автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему: Конфликты и характеры (на материале прозаических произведений Ильи Чавчавадзе)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Нахуцришвили, Мария Георгиевна
стр.
В в е д.е н и е. 2
Глава I. Характер как художественный образ.14
Глава П. Создание. характера. ^. существенный. признакдати-. ческого реализма». 29
Глава ш. Социальный фон взаимоотношения и конфликта характеров в эпических произведениях И.Чавчавадзе.44
Глава 1У. Кульминация .развития, действия.и .самозавершение . характера,.57
Глава У, Функция детали в создании характера.73
Глава У1. Речь.как.одно.из.средств,создания.характера. 98 в ы в о д .125
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Нахуцришвили, Мария Георгиевна
Создание характера в художественной литературе - один из значительнейших компонентов творчества, его момент, дающий писателю возможность проявить всю полноту своего опыта, индивидуальных сторон и являющийся непреложным критерием степени писательского таланта. Соответственно, характер является одной из главных тем литературоведения. Несмотря на то, что этой темы ка-г салось немало авторов - от античной эпохи (Аристотель, Теофраст) до наших дней, и ныне можно встретить даже в. специальной литературе такие выражения, как "характер персонажа" или "характер типа". Употребление данных терминов не имеет своей, предпосылкой точной и истинной интерпретации его значения,не отдает должного сущности художественного образа как единого феномена.
Не случаен тот факт, что в советском литературоведении проблема характера .рассматривается широко и с, должной глубиной» Для настоящего исследования основополагающими принципами является учение теоретиков марксизма-ленинизма,. а в специальной, литературе. - концепции советских литературоведов А.И.Иезуитова, Ю.А.Андреева, А.Ф.Бритикова, В.В.Еузника, В. А.Ковалева, А.И.Павловского, В.М.Смирнова /3.39/, С.Г.Бочарова /4.50/, В.В.Фащен-ко /4.61/. - .
- Предпосылкой исследования проблемы характера, его первым этапом является отмежевание "литературного характера" как термина от всех основных употреблений слова "характер" в обиходе и разных .сферах науки. . . .
- Цель .нашего -исследования: I) установить специфические признаки, разграничивающие понятие "характер" (уже в пределах художественной литературы) от родственных ещ понятий "персонах", "герой", "тип"; 2) проследить метод и разные художественные приемы создания характеров на этапе развития литературы, именуемом "критическим реализмом", на-материале эпических произведений классика, грузинского критического реализма Ильи Чавчавадзе.
В исследовании мы в определенном смысле опираемся на.труд . Гегеля "Эстетика" и, в частности на его учение о характере, которое исторически являлось одной из самых значительных теоретических концепций в этой области для всего. XIX века. . Мы пытаемся проследить, как в отдельных ситуациях в виде реакций протекает процесс постепенного проявления характера, его самораскрытия и, наконец, обретения им законченности согласно тому центральному признаку, который Гегель именует "движущим пафосом". . .
Исходя из сущности характера, мы получаем возможность счи--тать полную обрисовку характеров одним из главных аспектов реализма, в .частности же -критического реализма. . В качестве .иллюстративного материала мы используем -эпические . произведения И.Г.Чавчавадзе, ибо естественно, что творчество эте-* го великого .писателя как классического представителя грузинского критического реализма предоставляет такой материал особенно щедро. .
Согласно Гегелю действие объемлет следующие основные ступени: . I. Общее, состояние мира (что является предпосылкой для индивидуального действия). -
2. Ситуация и ее конфликты.
3. Собственно действие« .
В рамках этой общей формулы мы рассматриваем развитие характеров и их природу в прозе. Ильи Чавчавадзе. В.качестве "предпосылки для индивидуального. действия" в эпике И.Чавчавадзе мы рассматриваем . социальную действительность Грузии в 60-х годах прошлого века.
С точки зрения рельефности окончательной обрисовки характера важна степень художественного совершенства изображения отдельных ситуаций, которые по преимуществу, конфликтны. ("Человеческая . жизнь вообще является жизнью раздора, борьбы и печалей" /3.17, с.187/). Линию конфликтов, и линию развития характеров мы рассматриваем как единую, не поддающуюся-разделению.
Среди мотивов творчества И.Чавчавадзе.мы особенно акцентируем социальные, мотивы, которые во второй половине XIX века в основном определялись отношениями крепостного и помещика (а затем - бывшего крепостного и помещика) и их конфликтом. работа состоит из шести глав:
1. Характер как художественный образ.
2. Создание характеров как существенный признак художественной литературы. . . 3. Социальный фон развития характеров в творчестве й.Чавча-вадзе. . .
