автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему: Колорит общественных гостиничных интерьеров
Полный текст автореферата диссертации по теме "Колорит общественных гостиничных интерьеров"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РСФСР ПО НАТКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
МОСКОВСКОЕ ВЫШКВ ШОХЕСГВЕННО-ПРСШШШШОЕ УЧИЛИЩЕ (б. СТРОГАНОВСКОЕ)
На правах руконвоя УДК:7032.53; 725
САШР АЛЬ ДХОНДИ
КОЛОРИТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ГОСТИНИЧНЫХ ИНТЕРЬЕРОВ (ва иатвриалах гостиниц СССР а Сари)
Специальность: 17.00.05 - декоративное а прикладное
искусство
АВТОРЕФЕРАТ
диосертацви на соаскание ученой юшевв кандидата искусствоведения
Москва - 1991
Работа выполнена в Московском ордена Трудового Красного Знамени высшей художественно-промышленном училище (б. Строгановское).
Научный руководитель доктор искусствоведения,
профессор П.А.Тельтевский.
Официальные оппоненты
Ведущая организация
доктор архитектуры Лисенко Л.Ы.; кандидат искусствоведения Сергеева H.A.
Харьковский художественно-промышленный институт.
Защита диссертации состоится "¿Г г.
о 12.00. на заседании специализированного совета К-0&4Л0.01 прз Московском высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановское) по адресу: 125060, Москва, Волоколамское ш., дом 9.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МВХПУ. Просим принять участие в защите и направить отзыв в 2-х экземплярах по указанному адресу.
Автореферат разослан "
Ученый секретарь специагазированного совета
" 1 1991 года.
Черепахина А.Н.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность тдмы. Возраставшая роль искусства в культурной жизни общества требует самого пристального ваяйания ясследователей к современным художественных процессам, критического анализа в оценка достигнутого, определения основных направлений его развития» углубленных квалифицированных искусствоведче-охих исследований- Это относится ко всем видак художественного творчеотва, в тон числе и к процессу творческого создания предметно-пространственной ореды обитания человека.
Наш избрав определенный аспект такого рода исследований -анализ колорита гостиничных интерьеров в его связи с функциональным назначением помещений. В сирийском искусствоведении тема ята еще не разрабатывалась. До сих пор различные виды искусств рассматривались сепаратно, исследовались отдельные виды а жанры, такие как архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство и др., а также разнообразные произведения этих жанров. Следует отметить, что названные исследования немногочисленны и была предприняты лишь в последние годы.
Проблемы комплексного исследования пластических видов искусств не затрагивались вообще; на эстетическое, нравственное и психологическое значение такого важного компонента в решении предметной среды, как цвет, ве обращали внимание.
В настоящее время большой интерес, к искусствоведческой теории и практике послужил отправной точкой к возникновению двух достаточно разных направлений в понимании путей развития современного искусства и искусствознания. Часть исследователей ожловяетоя к мысли об адаптации в Сирии современных художественных традиций ведущих стран Западной Европы и Америки, дру-
гая группа призывает искать эдохвовяявоие источники в траджця-овных арабских вадах искусств.
Нам представляется неправомерным безоговорочно поддержать одну аз упомянутых точек зрения, так как в первом случав ясно просматривается отказ от традиция, во-втором - от современных достижений каровой художественной практика. Наше исследование было предпринято с целью прояснить некоторые аспекты вазрешеЯ проблемы. Для более глубокой а объективной оценки, а также поисков закономерностей в цветопластяческо* решении гостинячних интерьеров к анализу была привлечены гостиничные комплексы двух стран - Сирия в СССР.
Оараллельвый анализ колорита гостиничных комплексов СССР и Сирия позволят выявить общие я особенные черты цветового решения интерьерного пространства, определять наиболее важные закономерности взаимодействия функции в колорита тахого рода помещений обеях стран. Рассмотрение цветопластической среды гостя-ниц отдельно взятой стравы не может в полвой мере претендовать ва объективность анализа а последующих выводов. Результаты омнут закономерностью в том случае, веля аналяз колорястячеоко! системы гостиничных интерьеров другой стравы (в данном случав СССР) послужит их подтверждением. В то же время различия в подходе к решению цветового образа помещений гостиниц рассматриваемых стран могут помочь для создания научных рекомендаций по использованию положительного опыта иной социо-культурной средн. для последующего экспериментирования в процессе создавая гостя-яичных интерьеров в СССР, Сирии в др. стран. Ленное исследование предоставляет возможность сравнить два подхода к решению проблемы развития колористического образа интерьеров гостиничного типа. Привлечение же ж анализу большего количества страв
потребует значительного времени и средств, что выходят за рейки кандидатской диссертация аспиранта.
Одник из наиболее важных аспектов проблемы рассмотрения цветового решения гостиничных комплексов двух стрен является стремление дать возможность специалистам Сирии глубже изучить разработанные е СССР теоретические материалы, характериэушяе-ся более высоким научным уровнем. Б свою очередь, проектировщики интерьеров советских гостиничных комплексов смогут подучить доступ к достаточно богатому опыту Сирии в области практических изысканий.
