автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Концепт "цвет" в лингвокогнитивном аспекте

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Белобородова, Инна Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Таганрог
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Концепт "цвет" в лингвокогнитивном аспекте'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Белобородова, Инна Васильевна

Введение.

ГЛАВА I. Концепт "цвет" в языковой картине мира.

1. Подходы к определению понятия "цвет":.

2. Проблема цветообозначений в лингвистической литературе:.

2.1. Классификация цветообозначений

2.2. Вопрос о полисемии цветообозначений

2.3. Факторы формирования коннотативных значений у цвето- 17 вых прилагательных

3. Цвет как концепт.

3.1. Понятие "концепт" в когнитивной лингвистике

3.2. Специфика вербализации цветовой картины мира в нацио- 20 нально-культурном аспекте

3.3. Антропоцентрический подход к изучению концепта "цвет

3.4. Личностная интерпретация восприятия цвета в художест- 24 венных текстах

Выводы.

ГЛАВА II. Репрезентация концепта "цвет" в автобиографической 29 трилогии Льва Толстого "Детство. Отрочество. Юность".

1. Концептуальные особенности трилогии

2. Система функционально-семантического поля (ФСП) концепта "цвет" в произведении Льва Толстого "Детство. Отрочество. Юность":.

2.1. Микрополе красного цвета.

2.2. Микрополе белого цвета.

2.3. Микрополе черного цвета

2.4. Микрополе синего цвета.

2.5. Микрополе зеленого цвета.

2.6. Микрополе смешанных цветов.

2.7. Микрополё желтого цвета.

2.8. Микрополе серого цвета.

2.9. Микрополе фиолетового цвета.

Выводы.

ГЛАВА III. Penpe3eHta4HH концепта "цвет" в автобиографической повести А.Н.Толстого "Детство Никиты".

1. Концептуальные особенности повести.

2. Система функционально-семантического поля (ФСП) концепта 115 "цвет" в произведейии А.Н.Толстого "Детство Никиты".

2.1. Микрополе синего цвета.

2.2. Микрополе белого цвета.

2.3. Микрополе красного цвета.

2.4. Микрополе серого цвета.

2.5. Микрополе желтого цвета.

2.6. Микрополе черного цвета.

2.7. Микрополе зеленого цвета.

2.8. Микрополе смешанных цветов.!

2.9. Микрополе фиолетового цвета.

Выводы.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Белобородова, Инна Васильевна

Человечество издавна разрабатывает теорию личности, которая представляет собой "зону пересечения исследований социального и интеллектуального развития, психопатологии и самореализации, научения и межличностных отношений и многих других проблем" [Зиглер, Хьелл, 9]. В сфере э тих проблем немалое место занимает изучение процесса познания - человеческой когниции. Всю жизнь индивид приобретает, хранит, использует и передает знания. Этот сложный процесс невозможен без концептуализации, то есть "выделения минимальных единиц человеческого опыта в их идеальном содержании" [СКТ, 100]. Такие единицы составляют ментальный лексикон человека и "в совокупности образуют концептосферу языка" [Лихачев, 1993]. Как представлены концепты на языковом уровне? Некоторые ученые считают, что "идеи", или "модули", существуют независимо от языка, на более высоком уровне, противопоставляя концептуальное и семантическое значение [В1еглчзЬ, 124]; другие полагают, что язык не может существовать вне познания, и речевая деятельность - разновидность когнитивной [Хомский, 36]; третьи предполагают существование обратной зависимости - влияние языка на формирование концепта "мы бессознательно переносим установленные языком нормы в область опыта." [Зари-, 74]. Точнее было бы говорить о паритетных отношениях между языковой и когнитивной сферами человеческой деятельности. Концептосфера вербализуется, находя отражение в языке, но происходит это весьма специфично.

