автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.14
диссертация на тему: Композиционная организация "Любовных элегий" Овидия
Полный текст автореферата диссертации по теме "Композиционная организация "Любовных элегий" Овидия"
ТБИЛИССКИЙ ОРДЕНА ТРУД СО ОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫл УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
. ГАРИБАШЙШ Макана Михайловна
УДК 87.С9
КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЛЮБОВНЫХ ЭЛЕГИЙ" СВИДЙЯ 10.02,14 - Классическая филология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Тбилиси - 1990
Работа выполнена на кафедре классической филологии Тбилисского государственного университета им. И. Джавахишвили
доктор филологических наук, профессор ¡A.B. УРУ11!АЙ35|
доктор филологических наук, профессор P.C. МИМИНСПВИЛИ
кандидат филологических наук В.Р.-АСАТИАНИ . .
Ведущая организация - Институт литературы им. Шота Руставе АН Грузинской ССР.
Защита диссертации состоится "¿0" üiZcufyj; 1990 год в 'IV часоЕ на заседании специализированного совета Л 057.03.18 в Тбилисском государственном университете им. И.Джэвахишвили по адресу: 380028,'Тбилиси, проспект И. ЧаЕчавадзе 36, корпус У, ауд. 48.
С диссертацией мокно ознакомиться в научной библиотеке Тбилисского государственного университета
Автореферат разослан "i" 1990 г.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат филологических наук,
Научный руководитель
Официальные оппоненты
Актуальность теш. Представленная работа является попыткой изучения принципов композиционной организации сборника лс-бовных элегий ("Amores") Овидия Назона. Цель исследования -рассмотрение построения к композиции "Amores" для более глубокого понимания их сути, осмысления того, насколько.самобытен Овидий на раннем этапе своего творческого пути.
Построение сборников лирических стихов римских поэтов (Катулла, Тибулла, Пропорция) созданных до Овидия, как известно, не подчинялось строгим принципам композиционной организации и носило в основном случайный характер. Следовательно, ' в классической филологии проблема композиции этих сборников не является предметом специального исследования. В случае с Овидием дело обстоит иначе. В его сборнике композиционной стороне уделяется особое внимание. Это можно объяснить тем, что" Овидий, заимствующий от своих предшественников традиционные элементы элегической поэзии (сюжеты, мотивы, образа, персоналы и др.), стремился проявить дух новаторства не только в творческом освоении традиционного, но и Формирование« собственной концепции композиционной организации.
У Овидия решавшее значение придается поэтическому мастерству, построению каядогс отдельного стихотворения, говоря техническим языком, его монтажу. Однако, если учесть, что при суждении о самобытности того или иного поэта рассмотрение принципов композиционной организации занимает довольно значительное место, то изучение ранней поэзии Овидия под данным углом зрения представляется ванным для полноценного осмысления творческого наследия поэта.
- м -
Состояние изучения тема. Проблемам композиционной организации "Агаоге?" как в грузинской, так и русской классической филологии уделялось мало внимания. Дс-скх пор нет специальных исследований по данному вопросу, хотя к европейской Овидиаке '.этот аспект творчества Овидия виэкзает большой интерес. Следует отметить, что вопросы композиции "Ашогеэ,: Овидия в Европе исследуются начиная с XIX века. Мнения исследователей относительно построения сборника можно разделить на три группы; I) Любовные элегии Овидия механически поделены на три каяги и соответственно их расположение в каждой из книг носит случайный характер (М.Шанц, К.Гозиус, Г .Френкель, И.Фай-' лзр, В.Лени, Г .Лук ч др.). 2) Композиция любовных элегий Свидня частично осмыслена (Г.Белинг, В.Порт, Е.Мартини,3. Краус, В.Марг, Р.Гардер, Я.БарсОи к др.). 3) Сборник ■"Лшогез" Овидия построен по строго продуманному композиционному принципу (О.Рибек, С.Иехель, И.Михельфаит, К.Бь'хнер, А.Гасман, Г.Лёрхер).
