автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Концепция истории в византийской ортодоксальной церковной историографии IV-VI веков

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Кривушин, Иван Владимирович
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Концепция истории в византийской ортодоксальной церковной историографии IV-VI веков'

Текст диссертации на тему "Концепция истории в византийской ортодоксальной церковной историографии IV-VI веков"

СаккФ~Петербургс1шй г©сударсз?®@жшй уштврсияе®

на правах рукописи

Кривушин Иван Владимирович

Концепция истории в византийской ортодоксальной

церковной историографии IV - VI веко®

Специальность 07,00.03 - Всеобщая история

Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук

резидиум ВАК России

решена«?, от "4А& г., № &

£ф ГОРА

присудил ученую степень ДОКТОР^

наук

вления ВАК России

Научный консультант тор исторических наук профессор Г.Е.Лебедева

Санкт-Петербург 1997

Оглавление

й - 78

«••«(«««««»•«•«■•»»«•»•«»••в т8 I W

Раздел I. Рождение церковной историографии: Евсевий Кесарийсхсий. ................... 79 - 167

Глава I. Предыстория христианской церкви в трактовке Евсевия................................... 81

Глава II. Концепция церковной истории Евсевия

Кесарийского. ........................................97

§ 1. Бог и Сатана в христианской истории......... 97

§ 2. Первый период истории христианства: от Христа

до смерти Иоанна Богослова........................... 111

§ 3. Второй период истории христианства: от апостолов до Диоклетиана. Концепция преемств............ . . . 112

§ 4. Третий период христианской истории: Великое гонение и переворот Константина. ....................... 138

Глава III. Евсевий и раннехристианская церков-

но-историческая концепция....................... 154

§ 1. Трансцендентные силы в христианской истории 154

§ 2. История церкви как преемство............... 160

§ 3. Проблема христианской империи: новаторство

Евсевия.............................................. 164

Раздел II. Церковно-исоюрическая концепция в церковной историографии V века. ...... 168 - 287

Глава I: Церковно-историческая концепция Сократа Схоластика................................ 171

§ 1. Событийность и время в "Истории" Сократа... 171 § 2, Церковная история как история смут......... 184

§ 3. Христиано-имперская история и ее интерпретация

у Сократа............................................ 201

§ 4. Внутрицерковная история и христиано-имперская история: автономность и взаимодействие............ . . . 214

Глава IX. Церковно-историческая концепция Эрмия

§ 1. Торжество концепции Мелитона. Слияние церковной и христиано-имперской истории........................ 227

§ 2. Интерпретация внутренней истории церкв..... 239

Глава XII. Церковно-историческая концепция Фео-

дорит-а Киррского................................249

§ 1. Внутрицерковная история в интерпретации Феодо-

§ 2. Императоры и христианская империя в труде Фео-

дорита. Судьба концепции Мелитона.................. .. 268

Заключение. Церковно-историческая концепция у историков V в. Общее и различное................ 283

Раздел III: Церковмо-нсФорэшеская мысль в

церковной шгяаряотрл&ж VI века......288 - 321

Глава I: Секуляризация церковной истории в труде

Евагрия Схоластика....... ....................... 289

§ 1.Церковная история в труде Евагрия Схоластика 289 § 2. Историографические взгляды Евагрия: связь с античностью и установка на светское.................... 298

§ 3. Историческая концепция Евагрия............. 308

3&жлюч@$т&.........................322 - 32$

Виблиографиш....................... 330 - 365

Оршюжшше..................... . . . .366 - 369

Введение

До недавнего времени внимание отечественных ученых сосредотачивалось преимущественно на проблемах "реальной" истории, особенно на проблемах истории экономических и политических институтов общества, тогда как проблемы духовной истории человечества оказывались отнесенными на периферию исследований. Но даже на фоне ограниченного интереса к интеллектуальной истории поражает общее равнодушие ученых к такой важнейшей ее составляющей, как история исторической мысли, особенно дои ндус три ал ь н ой эпохи. Появившиеся в последнее время некоторые серьезные и основательные исследования, посвященные отдельным представителям античной и средневековой историографии1, еще не позволяют говорить о существовании особого научного направления или хоть сколько-нибудь многочисленной группы уче-

