом связан с ЦЦС. ЦДС - это материальная и .моральная основа его существования. Победы палестинского сопротивления, палестинской революции обусловливают достижения палестинского кино. Поражения революции сказываются и на положений палестинского кинематографа в целом. Примером может служить следующий факт: после войны в Ливане, в 1982 г., в результате серьезных разногласий в руководстве ООП, приведших к расколу и переводу штаб-квартиры ООП из Ливана в Тунис, палестинский кинематограф утратил прежнюю штивность, а большинство палестинских кинематографистов оказалась в затянувшемся периоде ожидания дальнейшего развития событий внутри ООП.
В связи с этим автор подчеркивает, что палестинский кинематограф является кинематографом борьбы. 0 самого первого дня своего существования он поэтапно отражает все периода борьбы палестинской революции, является внимательным исследователем всех сложных перипетий этой борьбы и жизни палестинского народа в изгнании.
Родившись как кинематограф борьбы,» ттаШт. твтшщпалестинский кинематограф постепенно вобрал в себя все стороны палестинской жизни и в настоящий момент является, по сути,крупнейшим "очагом культуры" палестинского народа, живущего в изгнании. Такое положение кинематографа в общественной жизни обусловлено прежде всего тем, что он является хранителем богатейшего культурного наследия народа, постоянно находящегося под угрозой исчезновения. Сложная и почетная миссия возложена на палестинских кинематографистов: не дать исчезнуть палестинской культуре, собрать воедино И отразить духовный опыт народа, находящегося на оккупированной захватчиками территории и в изгнании. Палестинское кино стало живой памятью о родине, особенно для тех, кто родился на чужбине. Оно призвано постоянно поддерживать в народе веру в победу, веру в справедливое будущее родины и народа.
Но не только в этом заключаются задачи палестинских кинематографистов. Эти задачи значительно шире. Одна из главных, может быть,самая главная, - показать всему миру ли^о палестинской революции, жизнь народа в изгнании. Эта задача чрезвычайной важности. Остается фактом, что о трагедии палестинского народа, о сути конфликтов, происходящих на зеше Палестины, широкие слои мировой общественности, по сути дела, узнали благодаря палестинскому кино, которое постепенно стало проникать на международные кинофестивали, симпозиумы. При этом кинематограф не просто информировал о положении палестинского народа и Революции, но и являлся страстным агитатором масс не только в арабском мире, но и в Европе, в Азии, в Америке - за отказ от несправедливых решений, за поддержку борьбы палестинского народа.
Таким образом, палестинский кинематограф служшг своеобразным инструментом, влияющим на состояние мирового общественного мнения. Обратив внимание на существование палестинской проблемы, он привлек в свои ряда прогрессивных кинематографистов различных стран. В результате развития этого цроцесса стало возможным сотрудничество палестинских кинематографистов с кинематографистами C0GP, ГДР, Чехословакии, Румынии, Югославии, ФРГ, Италии, Англии, Франции, Лавана, Ирака и других стран мира. Более того, палестинская проблема нашла свое отражение в самостоятельных исследованиях кинематографистов этих стран. В частности (и это представляется особенно важным), учитывая ту поддержку» которую оказывает Палестинскому движению сопротивления Советский Союз, и учитывая большой вклад в исследование палестинской проблемы, сделанный советскими кинематографистами, ав
6 OCHCRMI* тор третью главу своей диссертации щиШвя посвящает осмыслению их опыта. Такое исследование предпринимается впервые и имеет дая палестинцев особое значение, поскольку еще нигде и никогда столь подробно не рассматривался вклад зарубежной кинематографии в дело палестинской революции.
Важность подобных контактов трудно переоценить. Революция, ставшая достоянием гласности, благодаря международным связям обретает силу» что, конечно же, является мощным моральным стимулом в нашей справедливой борьбе.
Выйдя на мировую арену, палестинское кино, в свою очередь, оказало влияние на ряд кинематографий борющихся стран. Так, во многом под влиянием палестинского кино родился борющийся кинематограф Намибии, Сальвадора, Никарагуа. Благодаря ему теснее стали ряды борющихся кинематографией в еще большей степени происходит политизация кинематографа в арабских странах.