Целы, исследования является изучение принципов компози-• ционнэй организации сборника любовных элегий Овидия на трех основных уровнях: I) В целом на уровне сборника, что подразумевает определение композиционного.взаимоотноиения кйждой книги к остальным двум книгам. 2) На уровне распределения элегий в каждой книге отдельно, что подразумевает выявление наличия какой-либо закономерности в последовательности до-шедшкх до нас элегий. 3) На уровне отдельных элегий. Здесь диссертант исследует, на осноЕе каких композиционных"*-принципов построена каждая элегия.
Задачи исследования - показать каким образом строится композиция каждой книги, насколько симметричен системы, лежащие з основе сборника, сколь органична и логична взаимосвязь между ними. В работе показано, как размещает Овидий свои элегии в каждой книге по характерной и определяющей интонации, а также в соответствии с основной темой данной книги.
Научная новизна настоящей работы заключается в попытке впервые" ь грузинской и русской классической филологии исследовать проблему композиционной организации элегий Овидия. В отличие от уже существующих по данному вопросу трудов европейских ученых, в диссертации изучается не только проблема построения всего сборника и отдельных книг, но и каждой элегии "Апогее11.
Практическая ценность работы заключается в том, что ока помогает понять и осмыслить, насколько самобытен Овидий на раннем этапе своего творчества. Если учесть, что при суждении о самобытности того или иного поэта, рассмотрении принципов композиционной организации уделяется довольно значительное место, то тогда изучение ранней поэзии Овидия под данным углом представляется интересным и полезным для исследования творчества поэта в целом. Результаты диссертации могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории римской литературы, спецкурсов по творчеству Овидия. •
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были доложены на заседаниях кафедры классической филологии Тбилисского государственного университета, на республиканских и всесоюзных.конференциях. Опубликованы в виде
- б -
книга и отдельных статей. Диссертационная работа рассмотрена на заседании кафедры классической филологии ТГУ.-
Объем и структура работы. Диссертационная работа изложена на Г?0 страницах машинописного текста и состоит из введения ("К постановке вопроса"), двух глав (первая глава состоит иг шести подрлэе, а вюрая глага - из трех), заключения и списка использованной лчтературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЯССЕРТШОННОЙ РАБОТУ
Диссертация состоит из предисловия, двух глав и заключения. Первая глава - Взаимосвязь'книг и'элегий "Атогеа" -делится на следующие подглавы: а) I книга "Amores"; б) II книга "Атогеа";'эта подглаза в свою очередь делится на две части: I) К вопросу некоторых современных концепций и 2) Приьшшн композиционной организации. fe) III книга "Amores" и г) Композиционное взаимоотношение кпиг сборника. Вторая глаза - Композиционное и структурное построение отдельных элегий "Апогее" _ делится на следующие подглавы: а) Элегии первой книги, б) ?легии второй книги, в) Элегии третьей книги.
Во вступительной части дан подробный критический обзор существующей научной литературы по данному вопросу. Показано, какого полоеение в этом отнопении в мировой Овидиане. В диссертации критически оценены работы исследователей,, которые непосредственно занимались изучением этой проблемы.
В первой" главе - Взаимосвязь книг и элегии "Amores" - ; детально рассмотрены все три книги "Атогеа" (каждая в отдельности), заявлен принцип расположения этих книг и элегий и взаимосвязь между ними.
В первой подглаве исследуется вопрос о композиционной организаций первой книги "Amores". Проаналиаировав каждую элегию, диссертант показывает их взаимосвязь и композиционную целостность первой книги.
' Следует сразу ие отметить, что диссертант целиком и безоговорочно стоит ка позиции тех, кто считает "Amores" Овидия построенными по строгому композиционно^ плану. Вся первая глава, в сущности» является доказательством этого основного тезиса.
В том, что замысел Овидия для нас обнаруживается не сра- -зу, поэт менее всего повинен. Античный читатель, для которого традиции риторических пкол были все еще живы, вне всякого сомнения, воспринимал принципы построения данного сборника без затруднения и более непосредственно, чем мы,, а именно принцип па р ад игмальности и принцип симметричности.
