автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Конфликт и характер в узбекской лирике 80-х годов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Конфликт и характер в узбекской лирике 80-х годов"
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ им. АЛИШЕРА НАВОИ
На правах рукописи БОБО РАЗИМО В Маликжон Сатторович
КОНФЛИКТ И ХАРАКТЕР В УЗБЕКСКОЙ ЛИРИКЕ 80-Х ГОДОВ
10: 01. 02 —Литература народов СССР
(советского периода) ,
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Ташкент -1991
Работа выполнена в отделе теории литературы и узбекской советской литературы Института литературы им- Алишера Навои Академии наук Республики Узбекистан-
Член-корреспондент АН Республики Узбекистан, доктор филологических наук НАЗАРОВ Б. А-
Доктор филологических наук, профессор РАХИМЖОНОВ Н-Кандидат филологических наук АБДУЛЛАЕВ О-
Ведущая организация — Кокандский Государственный институт им. Мукими.
в—......¡асов на заседании специализированного совета
Д 015-04.02. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте литературы им- Алишера Навои Республики Узбекистан (700170, г. Ташкент, ул. Муминова. 9)
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан (Ташкент-170. ул-Муминова, 13).
Научный руководитель-'
Официальные оппоненты-.
Защита состоится «
Автореферат разослан
Ученый секретарь
специализированного совета. ^С^
доктор 'филологических наук, профессор ЧКАРИМОВ Э- А-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЛШШ
Актуальность теш. На разных этапах своеи истории наша поэзия не отделяла себя от сложностей и тревог опохи, которые с небывалой остротой встают гшред ней и на пороге третьего тысячелетия. Движение поэзии никогда не было прямым и легким, она и сегодня не преодолела окончательно период "затишья" и бесконфликтности. Однако весь ее опыт и традиции позволяют надеяться на плодотворные перспективы. .
Анализ современного литературного процесса занимает значительное место в узбекском литературоведении. Не обойден вниманием и удивительный, вечно нивой мир лирики. Здесь особо остро ' 6|дущается тяготение поэтов к'Смелой постановке актуальных проблем, глубокому историческому, нравственно-психологическому и со. ^циаяьно-философскому осмыслении современной деятельности, траги-. .»ческих событий прошлого, "вь-чных" об^очеловечоских тем и мотивов, отмечаются напряженные творческие искания.
; . Поэтическая лирика принадлежит, пожалуй, к числу наиболее изученных жанров узбекской литературы, что, в частности, отражено в трудах Х.Ркубова, И.Султонова, О.Шарафиддинова, С.Мамажоно-
,ва, Б.Назарова, И.Гафурова, О.Абдуллаева, К.Камола, Р.Акрамова,
■ I
-„И.Хаккулова, Н.Рахимконова и др. Общепризнано, что узбекская
■ < ^Смотрите: Ё^убов };. АдабиП мадолалар.-Ташкент,1970; Султо-нов И.А. Адабиёт назарияси.-Ташкент,1980; 'ШараФиддинов 0. Бирин-чи мужиза.-Ташкент,1979; №"ажс>нов С. Торанлик.-Ташкент,IPC7; Ис^ов Ё. Навоий поэтикаси.-Ташкент, 1983; Назаров Б.А, ^аётий-.лик безавол мезон.-Ташкент,196,j; Ра^уров И. Уттиз Пил изгори.--Ташкент,198?; Он же. Шеърияг - изианиш демак.-Ташкент,IGP4; Абдуллаев 0. Шеърия'тнинг thhmi; оемони.-Ташкент, 1979; Камол Намол. Лирик шеърият.-Ташкент,1986; Акрамов Б. Оламнинг бутунли-ги.-^оакеьт.ГРеО; ^авдулов И. Бадний суз шуку.,!1 .-Ташкент,Г.'~7; Шеърият - ру^ин м^тосабат.-Ташкент, щ/9; I дх,имжонов Н. ;'авр ва узбек пирикаси,-Ташкент,Ï979.
