автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Конфликт личности и общества в русской романтической повести второй половины 1820-х - 1830-х годов (Н.А. Полевой, М.Н. Погодин, Н.Ф. Павлов)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Конфликт личности и общества в русской романтической повести второй половины 1820-х - 1830-х годов (Н.А. Полевой, М.Н. Погодин, Н.Ф. Павлов)"
л*
САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННА УН113ВРСИТЕТ
Не правах рукописи
ФЕДОРОВА Светлана Витальевна
КОНФЛИКТ ЛИЧНОСТИ II ОБЩЕСТВА В РУССКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ
ПОВЕСТИ В ТОГОЙ ПОЛОЗ ШШ 1320-1 - 18Э0-Х ГОЛОВ. ( Н.А.ПОЛЕВОЙ, а.П.ПОГОДИН, П.Ф.ПАВЛОВ )
Специальное»» 10.01 .(Л. - Русокая лвгэра*ура
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соиггвняв ученой степени «андмдата филологических наук
Санкг41втервург-1993
Работа выполБвва на кафедра ядеорив русской ямерагура Савкг-Пагербургсгого государсгвсниого унизврсптт.
Научшй руководитель - доктор филологических гаук,
профеосор В.М.Марковпч.
Офшиальвив оппопевга - доктор филологических каук,
профзссор В.Я.Коровин.
кандидат филологических наук, доцент С.А.Гончаров.
Ведущей ориш'.бр.цкя - Пе?ро8оводскйй государственный увизврсвгь
«звана со спасся з/Очаг. на ааоедаиия
споцдаивированного ссвога К-С6Э.57.42 :го ващие дассермцкй на сококанив учапой сгепени кандидат физолопяоокзх тук
прп Санет-Пзгербургскои государзтаопксш увявэр8я»еге1
О двосвргаксвВ ыозво овпакпкшьсл к ПнучиоЗ <1>:вляо*втэ Зршоруит&аа.
Аы'оргфапаг разослав $ "Ш/У&ъзв г,
Учений сгерозорь опзциалвяпровавного ссюга доцевх
А.Я.Вдедаияроио
Романтическая ппиесть занимает ведущее положение в системе литературных жанров русской литератур второй половины üO-x - начала 30-х годов Х;Х века. Невозможно создать прав иль ну в картину зволации русского романтизма в последекабрь-ский период, да и acero литературного процесса в целом, без внимательного научения истории развития этого жанра в указанных хронологических рамках. В этой связи понятен обострившийся в последнее времп инторес к жанру повести, к ее эволюции в данную эпоху, к сущности В1слада того или иного русского писателя а становление «ai¡pa.
существует кеиало работ, посвященных отдельным жанрам и проблемам русской романтической прозы (исследования b.C. МеШтха, Н.Я.Керкэвского, 3.3.Каиновой, В.Э.Вацуро, Р.И.Ие-зуитопой, Л.И,Гинзбург, А.й.Ботниковой, В.D.Троицкого и ки. др.), и количество таких работ неуклонно увеличивается. Необходимо отметить еще сдку тенденцию, присущую современной литературе о романтизме; растущий интерес к прозе так называемых "второстепенных" писателей.
Поэтому представляется зполне актуальным и перспективным обращение к прозе таких писателей, как Н.А.Полевой, U.П.Погодин и Н.З.Павлси, принадлежащих к груша писателей "второго ряда" и сделавших определенные открытия в яанрз романтической повести.
Материалом исследования послужили сборники Н.А.Полевого "Мечты й жизнь" (1ЕШ-1Ш4), "Повести Михаила Погодина* (it££¿), "Три повести" Н.Ф.Павлова (хШй). Выбор этих сборников не случаен. Все они выйди почти одновременно и вполне могут рассматриваться как различные направления единого романтического литературного потока. Кроме того, эти сборники объединяет как общность в выборе писателями там, проблем, жанровых разновидностей, стилевых приемов, сюжетных моментов и г.д., так и присущий всем трем книгам определенный демократизм в трактовка взаимоотношений личности и среды. В то же время, и Полевой, и Погодин, и Павлов в своих повестях раскрывали традиционный конфликт по-разно>ф, что поевоияет говорить о своеобразии подхода каадого из них к традиционной коллизии.
