автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Консонантные художественно-изобразительные средства в лирике Я.П. Полонского
Полный текст автореферата диссертации по теме "Консонантные художественно-изобразительные средства в лирике Я.П. Полонского"
ХАРЬКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ И ОРДЕНА ДРУЖУ НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.М.ГОРЬКОГО
На правах рукописи
КОСИЦЫНА Светлана Юрьёвна
КОНСОНАНПШЕ ХУДСЕЕСГВЕННОгИЗОБРАЗИГЕЛЬНЫЗ СРЕДСТВА В ЛИРИКЕ Я.П.ПОЛОНСКОГО
10.02.01 - русский язык
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Харьков - 1990
Работа выполнена в Днепропетровском государственном униьерсит
Научный руководитель - кандидат филологических наук, доцент Т.Е.Ворсиина
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
. профессор Л.Ф.Тарасов
/Харьковский государственный университет/
кандидат филологических наук, доцент И.И.Степанченно /Харьковский государственный педагогический институт/
Ведущая организация - Институт русского языка АН СССР
Защита состоится "-¿У " к 1990 года в чао.
на заседании специализированного совета К 068.31.II" в Харько оком государственном университете им. Л.Ы.Горького /310077, Харьков, пл. Дзержинского, 4, ауд.^^У/.
С диссертацией модно озшколшться в Центральной научной библиотеке университета.
Автореферат разослан
1990 года.
Ученый секретарь ^
специализированного совета Шир.си-оф.а^ Е.О.Широкорад
ОКЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Цель диссертации состоит в исследовании стилообразующей реализации консонантного строп поэтических текстов Я.П.Полонского.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Опроизлить зависимость между количественными характеристиками консонантных элементов поэтического текста и их художественно-изобразительной нагружэнностыз.
1.2. Провести статистический анализ п определить количественные характеристики встречаемости звуков з определенном образом отобранных текстах.
1.3!. Проанализировать художественно-изобразительную значимость повторявшихся элементов.
1.4. Выявить отношение звуковой цомияации к аллитерация.
1.5. Экспериментально выявить характерные черты восприятия консонантных элементов в поэтических текстах Я.П.Полонского.
1.5.1. Проследить зависимость фиксации консонантных элементов от ах количественных характеристик встречаемости в данном тексте.
1.5.2. Проследить зависимость фиксации консонантных элементов от способа предъявления поэтического текста, пола диктора, пола реципиента.
2. Установить взаимозависимость консонантных элементов поэтического текста с его лексическим наполнением и грамматическим строением.
Объектом исследования является графофонэмика семантически целостного когерентного поэтического текста как конституэнта иди-остиля. Предметом.- звуковая инструментовка лирических стихотворений Я.П.Полонского, некоторые £орь:ы за взаимосвязи с ритмомелодикой и лэксико!! как наиболее близкими уровнями текстовой иерархия* В работе изучается художественно-изобразительная реализация консонантных повторов, их роль в текстообразовании и сталеоб-разоваиии.
Анализируя гра^офоняческоэ строение поэтических текстог-Я.П.Полонского, мы дифференцировали аллитерации и звуковыо доминанты, выявляли консонантные повторы, Фикспруктаэ звуковыз комплексы поэтических макротекстов, получили количественный характеристики встречаемости консонантных элементов, которна, в совокупности с данными о функциональной нагружэнностя звуков,
ч
определяет их художественно-изобразительную значимость н стиле-формкруюцуя валентности.
В работе попользовались методы: стилистического комментиро-вакия, статистического ¡1 экспериментального исследования.
В ходе статистического анализа, дополниввего лиигчопоэти- ■ ческий количественными данными о звукоупотробленап, ми основываемся на методике А.М.Паксоеского. Путем статистического эксперимента выявлена звуковая доминация, зачастую отличная от аллитерирования, доказано, что графофонические количественные характеристики текста на полностью адекватны анализируемым повторам и аллитерациям.