В определенной степени палестинское кино оказывает влияние й на формирование общественного мнения в Израиле. В частности, многие израильтяне впервые узнали правду о кровавых событиях 1982 года в Ливане из материалов хроники, снятых палестинскими кинооператорами. Таким образом, кино является политическим воспитателем масс не только в странах, симпатизирующих палестинской революции. Конечно, автор отдает себе отчет в том, что это влияние ни в коей мере нельзя преувеличивать, посколь-ку палестинское кино неУВсоетоянии конкурировать с западными средствами массовой информации, которые делают многое, чтобы исказить и опорочить цели палестинской революции. Но и преуменьшать значение палестинского кино тоже не стоит.
Наконец, нельзя отрицать, что палестинское кино, привлекая в свои ряды наиболее образованных, широко мыслящих деятелей интеллигенции, не только отражает революционную историю, но и становится катализатором политических идей внутри НДС, что несомненно является важным фактором борьбы.
Вот вкратце те основные положения диссертаций, которые автор выносит на защиту.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Кинематограф в борьбе за национальное освобождение Палестины"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе была сделана, по сути, первая попытка комплексного анализа палестинского кино, рассмотрения "крупным планом" особенностей его существования в конкретно-историчес-кой обстановке - от зарождения до середины 80-х годов. Особбе внимание уделено также фильмам, так или иначе связанным с палестинским вопросом, которые были сделаны кинематографистами Арабского Востока и Советского Союза.
Подводя итоги, не хочется в виде некоего экстракта повторять многие, на мой взгляд, достаточно подробно изложенные факты, возвращаться к уже приведенным оценкам тех или иных явлений, вновь называть конкретные фильмы, которые - в определенном историческом контексте и в русле марксистско-ленинской методологии - были подвергнуты анализу.
Подчеркну еще раз лишь самое главное. Создание национального кинематографа зависит от многих факторов, экономических и политических. Неординарность возникновения и развития палестинского кино определяется прежде всего тем, что нет и не было палестинского государства, не было прочной экономической базы, не говоря уж о министерствах, соответствующих декретах и т.д. Палестинский кинематограф родился не по государственной инициативе и не на земле какого-либо одного государства. Сй возник благодаря патриотизму и стараниям энтузиастов, постепенно встал "на ноги", окреп и вырос на территориях разных стран, зачастую нааысячй километров удаленных от родной земли Палестины. Он был •создан народом, который находится в изгнании.
Становление палестинского кино особенно впечатляет "в стыке" с имевшими место суждениями о том, что там, где материальный и образовательный уровень основной массы населения невысок, с кинематографом следует подождать. Подождать, пока будут решены основные социально-экономические цроблемы, и лишь затем взяться за создание национального кинематографа. На наш взгляд, это в корне неверно: ведь главная функция кино в развивающихся или только обретающих свободу странах - политическое воспитание масс. Кино должно стать оружием борьбы против империализма.
Именно по этовф- пути и пошло палестинское кино, которое возникло как кинематограф борьбы и по сей день существует прежде всего именно в этом качестве. Это отнюдь не публицистическое преувеличение: особенность палестинского кино состоит в том, что оно появилось вместе с движением сопротивления и в процессе своего развития стало таким же оружием оорьоы, как и традиционные средства. При этом, пожалуй, особенно мощным и эффективным.
Особенность палестинского кино еще и в том, что оно практически с момента рождения стало явлением интернациональным. Опираясь на глубоко национальные традиции, став, по сути, "очагом" культуры (и этому, "мирному", аспекту в диссертации уделено соответствующее место), кино Палестины обратилось к народам нашей планеты со своими надеждами, представив миру документы, которые не просто свидетельствуют, но словно призывают мировое сообщество не остаться равнодушным к судьбам малых народов перед фактом агрессии со стороны сионизма и американского империализма. Все это обусловило внимание прогрессивных кинематографистов в различных странах мира к палестинской проблеме. То, что не удалось сделать собственно палестинским фильмам, во многом восполнили кинематографисты-непалестинцы (особенно глуббк вклад документалистов Советского Союза). да, сделано немало. Однако нынешнее состояние палестинского кинематографа вызывает серьезные опасения, которыми я считаю своим прямым долгом поделиться и предложить перспективную программу, способную, на мой взгляд, найти выход из сложившейся ситуации.
