автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Конфликт как социально-политический феномен

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Хидирова, Махфират Умаровна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Куляб
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
Диссертация по политологии на тему 'Конфликт как социально-политический феномен'

Введение диссертации1999 год, автореферат по политологии, Хидирова, Махфират Умаровна

Актуальность исследования. В наше судьбоносное время, когда многие нации и народности оказались перед историческим выбором, нам, таджикам, с обретением политической независимости, важно проанализировать свое далекое и недавнее прошлое, подчерпнуть из истории уроки, определить свое место и роль в мировом сообществе л. Следовательно, каждая эпоха ставит перед человечеством новые задачи. Эти задачи исходят из сущности и природы общественного развития. Общественное развитие происходит именно на основе человеческих потребностей, и, свою очередь, человеческие потребности служат определяющим фактором общественного развития.

В истории человечества XX век войдет как эпоха великих открытий, великих изменений и прогресса почти во всех сферах общественной и политической жизни народа. Каждая эпоха имеет свое миропонимание и миросозерцание, исходя из этого порождает новые знания и науки в зависимости от потребностей человечества и общества.

Изучение природы, сущности и динамики конфликтов стало актуальным именно с этой точки зрения. История человечества помнит тысячи примеров столкновений между людьми, которые велись за определенные ценности и статус в системе государственного управления. Во все времена между различными слоями общества велась борьба за власть. Эта борьба происходила в двух видах -борьба мнений (латентная) и борьба с позиции силы (открытое противостояние).

История советского периода учила нас тому, что в нашем обществе нет конфликтов и антагонистических классов. Интеллигенция, рабочий класс и крестьянство не имеют несовместимых ин

См»1. Рахмонов Э. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От Арийцев до Саманидов.

London. Flint River Editions Great Dritain. 1999. P.216. тересов и власть в стране принадлежит народу. Однако не учитывался тот факт, что основу развития всего сущего составляет борьба противоречий. На каком бы уровне развития человечество не находилось, противоречия сопровождают его. При этом надо отметить, что эти противоречия различаются по способам отношений к ним и их решения.

В последние годы существования СССР общество, которое славилось спокойствием и благополучием, вдруг начало «бурлить». Противоречия усиливались с космической скоростью, и, наконец, печальный исход - великая сверхдержава распалась. После его распада произошли коренные изменения в политическом ареале мира. Социализм как политическая система канула в небытие, а вместо этой великой сверхдержавы образовались десятки национальных государств с рядом нерешенных задач, что и служило основой для развития и разгорания конфликтов. Эти конфликты характеризуются как результат распада Советского Союза. Конфликты в различных регионах стали частыми явлениями, изучение данного социально-политического феномена стало одной из актуальнейших задач во всех странах бывшего Советского Союза.

В западной социологии изучением и исследованием проблемы конфликта занимались с давних времен, но отечественные ученые молчали относительно неё.

Наличие противоречий в жизни любого общества и признание их как источника развития признавались и нашими таджикско-персидскими мудрецами Ибн Сино, Фирдоуси, Низомулмулком и др.

В западной социологии основоположником теории конфликта считают немецкого социолога Г.Зиммеля. В изучении проблемы конфликта основополагающими считаются теория «позитивной функциональности»

Л.Козера, «Конфликтная модель общества» Р.Дарендорафа и «Общая теория конфликта» американского ученого К.Боулдинга1 .

Однако теория конфликта не является навсегда застывшей и требует новых подходов к её изучению, исходя из особенностей развития общества.

Конфликт как общественно-политический феномен на разных ступенях развития общества расскрывает свои новые и новые особенности, которые связаны с национальной психологией, культурой, особенностями общественно-политического развития общества.

В научной литературе социально-политический конфликт характеризуется как борьба за власть или достижение определенного статуса в нем. Конфликт это инструмент развития, срабатывающий при неработоспособности общественного механизма. Природа противоречий многообразна. По своей сущности они могут охватить все стороны общественной жизни человека. Они могут быть социально-политическими, социально - экономическими, внутриличностными, межличностными, межгрупповыми, межгосударственными, межнациональными и др.

Значение исследуемой проблемы также усиливается из-за недостаточной изученностью и неразработанностью в Таджикистане, где несколько лет шла гражданская война.