лирика 80-х годов характеризуется ярко выраженным■гражданским звучанием. В отот период в ней поднимаются вопросы, созвучные координальнкм переменам в обществе, росту национального самосознания. Вместе с тем существует ряд проблем узбекской лирики,: нуждающихся в конкретизации, другие - малокзучены, третьи - дне* куссионны, четвертке еще не вэучалиоь.
Известно, что основой идейного - седаржания произведения и критерием мастерства поэта являются построение и развитие конфликта и характера. До сих пор актуальными,остаются слова Ч.Айтматова: "Характер - это душа, дающая жизнь художественному организму"! ■ ;
Характер и конфликт в художественном произведении находятся в динамической связи и. развитии,-что делает их неповторимыми и своеобразнами. Именно поэтому обе эти категории являются пос-' ' тояннши объектами. внимания лее "едователей литературы- Однако, до сих пор в узбэкском литературоведении отсутствует обобщающее исследование истоков конфликта и приемов создания характера ли»' рического героя поэзии 80-х годов, йеиссяедовагш в раскрытии характера остается вопрос приоритета личности над ситуацией или-среды обстоятельств над личностью, то есть нэ исследованы социальные и психологические истоки сложности человеческой,натуры. ;.. В художественной литературе все это выражается через конфликт. , Вот почему изучение этой проблемы* определение ведущих згшоно- ; мерностей ее развития является одной из важнейших и неотлоянУх за.,пч науки о литературе.' \ •
Цель к задачи.Целью настоящей работа ярля^тся конкретизация и разработка малоизученных проблем развития конфликта и , ^ормирогкикя харпктпра личности героя в их взаимосвязи с реаль-
^/.Лткптов Ч. Характер и современность* Литературная газета: 24 декабря,
- о
ной действительностью. Мы стремились выявить основные тенденции и закономерности в создании характера личности и конфликта, проанализировать творческое мастерство поэтов 80-х годов. Для достижения втоЛ цели необходимо было реаить следующие задачи:
- исследовать своеобразие эстетических воззрений узбекских поэтов во взаимосвязи с образами лирических героев их поззии;
- определить индивидуальные приемы формирования художественного образа;
- осветить проблему конфликта и его роль в идейно-художест-
ч
венной структура произведения;
- изучить функционалы«») особенности конфликта в проявлении характера;
- выявить роль контрастного оопостанления при описании характера. ,
]3се эти задачи, состанляюцие главные аспекты исследования, в работе обособлямтся структурно, а на практике они неразрывно переплетаются между собой в целостной ррранизме художественного произведения.
&учная_новизна. Исследование состоит в том, что т ном впервые охарактеризована динамика развития конфликта и характера, как эпицентра лирического произведения. По художественным особенностям, сгилевнм направлениям, идейному содержанию и другим параметрам в диссертации определяются несколько особенностей изображения конфликты и характера, четко выделяются присущие им свойства, во многом ло-новому интерпретируется проблема соотношения конфликта и 'характера в лирике. Глубоко изучены структур« и функции Конфликта и характера, обобщен творческий опыт, ьнесен ряд уточнений во многие спорные аспекты характерологии.
9&ёХ?.!!££!!£32££!?!!£ш Основным объектом являются произведи-
- Г) -
ния узбекских ипэтои 80-х годов Мухаммеда Солиха, Миразиза Лг-заиа, Усмана АаимОЕй, Азимс Суюнош, Хуршид.а Даврсна, Шав1/ата Рахмона и Мирэы Кегокабаева, Для адекватного решения поставленных задач к исследованию привлекались материала, созданные поэтами в другие годь'.
С целью обоснования поставленных в работе; проблем и полученных вызодон была привлечена обширная научно-критическая литература, труды теоретического характера русских и узбекских лия£,'ре«уровэдов.