X X X
Недавно в Тунисе Лигой арабских государств была подготовлена книга "Арабское кино - 84". В разделе, посвященном кино Палестины, видный арабский журналист А.Каоус пишет: "Без сомнения, палестинское кино - детище оорьоы. Однако, с другой стороны, война нанесла ему большой урон: палестинское кино оказалось разобщенным, разбросанным по разным странам. Совершенно необходимо объединение всех усилий на базе одной из арабских стран, возрождение фестивалей кино- и телепрограмм в Багдаде и В других арабских государствах. И надо постоянно помнить слова погибшего Джаухарийи: "Снятыми кинокадрами мы доказываем непрерывность революций". •.Если начало 70-х годов было свидетелем рождения палестинского кино, то начало 80-х годов свидетельствует о том, что это кино практически прекратило свое существование".
Общая картина состояния палестинского кино нарисована верно. Да, в тех исключительно неблагоприятных условиях, в которых живет народ Палестины, зона кино сократилась до минимума. После осады Бейрута прекратило свою деятельность Объединение палестинского кино. Развеялись мечты о централизованной палестинской кинематографии. Арабские кинематографисты, которые достаточно плодотворно сотрудничали с Объединением палестинского кино» рассредоточили свои усилия и в настоящий момент работают в различных странах мира: одни - на телевидении в странах Залива» другие - в Европе, в частности» в Советском Союзе. Кое-кто занял выжидательную позицию и уже несколько лет "молчит". Кинофестиваль, который проходил в Багдаде раз в два года и был, по сути» главным смотром палестинского кино, из-за военного конфликта между Ираном и Ираком прекратил свое существование. Кинофестиваль же 1984 года, прошедший в Кувейте, не "открыл" ничего нового: на нем демонстрировались уже известные ранее фильмы, например, "Возвращение в Хайфу" Касема Хаваля, "Родина за колючей проволокой" Кайса аз-Зубейди» "Благородная память" Мишеля Хелйфй, "Берлин - ловушка" Джибриля Ауада.
Не нужно думать, что палестинские кинематографисты не сознают личной ответственности за исторические судьбы своей родины, своего народа, своей революции, не видят тех изменений, которые происходят сейчас в арабском мире. Однако условия для работы далеко не способствуют решению насущных задач, возложенных на них Историей. Вот, что говорит один из наиболее известных режиссеров Касем Хаваль: "Сто миллионов или сто режиссеров? Щедрые расходы - сто миллионов долларов на один арабский фильм (уточним: как щ)авило, "чисто" развлекательный - А.Ш.) -могли бы дать возможность ста режиссерам поставить сотню нужных, связанных с жизнью картин.". Но возможно ли это при сложившейся в арабском мире политической ситуации? Ответ однозначен: нет, так как кинематограф арабских стран в настоящий момент делает ставку на приносящие максимальную прибыль коммерческие фильш. И, как следствие, немалое число лент так или иначе участвует в цроцесее интеллектуального и духовного разложения народных масс. Увы, некоторые арабские фильмы взяли на себя роль Голливуда» используя нефтяные богатства для производства дорогостоящих картин с крайне низким, а подчас и вовсе отсутствующим содержательным уровнем. Опасность такой тенденции состоит не только в "атаке" на зрительский вкус и растранжиривании общественных средств, но - прежде всего - в принципиальном отказа от искусства, которое необходимо направить на подлинное творчество, отражающее жизнь и чаяния народа. Многие талантливые арабские кинематографисты попали под колпак Голливуда и, связав себя с ним контрактами, ставят фильмы, недостойные их дарования, а главное, наносящие урон общему делу. Такие ленты подчас приносят колоссальные доходы их создателям, которые, однако, все оолее утрачивают гушнистические идеалы и нравственные позиции творческой интеллигенции.
В этом неблагоприятном контексте затянувшееся молчание боевого палестинского кино вызывает особую тревогу- Правда, после 1984 года оно вновь подало "голос": Кайс аз-Зубейди, о творчестве которого в диссертации уже говорилось, создал интересный полнометражный документальный фальм "Исповедь народа",где подробно и основательно рассказано об истории Палестины на протяжении двух веков. (Заметим в скобках, что эта лента получила один из главных призов на последнем фестивале в Карфагене).
В третьей главе диссертации говорилось о ряде фильмов, осуществленных палестинцами в Советском Союзе, а также об определенном вкладе кинематографистов Арабского Востока (йеменца Фаделя Мутлака, иракца Али Камеля).
Однако отдельных, подчас принципиальных работ явно недостаточно для осуществления непрерывности палестинского кино, которое в последние года в целом, как это ни печально констатировать, в значительно® степени утратило свои позиции.