Исследование жанрового своеобразия ро»шнтичесхих повес-
тей Полевого, Погодина и Павлова проводится на уровне кон-фдккта. Основным предметом изучения в работе является конфликт личности и общества. Данный конфликт занимал центральное место в проблематике романтической литературы, являясь частой модификацией универсального романтического противоречия между идеалом (заключенным, как правило, в стремлениях личности) и действительностью (широко понятым окружением героя/.
Необходимость исследования данной проблемы вызвала и недостаточной ее изученностью. Существует немало работ, по-свяценных исследованию романтической прсзы Н.А.Полевого (Н.Козыин, И.И.Замотин, Д.И.Ьернштейн, В.Е.Евгеньав-Макси-мов, В.Г.Березина, В.М.Швмахова, А.А.Карпов и др.), М.П.Погодина ( Л.А.Капитанова, М.Н.Виролайнен и др.), Н.Ф.Павлова (Н.Л.Степанов, Трифонов H.A., В.П.Вильчмнский, Л.М.Круача-нов, Н.М.Зудина и др.). Все они так или иначе касаются вопроса о конфликте личности и общества в творчестве этих писателей, но предметом отдельного исследования этот нсп&.глкт не является, не проводилось целенаправленное изучения его роли в формировании сюжета, ксипозиции, псвестаозадеяьной структуры произведения.
Научная новизна работы определится, такиы образом, попыткой провести целостный анализ роианпгсесктс поьос?ей По-леього, Погодина, Павлова, взяв за основу анализа конфликт личности :: общбстзз.
Цель исследования; с одной стороны, выявить сущность иедивцдуальксго вклада кавдого из нсслодуеыуя писаах.тай и разеитио русской прозы.С другой ctojxhw. определить то общее, что характерно для беллетркешш Но-егюго, Погрдкп и Павлова в интересующем нас плаке, т.о. выявить определенный типологические черты русской романтической п'.вэсти.
Задачи работы. Взяэ за отггравиуо теоретическою посылку ш^лиза концепцию романтического конфликта, разработанную В.В.Ианноы и включающую в себя определенную трактовку рода его моментов, выявить присутствие этга какентов в повестях Полевого, Погодина, Павлова. Выяснить связь самых реэличных по своему характеру тем и жанровых разновидностей с конфликтом личности и общества, воэмоиные варианты этого конфликтч.
Выявить формы и степень социальной конкретизации и социальной заостренности конфликта, изучить глубину влияния этих факторов на художественную природу конфликта. Рассмотреть формы взаимоотношений автор - рассказчик - герой и соответственно организацию повествования в связи с характером конфликта. Проследить влияние конфликта на структуру сюжета и характеров.
В соответствии с намеченными целью и задачами в диссертации используется сравнительно-типологический метод анализа литературы.
Проведенный анализ и полученные результаты могут найти практическое применение при разработке общего курса истории русской литературы и спецкурсов, посещенных развит» русской романтической беллетристики.
Апробация работы. Отдельные части диссертации обсуждались на аспирантских семинарах кафедры истории русской литературы ЛГУ, на научных конференциях преподавателей Марийского гос. пед. института им. Н.К.Крупской (февраль 1986, 190? г.). Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории ¡русской литературы ЛГУ в мае 1У89 г.
Структура работы. Диссертация, общим объемом в страниц, состоит из введения, трех глав, заключения. В конце работы да^ список литературы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введение обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень изученности рассматриваемой в диссертации проблемы, формулируются цели и задачи работа, определяется принцип изложения материала.
В первой главе рассматривается сборних Н.А.Полевого "Мечты и жизнь". Анализ повестей, входящих в сборник, позволяет проследить направления, по которым шли поиски способов разрешения традиционного романтического конфликта. Одно из них наметилось з повестях "Блаженство безумия" и "Живописец", где Полевой не выходит за рамки романтической концепции и, по-видимому, не стремится выйти. Обществу в втих повестях противопоставляется незаурядная личность, возвышающаяся с ни- ' ми в состоянии неразрешимого конфликта.
