автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Конфликт в художественной структуре современного романа

  • Год: 1988
  • Автор научной работы: Бабаева, Зебо Тухтаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Конфликт в художественной структуре современного романа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Конфликт в художественной структуре современного романа"

АКАДЕМИЯ НАУК УЗБЕКСКОЙ ССР

ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ им. А. С. ПУШКИНА

На правах рукописи

БАБАЕВА Зебо Тухтаевна

КОНФЛИКТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО РиМАпл

(на материале узбекских романов 70—80-х годов) (10.01.02—советская многонациональная литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

ТАШКЕНТ — 1988

Работа выполнена в отделе теории перевода и литературных взаимосвязей Института языка и литературы им. А. С. Пушкина Академии наук Узбекской ССР

Научный руководитель—Заслуженный деятель науки УзССР, лауреат Государственной премии им. Хамзы УзССР, доктор филологических наук, профессор МАМАДЖАНОВ С.

Официальные оппоненты:

1. Заслуженный деятель науки Узбекской ССР, доктор филологичес-

ких наук, профессор НОРМАТОВ У.

2. Кандидат филологических наук, доцент У. УЛЖАБАЕВ

Ведущая организация — Самаркандский педагогический институт им. С. Айни

Защита диссертации состоится « » 1988 г.

в час. на заседании Специализированного совета Д. 015.04.02

по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте языка и литературы им. А. С. Пушкина АН УзССР (700170, г. Ташкент, ул. Муминова, 9),

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН УзССР (г. Ташкент, ул. Муминова, 13).

Автореферат разослан 1988 г.

Ученый секретарь Специализированного совета, доктор филологических наук

КАРИМОВ Э. А.

."■■■■' ' ОБЩАЯ ХАРАКТЕРНО ЖСА РАБОТЫ

Актуальность доследования. ХХУП съезд КПСС, выдвинувший рограмму обновления социально-экономического и культурного 13вития страны, особое значение, придает роли человеческого истора. Приоритет человеческого фактора во всех сферах нашей и 1Щ в свою очередь ставит новые задачи перед литературой и зкусством. В Политическом докладе ЦК КПСС ХХУП съезду партия этно охарактеризованы задачи, которые призваны рещть >ветские шсатели. "Когда возникает общественная потребность »шслить время, в особенности - время- переломное - указывала в докладе - оно всегда выдвигает.лщцей, для которых со становится внутренней.■.потребностью» В такое время ш тем сейчас. Ни партия, ш'народ не нуждаются в парадном югохшсашщ и мелком бнтоколательствэ, в коныгатдаине я !лячес$ве. Общество гдет от писателя художественных открытий, завдц гшзкп, которая всегда оыла сутью настоящею искусства"1.

Прогрессивная художественная литература по своей сущности зизвана правдиво отобразить поступательный процесс общественно развития. Насущной. потребностью-свгодвдшкеВ датератури ииется правдивое и высокохудожественное отображение соцка-;стической действительности, проблемы аизненного конфликта, шшагадей центральное место в художественном произведении.

Проблеме художественного конфликта посвящается исследо-1ния многих советских ученых, в частности, И. Киселева,

Горбуновой, А.БоЧарова, Ч. 1усейнова, А. Ланкова, .А,Поганого. Обращается к лей и узбекские литературоведа. В их :сле следует назвать М. Кошчаноза, X. Абдусаматсза, В. Игла-

Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Госполитиздат. 1986. С.90.

.'.■: 4 ■.■■■ мова, С.Мшладжанова.и др.*1'

Особое внимание ¿той проблема стало уделяться в 50-60-е годаг когда напримерз -драштичэоких произведений рассматрива-. лись вопроси, связанные с природой конфликта л его общественной значимостью. Из научных литедатуроведческих исследований последних лег,т.е., периода 80-х годов, посвященных проблема конфликта, следует отметить интеЗскзное наолюдение-А.Бочарова, раскры-вашдего особенности явления поликонфликтности и прослеживающего взаимозависимость постижения духозного мира современника от степени познания нкзнежшх коллизий. Желание осмыслить многообразную действительность- во всей ее сложности и противоречивости предопределяет поиск новых художественных средств. В узбекской советской литературе также наличествует поликонфликтность, анаж которой в сочетании с характером способствует раскрытию новых свойств современной узбекской литературы.

К числу серьезных'исследований, носящих систематизированный характер, следует отнести монографию украинского ученого А.Пог-рибного "Художественный. конфликт и развитие современной советскс прозы". Литературовед убедительно раскрывает своеобразие конфлш та, который прошзнвает различные художественные компоненты произведения, проводит интересные научные наблвдения над литературным процессом современного периода..

