автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Коми драматургия конца XX века: традиции и новаторство

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Горинова, Наталья Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Сыктывкар
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Коми драматургия конца XX века: традиции и новаторство'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Коми драматургия конца XX века: традиции и новаторство"

На правах рукописи

005043735

Горинова Наталья Васильевна

КОМИ ДРАМАТУРГИЯ КОНЦА XX ВЕКА: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО

10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (ф инно-у горская)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 7 .мая 2012

Сыктывкар - 2012

005043735

Работа выполнена в секторе литературоведения Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН

Научный руководитель

доктор филологических наук профессор Латышева Вера Алексеевна

Официальные оппоненты доктор филологических наук профессор

Пахорукова Вера Алексеевна

кандидат филологических наук Азыркина Елена Ивановна

Ведущая организация

Сыктывкарский государственный университет

Защита диссертации состоится 30 мая в 13.00 на заседании диссертационного совета Д 212.117.09 по присуждению ученой степени доктора филологических наук в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» по адресу: 430000, г. Саранск, ул. Большевистская, 68.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имении М. М. Бахтина ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»

Автореферат разослан Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук

А. М. Гребнева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема традиций и новаторства всегда актуальна, так как взаимодействие этих явлений - одна из закономерностей развития художественного процесса, сущность которой, по мнению А. Бушмина, заключается в «диалектическом единстве сохранения и отрицания, росте нового на основе старого, с принятием его или в борьбе с ним. Без сохранения нет обогащения, накопления; без отрицания нет развитая, обновления. В этом взаимодействии противоположностей отрицание выступает орудием освобождения жизнеспособных элементов от всего, что мешает дальнейшему их развитию».1 Исследование проблемы традиций и новаторства в литературе, в частности, в драматургии коми, представляет собой выявление общих закономерностей ее развития, основанное на анализе изменения художественной системы при ее переходе от одного этапа к следующему, а также раскрытия преемственных связей между различными этапами развития, основанных на сохранении тех или иных элементов этой системы при ее изменении.

По мнению исследователей, интерес к проблеме традиций и новаторства возрастает при изучении литературы переходного периода. Для культурной ситуации переходных периодов свойственны необычайная пестрота литературных явлений, открытость границ художественных систем, экспериментирование, приводящее к рождению новых литературных явлений. Так было, например, в ситуации общественных перемен начала XX в., когда вызревало множество художественных направлений, исповедовавших принцип новаторства в качестве основополагающей ценности творческого процесса и принижение значения традиции в развитии литературы. Конец XX в. - также время переходное. Литература этого периода порождена сменой эпох, политических систем, культурных парадигм, умонастроений. В стремлении охватить все явления

1 Бушмин А. Преемственность в развитии литературы. Л.: художественна! литература, 1975. С. 33.

изменяющейся действительности литература все время находится в напряженном поиске художественных средств, форм, которые позволили бы ей передать мироощущение современника. Меняющаяся действительность побуждает и современную драму коми к преобразованиям и новациям. Сегодня в ее арсенале, имеющем сложившиеся художественные традиции, наблюдаются значительные перемены, некоторые авторы пьес проникнуты поисками новых способов отражения действительности, созвучных эпохе и способных, по мнению драматургов, наиболее точно передать современные жизненные реалии, представить человека в изменяющемся обществе. Исследование литературы конца XX века, в том числе и драматургии коми этого периода, в свете традиций и новаторства позволяет не только выявить основные тенденции развития художественной мысли 1990-х гг., ее разнонаправленный характер, но и раскрыть итоги эстетических исканий авторов современности, оригинальность и своеобразие их пьес, обнаружить актуализацию драматургами определенных традиций литературы коми в развитии новаторских способов отображении реальности.

Отдельных исследований, посвященных проблеме традиций и новаторства в драматургии коми, в литературоведении нет. Эта проблема рассматривается учеными в совокупности с другими, освещающими основные аспекты развития национальной драмы. Некоторые вопросы драматургии освещены в коллективном труде «Очерки истории коми литературы» (1958), трехтомном издании «Истории коми литературы» (1979, 1980, 1981). Авторами «Очерков» и трехтомной «Истории» - А. Н. Федоровой, А. А. Вежововым, Ф. В. Плесовским, А. К. Микушевем, И. М. Ванеевой - составлена периодизация развития драматургии коми с момента ее возникновения и до 1980-х гг, а также исследованы основные аспекты становления и развития драмы коми. Огромный вклад в изучение драматургии коми внесла В. А. Латышева. Ее работы - «Зарождение драматургии и театра народа коми» (1968), «Конфликты и характеры в коми драматургии» (1973), «Современная коми драматургия» (1994) - посвящены

исследованию пьес коми с момента ее зарождения и до 1980-х гг. Автор работ рассматривает идейно-тематическое своеобразие произведений почти всех драматургов коми, характеры героев, способы построения характеров, конфликты, язык персонажей. Особое место в исследовании драматургии коми занимают многочисленные статьи Р. И. Куклиной. Тенденции развития традиций жанра комедии рассмотрены в работе Т. Л. Кузнецовой «Комическое в коми литературе». Исследователи, анализируя форму и содержание национальной драматургии, выявляя ее жанровое и тематическое своеобразие, исследуя характеры, конфликты, аспекты стиля в драмах, отмечают механизм преемственности, стремление авторов следовать заложенным традициям драматургии коми. Вместе с тем исследователи отмечают связь драмы с изменяющимися социально-историческими условиями и обогащение новыми идеями, жанрами, конфликтами, коллизиями, характерами.

Коми драматургии конца XX в. посвящено немного работ. Следует отметить некоторые из них. Это статьи Р. И. Куклиной о пьесах драматургов коми конца XX в. и статьи Т. Л. Кузнецовой о творческих исканиях драматургов А. Попова, П. Шахова и А. Лужикова. Эти исследователи отмечают тяготение драматургов коми конца XX века в постижении социально-нравственных проблем к условным формам, что позволяет авторам этих произведений выйти на новый уровень обобщения.

Работы Р. Куклиной и Т. Кузнецовой выявляют важные аспекты развития коми драмы конца XX в. Однако разнообразие проблем, затрагиваемых драматургами коми 1990-х годов, и форм отображения действительности, используемых авторами при отображении современной действительности, выявляет потребность в дальнейшем изучении различных аспектов современной драмы, чтобы создать целостное представление о современной драматургии коми. Художественные искания драматургов требуют более глубокого осмысления ее основных тенденций.