Те исследователи'/которые частично или полностью отрицают в"Amores" наличие композиционной организации, подвергаются, по мнению диссертанта, самой распространенной, и поэтому, может быть, вполне простительной ошибке - они судят о произведении по привычке, или Еернее, по аналогии.
Читая сборник любовных стихотворений, мы тщимся в нем найти попросту лирические излияния чувств влюбленного поэта, а если в них силен, как в случае "Amores" элемент нарапия, то - пстатическое изложение одной конкретной любовной истории в ее хронологичзской последовательности. Но подобных задач в "Amores" поэт ие ставит.
'Здесь мы не находим одной конкретной любовной истории, эпизоды непоследовательно сменяют друг друга, в них лишь изредка улавливается взаимосвязь, сменяют друг друга даже влюбленные пары, в такой ситуации и речи не может быть о хронологической последовательности, она сознательно нарушена.
Сталкиваясь с этим явлением, мы теряемся, не можем уловить главную нить, нет даже непосредственных любовных излияний, в них всегда присутствует, некое объективное начало, и нам кажется, что не за что уцег¡ктся в этом избыточном хаосе красок и линий. '
Но при этом мы чувствуем некую смутную треБогу, какую-то настороженность, не возникающих при чтении механически составленных поэтических еборникоЕ, коих мы встречаем немало, и постепенно догадываемся, что эти чувства вызваны отнюдь не отсутствием' плана, а явной^ нарочитостью, преднамеренностью Reer а тих смешений и смещений, угадываемым и не угаданным присутствием скрытого стержня, что и заставляло, по мнению диссертанта, стольких исследователей так подробно останавливайся на вопросах композиции разбираемого им сборника.
к отгадка оказывается не очень.сложной, если мы tyTb-чуть сменим угол зрения. Цель Овидия ке поэтическое изложение одной конкретной любовной истории, а поэтическое исследование Любовной истории вообще, воссоздание обрбпенной картины любовных отношений, от ее. начала до самого конца, и каждая элегия, не являясь явным npö^ должением предыдущей, призвана'быть парадигмой отдельных типичных моментов на этом пути. Овидий всегда тяготел к поэ-
зии парадигматического склада, что, по мнению диссертанта, с особой силой проявляется в его более поздних произведениях.
Это и составляет главный стеркень сборника, скрытую сюжетную линию. В начале первой книги любовь лиаь игра,_ забава, тон легкий,- ироничный, игривый, но в любовнике постепенно пробуждаются подлинные чувства и тон элегий во второй половине первой книги становится серьезным, искренним, проникновенным. И здесь мы „замечаем, что в.книге обнаруживается симметрия, в первой половине преобладают светлые настроения, во второй - треЕожнне, если даже не мрачные, явно вкде- . ляется центральная элегия, разбивающая книгу по тональности и настроению на две равные части, а первая к последняя элегии являются обрамляющими. Изучив весь сборник в этом направлении, диссертант приходит к выводу, что во всех трех книгах'--' соблюдена зеркальная симметрия, что все они составлены по принципу' симметричности.
В первой книге на фоне т.н. полукруговой композиции высвечивается внутрисвжетная линия общего развития любви, здесь показаны следующие этапы любовных отношений: сближение (1,4), свидание (1,5), преграда на пути любви (1,6), поражение возлюбленного (1,7,11,12). Отмечается, что в пергой книге (как и в последующих) показано поэтическое развитие адюльтерной любовной истории, и последовательность ее этапов. Противопоставление и объединение отдельных элегий в пары в обеих-половинах книги предполагает не только композиционное равновесие, но и имеет смысловые функция. Благодаря этому, более четко■ выражена, в частности, разница между ка-хорнчми и миногнами тональностьями, подчеркивающая перемены но взанмо-
- го -
отношениях влюбленных и служащая раскрытию внутреннего сюжета. Естественно, Оаидяя больше интересует эта вторая сторона, а не формальные соединения в пар« тех или иных элегий; поэзия важнее голых риторических .симметрии, они лишь слукат поэтическому эффекту, обогащают книгу в смысловом плане. Поэтому, по наблюдению диссертанта, каждая такая симметрия функциональна, а не только формальна. .