Интересный теоретический анализ названной проблемы содержи: ся в монографии узбекского- литературоведа Б.Имамова "Жизнь и дрг матический конфликт". Однако-необходимо особо подчеркнуть следу-

I Киселев И. Конфликты и характеры. М.: Советский писатель,'195' Горбунова Е. Идеи. Конфликты. Характеры. М.: Советский писате. 1961; Её же. Вопроси теории реалистической.драмы. М.: Советский писатель, 1963; Бочаоов А.. Сквозь призму поликонфликтноС' ти. Октябрь. 1976. В 7; Его же. На реке с быстрым течением Дружба народов. 1934. I I; Его же. Бесконечность поиска. М.; 1'Ж; Круги художественного конфликта. Вопросы литературы. 1974. 1 5; ТУсейнов Ч. Нравственные конфликты в современной советской литературе. "Методологические проблемы современной литературной критики. М.: Мысль, 197I; Панков A.B. На острие кон&шкта. М. : Знание. 1980; Псгрибныи А.Г. Художественный конфликт: и_развитие современной советской прозы. Киев: Вища шксла, 198х; Кошчанов М, Ижод caöoiyiapK Тошкент: Ёш гвардия, 1978; Абдусаматов X. Улуг Ватан урушидан кейинги узбек драма-тусгиясида конфликт масаласига дойр. УзССР ФА нашриёти, 1954 и др.

нее. Несмотря на то,, что худояественныЗ конфликт играет важную оль в поэтической, структуре-художественного произведения - рао-рцвает характер героев, обеспечивает динамику сшета, создает змпозиционное единство, целостность и др. - в узбекском лите-атурозедении главное внимание уделяется лшшь исследованию од-эй функции конфликта - его роли в .раскрытии характера героя, заду тем универсальная фуюадкя конфликта в структуре произведе-;ш, а именно: его взаимосвязь с сшетом и композицией лишь зат-шзвается не являясь объектом специального изучения-, что затруд-тет поэтическое воспроизведение стета.

Актуальность теш данной диссертации определяет исследсва- . ï9 трех аспектов худокёствешого конфликта - роль конфликта в дакритии характера героя, в создании сшета и когшозщдаи - на «сериале. новых- узбекских ■ романов.

Цель и задачи исследования. Диссертационное исследование встроено на анализе произведений 70-80-х годов, являющих собой гопшн период, именуемый "застойным".. Апрельский (1985 г») Пле-од ЦК КПСС/предопределил ваздые вехи в .развитии всех сфер дея-шыюсти Советского человека, в том числе датературн и иекусст-ц Произведения застойного -периода изобиловали схематичностью, (даашюстью, црпуврашещоотьи, лакировкой действительности, 1тушевнваняём- жизпенных противоречий..к конфащгов.' ' Вместе - с тал то. лез время создавались и произведения вошедгние б основной фонд "чших образцов советской литература благодаря' верности правде . :зот, творческой проницательности, гражданской смелости. Этс юизведения Ю.Бондарева, В.Распутина, Ч.Дйтглатова, Н.Думбадзе. кие узбекские писатели, .как" Л.Якубов, У.Хашмов, У.Услалов/• Кадыров, Аскад Мухтар g эти. годи сумели создать правднвче, ху-явственно полнокровные произведения. И все se,-.дате в этих проведениях чувствуется негативное влияние, застойности» 1ак, нал-, мер, У.Усданов в романе . "Наедине""разрешение основного . .кокфше-, связывает с деятельностью партийны?: орхшюв. Или не, А.Якубоь романе "Совесть" недостаточно раскрывает питательную среду для явления таких "показательных" председателей колхозоб как Ата-зи- Умаров» В своем исследовании в основном, ш исходили из ана-за произведений указанных вшде узбекских' писателей, а тахте оизведейий "Счастливый ааг" Рустама;'Рахмана',- "Опора-неба" Да-

дахана Нури к "Ветер,времен"' Омана Мухтарова, носивших в себе явный отпечаток застоя. Подобное сопоставление позволило нам не только глубке осветить проблеглу художественного конфликта, . но и определить значение правдивого отображения коллизий есизнн.

