автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему: Когнитивно-функциональные аспекты контрастной оценки в тексте
Полный текст автореферата диссертации по теме "Когнитивно-функциональные аспекты контрастной оценки в тексте"
На правах рукописи
Явецкий Алексей Витальевич
КОГНИТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНТРАСТНОЙ ОЦЕНКИ В ТЕКСТЕ
Специальность 10 02 19 - Теория языка
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
□ОЗ1660в0
Москва - 2008
003166080
Работа выполнена на кафедре общего и сравнительного языкознания Государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет»
Научный руководитель доктор филологических наук,
доцент Ольга Камалудиновна Ирисханова
Официальные оппоненты. доктор филологических наук, профессор
Галина Георгиевна Молчанова
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Лариса Григорьевна Лузина
Ведущая организация Московский городской
педагогический университет
Защита состоится <£■?>•> г часов на заседании
диссертационного совета Д '212 135 02 при ГОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет» по адресу 119034, Москва, ул Остоженка 38
С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном читальном зале библиотеки ГОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет»
Автореферат разослан 2008 г
Ученый секретарь диссертационного совета
В С Страхова
Данная работа представляет собой исследование в области когнитивной семантики и посвящена изучению языковых средств противопоставления оценок Контрастная оценка рассматривается как проявление более общего когнитивного процесса контрастирования, в ходе которого говорящие, используя определенные языковые единицы, противопоставляют концептуализируемые объекты и события по одному или нескольким признакам При оценочном контрастировании когнитивно выделенными оказываются определенные свойства объектов, которые соотносятся со структурами ценностных знаний, хранящимися в долговременной памяти коммуникантов В тексте процессы оценочного контрастирования могут реализовываться широким диапазоном языковых средств - от устойчивых антомических пар (хороший ~ плохой, умный ~ глупый и пр) до окказиональных противопоставлений разнородных лексических единиц, синтаксических конструкций или фрагментов текста Данные языковые средства позволяют коммуникантам оперировать когнитивными структурами различной степени конвенциональное™ и сложности на соответствующем этапе развертывания текста
Предметом настоящего исследования являются когнитивные механизмы и структуры, задействованные в построении контрастных оценочных значений в конкретных актах коммуникации, а в качестве объекта исследования выступают различные средства вербализации контрастной оценки в русских и английских художественных текстах
Актуальность исследования определяется растущим интересом лингвистов к роли языковых единиц в процессах концептуализации и категоризации мира, протекающих в режиме реального времени в ходе осуществления человеком дискурсивной деятельности Актуальным является обращение к когнитивно-функциональным аспектам построения контрастных значений в конкретном типе текста, что позволяет вскрыть общие когнитивные механизмы противопоставления оценок не только для конвенциональных лексических единиц, но и для всего разнообразия
языковых средств, используемых коммуникантами в целях построения оценочных контрастов в тексте Предложенный в работе когнитивно-функциональный анализ способов вербализации контрастной оценки актуален также для исследования особенностей лингвокреативной деятельности человека в целом, изучение которой на сегодняшний день становится приоритетной задачей не только когнитивной семантики, но и лингвистики в целом [Ирисханова 2004]
В ходе исследования выдвигается следующая гипотеза: построение контрастных оценочных значений с помощью различных языковых средств представляет собой гибкий когнитивный процесс, предполагающий возможность отклонения от прототипической симметричной схемы оценочного контраста, в которой концептуализируемые объекты противопоставляются по определенному признаку и помещаются на оценочной шкале на равном удалении от нормы или условного «нуля признака» Нарушение симметрии может происходить уже на уровне системных отношений между языковыми единицами с противопоставленными значениями, однако в полной мере гибкость соответствующих когнитивных структур проявляется непосредственно в дискурсе
Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы изучить динамику когнитивных структур, лежащих в основе контрастной оценки, путем анализа системных и функциональных аспектов семантики языковых единиц, участвующих в построении оценочных контрастов в тексте
Цель диссертации определяет постановку и решение следующих задач
1) проанализировать и систематизировать различные подходы к изучению контраста и контрастной оценки в отечественной и зарубежной лингвистике,
2) вскрыть связь механизма контрастирования и процесса оценивания, а также их роль в концептуализации и категоризации мира, обосновать
целесообразность исследования контрастной оценки с когнитивных позиций,
3) изучить когнитивные механизмы в основе контрастной оценки и предложить основные способы моделирования контрастных оценочных значений,
4) исследовать модификации когнитивных структур, задействованных в контрастной оценке, как в системном аспекте (на уровне конвенциональной антонимии), так и в режиме текущей коммуникации (включая окказиональные средства реализации оценочного контрастирования),
5) выявить факторы, определяющие направление и языковые способы реализации контрастных оценок в русских и англоязычных текстах
Материалом исследования послужили современные (созданные за последние 25-30 лет) тексты художественной литературы на русском и английском языках, демонстрирующие значительное разнообразие в способах контрастной оценки Методом сплошной выборки были проанализированы произведения таких современных русско- и англоязычных авторов, как В Попов, Д Рубина, Т Толстая, Н Толстая, JI Улицкая, J Barnes, W Boyd, К Ishiguro, V S Pntchett, S Rushdie, G Swift, R Tremain, W Trevor, F Weldon и др (общий объем - около 4000 страниц) В ходе анализа выявлено около 500 примеров контрастной оценки на русском языке и 600 примеров - на английском языке
Методологической базой данного исследования служит когнитивная теория семантики языковых единиц, в рамках которой обосновывается обусловленность семантических процессов общими особенностями когнитивной деятельности человека, а языковые выражения рассматриваются как средства творческого «конструирования» мира (см работы В 3 Демьянкова, О К Ирисхановой, А В Кравченко, Е С Кубряковой, Дж Лакоффа, Р Лэнекера, Г Г Молчановой, Л Тэлми, Ж Фоконье и др)
Методика исследования основана на выделении взаимодействующих друг с другом факторов, обусловливающих характер и направление построения контрастных оценочных значений, и на последовательном
изучении языковой реализации процессов контрастного оценивания в конкретном типе текстов различных языков В ходе исследования применялись следующие методы: описательный метод для анализа и классификации языковых фактов, метод концептуального анализа, позволяющий установить характер когнитивной базы оценки с опорой на семантику противопоставленных языковых единиц, метод контекстуального анализа, раскрывающий особенности реализации контрастной оценки в тексте и способствующий разграничению оценочных и не-оценочных языковых единиц и высказываний, а также эксплицитных и имплицитных контрастных оценок, метод когнитивного моделирования (в частности, метод построения образ-схем и ментальных пространств), позволяющий исследовать динамику контрастной оценки - в том числе асимметрию оценочных значений, взаимные переходы образ-схем, а также выявить ряд факторов, определяющих характер и способы построения оценочного контраста
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые
- явление контрастной оценки получает когнитивное описание в контексте общих процессов концептуализации и категоризации мира, протекающих в режиме реального времени,
- показано, что контрастная оценка реализует творческую способность нашего сознания сопоставлять и противопоставлять разнообразные сущности как на поверхностном уровне различных языковых единиц и подсистем языка, так и на глубинном уровне когнитивных структур (фреймов, концептуальных метафор, образ-схем, ментальных пространств),
- проведено когнитивное моделирование оценочного контрастирования и показано, что в основе построения контрастных оценочных значений в языке лежат определенные образ-схемы (ШКАЛА, КОНТЕЙНЕР и их гибриды),
- выявлены особенности модификаций образ-схем, приводящие к асимметрии и, как следствие, к ограничениям на сочетаемость многозначных
прилагательных-антонимов с существительными, а также в некоторых других типах словосочетаний,
- установлены факторы, определяющие динамику когнитивных структур при построении контрастных оценочных значений в конкретном типе русско- и англоязычных текстов
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и объяснении когнитивных оснований построения контрастных оценочных значений в языке, что позволяет расширить существующие представления о феномене контраста оценок в целом и о семантике конвенциональных и окказиональных языковых средств, выражающих контрастную оценку, в частности Выявление общих закономерностей модификации оценочных контрастов в тексте на уровне образ-схем и ментальных пространств способствует уточнению концептуального аппарата когнитивной лингвистики Установление факторов, определяющих динамику построения контрастных значений в тексте, вносит вклад в развитие когнитивно-дискурсивной парадигмы
Практическая ценность работы состоит в том, что результаты комплексного анализа факторов и языковых средств противопоставления оценок в русском и английском языках могут быть использованы в теоретических курсах по общему языкознанию, лексикологии, когнитивной семантике, анализу дискурса, стилистике, а также в практике преподавания русского и иностранных языков для развития навыков владения устной и письменной речью
Апробация работы Основные положения диссертации и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общего и сравнительного языкознания МГЛУ в октябре 2005 года и в октябре 2007 года, а также на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (МГУ им Ломоносова, Москва, апрель 2007 г), Международной конференции «Ассерция и негация в языке» (Институт языкознания РАН, Москва, май 2007 г) и Международной конференции
"Types of Frames and Concepts - VII" (Университет им Гейне, Дюссельдорф, август 2007 г)
На защиту выносятся следующие положения