Актуальность работы определяется прежде всего большими возможностями исследуемой проблемы в эстетическом воздействии на человека, образном формировании окружаыцей среды. Целостное теоретическое осмысление колорита в интерьере (его специфика, гравии интеграционных проникновение, характера синтеза в пространственной среде и др.) важно для глубокого понимания и оценки конкретно-исторической практики его использоаааия, а такие в плеве прогнозирования возможных процессов и тенденций.
Вопросам использования цветовых систем в различных сферах человеческой деятельности посвящено достаточно много работ.
Особое эвачение эта проблема приобрела в IX в. Ее решением занимались Оствальд В. (1926), Алексеев С.С. (1952), Бирев (1965), Цовгвер Г. (1971), Зеревова В.А. (1972), Степанов H.H. (1982), Миронова Л.Н. (1984) и другие.
Алексеев С.С. занимался исследованиями общих вопросов цве-товедеяия, более подробво останавливаясь яа основных свойствах цвета. Разностороннее изучение проблемы холористикв, истории развития науки о цвете в древнем мире, в средние веха, в эпоху Возрождения в Европе вплоть до XIX в. содержится в обширном ис-
следовании Мироновой Л.Н. Следует ответить высокий уровень научного анализа основ цветоведения в упомянутой работе, а также историографические главы, посвященные национальным традициям в колористическом оформлении интерьера и его предметного наполне-яая у мусульманских народов, в том числе а в Сирии. В этнографических источниках сирийских авторов содержатся незначительные сведения od убранстве жилиц в дворцов. По крупицам собран материал о традиционной арабской цветопластвке в исследованиях гаках авторов, как Канала Мунир (i960), Марсей Джордж (1968), Axa Хашуда Хуссен (1972), Абдуль Хален Ханна (1976), Аль ряха-уа Абду Аль Кадер (1979) и др.
Многие авторы рассматривали использование цвета в национальных традициях народов СССР, а также применяемые материалы а нветову» гамму в решении ивтерьерного пространства. Среди ■ах иожво отметать работы Блохиной Н.Б. (1956), Федоровой З.С. (1965), Селезнева Н.С. (1970), Гаосоновой H.CÇ (1985), Сергеевой H.A. (1983) в др.
Некоторое количество публикаций посвящено исследованию роли колорита общественных интерьеров, однако исследований цветового реаеная гостиничных помещений до сих пор не проводилось. Исключение составляет работа Колчановой Г.И., в которой обращено вааманае ва вопросы использования цвета в помещениях гостиничного типа.
Изучение а анализ ллтератураых источников, связанных с темой диссертации, выявила необходимость целостного исследования холорастаческой системы гостиничных интерьеров Сирии и СССР, ее рассмотрение во взаимозависимости с функциональным назначением помещенай. Достаточно обширный круг исследованных вопросов, ^накопленный этнографический а искусствоведческий фактоло-
гачеокай материал обусловил возможность достаточно глубокого осмысления зудожественно-юомпозициовша, особенностей внедрения колористической овстемы в пространстве разлачннх по назначение групп пометеваб гостиничных комплексов. *
Научная нодизна исследовавая заключается в том, что впервые колористический строй интерьера арабских народов подвергся теоретическому а искусствоведческому осмыслению, впервые анализировалась ошсловые стороны традиционной цветовой гаммы. До настоящего времени исследователи ве обращались к выявление) приемов и средств, способствующих достижению образвого звучания колористической системы гостиничного комплекса в целом, а также его интерьеров, не анализировали роль синтеза функционального и цветодластического решений в процессе создания образного строя предметно-пространственной средн.
Црльд диссертационной работы является исследование колористического строя традиционного интерьера арабских вародов, вы-явл^из оимволяко-образных начал в системе цветовосприятия, анализ колористических особенностей интерьеров гостиничных комплексов Сирии я Советского Союза, определение приемов и средств, способствующих достижению полноценного образного строя предает-но-простраисгяон.ной среды, исследование роли функции а цвета в интерьере.
Основные задачи исследования:
1. И;(учк."ь историко-архивныз материалы, повествующие о традиционном цветовом решении интерьерных пространств зданий, расположенных на территории Сирии и СССР.
2. Провести анализ литературных источников в области архитектоники и пластического решения предметно-пространственной эреда гостиничных комплексов.
3. Исследовать оа*волико-образное содержание кодоржотиче-окой ояотвмн в жилой среда Сараи я_£ССР^
4. Выявить критерия колористического аваляза интерьеров,
а также праемы в средотва гарконизациа цреДиетно-щюогранотвея-ной среды гостиничных помещений различного фувкцирнальвого назначения. >' у
5. Выработагь научные рекомендация.