Психолингвистический оксперимант бил направлен на вияьла-ниэ особенностей восприятия гра^о^онического строя поэтического текста при первочтешш. Основны;- ультатом экспэрямсшта является выяаюние наличия некоторого ^отиворечия ыокду количественными показателями встречаемости консонантных элементо!. поэтического текста и гх восприятия. Проанализированы как субъективные особеньости фиксации звуковых элементов в поэтическом тексте, зависящие от пола реципиента и пктора, способа предъявления текста, так и объоктишио, определявшиеся фонетическими и фонологическим:; характеристиками звуков. Благодаря многоаспектному изучению графофонического строя поэтического текста, представляется возможном объеди:!ить усилия ряда дисциплин: лингвопоэти-ки, психолингвистики, лингвостилистики.
Матвпиалом работы являются тексты лирических стихотворений Я.П-Полонс;;ого. Исследовано стихотворения из полного собрания сочинений 1896 г./СПб: Изд-ео А.Ф.Маркса^ пряжиздаквег® издаю-, я, отредактированного поэтом и егс сыном » сохваиивиего ка-дивидуальныэ особенности пунктуации, В дисезртадои исследуатся консонантный состав графофонкч^екдао! спроя юфичесжвх стехотзо-рений.
Для статистического анализа биян спйбрйпа 24 стихотворения, написанных г разное время, отм чапг^хс" по теттяхе и кемгюза-ции, относящихся как к повесчиЗЕвтальной, тай. » к иапзтиой лирике поэта.
Для просеренйй ог.спорйшн!« бия с *м$родо стихотворение ''Ваша '"Т.уч недажди'', иоек^льку о но ссотог ствует цмяы и зада-чая тетратта.
Актуальность теш, в первую очередь, определяется тем, что )тиль Я.П.Полонского недостаточно изучен в языковедческих дисцип-гинах. В прошлом столетии, когда Я.П.Полонский считался одним из гервых поэтов России, историко-культурной, тематической, философ-:кой проблематике его стихотворений было посвящено множество ра->от, опуботкованных в конце Х1Х-начале XX века. В последувциэ "оды творчеству Я.П.Полонского уделялось незаслуженно пало вни-«ания.
Данная работа основывается иа результатах исследований ).Н. Тынянова, Б.М.Эйхенбаума, А.Й.Лагунова и некоторых других, юсвяценных стилю Я.П.Полонского. В диссертации изучается один 13 аспектов поэтического идиостиля, а именно консонантный отрой юэтических текстов, рассматриваемый как конституент микро- и ¡акроструктур текстовой иерархии, что является актуальным для ¡овременной филологической науки.
Реализуя "роблешшй подход, ми анализируем консонантные лементи поэтического текста как количественно, так и качеотвэн-;о, исследуя не только корпус художественно-изобразительных редств, но и их Функциональную) нагруженность.
Изучение лирических- стихотворений как объекта поэтической омнуггакации, а также функциональный подход к рассмотрении худо-ественно-изобразитояьних средств определяет комплексность в одходе к анализу поэтического текста. В работе рассматривается ззимосвязь звукописи поэтического текста с ритмомелодикой и ексикой, его грамматическим строем. Консонантные художественно-' зобразителышэ средства изучаются и в фоносемантическом аспекта.
Актуальным является и метод исследования, состоящий в сочз-анки традиционных аналитических нстодов со статистическим а ксперимзнталышн, что позволяет объективизировать полученные нания о графофоническсп строе стиха.
Новизна диссертации состоит в сочетании нетрадиционного ме-ода исследования и малоизученного материала.
Данная работа стоит в начало лингвэстилистического анализа аследия Я.П.Полонского, одного из незаслуженно забываемых клас-ических поэтов.
Предлсяенный метод сочетает в себе возможности различных ясцнплин, обеспечивает комплексное:ь исследования позтичэского жста как объекта авторской коммуникации.
б
Консончнтизм рассиатривается в иерархии микро- и макроструктур поэтического текста, что позволяет выявить количественные и комбинаторнш характеристики объекта исследования, рассмотреть принципы функционирования его элементов, получить данные о взаимосвязи исследуемого уровня с други.ч, выявить смысловую валентность элементов в конкретном поэтическом тексте, определить идиоотилевув значимость изучаэмых явлений.
Новым в исследовании являэтся и психоликгвистический эксперимент, направленный на изучение восприятия консонантного строя поэтического текста.
На заииту выносятся следувщио положения.