Основная иелъ шорегтвгт - исследование художественного конфликта и его эстетической функции в узбекской романистике 70-80-х годов. Поставленная цель определила сяедуюцне задачи:

- обобщение теоретических поисков в работах, посвященных литературоведческим проблемам художественного конфликта, подытоживание материалов и определение теоретической концепции диссертации;

- выявление узбекской романистики в аспекте конфликта достижений и недостатков; '

- раскрытие.природы художественных конфликтов в современных узбекских романах, присущих ш свойств (видов);

- изучение концепций.узбекских романистов в области'художественного конфликта, выявление присущих ему достижений-и недостатков;

-.раскрытие "доликонфяшсхнооти" - одного из новшеств узбекской рошашюаика рассматриваемого периода; '•

-'раскрыта в аспекте иаатероиза оотетичеокой функции худо-еоствонвого конфликта, места занимаемого игл в структуре романа, определение его задачи; -

Кроме того бнли поставлены задача:

~ доказать в процессе конкретного анализа, что художественный .конфликт является средством, раскрывавдш.характер героя;

- что введение в литературу нового конфликта являетоя введением образа нового человека;

- на основе анализа конкретных романов показать, что художественный конфликт — двигатель, обеспечивающий динамику скжета, средство, воссоздающее его этапы: осветить решащую роль конфликта в создании композиции романа;

- определение -значения художественного конфликта в обогащении Жинра романа, достижении его разнообразия,

равная, .подтипа, гдсрдрдоваяття. В процессе исследования део-сертантсн были' выявлены характернпо черты, свойствещше узбекской романистике 70-80-х годов. Наг.® установлено следующее:

1) В узбекской романистике рассматриваемого периода существует две формы художественного конфликта: традиционная, основанная на борьбе между характерам (роглаи "Наедине" У.Усманова и др.), и психологическая, основанная Па противоречиях леразнва-нпй, чувств (нацриотр, рс^ал "Совссть" А*Якубова). Паш проведено изучение развит®! в качественная аспекта этих форм конфликта в процессе развития узбококой романистики.

2) Узбекские советские писателя.ведут шотвше творческие поиски а области художественного шфЕкта стремясь художественно воспроизвести'многообразию пласт« глзнекксж действительности и оопутствуюдпэ ей противоречия. Вполне закономерно, что это влияет на природу художественного конфликта изменяя ее и обогащая» Все чаще теперь появляются произведения» псстрсоште не на одном центральном конфликте, а та шсгествэ противоречий - поди-конфликте. "Полжскфлактность" (Л.Бочаров) раздвинула рагжи от-крив поено возможности в постпзепш современности» Походя из этого, на основе анализа произведений "Чйнара* Аскада Кухгара

и "Карадаръя" Хашда- Цглша, ш- предопределила первне попытки создания полшкзнфйшктаого- романа.

3) Как. узхе "отглечалось-ссноенш в литературоведении является исследование взаимосвязи худоаёс.твешого конфликта с 'характера», Ценду тел все еще недостаточно щрока изучаются место худояеет--вбшюго конфликта в структуре и поэтике произведения. Исхода из того, что изучение взаимосвязи сторон, художественного конфликта

с скнётом является одной из акту4яьнойш задач узбекского литературоведения, кы: объекте:,-т исследования избрали конфликта таких романов, как "Свет не без тени" У.Хаиимова, "Совесть" А.Якубова, подытояшз и обобщав опыт узбекокпх писателей в этой области.

4) Для полного раскрытия эстетической природы художественного конфликта недостаточно исследования только взаимосвязи кон-. $япкта с характеро?л героя, еккетш произведения (хотя это очень . шяно). Правильно вонять природу'конфликта произведения помоаег рассмотрение его взаимосвязи с еще одним важным кодгсоненток ху-

в

дояественности - композицией. К сожалению, в этой области в • узбекском литературоведении почти ничего не сделано, поэтому в .диссертации особое'внимание уделено именно этой проблеме; исследована важная роль художественного'конфликта в композиции ро маков "Совесть" А.Якубова и "Мея двух дверей" У.Хашмова.

5) В исследовании указываются положительные сдвиги, происшедшие е узбекской романистике, рассматривается связь мевду идейно-художественной зрелостью произведений и поисками в облас тя художественного конфликта, анализируются причины, способствующие появлении слайкх серых яроизведений.

Объект исследования. Материалом для диссертации, послужили романы, созданные на современном этапе развития узбекской романистики - во второй половине' 70-х и первой половине ВО-х годов. В аспекте проблемы художественного' конфликта нами проанализированы такие романы, как "Совесть" А.Якубова, "Свет не без тени", "Меж двух дверей" УДаншмова',' "Карадарья" Х.1уляма, "Наедине" У.Усманова, "Опора неба" Дадахана Нури, "Счастливый шаг"'Р.Рах-мана, "Золотая голова мстителя" Х.Тухтабаева и ряд произведений современных узбекских советских писателей.