1 Построение контрастной оценки в языке предполагает реализацию механизма контрастирования, в ходе которой проявляется универсальная когнитивная способность человека противопоставлять объекты и их свойства, исходя из содержащихся в долговременной памяти представлений о мире Контрастирование действует на разных участках языковой системы (от фонологических оппозиций и лексической антонимии до противительных синтаксических конструкций) и изначально опирается на телесный опыт взаимодействия человека с действительностью Это предполагает гештальтность восприятия объектов, противопоставление фигуры и фона, базы и профиля, умение строить пространственные метафоры и пр
2 Языковые единицы с контрастными оценочными значениями играют особую роль в концептуализации и категоризации мира, так как способствуют построению в режиме текущей коммуникации концептуальных структур и иерархий на основе оценочных признаков, находящихся в отношении противопоставления
3 Концептуальные структуры для прототипических контрастных оценочных значений традиционно представляются в когнитивной семантике в виде симметричных образ-схем - когнитивных моделей ШКАЛА и КОНТЕЙНЕР В них на некоторой шкале или внутри условного замкнутого пространства выделяются две равнозначные зоны оценочного признака, расположенные на одинаковом удалении от «нуля» или «нормы» признака Однако в условиях реальной коммуникации подобная симметрия может нарушаться Асимметрия моделей ШКАЛА и КОНТЕЙНЕР проявляется уже на уровне конвенциональных антонимических пар с участием многозначных прилагательных При переходе от основных значений данных лексем к периферийным происходит референциальный сдвиг, который приводит к внутренним изменениям или к смене типа образ-схем, а в некоторых случаях
- к ограничениям и даже запрету на построение контрастных отношений
4 В тексте построение контрастной оценки может значительно усложняться, что приводит к дальнейшему нарушению симметрии образ-схем Направление этих изменений обусловлено действием ряда факторов - в частности, тем, какие признаки (или кластер признаков) выбирает говорящий в качестве основания контрастной оценки, как оцениваются категориальные свойства референтов (их принадлежность к ядру или периферии категории), каким образом концептуализируется норма признака и пр
5 Данные факторы определяют характер языковых единиц и их роль в реализации оценочного контрастирования в тексте Языковые единицы, задействованные в построении контрастной оценки, не только выступают средством выражения асимметричных модификаций образ-схем и создания множественных контрастов, но и служат ключами для осуществления говорящими разнообразных инференций в случаях имплицитной, или «свернутой» контрастной оценки
Структура работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 333 наименования, в том числе 40 на иностранных языках, списка источников фактического материала и списка лексикографических источников
Во введении представляется общая характеристика работы, обосновывается выбор темы и ее актуальность, определяются цель и задачи исследования, его научная новизна, теоретическая значимость, практическая ценность
В первой главе дается общее определение контраста как функционального принципа различных уровней языковой системы, а также определение контрастирования как одного из базовых механизмов концептуализации и категоризации, значение которого в лингвокогнитивных исследованиях до настоящего момента не было раскрыто в должной степени
Вторая глава содержит уточненное определение оценки, а также описание когнитивных моделей, лежащих в основе контрастных оценочных
значений в системном аспекте - на уровне конвенциональных антонимических пар с участием прилагательных Для объяснения и классификации наиболее типичных случаев отклонения от симметричных образ-схем, определяющих сочетаемость оценочных имен прилагательных и существительных, вводится и эксплицируется понятие референциального сдвига
В третьей главе проанализированы тексты художественной литературы на русском и английском языках и выявлены лингвокогнитивные факторы, определяющие построение контрастной оценки в тексте факторы когнитивной базы оценки, прототипичности референта, нормы контрастной оценки и эксплицитности / имплицитности контрастной оценки
В заключении в обобщенном виде изложены результаты исследования и намечены его перспективы
Содержание работы В Главе I «Концепции контраста в лингвистических исследованиях» содержатся теоретические и методологические предпосылки исследования контрастной оценки Исходным является понимание того, что данное явление включает в себя оценивание как умение выделять свойства объектов и соотносить их с концептуальными структурами, представляющими систему ценностей человека или языкового коллектива Контрастная оценка также предполагает реализацию более широкой когнитивной способности -способности к противопоставлению объектов и их свойств Последняя опирается на умение выделять различия на фоне тождеств при концептуализации объектов, строить категории разной степени устойчивости по принципу противоположности, а также создавать в ходе дискурсивной деятельности множественные фокусы внимания, помещая в них противопоставленные свойства концептуализируемых референтов
В работе показано, что несмотря на отсутствие строгих понятий «контрастный», «контраст» и «контрастирование», само явление контрастной оценки - под различными терминологическими обозначениями - получило
описание в основных лингвистических школах и направлениях логических, системно-структурных, лингвосемиотических, культурологических, лингвофилософских, а в последние годы - и в когнитивных исследованиях
Отмечается, что во взглядах многих лингвистов на оценочное контрастирование прослеживается влияние общефилософских идей о познании как диалектическом процессе, построенном на противопоставлении сущностей (ср бинарную «аристотелеву» логику, познавательные антиномии И Канта, В фон Гумбольдта, а также труды Г Ф Гегеля, Ж Дерриды и др ) Так, в рамках логической парадигмы для исследования семантики языковых фактов разработана общая методологическая модель контраста, построенная на понятиях истинности / ложности, (не)тождественности и отрицания (см [Фреге 2000, Михайлов 1987, Арутюнова 1983, 1988, Новиков 1973, Попов 2005, А И Степанов 2004]) В лингвосемиотической культурологии контраст рассматривается в контексте ценностных представлений носителей языка о мироустройстве в виде дискретных бинарных оппозиций типа высокий ~ низкий, теплый ~ хоюдный, левый ~ правый [Мелетинский 2000], удвоения действительности на предмет и его двойник, перехода диадического мировидения в триадическое [Фрейденберг 1998, Иванов 1999, Леви-Строс 1999, Лотман 2000, Мелетинский 2000, Меркулов 2003, Режабек 2003, Бескова 2004, Генон 2004, А И Степанов 2004], а также в виде оппозиций культурных констант - концептов и антиконцептов [Ю С Степанов 2004, 2007, Воркачев 2007]
Кроме того, современные исследования языковых средств вербализации контрастных отношений между объектами нередко опираются на данные других наук - эстетики [Выготский 2001], психологии (особенно теории восприятия [Артемьева 1999, Солсо 2002, Дружинин, Ушаков (ред ) 2002, Барабанщиков 2006]), теории коммуникации [Якобсон 1985, Иванов 1999] и др Результаты подобных междисциплинарних исследований содержатся, в частности, в работах по стилистике [Привалова 1971, Телия 1986, Шаховский 1987], когнитивной семантике [Минина 1995, Рымарева
2003, Карасик 2004], анализу дискурсивных стратегий [ван Дейк 1989, Янко 2001] и лингвопрагматике [Стивенсон 1985, Clark 1992, Horn 2006]
Однако, несмотря на наблюдаемое в последние годы расширение проблематики и появление новых ракурсов в изучении контрастирования (в том числе оценочного) как языкового явления, исследование данного феномена еще в значительной степени находится под влиянием традиционной системно-структурной парадигмы Это проявляется, в частности, во многих лексикологических исследованиях, в которых данное явление анализируется главным образом в контексте конвенциональной антонимии При этом контрастирующие пары лексем рассматриваются как относительно замкнутые образования, построенные по принципу симметричной равноудаленное™ от условного «нуля признака», или нормы (см , например, [Новиков 1973, Калинин 1978, Иванова 1982, Михайлов 1987, Кузнецова 1989, Васильев 1990, Никитин 1996, Лайонз 2003, Греймас 2004] и
др)
Вместе с тем наличие в языке многочисленных случаев нарушения подобной симметрии (ср большой человек ~ маленький человек и большой зануда ~ *маленький зануда) свидетельствует о том, что разнообразие языковых средств позволяет говорящим осуществлять контрастное оценивание объектов разными способами и при необходимости отклоняться от прототипических схем противопоставления оценок
Предлагаемый в работе когнитивно-функциональный подход к данному феномену позволяет выявить глубинные процессы, стоящие за подобными модификациями, и открывает возможности для моделирования путей построения контрастных оценочных значений в тексте с учетом общей когнитивной способности человека к противопоставлению концептуализируемых объектов и их свойств В нашем исследовании мы рассматриваем контрастную оценку как один из важнейших механизмов творческого конструирования образа мира, концептуализации и категоризации действительности Для исследования и описания семантики
языковых средств контрастной оценки используются следующие базовые понятия когнитивной лингвистики образ-схема, база оценки, ментальное пространство
Образ-схема (Дж Лакофф, М Джонсон, Р Лэнекер и др) - один из разработанных в когнитологии способов описания семантики языковых единиц в виде образной схемы, топографической «картинки» Эта когнитивная структура представляет в виде метафорической модели некоторую прототипическую ситуацию, в которой объекты противопоставляются по оценочному признаку В частности, семантику антонимичных прилагательных большой ~ маленький (мужчина) можно представить в виде образ-схемы ШКАЛА (рис 1), которая иллюстрирует градуальность оценочного признака размер, т е возможность постепенного изменения его интенсивности (что выражается, например, в наличии сравнительной степени прилагательных) Однако в значении 'взрослый ~ невзрослый' (ср Ты уже большой, сам можешь завязать шнурки ~ Ведешь себя, как маленький) те же прилагательные будут описываться с помощью неградуируемой образ-схемы КОНТЕЙНЕР (рис 2), представляющей закрытое «семантическое пространство» с двумя «отсеками» для каждого прилагательного Схема КОНТЕЙНЕР подчеркивает тот факт, что объекты, концептуализируемые через противопоставление свойств, делятся в нашем сознании на две непересекающиеся категории
возраст + зрелость
< а.
