автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Китайские этнорелигиозные сообщества в США

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Кухаренко, Николай Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Благовещенск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Китайские этнорелигиозные сообщества в США'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кухаренко, Николай Владимирович

Содержание

Глава

I. Китайская иммифация в США и начальный этап распространения китайских религий L1. Китайская иммиграция с 1849 по 1949 гг

1.2. Период с 1949 г. до настоящего времени

1.3. Этап инфильтрации и укоренения китайских религий в США (XIX первая пол. XX в.)

Глава

II. Религиозные традиции китайских этнических сообществ П. 1. Институциализированные формы китайского буддизма в США

II.2. Даосизм и религиозный синкретизм в среде этнических китайцев. П.З. Новые синкретические культы (цигун Янь Синя, Фалуньгун и Чжун Гун)

Глава

III. Китайские религиозные традиции за пределами китайских сообществ

III. 1. Буддизм как «идеальная религия» Востока в США

III.2. Проблема классификаций форм американского буддизма Ш.З. Проблема взаимодействия западного буддизма и азиатского буддизма

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Кухаренко, Николай Владимирович

Актуальность темы.

Иммиграция представляет собой уникальный феномен, позволяющий проследить механизм развития этнических верований в новой этнокультурной среде и выявить закономерности в сохранении их идентичности или возникновении различий по сравнению с «родительскими» традициями.

В свете современных процессов этнорелигиозного взаимодействия тема исследования представляет научно-практический интерес и является весьма актуальной. В США, стране сформировавшейся в основном благодаря миграции, сложилась определенная модель этнорелигиозного взаимодействия, в структуре которой китайские сообщества с присущими им верованиями, обычаями и культурными традициями играли и продолжают играть заметную роль. Азиатские религии, и китайские в частности, широко представлены в американском обществе. Исследование положительных и отрицательных сторон опыта взаимодействия американского общества с китайскими этнорелигиозными общинами - малоизученная в России, но очень содержательная в научном и практическом плане тема.

Её исследование будет способствовать более глубокому и системному пониманию этнорелигиозной ситуации не только в США, но и в России, в особенности — этнорелигиозной ситуации, складывающейся на русском Дальнем Востоке - территории, находящейся в зоне китайских миграций.

Степень научной разработанности проблемы. Для российского религиоведения тема диссертации является достаточно малоизученной. С одной стороны, российская гуманитарная наука на протяжении почти двухсот лет систематически и глубоко исследовала китайские религии (A.JL Леонтьев, И.К. Россохин, О.И. Бичурин, П.И. Каменский, З.Ф. Леонтьевский, В.М. Алексеев, О.О. Розенберг, В.П. Васильев, И.Г. Баранов, А.И.Кобзев, Е.А. Торчинов, К.М. Тертицкий, Е.В. Завадская, В.В. Малявин, М. Е. Ермаков, М.В. Крюков, С.В. Филонов и др.). Однако с другой стороны, процесс распространения китайских религий в иноэтнической среде, особенно в Америке, оставался малоисследованной темой. Тем не менее, в российской науке существуют работы, освещающие в той или иной мере проблему китайских миграций и распространения китайского религиозного влияния. Эти работы можно условно разделить на три направления.

Первое - историческое направление. К нему, безусловно, относятся работы М.М. Иванова, чья последняя книга' представляет собой крупное комплексное исследование правовых основ, процедур приобретения и условий сохранения статуса постоянного жителя США. Рассмотрены правовые основы иммиграционной политики США; задачи и источники иммиграционного права США, и его основные разделы. Также стоит упомянуть посвященные проблемам миграции и иммиграционной политике США труды B.JI. Иноземцева, А.С. Кустарева, Б. В. Межуева. Авторы рассматривают современную американскую дилемму - свобода иммиграции и национальная безопасность. Особый интерес для сравнительного анализа миграционных процессов в США и России представляют работы А.Г. Вишневского, в которых он исследует проблемы миграции отдельных этнических групп на постсоветском пространстве и за его пределами, формирование еврейских, армянских, немецких диаспор.

Второе направление включает в себя работы этносоциологической и этнопсихологической тематики. Этническая социология как самостоятельное научное направление стала развиваться с конца 60-х годов, хотя для российской социально-исторической науки интерес к развитию народов глубоко традиционен, начиная с трудов С.М. Соловьева, эволюционистские взгляды которого были представлены в «Истории России с древнейших времен». Этносоциология обратилась к исследованию изменений, происходивших в жизни народов, в межэтнических отношениях, поскольку Советский Союз был полиэтническим государством, поэтому серьезные

1 Иванов М. М., Уайт К. США: правовое регулирование иммиграционного процесса. - М.: Международные отношения, 1998. исследования социальных изменений в стране становились невозможными без учета этнического многообразия. Труды отечественных ученых Ю.В. Бромлея, Ю.В. Арутюняна, JI.M. Дробижевой, С.В. Рыжовой, B.C. Агеева, Н.М. Лебедевой посвящены вопросам миграции, проблемам межэтнических отношений, этнического самосознания диаспор, соотношению современной и традиционной культуры в социальных группах. Ими были не только тщательно разработаны понятийный аппарат и теоретические подходы к решению проблем, характерных для данного направления, но и проведен ряд важных практических исследований. Многие проблемы, которые сопутствуют существованию и функционированию этноса и нации являются предметом не только этносоциологии, но и многих других дисциплин, в частности и психологии. Следует выделить работы Т.Г. Стефаненко (см. в частности: Этнопсихология, М., 2003), в которых автор предприняла попытку интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках - от психологии до культурантропологии, и детально проанализировала социально-психологические аспекты этнической идентичности, межэтнических отношений, адаптации в инокультурной среде.

Третье, религиоведческое направление, в свою очередь, ориентировано на несколько исследовательских аспектов: а) Миграционные процессы и китайские религии на российском Дальнем Востоке. Здесь будет уместным упомянуть работы А.Ю. Назарова и В.К. Арсеньева, которые занимались исследованием культуры маньчжур, дауров и китайцев в Амурской области, Хабаровском крае и Приморье. Уникальными для своего времени (вторая половина XIX в.) были исследования тунгусских религиозных верований, проведенные С.М. Широкогоровым. Спустя век другой отечественный исследователь А.Р. Артемьев провел большую работу по изучению памятников буддийской культуры в низовьях Амура. В настоящее время изучением проблем этнического самосознания русских и китайцев на Дальнем Востоке занимается группа исследователей из Амурского государственного университета, состоящая из А.П. Забияко, Р.А.

Кобызова и С.В. Аниховского. Их исследования направлены на изучение этноконфессионального взаимодействия на Дальнем Востоке, степени открытости русской культуры влиянию китайских религий, а также этнорелигиозных моделей поведения китайской диаспоры. б) Новые религиозные движения в странах Запада. За рубежом с таким явлением в середине XX в. столкнулись США, затем страны Западной Европы, а сейчас и Россия. Новые религиозные движения могли зарождаться внутри страны, но часто они были импортированы из-за рубежа, как, например, возникшие в Китае Фалуньгун или Цигун Ян Синя. Серьезные исследования деятельности новых религиозных движений в России и за рубежом проведены Е.Г. Балагушкиным, И.Я. Кантеровым, JT.H. Митрохиным, Е.В. Завадской, А.А. Ткачевой, Б.З. Фаликовым и др.