Анализ научной литературы по исследуемой теме приводит к выводу, что состояние научной разработанности проблемы в отечественной политической науке стоит на пороге формирования и требует значительных усилий и целой серии многоаспектных исследований. Первые шаги в изучении политических и социальных конфликтов после распада Совет

1 Coser L. Continuités inihe stadi of Social conflict. NV, 1967; Coser L. «The Fonctions jf sjciol conflict» Tree Pree Prtss, 1958; Dahrendorf R. Class and class conflict, standdsord university press, 1959; Дарендорф P. Элементы теории социального конфликта. Социологичекские исследование. 1993 и др. ского Союза делают политологи и социологи России и Республики Беларусь. Данная проблема рассматривается в работах Амелина В.Н., Креме-нюка В.А., Дмитриева А., Громова О.Н., Курбыко Т.И., Запудский Ю., Здравомыслова А.1

Также таджикскими учеными-обществоведами проделана значительная работа по исследованию теоретико-методологических и практических аспектов социально-политических конфликтов. Изучены сущности конфликта как несомненной черты современного исторического развития, характеристика, этапы и динамика развития. О процессах, анализируемых автором в таджикской литературе последних лет появилось немало исследований. Это работы Олимова М., Махмадова А., Имомова А. Фаттоева С. и др.2

И всё же несмотря на известные успехи в разработке проблем конфликта как социального политического феномена научный анализ реальных процессов нуждается в разработке и данная проблема существенно отстала от требований времени.

В целом, сегодня практически отсутствуют у нас работы по данной теме, хотя она представляется весьма значимой для прогнозирования и урегулирования различных форм конфликтов.

1 Дмитриев В. Кудрявцев В. Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М. 1993; Кудрявцев В.Н. Конфликты и согласие в современной России. М. 1998: Громова О.Н. Конфликтология. М., 1993; Курбыко Т.И. Ральф Дарендорф о клас соввом конфликте и конфликтной модели общества. //Вестник Белгосуниверс-ите-та,- Мн.1993, №3.-С.37-40; Запудский Ю. Социальный конфликт. Изд-во Ростов ского университета, 1992; Здравомыслов А. Социология конфликта. М., 1996 и т.д.

2 Межтаджикский конфликт: путь к миру. Ответ.ред. М.Олимов. М.1998; Олимов М. Проблемы методологии анализа и прогноза в изучении межтаджикского конфликта //Центральная Азия -1997; Махмадов А. Социология конфликта. Куляб, 1995; Махмадов А., Хидирова М. Межтаджикский конфликт и его особенности. Куляб. Изд.Фарханг. 1997; Имомов А. Межтаджикский конфликт: общественное со гласие.и согласительные документы. //Центральная Азия. 2/14 1998: Фаттоев С. Рохи сулх бебозгашт аст. Душанбе. «Шарки Озод». 1998 и др.

Целью диссертационного исследования является анализ социально-политических конфликтов на опыте Таджикистана. Кроме того, существуют негативные факторы, которые неразрывно связаны со структурой государственного устройства. К числу таких факторов относится негибкость политической системы, низкий уровень политическбй культуры, отсутствие развитого политического мышления.

Исследование причин возникновения конфликта на опыте Таджикистана позволяет расскрыть сущность, природу и динамику и способов его управления в случае возникновения новых конфликтов.

Разработанные отечественными и зарубежными исследователями теории социально-политического конфликта, оказались несостоятельными при решении таджикского противостояния и не могли разрешить его в самых начальных этапах. Таджикская действительность показала, насколько велика при предотвращении конфликтов значение консенсуса, которое обеспечивает общественное и национальное согласие в обществе. Именно это предопределяет необходимость формирования комплексного видения современных проблем конфликта, имея ввиду рас-скрытие его стадий, структуры, функций, развитие, управление, урегулирование.

Такая направленность исследовательской работы помогает расширить масштаб актуальных теоретических и практических задач современной науки относительно исследуемой темы.

Конфликт - это не абстрактное явление и поэтому основная значимость исследования заключается в том, что разработанные теоретические направления имели тесную связь с жизненной действительностью.

Исходя из вышесказанного в диссертации ставятся следующие задачи:

-проанализировать и обобщить взгляды отечественных и зарубежных исследователей относительно причин и сущности социальнополитического конфликта, стадии становления, типологии, урегулирования и функций, определение основных категорий данной науки;

-расскрыть природу таджикского конфликта и определить его значение для всего Среднеазиатского региона;

-определить геополитическое значение таджикского конфликта, роль и значение геополитического фактора при возникновении таджикского конфликта, определение Среднеазиатского региона как важного геополитического и геостратегического пространства;

-расскрытие специфики таджикского конфликта, его «типичности» и «нетипичности», определение факторов, придающих межтаджикскому конфликту специфическую окраску:

-изложение особенностей и путей урегулирования межтаджикского конфликта: исследование значения и роли внешних факторов при урегулировании данного явления. а также расскрытие природы «нетрадиционных» методов решения межтаджикского конфликта.