Необходимо отметить строклониг Полевого к социальной конкретизации конфликта. Соцкально-бытов&я конкретность наблюдается как в обрисовко главного героя, так и в изображении враждебного ему общества. Герои принадлежат к определенному общественно^ кругу, точно обозначенноцу алтороы.
Наконец, социально конкретизируется и заостряется мотивировка отчуждения героя от общества. В то же время, эта социальная мотивировка не являзтся основной, а выполняет лишь вспомогательную функция при ушшзрссдыюм объяснении конфликта. Так1Ш образом, социально-бытовая конкретизация конфликта, осуществляемая Пояевда, не противоречит романтической коллизии ые.зду личностью и обществом.
Последовательно романтической является и повествовательная структура повестей "Блаженство беаумия" и "Живописец". Центральное косто в композиции проксзедзшм, в соответствии с канонами романтической поэкы, ьанииаат исповедь героя. Неэыбяиньы условием является присутствие, в тексте со-цутзетвуицвго персонажа, внелушквеяцоге и пэредавдого исповедь главного героя{ персонажа, раздел яодего как вдэи главного го-рол» так и автора. Свокии арямыки оцешееш, однози^чян-ми объяснениями происходящего погветаойатеяь к?иосррдств<гг.шо воздействует »» читателя. Таким образом, в конфликта "ваалу-ктаотея* лгаь одна сторона, во глава ji-ла ставится неэау-РЯ&гад лкОгасгь, конфликтующая с инг-г»; кмзкно в спя? своей ивзаурадностк. Конфликт оказывался наразрешимык.
В поиск« разрешения втого противоречия Полевой в "oiste" обрадуется к иной копровой формо ( светская товесть) в к
ткцу героя. Гсрогая иовэсти - сб'жн^зукгый чзловвк, хо-тл Половой но отказ ьтаэтея от рошштичоспзд приемов п со изо-бражашш. Кроме того, в идиллическую картам хизки Эммы в родном доыэ Полевой ненавязчиво вводит твцу п/к?родлог.тп го-ровня окружному ыиде. Эта токе получаст к&пбоаоа яркое заузялие в ошюедаг пребывшая герошш а кгииескок доме.
В мотивировке конфликта героини с обществом сецкалыия лкшя обозначена вце резче, чем в "Блаженстве безумия* к "Йквопксцо". Здесь не только нераз реви woe противоречию иен-рЦ искренни*« чувствами и светскими »юрками норам (неирвыок-
вое условие жанра), ю н конкретный социальный мотив: "сяет" отчуждает от себя гороинп, не входящую з данный общественный круг.
В изображении общества Полевой отказывается от обобщенного образа "света", сжтупавшего в качестве контрастирующего фона главно^ героя. Образ бездуиного светского общества предстает перед читателем а конкретных лицах. В "Эмые" Полевой достигает социальной обусловленности характеров и поступков зткх персонажей, а в образе княгини вплотную подходят к диалектическому изобретет® характера.
Но было бы ошибкой видеть в этом попытку уйти от романтизма. Полевой отходит лишь от романтических литератур-!пк трафаретов и разработке конфликта. Традиционная схема сохранена, поскольку нэаыблииой остается личностная основа конфликта, не аеняегся сама романтическая сущность открывшегося противоречия. Все,что делает Полевой, з конечном счете, способствует закреплении и эаострешю романтического конфликта, приспосабливая его традиционную схеыу к требования» современности и делал ее тек самый более сизеспособноЯ.
Тахт! образом, смена жанровой формы и типа героя позволила усилить социальные мотивировки конфликта, но нэ изменила и, аак 8идно, не могла изменить ого сущность. Неизменным остается эаяснейший номент¡противопоставленное обществу "я* принимается аа "точку отсчета". Все это делало конфликт неразрешимым.
Поиски решения конфликта потребовали от писателя поставить во "главу угла" нечто инее, чем отдельная, пусть даяв и аидеюцаяся, личность. Это произошло ш "простонародных повестях" сборника.