1 Среди них прежде всего выделяются исследования по византийской историографии IX - XII вв. См., напр.: Каждая А.П. Роберт де Клари и Никита Хониат„ Некоторые особенности писательской манеры // Европа в средние века: экономика, политика, культура / Под ред. 3. В.Удальцовои, М., 1972. С. 294 - 299; его же. Социальные воззрения Михаила Атталиата // ZRVI. Vol.17. 1976. Р. 2 - 18; его же. Хроника Симеона Логофета // ВВ. Т. 15. 1959. С. 125 -.143; Любарский Я.Н. Замечания об образах и художественной природе "Истории" Льва Диакона // Византийские очерки. М., 1991. С. 150 - 162; его же. Михаил Пселл. Личность и творчество (К истории византийского предгуманизма). М., 1978; его же. Наблюдения над композицией "Хронографии" Продолжателя Феофана // ВВ. Т. 49. 1988. С. 70 - 80; Чи-чуров И.С. Место "Хронографии" Феофана в ранневизантий-ской историографической традиции (IV - кач, IX в.} // Древнейшие государства на территории СССР. М., 1983. С. 5 - 14 6; его же. Феофан Исповедник - публикатор, редактор, автор? // ВВ. Т. 42. 1981. С. 78 - 87,

ных, сконцентрировавшихся на широком и систематическом изучении исторической мысли на ранних стадий ее истории. Работы обобщающего характера2 слишком редки, чтобы удовлетворить потребность в историографическом синтезе.

Трудно переоценить эту потребность. Мысль по поводу прошлого ("философия истории"} всегда была фундаментальной чертой символического универсума/ неразрывно связанной с вечным стремлением человека понять принципы функционирования окружающего его мира к определить свое место в нем, Она тесно переплеталась с этикой, ибо прошлое постоянно рассматривалось как основа человеческого опыта. Она отражала (и отражает) на метафизическом уровне отношение социальных организмов к движению как таковому, будучи не только признаком, но в определенной степени и фактором реального исторического развития.

В истории развития мировой исторической мысли христианству принадлежит особое место. Как религиозная система оно уже предполагало специфический способ восприятия истории и можно даже сказать, являлось своеобразной "религией истории"'. Теология Нового Завета была основана на историческом по сути дела способе доказательства? порядок веры открывался в порядке событий, понимаемом, с одной стороны, как реализация предсказанного, а с другой, как направляемое сверхъестественными силами движение к определенной цели и через определенные стадии. Идущая от Ветхого Завета идея Бога как волевого участника истории, а не как некоей ее универсальной структуры, обнаруживав-

2 Барг М.А, Эпохи и идеи. Становление историзма. М,, 1987; Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М.; Л., 1964; Дуров B.C. Художественная историография Древнего Рима. СПб., 1993; Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977.

мой через внешне безличные связи и закономерности, предопределило особое внимание христианства к реальному историческому действию, к механике функционирования событий по крайней мере в критические моменты вхождения в человеческий мир трансцендентного. Такой "историзм" христианства не мог не оказать глубокого и масштабного воздействия на общее развитие европейской исторической мысли, воздействия, которое ощущается и в наши дни. Христианские теоретики и писатели формулировали и выражали не только определенные взгляды на сущность, цели и ход исторического процесса, они также воплощали их в историко-повествоаательные формы, перерабатывая старые и создавая новые историографические жанры.

Одним из самых знаменательных достижений христианской мысли стала церковная историография, начало которой положил Евсевий Кесарийский на рубеже III - IV вв. Этот жанр всегда притягивал к себе особое внимание благодаря тому обстоятельству, что, в отличие от другого не менее популярного среди христианских авторов и христианской аудитории жанра всемирной хроники, он был бесспорно новым феноменом в тогдашней историографии, феноменом, чье рождение могло состояться только в лоне христианства, в определенный момент его истории. Ибо предмет, который церковные историки брались изучать и описывать в своих сочинениях, был исключительно христианским: церковь вошла в мир и в историю только благодаря возникновению и утверждению новой религии. Этот новый для античного мира институт предопределил возникновение церковно-исторического жанра и как субъект, поскольку именно церковь на определенном этапе своего развития ощутила и реализовала потребность в таком жанре, и как объект, поскольку она про-

жила достаточно насыщенную историю и стала достаточно влиятельным фактором развития истории других общностей и институтов, чтобы вызвать к себе внимание как к особому и значимому предмету исторического исследования.