Одна из основных задач языка - передача информации, воспринимаемой с помощью органов чувств, в частности, зрительной. В языке этой информации отведено значительное место. Прежде всего это касается цветоощущений. Интерес к словам, обозначающим цвет, не иссякает на протяжении десятилетий. Почему? Человек живет в цветовом мире и цвет тысячью невидимых нитей связан с каждым из нас, но "взаимоотношения человека с цветом - одна из самых больших загадок" [Кукушин, 18]. Астрологи фетишизируют цвет, говоря о гармонии цвета и личности, о счастливых и несчастливых цветах для каждого знака Зодиака [Каиро, 415]. Эта фетишизация имеет свое реальное обоснование. Путем лабораторных исследований был установлен характер психофизиологического воздействия отельных цветов и их сочетаний на человека (работы А.Топоркова, М.Люшера). Психологи утверждают, что по индивидуальной реакции человека на цвет можно судить о его характере и проблемах [Мамардашвили, 28]. Несомненно то, что цвет -"мощнейшее средство манипуляции общественным сознанием, например, в политической и коммерческой рекламе" [Белов, 57]. Неоспорима "эстетическая роль цвета в национальной фольклорной и поэтической традиции" [Ковешникова, 3]. Цвета, безусловно, связаны и с национальной картиной мира (цвета герба, флага). Все это позволяет говорить о цвете не только как о факте реальной действительности, о части зрительных ощущений, но и как о концепте, ибо "всякая вещь не только вещь, но и отношение к ней" [Рахили-на, 48]. В слове обычно выражается нечто большее, чем простое понятие. Цветообозначение передает не только "наглядный образ цвета" [Шемякин, 76], но и "определенные эмоционально экспрессивные оттенки" [Чесноков, 1967, 3]. В лингвистической литературе последних ле/наметилась явная тенденция к изучению когнитивного аспекта языковой деятельности, проведению концептуального анализа языковых явлений (А.Вежбицкая, Е.И.Диб-рова, С.В.Ионова, В.Б.Касевич, Е.В.Рахилина, В.М.Шаклеин др.). Исследователи уделяют внимание не только "понятийному ядру" слова [Ярцева, 262], но и дополнительным значениям, проявляющимся на всех уровнях языковой системы. Цветообозначения становятся предметом интереса этнопсихолин-гвистики. В ходе ряда экспериментов были составлены билингвистические словари ассоциативных норм (Н.П.Бутенко, Н.О.Золотова, А.А.Залевская, Л.Н.Титова и др.). Но в ассоциативных связях проявляется национальнокультурная специфика восприятия испытуемых, а не концептуальные особенности цветообозначений. Описание слов со значением цвета на синтаксическом и фразеологическом уровне (Л.Г.Виниченко, В.Г.Гак, А.Н.Казейкина, В.В.Краснянский) также оказалось малопродуктивным, так как не давало объективной целостной картины при этноцентрическом подходе. Для того, чтобы выявить концептуальные особенности цветообозначений, необходимо изучить реализацию концепта "цвет" в языковой картине мира. При антропоцентрическом подходе, когда в качестве объекта исследования выступает художественное произведение, становится возможным не только выявить предметно-понятийное или денотативное значение слов-цветообозначений, но и проследить факторы формирования дополнительных значений, или коннотацию. Коннотация - это "эмоциональная, оценочная или стилистическая окраска языковой единицы узуального или окказионального характера" [Ярцева, 236], то есть любой "эмотивно окрашенный элемент содержания" [Блум-фильд, 134]. Проявление коннотации возможно лишь в ходе активного человеческого познания, причем "активность проявляется в избирательности отображения свойств объекта" [Чесноков, 2000, 42]. Процесс познания начинается с раннего детства, в процессе взросления происходит модификация концептов, в том числе и концепта "цвет". Продуктивно было бы проследить восприятие цвета в онтогенезе, поскольку этот концепт "не относится к разряду врожденных" [Вежбицкая, 1999, 20], являясь культуроспецифическим. Специальных работ, посвященных восприятию цвета детьми, нет, в лингвистике изучены лишь отдельные детали специфики детской устной и письменной речи (Ж.Пиаже, К.Ф.Седов, Е.Е.Дебердеева, С.А.Сейфулина и др.). 13 работе Г.Н.Кобяковой "Категория качества в русском языке и речи" представлены данные, отражающие использование цветообозначений детьми разного возраста, но в задачу автора не входило прослеживание того, как ребенок овладевает концептом,"цвет".