Рассматривая возможности нового возрождения палестинского кино, считаю необходимым указать прежде всего на раскол сил в самом палестинском движении сопротивления и призвать сделать все возможное, чтобы скорейшим образом преодолеть имеющий место политический кризис в иод. Это поможет делу революции и возродит палестинское кино, ибо революция и кино Палестины « неразделимы.
Возрождение палестинского кино, как я твердо убежден, невозможно без утверждения проекта централизованной организации палестинского кино в соответствии с основами, заложенными координационным комитетом работников кино; без создания новой производственной базы и центрального киноархйва, где бы хранились все киноматериалы! без специального отдела, распределяющего фильмы в рамках центральной организации кинематографистов в ООП и осуществляющего показ палестинских фильмов в различных странах мира.
Прежде всего насущно необходимо создать новую производственную базу (в Тунисе это не удалось), которая могла бы консолидировать силы прогрессивных кинематографистов. Напомним, что наш база в Ливане была разгромлена,' киноархив частично захвачен, частично уничтожен; лишь некоторые фильмы находятся в руках кинематографистов, которые разбросаны по многим странам мира. Сегодня, на мой взгляд, отсутствует какая-либо возможность создания долговременной кинематографической базы и кино-архива в одной из арабских стран, к чему призывает А.Кабус. Это связано со многими факторами. Среди них, в первую очередь, необходимо выделить три: невозможность объединить кинематографистов в силу их принадлежности к разным политическим группировкам, которые по-разному оцениваются в разных арабских странах; отсутствие стабильности в отношений к 1ЩС в целом, наконец, постоянная угроза ново! агрессии и» как следствие, нового уничтожения предполагаемого кинематографаческого центра.
В целом это делает, на мой взгляд, нецелесообразными все попытки создания единого центра, или базы, на Ближнем Востоке. Где же выход? Выход, как мне кажется, может быть найден в том случае, если одна из стран социалистического содружества предоставит свою территорию для создания такого центра. Это моя точка зрения, которую нужно аргументированно защищать. Территориальная отдаленность от региона, разумеется, снижает оперативность, но не имеет принципиального значения, поскольку создание подобной базы в европейской стране отнюдь не предполагает постоянное пребывание там кинематографистов. База необходима для обработки отснятого материала, монтажа, озвучания, печати копий,наконец, хранения позитива и негатива. Полем же практической деятельности остается Ближний Восток. Когда речь идет об отдаленности и о стабильности, я делаю выбор в пользу стабильности.
Базовыми" странами, на мой взгляд, могли бы быть три государства: СССР, ГДР, Югославия. Возможно, мой план встретит возражения у палестинских коллег. Одно из них, я это предвижу, будет носить идеологический характер: мол, тогда наша фильмы в Арабском мире и в других регионах будут считать "коммунистической пропагандой?'! Я думаю, что подобные возражения надо без колебаний отбросить. Наш кинематограф носит революционный, об-щегуманистический характер. Он направлен против агрессии, геноцида, сионизма и международного империализма. За мир без войн, оез насилия, за мир без ядерного оружия. За справедливое устройство жйзни на земле для больших и малых народов. За гуманизм в отношениях между народами. Это идейно-политическая платформа не только коммунистических стран» но и всех стран"третьего ми-pal И мы без каких-либо колебаний должны отбросить все возмож
И ' ные обвинения в наш адрес. Империализм» поелушая ему пропаганда, разумеется, будут трубить о "коммунистических происках". Но мы не должны щт на уступки и потакать нашим противникам. Напротив, наш кинематограф благодаря возросшим контактам обретет не только больше значение во всем мире, но й более высокий профессиональный уровень.
Следует также отметить, что в палестинском кино существует огромная нехватка творческих, прежде всего сценарных, кадров. Практически большинство картин снимается без сценария, а если таковой и присутствует, то, как правило, он сделан недостаточно профессиональными авторами. Именно поэтому в наших картинах так много драматургических просчетов, неточностей. Считаю необходимым обратиться с просьбой к советским и немецким коллегам о содействии в организации сценарной мастерской, где могли бы ббучаться палестинские кинематографисты. Все это станет реальностью в случае создания единого палестинского киноцентра.
Рамки диссертации, к сожалению, не позволяют подробно рассмотреть все проблемы палестинского кино, но наиболее существенные, как мне кажется, были затронуты.
