автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Концепция героя в период зарождения и становления татарской драматургии

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Самигуллина, Лилия Маратовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Концепция героя в период зарождения и становления татарской драматургии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция героя в период зарождения и становления татарской драматургии"

На правахрукописи

Самигуллина Лилия Маратовна

Концепция героя в период зарождения и становления татарской драматургии (1887-1910)

10.01.02. -Литература народов Российской Федерации (татарская литература)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Казань-2004

Работа выполнена на кафедре татарской литературы государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова - Ленина»

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Ахмадуллин АзатГильмуллович

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор СалнховРим Гарифович (г. Елабуга)

кандидат филологических наук, доцент Яруллина Рамиля Асхадулловна (г. Казань)

Ведущая организация:

Институт языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан

Защита состоится 12 февраля 2004 г. в 14.00 часов на заседаниидиссерта-ционного Совета Д 212.081.12 в Казанском государственном университете по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18, корп. 2, ауд. 1112.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского Казанского государственного университета

Автореферат разослан января 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного Совета, доктор филологических наук, профессор

Загидуллина Д.Ф.

2004-4 25412

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Изучение истории татарской литературы, в том числе драматургии конца XIX и начала XX вв., в современных условиях проводится на основе литературно-теоретических и эстетических критериев, что помогает всесторонне и глубже подойти к рассматриваемой проблеме.

Конец XIX - начало XX вв. - период развития татарской общественно-философской мысли и национального самосознания, расцвета татарской литературы, приобщения к достижениям европейской и восточной культур.

В конце XIX века в татарской литературе четко обозначилось светское направление, что явилось результатом развития капиталистических отношений, модернизации татарского общества по европейской модели, роста национального самосознания, вовлечения в татарское искусство слова новых литературных концепций, развивающихся в преемственном отношении к западноевропейскому, русскому и турецкому просветительскому реализму. Одним из проявлений этого сложного и многопланового процесса стало зарождение в татарской литературе нового рода - драматургии. Ее становление происходило в период поисков и формирования татарской теоретико-литературной мысли в целом.

Потребность в осмыслении художественного наследия вызвала особого внимания к неизвестным и малоисследованным источникам. В связи с этим были выявлены и проанализированы оригиналы драматических произведений периода зарождения и становления татарской драматургии, изданные в свое время на арабском шрифте.

Хронологические рамки диссертации охватывают переломный промежуток времени -1887-1910 годы, ставшие периодом зарождения и становления татарской драматургии, в рамках которой четко прослеживается развитие концепции героя в связи с формированием методов просветительского и критического реализма.

Б. Гиззат, исходя из доступного ему материала, выделил три этапа в развитии начального периода татарской драматургии: I -18 87 -1905; II -1906 -1911; Ш - после 1911-1912 годов.1 В исследовании мы соответственно литературному процессу определяем три этапа развития татарской драматургии: I-1887-1900; П-1900-1905; Ш-1906- 1910 года.

Проблема героя стала предметом внимания и споров среди литературоведов еще в начале XX столетия (Г. Сагьди, Г. Баттал и др.). В исследованиях

1 Гыйззэт Б. Татар драматургиясенен усу юлы // Татар пьесалары антологиясе. -Казан: Тат. кит. нэшр., 1987. - Б. 8.

«"ОС. ИАЦ * .АЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Г.Халита, И.Нуруллина, ХХосмана, А.Ахмадуллина, Н.Юзиева, Ф.Мусина, Ф.Миннуллина, Т.Галиуллина, Н.Гиззатуллина и других рассматриваются вопросы положительного литературного героя в советскую эпоху.

В современных условиях назрела необходимость осмысления концепции героя в другом русле - на материале развития отдельных видов и жанров татарской литературы с учетом общечеловеческих и нравственно-этических, эстетических Ценностей. В последние годы появились научные труды, посвященные изучению и обобщению концепции героя советского периода в татарской (Р.Г.Салихов), башкирской (Р.Д.Мустафина) литературах.2

Литературное наследие татарских драматургов Ф.Халиди, Г.Камала, Г.Ис-хаки, Я.Вали, И.Богданова, Г.Терегулова и др. составляет «золотой» фонд татарской драматургии. В их произведениях широко поднимаются проблемы просветительства, развития национального самосознания, сохранения нации, ее культуры, языка, традиций, формирования. обучения на основе джадидизма, воспитания высокообразованной личности, обращенной к европейской культуре. Изучение художественного освещения данных проблем в теоретическом обосновании и концептуальных аспектах составляет основное направление диссертационного исследования.

Таким образом, актуальность исследования подтверждается неразработанностью и важностью нового подхода к изучению проблемы концепции героя в период зарождения и становления татарской драматургии.

Степень изученности темы. Первые попытки анализа драматических произведений периода зарождения и становления относятся к началу XX века, в которых рассматриваются черты характера, особенности взаимоотношения героев татарской драмы.

Проблема личности героя драматургии нашло отражение в научных статьях, монографиях и диссертациях А.Хисматуллина, Ф.Гиззатуллина, М.Гайнуллина, ГХалита, А-Ахмадуллина, Н .Ханзафарова, Э.Сибгатуллиной,

1 Салихов Р. Герой и эпоха. (Концепция героя в татарском литературоведении). -Казань: Иза-во "Мастер Лайн", 1999 - 352 е.; Салихов Р. Г. Концепция героя в татарском литературоведении: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Казань, 1999. - 58 е.; Мустафи-на Р. Д. Концепция героя в башкирской литературе 30-х годов. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Уфа, 2002. - 25 с.

1 Ашмарин Н. Очерк литературной деятельности казанских татар - мохаммедан за

1890 - 1895 гг. II Труды по востоковедению, изд. Лазаревским инст. вост. яз. - 1901. - Вып. 4; Эмирхан Ф. Китаплар хакында мехакэма Низа мл ы Мадраса Яшь гомер. Шакерт Ьэм яшьлэр. «Ачлык кушты» Ц Эсарлэр. - Т. 4. — Казан: Тат. кит. нэшр., 1986; Камал Г. Яца китаплар. сАчлык кушты» // Эсарлэр. — Казан: Тат. кит. нэшр., 1951; Сэгьди Г. Татар едебияты тарихы. — Казан: Татгосиздат, 1926 и др.

З.Мухамметшина и др., посвященных вопросам и проблематике начального

4

этапа развития татарской драматургии.

Несмотря на то, что татарская драматургия конца XIX и начала XX вв. была в определенной степени предметом исследований, существует необходимость специального монографического изучения концепции героя периода зарождения и становления татарской драматургии на фоне достижений сегодняшнего литературоведения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- впервые дан комплексный анализ проблемы героя произведений на ранних этапах зарождения, формирования и развития татарской драматургии;

- выявлены ранее не изученные в теоретико-литературном аспекте и не вошедшие в научный оборот новые источники и тексты (пьесы Я.Вали, И.Богданова, Г.Терегулова, К.Бакира и др.), раскрывающие идейно-философские и просветительские взгляды драматургов, которые в совокупности определяют облик национального героя данной эпохи и подчеркивают оригинальные особенности татарской драматургии;

- раскрыта эволюция концепции героя в период смены художественных методов и направлений.

Цель диссертационного исследования-дать системное, сравнительно-историческое и сопоставительное описание концепции героя в татарских драматических произведениях конца XIX - начала XX вв. (1887-1910 гг.) в эволюционном, структурном и философском отношении. В соответствии с поставленной целью в диссертации необходимо было решить следующие задачи:

- изучить первые татарские драматические произведения, провести текстологический анализ;

- определить предпосылки и причины зарождения татарской драматургии во взаимосвязи с западноевропейской, русской и восточной просветительской мыслью и литературой;

4 Хисматуллин А. X. Творчество Г. Камала: Дис. ... канд. фил ал. наук. — Казань, 1949; Гыйззэтуллин Ф. П Колэхметов ижаТы: Дис. ... кандГфился. наук. — Казань, 1950; Гайнуллин М. X. Галиэсгар Камал. — Казан: Тат .кит. нэшр.. 1978; Гыйззэт Б. Гафур Колэхметов. — Казан: Тат. кит. нэшр., 1981; Ахмадуллин А. Г. Татарская драматургия: истоки и формирование социалистического реализма. - М.: Наука, 1983; Сибгатуллина Э„ X. Значение русской драматургии в развитии реализма в татарской драматургии начала XX века (на материале творчества Г. Камала и Ф. Амирхана): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. • Казань, 1987; Ханзафаров Н. Татарская комедий (истоки и развитие): Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Казань, 1996; Мухамметшин 3. Г. Творческое наследие Фатиха Халиди: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 1999.