Актуальность данного исследования в том, что оно выполнено на основе когнитивного подхода к объекту изучения, который предполагает использование логики, философии, психологии, информатики и других дисциплин для того, чтобы решать проблему концепта и его вербализации.

Новизна работы в том, что анализ репрезентации концепта "цвет" в художественном тексте позволяет вскрыть новые аспекты и компоненты самого понятия "концепт".

Цель исследования - представить цвет как концепт, то есть как целостную систему знаний, понятий, ассоциаций, фантазий, эмоций.

Предметом исследования послужила репрезентация концепта "цвет" в тексте художественной прозы, представленная в виде функционально-семантического поля (ФСП). Все цветообозначение объединены в ФСП, то есть в "упорядоченное множество единиц, обладающих общим цветовым значением, расположенное вокруг семы, представленной прилагательными основных (абстрактных) цветообозначений, не связанных с производной основой, имеющих широкую сочетаемость и стилистически нейтральных" [Ко-бякова, 117].

В работе решаются следующие конкретные задачи:

1. Проанализировать различные подходы к понятию "цвет", определить его роль и место в языковой картине мира.

2. Провести сплошную выборку слов с семантикой цвета из текстов художественных произведений, составить картотеку цветообозначений и словари кореллятов цвета, использованных в анализируемых текстах.

3. Провести экспликацию цветообозначений по признаку сходства, вычленить систему микрополей слов-кореллятов основных цветов, определить их соотношение в структуре функционально-семантического поля цветообозначений.

4. Охарактеризовать ФСП цветообозначений, реализованное в изучаемых текстах:

- определить частотность использования цветообозначений и ситуации, в которых они употреблены;

- проследить роль цветообозначений в создании смыслового континиума текста; выяснить, могут ли они являться средством когезии;

- установить, какова связь цветового восприятия и интерпретации событий в соответствии с мировоззренческими установками автора;

- вычленить инвариантную и вариативную части концепта "цвет".

5. Сопоставить вариативные (индивидуально-авторские) части концепта "цвет" в анализируемых текстах.

При выполнении исследования использовались следующие методы: метод сплошной выборки; описательный метод; сравнительный метод, который использован при сопоставлении цветовых картин двух авторов, а также при сопоставлении авторского и узуального восприятия, зафиксированного в словарях; разновидность когнитивного анализа - "метод реконструкции намерений автора" [СКТ, 125].

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Цвет - не только предметно-понятийное явление, но и концепт со всеми его ассоциативными связями и коннотативными наращениями.

2. Коннотативные наращения у концепта "цвет" появляются, в частности, за счет репрезентации его в художественном тексте. Соотношение денотативного и коннотативных значений определяется на основе анализа микрополей структуры функционально-семантического поля цвета в конкретном произведении.

3. Сама структура ФСП вариативна с точки зрения расположения в нем микрополей каждого из цветов в соответствии с количественными параметрами, связанными со спецификой личностного восприятия; в автобиографической прозе это восприятие автора, пропущенное через восприятие героя.

4. Концепт "цвет" может являться своеобразным словесно-образным лейтмотивом"-текста, способствующим формированию мировоззренческой и художественной концепции произведения. Анализируемые тексты именно такого рода.

5. Инвариантная часть концепта "цвет" совпадает с материалами словарей, одинакова у разных авторов и имеет узуальные параметры, а его вариативные части представляют собой индивидуально-авторские ряды концепта.

Теоретическая значимость диссертации, В настоящее время одним из актуальных направлений науки является выработка подходов к формированию концептов и констант общекультурологического характера. Поскольку концепт - явление сложное, важно выделение в составе любого концепта частей инвариантных, узуальных и вариативных, окказиональных. Выделение этих компонентов в культуроспецифическом концепте "цвет" имеет общетеоретическое значение, поскольку это существенно и при анализе других концептов, а такой традиции еще нет.

Практическая ценность. При применении методов лингвистики и ког-нитивистики в единстве предложены некоторые новые аспекты лингвистического анализа текста. Это может быть использовано в методическом плане -в связи с внедрением когнитивного подхода в практику, а также для выработки навыков осмысленного выбора языковых средств в зависимости от коммуникативной целесообразности. Работа по вычленению инвариантной и вариативной части концепта "цвет" имеет значение и для лексикографической практики, так как вносит некоторые коррективы в отражение узуального и окказиональных значений цветообозначений в словарях.