Методологическая основа исследования. Методологической ос» вой данном исследования послужили произведения-классиков марксизма-ленинизма, Материалы ХХУП съезда КПСС, Программа КПСС (Новая редакция), постановления партии и правительства в области идеологии, в частности. "О литературно-художественной критике" от 21 января 1972 г., материалы XXI съезда КПУз, УШ съезда писателей СССР и IX съезда писателей УзССР, 'сыгравшие важную роль в определении идейного направления нашего исследования.

Теоретическое и практическое значение, работы. Теоретическое значение данного исследования состоит в том, что оно служит, в известной степени, обогащению, углублению теоретических взглядо] касающихся художественного конфликта и поэтики узбекского романа. Наблюдения и выводы диссертации могут лослудать развитию узбекской ■романистики.

Практическое значение исследования заключается в том, что оно может углубить познание'Литераторов, студентов и аспирантов в области поэтики современной узбекской романистики и слособст-

s • ■ • '

вовать созданию спецкурсов дал студентов филологических факультетов высших учебных заведений.

Апробация. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите з отдело узбекской советской литературы Института языка л литературы гол. А.С.Пушкина АН УзССР (6 икая 1987 г.).

Основные выводи диссертации изложены в опубликованных в периодике семи статьях и в докладах, сделанных на традиционной научной конференции профессорско-преподавательского-состава, Ташкентского государствешюго педагогического института им,Низами (1983 г.) и традиционной научной'конференций молодых учеши, проводимой в Институте языка и литературы им.А.С.Пушкина АН УзССР (1984г.).

Структура, теботн. Диссертация-состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы - 143 стр. машинописного текста.

Краткое совещание диссертации. Бо введении дается обзор научной литературы по исследуемой теме. Особое внимание уделяется монографии А.Погрябного "Художественный конфликт и развитие сов-ремегаюй советской прозы" (Киев, 1931 г.)' как интересному исследованию по данной проблеме. Обосновывается тема исследования, освещаются цели и задачи, определяется актуальность работы.

Глава I. Конфликт л характер. В данной главе, исходя аз че-яовековедческой-сущности художественной литературы, мы пытались раскрыть роль конфликта в создании характера. Характер человека веразршзно. связан с отображением актуальных проблем, острых диз-ненных противоречий. Так m характер - проблема-коллизия состаз-WIот единое целое, то и правильный выбор конфликта приобретает особое значение, Чем значительнее, правдивее, глубже, прсшворе-гше, тем полнокровнее характер.'1 Эти проблемы рассмотрены на материале романов "Наедине" Уктама Усманова, "Чинара" Асздра Мухт&рч з сопоставлении 'о такими посродстзегапши произведениями, как "Опора неба" Дадахана Нури, "Карадарья." Хамида Гуляма, "Счастливый наг" Рустама Рахгяана. Известно, что только на'основе жизненно ос-грого противоречия можно раскрыть сложный характер неординарной хичности. Именно поэтому У.Усманов избрал дая своего романа со-хиально значимое противоречие на фойе нэпримирдаого конфликта "-те.тду фальшью и самоотверженностью, изменой и честностью: борьбу

честного н самоотверженного молодого ученого, видящего свою цель в служении народу, с "крушит,ш учешш", целиком отдавщишся погоне за чинами к славой. Характер героя романа "Наедине" Азиза Каошова проявляется в невероятно сложных, затрудненных ситуациях. И дело, за которое борется он ценой своего здоровы! и благополучия семьи - выведение нового сорта хлопчатника ~ одна из актуальных проблем для узбекского народа. Все зто в совокупности помогло созданию полнокровного характера современника. Писатель еще задолго до ХХУП съезда нашей парки, охарактеризовавший негативные явления, сумел довольно смело с гражданств: позиций разоблачить очковтирательство и пособничество, царившие в rape науки» Своеобразие конфликта этого произведения заключается и в том, что если в первой части романа прослеживаются прртиворечия _ творческого поиска, то во второй на первый план выступает психологическая коллизия. Накал борьбы в данном произведении убеждает нас в правоте следухщего шоказивания Ч,Айтматова: "Я виау свою задачу в том, чтобы подвергнуть нравственную основу героя максимальному испытанию. В сущности, вся современная проза занята такой проверкой. . . ••'

В романах яе "Опора неба" Дадахана Нури и "Счастливый шаг" Руотама'Рахыана отчетливо вырисовывается обратный процесс: тусклые, иолкйе образы - Плоды схематичности, -надуманности .-противоречий, поверхностности конфликта. Все переживания Йататали - героя "Опори -неба" связанны .с противостоянием злым, бесчестным женщинам. Оторванность. от социальных проблем, снизила эстетически!: уровень произведения. В'романе Рустама Рахмана "Счастливый шаг", затрагивается множество социальных проблем: это борьба молодой активистки против директора совхоза, освоение целины, построение агролоселка. Мавду тем настолько бегло, поверхностно с художественной точки зрения описываются эти события, что ни конфликты, иг характеры не оставляют впечатления■жизненности. Приведенные произведения явно свидетельствуют о. том, насколько пагубным был дух застойного периода в художественной литературе.

