автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Концепт "город" в творчестве Б. Пастернака
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Мегирьянц, Татьяна Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Город в западноевропейской и русской культурной традиции.
Автобиографический аспект творчества Б.Пастернака.
ГЛАВА II. Пространственно-временные денотаты концепта город в творчестве Б.Пастернака.
ГЛАВА III. Миромоделирующие начала концепта город в художественном сознании Б.Пастернака.
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Мегирьянц, Татьяна Анатольевна
Б.Пастернак принадлежит к числу писателей, творчество которых определило развитие русской литературы XX столетия. Воспринявший опыт культуры предшествующих веков, он сумел увидеть в своем времени то, что позволило обозначить новые горизонты художественного видения, соединив распавшуюся связь времен, осознать и по-новому оценить трагические разломы XX века.
Однако судьба писателя в литературной критике определилась не его творческой индивидуальностью, а сложившимися в советское время схемами. Так, в 20-30-е годы в советской печати закладывается основа мифа о Пастернаке, определяются узловые моменты полемики о его творчестве, не менявшиеся в целом до конца 80-х годов. В этот период в отечественных исследовательских и критических работах, посвященных творчеству писателя, доминировал социологический подход, отодвигавший вопросы поэтики и особенности художественного мира автора на второй план.
Сложившиеся к началу 30-х годов формулы "всегда служили критикам Пастернака, не нуждаясь в дополнениях до 1956 года. Таким же стандартом стал найденный тогда набор иллюстрировавших эти положения отрывочных цитат: "Какое, милые, у нас // Тысячелетье на дворе?" - отрыв от современности; ".Вакансия поэта: // Она опасна, если не пуста" - отказ от преданного поэтического с нею сотрудничества, и т.д. Количество этих примеров менялось в пределах десятка, в зависимости от объема статьи" (158, 504)*.
Таким образом, в отечественной критике 20-50-х годов прочно укоренился миф о чуждости советскому строю и непонятности творчества Пастернака. И даже тогда, когда пишущий или говорящий о писателе стоял на позициях его защиты, как, например, Н.Бухарин, разговор велся в той же плоскости признания мастерства с параллельными и ставшими неизбежными замечаниями об "эгоцентризме", который поэт искупил написанием "ряда революционных вещей глубокой искренности" (158, 507; 224). Своего рода яркой иллюстрацией такого подхода служит статья А.Селивановского "Борис Пастернак", написанная в 1936 году, а также ряд печатных публикаций конца
Здесь и далее первое число в круглых скобках означает порядковый номер источника в Списке литературы, второе и последующие - через запятую - страницы.
80-х - начала 90-х годов, вызванных появлением на страницах "Нового мира" "Доктора Живаго". Тогда в первой волне споров, откликов, оценок (36; 39; 48; 196) по инерции мощно проявилась тенденция к определению в первую очередь характера общественных взглядов Пастернака и степени их выраженности в романе как вопроса первостепенной важности, заменяющего собой анализ поэтики и основ художественного мира автора. Так, например, в 1990 году выходит работа А.Газизовой «"Синтез живого со смыслом" (Размышления о прозе Б.Пастернака)», где автор определяет следующий круг проблем, рассматриваемых ею как центральные в романе: Пастернак и народ, Пастернак и народная революция, народный характер и др. Творческий путь самого автора определен Газизовой как движение от "искушения модернизмом" к возвращению "на вершины русской классики" (39, 3). Критик считает, что писатель "историей своей жизни рассказал, как преодолевал насильственное отчуждение от времени" (39, 23). Подобная оценка творчества Пастернака сближает работу А.Газизовой, не являющуюся исключением на фоне первых откликов на публикацию романа в нашей стране, с идеологическими установками и стилистикой критики 30-х годов.
Круг работ, посвященных вопросам поэтики и художественной картине мира Пастернака, в отечественном литературоведении 20-80-х годов несравненно уже в силу объективно сложившихся причин, о которых мы говорили выше. Несомненно, с выходом первых книг стихов Пастернака появлялись содержательные рецензии и разборы, в которых центральное место отводилось творческой манере автора, особенностям его художественной системы (статьи И.Аксенова, Н.Асеева, М.Кузмина, К.Локса, О.Мандельштама, И.Розанова, Н.Степанова, Ю.Тынянова, М.Цветаевой, Я.Черняка).
Позже работы В.Тренина и Н.Хаджиева, содержащие анализ поэтики Пастернака, или статья Б.Бухштаба, просто не принимались к печати (см. об этом 158, 504).
В 60-е годы обращает на себя внимание очерк З.Паперного, посвященный творчеству Пастернака (141). Автор через анализ отдельных особенностей поэтики, соотношение образа дома и мира в творчестве Пастернака, роль детали, особенности поэтического языка стремится очертить контуры художественного мира писателя. Особое внимание уделено природе, которая у Пастернака, как отмечает автор статьи, шире и значительнее "пейзажного" фона. Паперный, конечно, не обходит тему "революционности" и современности Пастернака, значительную часть очерка он вынужден посвятить простому перечислению тем творчества и осторожному изложению внешней канвы пути писателя от первых сборников до "Доктора Живаго" и последних книг стихов, фактов публикации или же не публикации произведений поэта. Паперный опровергает мнения о "камерности", "мелководной интимности", "герметичной замкнутости" (141, 374) утверждением "отзывчивости" Пастернака миру, "эмоциональной реактивности" его творчества. Очерк можно рассматривать как важный шаг в направлении постановки проблем изучения вопросов поэтики Пастернака и особенностей его художественной картины мира в целом.
Таким образом, перед поколением исследователей 70-х годов стала задача изучения творчества Пастернака как эстетической системы, что должно было помочь понять феномен одного из самых ярких писателей XX века, демифологизируя представление о его "непонятности" и "оторванности" от своего времени.
Но в семидесятые годы в отечественном литературоведении работы о Пастернаке практически не появлялись. Гораздо более интенсивно он изучался на Западе (187; 200; 247; 248 и др.). Мы не ставили задачей критический разбор существующих подходов к изучению романа Пастернака и его прозы в целом в западном литературоведении, воспользовавшись диссертацией А.Кретинина (88).
В 80 - 90-е годы в нашей стране написано и опубликовано достаточно большое количество работ по творчеству Пастернака. Статьи, авторы которых рассматривают своеобразие прозы и поэзии писателя, намечая узловые проблемы и приоритетные направления исследования пастернаковской художественной системы (Г.Белая, Д.Лихачев, С. и В.Пискуновы, В.Скобелев, И.Подгаецкая), продолжает ряд работ, где в центре внимания особенности его поэтики. В числе статей, рассматривающих образы, мотивы, жанровые особенности, предлагающих опыт комментирующего анализа отдельных произведений Пастернака, прежде всего необходимо назвать публикации В.Топорова, М.Гаспарова, О.Седаковой, О.Кожевниковой, А.Анисовой, Ю.Кагана, К.Поливанова. Лирика Пастернака как целостная система анализируется в работах С.Аверинцева, В.Альфонсова, В.Баевского, И.Ковтуновой. Категория автора и тип героя в пастернаковском творчестве стали предметом изучения В.Марковича, С.Куликовой, В.Баевского. Сравнительно-сопоставительный анализ и изучение интертекстуальных связей, позволяющие рассмотреть произведения Пастернака в контексте русской классической и мировой традиции, определили методологию исследований В.Баевского, К.Поливанова, М.Иованович, М.Гистер, В.Марковича, В.Иванова, В.Кондакова.