4. Кульминация развития, действия и-самозавершение характера.
5. функция детали в создании характера.
6. Речь как одно из .средств создания характера. Наряду, с общей, задачей создания характеров,, одной из частных задач и одним из признаков критического реализма является борьба за чистоту языка.Отношение писателя.к языку,, по существу, проявляется л процессе развития характера,почему мы. и выделяем "речь как одно из средств создания характера" в особую главу.
Термин "характер" как в литературоведении и критике, так и во всех прочих науках, где он употребляется, выступает в том же понимании, что и в обиходной речи. Видимо, это и есть причина его нечеткого и неоднозначного (в разных контекстах) употребления в специальной, литература. в литературоведении и поныне нет однозначного определения этого;понятия, отделяющего его от персонажа, героя, типа. Конечно, в реальности радикально их разделить. не. всегда возможно (ибо о дно, и то же действующее лицо часто является и тем, и другим), однако размежевать содержание понятий необходимо. . В главе: "Характер, как художественный образ" мы, как уже сказано, прежде всего отделяем "характер", в литературоведческом смысле понятия от всех его не литературоведческих значений, а затем уже противопоставляем его понятиям персонажа, типа, и героя. Из этих трех понятий мы особое внимание уделяем последнему, ввиду его наибольшей близости к характеру по значению, персонажи являются фоном для проявления характера (хотя каждый из .них потенциально содержит в себе возможность стать характером), тип же сам по себе уже характер (но не наоборот) ♦ Однако .общей проблемы типичности и типизации мы не касаемся, ибо это лежит за пределами нашего интереса. .
Итак, мы заостряем внимание на герое.Сопоставление с этим понятием .четко выделяет характерные признаки характера. С одной стороны, действие определяет проявление героя*, с другой, как от
1 Говоря о "герое", следует учитывать, что до эпохи Ренессанса средневековому, мышлению героем представлялся лишь положительный герой,, в это слово вкладывалось лишь данное значение. Так что "действие героя" с заранее определенной направленностью (в сторону добра) не может быть тождественным присущей характеру "свободе действия". мечает Гегель, - "Подлинный характер действует по собственной инициативе и не допускает, чтобы другой думал и решал за него" /3.17, с.250/. Принимая во внимание эти общие, признаки, мы попытались установить и различия, а именно - определить, что присуще лишь характеру, но не герою.
Во второй главе историю "характера" в литературе и вопрос его генезиса ж увязываем с реалистическими методами и приемами изображения действительности, а. изображение характера во всей его полноте считаем непременным условием возможности реализма на высшей его ступени - критического реализма,
Хотя критический реализм в разных странах развивался по-разному, в историографии литературы все же пытаются выделить общие черты, присущие-критическому реализму как единому литературному направлению. Характер по своему содержанию подразумевает многосторонность, так что его наличие в литературе возможно лишь при существовании группы других признаков: .тематики, инспирированной наиболее насущными проблемами общественной жизни, стремления к . выражению значительнейших идей современности, силы и естественности в правдивом отображении реальности вообще, глубокой лароднос-ти, четкости и принципиальности критической позиции, языковой точности. .
Все эти стороны вопроса нами исследуются на фоне грузинской действительности, и с .учетом., ее. особенностей. Специфику грузинского критического реализма определяют два таких фактора, как взаимоотношения с Россией и национальное самоопределение грузинского народа.
Как уже было отмечено, развитие характеров и стремление к их полной и совершенной обрисовке есть существенный признак критического реализма, И.Чавчавадзе признан классиком грузинского критического реализма. Поэтому вполне естественно и закономерно также то,что критикой и историографией литературы он признан великим.мастером обрисовки характеров.
Исследование характеров в творчестве И-Чавчавадзе в высшей . степени актуально, ибо созданные этим великим мастером-реалистом характеры, наряду с эстетической функцией, имеют.и воспитательную, в этом отношении одним полюсом в его творчестве является ЛУарсаб Таткаридзе, другим - вдова Отарашвили, Этот контраст -яркая иллюстрация воспитательной роли художественного произведения в деле формирования личности читателя, в ее нравственном совершенствовании, выработке в ней правильных принципов отношения к труду , Непримиримость писателя.к ущербности, личности в этом отношении - один из факторов высокой ценности художественной литературы вообще,. На ХШ съезде КПСС отмечалось: "партия приветствует свойственные лучшим произведениям гражданский, пафос, непримиримость к недостаткам, активное вмешательство искусства в решение проблем, которыми живет наше общество" /2*7, с,62/. . непреходящие.характеры И.Чавчавадзе, все его творчество есть пример именно гражданского пафоса для молодых писателей разных эпох. - . . .