В западной, в частности в американской, науке проблема становления китайской диаспоры в США, распространения китайской культуры и религиозных верований среди титульного большинства американцев получила гораздо более широкое освещение. Однако до середины XX в. американские исследователи, практически не затрагивали в своих работах роль китайских иммигрантов и их культуры в США. В исторических работах китайские иммигранты не подпадали под определение пионеры, хотя также как и выходцы из Европы осваивали новые земли, строили города, инфраструктуру, развивали сельское хозяйство. Одной из первых работ, посвященных данной проблематике, стала книга Р. Ли «Китайцы в Соединенных Штатах» , изданная в 1960 г. Известный американский историк Р. Такаки предпринял в своих работах глубокое и всестороннее исследование истории азиатских иммигрантов в США: от эры «золотой лихорадки» до наших дней. Нельзя не упомянуть работы П. Квонга и Д. Мисцевича; авторам удалось уловить и подробно описать процесс становления китайской диаспоры в США, жизнь современных китайских кварталов, осуществить типологизацию антикитайских иммиграционных законов. Ф. Су в своем

2 Lee, Rose Hum. The Chinese in the United States, — Hong Kong, 1960. исследовании анализирует культурные особенности американского и китайского общества, рассматривает процесс «американизации» китайских традиций и изучает степень влияния многовековой китайской культуры на относительно молодую американскую культуру.

Большая группа американских исследователей занимается изучением феномена китайских религиозных практик внутри этнических сообществ и за их пределами. В 1962 г., М. Уэллс пишет книгу «Китайские храмы в Калифорнии» , в которой содержится описание всех действовавших на тот момент в Калифорнии китайских храмов и кумирен. Одной из первых заметных работ, направленных на исследование феномена буддийской традиции в Америке, стала книга Эммы Лэйман «Буддизм в Америке».4 Автор детально описывает историю становления буддийской традиции в США, уделяет внимание основным школам китайского и японского буддизма, представленным в Америке. Проблема адаптации восточного учения к американской действительности освещена в книге Рика Филдза «Как лебеди попали к озеру».5 В своей работе он первым из исследователей употребил термин «белый буддист» и предложил следующие типы буддизма, характерные для современной Америки: элитарный, этнический и миссионерский. В последствие в американской науке не раз возникали споры о классификации буддистов по их этнической принадлежности или формам вероисповедания. Значимым событием в американской буддологии стал выход в 1998 г. книги «Лица буддизма в Америке»6 под редакцией К. Танаки и Ч. Пребиша. В этот сборник вошли статьи современных американских и европейских исследователей, многие из которых сами являются последователями буддийских традиций. Их работы посвящены различным аспектам буддийской традиции в США на современном этапе. Так, например,

3 Wells, Marianne Кауе. Chinese Temples in California. — Berkeley: University of California Press, 1962

4 Layman, Emma. Buddhism in America. — Chicago: Nelson-Hall, 1976.

5 Fields, Rick. How the Swans Came to the Lake. A Narrative History of Buddhism in America. — Boulder, CO: Shambhala Publ., 1992.

6 Prebish, Charles S. and Kenneth K. Tanaka (eds.); The Faces of Buddhism in America. — Berkeley: University of California Press, 1998.

Рита Гросс уделяет внимание превышениям своих полномочий учителями в отношениях с учениками в современных американских сангхах. Нельзя обойти вниманием известных американских религиоведов Томаса Твида и Стивена Протеро. Книга «Азиатские религии в Америке: документальная история», вышедшая в 1999 г. под их редакцией, охватывает временной промежуток с 1784 г. по настоящее время и является наиболее полным на данный момент собранием исторических документов, литературных эссе, рисунков, объединенных одной темой - история контакта американцев с азиатскими религиями. Одним из последних фундаментальных трудов, посвященных буддийской традиции в США является книга Ч. Пребиша «Путь света», в которой автор, известный буддолог, расширяет традиционные границы исследования самой быстрорастущей религии в США, вводя термин «киберсангха» при описании роли современных информационных технологий в развитии буддийских традиций. Проблеме религиозного разнообразия внутри китайских сообществ посвящены работы Ф. Янг. Автор рассматривает практику народных религий, буддизма и христианства в китайских этнических общинах и приходит к выводу, что христианство занимает первое место по число приверженцев среди китайских иммигрантов, опережая традиционные для Китая буддизм и даосизм.

Ввиду отсутствия в отечественной науке специальных исследований влияния китайской религиозной культуры на американское общество автор данной работы предпринимает попытку частичного восполнения этого пробела.

Объектом исследования являются китайская диаспора США в ее религиозном измерении. Также большое внимание уделено распространению традиционных китайских религий среди американцев англо-саксонского происхождения.

Предметом исследования выступают процессы, свойственные на протяжении последних 150 лет китайским этнорелигиозным сообществам

США, а также те трансформации, которые произошли в религиозной жизни США в ходе этнорелигиозного взаимодействия иммигрантов-китайцев и других религиозных общин Северной Америки.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1849 г. по настоящее время. Этот период можно условно разбить на два этапа: 1) с 1849 по 1949 гг. характеризуется началом масштабной китайской иммиграции в США в период золотой лихорадки и формированием американского иммиграционного законодательства; 2) с 1949 г. по настоящее время примечателен изменением социального статуса китайских иммигрантов (возникновение понятия «идеальное меньшинство») и, как следствие, их религиозных убеждений.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование китайских этнорелигиозных сообществ на территории США и изучение влияния китайской религиозной культуры на американское общество.

Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:

• Выявить закономерности и особенности развития китайской диаспоры в США;

• Раскрыть специфику развития традиционных китайских религиозных верований в новой культурной среде.

• Проанализировать основные подходы к осмыслению роли китайской религиозной традиции в американском обществе.

Методологияисследования. Методологической основой диссертационного исследования служат принципы историзма и научной объективности. В данном диссертационном исследовании оказалось плодотворным применение ряда социологических методов, используемых при анализе социального состава участников религиозных движений. Количественные и математические методы применялись в ходе обработки различных статистических данных, отражающих изменения иммиграционных моделей и географии расселения китайских иммигрантов во второй половине XIX - начала XXI веков. При осмыслении процессов взаимовлияний разных культур применялись компаративные подходы и метод кросс-культурного анализа.

Названные методологические приемы и принципы позволили приблизиться к решению поставленных в работе задач. Достижение цели диссертационного исследования определялось работой с обширной источниковой базой, представленной, в основном, американскими источниками.

Основу источниковедческой базы диссертационного исследования составили официальные документы, хранящиеся в архивах США -материалы правительства (экономические отчеты, законопроекты и постановления президентских администраций, указы и комментарии к законопроектам); материалы Конгресса США (записи, стенографические отчеты слушаний, протоколы ежедневных дебатов); доклады и отчеты Министерства труда и Министерства торговли США; статистические материалы, издаваемые правительством Соединенных Штатов. Все перечисленные типы документов оказались доступными, в наибольшей степени, с помощью новых электронных видов источников. Наиболее важные, ценные и прежде доступные крайне ограниченному кругу лиц источники и документы по истории современных США находятся сегодня на серверах мировой компьютерной сети. Несомненно, заслуживает внимания один из самых крупных серверов, содержащих информацию по истории США - сервер Управления государственных архивов и документов National Archives and Records Administration (NARA, www.archives.gov). Его материалы включают в себя, прежде всего, тексты законопроектов и инициатив президентской администрации и Конгресса. Несомненным плюсом работы с документами, расположенными на сервере является возможность осуществления тематического поиска источников, а также получение материалов высокой степени достоверности.

Огромную значимость для разработки заявленной в диссертации темы представляли документы и материалы, хранящиеся на сервере Службы иммиграции и натурализации США (www.uscis.gov).

Кроме того, два основных сайта Конгресса США (www.senate.gov и www.house.gov) представляют справочные сведения о деятельности обеих палат, комитетах и комиссиях, персональном составе сенаторов и конгрессменов.

Особую значимость для разработки заявленной в диссертационном исследовании темы представляли данные статистики Соединенных Штатов. Они представлены в ежегодниках, издаваемых американским правительством: «Historical Statistics of the United States» и «Statistical Abstract of the United States». В этих изданиях публикуется разнообразная статистическая информация по США: степень занятости и безработицы в различных социальных группах, уровень доходов в этих группах, этническое самоопределение и религиозные предпочтения. Кроме того, в диссертации использовались статистические данные, издаваемые Бюро переписи населения США (www.census.gov) и Gallup Organization (www.gallup.com).