Отдельную область в пастернаковедении представляют работы, в которых авторы исследуют архетипические мотивы и образы произведений Пастернака (А.Жолковский, Л.Кацис, И.Смирнов, В.Топоров, Й.Фарино). Исследуя художественный контекст архетипического образа, формы его воплощения, смысловую нагрузку, обретаемую в данном тексте, можно говорить об индивидуальном своеобразии творчества поэта. Примером анализа архетипических мотивов в лирике Пастернака для нас является статья В.Топорова "О "поэтическом" комплексе моря и его психофизиологических основах" (218), включающая анализируемые стихи и отдельные их мотивы ('море', 'волны', 'берег', 'дно', 'небо') в общекультурный смысловой контекст ('берег моря' - граница, порог между бесконечным и конечным, 'смерть' как поглощенность морем, 'море' - субстанция, откуда рождается жизнь, и др.). Исследователь выстраивает культурный ряд, позволяющий проследить жизнь данного образа в искусстве и описать пространство художественного мира изучаемого автора в культурной традиции. Для нас представляется важным и то обстоятельство, что, отталкиваясь от трансперсонального уровня анализа, мы можем перейти к разговору о взаимоотношениях "художник - произведение", так как автор не только творит текст, но и творим текстом: творимое начинает диктовать творцу поступок, коим можно считать и акт создания художественного мира - второй действительности. В этом случае автор становится объектом там, где использует в своих произведениях традиционные устойчивые модели, не меняя что-либо в их привычных смыслах. Архетипический подход в рамках деконструктивистского метода определяет работы А.Жолковского, выводы которого о значениях образов произведений Пастернака мы считаем предельно субъективными и неоправданно далекими от замысла автора художественных текстов, так как необходимо помнить, что там, где автор вносит в традиционное значение образа нечто свое, перемещающее этот образ в новый контекст, мы переходим к другому уровню анализа, в котором необходимо исходить из того, что субъект - автор, объект - текст, а задача исследователя - выявить особенности авторской идеи, поэтики, композиции текста.
Детальнейший анализ пастернаковских текстов (их элементов и структуры) представляют исследования венгерского ученого И.Фарино (246), предложившего археопоэтический метод, нацеленный на изыскание в тексте "археологии" его смысла. Работы Фарино содержат богатый материал по исследованию поэтики смысла пастернаковских образов в дешифровке их первичных культурных значений. Не соглашаясь с универсализацией анализа Фарино и отдельными его трактовками, мы не отрицаем продуктивность данного подхода, позволяющего рассматривать творчество Пастернака как часть общеевропейского культурного поля. Кроме того, как справедливо указывает А.Кретинин, «книга Фарыно "Поэтика Пастернака ("Путевые записки" - "Охранная грамота")" представляет собой редкий пример "автоинтертекстуального" прочтения пастернаковских произведений» (88, 9), что помогает осмыслить творчество Пастернака как целостную структуру, детерминированную единой системой художнических принципов.
Наиболее важными в изучении творчества Пастернака мы считаем работы, исследующие художественный мир автора как единое целое. В 90-е годы в России вышли в свет сборники статей и научных докладов, целиком посвященные творчеству Пастернака (122; 161; 162; 163; 185 и др.). В этих и подобных изданиях представлена множественность подходов, методологий, трактовок. Но целостность и глубина постижения художественного мира может быть обеспечена выработкой универсальных для творчества писателя подходов, поиском и изучением категорий, являющихся основными в поэтическом космосе автора. Такие универсалии обеспечат непротиворечивость в исследовании различных аспектов творчества и пути при возможной и закономерной вариативности точек зрения. Примером подобных работ служат статьи, монографии и диссертационные исследования С.Бурдиной, Б.Гаспарова, Л.Дарьяловой, Т.Меркуловой, С.Куликовой, В.Мусатова, А.Кретинина, Е.Пастернака, Л.Флейшмана.
А.Кретинин в диссертации "Роман "Доктор Живаго" в контексте прозы Бориса Пастернака" (1995) предлагает целостный анализ произведений автора с точки зрения выявления "художнической субъективности", в которой "нет ничего невоплотившегося или недовоплотившегося в художественном тексте, будь то биографическая, социальная, психологическая или какая бы то ни было иная реальность, нет ничего постороннего, избыточного по отношению к художественному произведению или их своду" (88, 11). Введенное Кретининым понятие наследует бахтинскому и кормановскому. А.Кретинин уточняет, что "художническая субъективность" определяется не только сознанием, как у Кормана (88, 12), но и бессознательным, рожденным в диалоге с действительностью и одушевленным чувством. Исследование ведется по двум путям: 1) обнаружение "художнической субъективности" через рассмотрение текста; 2) интерпретация текста как системы, выявляющей "художническую субъективность". А.Кретинин приходит к следующим выводам: доминантой пастернаковской картины мира является жизнь; жизнь двупланова, как и структура романа Пастернака; художническая цель писателя - воплотить представление о том, что за последовательностью событий стоит не причинно-следственная необходимость, а воля и вдохновение жизни; художник должен быть тождественен миру, чтобы воплотить замысел жизни. Данная работа имеет несомненное методологическое значение, является своего рода ключевой для понимания художественного мира Пастернака. Необходимо лишь заметить, что автором исследования несколько абсолютизирована жизнь как самостоятельная, абстрактная категория, что перемещает на второй план субъект пастернаковских текстов, в то время как витальное начало сконцентрировано именно в нем, побуждая делиться жизнью с миром, который статичен, мертв вне пути (в бахтинском понимании) художнической субъективности.
Стержневая идея книги Е.Пастернака "Борис Пастернак. Биография" -естественность и органика пути писателя, что позволяет затронуть некоторые аспекты анализа и трактовки его произведений, по мнению биографа, всегда построенные на глубоко пережитых событиях реальной жизни и душевного мира.
Предметом исследования В.Мусатова в монографии "Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. От Анненского до Пастернака"(1992) стало выявление литературных параллелей, помогающих понять особенности поэзии Пастернака. Работа в той ее части, которая посвящена творчеству Пастернака, ставит целью определение характера взаимодействия мира природного и культурного в пространстве пастернаковской поэзии, в основе которой, как доказывает Мусатов, пушкинское миропонимание художника, утверждающего гармонию человека и мира в целом.1 У
Пастернака происходит "реабилитация" "природы как творческого замысла" (126, 165), природы, которая целиком подчинила область впечатлений Фета и отступила на второй план перед предметной и социальной действительностью у Анненского. В.Мусатов приводит мнение В.Альфонсова, который считает, что Пастернак "почти не писал стихов, которые можно конкретно и уверенно назвать пейзажными" (126, 165). Исследователь пишет, что у Пастернака природа - один из образов, синонимов жизни. Мусатов идет дальше, делая вывод о том, что Пастернак стремится к пушкинскому универсализму, в котором различные аспекты реальности равноправны в художественном мире поэта и представляют творящую жизнь. Но Мусатов определяет содержание пастернаковского культурного мира как "предметный", "социальный", "историческая действительность", "жизнь в целом". Структура, смысл и соотношение с природой неприродного пространства у Пастернака требует уточнения и отдельного изучения.
