автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Конечность человеческого бытия как проблема мировоззрения

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Борецкий, Олег Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Конечность человеческого бытия как проблема мировоззрения'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Борецкий, Олег Михайлович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА КОНЕЧНОСТИ ЧМОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ В НЕФИЛОСОФСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ. Ю

1.1. Образ смерти в первобытном мышлении.

1.2. Смерть и экзистенциальный парадокс в религии

1.3. Феномен смерти в психоаналитическом я научном контексте

1.4. Испытание жизни смертью в искусстве.

ГЛАВА П. СМЕРТЬ КАК ТЕМА И ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ.

П.1. Классическая постановка проблемы.

П.2. Проблема смерти в неклассическом философствовании (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кирке гор)

П.З. Экзистенциальная танатология (Ж.-П.Сартр,

М.Хайдеггер, К.Ясперс)

П.4. Марксистское решение экзистенциального парадокса и подход к актуальной реалистической философии смерти

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

 

Введение диссертации1989 год, автореферат по философии, Борецкий, Олег Михайлович

Проблема человека, совпадающая, по-существу, с предметом марксистско-ленинской философии, безусловно является центральной для мировоззрения. Её теоретическая и практическая значи -мость не вызывает сомнений и не оспаривается никем всерьез у хотя сама проблема ставится и решается по-разному в русле противостоящих друг другу философских традиций. Как справедливо замечает в этой связи Т.И.Ойзерман, .пока существует человечество, проблема человека будет сохранять свою актуальность и любое её решение останется таким же незавершенным, как и истот рия человечества".

Необходимость и актуальность всестороннего изучения проблемы человека сегодня неразрывно связаны с решением наиважнейшей политической задачи - духовным подъемом человека, предпо -лагающим уважение его внутреннего мира и достоинства, укреплео ние его нравственных позиций. При этом, подчеркивает И.Т.Фролов, философский смысл и человеческое предназначение политики перестройки, направленной на освоение нового мышления и нового гуманизма, не в последнюю очередь должны проявить себя в обрао щении к «глубинным вопросам человеческого бытия". К таким глубинным вопросам человеческого бытия и относится проблема данного диссертационного исследования.

В философской интерпретации проблемы человека,как рефлексии над предельными основаниями (условиями) его бытия, принципиальной оказывается проблема конечности челове

1. Ойэе|эман Т.И. Проблемы историко-философской науки.-М. ,1969.

2. См!:Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира.-ЛИ.Политиздат,1987.-С.25.

3. Фролов И.Т. Перестройка : философский смысл и человеческое предназначение //Вопросы философии.-1989.- Л 2.-С.23. т ческого бытия или проблема смерти . Открывая неизбежность своей смерти в рефлексии над смертью другого и закрепляя это открытие в конкретно-исторических символах,человеческое сознание обнаруживает тот онтологичес -кий план, который обуславливает реальную стратегию бытия (его смыслн и цели) как способность жить под этими символами на деле. При этом сама проблема смерти представляет собой осознанное, но не разрешенное противоречие между реальностью как явлением (факт смерти, неизбежный для меня) и её сущностными основаниями (смысл смерти). Это противоречие между фактом смерти и её смысло м и созда -ет ту «разность потенциалов", в которой конституируется смысло-жизненное поле мировоззрения. Танатологический императив, выражающийся в том, что смерть должна быть понята, становится, та ким образом, конститутивным моментом любой формы мировоззрения.

В марксистской литературе история проблемы смерти проходила следующие основные этапы :

В 20-50-е годы она рассматривалась преимущественно в рамках естественно-научного подхода. Начало этому подходу, инициированному работами И.И.Мечникова ,»Этюды о природе человека " (1904) и « Этюды оптимизма" (1907), положили И.И.Шальгаузен

I. Наряду с историко-философским.и естественно-научным аспектами проблемы конечного и бесконечного (см.:Мелюхин С,Т.Проблемы конечного и бесконечного.-М.,1958; Свидерский В.И.,Кармин А.С. Конечное и бесконечное.А,1966; Кармин А.С. Познание бесконечного.~М.,1981; Диалектика материального мира. Гл.У. Конечное и бесконечное.-Л.,1985), понятия конечного и бесконечного рассматриваются в их конкретном социально-исто-рическом содержании как формы деятельностного человеческого мироотношения (см.: Конечное и бесконечное.-Киев,1982; Звиг-лянич В.А., Парнюк М.А. Конечное и бесконечное как категории социально-культурного бытия.//Философские науки.«1987.6). В нашем исследовании конечное будет пониматься в личностной форме как смертное. т и югославский марксист Д.Неделькович.