- проанализировать татарские литературные источники конца XIX -начала XX вв. для выявления концепции и принципов возникновения теоретических понятий и взглядов в оценке героя драматургии;

- рассмотреть историю и современное состояние исследования концепции героя в литературоведении;

- установить преемственность в изображении героев и персонажей;

- выделить национальные особенности героя периода зарождения и становления татарской драматургии.

Объект исследования -драматические произведения эпохи зарождения и становления татарской драматургии.

Предмет исследования - проблема концепции героя в период зарождения и становления татарской драматургии.

Источники исследования. Основными источниками послужили татарские драматические произведения 1887-1910 годов, которые хранятся в Научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского Казанского государственного университета, в архиве музея Национального культурного центра «Казань», в книгохранилище Российской национальной библиотеки Санкт- Петербурга.

Методы исследования. В процессе исследования использовались сравнительно-исторический, структурный, описательный, сопоставительный методы, которые позволили раскрыть проблему и выявить развитие концепции героя на основе историко-функционального и эстетического анализа драматических произведений.

Методологическую основу исследования составляют общепринятые литературоведческие понятия и принципы; теория герменевтики, на которой основывался анализ текстов драматических произведений.

В ходе работы мы опирались на научно-теоретические труды в области философии, литературоведения и критики А.Аникст, А.Дремова, Л.Гинзбург, МБахтина, А.Бушмина, Ю.Борева, ДЛихачева, А.Веселовского, Б.Бо-рухова, Ю.Лотмана, И.Неупокоевой, В.Хализева, а также ГХалита, М.Гай-нуллина, И.Нуруллина, Б.Гиззата, Х.Махмутова, И.Иляловой, Т.Галиуллина, Ю.Нигматуллиной, А.Ахмадуллина, Р.Ганиевой, Х.Миннегулова, Ф.Мусина, Р.Салихова, Н.Ханзафарова, Д.3агидуллиной и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный обширный источниковедческий материал может быть использован при изучении истории татарской драматургии и разработке концепции личности как одной из основных проблем татарского литературоведения.

Положения и выводы диссертации могут найти практическое применение в преподавании истории татарской литературы и литературоведения;

при чтении лекций и спецкурсов в высших учебных заведениях; при подготовке семинарских занятий по истории татарской литературы; при составлении методических программ, а также учебников, учебных пособий по литературе для вузов, средних общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений.

Апробация работы. Основные положения и результаты доложены и обсуждены на итоговых научных конференциях КГУ(2001,2002,2003), отражены в 5 публикациях (список в конце автореферата).

Структура работы соответствует логике научного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, определяется степень изученности проблемы, формулируются основные цели и задачи, объект, предмет исследования, обозначаются методы, методологические источники, характеризуется научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава «Зарождение татарской драматургии и формирование концепции героя» состоит из двух разделов.

В первом разделе («Развитие самосознания нации и татарская драматургия») излагается краткая история формирования и развития просветительской идеологии, литературы в связи с ростом самосознания татарского народа и историческими событиями как в европейской, русской и восточной, так и в татарской общественной мысли, рассматриваются предпосылки зарождения татарской драматургии.

Формирование в XIX веке просветительской идеологии и в конце этого же века джадидистского движения ознаменовались изменениями в общественных взглядах, способствовали внедрению новых методов образования, проникновению европейской, русской просветительской мысли. Центральное место при этом занимало учение о человеке — антропоцентризм — «исходная и главная аксиологическая установка просветительской филосо-

фии»5.

Татарские мыслители второй половины ХГХ века Ш.Марджани, К.Насы-ри, Р.Фахрутдинов первыми выдвинули идею просвещения в образцах запад-

1 Юзеев А. Н. Татарская философская мысль конца XVIII - XIX вв. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2001. - С. 147.

ноевропейского и русского просветительства. Их целью было социокультурное и экономическое развитие татарского общества.

Татарские просветители в литературе видели силу слова, в театре - трибуну, с которой могли бы непосредственно обратиться к массовому читателю. Поэтому появилась потребность в драматургических произведениях.

Татарская драматургия зародилась в конце XIX века под влиянием европейского и русского искусства в недрах просветительского реализма и связана с именами первых драматургов Г.Ильяси (1856-1895) и Ф.Халиди (18501923).

Во втором разделе первой павы («Концепция героя в татарской драматургии конца XIX века») рассматривается просветительская драма в национально-историческом аспекте, анализируются первые оригинальные и переводные пьесы, в которых положительные герои отражают идеал автора, призванный сплотить нацию й сохранить традиции и самобытность татарс -кого народа.

Герои пьес Г.Ильяси «Несчастная девушка» (1887), Ф.Халиди «Против несчастной девушки» (1888), МАль-Казани «Вольная девушка стала невольницей» (1898), вольных переводов Ф.Гумера «Дед Хасат» (1893), «Комедия в Чистополе» (1895) поднимали просветительские и джадидистские идеи, отражавшие необходимость образования и нравственного воспитания.

Ученые-литературоведы МХайнуллин, И.Нуруллин, А.Ахмадуллин, Р.Са-лихов и др. отметили схематизм в первых пьесах просветительского реализма, который возник из противопоставления просвещенных и невежественных, положительных и отрицательных персонажей. Это ярко проявилось в первой татарской драме «Несчастная девушка» (1887). Центральным действием в пьесе является сцена спасения дочери богатой мирзы от бракосочетания с безрассудным, неразумным Джантимером. Антиномия положительных (Джанбай, Махитап) и отрицательных (Биктимер, Джантимер) героев воссоздает картину порицания закоренелых старых порядков, декларирует неизбежность победы молодого поколения над безрассудством. Таким образом, в основу концепции положительного героя драмы заложены идеи просветительства. Конфликт пьесы - столкновение личностных качеств людей: благоразумия и безрассудства.

Вслед за Г. Ильяси Ф.Халиди в пьесе «Против несчастной девушки» (1888), защищая взгляды просветителей, развивал концепцию положительного героя. Он сформировал концепцию разумного героя в силу своих внутренних и внешних качеств, которая отразилась в главной героине Халиме - моральном идеале Ф.Халиди - красивой девушке, дочери бедного Мирзы. При воссоздании образа автор использовал художественные элементы русского сен-

тиментализма. Свойственное Халиме душевное переживание, эмоциональность перекликаются с образом Лизы - героиней Н.М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» (1792), которая росла в крестьянской семье, обладала внутренней и внешней красотой, умом, тонкостью души и чрезмерной чувствительностью. Если Лиза была обречена на несчастье разгульным и хладнокровным Эрастом, то Халима, покинутая приказчиком Закиром из-за сплетни завистливой старушки, испытав несчастье, приобретает счастье: становится женой богатого Аптема. Таким образом, в этой пьесе Ф.Халиди призывает к разуму и воспитанию юного поколения во благо женского счастья.

. В некоторых пьесах концепция героя вырисовывается в анализе душевных движений героя и его отношения со средой. Такой предстает героиня пьесы М. Аль-Казани «Вольная девушка стала невольницей» (1898) Наркас, разумная и воспитанная девушка. Пьеса написана в форме эпической драмы. Сюжет произведения увлекательный, что объясняется и присутствием элементов авантюры.

В центре драмы - судьба молодой девушки Наркас, насильно разлученной с родителями. Она в течение семи лет воспитывалась и постигала азы наук у Джаду баба. Влюбившись в противника Джаду - Сыяма, получив благословение и два цветочка - символа жизни и любви, Наркас отправляется в город Калькутту, в страну Сыяма.

На некоторое время Наркас остается под присмотром брата Сыяма -Афрасияпа, который влюбляется в нее, придумывает историю смерти Сыяма. Но Наркас верит в цветочек, который говорит о том, что Сыям жив и остается верна своей любви. Тогда Афрасияп продает Наркас разбойникам, а Сыяму сообщает ложную весть о смерти Наркас. На судне влюбленный в девушку кок, забыв о яде, предназначенном для разбойников, случайно отравляется сам. Наркас остается на судне одна. Она переодевается в мужскую одежду и отправляется во дворец к своему отцу Давиду. Масрур (Нар-кас) просит все награбленное разбойниками вернуть хозяевам. Разумность, прозорливость Наркас поражают Давида. Позже сюда приезжают Афрасияп и Сыям. Записки из сундука раскрывают подлинное лицо Афрасияпа, и его казнят. Наркас снимает маску, встречается с отцом и Сыямом. Отец Давид провозглашает Сыяма правителем.