Творческая-деятельность. И.Чавчавадзе протекала в сложной и полной противоречиями эпохе. Шестидесятые годы XIX века были годами коллизии-старого и нового в общественной жизни, годами неопределенности,. растерянности. В-жизни Грузии готовились большие перемены. Продолжение наличествующих отношений между людьми представлялось практически невозможным,. И.Чавчавадзе писал, что крестьянство - это большинство грузинской нации, это душа и сердце наших национальных чаяний. И свобода именно этой большей и лучшей части грузинского народа была попрана людьми грузинской же национальности. Нравы грузинского народа менялись, нравственность скатывалась к пропасти. Общая идея художественного творчества И. Чавчавадзе ясна: крепостничество неприемлемо, это.- уродливое социальное^ явление. ясна и его целенаправленность; надо вести непримиримю борьбу против, крепостного права, несмотря на то,что. с прогрессивным по своей сущности явлением - зарождением буржуазного строя общества - сопряжена утрата многих драгоценных человеческих качеств. История шла своим путем и остановить ее было невозможно. . . Жизнь Грузии становилась сложнее. Ее социальная структура . становилась многостороннее и это влияло.на духовное развитие народа. Капитализм принес с собой бурное развитие торговли и жажду наживы, погасившие много ценного в.,человеке. Мыслящая элита.общества все это прекрасно видела, однако эти люди знали и то,что "люди с. деньгами нужны, ибо без денег-мы не можем продвинуть никакое грузинское общественное дело,, будь то театр, общество по распространению грамотности или издательское общество. Нам нужны- собравшиеся в городах в большом количестве рабочие люди, которые создадут.почву.для-эволюции экономики нашей нации" /4.56, . с.7/. -Ориентироваться в этой сложной ситуации было нелегко. Поэтому правильное ее отражение и художественное преображение становилось исключительно сложной и ответственной в общественном отношении задачей. . .
Соответственно, харантеры в .творчестве И.Чавчавадзе формируг ются в остро, конфликтной ситуации, конфликты же развертываются в основном между помещиком и крепостным или же бывшим помещиком и бывшим крепостным.
Основа творчества И.Чавчавадзе - великий гуманизм, которым пронизано не только любое его произведение в целом, но даже и каждая отдельная ситуация. Шеннох, вера в человека, а не цинизм является тем общим фоном, на котором происходит проявление характеров в его творчестве. Это тот гуманизм, который Г.Ломидзе называет "активным гуманизмом",, та же сила, "«.активная, боевая, . наступательная. Он. (этот гуманизм т М.Н.) обладает огромной идейно-нравственной силой" /3.34, с.8/.
Таким образом, творчество И.Чавчавадзе дает обильный материал для исследования проблемы характера. Как уже отмечалось, оп-ределящей точкой зрения для понимания и оценки личности, и соответственно, для классификации и обрисовки характеров у И.Чавчавадзе является отношение к проповедуемому, им принципу труда. В, этом отношении значимость его характеров для современности, когда .тема роли труда в формировании, личности столь авдальна, исключительно велика, до.скольку литература среди всех других видов искусства наиболее мощно воздействует на человека,, изображая не только то, что человеком уже совершено, но и то, на что способен он в потенции.
-.определив характер как художественный образ, мы обретаем возможность также заранее определить и те рамки, и нормы, , в которые умещается и должно умещаться рассмотрение характера вообще. Развитие . "творческих характеров" И.Чавчавадзе нами в основном показано на фоне социальных конфликтов (хотя мы сочли нужным также, вкратце остановиться и на национальном вопросе, поскольку социальное неравенство создавало опасность национального вырождения). Обрисовка характера в динамике - свойство художественной литературы вообще. Так, М.Горький писал: "Литератор - не только пишет пером, но - рисует словами и рисует не как мастер живописи, изображающий человека неподвижным, а пытается изобразить людей в непрерывном движении, в действии, в бесконечных столкновениях" /3.19, с.5-6/. Таким образом, поскольку в. художественном творении, характер развивается, то в каком-либо пункте это развитие должно завершиться. . У истинного творца увенчание, характера должно произойти. . . именно так, чтобы иное его завершение представлялось невозможным. Конечно, существенно и эмоциональное отношение читателя к характера, предусматриваемое в.той или иной-форме автором. Это и есть т.н. . "верность" характера. Соблюдать этот, принцип требовал еще . Аристотель. Он в силе и поныне, являясь одним из мерил писательского. таланта, "даже если изображаемое лицо.непоследовательно и таким представляется его характер, то в силу последовательности, его должно представить непоследовательным", /З.П, с.88/, - чита-^ ем .мы в "Поэтике". . Эту фразу. Аристотеля надо.понимать как требование того, чтобы.писатель дал,характер как совершенное, психологически .законченное единство., Мы с этой-точки зрения рассматриваем два произведения й.Чавчавадзе - поэму "Отшельник" и повесть "Рассказ нищего".
