автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Константные элементы волшебной музыкальной сказки
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Попова, Ирина Петровна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Русская волшебная музыкальная сказка. Проблемы жанровой классификации
Глава 2. Композиционные коды музыкального сказочного текста
2.1. Функциональный код.
2.2. Структурно-ритмический код.
Глава 3. Сюжетно-стилистические коды музыкальной К волшебной сказки
3.1. Пространственно-временной код.
3.2. Предметный (реальный) код.
3.3. Вербальный код.
Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Попова, Ирина Петровна
В русской культуре рубежа XIX-XX веков сказке отведена особая роль. В творчестве большого числа русских композиторов она занимает место самостоятельного музыкального жанра. Интерес к ее изучению не ослабевает во многих науках, так как сказка являет собой огромное пространство для исследователя. Существующие жанровые классификации дают возможность изучать отдельные группы сказок.
Объектом исследования является волшебная сказка. Ее выделение в качестве объекта анализа произошло в рамках структурного направления фольклористики. Характерные признаки жанра волшебной сказки были описаны В.Я. Проппом. По мнению исследователя, волшебными называются сказки, обла-^ дающие инвариантными структурными единицами - наличием функций действующих лиц и константного набора ролей. Их отличительной жанровой чертой считается единообразие композиции: «.жанр сказок, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда, /./ с желания иметь что-то; и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дарит ему волшебное средство или помощника. Часто эта композиция осложняется. В дальнейшем герой подвергается испытанию через трудные задачи и воцаряется. Сказки, отражающие эту схему, будут здесь называться волшебными» (84, с.115). Исследователь пришел к выводу о том, что жанр волшебных сказок выделяется из числа других не по Р обобщенному признаку «фантастичности, волшебности», а по особенностям своей композиции, которыми другие виды сказок не обладают.
Выделяя из общей массы сказочных сюжетов класс волшебных сказок, мы опирались не только на работы В.Я. Проппа (84-86), но и труды А.Н.Веселовского (18-19), Р.Волкова (24), В.В. Иванова, В.Н. Топорова (47-48), Е.М.Мелетинского (67-72), С.Б.Адоньевой (1), В.А.Бахтиной (7-9), Т.В.Зуевой (45-46) и других. Таким образом, фольклорные сказки, рассматриваемые в качестве инвариантных, обладают достаточной степенью разработанности и устоявшимся жестким жанровым каноном .
Среди исследователей, изучающих сказку - фольклористы, филологи, психологи, социологи и лингвисты, а также музыковеды. Если говорить о работах последних, то объем такого рода исследований весьма незначителен. Любой новый подход в разработке этой тематики может стать продуктивным, если будет раскрывать новые стороны этой малоизученной проблемы, будет не просто продолжением разработок в традиционном русле, а принесет новые аспекты, методы исследования. Для этого необходимо определить качества, свойственные традиционному подходу.
Попытка обобщить существующие исследования
В.Н.Егоровой, О.Комарницкой, Т.Н.Левой, Н.Михальянц, Н.Озерецковской, дает следующую картину. Как правило, анализ сказочной музыкальной специфики в русской музыке связан с:
• вычленением общих и типичных средств музыкальной выразительности в области сказочной фантастики;
• выделением условных семантических единиц в контексте сказки (семантика тембра, регистра, лада и т.д.);
• композиционным анализом произведения-сказки;
• жанровым анализом, опирающимся на закономерности эпической драматургии;
• анализом соотношения музыки и слова (сказочной программы).
Стремление преодолеть стереотипы, отойти от традиционных методов исследования, использовать морфологический (структурно-типологический) анализ может привести к разработке подхода и методов работы со сказочными музыкальными источниками. Эта позиция продиктована главной целью: расширением рамок музыковедческого анализа, связанного с предметом данного исследования.
Здесь возникает вопрос о предмете исследования. Даже беглый взгляд на существующие музыкальные работы дает следующую картину: преимущественно предметом музыковедческих исследований становятся музыкальные сказки для театра оперы-сказки, балеты-сказки. При этом акцент ставится на изучении сценической драматургии (170, 185, 188), анализе сказочных образов и средств их характеристики (161, 182, 188-189,) и, наконец, морфологии сценической ситуации (188) .
В противоположность этой тенденции в нашей работе предметом изучения являются несценические произведения-сказки .
Этот выбор продиктован рядом следующих причин:
• Учитываем, что крупная (оперная) форма во многом следует за своими сказочными прототипами (либретто, предпосланной произведению литературной программе), соответственно использует множество дополнительных средств и приемов, организующих композицию целого.
• Уровень малых масштабов позволяет проверить различные версии, как на уровне целого произведения, так и в ряду схожих сказок.
• Лаконичность сказочной миниатюры дает возможность работать с первоосновой развития сюжета. Тогда как в рамках оперы Urlinie1 осложнена развернутым событийным уровнем. Для такого анализа потребовалось бы значительная редукция «промежуточных структурных слоев» (цит. по: 150, с.18).
• Для рубежа XIX - XX веков характерна тенденция своеобразного сжатия, концентрации поэтического, музыкального, образного смысла в рамки «малых» форм.
• «Сказка», первоначально сформированная как словесный жанр проявила себя в музыке XIX века первоначально в сценической реализации. Лишь к концу XIX века, постепенно оторвавшись от своей литературной основы (либретто оперы) в качестве звучащего слова она стала жанром программной или же «чистой» музыки. Композиторский интерес к «новым», несценическим произведениям-сказкам связан не только с мобильностью жанра, но и его особым местоположением в изучаемой эпохе.
Несомненно, что тенденции времени, особое мироощущение художников обусловили тяготение к сказочной образности, фантастике, волшебству. В этом отношении показательны эпистолярные и архивные материалы русских композиторов: стихи, письма и рисунки из альбомов девятисотых годов А.Лядова, рисунки Н.Метнера, фрагменты автобиографии В.Ребикова (см. приложение 1).
