автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Жанровое и художественное своеобразие романов Д.И. Стахеева
Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанровое и художественное своеобразие романов Д.И. Стахеева"
На правах рукописи
Макушева Оксана Владимировна
ЖАНРОВОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНОВ Д. И. СТАХЕЕВА
Специальность 10.01.01 - русская литература
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
1 л ;;оя 2013
Киров-2013
005537994
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»
Научный руководитель: доктор филологических наук, доцент
Ануфриев Анатолий Евдокимович
Официальные оппоненты: Фоминых Татьяна Николаевна
доктор филологических наук, профессор ФГБОУ «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»,
профессор кафедры новейшей русской литературы
Зонова Елена Вячеславовна
кандидат филологических наук, доцент НОУ ВПО Кировский филиал «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов», доцент кафедры рекламы и связи с общественностью
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Марийский
государственный университет»
Защита состоится «3» декабря 2013 г. в 11.00 на заседании диссертационного совета Д 212.041.04 при ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» по адресу: 610002, Киров, ул. Красноармейская, 26, ауд. 104.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»
Автореферат разослан «_» ноября 2013 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент
К. С. Лицарева
Общая характеристика работы
Дмитрий Иванович Стахеев (1840-1918)- один из русских писателей второй половины XIX века, чье творчество остается недостаточно исследованным. Будучи выходцем из елабужского купечества, Д. И. Стахеев избрал делом своей жизни литературный труд. О том, что талантливый писатель сразу заинтересовал читательскую аудиторию своеобразным взглядом на российскую действительность, свидетельствует представленность его прозы в таких популярных журналах, как «Вестник Европы», «Русский вестник», «Наблюдатель», «Новь» и других. В 1902-1903 годах издается двенадцатитомное собрание сочинений Д. И. Стахеева. В романах писатель реалистично представил разные стороны российской действительности, приближаясь иногда по силе художественных обобщений к лучшим представителям отечественной литературы той эпохи: И. А. Гончарову, И. С. Тургеневу, А. Н. Островскому. В своих произведениях Д. И. Стахеев отдавал предпочтение показу частной жизни, раскрывая при этом духовные первоосновы характера русского человека.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что одним из значимых направлений современного литературоведения стало возвращение читателю «забытых» русских писателей, которые внесли немалый вклад в духовную копилку национальной культуры. Для полного понимания истории развития литературы необходимо обращаться не только к творчеству классиков, но и писателей «второго» ряда, мало заметных на фоне литературных вершин.
Возвращение имени Д. И. Стахеева в историко-литературный оборот обусловлено тем, что в своих произведениях он пишет о непреходящих ценностях человеческого бытия. На страницах его романов с достаточной полнотой запечатлена духовная жизнь представителей различных сословий России второй половины XIX столетия. Исследуя творчество Д. И. Стахеева, мы обращаемся ко всем двенадцати романам. Целостное изучение романного твор-
з
чества писателя еще не становилось предметом специального изучения. Между тем, важно выявить круг наиболее значимых проблем, поднятых автором, определить специфику средств типизации и индивидуализации, своеобразие художественны?; особенностей в его крупных эпических произведениях.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что нами впервые исследуется жанровое и художественное своеобразие романов Д. И. Стахеева. Данная диссертация является фактически первым комплексным научным анализом творчества романиста. Также научная новизна состоит в том, что исследование базируется на материале романных произведений Д. И. Стахеева, не изученных до сегодняшнего дня.
Степень изученности темы. Из дореволюционной литературной критики о жизни и творчестве Д. И. Стахеева нами изучены биографический очерк М. Никольского, критический этюд П. В. Быкова, статьи В. Русакова, очерк И. Гурвича. Начиная с 90-х годов XX века Н. М. Валеев, используя ис-торико-краеведческий материал, публикует монографии «Дмитрий Стахеев. Творческий путь писателя» (1995), «Гармония культур. Избранные труды» (2001). В эти работы вошли анализ ранних рассказов, изучение повестей и двух пьес, комментирование центральных романов. В 2000-х гг. защищен ряд кандидатских диссертаций по творчеству писателя. Так, в работах «Типология раннего творчества Д. И. Стахеева и С.В.Максимова» (2001) С. И. Граховой, «Типология раннего творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина и Д. И. Стахеева» (2005) О. Л. Даниловой исследованы литературные параллели между писателями на материале очерков и рассказов. Г. Н. Хабибулина в своем научном изыскании «Духовная жизнь России в романах Д. И. Стахеева 1870-1890 гг.» (2007) рассматривает культурно-исторические и литературные предпосылки появления стахеевских романов, связь писателя с русской литературой второй половины XIX века и такими ее представителями, как Н. Н. Страхов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев и другие. Объектом внимания в исследовании становятся два романа Д. И. Стахеева: «Наследники» и «Обновленный храм». Параграфы диссерта-4
ции, посвященные этим романам, сосредоточены на анализе образной системы. Отдельно в диссертации Г. Н. Хабибулина изучает «женский вопрос» и проблемы эмансипации, связывая их с героинями стахеевских романов 1880-х годов.