I Айтматов Чингиз, Плавиус Хейнц, Человек и мир. Семидесятые , года //"Новый мир". 1977 г. № 12. С.252.

В 'узбекской латоратурэ 70-80-х лот усиливается тенденция к этобраяешда яизга во всей со йгагогршпюстп, слсл&остя к противоречивости. Это обстоятельство помогает глубг.е постичь духов-шй мир современника, осммсллть и попить вазаейто проблем! се~ годашнего для. Введенная А.Бочаровкд так шзтаешзя *яолпяся$-тактность" проявилась в узбекской литература в роман© Декада Зухтара "Чинара". Путешествие Лчнл бува с Азаддшш позволило объединить в едаиую цель событий скпета судьбн пх родственников : их драмами, протоворещшгц. Писатель в повествовательную ткань троизведения умело ввода? трагедии давнего пропитого, воспсмпка-шд недавней истории, притчи л догонял, огваяшвая тем сааш к создавая широкую панорам,ту аизш узбекского народа. Па примерз этого романа убедительно доказано, что поликонфлпкткость стаио-зится неотъемлемой частью современной литературы.

Поликонфликтность - ото на объединение различных коллизий, 1 их синтез. С ее помощью воссоединяются вакяейше лроигооречют глзтш как общества, таге и отдельной личности.' Это дает во^молг-гость глубже прошшнуть в духовный мир соврилешшна, достичь гайны сложной действительности. Поверхносшоо воспроизведение юликонфликтности приводит к печальным результатам.' Примером то~ ту служит реглан "Карадарья" Хамяда 1Уляма. '

Возможно автор и на ставил перед собой задачу создания пс-шконфликтного романа. Однако даже поверхностный взгляд на данное гроизведение позволяет сделать.еывод.о том, Что автор пытался зхватить разнообразные п актуальнейшие противоречия яизни.В центре внимания этого романа Хамида 1Уляма - создание водохранилища га река Карадарья, На этом фоне автор пытался раскрыть различные сарактерн современников:'партийных деятелей, иняеьеров-строятепей, сомсомольцев, рабочих, колхозников. Наши отражение и негативные [вления в яизна'республики: приписки хлопка, барский образ жизни сдельных руководителей, очковтирательство и пр. Все это вместо ззятое слуяит прекрасным фундаментом для полшонфликтного романа, >диако Хамид 1улям не сумел реализовать сьои Возмаяносги: поверх-юстно описаны события, без сути и преломления через человеческие ■•удьбы, разрознен и не объединен единой, центральной идеей произ-гедения конфликт романа. Все это приводит к утверждению того, что с каким бы ванным, актуальным проблемам не обращался писатель, он

не сумеет достичь желаемого результата без создания ярких» индивидуальных характеров; без накала борьбы идей и чувств. Только тогда раздается настоящее произведение искусства, когда проблема и тематика не являются ' самоцелью, а служат постиаению человеческого характера.

Глаза П. Конфликт и стокер. В этой главе исследована взаимосвязь сшета я конфликта худокествешюго произведения. В органической связи о динамикой конфликта рассмотрены Taïaie элементы cio-аета, как завязка, развитие событий, кульминация и развязка.

В художественном сюжете логика событий тесно взаимосвязана с логикой характеров. Сккет в процессе такого соединения может приобрести разнообразные виды; если в одних произведениях ведущей является логика событий, то в других - логика характеров. Иногда ке логика событий и логика характеров равнозначны. В процессе исследования романов "Свет не без тени", "Совесть", "Золотая голова мстителя" эти признаки сюжета рассмотрены в органической связи с разнообразными видами коллизий. В результате■анализа обнаружена тесная взаимосвязь компонентов художественного .-произведения.