1 Urlinie - линеарная первооснова - категория Г.Шенкера
Круг рассматриваемых нами произведений очерчен музыкальными сказками рубежа XIX - XX веков. Созданная в 1880 году, симфоническая «Сказка» Н.Римского-Корсакова инициировала появление огромного количества симфонических, инструментальных и вокальных сказок. Факты говорят сами за себя. В опубликованных архивных материалах А.Лядова помимо трех широко известных симфонических картин-сказок - «Бабы-Яги», «Волшебного озера», «Кикиморы» - содержатся сведения о ряде задуманных и частично реализованных произведениях-сказках «Гусли-самогуды» и «Хрустальный дворец»1. В собрании сочинений Н.Метнера 38 (!) фортепианных «Сказок», объединенных в 12 циклов. У С.Прокофьева сказочные образы представлены в музыке для театра, романсах «Гадкий утенок», «Кудесник», но обозначение сказки носят лишь ранняя миниатюра ор.З № 1 и цикл из четырех фортепианных пьес «Сказки старой бабушки» ор.31. В сказочной «кладовой» Н.Черепнина - симфоническая поэма «Принцесса Греза», симфонический эскиз «Зачарованное царство», шесть иллюстраций к «Сказке о рыбаке и рыбке», вокальный цикл «Фейные сказки» на слова К.Бальмонта2. Работа с архивом В.Ребикова3 позволила обнаружить карандашные автографы партитуры симфонической «Сказки о принцессе и короле лягушек», сказки для пения с фортепиано «Рыбак и рыбка». Отдельные миниатюры, отнесенные к жанру сказки, есть в
1 В письме от 3 июля 1891 года находим: «Скоро начну сочинять. форт/епьянные/ пьески (сказочн/ые/ картины). 15 октября 1891 года в письме Корсакевич читаем: «за лето /сочинил/ три картины к сказ
Ду кам «Баба-Яга» (думаю сделать для оркестра), «Гусли-самогуды» и
Хрустальный дворец» (183, с.103).
2 Среди ряда композиторов, обращавшихся к текстам «Фейных сказок» К.Бальмонта: Р.Глиэр, М.Иванов-Борецкий, В.Бюцов, Е.Чикина, П.Ренчицкий, М.Лисицин, А.Гречанинов, А.Эйхенвальд.
3 ГЦММК им. М.И. Глинки, ф. 68. творчестве С.Танеева, И.Стравинского, А.Гречанинова, Г.Попова, А.Аренского, С.Фейнберга, И.Айсберга, М.Фролова.
Цель исследования - описание константных, инвариантных элементов, образующих структуру волшебной музыкальной сказки.
Для этого необходимо решить ряд задач исследования.
• Изучить существующие подходы к выявлению инвариантных жанровых структур фольклорной волшебной сказки в разных отраслях гуманитарного знания (лингвистике, филологии, фольклористике) .
• Выявить и проанализировать существующий музыкальный и архивный материал, принадлежащий композиторам рубежа XIX - XX веков.
• Выделить и обозначить константные элементы, К- образующие ряд типологически значимых текстовых кодов жанра л Проверить способы функционирования структурных и сюжетных константных элементов волшебной сказки на примере несценических музыкальных произведений русских композиторов рубежа XIX - XX веков.
Таким образом, гипотеза исследования связана с тем, что выделение жанрообразующих элементов несценической волшебной музыкальной сказки дает возможность для ее типологи-зации и уточнении представлений о специфике жанра.
Исследователю сказочного музыкального текста приходится сталкиваться с особыми проблемами, связанными с отсутствием методов анализа и языка описания сказочных музы** кальных композиций. В качестве методологической основы исследования выступает междисциплинарный подход, наметившийся во второй половине XX века, когда явления музыкальной культуры рассматривались методами других наук (в нашем случае -лингвистики и фольклористики). Н.И.Толстой считает: «Позволительно, вероятно, в этой связи еще раз напомнить, что новые перспективные проблемы и ситуации возникают на стыке наук, на стыке разнородных компонентов и материалов, на стыке жанров и структур, и что ни одна дисциплина не может существовать только в себе и исключительно для себя» (99, с.25). Вероятно, применение такого подхода оправдано, так как это связано со спецификой самого музыкального жанра -сказки. Именно по этой причине музыкальные сказки не поддаются традиционному описанию с точки зрения классических музыкальных форм. Так, М.Рахманова о симфонической «Сказке» Н.Римского-Корсакова пишет: «Драматургию «Сказки» скорее можно уподобить мозаике звуковых мгновений: «персонажи» показываются и скрываются, чтобы вновь неожиданно возникнуть перед удивленным слушателем. Отсюда многотемность или точнее многомотивность сочинения, которая хотя и может быть уложена в традиционную сонатную схему, но по сути имеет с ней мало общего» (196, с.56-57, подч. мной -И.П.). Интересна позиция И.Алексеевой, по отношению к форме сказок Н.Метнера. Она пишет: «В «сказках» Н.Метнер творит форму заново. Он проявляет изобретательность в поисках неожиданных и интересных решений» (133, с.147, подч. мной - И.П). Вопросы создания такой особой формы разъясняет и сам композитор. Определяя ее как «венок, скрепляемый стеблями самих цветов», он отмечает, что «форма рождается и воспринимается непосредственно духом, душой и всегда интуитивно» (приложение 1). В русле подобных аналитических размышлений находится и высказывание Т.Левой о «Фейных сказках» Н.Черепнина. Она пишет, что «форма сказок свободна от типовых схем» (173, с.52). А новизну формы в произведениях А.Лядова отмечает С.Гончаренко, которая приходит к интересным выводам. Она рассматривает симфонические композиции А.Лядова как зеркально-симметричные структуры и отмечает, что в них «чередование картин /./ соответствует либо иллюзии реального движения «туда и обратно», либо мысленного кругового обзора созерцаемого пейзажа» (153, с.75). Приведенные цитаты свидетельствуют о том, что необходим поиск новых путей анализа сказочного текста.
Стремление преодолеть стереотипы, отойти от традиционных методов исследования, использовать морфологический (структурно-типологический) анализ привело к необходимости разработки авторского подхода и методов работы.
Методы исследования, применяемые в настоящей работе, можно разделить на две группы:
1. сравнительный анализ жанровых закономерностей, включающий обобщение положений, содержащихся в публикациях филологов, лингвистов, фольклористов, музыковедов; проведение аналогий между характеристиками жанра в фольклористике и соответствующими признаками музыкальных произведений;
2. типологический анализ, позволяющий реконструировать морфологическую структуру волшебной музыкальной сказки в музыке, выявляя инвариантные и типологические жан-рообразующие элементы. На вопросы «как это сделано?» и «почему это сделано именно так?» и призван ответить типологический анализ сказочного музыкального текста, соотнесенный со своими сказочными параллелями в фольклоре.
Именно поэтому, предполагая, что сюжетно-музыкальная линия представлена в наиболее четкой фиксации только средствами музыки (иногда с помощью слова - словесный текст романсов, предпосланные литературные программы), путем сравнений, аналогий, обращаясь к собственной исследовательской интуиции, попытаемся выбрать путь, реализующий положения, представленные в гипотезе. Для воссоздания полной картины потребуются очевидные доказательства в виде инициализации собственных акустических впечатлений, употребления общеизвестных семантических знаков, форм музыкальной выразительности. При этом существенную помощь в понимании жанровой специфики могут оказать композиторские словесные комментарии, сведения, содержащиеся в архивных документах (прежде всего, в письмах, дневниках, рисунках).
Такой подход требует выбора не только новой методологии, но и обращения к принципиально иному лексикону - выбору подходящего для анализа языка описания. Его специфика заключена в особом соотношении традиционного музыковедческого понятийно-терминологического аппарата, сказочных параллелей и разработанных в смежных областях научного знания формул, языковых оборотов.