?
большой
^^юленький
О о
большой маленький
Рис 1
Рис 2
База оценки представляет собой признак, по которому осуществляется контрастное оценивание (величина, красота, доброта и пр) и на котором выделяются противопоставленные друг другу области оценивания (ср
красивый ~ страшный и прекрасный ~ уродливый)
Понятие ментального пространства (Ж Фоконье, М Тернер и др ) используется в работе для анализа текстового материала и понимается как когнитивная структура, создаваемая говорящими для нужд текущего момента на данном этапе развертывания текста При этом в тексте оценочное контрастирования может разворачиваться как внутри одного ментального пространства, так и распределяться по нескольким ментальным пространствам
Применение терминологического аппарата когнитивно-функциональной лингвистики в данной работе позволяет не только выявить нюансы в семантике языковых средств контрастной оценки, но и перенести исследование в область дискурсивной деятельности, сосредоточившись также на активной роли субъекта контрастной оценки в процессах «онлайновой» концептуализации и категоризации мира
Вторая глава «Динамика когнитивных структур в основе контрастных оценочных значений системный аспект» содержит уточненное определение оценки, под которой понимается выделение в объекте некоторого качества и соотнесение этого качества со структурами ценностных знаний, хранящимися в долговременной памяти говорящего Мы исходим из прагматического понимания ценности, при котором оцениваться может любое свойство объекта, являющееся значимым для текущей деятельности При данном подходе, позволяющем трактовать ценность и ценностные знания широко, в поле зрения исследователя могут попадать различные признаки, а не только те, которые связаны с представлениями о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном и пр При этом учитывается прежде всего субъект оценки, его мотивы и потребности [А Н Леонтьев 1975] Следовательно, в изучение оценки (в том числе контрастной) вовлекается коммуникативная ситуация в целом, которая дает ключ для понимания того, какое именно качество в данном контексте выступает базой оценки и почему
Широкое понимание оценки отражает, таким образом, сложность и многоаспектность этого явления В традиционной аксиологии предлагались различные классификации оценки, включающие такие виды, как сенсорные, сублимированные и рационалистические оценки, и их разновидности -например, психологические, эстетические, этические, утилитарные и т д [Арутюнова 1988 75-76, Вольф 2002 27] Кроме того, с точки зрения логической семантики оценка характеризуется определенной структурой, объединяющей объект (что оценивается), субъект (кто оценивает) и основание оценки (по какому признаку оценивается объект) [Фреге 2000]
Однако в логической семантике все структурные компоненты описывались статично, процесс оценивания рассматривался преимущественно с точки зрения своего результата - оценочного суждения Задача когнитивно-функционального подхода заключается в том, чтобы представить оценивание как один из видов когнитивной деятельности, обусловленных текущими задачами коммуникации и ценностными установками субъекта оценки
В настоящей главе также моделируются контрастные оценочные значения в системном аспекте на материале некоторых русских и английских конвенциональных антонимических пар с многозначными прилагательными бочыиой - маленький, дорогой ~ дешевый, good ~ bad, старый ~ новый и др Данные прилагательные представляют для нашего исследования особый интерес Сочетаясь, в силу своей многозначности, с разными существительными, они демонстрируют очевидные отклонения от прототипической симметричной схемы контрастной оценки уже на этапе конвенциональных противопоставлений Отметим, что некоторые из рассмотренных нами лексем изначально не принадлежат к собственно оценочному классу слов (большой ~ маленький), но по мере движения от основных значений к неосновным наблюдается смещение в сторону более выраженной оценочное™, а вместе с этим и нарушение устоявшихся противопоставлений (ср большой ~ маленький кусок, большие ~ маленькие
глаза, большая ~ * маленькая красавица)
В ходе анализа подобных антонимических пар обнаружилось, что конвенциональные антонимические противопоставления в целом следуют двум предложенным в когнитивной семантике моделям - образ-схемам ШКАЛА и КОНТЕЙНЕР Однако фактор многозначности антонимических пар приводит к тому, что данные образ-схемы могут претерпевать существенные изменения уже на уровне сочетаемости языковых единиц в минимальном контексте Указанные отклонения мы связываем с референциальным сдвигом, под которым понимаем не только смену самого референта как объекта контрастной оценки, но и изменения в способах его концептуализации через оценочные признаки - элементарные (концептуально неделимые, такие как размер, интенсивность, красота и др), образующие базу оценки, и интегральные (концептуализируемые как совокупность элементарных признаков, например вежливость, adulthood и др ), которые названы нами когнитивной базой оценки (КБО) Были выделены типы референциального сдвига, при которых
а) некоторые изменения происходят внутри самих образ-схем, при этом тип последних (ШКАЛА или КОНТЕЙНЕР) сохраняется большой мужчина ~ маленький мужчина и большой писатель ~ малоизвестный писатель Для обеих пар образным представлением семантики прилагательных выступает градуируемая схема ШКАЛА, однако в результате референциального сдвига база оценки размер для сочетаний с существительным мужчина меняется на когнитивную базу оценки значимость для сочетаний с существительным писатель (заметим также, что одновременно меняется антоним для прилагательного большой),
б) образ-схема ШКАЛА переходит в образ-схему КОНТЕЙНЕР старый человек ~ молодой чеповек и старый адрес ~ новый адрес Градуируемая база оценки возраст в первой паре сменяется во второй паре неградуируемой и усложненной, т е совмещающей несколько элементарных признаков, КБО время существования + функциональность В сочетаниях
a tiny tableau ~ a large tableau и a tiny boy ~ a grown-up person градуируемая база оценки size сменяется неградуируемой когнитивной базой оценки adulthood,
в) образуются гибридные образ-схемы. сочетающие черты когнитивных моделей ШКАЛА и КОНТЕЙНЕР damp towels ~ dry towels в контексте 7 сап 7 bear damp towels Anything in the world but damp towels ' (F Weldon Weekend) Отметим, что данный тип референциального сдвига встречается достаточно редко и предполагает одновременно два способа концептуализации С одной стороны, база оценки dampness описывается образ-схемой ШКАЛА, т к степень влажности поддается градации С другой стороны, отрицательно оценивается целый класс объектов, основанием для выделения которого служит субъективная категоризация объекта как влажного Говорящий подчеркивает, что начиная с определенной степени градуируемой базы оценки dampness, объекты выделяются в самостоятельную категорию DAMP TOWELS с той же базой оценки, которая описывается, однако, неградуируемой образ-схемой КОНТЕЙНЕР Таким образом, когнитивная модель для данных словосочетаний приобретает вид гибрида - образ-схемы КОНТЕЙНЕР, внутри которой один из полюсов базы оценки (положительный или отрицательный) представлен фрагментом градуируемой образ-схемой ШКАЛА
Анализ материала также показал, что нарушение симметрии в образ-схемах проявляется не только в определенных ограничениях на сочетаемость прилагательных в пределах антонимической пары, но и в запрете на выстраивание контрастных оценочных связей Например старый автомобичъ ~ новый автоиобичь (= 'только что сошедший с конвейера'), но старый мастер (= 'признанный живописец, творивший в старину') ~ *новый мастер Аномальность последнего сочетания объясняется тем, что концепт СТАРЫЙ МАСТЕР может относиться к референтам, подпадающим под определенную категорию - например, ХУДОЖНИК 16-ГО ВЕКА, с прилагательным новый подобной общепринятой категоризации не
существует
Запрет на выстраивание антонимических связей наблюдается в сочетаниях a big spender ~ *а small spender, страшная красавица ~ *нестрашная красавица База оценки для существительного красавица - это красота, при отрицании которой референт не будет причисляться к классу КРАСАВИЦ Такие прилагательные, как страшный, ужасный, бочъшой, awful, big и т п лишаются собственной семантики и выступают исключительно в функции интенсификаторов соответствующих баз оценки, выражаемых существительными По этой причине подобные полностью десемантизированные прилагательные-интенсификаторы не поддаются антонимизации
Следующий этап нашего исследования заключался в рассмотрении дальнейших модификаций контрастных оценочных значений непосредственно в тексте
В третьей главе «Лингвокогнитивные факторы построения контрастных оценочных значений в тексте» выявлен ряд факторов, обусловливающих гибкость построения контрастных оценочных значений и, в конечном счете, использование конкретных языковых средств для вербализации контрастных отношений в определенных контекстах
Были выделены фактор когнитивной базы оценки, фактор прототипичности референта, фактор нормы контрастной оценки и фактор эксплицитности / имплицитности контрастной оценки
Фактор когнитивной базы оценки указывает на то, что качество и количество задействованных в противопоставлении признаков влияет на такие характеристики контрастной оценки, как фокусирование на одной или нескольких когнитивных базах оценки, степень симметричности контрастных оценочных значений и некоторые другие В частности, в тексте противопоставление референтов или разных состояний одного референта нередко осуществляется по целому набору разнородных оценочных признаков, вербализуемых разными частями речи в пределах короткого
отрезка текста, что приводит к созданию многофокусных противопоставлений