Актуальность исследования. Драматургия коми на протяжении всего своего существования привлекала к себе внимание исследователей. Литературоведами были выявлены закономерности движения национальной драмы с момента ее зарождения и до 1980-х гг., была составлена периодизация ее развития, были раскрыты изменения драматургии коми при ее переходе на новый этап развития, особое внимание было акцентировано на ярких персоналиях, внесшим большой вклад в формирование традиций драмы. В целом, работы исследователей внесли ощутимый вклад в историю изучения драмы коми. Однако, литературный процесс не стоит на месте, в 1990-е гг. появились новые пьесы, наметились новые направления движения художественной мысли, в литературу пришли новые авторы. Для создания целостной картины развития национальной драмы необходим анализ пьес 1990-х гг., требуются обобщающая работа, новые концептуальные подходы, выявляющие общие закономерности развития коми драмы конца XX века. Актуальность исследования обусловлена наличием богатого, неанализируемого материала, необходимостью его научного осмысления. Формированию целостного представления о драме коми может содействовать анализ отдельных пьес, их рассмотрение в контексте драматургии 1990-х гг, а также в совокупности всей коми драматургии, что и предполагает исследование драмы конца XX в. в свете традиций и новаторства. Это исследование позволит осмыслить роль и влияние на пьесы современности наследия прошлого, найти связи между художественными эпохами, осветить и новообразования в драме коми 1990-х гг., оценить их художественные возможности, выявить значительность их эстетического воздействия. Актуальность исследования заключается также в том, что исследование драм современности в свете традиций и новаторства позволит раскрыть их сценичность, возможность быть поставленными на сцене.

Целью исследования является рассмотрение драматургии коми конца XX века в свете проблемы традиции и новаторства. Цель исследования предполагает решение следующих задач:

- дать развернутый идейно-художественный анализ конкретных драматургических произведений коми конца XX в., который поможет проследить пути освоения традиций драмы коми и осмыслить формы реализации драматургами новых средств освоения действительности;

- выявить основные формы проявления традиции в драме конца XX в.; исследовать, кто из предшественников наиболее ощутимо повлиял на современную драматургию;

- осмыслить формы новаторских проявлений в драме коми конца XX

в.;

- раскрыть на основе анализа традиционных и новаторских тенденций развития драмы своеобразие мастерства драматургов; показать особенности развития драматургии коми в 1990-е гг. в аспекте преемственности.

Объектом исследования послужили драматургические произведения Г. Юшкова 1990-х гг., пьесы А. Попова конца XX в., пьеса А. Лужикова «Ыджыд висьбм» (Большая болезнь), драма Н. Белых «Ов, дитябй, ов!» (Живи, дитя мое, живи!), драма О. Уляшева «Енколаяс йылысь поэма» (Поэма о молельнях), драма П. Шахова «Кыдзи -пянлы овсьб» (Как вам живется), пьеса А. Ларева «Гажтбм вальс» (Грустный вальс).

Предметом исследования стали традиционные и новаторские художественные способы воплощения идей драматургов в пьесах коми конца XX века.

Теоретико-методологической основой исследования послужили работы Ю. Б. Борева, М. М. Бахтина, И. П. Ильина, Б. П. Томашевского, Ю. М. Лотмана, Ю. В. Манна, Л. И. Тимофеева, В. Е. Хализева, Д. В. Затонского, Н. Л. Лейдермана, М. Н. Липовецкого, Е. Н. Горбуновой, Ю. Юзовского, Е. Г. Холодова, В. В. Фролова, С. В. Владимирова, В. М. Волькенштейна, Л. А. Дмитриева. В основе методологии изучения драматургии коми конца XX века предполагается системно-целостный подход. В процессе анализа применяются методы изучения

художественного произведения, связанные с использованием описательного, типологического, сравнительно-исторического подходов. Основные положения, выносимые на защиту:

• 1990-е гг. — начало нового этапа развития драматургии коми. Изменения, произошедшие в этот период в стране, повлияли на художественный процесс. Для драматургов коми конца XX века характерно состояние поиска: художники слова проникнуты стремлением найти наиболее емкие выразительные средства для отображения сложного и противоречивого периода порубежья.

• Драматургия коми в этот период следует сложившимся традициям: она развивается в формах традиционного предметно-аналитического изображения, использует привычные для драмы коми жанры, способы создания характеров и конфликтов.

• Традиционными для современной драмы становятся использование приемов карнавализации, способы ритмизации прозы, методы раскрытия народного мироощущения и миропонимания.

• Основной темой остается тема коми народа. Драматурги исследуют его характер, миропонимание, психологию, историю.

• В драме этого периода ощутимо влияние художников слова XIX -первой трети XX вв. - И. Куратова, К. Жакова, В. Савина, В. Чисталева. XIX - первая треть XX веков так же, как и конец XX вв, является переломным периодом культурно-исторического развитая. При отражении переходного времени конца века драматурги конца 1990-х годов опираются на идеи и средства художественной выразительности писателей рубежа Х1Х-ХХ веков, отталкиваются от них, наполняя их новыми смыслами.

• Авторам пьес конца 1990-х в большей степени свойственны инновации и эксперименты (расщепление характера героя, углубление значения сценического пространства, усложнение

композиции), по сравнению с другими пьесами, написанными в 1970-80-е гг.

• Драматурги конца XX века раскрывают фрагментарность характера современника, его неспособность защитить себя от негативного воздействия общества.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней дан целостный анализ пьес, которые ранее не были исследованы, раскрыты их идейно-тематическое своеобразие, художественные способы воплощения миропонимания авторов, на основе анализа отдельных пьес выведены общие закономерности развития драмы в конце XX в.; выявлена трансформация художественных традиций в драмах 1990-х гг., представлен анализ особенностей реализации новых художественных способов построения и воплощения идей драматургов; раскрыты связи произведений современной драмы, а также их взаимодействие с драматургией коми вцелом; сделана попытка систематизировать и классифицировать пьесы конца XX в.; проведен сопоставительный анализ драм 1990-х гг. с произведениями коми литературы, мировой культуры и литературы; раскрыта сценичность пьес, их способность быть поставленными на сцене.

Практическая значимость исследования заключается в том, что положения диссертации могут послужить основой для написания монографии о драматургии коми конца XX в., а также раздела работы, посвященной истории развития коми драматургии. Материалы диссертации мотут быть использованы при создании учебников, методических пособий по литературе коми для вузов и школ Республики Коми при чтении курса коми литературы в СыктГУ, при чтении спецкурсов по коми драматургии. Материалы диссертационного исследования могут быть употреблены режиссерами при постановке анализируемых пьес на театральной сцене.

Апробация результатов исследования. Материалы и выводы диссертации были использованы при чтении лекций по драматургии коми в

Сыктывкарском государственном университете, в очно-заочной школе-лицее при Коми государственном педагогическом институте.

Основные положения диссертации положены в основу 19 публикаций (3 из них опубликованы в рецензируемых научных журналах, рекомендуемых ВАК); а также докладов на международных, всероссийских, региональных конференциях: «X Международный конгресс финно-угроведов» (Йошкар-Ола, август, 2005), «XXXVI международная филологическая конференция (Санкт-Петербург, СПбГУ, март, 2007), «XXXVII международная филологическая конференция (Санкт-Петербург, СПбГУ, март, 2008), VIII международный симпозиум «Языковые контакты Поволжья», (Йошкар-Ола, август, 2011), «Г. Д. Красильников и тенденции развития прозаических жанров в национальных литературах Урало-Поволжья» (Ижевск, май, 2004), «III Всероссийская конференция финно-угроведов» (Сыктывкар, июль, 2004), «Духовная культура финно-угорских народов» (Сыктывкар, ноябрь, 2006), «Проблемы развития литератур в Республике Коми» (Сыктывкар, октябрь, 2005), «Молодежь и наука на Севере» (Сыктывкар, апрель, 2008), «Роль личности в становлении и развитии национальных культур» (Сыктывкар, ноябрь, 2008), «Творчество И. А. Куратова и развитие литератур финно-угорских народов» (Сыктывкар, июль 2009), X Всероссийская научно-теоретическая конференция (с международным участием), посвященная 90-летию государственности Республики Коми «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском севере» (Сыктывкар, апрель, 2011), «Филологические исследования на рубеже XX-XXI веков: традиции, новации, итоги, перспективы» (Сыктывкар, 19-21 октября 2011 г.), «Совершенствование содержания образования в условиях перехода на профильное обучение (Сыктывкар, ноябрь, 2006) и «Общество изучения Коми края и развитие науки и краеведения в Коми» (Сыктывкар, май, 2007), «История Коми края в лицах и событиях» (Сыктывкар, апрель, 2008).