В 60-70-е годы обращение к проблеме смерти было связано, с одной стороны, с критикой экзистенциализма в работах Р.М.Га-битовой, Д.П.Гайденко, Т.И.ОЙзермана, Э.Ю.Соловьева, ас другой, с этическими исследованиями С.Ф.Анисимова, А.А.Гусейнова, Ю.В.Согомонова и др., а также с разработкой проблемы бессмертия И.Д.Панцхавой.

И, наконец, в 80-е годы проблема смерти рассматривалась в различных планах ; нравственно-философском (Ю.Н.Давыдов и И.Т. Фролов), историко-философском (И.Калчев), социально-философс -ком и естественно-научном (И.В.Вишев), социальном (Л.Н.Коган),, этическом (В.Ш»Сабиров), психологическом (В. Ми лев и И.Слаников).

Актуальность темы. Несмотря на отдельные работы так или иначе затрагивающие проблему смерти, следует признать отсутствие в нашей литературе достаточно глубоких, а главное, концептуально-новых исследований, которые позволили бы всерьез,говорить о марксистской танатологии. До сих пор, подчеркивает в этой связи И.Калчев, марксистская философия остается ».в долгу перед человеком в. таком существенно о экзистенциальном вопросе, как вопрос смерти. Отданная на откуп религии, смерть стала своего рода запретной темой,закрытой для честного и прямого исследования в философии марксизма (чего нельзя сказать о многочисленных и разноплановых западных исследованиях по данной проблеме). Фрагментарное же упоминание о ней порой не идет дальше тривиальных констатаций в духе вульгарного материализма Л.Бюхнера : «смерть - есть самое вер

1. См.: Шмальгаузен И.И. Проблема смерти и бессмертия,-М.-Л., 1926 ; Неделькович Д. Неморалность бесмртности и этична функци]а смрти.-Белград,1928.

2. Калчев И. Етюди за смъртта.-София,I985.-C.I60. ное, на что можно рассчитывать".*

Как вечная проблема и загадка жизни, смерть имеет нелри ходящую актуальность : едва ли найдется сфера, в которой человек так мало может рассчитывать на инстинкт, и так сильно испытывать потребность в осмыслении и сознательном отношении. Именно поэтому философия, обращенная к человеку ( а марксистская философия является таковой), не может обойти такой принципиальный мировоззренческий вопрос, как вопрос смерти человека, конечности его бытия. Этот вопрос непосредственно относится к проблематике марксистско-ленинской философии,выдвигающей требование единства с жизнью и практикой.

Актуальность темы в значительной мере связана с задачами реальной педагогической практики. Ещё В.А.СухомлинскиЙ подчеркивал, что „нельзя представить себе полноценное нравственное воспитание без того, чтобы у человека, познающего Человека,не было правильного отношения к смерти". Нравственное становление личности, проблематизация своего бытия в мире во многом зависит от того духовно-душевного опыта, в котором переживается смерть другого человека и „открывается" неизбежность своей шер-ти. Столь характерное для юношеского возраста вопрошение о смерти, стремление понять (а значит, духовно преодолеть) её,выйти иэ душевного кризиса, вызванного мыслью о собственной конеч -ности,~ все это указывает на необходимость глубокой осмысленной рефлексии проблемы конечности человеческого бытия,Однако,

1. Бюхнер Л. Сила и материя.-СПБ.,1907.-С.57.Эта тривиальность во многом выражает ограниченность классического подхода (и, как показали Киркегор и Хайдеггер,классического языка; к неклассическим объектам. Как неклассический объект (нетематическая финально с ть) смерть была наделена статусом .ничто" (Эпикур) и стала центральной темой неклассического типа философствования (психоанализ и экзистенциализм).

2, Сухомлинский В.А, Потребность человека в человеке.-М.,1981.