Методологическая основа исследования обусловлена перечисленными выше задачами и основывается на принципах объективности, конкретности. историзма, системности в изучении общественных явлений. Исследование опирается на научные труды зарубежных и отечественных авторов в области политологии, конфликтологии, социологии и философии.

Научная новизна работы заключается прежде всего в политологическом подходе к анализу данной проблемы. Исследование политических и социальных конфликтов долгие годы не проводились, на основании утверждения, что конфликты в Советском обществе невозможны и отсутствуют. Диссертация представляет собой комплексное исследование проблемы конфликта, его генезиса, структуры, функций, негативных и позитивных факторов, порождаемых конфликтом.

Конкретно элементы новизны исследования заключаются в том, что в работе:

-проанализирована и раскрыта особенности конфликта как социально-политического феномена;

-разработан комплекс социально-экономических, политических, внутринациональных и межнациональных противоречий, а также изучен новый концептуальный подход к вопросу классового конфликта;

-наряду с социально-экономическими, политическими и внешними факторами, служащими в качестве причин возникновения конфликтов исследуется и биологический фактор, влияющий на возникновение социально-политического конфликта: раскрывается и анализируется сущл ность пассионарности, как биологический фактор, влияющий на возникновение конфликтов;

-таджикский конфликт раскрывается как фактор, геополитических реалий для среднеазиатского региона;

-определяется уровень возможной повторяемости конфликтов в будущем и уровня возможной институционализации процесса урегулирования с целью скорейшего достижения политического консенсуса.

К числу наиболее существенных выводов и положений, полученных в процессе диссертационного исследования, можно отнести следующие:

-социально-политический конфликт является результатом и условием изменений как социальной системы в целом, так и отдельных субъектов и отношений между ними.1 Его наличие и развитие обусловлено потребностями субъектов и имеющимися ресурсами для их удовлетворения: -в советский период проблема конфликта и методов урегулирования практически игнорировалась обществоведением, как чуждая условиям общества и не имевшая в нем место, не разрабатывалась по ряду причин. Среди них.следует выделить то обстоятельство, что изымалась сама проблема власти из теоретического анализа, связанная с противоречиями общества;

-непосредственными причинами многих внутренних конфликтов являются решения и действия национальных элит, однако не все эти конфликты приводятся в действие одними и теми же силами внутри страны. Существуют три основные вариации: идеологическая борьба, преступные нападения и борьба за власть между и в среде соперничающих элит, причинами которой выступают личные политические мотивы.

Теоретические разработки диссертации могут быть использованы в разного рода комплексных программах в научно-исследовательских учреждениях. Вполне очевидно, что полученные и разработанные автором данные могут использовать в своей политической деятельности многочисленные политические структуры.

И наконец, полученные в ходе исследования материалы, относительно причин возникновения конфликта могут быть использованы в будущем в случае возникновения новых конфликтов. Положение и выводы диссертации могут быть применены при чтении спецкурсов по политологии и конфликтологии в учебном процессе.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были апробированы на научной республиканской конференции молодых ученых в честь 1100-летия государства Саманидов в г.Душанбе (1999) и нескольких межвузовских научно-практических конференциях, по данной теме издана брошюра «Межтаджикский конфликт и его особенности». Куляб. 1997г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, в котором содержится общая характеристика работы, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Конфликт как социально-политический феномен"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выдвижение концепции социально-политического конфликта на первые рубежи жизни общества обусловлено рядом обстоятельств, различных по характеру, но в совокупности отражающих бурные события XX века, усиление противоборства, охватившего все основные области жизни общества, экономику, политику, идеологию, культуру.

Повышенное внимание, которое уделяется в последние десятилетия проблемам социально-политического конфликта, связано с попытками определенной модернизации идейно-теоретического арсенала общества перед лицом политических и социальных перемен, происходящих в современном мире.

Современный мир характеризуется как бурный поток. Во всех уголках земного шара по той или иной причине часто возникают конфликты, везде идет борьба за определенные ценности, везде чьи-либо интересы ущемляются другими. Исходя из этого, усиливается интерес к всеохватывающему явлению, и тем временем возрастает интерес к его изучению.

Социально-политический конфликт очень многогранен и сложен по своей природе. Социальная сторона жизни человека касается и его личности и национальности, и принадлежности к тому или иному социальному слою. Именно поэтому чисто социальных конфликтов не существуют.

Общественная сторона жизни человека многолика. В зависимости от экономической, политической, идеологической и культурной идентификации конфликт получает ту или иную окраску -социально-политическую, социально-экономическую и т.п.