Структура диссертации определяются логикой раскрытия темы и решения поставленных проблем. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность; дана история вопроса; формулируются цели, задачи, методологические и теоретические основы исследования.

В первой главе «Преемственность традиций как объективная закономерность развития драматургии коми» раскрывается история развития драматургии коми с периода ее возникновения до 1980-х гг., исследуется развитое традиций драматургии коми.

Во второй главе «Преломление традиций в современной драматургии коми драматургии» исследуются пути актуализации традиций литературы коми в драме коми конца XX века.

Традиция - это инициативное и творческое освоение культурного опыта, обеспечивающее связь времен и поколений.

Литература коми, вбирая в себя многообразие достижений многих поколений писателей, вдохновляет последующие поколения художников слова на создание новых произведений. По мысли исследователя П. Домокоша, «В ряде малых уральских литератур... особо выделяется коми литература - значительным прошлым, удивительные начинания которого и сегодня остаются непревзойденными, богатством талантов, жизнеутверждающей силой и жизнеспособностью. Она оставалась сама собой и в наиболее трудное время, давала крылья новым талантам и только изредка вынуждена была делать уступки своим высокого уровня требованиям. Основоположником национальной литературы коми был И. Куратов (1839 - 1875) - один из представителей уральских литератур, имеющий мировое значение... Чрезвычайно важной фигурой до 1917 года был К. Жаков (1866 - 1926) - «босяк» коми литературы и истории культуры,

которого трудно вписать в официальные рамки с его незаурядным наследием и жизнью. На земле коми революцию 1917 года ожидало целое поколение поэтов и писателей; они без колебания поставили свою жизнь и энергию на служение великому делу, созданию нового мира. Из этого ряда далеко выдаются инстинктивный талант, добившийся подлинного мастерства как актер, режиссер, драматург и поэт Нёбдшса Витгор (В. Савин, 1888 - 1943), смело экспериментирующий в поэзии и новеллистке мастер настроения Тима Вень (В. Чисталев, 1890 - 1939)...».г Под духовным влиянием И. Куратова, К. Жакова, В. Савина и В. Чисталева, ориентируясь на их творческие принципы, идеи, вырастали новые поколения писателей, создавались новые оригинальные произведения. И в конце XX в. заложенные классиками традиции не утратили своей актуальности. Для многих писателей современности, в том числе и драматургов, характерны активное использование традиций литературы коми, сочетание освоенных художественных форм с приметами нового времени.

В первом параграфе «Традиции творчества В. Савина в пьесе-сказке Г. Юшкова «Ен ныв» (Дочь бога, 1990) исследуются преемственные связи между пьесой-сказкой Г. Юшкова «Ен ныв» и произведениями В. Савина.

Геннадий Анатольевич Юшков (1932 - 2009) - один из выдающихся художников слова коми. Он известен как прозаик, поэт и драматург, публицистически остро ставящий нравственно-этические, экологические, социальные, политические, национальные, экономические проблемы.

Традиции пьесы-сказки были заложены еще в 1920-е гг. В. Савиным. Его дилогия, состоящая из комедий «Райын» (В раю, 1921) и «Инасьтбм лов» (Неприкаянная душа, 1926), определяется исследователями как пьеса-сказка. Таким образом, при написании пьесы-сказки «Ен ныв» Г. Юшков использует

2 Домокош п. Творческий путь некоторых выдающихся личностей, их роль в формировании характерных черт литератур малых уральских народов // Творчество И. А. Куратова и развитие литератур финно-угорских народов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Сыктывкар, 3-5 июля 2009 г.). Сыктывкар, 2009. С. 14.

художественные открытия В. Савина, что обуславливает присутствие в произведении драматурга современности не только формальных перекличек с савинской дилогией, но и близости с драматургией В. Савина в области идейно-художественного содержания и жанровой природы. Общими дня обеих пьес-сказок становятся обыгрывание мотива схождения главного героя с небес на землю, предпочтение авторами фольклорных сюжетов, связанных с этим мотивом, изображение рая как нерадостного места, отображение обитателей небесного царства как обыкновенных людей, нежелание героев пребывать в раю и их любовь к земной жизни, приверженность семейным ценностям.

Общность произведений разных писателей обусловлена схожестью тех исторических периодов, в которые творили В. Савин и Г. Юшков — начало XX и конец XX в.. Оба периода характеризуются исследователями как переломные, переходные: общество на рубеже веков ощущает необходимость в обновлении идеалов, нравственных ориентиров. Поставленные в пьесах В. Савина и Г. Юшкова художественные задачи объединены стремлением обратить внимание читателя и зрителя на непреходящую ценность жизни человека, его семейного счастья. В начале XX в. эти ценности были актуализированы В. Савиным, в конце XX — Г. Юшков напоминает нам о них, прибегая к савинским традициям.

Во втором параграфе «Традиции произведений И. Куратова и В. Савина в комедии Г. Юшкова «Коми бал» (1993)» раскрывается воздействие творческого наследия И. Куратова и В. Савина на творчество Г. Юшкова.

Название комедии Г. Юшкова «Коми бал» отсылает нас к стихотворению И. Куратова «Коми бал» (1865 г.). Идентичность названий произведений разных периодов литературы коми обнаруживает также сходство образов и мотивов произведений этих авторов.

В своих стихотворениях И. Куратов изображает такую форму народной культуры, как деревенская вечеринка - рытук («Коми бал», «Видзбд, эстбн

жырыс» (Посмотри, горница), «Закар ордын» (У Захара)). И. Куратов, показывая сельское празднество, выявляет его особенности; раскрывает, какую роль оно играет в жизни жителей деревни. Известно, что рытпук в прошлом регулировал общественные и семейно-брачные отношения. Сельские вечеринки служили сплочению деревенского общества, содействовали появлению новых брачных союзов. В конце XX века писатели, ощущая одиночество современника, воссоздают куратовский бал как возможность преодоления разобщения человека, и шире -восстановления прерванных связей между людьми.

В произведениях И. Куратова создана галерея различных крестьянских типов коми. Поэт сосредотачивает внимание читателя на движении чувств своих героев-крестьян, убедительно показывает черты характера этих людей. Драматургия коми конца XX века, создавая характеры современников, отражая их жизненные ситуации, опирается и на достижения поэзии И. Куратова.