Задаче целостного рассмотрения творческого пути и генезиса мировоззрения и мировосприятия Пастернака подчинена монография Л.Флейшмана "Поэт и его политика" (247). Отмечая, что к середине 70-х годов появились работы о жизни и творчестве Пастернака Р.Якобсона, Вл.Эрлиха, М.Окутюрье, Г.Гифорда, Ж.Пруаяр, О.Хью, Р.Конквеста, Д.Планка, А.Синявского, Ю.Лотмана, где были определены основные черты поэтики Пастернака и заложен фундамент тщательного изучения его творчества, и исходя из того, что история жизни писателя не менее важна на историческом фоне, чем любой из его литературных текстов, основное внимание исследователь уделяет "вписыванию" поэта в его культурное окружение, стремясь выявить истоки его художнического восприятия мира. Акцент делается на политической обстановке в стране в период формирования Пастернака как художника и времени его творческой деятельности, на борьбе литературных группировок начала века и степени их влияния на творчество писа-теля . Определяющими факторами становления мировоззрения и формирования принципов эстетической системы Пастернака Флейшман считает его семейные корни, утверждая, что московские культурные традиции не столь сильны в творчестве поэта, как это кажется на первый взгляд. Воздавая должное сделанному Л.Флейшманом, не можем согласиться именно с этим положением, столь важным для исследования. Несомненно, что сведение истоков творчества Пастернака к его семейным корням существенно сужает и значение, и ассоциативное поле его художественного мира.
Содержанием и предметом своего творчества Б.Пастернак называет мир. Объясняя неполноту изображения времени и событий в Заключении к автобиографическому очерку "Люди и положения", автор говорит о неохват-ности задачи описания "мира человеческой личности" в рамках данного произведения. Метафорой "единственному и подобия не имеющему миру", отступающему "в даль воспоминаний", для Пастернака служат "горы, видимые с поля" или "дымящийся в ночном зареве далекий большой город" (ГУ, 346)*.
В современных исследовательских работах мысли о значимости образа города в творчестве Пастернака существуют на уровне частных замечаний, не идущих дальше предположений или констатации общих наблюдений.
В очерке 1968 года З.Паперный писал: "Пастернак неотделим от <.> города, хотя это для него станет не столько сферой непосредственного поэтического изображения, сколько неким исходным пунктом, углом зрения поэта-горожанина, для которого скопище каменных домов - остров в шумящем зеленом мире" (141, 351).
Н.Сафонова в диссертации "Литературные ассоциации в поздней лирике А.А.Ахматовой" (199) уделяет внимание исследованию мифологемы Петербурга в ахматовском творчестве. Попутно Сафонова замечает, что в стремлении Ахматовой "вместить в свои тексты мироощущение Пастернака <.> она (Ахматова - Т.М.) вводит в произведения реминисценции, связанные с именем поэта: вокзальные, городские мотивы, реалии, которые привлекали внимание Пастернака" (199, 19).
С.Куликова, автор работы о типе героя в прозе Пастернака (89), анализирует образ Москвы в "Докторе Живаго" как "города-моря", который Живаго видит, подобно Фаусту, переживающему "прекрасное мгновение" "прозрения". "Юрию Андреевичу удается то, чего не смог сделать Фауст. Образ города, созданный им в своей книге, выходит из текста и "ощутимо" располагается "внизу на улицах", то есть становится действительностью" (89, 15).
М.Рашковская в комментариях к неоконченной повести "Петербург" наиболее глубоко, на наш взгляд, обозначила проблему города в
Во всех случаях ссылок на пятитомное Собрание сочинений Б.Пастернака (149) римская цифра означает том, арабская - страницу (страницы). и художественном творчестве Пастернака: "Это пушкинский Петербург Пиковой дамы и Германа, это Петербург Достоевского с Раскольниковым и героями "Бесов"; это Петербург Андрея Белого с террористами-мечтателями. Но несмотря на обилие литературных ассоциаций и скрытых цитат, с первых слов слышится оригинальный авторский голос. Это конечно же Петербург Пастернака. Это его город, как цельный организм, становящийся героем действия. <.> Для Пастернака город был одновременно и предметом и героем его поэзии и прозы" (146; 176). Определение города в качестве главного героя и предмета изображения писателя не столько опровергает, сколько дополняет пастернаковский город как "угол зрения поэта" (141; 351), о чем писал З.Паперный.
Й.Фарино отводит городу в художественной системе Пастернака гораздо более скромное место. Анализируя "Путевые записки" и "Охранную грамоту" Фарино не признает за городом определяющей роли в структуре пастернаковского мира, цитируя Флейшмана и соглашаясь с ним: "При том, что "сельская"тематика у Пастернака практически отсутствует, можно утверждать, что тематическая сфера его поэзии заключена между городом и пригородом" (цит. по: 246, 190). Но одновременно Фарино фиксирует семантику пастернаковских городов, за которыми в каждом определенном случае стоит конкретное значение, и связывает город со временем года, жанром творчества и «с позицией "я" на шкале его "архесюжета пути"» (246, 190).
Таким образом, к концу XX века сложился комплекс пастернаковед-ческих исследований, демонстрирующих множественность подходов к изучению творчества Б.Пастернака в рамках биографического, историко-типологческого методов, постмодернистских подходов. Но следует отметить, что целостное исследование художественного мира, поиск универсальных категорий, позволяющих проанализировать произведения Пастернака как единую систему, только начинается.
Актуальность диссертационного исследования обусловливается необходимостью детального и глубокого исследования творчества Б.Пастернака как художественного целого. Этот результат может быть достигнут лишь при многоаспектном изучении слова писателя. В современном литературоведении такой уровень исследования представлен концептом, в котором реализовано столкновение "словарного значения слова с личным и народным опытом человека" (Д.Лихачев). Концепт - понятие, интегрирующее лингвистический и литературоведческие аспекты анализа и позволяющее от исследования поэтики закономерно выйти на изучение особенностей художественного мира и его константных оснований, определяющих творчество писателя. Соединение литературоведческого и лингвистического подхода в исследовании смысловых уровней концепта дает новые результаты в осмыслении своеобразия творчества Б.Пастернака.
Новизна нашей работы заключается в рассмотрении системообразующего концепта город, являющегося основанием художественного космоса Б.Пастернака. Рассмотрение денотатов города, разрабатывающихся в творчестве Пастернака, - путь к постижению его художественного целого, в котором город есть организующий центр. Нами предложен анализ концепта город в соотношении пространственно-временных денотатов и структурно-сущностная классификация городов в творчестве Пастернака, увиденных в контексте развития литературы первой трети XX века.
Цель работы: исследовать концепт город в творчестве Б.Пастернака, исходя из понимания его центральной роли во всей эстетической системе поэта, выявить структурные значения и денотаты смыслов, для более точного обозначения своеобразия художника в контексте литературной традиции.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
1) обозначение ведущих тенденций в теме города, сложившихся в западноевропейской и русской культурной традиции на рубеже веков, определение места Б.Пастернака в них;
2) изучение содержания и динамики пространственно-временных денотатов концепта город в творчестве Б.Пастернака;
3) исследование миромоделирующих начал концепта город в художественном сознании писателя.
