автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Современность в прозе Ильи Чавчавадзе 60-х годов
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ткешелашвили, Манана Шотаевна
В в е д е н и е
Глава I. "Человек ли он?!"
Глава П. "Рассказ нищего"
Глава Ш. "Сцены из времен освобождения крестьян"
Глава 1У. "Записки путника"
За к л юч е ни е.
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Ткешелашвили, Манана Шотаевна
Актуальность темы. В представленной работе изучены идейно-эстетические принципы и художественные особенности отображения современности в прозаических произведениях периода 60-х годов великого классика грузинской литературы, главы национально-освободительного движения Грузии Ильи Чавчавадзе. Научное изучение богатого литературного наследия И.Чавчавадзе является необходимым условием для того, чтобы составить полное представление о грузинской литературе XIX века. Актуальность темы обусловлена следующими моментами: а) она подразумевает освещение важной, малоизученной проблемы, связанной с творчеством великого писателя и мыслителя; б) позволяет выявить социальную обусловленность, жизненность и актуальность прозы И.Чавчавадзе; в) вскрывает существенные стороны грузинской революционно-демократической прозы 60-х годов; г) дает возможность определить некоторые особенности процесса становления критического реализма в грузинской прозе, осветить отдельные вопросы взаимоотношения жизни и литературы.
Выступление "тергдалеули", - молодого поколения грузинских общественных деятелей 60-х гг. прошлого века, получивших образование в учебных заведениях России, - явилось переломным событием в развитии грузинского социального и национально-освободительного движения, общественной мысли и литературы. Оно было обусловлено исторической закономерностью, зрелостью прогрессивных тенденций национальной жизни и культуры, а также воздействием мощного революционно-демократического движения в России. Достаточно сказать, что этот период совпадает с эпохой Русско-турецкой войны, возникновения первой революционной ситуации, реформой крепостного строя; не говоря уже о других событиях, одни только перечисленные факторы свидетельствуют о сложности этой эпохи, о крайнем обострении социальных отношений, о необходимости поиска новых путей. Б грузинской действительности все это рельефно проявилось в деятельности "тергдалеули", а в более широком смысле - в идейно-литературном движении шестидесятников и в той острой, продолжительной полемике, которая известна под названием борьбы "отцов и детей" или борьбы поколений. Этот момент основательно изучен в исторической науке и литературоведении и не составляет непосредственного предмета нашего исследования. Удовлетворимся лишь напоминанием о том, что во главе этого крутого подъема грузинского общественно-литературного движения стоял величайший писатель, мыслитель, критик и публицист Илья Чавчавадзе, на протяжении десятков лет державший в своих руках руль духовной жизни Грузии. Естественно, что творчество И.Чавчавадзе вообще, а в частности его критическо-полемические, публицистические и литературно-теоретические произведения заслуживают самого пристального внимания. По нашему глубокому убеждению, однако, во всем этом разностороннем и богатом наследии особое место все же должна занимать художественная проза И.Чавчавадзе.
60-е годы не были бы тем, что представляют они сегодня в истории грузинской духовной культуры, без таких произведений Ильи Чавчавадзе как "Человек ли он?!", "Рассказ нищего","Сцены из времен освобовдения крестьян", "Письма путешественника".
Научная новизна. Творчество И.Чавчавадзе, и в частности -его художественная проза никогда не испытывали, да и не могли бы испытывать недостатка во внимании со стороны критической и научной мысли, поскольку они сразу же оказались в центре всей культурной и политической жизни Грузии. Как только эти произведения появлялись на страницах журналов и газет, они немедленно становились предметом критического рассмотрения, аналитических сувдений, оживленной полешки. Сразу же после своего опубликования в центре внимания критики оказалась повесть "Человек ли он?!", которой были посвящены обширные статьи А.Пурцеладзе, А.Цагарели, Н.Николадзе; отдельные соображения об этой повести высказали А.Церетели, Г.Церетели, К.Лордкипанидзе, Бетанели, М.Джанашвили и многие другие критики и литераторы. Такой же оживленный интерес выпал на долю "Рассказа нищего", "Сцен","Писем путешественника", которые были рассмотрены А.Цагарели, Н.Николадзе, Г.Туманишвили, Н.Авалишвили и др. Важно заметить, что уже в этот период отношение 1фитиков к указанным произведениям не было однородным или однозначным. Нередко их мнения радикально отличались друг от друга. Если некоторые из них (как, например, Н.Николадзе, Г.Туманишвили, А.Пурцеладзе) придавали колоссальное значение повести "Человек ли он?!" и "Сценам из времен освобождения крестьян", объявляли их лучшими образцами подлинного реализма, то они же высказывали резкие замечания по поводу "Рассказа нищего" и, частично, "Писем путешественника", считая, например, "Рассказ нищего" плодом "приукрашенного реализма".
Начиная с 70-80-х гг. дифференциация мнений в оценке литературного творчества И.Чавчавадзе, в частности его прозу, находит еще более четкое выражение. После 90-х годов с новых позиций оценивают это наследие Г.Туманишвили, А.Сараджишвили, Э.Босле-вели, С.Чрелашвили, И.Меунаргиа и др. Новым шагом в изучении литературного наследия И.Чавчавадзе являются исследования и статьи К.Абашидзе, А.Джорджадзе, И.Гомартели, Г.Кипшидзе и др.
За годы Советской власти была заложена основа для систематического, глубоко научного изучения наследия И.Чавчавадзе. Изданы его сочинения, созданы научно-исследовательские центры,выработаны твердые методологические основы. Обогащение архивных фондов и публикация научных изданий заложили прочную материальную базу для дальнейшего исследования, а марксистско-ленинская методология позволила правильно решить многие спорные вопросы. В истории этого процесса почетное место занимают работы таких исследователей, как А.Барамидзе, Г.Джибладзе, Ш.Дзидзигури, К.Гамсахурдиа, П.Ингороква, Г.Асатиани, М.Зандукели, Г.Абзиани-дзе, А.Каландадзе, Г.Шарадзе, Ш.Гозалишвили, Н.Аланиа, Л.Менаб-де, В.Котэтишвили, В.Гагоидзе, Д.Гамезардашвили, С.Хуцишвили, А.Махарадзе, А.Кенчошвили, Г.Кикнадзе, М.Дудучава, Г.Кикодзе, К.Медзвелиа, П.Ратиани, А.Топуриа, Г.Шаламберидзе, А.Гачечила-дзе, Г.Натрошвили, И.Боцвадзе, Т.Накашидзе, В.Бахтадзе.