Нижеприведенная композиционная схема первой книги показывает более конкретно.и ясно те симметрии, которые, по мнению диссергантэ, обнаруживаются в любовных элкгиях Овидия, а в данном случае з первой книге сборника (см.стр. II). Во второй подглаве рассмотрено построение второй книги "'"Alborea". Эта подглава делится на две части. В. первой части диссертант подробно рассматривает,композиционную схему исс-' ледоваталя творчества Оьидкя Г.Лёрхер, касаюауюся второй книги. Обсуждение этой.схеьш необходимо для того, чтобы представить точку зрения одного из сов ременных ученых, исс-лздуидих композиционные вопросы данного сборника. Диссертант разделяет ряд положений немёцкого ученого, однако в основном критически относится к схеме композиции второй книги, представленной Г.Лёрхер. . -
Во второй части второй подглава дается собственное понимание композиционного построения второй книги сборника. Диссертант полагает, что вторая книга строится несколько по кноыу принципу, чем первая. В ней нет центрального стихотворения, вокруг которого симметрично были бн расположены остальные элегии (как это имело место в первой книге). Озвдий здесь отходит и от обрамляющих элегий (в третьей .
- rr -
КОМПОЗИЦИОННАЯ СХЕМА I КНИГИ .
программные (обрамляющие) стихотворения
книге они вновь появляются). Диссертант указывает, что и •вторая книга по настроению и интонации делится'на-две части. И здесь е первой части книги преобладают мажорные интонации, а ео второй - тяжелые, пессимистические настроения. И здесь, стихотворения второй половины книги, расположены симметрично соответствующим элегиям первой половины; эти пары являются контрастными. Диссертант отмечает, что принцип противопоставления во второй книге принимает более явный характер. Помимо этого, во второй книге, любовь-игра постепенно приобретает трагический характер. (Композиционная схем?. II книги приводится на стр. 13,14).
Третья подглава посвящена вопросам композипии третьей книги сборника. и здесь, на основе подробного анализа делаются соответствующие выводы и отмечается, что и в третьей книге имеется стройная система, существуют симметрии, посредством которых поэт композиционно связывает книгу в единое целое. По наблюдению диссертанта, третья книга в композиционном отношении имеет больше общего с первой, нежели со Еторой книгой. В третьей книге, как и в первой, в начале • и конце симметрично расположены, так называемые, обрамляющие стихотворения, а посередине помещена восьмая центральная элегия, которая делит книгу на две равные части.
По наблюдению диссертанта, е третьей книге дана система триад. Это означает, что в книге одно за другим размещены три стихотворения, связанные между собой тематически, по ситуации и по настроению. Диссертант отмечает, что во-* обще в последней книге сборника наиболее явно наблюдается т.н. внутреняя линия сюжетного развития элегий, соотЕетст-
КОМПОЗИЦИОННАЯ СХЕМА II КНИГИ. I - вступительное стихотворение
11 12 13 14 15 16 17 18 19
3
четыре вставных стихотворения. восходящих к главной теме
попугай -символ—
непостоянства'
неискренность
6
колечко ■символ—
постоянства
искренность
15
л псСе-пен
^Г^Т'Г Н'-Г"
гтобедил
А!РГП МОГ'
^ у у
я „те знчие
НОС вII
- in
Муку и страну: ,, не' охраняйте моо возлюбленну»!
Мужу и . стражу: стерегите моо возлюбленную!
3 --
Стран -внешнее препятствие, которое должен преодолеть мужчина. Стихотворение обращено к стражу возлюбленной: "хотя" ты не способен любить, но все к не препятствуй!"
18
Трагическая поэзия Си. эпос) - внутреннее пр пятствие,которое доля преодолеть женщина. С хотЕорение обращено' к эпическому поэту,кото как о'ы является страж мужчины: "хочешь люби - не перечь себе!"