Мужиков у Инги бы по множество, все с изъяном от которого первый сынок родился, - подлец был натуральный, военно-морской был хорош собой, но дубина дубиной, Сайд хоть и красавец был, но восточный человек, с другими понятиями, и коварный
Ленечка был, конечно, золото, чистое золото, но его незначительная внешность, лысинка, ручки белые короткопалые, и как он кушает, маленькими долгими жеваниями перекатывая еду во рту, - от всего этого воротило (Л Улицкая Установление отцовства)
Асимметрия оценочных значений достигается здесь путем выстраивания нескольких ментальных пространств, каждое из которых содержит скопление оценочных признаков Первое ментальное пространство (МП,) муж, от которого первый сынок родился характеризуется только одной когнитивной базой оценки - подлость Далее, в МП2 военно-морской муж наблюдается совмещение двух разнородных полюсов КБО на одной оценочной шкале С одной стороны, МП2 характеризуется базой красота, выраженной краткой формой прилагательного хороший, с другой — КБО интеллектуальные способности (метафорический фразеологизм дубина дубиной) При этом большей степенью когнитивной выделенности обладает область отрицательных значений КБО интеллектуальные способности, так как метафора является прагматически более сильным средством выражения отношения говорящего, чем неметафоричное прилагательное глупый МП3 саид также характеризуется двумя разнородными признаками на одной шкале - базой оценки красота (для внешности референта) и КБО злонамеренность (для характера референта) При этом большей степенью когнитивной выделенности обладает отрицательный полюс (восточный человек, с другими понятиями, и коварный), КБО злонамеренность становится когнитивно более выделенной и дает основание для общеотрицательной оценки Сайда В МП4 ленечка оценка внешности и внутреннего мира референта прямо противоположно оценке предыдущих мужей Инги По характеру Ленечка - золото, чистое
золото, но его непривлекательная внешность получает большую степень когнитивной выделенности через многочисленные вербальные средства (лысинка, ручки бечые короткопалые, и как он кушает, маленькими долгими жеваниями перекатывая еду во рту) и, следовательно, является более релевантной в данном контексте
Данный пример демонстрирует комплексное оценочное контрастирование с множественным фокусированием, которое заключается в одновременном построении нескольких когнитивных баз оценки и выделением в них полюсов с разной степенью когнитивной выделенности (см [Талми 2006]) При этом повышается вероятность столкновения таких черт оцениваемых объектов, которые вне контекста не образуют регулярных противопоставлений Например, на каждом полюсе оценочной шкалы, объединяющей два и более ментальных пространств, располагаются несколько признаков - как перцептивных (воспринимаемых непосредственно органами чувств), так и инферентных (получаемых из выводного знания) В подобных кластерах оценочных шкал в роли точки отсчета для построения контраста часто выступают перцептивные признаки, выраженные системными антонимами, - по-видимому, с целью облегчить адресату восприятие комплексных противопоставлений
Avril was scraggy, haggard and pitifully brave Helen was solid and worthy and could afford to be gracious (F Weldon The Bottom Line and the Sharp End)
В данном микротексте в отношениях противопоставления находятся два ментальных пространства - AVRIL и HELEN, каждое из которых содержит целый кластер противопоставленных признаков, моделируемых с помощью образ-схемы ШКАЛА Функцию прагматических ориентиров, облегчающих интерпретацию комплексной контрастной оценки, несут на себе прилагательные scraggy и solid - конвенциональная антонимическая пара, выражающая противопоставление внешних признаков amount of flesh и bonrness Именно они подсказывают, что прилагательные haggard и brave (когнитивные базы оценки exhaustedness и courage), с одной стороны, и
worthy и gracious (когнитивные базы оценки worthiness и generosity) - с другой, вступают в отношение окказионального противопоставления
Фактор прототипичности референта непосредственно связан с процессами категоризации и предполагает противопоставление референтов по признаку «типичный ~ нетипичный», «настоящий ~ ненастоящий» и пр Иными словами, объекты сопоставляются по их принадлежности к ядру или периферии той или иной категории, и контрастная оценка следует, главным образом, образ-схеме КОНТЕЙНЕР При этом референты, относимые к прототипу категории, как правило, получают при контрастировании большую степень когнитивной выделенности и могут получать как позитивную, так и негативную оценку Основными средствами вербализации контраста по прототипичности выступают словосочетания «прилагательное со значением типичности + существительное в роли имени оценочной категории»
'The hair,' she then declared, 'must be stolen [ ] But it must be a genuine robbery, carried out by a real thief, not by one of us who are the hair's victims -by a thief so desperate that he fears neither capture nor curses ' (S Rushdie The Prophet's Hair)
По сравнению с обычными людьми, к которым причисляет себя говорящий, «настоящий вор» получает более подробное описание и даже позитивную оценку Такой неожиданный результат категоризации объясняется тем, что в роли КБО выступает интегральный признак смелость, что в итоге ведет к качественному изменению структуры самой категории смелые люди (ВОРЫ) противопоставляются не-смелым людям (жертвам) Поскольку положительные значения КБО смелость характеризуются большей когнитивной нагруженностью (на что указывает расширенное определение so desperate that he fears neither capture nor curses), то остальные возможные признаки, ассоциируемые с прототипическим концептом THIEF (такие, как жестокость, подлость и др), затемняются, оставляя только положительную оценку смелости референта
Анализ подобных контекстов демонстрирует важную особенность
процессов категоризации в целом гибкость выстраиваемых в тексте категорий и их адаптивность к условиям текущей коммуникации Так, при отклонении от прототипичных представлений становится явным контраст между категорией как структурой, хранящейся в долговременной памяти говорящего, и той категорией, которая образуется в режиме on-line, т е при текущей концептуализации конкретного предмета или ситуации Следовательно, фокусирование внимания на нарушении прототипичности может свидетельствовать об определенных интенциях говорящего и, в частности, о его отношении к несовпадению структур знания различных уровней у говорящих Фактически речь идет об оценке фрагмента внеязыковой действительности, который выражается через отношение говорящего к нарушению прототипичности
7 'от sure it's a mistake to type thoughts directly onto paper Writing words by hand is part of the process '
'Yourprocess '
I don't know any writers who type directly. '
'You know me ' (R Tremain A Shooting Season)
В данном отрывке, представляющем собой диалог двух писателей, выстраивается контраст между общими стереотипными представлениями о работе писателя одного из участников диалога и тем, как работает его собеседник Говорящие создают два противопоставленных ментальных пространства (МП1 и МП2), которые помещаются в соседствующие друг с другом отсеки схемы КОНТЕЙНЕР, условно обозначенной как 'настоящие писатели' в одном из отсеков содержится представление о прототипическом писателе, которому свойственен определенный алгоритм действий - писать от руки и лишь затем печатать рукопись на машинке (Рис 3)
В роли участника второго пространства выступает реальный писатель (один из собеседников), который нарушает этот алгоритм, пропуская действие [writing words by hand] Но построение контраста на этом не заканчивается по мнению одного участника диалога, недостающий признак важен для прототипа категории ПИСАТЕЛИ, для другого участника это свойство не является релевантным Контраст точек зрения приводит к столкновению двух путей категоризации в первом случае реальный писатель не относится вторым собеседником к прототипу данной категории (возможно, даже не является писателем), во втором случае - принадлежит ядру категории (т е категоризует самого себя как НАСТОЯЩЕГО ПИСАТЕЛЯ)
О гибкости процессов концептуализации и категоризации свидетельствует также фактор нормы контрастной оценки, который показывает способность нормы смещаться по оценочной шкале В результате происходит перегруппировка контрастируемых референтов по шкале оценочного признака относительно гипотетической нормы (то, что раньше оценивалось как огромное, становится нормальным при вводе в текст другого, более крупного референта)
Эйлин кочыхачась, и тряпичные руки и ноги мачьчика тоже счегка колыхачись, но гочова его удобно покоилась в угчублении между гигантскими грудями Иветт, сидя у Женевьев на коченях, подрыгивача тощими ногами в такт, а Аньес, уменьшившись от присутствия Эйлин до совершенно нормальных размеров, уложила свои свисающие щеки на руки и чича атеистические слезы на этот старомодный американский псалом (Л Улицкая Путь осла)
В начале текста Аньес характеризуется как крупная женщина, т е значение признака размер для референта Аньес изначально превышает норму Однако далее в фокус внимания попадает референт Эйлин, характеризуемый такими лексемами, как гигантский и кочыхалась Как только фокус внимания возвращается от референта Эйлин к референту Аньес, становится очевидной разница в значениях градуированной образ-схемы размер для обоих референтов Рядом с Эйлин Аньес кажется гораздо меньше,
чем она была раньше, т е референт Аньес уже не воспринимается крупным Таким образом, конструируется новая норма п2, «опорной точкой» которой выступает референт Аньес На шкале признака размер место референтов Аньес и Эйчин определяется теперь относительно новой нормы п2, в области значений которой располагается референт Аньес (т е Аньес воспринимается нормальной по размеру), а для референта Эйлин норма значений превышена (с точки зрения концептуализатора, Эйлин превращается из огромной просто в крупную женщину)