Таким образом, главная героиня пьесы Наркас становится сильной личностью благодаря положительному воспитанию и знаниям, полученным от Джаду. Наркас обладает женской интуицией, прозорливостью и хитростью. В борьбе с безнравственностью, жестокостью эти черты характера помогают ей спасти свою честь, чистоту души. Конфликт пьесы заключается в стол-

кновении противоположных качеств людей: зла, зависти и доброты, великодушия.

В данном разделе нашего исследования определяется также вклад переводной литературы в становление татарской драмы. Первыми переводными пьесами считаются произведение Ф.Гумера «Дед Хасат», переведенное с турецкого языка в 1893 году, и «Комедия в Чистополе» - вольный перевод с русского языка произведения императрицы Екатерины II «О, время!» (1772), которая, в свою очередь, является вольным переводом пьесы немецкого драматурга Х.Ф.Геллерта «Богомолки» («Die Betschwesten>).6

В комедии Фаик Гумера «Дед Хасат» или «Сватовство девушки» резко контрастируют положительный герой Фаик и сатирично-отрицательный персонаж Хасат. Действие пьесы разворачивается вокруг дочери Хасата -Сабихи, жертвы скупости и безнравственности. Пороки Хасата сделали его дочь бесправной и бессильной.

АГ.Шешкен в определении подобного героя в югославской литературе пишет: «Герой—зачастую антигерой, не проявляющий себя как личность, весьма пассивен. Он - либо жертва обстоятельств, либо занимает позицию аутсайдера»7. Фаик бек выступает спасителем Сабихи от дерзкого, скупого тирана.

В комедии двоемирие акцентируется афористическими выражениями типа: «Если у человека светло в доме, то темно на душе». «Светлые» герои под лозунгом справедливости стремятся защитить немощных от темных сил, спасти их от гибели. Таким в пьесе является Фаик - символ «спасения», «непоколебимости», который в буквальном смысле вырывает Саби-ху из рук скупого, невоспитанного и необразованного владыки Хасата, готового за деньги продать и свою дочь как рабыню. «Темные души» -образы, причиняющие страдания человечеству, каким изображается Хасат баба.

Таким образом, первая переводная пьеса в татарской литературе придерживается концепции положительного героя, способного изменить жизнь общества по пути прогресса, сторонника гуманистических идей, и через комичность образов и ситуаций раскрывает судьбы и будущее человеческого общества.

4 Стенник Ю. В. Роль Екатерины II в развитии русской литературы XVIII века // Русская литература. - 1996. - № 4. - С. 17.

' Шешкен А. Г. Концепция героя в новейшей югославской прозе // Концепция человека в современной литературе. 1980-е годы. - М., 1990. - С. 117.

В истории татарского театра отмечается схожесть сюжетов и тем комедий «Хасат баба» и «Скупой» (Ж.-Б.Мольер). Есть версия, что «Хасат баба» - один из переводных вариантов этой комедии.8

Пьеса «Комедия в Чистополе» является второй переводной комедией в татарской драматургии. Надо заметить, что пьеса «Комедия в Чистополе» долгое время рассматривалась как оригинал. Первое критическое замечание высказал Н.Ашмарин в статье, вышедшей в 1901 году, где данную пьесу рассмотрел как первую татарскую комедию.9 «Комедия в Чистополе» отмечается как переводная лишь в 30-е гг. XX века в статье Н.Исанбета «Откуда

о 10

взята первая татарская комедия?».

В 60-е гг. XX века М. Гайнуллин был сторонником утверждения пьесы «Комедия в Чистополе» переводной.11 В 80-е гг. А.Ахмадуллин, ссылаясь на Н.Исанбета, определяет пьесу как «вольный перевод, переработка одной из русских комедий XVIII века». Автор подчеркивает, что пьеса «является первым произведением, которое отвечает основным требованиям жанра»12. Это же отмечается и в «Истории татарской литературы».13

Сравнительный анализ произведений «О, время!» и «Комедия в Чистополе» показывает, что авторская позиция в обоих явно выражена в структуре текста: положительные герои со стремлением к новым, прогрессивным взглядам противопоставлены последователям старых устоев. Символом отжившего, старого уклада изображается Ханжахина-Хайри. Она отрицает настоящее, «живет в прошлом», эгоистична, скупа, невоспитанна, верит в предрассудки, суеверия. Бытовое окружение мещанки Ханжахины-Хайри - это ее внучка Христина - Марфуга и служанка Мавра - Хусни. Христина имеет много положительного в своем характере, но условия жизни сделали ее неграмотной и малокультурной девушкой. Она страдает от незнания основных азов общения. Образ Марфуги раскрывается через ее внутренний мир.

* Мэхмугов Ь., Илялова И., Гыйззэт Б. Октябрьгэ кадэрге татар театры: очсрклар. — Казан: Тат. кит. нэшр.. 1988. - Б. 122.

' Ашмарин Н. Очерк литературной деятельности казанских татар - мохаммедан за 1890 - 1895 гг. / Под ред. А.Е. Крымского, - М., 1901. - С 35.

10 Исанбэт Н. Беренче татар комедиясе кайдан алынган? // Яцалиф. — 1930. — № 10. -С 11.

11 Гайнуллин М. X. Татар эдэбияты. XIX йез. — Казан: Тат. кит. нэшр., 1968. - Б. 601. и Ахмадуллин. А. Г. Татарская драматургия: истоки и формирование социалистического реализма. - М.: Изд-во «Наука», 1983. - С 16.

11 Татар эдэбияты тарихы. Алты томда. - 2 том. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1985. - Б.

Положительный герой нового типа - служанка Мавра - Хусни. Она активна, имеет свое мнение, в диалогах раскрывает сущность Ханжахины -Хайри, которая только и знает, как целыми днями перетряхивать старые вещи, собранные в заклад.

Интересно, что герои этих двух пьес схожи по характеру, произносят похожие реплики, но в разных исторических общностях (конец XVIII и конец XIX вв.) меняется менталитет и тем самым психологическое состояние героев.

Анализ переводных пьес показал, что в них освещаются вопросы нравственности, воспитания и образования. Через комичность образов Хасата, Хайри критикуется невежественность, пороки общества, отражаются идеи просветителей относительно разумной и воспитанной личности.

В 1900 году с турецкого языка переводится пьеса Н. Кямала «Жалкое дитя». На примере взаимоотношений главных героев драмы Шафики и Гаты поднимается проблема счастья и платонической любви. В пьесе используются мотивы восточной литературы во взаимосвязи с проблемами просветительства. Формируется тип образованного человека, который видит пути улучшения жизни и развития личности в образовании, смотрит на цельность внутренней и внешней красоты человека.

Подводя итог, следует сказать:

- герои первых пьес изображены в антиномии, где главным критерием являются две противоположности: старое, отжившее свое в обществе; и новое, которое пропагандирует ум, знание, нравственность;

- через образы главных героев первых татарских комедий показываются пороки, являющиеся причиной отсталости и бессилия общества, от которых нужно избавляться для дальнейшего развития и улучшения благосостояния;

- первые пьесы татарской литературы придерживаются концепции положительного героя, сторонника гуманистических идей, способного изменить жизнь отдельного человека, быт, судьбу, стремления, мировоззрение;

- конфликты первых пьес заключены в столкновении личностных качеств людей.

Вторая глава («Концепция героя в период перехода от просветительства к критическому реализму») состоит из двух разделов.

В первом разделе («Новые герои просветительского реализма») предметом анализа стали пьесы Г.Исхаки, Я.Вали, представляющие научный и теоретический интерес в развитии концепции героя, написанные в рамках просветительского реализма.

Начало XX века ознаменовалось формированием единой нации. Национальные деятели поставили задачу реформирования татарского общества, общественно-философской, эстетической, научной мысли, культуры. Существенно изменился облик татарской литературы. Она обогащается новыми темами и проблемами, художественными приемами и героями. Общей тенденцией становится повышенный интерес к национальным проблемам.14 Так, пьесы «Жизнь с тремя женами» (1900), «Две любви» (1903) Г. Исхаки, «Стыд, или Слеза» (1902) Я. Вали ставят проблему нравственности, необходимую для женского и семейного счастья, вытекающую из понятия свободы личности, в национальном ракурсе.

Г.Исхаки в драме «Жизнь с тремя женами» через семейно-бытовую ситуацию приходит к философскому пониманию жизни. Автор представляет идеал в образе Асмы, которой присущи такие черты характера, как терпеливость, великодушие, милосердие. Положительные герои Асма, Риза противопоставлены отрицательному - Кариму, для которого смысл жизни и счастья заключается в низменных побуждениях. Эта пьеса рассматривается как мелодраматическая.15 Такая особенность мелодрамы, как «антитеза разрешается в ходе пьесы счастливым исходом для персонажей добродетельных»16, наблюдается и в пьесе «Жизнь с тремя женами».