Эта работа была необходима не только мне, но, хочется надеяться, и моим коллегам, палестинским кинематографистам, которые на сегодняшний день находятся в трудном положении, переживают тревожные дни разобщения й бездействия.
Мало знать историю. Необходимо уметь извлекать из нее уроки. История же нашего кино учит ~ революция, оорьба, достижение целей^ возможны только в единстве. Наше кино неразрывно связано с нашей резолюцией. Единение кинематографистов невозможно оез объединения революционных сил. Необходимо преодолеть все крупные и частные разногласия для достижения единой цели -победа революции. Этого ждет от нас наш народ. Этому нас учит история других стран. История великого Советского Союза. Народ не простит нам наших разногласий, если время для объединения будет упущено. Объединившись, мы должны подать пример другим, тем, от кого в большей степени зависят исторические судьбы нашей Родины. Слишком велика ответственность, слишком велик ра-зонанс з мире, который породило наше, уверен, временное разобщение. Мы теряем друзей, теряем надежды на скорое обретение родины. Слишком велика цена наших разногласий. Их необходимо преодолеть в максимально короткие сроки. И я твердо знаю, что палестинское кино вновь будет связано с борьбой палестинского народа. С его судьбой. Главная политическая тенденция нашего кино на ближайшее время должна определяться следующим лозунгом "Мы существуем, и мы победим!".
Список научной литературыШадли Ахдар, диссертация по теме "Кино-, теле- и другие экранные искусства"
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. Маркс К., Энгельс Ф. Со искусстве. Соч. в 2-х томах, изд. 3-е. М., "Искусство", 1976, с. 7-19.
3. Ленин Б.И. полн. coop, соч., т.7.
4. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 19.
5. Ленин В.И. иолн. собр. соч., т.24.
6. Ленин В.И. Полн. coop, соч., т.38.
7. Ленин В.И. О литературе и искусстве, ни, изд. худ. лит., 1979, с. 827.2. Книги а) на русском языке
8. Баскаков 3. Б ритме времени. М., "Искусство", 1983, с. 336.22. ьердникобА., Сердюк К. Современное искусство арабского народа Палестины, предисловие М. Аш-Шаера. м., "Искусство*», 1982, с. ь.
9. Дудяк Л. кино стран Азии и Африки. М., изд. "Знание", 1983, с. 103.
10. Щ>а В. Сионизм против социализма и национально-освободительного движения. Киев, Радяньска школа, 1984, с. 57.
11. Дзига Вертов в воспоминаниях современников. М., "Искусство", 1976, с. 122.
12. Герасимов С. Воспитание кинорежиссера. М., "Искусство", 1978, с. 431.
13. Дмитриев В. Палестинская трагедия (Советский Союз и Палестинская проблема). М.» "Мезкдународдаое отношение", 1986, с. 137.
14. Ждан В. Эстетика фильма. М., "Искусство", 1982, с. 376.
15. Капралов Г. Человек и миф. М., "Искусство", 1984.
16. Караганов А. В спорах о кинематографе. М., "Искусство",1977, о. 288.
17. II. Кармен Р. Искусство кинорепортажа. М., ВГИК, 1974, с. 8.
18. Катунин А. Начало биографии. Заметки о палестинской кинодокументалистике. Сб. "Документальный экран в борьбе за мир". М., "Искусство", 1984, с. 214-216.
19. Киселев В. Палестинская проблема и ближневосточный кризис. Киев, изд. полит, лит. Украины, 1981, с. 32.
20. Листов В. Ленин и кинематограф. М., "Искусство", 1986, с. 90.
21. Мартыненко Ю. Проблемы теории документального фильма. М., ВГИК, 1976, с. 10.
22. Соболев Р., Тенейшвили 0. Кинематография развивающихся стран Азии и Африки. М., изд. "Наука", 1986, с. IS.
23. Эйзенштейн С. Соч. в 6 томах. М., "Искусство", 1968, с. 93.
24. Юткевич С. Модели политического кино. М., "Искусство",1978, с. 256.б) на арабском языке
25. МаданатаАБахтан Ан синима. Дар-эль-кудс. Бейрут, 1975, с. I3I-I35.
26. Саду ль S. КИно в Арабских странах. Бейрут, Арабский Координационный центр кино и телевидения, 1966.
27. Фарад С. Об арабском кино. Бейрут, Ат-Талиа, 1980, е.44.