Последнее прижизненное издание произведений Д. И. Стахеева было осуществлено в 1902-1903 годах, и только почти через сто лет были опубликованы сборники «Духа не угашайте» (Казань, 1992) и «Благоприобретение» (Ела-буга, 1999). Основная часть произведений по-прежнему недоступна широкому читателю, выпадает из поля зрения исследователей русской словесности.
Объектом диссертационной работы является романное творчество Д. И. Стахеева: «Наследники» (1875), «Домашний очаг» (1879), «На закате» (1881), «Законный брак» (1882), «Походы на доходы» (1880-1882), «Избранник сердца» (1883), «Студенты» (1888), «Торжество правосудия» (1889), «Обновленный храм» (1890), «Неугасающий свет» (1893), «Горы золота» (1894), «Духа не угашайте» (1896).
Предмет исследования - типологическое единство и жанровые особенности романов Д. И. Стахеева.
Целью диссертационной работы является целостное исследование жанровой природы романов Д. И. Стахеева, определение их типологической общности, выявление особенностей конфликта и художественного своеобразия.
Задачи диссертационного исследования:
1) выявить жанровую специфику романов Д. И. Стахеева, исследовать их художественное своеобразие в аспекте идейно-художественной целостности;
2) изучить проблемы жанровой типологии романа, обосновать критерии типологии романов;
3) обосновать структурно-типологические особенности художественного конфликта в романах Д. И. Стахеева;
4) выявить идейную направленность романов Д. И. Стахеева;
5) проанализировать формы сюжетного развертывания характеров героев, представить систему образов персонажей;
6) выявить приемы психологизма в романах Д. И. Стахеева;
7) изучить художественное время и пространство в романах Д. И. Стахеева,
В качестве методологической и теоретической базы исследования были использованы труды М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, Б. А. Грифцова, В. В. Кожинова, Л. Г. Якименко, Г. М. Фридлендера, С. И. Машинского, М. Б. Храпченко, В. Е. Хапизева, Л. В. Чернец, В. Г. Одинокова, Н. А. Верде-ревской, Д. Е. Тамарченко, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы, А. Б. Есина, М. Г. Соколянского, А. Я. Эсалнек, а также работы исследователя творчества писателя Н. М. Валеева.
Сопоставительный анализ романов Д. И. Стахеева является исходным началом диссертационного исследования. В работе были применены принцип целостного анализа художественных произведений, сравнительно-типологический и системный методы исследования. Сравнительно-типологический метод необходим для определения различных связей между романами. Разностороннее сопоставление произведений выявляет специфику их идейно-художественной структуры, устанавливает ту общность, которая характеризует романы как явление конкретного исторического времени в русской литературе.
Раскрывая своеобразие произведений, необходимо не только найти отличия и оригинальность, но и выявить сходство. Жанровое своеобразие романов Д. И. Стахеева мы пытаемся установить посредством определения типа романа. Типологические разновидности романов, по мнению А. Я. Эсалнек, зависят от качественных свойств компонентов. Несмотря на множество работ по научной проблеме жанра и типологии романа, сегодня остается много спорных вопросов, не выработана единая классификация, не существует и терминологического единства. Учитывая разнообразный опыт изучения романа, в целом мы будем опираться на предложенный многими учеными подход, в основе которого лежит понимание конфликта как ведущего признака романа. В диссертации мы придерживаемся точки зрения М. Г. Со-б
психологические (внутриличностные) конфликты, социальные конфликты (межличностные - столкновение двух людей, между личностью и группой) и как разновидность социального - семейный конфликт (между личностью и малой группой).