Если в "Отшельнике" один характер. - сам отшельник, то в "Рассказе .нищего" параллельно, развиваются два характера - Датико и , Габро. Их постепенное, проявление и, наконец, завершение происходят в конфликтных ситуациях, Совершенство .характера зависит от степени художественной правдивости, в. отдельных ситуациях и эпизодах. Спрашивается, что считать ситуацией и необходимо ли каждой ситуации быть конфликтной?
В связи о этим вопросом нам приходится отдельно проанализировать понятие "конфликтность", для чего мы используем трудн Гегеля, Д.ДИДРО, М.Горького, Б.В.Томашевского, Л.В.Шепиловой, Г.А. Абрамовича и других.
Как развитие характеров, так и выражение писательской идеи в произведении происходит не сразу, а постепенно, через много-. образие действий и ситуаций. Их единство дает проявиться характеру во всей полноте. Отдельные ситуации у И.Чавчавадзе большей частью конфликтны, они содержат противоборство, поскольку, как .уже отмечалось, в основе отношений характеров лежит социальный мо-. мент. Как справедливо отмечает Л.В.Шепилова, "развитие конфликта является главной движущей силой развертывания сюжета" /3.47, с.117/. г В произведении постепенно развивается действие, завязывается сщетный узе л,, подготовляется почва для того, чтобы какая-то определенная ситуация стала решающим моментом в развитии сюжета. Это последнее - кульминация, и именно здесь проявляется характер по.тоцу основному и определяющему признаку, который отвечает ав~ торской идее. .
Так, отдельные ситуации в. поэмах и повестях И.Чавчавадзе гот-тоштпочву .для кульминации, где характер обретает завершенность. Но надо отметить, что у И.Чавчавадзе есть и такие произведения, где сюжет развивается без четкой локализации завязки и развязки сюжетного узла, в качестве примера можно.назвать его два шедевра - "Человек ли он?]" и"0тарова вдова", особенно первый, своеобразная композиция которого обусловлена бесконфликтностью и отсутствием интриги; как отмечает Г.С.Зау.ташвили, "в повести "Человек ли он?!" конфликт вынесен за пределы произведения" /3.27, с.34-35/. Несмотря, на бесконфликтность, Дуарсаб со своей дражайшей половиной Дареджан - мощно обрисованный характер, равных которому не много в грузинской литературе, В этом случае создание характера происходит за счет находимых с редким искусством деталей, в которых отражается индивидуальная и типовая сущность героя, придающая художественную.убедительность его образу.
Й.Чавчавадзе сделал деталь предметом специального внимания и в большей мере, придал ей эстетическую ценность, чем кто-либо . из его непосредственных,предшественников, в основном романтиков, в. грузинской литературе. Писатель всегда стремится найти ту "самую значительную, мелочь", которую можно использовать как. краеугольный камень, для построения характера, хотя каждая отдельная деталь сама по себе, какой бы эмоциональный заряд она ни несла, действительно не выходит за рамки "мелочи". Свою ценность^ она обретает лишь.в.системе целого,.
Для наглядности того, что мы понимаем под точно найденной деталью, мы привлекаем материал из повестей "Человек ли он?!" и "Отарова. вдова". С точки зрения внутренней завершенности характера мы рассматриваем, обобщая, несколько, типов деталей: психологические,.портретные, детали усадьбы,, детали природы (в преломлении через общую тональность произведения), речь же в качестве средства обрисовки характера мы выделили как тему особой главы. В творчестве Й.Чавчавадзе. важное.место занимает борьба за модернизацию и нормирование литературного языка. Она имеет не только теоретический аспект, но и практический, проявляющийся в художественном творчестве, в частности в развитии характеров. Этой стороне его творчества значительное внимание уделяют В.И.Котети-швили, А.Г.Шанидзе, А.С.Чикобава и другие. Выделяя вопросы речи в отдельную главу, .мы учитывали, тщ) этот вопрос особенно важен . именно для прозы И.Чавчавадзе. Писатель, не только в своих статьях борется с "теорией трех стилей", защищавшейся в Грузии католикосом Антонием, но и всем, своим творчеством стремится к ее . опровержению. (Хут можно сослаться хотя бы на весьма убедительное- пародирование .высокого стиля,в письме Мосе Гдзеладзе к Луарсабу в повести "Человек ли он?!"), . . . В последней главе нашей, работы мы обобщенно рассматриваем. язык И.Чавчавадзе,-дабы, создать фон,.на котором.будет показана функция речевой характеристики в, создании характеров. . . язык художественного произведения полностью определяется требованием создания, образов. Во взаимоотношениях персонажей становятся возможными развитие характеров и их речевая.характеристика. Подбирая разностороннейшие выразительные, средства .и находя нужные языковые формы, И.Чавчавадзе дает индивидуальные признаки персонажей и достигает в этом полной убедительности.