Совершенно естественно, конечно, что упомянутые исследователи не могли обойти вниманием и вопроса периодизации творчества И.Чавчавадзе, и в частности - его прозы. И все же нам кажется, что при рассмотрении этого вопроса в научной литературе недостаточно глубоко анализировались те качественные особенности, которые отличают, например, прозаическое творчество великого грузинского писателя 60-х гг. от его прозы периода 70-х гг. прошлого века. Мы считаем, что начиная с 70-х гг. в творчестве писателя произошел существенный перелом, особенно с точки зрения художественного стиля, и поэтому отдельное изучение его прозы 60-х гг. кажется нам вполне оправданным и целесообразным. Оно должно способствовать как выявлению своеобразных особенностей и специфических черт произведений этого периода, так и выделению особых качеств прозы 70-80-х гг. ("На виселице", "Ота-рова вдова", "Николоз Госташабишвили"), что позволит осмыслить их в связи с генеральной линией развития грузинской прозы и в результате - сформулировать единую систему историко-эстетичес-ких воззрений для правильной и исчерпывающей оценки всего прозаического наследия ИЛавчавадзе.
При анализе прозы 60-х гг., конечно, необходимо было учесть общее состояние грузинской прозы того времени со всей совокупностью как отрицательных, так и положительных ее сторон. Грузинская художественная проза, имевшая за своими плечами многовековую историю, в 60—е годы прошлого века столкнулась в своем развитии с определенными препятствиями. Ближайшее наследие, о одной стороны, а с другой стороны - общее состояние литературного языка тормозили развитие критическо-реалистической прозы. Достаточно пересмотреть прозаические произведения журнала "Цискари", чтобы убедиться в их тематическо-идейной слабости и вялости художественного языка. Таким образом, конечно, невозможно было освещать проблемы духовной жизни цивилизованного мира, сохранить аксессуары современной жизни, с соответствующей точностью отразить и охарактеризовать социально-экономическую обстановку, а также культуру и быт народа.
Б этот период именно в прозе наблвдаются стилистическая пестрота, неустойчивость, слепая подражательность, что особенно заметно в повестях и романах, переведенных и опубликованных на страницах журнала "Цискари". Переводились и были модными такие сентиментальные и приключенческие произведения, как "Повесть о милорде", "Бедная Лиза", которая была переведена несколько раз, "Вечный жид" Эжена Сю и др. Отголоском той же тенденции были переведенные (и переработанные) Григолом Рчеулишвили повести и романы, хотя нельзя отрицать, что и они сыграли определенную роль в развитии грузинской прозы, в разработке нового стиля художественного повествования и языка.
Историческим фактом является и то, что литературная критика того времени предъявляла к оригинальной прозе требования, соответствовавшие классицистическим штампам и трафаретам. В этом отношении весьма характерны критические статьи Александра Орбелиа-ни и Барбаре Джорджадзе о повестях Г.Рчеулишвили.
Из произведений грузинской реалистической прозы того времени заслуживают внимания "Соломон Исакич Меджгануашвшш" Л.Арда-зиани и "Сурамская крепость" Д.Чонкадзе, почти одновременно опубликованные в номерах журнала "Цискари" за 1859-1861 гг. Здесь же следует добавить, что "Рассказ нищего" И.Чавчавадзе, в частности его первый вариант, если хронологически не опережает их, то во всяком случае был написан в те же годы. Вышеуказанные произведения можно отнести к предшествующему периоду не столько хронологически, сколько с точки зрения их стилистических особенностей.
В 60-х гг. общественная жизнь Грузии быстро менялась; буквально кавдый день вносил в нее что-то новое. Ознакомление с прессой того времени со всей ясностью свидетельствует о том,что писатели учитывали текущий процесс и пытались найти соответствующие художественные средства для его отражения. До нас дошел целый ряд безуспешных попыток такого рода,- эскизов, несовершенных романов. Достаточно назвать такие произведения И.Беридзе, как "Ханисдек" и "Тайны Тбилиси". Автор избрал общественно важные темы, попытался построить определенный сюжет, но в силу ограниченности таланта или неправильно выбранного пути не сумел достигнуть своей цели., В указанных произведениях со всей ясностью запечатлены достоинства и недостатки того времени, показан сложный процесс освоения наследия прошлого и подготовки почвы для нового.
Этими же причинами следует объяснить интерес грузинских прозаиков к иностранной литературе, в которой они ищут образцы для подражания и новые выразительные средства. В прозе важное место занимают переработанные на грузинский лад переводы рассказов и повестей, причем некоторые из них вызвали оживленный интерес читателей и критики. В первую очередь, это можно сказать о повести "Звима" в переработке Д.Кипиани.
Анализ идейно-художественных особенностей отображения современности в прозе И.Чавчавадзе периода 60-х годов способствует правильному осмыслению и подлинно научной оценке всего литературного наследия грузинских шестидесятников. Целый ряд важных сторон мировоззрения и художественного мышления писателя выявлен в работе на основе новейших достижений в области исследования проблемы. Показано, как отразилась в прозе И.Чавчавадзе общественная обстановка накануне отмены крепостничества и первых лет после"крестьянской реформы". При анализе произведений писателя в кавдом отдельном случае установлены конкретные причины, определившие жизненность авторского замысла, его историческую актуальность.
Б прозаических произведениях И.Чавчавадзе, относящихся к исследуемому периоду, отражены конфетные факты крепостнической действительности, реалии "реформы", проблемы, волновавшие автора в 60-70-х годах; следует подчеркнуть, что все они одновременно с этим отразились также в его поэзии и публицистике. Именно путем сопоставительного анализа произведений различных жанров можно определить наиболее характерные для них особенности.
Утверждение гражданских мотивов, политической страстности и новых средств отображения в грузинской прозе явилось результатом дальнейшего развития лучших традиций национальной литературы, а также воздействия новых, прогрессивных тенденций в общественной жизни того времени, и прежде всего - благотворного влияния русского революционно-демократического движения.
Цель работы. Мы поставили своей целью дать ответ на эти наболевшие вопросы развития грузинской реалистической прозы рассматриваемого периода, показать, как были преодолены указанные трудности в ранних прозаических произведениях И.Чавчавадзе, выявить идейно-художественные особенности отображения современной действительности в прозе И.Чавчавадзе, объяснить, почему она вызвала особый резонанс и оказала такое сильное влияние на грузинскую прозу второй половины XIX века.
Процесс формирования творчества И.Чавчавадзе совпадает с огромными изменениями в общественной жизни того времени, оказавшими существенное влияние на его идейную и художественную специфику. Из этих явлений, в первую очередь, следует назвать подготовку к отмене крепостного права и крестьянскую реформу. Учитывая обострение крестьянского движения в России, а также тяжелые последствия Крымской войны, самодержавие вынуждено было начать отмену крепостного строя "сверху". Спустя короткое время после своего вступления на трон, император Александр П, выступая в 1858 г. в Московском дворянском собрании, со всей ясностью заявил о неизбежности отмены крепостного права.
И в Грузии на протяжении всей первой половины XIX столетия то в одном, то в другом районе продолжались выступления крепостных крестьян. Естественно, что и грузинская литература так или иначе отражала стремление трудового народа к освобождению. На протяжении 50-х гг. журнал "Цискари" систематически публиковал стихи, повести и рассказы, а также драматические произведения, выражавшие протест против крепостничества. Следует отметить, что в 1858 г. в номере журнала "Цискари" был напечатан грузинский перевод выступления Александра П в Московском дворянском собрании с довольно резкими комментариями, автор которых решительно требовал, чтобы и грузинская общественность поддержала отмену отжившего крепостного строя.