Формирование идейно-эстетических принципов просветительского реализма в татарской драматургии отражается в мелодраме Г.Исхаки «Две любви» (1903). В пьесе противопоставляются две любви - открытая любовь Хуршида и любовь Каюма, прошедшая через сомнения. Автор обращается к реалистическим картинам бытия, где через нравственные, благоразумные или безнравственные поступки героев отражаются их душевные переживания, черты характера. Наблюдается формирование нового-реалистического героя, свободной и развитой личности.

В драме «Стыд, или Слеза» (1902) Я.Вали частные конфликты между персонажами имеют решающее значение в судьбе героев. Конфликт между служанкой Магруфой и сыном фабриканта Ильяс бая - Ибрагимом - зарождается на фоне доверчивости девушки. Наивная Магруфа мечтает стать женой богатого Ибрагима, в результате появляется нежеланный ребенок. Однако слабохарактерный Ибрагим, подчинившись выбору отца, берет в жены

" ЗаЬидуллина Д. Ф. Эдэбият кануннары Ьэм заман. - Казан: Тат. кит. нэшр., 2000. - Б. 92.

15 Эхмэдуллин А. Офыклар к иной ганда Эдэби тэнкыйть мэкалатэре,— Казан: Тат. кит. нэшр, 2002. - Б. 28.

16 Балухатый С Проблемы драматургического анализа. - Ленинград: ACADEMIA, 1927. - С 6+65.

богатую невесту, а Магруфу, желая избавиться от нее, выдают за деньги пьянице Мустафе. Автор убежден, что справедливость восторжествует, и всем воздастся по своим заслугам. Ильяс бай и Ибрагим обанкротятся из-за ненасытной жены, вследствие чего она, обогатившись, покинет их. Ильяс бая не станет, а Ибрагим окажется выброшенным на произвол судьбы, пристрастится к алкоголю. Магруфа, страдая от подлости и грубости мужа, испытает чувства стыда и угрызения совести, будет оплакивать свою несчастную судьбу. Безнравственность героев объясняется их непросвещенностью, отсутствием морали.

Таким образом, в героях первых драм Г.Исхаки и пьесы Я. Вали проступают новые реалистичные черты зрелого просветительского реализма. Эти герои свободны от схематизма, одноплановости изображения. Авторы стремятся к показу героя в движении, развитии. Конфликт в мелодраматических произведениях зарождается в семье, столкновении взглядов отцов и детей, отношениях между персонажами.

Во втором разделе второй главы («От просветительства к критическо -му реализму») исследуются различные аспекты решения концепции героя в драматических произведениях Г.Камала «Несчастная юноша» (1898; 1907), «Трое злосчастных» (1900) и «Прелюбодеяние» (1910).

Просветительские идеи Г.Камала тесно переплетаются с идеями гуманистов о «естественном человеке». Драматург высоко ставит этические и нравственные аспекты жизнедеятельности человека, освещает вопросы морали, образованности, подчеркивает влияние семейного воспитания и культуры на поведение и психику молодого поколения. Это наглядно проявляется в драме «Несчастный юноша», написанной в синтезе приемов просветительского и критического реализма. В первом варианте на передний план выдвинуты дидактические идеи, вопросы воспитания. Образ Закира освещается в контексте просветительской идеологии,17 показаны противоположные личностные качества героев и схематизм образов.18 А во второй редакции пьесы (1907 года) Закир изображается со свойственными ему индивидуальными качествами.19 Конфликт пьесы - столкновение взглядов разных поколений. Влияние среды и отсутствие должного семейного воспитания сделали Закира морально неустойчивым, безнравственным. Он является одним из типов, конфликтующих сам с собой. Критическое отношение

" Халит Г. Портреты и проблемы. Избранные статьи разных лет. - Казань: Татар кн изд-во, 1985. - С. 38.

" Абдуллин И. А. Г. Камал драмаларыньщ теле. - Казан: Тат. кит. нэшр, 1968. - Б

" Там же.

автора к действительности создали картину порицания героя за содеянное, вышедшее на суд зрителей в сцене развязки.

В произведениях «Трое злосчастных» (1900) и «Прелюбодеяние» (1910) вырисовывается образ наивной и безнравственной женщины. Автора тревожит состояние общества и нации, где женщина - хранитель семейного очага - впадает в непристойное поведение, забывает о своем долге за мимолетным увлечением. Драма «Прелюбодеяние» продолжает идеи просветительской драматургии в морально-этической мотивировке поведения геро-20

ев.

Драматургия Ф.Халиди начала XX века поднимает проблемы идеального героя в образах Мурата («Мурат Салимов» (1905)) и Махрусы («Махруса ханум» (1906)), которые нравственны, образованны, интересуются французской культурой и образованием. В этих произведениях на первый план выходит семейное воспитание, стремление молодежи к образованию, личному счастью, возвышается культ Разума и Знания.

В пьесе «Рассказ о скупом, невежественном Телля бае» (1906) наблюдается антиномия кадимистских и джадидитских взглядов, где сатирическому изображению невежественного Телля бая противопоставляется образованное, нравственное, воспитанное молодое поколение. Конфликт пьесы проявляется в столкновении между детьми и Телля баем, в расхождении во мнениях. Концепция автора заключается в отстаивании новых взглядов, отрицании невежества.

Ф.Халиди обращается и к исторической теме. Его «Голод, или рассказ о Сайде Яхье из Испании» (1906) является первой татарской исторической драмой.21 В основе пьесы лежит тема судьбы нации и проблема личности. Концепция героя отражается через общественные и социально-нравственные мотивы. Положительные герои Яхъя и Муса, отстаивавшие справедливые отношения, имеющие чувство долга и обязанности, выступают призмой, через которое оценивается, просвечивается темное и невежественное начало национального общества. В пьесе выдвигаются общественные и социальные мотивы, национальный путь из прошлого в будущее отождествляется «сокрытому двигателю» бытия.

Драматургия И.Богданова обращается к идее национального возрождения, поднимает актуальные проблемы своего времени. Его драма «Зулейха

м Сибгатуллина Э. X. Значение русской драматургии в развитии реализма в татарской драматургии начала XX века (на материале творчества Г. Камала и Ф. Амирхана): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 1987. - С 8

21 Эхмэдуллин А. Г. Дереслеккэ ирешу юлында. — Казан: Тат. кит. нэшр., 1993. -Б.174; Мехэммэтшин 3. Фатих Халидинен ижат мирасы. - Казан: Тан-Заря, 2001. - Б. 29.

и Фатыйма» (1908) направлена на освещение проблемы женского счастья. Причины невежества автор видит в отсутствии семейного воспитания, что является продолжением идеи Г.Камала. Безнравственность, распущенность Ахметзяна, схожего по поведению с Закиром из «Несчастного юноши» Г.Камала, тянется красной нитью в судьбе героев, ломая и исковеркая многие жизни.

Автор через образы Зулейхи и Фатыймы поднимает проблему женского равноправия и решает её в пользу свободной и активной личности. Образ Фатыймы-служанки и ровесницы Зулейхи - поднимается автором как положительный в силу её решительного характера. И. Богданов, созвучно с Ф. Халиди, призывает девушек бороться за свое счастье, отстаивать взгляды во благо собственного достоинства. Назревший семейный конфликт не заставляет Фатыйму изменить свое мнение, а Зулейха обрекает себя на несчастье из-за доверчивости и послушания родителей, выходит замуж за Ахметзяна, сына «богатой и знатной» семьи.

Пьеса Я. Вали «Повеление голода» (1908) ставит проблему женского бесправия. Через душевные переживания, несчастную судьбу Махисылу автор обращает внимание на факт продажи татарских девушек, с которыми поступали, как с товаром: могли распоряжаться как угодно. В данном произведении прослеживается и романтическое начало, присутствуют элементы загадочности, драматизма и др.

Таким образом, татарские просветительские драмы начала XX века отражают национального героя в контексте идейно-эстетических и нравственно-этических проблем. Противоречия героя плавно переносятся в семейный конфликт. Через них авторы приходят к национальным проблемам. Пер -вые драмы Г. Исхаки заявляют о формировании нового реалистического героя, свободной личности (Риза, Каюм, Хуршид). В татарской драматургии возникает человек, устремленный к богатству духа, ориентированный на духовные ценности. Противопоставление личностных качеств, конфликт, выявляющий нравственные проблемы, в отдельных драмах перерастает в социальный: кадимистов и джадидистов. Иногда чувствуется беспокойство драматургов за будущее нации, татарского общества. Драматургия включает в арсенал своих художественных средств не только бытописание, но и социологический, и психологический анализ. Общественные связи героя приобретают гуманистический характер.