Таким образом, мы пытаемся не только определить-сущность характера как художественного образа, но и показать пути и приемы его создания.в эпических произведениях конкретного писателя -И.Чавчавадзе.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Конфликты и характеры (на материале прозаических произведений Ильи Чавчавадзе)"
ВЫВОДЫ
I. „Создание характера б художественной литературе представляет .собой тот знаменательный фактор, который служит одним из основных критериев определения таланта.писателя, соответственно, характер, составляет значительный.вопрос литературоведения. . ., . 2. .Судя о .характере как. литературоведческом понятии, следует . четко .отмежевывать .его, .с .одной стороны, от.нелитературоведческо-го; .(бытового, психологического и т.п.) содержания, этого понятия, с дшгой - от прочих понятий, обозначающих-действующих лиц произведения,, каковыми являются, "персонаж", "тип", "герой". С точки.зрения установления специфики понятия "характер", особо следует акцентировать его различие от этого последнего. .
3. Необходимым условием существования как героя, так и характера, является .действие.(в. самом широком смысле). Однако, если. принять во внимание .традиционное значение^понятия "герой" .в ли-. тературе до Ренессанса, когда таковым считался, положительный герой, а также, то,, что. "подлинный характер-действует по собственной инициативе и не .допускает,.-чтобы другой, думал и решал, за него" ./3*17, -С.250Л то соотношение понятий -"действия" и. характера надлежит -мыслить себе,, согласно классической.концепции Гегеля, так:, если .действия героя умещаются в какие-то заранее данные рамки,, какими бы ^широкими последние ни были (что-исторически дпределено самим происхождением греческого эпоса) , то число возможных вариантов . действия характера ничем не .ограничено,кроме жизненной правды, постигаемой из опыта, включая самонаблюдение, и. психологической интуиции. В применении к современной литературе это значит, что существенным признаком характера является независимость от внешних,, по отношению к даннощ конкретному сюжету, факторов, проявляющаяся в способности к спонтанному самораскрытию и саморазвитию. . , 4. Проявление, характера идет через реакции в разных ситуациях. Однако среди многих.его сторон, что неминуемо.в. современной литературе ввиду, многогранности вак действительности, так. и человека с его общественной жизнью, определяющей является одна или группа сторон, которые логически завершают характер сообразно идее автора и его точке зрения, в этом превалировании одной стороны (или нескольких) в реалистически писанном образе и проявляется активная тенденция писателя, его собственное видение людей и событий«. . .
5. Создание характера, естественно, в значительной мере зависит от художественной отточенности отдельных ситуаций, хотя ни одной из: них, как . бы совершенна она ни была, не достаточно для создания характера,поскольку последний познается и формируется в динамике.- . . - 6. Подобно трму,.каи задолго до рождения реализма как направления .были. налицо его. .зачатки, и стихийные. проявления. в литературе, существовало и с. до осознания характера как .литературного . явления, более или.менее стихийное живописание характеров, примером чему могут служить хотя бы .отдельные произведения и эпизоды из грузинской средневековой агиографии. Однако полное проявление живописания характеров слещует счесть основным аспектом реализма^ частности критического реализма. 7. Убедительность .характера имеет своими компонентами и предпосылками последовательность внутренней логики развития, что зависит от чувства правды и соответствующего жизненного опыта у автора, непредвзятости, непримиримости его критической позиции и принципиальности, а также ориентации на саше существенные проблемы общественной жизни, видение .живописуемых реальных или воображаемых событий через их призаду. . .
8. Творчество И.Чавчавадзе, классического представителя грузинского критического реализма, дает обильный материал для суждения об искусстве создания.характеров и его закономерностей. . Если подходить к его творчеству, по гегелевской схеме,действия.-а) общее состояние щра;. б) ситуацши ее. коллизии; в), реакция,-то "предпосылкой.индивидуального действия", каковою для Гегеля является общее состояние мира, в произведениях И.Чавчавадзе будет социальная среда.60-х годов XIX века в Грузии.