Концепция, развитие и разрешение всех конфликтов определяются мировоззрением писателя. В романах разворачивается событийный ряд, характеризующийся реализацией конфликта и одновременно выявлением системы ценностей героев и их связей с миром. Специфика романов Д. И. Стахеева заключается в сложном синтезе социального, семейного, психологического конфликтов в их совокупности и взаимозависимости.
В разделе 1.3. «Социальный конфликт и характеры героев в романном творчестве Д. И. Стахеева» отмечается, что писатель отбирал типичные конфликты и противоречия в жизни и сознании людей, вызванные развитием буржуазных отношений. Социальный конфликт выступает одним из основных в романной прозе беллетриста.
Д. И. Стахеев, детально рассматривая в романах вполне типичные частные случаи, связывает их с детерминированностью человека сословной средой и обществом в целом, с социально-нравственными проблемами своего времени. В центре внимания писателя оказывается история распада дворянства («На закате»), психология чиновнического сословия во всей порочности бюрократической канцелярской машины («Законный брак»). На страницах произведений появляется тип социального хищника - характерное порождение пореформенной эпохи и складывающихся буржуазных отношений («Домашний очаг», «На закате», «Горы золота»). Тема народа в романах Д. И. Стахеева не является ведущей. Тем не менее, в произведениях «Наследники» и «На закате» он отразил нищету русской деревни, ее запущенность и убогость.
В большинстве романов писателя социальная тематика выдвигается на первый план, вытесняя любовные отношения на периферию повествования. Из двенадцати романов лишь в одном любовная линия будет ведущей («Изб-
11
Текст диссертации на тему "Жанровое и художественное своеобразие романов Д.И. Стахеева"
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет»
На правах рукописи
МАКУШЕВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА
ЖАНРОВОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНОВ Д.И. СТАХЕЕВА
специальность 10.01.01 - русская литература
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
„
СО £
со 8 о т
^^ СО Научный руководитель:
т~~ доктор филологических наук,
о доцент А. Е. Ануфриев
Киров-2013
'Л
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................3
ГЛАВА 1. ТИП КОНФЛИКТА В РОМАННОЙ
ПРОЗЕ Д.И. СТАХЕЕВА....................................................................15
1.1. Проблема типологии романа как объект
литературоведческого исследования......................................................15
1.2. Классификация романов Д.И. Стахеева по типу конфликта....................36
1.3. Социальный конфликт и характеры героев в романном
творчестве Д.И. Стахеева.......................................................................43
1.4. Семейный конфликт в романах Д.И. Стахеева....................................72
1.5. Психологический конфликт в романах Д.И. Стахеева...........................88
ВЫВОДЫ.......................................................................................103
ГЛАВА II. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНОВ Д.И. СТАХЕЕВА............................................................105
2.1. Нравственно-религиозный смысл романов Д.И. Стахеева....................105
2.2. Типология героев в романах Д.И. Стахеева............................................118
2.3. Особенности психологизма в романах Д.И. Стахеева..........................130
2.4. Пространственно-временная организация романов Д.И. Стахеев...........146
2.5. Авторская позиция в романах Д.И. Стахеева...............................................165
ВЫВОДЫ.....................................................................................173
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................175
БИБЛИОГРАФИЯ.........................................................................183
ВВЕДЕНИЕ
Дмитрий Иванович Стахеев (1840 - 1918) - один из русских писателей второй половины XIX века, чье творчество остается недостаточно исследованным. Будучи выходцем из елабужского купечества, Д.И. Стахеев избрал делом своей жизни литературный труд. О том, что талантливый писатель сразу заинтересовал читательскую аудиторию своеобразным взглядом на российскую действительность, свидетельствует представленность его прозы в таких популярных журналах, как «Вестник Европы», «Русский вестник», «Наблюдатель», «Новь» и других. В 1902-1903 годах издается двенадцатитомное собрание сочинений Д.И. Стахеева. В романах писатель реалистично представил разные стороны российской действительности, приближаясь иногда по силе художественных обобщений к лучшим представителям отечественной литературы той эпохи: И.А. Гончарову, И.С. Тургеневу, А.Н. Островскому. В своих произведениях Д.И. Стахеев отдавал предпочтение показу частной жизни, раскрывая при этом духовные первоосновы характера русского человека.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что одним из значимых направлений современного литературоведения стало возвращение читателю «забытых» русских писателей, которые внесли немалый вклад в духовную копилку национальной культуры. Для полного понимания истории развития литературы необходимо обращаться не только к творчеству классиков, но и писателей «второго» ряда, мало заметных на фоне литературных вершин.