Методология исследовании. Методологической основой исследования стал» теоретические шподе и положения узбекского лптера-1туроведемия, В основу анализа положены ^етод сопоставления и ' комплексного подхода. Суть исследовательского метода заключается а выявлении типологических параллелей.
TfJOL,ËSИl,22-2Э.i!.2Б&!í2"-S5í!si2-ЭÍÍS-í!!í2£Si¡-L)&®£ÍS• диссертант) на основе конкретных фактов исследованы проблемы конфликта и характера, что может оказать существенную помощь'при разработки проблем теории литературы, ''• .
Диссертация может бкть использована в качестве учебного пособил в высших учебных заведениях, при подготовке новых учебни-. ков и пособий, при написании истории и теории узбекской литературы. ■
• Диссертация выполнены" в о.тдела теории литература и узбекской советской литературы.Инсчиа'уч'а литературоведения1 Академии наук Республики Узбекистан и обсуждена на совместном заседании отделов литературных взаимосвязей, тёории литературы и узбекской ссиот'слой литературы, Основшо положения диссертации иэло^енк в С статьях, а такта в докладах, прочитанных На конференциях^ молодых ученых Ш Академии наук Республики Узбекистан (1589. 1Г90 и 1991гг.).
Дис-с'ертация состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ ГАБОТЫ
Во введении оСосновываются выбор темп, ее актуальность, формируются шли и задали, определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работа, даются сведения о методах анализа.
Первая глава. "Конфликт в лирике ГО-х годов" представляет собой иродлокеннъК соискателем опыт прочтения истории исследования данного вопроса. Глава посвящена анализу понятия "конфликт В лирике", его своеобразно.
Оригинальность достижений в изображении характеров и тесно связаншх с ними конфликтов лают все основания рассматривать исследуемый период как особый этап развития узбекской поояии. Как правило, в этот юрнод конфликты решают морально-нравственные и социадыше проблемы и проповедуют необходимость искоренения негативных начьл н жизни общества и человека.
В науке существуют различнее определения конфликта. Ин придерживаемся следуюцего. Конфликт - это сосуществование и борьба пр- ^ивоположнкх' I, различии начал. Двтаущёй силой этого процесса является протест, цель котпрого - возрождение человека в человеке, гармонии в чире. Анализируя лнпику 80-х годов, мы оказываемся свидетелями протеста против рабского смирения, прпме-рения с кизныо. Поот п^дстает перед нами как человек, которому известна высшая реальность, чей духовики масштаб человека соиз-. . ыерим с масштабом космоса.
В 80-е годи н узбекской лирике происходит прорыв новых стихов я имен. Ситуация осложняемся тем, что, хронологическую грань мижду поэтами, поделив их на шестидесятников, семидесятников или восьмидесятников, проЕестн очень трудно и условно. Восьмиде-
сятие года пробудили» расковали лирическую поэзию. Проблаюг, ролиуккциа общество, находят воплощение в борьбе характеров в конфликтах. Конфликт становится лучшим условием, способствующим раскрытию души.
В эти года внходдт в свет сборники стихов Муха'.шща Солиха "Луна в колодце", "Белые блузки", "Тень далекой улыбки", "Метафоры ночи", Усыпил Азимова "Преданность", "Страдание", "Второе апреля", Айаыа Сутана "Я мыслью вперед улетел", "Светлые дороги", "Далекие рассветы", Мирзы Кенжабека "Письма", "Древний напев", Хуро'ица Даврона "Ночнко сацы", "Глаза Тумарис", "Прилетая с птицами", "Грани сердца", "Чудо".