Положения, выносимые на защиту.
1. Определение жанра волшебной сказки в фольклористике, данное В.Я.Проппом, основывается на выстраивании определенной инвариантной схемы (функциональной, сюжетной, конструктивной) . Возможно создание такого рода схемы не только на материале словесной фольклорной сказки, но и на вербальном, акустическом материале музыкального произведения-сказки .
2. Уподобление законов построения волшебной музыкальной сказки ее фольклорному прототипу позволяет обнаружить наличие постоянных, стабильных, константных элементов, складывающихся в текстовые коды.
3. Музыкальная волшебная сказка содержит ряд констант, не функционирующих в неволшебной музыкальной сказке
Наша исследовательская позиция заключается в поиске обоснований для исследования музыкальной волшебной сказки во всей полноте ее составляющих, метода и языка описания данных сочинений. Поэтому научная новизна работы связана со следующими положениями.
1. Предпринят подход, позволяющий типологизировать музыкальные тексты несценических сказочных произведений русских композиторов рубежа XIX-XX веков.
2. Уточнены и дополнены методы исследования, на основании которых выделены константные элементы музыкальных сказочных текстов; разработан язык их описания.
3. Проведена атрибуция ряда архивных нотных записей (произведения В.Ребикова), расшифрованы и публикуются фрагменты мемуарных материалов (приложение 1).
Структура и содержание работы. Диссертация состоит из трех глав, заключения, приложений и списка литературы по теме исследования (включающего 233 источника).
В первой главе предпринят обзор существующей литературы, определившей концепцию работы. Представлены структурно-типологические исследования в области фольклора и музыкознания, выявлены нормы жесткого жанрового канона - наличие композиционных и сюжетных типологем. Вторая глава посвящена морфологическому и текстологическому анализу функционального и структурно-ритмического кодов в русских народных и музыкальных сказках А. Лядова, Н. Метнера, М.Гнесина, А. Гречанинова, В. Ребикова, Н. Черепнина, С.Прокофьева. В основу третьей главы положено рассмотрение основных сюжетных и стилистических кодов жанра сказки, образующихся из пространственно-временных, предметных и вербальных типологем. В заключении содержатся аналитические выводы.
Такое расположение исследовательского материала определено позицией В.Я.Проппа в отношении изучения волшебной сказки. Предполагается, что парадигматическому изучению, должно предшествовать строго синтагматическое, с пониманием отношений различных элементов, соседствующих в одном тексте. В таком порядке и проходит проверка версий о существовании сказочных типологем жанра.
Изложение материала соотнесено с текстами русских народных (славянских) сказок (221-225, приложение 1), иллюстрировано схемами, таблицами, фрагментами архивных материалов (письмами, стихами, рисунками композиторов начала XX века - приложение 1) и нотными примерами (приложения 1-2).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Константные элементы волшебной музыкальной сказки"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всякая разрешенная проблема немедленно выдвигает новые проблемы.
В. Я. Пропп
Четкие представления о жанре музыкальной сказки свя заны с осознанием того факта, что произведение располагается на границе музыкального и внемузыкального. При этом музыкальное начало находится в прямой зависимости от внемузыкального. Музыкальный вариант наследует от фольклороного инварианта - народной сказки - свои композиционные, сюжетные, стилистические планы выражения. Степень их взаимопроникновения столь велика, что достаточно только назвать жанр, как возникает целая система ассоциаций, начиная от возможного образного строя музыки до элементов языкового, структурного характера. Комплекс целостных впечатлений от жанра сближает музыкальные произведения с одинаковыми названиями «сказка», несмотря на индивидуальность их решения, так как образное поле жанра сравнительно устойчиво. Уровень представлений о данном жанре - волшебной музыкальной сказке в ее несценическом воплощении - лег в основу данной работы. Проведенное исследование позволило выявить наличие глубинных связей между традиционной фольклорной и волшебной музыкальной сказкой в ее несценическом воплощении.
1. Анализ существующей литературы показал, что нали чие методологически обоснованных подходов в фольклористике, лингвистике, филологии к изучению славянской (русской) народной волшебной сказки позволяет трансплантировать научные положения на почву музыковедения и рассматривать жанровую специфику несценической музыкальной сказки.
2. Исследуемый музыкальный материал представлен композициями русских авторов рубежа XIX-XX веков в несценическом воплощении. Подобный выбор явился следствием ряда следующих обстоятельств:
• Характерностью и специфичностью сказочной тематики для описываемого периода времени.
• Актуальностью исследования ж:анровой природы музыкальной сказки.
• Необходимостью поиска методологии анализа и языка описания нового музыкального жанра - сказки.
3. Отсутствие разработанной музыковедением методики анализа, терминологической базы исследования привело к необходимости использовать отдельные положения, заимствованные из методологии и языка описания, принятых и широко используемых в лингвистике, филологии, фольклористике. Помимо этого, в поиске обоснований для изучения и описания музыкальных сказочных текстов осуществлено обращение к семантике закрепившихся в музыкальной практике условных значений, числовых последований, синопсических ассоциаций. С этой же аргументационной целью в работу были введены элементы персонажных схем В.Я.Проппа, мифологического круга Н.Фрая. Наряду с этим, был разработан ряд авторских схем, диаграмм, наглядно подтверждающих, иллюстрирующих аналитические комментарии к музыкальному сказочному тексту. Так появились звуковысотные, метроритмические, пространственно-временные схемы к сказкам. Некоторые из них представляют фиксацию объективной звуковысотной либо метроритмической картины произведения, а некоторые являются моделями индивидуального авторского акта восприятия музыки.
4. Область обозначенных и рассмотренных в данной работе параметров жанра ограничена, главным образом, морфологическими единицами разного уровня и синтаксическими отношениями между ними. Выбранные методы исследования сравнительный и типологический - позволили не только обратиться к изучению сказочных музыкальных произведений рубежа XIX - XX веков, но и дали возможность:
• обозначить факт появления на рубеже XIX-XX веков нового самостоятельного жанра - музыкальной сказки;
• выявить наличие характерных особенностей, классификационных признаков, позволяющих составлять музыкальные произведения-сказки в единые группы, то есть подтвердить факт существования жанровой типологии музыкальных произведений-сказок;
• выделить и описать особый тип музыкальных произведений-сказок, принадлежащих условно одной группе, называемой волшебными;
• вычленить характерные особенности, типологические признаки, то есть, константные элементы жанра, позволяющие объединить волшебные музыкальные сказки в единую группу;
• отметить наличие точек соприкосновения музыкальной и народной сказок на уровне сюжета, композиционного и драматургического решения, воплощения художественного времени и пространства.
5. Предпринятый подход позволил подтвердить гипотезу исследования, связанную с тем, что выделение жанрообразую-щих элементов волшебной музыкальной сказки в несценическом воплощении дает реальную возможность для типологизации произведений-сказок и уточнении представлений о специфике жанра. Основные положения таковы.
