автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Конфуцианство в духовной культуре Китая: традиции и современность

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Абрамова, Наталья Андреевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Чита
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Конфуцианство в духовной культуре Китая: традиции и современность'

Текст диссертации на тему "Конфуцианство в духовной культуре Китая: традиции и современность"



На правах рукописи

АБРАМОВА Наталья Андреевна

КОНФУЦИАНСТВО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ КИТАЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ (социально-философский аспект)

09.00.11 - социальная философия

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -

доктор философских наук, профессор В.А. Кобылянский

А

Чита, 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..........................................................................................................3

I раздел

Методологические основы исследования конфуцианства в духовной культуре Китая..........................................................................12

II раздел

Конфуцианство в духовной культуре Китая................................................31

III раздел

Особенности конфуцианства в современной духовной культуре................52

IV раздел

Синкретические религии - фактор обновления и модернизации духовной культуры.........................................................................................76

V раздел

Перспективы конфуцианской культуры в XXI веке.....................................96

Заключение....................................................................................................116

Приложения..................................................................................................121

Литература....................................................................................................136

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Существует ряд причин, актуализирующих изучение социально-философских проблем духовной культуры китайского общества. Это связано с геополитическим положением России. Ее срединная расположенность и одновременная опора как на культуру Запада так и Востока особенно важна в связи с необходимостью более успешного решения задач реформирования российского общества.

Кроме того, сложности современного общественного развития ставят перед специалистами любого профиля задачи изучения возможностей национальных духовных культур, их особенностей в содержании и проявлении, в прагматичном использовании в процессе их взаимодействия. В наши дни проблема взаимодействия культур во многом является проблемой ясности понимания культурных ценностей.

Рост могущества современного Китая активизирует обсуждение будущей мировой роли китайской цивилизации, вызывает потребность осознания успехов общественного развития Китая и их всестороннего изучения.

В этих условиях объектом пристального внимания для российских исследователей неизбежно становится эффективно функционирующая система китайской духовной культуры с ее многовековыми национальными традициями, трансляционно-адаптационными способностями, программирующими настоящее и будущее не только Китая. Определяющей особенностью духовной жизни китайского общества является трансформация процессов традиционализма и модернизма.

Процессы традиционализма, воплощенные в нормах обычного права, стереотипах восприятия и поведения, социальных связях и формах семьи и брака, в многочисленных этнокультурных признаках и характеристиках, в социальном и административно-политическом устройстве, соответствующем современным социально-экономическим отношениям, представляют собой важнейший элемент механизма

самосохранения, воспроизводства и регенерации этнической общности китайского общества.

Традиционный культурный опыт поколений, нормы и обычаи продолжают выступать здесь не только в качестве специфического регулятора и стабилизатора, но и эффективным способом осуществления процессов всесторонней модернизации общества. Определенную роль в этих процессах играет конфуцианская идеология.

Богатый опыт изучения конфуцианства свидетельствует о потенциале этого учения и необходимости его дальнейшего исследования в аспекте взаимоотношений традиционализма и модернизма.

Степень научной разработанности проблемы. Духовная культура китайского общества в ее конкретных проявлениях и формах, духовные ценности и традиции изучаются многими философскими и специальными науками в различных странах мира. Имеются важные результаты исследований по проблемам этики, эстетики, политической теории, философии, права, традициеведения, религии и теории культуры. Вокруг проблем изучения китайской духовной культуры (в частности, конфуцианства) выстраивалось развитие отечественного китаеведения.

Заметный вклад в исследование этих проблем духовной культуры Китая внес академик В.М. Алексеев, определив культуру как конфуцианский универсальный комплекс [1]. Сущность учения Конфуция и его роль в духовной культуре соседних стран рассматривает автор первого отечественного труда о конфуцианской философии в Китае и Японии Я.Б. Радуль-Затуловский [2].

В русле проблемы генезиса восточной философии и становления китайской духовной культуры конфуцианство исследуется Ф.С. Быковым, JI.C. Васильевым, А.Е. Лукьяновым [3].

Мировоззренческие основы конфуцианства, интерпретация этических категорий, проблема природы человека в конфуцианском учении освещаются в трудах А.И. Кобзева, A.M. Карапетьянца, В.В. Малявина и других авторов [4].

В отечественной синологической литературе существует целый ряд работ, посвященных изучению роли конфуцианства в функционировании института «история-политика» (Л.П. Делюсин, Л.С. Переломов). Развитие философской мысли КНР в 60-70-е годы, вопросы философских дискуссий в связи с проблематикой конфуцианства рассматриваются В.Г. Буровым [5].

Российские ученые анализируют и качество синкретизма, присущее китайской культуре, исследуя взаимодействие традиционной мысли (конфуцианства, даосизма) с буддизмом. Для изучения некоторых традиционных представлений в идеологии и культуре современного Китая важное значение имеет исследование китайского буддизма. В разработку этой проблематики внесли вклад Н.В. Абаев, A.C. Мартынов, Л.Е. Янгутов [6]. Синкретизм китайской духовной культуры рассматривается и в трудах Е.Б. Поршневой.