Обогащение куратовской традицией сочеталось в творчестве Г. Юшкова с действенным освоением художественного опыта В. Савина. В комедии «Коми бал» обнаруживаются идейно-художественные параллели также с дилогией В. Савина «Инасьтбм лов».

Дилогию «Инасьтбм лов» и комедию «Коми бал» объединяет присутствующий в них дух карнавальности, активное использование авторами этих произведений приемов карнавапизации. Проявлениями народного карнавального начала в названных произведениях становятся: изображение народных гуляний, танцев, любовных интриг (предполагающих впоследствии появление новых брачных союзов), шутов. Использование в дилогии В. Савина «Инасьтбм лов» и в комедии Г. Юшкова «Коми бал» мотивов, образов, сцен, связанных с традиционной народной карнавальной культурой, объединяет эти произведения не только с точки зрения поэтики. Драматурги сопоставляют эпоху европейского средневековья и доперестроечную Россию: те же отношения власти и

народа, то же господство единственной религиозной или политической правды, тот же страх подчиненных перед властью. Поэтому авторы пьес развенчивают существующие порядки советской власти способом борьбы со средневековой идеологией - принципами карнавального празднества.

В третьем параграфе «Традиции произведений К. Жакова и В. Чисталева в драматургии О. Уляшева» исследуется развитие традиций В. Чисталева и К. Жакова в драматургии О. Уляшева.

В драме О. Уляшева «Енколаяс йылысь поэма» воссоздается история крещения народа коми святителем Стефаном Пермским (XIV в.). В центре внимания драматурга - присоединение зырян к Российскому государству. Автор пьесы не восторгается идеей присоединения земель Коми к Московскому княжеству. Драма «Енколаяс йылысь поэма» проникнута отчаянием и болью за уходящее великое прошлое народа коми. Деятельность святителя в Коми крае, показанная О. Уляшевым, вызывает в читателе боль за поруганную родину, за осквернение святынь, за народ, на долю которого выпало столько страданий. Эти мотивы сближают драму О. Уляшева с драмой писателя и поэта начала XX века Вениамина Тимофеевича Чисталева «Изкар» (1926), в которой интерпретируются события 1471 года - покорение пермских земель боярином Ивана III Федором Пестрым. В. Чисталева глубоко затрагивает проблема потери народом коми своей независимости, он не восхищается присоединением Коми края к Московскому государству. В произведении В. Чисталева получили воплощение идеи о национальной независимости, которые в 1920 — 1930-х гг. пропагандировала часть интеллигенции коми. Рождению этих идей способствовали политические преобразования, происходившие в России в начале XX века и давшие начало «самоопределению» наций. Конец XX века также отмечен социально-политическими изменениями, которые привели к подъему национального самосознания и возродили идеи о национальной независимости, о чем свидетельствует драма О. Уляшева «Енколаяс йылысь поэма».

Воздействие В. Чисталева на современников ощутимо и в области форм. Как известно, писатель начала XX века часто прибегал к ритмизованной прозе, в прозаических произведениях он использовал стихотворный метр. В современной литературе коми наблюдается глубокий интерес к такой форме. Драматург О. Уляшев в стремлении раскрыть чувства своих героев использует открытия В. Чисталева в области ритмизованной прозы.

В драме О. Уляшева ощутимо влияние и К. Жакова. В своих произведениях писатель начала XX века обращается к прошлому народа коми, исследует мировоззрение, моральные законы древних коми. К. Жаков находил миропонимание древних одухотворенным, их моральные законы, по мысли писателя, отражают истинные ценности. Драма «Енколаяс йылысь поэма» сохраняет такое отношение к пониманию мира древних коми. В народной культуре, по мнению драматурга современности, сокрьггы нравственные основы жизни, гуманистические идеалы, способные возродить в человеке стремление к высокому, прекрасному.

В разделах диссертационного исследования «Публицистичность драмы П. Шахова «Кыдзи тшилы овсьб» (Как вам живется, 1990)» «Конфликты и характеры в драме А. Ларева «Гажтом вальс» (Грусный вальс, 1990) анализируются пьесы П. Шахова и А. Ларева 1990-го г. Автором отмечается стремление П. Шахова к обновлению формы драматургического произведения, а также тенденциозность и публицистичность его драмы. В пьесе А. Ларева раскрываются конфликт и характеры героев.

В третьей главе «Новаторство в драматургии коми конца XX в.» исследуются новаторские способы отражения действительности в драматургии коми конца XX века.

Новаторство - плодотворное развитие традиции, содействующее расширению выразительных средств и углублению художественной концепции.

Драма коми конца XX в. склонна к новаторству. Появлению инноваций в развитии художественной мысли способствовали изменения, происходившие в социальной действительности с начала 1990-х годов. Бурный характер эпохи, напряженная внутренняя обстановка в стране, духовный общественный кризис содействовали поиску писателями новых художественных решений, позволяющих раскрыть ритм современной жизни, внутренний мир человека в изменяющейся действительности.

В первом параграфе «Пространство в трагикомедии А. Попова «Вой, код1 некор эз вбв» (Ночь, которой никогда не было, 1994) анализируется место действия пьесы А. Попова. Своеобразие сценического пространства трагикомедии «Вой, код1 некор эз вбв» заключается в том, что это морг (в пьесах коми местом действия обычно является деревенский дом, реже -городская квартира). Более того, это место действия включает в себя свойства других топосов - театра, вытрезвителя, сумасшедшего дома, общежития... А. Попов сгущает значение сценического пространства и таким образом «возрастает» метафоричность трагикомедии. Именно метафора позволяет автору трагикомедии дать более емкую характеристику происходящим в современном обществе явлениям: все перечисленные топосы, в том числе и морг, становятся моделями современного общества, раскрывают бездуховность, нравственную деградацию современников.

Во втором параграфе «Драма А. Попова «Туналбм ордым» (Заколдованная тропа, 1997): переплетение библейских преданий и коми мифологии» исследуется взаимодействие сюжетов различных мифологий в драме А. Попова. В пьесе «Туналбм ордым» явственно присутствие мотива библейского предания о грехопадении человека, а также мотива предания коми о вишерских колдунах Тювб и Наста Мати. Это сочетание, оригинальное для драмы коми, позволяет художнику слова отобразить совмещенность христианского и языческого мировоззрения в сознании коми и связанных с нею проблем. С другой стороны, это сочетание раскрывает осмысление драматургом истории народа коми, истоков

проблем современности. По мнению драматурга, нравственный кризис устоев в современном обществе - результат постепенного отдаления общества от народного нравственно-духовного миропонимания, постепенного отречения зырян от своих верований, от своих обычаев и традиций.