• Существующие типологические группы изученных музыкальных произведений могут быть сопоставлены как «сказка» и «не-сказка». К числу первых могут быть отнесены: а) произведения, ориентированные на фольклорную традицию. Общий колорит таких произведений позволяет соотнести их с новеллистическими, бытовыми, сказками о животных; б) особая группа музыкальных произведений, называемая нами волшебными сказками. В данном числе произведений, независимо от того обозначен вид программой или нет, действуют структурно-композиционные нормативы, постоянные элементы, свойственные народной волшебной сказке. Среди них функциональный, структурный, пространственно-временной, предметный и вербальный коды.
К числу «несказочных сказок» могут быть отнесены произведения, не принадлежащие вообще заявленному в названии жанру. К такой оппозиции приводят программные подзаголовки, которые автором направлены на создание конкретного образа и определяют подлинную жанровую природу музыкальных сказок;
• В группе волшебных музыкальных сказок, изученной нами, предпосланная программа не является единственным критерием типологизации;
• Выделение текстов волшебных музыкальных сказок в одну группу связано с наличием постоянных, инвариантных элементов - конструктивных и сюжетных, создающих текстовые коды жанра. Именно они формируют процесс образования структуры волшебной музыкальной сказки.
• Константные элементы фольклорной народной сказки выполняют те же семиотические функции в текстах авторских (композиторских) волшебных музыкальных сказок.
• В силу невозможности явной вербализации типологических характеристик жанра в музыкальном тексте, требуются очевидные их доказательства средствами условных ситуативных, семантических знаков. б. При эмпирическом аналитическом изучении вербального и акустического уровней музыкального сказочного текста удалось установить, что:
• определение волшебной музыкальной сказки, как и фольклорной, может обосновываться через наличие инвариантной жанровой структуры;
• в классификации фольклорной волшебной сказки значительная роль принадлежит особым текстовым кодам: функциональному, структурному, пространственно-временному, предметному, вербальному;
• в создании инвариантной последовательности сказочного музыкального текста участвуют не только литературный сюжет (предпосланная авторская программа), но и музыкальный.
7. Данное исследование позволило, в известной степени, не только ответить на поставленные вопросы, но и наметить круг новых проблем и задач, требующих дальнейшего изучения.
• Возможно ли применение морфологического анализа на музыкальном материале сказок других народов?
• Как ведут себя константные элементы волшебной сказки в рамках сценических произведений - оперы, балета?
• Отвечает ли детская сказочная музыка требованиям морфологии жанра?
Ряд этих проблем можно было бы продолжить, так как последующее изучение морфологии музыкальной сказки неизбежно повлечет за собой появление новых версий, гипотез, требующих проверки и ответа на поставленные вопросы.
Список научной литературыПопова, Ирина Петровна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"
1. Адоньева СБ. Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры. - Дисс. ...канд. филолог. наук. - Л., 1989.
2. Ананьев Б. Психология чувственного познания. - М. , I960. - 287.
3. Баибурин А. К. Жилиш,е в обрядах и представлениях восточных славян. - Л., 1983.
4. Баибурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология АН СССР, Институт этнографии. - Л.: Наука, 1981.- 215-226.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М. : «Худ. Литература», 1975. - 502 с.
6. Бахтин М.М. Время и пространство в романе // Вопросы литературы, 1974 № 3. - 157 - 164.
7. Бахтина В.А. Время в волшебной сказке // Проблемы фольклора.- М., 1975. - 157 - 163.
8. Бахтина В.А. Пространственные представления в волшебных сказках // Фольклор народов РСФСР, в.1. Уфа, 1974. - 81 - 91.
9. Бахтина В. А. Эстетическая функция сказочной фантастики. Наблюдения над русской народной сказкой.- Саратов, 1972.- 52 с.
10. Белова О.В. Зеленый цвет //Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах /Под ред. Н.И.Толстого. - Т. 2: Д-К (крошки). - М.: Междунар. отношения, 1998. (Институт славяноведения и балканистики РАН).- 305-306.
11. Белова О.В. Красный цвет // Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах /Под ред. Н.И.Толстого. - Т.2: Д-К (крошки). - М.: Междунар. отношения, 1998. (Институт славяноведения и балканистики РАН).- 647- 651.
12. Белова О.В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символики.- М.: Индрик, 1999 . - 320 с.
13. Белый А. Символизм как миропонимание /Сост. вступ. ст. и прим. Сугай Л.А. - М.:Республика, 1994.-528 с.
14. Блок А. Собр. соч. в 8 т.; т.5. - М., 1962.- 618 с.
15. Блок А. Дневник. - М., 1989. - 176 с.
16. Валенцова М.М. Кольцо // Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах /Под ред. Н.И.Толстого. - Т.2: Д-К (крошки). - М.: Междунар. отношения, 1998. (Институт славяноведения и балканистики РАН).- 563-566.
17. Ведерникова Н.М. Контаминация в русских народных волшебных сказках. - Дисс. ...докт. филолог, наук. -М., 1970.
18. Веселовский А.Н. Сравнительная мифология и её метод. Собр. соч., том XVT. - М., Л., 1938. - 83 - 128.
19. Веселовский А.Н., Пропп В.Я., Польти Ж., Зоркая Н.М. На рубеже столетий (о трафаретах) . - М. : Наука, 1976. - 189 с.
20. Виноградова Л.Н., Толстая СМ. Венок // Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах /Под ред. Н.И.Толстого. - Т.1: А-Г. - М.: Междунар. отношения, 1995. (Институт славяноведения и балканистики РАН).- 314-318.
21. Виноградова Л.Н., Толстая СМ. К проблеме идентификации и сравнения персонажей славянской мифологии // Славянский и Балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. - М.: Наука, 1994. - 1 6 - 4 4 .
22. Виноградова Л.Н., Толстая СМ. Символический язык вещей: веник (метла) в славянских обрядах и верованиях // Символический язык народной культуры. Балканские чтения № 2. - М., 1993.
23. Власова М. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. - Спб. : Северо-Запад, 1995. -- 383 с.
24. Волков Р. Сказка: Разыскания по сюжетосложению народной сказки, Т.1, 1924.- 32бс.
25. Волошин М. Автобиографическая проза. Дневники.- М., 1991. - 252.
26. Гаазе-Рапопорт М.Т. Порождение структур волшебной сказки. - М., 1980. - 20 с.
27. Галенко СП. Аутсайдер начинает и выигрывает. Игровая природа восточнославянской волшебной сказки // Апокриф, б/г, № 2. - 34 - 47.
28. Гамзатова П. «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». О симметрично развернутых композициях в декоративно прикладном искусстве // Мифологические представления в народном творчестве. - М., РИИ, 1993. - С 123-145.