Конфликт выступает кульминацией в развитии противоречий. Противоречия возникают на основе интересов политических субъектов. Политические субъекты взаимосвязаны между собой политическими отношениями. Политические отношения представляют собой систему взаимных отношений между классами, социальными группами, институтами политической системы, коллективом и личностью, государством и гражданами и формируются в результате формирования и реализации власти. Для налаживания стабильных политических отношений, важную роль играет политическая культура масс, чего не хватало таджикскому народу для предотвращения кровавого столкновения. Политическая культура выступает стимулятором спокойствия общества.

Завоевание суверенитета и самостоятельного государства еще не говорит о наличии развитого политического мышления и высокой степени политической культуры. Показателем вышеназванных феноменов является способность управлять этим государством. Наличие политического (власти) мышления позволяет правильно понимать вопросы власти, его структуру и управления. Если основной вопрос политики является проблема власти, то для власти его структура и управление играют первостепенную роль.

Высокий уровень политической культуры позволяет мирным путем решать самые острые проблемы общественной жизни. При решении самого простого политического вопроса эмоции играют важную роль. Незначительная эмоциональность может изменить ход событий в самую худшую сторону. Следовательно, для стабильного развития общества первостепенной задачей политических институтов является воспитание у масс политического мышления и развитие политической культуры.

Историческая реальность таджикских событий показала, что противоречия существуют всегда, но они особенно опасны в переходных периодах. В обновленной таджикской политической среде новоявленные политические силы находились на стадии формирования и завоеванием, сознанием масс для них было первостепенной задачей. Однако это задача не заканчивается тем, чтобы завоевать много сторонников. Основная задача заключалась в их политической просвещенности.

Важным регулятором общественных отношений в таджикском обществе да и в любом обществе, выступают политические институты. Политические институты в нашем обществе находятся на стадии формирования. Этб стадия не лишена противоречий. Политические институты не должны ограничиваться усилением влияния на власти, а помогать народным массам правильно ориентироваться в образовавшейся новой политической атмосфере.

Анализ данной проблемы позволяет использовать полученные научные выводы относительно проблем конфликта в практике жизни, а также в будущем в случае возникновения новых конфликтов.

Анализируя проблему социально-политического конфликта как общественного явления на опыте Таджикистана, можно придти к таким выводам:

-относительно причин данного кровопролития наряду с другими факторами очень важно указывать на отсутствие развитого политического мышления и политической культуры в обществе;

-причину затуманенности таджикского политического пространства можно признать результатом слабой организации политических институтов;

-политические институты, несмотря на незначительный практический опыт, не преобразовав политическое сознание масс, спешили к захвату власти;

-геополитические факторы, используя противоречия, стремились сохранить в этом регионе зону политического хаоса, чтобы достичь своих целей;

-вакуум в идеологическом пространстве, которое образовалось после распада Советского Союза, вызывало интерес многих стран; чтобы расширить свою сферу влияния.

Исходя из результатов исследования конфликта как социально-политического феномена, целесообразно осуществить следующее:

-создать при АН Республики Таджикистан специальный Центр для коллективного исследования возникновения развития и урегущирования конфликтов, способный в будущем предотвращать возникновение новых конфликтов;

-повышать уровень развития политического мышления, политической культуры населения, путем обновления общественно-политической жизни страны;

-на институциональном уровне сформулировать положения общей концептуально значимой позиции в объяснении внутринационального конфликта как особого социального, социально-психологического явления, познания его природы, сущности, условий, тенденций, механизма действия, без чего невозможно на современном уровне понимание, определение и решение проблемы конфликта;

-создавать условия для развития форм и способы согласования интересов и позиций: консультация, диалог, дискуссия, партнерство и сотрудничество в постконфликтном процессе. Использование их позволяет выявить общие ценности с тем, чтобы обеспечить надлежащий баланс интересов и тем самым урегулировать конфликты.

Также нужно отметить, что Комиссия по национальному примирению как общественный орган, регулирующий поведение противостоящих сторон в послевоенный период, играла важную роль в плане снятия напряженности общества. Представление 30% мест в правительстве членам Объединенной таджикской оппозиции является ярким примером консенсуса.

Такие понятия, как мир и национальное единство обрели реальную плоть, распространились по всем регионам, достигли самых отдаленных уголков страны, дошли до людских сердец; напряженность и страх уступили место стабильности и взаимопониманию. День подписания Общего соглашения о мире был отмечен в республике как национальный праздник».1

Полученные выводы исследуемой темы, по вопросам урегулирования и управления таджикского конфликта могут быть ценными в случае возникновения в будущем новых конфликтов. Хотя предстоящие конфликты в будущем будут осуществляться, на наш взгляд, вдоль ошибочных этнических и конфессиональных линий, бессмысленных идеологических конфронтаций: проводиться большей частью внутри, существующих национальных границ и т.д.