В третьем параграфе «Художественный прием «текст в тексте» в драме Н. Белых «Ов, дитябй, ов!» (Живи, дитя мое, живи!, 1991) раскрывается значение приема «текст в тексте» в драме Н. Белых. Пьесу Н. Белых «Ов, дитябй, ов!» отличает от предыдущих его драматургических произведений стремление раскрыть не только проблемы современности, но и выявить их исторические корни. Осмысление автором сложных многовековых взаимоотношений человека и действительности приводят его к разрушению всех единств классической драмы - единства времени, единства места и единства действия - и к применению художественного приема «текст в тексте»: драма Н. Белых состоит из 4 пьес его героя Томова. Описанные Томовым в произведениях события - выделение человека из животного мира, средневековая инквизиция, постреволюционные репрессии, ослабление административной системы в предперестроечные годы развития России — представляют собой осмысление автором истории своего народа. По его мнению, прошлое народа не остается в его пассивной памяти, но живет в настоящем. Многовековое подавление личности властью - причина ломки нравственных устоев современного общества, духовных опор личности.

Обращение драматурга к художественному приему «текст в тексте» обусловлено также стремлением Н. Белых раскрыть вектор творческих исканий современного художника, озабоченного радикальным переосмыслением предшествующей традиции, автор иллюстрирует «перерождение» советского писателя, его попытки отстраниться от принципов советской литературы и создать новые произведения, свободные от клише «служанки идеологии». Он переживает духовный и творческий

18

кризис, он в смятении, в поисках не только необходимого слова, но и самого себя, поэтому его «бросает» из одной эпохи в другую, из прошлого в настоящее. Томов пока не в силах создать одно стройное и совершенное художественное произведение, выразить свое миропонимание минимумом средств. В драме Н. Белых пьесы Томова представляют собой рабочий материал, который в будущем, возможно, обретет цельность. Точно так отсутствие цельности, фрагментарность, дисгармоничность характеризуют сознание общества переходного периода, каким является конец XX века, суть которого, как мы видим, можно передать при помощи художественного приема «текст в тексте».

В четвертом параграфе «Драма А. Лужикова «Ыджыд висьбм» (Большая болезнь): тема двойничества» дано исследование темы двойничества в драме А. Лужикова. Тема двойничества - новое явление в драматургии коми. Обращение драматурга к образу двойника обусловлено стремлением автора раскрыть внутренний мир своего героя, познать его психику, исследовать влияние среды на человеческое сознание. Тема двойника позволяет показать драматургу сложные взаимодействия человека и окружающего мира, отношение советского человека к власти, к другому человеку, к самому себе, раскрыть понимание автором истории России. Автор «расщепил» своего героя на несколько персонажей, что позволило ему показать деградацию современника, отсутствие цельности его характера как результата негативного влияния общества на него, а также неспособность человека противостоять установкам несовершенного государства. Тема двойников в драме, воссоздавая протест творческой души против быта, против угнетающей действительности, отражает сознание самого А. Лужикова. В какой-то мере его герои являются его же собственными двойниками.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны основные выводы.

Конец XX века знаменует собой новый этап в развитии драматургии коми, которому присуща плодотворная творческая деятельность, как драматургов старшего поколения, так и молодых авторов. В этот период продолжают свое драматургическое творчество А. Ларев, П. Шахов, Г. Юшков, Н. Белых, к созданию пьес обращаются прозаики и поэты О. Уляшев, А. Попов, А. Лужиков - новое поколение драматургов.

В 1990-е годы существенно изменилась тематика пьес коми, производственные проблемы, жизнь деревни отходят на задний план. Все чаще героями пьес становятся жители города, но выходцы из деревни. Художники слова выявляют перемены в характере коми человека вследствие его переезда в город. Авторов все более интересуют актуальные сложные проблемы современности, нравственно-этические вопросы, внутреннее состояние человека в меняющейся социально-исторической обстановке. Драматурги пытаются осмыслить коммунистическое прошлое своей страны, а также весь исторический процесс, влияние политических перемен на характер человека.

Драматургия коми сегодня следует сложившимся традициям драматургического искусства коми. Она исследует человеческую жизнь, прибегая к традиционным средствам художественной выразительности, развиваясь в формах традиционного предметно-аналитического изображения. Стилевые направления — революцонно-романтическое, реалистическое и сатирико-юмористическое - получают дальнейшее развитие в творчестве современных авторов. Исследуя действительность и стремясь передать динамику изменений, происходящих в обществе, они обращаются к традиционным для пьес коми жанровым образованиям — социально-нравственной драме, лирической комедии, пьесе-сказке, одноактнтым комедиям и драмам, историко-мифологической драме.

Драматурги конца XX века следуют традициям строения характеров героев: характеры героев не представляют собой олицетворения каких-либо идей, они не схематичны, но реалистичны, полнокровны, психологически

достоверны. Авторы пьес раскрывают характеры героев, подчиняясь законам строения драматургического произведения - сталкивают героев в остром конфликте, который «заставляет» их показать себя, свой нрав. Такое отношение авторов к законам построения пьес обеспечивает сценичность их произведений, их способность быть поставленными на сцене.

Современным драматургам присуще бережное отношение к языку, его лексическому богатству, эмоциональности. Знание экспрессивно-стилистических особенностей родного языка, фольклорной образности помогает авторам индивидуализировать речевые характеристики героев.

Основная тема пьес современности, давно разрабатываемая драматургами, — тема народа коми. Авторы стремятся точно передать характер коми человека, его внутренний мир, нравственные законы, которыми он руководствуется. Драматурги продолжают исследовать историю своего народа, его культуру, психологию, быт.

В драматургических произведениях конца XX в., как и в литературе коми в целом, ощутимо и влияние творческого наследия художников слова XIX - первой трети XX вв. - И. Куратова, К. Жакова, В. Савина, В. Чисталева.

Драме коми конца века присуще использование приемов народной карнавализации с целью раскрытия народного мироощущения.

Пьесы актуализируют традиции прозы коми, применяя, например, способы ритмизации прозы для наибольшего воздействия на читателя и зрителя.

В драме коми конца XX века наблюдается поиск путей выхода из общественного и нравственного тупика, преодоление которого писатели современности, как и писатели прошлого, видят в обращении к истокам народной, национальной культуры.

Обращение драматургов 1990-х гг. к художественным решениям И. Куратова, К. Жакова, В. Савина и В. Чисталева обусловлено схожестью социальных условий начала и конца XX века. Россия, как в начале века, так и

сегодня, переживает кардинальные экономические и политические катаклизмы, что не могло не повлиять на ее духовное состояние -разрушаются прежние нравственные ориентиры, меняется система ценностей. Драматурги коми 1990-х годов находят актуальными идеи своих предшественников в решении нравственных проблем современного общества.

Конец XX в. отмечен возрастающим значением новаторства в художественном исследовании жизни. Для драмы этого времени характерны инновации, стремление к оригинальности и эксперименту. Драматургия коми конца XX в. обновляет способы изображения действительности. В пьесе коми 1990-х гг. наблюдается расширение значения сценического пространства: оно перестает быть лишь фоном драматургического частного, местного действия, оно сгущается - приобретает черты других топосов, которые впоследствии становятся различными моделями современного мира.

В пьесе коми рубежа веков совмещены элементы преданий Священного Писания и мифологии коми. Такой синтез позволяет отобразить неразрывное соединение христианского и языческого в сознании народа коми.