29. Геннеп А., ван. Обряды переходда. Систематическое изучение обрядов/Пер. с франц. - М.:Изд. «Восточная литература» РАН, 1999. - 198 с. 13S
30. Герасимова Н.М. Пространственно-временные формулы русской сказки // Русский фольклор. - Л., 1978. - Т. XVIII.
31. Греймас В поисках трансформационных моделей // Зарубежные исследования по семиотике фольклора: Сб. ст./ Сост. Мелетинский Е.М., Неклюдов Ю./. - М. : Наука, 1985. - 89 - 109.
32. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.
33. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М.: Искусство, 1990. - 395 с.
34. Давыдова О.А. О ковре-самолете, скатерти-самобранке, гуслях-самогудах и других сказочных диковинках // Русская речь, 1985, № 5. - 128-131.
35. Давыдова О.А. Традиционные языковые средства русской народной волшебной сказки (определительные сочетания, поэтические формулы). Автореферат дисс. ...канд. фр1ЛОЛОГ. наук. - М., 1981.-16 с.
36. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа: материалы по русской демонологии. СПб.: Литера, 1996. - 477 с.
37. Дибелиус И. Морфология романа / Проблемы литературной формы: ред. Жирмунского В.М. - Л.: Academia, 1928. - 105 - 134.
38. Добровольская В.Е. Предметные реалии русской волшебной сказки. Дисс. ...канд. филолог, наук. - М., 1995.
39. Евзлин М. Космогония и ритуал / Предисл. Топорова В.И. - М.: Радикс, 1993. - 337 с.
40. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор, колдовство в России. // Сб. трудов / вст. ст. и сост. Виноградовой Л.Н. -М., 1994 / Традиционная культура славян. Из истории изучения. - 272 с.
41. Еремина В.И. Ритуал и фольклор / Ред. Горелова А.А. - Л.: Наука, 191. - 208 с.
42. Зеленин Д.К. Религиозно-магическая функция волшебных сказок // Ф.Ольденбургу: к 50-летию научно-обш;ественной деятельности. 1882 - 1932. - Л., 1934.
43. Золян С Т . «Свет мой зеркальце скажи» (к семиотике волшебного зеркала) // Учёные записки ТГУ. Вып. 831./Труды по знаковым системам в. XXII. Зеркало. Семиотика зеркальности.- Тарту: ТГУ, 1988.-С.32- 45.
44. Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства России 1900 - 1910 г. - М., 1976.
45. Зуева Т. В. О жанровом выделении волшебных сказок в восточнославянском повествовательном фольклоре // Сказка и несказочная проза: Межвуз. сб. научн. трудов / к 70-летию со дня рождения Кирдана Б. П. /. -М.: Прометей, 1992. - С 2 4 - 5 2 .
46. Зуева Т.В. Восточнославянская волшебная сказка в аспекте исторического развития. Дисс. ...докт. филолог. наук. - М., МПГУ, 1995. - 573 с.
47. Иванов В.В., Топоров В.Н. Инвариант и трансформация в мифологических и фольклорных текстах // Типологические исследования по фольклору: Сб. ст. памяти Проппа В.Я. / 1890 - 1975 /. - М.: Наука, 1975. - 44 - 76.
48. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. - М.: Наука, 1965. -246 с.
49. Ипатова Н.А. Оборотничество как свойство сказочных персонажей // Славянский и Балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. - М. : Наука, 1994. - 240 - 250.
50. Йохельсон В.М. «Магическое бегство» как общераспространённый сказочно-мифический эпизод //Сб. в честь 70-летия профессора Анучина Д.Н. - М., 1913. - 155 - 166.
51. Каган М.С. Морфология искусства. Историко- теоретические исследования внутреннего строения мира искусств.- Л.: Искусство, 1972, т.1- 3.
52. Кандинский В. О духовном в искусстве. - М.: СППО-2 Ленуприздата, 1990.- 66 с.
53. Кербелите Б. Историческое развитие структур и семантики сказок. Дисс. ...канд. филолог, наук. - Вильнюс, 1991.
54. Комлева Г.А. Пространственно-временные представления русской народной волшебной сказки в аспекте эволюции. Дисс. ...канд. филолог, наур;. - Петрозаводск, 1997. - 243 с. 55. иЧазутин Г. Поэтика русского фольклора. - М.: 1989. - 232 с.
55. Лазутин Г. Поэтика удивительного в сказках// Вопросы литературы и фольклора. - Воронеж, 1973.- 167-180.
56. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика-пресс, 1994. - 608 с.
57. Леви-Стросс К. Мифологичные. Сырое и вареное // Семиотика и искусствометрия. - М., 1972. - 73 -122.
59. Левкиевская Е.Е. Кикимора //Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах /Под ред. Н.И.Толстого. - Т.2: Д-К (крошки). - М.: Междунар. отношения, 1998 (Институт славяноведения и балканистики РАН).- 494-496.
60. Левкиевская Е.Е. Материалы по карпатской демонологии // Славянский и Балканский фольклор. Верования. Текст. Ритуал. - М.: Наука, 1994. - 250 - 261.
61. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы, - 3-е изд. - М.: Наука, 1979. - 360 с.
62. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М,1974.-
63. Магометова Д.О. О генезисе и значении символа «мирового оркестра» в творчестве А.Блока // Вестник МГУ, серия X, Филология, 197 4 № 5. - С 10 - 20.
64. Максимов Нечистая, неведомая и крестная сила. - М.: Книга, 198 9. - 175 с.
65. Медриш Д.Н. О поэтике волшебной сказки // Проблемы русской и зарубежной литературы / Волгоградский педагогический институт - Волгоград, 1971. - 3 -28.
66. Мелетинский Е.М., Неклюдов Ю., Новик Е.С., Сегал Д.М. Проблемы структурного описания волшебной сказки // Ученые записки ТГУ. В.2 36 / Труды по знаковым системам, IV. - Тарту, 1969. - 86 - 136.
68. Мелетинский Е.М. Женитьба в волшебной сказке (её функция и место в сюжетной структуре) // Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания/Отв. ред. Е.С.Новик. - М.: РГГУ, 1998. - 305 - 318.
69. Мелетинский Е.М. Миф и сказка // Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. /Отв. ред. Е.С.Новик. - М.: РГГУ, 1998. - 284 - 287.
70. Мелетинский Е.М. О происхождении литературно- мифологических сюжетных архетипов.Arbor mundi. Мировое дерево. The World Tree // Международный журнал по теории и истории мировой культуры. - М., 1993 № 2. - 2 2 - 3 9 .
71. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. - 408 с.
72. Мелетинский Е. Первобытные истоки словесного искусства // Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания /Отв. ред. Е.С.Новик. - М.:: РГГУ, 1998. - 52 - 111.
73. Михайлов Н.А. Время и пространство // Типологические исследования по фольклору. Сб. статей памяти Проппа В.Я. /1890 - 1975/. - М., 1975. - 37 - 59.
74. Мойн Дж. Введение в теорию трансформационных грамматик. - М., 1970. - 23 с.