1. Консонантный строй поэтических текстов Я.П.Полонского является копоти туенгом идиосталя поэта, одной из наиболее с у част венных особенностей которого являэтся звуковое доминирование.
. ^ в ТРКЛТА N
Звуковые доминанты С '—=■----так ) образуатся путем повтора
$ а сроднен
определенных грамматических фори либо вследствие лексического строя текста.
2. Консонантный рисунок в творчества Я.П.Полонского четко не акцентируется. Стилистическая консонантная доминанта как центр худоагоотвенной изобразительности на звуковом уровне по сравнению с периферией выделена незначительно, поэтому звуковые комплексы являются ведуиим звукогисным художественно-изобразительным средствог в лирике Я.П.Полонского.
3.Элементы консонантного строя лирических текстов Я.П.Полонского выполняет следующие худ ожзствсшно-лзоб разите л ыллэ функции: организуют смысловые связи слов на уровно вертикальной структуры строф и периодов, служат для выделения ключевой лексики, акцен-туадаи названий, образования параллелизма. В творчестве Я.П.Полонского консонантный звуковой фон обладает семантической валент ностьв, возникающей вследствие разноуровневых контекстных связей участвует в формировании звукового подтекста.
Особой идиостилевой релевантностью для творчзотга Я.П.Полон ского обладают звуки, во-пзрвьэс, имеющие наибольиое превышение среднего звукоупотребления, и, во-вторнх, чацэ всего аллитерируа мые.
5. На фиксацию звуков в первую очередь влияют их позиции, ритмическая акцентуированнооть, значимость слов, в которых употреблен звук, а на ого количественные характеристики.
б. Мотод изучения функционирования консонантного строя по-)ческого текста, сочетающий в себе стилистическое ком.чонтарова-1, статистику и эксперимент, позволяэт объективизировать функ-нгально-стилистическоо исследование звукового уровня текста.
В диссертации вводится термин звуковая доминанта. Это коли-¡твенная характеристика функционирования грэфофоническпх ола-:тов л поэтическом тексте. Они определяэтся максимальным знаком отношения процента встречаемости в тексте'к вычисленному ¡днзну для достаточно большого количества текстоз:
% е среднем
Теоретическая значимость работы заключается в опыте рассмотри консонанта как частично мотивированного языкового знака, гституента идиостнля.
Практическая значимость исследования заключается в возмоя-!ти использования ого результатов для комплексного изучения ка и стиля поэтической речи, для сра внительного анализа графо-;ичоского строя стихотворных текстов,при разработка спецкурсов, вященнах практической сп листике поэтического текста, а также : дальнейшего изучения наследия Я.П.Псдопского. Результаты окс-имента могут применяться для усоворгенствования методик препо-ания русской фонетики иностранным учащимся, а также для ре аз-
других прикладных задач.
Апробация работы. Результаты наследования изложены в докла-, прочиташшх и обсужденных на заседаниях кафедры русского ка Запорояского машиностроительного института, кафедры руо-го языка Харьковского государственного университета, кафедрн его и славянского языкознания Днепропетровского гооударствен-о университета, Летней лингвистической таэлы, г.оовящэннои Злемам экспрэссингсй стилистики, проходивпая в Ростове-на-Дону 986 году, Волошинских чтениях 1987 года, .Всесоюзной конфэрен-
"Структурпо-семантические особенности текста и ого единиц", веденной на базе Харьковского педагогического института з 7 году, Всесоюзной конферэнции молодых ученых в 1583 году, .Воронеже, Всесопзном созедэнш: "Прагматический аспект грам-ччэской структуры текста", состоявшемся в г.Одессе на базо некого госуниверситота и Института языкознания АН СССР в 5 году, Всесоюзном совещании "Семантика целого текста", орг >
низованнои Днепропетровским госуниверситатом и Институтом языкознания АН СССР в 1988 году. Всесоюзном совещат.и по проблемам фоносемантики, проходившем в г.Пензе в 1989 году и организованно Институтом языкознания Ail СССР совместно с Пензенским шдагогича схим институто '
Публикации. По тема диссертации опубликовано 6 работ.
Структура работа, диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения,
СОДьгЧАНИЕ РАБОТЫ
Во введении охарактеризован предмет исследования, сформулированы цель и задачи, определены актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость работы, перечислены основные по нятия, использованные в диссертации, описан метод исследования.