Основные мотивом этих сборников являете« воспевание свобода н правда, б том числе и исторической, раскрытие национального своеобразия личностч, делыеуси псш:тка наПти корни ььстпя и роста, негативных явлений, liu i '<(гих сч'ихотворенинх политичос^ая правда гармонично сосед^ть^сл1 i: горячей праидор. чувств, Бсо это дается через конфликт ирглшэ иолокностеИ: свобода - зависимость, правда » ложь, спррвеця'./'вость - носпрагодлииость. То есть художественный конфликт стронусь t.o опроделеннш закономерностям и
во многой йвлнется важнейшим условие»/ трактовки характеров. Од' . -i
пака динамика лирической характерологии находится в прямой зависимости от строыительно меняющейся действительности, требуюцей .новых способов познания и ивобрахен'/я человека. Б атот период поэты значительно vai. " о(^ацамсл к тамсила и т'евзъи, пословицам и поговоркам: "На мировой рот сита е накинешь", "Луну подолом 'не прикроеаь".
Тара1;к,иёт гнида окнадир мацог:
&л Of-зига эдак toí/мш ;.;au иуьяин, „
Агвр бия чст-асак *угун, Сомалол
Ойкй эт-jk Зидан Ьпиш >,ам мумкш. ^
(Перед разгитием пословица бессильна:' При желании можно людей /гомонить, Если мы хотим сегодня, Можно луну фартуком прикрыть)*.
Слова оживают, обротал плоть, начинают звучать и уло чувствуются интонации, видятся отношения читателя и лирического героя и незаметно длп себя сем становиться участником разговора с поэтом.
Функция конфликта В ткянй художественного произведения ' отражение :иэненнИС проблом и противоречий. Ото достигается че-» , реп создание полнокровных художественных образон. Поэтические образы прошли болыпуг» стадии развития н имен? глубокие трэдишгл, , поэзия РО-х годов но отказалась от многих из »я<х о породила'но-вне, оставляя в прошлом П|>екн!)й схенатизн конфликта.
Многие традиционные образк интррП[ етирунтся кв-ноаому. Теперь вместо понятия образов" Появилось понятие "значений образов". Многие иэ них, ранее считавшиеся положительными, ли изображаться катг отрицательные, а отрицательно как ноло.чич- . ! тельнке. Здесь можнэ отметить обряды принпеспн, полка. Отрииа- ' тельные характеристики стали. получать обраьн дерева, ночи, пни-:'' цк, яблони, солнце, цветка, муравья,- ;
Особо следует сказать об особой роли цвета в создании конфликта и характера. С его помощью передается борьба различных Чувств. Так, например, белый, черный* желтый и зеленый цвета являются в момент наивыса-его напряжения конфликта, обеспечивая его положительное разрешение. И хотя цветовая гам;.® у многих 'поэтов повторяется, рто не обесцвечивало содержание. Напротив» Цветооб означающие олова контрастируют мысль, отражая контраст я.жизни.
'^Солнх Чухашад. Мнтафорк ночи. Ташкент, П358, с.43)
Меня асир олдилар , Осмон ^аро, Ер каро... • Нега исти^болимга
г
Чир,инг> сен, эй, фу^аро?
(Взяли в плен меня Небо черное, черная Земля,.. Зачем будуще-у навстречу & вышел, гражданин?)
Цветообозначения не просто объединяют стихотворения, но. внявляют их основную тему: движение мятущейся души от бурь и тревог к светлому покою мудрости, Цветовой контраст выявляет в отих стихах оппозиции между характерами героев. Дале отблески одного цвета, воэникая в новом контексте, постоянно отмечают нюансы изменяющегося состояния конфликта, оказываясь одним -из способов его выявления.
Вместе с тем нами отмечены и уязвимые места. Поотк зачастую довольствуются изображением отдельно взятого человека, объясняя общественные пороки несовершенством человеческой природы. •
Во многих стихотворениях трудно выделить и определить жизненные потребности героя, из-за чего конфликт оказывается как бы бесплотным.