Методологической основой исследования стали труды Д.Лихачева, Ю.Лотмана, Е.Мелетинского, В Топорова, А.Кретинина, В.Ракова и др. Основной метод исследования: субъектно-объектный анализ художественного текста. Мы сохраняем историко-литературные подходы, позволяющие вписать Б.Пастернака в поле русской культуры XX века.
Объектом исследования является все творчество Б.Пастернака - лирика, проза, письма. Равноправие поэтического и прозаического слова Пастернака дает нам основание при анализе его текстов обращаться к стихам и прозаическим работам как составным частям единого целого. Вне нашего внимания осталась лишь переводческая деятельность поэта.
Предмет исследования - концепт город и его денотаты в художественном мире Пастернака.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке и структуризации понятия концепт в контексте современной литературоведческой науки, в классификации пространственно-временных констант концепта город в творчестве Б.Пастернака.
Практическое значение. Материалы работы могут быть использованы в вузовских курсах, спецкурсах, семинарах по истории русской литературы XX века, в школьном преподавании литературы. Наблюдения и выводы, предложенные в диссертации, могут быть использованы в дальнейших исследованиях художественного мира Б.Пастернака. Предложенная методика анализа может быть использована при изучении концептосферы как Пастернака, так и других художников литературы XX века.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в докладах на научных конференциях в Воронежском государственном университете (1995, 2000, 2001) и Воронежском государственном педагогическом университете (1996). По теме диссертации опубликовано 5 статей.
Структура работы. Работа состоит из Введения, трех Глав, Заключения, Списка использованной литературы, включающего 248 наименований. Общий объем работы составил 198 страниц.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Концепт "город" в творчестве Б. Пастернака"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты диссертационного исследования показали, что город в художественной системе Пастернака носит комплексный характер, споря с традиционным в западноевропейской и в большей части русской культурной традиции восприятием игЫ как символа цивилизации, противопоставляемого внегородскому миру в качестве антагонистического начала, безусловно, враждебного человеку и творчеству. Город Пастернака перерастает роль художественного образа, становясь системообразующим концептом. В качестве концепта город является началом космогоническим, организуя пространство прозы и поэзии Пастернака в градоцентричную и градостремительную систему.
Изученное соотношение биографического аспекта и текстов Пастернака позволяет утверждать, что тема города как одна из ведущих, отражающая и преломляющая другие, фундирована действительностью и искусством начала XX века, определила концепцию творчества писателя, в основе которой художник и жизнь, принципиально неделимые на самодостаточные замкнутые субъекты.
Анализ прозаических и поэтических произведений Пастернака в их взаимной соотнесенности позволил рассмотреть роль города в творческом процессе пересоздания реальности в художественный космос и выйти к авторской модели мира. Город Пастернака становится объектом и субъектом одновременно, творимым и творящим началом, как и сама культура, частью которой он является. Он одновременно означенное и означаемое.
Соглашаясь, что доминантой картины мира Пастернака является жизнь (А.Кретинин), а ее синонимом - природа (В.Альфонсов), делаем следующий шаг: город в творчестве писателя структурирует жизнь, все пространства (городское, внегородское, природное), гармонизируемые воспринимающим сознанием автора, который сформирован городской культурой.
В соответствии с этим в диссертации проанализированы смыслосо-ставляющие компоненты концепта город как космоса Пастернака, обусловливающего структуру и особенности пространственно-временного континуума его художественного мира. Рассмотренные пространственно-временные денотаты города позволяют сделать следующие выводы.
1. Веря за исходную мысль о дороге как части судьбы хронотопическо-го понятия, не можем не отметить принципиальной новизны обнаруживаемой хронотопом в творчестве Пастернака. Город Пастернака хронотопичен, но не в бахтинском смысле. Его город менее всего пространство. Временной аспект пересотворяет пространство биографии автора и героя, становясь частью пути. Пространственные и временные категории вступают в новые динамические отношения. У Бахтина, разрабатывающего понятие на материале античного и средневекового романа, ведущим является пространство, как и в хронотопе русской классической литературы XIX века. У Пастернака первостепенное значение обретает время. В творчестве писателя мы не находим традиционной мифологизации городов (см. например, петербургский текст). В мифе время иное: оно останавливается, своей статикой вечности противостоя динамической реальности. У Пастернака же смыслосодержащими и определяющими художественное поле его произведений становятся те характеристики, которые идут от восприяти мира человеком, причем важным способом проживания реальности является культура.
2. Циклическая смена времен года расширяет и уточняет содержательную характеристику города и его значения для воспринимающего сознания (героя и автора). Наложение мифологизированного времени природной жизни на культуросозидающее бытие города и человека нивелирует антиномию город / природа, выводя за рамки уже ставшего привычным конфликта. Равная подчиненность пастернаковского города бытию в культуре и в природе позволяет атрибутировать город как жизнеспособную систему, переживающую циклическую смену обновления и угасания жизненной активности. Вместе с тем Б.Пастернак не отменяет окончательно противоположение город - природа, архетипическими значениями городского лета и зимы подчеркивая город как зависимую от природы, но и организующую собственный жизненный цикл, систему. В исследовании мы показываем, что у Пастернака мир может быть описан через аллюзивную связь мира природы и городской культуры в равной степени, подобно тому, как прежде в литературе он шел через обращение главным образом к природе.
3. В художественном мире Пастернака город есть центр концентрической структуры мира, сохраняющего принципиальную "открытость" города внегородскому миру, стремящегося преодолеть дискретность пространств игЫ и огЫ динамической связью в единое целое. Функции пограничья и "размыкания" города в мир (что делает его жизнеспособной системой, открытой в "жизнь", в будущее, в отличие от архетипа "Пустого Города"), выполняют "сады", "окраины", "железная дорога". Каждый из перечисленных денотатов города включает собственный комплекс смыслов, расширяющих значение концепта и утверждающих его роль организующего центра.
4. Помимо пространственно-временных характеристик градоцентрич-ная природа пастернаковской картины мира утверждает эстетико-культурологическую функцию города, обусловливающую мирочувствование героя и автора в преломлении традиции, которая аккумулирована в городах. В этом аспекте особую роль приобретает музыка как денотат города, ищущий выражения через художника. Взаимосвязь город /музыка /художник обнаруживает себя уже в ранних прозаических набросках 910-х годов и остается актуальной и в последних стихотворениях поэта, являя одну из устойчивых граней темы.
5. Анализ художественных текстов, эпистолярного наследия и фрагментов критических статей Пастернака направлен на подтверждение мысли о том, что связь человек /город /мир является двусторонней и взаимомодели-рующей компоненты данной цепочки. Город нуждается в человеке, обретая через его воспринимающее сознание слово, что в свою очередь позволяет городу сопротивляться переводу в статус "мертвого", "Пустого Города". Образ последнего складывается тогда, когда человек и город теряют связь с миром за его пределами, отчуждаясь от него, лишаясь жизнепорождающего начала. В развитии этой мысли мы обнаруживаем два типа города: город-жизнь и город-музей/театр. Город-жизнь представлен в первую очередь Москвой -творимым и творящим пространством русской культуры. Для писателя Москва - центр культурного и биографического поля, ядро, организующее космос его произведений. Города-музеи - это западноевропейские (Марбург, Венеция и пр.) и русские города (Петербург, Тифлис). Города этого типа представлены как культурные знаки, существующие независимо от художественного мира Пастернака. Становясь фрагментом его пути, они лишь на время обретают витальное начало.