Писатели коми конца века усложняют композицию пьесы: она включает в себя другие пьесы, на первый взгляд, не связанные с основной драмой. Такой подход к композиции пьесы позволяет охватить больший пласт истории, показать развитие национального характера на протяжении многих веков.

Драматурги коми 1990-х гг. расщепляют характер героя, сталкивают героя с его двойниками. Двойники здесь - один из художественных способов отображения разорванности, противоречивости сознания творческой личности, живущей в стесненных и непреодолимых обстоятельствах.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендуемых ВАК:

1. Горинова Н.В. Сценическое пространство в драматургии А.Попова // Известия Уральского государственного университета. 2008. № 55. Серия 2. Гуманитарные науки. С. 165-172.

2. Горинова Н.В. Традиции В. Савина в комедии Г. Юшкова «Коми бал»: приемы карнавализации // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № И. Сер. Филология. Искусствоведение. С. 3337.

3. Горинова Н.В. Драма А. Попова «Заколодованная тропа»: переплетение преданий библейской и коми мифологий // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 20. Сер. Филология. Искусствоведение. С. 75-79.

В различных сборниках научных трудов и материалах конференций:

1. Горинова Н.В. Авторская позиция в драме А.Попова «Туналом ордым» (Заколдованная тропа) // Современная коми литература: проблематика, герой, стиль. Сыктывкар, 2004. (Тр. Ин-та языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН; Вып. 64). С. 82-90.

2. Горинова Н.В. Малые драматические формы в творчестве Геннадия Юшкова в 1990-2000 годы // Тезисы секционных докладов X Международного конгресса финно-угроведов: Фольклористика и этнология. Литературоведение. Археология, антропология, этническая история: III часть. Йошкар-Ола. 2005. С. 153.

3. Горинова Н.В. Народные предания о Йиркапе в произведениях А.Попова // Г.Д. Красипьников и тенденции развития прозаических

жанров в национальных литературах Урало-Поволжья: Сб. статей. Ижевск, 2005. С. 117- 121.

4. Горинова Н.В. Пьеса Г. Юшкова "Ен ныв" (Дочь Бога): жанр, конфликт, характеры // История, современное состояние, перспективы развития языков и культур финно-угорских народов: Материалы III Всероссийской научной конференции финно-угроведов. Сыктывкар, 2005. С. 312-314.

5. Горинова Н.В. Драма Г.Юшкова "Вир тшыкддысь" (Портящий кровь): конфликт и характер // Вопросы коми филологии: сб. науч. статей. Сыктывкар, 2005. С. 5-9.

6. Горинова Н.В. Семантика места действия в пьесе А.Попова «Вой, код! некор эз böb» (Ночь, которой никогда не было) // III Савинские чтения: материалы республиканской научно-практической конференции (Сыктывкар, 20-21 ноября 2003г.). Сыктывкар, 2005. С. 152-158.

7. Горинова Н.В. Образ дерева в пьесах А.Попова // Studia juvenalia: Сборник работ молодых ученых Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН. Сыктывкар, 2005. С. 189-193.

8. Горинова Н.В. Некоторые черты постмодернизма в коми драматургии конца XX века // Материалы XXXVI Международной филологической конференции 12-17 марта 2007 г. Вып. 9. Уралистика / Под ред. H.H. Колпаковой. СПб., 2007. С. 24-28.

9. Горинова Н.В. Драма А. Лужикова «Ыджыд висьйм» (Большая болезнь): своеобразие героя // Проблемы жанровой поэтики коми литературы. Сыктывкар, 2007. С. 128-140. (Тр. Ин-та языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН; Вып. 65).

Ю.Горинова Н.В. Тема человека и власти в драме Н.Белыха «Ов, дитябй, ов!» (Живи, дитя мое, живи!) // Известия Общества изучения Коми края. Научно-популярный краеведческий журнал. 2007. № 1. С. 115120.

П.Горинова H.B. Черты постмодернизма «интертекстуальность» и «симулякр» в драматургии коми конца XX века // Материалы докладов I Всероссийской конференции «Молодежь и наука на Севере» (в 3 томах) (Сыктывкар, Республика Коми, 14-18 апреля 2008 г.) Сыктывкар, 2008. С. 102-103.

П.Горинова Н.В. Приемы карнавализации в комедии Г.Юшкова «Коми бал» // Материалы XXXVII международной филологической конференции 11-15 марта 2008г. Вып. 11: Уралистика / Под ред H.H. Колпаковой. СПб, 2008. С. 16-21.

П.Горинова Н.В. Традиции В.Савина в пьесе-сказке Г.Юшкова «Ен ныв» (Дочь бога) // Материалы XXXVIII международной филологической конференции 16-21 марта 2009г/ Уралистика / Под ред H.H. Колпаковой. СПб, 2009. С. 18-22.

14.Горинова Н.В. Традиции И. Куратова и В. Савина в комедии Г. Юшкова «Коми бал» // Финно-угроведение. 2010. №1. С. 77-86.

15. Горинова Н.В. Стихотворение И. Куратова «Коми бал» (1865) и комедия Г. Юшкова «Коми бал» (1993) // Творчество И. А. Куратова и развитие литератур финно-угорских народов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Сыктывкар, 3-5 июля 2009 г.) Сыктывкар, 2009. С. 67-70.

16. Горинова Н.В. Традиции В. Чисталева и К. Жакова в драме О. Уляшева «Енколаяс йылысь поэма» (Поэма о молельнях) // Финно-угроведение. 2011. №1. С. 12-23.

17. Горинова Н. Драматургия коми конца XX века: традиции и новаторство // Congressus Internationalis Fenno-ugristarum. Piliscsaba, 2010. Р. 81-84.

Бумага офсетная. Формат 60x84 1/16. Гарнитура Тайме. Печать способом ризографии. Усл. печ. л. 1,68. Уч.- изд. л. 2,08. Тираж 100 экз. Заказ № 56

Отпечатано с оригинала-макета заказчика в ООО «Референт». 430000, г. Саранск, пр. Ленина, 21. Тел.(8342)48-25-33.

 

Текст диссертации на тему "Коми драматургия конца XX века: традиции и новаторство"

61 12-10/934

Российская академия наук Уральское отделение Коми научный центр Институт языка, литературы и истории

На правах рукописи

Горинова Наталья Васильевна

КОМИ ДРАМАТУРГИЯ КОНЦА XX ВЕКА: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО

10.01.02 - Литература народов Российской Федерации

(финно-угорская)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук профессор В. А. Латышева

Сыктывкар, 2011

2

Содержание

2

Введение.....................................................................................3

Глава 1. Преемственность традиций как объективная закономерность

развития драматургии коми...........................................................18

Глава 2. Преломление традиций в современной коми драматургии ......42

2.1. Традиции творчества В. Савина в пьесе-сказке Г. Юшкова «Ен ныв»............................................................................................................46

2.2. Традиции произведений И. Куратова и В. Савина в комедии Г. Юшкова «Коми бал».....................................................................58

2.3. Развитие традиций К. Жакова и В. Чисталева в драматургии О. Уляшева......................................................................................81