Объектом исследования является колористическое решение интерьеров гостиничных комплексов Сарая я СССР. ~
Предмет асследования составляют цветовые приемы в средотва художественно-образной гармонизации пространственной среды, а также взаимосвязь функционального и цветопластичеакого решения в современных гоотиничных-интерьерах.
Гранита исследования: рассматривается традиционный колористической строй интерьеров гоотяняц, расположенных на территории Сараи и СССР, их цветовая пространственная среда.
Хронологические рамки данной работы охватывают современные гоставачвые комплекоы, построенные в период о 1970 по 1990 гг. Исследование, опирается на анализ колорастачеоких связей традиционного автерьерного пространства названных стран.
Методика исследования базаруется на оистемно-комплекоаом анализе колорита предметно-пространственной средн. Методологической основбй являются положения Даалектики о необходимости изучения связи всех сторон каждого явления, о взаимодействия и единстве материального и духовного, реального а идеального, объективного и субъективного. В работе применены следующие методы.: ' г
- латературво^аналитачесхий
- предаетяо-аналитачеоквй;
- художественного я искусствоведческого анализа ;
- системно-аналитический.
Практическая ценность исследования заключается в тон, что в научный оборот вводятоя новые данные, имеющие большое значение для решения задач, связанных с построением колористического ряда пространственной среды общественных интерьеров гостивип. Системный подход х исследуемым вопросам поможет развитию теоретических и практических исследований в Сирии и СССР, восполнит недостающие звенья в области исследуемой проблемы и будет способствовать привнесению ценшх качеств в современную практику колористического решения интерьерных пространств гостиничных комплектов. Положения диссертации представляют основу для разработки адекватных критериев оценки цветового строя конкретных произведений различных временных периодов, а также в плаве общего художественно-стилевого прогнозирования.
6 процессе исследования мы опирались на материалы, собранные за время научных командировок (о 1987 по 1990 гг.) в Сирию и ряд городов Советского Союза, таких как Ленинград, Киев и др. Сравнительному анализу бил подвергнут колористический ст^ой интерьеров гостиничных комплексов "Аш-шам", "Меридиан", "Шератон" , "Аль-Джала" (Сирия), а также гостиниц "Интврконтиненталь", "Космос" (Москва), "Ленинград", "Москва", "Прибалтийская", "Пулковская" (Ленинград), "Русь", "Салют" (Киев) и др.
Использовались материалы, посвященные вопросам иотории, культуры и религии, географии, этнографии, художественному проектированию^ дизайну.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка иллюстраций, включает /ч/ таблиц, Иллюстративный материал прилагается й виде альбома, в т.ч.
таблиц. Общий объем работ - 152- стр. машинописного текста.
В первой главе "Ретроспективный анализ колористических предпочтений в решениях традиционной предметно-простравствен-ной среды" кратко изложены исторические аспекты теории цвета, осмыслены и проанализированы историко-этвографические материалы, связанные с традиционным колористическим оформлением интерьеров , издавна бытовавших ва выведших территориях Сирии в СССР.
С древнейших времен до наших дней человек постоянно был занят шве ком цветовых решени!, простых или утонченных, во неизменно связанных с обычаями и стремлением к художественному выражения своих воззрений. Большую часть познаний об окружаю-яем маре лвди получали, воспринимая цвет, издавна служивший им и средством информации, и символом, и украшением.
В первом параграфе главы рассматривается исторические »*а-пы развития учения о цвете: а) период, характеризующийся отсутствием точного научного подхода к явлениям природы в, в частности, к цвету ; б) период научного познания различных частных областей ; в) период создания иаучвых колористических систем. Обзор развития цветопредставлений тесно взаимосвязан с основными вехами в эволюции человеческого общества ; цвет рассматривается в его физиологическом, психологическом, гигиеническом, организационном а общеэстетическом аспектах. В процессе рассмотрения затрагиваются вопросы, связанные со смысловой трактовкой цвета ва территориях Европы, а также отношение к колориту арабских народов. Исследование опирается на произведения такого автора, как Амир Хосров Пехлеви "Восемь райских садов" (ХШ в.) я др., в которых излагается достаточно четкое учение о цвете, об ассоциациях, вызываемых различными цветами, об их символике и
- II - .
областях пряаапания. С точка зрения всоледуемой проблемы ава-лзспруптся озотены И.Ньвтона, И.Гвтв, О.Рунге, М.Лоаоносова в ДР«
Второй раздел главы посвящен исследовании колористических градгцаЗ а организации пвтерьераого пространства. Для получения болзэ цздоотвой тартана колораствчесетх предпочтений, отразнв-сзхсл а худоазствзвао-образном ресзяаа современных гостанячвых латерьеров, бая предпринят ретроспективный анализ градационных цсзговэх особеввостеЗ залой среда а ее предаетного наполнения арабских аародов, сделана попытка выявления характерных черт русского интерьера.