В данном случае мы наблюдаем смещение нормативных значений, которое приводит к новой концептуализации контрастируемых объектов Фокус внимания не только перемещается от одного объекта к другому - он захватывает разные значения одного качества, позволяя постоянно уточнять формируемые ментальные пространства референтных объектов и выстраивать образ мира в целом
Индикатором подобного смещения нормы служит не только атрибутивная лексика, выражающая различную степень проявления признака, но и эмотивная лексика и оценочные метафоры
A very large woman, taller than herself, fllled the doorway from top to bottom, an enormous blob of pink jersey and green skirt, the jersey low and loose an the neck, a face and body inflated to the point of speechlessness (V S Pritchett A Family Man)
С помощью метафоры an enormous blob говорящий индивидуализирует
значение признака SIZE, которое превосходит не только норму, закрепленную
за данным признаком, но и значения, выражаемые семантикой
прагматически более слабых прилагательных big, large или corpulent Тем
самым норма выводится в фокус внимания, и между актуализированным
значением качества и его нормой устанавливается отношение контраста, что
определяет экспрессивность метафоры Далее, по мере попадания в фокус
внимания нового значения, выраженного в оценочной метафоре,
первоначальное значение нормы затемняется При возвращении фокуса
внимания к референтам-носителям менее выраженного качества (которые
характеризуются прагматически слабыми прилагательными, например, fat) последние воспринимаются уже как приближающиеся к норме
В ходе анализа текстового материала мы также рассмотрели случаи имплицитного оценочного контраста, при котором одно из участвующих в противопоставлении ментальных пространств является полностью или частично свернутым Данное явление отражено в понятии фактора эксплицитности / имплицитности контрастной оценки, которое обусловливает присутствие в контексте языковых средств, связующих развернутое и свернутое ментальные пространства и подсказывающих интерпретатору пути декомпрессии, т е восстановления «пробелов» в контрастной оценке В отличие от языковых средств эксплицитного контраста оценок, которые более или менее симметрично распределяются по ментальным пространствам контрастируемых референтов, средства указания на имплицитное противопоставление обладают более выраженной асимметрией К последним относятся, например, непарные прилагательные в сравнительной степени (лучше при отсутствии хуже), противительные конструкции, связывающие неравноценные по степени вербализованности ментальные пространства (оценочное прилагательное одного МП и цепочка глагольных конструкций другого МП), глаголы эмоционально-психических состояний субъекта оценки и др
'We were both just young enough to miss the war, for which we used to give many thanks Fighting for the Germans against the Russians, and then changing ends and fighting for the Russians against the Germans was not particularly pleasant by all accounts The bullets could come from either direction, or even both at the same time But we missed much of that, fortunately ' (J Barnes One of a Kind)
Здесь отрицательную оценку получает контрфактуальное ментальное пространство, представляющее то положение вещей, которое могло бы иметь место (Ж Фоконье) Гипотетическое пространство воина выстраивается эксплицитно говорящий упоминает его актантов (Russians, Germans, bullets, конкретных персонажей, включая говорящего) и действия, подразумевающие уничтожение друг друга (fighting, changing ends, come from either direction), т
23
е контрфактуальное МП когнитивно более выделено На МП реального положения вещей указывает лишь общеположительная оценка, выраженная глагольной конструкцией to give many thanks и наречием fortunately При оценке сталкиваются план реальности с планом возможности, позволяя читателю достроить структуру МП реальности В этом пространстве остаются только конкретные актанты (говорящие), а все остальные признаки и действия приобретают свойство отсутствие признака / действия Иными словами, тот факт, что возможность погибнуть на войне (т е возможность реализации «худшего варианта» с вероятной смертью говорящих) прошла, вызывает положительную оценку говорящего Таким образом, оценочный контраст образуется за счет столкновения между «готовым», эксплицированным гипотетическим МП ВОИНА, содержащим имплицитную отрицательную оценку, и свернутым МП реальности, содержащим эксплицитную позитивную оценку
Другим проявлением имплицитности оценочного контраста являются иронические высказывания (например, Сейчас, пустила>, или Держи карман шире1, или Take те for a fool'), в которых происходит компрессия двух МП (реального поведения человека и стереотипных представлений о свойстве, выраженном в оценочном слове) в единое ментальное пространство клишиированного высказывания Фактор эксплицитности / имплицитности, следовательно, говорит о значимости инферентных процессов, т е операций умозаключения, для построения контрастных оценочных значений
Таким образом, построение оценочных контрастов в тексте может идти как по пути усложнения, так и свертывания когнитивных структур, задействованных в текущих онлайновых процессах концептуализации и категоризации При этом языковые единицы и выражения, участвующие в конструировании контраста, способны обеспечивать или, как пишут когнитологи, «запускать» процессы контрастирования в обоих направлениях, что подтверждают творческую активность говорящего при вербализации свойств оцениваемых референтов (ср [Ирисханова 2004])
Предпринятый анализ открывает ряд перспектив для дальнейших исследований Полученные результаты позволяют наметить новые пути исследования в области функционирования языковых средств контрастной оценки в разных типах дискурса, в частности, в политическом дискурсе, в дискурсе СМИ и пр Перспективным также представляется систематизация и сопоставительный анализ языковых средств реализации контрастной оценки на материале нескольких языков
Выводы, полученные в ходе исследования, нашли отражение в следующих публикациях общим объемом 1,5 п л
1 Явецкий А В Топологическая метафора в моделировании полисемантичных антонимических пар // Межкультурная коммуникация Стилистика-M Рема, 2007 (Вестн Моек гос лингв ун-та, вып 521, сер Лингвистика) - 1 п л
2 Явецкий А В Интенсификация общей оценки человека и типы предикатов // ИСТФИЛ Исследования в гуманитарных науках Вып V - M Лариринт, 2006 - 0,4 п л
3 Явецкий А В Контраст индивидуального и прототипического концептов как основа формирования оценочной метафоры // Материалы XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» Секция «Филология» - M Издательство Московского университета, 2007 -0,1 п л
Заказ № 111/03/08 Подписано в печать 17 03 2008 Тираж 120 экз Уел пл 1,75
ООО "Цифровичок", тел (495) 797-75-76, (495) 778-22-20 ' Ь \vw\v с/г ги , е-тай м/о@с/г ги
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Явецкий, Алексей Витальевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Концепции контраста в лингвистических исследованиях.
1.1 Методологическое значение контраста в системно-структурных исследованиях языка.
1.1.1 Фонология и просодика.
1.1.2 Морфологические категории и синтаксис.
1.1.3 Контраст как антонимия в лексико-семантической системе.
1.2 Контрастирование как механизм концептуализации и категоризации.
1.2.1 Контрастирование как механизм концептуализации.
1.2.2 Когнитивное моделирование контрастных отношений.
ВЫВОДЫ.
ГЛАВА 2. Динамика когнитивных структур в основе контрастных оценочных значений: системный аспект.
2.1 Структура и типология оценочных значений.
2.1.1 Оценка в логических исследованиях.
2.1.2 Оценка в психологических исследованиях.
2.2 Образ-схемы как способ моделирования контрастных оценочных значений.
2.2.1 Образ-схемы ШКАЛА и КОНТЕЙНЕР.
2.2.2 Асимметрия контрастных оценочных значений.
Понятие референциального сдвига.
2.3 Особенности референциального сдвига в антонимических парах с многозначными прилагательными.
2.3.1 Референциальный сдвиг с сохранением типа образ-схемы.
2.3.2 Референциальный сдвиг с изменением типа образ-схемы.
2.4 Особенности референциального сдвига для оценочных имён существительных, обозначающих человека.
ВЫВОДЫ.
ГЛАВА 3: Лингвокогнитивные факторы построения контрастных оценочных значений в тексте.
3.1 Фактор когнитивной базы оценки.
3.2 Фактор прототипичности референта.
3.3. Фактор нормы контрастной оценки.
3.4 Фактор эксплицитности / имплицитности контрастной оценки
ВЫВОДЫ.
Введение диссертации2008 год, автореферат по филологии, Явецкий, Алексей Витальевич
Данная работа представляет собой исследование в области когнитивной семантики и посвящена изучению языковых средств противопоставления оценок в тексте с учётом динамики ментальных структур, лежащих в основе оценочного контрастирования. Соответствующие языковые средства выделяются на основании следующего определения: оцениванием мы считаем выявление в объекте некоторого качества и соотнесение этого качества со структурами ценностных знаний, хранящимися в долговременной памяти говорящего. При этом в процессе оценивания задействованы ментальные структуры различной степени конвенциональное™, которые выражаются как в узуальных антонимических парах, так и в окказиональных противопоставлениях лексических единиц или фрагментов текста по мере развёртывания дискурса.
Предметом настоящего исследования являются лингвокогнитивные и функциональные особенности построения контрастных оценочных значений в конкретных актах коммуникации, а в качестве объекта исследования выступает семантика языковых средств, вербализующих контрастную оценку в русских и английских художественных текстах.