Церковно-исторический жанр знал долгий путь своего развития от IV до XX века. Изучение его характера, происхождения и внутренней эволюции имеет кардинальную важность для понимания процесса развития европейской и мировой историографии как таковой. В то же время, поскольку его рождение было связано с особыми интеллектуальными и общественно историческими обстоятельствами, такое изучение позволяет глубже проникнуть и осознать историю христианской мысли вообще и историю христианской исторической мысли в частности. Вот почему на первый план выдвигается задача исследования историко-цврковкой мысли в том виде, в какой она была сформулирована и развита в христианской церковной историографии. Церковно-историческая концепция предопределила и само развитие церковной историографии как особого жанра христианской литературы со всеми его атрибутами (тематическими линиями, методами анализа, приемами описания) и одновременно характер ее связи с христианской догматикой. Все это обусловливает особую актуальность проблемы исследования исторической концепции церковных историков далекого христианского прошлого .

Предметом нашего исследования является ранневизан-тийская церковная историография (начало IV - конец VI в.). Речь идет о начальном периоде развития европейской церковной историографии, периоде интенсивных концептуальных и жанровых поисков, которые предопределили будущее церковно-исторической традиции. Эту традицию представля-

ет вполне компактная группа авторов: Евсевий Кесарийский, называвший себя основателем жанра, его непосредственные продолжатели в V в. Сократ Схоластик, Эрмий Созомен и Феодорит Киррский, а также их преемник в VI в, Евагрий Схоластик. Все они являлись грекоязычными авторами и творили на. христианском Востоке, тогда как на Западе Руфин Аквилейский, автор перевода на латынь "Церковной истории" Евсевия и небольшого ее продолжения, оставался одинокой фигурой на фоне процветавшей там христианской хронистики в лице Иеронима, Идация, Орозия, Сульпиция Севера, Про-спера Аквитанского и многих других. "Специальное обобщающее церковно-историческое описание, - говорит Ф.Винкельман, - инициированное палестинским греком Евсе-вием, осталось прежде всего греческим феноменом и нашло здесь {на Востоке) своих лучших представителей. Редкие церковно-исторические труды на других языках появлялись лишь благодаря греческому влиянию"3.

Историография вопроса. "Проблема греческой церковной историографии в целом игнорировалась учеными", - таков строгий вердикт, вынесенный П.Аллеи в предх^словии к своей недавней монографии о Евагрии4. Суждение австралийской исследовательницы следует признать справедливым прежде всего для отечественных исследований - как до, так и после 1917 г. Хотя история византийского церкви и византийской церковкой литературы неизменно оставалась в поле

3 Winkelmann F. Die Kichengeschichtswerke ira os-trümischen Reich // Byzantinoslavica. Vol. 37. 1976. S. 183 - 184. Cm. tak^e: Rousseau Ph. The Exegete as Historian: Hilary of Poitiers' commentary on Matthew // History and Historians... P. 107.

4 Allen P. Evagrius Scholasticus: The Church Historian > Louvain, 1981. P. 45.

зрения дореволюционных ученых, среди них как правило доминировали представители богословских наук. С одной стороны, ранние церковные историки интересовали их, но преимущественно как поставщики материала о далеком прошлом христианской церкви. С другой стороны, в представителях традиции Евсевия стремились видеть скорее не историков, а теологов, и поэтому для ученых первостепенное значение приобрели те из них, кто оставил труды не только исторические, но также богословские, апологетические, экзегетические и полемические, то есть Феодорит и, конечно, Евсевий5 . Проблемы исторической концепции, метода и принципов изображения или находились на периферии исследований, или почти полностью игнорировались.