В первой главе - "Графофоническиз художественно-изобразительные средства как конституент идиостилл Я.П.Полонского" -обоснован ваЗор темы, уточнены некоторые термины, употребленные в работе. В ней содержится обзор литературы, разъясняются теоретические положения, которые определяют место реферируемой работы среди других, посвященных проблемам функциональной стилистики. Б этой главе раскрызаются понятия стиля и идиостиля (Ш.Балли, Б.В.Виноградов, В.П.Григорьев, Ю.И.Лотмаи), приводятся сведения сб особенностях изучения целого текста (И.Р.Гальперин, Г.В.Колша ский, В.А.Кухаренко, Г.В.Степанов), характерных чертах поэтическ< речи (А.Белый, В.В.Виноградов, З.М.Хирмунский, РЛ(лопфер,И.И.Ков тунова, Ю.М.Лотман, Т.П.Сильная, Г.В.Стапанов, ¡О.Н.Тынянов, М.Хардт, Н.В.Черзниоина, В.М.Шкловский, Б.М.Эйхенбаум, Р.О.Якобсон), художественной изобразительности и выразительности (А.Н.Ве селовский, 3.В.Виноградов, Н.К.Гей, А.Д.Григорьева, 11.Н.Иванова) ставятся проблемы стилистической и статистической доминации (С.Т.Золлн, К.Н.Тынянов), поднимается проблема музыкальности поэзии (Диандриахвана, Аристотель, Дионисий Галикарнасский, А.Белый, О.Брик, В.М.Нирнунзкий, Л.Сабанеев, Г.Мнет, Б.М.Эйхенбаум).
Музыкальность поэтического текста понимается нами как гармоническая динамическая взаимосвязь ритмомелодических, звуковых элементов поэтического текста с его смысловой иерархией. Конкретной реализацией музыкальности поэзии является музыкальная форма, куда включаются гра^офомическне, ритмомелодические компоненты
чикро- и макрокомпозицяй, составлясциз экспрессивную доминанту текста и организующиеся вокруг нее. Музыкальная форма конкретного стихотворения, реализуясь на каждом из Ешеперечисленных уровней, инеет свои элементы, выявляется при изучении динамики IX взаимовлияния, определяет развертывание иерархии смыслов тек-зта. Таким образом, музыкальность, в отлично от напевности и мелодичности, является одним их стилеобразущих средств.
Консонантная структура поэтического текста, обладая смисло- • образующим потенциалом кок элемонт нуздаальной формы, является зтилефорютруюцим фактором и хонституентом идиосталя. Функцио-тльно-стилистический подход к изучению графофонемы в поэтическом тексте предполагает анализ ее экспрессивных, 901 асемантических эсобенностед и их зависимости от I) текстовых характеристик зву-:а: позиции, связи с лексической и грамматической организацией секста; 2) восприятия консонантного строя поэтического текста.
В этой г: зве рассматривается корпус анализируемых в диссертации звукопнсных средств, устанешливаптся их взаимосвязи.
Рассматривается проблема звукописи н звуковой инструментов:-:;) СЛ.Еелый, Н.А.КоггеЕНикогз, Е.Б.Нэвзгаядога; Н.В.Чзромисина, Р.О.Якобсон), сзмаптизации графофшшчзокоП структуры поэтического гекота (С.В.Вороши, Л.П.ХГуравяеи, В.В.ЛвЕитсзий, О.Л.Сорокин), а связи о чей актуальным является допрос о мотивированности тзшеового знака (С.В.Еоропин, Л.С.Выготский, Ф. да Соссвр).
Графофонешшй уровень является первичной структурой поэта-веского текста. Звуковой рисунок строф и пзрподов, грзйофоничз-:кал никрохомпозиция строк представляется "голограммой" семиотической макросистемы.
Бо второй главе - "Количоственныз характеристики и функдоо-шроваппо звуковых домлнант и аллитераций в лирическом творчество П.П.Полонского" анализируется консонантный повтор, обоазугцпй ззуковыо доминанты, аллитерации, а та~г;о звуковые г.онплог.сц.