Материалом для исследования послужила картотека, в которую вошли 432 цветообозначения из трилогии Льва Толстого "Детство. Отрочество. Юность" и 321 цветообозначение из повести А.Н.Толстого "Детство Никиты".

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, списка сокращений и трех приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Концепт "цвет" в лингвокогнитивном аспекте"

Результаты работы по определению структуры концепта "цвет" сведены в таблицу (см. с. 190). Для выделения инвариантной части авторские ряды концепта были сопоставлены с материалами толковых словарей, для выявления вариативных частей - с результатами экспериментов, проведенных А.И.Беловым, А.П.Василевичем, А.А.Залевской.

В проанализированных произведениях цвет, выполняет функцию словесно-образного лейтмотива, создавая не только смысловой континуум, но и обеспечивая единство эмоционально-оценочного восприятия. Являясь одним из средств когезии (внутритекстовых связей), цвет выполняет „важнейшую функцинх-создания целостного восприятия картины мира. Это происходит с помощью цветовой гаммы, определенного набора цветов. Автор в произведении не только воссоздает картины прошлого, но и реализует свою художественную и концептуальную позицию. Лев Толстой показывает становление личности как мучительный и противоречивый процесс, поэтому наиболее часто в повести использует набор красный - белый - черный цвет. Эта гамма вызывает зловещие, тревожные эмоции; заставляет читателя сострадать, сопереживать герою. У .А.Н.Толстого иная задача - показать безмятежный, идиллический мир детства. Наиболее часто использован набор синий - бе-лы11-^щасный цвет. Жизнерадостная гамма вызывает приятные чувства. Цвет помогает автору отразить мысли, чувства,, настроения, так как восприятие цветовой картины мира является частью пррцесса когниции.

Исследование может быть продолжено в трех направлениях: во-первых, описание концепта "цвет" на материале других художественных произведений; во-вторых, изучение концепта "цвет" в онтогенезе, в том числе и на материале детской речи; в-третьих, описание других концептов на основе принципов, предложенных в данной работе.

Цвет и его Инвариантное (узуальное) восприятие Вариативное (окказиональное) восприятие денотативное значение По словарям У Льва Толстого У А.Н.Толстого По результатам экспериментов У Льва Толстого У А.Н.Толстого

1 2 3 4 5 6 : 7

Белый - цвета снега, молока, мела. светлый, свет, в противоположность черному; холод, чистота, невинность. контраст с черным; холод, чистота. свет; холод, чистота. пространство; свобода; праздник; ангел, призрак, иной мир. смерть, боль; болезнь; вожделение; деньги. пустйня; пространство; праздник.

Черный - цвета сажи, угля, темный, нет цвета; ^ траур, печаль; тьма, мрак; грязь. темный, нет цвета; траур, печаль; тьма, мрак; грязь. нет цвета; мрак; грязь. помрачение сознания; опасность, зло, дьявол. смерть; опасность, угроза, зло; сиротство, одиночество; заботы, тоска. отчетливость; контур, фон; нарядность; естественность; грация.

Серый - цвета пепла, свинца, дыма. смесь белого и черного; нет отношения; неопределенность; скука, будни. нет отношения; скука, будни неопределенность; скука, будни. благородный; . сдержанный. скрытая угроза, тяжесть. благородный, приятный, уютный, теплый, дом, ласка, подарки; неволя.

Зеленый-цвета листвы, травы, изумруда, малахита. жизнь, природа, юность; неопределенность, тоска. жизнь, природа, юность; тоска. жизнь, природа. наде;жда; радость; незрелость, ошибки, тревога. надежда; тайна, власть; сомнение, ошибки, тревога. надежда; тайна, даль; (близок к синему цвету).

Красный цвета крови, спелых ягод земляники, яркого цветка мака. жизнь, любовь, энергия, яркость, красота; опасный, агрессия, борь-ба; горячий. воодушевление, волнение. угроза, борьба эмоций, агрессия; жар огня. жизнь, энергия, яркость, красота; угроза; вожделение, страсть, жертва, власть. вожделение, соблазн; жертва; страх, неприязнь; грубый, неприятный. власть; тоска. свет огня.