Лингвофилософские аспекты контрастной оценки, особенно её реализации в виде дуальных противопоставлений, на которых основывается языковой знак, так или иначе затрагивались на протяжении всей истории лингвистической науки - от работ античных мыслителей до сочинений представителей постструктуралистских направлений (см.: [Noth 2000: 4— 130]). Среди них можно выделить логическую парадигму, для которой контраст как методологическая модель означает в первую очередь противоположность, или нетождественность. Противоположность, столкновение двух начал уходит корнями в наиболее древние архетипические представления человечества о мироустройстве (см.: [Пелипенко, Яковенко 1998; Юнг 1991]). Так, опыт мифологических представлений воплотился в дискретных бинарных оппозициях типа высокий низкий, тётый ~ холодный, левый ~ правый [Мелетинский 2000: 84 и далее; Cienki 1999; Gyori, Hegedtis 1999]; удвоении действительности на предмет и его двойник; в переходе диадического мировидения в триадическое, а также в гармоничном соединении противоположных начал (см.: [Бескова 2004; Генон 2004: 68, 70-75; Иванов 1999: 382, 384, 505-525, 532-534; Леви-Строс 1999; Лотман 2000: 195; Мелетинский 2000: 66, 168169, 230; Меркулов 2003: 196; Мечковская 2002: 109; Режабек 2003: 39; 219; А. И. Степанов 2004: 89-91; Фрейденберг 1998: 41 и далее]).
Таким образом, на ранних стадиях своего развития человек не может видеть и оценивать мир иначе, чем наложив на него сетку своих представлений. О. М. Фрейденберг пишет: «Первобытный человек замечает самые различные внешние (и по аналогии с внешними элементарно-внутренние) явления. Он чувствует холод и тепло, сытость или голод, приятное нечто и неприятное. Он замечает свет или мрак. Он делает первые наблюдения над сменой явлений, над тем, что одно и то же то есть, то его нет. Но человеческие ощущения и восприятия не тождественны. Как бы ни были верны ощущения первобытного человека, как бы они ни были объективно реальны, он их воспринимал в категориях, сконструированных его сознанием» [Фрейденберг 1998: 32]. Воспринимая внешние предметы, человек, в том числе современный, «воспроизводит их заново, непроизвольно перекомбинируя их отдельные элементы, изменяя одну черту за счет другой, смещая масштабы, связывая их новыми увязками, давая им новое содержание» [Фрейденберг 1998: 26].
Неслучайно в современных науках о человеке всё большее внимание уделяется субъекту познающему, т. е. не просто отражающему, а активно конструирующему мир в своём сознании (см.: [Иванов 2004]). Суть данного подхода, который получил название антропоцентризм, раскрывает в своей работе Ю. М. Лотман: «Человек погружен в реальное, данное ему природой пространство. Константы вращения земли (движения солнца по небосклону), движения небесных светил, временных природных циклов оказывают непосредственное влияние на то, как человек моделирует мир в своем сознании». И далее: «Размеры человека определяют то, что мир механики, ее законов, представляется для человека "естественным", а мир частиц или космических пространств он может представить себе лишь умозрительно и совершив над своим сознанием известное насилие. [.] Соотношение среднего веса человека, силы притяжения земли и вертикального положения тела привели к возникновению универсального для всех человеческих культур противопоставления верх/низ с разнообразными содержательными интерпретациями» [Лотман 2000: 257-258]. Кроме того, само тело человека послужило, скорее всего, основой для таких «асимметричных» символических оппозиций, как правое ~ левое, мужское ~ э/сенское, живое ~ мёртвое [Там же].
Различение, или противопоставление сущностей можно считать исходной точкой в познании вообще - принципом, на котором строится бинарная («аристотелева») логика [А. И. Степанов 2004: 142]. Однако не следует забывать, что аристотелева логика - одна из вершин абстрактной мысли, и что категория противоположности характеризуется более сложной, нежели бинарное деление, логической структурой (см. также [Никитин 1996: 456 и далее]). Ещё пифагорейцы выдвинули предположение, что всё познаваемое характеризуется гармонией - соразмерностью чисел, без которой нет связи вечного постоянства в мире. «Гармония вообще возникает из противоположностей. Ибо гармония есть соединение разнообразной смеси и согласие разнообразного» [Лосев 2000: 290] и конечном счёте рождает из неупорядоченного хаоса красоту природы и человека (см. также [Попов 2005: 123-124; Урманцев 1974: 13-14]). Если же оставить только одну из противоположностей, то мир для нашего восприятия перестанет существовать, «ибо всякое познание должно отличить познаваемый предмет от всякого другого и тем самым его ограничить, определить» [Лосев 2000: 291] (ср. [Греймас 2004: 26]). Одним из частных проявлений гармонии является принцип симметрии, на познавательную и эстетическую ценность которого неоднократно указывалось в литературе (см.: [Акопян 1980; Вейль 2003: 38-45; Иванов 1999: 382; Мугдуева 1989; Сонин 1987; Шубников, Копцик 2004]).
С развитием философской мысли (и особенно в немецкой классической философии) диалектика противоположностей стала рассматриваться как двойственность - наличие и взаимодействие двух неразрывно связанных понятий. В качестве примера можно привести познавательные антиномии И. Канта, возникающие при переходе от феноменального к ноуменальному, а также соотношение противостоящих категорий «одно» и «многое», которое, по Г. Ф. Гегелю, достигается разделением логической формы понятия на такие диады, как «единичное - особенное» и другие (см.: [Попков 2004: 236— 239]). В XX веке проблемой взаимодействия противоположностей в познании занимался Ж. Деррида. Им был выдвинут тезис, что всякий концепт «вписан в последовательность или в систему, внутри которой он отнесён к [.] другим концептам систематической игрой различий» [Деррида 1999: 181].
Следует также отметить, что диалектика противоположностей, выраженная в числах, нашла практическое применение в кибернетических системах. В частности, система двоичного исчисления строится на бинарной оппозиции замкнутых (отсутствие сопротивления обозначается символом «0») и разомкнутых полюсов релейных схем (бесконечное сопротивление представлено символом «1» [Соломоник 2004: 54; Шеннон 1963: 10-13]).
Менее акцентировано методологическое значение контраста как способа моделирования в психологической парадигме, хотя последняя считает контрастирование, т. е. столкновение различных перцептивных элементов, одним из базовых механизмов, благодаря которым конструируется целостный образ объекта (см.: [Барабанщиков 2006; Дружинин, Ушаков (ред.) 2002; Грегори 2003; Солсо 2002; Шамис 2005; Pike, Edgar 2005]). Среди междисциплинарных исследований, в которых предпринимались попытки связать контраст и оценку, необходимо упомянуть работы, объединившие эстетические [Выготский 2001], психологические [Брудный 1971; Артемьева 1999], коммуникативные и стилистические аспекты контрастной оценки [Андреева 1986; Белодед 1971; Болинджер 1972; Болотнова 1994; Виноградов 1963; Волек 19956; ван Дейк 1989; Карасик 2004; Клименко, Симхович 1990; Копылова 1995; Лозинская 1988; Лопатин 1992; Макаров 2003; Минина 1995; Новиков 2001; Павлов 1972; Павлович 1981; Папина 2002; Привалова 1971; Рымарева 2003; Сидоренко 1972; Стивенсон 1985; Телия 1986; Шаховский 1987; Ягубова 1995; Якобсон 1985; Янко 2001; Clark 1992; Horn 2006].
Однако, несмотря на большое количество исследований в рамках различных дисциплин, не исключая лингвистику, контрастная оценка ещё в значительной степени находится «в плену» у традиционной системно-структурной парадигмы, что особенно заметно во многих лексикологических исследованиях антонимии (см., например; [Васильев 1990; Виноградов 1977; Вольф 1978; Греймас 2004; Докторевич 1972; Дунаевский 1988; Иванова 1982; Калинин 1978; Костючук 1972; Котелова 1975; Кузнецова 1989; Лайонз 2003; Ломакина 1988; Михайлов 1987; Никитин 1996; Новиков 1973; Шубина 1983] и др.). Вместе с тем широкое распространение в разных языках разнообразных средств вербализации контрастной оценки свидетельствует об универсальности и значимости противопоставления объектов и событий по тем или иным оценочным признакам для процессов восприятия и осмысления мира1. Поэтому актуальность изучения лингвистических средств контрастной оценки в русле когнитивных теорий языка обусловлена необходимостью представить данный языковой феномен в более широком контексте концептуализации и категоризации мира, осуществляемых человеком в ходе непосредственного вербального общения. Подобное исследование позволило бы, с одной стороны, показать общие когнитивные механизмы, лежащие в основе противопоставления оценок, не только для
1 Следует оговориться, что мы не упоминали результатов, полученных контрастивной лингвистикой при сопоставлении способов оценки в разных языках, исключительно потому, что подобная задача не ставится в настоящей работе. 8 конвенциональных лексических единиц, но и для всего широкого диапазона языковых средств, используемых коммуникантами в целях построения оценочных контрастов в тексте. С другой стороны, когнитивно-функциональный анализ способов вербализации контрастной оценки способствовал бы дальнейшему изучению особенностей лингвокреативной деятельности человека, исследование которой на сегодняшний день становится приоритетной задачей не только когнитивной семантики, но и лингвистики в целом [Ирисханова 2004].
В ходе исследования мы выдвигаем следующую гипотезу: построение контрастных оценочных значений с помощью различных языковых средств представляет собой гибкий когнитивный процесс, предполагающий возможность отклонения от прототипической симметричной схемы оценочного контраста, в которой концептуализируемые объекты противопоставляются по определённому признаку и помещаются на оценочной шкале на равном удалении от нормы или условного «нуля признака». Нарушение симметрии может происходить уже на уровне системных отношений между языковыми единицами с противопоставленными значениями, однако в полной мере гибкость соответствующих когнитивных структур проявляется непосредственно в дискурсе.
Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы изучить динамику когнитивных структур, лежащих в основе контрастной оценки, путём анализа системных и функциональных аспектов семантики языковых единиц, участвующих в построении контрастной оценки в тексте.
Цель диссертации определяет постановку и решение следующих задач:
1) проанализировать и систематизировать различные концепции контраста и контрастной оценки в отечественной и зарубежной лингвистике;
2) вскрыть связь механизма контрастирования и процесса оценивания, а также их роль в концептуализации и категоризации мира, обосновать целесообразность исследования контрастной оценки с когнитивных позиций;
3) изучить когнитивные механизмы в основе контрастной оценки и предложить основные способы моделирования контрастных оценочных значений;
4) исследовать модификации когнитивных структур, задействованных в контрастной оценке, как в системном аспекте (на уровне конвенциональной антонимии), так и в режиме текущей коммуникации (включая окказиональные средства реализации оценочного контрастирования);
5) выявить факторы, определяющие направление и языковые способы реализации контрастных оценок в русско- и англоязычных текстах.
Материалом исследования послужили современные (созданные за последние 25-30 лет) тексты художественной литературы на русском и английском языках, демонстрирующие значительное разнообразие в способах контрастной оценки. Методом сплошной выборки были проанализированы произведения таких современных русско- и англоязычных авторов, как В. Попов, Д. Рубина, Т. Толстая, Н. Толстая, JI. Улицкая, J. Barnes, W. Boyd, К. Ishiguro, V. S. Pritchett, S. Rushdie, G. Swift, R. Tremain, W. Trevor, F. Weldon и др. (общий объём - около 4000 страниц). В ходе анализа выявлено около 500 примеров контрастной оценки на русском языке и 600 примеров - на английском языке.
Методологической базой данного исследования служит когнитивная теория семантики языковых единиц, в рамках которой обосновывается обусловленность семантических процессов общими особенностями когнитивной деятельности человека, а языковые выражения рассматриваются как средства творческого «конструирования» мира (см. работы В. 3. Демьянкова, О. К. Ирисхановой, А. В. Кравченко, Е. С. Кубряковой, Дж. Лакоффа, Р. Лэнекера, Г. Г. Молчановой, Л. Тэлми, Ж. Фоконье и др.).
Методика исследования основана на выделении взаимодействующих друг с другом факторов, обусловливающих характер и направление построения контрастных оценочных значений, и на последовательном изучении языковой реализации- процессов контрастного оценивания в конкретном типе текстов различных языков. В ходе исследования применялись следующие методы: описательный метод для анализа и классификации языковых фактов; метод концептуального анализа, позволяющий установить характер когнитивной базы оценки с опорой на семантику противопоставленных языковых единиц; метод контекстуального анализа, раскрывающий особенности реализации контрастной оценки в тексте и способствующий разграничению оценочных и не-оценочных языковых единиц и высказываний, а также эксплицитных и имплицитных контрастных оценок; метод когнитивного моделирования (в частности, метод построения образ-схем и ментальных пространств), позволяющий исследовать динамику контрастной оценки - в том числе асимметрию оценочных значений, взаимные переходы образ-схем, а также выявить ряд факторов, определяющих характер и способы построения оценочного-контраста.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые:
- явление контрастной оценки получает когнитивное описание в контексте общих процессов концептуализации и категоризации мира, протекающих в режиме реального времени;
- показано, что контрастная оценка реализует творческую способность нашего сознания сопоставлять и противопоставлять разнообразные сущности как на поверхностном уровне различных языковых единиц и подсистем языка, так и на глубинном уровне когнитивных структур (фреймов, концептуальных метафор, образ-схем, ментальных пространств);
- проведено когнитивное моделирование оценочного контрастирования и показано, что в основе построения контрастных оценочных значений в языке лежат определённые образ-схемы (ШКАЛА, КОНТЕЙНЕР и их гибриды);
- выявлены особенности модификаций образ-схем, приводящие к асимметрии и, как следствие, к ограничениям на сочетаемость многозначных прилагательных-антонимов с существительными, а также в некоторых других типах словосочетаний;
- установлены факторы, определяющие динамику когнитивных структур при построении контрастных оценочных значений в конкретном типе русско- и англоязычных текстов.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и объяснении когнитивных оснований построения контрастных оценочных значений в языке, что позволяет расширить существующие представления о феномене контраста оценок в целом и о семантике конвенциональных и окказиональных языковых средств, выражающих контрастную оценку, в частности. Выявление общих закономерностей модификации оценочных контрастов в тексте на уровне образ-схем и ментальных пространств способствует уточнению концептуального аппарата когнитивной лингвистики. Установление факторов, определяющих динамику построения контрастных значений в тексте, вносит вклад в развитие когнитивно-дискурсивной парадигмы.
Практическая ценность работы состоит в том, что результаты комплексного анализа факторов и языковых средств противопоставления оценок в русском и английском языках могут быть использованы в теоретических курсах по общему языкознанию, лексикологии, когнитивной семантике, анализу дискурса, стилистике, а также в практике преподавания русского и иностранных языков для развития навыков владения устной и письменной речью.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Построение контрастной оценки в языке предполагает реализацию механизма контрастирования, в ходе которой проявляется универсальная когнитивная способность человека противопоставлять объекты и их свойства, исходя из содержащихся в долговременной памяти представлений о мире. Контрастирование действует на разных участках языковой системы (от фонологических оппозиций и лексической антонимии до противительных синтаксических конструкций) и изначально опирается на телесный опыт взаимодействия человека с действительностью. Это предполагает гештальтность восприятия объектов, противопоставление фигуры и фона, базы и профиля, умение строить пространственные метафоры и пр.
2. Языковые единицы с контрастными оценочными значениями играют особую роль в концептуализации и категоризации мира, так как способствуют построению в режиме текущей коммуникации концептуальных структур и иерархий на основе оценочных признаков, находящихся в отношении противопоставления.
3. Концептуальные структуры для прототипических контрастных оценочных значений традиционно представляются в когнитивной семантике в виде симметричных образ-схем - когнитивных моделей ШКАЛА и КОНТЕЙНЕР. В них на некоторой шкале или внутри условного замкнутого пространства выделяются две равнозначные зоны оценочного признака, расположенные на одинаковом удалении от «нуля» или «нормы» признака. Однако в условиях реальной коммуникации подобная симметрия может нарушаться. Асимметрия моделей ШКАЛА и КОНТЕЙНЕР проявляется уже на уровне конвенциональных антонимических пар с участием многозначных прилагательных. При переходе от основных значений данных лексем к периферийным происходит референциальный сдвиг, который приводит к внутренним изменениям или к смене типа образ-схем, а в некоторых случаях - к ограничениям и даже запрету на построение контрастных отношений.
4. В тексте построение контрастной оценки может значительно усложняться, что приводит к дальнейшему нарушению симметрии образ-схем. Направление этих изменений обусловлено действием ряда факторов — в частности, тем, какие признаки (или кластер признаков) выбирает говорящий в качестве основания контрастной оценки, как оцениваются категориальные свойства референтов (их принадлежность к ядру или периферии категории), каким образом концептуализируется норма признака и пр.
5. Данные факторы определяют характер языковых единиц и их роль в реализации оценочного контрастирования в тексте. Языковые единицы, задействованные в построении контрастной оценки, не только выступают средством выражения асимметричных модификаций образ-схем и создания множественных контрастов, но и служат ключами для осуществления говорящими разнообразных инференций в случаях имплицитной, или «свёрнутой» контрастной оценки.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 333 наименования (в том числе 40 на иностранных языках), списка источников фактического материала и списка лексикографических источников.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Когнитивно-функциональные аспекты контрастной оценки в тексте"
Результаты исследования показали, что оценочное контрастирование, в ходе которого человек соотносит данный в восприятии опыт с хранящимися в долговременной • памяти структурами ценностных знаний, также играет значительную роль в формировании* концептов и других концептуальных структур (в частности, категорий). Оценочный контраст важен не только для-устойчивых, но и для сиюминутных концептуальных структур, т. е. создаваемых для нужд текущего момента. В языке это свойство проявляется, с одной стороны, в наличии конвенциональных антонимических пар, с другой - в, способности говорящих относительно легко создавать в тексте новые контрастные отношения между языковым единицами и выражениями.
Анализ семантики некоторых устойчивых антонимических пар с участием прилагательных выявил целесообразность моделирования4 контрастных оценочных значений в виде когнитивных образ-схем ШКАЛА и КОНТЕЙНЕР. Однако дальнейшее исследование с учётом многозначности данных прилагательных продемонстрировало значительные модификации соответствующих структур, связанные, главным образом, с референциальным сдвигом (т. е. со сменой объекта оценки и способа его концептуализации). Эти изменения могут происходить внутри самих образ-схем или же приводить к переходу ШКАЛЫ в КОНТЕЙНЕР, а также к образованию гибридных образ-схем. Было показано, что нарушение симметрии в образ-схемах обусловливает определённые ограничения на сочетаемость прилагательных в пределах антонимической пары и даже может приводить к запрету на выстраивание контрастных связей.
Когнитивно-функциональный ракурс исследования предполагает не только когнитивное моделирование контрастных оценочных значений в системном аспекте, но и акцент на активной роли концептуализатора, или субъекта оценки, чьи знания и интенции в конкретном акте коммуникации определяют в итоге характер, направление и языковые способы конструирования контрастной оценки.