Акцентированы декоративные начала искусства арабских народов, тяготение х линеарному, абстрактному декору (арабеска), в воплощении которого одну из главных ролей играл цвет и его символам. Символика цвета выступала в качестве важнейшего принципа в изобразительном а прикладном искусстве, в определьных ватах яояусотв, таких как поэзия в архитектура. На вей строилась световая режиссура в процессе отправления религиозных действ. Тяга я краоочной декоративности а интерьере обусловила стремление х осмыслению роли цвета в залой среде и подтолкнула к реализация проблем, связанных с разработкой цветообразной системы. Данное положение наглядно просматривается в сурах главной книги волана - Коране, где заложены не только догматы веры, но и началу философии, атика я «отетахи. Правоверные ислама старались наделать свой интерьер чертами, присущими раю, который почти ося-. заемо ясно описав в Коране. Стремление создать на земле нечто похожее влияло аа формирование я последующее закрепление художественных -традиция как в оформлении интерьера в целом, так в его чаотей.
- 12 -
Для более глубокого осознания роли цвета в традвдаоввоа интерьере арабских народов была предпринята попытка анализа колористических особенностеЯ его предметного ваполвешш ; рассмотрено взаимовлияние цвета и фактуры. В качестве неотъемлемого слагаемого общего цветопластвческого решения выступает кераиа-ка, характеризующаяся цветовой полихромией, своеобразным диича-то-серебристым аффектом "люстра", золотым орнаментальным араф-том (альсольс а альаосх). В качестве полахромных мозаачных пав-во (фусейфуав) мелкая керамическая платка широко вспользовалась в интерьерной отделке зданвй.-Анализируется колорлсгвческзВ отрой текстильных матервалов - от ковровых покрытий до тончайших валков; рассмотрены изделия вг выдувного зеленого стекла, 15-цватвыЙ восточный ватраж, значительными цветовыми пятнаыа в ввтерьерноы пространстве выступала фресковая яввопась (дворец Альхвр в Сирия), не менее красочно расцвечавадась резьба по казню в выемчатая резьба по гипсу, которая в комбината о элементами аз дерева переросла в прекрасную художественно-пластвчеокую рельефную форму, украшающую потолок внтерьера (аль акша).
Слияние мифологической, философской а эстетической трактовок цветового решения различных зов жалого пространства определило традиционное использование в рамках этих зов конкретных, только им присущих тоаов. Со временем мифологвчеокая в филоооф-саая основа стиралась аз народной памята, оставляя в наследство четко и надежно сформировавшиеся традиции цветопластаческого решения ввтерьервого пространства. Полумрак сарайсвого дона, обусловленный постоянным обалаем солнечных лучей, эаставлявавх людей искать спасение в тени, повлиял еа характер колораотачеохой гаммы в интерьере, заотавал ее звучать ярче. Как наиболее часто встречающиеся в традиционном арабском интерьере могут быть ваз-
ваны сочетания темно-красного, голубого, бежевого, белого, золотого, серебряяного, зеленого и коричневого и др.
Использование теплой гаммы, стремящейся к полихрокностя в традиционной русской архитектуре - одна из существенных ее особенностей, уходящих корнями в народное зодчество. Рассматривается традиционная цветовая гайка интерьерных пространств со ссылкой на народные былины и древнерусские повести. Отмечена зависимость колористического решения интерьера от космогонических представлений человека (былины "Соловей Будимирович" и др.), активное влияние образов природы на цветопластику и орнаментику.
Колористическая гаима текстильного покрова отличалась особой сочностью и яркостью. В качестве основного вдета выступал красный, группируя вокруг себя тона теплых оттенков. Его дополняли желтый, голубой, золеный, коричневый, золотой и серебрян-ный. Цветовое решение тканевого ансамбля строилось при наличии, как правило, одного-двух основных цветов, например, красного и зеленого, красного и синего и т.д., являющихся доминирующими, и нескольких дополнительных. Это придавало цельность цветовому решению интерьера, а сочность цветов создавала живописную "мажорную" среду.
Особое вникание уделено такому традиционному материалу, как дерево, использование которого привносило теплое по тону звучание в интерьер в целом. Часто колорит дерева служил объединяющим началом в образном строе жилого пространства. Опредр-лен статус цветного стекла, керамики и металла в общем колорите интерьера, раскрыта познавательно-эстетическая роль настенных росписей, зыделены стилевые колористические гаммы, характерные для различных периодов. Выявлены основные, наиболее часто встречающиеся цвета в интерьере: красный, белый, золотой, до-
полняемые в различных случаях теплыми или холодными вкраплениями.
В завершевие к первой главе диссертации разработзщ: таблицы традиционных колористических предпочтений на основе анализа рассмотренных предметно-пространствеиных сред. Исследование традиционных интерьерных пространств обеих стран позволило вплотную подойти к решению следующей задачи диссертации: определению места в роли цвета, а также действие функции в янтерьернок пространстве гостиничных комплексов СССР и Сирии.