10. Образы дворян и .крестьян, живописуемые писателем, создают панорамную картину, жизни Грузии в означенную эпоху. Как сами их. характеры, так и динамика развития последних автором увидены через призцу.насущных социальных проблем времени. . II. В характерах.И.Чавчавадзе, рассматриваемых нами по четырем его основным произведениям - "Рассказ нищего", "Человек лион?!", "Отшельник", "Отарова вдова",, - сочетаются социально типичные,. нацивнально типичные, индивидуальные, включая характерные для данного психологического типа, .черты. Каждая черта этих пластов - компонент единой системы. Характер, как правило, дается у него в динамике развития, и самораскрытия. Относительная статичность характера (луарсаб из повести, "человек ли он?!") есть сознательно нанесенный штрих, демонстрирующий внутреннюю инертность., самозавершение характера в основном совпадает с кульминацией действия.
12. Ситуации, в которых раскрываются, реагируя, характеры, в произведениях И.Чавчавадзе обладают как конфликтной, так и бесконфликтной природой, в мере конфликтности ситуаций и в темпе развития конфликтов соблюдается пропорциональность по отношению к реальной действительности (отсутствие конфликта, точнее -вынесение его за рамки произведения в повести "Человек ли он?!" и быстрое, динамичное развитие острого конфликта в "Рассказе нищего"). 13, Проявление характера наиболее четко происходит в выборе одной из линий действия в соответствующей ситуации. Это есть тесная связь действия с „конфликтом. Однако отмечаются случаи, ког-. да выбор, точнее - отсутствие выбора,, следование, .за логикой событий, уже являются фактом до начала формирования действующих лиц в произведении (в качестве примера можно назвать того же Дуарса-ба). .
14. В эпических произведениях И.Чавчавадзе налицо органическая связь между кульминацией действия и самозавершением характера. Это общая закономерность, поскольку характер проявляется в основном в форме реакций в конфликтных, .ситуациях. Однако иногда развитие сюжета протекает так, что трудно определить, где именно завязывается и где развязывается узел ("Человек ли он?!" и, отчасти: "Отнрова вдова"). Это качество упомянутых повестей обусловлено вынесением.основного конфликта в той или иной степени за пределы произведения, что и вызвало полное или частичное отсутствие резко выраженной интриги в произведении.
15. С реализмом в художественном произведении неразрывно связано-искусство детали как средства живописания: а) характеров б) их отношений, в) чувств и г) их динамики, т.е. их развития во времени. Основой детали является узнавание ее читателем как,характерного штриха данного типа людей, данного чувства и т.д. на базе: собственного жизненного опыта (внешнего и внутреннего) и своего."психологического чутья",.интуиции. 16. В. эпическом творчестве И.Чавчавадзе нами выделяются следующие, группы художественных деталей, используемых для. живописания характеров: а)„собственно психологические, б) портретные, в) касающиеся, обиталища, дома, усадьбы данного персонажа, в)ре-чевые и д) пейзажные, участие которых в живописании характеров непрямое, речевая характеристика составляет тему отдельной, последней главы работы. . . 17. На. базе ^рассмотренного материала дается следующее определение характера, для этапа развития, литературы, который именуется критическим реализмом: "Характер.есть художественный образ в произведении,.живописующий личность, многосторонне, проявляющую себя.ж свои духовные, возможности в виде реакций в. отдельных конфликтных .ситуациях,.при- акцентировании точно отбираемых писателем деталей, и обретающую свое завершение и единство по тоцу основному признаку, который является для нее определяющим согласно, общей концепции автора и общеьдо смысловому строению произведения?
Список научной литературыНахуцришвили, Мария Георгиевна, диссертация по теме "Теория литературы, текстология"
1. Маркс К., Энгельс,Ф. Манифест коммунистической партии, -Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Соч., 2-е изд., т.З, с.15-. -78.
3. Энгельс ф. Письмо к Маргарет. Гаркнесс. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. 3-е изд., в 2 т. - М.: Искусство, 1976, т.1, с.6-9. . . .
4. Ленин-В.И. -Развитие капитализма в России. Полн.собр.соч., т.З, с.384-602.
5. Ленин В.И. К-характеристике экономического романтизма. -Полн.собр.соч., т. 2, с. 115-242. .
6. Ленин В.И. Лев-Толстой как зеркало .русской.революции. в кн.: О литературе и искусстве. - М.: Худож.лит-ра, 1957, с.201-205.2. Материалы конференций
7. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: Полит.лит-ра, 1981. -223 с.3. К н и г и
8. Абашидзе К.И.-Предисловие к кн.: Этюды из истории грузинской, литературы XIX в. Тбилиси: Тбилисский университет,1962, .с.3-14,(на груз.яз.).