Б Грузии получили широкое распространение новые прогрессивные идеи, отражавшие, с одной стороны, национальные освободительные традиции, особенно ярко запечатленные в литературном наследии 30-х гг., а с другой стороны - подъем русского революционно-демократического движения. Во главе этой борьбы в Грузии становятся "тергдалеули", усвоившие освободительные идеи Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова и других шестидесятников и принимавшие активное участие в освободительном движении народов России.
В Грузии пропаганду этих новых идей настойчиво проводили Илья Чавчавадзе и основанный им журнал "Сакартвелос моамбе",который последовательно боролся за социальное и национальное освобождение народа, за утверждение 1фитического реализма в литературе. Иурнал требовал освобождения крестьян с землей, развития хозяйства, свободы для малых народов. Он объявил жестокую борьбу устаревшим взглядам, архаичному языку, ложному классицизму и сентиментализму, требовал демократизировать литературный язык, призывал писателей критически отображать реальную действительность и поддержать стремления широких народных масс к свободе. Напечатанные в этом журнале художественные, публицистические и критические произведения оказали огромное влияние на развитие грузинской литературы и общественной мысли. Начавшаяся полемика между поколениями со всей ясностью показала, что журнал "Цискари" не был способен откликнуться на важнейшие требования эпохи, не мог решить важнейших задач, стоявших перед грузинской культурой. Б этой полемике поколение "тергдалеули" одержало свою первую крупную победу: оно дало толчок подъему национально-освободительного движения и показало прогрессивным силам, каким путем должны были они добиваться своей цели. Основанная в 1866 г. газета "Дроэба" развита и в соответствии с требованиями эпохи обогатила новыми нюансами достижения "Сакартвелос моамбе".
После отмены крепостного права культурная жизнь Грузии переживает еще больший подъем. Б 1869 г. основывается журнал "Мнато-би", через пару лет - "Кребули", "Сасопло газети", "Мцкемси" и другие издания, еще более ускорившие процесс национального возрождения. Бее это показывает, что 60-е и 70-е гг. XIX века, когда печатались первые прозаические произведения И.Чавчавадзе,представляли собой переломный период в общественной жизни Грузии,были богаты общественно-политическими событиями, которые, естественно, не могли не повлиять на прозу указанного периода. Это была конкретная действительность, получившая свое отражение в "Рассказе нищего", а также в повести "Человек ли он?!", в "Сценах из времен освобождения крестьян", "Письмах путешественника". Без учета этих явлений во всей их совокупности невозможно до конца осмыслить и проанализировать указанные произведения; в свою очередь их анализ помогает глубже проникнуть в социально-политическое содержание данного исторического периода. Характерный для него подъем публицистики был вызван естественно возникшей потребностью дать аргументированное суждение по важнейшим проблемам общественно-политического характера. Жизнь непрерывно ставила все новые и новые вопросы и требовала дать на них ответ. На передовую общественность была возложена миссия руководства народом, она стремилась сформулировать национально-политические идеалы, и это часто получало свое выражение не только в публицистике,но и в художественной литературе. Публицистика становилась все более разносторонней как в тематическом, так и в жанровом отношениях. На передний план ввдвигаются такие темы и проблемы, которых мы не встречаем в прессе предшествующего периода. Газета "Дроэба" писала в 1873 г.: "Б жизни - тысяча вопросов, и публицист обязан всех их осветить и разъяснить". Оживился интерес к общественным наукам. Как писал Н.Николадзе, общественные науки "подметили такие научные закономерности, которым всегда и везде подчиняется общественное развитие".
Большое место в публицистике уделяется экономическим проблемам. Добавим здесь же, что интерес к экономике начинает проявляться и в художественной литературе. Особенно это можно сказать именно о прозе И.Чавчавадзе. Передовая общественная мысль ставит своей целью убедить читателя в том, что существующие порядки и обычаи не остаются незыблемыми.
После 1фестьянской реформы в грузинском обществе, и соответственно - в прессе и литературе, отмечается интерес к практическим вопросам. Не только в публицистике, но и в поэзии, прозе и драматургии ввдвигаются даже требования хозяйственно-технического характера, отмечается интерес к торговле и промышленности, к социальным мероприятиям, к технике и просвещению. Б целом ряде повестей и рассказов мы встречаем пассажи, посвященные землеис-пользованию, проведению дорог, учреждению больниц и школ. Рассказы и очерки Г.Церетели, А.Пурцеладзе, Алевели и др. уже почти не отличаются в этом отношении от публицистических статей. Данный процесс постепенно углубляется и становится ведущей тенденцией в народнической прозе. Б прозе И.Чавчавадзе эта тевденция не получила крайне преувеличенного выражения, но дух эпохи все же оказал свое влияние. Грузинская пресса указанного периода в значительной мере способствовала национально-социальному самосознанию народа, повышению политической сознательности читателя, На это требование эпохи своеобразно отвечала и проза, что было совершенно естественно,
В.И.Ленин пишет: "Период 1862-1904 годов бьш именно такой эпохой ломки в России, когда старое бесповоротно, у всех на глазах рушилось, а новое только укдадывалось, причем общественные силы, эту укладку творящие, впервые показали себя на деле, в широком общенациональном масштабе, в массовидном, открытом действии на самых различных поприщах лишь в 1905 году"*.
Б этом свете колоссальный интерес представляют "Сцены из первых времен освобождения крестьян" И.Чавчавадзе, а также другие его прозаические произведения. В.И.Ленин считал резкую критику крестьянской реформы и ее непосредственных результатов одним из признаков идеологии шестидесятников^.
Структура работы. Наряду со всеми другими моментами в разрешении проблемы нашей работы существенное значение должны иметь ее структура и архитектоника. Первоначально мы попытались положить в основу этой структуры анализ существенных идейно-художественных проблем, однако впоследствии убедились в том, что такая структура помешает выявить роль отдельных произведений,раздробит их анализ и затруднит определение места кавдого из этих произведений. В конце концов мы предпочли рассмотреть и оценить
Ленин В.И. О литературе и искусстве. Изд. пятое. М.: "Художественная литература", 1976, - с.240. о прозу И.Чавчавадзе 60-х гг. по отдельным произведениям, а идейно-эстетические проблемы анализировать при их рассмотрении и обобщить в выводах.
Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Современность в прозе Ильи Чавчавадзе 60-х годов"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проза И.Чавчавадзе - принципиально новая ступень в истории многовекового развития грузинской литературы. Она отличается гражданским пафосом, глубоким философским осмыслением и высокохудожественным анализом наиболее актуальной социальной и национальной проблематики своего времени.
Анализ идейно-художественных особенностей отражения действительности в прозе И.Чавчавадзе 60-х гг. способствует осмыслению и научному изучению всего литературного наследия грузинских шестидесятников. Б прозаических произведениях И.Чавчавадзе этого периода получили свое отражение конкретные факты крепостнической действительности, реалии "реформы", - все те проблемы, которые волновали автора в 60-70-х гг. Эти явления и факты отображались одновременно и в поэзии, и в публицистике великого писателя. Путем сопоставительного анализа произведений разного жанра установлены характерные особенности отражения реальной действительности.