Первостепенное значение в художественной системе Пастернака имеет город-жизнь, который есть часть биографии героя, автора, живет своей жизнью, образуя все новые денотаты концепта город.
Таким образом, Пастернак выстраивает собственную модель города. Он пишет не Апокалипсис ("Пустой Город"), а город открытый миру, жизнеспособный, связанный с миром (жизнью) рядом динамических структур, являющихся частью пути, города, носящего черты субъектной организации, способной к диалогу и сотворчеству. Такой город космогоничен и, не замещая собой мир в целом, сохраняет его способность бытийствовать, являясь органической частью мира.
Список научной литературыМегирьянц, Татьяна Анатольевна, диссертация по теме "Русская литература"
1. А<сеев> Н. Третья смена. Обзор русской литературы 1917-1921 г. // Лит. обозрение. 1996. - № 5/6.
2. Абашев В.В. Пермский текст в русской культуре и литературе XX века: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2000.
3. Аверинцев С.С. Вячеслав Иванов // Иванов Вяч. Стихотворения и поэмы. Л., 1978.
4. Аверинцев С.С. Пастернак и Мандельштам: опыт сопоставления // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1990. - Т.49. - №3.
5. Айзенберг М. Возможность высказывания // Звезда. 1994. - №6.
6. Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.
7. Анисова А.Н. О "хмеле" и "вакханалии" у позднего Б.Пастернака // Культура и творчество. Тверь, 1995.
8. Анненков Ю. Мы были тогда молоды // Лит. в школе. 1989. - № 2.
9. Архангельский А. ".И только в том моя победа" // Дружба народов. - 1987. - №4.
10. Ю.Архангельский А. "Он награжден каким-то вечным детством." // Детская литература. 1989. - № 3.
11. Архангельский А.Н. Вакансия поэта: Очерк о Б.Л.Пастернаке // Русские писатели лауреаты Нобелевской премии. Борис Пастернак. -М., 1991.
12. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., 1983.
13. Баевский B.C. Б.Пастернак лирик: Основы поэтической системы. -Смоленск, 1993.
14. Баевский B.C. Последняя книга Б.Пастернака. О динамике отношения "автор текст" // Автор и текст: Сб. статей - СПб., 1996. - Вып. 2.
15. Баевский B.C. Пушкин и Пастернак. К постановке проблемы // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1989. - Т. 48. - № 3.
16. Басинский П., Федякин С. Русская литература конца XIX начала XX века и первой эмиграции. - М., 1998.
17. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по истории поэтики // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
18. Белая Г. ".Образ мира, в слове явленный." // Вопр. лит. -1989.-№ 4.
19. Белова Т. Роман Б.Л.Пастернака в англоязычных исследованиях 80-х годов // Вестник Моск. ун-та. Сер.9. Филология. 1993. - № 6.
20. Белый А. Петербург. Л., 1981.
21. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
22. Бенуа А. Мои воспоминания: В 5 кн. М., 1990. - Т.2. Кн.4, 5.
23. Бетеа Д. Мандельштам, Пастернак, Бродский: Иудаизм, Христианство и создание модернистской поэтики // Русская литература XX века: Исследования американских ученых. СПб., 1993.
24. Благов Д.А. Конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Б.Л.Пастернака // Русская литература. 1990. - № 3.
25. Блок А. Из записных книжек и дневников // Блок А. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1971. - Т. 6.
26. Блок А. Собрание сочинений: В 6 т.- Л., 1980. Т.1.
27. Боева Г.Н. Идея синтеза в творческих исканиях Л.Н.Андреева: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Воронеж, 1996.
28. Брюгель Ф. Разговоры с Борисом Пастернаком // Вопр. лит. 1987. -№7.
29. Брюсов В. Избранные стихотворения. -М., 1945.
30. Брюсов В. Стихотворения. М., 1990.
31. Бурдина C.B. Художественный образ мира в лирике Б.Пастернака первых лет революции // Типологическое изучение литературного процесса. Пермь, 1987.
32. Вайль П. Гений места. М., 1999.
33. Вейдле В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества // Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. -М., 1991.
34. Верхарн Э. Стихотворения. Зори; Метерлинк М. Пьесы. М., 1972.
35. Вильмонт Н. О Борисе Пастернаке (Воспоминания и мысли). М., 1989.
36. Воздвиженский В. Проза духовного опыта // Вопр. лит. 1988. - № 9.
37. Вомперский В. По "Охранной грамоте" // Лит. газета. 1990. - № 6.
38. Гаген-Торн Н.И. Борис Николаевич Бугаев (Андрей Белый) // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. -М., 1988.
39. Газизова A.A. "Синтез живого со смыслом" (Размышления о прозе Б.Пастернака). М., 1990.
40. Гальперина Е., Запровская А., Эйшискина Н. Курс западной литературы XX века. М., 1934. - Т. 1.
41. Гаспаров Б. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака "Доктор Живаго" // Дружба народов. 1990. - № 3.
42. Гибиан Дж. Леонид Пастернак и Борис Пастернак: полемика отца и сына // Вопр. лит. 1988. - № 9.
43. Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979.
44. Гинзбург Л. Письма Бориса Пастернака // Переписка Бориса Пастернака. М., 1990.
45. Гинзбург Л. Человек за письменным столом. Эссе. Воспоминания. Четыре повествования. Л., 1989.
46. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 1991.
47. Гистер М. Мотивы Достоевского в стихотворении Пастернака "Марбург" // Лит. обозрение. 1996. - № 4.
48. Горелов П. Размышления над романом//Вопр. лит. 1988. - № 9.
49. Губман Б.Л. Символическое воображение и творчество // Культура и творчество. Тверь, 1995.
50. Гуджиева Н.В. "Русские символисты" литературно-книжный манифест модернизма // Русская литература. - 2000. - № 2.
51. Даль Вл. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4-х т-М, 1990. Т. 3.
52. Дарьялова Л.Н. Идеальное и трагическое в философском романе Б.Пастернака "Доктор Живаго" // Художественное мышление в литературе XIX XX веков. - Калининград, 1992.
53. Долгополов Л. На рубеже веков. Л., 1985.
54. Долгополов Л.К. Начало знакомства. О личной и литературной судьбе Андрея Белого // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. М., 1988.
55. Доманский Ю.В. Мифологическое начало в повести А.С.Пушкина "Метель" // Культура и творчество. Тверь, 1995.
56. Доманский Ю.В. Архетипические мотивы времен года в романе Ф.М.Достоевского "Бедные люди" // Кормановские чтения. Материалы межвузовской научной конференции (апрель 1997). Ижевск, 1998. -Вып. 3.
57. Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. М., 1998.
58. Емельянова И.И. Легенды Потаповского переулка. Б.Пастернак, А.Эфрон, В.Шаламов: Воспоминания и письма. -М., 1997.
59. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.