2.4. Публицистичность драмы П. Шахова «Кыдзи т1янлы овсьб»....101

2.5. Конфликты и характеры в драме А. Ларева «Гажтбм вальс».....105

Глава 3. Новаторство в драматургии коми конца XX в.........................111

3.1 Пространство в трагикомедии А. Попова «Вой, код1 некор эз вбв»......................................................................................114

3.2. Драма А. Попова «Туналбм ордым»: переплетение библейских преданий и коми мифологии.......................................................123

3.3. Художественный прием «текст в тексте» в драме Н. Белыха «Ов, дитябй, ов!»..............................................................................132

3.4. Тема двойничества в драме А. Лужикова «Ыджыд

висьбм»....................................................................................139

Заключение........................................................................... 157

Список использованной литературы...............................................165

Введение

Проблема традиций и новаторства всегда актуальна, так как взаимодействие этих явлений - одна из закономерностей развития художественного процесса, сущность которой, по мнению А. Бушмина, заключается в «диалектическом единстве сохранения и отрицания, росте нового на основе старого, с принятием его или в борьбе с ним. Без сохранения нет обогащения, накопления; без отрицания нет развития, обновления. В этом взаимодействии противоположностей отрицание выступает орудием освобождения жизнеспособных элементов от всего, что мешает дальнейшему их развитию» [Бушмин 1975: 33]. Исследование проблемы традиций и новаторства в литературе, в том числе и в драматургии коми, представляет собой выявление общих закономерностей ее развития, основанное на анализе изменения художественной системы при ее переходе от одного этапа к следующему, а также раскрытия преемственных связей между различными этапами развития, основанных на сохранении тех или иных элементов этой системы при ее изменении. .

Политические, экономические перемены, начавшиеся в 1990-е гг. в России, обусловили формирование новых творческих установок, активизировали развитие новых художественных форм, пробудили интерес авторов к эксперименту. Меняющаяся действительность побуждает и современную драму коми к преобразованиям и новациям. Сегодня в ее арсенале имеются сложившиеся художественные традиции, наблюдаются значительные перемены, некоторые художники слова захвачены поисками новых способов отражения действительности, созвучных эпохе и способных, по мнению драматургов, наиболее точно передать современные жизненные реалии, представить человека в изменяющемся обществе. Поэтому некоторые драматурги конца XX в. (пьесы А. Попова, Н. Белых, А. Лужикова) своеобразны и оригинальны. Их драмы вполне можно назвать новаторскими.

4 4

Новаторство обычно истолковывается как деятельность по осуществлению новых, прогрессивных принципов, идей и приемов. Как утверждает Ю. Б. Борев, «новаторство - существенное изменение искусства, способствующее приращению выразительных средств, углублению и развитию художественной концепции, расширению смысла, углублению идейно-эмоционального воздействия на личность, а в прикладных искусствах и архитектуре также совершенствованию функциональности. Новаторство -изменение, ведущее искусство по пути прогресса, способствующее повышению художественно-концептуальных возможностей произведения» [Борев 1988: 345].

А. Бушмин трактует понятия «новаторство», «оригинальность» и «подлинное новаторство» как различные по смыслу. По его мнению, новаторство «указывает на нечто новое, относящееся к сущности произведения, к его идейному содержанию... Новаторство - это новая идея, новая мысль, постижение нового в жизни, создание новых художественных концепций... Оригинальность - изобретение нового в форме изображения предмета. Одно и другое взаимообусловлены. Новое содержание потенциально заключает в себе возможность новой формы. Но степень реализации этой возможности определяется творческой силой художника. И чем больше проявит он изобретательности в поисках формы, отвечающей сущности содержания, тем выше уровень новаторства... Новаторство высшей формы... проявляется, по закону единства содержания и формы, и в новизне идей, и в соответствующей им новизне художественного воплощения, пронизывает все компоненты произведения. Такое новаторство характерно для крупнейших художников, составивших своим творчеством целую эпоху» [Бушмин 1975: 172-174]. Согласно этой трактовке, не все новое является новаторским. По мнению исследователя, инновационными становятся те произведения, в которых художественное мышление претерпевает значительное обновление: оно существенно обогащается, углубляется с эстетической и идейной точек зрения. Эти перемены ощутимо воздействуют на духовный климат общества,

5 э

заставляют реагировать читателей. Чтобы создать новаторское произведение,

требуется талант высокого уровня.

Появление в коми драматургии конца XX в. новаторских пьес вполне закономерно: во времена перелома, на переходе к новому этапу развития перед культурой открываются новые перспективы. Так, в истории развития художественного сознания наблюдаются периоды как главенства традиции, так и периоды негативного отношения к ней и признания новаторства в качестве основной ценности творческого процесса. Исследователь В. Луков, наблюдая за развитием различных литературных тенденций в контексте культуры, устанавливает некоторые закономерности динамики художественного процесса. Он выделяет в развитии литературы этапы «стабилизации» и этапы «переходные». Для периодов стабилизации «характерна устремленность к системе и систематизации, поляризации литературных тенденций, известная замкнутость границ в сформировавшихся системах, «выдвижение какой-либо центральной тенденции и - нередко - альтернативной ей тенденции на центральные позиции (классицизм и барокко в XVII веке, романтизм и реализм в XIX веке)», что нередко отмечено в названии периода. Напротив, для культурной ситуации переходных периодов свойственны необычайная пестрота литературных явлений, быстрые изменения «географии культуры», многообразие направления развития без видимого предпочтения какого-либо одного из них, открытость границ художественных систем, экспериментирование, приводящее к рождению новых литературных явлений, возникновение пред- и постсистем (предромантизм, неоклассицизм и т. д.), отличающихся от основных систем высокой степенью неопределенности и фрагментарности... Стабильные и переходные периоды чередуются. В последние столетия переходные периоды в основном совпадают с рубежами веков» [Луков 2008: 257-258]. Таким образом, обновление форм художественной выразительности особенно заметно в переходные периоды. Так было, например, в ситуации общественных перемен начала XX в., когда вызревало множество художественных направлений, исповедовавших принцип

6 6 новаторства в качестве основополагающей ценности творческого процесса и принижение значения традиции в развитии литературы. Конец XX в. - также время переходное. Литература этого периода порождена сменой эпох, политических систем, культурных парадигм, умонастроений. В стремлении охватить все явления изменяющейся действительности литература все время находится в напряженном поиске художественных средств, форм, которые позволили бы ей передать мироощущение современника.

Новаторское в коми драме конца XX в. не исключает опору художников слова на сложившиеся в литературе коми традиции. Все более усложняющаяся действительность выявляет не только стремление писателей к новообразованиям, но и обращает их взгляды в прошлое. И это также закономерный процесс, т. к. развитие культуры и искусства - не линейное движение. История литературы предполагает постоянное ее обращение назад, к собранной ею информации, непрерывное использование накопленных веками художественных ценностей. По мнению Ю. М. Лотмана, культура является одной из форм коллективной памяти, она подчинена законам времени, но в то же время «располагает механизмами, противостоящими времени и его движению. Работающим оказывается не только последний временной срез, но и вся толща культуры значительной глубины, причем по мере продвижения во времени в прошлом периодически вспыхивают очаги активности: тексты, разделенные столетиями, «припоминаясь», становятся современными. Так, Гоголь, не колеблясь, ставил Вальтера Скотта и Гомера рядом, как двух наиболее важных для современности писателей» [Лотман 2001: 616]. Обращение культуры к забытым или не совсем забытым феноменам искусства прошлого, их применение в творческом процессе современности и является традицией.