Б "простонародных повестях" Полевой стремится дать истинно е изобретение народной жизни, не прцукраюаая ■ на принижая ее, во всех подробностях быта и нрааоа. Такая матера повествования давала основания воспринимать "простонародные повести" как произведения» несущие » себе "реалистические черты" Б.С.Цейлах). В то хе время нельзя на заметить, что в "простонародных повестях* действуют обцие »аяоны роишитя- . ческой пезтики, и в частности ой наружи«» тс я "рели» ты" романтической стйгетурь конфликта.
- Ь -
Это о определенной мере касается изображения центрального иерсона-а. И Ьаногса '"Мешок с золотом0), и Сидор ("Рассказы русского солдата") ьиделязтся среди окружавших, хотя и со иным меркам ( работоспособность, веселость, общительность, ловкость), чей в типично романтических повестях.
Присутствует в повестях и иотив отчуждения • Ванош с треки тс я жить только честным трудом, тем самый нарушая, пусть извращенные, но ухе сложившиеся норде своего общественного круга, и поэтому вызывает с себе отрицательное отношение окружающих. Но конфликт личности и общества не является сюяето-обравующим в повести "Мешок с золотом". Основная коллпяия повести - борьба доброго и злого начал я дую человека, столкновение народной морали и томных страстей, порокдаемых дзй-мвптальностьо. Конфликт личности и обществе, выполняет лишь вспомогательную фикции и при победе добрых начал в дусо Ьа-1ави "автоматически0 енгэиабтея. Повесть заканчивается цпглли-ческой картиной всеобщего примирения и счастъп.
В повести "Рассказы русского солдата" конфликт яггекоста и общества болео глубоп -л занимает одеге из водущ:?х мост а лро&геагтикв повзстк. Седор, аонивш;:сь на Дуняю ^оа согласия за отца, переступает тем самый опрсдсленнь» общее коргщ. Герой остро си^тцает осувдемио окпгисизцяк ого сссгукке.
Развитие сюжета приводит к тоцус ч^о шгспвдовзяте дгп-аосзп оо&есчйом достигает вксеой точки: Сгдор стьнсгн^сл сол« датоа, 5.о. представители одного к сеибо.че^ беег'рьлуе.т <>(?-^еетсекгоес слога гдрсцой России. Но с?о аигь хсу^ьгг:!:л «\с;:--фзиктя, а не его раз&кзка. Седор пе зй-'О-глетсл е ct.ce« с?чуг.-дешя, а гакедат э себо сплы влиться в е,л;гдуй еолдгл-скую семьл. 'фэстео единства герэл с оггрукщэдяк яслав;пл1
доаон3 емоты Родины. Примопательт, что, скГйя к стотов.сг, герой не нс»яикзает чувства о^цувдэч!?::, г. 'ччьду'"'
опитйапч'"^.
Так, о опрэделвкньпе йшкрвах рй«кзл ио^яикт зэтности ;; оСщэсгоа кекодкт своа ьеэрэшзние. Прннцакпаяьиэ кгал, что ва отсчете" здесь берется кэ ст/'.ельтал личность, а
судьба всего народе, вопдос;е!£ная в этой личности. Пру такой П0С5ЫЮК1НЭ вопроса открываемся возкоккссх-ь рирепения конфликте, что было нодостюгиным а повестях ддтгас т;лоз.
азнимает исповедь главного героя, либо устная ( "Черная немочь", "Ниций"), либо представленная в виде дневниковых записей ("Адель", "Счастье в ;:есчастяи"). Следующий за нес эпилог подтвержд.-.ет задвинутые в ней идеи сюяетно. Доминирующая роль исповеди приводит к тому, что конфликт личности и общества подается односторонне, читатель смотрит на создавшуюся коллизию глазами главного героя- Конфликт ке перерастает в диалогический, гдо могло бы возникнуть равноправие спордаих сторон: перевес идеи личности явно ощутим, а из подоб ной установки неизбежно вытекает и неразрешимость конфликта личности и общества.
Анализ первой группы повестей позволяет сделать вывод, что если в изображении одной из враждующих сторон - общества - Погодин достигает большей ( по сравнению с современниками) степени социально-бытовой конкретизации и обобщения, то остальные структурные моменты конфликта остаются у него в рамках романтической схехы, и в итоге конфликт личности и общества в ршиггических повестях Погодина остается "привязанным" с уже паблонизнрованной схеме, перешедшей в прозу из романтической позын.