В повести Ильи Чавчавадзе "Человек ли он?!", этом классическом произведении грузинского критического реализма, сочетаются во всей своей полноте, с одной стороны, лучшие традиции грузинской литературы, а с другой - социально-политические и литературные моменты, составляющие качественную особенность новой эпохи. Изображенные в этом произведении картины социальной действительности, бытовые реалии и характеры ярко свидетельствуют о неразрывной связи писателя с жизнью, его близости к народу, глубоком проникновении в народные заботы и печали. Все это говорит об окончательной победе критического реализма в грузинской литературе.
Повесть "Человек ли он?!" - важнейший художественный и исторический документ, сохранивший детальную картину конкретной действительности эпохи. Б повести освещается не какой-либо один отдельно взятый участок жизни того времени: здесь развернута вся эпоха в целом, во всем своем многообразии.
Говоря словами великого революционно-демократического критика Н.Николадзе, "Человек ли он?!" и "Сцены из первых времен освобождения крестьян" - свидетельство зрелости критического реализма. Било бы, однако, неправильно противопоставлять указанные произведения "Рассказу нищего".
Поставив в своем произведении самую важную социальную и нравственную проблему эпохи, писатель получил возможность в концентрированном виде показать содержание социальной системы, обнажить всю несостоятельность дворянского сословия, претендовавшего на господствующее положение в обществе.
Б повести "Человек ли он?!" с особой силой проявилась одна из характерных особенностей таланта И.Чавчавадзе - способность охарактеризовать и обобщить описываемое явление на широком фоне общественной жизни, с привлечением богатого фактического материала и с помощью разнообразного антуража и соответствующих аксессуаров. Данный момент повышает познавательную ценность творчества И.Чавчавадзе и делает его произведения художественно-историческими документами.
Реалисты 60-х гг., объявив предметом литературы изучение практической жизни, ее анализ и преобразование и выдвинув на передний план принцип утилитаризма, отвергли эстетизм, учение о "чистом искусстве".
В одном из вариантов "Како", являющемся предшественником повести "Человек ли он?!", с большой реалистической точностью
описана городская жизнь. Описанием и характеристикой школы того времени, точностью деталей это произведение занимает особое место в нашей литературе. Оно являет собой плод непосредственных наблюдений и опыта. Живые бытовые картины в нем рельефно отображают как материальную действительность эпохи, так и характеры и отношения людей, их духовные и этические особенности.
Социальный анализ современной действительности и основанные на нем наблюдения и художественная фантазия, можно сказать, создали почву для писателя, позволив ему дать широкое обобщение характера и тенденций жизни Грузии того времени. Его персонажи нарисованы в обстановке повседневной подлинной жизни,они порождены жизнью, но именно благодаря частным свойствам, характерным для конкретной обстановки, привлекают внимание и своими индивидуальными особенностями. Во многих отношениях Луарсаб, Дареджан, Давид, Мосе Гдзеладзе и Елисабед похожи друг на друга, но они неодинаковы. Художник целенаправленно, с большой осторожностью подобрал и сочетал друг с другом свойства их характеров, "очистил, расплавил и отлил в прекрасную форму" жизненный материал. Говоря его же словами, он иногда отводил глаза от огромного камня и выбирал маленький камешек. Он обходил сенсационные явления и брался за едва заметные мелочи. Все в повести гармонично участвует в формировании типического характера: портрет, поведение, деятельность, отношения с внешним миром, и в результате кое-что, показавшееся бы нам в другой обстановке фальшивым и невероятным, здесь не вызывает никаких сомнений.
Сравнивая с этой точки зрения "Человек ли он?!" с опубликованными всего какими-то двумя годами раньше повестями Д.Чонка-дзе и Л.Ардазиани, которые, разумеется, не лишены художествен-
ных достоинств, мы все же замечаем принципиальные различия.
Повесть "Человек ли он?!" с поразительной точностью отражает как экономическую и политическую обстановку того времени, важнейшие социальные явления, так и конкретную реальность идейных противоречий и борьбы в литературно-культурной жизни. В частности, в этом произведении, как и вообще в произведениях И.Чавчавадзе 60-х гг., независимо от их жанра, получили своеобразное отражение настроения борьбы между поколениями, ее характерные черты, а в целом - вся та духовная обстановка, которая возникла в результате полемики 1861 г.
Наряду с художественным обобщением в повести "Человек ли он?!" встречаются публицистические и полемические пассажи, которые можно считать непосредственным продолжением борьбы "отцов и детей".
Разумеется, художественный факт никогда не равнозначен жизненному факту, поскольку в художественном факте преодолевается все случайное и второстепенное и собрано все наиболее существенное и характерное.
Писатель не обязан, да и не может с фотографической точностью запечатлеть на художественном полотне все жизненные мелочи; подбор и обобщение - неизбежная необходимость.
Отражение жизни целиком и полностью соответствует отношению в ней художника. Внимание писателя останавливается в первую очередь на тех моментах, которые его волнуют и заставляют задумываться.
При создании художественных образов И.Чавчавадзе пользуется как непосредственно жизненным материалом, прямыми наблюдениями над жизненными фактами и событиями, так и литературными источниками, материалами периодической печати, публицистическими
статьями и корреспонденциями.
Мы полагаем, что среди материалов, использованных писателем для создания образа Луарсаба Таткаридзе, было и"Письмо к Теймуразу", напечатанное в январском номере "Цискари" за 1860 г. Бадаром Картлели (Д.Кипиани), и опубликованный им же в ноябрьском номере "Цискари" за 1859 г. перевод "Романа одного бедного юноши" Октава Фелье.
Данное обстоятельство еще раз подтвервдает глубоко национальный характер повести "Человек ли он?!", ее чисто грузинское происхождение. Поэтому, например, сопоставление Луарсаба Таткаридзе с Обломовым и Иваном Никифоровичем можно считать правомерным исключительно с типологической точки зрения.
Повесть "Человек ли он?!" уникальна по глубине анализа и оценки современной действительности. Здесь всесторонне разоблачается крепостничество, как социальная система, осуждаются его политические, экономические и нравственные основы. Писатель характеризует крепостничество как виновника всех несчастий страны и народа. Оно привело хозяйство страны на край гибели, оно стало причиной страданий и несчастий трудящегося человека, оно вызвало духовное обнищание и нравственный упадок дворянства. И.Чавчавадзе в этой повести первым показал помещикам катастрофу, вызванную полным вырождением социальной системы в результате их возмутительной бесхозяйственности и беспомощности.