75. Мочалова В.В. Демонические посредники между мирами// Миф в культуре: человек - не-человек.- М.: Изд. «Ин-дрик», 2000.- 193-203.
76. Неелов Е.М. Волшебная сказка. Корни научной фантастики. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 198 с.
77. Неклюдов СЮ. Статические и динамические начала в пространственно-временной организации повествовательного фольклора // Типологические исследования по фольклору / Сб. ст. памяти В.А.Проппа. - М., 1975. -С. 182 - 191.
78. Никифоров А. И. К вопросу о морфологическом изучении народной сказки /Сб. ст. в честь академика Соболевского А.И. - Л.: Академия наук, 1928. - 172 -17 8.
79. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. - Дисс. ... докт. иск. - Л, 1974.
80. Петровский М.А. Морфология новеллы. Ars poetica в. 1. - М.: ГАХН, 1927. - 230 с.
81. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. - М.: Наука, 1975. - 191 с.
82. Потебня А.А. О мифическом значений некоторых обрядов и поверий. Баба-Яга // Чтения в Императорском обш;е-стве истории и древностей российских. - М., 1865. Кн. 3 .
83. Пропп В.Я. Морфология < волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собр. трудов В.Я.Проппа). - М.: «Лабиринт», 1998. - 512 с.
84. Пропп В.Я. Русская сказка (Собр. трудов В.Я.Проппа). - М.: «Лабиринт», 2000. - 41бс.
85. Пропп В. Я. Трансформации волшебных сказок // Фольклор и действительность. - М. : Наука, 1976. - 153 - 174.
86. Рошияну Н. Традиционные формулы сказки.- М.: Наука, 1974.-216 с.
87. Сахаров И.П. Сказания русского народа. Изд. 3-е. - Т. 1 - 2. - СПб, 1841.
88. Сиднева Г. Исчерпание великого опыта (о судьбе русского символизма) // Искусство XX века: уходящая эпоха?: Сб. статей, т.1. - Н.Новгород, 1997. - 39 - 54.
89. Слепухов Г.Н. Пространственнно-временная организация произведения // Научн. доклад высш. школы. Философские науки. - 198 4 № 1. - 64 - 70.
90. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики // Ф.Соссюр. Труды по языкознанию - М., 1977. - 31-285.
91. Софронова Л.А. О мифопоэтическом значении оппозиции человек/ не-человек // Миф в культуре: человек - нечеловек.- М.: Изд. «Индрик», 2000. - 9-33.
92. Столович Л.Н. Зеркало как семиотическая, гносеологическая и аксиологическая модель // Учёные записки ТГУ, в.831 / Труды по знаковым системам в.XXII. Зеркало. Семиотика зеркальности. - Тарту: ТГУ, 1988. -С. 45 - 52.
93. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1989. - 573 с.
94. Тернер В. Символ и ритуал: Пер. с англ./сост. и авт. предисл. Бейлис В.Я. - М.: Наука, 1983. - 277 с.
95. Толстой Н.И. Верх-низ //Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах /Под ред. Н.И.Толстого. - Т.1: А-Г. - М.: Междунар. отношения, 1995. (Институт славяноведения и балканистики РАН).-С. 345-346.
96. Толстой Н.И. Выворачивание одежды//Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах /Под ред. Н.И.Толстого. - Т.1: А-Г. - М.: Междунар. отношения, 1995. (Институт славяноведения и балканистики РАН).- 465-466.
97. Толстой Н.И. Граница//Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах /Под ред. Н.И.Толстого. - Т.1: А-Г. - М.: Междунар. отношения, 1995. (Институт славяноведения и балканистики РАН).-С. 537-540.
98. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. - М.: Изд. «Индрик», 1995. - 512 с.
99. Толстая СМ. Время // Славянские ддревности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах /Под ред. Н.И.Толстого. - Т.1: А-Г. - М.: Междунар. отношения, 1995. (Институт славяноведения и балканистики РАН).-С 448 - 452.
100. Толстая СМ. Зеркало // Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах /Под ред. Н.И.Толстого. - Т.2: Д-К (крошки). - М.: Междунар. отношения, 1998. (Институт славяноведения и балканистики РАН).- 321-324.
101. Толстая Зеркало в традиционных славянских верованиях и обрядах. // Славянско-балканский фольклор, в. 7, 1994. - С 111-129.
102. Толстая СМ. О семантическом единстве обряда // Фольклор. Проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тезисы Всесоюзной научно-практической конферен-ции 25-28 апреля 1988 года. - М., 1988.-Ч.1.- 146-148.
103. Топорков А. Откуда у Бабы-Яги ступа? //Русская речь, 198 9 № 4.
104. Топоров В.Н. К символике окна в мифопоэтической традиции // Балто-славянские исследования. - М., 1983-1984.
105. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику //Архаический ритуал в фольклорных и раннелитератур-ных памятниках. - М., 1988. - 7 - 6 0 .
106. Топоров В.Н. О числовых моделях в архаичных текстах // Структура текста: Сб. ст. АН СССР. - М.: Наука, 1980. - 3 - 59.
107. Топоров В.Н. Пространство // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 томах.- М., 1991-1992.т.2. 340-342.
108. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. Сб. ст. - М.: Наука, 1983. - С, 227 - 285.
109. Трубецкой Е.Н, «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке / Литературная учеба, 1990 № 2 март-апрель. - 99 - 117.
110. Усачева В.В. Желтуха, желтый цвет //Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах /Под ред. Н.И.Толстого. - Т.2: Д-К (крошки). - М.: Между-нар. отношения, 1998, (Институт славяноведения и балканистики РАН).- 201-202.
111. Фотино С , Маркус Грамматика сказки // Зарубежные исследования по семиотике фольклора: Сб. ст. - М.: Наука, 1985. - 275 - 315.
112. Франц, Мария Луиза фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке /Пер. с англ. - СПб.: Б.С.К., 1998. - 360 с.
113. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл./ обш;. ред. и поел. Тавризян Г.М. -М.: Издат. грп. «Прогресс», 1992. - 464 с.
114. Хлебников В. Соч. Т. 5. - 324.
115. Цивьян Т.В. К семантике пространственных элементов в волшебной сказке (на материале албанской сказки) // Типологические исследования по фольклору / Сб. ст. Памяти В.Я.Проппа - М., 1975. - 191 - 214.
116. Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. - М., 1990. - Гл. 1; О модели мира. 4 - 2 6 .
117. Цивьян Т.В. Музыкальные инструменты как источник мифологической реконструкции // Образ - смысл в античной культуре. - М.: ГМИИ им. Пушкина, 1990. - 182 - 195.
118. Шайкин А.А. Художественное время волшебной сказки / на материале казахских и русских сказок / // Изв. АН. КазССР. Сер. Обществ. Наук. - Вып. 1, Алма-Ата, 1973. - 37 - 48.