Возвращение имени Д.И. Стахеева в историко-литературный оборот обусловлено тем, что в своих произведениях он пишет о непреходящих ценностях человеческого бытия. На страницах его романов с достаточной полнотой запечатлена духовная жизнь представителей различных сословий России второй половины XIX столетия. Исследуя творчество Д.И. Стахеева, мы обращаемся ко всем двенадцати романам. Целостное изучение романного
творчества писателя еще не становилось предметом специального изучения. Между тем, важно выявить круг наиболее значимых проблем, поднятых автором, определить специфику средств типизации и индивидуализации, своеобразие художественных особенностей в его крупных эпических произведениях.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что нами впервые исследуется жанровое и художественное своеобразие романов Д.И. Стахеева. Данная диссертация является фактически первым комплексным научным анализом романного творчества писателя. Также научная новизна состоит в том, что исследование базируется на материале романных произведений Д.И. Стахеева, не изученных до сегодняшнего дня.
Степень изученности темы. Литературная деятельность Д.И. Стахеева в дореволюционной критике изучена мало. Заслуживают внимание биографический очерк М. Никольского и критический этюд П.В. Быкова, написанные в качестве предисловия к двенадцатитомному собранию сочинений писателя (1902-1903). Несколько статей печатает журналист и прозаик
B. Русаков, в том числе статью «Полвека литературного труда» в связи с пятидесятилетием творчества Д.И. Стахеева («Вестник литературы» 1907, № 11), в которой прослеживает становление писателя и отмечает своеобразие его произведений. В «Историческом вестнике» (1914, № 9) публикуется очерк литературного критика И. Гурвича «Забытый писатель» о личности и творчестве Д.И. Стахеева.
После долгих лет забвения творчество писателя вновь начинает вызывать интерес с конца 1980-х годов. К его ранним произведениям обращается
C. Крившенко в работе «Берег Отечества: Романтика героизма в литературе о Дальнем Востоке» (1988). Особая же заслуга в возвращении имени Д.И. Стахеева принадлежит Н.М. Валееву. Используя историко-краеведческий материал, он публикует монографии о творчестве писателя-елабужанина: «Дмитрий Стахеев. Творческий путь писателя» (1995), «Гармония культур. Избранные труды» (2001). В этих работах представлен «подробный анализ
конкретных стахеевских произведений: это и обстоятельное толкование ранних рассказов, дающее ключ ко всему творчеству писателя, и всестороннее изучение нелегкой судьбы двух пьес его («Луч света в темном царстве» (1867) и «Знакомые все лица» (1868), и развернутое комментирование центральных романов»1 [51, с. 7]. По словам В.В. Кожинова, Н.М. Валеев не просто написал о каком-то писателе, он «открыл нам этого писателя, причем писателя очень высокого ранга, вполне сопоставимого и никак не уступающего рангу Писемского», писателя, который, «может быть поставлен в один ряд с Гончаровым» [116, с. 3].
В Елабуге, на родине Д.И. Стахеева, периодически проводятся посвященные ему международные чтения, куда приезжают и потомки знаменитой династии купцов-меценатов Стахеевых, и литераторы, и языковеды, и историки. Объектом научных изысканий ученых стали переизданные в 90-х годах XX века романы «Избранник сердца» и «Обновленный храм», а также рассказы и повести. В 2000-х гг. защищен ряд кандидатских диссертаций по творчеству писателя. Так, в работах «Типология раннего творчества Д.И. Стахеева и С.В.Максимова» (2001) С.И. Граховой, «Типология раннего творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина и Д.И. Стахеева» (2005) О.Л. Даниловой исследованы литературные параллели между писателями на материале очерков и рассказов. Г.Н. Хабибулина в своем научном изыскании «Духовная жизнь России в романах Д.И. Стахеева 18701890 гг.» (2007) рассматривает культурно-исторические и литературные предпосылки появления стахеевских романов, связь писателя с русской литературой второй половины XIX века и такими ее представителями, как H.H. Страхов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев и другие. Объектом внимания в исследовании становятся два романа Д.И. Стахеева: «Наследники» и «Обновленный храм». Параграфы диссертации, посвященные этим романам, сосредоточены на анализе образной системы. Отдельно в
' Хасанов M.X. Предисловие // Валеев Н.М. Гармония культур. Избранные труды. - Казань: Издательство Фэн, 2001.-328 с. С.7.