60. Жолковский А.К. Экстатические мотивы Пастернака в свете его личной мифологии (Комплекс Иакова / Актеона / Геракла) // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994.
61. Зайцев Б. Вечность // Слово. 1990. - № 2.
62. Зайцев Б. Путь //Лит. обозрение. 1990. - № 2.
63. Западная философия: Итоги тысячелетия. Бишкек, 1997.
64. Зарубежная литература XX века / Л.Г.Андреев, А.В.Карельский, Н.С.Павлова и др.; под ред. Л.Г.Андреева. М., 2000.
65. Захариева И. Художественный синтез в русской прозе XX века (20-е -первая половина 50-х годов). София, 1994.
66. Захарян С.А. Вершины мировой поэзии XX века Иркутск, 1990.
67. Иванов B.B. Ахматова и Пастернак: Основные проблемы изучения их литературных взаимоотношений // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. -Т.48.- № 5.
68. Иванов Вяч. Вс. О воздействии "эстетического эксперимента" Андрея Белого (В.Хлебников, В.Маяковский, М.Цветаева, Б.Пастернак) // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. М., 1988.
69. Иванова Н. Борис Пастернак: участь и предназначение. Биографическое эссе. СПб, 2000.
70. Иванов-Разумник Советская литература // Лит. обозрение. 1996. -№ 5/6.
71. Ивинская О.В. Годы с Борисом Пастернаком. В плену времени. М., 1992.
72. Из переписки Бориса Пастернака с Андреем Белым. Вступит, ст., публикация и коммент. Е.В.Пастернак и Е.Б.Пастернака // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. М., 1988.
73. История всемирной литературы: В 9-ти томах / Ю.Б.Виппер (главн. ред.), И.М.Фрадкин (отв. ред.). М., 1994. - Т.8.
74. История зарубежной литературы XIX века / А.С.Дмитриев, Н.А.Соловьева, Е.А.Петрова и др., под ред. Н.А.Соловьевой. М., 1999.
75. История зарубежной литературы XX века. 1917-1945 / В.Н.Богословский, З.Н.Гражданская, А.Ф.Головченко и др., под ред. В.Богословского, З.Гражданской. М., 1990.
76. Кандыбина Е.Л.-А. Художественное мироздание А.Блока ("Миры иные", "Жизнь", "Дух музыки", "Грядущее"): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Воронеж, 1998.
77. Карлайн О. Три визита к Борису Пастернаку // Вопр. лит. 1988.- № 3.
78. Кацис Л.Ф. Конструктивистская Москва И.Сельвинского и И.Эренбурга (К проблеме "московского текста" 1920-1930 годов) // Лотмановский сборник. М., 1997. - Т. 2.
79. Келдыш Ю. История русской музыки. М-Л., 1947. - Ч. II.
80. Клинг О. Эволюция и "латентное" существование символизма после Октября // Вопр. лит. 1999. - № 4.
81. Ковалев В.А. Лирика Бориса Пастернака // Русская литература. 1980. - № 4.
82. Ковтунова И.И. О поэтических образах Бориса Пастернака // Очерки по истории русской литературы XX века. Опыты описания идиостилей. -М, 1995.
83. Кондаков Б.В. Роман "Доктор Живаго" в свете традиции русской культуры // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1990. - Т. 49. - № 6.
84. Кондаков Б.В. Роман Пастернака "Доктор Живаго" и русский классический роман // Пастернаковские чтения: Материалы межвуз. конфер. Пермь, 1990.
85. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. -Ижевск, 1992.
86. Корман Б.О. Лирика и реализм. Иркутск, 1986.
87. Крашенинникова Е. Крупицы о Пастернаке // Новый мир. -1996.- № 1.
88. Кретинин A.A. Роман "Доктор Живаго" в контексте прозы Бориса Пастернака: Дис. . филол. наук. Воронеж, 1995.
89. Куликова С.А. Тип героя в прозе Б.Л.Пастернака: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саратов, 1998.
90. Лавров A.B. Достоевский в творческом сознании Андрея Белого (1900-е годы) // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. М., 1988.
91. Лазарев В. Страдание живой культуры // Наше наследие. -1990. № 1.
92. Леви-Строс К. Руссо отец антропологии // Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М., 1999.
93. Левкиевская Е.Е. Москва в зеркале современных православных легенд // Лотмановский сборник. М., 1997. - Т. 2.
94. Лихачев Д.С. Борис Леонидович Пастернак // Пастернак Б.Л. Собрание сочинений: В 5 т.- М., 1989. Т. 1.
95. Лихачев Д.С. Звездный дождь // Пастернак Б.Л. Воздушные пути. -М., 1982.
96. Лихачев Д.С. Размышления над романом Б.Л.Пастернака // Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. Повести. Фрагменты прозы. М., 1989.
97. Лихачев Д.С. Слово и сад // Finitis Doudecum Lustris. Сборник статей к 60-летию профессора Ю.М.Лотмана. Таллин, 1982.
98. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Очерки по философии художественного творчества. М., 1997.
99. Лиходеев Л. Метафоры (Размышления о Первом съезде советских писателей) // Вопр. лит. 1988.- №10.
100. Локс К. Повесть об одном десятилетии (1907 1917 годы) // Вопр. лит. - 1990. - № 2.
101. Лотман Ю.М. и тартусско-московская семиотическая школа. М., 1994.
102. Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Таллин, 1992. - Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры.
103. Лотман Ю.М. Символика Петербурга // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера - история. - М., 1996.
104. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Уч. зап. Тартус. ун-та. Тр. по знак. сист. Семиотика городской культуры. Петербург - Тарту, 1984. - Вып. 64.
105. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы Тарту, 1973. - Вып. 2.
106. Лотман Ю.М. Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста // Ученые зап. Тартусского ун-та. -1969,- Вып. 236. Труды по знаковым системам.
107. Лотмановский сборник. М., 1997. - Т. 2.
108. Луначарский A.B. Футуристы // Луначарский A.B. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1963. - Т.5.
109. Магометова Д.М. Соотношение лирического и повествовательного сюжета в творчестве Пастернака // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. М., 1990.- Т.49. - №5.
110. Майорова O.E. Митрополит московский Филарет в общественном сознании конца XIX века // Лотмановский сборник. М., 1997. - Т. 2.
111. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М., 1996.
112. Максимов Д. Поэзия Валерия Брюсова. Л., 1940.
113. Малстаман Дж. Единство противоположностей. История взаимоотношений Ходасевича и Пастернака // Лит. обозрение. 1990. -№2.
114. Манин Ю.И. Архетип пустого города // Arbor mundi. Мировое древо. The Wold Tree: Международный журнал по теории и истории мировой культуры. 1992. - № 1.
115. Марков Б.Л. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб., 1999.
116. Маркович В.М. Автор и герой в романах Лермонтова и Пастернака ("Герой нашего времени" "Доктор Живаго") // Автор и текст: Сб. статей. - СПб., 1996. - Вып. 2.
117. Мейлах М. Вторые пастернаковские чтения в Москве // Вопр. лит. -1989.-№ 7.
118. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
119. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994. - (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 4).
120. Меркулова Т.И. Об "экзистенциальности" художественного восприятия Б.Пастернака // Филол. науки. 1992. - № 2.