Среди повестей второй группы можно веделить дво каировыэ разновидности: повесть о творческой личности СЧ^сая коса", "Сокольикцгкй сад") и светскую повесть ("Как аукнется, так и откликнется.", "Невеста ка ярмарка"). В глазе рассматривается своеобразие разработок Погодины« конфликта личности к сбщес-тза в этих же-нрех с учетом того, что данная коллизия выполняет ссповсгательнуп функцию.
Своообреэив погодинской повести о еторческэй личности выразилось, с одной стороны, в принципиально новом (как откачает Л.А.Капитонова) герое: к творчэской личности писатель приравнивает ученого, лкчность, живущую по ваконам разуиа. С датой стороны, Погодина отличает то, что сгкетообразувциЯ конфликт ке сводится у него к столкновению между теюшчитеяь-ко личностью и осружгаг.им ее обществом. 0:нэ»а сюжета "^'сой косы" и "Сокояьницкого седа"- свор двух жизненных позиций; данный с конфликтом личности и общества. Нотисы и черта этого конфяикта ощущаются в изображении ученого-затворника, наделяющегося некоторыми чертами исключительно романтического
- и -
героя, но исключительность героя, его отчуждение дани Погодиных с оговорками, редуцированы.
Ученоцу-эатворнику в повестях противопоставляется герой, "открытый миру", чей образ несет в себе ощут.оше черты концепции личности, характерной для просветительской и сентимеи-талистской литературы. Проводимая в данных повестях идея гармонического слияния человека и природы, разума и чувства, высоких устремлений и личного счастья, берущая свое начало именно в этих литературных образцах, смягчает, а затем и вовсе снимает остроту конфликта личности в обществе. Отказ от позиции ученого-затворника, помогал ощутить и ограниченность романтического отчу;кдеиия, что, в свою очередь, выражало потребность искать способ разрешения конфликта личности н общества за пределами традиционной схемы. Но и движение в сторону диалогического конфликта, размыкающее эти пределы, не получило у Погодина развития.
Светскую повесть Погодина отличает явное нарушение уже определившейся традиционной структуры конфликта. Здесь отсутствует мотив столкновения героя "со светом", его отчуждения (одностороннего или взаимного) от общества. Своеобразие светских повестей Погодина выразилось в тем, что конфликт личности и общества оказался "вынутым" из непосредственного развития сюжета. Он проявился здесь в столкновении двух нравственных позиций-: автора и героя-представителя общества. Противопоставление данных позиций реализуется, презде всего, на уровне повествования. Постоянное присутствие автора в тексте ощущается благодаря пряным обращениям к персонажам, не скрываемым оценкам описываемых событий.
В то же время Погодин задался целью не столько осудить, сколько проанализировать формирование характеров своих героев, принадлежащих к светскому обществу. Светские персонажи Погодина - одна из первых в еще только фо|мирующемсд в то время жанре светской повести попыток объяснения психологии представителя светского общества социальными обязательствами ее формирования. Но у Погодина этот психологизм - в пределах обличительного авторского задания и ограничен им.
В то же время, признавая новаторство Погодина в принцип» ивображения героя» необходимо отметить, что в святскюг подео-
тях писателя "вынутый" конфликт, столкновение автора и героя приглушается и смягчается к концу повествования, а изображение социально-бытовой обусловленности героя оказывается более или иено» автономной задачей.
Наконец, в первых опытах психологической прозы, где кон флик? личности и общества совсем по участвует в образовании сажэта, Погодин стремится отразить сложность человеческой натура. Погодин ищет иных сюжетообразующих конфликтов,и, в частности, его внимание привлек конфликт злого и доброго начал в душе человека, заинтересовали загадки человеческой психологии. Этот конфликт является основной пружиной сюжета в цикле маленьких повестей "Психологические явления" и примыкаащсЯ к тш псэести "Преступница". С'развитием русской прозы иарас-танио психологизма углубило проблему личности, а следовательно, п проблем еэ взаимоотношений с обществом. Но на данном этапе погодинский психологизм скорее приглушал энергия конфликта. Кроие того, в этик повестях отсутствуот диалектическое развитие чувств, огп! даны в статичных проявлениях. То есть, а повестил третьей группы происходит отказ от романтического конфликта, с педологический гсси^нкт ке кабнрзот силу, не создает здеЯтюго мапрлжения.