диссертации Г.Н. Хабибулина изучает «женский вопрос» и проблемы эмансипации, связывая их с героинями стахеевских романов 1880-х годов.
Последнее прижизненное издание произведений Д.И. Стахеева было ^
осуществлено в 1902-1903 годах, и только почти через сто лет были опубликованы сборники «Духа не угашайте» (Казань, 1992) и «Благоприобретение» (Елабуга, 1999). Основная часть произведений по-прежнему недоступна широкому читателю, выпадает из поля зрения исследователей русской словесности.
Объектом диссертационной работы является романное творчество Д.И.Стахеева: «Наследники» (1875), «Домашний очаг» (1879), «На закате» (1881), «Законный брак» (1882), «Походы на доходы» (1880-1882), «Избранник сердца» (1883), «Студенты» (1888), «Торжество правосудия» (1889), «Обновленный храм» (1890), «Неугасающий свет» (1893), «Горы золота» (1894), «Духа не угашайте» (1896).
Предмет исследования - типологическое единство и жанровые особенности романов Д. И. Стахеева.
Целью диссертационной работы является целостное исследование жанровой природы романов Д. И. Стахеева, определение их типологической общности, выявление особенностей конфликта и художественного своеобразия.
Задачи диссертационного исследования:
1) выявить жанровую специфику романов Д.И. Стахеева, исследовать их художественное своеобразие в аспекте идейно-художественной целостности;
2) изучить проблемы жанровой типологии романа, обосновать критерии типологии романов;
3) обосновать структурно-типологические особенности художественного конфликта в романах Д.И. Стахеева;
4) выявить идейную направленность романов Д.И. Стахеева;
5) проанализировать формы сюжетного развертывания характеров героев, представить систему образов персонажей;
6) выявить приемы психологизма в романах Д.И. Стахеева;
7) изучить художественное время и пространство в романах Д.И. Стахеева.
Основные научные положения диссертационного исследования
состоят в следующем:
- впервые романное творчество Д.И. Стахеева исследовано целостно на основе единых критериев, которыми явились конфликт, типология персонажей, психологический анализ, пространственно-временные отношения. Такой подход позволил определить типологическую общность романов Д.И. Стахеева, раскрыть их жанровое и художественное своеобразие;
- выявлены характерные типы конфликтов - социальный, семейный, психологический, - которые явлены в сложном синтезе; установлено, что социальный конфликт составляет структурную основу произведения;
- показано, что приоритетная для писателя социально-нравственная проблематика раскрывается на основе изображения жизни «рядовых» представителей таких слоев общества второй половины XIX века, как дворянство, чиновничество, духовенство, купечество, крестьянство;
- доказывается, что важнейшей характеристикой идейного мира и в целом типологической вариации романа, созданной Д.И. Стахеевым, является религиозно-нравственное начало; обеспокоенность состоянием общества и вместе с тем отсутствие в романах социальной сатиры объясняется особенностью мировоззрения писателя, для которого характерны консервативность во взглядах на социальное бытие и вера в человека, берущая истоки в системе христианских ценностей;
-установлено, что характеры героев изображаются в сложном сочетании общечеловеческих, социально-типических и индивидуальных проявлений; героем времени является «рядовой» человек, при любых обстоятельствах сохраняющий в себе лучшие личностные черты;
- предложена типология персонажей романов Д.И. Стахеева;
- определена особенность психологического анализа в романах писателя;
- дана характеристика пространственно-временных отношений в произведениях Д.И. Стахеева.
- показано, что произведения Д.И. Стахеева принадлежат к таким жанровым разновидностям как «социальный» и «нравоописательный» роман с элементами семейного и психологического конфликта; выявлено значение различных художественных средств, способствующих воплощению авторского замысла (оценочных описаний, философских и лирических отступлений, заглавий, эпиграфа, библейских и литературных цитат и др).
Методологической базой явились труды классиков отечественного литературоведения: М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, В.В. Кожинова; современные исследования Л.В. Чернец, М.Г. Соколянского, А.Я. Эсалнек,
A.Б. Есина, Н.М. Валеева.