Вторая глава "Цвет и функция" посвящена кристаллизации круга аспектов, с точки зрения которых могут быть рассмотрены все компоненты предметно-пространственной среды, выработаны основные критерии оценки колорита гостиничных помещений. Вскрываются психофизиологические особенности восприятия в интерьере таких колористических характеристик, как цветовой тон, насыщенность, светлота. С точки зрения воздействия на качество, пропорции и равновесие тонов исследована фактура цветовых поверхностей, действие колористического акцента, условия усиления эмоциональной выразительности различных цветов.
Следующей задачей исследования является рассмотрение и классификация помещений гостиничных комплексов СССР и Сирии. Основные помещения гостиниц, как правило, группируются по функциональным признакам. Каждой из групп присуще определенное цветовое решение, позволяющее осуществлять между ними четкие коммуникативные и технологические взаимосвязи, повышающие комфортность и удобство в эксплуатации.
Первая группа (жилая часть гостиниц) - одна из основных по значению и размерам, располагающаяся, чаще всего, на всех этажах здания, кроме первого. Сюда относятся номера, которые содер-
жат почти все элементы жилой квартиры (кроме крена), конференц-залы имеются в основной в бизнес- и конференц-отелях. Они могут быть различной вместимости, в зависимости от происходящих в них функциональных процессов (переговоры, рабочие совещания, экспозиции товаров и др.). К данной группе относятся кабинеты двух категорий: а) для административной работы, б) арендуемые предприятиями и фирмами, а также залы для приемов - небольшее помещения, предусмотренные в наиболее комфортабельных и современных гостиницах.
В группу вспомогательных помещений входит вестибюльная секция (вестибюль, гардероб, бюро обслуживания и т.д.), лестничные пролеты, поэтажные лифтовые холлы, коридоры, которые в современных гостиницах играют роль центрального организующего звена. Помещения для отдыха и питания включают различные типы баров (дневные, ночные и т.д.), рестораны, кафе и залы для особых торжеств. В диссертации рассмотренные выше группы помещений классифицированы, материалы оформлены в виде таблицы.
Функциональные особенности каждой из групп помещений определяют своеобразие цветопластического решения интерьерных пространств, этим вопросам посвящена третья глава диссертационного исследования "Взаимосвязь функционального назначения и цветового образа гостиничных интерьеров".
Цель колористической композиции в среде гостиничного комплекса - организовать весь диапазон материальных звеньев, обеспечить их визуальную связь и непрерывность, что позволяет человеку быстро и правильно ориентироваться в пространстве. В первом разделе главы затронуты вопросы, связанные с характером цветового взаимодействия интерьера с объёмно-пространственной структурой, имеющей определенное функциональное назначение, а также аспекты
оптического коррегирования. Сделаны попытки определять зависимость колористической композиции от объеино-лространсгвенной, рассмотреть визуальны?, баланс цветовых величин, подчинение локальных, средне- а слабо насыщенных пятен определенной колористической доминанте. Залсность к значение предпринятого колористического анализа подтверждают три основных значения цвета в пространстве интерьера:
- психофизиологическое,
- композиционное,
- указателы;о-ин<]орс.;ационное.
Выявлены два основных направления выбора колористической гаимы гостиничных помещений:
1) традиционное,
2) новаторское или поисковое.
Тесная интеграционная связь традиционной и поисковой цветовых гакм с архитектоникой постройки - важнейшее условие достижения гармонии между человеком и окружавшим его ь-иро.у. 3 исследовании рассмотрены уже существующие примеры цветовой организации пространств современных гостиничных комплексов, прослежено разнообразие колористических систем. С помощью разработанных во второй главе основных критериев колористического анализа интерьер-ных пространств были рассмотрены главные связки гостиничных помещений СССР и Сирии. Результаты обобщены в форке таблиц и цветовых схеы (си. схекы на стр. 17-19).