Отмечаются случаи, когда поэтика стиха принос-ится в- жертву публицистике, отсутствие чувства времени и места описываемых, событий разрушают конфликт. Сказанное отмечается в стихотворениях Мухаммада Солиха "Туман", Ускана Азимова "Пролетевшие звезду", Мирзы ?Сенжабекога "Песни Родины", Хуршида Давро .а " Чистое небо", Азима Суша "В Ташкент".
т
Усмон лииков. Кузгу. Ташкент,1983, с.19
Ташкент™' Думбул эдим, -Еагрингга олдинг мени Учяпчан...,-^улт ойдия, 1?агримга босиб сени?*
(Кой Ташкент(
Я был незрелый, -
Когда в объятья взял меня тн
Лечу... -.
Дорога моя ясна, -
В объятья-взяв тебя!)
В некоторых стихотворениях конфликт надуман, искусственен,' Естественно- такой ггонфликт нельзя расценивать как отра?.им;нА жизненные проблемы и противоречия, его функция в таких худокест-вэнных произведениях становится непонятной. Сено собой разумеется, что здесь отсутствует развитие конфликта, нет последовательно развивающихся событий. Коли к тому же учесть, что конфликт .всегда связан с идейным содержанием, с основной проблематикой произведения, то можно заключить, что такие стихотворения не на_ дут отклика у читателей.
Однако в большинстве случаев конфликт носит открытый херр.к-тер, его природа и суть вытекают из развития событий, характеров персонажей. Сложность конфликта определяется как внешними перипетиями, гак и внутренними психологическими коллизиями меглич-' ■ •нсстных отношений. Именно здесь, в сфере борьбы характероя и реализуется конфликт. Причем вершина поэтического мастерство достигается тогда, когда на передний план выступает не, внешнее сСбу-
*Аяим Оутн. Зис Нули. Тпикент,.газб,- о. 17
тиАное начало, с сошально-психологическая сторона конфликта. Не меноо важным является отражение коллизий внутреннего характера героя, его противоречия, сомнения, внутренняя борьба, когда конфликт реализуется не только в сфере борьбы характеров, но и внутри характера.
Сказанное позволяет выделить два типа конфликтов: I) характеризуется противопоставлением противоположных начал; 2) сяокдам и противоречивым характером героя.
Во многих стихотворениях на первый план выдвигается нравственная суть конфликта вокруг тех или иних проблем. Это определяет расстановку сил в конфликте и обусловливает внутреннюю,коллизию характеров. Этот тип конфликта призван ответить на вопрос -"кто ость кто". Все это позволяет сделать н:вод о больших художественных возможностях конфликта, а знание законов его построения позволит более эффективно использовать идейно-эстетический пс-мшкал поэтической лирики.
Вто£вя_глава "Создание характера в.лирике 00-х годов" тесно' связана с предыдущей и посвящена потокам 'закономерностей создания характера. • '
Главный субъент лирического произведения - человек, который вопреки самым гнетущим обстоятельствам не разучивается,видеть над головой звезда. Здесь как никогда поэт утверждает свой долг и право вобрать в себя бесконечную сложность мира.
В поэтических жанрах особенности построения характера находятся в тесной связи со структурой повествования. Выбранный поэтом способ поэяояяет раскрыть характер, а его статику и невыразительность компенсировать повествовательной характеристикой и интонацией.
Вместе с тек наблюдается намеренииое разграничение тоноч по отношению к пргорнпгпн. В итоге достигается некая эмоц!'онально-смь'слошш градация: герои, пользующиеся риторским сочуствием;
герои, освещенные в нейтральных тонах; персонажи, изображенные с иронией; откровенно шаржированные, карикатурные; персонажи.
В поэзии РС-х годов особое место здниуачт углубленно пенуп-логизирораннке произведения, раскрывание образ современного человека во всей многомерной социально-бытовой обусловленности ovo характера внешней средой.