Звуковое доминирование являзтоя одной из основных ндисстияе-з!К черт Я.П.Полонского п формируется I) грамматичоски я 2) путем токсического наполнения стихотворных текстов. Грамматическая -ъу-совая доминанта образуется повторенном сходных глагольных и га-1ежних форм, слов о одинаковой конечной согласной основы; использованием синтаксических я лексических повторов. Значимость звуковой доминанта, образованной гршпзтичэстся, определяется на толы. • ген, что она является фоном для звуковой инструментовки, не я тел.
что составляв. основу для грамматического параллелизма. Звуковая доминанта, образованная путем лексического наполнения текста, близка к аллитерированию, поскольку в данном случае отличие сводится к позиционным характеристикам.
Иопольэуя методику A.M.Панковского, мы вычислили среднее арифмэтическое встречаемости для тридцати шести консонант в двадцати четырех стихотворениях и отрывках, содержащих в сумме десять тысяч согласных. Результаты статистического анализа показнвапт, что в творчестве Я.П.Полонского очевидна тенденция к доминированию: чаще ореднего употреблено звуков, реже - 38,5*, в соответствии оо средним содержанием соглаоних в проанализированных текстах. Звуки /в/, /б/, /г/, /д»/. /*/. /з'/, /к'/, /л»/, /и/,/я/, /й/, /ц/, /П/ чаще превышают среднее содержание на десять тысяч согласных. Звуковыми доминантами в исследованных текстах чацэ всего являются согласные /б'/, /з/, /к/, /м'/, /п/, /с/, /ч/. /О/. Наибольшее значение " в среднем ^^ ддя проащщизиро- .
% в тексте
ванных текотов равно 5,4 С/П*/ в стихотворении романсного (напевного) Б.И.Эйхенбаум) типа "И в праздности горе, и гора в труде..."), а наименьшее - 1,36 (/С/ - в стихотворении повествовательного типа "Прогулка по Тифлису"). Очевидно, пределы максимального и минимального звукоупотребления в тексте зависят как от идиолектных особенностей звукоупотребления, так и от языковых
ограничений. Среднее значение J" в пРед(!?м max для всех звуко-
% в тексте
вых доминант в исследованных текстах равно 2,59, причем для повествовательной лирики оно ниже (2,57), что свидетельствует о тенденции к доминированию согласных в романсной лирике Я.П.Полонского.
Статистически звуковая доминация возможна за счет того, что некоторые звуки употреблены в тексте реке среднего, другие же ке "потреблены вовсе. Например, для /л/ в стихотворении "Ответ"
% в среднем т~п раШ0 0,13. Очевидно, ограничения минимального £ в токоте
гэукоупотрэбления имеют статистические характеристики и зависят от особенностей языка. Звуки /д'/. /б/, /ш/, /х/, /ф/. /к'/,/ж/, /в'/, /ч/, /п'/, /м'/, /б'/, /ЯГ/, /з'/, /х'/, /Ф'/ часто не встречаются в стихотворениях (от двух до семнадцати текстов), хотя в некоторых произведениях они могут аллитерироваться, превышая среднее употребление болгэ чэн в 1,5 раза.
Возможно, звукоупотребление является более фактором контекста, нежели идиолекта. Проблема встречаемости консонант на идио-лектном уровне, закономерностей корреляции идиолектного звуко-употребления с системой языка остается одной из интереснвйсих в наименее исоледованных.
Аллитерация в творчестве Я.П.Полонского может обозначаться количеотвенно, совпадая о домииантой или намного превышая среднее значение звукоупотрэблення. Однако примеров количественного образования аллитераций в лирике Я.П.Полонского немного. Секрет звучания "загадочно-простого" стиха Я.П.Полонокого состоит в комбинаторной сложности звукового рисунка, позволяющей.вывеоти звуковую инструментовку из-под зависимости от количественных характеристик. Анализ выявил следующие особенности качественной акцентуации звукового рисунка: звуковой контраст, звуковая инерция, цепочки согласных, отсутствие или резко® уменьшение встречаемости определенных звуков в тексте, вариации согласных и чередование звуковых комплексов, звуковая акцентуация значимого олова. Наиболее часто аллитерируемыми в проанализированных 334 стихотворениях Я.П.Полонского являются звуки /л/, /д/, /з/, /в/, /ж/, /р/. /т/. /м/, /н/, /ч/. /с/.