В третьей главе («Концепция героя в период развития критического реализма в татарской драматургии») исследуются особенности отражения в литературном герое общественно-политических мотивов эпохи. Татарская драматургия рассматриваемого периода объединяет национальную

философию, нравственность, эстетику и политику. Заметно возрастает число драм и комедий (Г.Исхаки, Г.Камал, СРамиев, К.Бакир, Г.Кулахметов, Г.Те-регулов, И.Богданов, Ф.Амирхан). Некоторые из 1шх выявляют проблему нации и личности.

В этот период выходят в свет произведения, переведенные с других языков, с целью пополнения репертуара и развлечения зрителей в театральных представлениях. Это, в основном, комедии, фарс, водевили.

В первом разделе третьей главы («Общественно-политические мотивы н национальный идеал в татарской драматургии начала XX века») анализируются пьесы Г. Исхаки «Преподаватель» (1906), «Брачный договор» (1907), «Противостояние» (1908), в которых концепция героя рассматривается в связи с общенациональными, общественными проблемами, развитием общественно-национального движения - джадидизма. Драмы отражают расстановку социальных сил, основные положения идейных концепций философии непротивления, психологии покорности, чему противопоставляется учение о свободном человеке.

Драма «Преподаватель» отражает идеи народничества (Р. Ганиева), раскрывает причины общественного противостояния. Главный герой изображается в столкновении чувств и разума, что приводит к зарождению внутреннего конфликта, протекающего в душе Салиха, и во внешнем конфликте - столкновении кадимистских и джадистских взглядов в обществе и в его семье. Мысли героя направлены на воспитание молодого поколения. Неприязнь жены Марзии к стремлениям Салиха, ее сопротивление к чтению мужа книг и газет воспринимается как грядущая гибель нации, пороки времени. Психологическое состояние, переживания Салиха отражают его погибающую душу. В пьесе семейный конфликт возрастает до уровня общественного.

В драмах «Брачный договор» (1907), «Противостояние» (1908) идеи освобождения личности представлены в свете развития национально-исторической мысли. Главная героиня драмы «Брачный договор» - девушка Галия, которая стремится к равноправию в обществе, социальной свободе и счастью, образованна, активна в своих действиях и самостоятельна Она стремится вырваться из тесных семейных оков и достигает своего. Автор через этот образ дает свое понимание идеала относительно будущего нации, равноправия между мужчиной и женщиной, развития общества и прогресса. Эти мысли продолжены Г. Исхаки и в драме историко-революционного содержания «Противостояние», где суть общественного движения раскрывается в связи с проблемой свободы личности.

Установка на воспитание в человеке действенного отношения к жизни определяет национальный светский идеал, который воплощается в образах молодежи. Особенно ярко он представлен в драме Г. Терегулова «Шакирд и молодежь» (1909). Молодежь, обучающийся в русской школе, понимающий основные течения жизни и общества, противопоставляется двойственной натуре Нагима. Он, хотя и стремится к светскому образованию, культуре, находится во власти старого медресе, которое затуманило ему мозги. Автор резко критикует молодежь и шакирда, только на словах беспокоившихся за развитие нации, и причиной этому считает недостаточность национального образования.

Ф. Амирхан в лице драмы «Молодежь» (1910) создает жанр социально-философской драмы.. Он продолжает идеи И.С.Тургенева, заключенные в конфликте «отцов и детей», вытекающем из противостояния отцов-кадими-стов и детей-джадидистов.

Молодежь стремится к новой жизни, разрушая все старое, отжившее. В драме чувствуется влияние философских идей Н.К.Михайловского, который в труде «Герои и толпа» обосновал идею относительно противостояния личности и общества, созвучную с мыслью главного героя Газиза об идеале свободы личности.22 Ф. Амирхан выдвигает концепцию личностного начала, свободного от догм, развивающегося в самостоятельных философских суждениях.

Драматургия Г. Кулахметова связана с революционным идеалом. Движущей силой драматургического действия является борьба идей. Внешние события пьесы определяются отношением персонажей к основному вопросу о человеке. Его драмы «Две мысли» (1906), «Молодая жизнь» (1908) проникнуты взглядами социальной свободы и борьбы, общественно-политическими и идейно-философскими мотивами. Революционные идеи представлены в философской драме «Две мысли». Она по праву может считаться философской драмой, где внутренний мир героя Давыда перекликается с ситуацией в обществе. Мысли героя направлены на изменение общественной жизни. Он видит путь личности к свободе в революционной борьбе.23 Его разум, душевное состояние отражают две мысли - Черная и Красная, символизирующие старый мир и новые революционные идеи. Развязка внутреннего конфликта достигается в пользу новых «красных идей», возвеличивающих Человека- Адама.

21 Михайловский Н. К. Герои и толпа. - Т. 2. - Спб. Алатейя, 1998. — С. 55.

21 Халит Г. Портреты и проблемы. Избранные статьи разных лет. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1985. - С. 19.

Драма «Молодая жизнь» поднимает проблему равноправия женщин в образе Зулейхи. Г.Кулахметов выдвигает концепцию активного общественного, революционного героя, воплощающего идеи национального самосознания. Внешние события пьесы определяются отношением персонажей к основному вопросу о человеке.

Таким образом, общественно-политические мотивы в пьесах начала XX века отражают борьбу идей за свободу личности, равноправие. Формируется светский национальный идеал, воплощенный в активных героях, пронизанных революционными идеями, выдвигается роль интеллигенции в борьбе за народные интересы.

Во втором разделе третьей главы («Сатирический герой в татарских комедиях начала XX века») исследован сатирический герой критического реализма. Проанализированы в новом аспекте комедии Г. Камала «Первый спектакль» (1908), «Ради подарка» (1909), которые являются показателями тонкого сатирического пера драматурга и комедиографа. Они посвящены критике отдельных качеств характера. В первой комедии широко использованы элементы сатиры и юмора, такие как ситуативные приемы, ирония, фразеологизмы, метафоры. Особо выделяется главная героиня Биби, которая вобрала в себя безобидный юмор. Образ Хабибрахмана раскрывается как невежественный, пассивный персонаж, а сатирический образ Хамзы бая является олицетворением традиционалистов.

В комедии Г.Камала «Ради подарка» использованы такие юмористические элементы, как сравнение, смешная ситуация, сатирический смех, приемы эпитета, метафоры, фразеологизмы, пословицы. Эти элементы раскрывают характер и присущие черты главной героини Хамиды.

В комедиях С. Рамиева «Старометодное медресе» (1908), К.Бакира «Чун там? Однажды в татарской медресе» (1909) высмеиваются устаревшие методы и приемы преподавания, отсталость, невежество учителей медресе, их речь, поступки. Прослеживаются джадидистские взгляды относительно образования, воспитания молодого поколения.

В комедии «Вопрос о помаде» (1908), переводной пьесе «Потерянная женщина» (1909) И.Богданов через смешные ситуации показывает малообразованность татарских баев.

В комедиях «Светопреставление» (1910) и «Общество» (1910) Г.Исхаки высмеивается скупость, безграмотность отдельных мулл и баев через смешную историю с «золотым яйцом» и созданием общества. Автор изображает сатирических героев с присущими им отрицательными качествами. Поло-

жительный герой этих комедий - смех, пронизанный эстетическим идеалом автора.24

Таким образом, в татарской драматургии начала XX века в рамках критического реализма заявляется о несовершенности не только человека, но и общества. Вследствие этого развиваются мотивы равноправия, социальной борьбы и свободы, народничества. Главными героями пьес становятся социально активные личности, борцы за интересы окружающих. Критический реализм, отказавшись от просветительской концепции естественного человека, переходит к социальному объяснению его сущности. Усиливается сатирическое начало, критикующее застойные явления в татарском обществе. Драматургия ищет пути совершенствования человека и общества, и всего человечества, отстаивает гуманистические идеалы, утверждает ответственность личности за будущее нации.

В заключении подведены итоги исследования:

1. Концепция героя в татарской драматургии конца XIX века формировалась на идеалах просветительства и общественного движения - джадидиз-ма, отражала борьбу за освобождение личности от устаревших порядков в условиях пробуждения национального самосознания народа. Ранние пьесы носили схематичный характер, изображая мир в антиномии положительных и отрицательных персонажей. Положительные герои изображались носителями новых идей, пропагандировали образование, здравый смысл, воплощали взгляды просветителей на целостность внутреннего и внешнего мира. Первые пьесы отражали быт и нравы людей конца XIX века и через конфликты личностных качеств героев выдвигали идеи разумной и воспитанной личности, необходимости семейного воспитания, нравственности, связанные с просветительской идеологией.