И сегодня, читая повесть "Человек ли он?!", можно яоно себе представить экономическое, политическое, моральное и духовное положение, возникшее в Грузии 50-60-х гг. в результате крепостничества. Восстановим, например, ту ситуацию, которая возникла в связи с подготовкой отмены крепостного права. Известно, что слухи об отмене крепостных отношений и произнесенная по
этому вопросу б 1858 г. речь императора Александра П вызвали возмущение у дворян. Об этом говорят известный "Листок болтовни" Иванэ Кереселидзе за 1858 г., статьи Александра Орбелиани "Русетуме", "Мебуке" и другие выступления на страницах "Циска-ри". Однако и с этой точки зрения с повестью "Человек ли он?!" не сравнится ни один другой источник. Она дает богатейшую информацию как о социально-политической, так и о психологической стороне указанного положения. По представленной здесь информации мы можем судить о том, как разные слои грузинской общественности встречали сообщения о падении крепостничества, какие отношения возникли в этом аспекте между крепостными и помещиками, какие надежды возлагало то или иное сословие на грядущий манифест. Как и во всем, беллетрист и в данном аспекте с большим художественным тактом разбирает конкретный иллюстративный материал, берет на вооружение все типическое, социально и психологически характерное, интересное. Детали и эпизоды подобраны не с точки зрения их абсолютного веса, значения или сенсационности, а исходя из требований и возможностей контекста, в соответствии с возможностями юмористических и других интонационных приемов.
Б результате такого анализа и правильного отображения жизни в повести "Человек ли он?!" достигнута концентрированная критика крепостничества, представленного как причина всех зол и несчастий. Хозяйство, дошедшее до полного разорения, унизительные оскорбления, которым подвергаются труженики, полное вырождение господствующего сословия, всеобщая темнота, бесхозяйственность. Б этой критике писатель широко использует для решения своей задачи публицистику и полемику. Диссертант указывает на острополемический характер произведения, каждая кон-
кретная деталь которого призвана способствовать идейно-художественному обобщению авторского замысла. Это - в одно и то же время и конкретная картина жизни, и аргументация неизбежности кризиса крепостного строя в условиях развивающегося капитализма. Читатель чувствует, что лвди, подобные Таткаридзе, неспособны повернуть вспять колесо жизни, избежать всесокрушающего возмездия, которое несет им новая эпоха.
Сюжет повести "Человек ли он?!" развивается медленно. Создается впечатление, что это и несущественно: главный акцент переносится здесь на статическую сторону, на конкретные жизненые детали, а кое-где - на голые, натуралистические факты. Характеры персонажей повести раскрываются именно таким путем. Неподвижность и беззаботность лучше всего выражают ритм той жизни, подобной затхлому болоту, против которой направлено острие сатиры. Отсюда вытекает гротескная форма типизации, свойственная творчеству Чавчавадзе вообще, и данной повести - в частности. С помощью гротеска писатель выявляет полную абсурдность предмета или явления. Эта форма характеристики и создает основу для морально-политического вывода: такие люди умирают, "ничего не прибавивши миру своею жизнью и ничего не отнявши смертью".
Познавательная ценность повести значительно возрастает благодаря тому, что в цей два противоположных социальных слоя охарактеризованы с одинаковой глубиной и политической правдивостью. Хотя писатель почти все свое внимание уделяет характеристике жизни помещиков, но этот замысел осуществлен таким образом, что по существу в повести дана исчерпывающая характеристика морали и настроений крестьянства.
Для И.Чавчавадзе характерно универсальное использование детали, стремление полностью исчерпать все ее возможности,
возложить многочисленные функции даже на эпизодические образы.
В повести "Человек ли он?!" со Есей ясностью проявились как социально-политическая, так и национально-патриотическая концепции автора, принципы его подхода к наболевшим проблемам современности. На первый взгляд писателя непосредственно интересуют события социальной жизни, а именно - вопрос крепостных отношений, но это - только на первый взгляд. При внимательном анализе становится совершенно ясно, что национальный и социальный аспекты в повести имеют одинаковое значение и дополняют друг друга. Это обстоятельство было замечено уже в 60-е годы прошлого века, в частности - в статье А.Цагарели "Наша бедная литература в этом столетии".
И.Чавчавадзе волнует не личная судьба Луарсаба и Дареджан, а трагическое положение родины, ее настоящее и будущее. Крепостничество, по его убеждению, было всеобщим бедствием, оно еще более ухудшало и без того тяжелое положение грузинского народа, препятствовало оздоровлению национальной жизни. Художественно правдивое отражение действительности, ее обобщение в формах самой жизни требовало осмысления национального вопроса на социальном фоне, и концентрированное их представление было обязательным условием критического реализма,- в противном случае отражение имело бы односторонний характер. Творческая цельность - вообще характерная черта И.Чавчавадзе. В журнале "Кребули" Н.Николадзе, противопоставляя друг другу "Рассказ нищего" и "Человек ли он?!", отдавал предпочтение этому последнему. Сам писатель не видел между этими двумя планами - социальным и национальным - никакой разницы.
В образе Луарсаба писатель показал нам типичного представителя отжившего свой век дворянства, а в Габро - сына народа,
пробудившегося от долгого сна под воздействием животворных веяний новой эпохи.
Повесть "Человек ли он?!" вдохновлена идеей прогресса родины, преодоления ее отсталости, стремлением к светлому будущему. Создается впечатление, что именно это - главное в данном произведении, а все остальное служит осуществлению и воплощению этого замысла.
Повесть "Человек ли он?!" своей резкой национальной критикой, как и целый ряд других публицистических, прозаических и поэтических произведений И.Чавчавадзе, способствовала оздоровлению национальной психики, облагораживанию национального характера, утверждению возвышенных этических норм. Писатель резко обличает ложный патриотизм.
И.Чавчавадзе с максимальной точностью, умеренностью и убедительностью представляет экономические, бытовые и этнографические аксессуары соответствующего периода. Именно это дает возможность рассмотреть его произведение с позиций самой жизненной действительности, оценить, какие явления, предметы,обычаи, и как, с какой целенаправленностью, под каким углом представлены в нем.
Заслуживают внимания все пассажи, в которых факты, относящиеся к политической жизни и системе управления, создают определенное представление о характере и колорите эпохи. Мы видим, с какой настойчивостью пытаются дворяне расположить к себе власти, заполучить для себя должности и посты.
Своей критикой политического режима, обличением бюрократического аппарата повесть "Человек ли он?!" - особенно интересное произведение грузинской литературы. Писатель показывает антинародный характер государственного аппарата, отсталость
чиновников, их корыстолюбие, глупость. Особенно одиозна фигура исправника, который заслужил всеобщую ненависть, став символом притеснения народа, грубой силы.
Сатира И.Чавчавадзе по своей сути сродни сатире Раблэ,Свифта и Шедрина, поскольку она изменяет реальное соотношение жизненных явлений в соответствии с той тенденцией, которая требует преувеличения отдельных сторон жизни. Эти сатирические образы вызывают не сожаление или сочувствие, не надежду на возможное исправление, а возмущение и презрение. Салтыков-Шедрин говорил, что для сатиры естественно не смешное, а трагическое состояние.-
"Рассказ нищего" в композиционном отношении состоит из двух частей. В первых шести главах представлен процесс духовного созревания, идейного формирования ведущего героя. Здесь важную роль играют проповеди священника, которые оказывают решающее воздействие на этот процесс.