Близость избранной темы к современности накладывает отпечаток ограниченности на доступ к ряду необходимых для полного исследования подобного рода источников. В этих условиях ведущее значение приобретают возможности мировой информационной компьютерной сети Интернет. В частности, полный объем данных официальной статистики США до 2003 г. включительно, в том числе и электронный аналог издания «Statistical Abstract of the United States», представлен на официальном сервере Бюро переписи населения (www.census.gov). Вся его информация систематизирована по ведомствам и департаментам, а внутри этих групп - по отдельным подразделениям и комитетам и снабжена системой тематического поиска. Полезные материалы, отражающие развитие китайских религиозных традиций в США, представляют и другие Интернет-серверы. В частности, большое значение для изучения заявленной темы имела электронная версия журнала "Religion and Ethics" (http://www.pbs.org/religion), в которой часто встречаются публикации известных западных религиоведов. Огромную помощь в подборе аутентичных материалов оказал сайт газеты Harper Weekly (www.harpweeek.com), выходившей в США в период с 1857 по 1916 гг.). На сайте представлен архив газетных статей, объединенных разделом Immigrant and Ethnic America, наибольший интерес в котором для настоящего исследования представляла глава The Chinese American Experience: 1857-1892. Нельзя не упомянуть электронную версию журнала "The Brown Quarterly" (http://brownvboard. org/brwnqurt). содержащую подробную информацию об истории азиатской иммиграции в США. И, наконец, еще один грандиозный проект Хьюстонского университета "Digital History" (http://www.digitalhistory.uh.edu), охватывающий практически все аспекты развития американского общества. Особый интерес для темы исследования представлял раздел Ethnic America, включавший материалы по истории иммиграции в США с подробным анализом всех актов иммиграционного законодательства. Получить исчерпывающую информацию обо всех * религиозных организациях, действующих на территории США, можно на сайте "Pluralism Project" (http://www.pluralism.org/directory/search.php). который создан комитетом по религиоведению Гарвардского университета, возглавляемым известным исследователем Дианой Эк. Безусловно, большую помощь в анализе процессов, свойственных современному буддизму в США, оказали материалы журналов "The Journal of Buddhist Ethics", "Beliefnet", "Insight Magazine", "Trycicle" и др. Из периодики общеполитического значения наибольший интерес представляли газеты «The New York Times» и «The Washington Post», а также журналы «Time» и «Asia Today».

В работе широко используются источники, отражающие позиции разных этноконфессиональных общин - Фалуньгун (www, faluninfo.net), Фогуаншань (www.fgs.org). Буддийская Ассоциация США (www.baus.org) и др. практически все эти организации имеют свои издательские центры и поддерживают официальные Интернет-страницы.

Научная новизна диссертации. Работа является одной из первых попыток в отечественной науке исследовать историю китайской диаспоры в США, выяснить степень взаимопроникновения этнорелигиозных традиций -китайской и американской, раскрыть специфику развития традиционных китайских религиозных верований в этнической и иноэтнической среде. В результате исследования были выявлены основные причины и этапы китайской иммиграции в США, изучен социальный состав иммигрантских потоков и различия в их религиозных предпочтениях.

Рассмотрен процесс «американизации» китайских религиозных традиций и изучена степень влияния китайских религий на американскую культуру.

Определены основные тенденции генезиса и развития религиозных новообразований ориенталистской (китайской) направленности в США.

Практическая значимость диссертации. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке диссертационных и монографических трудов по истории, политике и религиозной ситуации США, для разработки спецкурсов по истории и религиоведению современных США.

Собранный и обобщенный материал может оказать помощь студентам исторических, религиоведческих и регионоведческих специальностей в подготовке курсовых и дипломных проектов, послужить основой для разработки методических рекомендаций по спецкурсам по иммиграционной политике США в XIX - XXI веках.

Апробация диссертации. С материалами по теме данного диссертационного исследования в 2000 - 2003 годах автор неоднократно выступал на научных конференциях различного уровня, в том числе международных. Тезисы докладов опубликованы. На основе некоторых материалов исследования соискатель подготовил лекции по религиоведению, которые читает в рамках курса «Религии мира» в Амурском государственном университете. Основные положения, методология и план диссертации обсуждались на аспирантском методологическом семинаре. Текст диссертации был представлении и обсужден на расширенном заседании кафедры религиоведения отделения религиоведения факультета социальных наук АмГУ (Протокол № 9 от 28 мая 2004 г.), а также на заседании кафедры философии религии и религиоведения отделения религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (Протокол № 11 от 15 июня 2004 г.) и рекомендован к защите.

Структура и объем диссертации определена поставленными задачами исследования и опирается на проблемно-исторический принцип исследования материала. Диссертация состоит из введения, трех глав (девяти параграфов), заключения и библиографии. Текст исследования изложен на 194 страницах.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Китайские этнорелигиозные сообщества в США"

Заключение

В результате исследования были выявлены основные причины и этапы китайской иммиграции в США, представлены типичные проблемы, с которыми сталкивались иммигранты, изучен социальный состав иммигрантских потоков и различия в их религиозных предпочтениях.

На основании проведенного исследования мы пришли к выводу, что китайские религии играют значительную роль в формировании религиозной картины современной Америки. Религиозные практики, ранее свойственные исключительно китайским этническим сообществам, постепенно выходят за их пределы. Все большее число американцев неазиатского происхождения привлекают китайские религиозные учения, в частности, буддизм. Многие элементы традиционных религиозных практик Китая, как например, фэн-шуй или дыхательная гимнастика, прочно вошли в американскую культуру, при этом утратив свою религиозность и адаптировавшись к современным потребностям западного общества. Неизбежная «американизация» постигла и буддийское учение - оно, как считают многие исследователи, потеряло свою изначальную глубину и цели.

В последнее время в американском буддизме в попытках «примирить» антагонистические традиции возникла тенденция к эклектизму.

Анализ религиозных процессов внутри китайской диаспоры в США показал, что традиционные формы народной религии до сих пор занимают важное место в повседневной жизни этнических китайцев. В каждом китайском квартале есть, как минимум, одна кумирня или храм, которые служат не только местом отправления религиозных обрядов, но и местом социокультурной коммуникации.

Полагаем, что данная работа может быть полезна тем, кто интересуется религиозными процессами в этнических диаспорах, в частности исследователям, занимающимся вопросами китайской миграции на российский Дальний Восток.

172

 

Список научной литературыКухаренко, Николай Владимирович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции всредневековом Китае. Изд. 2-е, перераб. и доп. Предисловие Л.П. Делюсина. Новосибирск: Наука, 1989.

2. Абрамова Н.А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие: (Социально-философский аспект). Чита: ЧитГТУ, 1998.

3. Актуальные проблемы истории китайской философии. -М., 1983.

4. Алексеев В.М. Китайская народная картина. — М: 1966.

5. Алексеев В.М. В старом Китае: дневники путешествий. — М.: Вост. лит.,1958.

6. Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А. С. Срединное государство:

7. Введение в традиционную культуру Китая. М: Изд. Дом "Муравей", 1998.

8. Американский характер. Очерки культуры США. Традиции в культуре. /

9. Отв. Редактор Туганова О.Э. М.: Наука, 1998.

10. Аниховский С.Э. Китайские религии на территории Дальнего Востока

11. России (сер. XIX начало XX вв.) // Религиоведение № 4, 2004. - С. 122126.

12. Антология даосской философии. / Сост. В.В. Малявин, Б.В. Виногродский. М: Т-во "Клышников-Комаров и К.", 1994.