2 В драмах Г.Исхаки, Я.Вали изображаются реалистические черты нового героя, отражаются идеи гуманизма, равноправия женщин. Конфликт в мелодрамах зарождается в семье, в столкновении взглядов отцов и детей, в отношениях между персонажами. Таким образом, в концепции героя 19001903 годов развиваются идеи просветительского реализма.

3. Концепция героя зрелого просветительского реализма начала XX века ярко проявилась в творчестве Ф. Халиди. Стремление к высшим идеалам -европейской науке, культуре позволили автору расширить мотивы пьес «Мурата Салимова», «Махрусыханум» в раскрытии идей семейного воспитания, стремлении к личному счастью, в культе Разума и Знания. Обще-

24 Дремов А. Н. Идеал и герой - М: Изд-во «Искусство», 1969. - С. 12.

ственно-социальные мотивы и тема судьбы нации представлены автором в пьесе «Голод, или рассказ о Сайде Яхъе из Испании», где выдвигается концепция терпеливой личности. В драматургии И.Богданова концепция просветительского реализма представлена в изображении столкновения противоположных качеств персонажей: нравственного и безнравственного, активного и пассивного, благоразумного и безрассудного («Зулейха и Фатый-ма»), критическое отношение к действительности выявляется в комедиях «Вопрос о помаде», «Потерянная женщина».

4. В концепции героя периода критического реализма развиваются идеи социальной свободы, равноправия, общественно-политические и идейно-философские мотивы (Г.Исхаки, Г.Кулахметов). В ней раскрываются противоречия личности и общества (Ф.Амирхан). Татарская драматургия на авансцену выдвигает новый тип личности- интеллигента. В рамках осмысления социальных проблем возникает национальная идея о завтрашнем дне татар.

5. Сатирическое направление в драматургии поднимает тему нравственного растления и переустройства человека и общества. В концепции сатирического героя раскрываются отсталость взглядов в татарском обществе, критикуются устаревшие методы преподавания, невежество учителей медресе. Именно в них татарские драматурги видят трудность достижения счастья и независимости личности в обществе.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Ь Самитуллина Л. М. Татар драматургиясенец беренче чорында герой проблемасы (Проблема героя в первый период татарской драматургии) // Ученые записки - 200Ь - Казань: РИЦ «Школа». - 2002. - С. 229-231 /0,3 ил.

2. Самигуллина Л. М. «Комедия Чистайда» пьесасывда геройлар (Герои в пьесе "Комедия в Чистополе") // Школа: проблемы и поиски. — 2002. -№1.-С56/0,Зп.л.

3. Самигуллина Л. М. Милли драмаларда узац усеше (Развитие самосознания в национальныхдрамах) // Мэйдан. - 2003. - № 8. — С. 97-100 / 0, 5 п. л.

4. Самигуллина Л. М. Герой татарской драматургии периода просветительства. - Москва, 2003. - 28 с. / 1,2 п. л. - Деп. в ИНИОН РАН 17.10.03, № 58286.

5. Самигуллина Л. М. Идрис Богданов драматургиясендэ герой кон-цепциясе (Концепция героя в драматургии Идриса Богданова) // Фэнни Татарстан. - 2003. - № 3/4. - С. 173-178 / 0, 4 п. л.

Лицензия№0209от0б 10.97

Сдано в набор 30.12.2003. Подписано к печати 06.01.2004. Формат 60х841/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Печать ризографическая. Усл. печ. л.1,5. Тираж 100 экз. Заказ К-1.

Министерство образования РТ Редакционно-издательский центр «Школа». 420111, Казань, Дзержинского, 3. тел.: 92-24-76 Отпечатано на множительном участке центра.

■ — 71 1

РНБ Русский фонд

2004-4 25412

 

Текст диссертации на тему "Концепция героя в период зарождения и становления татарской драматургии"

Ц'. ОЧ--Ы ч-ьч-

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова - Ленина»

На правах рукописи

Самигуллина Лилия Маратовна

Концепция героя в период зарождения и становления татарской драматургии (1887 — 1910)

# 10.01.02. — Литература народов Российской Федерации

(татарская литература)

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

* Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Ахмадуллин Азат Гильмуллович

Казань — 2003

m

Югары профессиональ белем бируче дэулэт белем учреждениесе «В.И.Ульянов-Ленин исемендэге Казан двулэт университеты»

Кулъязма хокукында

Сэмигуллина Лилия Маратовна

Татар драматургиясе яралу Ьэм формалашу чорында

герой концепциясе (1887 — 1910)

10.01.02. — Россия Федерациясе халыклары эдэбияты

(татар вдвбияты)

Филология фбннвре кандидаты дигвн гыйльми дэрэжэ алу очен язылган диссертация

Фанни житэкче: филология фэннэре докторы, профессор Эхмэдуллин Азат Гыйльмуллович

Казан — 2003

эчтэлек

Кереш..................................................................................................4

I булек. Татар драма эсэрлэренец яралуы Ьэм герой концеп-циясе формалашу................................................................................11

§1. Милли ац усеше тенденциялэре höM татар драмасы.........11

§1.1. Мэгърифэтчелек идеологиясе Иэм эдэбияты

формалашу тарихыннан..............................................................11

§1.2. Татар драматургиясенец яралу алшартлары...............28

§2. XIX йез ахыры татар драматургиясендэ герой

концепциясе..............................................................................34

§2.1. Беренче татар оригиналь драмаларында герой

проблемасы................................................................................34

§2.2. Беренче тержемэ драма всврлэренде геройлар

• бирелеше...................................................................................46

II булек. Мэгърифэтчелек реализмыннан тэнкыйди реализмга кучеш чорында герой концепциясе....................................................61

§1. Мэгърифэтчелек реализмы тудырган яца геройлар............61

§2. Мэгърифэтчелектэн тэнкыйди реализмга таба...................72

III булек. Татар драматургиясенец тэнкыйди реализм усеше

* чорында герой концепциясе..............................................................97

§1. XX йез башы татар драматургиясендэ ижтимагый-

сэяси мотивлар Ьэм милли идея гэудэленеше................................100

§2. XX йез башы татар комедиялэрендэ сатирик герой..........127

Йомгак..............................................................................................148

Файдаланылган чыганаклар Ьэм фэнни эдэбият исемлеге........153

Кереш

Теманыц актуальлеге. Бугенге яцарыш чорында татар эдэбияты тарихына, шул исэптэн XIX йез ахыры — XX йез башы татар вдэбиятына да яцача, объектив карарга мемкинлек туды. Бер гасырдан аз гына элегрэк деньяга килгэн, чагыштырмача аз вакыт аралыгында формалашып житкен татар драматургиясе тарихын да, бер кысада гына тугел, э Ьэрьяклап объектив ейрэну мемкинлеге ачылды.

Профессор А.Г. Эхмэдуллин бу проблеманыц эЬемиятле булуына басым ясый: «Бездв татар драматургиясенец тарихы алай начар ©йрэнелмэгэн. Яхшымы — начармы, аньщ усеш баскычларын, Ьэр дэвердэге узенчэлеклэрен, сэнгатьче яцалыкларын, топ проблемаларны куз алдына бастырырлык хезмэтлэр язылган. Лекин, элбэттэ, бугенге эдэби-теоретик Ьэм эстетик критерийлар яктылыгында бу тарихны яцадан ейренергэ кирек».1

Герой образыныц эш-гамэллэрен, фикер усешен ейрэну драма тарихын барлау, кузэту очен нигез итеп карала. Шуца курэ дэ татар драматургиясе тарихыныц беренче дэверенде (1887—1910 еллар) герой концепциясенец усеш-узгврешен идея-эстетик Ьвм тарихи-милли аспектта ейрэну актуаль бурыч буларак кабул ителэ.

Эдебият галиме Б. Гыйззот татар драматургиясенец башлангыч еч этабын билгели. Беренче, хэзерлек чорына 1887 елдан 1905 елга кадэрге вакыт аралыгын кертэ. Икенче чорга 1906-1911 елларны, э

л

еченче чорга 1911-1912 еллардан соцгы дэверне ала. Бу буленеш,

1 Эхмэдуллин А. Г. Офыклар кинэйгэндэ. Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. — Казан: Тат. кит. нэшр., 2002. — Б. 8.

2 Гыйззэт Б. Татар драматургиясенец YCY юлы // Татар пьесалары антологиясе. — Казан: Тат. кит. нэшр., 1987. — Б. 8.

нигездэ, диссертациядэ саклана, эмма 1911 елдан татар драматургиясенец усеш процессы узгэру сэбэпле, фэнни хезмэттэ ейрэнелэсе вакыт аралыгы 1910 елга кадэр курсэтелде.