Гостиничные помещения, призванные заменить человеку уют и тепло родного дока, создать условия для относительно длительного проживания, должны соответствовать сформировавшемуся У современного человека образу дома, организация предаетно-пространственной среды которого всегда строго индивидуальна. Она матариализу-
исооеааости цветового строя вспомогательных помещений
| Вестиб юль > Лестнипа ; Холл | Кооидота
! Сирия СССР i Саоия ! СССР \ Сишш ! СССР ! Сирия ! СССР
Цветовая гамма
Насы-щевв-вость в свет лота
нейтральная, с вс-дальзовани-ем традаца-онно-нацио-вальвого цветового строя
светлая гамма;
слабовасы--щенвая
Гарно- ввавс нячес- тождество кая контраст связь, впане, тождество, ковтраст
Факту- гладкая, ра матовая, цвето- блестящая, во го бархатистая пятва шероховатая
теплая с использованием традиционной красновато-золотистой гаммы
насыщен-вооть и светлота средвяя и слабая
тождество
контраст
нюанс
цветовое теплая {¿внове- мо носив ; мо- хроы-нохром- ность вость
теплая, сдержанная монохром-ность
слабонасыщенная светлая гамма
слабо- и средняя средне- насыщен-насыщен- ность а ная; мяг-светлота кое освещение
холодная, сдержан- ■ ная ыово-хрокность
средняя насыщенность и светлота
сдерганная, с минимумом хроматики; цветовое равновесие, стремящееся к теплоте
светлая и слабонасыщенная
холодная дополнительная о теплым оо-Еащенаеа в минимумом хроматики
оветлая с слабонасыщенная
тождество аванс тождество нюанс тождество
нюанс тоздест- контраст тождество нюанс во нюанс контраст
нюанс
I I
гладкая, гладкая, матовая гладкая, глянцевая, полиро- -а шерохо-глянцевая, шерохова- ванная и ватая го-матовая, ,тая, риф- матовая верхвость ворсистая! леная мягкая ковры с
ворсистая орнаментом
гладкая,
ворсистое
матовая по- покрытие по верхность ла, обога-
ЦветО' вой
акцент формацяон-ной стойки
0Жа§1ой
контрастное контрастное решейие ин- решение регистрационной стойки для отдыха
возможен в виде контрастной люстры при ус-
ЯН»
контрастные двери лифта
гладкие стены, матовая шероховатая с минимумом щеввое орна- поверхность орнамевталь-ментальныы ного декора; рисунком ворсистая неорваыентя-рованвая поверхность
ковра
Особенности цветового строя жилых п рабочих поаедвнвй
!
Сирия
СССР
!
Сирия
!21_
X
СССР
I ДРД1 КоЕйапоттзал
!
Сирия
Сирия
СССР
теплая
монохром-
вооть
Цветовая преобладание цветовое гамма теплой гаммы равновесие о добавлена- теплых в ей зеленова- холодных гых я году- тонов боватых оттенков
Насыщен- средне- я средне- в слабая и ность и слабонасы- слабонасы- средняя светлота щенное.свет- щенвое.свет-ваоыщен-лое,мягкое и лое,мягкое ность в индивидуаль- и индивиду- светлота вое оовещеняе алъвов освещение
Гармони- нюанс
чеокая тождество
связь;
нюанс,
тождество,
контраст
нюанс тождество
нюаво тождество
холодная
о теплым
ковровым
покрытием
ковохром-
йовть
средняя насыщен- . ность я оветлота
нюанс тождество
Фактура цветового пятна
от гладкой матовой до бархатисто-шероховатой; орнаментальный узор обоев в штор тканевые драпри
Цветовой акцент
цветовое раввоиз-све
оредне- и олабонасы-щзнная оветлота
нюанс товдаотво
цветовое разнообразие в зависимости от образа
средне- и слабая насыщенность сватло-ты; мягкое, ненавязчивое освещение
нюанс
цветовое разнообразие в зависимости, от обра-га
средне- в слабая наскззн-восгь и светлота ; мягкое, ненавязчивое оовещеняе
нюанс
от гладкой матовая ворсистая матовой до и шерохо- я гладкая бархатисто- ватая по- матовая шерохова- верхвость; тои.орнамен-мягкая аортальный ояотость ,узор обоев, и штор,тканевые драпри
блестящие, гладкие кожа-атласвые вые, матовые поверхности, я бархатистые орна&енталь-повархностп, вые вставки тканевые драп-я пятна ра; сложные рельефы
00 I
гладкие кожаные, матовые в бархатистые поверхности, тканевые драприсложные рельефы
Особенности цветового строя покецвнвЖ для торжеств, отдыха а пятавия
. Зал для особых ■}.. ■ ТОРЖ99ТВ_
Бар
!
Кафе
Сирия
СССР 1 Сирия
ссдр
!