С. 78. теоретическая неразработанность проблемы приводит к тому, что вопрос о смерти зачастую обходится молчанием в идейно-воспитательной работе, «Смерть как проблема почти не встает ни в ис -кусстве, ни в литературе о молодых и для молодых, ни в воспи -тательной работе В тех же, добавлю, редких случаях, когда обращение к теме смерти и имеет место, оно, как правило, не выходит за рамки банальности и морализаторства.

Целью данного диссертационного исследования является теоретический анализ проблемы конечности человеческого бытия как проблемы индивидуальной смерти в её мировоззренческом, статуе е. В ходе этого анализа предполагается решить следующие задачи :

- осуществить концептуальную интерпретацию.проблемы конечности .человеческого бытия через призму идеи экзистенциального парадокса. выражающего.двойственность человеческой.природы, и идеи атемпоральноети моей смерти и смерти другого ;

- выявить характерность постановки и решения проблемы смерти в основных формах мировоззрения (первобытном мифо-мышлении, религии, психоанализе и науке, искусстве и философии), сформулировав и раскрыв понятие смерти в каждой из них ;

- преодолеть ложную и бесплодную альтернативу между полным отрицанием и безоговорочным признанием основных немарксистских танатологических концепций («философия жизни", психоанализ,экзистенциализм ) , раскрыв их содержание.с-позиции-диалектического снятияг основанного на принципиальной критике и относительном признании ;

- подвергнуть критике некоторые принципиальные положения, сложившиеся в нашей философской литературе в рамках ортодоксального подхода к проблеме смерти ;

I, См. : Коме.правда.1987. 8 января.

- наметить ряд актуальных аспектов проблемы смерти для перспективной.разработки марксистской танатологии.

Теоретическую и методологическую основу работы состав ля -ют произведения классиков марксистско-ленинской философии, в которых раскрывается социальная, деятельноетная сущность человека и его бытия.

Исходными методологическими и мировоззренческими принци -пами исследования послужили диалектико-материалистические принципы развития, отражения, целостности, диалектического отрица -ния, единства мышления и бытия, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному.

В реализации поставленных целей и задач автор опирался на материалы ХХУП съезда партии и XIX Всесоюзной конференции КПСС, последующих Пленумов ЦК КПСС, речи, выступления и труды руководителей коммунистической партии и Советского правительства, содержащие глубокий анализ проблем, решаемых советским обществом на современном этапе революционной перестройки, и намечающие перспективы дальнейшего развития.

Общая концепция работы сложилась под влиянием философских исследований М.М.Бахтина, И.Т.Фролова, Д.Каса, Д.Кёстенбаума и Э.Беккера.

В исследовании были использованы разнообразные философс кие, естественно-научные, художественные и религиозные источ -ники, исследования по истории философии, культуре, этике, медицине, антропологии и социологии, оригинальные философские и научные труды на английском, немецком, французском и болгарском языках.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет со« бой первое философское исследование проблемы смерти в единстве её основных мировоззренческих толкований. Цель работы и обус ^ ловленные ею задачи впервые становятся предметом самостоятельного диссертационного исследования.

Работа впервые в нашей литературе дает целостное, относительно законченное представление о таких концептуальных образованиях, как экзистенциальная танатология, психоаналитический (фрейдовский) вариант решения проблемы смерти, первобытное танатологическое мышление и др.

Анализ проблемы позволил выявить ряд новых моментов, выражающих специфику духовно-практического (миф, религия, искусст-. во) и духовно-теоретического ( философия, наука) освоения мира, а также эксплицировать сущностное основание марксистской танатологии и наметить актуальные направления в её разработке.

Б проведенном исследовании был обобщен обширный теорети -ческий материал, значительную часть которого составили ориги -нальные источники на иностранном языке, не рассматривавшиеся в нашей литературе ранее.

Практическое значение работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для разработки теоретических основ марксистской танатологии, критики философских и религиозных концепций, а также для дальнейшего исследования проблемы мировоззрения.

Выводы, полученные в ходе исследования, могут найти широкое применение в воспитательной и лекционно-пропагандистской работе.

Ряд положений диссертации уже используется автором в учебном курсе исторического материализма по теме „Проблема, человека в марксистско-ленинской философии" и спецкурсе . Молодежь и культура".