Литературовед'А.Рахимов, исследуя характер сшета в современ ной узбекской прозе, констатирует наличие .четырех его видов: хронологический, ретроспективный, концентрический и 'ассоциативный. Выделяя последний в качестве главенствующего типа в современной прозе, он отмечает связь характера сшета с характером конфликта: "Ассоциативный сюжет находит"свое отражение к в конфликте произве деная. В нем конфликт проявляется не как борьба противоречивых сил, а как борьба перекиваний. Если сказать иначе, борьба характеров в романе проводится через призму, сердца героя"-*-. Такую взаимосвязь мы можем наблюдать в романах "Чинара" .Декада Мухтара, "Древний мир" Адыла Якубова, "Mes двух дверей" Уткура Халшмова,

Таким образом, вывод автора о том, что в современной романистике главенствует ассоциативная проза, свидетельствует о преобладающей роли внутренней коллизии.

I Рахиыов А. Роман жанрининг таракшетига дойр //Узбек тили за адааиети. 1986. № 6. 12-6. '

Рассматривая взаимосвязь видов сшета указанных А.Рахголо-вшл, с художественным конфликтом, мы обнаружили следующее: определенный характер сшета требует определенного вида конфликта. Хроникальному скиету, где главенствует логика событий, присущ вид конфликта - борьба характеров ("Наедине" У.Усманова, "Свет не без тени" У.Хашимова). В ретроспективном, концентрическом сюжетах, обусловленными воспоминаниями, переживаниями, анализом, главенствует внутренняя коллизия ("Возвращение в Галатепу" Мура-да Мухаммада Доста, "Ответ" Эркина Агзамова).

Исследуя взаимосвязь видов сшета с художественным конфликтом ш подметили следувдую интересную особенность: характер сюжета не только требует определенной формы конфликта, но и определяет своеобразие его развития. В хроникальном сикете этапы развития конфликта имеют характер последовательного динамизма. 3 ретроспективном стаете кульминация конфликта перемещается на начало событий, что такие определяет особое развитие конфликта. В ассоциативном, концентрическом, сюжетах характер конфликта непредсказуем: он движется по мере логики перкшзаний, чувстз героев*. _

Отрадно отметить что в последние годы ведущая роль логики■ характеров становится основной тенденцией в узбекской литературе. На первый план выдвигаются не события, а человеческий характер, его судьба и социально-экономические события описываются через призму человеческого сердца. Такая взаимосвязь сшета и конфликта доказывает диалектическую связь, между' художественными компонентами. В данной главе ш поставили следующую цель: рассмотреть проявление конфликта в элементах сюжета на цршззро романа У.Хашимова "Свет не без тени".

Анализ романа "Свет не без тени" показал, что тесная саязь второстепенных сюжетных линий с основной часто адекватна связи второстепенных конфликтов с основным. Таким образом, можно утверждать, что целостность, сюжета определяется целостностью конфликта. Каждому из этих художественных компонентов присущи свои

I На наш взгляд, соотношение сшета с характером конфликта может послужить объектом специального исследования.

стаан развития, гакие как экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка. Совпадение и несовпадение этапов развития этях художественных компонентов выявлено -на конкретных примерах.

Основной недостаток дшшого произведения - отсутствие монолитного конфликта. И это стало причиной некоторой распыленности сгсдзта романа. Отдельные ' скиетнне линии романа, посвященные нрав-стеош-шм проблемах!! и имеющие самостоятельное значение, не увязываются с основный конфвдктом,- Мезду. тем- прочность, целостность сюжета произведения неразрывно связаны с правильным выбором конфликта, реальностью его толкований к его художественной энергией.

Конфликт определяет общее содержание сюжета» Еще в форде коллизии он направляет события произведения. Это было рассмотрено на примере романа "Совесть". Алалаз создания характеров Атакузы и Нарьзурад-ата показывает, что направление событий в екаете романа "Совесть" определяют противоречия между двумя личностями, из чего, с одной стороны, раздается художественный конфликт, a с другой - формируется сюгет.

В романе затронуто множество социальных, экологических проблем. Эти вопроса органически концентрируются в основном конфликте; совесть и. бесчестие, справедливость.и подлость, что и обеспечивает идейно-худозественную целостность-произведения.

"Несовпадение сфер «скота и конфликта, - пикет А.Погрибный, - подтверждается также тем, что последний может играть весьма 31£ачитольнуе роль и в произведениях- с предельно ослабленной сюжетностью"1« Но зги компоненты взаимосвязаны в такой степени, что слабость одного из îssk безусловно окажет отрицательное воздействие на другого. ■

- Глубокий драматизм теонейшм образом связан с системой событий, внешне иногда не примечательных,' но имевднх глубинную внутреннюю сущность, в которых действуют характеры. Такое развитие еккета ш наблюдаем в романе Д.Гранина "Картина". Если интенсив- ' ность сшета, насыщенность-драматических ситуаций не основывается

I Погрибный Д.Г» Художественный конфликт и развитие современной ' советской прозы, Киев: Вшца школа, 1981. С. 98.