Герой концепциясе hep эдэбиятныц узэгене салына, халкыныц узац, фикер усешен, карашларын, заман узенчэлеклэрен узендэ туплый. Татар драматургиясенец яралу чорында донья кургэн Щ пьесаларда герой концепциясе бирелешен ойрену драма тарихыныц

башлангыч чорын кузаллауга зур елеш кертэчэк. Бу яктан элеге эзлэну-тикшерену XIX йез ахыры — XX йоз башы татар драма адэбияты тарихын ойрэнуне купмедер дэрэжэдэ тулыландырачак.

Бугенге кенгэ кадэр, башлыча аз ейрэнелгэн яки бетенлэй вйрэнелми калган XIX йез ахыры XX йоз башы эсэрлэренец драма торе узенчвлеклэрен кузэту, конфликт тудыру Ьвм герой концепциясе мэсьэлэсен ачыклау килечекте едэбият тарихында бу эсэрлэрне башка Ф аспектларда да ойрэну момкинлеген тудыра, шуныц белэн элеге

тикшеренунец актуальлеге билгелвнэ.

Драматурглар, заман сулышын тоеп, халыкны борчыган Ьам жэмгыятьне усешендв, тврэккыятенде тоткарлаган собаплэрне ачарга телилэр. Бугенге кендэ аларныц ижатын, хэзерге заман югарылыгыннан торып, объектив ойрэну ихтыяжы туды. Бу ихтыяж татар драматургиясенец тэуге адымнарын заман талэплэре яссылыгында туган яца сорауларны, милли мэсьелэлэрне ачыклау * телэге белэн барлыкка килде. Шул рэвешчэ, бу конгэ кадэр тиешенчэ

ейрэнелмэгэн яки игътибардан читтэ калган татар пьесаларыныц да идея-эстетик кыйммэтен билгелэу, герой концепциясенец узенчэлеген курсэту мемкинлеге туды.

Эдэбият белемендэ герой проблемасы XX йез башында ук узэккэ куела, белгечлэр арасында бэхэслэр уятып килэ (Г.Сэгъди, Г.Баттал). Совет чорында уцай герой проблемасын узэккэ куеп эзлэнулэр алып

т

барыла. Г.Халит, Х.Госман, Х.Хэйри, Н.Юзиев, Ф.Мицнуллин, А.Эхмэдуллин, Ф.Мусин, Т.Галиуллин, Н.Гыйззэтуллин, М.Вэлиев, Р.Мостафин, Ф. Хесни Ь. б. мэкалэлэре Ьэм хезмэтлэре шуны дэлилли.

Хэзерге чорда, суз хврлеге, ижат местэкыйльлеге яца яцгыраш алган кеннэрдэ, эдэби герой мэсьэлэсе кабат актуальлэшэ. Герой концепциясен ижат методлары яктылыгында, шэхеснец эчке Ьэм тышкы халетен, эш-хэрэкэтен, кешелэргэ монэсэбэтен ачыклау, гомумкешелек сыйфатларына аерым игътибар биру, чор узенчэлеклэре белэн тыгыз менэсэбэттэ ейрэну эЬэмиятле. А.Г.Эхмэдуллин да шушы ук фикердэ тора: «Инде безгэ ижат методларын вйрэнгэндэ до, эдвбият тарихын дэверлэргэ булгэндэ до алга кешелеклелекне, кешенен, узенчэлекле концепциясен куярга кирэк. Кешеге кешелекле, миЬербанлы менэсеббт, кешене ИлаЬи кеч ввкиле яки табигать баласы буларак карау Ьэм сурэтлэу беренчелекне алырга тиеш».3

Соцгы елларда рус, татар Ьэм башкорт эдэбиятларында герой концепциясенэ багышланган фэнни хезмэтлэр дэ двнья курде.4

Теманыц вйрэнелу дэрэжэсе. Бугенге квнгэ кадэр башлангыч чор татар драматургиясе эсэрлэрендэ герой концепциясе гомуми планда гына каралып килгэн яисэ аца аерым автор ижатын ейрэнугэ бэйле рэвештэ тукталганнар. Кайбер авторларныц мирасы, гомумэн, игътибарга алынмаган, ягъни ейрэну-тикшеренудэн читтэ калган.

Татар драматургиясенец яралу Ьэм формалашу чорында герой концепциясен яктырткан беренче мэкалэлэр XX гасыр башында донья

3 Эхмэдуллин А. Офыклар кинэйгэндэ. Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. — Казан: Тат. кит. нэшр., 2002. — Б. 116.

4 Салихов Р. Герой и эпоха (Концепция героя в татарском литературоведении). - Казань: Изд-во "Мастер Лайн", 1999; Мустафина Р. Д. Концепция героя в башкирской литературе 30-х годов: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Уфа, 2002 и др.

куре.5 Бу чор драматурглары ижаты Х.Хисмэтуллин, Ф. Гыйззэтуллин, М.Гайнуллин, Б. Гыйззэт, А.Эхмвдуллин, Э.Сибгатуллина, Н.Ханзафаров, З.Мехэммэтшин h.б. хезмэтлэрендэ яктыртыла6. Эмма 1887—1910 еллар аралыгында герой проблемасын анализлау омтылышы бу хезмэттэ тэуге тапкыр ясала.

Гыйльми яцалыгы. Диссертациянец гыйльми яцалыгы татар драматургиясенец яралу Ьем формалашу чорында (1887—1910) герой концепциясен ейрэну юлында беренче монографик тикшерену булудан гыйбарэт. Хезмэттэ беренче тапкыр бу чор драматургиясендэ герой концепциясе бирелеше комплекслы рэвештэ ейрэнелэ. Татар драмасы яралу алшартлары Ауропа Иэм рус эстетик фикере белэн бэйленештэ карала. Мэгърифэтчелек идеологиясе Иэм эдэбияты формалашу тарихы логик эзлеклелектэ барлана. Татар мэгърифэтчелек Иэм жэдитчелек фикерлэренец дэвамчанлыгы Ьэм эдэбиятта яктыртылышы драма эсэрлэре мисалында герой концепциясе аша раслана.

Диссертациядэ моца кадэр тикшеренудэн читтэ калган эсэрлэр барлана Ьэм аларда геройларныц узенчэлеге милли узац усеше белэн бэйлэнештэ кузэтелэ.

5 Г. Камал. Яна есзр. «Помада мэсьэлэсе»// Йолдыз. - 1908. - № 239. - 19 март; Дамелла. Шэкерт Ьэм яшьлер // Эл -Ислах. — 1908. — № 31. — 27 май; Дамелла. Яшь гомер. //Эл-ислах. -1908. - №30. -19 май.

6 Хисматуллин А. X. Творчество Г. Камала: Дис. ... канд. филол. наук. — Казань, 1949; Гыйззэтуллин Ф. Г. Колэхметов ижаты: Филол. фэнн. канд. ... дис. — Казань, 1950; Гайнуллин М. X. Галиэсгар Камал. — Казан: Тат .кит. нэшр., 1978; Гыйззэт Б. Гафур Колэхметов. — Казан: Тат. кит. нэшр., 1981.; Ахмадуллин А. Г. Татарская драматургия: истоки и формирование социалистического реализма. - М.: Наука, 1983; Сибгатуллина Э. Значение русской драматургии в развитии реализма в татарской драматургии начала XX века (на материале творчества Г. Камала и Ф. Амирхана): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 1987; Ханзафаров H. Татарская комедия (истоки и развитие): Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. — Казань, 1996; Мухамметшин 3. Г. Творческое наследие Фатиха Халиди: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Казань, 1999 и др.

Татар драмасыныц тер буларак яралуы XIX йез ахырына туры киле. Бу чорда татар милли-ижтимагый фикере Ауропа Ьэм Рус мэгърифэтчелеге уткэн юлны — мвгърифетчелек доверен уза. Шушы процессны ейрэну кучемлелекнец нигезен табарга, милли драма узенчэлеген герой концепциясе аша билгелэргэ ярдэм итэ.

Диссертациянец гамэли эЬэмиятенэ тубэндэгелэрне кертергэ мемкин:

• бу фэнни эшнец нэтижелерен унтугызынчы гасыр ахыры-егерменче гасыр башы татар драматургиясе буенча югары уку йортларында, урта мэктэплэрдэ, гимназиялврдв лекция, махсус курсларда, гамэли дэреслэрдэ файдаланырга була;

• диссертация уку-укыту программалары, урта мэктэптэ укыту программаларын тезегэндэ ярдом итэ ала;

• татар драма тарихы буенча хезмэт язуда файдаланырга мемкин.

Фэнни хезмэтнен ейрэну объекты — 1887—1910 еллар драма осорлэре.