Глубоковский H.H. Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность. М., 1890. Т. 1-2; его же. Историческое положение и значение личности Феодорита, епископа Киррского. Речь и библиографический указатель новейшей литературы о блаж.Феодорите. СПб, 1911; Муретов М.Д. Евсевий Памфил. М., 1881; Остроумов С. Разбор сведений Евсевия Кесарийского и бл.Иеронима Стридонского о греческих апологетах христианства II в. М., 1886; Розанов Н.П. Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской. М., 1880. К ним примыкает изданные в эмиграции работы Г.В. Флоровского "Византийские отцы IV века" (Париж, 1933) и "Византийские отцы V - VIII веков" (Париж, 1933), в которых ни слова не говорится ни о Евсе-вии, ни о его последователях, за исключением Феодорита. Но последний предстает в сочинении Флоровского прежде всего как. теолог и церковный деятель. Из двадцати страниц обстоятельного очерка о Феодорите лишь одна посвящена его "Церковной истории" (Флоровский Г.В. Византийские отцы V - VIII веков... С. 85).

Показательно, что Н.А.Осокин в своей работе "Очерк средневековой историографии" открыто исключает ранневи-зантийсйх церковных историков из сферы исследования (Осокин H.A. Очерк средневековой историографии. М., 1888 . С. 66).

Среди дореволюционных исследований ранневизантийской церковной историографии мы выделим две работы. Первая из них принадлежит Н.П.Розанову, выпускнику Московской духовной семинарии, и посвящена Евсевию Кесарийскому. Особое место в ней занимает анализ "Церковной истории"6. Н.П.Розанов не ставит своей главной задачей выяснить содержание исторических взглядов Евсевия; он прежде всего пытается определить ценность его труда для реконструкции начальной истории христианства, проверить качество предоставляемой им информации о епископских преемствах, церковной литературе и мученичествах. Ученый постоянно отмечает неточности исторической картины, созданной кесарий-ским епископом, нередко сопровождая свои выводы высказываниями типа: "... несправедливость [курсив наш. - И.К.] Евсевия в отношениях его к императорам-врагам христиан становится выше всякого сомнения"7. Естественно, что Н.П.Розанов обращает пристальное внимание и на проблему источников "Церковной истории", отмечая значительные недостатки в использовании их Евсевием8.

Однако, исследователю в то же время удается сделать (как правило, мимоходом) ряд интересных наблюдений по поводу евсевианской исторической концепции. В качестве ее фундаментальных основ он называет принцип божественного руководства историей9 и, что особенно важно, дуалистическую схему интерпретации: по мнению Н.П.Розанова, Евсевий видит в каждом событии проявление космического противо-

6 Розанов Н. Указ.соч. С. 48 - 123.

7 Там же. С. 118.

8 Там же. С. 61 - 75.

9 Там же. С.56 - 57.

и

стояния Бога и Сатаны10, Исследователь обнаруживает у Ев-севия теорию божественного воздаяния11, которую первый церковный историк, по его словам, проводит "слишком последовательно", нанося тем самым ущерб исторической достоверности12. "Относительно языческих правителей, - говорит Н.П.Розанов, - Евсевий утверждает, что они только дотоле благоденствовали, пока жили в мире с христианами. Когда же кесари стали гнать христиан, то дела их пошли очень плохо"13. Стоит отметить также оценку Н.П.Розановым мученичеств как "самой любимой" темы Евсевия14, его утверждение о демонологической трактовке ересей в "Церковной истории"15 и признание им приоритета Евсевия как основателя церковно-исторического жанра16.

Другой, неизмеримо более значимой работой является фундаментальное исследование А.П.Лебедева "Церковная историография в главных ее представителях с IV в. до XX в."17, центральное место в которой занимает проблема ранних церковных историков18. В дореволюционной науке это единственная серьезная попытка дать целостную картину

10 Там же. С. 57 - 58.

11 Вот что Н.П.Розанов пишет, в частности, по поводу трактовки Евсевием темы преследований: "Смотря на гонения как на зло, он объясняет их как наказание, посланное на христиан Богом за их грехи" (Там же. С. 111; см. также с. 118) .

12 Там же. С. 58 - 59.

13 Там же. С. 121 - 122. Знаменательно, что все приводимые Н. П.Розановым примеры такой интерпретации взяты исключительно из восьмой и девятой книг "Церковной истории".

14 Там же. С. 95.

15 Там же. С. 112 - 113.

16 Там же. С. 48 - 50.

17 Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV в. до XX в, СПб., 1903.

18 Там же. С. 8 - 249.

развития церковно-исторического жанра, начиная с Евсевия. Главное достоинство данной работы заключается в стремлении ее автора рассматривать церковно-ист