10 элегия - резюмирует первую полог, ину. кн;;г.и. 19 элггия - резск рует вторую половину книги: .препятствие корондает лвбовь". 19 элегия одновременно подытоживает всю книгу. Возвращается к теме и тонально« первой полоекны книги. Тема 19-ой элегии является зеркальным повтор! кием темы 2-ой элегии. III книга полностью построена по принципу пр< тивопсстаЕления.
"i
главная тема I половина книги
главная тема II половины книги
венно которой строится вся третья книга. Здесь стихотворения более логически следуют друг за другом и часто'одно из них является развитием другого. От первого стихотворения до восьмого готовится почвй для центральной элегии, а последующие элегии, по мнению диссертанта, исходят кз восьмой центральной элегии. В третьей книге более четко видна постепенное развитие внутреннего сюжета. От первой элегии до центральной происходит процесс ухода поэта от эротической элегии. Восьмая элегия представляет кульминацию книги. 3 ней происходит полное смирение поэта с печальным концом адюльтерной любви. По наблюдению диссертанта, квинтэссенцией этого является специально помешенная в центре книги триада стихотворений (7-8-9). В этих элегиях трижды в разной'форме представлена гибель эротической поэзии или адюльтерной любви: седьмой элегией показана смерть эротической силы, восьмой элегией >- поражение эротической поэзии, а девятой - смерть эротической музы. Здесь анализируются все три триады книги. Отмечается, что в первой триаде (2-3-4) вновь парадигматически дана та любовная игра, которая была представлена в предыдущих книгах (особенно в первой книге). Программное стихотворение (I) (где поэт просит у трагедии повременить немного, дабы он еще раз отдал дань Амуру и затем полностью предался трагедии) явно перекликается с первой триадой книги, которая расположена непосредственно за программным стихотворением. Как отмечает диссертант, именно результатом этой отсрочки являются следующие за программным стихотворением три элегии, где Овидий вспоминает старые темы и по-старому радостно-шутливым тоном повествует о любовных
проишествиях. Далее этот тон нигде уже не повторяется в третьей книге. Последней триадой третьей книги дана парадигма трех возможных концов адюльтерных любовных отношений: I) исцеление от любви (12), 2) женитьба и успокоение (13) и 3) полное отчаяние влюбленного (14). ОСом-поэицйонная схема III книги приводится на стр. 17,18).
В четвертой подглаве рассмотрена композиционное взаимоотношение книг сборника. Как отмечает диссертант, между ними безусловно существует связь, книги предполагают и определяют друг друга. Общее настроение, общий тон, заданный в первой книге может быть выражен следующим/образом: здесь помещенные элегии показывают стремление поэта к любви. 3ta восходящая линия настроения еще больше усиливается и достигает кульминационной точки во второй книге, где поэт, предстает в качестве любовника-триумфатора. А в третьей книге это Еосходящее настроение заметно падает. Здесь уже поэт предстает перед нами разочарованным влюбленным. По мнению диссертанта, переход от одной книги к другой является постепенным и логичным. Предшествующая книга готовит почву для последующей. Можно сказать, что мек?„у книгами устанавливается т.н. треугольная композиция: восхождение (I книга), кульминация (II книга), падение (III книга).
Объединяет сборник и Еторая, сквозная тема, которая звучит лейтмотивом всех произведений и проходит через все книги - отношение поэта к поэтическому исскуству, к любовной и трагической (в широком смысле - эпической^ поэзии. Правда, эту тему Овидий раскрывает иронически, почти пяпо-дийно, однако постепенно становится ясно, что она.является
о/
3 '
VÄ ■
О»
vfc. <5. Q,
КОМПОЗИЦИОННАЯ СХЕМА III КНИГИ
Завершается не одна конкретная любовная история, а любовь вообще (в основном доминирует серьезный, а иногда даже трагичес-' кий тон)
Поэт пользуется отсрочкой. 3 кругу старых тем. В последней элегии тон повествования подчеркнуто развязен. Здесь он возвращается к.старым мотиеэм I и II книги. Эти элегии в какой-то мере тоже подготавливают почву для восьмой, центральной элегии.