Для анализа функциональных аспектов динамики контрастной оценки мы обратились к текстам художественной литературы, т. к. в них, как мы предполагаем, с наибольшей полнотой проявляется творчество субъекта оценивания и, следовательно, наблюдается значительный диапазон отклонений от симметричных прототипических схем контрастных отношений.
В ходе исследования языкового материала было выделено несколько факторов, определяющих конструирование контрастной оценки в тексте: фактор когнитивной базы оценки, фактор прототипичности референта, фактор нормы контрастной оценки, фактор эксплицитности / имплицитности контрастной оценки. Данные факторы свидетельствуют о том, что в дискурсивной деятельности, особенно в художественных текстах как результатах этой деятельности, нередко происходит нарушение симметрии образ-схем оценочного контраста, а именно: образование в них множественных фокусов разной степени выделенности, появление целой цепочки оценочных контрастов, неравномерное распределение образ-схем и их фрагментов по ментальным пространствам в тексте, смещение нормы на шкале оценки, компрессия определенного участка оценочного контраста при имплицитном противопоставлении и пр.
Таким образом, построение контрастных оценочных значений в тексте может идти как по пути усложнения, так и свёртывания когнитивных структур, задействованных в текущих («онлайновых») процессах концептуализации и категоризации. При этом языковые единицы и выражения, участвующие в конструировании контрастной оценки; способны обеспечивать или, как пишут когнитологи, «запускать» процессы обработки информации, ведущие к интерпретации контрастной оценки и, соответственно, коммуникативных интенций говорящих.
Об усложнении оценочных контрастов свидетельствует наличие на коротком участке текста кластеров (скоплений) оценочных лексических единиц, нередко относящихся к разным частям речи. Последний факт, наряду с неравномерным распределением языковых средств для вербализации того или иного полюса контраста, указывает на асимметрию фокусов контраста, когда один из них обладает большей когнитивной выделенностью, чем другой, либо, наоборот, находится в свёрнутом состоянии. Кроме того, языковые единицы способны облегчить интепретацию «когнитивно насыщенных» оценочных контрастов, подсказать пути декомпрессии, контрастных связей. Это происходит, в частности, тогда, когда в окказионально противопоставленных группах лексических единиц или синтаксических конструкций присутствует пара конвенциональных антонимов, особенно если данные антонимы выражают перцептивную, т. е. очевидную, легко воспринимаемую, оценку.
В целом, исследование когнитивно-функциональных аспектов контрастной оценки в тексте показало, что построение контрастных оценочных значений в языке представляет собой творческий процесс, предполагающий как гибкость соответствующих когнитивных структур, так и. возможность задействовать широкий спектр языковых средств. Именно такое сочетание возможностей позволяет говорящим каждый раз конструировать отношения оценочного контраста в соответствии со своими коммуникативными интенциями - в том числе нарушая логическую симметрию контраста как такового. В этом нарушение симметрии, которое, как доказало исследование, может происходить как в пространстве языковой системы, так и непосредственно в тексте, состоит лингвокреативный потенциал оценочного контраста, конструируемого посредством языковых единиц.
Предпринятый анализ открывает ряд перспектив для дальнейших исследований. Полученные результаты позволяют наметить новые пути исследования в области функционирования языковых средств контрастной оценки в разных типах дискурса, в частности, в политическом дискурсе, в дискурсе СМИ и пр. Перспективным также представляется систематизация и сопоставительный анализ языковых средств реализации контрастной оценки на материале нескольких языков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящем исследовании предложена когнитивно-функциональная методика анализа контрастной оценки, что позволило рассмотреть данный феномен как проявление более общей'способности человека в ходе познания действительности противопоставлять объекты и их свойства по какому-либо признаку (в том числе оценочному). Контрастирование как базовый механизм концептуализации и категоризации мира имеет весьма широкий диапазон проявлений: оно реализуется как на уровне глубинных когнитивных процессов (в виде противопоставления фигуры и фона, базы и профиля, траектора и ориентира, ядра и периферии и пр.), так и на поверхностном уровне языковых явлений (при противопоставлении фонем, в тема-рематическом членении высказывания, строении грамматических категорий и пр.).
Список научной литературыЯвецкий, Алексей Витальевич, диссертация по теме "Теория языка"
1. Акопян И. Д. Симметрия и асимметрия в познании. Ереван: Издательство АН АрмССР, 1980. - 132 с.
2. Алефиреико Н. Ф. Спорные проблемы семантики. М.: Гнозис, 2005. -326 с.
3. Аничков И. Е. Труды по языкознанию. СПб.: Наука, 1997. -509 с.
4. Анохин П. К Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980.- 197 с.
5. Апресян Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М.: Просвещение, 1966. - 302 с.
6. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. 1: Лексическая семантика. М.: Школа «Языки русской культуры», Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995а. - 472 с.
7. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. 2: Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Школа «Языки русской культуры», 19956.-767 с.
8. Апресян Ю. Д. (ред.) Языковая картина мира и системная лексикография. М.: Языки славянских культур, 2006. - 912 с.
9. Арская М. А. Семантическая категория эстетической оценки (прекрасное / безобразное) и ее онтология в современном немецком языке: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Иркутск, 2002. - 24 с.
10. Арнольд И. В., Банникова И. А. Лингвистический и стилистический контекст // Арнольд И. В. (ред.) Стиль и контекст. JL: Ленинградский гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1972. - С. 1-13.
11. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука; Смысл, 1999.-350 с.
12. Арутюнова Н. Д. Аксиология в механзмах жизни и языка // Григорьев В. П. (ред.) Проблемы структурной лингвистики 1982. М.: Наука, 1984.-С. 5-23.
13. Арутюнова Н. Д. Истина. Добро. Красота: взаимодействие концептов // Арутюнова Н. Д. (ред.) Логический анализ языка. Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного. М.: Индрик, 2004. - С. 5-29.
14. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. -М.: Наука, 1988.-388 с.
15. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.-896 с.
16. Арутюнова Н. Д., Падучева Е. В. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. - С. 3-47.
17. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: Эдиториал УРСС, 2001. -416 с.
18. Барабанщиков В. А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. М.: Когито-Центр; Высшая школа психологии, 2006. - 240 с.
19. Белодед И. К. Символика контраста в поэтическом языке Анны Ахматовой // Алексеев М. 77. (ред.) Поэтика и стилистика русской литературы. Л.: Наука, 1971. - С. 269-279.
20. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Едиториал УРСС, 2002. - 448 с.
21. Бескова И. А. Самость и самоосознавание в в когнитивном развитии человека // Меркулов И. 77. (ред.) Эволюция. Мышление. Сознание. -М.: Канон +, 2004. С. 65-168.
22. Богуславский В. М. Словарь оценок внешности человека. — М.: Космополис, 1994. 333 с.
23. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности . JI.: Издательство Ленинградского университета, 1970. - 135 с.
24. Бодуэн де Куртенэ И. А. Фонема // Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1. М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. - С. 351-352.
25. Болинджер Д. Интонация как универсалия // Успенский Б. А. (ред.) Принципы типологического анализа языков различного строя. — М.: Наука, 1972.-С. 214-230.
26. Болотнова-Н. С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск: Издательство Томского педагогического института, 1994. - 210 с.
27. Бондарко А. В. К вопросу о перцептивности // Апресян Ю. Д. (ред.) Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура. М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 276-282.
28. Бондарко А. В. (ред.) Теория функциональной грамматики. Качественность. Количественность. СПб.: Наука, 1996а. — 264 с.
29. Бондарко А. В. (ред.) Теория функциональной грамматики. Локативность. Бытийность. Поссессивность. Обусловленность. — СПб.: Наука, 19966.-229 с.
30. Брилева И. С., Вольская Н. П., Гудков Д. Б., Захаренко И. В., Красных В. В. Русское культурное пространство: Лингвокультуро логический словарь: Вып. первый. М.: Гнозис, 2004. - 318 с.
31. Брудный А. А. Значение слова и психология противопоставлений // Леонтьев А. А. (ред.) Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. М.: Наука, 1971. - С. 19-27.
32. Будз О.-Е. Н. Антонимы глаголов движения в современном английском языке: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Львов, 1982. - 15 с.
33. Булыгина Т. В, Грамматические оппозиции (К постановке вопроса) // Ярцева В. Н. (ред.) Исследования по общей теории грамматики. М.: Наука, 1968.-С. 175-231.
34. Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 576 с.
35. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. — М.: Высшая школа, 1990. 176 с.
36. Вежбицкая А. Дескрипция или цитация // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13: Логика и лингвистика (Проблемы референции).- М.: Радуга, 1982. С. 237-262.
37. Веэ!сбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. -416 с.
38. Вейлъ Г. Симметрия. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 192 с.
39. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. М.: Смысл: М.: Издательский центр «Академия», 2006а. — 448 с.
40. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. — Т. 2. М.: Смысл: М.: Издательский центр «Академия», 20066.- 432с.
41. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. (ред.) Психология эмоций. Тексты.- М.: Издательство Московского университета, 1993. С. 3-28.
42. Виноградов В. В. Лексикология и лексикография: Избранные труды. — М.: Наука, 1977.-310 с.
43. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. М.: АН СССР, 1963.-255 с.45.46,47,48,49,50,51.52,53,54,55