13. Арсеньев В.К. Китайцы в Уссурийском крае. // Записки Приамурского отделаИРГО. -Хабаровск, 1914. Т.10. вып.1. С. 75.

14. Артемьев А.Р. Памятники буддийской культуры в низовьях Амура. // Вопросы истории. М., 2000. №7. - С. 144 - 148.

15. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 1998.

16. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. / Вступ. ст., пер. и коммент. Л.Д. Позднеевой. -М: Наука, 1967.

17. Бажанов Е.П. Китай и внешний мир. М.: Междунар. отношения, -1990.

18. Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. / Сост. К.М. Тертицкий. М.:1. Муравей-Гайд, 1999.

19. Бромлей Ю.В. Этнос и география. М. 1972.

20. Бубенцов Е. В. Духовный мир и традиции китайского крестьянства. / РАН.

21. Ин-т Дальн. Востока. Информ. бюлл. М.,1998. №7.

22. Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии. -Новосибирск: Наука. 1980.

23. Бурмистров Т. Записки из Поднебесной: (Путевые заметки). СПб: НИИХ СПБГУД999.

24. Васильев К. В. Истоки китайской цивилизации. М.: Вост. Лит., 1998.

25. Васильев Л. С. Древний Китай. М: Вост. Лит. - Т.1, 1995; Т.2, 2000.

26. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М: Вост. Лит., 2001.

27. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли: (Формирование основ мировоззрения и менталитета). -М.: Наука, 1989.

28. Вишневский А.Г. Великая малонаселенная держава. // Russian Expert Review. // www.rusrev.org

29. Владимирова М.А. Законодательные основы иммиграционной политики Канады. // США * Канада: экономика, политика, культура. 2002. N 9. -С.109-121.

30. Вэнь Цзянь, Горобец Л.А. Даосизм в современном Китае. Благовещенск:1. Амурский гос. ун-т, 2002.

31. Галенович Ю.М. Противостояние: Пекин, Тяньаньмэнь. В 3 ч. -М., 1995.

32. Гань Бао. Записки о поисках духов: (Coy шэнь цзи). / Предисл., пер. с древнекит., примеч. и словарь-указ. Л. Н. Меньшикова. СПб: Петерб. Востоковедение, 1994.

33. Геллнер Э. Нации и национализм. -М.: Прогресс, 1991.

34. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса. // Путь.1992. №1.- С. 23-27.

35. Герасимов Г. Демоспасатели. // Новое время. 2000. N 41. С.24-25.

36. Горбунова С.А. Буддийские объединения в истории Китая XX в. (10-90-егоды). М., 1998.

37. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М.: Наука. Гл. ред. вост.лит., 1992.

38. Дагданов Г. Б. Чань буддизм в творчестве Ван Вэя. - Новосибирск, 1984.

39. Дао: Гармония мира. М: ЭКСМО-Пресс, 1999.

40. Дао и даосизм в Китае. М: Наука, 1982.

41. Даосские притчи. — М: Гиль-Эстель: Междунар. Кн., 1992.

42. Де Гроот. Демонология древнего Китая. / Пер. с англ. Р.В. Котенко. -СПб.: Евразия, 2001.

43. Долгополова Н.А. Американское общество в зеркале опросов. // США *

44. Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 3. С. 31-43. '

45. Древняя и современная культура Китая. М.: Прогресс, 1984.

46. Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып. 1. / Отв. ред.

47. Дробижева Л.М.- М.: ИЭА РАН, 1990.

48. Духовная культура и этническое самосознание. Вып. 2 / Отв. ред. Дробижева Л.М. М.: ИЭА РАН, 1991.

49. Дюмулен Г. История дзэн-буддизма Индия и Китай. / Пер. с англ. А.И.

50. Бреславец. СПб: ОРИС, 1994.

51. Дюркгейм Э. Методы социологии. Киев, Харьков, 1989.

52. Ермаков М.Е. Классический фэн-шуй: Введение в китайскую геомантию.- М.: Азбука-Классика, 2003.

53. Ермаков М.Е. Магия Китая. Введение в традиционные науки и практики.-М.: Азбука-Классика, 2003.

54. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма: По материалам коротких рассказов, IV-VI вв. СПб.: Андреев и сыновья, 1994.

55. Забияко А.П. Категория «свой чужой» в этническом сознании. // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Вып. 5. — Благовещенск: АмГУ. 2003.-С. 224-228.

56. Забияко А.П., Кобызов Р.А., Волегов С.В. Этнорелигиозные контакты в приграничных районах Приамурья (по материалам полевых исследований) // Россия и Китай на дальневосточных рубежах». Вып. 5. Благовещенск: АмГУ. 2003. - С. 392-399.

57. Завадская Е. В. Восток на западе. М., 1970.

58. Завадская Е. В. Культура Востока в современном западном мире. М.,1977.

59. Зорин В. Иммиграция: угроза или благо? // Аргументы и факты. 2003. N47.-С.16.

60. Иванов М. М., Уайт К., США: правовое регулирование иммиграционногопроцесса. М.: Международные отношения, 1998.

61. Иванов П., Новая китайская секта «Фалуньгун». // Китайский благовестник. 2000. №1 С. 77

62. Избранные сутры китайского буддизма. Пер. с кит. Д. В. Поповцева, К. Ю.

63. Солонина, Е. А. Торчинова. СПб., 1999.

64. Из истории китайской философии: Становление и основные направления:

65. Даосизм, буддизм, неоконфуцианство): Сб. ст. М.: ИФ АН, 1978.

66. Из истории традиционной китайской идеологии. М.: Наука, 1984.

67. Иноземцев B.JI. Безопасность и свобода иммиграции новая американская дилемма. // США * Канада: экономика, политика, культура. 2003. № 11.-С. 25-40.

68. Иноземцев B.JI. Иммиграция: новая проблема нового столетия: Историкосоциол. // Социол. исслед. 2003. N 4. С. 64-72.

69. Иноземцев B.JI. Иммиграция: новая проблема нового столетия: Методол.аспекты // Социол. исслед. 2003. N 6. С. 29-38.

70. История и культура Китая: Сборник памяти В.П. Васильева. М.: Наука,1974.

71. История китайской философии. / Пер с кит. В. С. Таскина; Ред. M.JI. Титаренко. -М: Прогресс, 1989.

72. История Китая. / Под ред. А.В. Меликсетова. — М.: Изд-во МГУ, 1998.

73. Каитеров И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. № 1. 2001. С. 61-72.

74. Капра Ф. Дао физики: Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. / Пер. с англ. — СПб.: ТОО ОРИС: ТООЯНА-Принт, 1994.

75. Кинемон М., Коуп Б., Экуменическое движение. Антология ключевых текстов, — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002.

76. Китай: Карманная энциклопедия. / Составители: А.Ф. Кондрашевский, И.

77. В. Кочергин. М: Муравей-Гайд, 2000.

78. Китай: Общество и традиции. — М: Знание, 1990.

79. Китай: Традиции и современность: Сб. статей. — М: Наука, 1976.

80. Китайская геомантия. / Сост., вступ. ст., пер. с англ., коммент., указ. М.Е. Ермакова. СПб.: Центр "Петерб. востоковедение", 1998.

81. Китайская философия: Энциклопедический словарь. / Гл. ред. M.JI. Титаренко. -М.: Мысль, 1994.

82. Китайская философия и современная цивилизация: Сб. ст. / Междунар. редсовет: М.Л.Титаренко и др. М.: Изд. фирма "Вост. лит.". РАН, 1997.

83. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М: Наука, 1994.

84. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999.

85. Конрад Н.И. Синология: Сборник. М.: Ладомир, 1995.

86. Конфуцианство в Китае: Проблемы теории и практики. / Отв. ред. Л.П. Делюсин. — М: Наука, 1982.