Следующие шесть глав - художественное воплощение, так ска-зать','теоретической"части, изложенной в первых шести главах.Обе части, а следовательно и все произведение пронизывает одна главная идея - неизбежность крушения социального неравенства. Все остальные вопросы увязаны с этой проблемой.
"Рассказ нищего" - история грузинского крестьянина, отличающаяся мемуарной правдивостью и непосредственностью, поскольку читатель смотрит на жизнь 1фестьянина глазами самого крестьянина. В бесхитростном рассказе Габриела о своих тяжелых приключениях писателя почти не видно, он стремится оценить каждое событие, кавдый факт с позиций угнетенного крестьянина.
Произведение написано накануне крестьянской реформы, в поддержку этой реформы, с уверенностью в ее успехе и в надевде на
то, что реформа принесет счастье сельским труженикам, будет способствовать общему возрождению страны. Б повести прямо сказано: "Боже! Бее труды, земле отданные, пусть отзовутся урожаем. Да будут закрома полны и кувшины полны".
Писатель с огромной реалистической правдивостью обличил жестокость и устарелость крепостнического строя в Грузии. Как и "Человек ли он?!" и "Разбойник Како", повесть "Рассказ нищего" - произведение полемического характера, - своеобразный ответ тем, кто в 50-х гг. пытались доказать, будто бы крепостные отношения в Грузии традиционно имели "отцовско-сыновний" характер.
И.Чавчавадзе вскрывает сущность социальной действительности того времени; он глубоко анализирует различные стороны жизни крепостных крестьян, показывает все унижения и преследования, которым подвергались они в то время. Перед наш - художник, хорошо знающий жизнь, всем сердцем сочувствующий народным страданиям и мечтающий о счастье народа. Он говорит о таких страданиях главного героя, которые в конденсированной форме передают существенные черты социальной жизни.
Б "Рассказе нищего" в неразрывной связи представлены физические и духовные страдания трудящегося человека. Это было значительным новшеством для грузинской литературы того времени. Это был ответ тем, кто не считали крепостного за человека, отождествляли его страдания со страданиями животного.
И.Чавчавадзе и в этой повести показал все самые уродливые стороны жизни того времени, все социальные несправедливости, которые противоречили элементарным требованиям нравственности, даже нормам христианской религии, разлагали общество, тормозили его нравственное возвышение.
"Рассказу нищего" явно недостает той заостренной реалистической детализации, которой отличается повесть "Человек ли он?!". Однако благодаря непосредственной остроте классового антагонизма и социальной борьбы эта повесть не имеет себе равных в грузинской литературе того времени.
Рассказ нищего" имеет несколько параллельных линий и мотивов, проблема рассмотрена и оценена с разных сторон, но основной стержень произведения - обличение социальной несправедливости. Каждый компонент, кавдый художественный образ ставит своей целью показать устарелость и несправедливость крепостнического строя.
Бея трагедия в этой повести вызвана крепостнической несправедливостью. Писатель не ограничивается художественным обобщением и лирическим вмешательством, он дает публицистическую оценку возникшим ситуациям.
В "Рассказе нищего" И.Чавчавадзе впервые поставил и дал глубокий художественный анализ волновавшей его проблеме "рухнувшего моста" мевду сословиями, которую спустя два десятилетия со всей полнотой и классическим совершенством выразил в "Отаровой вдове".
В прозе и публицистике И.Чавчавадзе "рухнувший мост" - метафора, несущая широкую социальную нагрузку; в то время это понятие имело острое общественное звучание не только с точки зрения примирения сословий, но и с точки зрения классовой непримиримости.
Чтобы яснее показать свою основную идею, писатель создал новую модель взаимоотношений крепостного и помещика, которая значительно отличает это произведение, и вообще картину социального антагонизма, от повести "Человек ли он?!" и поэмы
"Разбойник Како".
Помещики в "Рассказе нищего" - внешне обыкновенные лвди, они могут на первый взгляд даже показаться добрыми. И все же, несмотря на то, что Датико - образованный человек, приобщившийся к новой жизни, положение его крепостных по существу ничем не отличается от других.
Конфликт Датико и Габриела вытекает из характера Датико, как типичного помещика. Этот характер.проявляется не только в отношении к сверстнику, но и во всем комплексе его отношений к лвдям.
Габриел и священник - подлинное достижение грузинской литературы. Высокая интеллектуальность, осознание существенных сторон жизни, анализ собственного поведения, критическое отношение к окружающей среде и к себе самому делают каждого из них по-своему сложной личностью. Эта сложность породила определенные разногласия в оценке их психологической и социальной убедительности. Писатель несомненно понимал, что воплощение этих характеров неизбежно столкнется с большими трудностями, и испытывал надлежащее чувство ответственности. Он чувствовал, что в данном случае эмпирический материал, голые жизненные факты не могут быть достаточно надежными и заслуживающими доверия, что отображение должно опираться одновременно и на конкретные факты, и на художественный вымысел. Осознание литературной ответственности, осторожность и вместе с тем - художественная смелость с начала до конца характеризуют весь процесс создания этих образов; их совершенство стало возможным в первую очередь благодаря тому, что художник органически ощущал их жизненный характер, их общественную и литературную необходимость, потребность читателя в таких характерах. Это обстоя-
тельство сразу же говорит о неправильности и беспочвенности некоторых высказываний литературной критики по вопросу о "Рассказе нищего" вообще и об упомянутых образах - в частности. Художник, как тонкий мастер реалистической живописи, показывает, что Габриел, этот крепостной крестьянин,- от природы высокоодаренный человек, на которого в повести возложена исключительно важная роль: он не только выступает олицетворением возвышенных человеческих идеалов, но и в некотором роде борется за их торжество. Писатель с максимальной осторожностью подбирает детали, предельно нагружая их эмоциональным содержанием.
Диссертант устанавливает, что И.Чавчавадзе и в "Рассказе нищего" широко использовал устные предания, отдельные факты современной жизни и материалы местной печати.
Есе подобные детали подтверждают, что это произведение И.Чавчавадзе уходит своими корнями в действительность того времени, его основные черты подлинно жизненны, глубоко народны. Бот почему статья Н.Николадзе, опубликованная в журнале "Кре-були", в которой высказаны критические замечания в адрес "Рассказа нищего", лишена реальных оснований. Критик упрекает И. Чавчавадзе в отходе от реализма, исходя из того, что крестьянин Габриел выведен им как чрезвычайно чувствительный, мягкосердечный человек, да и выражается он чересчур высокопарно. В связи с этим следует сказать, что писатель создал совершенно правдивый социальный и психологический фон, четко мотивировал образ своего героя и сделал его максимально убедительным. Н.Николадзе упускает из внимания ту твердую национальную почву, на которую поставил писатель своего героя.
Анализ "Рассказа нищего", изучение его мастерски созданных типических образов выявляет всю безосновательность этих
утверждений Николадзе.