Как начинается любовная интрига
поражение эротической поэзии
готовят почву для восьмой элегии
5
вытекают из восьмой элегии
-/V
Как зявераается любовная интрига - любовь, которая лежит в основе элегической поэзии
ерное препятст- смепть смерть препятст-
репуп- Еие загт- зротичес- эротичео- р.ис.зап-
зждение рет'зем- ксй силы. кой музы, -рет'божес-
эсле от- ной \ ми- . твенной),
почки. f-ологичес- ми-^ологи-
кий план. ческий
план.
■//
последнее сопротивление. Поэт хочет ос-тзтся е кр>гу элегических тем Алюзий из Кв • тулла.
Троекратное отрицание эротическо-элегичеокой поэзии и показ, какой конец может бить у любви, о которой рассказывается в любовных элегиях. П Отказ от любви рассудком (т.е. отказ на уровне гаЫо! эл.12. 2) Отказ от старой любви ео имя новых литературных увлеченийч (т.е.отказ на уровне творческих интересов) эл. 1*3. 3") Отказ от любви исходя из собственных отрицательных змопий (т.е.отказ нэ уровне эмсций) ЭЛ.1'1.
-19 -
предметом серьезных размышлений и раздумий, а его стремление к трагической поэзии, его колебания, дают реальную картину внутренней творческой эволюции поэта.
Эта вторая тема.:доздаат вторую внутренюю сюжетную лииигс и играет определенную роль в композиционном построении сборника. В начале первой книги поэт как бы является приверженцем любовной лирики, на что указывает тематика и изобразительные средства. Постепенно в ткань лирического произведения вплетаются другке мотив« и образы, а в конце III книги Овидий даже больше внимания уделяет темам и мотивам, характерным для эпической поэзии и в конце книги уже готов для создания эпических произведений. Этот момент да- ' кет показаться лишь композиционным приемом, но следует отметить и то, что дальнейшая творческая эволюция поэта произошла именно в данном направлении.
Во второй глазе - Композиционное и структурное построение отдельных элегий "Amores" _ диссертант ставит перед собой задачу .выявить и показать насколько разнообразен Овидий в вопросе построения элегий и какие композиционные, структурные модели реализует в них. До того, как непосредственно рассмотреть построение элегий, диссертант указывает на критерии их анализа, и знакомит нас с новыми терминами и понятиями, которые вводятся им 'для характеристики стихотворений. Диссертант отмечает, что в плане построения можно выделить 'три типа лобовш« элегий: I) риторический, в котором выявляется т.н. риторическое направление суждения; 2) прекативный, построенный на основе просьб и призывов; 3) наративный, в основе которого лежит нарация,
описание какой-нибудь картины (сцены) или впечатления. В риторических элегиях диссертант выделяет следующие элементы: тезис (у Овидия тезис может быть истинным или ложным), аргумент (по содержанию аргумент может быть позитивным или негативным; по своему построению аргумент может быть нескольких типов: парадигматический, имеющий форму суждения, иллюстративный), а в конце стихотворения - защита тезиса или вывод (конклюзио). Диссертант подробно рассматривает выделенные им элементы, по которым должен осуществляться анализ риторического и риторико-прекативного типа элегий. Отмечается, что в т.н4. риторических элегиях тезис в большинстве своем у поэта представлен в экспозиции элегии, хотя иногда ^перед тезисом может быть своего рода вступление, подготовка к тезису. В ряде случаев во вступлении может быть передан целый эпизод. Сам по себе тезис может быть таким, что его защиту поэт предполагает на протяжении всего стихотворения. Подобный тезис диссертант называет истинным. В таком случае, как правило, начало стихотворения и его финал вокруг аргументации завязывают логический круг. Вопрос, поставленный в начале стихотворения еще раз находит подтверждение и поддержку в финальной его части. Анализ показывает, что тезис может быть и ложным, т.е. поэт с самого же начала не предполагает его защиту, хотя внешне (формально) поддерживает его. В таком случае финал сФихотворения является отрицанием тезиса, вкдвинутого в начале. В ряде случаев (сравнительно редко) тезис может быть представлен в вопросительной форме (т.н. интеррогативный тезис) и тогда финал стихотворения является ответом на этот вопрос после аргументации. Что же
касается аргументаиионной части, и здесь Овидий умело чередует друг с другом парадигматический стиль, т-.е. когда в качестве аргумента использован пример (из мифологии или 6;i-та), иллюстрацию,.'.когда в качестве аргумента используется какая-то сцена, какой-то эпизод, картина или просто логическое суждение. Встречаются случаи, когда для защиты тезиса поэт выдвигает сначала т.н. негативный или отвергающий аргумент, а затем сам его отвергает, заменяя его т.н. позитивным аргументом и таким.образои, приводит нас к финалу. Что же касается элегий прекативного типа, и здесь поэт весьма искусно сочетает просьбу, мольбу, мечту, созеты. Диссертант отмечает, что сама по себе структуру прекативного стиха схожа с риторическим. Сперва - простое обращение к объекту мольбы, затем мольба или просьба постепенно приобретают вид риторического доказательства; А в конце этой просьбе, мольбе придается определенная категоричность.