121. Минц З.Г. Граф Генрих фон Оттергейм и "Московский ренессанс". Символист Андрей Белый в "Огненном ангеле" В.Брюсова // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. М., 1988.
122. Мир Пастернака. Выставка к "Декабрьским вечерам" в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина /
123. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Комиссия по литературному наследию Б.Л.Пастернака. Сост. каталога Е.С.Левитан с участием Н.А.Борисовской и В.В.Леоновича. -М., 1989.
124. Морев Г.А. Еще раз о Пастернаке и Кузмине: к истории публикации пастернаковского стихотворения "Над шабашем скал, к которым." ("Пушкин") // Лотмановский сборник. М.,1997. - Т. 2.
125. Морыганов А.Ю. Ленин и Сталин в стихотворных фрагментах Б.Пастернака 20-30-х годов // Потаенная литература: Исследования и материалы-Иваново, 2000. -Вып.2.
126. Мусатов В.В. К проблеме генезиса лирики Бориса Пастернака // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1990. - Т.49. - №5.
127. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. От Анненского до Пастернака. М., 1992.
128. Мущенко Е.Г. "Живая жизнь" как эстетическая универсалия серебряного века // Филол. записки. 1993. - №1.
129. Мясников А. Поэзия Брюсова // Брюсов В. Избранные стихотворения. -М., 1945.129. "Называть вещи своими именами": Программные выступления мастеров западноевропейской литературе XX века. М., 1986.
130. Неизданные письма Б.Пастернак З.Нейхгауз // Огонек. - 1990. - № 3.131. "Непостижимый город" Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. СПб., 1991.
131. Никитина Л.Д. История русской музыки: Популярные лекции. М., 1999.
132. Николаева Т.М. "Московский текст" в переписке Пушкина // Лотмановский сборник. М., 1997. - Т. 2.
133. Новиков В.И. Мы вовлекаем прозу в поэзию. Л.Толстой и Б.Пастернак // Русская речь. 1988. - № 4.
134. Обухова О .Я. Москва Анны Ахматовой // Лотмановский сборник. М., 1997. - Т. 2.
135. Овчинников Н.В. Б.Л.Пастернак: поиски призвания (от философии к поэзии) // Вопр. филос. 1990. - № 4.
136. Орлицкий Ю. Стих и проза в русской литературе. Воронеж, 1991.
137. Осипова Н.О. Концепт "тайна" в поэтическом сознании первой трети XX века // Потаенная литература: Исследования и материалы. -Иваново, 2000. Вып.2.
138. Осоргин М. Свидетель истории // Осоргин М Времена: Романы и автобиографическое повествование. Екатеринбург, 1992.
139. Очерки русской культуры XIX века. М., 1998. - Т. 1. Общественно-культурная среда.
140. Паперный З.С. Б.Л.Пастернак // История русской советской литературы: В 4-хт.-М., 1968. Т.З. 1941-1953.
141. Папини Дж. Трагическая повседневность //Западная философия: итоги тысячелетия. Бишкек, 1997.
142. Пастернак Б. Ольга Фрейденберг. Письма и воспоминания // Дружба народов.- 1988.-№7-10.
143. Пастернак Б. Избранное: В 2 т. М., 1985.
144. Пастернак Б. Избранные стихи и поэмы. М., 1945.
145. Пастернак Б. Неизвестная проза / Публ., вступл., послесловие и прим. М.А.Рашковской // Новый мир. 1990. - № 5.
146. Пастернак Б. Охранная грамота. Шопен. М., 1989.
147. Пастернак Б. Переписка с Евгенией Пастернак. Публ. Е.Пастернака // Знамя. 1996. - №1,2.
148. Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5 т. М., 1989-1992.
149. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. -М., 1988.
150. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. -М.; Л., 1965.
151. Пастернак Б. Я понял жизни цель: Повести, стихи, переводы. М., 2001.
152. Пастернак Б.Л. "Сознанье личной правоты": Новое из творческой биографии / Публ., сопроводит, заметки и коммент. М.А.Рашковской // Наше наследие. 1990. - № 1.
153. Пастернак Б.Л. Воздушные пути: Проза разных лет. М., 1983.
154. Пастернак Б.JI. Избранные произведения / Послесловие Е.Пастернака. -М., 1991.
155. Пастернак Б.Л. Об искусстве. М., 1990.
156. Пастернак Б.Л. Переписка Б.Пастернака с М.Баранович / Подг., вступ. ст. и коммент. К.М.Поливанова. М., 1998.158. а) Пастернак Е.Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. М.,1989.б) Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография. М., 1997.
157. Пастернак Е.В., Пастернак Е.Б. Координаты лирического пространства // Лит. обозрение. 1990. - № 3.
158. Пастернак 3. Воспоминания // Нева. 1990. - № 2, № 4.
159. Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. -Пермь, 1990.
160. Пастернаковские чтения. М.,1992. - Вып.1. "Быть знаменитым некрасиво."
161. Пастернаковские чтения. М., 1998. - Вып. 2.
162. Пастернак-Слейтер Л. Борис Пастернак. Заметки // Дружба народов.1990. № 3.
163. Переписка Бориса Пастернака. М., 1990.
164. Песни наших дней (мелодии и тексты). М., 1986.
165. Петровский М. Мифологическое городоведение М.Булгакова // Театр.1991. -№5.
166. Пискунов В. "Второе пространство" романа А.Белого "Петербург" // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. М., 1988.
167. Пискунова С., Пискунов В. "Вседневное наше бессмертие" // Лит. обозрение. 1988. - № 8.
168. Платонов А.П. Повести, рассказы, статья, из писем. Воронеж, 1982.
169. Погосян Е.А. От старой Ладоги до Екатеринослава (место Москвы в представлениях Екатерины II о столице империи) // Лотмановский сборник. М., 1997. - Т. 2.
170. Подгаецкая И.Ю. Генезис поэтического произведения: Борис Пастернак, Осип Мандельштам, Марина Цветаева // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1990. - Т.49. - № 3.
171. Поливанов М.К. Тайная свобода //Лит. обозрение. 1990. - № 2.
172. Поляков М. Велемир Хлебников: Мировоззрение и поэтика // Хлебников В. Творения. М., 1986.
173. Померанц Г. Неслыханная простота // Литературное обозрение. 1990. - № 2.
174. Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. М., 1964. - Т.2.
175. Почепцов Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М., 1998.
176. Пращерук Н.В. "Пространственная форма" в книге И.А.Бунина "Жизнь Арсеньева" // Кормановские чтения Ижевск, 1998. - Вып.З.
177. Прибегина Г.А. Петр Ильич Чайковский. М., 1984.
178. Проскурина В.Ю. "Переписка из двух углов": символика цитаты и структура текста // Лотмановский сборник. М., 1997. - Т. 2.
179. Ш.Райнер Мария Рильке. Борис Пастернак. Марина Цветаева. Письма 1926 года. М., 1990.
180. Раков В.П. Миф, меон и Логос: (Риторическое слово в художественных произведениях и письмах А.Ф.Лосева из лагеря) // "Серебряный век". Потаенная литература: Межвуз. сб. науч. тр. -Иваново, 1997.
181. Раков В.П. Релятивистская поэтика серебряного века (Подступы к проблеме) // Потаенная литература: Исследования и материалы-Иваново, 2000. Вып.2.
182. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т.- СПб., 1997. Т.4. От романтизма до наших дней.
183. Ржевский JI. Язык и стиль романа Б.Пастернака "Доктор Живаго". -Мюнхен, 1962.
184. Роман "Доктор Живаго" Бориса Пастернака (Методические рекомендации для учителей, работающих в классах с углубленным изучением литературы) / Сост. А.А.Кретинин. Воронеж, 1990.
185. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. -М., 1997.
186. Руднев П.А. Проблема реминисценций как культурологическая проблема // Кормановские чтения Ижевск, 1998. - Вып. 3.
187. Русская и зарубежная литература конца XIX начала XX веков: Основные течения. / Арсеньева H.H., Волков Е.М., Драгунова Ю.А. и др. Отв. ред. Волков Е.М. - Орел, 1998. - Ч. 1.
188. Русский космизм: Антология философской мысли. -М., 1993.
189. Рымарь Н.Т. Вводная лекция по курсу "Культурологическое введение в литературоведение" // Проблема художественного языка: Сборник трудов Самарской гуманитарной академии Самара, 1996. - Вып. 2.
190. Рымарь Н.Т. Художественный язык и язык культуры. Проблема материала // Проблема художественного языка: Сб. трудов Самарской гуманитарной академии. Самара, 1996. - Вып. 2.
191. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж, 1994.
192. С разных точек зрения: "Доктор Живаго" Бориса Пастернака / Сост. Л.В.Бахнов, Л.В.Воронин. М., 1990.
193. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? // Хрестоматия по философии. М., 1997.
194. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. Воронеж, 1991.
195. Сафонова Н.С. Литературные ассоциации в поздней лирике А.А.Ахматовой: Автореф дис. . канд. филол. наук. Тверь, 1998.
196. Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л.Пастернака. Мюнхен, 1962.
197. Селивановский А.П. Борис Пастернак // Селивановский А.П. В литературных боях: Избранные статьи и исследования. М., 1963.
198. Симонов К. На литературные темы. М., 1956.
199. Синявский А. Поэзия Пастернака // Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание. М.; Д., 1965.
200. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.
201. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
202. Смирнов А. Античный Петроград в поле культурных кодов // Вопр. лит. 1999. - № 2.
203. Смирнов И. Роман тайн "Доктор Живаго". М., 1996.
204. Смирнов И.П. Порождение интертекста (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л.Пастернака). Wiener Slavistischer Almanach. Wien. Sonderband. 1985.
205. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX начала XX века. - М., 1993.
206. Соловцова А. Шопен: Жизнь и творчество. М., 1949.
207. Спивак М.Л. "Будучи московским мистиком и патриотом." (Некоторые особенности видения Москвы в творчестве А.Белого) // Лотмановский сборник. М., 1997. - Т. 2.
208. Степун Ф. Б.Л.Пастернак // Лит. обозрение. 1990. - №2.
209. Субботин С.И. Андрей Белый и Николай Клюев. К истории творческих взаимоотношений // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. М., 1988.
210. Существованья ткань сквозная. Борис Пастернак. Переписка с Евгенией Пастернак (дополненная письмами к Е.Б.Пастернаку и его воспоминаниями). М., 1988.
211. Тарковский А. Собрание сочинений. В 3 т. Стихотворения. М., 1991. -Т. 1.
212. Тименчик Р.Д. Поэзия Иннокентия Анненского в читательской среде 1910-х гг. // А.Блок и его окружение. Блоковский сборник YI: Ученые записки ТГУ- Тарту, 1985. Вып. 680.
213. Топоров В.Н. Заметки по реконструкции текстов. IY. Текст города-девы и города-блудницы в мифопоэтическом аспекте // Исследования по структуре текста. М., 1987.
214. Топоров В.Н. О "поэтическом комплексе моря" и его психофизиологических основах // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.
215. Топоров В.Н. Петербург и "Петербургский текст русской литературы" (Введение в тему) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.
216. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: Семантика и структура. -М., 1983.
217. Топоров В.Н. Эней человек судьбы. К "средиземноморской" персоналогии. -М., 1993. - Ч. 1.
218. Тун Ф. О "непоправимой чужеродности" Бориса Пастернака //Новое лит. обозрение. 1997. - № 28.
219. Урбан А. Философская утопия (поэтический мир В.Хлебникова) // Вопр. лит. 1979.-№3.
220. Флейшман Л. Пастернак и Бухарин в тридцатые годы // Дружба народов. 1990. - № 2.
221. Флейшман JI.C. Б.Пастернак в 20-е годы. Wilhelm Fink Verlag, München, 1981.
222. Фоменко И.В., Фоменко Л.П. Художественный мир, в котором живет автор // Литературный текст: Проблемы и методы исследования IY. Сб. научных трудов. Тверь, 1998.
223. Фрейдин Ю.Л. Заметки о хронотопе московских текстов Мандельштама// Лотмановский сборник. М., 1997. - Т. 2.
224. Хмельницкая Т. Литературное рождение Андрея Белого. Вторая Драматическая Симфония // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. М., 1988.
225. Храбровицкий A.B. Пастернак // Сов. библиограф. 1990. - № 5.
226. Цветаева М. Световой ливень // Цветаева М. Об искусстве. М., 1991.
227. Цивьян T.B. "Рассказали страшное, дали точный адрес." // Лотмановский сборник. М., 1997. - Т. 2.
228. Цивьян Т.В. Verg. Georg. IY. К мифологеме сада // Текст, семантика и структура. М., 1983.
229. Чайковская Л. Детство женщины: Интерпретация детства в прозе Б.Пастернака // Детская литература. 1993. - № 1.
230. Чередниченко Т. Традиция без музыки. Медленное в русской музыке // Новый мир. 2000. - №7.
231. Честертон Г.К. В защиту детективной литературы // Самопознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.
232. Шаламов В. Пастернак // Шаламов В. Воспоминания. М., 2001.
233. Шварцбанд С. О Москве и Петербурге у Пушкина (семиотика и затекстовая реальность) // Лотмановский сборник. М., 1997. - Т. 2.
234. Шиллер Фр. История западно-европейской литературы нового времени. М., 1937. - Т. 3.
235. Шубинский В. Город мертвых и город бессмертных. Об эволюции образов Петербурга и Москвы в русской культуре XYIII-XX веков // Новый мир. 2000. - № 4.
236. Щукин В.Г. Вертоград заключенный. Из истории русской усадебной культуры XYI XIX веков // Вопр. филос. - 2000. - № 4.
237. Эллис (Кобылинский Л.Л.) Русские символисты. Томск. 1998.
238. Эпштейн М. Хасид и талмудист. Сравнительный анализ о Пастернаке и Мандельштаме // Звезда. 2000. - № 4.
239. Юзбашев В. Город накануне // Новый мир. 2000. - № 4.
240. Якобсон Р. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.
241. Farino J. Поэтика Пастернака ("Путевые записки" "Охранная грамота"). - Wien, 1989.
242. Fleishman L. Boris Pasternak: The Poet and His Politics. Cambridge; London: Harvard Univ. Press, 1990.
243. Pasternak B. 1890 1960. Collogve de Cerisv - La - Saale (11-14 septembre 1975).-Paris, 1979.