Интересно, что в творчестве Я.П.Полонского характер доминирующих консонант резко отличается от аллитерируемых. Доминирующими являются преимущественно мягкие консонанты, не обладающие сильным символическим значением /А.П.Нуравлев/, встречающиеся в среднем реже (согласно отатиотичэскому анализу). Аляитэрацияна служат твердые согласные, имеющие сильные символические значения, высокую встречаемость. Звуковая доминация, являяоь фоновым явлением по отноиению к аллитерирование, представляет поэзию Я.П.Полонского "суровой глубиною, с поверхностью, которая светла".
Анализ 33<» стихотворений Я.П.Полонского показал, что одним из основных звукописных средств его лирического творчества являются звуковые комплексы. Звуковым комплексом мы называем группу консонант, которые, повторяясь в иикротексто и иногда находясь в сильных позициях, комбинируются друг с другом и гласными и образуют фоносемаитически нагруженные графофо-нические цепочки. Их связь о лексическим уровнем очевидна. Зауковне комплексы прэдотавляют собой пример идиостилеього звукоупотреблешя на контекстном уровне. Ядром звуковых комгпэк-
сов являются аллитерации. Наличие звуковых комплексов является одной из характерных черт лирического творчества Я.П.Полонско/о. Они встречаются почти в каждом стихотворении и включают в себя как часто, так и редко употребляемые звуки: и шипящие, и глухие, ?! сонорные.
В третьей главе - "Некоторые грамматические и лексические связи консонантных художественно-изобразительных средств в лирических стихотворениях Я.П.Полонского" - рассматривается мечсуров-невая взаимозависимость слсвз и согласного, грамматической паузы и интонации лирических стихотворений. С помощью консонантных художественно-изобразительных средств (звуковые комплексы, алли-тераиии) организуются смысловые связи на уровне, микроконтекстов, выделяется опорная лексика, слова, значимые для интерпретации текста, названия, акцентируются определенные лексические группы, не являющиеся опорными, но формирующие лексическое ядро подтекста. Объединенные звуковым повтором слова в вертикальной структуре текста часто составляют лэксико-семантичзские ряды, внутри которых существует семантическая, а иногда и грамматическая связь. Например, в стихотворении "Я читаю книгу песен ..." ззук /з/ объединяет слова "заслонила", "слезою", /л/ - "невольным", "заслонила", "поникла", "плачет", "словно", "слезой", /в/ - "вновь", "невольным" и др.
Кроне того,в этой главе рассматривается грамматическая пауза как экспрессивно-грамматическое средство коннексни,- представляющее собой "ноль звука" - "минус-прием" в система звукашк художественно-изобразительных средств. £ля лирического творчества Я.П.Полонского характерны удлиненные нежстихозыг и внутристаховыз пауза, обозначенные "!..", "?..",' "!?.", С помощью отих
знаков препинания иногда выделяется сбмаитичэог.и самостоятельная синтагма при сохранении цельности предложения, в состав которого она входит. В лирике Я.П.Полонского вэдзляптся следующие случаи: а) разграничение синтагм при помощи вопросительного знака в цепи риторичзских вопросов ('Как тебя Господь-Бог носит? что ты бледен? что с тобой?"); б) выдекенио побудительных конструкций ("Ку, конь! иди как сам знаепь ..."); в) выделение обращений и
распространителей ("Случайный друг! друг только для одной прекрасной ночи! голоо твой ..."); г) ивдолеиио в особув синтаг-:'7 союзов с целью нвдаланая их определенной семантической нагрузи модальность» ("Но я не знаю что - привычка, ножэт статьей...").
D
Авторские знаки препинания свидетзльствуат о повшаанной эмоциональной насыщенности стихотворной рэчи Я.П.Полонского, сигнализирует об особенностях интонационного рисунка, уточняют интонационные конструкции фразы, что обогащает смысл текста. В стихотворениях повествовательного типа авторская пунктуация приближает интонацию стиха к естественному звучанию разговорной речи, обогащая ее модуляции. Инднвидуально-стилевые особенности обозначения синтаксических пауз позволяют Я.П.Полонскому четко фиксировать интонационные оттенки, что особенно ваяно для восприятия письменного текста. В напевной лирике авторские знаки препинания, являясь элементом микрокомпозицин поэтического текста, участвуют в создании грамматического параллелизма, придают символический характер некоторым деталям, участвуют в формировании подтекста.