на правдивых, глзпошшх противоречиях, идейная цель автора не ;.-о~ ает бить реализовала. Ни актуальность темы, ни инторосше худо-жоствотше средства ne могут скрыть незначительность конфликта. Это било расспотрено на нршере романа М.Мансурова "ВочпкВ,боЯ".

Связь мекду тишелх конфликта и видаш сшета свидетельствует о том, что она осуществляется и через содеркание, и через форму произведения, Йорка конфликта влияет на логику сшета.

Многообразие сюжетише линий произведения свидетельствует о значительном многообразии затрагиваемых автором проблем и коллизий.

Использование- внешне эффективных трагических коллизий но всегда помогает писателю достичь идейно-художественного совершенства. Свидетельством отому служит проза некоторых молодых писателей Узбекистана, в частности повести "Единственная память лета" ■ X.Султанова, "Ответ", А.Агзшлова.

Умение видеть острые противоречия в будничной, внеюе ничш но примечательной жизни, и правдиво отобразить эту .тязнь в худо-кествсщо прекрасных образах способствует созданию произведения, отвечающего требованиям самого взыскательного читателя.

Поиски сшетннх линий определяют путь писателя к духовному миру современника и'позволяют осмыслить актуальнейшие глобалыже проблемы волнующие все человечество.

Глава Ш. Конфликт и композиция. В данной главе рассматриваются вопросы взаимосвязи конфликта и композиции. В частности на материала романов А.Якубова "Совесть" н У.Хашмова "Mes двух две--рей" были рассмотрены принципы композиции и конфликт, точка зрения автора и конфликт,'система -образов и конфликт.

На примере романа "Совесть"'мы стремились дать оценку мастерству автора. Наши наблюдения показали, что композиция каздой части, каздей главы основывается на одной определенной коллизии, а основной конфликт объединяет части произведения. Результатом целостности конфликта является единство системы образов в произведении.

На примере -романа "Совесть" можно определить степень связи художественного конфликта с жанровыми особенностями произведения.

Структура художественного произведения, его целостность требуют диалектического единства композиции и конфликта.

Б романе "Совесть" нас привлекла такав еще одна интересная сюжетная особенность: почти все герои романа связаны мезду собой узами родства. Поэтому конфликт, касающийся любого персонажа, имел отношение к к остальным героям романа. В конечном итоге все коллизии, объединяясь, образуют единую цепь основного конфликта. Целостность системы образов определяет целостность конфликта.

Анализ романа "Совесть" позволил сделать. следующие выводы о природе конфликта: X) идея произведения выражается через основной конфликт; 2) основная идея составляет композиционный центр романа.

Б■исследовании детально рассматривается соотношение образов с композиционным центром..Интересен тот факт, что и каздая отдельная часть также имеет овей композиционный центр и, соответственно, - свою линию конфликта. Связь каждого второстепенного конфликта с основным и создает целостность произведения.

Примечательным в плане успешных поисков в области композиции является роман У.Хадвгаова "Меж двух дверей". В произведении описывается жизнь населения' одного- хишака в годы войны ж в послевоенный першд,- Героем произведения выведен народ. События как в жизни всего кишлака, так и конкретно каждого жителя повествуется и от имени автора, и от имени того или иного героя. Писатель умело и тонко доносит до читателя все сюжетные перипетии посредством, мироощущений героев, позволяет увидеть одно и то же событие глазами нескольких героев, в результате чего у читателя складывается объективное впечатление. А отношение героев к событиям совеобраз-ко раскрывает их нравственный мир.

В основу конфликта произведения легли такие общечеловеческие проблемы, как .'противоречия мевду любовью и предательством, отвагой и трусостью, добром и злом. Эти коллизии автор мастерски изо-' Сражает через столкновения характеров, их психологию.

Выбор У.Хашмовш "полифонической" формы для своего романа обусловлен характером конфликта. Изобразив трагедию войны через восприятие каждого поколения - ребенка, стариков, молодых, автор

стремился создать обобщенный образ народа. Хотя композиция произведения: не лишена и недостатков, в целом роман отличается нешаблонным отношением к раскрытии казненных конфликтов.

На примере конкретного анализа произведений узбекских советских 'писателей 70-80-х'годов мы убедились, что сложность кошозн-щш означает и сложность коллизии произведения. Однако в произвз-дениях, в которых на подняты крупные, значительные коллизии, композиционная сложность нз может усилить их 'роль и повысить значение. "

Основной конфликт- произведения концентрирует вокруг себя рэ.з-~ личные небольшие коллизия. Месте с тем, если колдая композиционная часть произведения не будет связана по своей сущности с основным конфликтом, то он сразу же потеряет свое значение.