Герои стихов Мухаммада Полиха, Уснона Азимова, Хуртида Днтз-рона, Ляика Сую на - не конформисты, подстраивать-неся сод трсбо-naim" временг, я борцы, преещолояящие все препятствия на пути к своей мечте. И i.hkto их не остановит.
ffiH зрр сузим учун нуягу булшга,
т
Масх-зра булншга -турибман тайёр .
(Я стать посмешищем за' каждоо из слов
Перенести любоэ издевательство готоь).
В стихах Азима Сушн лирический герой противопоставлен лирическому герою 60-70-х годов.
Характер бунтовщика с особой тщательностью выписывает Ыад-кат Рахмон. Здесь необычайно высока степень сопряженности героя с повествованием, которое каг' бы прикрепляется к одному герои.
• Изображение почти всех сцен и эпизодов предусматривает присутствие этого героя, ото*исключает ситуацию, когда главный ^ге рой да* ется в рецепции второстепенного r?epcwa>:a. Происходят г^ентрпли-эируищвя роль героя. У такого героя протест вызывают не только социальные условия, но и липа, не способные сами решать сбои собственные проблемы. Это характер борца, который предпочитает "чем жить рабом сто лет, лучше оаен день пробить*свободно".
•^Лухэмыяд Солих. Метойорк но«и. Ташкент,I93Ü, о.2?,
Гуркирагаи бу рангин олам ' • ТуАруларни уйнатиб ташлар , На ажойиб кунлар уиримда Ати^гулдаД очила боилар*.
(Прошумевший а тог мир цветной Впечатление разыгрывает бистро .'•'■"Ив обьятиях прекрасных дней " : Как роза начинает распретать).
Герой поэзии ВО-х годов отличается своеобразным духовным миром, характеризущикся стремлением к сильному характеру. Одной из особенностей героев этого периода является отсутствие у них имени. Причина этого явления в тоц, что поэты в характере . видят художественное отражение личности современника, с^окуси-рова: шего в себе типичные проблем* об'^ествешюй кизни и литературного процесса. Е;?и стихи значительно расширяют возможности художественного исследования личности. ■•
Реэкмянность не стала препятствием.для глубокой психологической разработки характера, меняющегося и усложняющегося во времени. Эти образы поднимаются до уровня полнокровных художественных характеров.
Поэты скрупулезно выписывают и характер осторожного человека, благополучно перекочевавшего в 80-е годы из 70-х. Зги, по-своему "калоритнкэ" натури особенно удаются Уснону Азимову. Перед нами проходят не ходульно-плакатние однозначно отрицательные образы, а сложные, не пишатмв достоинств характерн. Служение выгоде, преображение страданием людей постепенно убивает в нЬх человеческое^
Путь, близкий к Усыону Азимову, при создание характера ое-
%шкат Гзхмон. Грани сердца. Ташкент,ШП, с.П
тороиного человека, выбрал Шавкат Рахмон. Его осторожный человек для самозащиты и самоспасения готов одеть на себя любую и<ас-. ку. Следует признать, что они ему помогают в самые трудные минуты. Осторожный человек боится "молодых людей, которые побеждают, все трудности с одним лицом". Они опасны для Осторожного человека. Этот человек хивет сам для себя, презирая других, он од! э-временно и боится их. Отсюда его двуличие. Здесь истоки его заискивания перед сильными.
Как видим, в поэзии ?-0-х годов появляется нгркй характер; личность весьма средних качеств, посредственность привлекает внимание поэта, который всегда до этого искал человеческую неповторимость. Казалось бы, кому любог/итна р поэзии усредненная, а стало быть все вокруг се^я усреднящая личность? Стоит ли вообще ее описывать и выводить ее тип? Тем более, что эти горой Не вызывают сочувствия. Наверное стоит, ведь они живут в действительности. ' ■
Люди во многом похоли друг на друга. Однако кгщдкй отдельный человеческий характер - это необычайно сложный синтез противоречивых, а порой несовместимых качеств. Опираясь только н* них, поэт представляет главным ;бразок не социальные, а человеу чес кие типы.