Рестораны
Г"
Сирид
СССР
<?ямя,
Цветовая контрастная гамма полихромия
Насыщен- средне- и ность и сильнонасы-светлота щенные тона, преобладание теплых цветовых пятен. Резкий светотеневой контраст
Гармоническая контраст, связь; тождество, нюанс, нюанс тождество, контраст
Фактура от гладкой цватово- зеркальной го пятна до шероховатой и рифленой поверхности
Цвето- стойка бара вой выделева акцент контраотным цветооочета-нием
контрастная полихромия
средне- и сильнонасыщенные гона. Резкий светотеневой контраст
контраст, тождество,
от гладкой зеркальной до шероховатой и рифленой поверхности
стойка бара
выделена
контрастным
цвегосочета
наем
теплая, сдержанная
средняя насыщенность и светлота
теплая, сдержанная
полихромия полихромия
нюанс
средняя от сильно-насыщенность до слабова-и оветлота сыщенвых тонов. Широкий свет-лотный диапазон
нюанс, контраст,
тождество тождество, нюанс
обогащение гладкая, плоскости резвая депо толка ревянвая. тканевыми поверхнреть» и объемно- матовая и проотраа- ворсистая стввнвшш фактура структурами
стойка буфета в кафе самообслуживания
от гладких зеркальшх до ворсистых и риф-левых поверхностей
обязательное присутствие цветового акцента
от сильво-до слабонасыщенных тонов ; широкий оветлот-ный диапазон
контраст, тождество, нюаао
от гладких зеркальных до ворсистых и рифленых поверхностей
обязательное присутствие цветового акцента
I
м
из
контрастная полихромия
средне- и сильнонасыщенные тона; равновесие светлых и темных пятен
контраст, тождество, нюанс
от гладких зеркальных поверхностей до шероховатых и рифленых; овето-тенеше »ффектн создаются тканевыми драпри
обязательное присутствие цветового акцента
ет истинную оущность своего хозяина или обитателя. Поэтому главным условием для создания типовых гостиничных комплексов дожив быть предельно образная индивидуализация ,что позволит человеку осуществить свободный выбор гостиницы. В раздел вход» авалю приемов и средств достижения образности различными цветоплаоти-ческими способами, такими как колористические пропорции, станка, динамика, цветовые ритм, масштабность, симметрия, асяанетрш » др. Применение отступающих и выступающих, ввзуахыо увеличивающих в сокращающих пространство цветов, позволяет »ратально выделить или отодвинуть отдельные объемы, выявить, либо мнем» их масштаб. Отдельно проведенные исследования автермров гоот«-ничных ансамблей Сирии и СССР позволяла выявить, что парваа группа гостиничных помещений, вклкяающая вестибюль, холл, корадор и ■ лестничные пролеты, характеризуется устойчивым равновесием функции и образа, В данном случае цвет помогает раскрытию образа в поддерживает действие функции. Образное звучание интерьеров следующей группы отступает на второй план. Содержательные начала прослеживаются здесь не так явно, как в первой а третьей группах.
Роль цвета не уменьшается - он продолжает активно работать на усиление действия функциональных особенностей поыещеввй, вступает в действие его коммуникативная функция. Яоновыраженная образность отличает третью группу помещений. Образ подчеркнут композиционно и колористически, причем цвет выступает как ода в аз наиболее активных компонентов в создавай а усилении обреза. Колористический строй современных гостиничных автерьеров Сврва ("Лотам", "Шератон", "Меридиан" и др.) опирается ва глубокие национальные цветовые традиции, что в синтезе с форкально-комлозациов-вой основой порождает исключительный по силе в эмоциовальвому звучанию образ, органичный конкретной стране я конкретному народу. Наиболее удачвые художественно-колористические решения образ-
вой системы предметно-пространственной ореды гостиничных комплексов Советского Союза/содержат в своей основе национальные' (Традиционные цветосочеталия. Ярких при«ером мржет служить цветовой образ интерьеров гостиницы "Интерконтиненталь". Отсутствие опоры на колористические национальные традиций, несмотря на композиционные поиски ( уводит проектировщиков в сторону ,обезлячива-
, ч
вия образа, в сторону создания произведений, проектируемых вне времени и пространства.
НАУЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Научный подход к проектирование предметно-пространственной 'ореды помещений гостиничного комплекса предполагает, прежде всего, их четкую систематизации в зависимости от функциональной направленности и назначения. Для определения колористического строя каждой группы помещений следует провести авализ природно-климатических условий, ориентации и общей архитектоники здания, главными задачами цветопласгического решения должны быть достижение эргономического комфорта и адаптация человека в пределах действия данной среды. Цвет обязан работать на достижение целостности восприятия объекта, а' также подчеркивая функцию, способствовать максимальному раскрытию образа.
Важным моментом при разработке цветовой гаммы гостиничных интерьеров является использование определенного ассоциативного, вдохновляющего источника, каким в данном случае может считаться традиционный сирийский или русский ивтерьер. Причем, в качестве главной линии в решении колористической гаммы могут быть взяты различные фрагментарные принципы, основывающиеся на исторически сложившейся системе организации пространстэенной среды. Например, такие гармонические связи, как контраст, нюанс г тождество, могут быта использованы на базе различного пропорционирования, изменяю-
с - 22 -
« .- . л '
«его масштабность. Оперирование тайЯки яоказателями, как цветовой тон, насыщенность и светлота, может давать разнообразные ритмические эффекты в основываться на таких категориях композиции, как симметрия в асимметрия, статика в динамика. Значительную роль играет светотеневая среда, способствующая выделению разнородных пространств в единое целое, а там, где это необходимо, позволяя расчленить плоскость на более мелкие, зрительно увеличивая, тем самым, нужное пространство или отдельное пятно. Цветопластическое решение во многом зависит от соотношения фактурных пятен, а также выражения цвета через характер поверхности. Современное проектирование гостиничных комплексов предполагает как можно более глубокую индивидуализацию экстерьерного и ин-терьорнсго пространства, отход от типовых, безликих зданий я интерьеров, не приносящих человеку ничего, кроме усталости и однообразия. Степень индивидуализации архитектурных пространств зависит, прежде ас иго, ог степени отхода от типовых проектов. Важ-~ ную роль в индивидуализации образно-предметной среды должны сыграть неординарные художественно-пластические цветовые решения. При проектировании колористического строя интерьеров гостиничных комплексов должны быть учтена следующие факторы:
1. Соответствие природно-климатическим условиям страны
2. Направление ориентации гостиницы
3. Стилевые особенности архитектурной постройки
4. Планировка и классификация помещений
5. Использование приемов ыветопластики (пропорционирование, масштаб, статика, динамика, симметрия, асимметрия, ритм, аритми* и др.), наиболее полно способствующих раскрытию индивидуального ооразд помещений.