Розовый -цвета бледных роз, недозрелой мякоти арбуза, цветков яблони. нежный, приятный, молодость, свежесть. то же, что "ра: дужный". нежный, цвет детской кожи. цвет здоровой молодости. телесный, цвет соблазна. грубый, пошлый, неестественный; кукольный, фальшивый; смерть, потеря^ телесный, неприятный, грубый, простонародный.

Желтый цвета яичного желтка, осенних листьев. увядание, болезни, старость, смерть. гниение, болезни, старость, смерть. болезнь; разрушение. разочарование, жалость, злость. горечь, злость, опасность. беззащитность, неопытность.

1 2 3 4 5 6 7

Золотой - яркость, роскошь, яркость, алчность, по- праздник, вецвета золота, блеск, богат- §леск, процве- блеск. шлость, ги- селье. солнца. ство, веч- тание. бель. ность. - -

Синий - цвета яркий, прият- яркий, тайна; цвет учености, тайна, неизнеба и моря. ный, наряд- нарядный;. нарядный; даль, сияние; спокойный, вестность, ный; холодный, близок к чер- мечта, волхолодный, строгий. строгий. верность, по- ному. шебство; даль, строгий. стоянство. антоним голу- бездна; бого в сочетании с золотым — праздник; теплый, горячий (свет солнца, зари); символ детства

Голубой - приятный, приятный, приятный, цвет непосто- тусклый, синоним синесветло-синий, нежный; нежный. нежный. янства и об- бледный, об- го; цвета весенне- то же, что мана. ман, неуве- изменчивыи, го неба, цвет- "идилличе- ренность, не- таинственный. ка незабудки ский" довольство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цвет является концептом, так как его смысл не исчерпывается денотативным значением, зафиксированным в словарях. Понятие "цвет" многоаспектное, сложное по структуре; оно передает не только зрительное ощущение, но и "целый комплекс коннотативных наращений, экспрессивных ощущений и ассоциативных реакций, придающих слову дополнительный смысл, зачастую на уровне подсознания" [Дейк, 44]. Кроме стабильных, общих для большинства, реакций на тот или иной цвет или цветовое сочетание, существуют и специфические, непостоянные реакции, индивидуальные для разных языковых личностей и даже для одной и той же личности на протяжении разных этапов ее развития. Эта часть концепта "цвет." зависит от опыта, мировоззренческих установок и эмоционального настроя личности; она может быть вычленена в ходе интерпретационной работы с конкретными текстами, в том числе и с художественными, произведениями автобиографического характера. Эти произведения дают благодатный материал для концептуального анализа, так как в задачу автора входит показ реальной картины мира с точки зрения личности, находящейся в процессе становления, отражение ее опыта, воли, фантазий и эмоций.

При описании репрезентации концепта "цвет" в тексте слова-корелляты цвета группировались по различным основаниям. Был проведен сопоставительный анализ структуры ФСП цвета в трилогии Льва Толстого "Детство. Отрочество. Юность" и в повести А.Н.Толстого "Детство Никиты" (см. Приложение,' Таблица 1); сопоставлены способы цветовой номинации, причем сравнивались данные толкового словаря и авторские парадигмы цветообо-значений (см. Приложение, Таблица 2); прослежена сочетаемость цветообо-значений не только узуальная (по данным УСС), но и окказиональная, реализованная в автобиографической прозе двух авторов (см. Приложение, Таблица 3). При таком подходе, вычленяется ядро, или инвариантная часть, концепта "цвет", представляющая средоточие того, что, вытекает из общечеловеческих и национальных традиций. Но, кроме узуальной части концепта, в диссертации показано,-что восприятие цвета во многом специфично у разных личностей. Индивидуально-авторские ряды составляют вариативную часть концепта "цвет" и представляют средоточие всего подсознательного, ассоциативного, возникающего стихийно, в процессе когниции.

 

Список научной литературыБелобородова, Инна Васильевна, диссертация по теме "Русский язык"

1. Алимпиева Р.В. Художественно-изобразительная роль синего и.голубого цветов в поэзии С.Есенина // Ученые записки КГУ. Калининград, 1969. -С. 174-182, ^ .

2. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке М., 1975. - 287с.

3. Бауэр В. Энциклопедия символов. М., 1997. - 512с.

4. Белов А.И. Цветовые этноэйдемы как объект этнопсихолингвистики // Этнопсихолингвистика / Под ред. Ю.А.Сорокин. М., 1988. - С.49-57.

5. Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону, 1997. - 224с.

6. Бидерман Г. Энциклопедия символов. М., 1996.-335с. Блумфилвд Л. Язык. - М., 1968. -606с.

7. Василевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. М, 1987. - 143с.

8. Виниченко Л.Г. Семантика слов-цветообозначений во фразеологии русского и осетинского языков // Филология на рубеже тысячелетий / Вып.2. Ростов-на-Дону, 2000. - 280с.• ( i Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. - 230с.

9. Винокур Г.О. Язык художественной литературы. Язык писателя. // Избранные работы по русскому языку. М., 1959. - 250с.

10. Гак В.Г. К эволюции способов речевой номинаций // Вопросы языкознания. -М.,№4, 1985. С.86-92.

11. Гак В.Г. Языковые преобразования. М., 1998. - 763с.

12. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.-М, 1981. —139с.

13. Гао Хайянь. Лингвострановедческий анализ русских и китайских прилагательных, обозначающих цвет // Теоретическая и прикладная семантика. -Краснодар, 1997.-192с.

14. Головко В.М. Русская реалистическая повесть: герменевтика и типология жанра. Ставрополь, 1995.—48с.

15. Грановская Л.С. Прилагательные, обозначающие цвет в русском языке XVII-ХХв.в. / Автореф. канд. дис. М., 1964. - 22с. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. -М., 1970. - 142с. .

16. Гришанина Е.Б., Лыкова Т.В. Некоторые особенности.цветообозначений в повести А.П.Чехова "Степь" // Языковое мастерство Чехова. Ростов-на-Дону, 1995. - С.70-80. '

17. Гуревич А.Я. Об итогах и проблемах семантических исследований // Актуальные проблемы семантики и культуры. Труды по знаковым системам. Т.ХХ.- Тарту, 1987.- 143с.

18. Денисов П.Н., Морковкин В.В. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка.-М., 1978.-682с,

19. Диброва Е.И. Категории художественного текста // Семантика языковых единиц / Т.2. М., 1998,- 427с.

20. Ионова Ç.B. Особенности представления эмоциональных концептов в тексте // Филология на рубеже тысячелетий / Вып. 2. Ростов-на-Дону, 2000. -280с.

21. Казейкина А.Н. Символика цвета в устойчивых оборотах (на материале английского, испанского и русского языков) // Вопросы филологии в школе и в вузе / 4.2. Таганрог, 1999. - С.30-33. Каиро. Книга о судьбе и счастье. - М., 1995. - 460с.

22. Касевич В.Б. Языковые структуры и когнитивная деятельность // Язык и когнитивная деятельность.-М., 1989. 142с.

23. Ковалевская Е.Г. Обусловленность отбора и особеннрстей функционирования языковых единиц в художественном тексте мировосприятием автора // Текст как объект многоаспектного исследования. СПб. - Ставрополь, 1998. -С. 74-87.

24. Ковешникова Е.В. Эстетическая значимость цвета / Автореф. канд. дисс. -М., 1982.-25с. ^

25. Краснднский В.В. Представление цветовых сложении в'однотомном толковом словаре русского языка // Семантика языковых единиц / Т. 1.-М., 1996.-265с.•.

26. Краткий словарь когнитивных терминов / Под ред. Кубряковой Е.С. М., 1996.-245с.

27. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону, 1998. 505с. Кругликова Л.Е. Фразеологические сочетания с "цветовыми" прилагатель-ными // РЯШ, № 3, 1976.- С.71-73.

28. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика -психология кргнитивная наука И Вопросы языкознания, № 4,1994. - С 34-48. Кудин П.Н., Ломов Б.Ф., Митькин A.A. Психология восприятия и искусство плаката. - М., 1987. - 208с.