В рассмотренных случаях внимание поэтов сосредоточено павши образом на раскрытии характера, а среда, обстоятельства, быт выполняют фактически второстепенную роль. То есть поэт берет 'готовый характер и ставит его в ситуацию, вытекающую из этого характера. Такой приоритет характеров над обстоятельствами подчас приводит к тому, что противоречивость и многообразие личности демонстрируются через ее поступки и чувства, а социальные и психологические истоки сложности человеческой натуры остаются неисследованными и нераскрытыми.
Но есть и другая группа стихотворений, герои которых прав-
ош'ЛЫ, целеустремленны. Таким перед наш! редстает лирике 5 герой из стихотворения Мирзы Кенжнбекова "Го^ил зотлар 1 хусл'ида", готовый пожертвовать собой, чтобы-пробудить Го*ил-яогу. Именно такой характер и у героя стихотворения %хаммяда : . Селнха "Написанноо письмо поэта любимой", пытающегося обратить; г.о^ы своей возлюблет'оП от себг на изменяющийся мир. ,
Реалистичеркая глубина изображения характера проявляется : не только в подробном бытописании, но нремде всего в развернутом внутреннем монологе, потоке ¿го сознания, мыслей, чувств, : ассоциаций, позволяющим передать растущую духовность. \
^сознание различия действительности и эстетической реальности, с одной стороны, отделяет поэтов этого периода от эпигонов натурализма, и с другой стороны, от символистов, полагающих, что с помощью искусства можно проткнуть в иную деЛс'тт-- ' толыгость. Поэты же 80-х годов рассматривают чолоргка в коиплек-со, в единстве его "вечных качеств и социальных функций.
й^р одна особенность поэзии этого периода - обращение и < национальному характеру, пробуждение национального самосознаний. Лирический герой понимает, что по-старому итог нельзя. Теперь при трактовке характера героя отмечается .его любо1'г, к языку, исторг- своего народа, его неутолимая жажда и свободе, независимости, справедливости и уважении к другим -чродам. ?
Порты восьмидесятники - это, прежде *сего, бунтари, живущие одной жизнью со своим народом. Все это отражено в стихах ' ¡Коса км ада Солиха "Слово языковеда", Усмока Азимова "Я, устав, в: тебе прислонился, правда"» "Придет время", "Рассказ про Вш) Го-га", Хурмида ,Лаврона "Где да", Азимз Сутона "Правда". ;
Из пОлн зрения поэтов но исчемвт явления, происходящие и , общественной хизйи узбекского н&геце. 0:лт отро.тгьтсч на характере лирического гороя, воспринличего перестроГку как • егк'ое чу* менени«, "обковлзнио социальной етупс^рг. Лгричссгл-! г^гоР, и з
етом особен' ость его у-рак тори, не подетраиваотся иод пропоьглишенные перестройкой принципы. Новый лирический герой, в отличи-от щожних, внутренне свободен, а это дает ему возможность быть самим собой.
У Узбекской поэзии есть одно особое свойство. В узбекском стихотворении почти не удается солгать. Все попытки навязать свое мнение читателю, аыдавая лирического героя не за того, кто он есть на самом деле, заканчиваются неудачей. Кепи характер и поступки героя не достоверны, то это все равно проявится. Причина этого в чуткой к фальши н[авствонности.
Точно такие "терпит поражение" и пощ-ы, характеры героев которых выписаны в отрьш от конфликта Такое "нарушение" не остается незамеченным. Нами отмечены случаи нарушения логики поступков лирического героя, искусственное в результате обычного декларирования ньделенио чертами характера, не увязывающимися с поступками героя, его поведением в конфликтной ситуации. Таковы надуманные герои стихотворений "Увезу тебя далеко-далеко"
ф
Мирзы Кенжабаева, "Мольба" Аэима Суша, "Здесь словно как зеле-ккй голубь" Шавката Дгхмона.