28. Фарид С. Мадхал ила синима Эсухюния (очерки о сионистскомкино). Багдад, 1981, с. 9.
29. Хаваль К. Эсинима эль-филастиния. Бейрут, Дар-эль-хадеф, 1981, с. 34.
30. Юсеф Ю. Кадият филастин фи эсинима эль-Арабй#. Бейрут, Эль41уасаса зль-Арабйя Лидирасат, 1979, с. 39.
31. Филастин фи эсинима. Сборник. Бейрут, 1980, с. 33-34.в) на французском языке
32. Cluny С. Dictrionnaire des Nouveaux Cinemas Arabes. Bib-liotheque Arabe-Sindbad. Paris, 1978. - 73.
33. Guy H., Kbemais Kh. Ouvrage Coll.ectif. La Palestine et le Cinema. Paris, 1979. - P. 132 - 133.
34. Khader В., Khader N . Le peuple Palestinien ses potentiality humaines fcconomiques et scientificues. Centre de Rechercbes sur le Monde Arabe Contemporain. Bruxelles, Avreil 1980. 27 p.
35. Lariaga &. 30 Ans de Reportage a la television. Ed. Plon, Paris, 1982. 50 p.
36. Статьи и исследования а) на русском языке
37. Аш-Шаер F. Разгром фашизма и национально-освободительнаяборьба. М., "Новое время", 1985, $ 4
38. Аш-Шаер Р. Национальное согласие веление времени. М., Бюллетень Палестинского землячества в СССР, 1986, 1 3.33. ьудяк Л. Кинематограф развивающихся стран. М., 1981.
39. Бюллетень комиссии по международным связям Союза кинематографистов ССОР. М., 1976, март, & 81.
40. Вайсфельд И. Чем интересен Ташкентский экранГ "Искусство кино", 1984, Л II.
41. Евсеев Е. палестинцы непокоренный народ. М., изд. "правда", 1984.
42. Камшалов А., Нестеров В. Экран в бор вое. М., "Искусство", 1981.
43. Липков А. Из фестивального блокнота. Ташкент, изд. лит. и искусства им.Гафура Гуляма, 1984.
44. Модржинская Е., Лапский В. Яд сионизма. М., "Педагогика", 1983.
45. Медведко Л. Этот ближний бурлящий Восток. "Политиздат", М., 1985.
46. II. примаков Е. Ближний Восток. Где выход из тупика? М., газ. "Известия", октябрь 1985.
47. Хаджаев С. прогрессивные тенденций в киноискусстве стран Азии и Африки ьи-70-х гг. Ташкент, изд. "Фан", 1982.
48. Шадли А. У1 Международный кинофестиваль в Ташкенте, "Искусство кино", М., 1984, $ II.
49. Шахов А. Кинематограф Палестины против империализма и сионизма (борьба идей на мировом экране). М., "анание", 1986.
50. Шахов А. Палестина: кинематограф, рожденный в борьбе. М., "Молодая гвардия", 1984, Л 7.
51. Киноискусство Азии и Африки. Сборник, изд. "Наука", м., 1984.б) на арабском языке
52. Палестина в кино. Сборник, Бейрут-Париж, 1984.
53. Юсеф Ю. Палестинская проблема в арабском кино. Бейрут, 1984.
54. Хурани X. Кино и Палестинская проблема, Шу-ун Фалести-ни я» Бейрут, 1972.
55. Журнал арабских документалистов. Багдад, март, 1980.
56. Кино и борьба народов на кинофестивале в Лейпциге. Багдад, 1975.
57. Национальный совет Палестины 16-й сессии. Политический доклад ООП. Алжир, 1983, февраль.
58. Фарид С. Политическое кинойкамаат Эсинема эл-жидада. Каир, 1979, 16.
59. Роль кино в Палестинской проблеме. Министерство культуры Египта, Каир, 1973.
60. Неделя палестинских фильмов. Газета "йио-клуб Кувейт,
61. Роль кино в палестинской проблеме. Министерство информации и культуры Египта. Каир, 1973.
62. Бархан АлаЙя. "Ла Якфи ан Якуна Аллаха, маа эль-фука-ра". Эль Хадаф. 16 февраля 1980.
63. Мунафа А. Заметки о сионистском кино. "Муасасат эсинима эль-Филастиния", Бейрут, 1979, Л 6.