В четвертой глаза - "Особенности восприятия графофонических элементов (на материале стихотворения Я.П.Полонского "Вальс "Луч надежды") "описан эксперимент и его результаты. Стимулами являлись строфы стихотворения в письменном и устном предъявлении, прочитанные мужским и женским голосом; реципиентами был;: мужчины и женщины в возрасте 20-25 лет. Испытуемым предлагалось прочитать (прослуаать) строфу, зафиксировать доминирующие в текста звуки, оценить его образность, звучность, эмоциональность по семибалльной шкале семантического дифференциала /Ч.Осгуд/.
Основные результаты эксперимента.
1. Фиксация согласных практически нз зависит от количественных характеристик их встречаемости в тексте.
2. В первую очередь, на фиксацию согласного в поэтическом тексте влияет его семантическая валентность, определяющаяся иежуровнавыми связями, а также позиционные характеристики. Испытуемые фиксируют I) аллитерации и звуковые доминанты, совпадающие с аллитерациями; 2) звуки, употребленные в ключевых слоаах, в словах, образующих семантический блок к объединенных в лексико-сомантическио ряди; 3) согласные, которые являются повторами и одной строке; 4) консонанты, гкодящаэ в состав слова, выделенного с помощью инверсии; 5) согласные, оформляющие рифму; б) звуки в препозиции.
3. Па фиксации звука оказывают влияние и его фонологические характеристики. Например, немногими отмечается звук /й/, да;::э
и
осл!) его содержание в тексте намного правызает среднее. Твердые ззуки фиксируются намного чаще мягких, звонкие - чаща глухих.
Противопоставление устного ч письменного предъявления текста является релевантным для фиксации согласных. При письменном предъявлении фиксируется меньше звуков. После прослушивания строф дополнительно отмечаются следующие звуки: звонкие согласные, консонантные опоры, жодяцив в состав ключевого слова, а также являющиеся элементами звуковых комплексов, аллитерации отдельных строк, звуки, находящиеся в препозиции, входящие в состав повторяющихся слов, размещающиеся в ударном слоге.
5. Вследствие влияния особенностей половой дихотомии при восприятии текста /С.В.Никифоров/ фиксация звука в лирическом стихотворении зависит от пола реципиента и половой принадлежности голоса предъявителя устного токста. Так, звуковые доминанты мужчинами воспринимаются чаче. Восприятие согласных женщинами
в поэтическом тексте в ыеньоей мэре зависит от статистических характеристик звуков. Некоторые согласные фиксируются испытуемыми только одного пола как в определенных строфах, так и в тексте всего стихог.зорения. Некоторое согласные фиксируются испытуемыш лишь при восприятии строфы, прочитанной голосом диктора определенного пола. Письменное предъявление оказывает более ощутимое влияние на различие фиксации графофонем по полу. Возможно, пол диктора стимулирует особенности восприятия реципиента, особенно з мужской аудитории при чтении токста женским голосом..В женской аудитории наблюдается разброс в фиксации звуков при устном предъявлении. Объясняется это тем, что полярность половой дихотомии у мужчин в мэньпей степени характеризуется противопоставлением самопдентификации и ценностной ориентации по полу.
6. Звукопись Я.П.Полонского воспринимается неосознанно для реципиента, о чем сетдетельствует отсутотвио зависимости оценок эмоциональности и образности от звучности. Не наблюдается зависимости результатов шкалирования от половой принадлежности голоса диктора и пола реципиента.