29. Кузнецова H.H. Расширение семантической структуры прилагательных, определяющих внешность человека // Семантика языковых единиц. -М., 1996. -С.84-86

30. Кукушин B.C. Цвет и свет в жизни учащихся // Основы валеологии. Ново черкасск, 1998.-76с.

31. Купер Дж. Энциклопедия символов. М., 1995. - 401 с. Лисенкова И.М. Изучение художественной речи методом семантического поля // Филология на рубеже тысячелетий / Вып. 1.- Ростов-на-Дону, 2000. • 192с. ' '

32. Лисоченко Л.В. Лингвистический анализ художественного текста. Таганрог, 1997.-228с.

33. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН, сер. лит. и яз., 1-993.-T.52.-X2l. .

34. Лихачев Д.С. Литература-реальность литература. - Л., 1984. - 272с. Люшер М. Магия цвета. - Харьков, 1996. - 432с.

35. Макеенко И-В. Семантика цвета в разноструктурных языках (универсальное и национальное) /Автореф. канд. дисс. Саратов, 1999. - 20с. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. - М., 1998. -224с.

36. Набоков В.В. Лекции по русской литературе / Пер. с англ. М., 1996. - 440с.'

37. Полищук Г.Г. Цветовые прилагательные в рассказах К.Паустовкого // Очерки по рус. яз. и стилистике. Саратов, 1967.-С.46-51. Рахилина Е.В. О концептуальном анализе // Язык и когнитивная деятельность.-М., 1989.-142с.

38. Седов В.И. Очерки по лингвистике детской речи.- Саратов, 1987. 118с.

39. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М.Прохорова и др. М.,1982. 160с.: ил.

40. Становление детской реми // Межвузовский сборник научных работ. ВыпЗ. -Саратов, 1996.-46с.

41. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997. - 824с. Сукаленко Н.И. Представление как часть языкового сознания // Вюник Хар-ювського ушверсггету, № 272,1985. -С. 17-25.

42. Сулименко Н.Е. Деривационные, связи в семантической характеристике каче ственных прилагательных // Лингвистика. Научные доклады. Л., 1977. -88с. ' \

43. Титова Л.Н. Киргизско-русский ассоциативный словарь. Фрунзе, 1975. -74с.

44. Толстой А.Н. Детство Никиты. М., 1987. - 113с.

45. Топорков А'. Символика красок // Предсказание судьбы. М., 1990,- С.40-44. Уемов А.И, Вещи, свойства, отношения. -М., 1963. -С.181.

46. Филин Ф.П. Русский язык. Энциклопедия. М., 1979. -с.

47. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997. - С.432. Хомский Н. Язык и мышление. - М., 1972. - 122с.

48. Чернышевский Н.Г. Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н.Толстого. Военные рассказы графа Л.Н.Толстого // Избранные-сочинения, ГИХЛ. М. Л., 1950.-С.704-711.

49. Черняк В.Д. Лексическая синонимия в организации поэтического текста // В кн. Текст как объект многоаспектного исследования. Сйб.-Ставрополь, 1998.-С.4-10. •

50. Чеснокова Л.Д. О взаимодействии лексико-семантических, морфологическихи синтаксических явлений при актуализации значений слов // Вопросы синтаксиса рус. яз. Ростов-на-Дону, 1971. - С. 13-21; г

51. Чесноков П.В. Активность человеческого познания.и язык // Филология на рубеже тысячелетий / Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2000. - 192с,

52. Чесноков П.В. Слово и соответствующая ему единица мышления. -М., 1967.* » •191с. ;

53. Чуковский К.И. Толстой как художественный гений //:"Нива", 1908, № 9, с.54-57.

54. Шушарина-ПавловаН.В. Способы выражения качественности в детских инновациях // Предложение й слово: парадигматический, текстовый и коммуникативный аспекты. Саратов, 2000. - 198с. .

55. Bierwish M. Formal and lexical semantics // Prog, of, the XHI-th International Congress of Linguists, August 29 September 4, 1982. - Tokyo. - P. 122-13 6. Birren. Faber, Color and Human Response. - New York, Van Nostrand Reinhold Company, 1978, - P 35.

56. Sapir E. Conceptual 'categories in primitive language. Science, 1931. - P.578.