3 работе отмечается, что в сборнике любовных элегии Овидия очень мало стихое чисто наративного типа. Разумеется, это одна из причин того, что в "Amores" редко представлены картины сами по себе, переживания сами по себе. Но при всей их малочисленности и здесь существует определенное разнообразие, встречаются: наративно-импрессионис-тические элегии, где поэт передает непосредственно свои впечатления; каративно-этиологические, где цель поэта объяснить нам то или иное явление, миф; наративно-лиричес-кие, где происходит описание внутренних переживаний поэта и др.
Первая подглава посвящена первой книге сборника. Зде.оь подробно рассмотрен« вез элегии книги и показано, к какому из этих типов принадлежит каждая из них. Выясняется, что ведущую роль играют элегии риторического типа (кх большинство - Р элегий). Отмечается, что это вполне понятно, так как л"первой книге в основном передано мажорное настроение поэта, что Оекдий здесь достаточно уверенно обосновывает тезисы. В подтверждении тому приводится и тот факт, что кроме первой элегии, во всех остальных, выдвинутый в начале тезис в дальнейшем не меняется.
Во второй4 иодглаве диссертант исследует строение элегий второй книги сборника. На основе скрупулезного анализа элегий диссертант заключает, что хотя здесь элегии риторического и прекативного типа представлены приблизительно одинаково, но в риторических стихах второй книги уже замечается тенденция некатегорической защиты тезиса, отклонения от него-.' Здесь впервые встречается риторическая элегия с прекативным финалом. Диссертант делает вывод, что уверенность поэта в себе, его категорический тон постепенно смягчается. Поэт все чаще переходит на повествование, мольбу, поэтому естественно, что во второй половине второй книги преобладают элегии прекативного и прекативно-риторичёского типа.
В третьей подглаве диссертант рассматривает элегии третьей книги сборника. По' его мнению, третья книга интересна тем, что здесь ощутимо увеличивается число на ративкых элзгий, которые весьма скудно были представлены в первой книге (3 элегии) и вообще не встречаются во второй книге. А это должно говорить о том, что у поэта все больше и
О
больше недостает радостного тона влюбленного, п в этой гните он в основном переходит на пересказ ситуаций. Сто, возможно, является признаком того, что поэт готовится (как он об этом заявляет ¿""третьей книге) к созданию значительных эпических полстен, для описания героических историй.
В заключительной части подводится итог результатам исследования. Проанализировав сборник любовных элегий Овидия, книги, вошедшие в этот сборник и структуру самих элегий, диссертант приходит к следующим выводам,"Аиогвп" Овидия -это произведение построенное на основе строгой композиции. Каждая книга делится на две равные части. Первая половина характеризуйся более мажорно-оптимистическим настроением, а вторая - минорно-пессимистическим. Б расположений элегий всегда сохраняется определенная симметриа: в первой книге эта самая простая симметрия. Зыделяется центральная элегия, а остальные образуют пары - первая элегия с последней, вторая - с предпоследней и т.д. Первая и последняя элегии являются программными, они выражают .творческое кредо поэта и, вместе с тем, обрамляют книгу. В парных элегиях всегда можно найти только для них характерный мотив, который подчеркивает их особое родство друг с другом. Эта симметрия создает органическую взаимосвязь и не дает книге распасться на отдельные произведения.