119. Cambell J. The Masks of God, vol. IV, New York. - p. 662.
120. Cambell J. The Hero with Thousand Faces, Princeton, 1968.
121. Frye N. Anatomy of Criticism, Princeton, 1957. p. 109.
122. Hilbek B. Interpretation of Fairy Tales, FFC (Folklore Fellows Communications) 239, Helsinki, 1987. 14 8
123. Moyne J.A. An Introduction to Transformational Grammars. International Journal of Computer Mathematics, 1967, Vol. 2,pp. 169 - 181.
124. Stanner. W. E. H. On Aboriginal Religion («Oceania Monographs» 1), Sidney, 1966. 12 6. Thompson S. The types of the folktale FFC (Folklore Fellows Communications) № 74 .- Helsinki, 1927.
125. Thompson S. Motif-index of Folk-literature. Vol. 1 -
126. Helsinki, 1932 (D 1210 - D 1234) .
127. Vehvilainen P.V. The Structure of the Folk-tale: a 1.inguistic ApproachW Congress International des 1.inguistes, X Actes 3. - Budapest, 1970.-P. 34 - 57. СПЕЦР1АЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
128. Автографы А.К.Лядова и материалы, связанные с его деятельностью в фондах ГЦММК им, М.И.Глинки. Каталог - справочник. - М.: Музгиз, 1963. - 15 с.
129. Абрамян А.П. Взаимодействие симметрии и асимметрии в музыке. Автореферат дисс. ...канд. иск. - Тбилиси, 1988. - 19 с.
130. Акопян Л.О. Анализ глубинной структуры музыкального текста. - М.: Практика, 1995. - 256 с.
131. Александрова Л. В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект. - Дисс. ...докт. иск. - Новосибирск, 1995.
132. Алексеева И. Поэтика жанра в «сказках» Н.Метнера // Вопросы поэтики и семантики музыкального произведе-14 9 ния / Сб. тр. В. 14 4 РАМ им. Гнесиных. - М., 19 98. -С. 141 - 155.
133. Ан. К.Лядов. I. Жизнь. Биографический очерк В.Г.Вальтера II. Портрет. По личным воспоминаниям М.Городецкого III . Творчество. Критический очерк И.Витоля. IV. Из писем 1901 - 1909 гг. - Пг,191б .-212 с.
134. Арановский М. Синтаксическая структура мелодии. Исследование. - М., 1991.
135. Аркадьев М. Временные структуры новоевропейской музыки. Опыт феноменологического исследования. - М., 1992. - 168 с. 13 9. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - Л.,1971.
136. Асафьев Б. В. О А.К.Лядове // Русская музыка XIX и начала XX века. - М.: Музыка, 1979. - 238 - 257.
137. Белоусова В. А. Симметрия в музыке. Теоретический и исторические аспекты. Дисс. ... канд. иск. - М., 1995.
138. Бергер Л. Эпистемология искусства. - М.: Русский мир, 1997. - 432 с.
139. Волкова И. Понятие инварианта в концепции музыкального языка. - Автореферат дисс. ...канд. иск. - Л., 1986.
140. Гервер Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века).-М.: «Индрик», 2001.- 248 с.
141. Глебов И. Пути в будущее. - Мелос, 1918 г. Кн. 2. - 40 - 60.
142. Гончаренко Зеркальная симметрия в музыке /На материале творчества композиторов XIX и первой половины XX века/.-Новосибирск: изд. НГК, 1993. - 234 с.
143. Гончаренко Семантические функции зеркальной симметрии // Музыкальное искусство и культура: наблюде-ния, анализ, рекомендации: Сб. статей вып. 3. - Новосибирск, 1997. - 2 9 - 4 8 .
144. РАМиГ. - М., 1994. - 79 - 96.
145. Долинская Е. Н.Метнер. - М., 1966. - 193 с.
146. Долинская Е.Б. Фортепианное творчество Метнера. Дис. канд. иск. - М., 1967.
147. Егорова В.Н. Образы «нечистой силы» в операх русских и чешских композиторов// Миф в культуре: человек -не-человек.- М.: Изд. «Индрик»,2 000.- 187-193.
148. Зайцева Т. А. Эстетические предпосылки формирования А.К.Лядова как художника миниатюриста // Вопросы эстетики и музыкознания. Сб. ст.- Л., 1990.- 23-52.
149. Заруцкая И. Гусли звончатые, перепончатые. О мифологии гусель // Мифологические представления в народ-ном творчестве. - М.: Рос. инст. искусств-ия, 1993. - 109 - 123.
150. Заруцкая И.Д. Музыкальные инструменты в мифологических представлениях восточных славян. Автореферат дисс. ...канд. иск. - М., 1998.- 24 с.
151. Земцовский И. И. Хронотопы музыкального фольклора: опыт типологии. - М., 1980. - 230 с.
152. Зенкин К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. - М., 1997. - 415 с.
153. Из записных книжек Н.К.Метнера (публикация Е.Н.Кирносовой) // Процессы музыкального творчества. Выпуск второй. Сб. тр. № 140 / Рам им. Гнесиных. -М., 1997.- 173 -193.
154. Кирносова Е.Н. От наброска к черновой рукописи (На материале нотно-рукописного архива Н.К.Метнера) // Процессы музыкального творчества,. Выпуск первый. Сборник трудов № 130 / РАМ им. Гнесиных.- М., 1994.- 133-152.
155. Кирносова Е.Н. Метод творческой работы Н.К.Метнера и особенности его художественного мышления (на материале рукописного архива композитора).- Дисс. ...канд. иск. - М., 1996.- 245 с.
156. Комарницкая О. Драма, эпос, сказка, лирика в русской классической опере XIX века // Русская опера XIX века. Сб. тр. Вып. 122 / РАМ им. Гнесиных. - М., 19 93. - 5 - 28.
157. Коннова И. Цвет и звук: значение феномена синестезии для изучения психологии восприятия музыкального искусства. Дипломная работа. - М., РАМ им. Гнесиных, 1994 .
158. Лензон В.М. О некоторых стилистических тенденциях русской музыкальной культуры XIX - XX века.- М: Музыка, 1983.-183 с
159. Левая Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. - М.: Музыка, 1991. - 166 с.
160. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность.- М.. Сов. композитор, 1990 .- 312 с.
161. Медушевский В. Интонационная форма музыки. - М.: Композитор, 1993. - 210 с.
162. Метнер Н.К. Письма / Сост. и ред. З.А.Апетян. - М. : Сов. композитор, 1973. - 615 с.
163. Механошина О. В. Повествовательные жанры инструментальной музыки. - Дисс. ... канд. иск. - Н.Новгород, 1998. - 153 с.
164. Михаиленко Л.А.Стиль модерн и творчество русских композиторов нач. XX века. Дисс. ...канд. иск.-Н.Новгород, 1997. - 163 с.