Однако, такие характеры - исключение в узбекской лирике СО-х годов, основной характерной чертой которых является демократизм их пош:,1и», тсоиринятей постами как'один из главных заводов реалистической л/рики.
-В заключении диссертации полагаются общие выводы, полученные в результате анализа конфликта и характера в узбекской лирике 80-х годов, которые сводятся к следующему:
конфликт формирует структуру лирического произведения и является условием раскрытия и эйного содержания ни контрастип-рой оснопэ, 5'.о. и ро^уль'Рате столкновения пли сопоставления противоположных иь^ал;
художественный конфликт в лирике может бьчь обусловлен ¡г-
соответствием, несогласованностью между взглядами героя и поэта;
в восьмидесятые годы наряду с традиционными закономерностями создания конфликта и характера появляются новые. Некоторые из закономерноетеА были модифицированы; содержание традиционных образов было '[¡ереосах-ленно, иногда "л прямопротитзополокном плане о Ото касасгйя и ряда героев устного народного творчества, пе-ренесонных в современные успогия;
.отмечается антшное использование цветообоэничающих о.'ите-топ для раскрытия сути конфликта и содержания характера;
заметно больше внимания стало уделяться анализу внутреннего мира героя и внутренних коллизий конфликта, вытеснивших внеш-ш о описательную сторону, что позволило значительно углубить психологический анализ личности, оевг-тить многие, раннее не подававшиеся исследованию грат: духовного мира лирического героя; , образ героя отличается ГФционаяьнш'сгоеобразием. Это ха- , рлкгер призван передать национальную самобытность узбекского народа и в то не вреуя он узналаем, благодаря тому, 'что является носи'.'ояем у общечеловеческих черт;
характер и конфликт в основном-икступают в органическом единстве, взаимораскрнтии, что является важнейшим и необходимым условием идейной значимости » эстетического совершенства, особенно в таком многогранном, разносторонне отражающем'действительность канре, каг лирически» стихотворения;
герой поставлен в центр событий, больших общественных свершений, закаляя характер, одновреиенно духовно и нравственно преобразуясь сам;
в лирике появляется новая система образов и характеров: Бунтовщик, Осторожный человек, Безымянный человек, Оптимист;
.Отношения конфликта и характера определяются юаимообуслоа» ленностькп конфликт служит основой развития характера, а он, в сво® очередь, .аамоыеает, развивает и разрешает конфликт,*
столкновение характеров происходит в конфликте, который опреде яется коллизией;
в восьмидесятое годи начался по-сутцеству новцй era а развития узбекской поэтической лирики. Углубляется психологизм героев, появляется качественно новый уровень Философского осмысления действительности и личности в их диалектическом единстве и движении.
Основное содержание дассертации отражено в следующих публикациях:
ч
I. Мировоззрение и поэтика //Матэриалы Республиканской традиционной научно-теоретической конференции колодос учецых-йило-догов. - Ташкент: Фан,1989, с.8-9, на узб.яз.
■ 2. Конфликт в поэзии ВО-х годob/Zí^thриалы Республиканской традиционной научно-теоретической коийэроиции молодых ученых-филологов. - Ташкент: шн,1990, C.I7-T8, на узб.яз.
3. Пробуждение. денинчи, 19 января, Í59Ir. MI /13.697/
4. Конфликт .. лирике ВО-х годов//Узбек тили ва адабиёти. -Ташкент,1991г. $2, с.18-22, на уэб.яэ.
: • 5. Характер в узбекской лирике ¿30-х годов//Материалы Республиканской конференции молодых ученых-филологов. - Ташкент: ®аи,1991, с.3-4, на узб.яз.
6. Дыхание вроыени//1Ларц юлдузи. - Ташкент, 1991, №11, с.199-200, на узб.яз.