9. Абашидзе Г.Н. .Илья Чавчавадзе. В кн.: Очерки по истории грузинской .общественной мысли XIX века. - Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1959, с.33-87,(на груз.яз.).
10. Абрамович P.A. Введение в литературоведение; Учеб.пособие для филол.специальностей. 7-е изд., перераб.и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 352 с.
11. Аристотель, поэтика. Вып.I,.- Ленинград: Гос.акад.худож. наук. Классики искусствоведения, 1923. 121 с.
12. Асмус В.Ф. Эпос. В сб.: Вопросы теории и истории эстетики. -М.: Искусство, 1968, с.36-54.
13. Бакрадзе A.B. Повсюду и везде, я, Грузия, с.тобой!. -, , Тбилиси: Мерани, 1978. 82 с.5(на груз.яз.).
14. Вахушти. Описание .царства Грузинского/ Под ред.Т.1омоури . и Н.Бердзенишвили. Тбилиси: Тбилисский университет, 1941.. 354 с.3(на.груз.яз.).
15. Виноградов В.В. О теории художественной речи: №6. пособие для филол.специальностей. м.: Высш.школа, 1971.. 238 с. . . . .
16. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку.- М.: Акад. , . наук СССР,.1959. -490 с. . .
17. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 т. М.: Искусство, 1968, т.1, . с.1-311.
18. Гоголь Н.В. Портрет.- Собр.соч.: В 6 т. М.: Гослитиздат, 1959, т.З, с.239-281.
19. Горький М. О социалистическом реализме. Собр.соч.: в 30 . . т. - М*: ХУДож.лит.-ра, 1953, т.27, с.5-13.
20. Дзидзигури Ш.В. Илья чавчавадзе и грузинский язык. Тби-. . лиси: Мецниереба, 1978* - 94.е., (на.груз.яз.) .- .
21. Д№о Д. о-характерах. Избр.произв.- М.-Л.: Худож.лит-ра, 1951, с.206-209.3.22» Джибладзе E.H. Илья Чавчавадзе (монография). Тбилиси: , . Ганатлеба, 1966.- 758 с.,(на,груз.яз.). .
22. Джавахишвили М.С. Гиви Щадури. -.Собр.соч.в 5 т. Тбили-. . си: Мерани, 1969, т.3, с.145-342.
23. Доборджгинидзе В.И. природа, и человек в творчестве Важа — ПШавела.Тбилиси: Акад.наук ГрУз.ССР, 1962. 149 е.,. (на груз.сз.). . . ,
24. Дудаева М.И. Вопросы театра и драматургии. В кн.: Эстетика Ильи Чавчавадзе,.Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1960,с.238-279,(на груз.яз.).
25. ЗУрабашвили А.Д. Пэрсоно логические искания. Тбилиси: , . Мецниереба, 1979., - 235 с«,, (на груз.яз.).
26. Капанели K.M. Социальный генезис, грузинской литературы. 2те изд., перераб.и доп. Тифлис: Госиздат, X93I. - 281с./на груз.яз.).
27. Кикнадзе Г.К. К истории развития грузинской сатиры и шора. . 2-е изд., перераб.и, доп. Тбилиси: Тбилисский университет, 1972. 455-С.3 (на груз.яз.).
28. Котетишвили В.И. История грузинской литературы (ХСХ в.).-.
29. Тбилиси:-Сабчота.Сакартвело, 1959» 640 е.,(на груз,яз.).
30. Лабрюйер,.1ан де.Характеры.или нравы нынешнего века. -M.-I.: ХУДож.жт-ра, 1964. 415 с.
31. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. -М.: ХУДож.лит-ра, 1957. 518 с.
32. Ломидзе Г.И. Интернационализм советской литературы. В . кн.: .В поисках нового. - М.: Советский писатель, 1963, с.3.14. .
33. Норакидзе В.Г. Психология характера и.художественная.литература. .-.Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1972. 254 с.^(на. груз.яз.). . .
34. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука,1973. 104 с.
35. Поспелов Г.Н. Теория.литературы: Учеб.пособие для филол.- , специальностей. -М.: Высш.школа,. 1978. 154 с.
36. Дропп.В.Я. Русский героический эпос. 2-е изд., испр.
37. М.-Л.: Худож.лит-ра, 1958. 603 с.
38. Проблема харнктера в современной советской литературе/ Под ред.Н.И.ПРУЦДова и В.В.Тимофеевой. М.-Л.: Акад.наук СССР,. 1962. 317.с. .