Тикшеренунен предметы — татар драматургиясенец яралу Ьэм формалашу чоры пьесаларында герой образыныц бирелеш узенчэлеклэре, геройныц узац Ьэм милли ац мосьолосе белон бэйле рввештв усеш-узгэреше.

Фэнни хезмэтнец максаты Ьэм бурычлары. Татар драма тарихын тулы Ьэм объектив бэялэу ечен аныц беренче адымнарын Ьэм усеш юлын ейрону меЬим. Диссертациядо беренче татар драмаларында герой концепциясенец бирелешен одоби методлар яктылыгында системалы, чагыштырма-тарихи, эволюцион-структур Ьом фэлсэфи нигездо ейрэну максаты куелды. Максатка ирешу очен тубэндэге бурычлар билгелэнде:

• XIX йез ахыры — XX йез башыньщ беренче ун елында денья курган татар драма эсарлэрен ейрэну, текстологии тикшеру;

• татар драматургиясе барлыкка килуенец алшартларын Кенбатыш Европа, рус Ьвм кенчыгыш мэгърифэтчелек фикере Ъэм эдэбияты белэн бэйлэнештэ кузэту;

• герой концепциясенец усеш-узгарешен ижтимагый Ьэм милли узац усеше белэн бэйлэнештэ ейрэну;

• ижтимагый тормыш шартлары тээсирендэ милли герой образыньщ идея-эстетик усешен бэялэу.

Чыганаклар.

XIX йез ахыры — XX йез башы татар драматургиясен тикшеру дэвамында автор тарафыннан КДУ ньщ сирэк китаплар Ьэм кулъязмалар булегендэ тупланган эсэрлэр, мэкалэлэр, «Казан» милли-мэдэни узэк музее архивында, Санкт-Петербург шэЬэре Россия милли китапханэсенец эдэбият булегендэ сакланган пьесалар ейрэнелэ.

Шулай ук гасыр башында денья курган «Эл-Ислах», «Йолдыз» газеталарында, «Шура» журналында басылган тэнкыйди мэкалэлэргэ мерэжагать ителэ.

Тикшерену методологиясе Ьэм методикасы. Фэнни эшнец методологик нигезена эдэбият белемендэ кабул ителгэн тешенчэлэр, принциплар алына. Герой концепциясенец асылын ачыклауда кайбер терминнар яцартыла, «тышкы хэрэкат герое», «эчке хэрэкэтне устеруче персонажлар» кебек тешенчэ-терминнар драма эсэренец узенчэлеген Ьэм герой хасиятен ачыклау ечен автор тарафыннан тэкъдим ителэ.

Герой концепциясенец усеш-узгэрешен ачыклауда тарихилык принцибына таянылды. Текстны ацлатуда, аны тарихи форма буларак ейрэнудэ герменевтика теориясенэ нигезлэнелде. «Герменевтику рассматривают как искусство и теорию истолкования текстов, как

форму историзма, методологию гуманитарного познания, методологию научного познания вообще, философскую онтологию и способ философствования, вид социальной терапии и т. п. »7

Методик яктан А.Аникст, А.Дремов, Л.Гинзбург, М.Бахтин,

A.Бушмин, Ю.Борев, Д.Лихачев, А.Веселовский, Б.Борухов, Ю.Лотман,

B. Хализев Ь. б. хезмэтлэренэ таянылды. Автор эдэби концепцияне нигезлэудэ Г. Халит, М.Гайнуллин, И.Нуруллин, Ь.Мэхмутов, И.Илялова, Б.Гыйззэт, А.Эхмэдуллин, Т.Галиуллин, Р.Ганиева, Й.Нигъмэтуллина, Ф.Мусин, Х.Миннегулов, Н.Ханзафаров, Р.Салихов, Д.ЗаЬидуллина И.б. хезмэтлэренэ мерэжегать итте.

Хезмэтнец апробациясе. Диссертацияне язу барышындагы тикшерену нэтижэлэре КДУныц фэнни-гамэли конференциялерендэ укылган докладларда (Казан, 2001, 2002, 2003), республиканьщ вакытлы матбугатында басылып чыккан мэкалэлэрдэ чагылыш тапты.

Хезмэтнец тезелеше. Фэнни хезмет кереш, еч булектэн торган теп елеш, йомгак, файдаланылган чыганаклар Ьем фэнни эдэбият исемлегеннэн гыйбарэт.

7 Антипов Г. А., Донских О. А. , Марковина И. Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры. — Новосибирск: Наука. Сибирское отделение. — 1989. — С. 23.

I булек. Татар драма эсэрлэренец яралуы Ьэм герой концепциясе формалашу

§1. Милли ац усеше тенденциялэре Ьэм татар драмасы

§1.1. Мэгърифэтчелек идеологиясе Иэм эдэбияты формалашу

тарихыннан

Татар деньясы XIX йез ахыры - XX йез башында ижтимагый-социаль узгэрешлэр кичерэ. Россиядэ капиталистик менэсэбэтлэр тирэнэя бара. Яца тезелешлэр кутэрелу, завод-фабрикалар салыну, тимер юллар сузылу, эчке Ьэм тышкы сэудэ активлашу тормыш Ьэм ижтимагый-сэяси шартлар узгэруне курсэтэ. Жэмгыятьте яца туып килэ торган менэсэбэтлэрне урнаштыру, тирэнэйту Ьэм ныгыту узара ацлашу, фикер уртаклыгын табу аша гына дэвам итэргэ мемкин булуы узэккэ куела башлый.

Тормыш-яшэешнец икътисади усешен фикер усеше белэн беррэттэн куеп хэрэкэт итуче буржуазия вэкиллэре Ьэм яшь зыялылар барлыкка киле. Оренбург якларындагы Рэмиевлвр, Хесэеновлар, Сембер тебэгеннэн Акчуриннар, Казандагы Апанаев, Утэгэневлэр, Садри Максуди, Габдулла Тукай, Гаяз Исхакый, Галиэсгэр Камал, Фатих Эмирхан, Гафур Колэхметов Ь. б. милли алгарыш юлларын ижтимагый-сэяси усештэ, халыкньщ узацын тэрбиялэудэ курэлэр.

Тормышта гыйлемнец урынын яхшы кузаллаган, татар ижтимагый Иэм рухи яшэешен яцартырга омтылган яца фикерле, узгэ карашлы кешелэр XIX йез ахырында мэгърифэтчелек идеялэрен

кутэрэлер, татар миллете формалашуныц еИемиятле узеген твшкил итэлэр.

Татар мегърифэтчелек хэрэкэте векиллэре, денья халыклары, тегэлреге, кенчыгыш, кенбатыш Ьэм рус халкы кичергэн мегърифетчелек агымыньщ девамчысы буларак, лсэмгыятьне акыл, белем, югары эхлак, Ьенэр ярдэмендэ узгэртеп коруны теп бурыч итеп саныйлар.

Кенчыгыш мегърифэтчелек фикерлэре урта гасыр гарэп-меселман фэлсефэсе нигезендэ туа. Шерык мегърифэтчелек едебиятыньщ узенчелеге перипатетик Ъем неоплатоник фелсефеге нигезленген эстетик системаларньщ берге яшевенде курене. Алар Акыл мэсьэлэсенде узара кисешэ. А. Ф. Лосев: «Перипатетики (последователи Аристотеля) полагали, что началом всего является ум,

п

а Платон показал, что Единое первее ума », — дип ацлата. Б.Я.Шидфар болай ди: «Разум, говорили деятели арабо-мусульманской классической культуры, — творец и основа мироиздания, поэтому в любом произведении этой эпохи, будь то философский трактат или антология, где собраны высказывания «древних мудрецов», мы видим восторженный гимн разуму...»9

Акыл, Белем культы, югары ехлак категориясе борынгы терки-татар едебиятында ук яшеешнец теп кыйбласы, кеше асылыньщ теп кыйммэте булып санала.

Мэхмуд Кашгарыйныц «Диване легат ет-терк» (1072—1074) энциклопедик хезмэтендэ, беренчелерден булып, кешенец тормыштагы урыны курсетеле, белемлелек, гыйлемлелек кебек сыйфатлар алга чыгарыла.

8 Платон. Диалоги. — М.: Мысль, 1986. — С. 485.

9 Шидфар Б. Я. Образная система арабской классической литературы. — М.: Наука, 1974. — С. 87.

Йосыф Баласагунлыныц «Котадгу белек» (1069) ядкэрендэ кешенец акылы, белеме бехетле тормыш ечен зарури тешенчэлэр буларак яктыртыла. Фэлсэфи уйлануларда яшэеш мотивлары, авторныц кешене кеше иткэн сыйфатлар турындагы карашлары ачыклана, белемле кеше авторныц