87. Конфуций: Жизнь. Учение. Мысли. Изречения. Афоризмы. / Сост. В.В. Юрчук. Минск: Соврем. Слово, 1998.

88. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках.1. М: Изд-во РГГУ, 1999.

89. Костяева А. С. Тайные общества Китая первой четверти XX века. — М: Вост. Лит., 1995.

90. Кравцова М.Е, История культуры Китая. СПб.: Лань, 1999.

91. Кривцов В.А. Эстетика даосизма. М.: ПОО Фабула, 1993.

92. Крылова Н.В.Философские основы культуры и цивилизации Китая. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 1998.

93. Крюков В.М.Ритуальная коммуникация в Древнем Китае. М.: ИВ РАН,1997.

94. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.). М.: Наука, 1984.

95. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Этническая история китайцев в XIX начале XX в. -М.: Наука, 1993.

96. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Этническая история китайцев на пороге средневековья и нового времени. М.: Наука, 1987.

97. Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: Проблема этногенеза. М.: Наука, 1978.

98. Кулешова Г.П. Роль этнокультуры в развитии наций и национальных отношений./ Автореф. дис. канд. социол. наук. Саранск, 1995.

99. Куликов B.C. Китайцы о себе. М.: Политиздат, 1989.

100. Кульпин Э. С. Человек и природа в Китае. М.: Наука, 1990.

101. Кухаренко Н.В. Взгляд на США как на этнорелигиозное сообщество. // Вестник АмГУ. 2000. № 10. С. 49-50.

102. Кухаренко Н.В. Восприятие американским обществом китайских иммигрантов и официальная политика властей США в этом вопросе в XIX-XX вв. // Вестник АмГУ. 2003. № 20. С. 14-19.

103. Кухаренко Н.В. Китайская иммиграция в США в период «золотой лихорадки» и строительства Тихоокеанской железной дороги (1848-1869гг.) // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Вып. 5. -Благовещенск: АмГУ, 2003. С. 215-220.

104. Кухаренко Н.В. О формировании религиозного менталитета китайской диаспоры в США // Вестник АмГУ. 2001. № 14. С. 19-20.

105. Кухаренко Н.В. Фалуньгун в США. // Вестник АмГУ. 2001. № 12. С. 2627.

106. Кухаренко Н.В. Фалуньгун духовная практика или секта? // Религиоведение. 2004. № 4. - С. 150-154.

107. JIao-цзы. Книга пути и благодати (Дао дэ цзин) / Пер. И. С. Лисевича.1. М.: 1984.

108. Ларин В.Л. Китай и Дальний Восток России в первой половине 90-х: проблемы регионального взаимодействия. Владивосток: Дальнаука, 1998. С. 99.

109. Литература и культура Китая: Сб. статей к 90-летию со дня рождения

110. B.М. Алексеева. М.: Наука, 1972.

111. Лукьянов А.Е. Истоки Дао: Древнекитайский миф. М.: НПО "ИНСАН": РМФК, 1992.

112. Лукьянов А.Е. Лао-Цзы: (Философия раннего даосизма). М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991.

113. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии: "И цзин", "Дао дэ цзин", "Луньюй".-М.: Радикс, 1994.

114. Лукьянов А.Е. Лаоцзы и Конфуций: Философия Дао. — М.: Вост. Лит., 2000.

115. Лупул Т.Я. Иммиграция как фактор этнических изменений в Канаде (8090-е годы) // США * Канада: экономика, политика, культура. 1999. №8.1. C. 98-103.

116. Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев: Сборник / Сост. и общ. ред. И.Т. Касавина. — М.: Республика, 1992.

117. Малерб М. Религии человечества. — М.: Рудомино; Университетская книга, 1997.

118. Малявин В.В. Гибель древней империи. — М.: Наука, 1983.

119. Малявин В.В. Китай в XVI-XVII веках: Традиция и культура. М.: Искусство, 1995.

120. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: Изд-во Астрель; ООО Изд-во ACT; ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография", 2000.

121. Малявин В.В. Молния в сердце: Книга прозрений: Духовное пробуждение в китайской традиции. М: HAT АЛИС, 1997.

122. Малявин В. В. Сумерки Дао: Культура Китая на пороге Нового времени. М: ИПЦ Дизайн. Информация. Картография, 2000.

123. Маслов А.А. Небесный путь боевых искусств: Духовное искусство китайского ушу. СПб.: ТЕКС, 1995.

124. Мир религий. Фалуньгун. // www.religio.ru

125. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). СПб.: РХГИ, 1996.

126. Мифологический словарь. / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Сов. Энц., 1991.

127. Мифы народов мира. T.l, Т.2, М., 1980-82.

128. Мнацаканян М.О. Нации: психология, самосознание, национализм, (интегральная теория). М.: Анкил, 1999.

129. Моаканин Р. Психология Юнга и тибетский буддизм: Западный и Восточный пути к сердцу: Пер. с англ. Томск: Водолей, 1993.

130. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. / Пер. с франц., послесл. и коммент А.Б.Гофмана. М.: Восточная литература, 1996.

131. Назаров А.Ю. Дауры, маньчжуры и китайцы Амурской области. // Известия Восточно-Сибирского отделения ИРГО. Т. 14, №1-2, 1883. С. 10-11.

132. Носов М.Г. Политика США в отношении Китая. // США * Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 7. С. 3-25.

133. Опарин А.А., Молчанов С.Б. Экуменизм в наше время. Тройственный союз. // http://nauka.bible.com.ua/noah/noah3-03.htm

134. От магической силы к моральному императиву: Категория дэ в китайской культуре. / Сост., отв. ред. JI.H. Борох, А.И. Кобзев. — М.: Вост. Лит., 1998.

135. Передельский А.А. Поиск духовного и физического совершенства в культурологических учениях древнего и среднего Китая. М., 1992.

136. Письмена на воде: Первые наставники Чань в Китае. / Пер., исслед. и коммент. А.А. Маслова. -М.: Сфера, 2000.

137. Перепелкин Л.С., Соколовский С.В. Этническая социология: Учебное пособие. М., 1995.

138. Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве: ("Хуайнаньцзы"-П в. до н.э.). М.: Изд-во МГУ, 1979.

139. Понкин И.В. Экспертное заключение от 17 августа 2003 г. о вероучении и практике деятельности религиозного объединения «Фалуньгун». // http://stolica.narod.ru/vost s/falungun/002 .htm

140. Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая: Проблемы идеологии. — М.: Наука, 1991.

141. Поршнева Е.Б., Социальная роль народных сектантских движений в Китае и история ее интерпретации. // Сборник «Общество и государство в Китае».-М., 1981.

142. Потапов Е., Китайское «Колесо закона»: о репрессиях китайской религиозной секты Фалуньгун, интервью на радио «Свобода». // http://www.svoboda.org/programs/SP/1999/SP-76.asp

143. Притчи китайских мудрецов / Пер. с кит. И.А. Зуева, И.С. Лисевича. -М.: Изд. дом "Муравей", 1997. 215 С.

144. Рахманин О.Б. Из китайских блокнотов: О культуре, традициях, обычаях Китая. М.: Вост. лит., 1984.

145. Рахманин ОБ. К истории отношений РСФСР, СССР, РФ с Китаем, 19171997: (обзор основных событий, оценки экспертов). / РАН. Ин-т Дал. Востока. М., 1999.

146. Роль традиций в истории и культуре Китая. М: Наука, 1972.

147. Сабиров Р. Есть ли на Западе природа Будды // http://religion.russ.ru/ideas/20011031 -sabirov.html

148. Самозванцев A.M. Мифология Востока. М.: Алетейя, 2000.

149. Серебряный А.Я., Скрипкин А.Н. Китай: Краткий исторический словарь. -Волгоград: Изд-во Волгоград, ун-та, 1997.

150. Сидихменов В.Я. Китай: Общество и традиции. — М.: Знание, 1990.