В результате эксперимента отало возможным выделить реальные аллитерации стихотворения Я.П.Полонского "Вальс "Луч надежды", установить художественно-изобразительную и смысловую нагружен-ность звуков. Подтвердилась правомерность утверждения, что аллитерация является весьма условным понятием, поэтому определение ал литерами также весью условно. Эксперимент показал, что
фиксация доминирующего согласного носит индивидуальный характер: даже единожды встреченный згук может быть зафиксирован в качества доминирующего хотя бы одним испытуемым. Это позволяет подтвердить мнение о том, что поэтический текст нэ имеет звукового балласта /Ю.Н.Тынянов/, но художественно-изобразительная значимости звуков не однозначна. Звуки, отмечаемые в лирическом текста как доминирующие, обладают семантической валентностью, так как ахт фиксации у носителей языка является одной из реализаций универсального предметного кода /Н.И.Кинкин/, т.е. происходит вследствие интерпретации, а не линейного понимания лирического текста. Поэтому все фиксируемые звуки в лирических стихотворениях Я.П.Полонского приобретают семантическую валентность, которая носиг индивидуально-личностный характер для каждого реципиента. Таким образом, звукоизображение в поэтическом тексте является носителем его коннотативного значения. Ни говорим о семантической валентности графофонемы, возникающей вследствие разноуровневых связей консонантного отроя поэтического текста, так как последняя происходит вследствие звукосимволического тага звуко-изобрачония. Прямую семантизациа можно иметь в Еиду прежде всэго при звукоподражании, которое не характерно для вдиосталя Я.П.Полонского.
Графо4>онический центр художественной изобразительности незначительно выделен по сравнению с периферией, в результате чзго консонантный отрой произведений Я.П.Полонского чрезвычайно гибок и доступен для индивидуального восприятия, о чем свидетельствует большое количество зафиксированных согласных. Неакцентуирован-нопть, невыраженность звукового рисунка ягляэтся пдиоотилевоЯ особенностью звукописи. Я.П.Полонского, для которой характерно скрытое доминирование как одного звука, так и звукового комплекса, объединенного вокруг консонантного ядра, формирующего звуковой подтекст стихотворения. Графофоническоа строение лирических произведений, не нарушая традиционного звучания русского классического стиха, соответствует языковой эстетике /П.Балли/.
Таким образом, консонантный строй стихотворений Я.П.Полонского являзтся стилеобразуюцим фактором. Он имеет количественные характеристики ir комбинаторные особенности, активно влияющие на восприятие лирических стихотворений.
В закличэни;) СюАжтсп результаты исследования и нэдагавт-ся основные выводы.
Приложение содержит таблицы, в которых отражены результаты статистического анализа и эксперимента.
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО МАТЕРИАЛАМ ДИССЕРТАЦИИ
1. Аллитерация и звуковая доминанта при восприятии поэтического текста //прагматический аспект грамматической структуры текста: Тез. выступлений на совец. /АН СССР. Ин-т языкознания ; Днепропетровский гос. ун-т. - 1!., 1988. - С. 112-113.
2. Некоторые идиостилевые особенности фонетико-графофонической структуры лирики Я.П.Полонского // Проблемы фоносеыантики: Тез. выступлений на совец. /АН СССР. Ин-т языкознания Дензен. гос. пед. ин-т. - Ы., 19Э0. - С. 112-113.
3. Некоторые особенности восприятия консонантного строя устаого и письменного поэтического текста // Художественный текст. Проблемы изучения. Тез. выступлений на совец. /АН СССР. Ин-т русского языка; Пензен. гос. пед. ин-т. - Ы., 1990. - С. 47-48.
4. О "музыкальных" формах вк^азительности лирической поэзии раннего В.Я.Брысова // Вестник Харьковского гос. ун-та. Лингвистическое наследие Л.А.Булаховского и развитие филологической науки в Харьковском университете. - Харьков, 1988. - № 327. - С. 94-99.
5. Пауза как одно из средств коннексии з лирике Я.П.Полонского // Семантика целого текста: Тез. выступлений 'на совещ. /АН СССР. Ин-т языкознания; Одесский гос. ун-т. - 15., 1959. - С. 33-34.
6. Синтаксическая пауза как окспрессивно-гракыатическое средство
в лирике Я.П.Полонского //Семантика и стилистика граьматичзских категорий русского языка. - Днепропетровск, 1959. - С. 35-35.
Ответственный га вкпуск ¿/¿^^¿^ Косвцнка С.В,
Подписано к пзчати 6.11.50 г. Формат 60 х 84 1/16, объем I п.л. й'П Ротапринт, заказ » 377 - 120 акз. 330063, Запорожье, ул.Еуковского, 64 г,платно