Анализ всех трах гдотп повестгЯ, входящих в сборник, пс-сэояил сделать вьгаод, что разработка Погодк«ык конфликта лст-жстк и ои'щеетаа "до?, о осношюн по двум направлениям: I). Со цкакьно-бытс вач конгсретизчция кзобракзння сСщестоа, о5-нор/жение к отражение социальных закономерностей, попытка показать соцлалыгуу) обусловленность характера, ¡¡(.'раскола -представителя общества. 2). Усдо«а:енио с учэтси зпыта се'гги-уентслънэй ч пресьетг.тедьскои литературы с экой идеи личности, «•рехленма отпэ-З'-п'ь диалектической единство высокого и вязкого I ¡рчал.
Следуя направлениям, разработанный й тэортзетгэ Н. П. Погодина, ру? екая проап в дальнейшем приближалась к реа-йясяичзскоау соик^&шзэ ззаямосвязк личности и общества, а следовательно, ;; к розыы способам радения конфликта. По сач Погодин ся прадеды романтической схемы не выпел. Высокая степень социаноно-бытоэой конкретизации ке противоречила общей рзиантпчясхоЯ трак то а к в конфликта личности и общества: пс прч'-.г^у г.с.-зотсч низменной личностная основа конфликта. В
тех случаях, когда Погодин отходит от романтической схемы, происходит то или иное ослабление конфликта вообще.
Ь третьей главе конфликт личности и общества рассматривается на материале сборника Н.Ф.Павлова Три повести" с учетом того, что с середины 1 ей0-х годов в роыантическус литературу властно вторгаются реалистические тенденции изображения действительности, и выявляется органическая связь в творчестве Н.&.Павлова романтических и реалистических тенденций.
В главе отмечается тот факт, что па своим стилистическим признакам книга Павлова, на первый взгляд, явлнэтея законченным образцом романтической прозы. Открываемая сборник повесть "Именины" примыкает к традиционному для романтизма жанру -повести о творческой личности. В соответствии с общепринятое схемой, при первом появлении героя дается его портрет, выдержанный в романтических традициях и призванный показать недюжинность его натуры; центральное место £ структуре повествования занимает исповедь героя. Но именно в исповеди главного героя мы обнаруживаем изменение содержания конфликта личности и общества.
Коренным образом изменяется мотивировка конфликта. Если в романтической повести о творческой личности суть конфликта составляло противоречие иежду одаренной личность*) и "бездумной толпой", чуждой настоящему искусству ( повести Н. А Ледового, В.Д.Одоевского, А.Тимофеева и ын. др.), то а "Именинах" 8тот мотив снимается. Центральной здесь становится тема социального неравенства, угнетения человека человеком.
В соответствии с стой оадачей Павлов наполняет новш содержанием традиционные структурные моменты конфликта. Главный герой - не только исключительная, высокоодаренная натура, но и персонаж, несущий в себе типические черты определенной социальной сферы, уродливого влияния крепостной приниженности на личность.
Сходная тенденция наблюдается и в «возражении противоположной стороны конфликт» - общества. Ё повести основное ьни-макне автора привлекает не контрастирующий с возвышенной нд-турой "провалам" общественной жизни, а социальные отношения, царяцие едесь.
К&к и » дрдггкх проиеведениюс романтической ароаы, кон-
фяикт личности и общества з повестях Павлоза оказываемся неразрешимым, В то же время необходимо отметить, что,например, п "Именинах" определявшая причина конфликта - общественные отношения, при которых человек является собственностью дру гого. при которых личности отказывают в элементарных правах. Следовательно, конфликт на мог быть разрешен при данных общественных отношениях - такой вывод ког напрашиваться. Однако в повеет;; он но сделан и возможность движения к нецу существенно осложнена позицией рассказчика и всей повествовательной структурой повести.