Симметрия второй книги более сложна. Здесь нет центральной элегии, в каждой половине книги имеются группы элегий, • выражающих основную тему, они расположены е определенном соответствии и создают зеркальную симметрию.. Выделяются т.н. вставные стихотворения, которые представляй' собой вариаций
-гч-
ооновной темы и образуют пары в обеих половинах книги. И встаЕные стихотворения, и элегии, несущие основную тему, здесь такке счязаны мекду собой по принципу противопоставления: встреча - разлука, верность - неверность и т.д.
В третьей книге симметрия носит еще более сложный характер^ сна двумерна, элегии не располагаются в одной плоскости. ¡Сак и в первой книге, здесь имеются программные элегии, обрамляющие книгу, а также центральная элегия; но помещенные перед и после нее стихотворения создают триады, и симметрия межчу двумя половинами книги основана на расположении этих трикд.
Сюжетная линия третьей книги более динамична по сравнению с первыми двумя и внутренний сюжет здесь развивается-стремительнее. Триада второй половины книги углубляет и дополняет тему и мотив, звучащие во второй триаде. В основе разделения сборника на три книги наблюдается принцип градации: I) идилическое, 2) драматическое, 3) трагическое.
Анализ приведенный во второй главе дает возможность диссертанту сделать соответствующие выводы. 3 большей части любовных элегий поэзия ближе всего соприкасается с риторикой. Иногда элегии строятся в соответствии риторическим приемам и поэтому вполне поддаются схематизации. По наблюдению диссертанта, поэт особенно умело строит элегии т.н. риторического типа, где -хорошо видна сложная техника построения трех основных элементов риторического стиха: тезиса, аргументации к защиты тезиса или финала. Проведенный анализ показывает, что в любовных элегиях Овидия главенствует т.н. суждение риторического типа, ибо выясняется, что из 49 эле-
гий всех трех книг 22 стихотворения построены пс риторическому принципу, 16 - прекатизноцу v. только 9 элегии - по нара-
тивному принципу. Таким образом,в"Атогеа" риторический * " é
стиль суждения превалирует в огличие от других стилей. Лис-сертант отмечает, что в сборнике достаточно много т.н. элегий прекативного типа и сравнительно мало прздставленн элегии наративнсго типа.
В коние диссертант приходит к выводу, что сборник любоз- ' ных элегий Овидия, каждая книга сборника и каждое стихотворение книги имеют довольно строгие, четкие принципы композиционной огганизапии. Суть этих ппинаипов диссертантом характеризуется как динамическая симметрия.
Основное содержание диссертации опубликовано в следую щих работах:
1. Взаимоотношение книг сборника любовных элегий Овидия Назона и принципы композиционной организации I книги.//Республиканская научная конференция Тбилисского государственного университета им.И.Лжавахиявили и высйих учебных заведений РСОР. Литературоведение III. Тезисы докладов 13-15.XII.1589. ^э-_ дательство Тбилисского университета. Тбилиси 1ЭЯ9. -
С. 49-50 Сна груз.яз.).
2. Композиционные вопросы III книги сборника любовных элегии Овидия Назона.//Сообщения академии наук ГССГ, 138, ."•!, апрель 1990, Тбилиси. - С. 209-212 'Сна груз.яз.).
3. Публий Овидий Назон, Любовные элегии.//Перевоз с латинского на грузинский язык, вступительная стртья, комментарии и указатель M.М.Гарибашвили: Издательство Тбилисского университета. Тбилиси 1987. - 228 с..
еобо(э.> 8оЬзп(>оЬ оО^о ройоблодоро пЗорозОлЬ '••(^одобЬО" ¿пдЗпбс^озбо
/$$>30 Збовз/
вдоооОоО
ядоопС'о 1980
Печатных л. /,75 Учетно-издат. л.
Бесплатно
Заказ Тираж 100
Типография Тбилисского университета' 380028, Тбилиси, пр.И.Чавчавадзе,!