Традиция - (от лат. traditio = установившееся издавна мнение или привычка) буквально означает передачу, предание. Сущностью традиции становится накопление и трансляция культурно-художественного опыта. Наследоваться могут, по мнению В. Е. Хализева, «во-первых, словесно-

7 7

художественные средства, находившие применение и раньше, а также фрагменты предшествующих текстов (в облике реминисценций); во-вторых, мировоззрения, концепции, идеи, уже бытующие как во внехудожественной реальности, так и в литературе; в-третьих, формы внехудожественной культуры, которые во многом стимулируют и предопределяют формы литературного творчества» [Хализев 1999: 354-355]. Традиция представляет собой избирательное наследование опыта. Она применяет из всего накопленного лишь то, что наиболее продуктивно для данного периода развития общества, что созвучно раскрываемой художником современности. Как утверждает исследователь В. Кожинов, «традиция... оживает лишь тогда, когда продолжатель находит ее подоснову, ее глубинную почву в самой той жизни, которую он художественно осваивает» [Кожинов, 29].

Для традиции также характерно инициативно-созидательное отношение к культурно-историческому опыту. Исследователи выявляют ее способность

преобразовываться, приобретать «новые функции» [Тынянов 1977: 281] -.....

выражать новые смыслы, более актуальные для той исторической эпохи, в которую она переходит. По мысли Л. А. Софроновой, «традиции... хранят давно забытые факты, которые в последующем могут набирать новые значения...» [Софронова 2006: 688-689]. Данная особенность традиции обнаруживает ее плодотворность, креативность, стремление к обновлению культурного наследия, приращению, приумножению художественных достижений.

В функциональном плане традиция осуществляет связь между прошлым и настоящим, налаживая тем самым прерванные связи между этими эпохами и развивая в общем культурном пространстве отношения преемственности. Согласно концепции английского поэта Т. Элиота, приверженность традиции предполагает в художнике чувство истории, которое в свою очередь «предполагает понимание той истины, что прошлое не только прошло, но продолжается сегодня; чувство истории побуждает писать, не просто осознавая себя одним из нынешнего поколения, но ощущая, что вся литература Европы,

8 8 от Гомера до наших дней, и внутри нее - вся литература собственной твоей страны существует единовременно и образует единовременный соразмерный ряд. Это чувство истории, являющееся чувством вневременного, равно как и текущего вместе, - оно-то и включает писателя в традицию. И вместе с тем оно дает писателю чрезвычайно отчетливое ощущение своего места во времени, своей современности» [Элиот 1997: 158]. Ориентация на традицию, по мысли Т. Элиота, - необходимое условие творческого процесса: исследование ее глубин дает художнику возможность выявить свой личный потенциал и подчинить его надличностному, вневременному.

Исследователи подчеркивают зависимость новаторства от традиций. Совершенный отрыв от наследия прошлого, ломка, деформация традиций приводят к утере художественных качеств искусства. Только в тесной связи традиций и новаторства исследователи находят истинное движение художественного процесса вперед: «тот, кто стремится сохранить свою «самобытность» ценою игнорирования достижений предшественников, чаще всего оказывается в положении рутинера... Изучение опыта мастеров позволяет художнику найти свои, новые формы, наиболее полно отвечающие волнующим его идеям и темам» [Бушмин 1975: 163]. Поэтому «важнейшим условием плодотворного и масштабного литературного творчества являются гармоничные отношения традиций и новаторства» [Белая 2007: 145]. Именно их диалектическое единство «обуславливает непрерывность исторической эволюции искусства, ... рост художественной культуры человечества...» [Храпченко 1975: 285].

Таким образом, новаторство - плодотворное развитие традиции, содействующее расширению выразительных средств и углублению художественной концепции. Традиция - это инициативное и творческое освоение культурного опыта, обеспечивающее связь времен и поколений. Драматургия коми конца XX в., сосредоточенная на освоении новых форм в искусстве, но не пренебрегающая и традициями, представляет собой

9 9

диалектическое взаимодействие идей преемственности, предполагающее как сохранение и накопление, так и отрицание, изменение.

Отдельных исследований, посвященных проблеме традиций и новаторства в драматургии коми, в коми литературоведении нет. Эта проблема рассматривается учеными в совокупности с другими, освещающими основные аспекты развития национальной драмы. Некоторые вопросы драматургии освещены в коллективном труде «Очерки истории коми литературы» (1958), трехтомном издании «Истории коми литературы» (1979, 1980, 1981). Авторами «Очерков» и трехтомной «Истории» - А. Н. Федоровой, А. А. Вежововым, Ф. В. Плесовским, А. К. Микушевем, И. М. Ванеевой - составлена периодизация развития драматургии коми с момента ее возникновения и до послевоенных лет, а также исследованы основные аспекты становления и развития драмы коми. По сути, основой для создания «Истории коми литературы» стали «Очерки истории коми литературы». Отличие трехтомного издания в том, что ~ оно включает, себя более глубокий анализ пьес, общих закономерностей 7 развития драмы, а также рассматривает драматургию 50 - 80-х гг.

Огромный вклад в изучение драматургии коми внесла В. А. Латышева. Ею проанализированы почти все коми драматургические произведения, начиная с XIX в. и заканчивая 1980-ми годами, выявлены закономерности развития драматургии коми, раскрыта поэтика пьес. Первой ее публикацией была монография «Зарождение драматургии и театра народа коми» (1968). Следующая крупная работа исследователя «Конфликты и характеры в коми драматургии» посвящена исследованию драмы коми 1940 - 1960-х годов. Драматургии коми 1970 - 1980-х годов посвящена работа В. А. Латышевой «Современная коми драматургия» (1994). Автор'-работ, анализирует пьесы драматургов разных периодов развития драматургии коми - В. Савина, М. Лебедева, Н. Попова, В. Чисталева, Н. Фролова, В. Юхнина, И. Пыстина, И. Потолицына, Н. П. Попова, Е. Федорова, В. Леканова, А. Ларева, Н. Дьяконова, Е. Юшкова, Н. Белых, П. Шахова, И. Торопова. Автор работ рассматривает

10 10 идейно-тематическое своеобразие произведений этих драматургов, характеры героев, способы построения характеров, конфликты, язык персонажей.

Драматургия коми 1920 - 1960-х гг. освещена также в разделе работы А. К. Микушева «На таежных просторах». Автор изучает историю возникновения и развития драмы коми, анализирует героику, сюжетные перипетии пьес'.

В перечисленных работах исследование важнейших аспектов развития драматургии коми затрагивает и вопросы, связанные с формированием и развитием традиций национальной драмы, а также с ее стремлением к новообразованиям, к обновлению, как форм, так и идейного содержания пьес. Исследователи сходятся во мнении, что основными источниками, питавшими драму коми в момент ее возникновения, были устное народное творчеств