В повествовательной структура "Именин" нарушается традиционный тип отношения: автор- сочувствующий персонах- глаэ-tffift герой. Персонаж, выслуыивайщий исповедь героя и передающий ее, на являзтея, в отличие от романтической традиции, "втор«« я" главного героя и рупором идей автора. Он - носитель собственной идеологии и собственного откояэняя к происходящему.
В структуру повести органично входит ещо одна жанровая разновидность романтической прозы. История , обрамляющая кгпоседь главного героя, нр-^дставлпзт собой пполне самостоятельную и законченную сзотскул псу есть в миниатюрз. Основная колпизкл этой "повести" - столкновение искренних чувств с нэрмахм светской уорели. Но лобовкс-психолстячесхий sotsjmmrj? ire (-73ЛП6ТСЯ смкв-госб смугло?» коллизией всей повести. Предста-si'3 "!1мгю-шд как история ^одного rsueftcraa", сбраняяя исповедь С-. вполне сячостоятельноЗ срчгскоВ повесть?), автор о этой иелоаэди пресяод-гт, задалось бц, цель подробное обт, .тенить причина раэсча^вэния . На дзле же. благодаря тлкс/у пееяроакаю повествовкмл, происходит нэ.»лметнса переключение вкшани.а читателя с люборяо-психологичэской дрегм га петое:» бммгвго »ропостного, на центральный koi?{uihkt повэсти, о?рага-ес*нЯ острейшие социальные противоречия того гренони.
D то же грекл необходимо отметить, что позиция рзссказ-ч»жа вносит часто ремаитстескув ноту в осмысление евхетообра-вущвго конфликта повести, предлагая универсальное объяснение трагедии. Все вто способствовало восприятие повести Павлова как принадлежащей к романтической прозе.
Повесть "Аукцион" примыкает х жанру светской повести, в
то ае время романтическая схема конфликта преобразуется Павловым. Б повести нет столкновения идеальной личности с нравами "света"; не выполняются и условия "вынутого" конфликта. Автор устраняется от возможности прямо высказать свои нравственную позицию, тем самым противопоставив ее светским нормам морали.
Оригинальна концепция личности главного героя, разрабатываемая Павловым. Образ Т. органично соединяет в себе черты традиционного романтического ге]оя и детали, свидетельствующие о типичности его, как представителя светского общества. Кроме того, Т. не только сознательно пародирует романтические штампы своим поведением, высказываниями, но и действитель но испытывает изображаемые им чувства. Тем самым Павлов по-своему подготавливает лермонтовского Печорина, героя, нового для русской литературы, не только близкого по своим духовнш качествам байронической личности, но и сознательно использующего маску такой личности.
Таким образом, "Аукцион" - внимательное, с элементами диалектического подхода, исследование морали светского общества, выявляющее типические черты этого социального круга в отдельных героях, т.е., по сути деда, романтическое отражение действительности, правда, демонстративно облаченное в "романтические одежды".
Завершающая сборник повесть "Ят<>ган" труднее поддается жанровому определению. С.Шевырев - один из первых критиков павловского сборника - считал ее безусловно светской. И действительно, в "Ятагане" наблюдаются все характерные признаки этого жанра. й то же время очевидно, что сюжетообразуьщим конфликтом повести является не традиционное столкновение между идеальной натурой и светскими нормами морали,'а противоречие между человеческим достоинством и гнетом бесчеловечных порядков, царящих в армии. Любовно-психологический конфликт лишь усиливает эту коллизию.
Павлов откааивается от попытки изобр&вить Ероняна -главного героя повести - существом, стоящим выше окружающих. Наоборот, для авторе важно подчеркнуть типичность персонажа, он придает образу Бронина социальную детерминированность. С самого начала отбрасывается исключительность личности как
« »
первопричина ее конфликта с обществом.