Любое политическое противостояние в случае его разрешения может стать причиной появления определение класса или прослойки в обществе, который будет составлять костяк общественно-политической структуры общества. В случае продолжения конфликтогенности в таджикском обществе не исключено формирование нового класса в обществе- класса боевиков. По определению Джоржа Л.Кларка, характерной чертой класса боевиков, при его возникновении могут быть: -новые боевики; -молодые и не имеют опыта; -не имеют иллюзий: не заинтересованы в мире; -не имеют надежды; -нет перспекти к переменам.

1 Рахметов Э. Таджики в зеркале истории. ( от Арийцев до Саманидов). Лондон. 1999.-С.130.

Статус боевика дает: уважение, чувство товарищества, признание -это причина их существования».1

Социальную основу существования класса боевиков будет составлять война. Во многих странах мира, где долгие годы продолжаются конфликты, можно сказать, что боевики как класс формировались или стоят на стадии формирования.

Класс боевиков- это определенная общественная группа людей, которые в отличие от других слоев заинтересован в силовом решении любого противостояния. Например, в Афганистане, где долгие годы продолжается война, определенная группа людей занимается лишь войной, их орудием труда является оружие. Здесь класс боевиков как таковой уже сформировался, но официального признания со стороны властей пока не получил.

В Алжире с 9-15 лет становятся боевиками. В обществе, где никто не гарантирован от опасности, любая другая занятость не может быть престижной более, чем занятость боевика.

Таким образом, стало известно, что затяжные конфликты могут порождать новый класс. Но и рождение нового класса не может быть единственным следствием данного явления.

Данный этап в развитии таджикского общества можно характери-ровать как переходный период, период перехода к созданию правового, демократического светского государства.

Исследование данной темы не ограничивается выводами, приведенными в данной диссертации. Тема охватывает широкий круг вопросов, которые требуют детального изучения.

1 См.: Дж.Л.Кларк. Планирование задач в случае будущих конфликтов. //Европейский центр по изучению вопросов безопасности, ц-м. Дж.Маршалла. 1999.-С.3.

 

Список научной литературыХидирова, Махфират Умаровна, диссертация по теме "Политическая культура и идеология"

1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М. Политиздат, 1991.-24 ст.

2. Абасов А. О позициях России в регионе Средней Азии //Россия и му сульманский мир №9/51. М. 1996.-С.71.

3. Абытов А. Конфликты в Центральной Азии //Чунбиш 1998. №18.

4. Алимов Р., Саидов М. Национальный вопрос (точка зрения)-Душанбе, Ирфон. 1991-154 с.

5. Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе.-М., Политиздат, 1085 240 с.

6. Ахмедов А. Формирование политической системы Таджикистана. Душанбе. 1997, 50с.

7. Абытов. Конфликты в Центральной Азии // Чунбиш, №18.

8. Бодалиев A.A. Личность и общение. М. 1983.-С. 17-35.

9. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт,- Новосибирск, Наука. Сиб. Изд. 1983-141с.

10. Болотин И.С. Тупики клерикального национализма. М., 1987.-165с.

11. Белокреницкий В. Геополитическая вертикаль в седрце Азии //Prioet Contra.Т. 2№2. 1997.

12. Браун М. Причины и региональные факторы внутренних конфликтов.

13. И.Бушков В.И., Микульский Д.В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане. 1996. М., 165с.

14. И.Бушков В. Таджикистан на острие демографического супервзрыва. «Россия и мусульманский мир», Бюллетень, №7.М. 1995.

15. Белов Е.В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта (1993-1997гг. //Автореф. Дис. на соис.учен.степени кан.ист.наук. Душанбе, 1999.

16. Вестник Евразия (Независимый научный журнал). М., 1995, №1.С.64-75.

17. Воронович Б.А. Созидательный потенциал человека. М., Мысль, 1988.-150с.

18. Волков А. Фергана, Коканд, Маргилан: свидетельство очевидцев /Комсомолец Таджикистана.-1989.

19. Гафуров X. Таджикистан на рубеже и в XXI веке: Президент Э.Рахмонов и национальная экономика. Душанбе, 1999.-213с.

20. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период,- Л., ЛГУ. 1989.

21. Гарольд X., Сондарс. Мирный процесс: концеупальные рамки. В кн.; Урегулирование конфликта и построение гражданского общества. Сборник, Вашингтон-Москва. 1997.-С.5-25.

22. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. Социологические исследования. 1994.№5.

23. Дмитриев А. Конфликт на российском распутье. Социологические ис следования. 1993. №9.

24. Данкин И., Датченко Л. Технология разрешения социальных конфликтов. Социологические исследования. 1993.№9.

25. Дж.Кларк. Планирование задач в случае будущих конфликтов //Европ.Центр.Ис. Дж. Маршалла. 1999.-С.3.

26. Джунусов С. Методологическое введение к изучению социально-политических и межнациональных конфликтов.-М., 1991.-68с.

27. Джунусов М.С.Национализм в различных измерениях.-Алма-Ата.: 1990, 200с.

28. Доронина Н.И.Международный конфликт: о буржуазных теориях конфликта. Критический анализ методологии исследования.-М., Междун.отнош. 1981.

29. Дубнов А. Москва накрывает стол для таджики-таджикских переговоров. //Новое время- 1994, №12, С.20.

30. Доронина Н.И.Международный конфликт. М., 1981.

31. Дробот Г.А.Противоречия и баланс сил в международных отношениях. /Социально-политические науки/, 1991, №2.

32. Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта.-М., 1989.

33. Дэвид Мэтьюз. Политика для народа /перев. с англ.-М., Пресс ЛТД. 1995.

34. Джакояики В.Р. Дарендорф Р. Теория конфликта. Политология вчера и сегодня. Вып.2, М. 1989.

35. Джалилов К. Национальные интересы Таджикистана и вопросы безопасности. //Чунбиш, №19, 1998.-С.3.

36. Зо. Родин Л'., Фролов А. Роль посредничества й урегулировании межнациональных конфликтов //Международная жизнь, август-сентябрь 1992. . '

37. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М. 1996 -С.103-110.

38. Имомов А. Межтаджикский конфликт: общественное согласие и согласительные документы. //Центральная Азия.-№2.-С.45-50.

39. Исаев М.И. Нация и язык. /Вопр.истории-1968.-№2, С.99-112.

40. Искандаров В. Влияние афганского кризиса на ситуацию в Таджикистане. //Центральная Азия. 1998.№2.С.51-60.

41. Иордан М.В., Реджепова О.С. Противоречия в национальных отношениях и поиски национального консенсуса. М., Наука, 1990-130с.

42. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока//Сб.ст.АН СССР. Ин-востоковедения.-М., Наука, 1986. 234с.

43. Истад А. Иктисод -сарчашмаи масъалаи миллй //Адабиёт ва санъат. 1989.-28 апрель.

44. Каутский К. Терроризм и коммунизм. Полис. 1991, №1-2.

45. Камбилявичене С. Межнациональное общение и национальное сознание //Коммунист, 1990, №4. С.52-57.

46. Каримов Б. Курбонии дузахма. Андешаю хулосахо аз вокеияти ходисахои фочиавии ба^манмохи 1990. Душанбе. Ориёно, 1992-320с.

47. Кенчаев С. Табаддулоти Точикистон. Иборат аз 3 чилд.-Душанбе. Фонди Кенчаев, 1993, чилди 1.- 496с.

48. Конфликты и согласия в современной России. М., -1998 -160с.

49. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., Мысль. 1975-128с.

50. Конфликт в Нагорном Карабахе. Сб.ст. Сост. И автор предисл.Ш.Шукуров.-Баку. Азернешр, 1990,-268с.

51. Курбыка Т. Теория конфликта Р.Дарендорфа и социально-политические конфликты в современном обществе. Минск .¡335.

52. Курьер Таджикистана. №35 №36 - №37. (Еженедельная газета).

53. Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока: //Идейный аспект.-М., Наука, 1983.- 223с.

54. Латифи О., Рагуляев Ю. Паси куча-сархад. /Точикистон совети.-1989.-28 авг.

55. Ликсон Ч. Конфликт -семь шагов к миру. Санкт-Петербург, 1997.-60с.

56. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. -М.,1996.- 175с.

57. Махмадов А.Н. Межтаджиский конфликт: путь к миру.- М., 1998.-С.29-31.

58. Махмадов А.Н. Социология конфликта.Куляб, 1995.-40с.

59. Махмадов А.Н., Хидирова М.У. Межтаджикский конфликт и его особенности. Куляб, 1997.- 30с.

60. Могилевкин И.М. Невидимые войны XX века.-М., 1989.

61. Медведко Л.И., Германович A.B. Именем Аллаха. -М.,-Политиздат, 1988.-255с.