39. Сослани Д.И.-Критический обзор рассказа "отарова вдова".-.
40. Тифлис: Типограф.А.А.Михельсона, 1888. -.20 с.?(на1руз.яз.),
41. Томашевский Б.В. Теория .литературы: Учеб.пособие , для фи-лол.специальностей. 3-е изд., испр.- М.-Л.: Госиздат,1927. 234 с.
42. Чавчавадзе И.Г. Сочинения. Тбилиси: Госиздат ГССР, 1958. - 544 е., (на груз.яз.). .
43. Чавчавадзе И .Г. Диалог Спиридона и Тадеоза. Собр.соч.: В 4 т. Тифлис: Полиграфтрест, 1927, т.4, с.289-354, (на груз.яз.). .
44. Чавчавадзе И.Г. Собр.соч.: В 2 т. Тбилиси: Мерани, 1978,т.1. 200 е., т.2. - 373 с.
45. Чавчавадзе И.Г. Избранное. Тбилиси: Заря Востока, 1952.- 419 с.
46. Чикобава A.C. Илья Чавчавадзе. о.языке. Тифлис: Акад.наук ГССР, 1938. -15с. (на груз.яз.). .
47. Щепилова Л.В. Введение в литературоведение: .Учеб.пособие для филол.специальностей. 2-е изд., М.: Гос.учебно-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1968. 376 с.4. Статьи
48. Барамидзе А.Г. 0 реалистическом потоке в грузинской литературе ХУП-ХУШ веков.-в сб.: Литературу ли дзиебани. Тбилиси: Акад.наук Груз.ССР, т.4, 1955, с.78-102 (на груз.яз.).
49. Белинский В.Г. Евгений Онегин (статья 8). Лолн.собр.соч.: В 13.т. м.: Акад.наук СССР, 1955, т.7, с.431-472.
50. Бочаров С.С. Характеры и обстоятельства. В сб.: Теория литературы: В 3 книгах. М.: Акад.наук СССР, кн.1, с.312--450.
51. Буачидзе Т.Т. Предисловие к кн.: Н.В.Гоголь. избр.произв./ Библиотека всемирной литературы. Тбилиси: Сабчота Сакарт-вело, 1972, с.5-16 (на груз.яз.)*
52. Гацерелиа А.К. О художественном методе Л.Толстого. в альманахе. "Саундже". Тбилиси: Ганатлеба, 1976, й 4, с.170--176 (на груз.яз.).
53. Гигинеишвили М.И. "Мученичество Щушаник" Иакова цуртавели. В альманахе "Саундже". Тбилиси: Ганатлеба, 1976, № 6,с.223-235 (на груз.яз.).
54. Galsworthy J. A Letter to Mr.Jones.- Vincent M.H. The Life and Letters of John Galsworthy. N.T.: Sentry Press, 1973, pp.778-779. .
55. Голсуорси Д. Создание характера в литературе. Иностр. . . лит-ра, 1962, № 7, с.189-196.
56. Джорджадзе А.Г., Почва общей деятельности. Соч.: В 4 т., Тифлис,. I9II, т.4, с.-7-16j(на груз.яз.). . . . .457. $корджадзе А.Г. О нашей, эк он омической программе. Соч.: В 4 т., Тифлис, I9II, т.4, с.32-395 (на груз.яз.).
57. Жирмунский-В.М. Становление реализма в мировой литературе и классический реализм.XIX века. В сб.: Проблемы реали-.. зма мировой литературы. М.: ХУДож.лит-ра, 1959, с.447-452.
58. Кавтарадзе И.И. Язык Ильи Чавчавадзе. В сб.: Илья Чавча-вадзе. - Тбилиси: Акад.наук Груз.ССР, 1957, с.199-235, (нагруз.яз.).
59. Кикодзе Г.Д. Традиции грузинской культуры и Илья Чавчавад-зе. в сб.: Этюды и портреты.,- Тбилиси: Сабчота сакарт-вело, 1958, с.342-343,(на груз.яз.). .
60. Фащенко В.В. Характеры и ситуации.,- В сб.: .Характеры и ситуации. М.: Советский писатель, 1982, с.3-27.
61. Чавчавадзе И.Г. Ответ. Долн. собр.соч.: В 5 т. Тбилиси: Госиздат Груз.ССР, 1941, т.2, c.J9-36, (на груз.яз.).
62. Чавчавадзе И.Г. О журнале "Сакартвелос моамбе". Избр. произведения.: В 2 т. Тбилиси: Сабчота мцерали, 1948, т.2, с.269-282 (на груз.яз.).