И.Чавчавадзе в "Рассказе нищего" показал тип борющегося за свои человеческие права крепостного крестьянина, который и в нравственном, и в интеллектуальном плане глубоко осознал свое поведение; это - герой угнетенного класса нового времени, он страдает из-за своего социального положения и в этих страданиях обретает идею необходимости ликвидации сословного неравенства.
На широком фоне действительности своего времени, в мире угнетения и несправедливости писатель создал образ нравственно совершенного, идеального человека, вышедшего из круга именно тех людей, которые растоптаны социальной несправедливостью. Этот факт сам по себе красноречиво говорит о том, насколько далек реализм И.Чавчавадзе от фотографирования действительности и от всех натуралистических "грехов", в которых его обвиняли.
Значение "Рассказа нищего" не ограничивается обличением крепостничества; в этом произведении выражено глубоко гуманистическое мировоззрение, мечта о свободе, равноправии и социальном благосостоянии человека.
"Рассказ нищего" резко выделялся в литературе того времени пафосом острого полемического обличения, критикой существующей социальной системы, царизма и его антинародного аппарата, осувдением продажных чиновников и злодеяний суда. Бот почему и после отмены крепостного права,- не только в 70-х гг., но даже во время революционных выступлений 20-го века это произведение целиком и полностью сохраняло боевой дух; призывало народ к борьбе за свободу.
Б грузинской литературе того периода немного найдется про-
изведений, с такой силой бичующих жестокость и несправедливость царизма. Царское самодержавие в "Рассказе нищего" показано как отжившая социальная система, сковывающая и угнетающая человека. Это обличение еще более усиливается благодаря тому, что здесь с поразительной бескомпромиссностью показана вся непримиримость классовых противоречий, неизбежность революционных изменений. Угнетатели, подобные Датико, не просуществовали бы и одного дня, если бы их не защищало самодержавное правительство со своей армией, судьями, полицией и чиновниками. Такая развернутая критика царской власти - одно из крупных достижений "Рассказа нищего".
Грузинская литература 60-х гг. вообще, и в частности - проза И.Чавчавадзе, имеет ясно выраженное социальное звучание. Начиная с 70-х гг. в творчестве И.Чавчавадзе такое же универсальное значение приобретает и национальный мотив. Эти два основные мотива в творчестве И.Чавчавадзе неотделимы друг от друга. Даже произведение такого социального звучания, как "Рассказ нищего", преисполнено национального пафоса. Писатель осуждает социальную несправедливость, поскольку она мешает возрождению отчизны, национальному прогрессу, тормозит развитие материальной и духовной культуры. В "Рассказе нищего", так же как в поэме "Разбойник Како" и повести "Человек ли он?!", вопрос отмены крепостничества и национально-освободительные, патриотические устремления - неотделимые части единого идейно-художественного целого. В 60-е годы писатель считал социальное обновление главным условием национального освобождения и расцвета, а в трудовом крестьянстве видел основную движущую силу ©того обновления.
"Рассказ нищего" - одно из образцовых произведений грузинского критического реализма 60-х гг. Мы не видим особых прин-
ципиальных различий между повестями "Человек ли он?!", с одной стороны,и"Рассказ нищего" - с другой.
Б "Рассказе нищего" социальная и экономическая жизнь народа не так детализована, как в повести "Человек ли он?!", но все же несмотря на это определенные штрихи экономического и этнографического характера встречаются и здесь. Они дают известное представление о материальном положении лкдей, о традиционных и новых мелочах быта, об организации семьи, об одежде, пище и городском устройстве и географии.
Реалистическую жизненность "Рассказа нищего", несовместимую с сентиментальной чувствительностью, обусловливают также удивительно простая, народная манера повествования, подлинно народные язык и стиль, блестящая художественная ткань, сотканная из афоризмов и крылатых слов. Простота эта свидетельствует о том, что молодой писатель в совершенстве знал жизнь.
Все это обусловливает особое место "Рассказа нищего" в истории грузинской литературы.
Важный образец грузинского критического реализма - "Сцены из времен освобождения крестьян" И.Чавчавадзе, которые в 1865 г. вышли отдельной книгой и вызвали большой интерес критики и читателей.
В "Сценах" современность находит свое выражение в высокохудожественном описании конкретных явлений и фактов. Для освещения политической и экономической обстановки, быта, социальных отношений автор широко использует художественные средства, в том числе - и чисто фольклорного характера. Н.Николадзе,давший исключительно высокую оценку этому произведению, именно в связи с ним поставил вопрос о своеобразных особенностях критического реализма в грузинской литературе, в частности - проб-
лему "неприкрашенного" и "приукрашенного" реализма, объявив "Сцены из времен освобождения крестьян" типичным примером неприкрашенного отображения.
В "Сценах" отражена социально-политическая обстановка,сложившаяся в Грузии в результате отмены крепостного права, в частности - взаимоотношения сословий; с документальной точностью показаны здесь экономическая обреченность и политическое бесправие "освобожденных" крепостных крестьян.
Благодаря обилию и точности деталей в "Сценах" представлена широкая панорама эпохи, во всей ее многоплановости. Здесь фиксируется жизнь тех напряженных дней, начиная с указания на то, что "отмена была обнародована в 1864 г., 8 ноября", в присутствии специально приглашенных из деревень дворян и зажиточных крестьян.
В "Сценах" сохранились такие важные исторические сведения об отмене крепостничества, которых мы не найдем в официальных документах и прессе. Здесь достаточно ясно показано, что отмена крепостничества была -также и следствием борьбы и недовольства крестьян.
В "Сценах" Илья Чавчавадзе с большой художественной силой разоблачил формальный характер "крестьянской реформы", показал разнузданный эгоизм и произвол помещиков.
Не только непосредственно в период отмены крепостного права, но и в последующие десятилетия никто не выразил столь резкого протеста против такой реформы, при которой крестьяне были освобождены фактически без земли.
В произведении хорошо показано экономическое разорение трудового крестьянства, нищета, которая со всей неизбежностью грозит миллионам "освобожденных" крестьян. "Освобождение" без зем-
ли нагляднее всего выявило помещичий характер реформы. Помещики, поняв, что им уже не сохранить за собой всех политических привилегий, все силы перенесли на сохранение своих владений, на ограбление бывших крепостных.
Мы чувствуем, что сломленному непосильным трудом крестьянину после "освобождения" предстоит трудиться еще более, чтобы добыть себе кусок хлеба.
"Сцены" дают представление не только о крестьянской реформе, но и о самом крепостничестве. Здесь по существу дана развернутая критика всего крепостного строя.
"Сцены из времен освобовдения крестьян" не имеют себе равных в грузинской литературе по обилию и типичности картин и деталей, рисующих притеснение крестьян после реформы, произвол помещиков.
К числу художественных достоинств "Сцен " относятся не только сюжет и детализация, но и поистине замечательные типические характеры. Глаха Чриашвили, этот совершенно эпизодический персонаж, именно благодаря своему типическому характеру, по социально-психологическим особенностям стал таким же обобщенным образом, как герои гораздо более крупных произведений: Луарсаб Таткаридзе и Отарова вдова.