165. Михайлов М. А.К.Лядов. Очерк жизни и творчества. - Л, 1961.- 212 с.
166. Михайлов М. Стиль в музыке. - Л, 1981.
167. Михальянц Н.А. История развития русской оперы- сказки. - Минск, 1975. - 54 с. 18 6. Е.Назайкинский. Логика музыкальной композиции.-М,1980
168. Олесова Н. Применение методов структурного анализа на примере творчества Ф.Шуберта // Студенческая научная конференция на тему «Применение методов других наук в музыке». - Таллин, 1978. - 1 7 - 1 8 .
169. Орлов Г. А. Временные характеристики музыкального опыта.- Л., 1970, Машинопись.- 26 с.
170. Орлов. Г. Время и пространство музыки // Проблемы музыкальной науки.- М,1972, вып. 1.- с. 358 - 394.
171. Орлов. Г. Структурная функция времени в музыке // Вопросы теории и эстетики музыки. - М, 1974.- вып 13.- с. 32-57.
172. Панова Ж. Илья Сац - музыкальный атташе Московского Художественного театра // Русская музыкальная культура XIX - начала XX века: Сборник трудов. Вып. 12 3 / РАМиГ, М., 1994. - 96 - 121.
173. Притыкина О.И. Музыкальное время: его концептуаль- ность, структуры, методы исследования. Дисс. ...канд. иск. - Л., 1985. - 265 с.
174. Рахманова М.П. Николай Андреевич Римский-Корсаков / РАМ им. Гнесиных, ГИИ.- М., 1995.- 240 с.
175. Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века /Ред-сост. М.Арановский.- М, 1997 .- 875 с.
176. Сараджев Н.К., Цветаева А.И. Мастер волшебного звона. - М., 1980. - 6 6 - 7 0 .
177. Сараева М. Особенности музыкального хронотопа в творчестве Б.Вартока // Пространство и время в музыке: Сб. тр. Вып.121 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1991. -' 4 7 - 63.
178. Сихра А. Музыковедение и новые методы научного анализа // Интонация и музыкальный образ. - М., 1965. -С. 32 - 57.
179. Скрынникова О.А. «Золотой петушок»: к проблеме архе- типического в творческом процессе Римского-Корсакова //Процессы музыкального творчества. Вып.3 / Сб. трудов № 155, РАМиГ, - М., 1999. - 81 - 98.
181. Соколов О.В. Форма в произведениях Н.Метнера // Вопросы теории музыки в.1. - М., 19 68. - 140 - 167.
182. Соколов О.В. К проблеме типологии музыкальных жанров // Проблемы музыки XX века. - Горький, 1977. - 12 - 58.
183. Татаринцева И. Мифологические структуры в музыкальных драмах Вагнера. - Тамбов, 1997. - 24 с.
184. Тюрина В. «Горизонтальный» и «вертикальный» аспекты в представлениях о музыке // Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации. Вып. 3. - Новосибирск, 1997. - 94 - 103.
185. Федосова Э. Фактурные предпосылки сонатно- циклической организации в сказках Н.Метнера ор.34 // Музыкальная фактура. Сб. тр. Вып. 14 6 / РАМ им. Гнесиных. - М., 2001. - 112-123.
186. Холопова В. Время и вневремя: О творческом процессе Губайдулиной. // Процессы музыкального творчества. Вып. 3/ Сб. Трудов № 155 РАМ им. Гнесиных. - М., 1999. - 99 - 113.
188. Холопова В. Музыка, как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен. - М., МГК, 1990. - 258 с.
189. Холопова В. О прототипах функций музыкальной формы // Проблемы музыкальной науки. Вып. 4. - М., 1979.
190. Черепнин Н.Н. Воспоминания музыканта / Н.Черепнин, предисл. О. Томпаковой.- М.: «Музыка», 1976.- 128 с.
191. Шаимухаметова Л.Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: Исследование. - М., 1999. - 311 с.
192. Шаимухаметова Л.Н. Семантический анализ музыкальной темы: Исследование. - М.: РАМиГ, 1998. - 265 с.
193. Шаповалова Т.В. В.И.Ребиков: штрихи к творческому портрету //Процессы музыкального творчества. Выпуск четвертый. Сборник трудов № 15 6 / Рам им. Гнесиных. - М. , 2000. - 94 - 120.
194. Clifton Т. The Poetics of Musical Silence // Musical Quarterly 62. - 1976, p. 163 -181.Color and Music // The New Oxford companion to Music / N. -Y., 1984.
195. Kramer J.D. Studies of Time and Music: A Bibliography // Music Theory Spectrum, The Journal of the Society for Music Theory. Volume 7, 1985: Time and Rhythm in Music. P. 72 - 106. 15S СБОРНИКИ СКАЗОК
196. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. - М., 1957, т. 1 - 3.
197. Русские народные сказки / сост. и вст. ст. Аникина В. - М.: Худ. литература, 1987. - 560 с.
198. Русские народные сказки /сост. Королькова А.Н. Воронеж, 1987 . -222 с.
199. Русские народные сказки. Сказки братьев Гримм. Сказки Гауфа. - М.: Мегаполис-Экспресс, 1992. - 400 с.
200. Сахаров И.П. Русские народные сказки. - СПб, 1841г.- 312с. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
201. ГЦМЬЖ им. М.И.Глинки, ф. 22 № 727. Гречанинов. А. Т. «Сказочки» 12 фортепианных пьес ор. 118.- Изд. Ле-дюк, Париж, б/г.
202. ГЦММК им. М.И. Глинки, ф.132, № 777, Метнер. Н.К. Запись отдельных мыслей о художественном творчестве. Б.д., б. м. Автограф на нотном листе. 1л.
203. ГЦММК им. М.И. Глинки, ф.132, № 4594. Метнер.Н.К. Памятка для себя, 1916 год. 22 9. ГЦММК им. М.И.Глинки, ф. 68 № 26. Ребиков В. «РЫБАКЕ и рывкд» Сказка для пения с фортепиано. Автограф, разрозненные черновые наброски.4 л.
204. ГЦММК им. М.И. Глинки, ф. 68, № 78.- Ребиков В. «Из моей жизни», автобиография 1866 -- 1913., рукопись, автограф.- 153 л.
205. ГЦММК им. М. И. Глинки, ф. 68, № 8 81.- Ребиков В. «Conte de la Princesse et du Roi des grenowlles» («Сказка о принцессе и короле лягушек») для симфонического оркестра ор. 36.- автограф, карандаш.-11л.
206. Музей-квартира Е.Ф.Гнесиной, Гнесин М., ел. Сологуба Ф., «Недотыкомка» ор. 5 № 2, 1908г (поев. Станюкович З.К.), корректура.
207. Научная библиотека Томского Государственного Университета (ТГУ), Архив Потанина Г.Н. Сказка «Большая музыка». Записана Г. Деминым. Обработана И.3.Елегичевым, рукопись.