151. Сладковский М.И. Знакомство с Китаем и китайцами. М.: Мысль, 1984.

152. Современные историко-научные исследования науки в традиционном Китае: Реферативный сб. / Отв. ред. и сост. А.И. Кобзев. М.: ИНИОН, 1987.

153. Солонин К. Ю. О китайской религиозности. // http://orient-kafedra.narod.ru/solon-article.html

154. Социокультурные характеристики индивида в системе китайской цивилизации: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1992.

155. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для ВУЗов. М. 2003 г.

156. Судзуки Д.Т. Основы Дзэн-буддизма. Бишкек, 1993.

157. Тайные общества в старом Китае. М.: Наука, 1970.

158. Тереля И. Чтобы все были одно // http://www.heartofiesus.ca/Theology/Terelya/terelya4.htm

159. Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в XX веке. М.: Восточная литература, 2002.

160. Тертицкий К.М. Китайцы: традиционные ценности в современном мире (в 2 ч.). М.: МГУ. ИСАА., 1994.

161. Титов В.Н. О формировании прессой образа этнического иммигранта (взгляд социолога). // Социол. исслед. 2003. N11.- С.41-50.

162. Титов В.Н. Межкультурная коммуникация как фактор адаптации иммигрантов к городской среде. // Обществ, науки и современность. 2003. N 6. С.128-139.

163. Ткачева А.А. Индуистские мистические организации и диалог культур. -М.: Наука, 1989.

164. Ткаченко Г.А. Культура Китая. М.: Муравей, 1999.

165. Тлостанова М.В. Движение идей мультикультурализма в США конца XX века. // США * Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 10.-С. 98-107.

166. Торчинов Е. А. Даосизм. СПб.: Петерб. востоковедение, 1999.

167. Торчинов Е.А. Даосские практики. СПб.: Петерб. востоковедение, 2004.

168. Тренин Д.В. Китайская проблема России. — М.: Моск. центр Карнеги, 1998.

169. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. — М.: Моск. лицей, 1997.

170. Угринович Д. М. Психология религии. Для лекторов, преподавателей и студентов вузов. -М.: Политиздат, 1986.

171. Уталиева Ж.Т. Язык как фактор формирования этнической идентичности. М.: МГУ, 1994.

172. Файзуллин Ф.С. Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации. // Социологические исследования. 1997. №8. — С. 12-19.

173. Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М.: Наука, 1994.

174. Фицджеральд С. Китай: Краткая история культуры. / Пер. с англ. Р.В. Костенко. СПб.: Евразия, 1998.

175. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание. // Социологические исследования. 1999. №9. С. 67-75.

176. Хунчжи Ли, Фалунь дафа. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1999.

177. Цапенко И. На перекрестках иммиграционной политики. // Мировая экономика и междунар. отношения. 2000. N 10. — С. 29-39.

178. Человек в многонациональном обществе: этничность и право. / Отв. ред. Бабич И.Л., Соколовский С.В. М.: ИЭА РАН, 1994.

179. Чжан Синьсинь, Сан Е. Дракон меняет облик: Китайцы сегодня (67 интервью). -М.: Прогресс-Академия, 1992.

180. Чжоу Цзунхуа. Дао медитации: Путь к просветлению. / Пер. с англ. Н. Шпет, А. Якубинский. М. : София, 1999.

181. Чжуан-цзы. Ле-цзы: Каноны даосской традиции Китая. / Пер. с кит., вступ. ст., примеч. и указ. В.В. Малявина. М.: Мысль, 1995.

182. Широкогоров С.М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов. -Владивосток, 1919.

183. Эберхард В. Китайские праздники. М.: Наука, 1977.

184. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов, верований. / при участии Г.С.Винер. М.; СПб: Рудомино, Университетская книга, 1997.

185. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. / Пер. с фр. Г.А.Гельфанд. М.; СПб.: Университетская книга, 1999.

186. Энциклопедический социологический словарь/Отв. ред. Осипов Г.В. -М.: РАН, 1995.

187. Этика и ритуал в традиционном Китае: сб. ст. / Отв. ред. Л. С. Васильев. -М.: Наука, 1988.

188. Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде: сб. ст.. -М.: Институт этнографии, 1998.

189. Этнос и религия сб. ст. / Отв. ред.-составитель Б.-Р. Логашова; Ин-т этнологии и антропологии РАН. М, 1998.

190. Этносы и этнические процессы: сб. ст.. М.: Наука, 1993.

191. Юань Кэ. Мифы древнего Китая/ Под. ред. Б.Л. Рифтина, М.: Наука, 1987.

192. Янгутов Л.Е. Философское учение школы хуаянь. Новосибирск: Наука, 1982.

193. Albanese, Catherine L. America: Religions and Religion. 2nd ed. Belmont, Calif.: Wadsworth, 1992.

194. American Attitudes Towards Chinese Americans and Asian Americans. // www.adl.org/misc/americanattitudestowardschinese.asp

195. American Religious History: Studies in Traditions and Cultures. Athens: University of Georgia Press, 1998.

196. Anderson B. Imagined communities: reflections on the origin and spread of nationalism. London; New York.: Verso, 1995.

197. A timeline of US immigration policy towards Chinese. // http://www.sfusd.kl2.ca.us/schwww/sch405/IUP/immigrationPolicy.html

198. Batchelor, Stephen. The Awakening of the West: The Encounter of Buddhism and Western Culture. Berkeley: Parallax Press, 1994.

199. Baumann, Martin. The Dharma has come West. A Survey of Recent Studies and Sources. // Journal of Buddhist Ethics. 1997. № 4. P. 194-211.

200. Bell, Sandra, "Crazy Wisdom", Charisma, and the Transmission of Buddhism in the United States. // Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions, 1998. №2. P. 55-75.

201. Boggs, Mae H. B. My Playhouse Was a Concord Coach. Oakland, 1942. P. 310.

202. Bonacich, Edna. A Theory of Ethnic Antagonism: The Split Labor Market. // American Sociological Review. 1972. vol. 37. №5. P. 547 549.

203. Bonacich, Edna and Model, John. The Economic Basis of Ethnic Solidarity: Small Business in the Japanese American Community. Berkeley, 1980.

204. Boucher, Sandy. Turning the Wheel: American Women Creating the New Buddhism. Boston: Beacon Press, 1993.

205. Boucher, Sandy. Opening the Lotus: A Women's Guide to Buddhism. -Boston: Beacon Press, 1997.

206. California China Mail and Flying Dragon. 1867. January, 1. // The Bancroft Library at the University of California. Berkeley.

207. Carter, Karen Rauch. Move Your Staff, Change Your Life: How To Use Feng Shui To Get Love, Money, Respect and Happiness. Fireside, 2000.

208. Chandler, Stuart. Chinese Buddhism in America: Identity and Practice. // The Faces of Buddhism in America. Charles S. Prebish and Kenneth K. Tanaka (eds.). Berkeley: University of California Press, 1998. P. 13-30.

209. Chinese American Citizens Alliance. // http ://www. cacanational .org/History. html

210. Chinese Exclusion Act, May 6, 1882. // http://www.gliah.uh.edu/database/article display.cfm?HHID=419

211. Chinese in America. A Documentary film by Penn State Alumni Association, 2003.

212. Coleman, Graham (ed.). A Handbook of Tibetan Culture: A Guide to Tibetan Centres and Resources Throughout the World. London: Rider, 1993.