62. Межнациональные противоречия и конфликты в ССР. /Опыт социально-философского анализа /В.М.Семенов, М.В.Иордан, В.Г.Бабаков, В.А.Сагамонов. АН СССР.-Ин-т философии.-М.Наука, 1991.-234с.

63. Межэтнические конфликты в странах зарубежного Востока./АН

64. СССР. Ин-т востоковедения.-М., Наука, 1991.-276с.

65. Минкявичюс Я.В. Религия в многонациональном мире.-Вильнюс: минтис, 1978.-221с.

66. Мирский Г. Экстремизм, терроризм и внутренние конфликты в «третьем мире» //Мировая экономика и международные отношения,- 1988, №8.-С.68-74.

67. Митрохин В.И. О природе социального конфликта.//13.5"

68. Науч.коммунизм. 1988, №10.-С.27-33.

69. Межнациональные конфликты в СССР: поможет ли зарубежный опыт: //Независимая газета.-1991, 25 июля.

70. Митинг на площади //Коммунист Таджикистана.-1989, 26 февраля.

71. Михальченко Л. Национально-языковые конфликты в моноэтнических странах мира. //Азия. 1994, 10 авг.

72. Моулана X. Западный фундаментализм и образ ислама. //Азия, 1994, 12 мая.

73. Муродов М. Не впасть бы в крайность. //Коммунист Таджикистана. 1989, 23 февраля.

74. Мухаббатов X. Метаморфозы и трансформации властвующей элиты Таджикистан. //Чунбиш, 1999, №1.

75. Насриддинов X. Таркиш. Душанбе, 1995.

76. Насырова В. Посредничество в урегулировании правовых споров в США. Государство и право, 1997, 5. -С. 109-111.

77. Нечипоренко Л.А. Феномен социального конфликта в условиях социализма. Время обновления.-М., 1990.

78. Нечипоренко Л.А. Буржуазная «социология конфликта.-М., Политиздат, 1982,-14с.

79. Нурулхаков К. Ислом ва муносибатхои миллй.-Душанбе, Ирфон, 1985.-44с.

80. Национальные процессы в СССР в условиях перестройки. Вопросы теории и практики.-М., 1990.-156.1. У1

81. Назаров М. Мероси миллат сахтчони точик. //Адабиёт ва санъат. 1989.-5 октябь.-С.З.

82. Основы конфликтологии. Учебное пособие под ред. Кудрявцева . М., Юность, 1997.-200с.

83. Общественное мнение в Таджикистане. 1996-42с. Стивен В. Вагнер.

84. Парсонс Т. Общий обзор. В сб. «Американская социология». М. 1972.-С.376.

85. Паин Э.А., Попов A.A. Межнациональные конфликты в СССР. //Сов.этнография.-1990, №1.-С.З-15.

86. Празауская A.A. Этносоциальные конфликты и социальный процесс в современной Индии. //Рабочий класс и современный мир.-1984,№3.-С. 120-132.

87. Примаков Е. Советская политика в региональных конфликтах. //Междун.жизнь.-1988,№5.-С.З-9.

88. Политическая социология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997- 640с.

89. Политология. Учеб.пособие для вузов /Сост. И отв. редактор А.А.Радугин.-М., Центр, 1998.-224с.

90. Попов М. Конфликта и могло не быть.//Коммунист Таджикистана, 1989, 26 июня.

91. Причины и последствия. //Коммунист Таджикистана -1994, 4 авг.

92. ЮО.Преториус. Теория конфликта. Полис, 1991, №5.

93. Ю1.Перепелкин JI.C. Социальные предпосылки современныхмежэтнических конфликтов в Российской Федерации. М., 1997.

94. Перепелкин JI.C. Источники межэтнического конфликта в Татарии. //Мир России, 1992, т.1, №1.

95. Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. Книга первая «От Арийцев до Саманидов». London / Flint River Ed/foons Ceveat Britain, 1999. P210.

96. Рах,монов Т.P. Маданияти сиёсии чомеаи муосир ва тамоюлоти инкишофи он. Кулоб Сада, 1995- 111с.

97. Ю5.Римаренко Ю.И. По следам «снежного человека» (О причинах национализма в СССР)- М., Молодая гвардия. 1989.-240с.

98. Руткович М. Социальный конфликт: философское изменение. Вестник Академии наук. 1994. Т.64,60 С.481.

99. Рудье П. Социология политики. М., 1993.- С. 19-25.

100. Отчет о встрече группы по урегулированию и предупреждению конфликтов конференции по странам СНГ.М., 1998.