•3. Введение традиционных ху;.,ожественно-пластических шзето-
вше комбинаций, свойственных данной территории и наиболее полно выражающих национальный образ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринятое исследование позволило выявить наиболее характерные колористические особенности традиционных арабского и русского интерьеров, а также цветовые взаимосвязи в проектировании современных гостиничных интерьеров Сирии и СССР.
Б результате можно прийти к следующим выводам:
1. Выбор цветовой гаммы традиционных интерьеров обеих стран обусловлен природно-климатическими условиями, характерными строительными материалами, экономичностью. Важная роль в передаче цветового образа принадлежит фактуре в цветовому тону используемых природных материалов.
2. Цветопластика предметно-пространственной среды в прошлом опиралась на единство мифологической и философской трактовки окружающего мира и зависела от господствующего мировоззрения общества.
3. Для традиционного колористического строя старинных сирийских интерьеров характерна общая полихромия, для русских -преимущественно теплая гамма, стремящаяся к полихромии.
4. Исторически сложившиеся цветовые связи интерьеров обеих стран характеризуются акцентированно обра&чым звучанием.
5. Основные цветопластические приемы (пропорции, масштаб, ритм, статика, динамика, симметрия, асимметрия и др.) активно воздействуют на формирование художественно-образной среды современных гостиничных интерьеров.
6. Характерной особенностью гостиничных комплексов является связь различных по функциональному назначению помещений, которые можно подразделить на три основные группы: вспомогательные
(вестибюля, лестницы, холлы, коридоры) ; жилые и рабочие (номера, кабинеты, залы для приемов, конференцзалы) ; для отдыха и питания (кафе, бары, рестораны, залы для особых торжеств). А - Для первой (вспомогательной) группы гостиничных помещений в условиях устойчивой равнозначности функции и образа цвет является одним из главных компонентов, помогающих раскрытию образа, а также выступает необходимым элементом активного усиления дейотвия функции.
Б - Вторая группа (жилые и рабочие помещения) отличается акцентированной функциональной направленностью, работающей на создание максимально комфортных для человека условий пребывания: цвет в данном случав помогает достичь ощущения покоя, уюта, тишины, чистоты и защищенности.
С - Третья группа (для отдыха и торжеств) обладает ясневыраженной и подчеркнутой образностью; цвет активно участвует в создании в усилении образного начала.
7. Предметно-пространственная среда гостиничных комплексов Сирии воплотила лучшие традиции цветопластического оформления помещений арабских народов. Интерьервые пространства советских гостиничных комплексов часто носят современный характер, лишь иногда опираясь на отдельные компоненты традиционного русского интерьера.
8. Для цветовой гаммы сирийских гостиниц характерна выраженная полихромия ; колористическая гамма советских гостиничных помещений отличается более сдержанным арсеналом используемых цветов.
9. В гостиничных комплексах Сирии колористическая среда активно участвует в акцентировании образного звучания интерьеров ; в советских - содержательные, образные начала в основном
- 25 - •
уступает место равновесии между функцией и образом, что в свою очередь подчеркнуто цветовым строем.
10. Цветопластика современных гостиничных интерьеров, основанная на традиционных приемах, иоторически обусловленных ва территориях Сирии и СССР, является главным условием для создания исключительно самобытных, глубоко национальных образных решений предметного пространства.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что цвет играет исключительно важную роль в создании гармоничного художественного образа предметно-пространственной среды современных гостиничных комплексов и активно подчеркивает функциональную направленность интерьера. Единство функции и колорита дает возможность достичь максимально образного звучания проектируемых гостиничных помещений.
Подобное рассмотрение цветовых особенностей предметной среды является первой попыткой в сирийском искусствоведении, которая может помочь в решении творческих задач, а также теоретических и практических проблем, возникающих в процессе проектирования новых современных гостиничных комплексов.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке цветопластического решения художественной предметно-пространственной среды родственных интерьеров культурно-бытового назначения.
Цубликашаи автора по теме диссертации:
1. Психофизиологическое воздействие цвета интерьера на человека // Тезисы доклада на научно-теоретической конференции аспирантов в преподавателей МВХПУ. - 11., 1988.
2. Роль цвета ввыявлениж свойств тектонического пространства интерьера // Тезисы доклада ва научно-творческой ковферен-
цви аашарантов в преподавателей МВХПУ. - Ы., 1989.
3. Колористические особенности гостиничных помещений // Тезисы доклада на научно-творческой конференции аспирантов в преподавателей МВХПУ. - М., 1990.