Глаха Чриашвили - универсальный художественный тип: он служит важным материалом для выражения основной идеи произведениям вместе с тем использован как безобидный, замаскированный атрибут, обличающий уродство социальной системы.
Реалистическое отображение действительности было бы невозможно, если бы типические характеры не были представлены в типических обстоятельствах. Касаясь творчества И.Чавчавадзе, Н.Николадзе в 1873 г. писал: "Писатель присматривается к тем
явлениям и случаям жизни, которые кажутся ему особенно примечательными и знакомыми, исследует и осмысляет их".
Благодаря правдивому показу среды и деталей "Сцены из времен освобождения крестьян" могут считаться хрестоматийным образцом грузинской прозы. В них с огромной художественной силой проявляются национальный- характер, стремления, быт, психический склад, язык народа, "характер его мышления и выражения", своеобразные особенности передачи мысли и чувства, "внутренние желания и стремления" различных слоев общества.
Не только в творчестве И.Чавчавадзе, но и во всей грузинской литературе "Записки путника" как в идейном, так и в художественном отношении занимают особое место. В этом произведении впечатляюще изложена программа деятельности передовой грузинской общественности второй половины XIX века, и оно оказало огромное влияние на мировоззрение и деятельность последующих поколений.
"Записки путника" настолько близки к конкретной действительности, что они дают ясное представление об экономическом положении народа, об одежде, о новых деталях быта, новом инвентаре, о формах отношений мелщу лкщьми и т.д.
В этом произведении мы уже слышим недовольство народа, зажатого в экономические тиски ростовщическим и торговым капиталом* Писатель придает этому недовольству не только социально-экономическую, но и национально-политическую функцию. Отраженные здесь контрасты как бы опережают время, предвосхищая дальнейшее обострение социально-классовых отношений.
Писатель использует перемены, происшедшие в быту народа, с одной стороны, для характеристики социальной обстановки, а с другой - для создания портретов персонажей. Он не против изме-
нений, происходящих в быту, но его симпатии ко всему родному совершенно несомненны. Монументально выглядит мохевец; его одежда и умение держаться безусловно заслуживают симпатию.
Автор беспощадно бичует научно-техническую отсталость страны, выявляет социально-политические причины всеобщего упадка. Б этих пассажах сарказм и боль дополняют друг друга, ставят перед собой одну задачу.
Б литературе народов окраин России трудно найти другое такое саркастическое обличение самодержавного строя, отсталости и темноты царизма.
В "Записках путника" писатель сформулировал идеал свободной личности, действенной, вдохновленной общественными интересами.
С точки зрения революционного гуманизма требования социального и национального освобождения человека неразрывно связаны друг с другом. Мы разделяем то мнение, что приоритет в "Записках путника" отдается национальной проблеме. Однако, если не придавать решающего значения отдельным высказываниям, а учитывать общий пафос, то должно быть ясно, что по этой повести и причина национального гнета обусловлена социальным неравенством.
Сатира И.Чавчавадзе в "Записках путника" еще более беспощадна и политически заострена, чем в повести "Человек ли он?!". Здесь автор с публицистической прямотой осуждает существующий режим, его политико-экономические основы, его прислужников.
Острые проблемы эпохи автор освещает в духе неизбежного прогресса. Всюду мы чувствуем дух обновления и перерождения. Проблемы борьбы и мира как в "Видении" и в "Матери грузина", так и в "Записках путника" решаются с точки зрения взаимоотношения добра и зла, определяются внутренними потребностями про-
гресса. Борьба должна означать поиски нового, лучшего пути.
В "Записках путника" запечатлены глубокое уважение и любовь к передовой России. Это проявляется уже в самом характере тех идей, которые составляют движущий стержень произведения. Точка зрения, с которой автор описывает и оценивает яв^ ления и события, усвоена им за те четыре года, которые он провел в Петербургском университете. Б свете знаний, полученных в России, судьба родины представляется ему по-новому. Когда в своем широкоплановом аллегорическом произведении писатель говорит о предательстве разлившегося по равнине, присмиревшего и утихшего, "будто испробовавшего розог или дождавшегося чина" Терека, он подразумевает своих "сменивших кожу" соотечественников. А когда он говорит о ночи: "Отыди, темная, злая",- это восклицание направлено против общего зла.
Б "Записках путника", помимо личных впечатлений и конкретных жизненных фактов, автор нередко обращается к литературным источникам, - для проведения соответствующих параллелей, сопоставлений или для аргументации.
"Записки путника" - новая ступень в развитии грузинского литературного пейзажа. На картины природы возлагается не только художественно-эстетическая функция: они также становятся компонентом философского рассуждения, средством политического обличения.
Диссертант развивает положение о том, что творчество Александра Казбеги и Бажа Пшавела как по своему духу, так и по художественной специфике берет свое начало в "Записках путника" И.Чавчавадзе. Это прежде всего проявляется в национальной концепции, в социальном, этнографическом, географическом колорите, в понимании роли и места пейзажа.
"Записки путника" - не только произведение программного значения, Они как бы одновременно и начинают, и венчают все творчество Ильи Чавчавадзе, задают тон всем жанрам его творчества.
В художественной прозе И.Чавчавадзе 60-х гг., как в зеркале, отразились важнейшие явления и стремления общественной жизни Грузии той эпохи, это - целый исторический мир, без понимания и учета которого невозможно осмыслить все дальнейшее развитие грузинской литературы.
Список научной литературыТкешелашвили, Манана Шотаевна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.37. Издательство политической литературы, 1965. - 599 с.
2. Ленин Б.И. О литературе и искусстве. 5-е изд. - М.: Худож. лит., 1976. - 898 с.б) Специальная литература (на грузинском языке )
3. Абашидзе К.Г. Этвды о грузинской литературе XIX в. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1970.- 520 с.
4. Абашидзе К.Г. 2£изнь и искусство.- Тбилиси: ТГУ, 1971.- 766 с.
5. Абзианидзе Г.Н. Очерки из истории грузинской общественной мысли XX в. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1959.- 520 с.
6. Абзианидзе Г.Н. Нико Николадзе о творчестве Ильи Чавчавадзе. Б кн.: Илья Чавчавадзе. Юбилейный выпуск. сЛ65-185. Тбилиси: АН ГССР, 1957. - 372 с.
7. Абзианидзе Г.Н. Грузинские классики. Тбилиси: Сахелгами, 1950.- 296 с.
8. Алания Н.Б. Илья Чавчавадзе.- Тбилиси: Саблитгами, 1959. -142 с.
9. Асатиани Г.Л. Илья Чавчавадзе. Поэт и мыслитель. 2-е изд., -Тбилиси: Накадули, 1978.- 127 с.
10. Асатиани Г.Л. От "Витязя в тигровой шкуре" до "Бахтриони".-Тбилиси: Мерани, 1974.- 403 с.
11. Асатиани Л.Г. Литературные статьи, очерки. Тбилиси: Мерани, 1974.- 390 с.12,13,1415,16