64. Ганам А. Палестинское кино. Эль-Уатан. Кувейт, 2.10. 1984.at'LOUyhQ
65. Пришло время победы, палестинцы. Фаластин Атаура, № 567. Никосия, 1985.
66. Ахдар Шадяи. Заметки о палестинском кино. Ал-Алам. Второй год I 56. Лондон, 1985.
67. Саут эль-Билад. Палестинское кино в года войны. Первый год. Никосия, 2.6. 1984.
68. Эль-Уфук. Палестинские надежда в Лейпциге I 39. Четвертей год. Никосия, 1985.
69. Гаооан Абу-Ганима. Другое кино нужно. Эль-Уфук. В 47. Пятый год. Никосия, 1985.
70. Саут Фаластин. Фильм"Возвращение в Хайфу. № 175. Август 4 SSti Дамаск.
71. Ибрагим эяь-1арада, Махер Кеду, Саут Фаластин. Второй Международный кинофестиваль в Дамаске. Л 177. Октябрь 1982. Дамаск.337.^1та^ик^ Новое арабское кино. Спец. выпуск 1972. Сентябрь, I 7-8. Бейрут.
72. Щуун филастиния I 10, июнь 1972, с. 19-20. Бейрут. Конференция под руководством Хани Хурани. Эсинима уаль-кадия эль-филаотиния.
73. Ассора. Объединение Информации. ООП. В 2, $ 3, с. 46, с. 9 1979. Бейрут.
74. Фаузи Оулиман. Арабы в Лейпциге. Союз Арабских документалистов. Багдад, 1975.
75. Абу Али М. Информация о кино Палестины (спецвыпуск). Союз арабских документалистов, Бейрут, 1980.в) на французском языке
76. Latreiile G. Les promesses du Cinema Palestinlen. -Proletariat, 1979. N 13. Bruxelles.
77. Bulletin d'Information de L'OLP. Le Cinema revolution aire Palestinian, N 9. - Be.vrout.
78. Le Cinema Palestinian entre 1'encouragement et la Competence. Cinema Arabe. H 3 . Paris»
79. Narboni J. iintretien avec Mustapba Abou Ali et Han da Cbabal. Cahiers du cinema. N 271- - Paris.
80. La Palestine au Cinema. Algeria Actualite. Mai,1971.-Alger.
81. Autas M. Le Moyen Orient a Roy&a, Afrique-Asie. -N 81. - Paris.3. 4-8.=Guy:H. » Palestine ainicra. Jeune-Afriaue. 1970. -N 526. Paris.349. le Per on S. A propos du Cinema Palestinien Cahiers da Cinema. N 256. Paris.
82. Ach-Chaaib. Le Cinema Palestinien, la Camera dans unc main, le fusil dans 1*Autre. Alger, 18/12, N , 1973.-Decembre. Alger.
83. Jacob M. Landau. Etudes sur le theatre et le Cinema Ara-bes. Special Cinema Palestinien. - 1973.-N 9.-Baghdad.352. louri Elisarov. Asie et Afrique Aujourd1hui. Wov/Dec.-1984. - N 6.-Moscou. Le Festival de Tachken t c'est Unique.
84. Essais sur la Palestine. N 4 fevrier 1970, Beirout, Payez Sa/egh. Les Juifs ont-ils un "Droit Divin" Sur la Palestine? Centre de rechercnes de L'OLP.
85. Special cinema Palestinien; in Al-Masrah' wa-s Cinema. Baghdad. 1973. - N 9.
86. Le cin'ema Revolutionnaire et le cinema Palestinien. Par. A.Ghanima et Mustapha Abou-Ali. al-Muh'arrer. Beirout.-1973. 23/9/.г/ на английском языке
87. Ash-Shaer R. The Urgent problems of Middle East. International Affairs. - 1985. - N 8. - Moscow.
88. Opposition Affairs. The Democracy in Arab-World. 1985.-N 48. Nicosia.
89. Opposition Affairs. Democratic-Palestine. 29 September •1984. (Special). Nicosia.
90. Catalogue New-World. 1983. Copenhagen.
91. Another two Martyrs of the Palestinian Militant Cin'ema.-Palistinian Cinema Institution. Special Bull. - 1978.-W 3. - Beirut.
92. All Union Research Institute of cinema of the USSR State Committee for Cinema. (USSR film-makers Association -film makers association of Uzbekistan).