213. Cosmin, Barry; Lachman Seymour. One Nation under God: Religion in Contemporary Society. New York, 1993.

214. Cox, Harvey. Turning East: The Promise and Peril of the New Orientalism. -New York: Simon and Schuster, 1977.

215. Crackdown on Chinese spiritual group leaving thousands jobless. // http://asia.dailynews.yahoo.com/headlines/asia/afp/article.html?s=asia/headlin es/000808/asia/afp

216. Cross Ira B. A History of the Labor Movement in California. Berkeley, 1935. P. 74.

217. Dart, John. Poll Studies: Chinese Americans, Religion. // Los Angeles Times. 1997. July 5

218. Dharma, Diversity and Race. // Tricycle: The Buddhist Review. 1994. №4. P. 9-27.

219. Distribution of Population and Chinatowns. // www.sfusd.kl2.ca.us/schwww/sch405/IUP/popDistribut.html

220. Dobie С. C. San Francisco Chinatown. New York, 1936.

221. Eck, Diana. A New Religious America: How a "Christian Country" Has Become the World's Most Religiously Diverse Nation. San Francisco: Harper, 2002.

222. Eck, Diana L. (with the Pluralism Project at Harvard University). On Common Ground: World Religions in America. New York: Columbia University Press. CD-Rom, 1997.

223. Ellwood, Robert S. Buddhism in the West. // Encyclopedia of Religion. Mircea Eliade (ed.). New York: Macmillan, 1987. P. 436-439.

224. Ethnic groups and boundaries. The social Organization of culture differences. -London.: Polity Press, 1989.

225. Fairbank J. K. The Missionary Enterprises in China and America. Harvard University Press, 1974.

226. Falun Dafa Information Center. // www.faluninfo.net

227. Fields, Rick. How the Swans Came to the Lake. A Narrative History of Buddhism in America. Boulder, CO: Shambhala Publ., 1992.

228. Fields, Rick. The Future of American Buddhism. // The Vajradhatu Sun. 1987. №9. P. 22-26.

229. Fields, Rick. Confessions of a White Buddhist. // Tricycle: The Buddhist Review. 1994. №4. P. 54-56.

230. Fields, Rick. Divided Dharma: White Buddhists, Ethnic Buddhists and Racism. // The Faces of Buddhism in America. Charles S. Prebish and Kenneth K. Tanaka (eds.). Berkeley: University of California Press, 1998. P. 196-206.

231. Friedman, Lenore. Meetings with Remarkable Women: Buddhist Teachers in America. Boston: Shambhala, 1987.

232. Griswold W. S. A Work of Giants. New York, 1962. P. 111.

233. Hamilton, Denise. A house, cash — and no parents. // Los Angeles Times. 1993. June, 24.

234. Hayes, Richard P. The Internet as Window onto American Buddhism. // American Buddhism: Methods and Findings in Recent Scholarship. Williams Duncan Ryuken and Christopher S. Queen (eds.). Surrey, UK: Curzon Press. 1998. P.168-179.

235. Hive, Robert; Faragher, John. The American West. A New Interpretive History. London: Yale University Press, 2000. P. 422.

236. Hook J.N., Family Names: How Our Surnames Came to America. New York, 1982.

237. Hunter, Louise. Buddhism in Hawaii. Honolulu: University of Hawaii Press, 1971.

238. Jackson, Carl T. The Oriental Religions and American Thought. Westport, Conn.: Greenwood Press, 1981.

239. Jackson, Carl T. The Influence of Asian upon American Thought: A Bibliographical Essay. // American Studies International. 1984. №22. P. 3-31.

240. Jackson, Donald Dale. Behave like your actions reflect on all Chinese. // Smithsonian magazine. 1991. February. P. 114-124.

241. Kerouac, Jack. The Dharma Bums. New York: Penguin USA, 1991.

242. Kornfield, Jack. Is Buddhism Changing North America? // Buddhist America: Centers, Retreats, Practices. Don Morreale (ed.). Sante Fe, New Mexico: John Muir Publications, 1998.

243. Kornfield, Jack. Sex Lives of the Gurus. // Yoga Journal. 1985. № 63 P. 26-28, 66.

244. Kwong, Peter. Forbidden Workers: Illegal Chinese Immigrants and Chinese Labor. New York: The New Press, 1997.

245. Kwong, Peter. The New Chinatown. New York: Hill and Wang, 1996.

246. Lancaster, Lewis R. Buddhism in the United States: The Untold and Unfinished Story. // Shambhala Review. 1976. №5. P. 23-25.

247. Landmarks in Immigration History. // http://www.gliah.uh.edu/historyonline/immigration chron.cfm

248. Layman, Emma. Buddhism in America. Chicago: Nelson-Hall, 1976.

249. Lee, Rose Hum. The Chinese in the United States. Hong Kong: Hong Kong University Press, 1960.

250. Lin, Irene. Journey to the Far West: Chinese Buddhism in America. // Amerasia Journal. 1996. № 22. P. 107-132.

251. McClain, Charles J. In Search of Equality: The Chinese Struggle Against Discrimination in Nineteenth-Century America. Berkeley, Los Angeles: The University of California Press, 1994.

252. May, Diane and Chih, Ginger. A Place Called Chinese America. Dubuque, Iowa, 1982.

253. Miscevic D. and Kwong P., Chinese Americans: The Immigrant Experience. Hong Kong: Hugh Lauter Levin Associates Inc., 2000.

254. Miller, Stuart Creighton. The Unwelcome Immigrant: The American Image of the Chinese, 1785-1882. Berkeley, Los Angeles: The University of California Press, 1969.

255. Morreale, Don (ed.). The Complete Guide to Buddhist America. Boston, London: Shambhala Publ., 1998.

256. Macy, Joanna. The Balancing of American Buddhism. // Primary Point. 1986. №3 P. 17.

257. Moran, Elizabeth and Biktashev, Val. The Complete Idiot's Guide to Feng Shui. New York: Alpha Books, 1999.

258. Morgan W.P. Triad Societies of Hong Kong. Hong Kong: The Government Printer, 1960.

259. Nattier, Jan. Visible & Invisible: The Politics of Representation in Buddhist America. // Tricycle: The Buddhist Review. 1995. № 5. P. 42-49.

260. Nattier, Jan. Buddhism Comes to Main Street. // Wilson Quarterly. 1997, Spring. P. 72-80.

261. Nattier, Jan. Buddhist Studies in the Post-Colonial Age. // Journal of the American Academy of Religion. 1997. №65. P. 469-485.

262. Nattier, Jan. Who is a Buddhist? Charting the Landscape of Buddhist America. // The Faces of Buddhism in America. Charles S. Prebish and Kenneth K. Tanaka (eds.). Berkeley: University of California Press, 1998. P. 183-195.

263. Needleman, Jacob. The New Religions. New York, 1970.

264. Numrich, Paul David. Old Wisdom in the New World: Americanization in Two Immigrant Theravada Buddhist Temples. Knoxville, TN: University of Tennessee Press, 1996.

265. On the Occasion of the 130th Anniversary of the Los Angeles Chinese Massacre: A Statement of Remembrance, Chinese American Museum in Los Angeles. // http://www.camla.org/history/massacre.htm

266. Palumbo-Liu, David. Asian/American: Historical Crossings of a Racial Frontier. Stanford University Press, 1999.

267. Park R. E. Human Migration and the Marginal Man. // American Journal of Sociology. 1928. vol. 33. №6. P. 890.

268. Peterson, William. Success Story: Japanese American Style. // New York Times Magazine. 1966. January.

269. Ping, Chiu. Chinese Labor in California. Madison, 1967. P. 44.

270. Pitkow, Marlene. A Temple for Tourists in New York Chinatown. // Journal of American Culture. 1987. №10. P. 107-114.

271. Prebish, Charles S. Reflections of the Transmission of Buddhism to America. // Understanding the New Religions. Jacob Needleman and George Baker (eds.). New York: Seabury Press, 1978. P. 153-72.

272. Prebish, Charles S. American Buddhism. Mass.: Duxbury Press, 1979.

273. Prebish, Charles S. Ethics and Integration in American Buddhism. // Journal of Buddhist Ethics. 1995. №2. P. 125-139.