Единство системы образов тесно связано с единством конфяк::-. тов. Каждый -художественный образ произведения'через коллизию, с которой он связан, дополняет, углубляет основной конфликт, в результате чего отчетливо вырисовывается идея произведения: она становится еще более конкретной и адвтажтщеЗ.

Взятый партией курс на перестройку,•решение, грандиозных по своей исторической значимости задач требуют-от современных художников слова новых художественных .поисков. Гласность а демократизация открыли широкие возможности в правдивом освещении действительности и прошлого. Узбекские писатели'стали смелее обращаться к глобальным коллизиям,...'

В диссертационном исследовании мы попыталась спстематизиро-.ватъ теоретические исследования по проблемшд художественного конфликта, подробно проанализировать сложившиеся концепции по этому вопросу в узбекском литературоведении. Мы полагаем, что наиболее актуальным является необходимость'изучения коллизий, привлекающих внимание писателей п•способных раскрыть сущность характера к времени, определить своеобразие конфликтов современной прозы. В своем исследовании мы лишь затронули'зти вопросы,.попытавшись осветить лее на материале узбекской романистики последних лет.

Результаты нашего исследована по проблеме художественного конфликта в современной узбекской романистике позволили сделать

нам следующие выводи:

- в узбекской литературе усиливается тенденция психологист, внимание к духовному шру героя, Характеры» свойствен узбекской прозы 60-х годов является отрешение охватить объективную реальность со воска ее противоречишь и сложностями, что породило "поликон(|шиктность", В узбекской литературе пояпкомф-лнктность заняла главенствующее место.' Писатели стремятся передать противоречия времени сквозь призму духовных- перагашаний героев, на передаем плане произведения внутренний мир современника, его нравствзодое становление;

- какие бы ваядае проблемы -не поднимал писатель, еоли он на может их осветить и передать через характеры, события, они не вызовут интереса у читателя и оставят его равнодгаша;.

Иде&ю-худозоствекноо совервоно-тво произведения всецело зависит от вкйраиюго автором жоя^дздою» Рсыав охватывает к мгновенное противоречие, п вечные столкновения, -драму одного п трагедию целого народа. Насколько правдиво отражены коллизии, настолько достоверны, убедительны характера, настолько высок идей-но-худежеетвешшы уровень произведения; '

- сложных характер,противоречий соврслзниостп» стремление охватить глйбадаше коллизии порождает новые поиски э области композиции; • '

- в узбекской литературе намечен серьезный перелом, проявляющийся в «дазшщ интереса к взишш эффектам и углублении • тенденций к познал® ящг&гщннх коллизий в обыденной течении жизни; *

- крнсТх,такты самых удачных произведений .являются художественным отражеююгд 'ваянейшх проблем современности.-.

В структуре художественного произведения конфликт играет •немадуа роль, выполняя важную функцию в раскрытии идеи прокзве-• дения, обеспечении его зотетическога воздействия, динамики са-жета, осуществлен композиционной целостности произведения. .

Содержание диссертации отражено в следующих опубликованных работах автора!

I, Рокаи и критика // Литературный процесс и концепция лтости. Ташкент:'Шшпроо УзССР, 1982. С. SI-7I /0,4 п.л,/.

Я. Замысел я воплощение // Литература и искусство Узбекистана. 1983, 15 апреля /0,2 п.л./,

3.0 природе художественного конфликта // Узбек тили да здабпети. IS83. В I, С, 16-22 /0,3 п.л./.

4.'Проблемы н герои'// Литература и искусство Узбекистана. 1984. 10 авг. /0,2 п.л.У.

5. Художественный конфликт - в колодезной прозе // Узбек тили ва Здабивти. I9S5, ß 4, С, 52-5S, /0,2 п.л.Д

в. Рае прекрасный шр? // Шарк шдузи. 1985. В 9. С. 196193 /0,1 я.л./.

?. Трагедийность и лотка характера героя в прозе молодых • узбекских писателей // Традиция и новаторство в узбекской прозе семидесятых годов, Ташкентi Ltnmpoc УзССР, 1987,'G. 23-30 /0,3 п.л,/.

Подписано в печать— IG.fl- ои Формат бумаги 60x84'/«- Вуаага типографская К» Печать «РОТАПРИНТ». Объем ¡^ Тираж {00 зкз.

Зам» /43£. . ■ .

Типография издательства «Фап» ЛИ УзССР. 7С0170. Ташкент, пр. И. Горького, 79.