Современное состояние духовной культуры китайского общества в связи с возрождением конфуцианских идей отражено в публикациях О.Н. Борох, Л.И. Головачевой, A.B. Ломанова, В. Портякова и других авторов.

Являясь одной из центральных тем социальной философии, проблема духовной культуры Китая в многообразии ее проявлений была поставлена в трудах Инторчетта, Клерка, Хельмана, первых переводах китайских классических книг и философских трактатов Г. Потье, Дж. Легга, Р. Вильгельма, в работах М. Мюллера, В. Грубе, Г. Джайлза и Дж. Гроота.

В работах современных западных синологов анализируются различные аспекты конфуцианства, однако в них в изобилии встречаются высказывания, свидетельствующие о нерешенности проблемы Конфуция и его учения [7].

В современных работах западных синологов Й. Саари, Р. Лифтона, Л. Хуана, Дж. Цзе Сюна и других авторов рассматриваются философские корни маоистской идеологии через призму неоконфуцианства. При этом отмечается, что маоизм выполняет в китайском обществе роль конфуцианского «ли» - свода морально-этических норм [8].

В работах американских ученых Б. Шварца, Р. Соломона и других в качестве факторов, оказывающих влияние на духовную культуру китайского общества, рассматривается широкий спектр традиционных китайских (в основном конфуцианских) и европейских культурных идей[9].

В последние десятилетия внимание западных исследователей П. Сы, Аррана Гара, Яна Скоггарда и других сосредоточено на процессах традиционализма и модернизма, происходящих в китайском обществе [10].

Социально-философская рефлексия проблем духовной культуры китайского общества представлена рядом крупных комплексных исследований в самом Китае: двухтомном издании Фэн Юланя «История китайской философии» (1931-1934 гг.), которое было издано и в английском переводе Дерка Бодда (1937-1953 гг.). Кроме того, в 1948 г. была опубликована «Краткая история китайской философии», написанная на английском языке самим Фэн Юланем.

В 1953 г. Чэнь Юнцзе опубликовал свой классический перевод главных текстов под названием «Источники по китайской философии», который стал наиболее популярным изданием среди серьезных переводных антологий духовной культуры Китая.

Спектр проблем духовной культуры, разрабатываемых современными китайскими учеными широк: генезис национальной культуры и особенности этого процесса, философско-религиозные основы национальной культурной традиции, ее типология, структура, национальная психология, национальная культура в современном мире, проблемы взаимодействия культур, возможности их синтеза, проблема Китай - Запад, место китайской культуры в человеческой цивилизации и Т.д.

Если до 90-х годов в КНР была опубликована всего одна монография, где рассматривались вопросы духовной жизни общества, то за последние годы их появилось десятки. «Теория культурологии» под редакцией Сяо Яна, «Общая теория культурологии» Го Циюна, социально-философские исследования Чжан Кайюаня и других авторов,

вышедшие в 80-х годах, создали теоретическую базу для дальнейшего изучения состояния духовной культуры общества [11].

В опубликованных в 1997-1998 гг. монографиях Ли Жуншаня «Ведущая теория культурологии», Ли Чэнгуя «Отношения между китайской и западной культурами», коллективных исследованиях «Философия и современная культура», «Пересечение и выбор века» подробно исследуются различные стороны духовной жизни и культуры китайского общества, в том числе модели культуры, культурная трансляция, проблема традиционной культуры и культурных традиций, традиционная культура и модернизация.

Конфуцианские традиционные идеи, их воздействие на национальную культуру внутри страны, взаимоотношения с процессами модернизации концептуально разрабатываются в трудах Ду Вэймина, Ван Синго, Синь Личжоу, Чжан Ливэня, Чжу Лияня.

В китайском обществе никогда не игнорировались традиционные моральные концепции и их рациональное использование в новых условиях.

Поворот общества конца XX в. к конфуцианскому наследию привлек внимание ученых к анализу путей соединения модернизации с традиционализмом. Выработка стратегии создания новой культурной платформы является объектом исследований Янь Шаотана «Направление духа строительства современной новой культуры Китая и «конфуцианская революция», Гао Мина - «Китайская культура и перспективы человечества», Чжао Чжидуна - «Об основах национальной традиционной культуры», Гао Хуанпина - «Привел ли уже бум традиционной культуры к неоконсерватизму»?, Е Таня - «Китайская традиционная культура и модернизация».

Успешное осуществление реформ в 90-х годах определило интерес китайских ученых к изучению проблем взаимодействия традиционных и рыночных факторов в китайской экономике. Современное философское осмысление конфуцианства как реальности, требующей учета в экономической политике дается исследователем Ван Наньди через выдвинутую им теорию «стратификации» культуры [12].