274. Prebish, Charles S. Karma and Rebirth in the Land of the Earth-Eaters. // Karma and Rebirth: Post Classical Development. Ronald W. Neufeldt (ed.). -N.Y.: State University of New York Press, 1986.

275. Prebish, Charles S. Luminous Passage. The Practice and Study of Buddhism in America. Berkeley: University of California Press, 1999.

276. Prebish, Charles S. and Kenneth K. Tanaka (eds.). The Faces of Buddhism in America. Berkeley: University of California Press, 1998.

277. Prebish, Charles S. Two Buddhisms Reconsidered. // Buddhist Studies Review. 1993. №10. P. 187-206.

278. Raimers, David. Still the Golden Door: The Third World Comes to America. -New York, 1985.

279. Rapaport, A1 (ed.). Buddhism in America: The Official Record of the Landmark Conference on the Future of Buddhist Meditative Practices in the West. Boston: Tuttle, 1997.

280. Rawlinson, Andrew. The Book of Enlightened Masters: Western Teachers in Eastern Traditions. Chicago and La Salle: Open Court, 1997.

281. Redfield, Robert. The Little Community and Peasant Society and Culture. -Chicago: The University of Chicago Press, 1973.

282. Report of the Joint Special Committee to Investigate Chinese Immigration. // 44th Cong. 2nd Session, 1876-77, Senate Report 689. P. 78, 666.

283. Revolution of the wheel: the Falun Gong in China and in exile. // CIPU China Country Assessment Report. April, 2002.

284. Ross, R. Cult or not: Falun Gong is popular. // www.rickross.com/reference/fa lun gong/falun95.html

285. Rothberg, Donald. Responding to the Cries of the World: Socially Engaged Buddhism in North America. // The Faces of Buddhism in America. Charles S. Prebish and Kenneth K. Tanaka (eds.). Berkeley: University of California Press, 1998. P. 266-286.

286. Sabin, E. L. Building the Pacific Railway. Philadelphia, 1919. P.l 11.

287. Saxton, Alexander. The Army of Canton in the High Sierra. // Pacific Historical Review. 1966. vol. 35. P. 141-152.

288. Scott Act, October 1, 1888. // http://immigrants.harpweek.com/ChineseAmericans/2KeyIssues/ScottAct.htm

289. Seager, Richard Hugh. Buddhism in America. Columbia Series on Contemporary American Religions. New York: Columbia University Press, 1999.

290. Seager, Richard Hughes. Buddhist Worlds in the U.S.A: A Survey of the Territory. // American Buddhism: Methods and Findings in Recent Scholarship. Williams Duncan Ryuken and Christopher S. Queen (eds.). -Surrey, UK: Curzon Press, 1998. P. 238-261.

291. Seager, Richard Hughes. The World's Parliamient of Religions: The East-West Encounter. Chicago. 1893. Bloomington: Indiana University Press, 1995.

292. Smith A.D. Nationalism and modernism. London; New York: Routlege, 1998.

293. Smith A. D. The Ethnic Origin of Nations. Oxford, 1986.

294. Success Story: Outwhiting the Whites. // Newsweek. 1971. June, 21.

295. Tajfel H. Social identity & intergroup relations. Cambridge; Paris, 1982.

296. Takaki, Ronald. Have Asian Americans Made It? // San Francisco Examiner. 1984. January, 10.

297. Takaki, Ronald. Strangers from a different shore. New York: Back Bay Books, 1998.

298. Tamney, Joseph B. American Society in the Buddhist Mirror. New York: Garland Publishing Inc., 1992.

299. Tanaka К. American Buddhism's Racial Divide. // http://www.beliefnet.eom/story/7/story732.html

300. Tanaka, Kenneth K. Epilogue: The Colors and Contours of American Buddhism. // The Faces of Buddhism in America. Charles S. Prebish and Kenneth K. Tanaka (eds.). Berkeley: University of California Press, 1998. P. 287-298.

301. The Battle Between the Chinese Government and the Falun Gong: A Reiteration of Opinions Concerning the Disposal of Falun Gong Publications. // Chinese Law and Government. 1999. Vol. 32. No.5. P. 29-30.

302. The Chinese Role in Building the Central Pacific. // Southern Pacific Relations Memorandum. 1966. January, 3.

303. The Columbia Encyclopedia. Sixth Edition. New York: Columbia University Press, 2001.

304. The Gold Rush: Collision of Cultures. // www.pbs.org

305. The House of Representatives passed resolution H. Res. 530 urging the international community to rebuke the People's Republic of China for a litany of human rights abuses. // http://faluninfo.net/display AnArticle.asp?ID=843 5

306. The Taiping Rebellion, 1851-1864. // http://acc6.its.brooklyn.cunv.edu/~phalsall/texts/taiping.html

307. The Gold Rush: Discovery. // www.pbs.org

308. The History of Chinese Immigration. // http://brownvboard.org/brwnqurt/03-4/03-4c.htm

309. The History of Chinese Immigration. // Asian American History Monthly. 2000. vol.3. №4. P. 27.

310. The Huaqiao: The Sojourning Chinese of Southeast Asia. // http://www.columbia.edU/itc/eacp/webcourse/chinaworkbook/overseas/huaqiao.h tm

311. The Invention of Ethnicity. New York; Oxford: Oxford University Press, 1989.

312. The United States's Changing Face. Period: 1880-1920. 11 http://www.gliah.uh.edu/database/article display.cfm?HHID=430

313. Tonkinson, Carole (ed.). Big Sky Mind: Buddhism and the Beat Generation. -New York: Riverhead Books, 1995.

314. Tsai Shih-Shan, Henry. The Chinese experience in America. Bloomington, 1986.

315. Tweed, Thomas A. and Prothero, Stephen. Asian Religions in America: A Documentary History. New York: Oxford University Press, 1999.

316. Tweed, Thomas A. The American Encounter with Buddhism: 1844-1912. -Bloomington: Indiana University Press, 1992.

317. Tworkow, Helen. Introduction. // Tricycle: The Buddhist Review. 1991. vol. 1. P. 2.

318. U.S. Delays Asylum Hearing for Leader of a Chinese Sect. // New York Times. 2000. August, 19.

319. Verhoeven, Martin. Americanizing the Buddha: Paul Carus and the Transformation of Asian Thought. // The Faces of Buddhism in America. Charles S. Prebish and Kenneth K. Tanaka (eds.). Berkeley: University of California Press, 1998. P. 207-227.

320. Walker-Moffat Wendy. The Other Side of the Asian American Success Story. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1995.

321. Wei, William. Strangers in the Land: Patterns of American Nativism, 1860-1925.-New York, 1963.

322. Welch, Holmes. The Practice of Chinese Buddhism: 1900-1950. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1967.

323. Wells, Marianne Kaye. Chinese Temples in California. Berkeley: University of California Press, 1962; repr. San Francisco: R & E Research Associates Reprints, 1971.

324. Williams, Peter. America's Religions: traditions & cultures. — University of Illinois Press, 1998.

325. Winn, Michael. Are Western Body-Minds Demanding a New American Qigong? // Qi Journal. 1998. vol. 3. P. 14

326. Wydra Nancilee. 101 Ways Feng Shui Can Change Your Life. McGraw-Hill, 2002.

327. Wydra, Nancilee. Feng Shui Goes to Office. — McGraw-Hill/Contemporary Books, 2000.

328. Yang, Fenggang. Chinese Christians in America: Conversion, Assimilation and Adhesive Identities. Pennsylvania State University Press, 1999. P. 1936

329. Yang, Fenggang and Ebaugh, Helen Rose. Religion and Ethnicity among New Immigrants: The Impact of Majority / Minority Status in Home and Host Countries. // Journal for the Scientific Study of Religion. 2001. vol. 41. P. 367-378.