101. Ю9.Сайко Э.Ф., Фельдштейн. Конфликт в системе отношенийвзаимодействия этносубъектов. //Мир психологии и психология в мире. №1, 1995.-С.40-48.

102. Ю.Саидбаев Т. России не грозит исламская революция. //Известия, 1991, 29 ноября.

103. Саидкосимов С. Национальные процессы и личность. //Филос.науки,- 1990., №8.-С.57-61.

104. Современная западная социология. Словарь. М., 1991, С.78.

105. Соснин В.А. Исследование социального конфликта в социальной психологии. //Автореф.кан.псих.наук. М., 1979.

106. Содик М. Все религии в своей основе содержат огромный политический потенциал. //Центральная Азия.- 1997, №4,- С.49-61.

107. Социологические исследования. М., 1994, №4.

108. Султонов Ш. Казияи нохуш ва танкхои гулпуш. //Точикистони совета. 1989, 23 мая.

109. Скотт Д. Конфликты. Пути их преодоления. Киев., 1991. С.117-125.

110. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике /XIX-XXbb./-М., Наука, 1982.-248с.

111. Таджикистан в огне. /Сос.А.Руденко, А.Сорокин.-Душанбе. Ирфон, 1993.-288с.

112. Турсунов А. Фундаментализм или путь реформ? Азия.-1994. -12 мая.

113. Урегулирование конфликта и построение гражданского общества. Сборник. Вашингтон -Москва. 1997.-290с.

114. Уткин Э.А. Конфликтология теория и практика.-М., 1998.

115. Фаттоев С. Роди сулх бебозгашт аст. Душанбе, «Шарки Озод», 1998, 34с.

116. Фишер Р. Юри. У пути к согласию. Или переговоры без поражения. М.,Наука, 1990.

117. Фигаро. Париж. 19.3. -С.5.

118. Фазылова М.С. Религия и национальные отношения,- Алма-Ата: Казахстан, 1969.-131 с.

119. Хайдаров Г., Иномов М. Таджикистан: трагедия и боль народа.-Л., АО Линко, 1993.-118с.

120. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. //Политические исследования. 1994, №1.

121. Чешко С.В. Время стирать «белые пятна» //Сов.этнография. 1988.-№6, С-3-15.

122. Ш.Чвыр Л. Таджикистан. Весна 1992 года, /комментарии этнографак историческим событиям //Вестник Евразии. М., 1995.-№1.

123. Чумиков А. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия. Соц.ис. 1995. №3. С.52-58.

124. Черняк Е.Б. Вековые конфликты.-М., Международные отношения.

125. Чумаков А.Н. Управление конфликтом.- М.: 1995.-С.5.

126. Ширинт Хатнер. Центральная Азия после обретения независимости. Лондон, «Прегер». 1996.-45с.

127. Шукуров М., Амонов Р., Рустамов Ш. Нужен детальный диалог. //Коммунист Таджикистана.-1989.-10 февраля.

128. Шукуров Р. Медленный бунт на площади. //Новое время,-1992.-№20.-С.7-8.

129. Щенанский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.128 с.

130. Юридическая конфликтология.-Новое направление в науке. //Государство и право. М., 1994, №4.-С.6.

131. Хакимов Р. Конфликтогенные факторы межнациональных и внутринациональных отношений в Таджикистане. //Автореф.канд.полит.наук. Душанбе, 1999.

132. Харолд Сондерс, Чуфрин Г. Раванди сулхи чомеа дар амал. Душан бе, 1998. 112с.

133. Урегулирование конфликта и построение гражданского общества. Вашингтон-Москва. 1997.-420с.

134. The resolutution of conflict new Hawen L., 1973. p П.12.

135. Cozen . The fanstior of cosial confliet G Len coc, 1956.

136. Mack RW., Shyder P.Y. The anlysis of cosial confhict taward and overv and synthesis // Conflict resotution, contv bytion of lehavioral-scied Notre. Dame L.1972.

137. FinK C.F. Some conceptyal difficnlies in fhe theru of social conflict1.o1.-conti. Resol.1968, Vob.12. №4.

138. Dahrendorf R. Class and Class Conflict, Stand ford University Press, 1959. 216.

139. Coser L. Conflictes in Fhe Stsdi of Sociol Conflict. NY, 1967. P. 137.

140. Cosen L. The Fonetionc of Social Conflict. Tree Pree Press. 1958. P. 87

141. Nohlen D. Worterbuch Staat and Polit: K/ Bonn 1991. SS. 298-311.

142. Rarsons T. Oufline of Social System // Theoties of Society, L., 1962.

143. Smelser N. Theory of Collectiv Behav: our, 1963.