Вклад в разработку проблемы отношения к традициям в условиях перехода Китая к рыночной экономике вносят исследования Ли Чжэнся, Ван Чжэньли - «Модернизация Китая: традиции и ситуация в стране». Философы Ли Цзэхоу, Цзян Ихуа рассматривают национальный характер конфуцианских идей, уделяя особое внимание его сохранению. Использование «прогрессивных» идей конфуцианства как одно из условий модернизации Китая и определения его роли в развитии мировой культуры представляется другой группой китайских ученых[13].

Перевод и анализ опубликованных в Китае ряда научных работ свидетельствует о глубоком внимании китайской философской мысли к различным аспектам конфуцианства. Китайские ученые определяют учение Конфуция как нравственное, лишенное элементов культа и таинственности, анализируют понятийный аппарат, предлагая в определенной степени новые интерпретации отдельных терминов, выделяют педагогические постулаты и воспитательные идеи Конфуция. Разработка этих и других аспектов конфуцианства осуществляется с целью прагматического их использования в процессе строительства «социализма с китайской спецификой».

Анализ используемого в диссертации материала позволяет сделать ряд принципиальных выводов относительно общности и универсальности проявления закономерностей, обеспечивающих успех социально-экономических реформ в Китае и о возможном пути эволюции России. Обращение к лучшим отечественным духовным традициям и национальной идее [14], учет позитивного социокультурного опыта, в частности, Китая может являться одним из факторов стабилизации и устойчивого развития российского общества.

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертации является исследование конфуцианства в духовной культуре Китая в аспекте взаимоотношений традиционализма и модернизма. Данная цель обусловила следующие задачи:

- дальнейшее развитие методологических принципов в разработке проблемы;

выявление конфуцианских идей, функционирующих в современном китайском обществе;

- исследование процессов традиционализма и модернизма в создании духовной культуры «социализма с китайской спецификой»;

- анализ тенденций и перспектив влияния духовной культуры Китая на формирование современного миропорядка.

Методологические основы и источники исследования. В качестве методологического обоснования диссертационного исследования использованы общенаучные методы познания в их применении к анализу духовной культуры: конкретно-исторический, системный подход, рассматривающий процессы и явления на основе всеобщих принципов взаимосвязи и развития. В исследовании конкретного текстологического и исторического материала использованы принципы структурности и целостности, а также методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии и др.

Источниками исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам духовной культуры общества. В диссертации также использованы теоретические разработки и концепции представителей отечественного и зарубежного востоковедения, китайских философов, касающиеся общих черт и особенностей духовной культуры Китая, форм ее выражения, культурных традиций в истории религиозных учений, проблем соотношения и сосуществования традиционных конфуцианских установок и современности.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем реализован социально-философский подход к углубленному изучению конфуцианства в духовной культуре Китая в аспекте современного сочетания традиционализма и модернизма.

В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие результаты:

- выявлена методология изучения духовной жизни Китая, используемая китайскими исследователями;

- охарактеризованы функционально значимые для современного Китая основополагающие идеи конфуцианства;

- выявлена определяющая особенность современной духовной культуры китайского общества, заключающаяся в трансформации процессов традиционализма и модернизма;

изучена специфическая форма общественного сознания обеспечивающая взаимодополнение и равновесие духовных религиозных и светских ценностей и служащая фактором обновления и модернизации культуры Китая;

- обосновано положение о роли китайской «социалистической духовной цивилизации» в формировании современного миропорядка.

Научно-практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут способствовать углублению знаний о сущности духовной культуры Китая, развивать методологию анализа социальных процессов, представленный материал может иметь значение при изучении социально-философских аспектов, а также культурных и социально-политических процессов в странах традиционного распространения конфуцианской культуры. Практическое значение работы заключается в возможности использовать ее результаты для решения реальных проблем межкультурного взаимодействия. Они могут также найти практическое применение при подготовке учебных пособий, разработке спецкурсов, в преподавании ряда тем курсов философии, социологии, культурологии, политологии.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите кафедрой философии Бурятского государственного университета.

Основные идеи диссертации отражены в различных научных публикациях, докладывались на научно-практических конференциях Читинского государственного технического университета. Материалы исследования апробированы при подготовке монографии «Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект)». - Чита: ЧитГТУ, 1998. - 258 е., написании учебных пособий «История философии Китая (истоки, основные этапы развития, современность): Курс лекций. Часть 1 и 2. -Чита: ЧитГТУ, 1997. - 205 с. (в соавторстве); Китайский язык: разговорная практика. Часть 1. - Чита: ЧитГТУ, 1997. - 109 е.; Китайский язык: разговорная практика. Часть 2. - Чита: ЧитГТУ, 1998. -123 е., при разработке курса лекций по «Этнографии Китая».

Всего по теме диссертации опубликовано 13 раб