Тем не менее в повести присутствуют некоторые традиционные структурные моменты конфликта. Так, разжалованный за дуэль в солдаты^ Бронин тем самым отчуждается от привычного ему общественного круга. Романтическая литература ( а также сама историческая действительность николаевской России) уже успела к тому времени создать в общественном сознании стереотип восприятия такой ситуации. Он сознательно пародируется-Павловым при насмешливом описании "возвышенных мечтаний" княжны. Ситуация в "Ятагане" принципиально отлична от романтических мтампов. Причиной отчуждения является как раз "обык-уювенкый ход дела". Если в романтической прозе 1830-х годов социальные причины лишь подкрепляли универсальную мотивировку конфликта, то в "Ятагане" мотивировка становится социальной по существу.
Любовная линия ссяета разрабатывается Павловым очень подробно, как и полагается в светских повестях, чьи жанровую фортку припишет "Ятаган", но сущность конфликта определяется нз ся, а столкновением отдельной личности с социальным укладом.
В изображении полковника - представителя враждебного го-\г:п общеетяа - Павлов подчеркивает соодинониз в нем противо-подо-.ньгх чувств: рядом с мстительностью и соходурстпом - сострадание, т-алостъ п поверженному противнику. 0тказь!В£.лс1» от йзобрахгенкя лелкгмяя? одними чернмми краехтаи, автор стре-Клгся доказать, что я основа конфликта .-стит .¡д щ.к.часьне прэдопрвдеяектя несийместимость воаодпенной личности с про-з&гяеекнх окружение», р. порочность общественных отношений, при которых один человек оказывается в полной зезкскыости от другого.
Говоря о пояестзопатеяькой структуре "Ята.глнап, необходимо откатить, что дяи повести характерен подчеркггутый объак-тр»ипм повествования* Тем ле, где з силу роиаитнчоской тред:;-цки необходимо дать опредсло!«:;.*з оценку происходящего, Павлов "ураяновешнваег* яе деталями протквополежишк. Кромо того, довольно часто п тексте ощу»;ябТсд авторская ¡-рония по отношений к псрсонвяам, что свидетельствует об определенной отьеди-нснчости повестсозателя от героев. Такой объективизм был необычен для романтического повествовательного стиля.
- IB -
Ь то же время б финале новости, б сцене сборов СезумкоС матери Еронииа на могилу сына, авторская позиция звучит совершенно явственно. Писатель в рамках романтического метода, по сути дела, предвосхищает творческую манеру И.С.Тургенева; присущую русскому реалистическому роману*
Наряду с зтик, повествовательной манэре псвастей Павлова присущи признаки романтического стиля:общая приподнятость речи, наличие традиционных сюжетных ходов, насыщенность текста литературными реминисценциями и ассоциациями. Все а тс говорит о том, что максимально приблизившись к реалистическим концепциям жизни и человека, Павлов мог придать им встетичгс-кий смысл и художественную ценность, лкль облекая их в фориы романтической позтики н стилистики. Пасенная им в "Трех повестях" творческая манера-своего рода предал ti продвижении романтической прозы к реализму, не знаменующий еще качественного скачка, но подтверждающий положение о романтическом методе, как явлении динамическом и многогранном.
В заключении подводятся итоги исследования, дола»тся выводы общего характера, обгединдощмо результата анализов каждой из глав.
По тема диссертации опубликованы следующие работы:
1. Конфликт как жанрообразующий принцип повестей ¡¡.¿.Полового. //Эстетический идеал и проблемы жанраíHesBys.сборник научных трудов.-Йошкар-Ола:54арийски8 ун-т,1907 - С.41-Ь2.
2. Конфликт личности и общества и жанровое своеобразие повести Н.в.Павлова "Именины"./Данр и вромя:СЗорник/1№р,гос.пэд. ин-т им.Н.К.Крупской.-Йошкар-Ола,iser/.-С,&4-II0.fy«tonucb дес. в ИНИОН АЛ СССР »29480 от 18.05.87.
3. Развитие О.Погодиным жлнра повести о твортеской лмчшати (Сборник "Повести *5ихаиле Погодина", 1832}// Жлнр в сталь. Исака р-0м, l<*&¿. - С ЛОЗ- 114. - Рукопись дел. а ИНИОН АН СССР 135159 от i6.oa.ea.
Подписано к печати I7.Gf>.91r.
Заказ ВЗЬ Тира» Г/! ООП Госкомстата Республики "МчриР Г>л"