Сопоставительный анализ романов Д.И. Стахеева является исходным началом диссертационного исследования. В работе были применены принцип целостного анализа художественных произведений, сравнительно-типологический и системный методы исследования. Сравнительно-типологический метод необходим для определения различных связей между романами. Разностороннее сопоставление произведений выявляет специфику их идейно-художественной структуры, устанавливает ту общность, которая характеризует романы как явление конкретного исторического времени в русской литературе.
Теоретической основой диссертационного исследования являются положения о жанровой специфике и типологии реалистического романа Б.А. Грифцова, М.М. Бахтина, В.В. Кожинова, М.Б. Храпченко, В.Е. Хализева, Л.В. Чернец, Д.Е. Тамарченко, М.Г. Соколянского, А.Я. Эсалнек,
B.Г. Одинокова, Л.Г. Якименко, С.И. Машинского, H.A. Вердеревской, Г.М. Фридлендера, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпы.
Жанр представляет собой тип словесно-художественного произведения как целого и обозначает: 1) разновидность произведений, например, эпопея, роман, повесть, новелла в эпике; 2) «идеальный» тип или логически
сконструированная модель конкретного литературного произведения, которые могут быть рассмотрены в качестве его инварианта (это значение термина присутствует в любом определении того или иного жанра, то есть тогда, когда мы не только констатируем принадлежность к нему данного произведения, но и объясняем, в чем состоит его сущность)» [18, с. 69].
В.Е. Хализев, рассматривая жанровую сущность романа, отмечает его двоякую содержательность. Во-первых, роман обладает специфичной содержательностью, а именно, духовное самостоянье и эволюция героя, явленные в его частной жизни. Во-вторых, роман владеет содержательностью, пришедшей к нему из иных жанров. Романы могут обретать традиции агиографии, черты эпопеи, запечатлевая события национально-исторического масштаба, черты сатирического нравоописания или стихии, присущей комедийно-фарсовым жанрам. В.Е. Хализев пришел к выводу, что жанровая сущность романа синтетична. Он «способен с непринужденной свободой и беспрецедентной широтой соединять в себе содержательные начала множества жанров, как смеховых, так и серьезных. По-видимому, не существует жанрового начала, от которого роман остался бы фатально удаленным» [227, с. 369].
В.Е. Хализев считает, что в истории романа прослеживаются два его типа, которые соответствуют двум стадиям литературного развития. К первому типу относятся произведения событийные, напряженные, основанные на внешнем действии, герои которых стремятся к достижению каких-то локальных целей. Ко второму типу принадлежат романы, получившие развитие в литературе последних двух-трех столетий, когда одной из центральных проблем становится духовное самостоянье человека. При заметном ослаблении событийности усиливается писательское внимание к сознанию героя, его многоплановости и психологической сложности. Персонажи изображаются не только устремленными к частным целям, но и осмысляющими свое место в мире, реализующими свою ценностную ориентацию. Описание повседневной жизни исполнено подлинной человечности, отвечает веяниям данного времени,
универсальным бытийным основам, осваивает серьезнейшие конфликты. Именно в этом типе романов специфика жанра раскрылась с максимальной полнотой [227, с. 371].
В.И. Тюпа пишет, что точнее было бы определить жанр как тип организации художественного целого, как его системность [219, с. 96]. В свою очередь художественность служит качественной характеристикой произведений художественной деятельности, предполагающей достижение совершенства своих изделий [18, с. 288]. Данное специфическое свойство характеризует отражение действительности в литературном произведении, а также представляет степень художественного совершенства литературного произведения.
Раскрывая своеобразие произведений, необходимо не только найти отличия и оригинальность, но и выявить их сходство. Жанровое своеобразие романов Д.И. Стахеева мы пытаемся установить посредством определения типа романа. Типологические разновидности романов, по мнению А.Я. Эсалнек, зависят от качественных свойств компонентов, «удельного веса каждого из них в пределах целого и характера связи между ними внутри структуры» [252, с. 142]. Несмотря на множество работ по научной проблеме жанра и типологии романа, сегодня остается много спорных вопросов, не выработана единая классификация, не существует и терминологического единства. Учитывая разнообразный опыт изучения романа, в целом мьт будем опираться на предложенный многими учеными подход, в основе которого лежит понимание конфликта как ведущего п