автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
Концепция канона в средневековой арабской поэтике

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Куделин, Александр Борисович
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
Диссертация по филологии на тему 'Концепция канона в средневековой арабской поэтике'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Куделин, Александр Борисович

Введение

Глава I. Эволюция классической арабской поэзии в отражении традиционной поэтики.

Глава 2. Становление и развитие индивидуальноавторского начала в классической арабской поэзии.

Глава 3. Мотив в арабской поэтике УШ-Х вв.

Глава Теория "поэтических заимствований" в средневековой арабской филологической науке

Глава 5. Проблемы формы и содержания в средневековой арабской литературной теории

Глава б. Представления об оригинальности в традиционной арабской поэтике.2%

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Куделин, Александр Борисович

Последние десятилетия в советском и зарубежном литературоведении характеризуются повышением интереса к вопросам поэтики. Диапазон работ в этой области весьма широк: от поэтики отдельного произведения до поэтики целого литературного направления и даже поэтики той или иной национальной литературы на определенном этапе ее истории. И такое положение представляется вполне закономерным, поскольку исследование поэтики является одним из обязательных слагаемых научного изучения всякого литературного явления независимо от его масштабов - будь то творчество какого-либо писателя или целая эпоха в развитии национальной литературы.

Предметом анализа в настоящей диссертации является средневековая арабская литературная теория, изучение которой представляется актуальным в нескольких аспектах.

Изучение средневековой арабской поэтики необходимо прежде всего для создания научной истории классической арабской литературы.

Исследование поэтики (и соответственно истории) многих литератур Ближнего и Среднего Востока, а также ряда других азиатских и африканских литератур, ощутивших на себе воздействие арабской художественной традиции, несомненно, в значительной мере должно базироваться на результатах изучения средневековой арабской поэтики.

Изучение арабской поэтики в качестве ведущей региональной поэтики эпохи средневековья окажется весьма полезным и при разработке обобщающего описания средневековой литературы как определенного типа в развитии всемирной литературы, а также может дать богатый материал для осмысления эволюции форм художественного сознания в рамках исследования исторической поэтики.

Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма. В свете фундаментальных положений диалектического и исторического материализма автор диссертации стремится показать, что адекватное истолкование традиционной арабской литературной теории невозможно без учета особенностей породившего ее средневекового мировоззрения, без выяснения ее своеобразия как феномена культуры определенного типа.

Фактическим материалом исследования стали многочисленные теоретико-литературные и литературно-критические произведения, а также антологии поэзии и собрания стихов отдельных поэтов (диваны) средневекового периода. Всего в диссертации используется более 80 средневековых памятников.

Традиционная арабская поэтика плодотворно изучается не одним поколением ученых-филологов многих стран. Некоторые из востоковедных трудов ныне устарели, другие - продолжают представлять несомненный интерес. К числу последних следует отнести пионерские работы Фрейтага, Альвардта, Мерена и Нельдеке /2.166; 2.154-; 2.177; 2.178/, написанные в начале и середине минувшего века, а также более позднюю работу Гольдциера /3.85/.

Большой вклад в изучение средневековой арабской литературной теории внесли представители отечественной арабистики - в конце прошлого века В.Р.Розен /2.37/, а с начала нынешнего - А.Е.Крымский /2.19; 2.20/ и И.Ю.Крачковский.

Деятельность И.Ю.Крачковского, без освоения творческого наследия которого немыслимо серьезное изучение традиционной арабской поэтики, необходимо отметить особо. Укажем прежде всего круг работ, связанных с изучением критико- и теоретико-литературных трудов Ибн ал-Мутазза (ум. в 908 г.), выходящих по своей проблематике за рамки монографического исследования поэтологических идей одного средневекового автора /3.13; 3.14; 3.19/. Большое значение имеют и другие работы И.Ю.Крачковского, посвященные отдельным вопросам истории арабской поэтики /3.12; 3.15; 3.17; 3.18; 3.21/.

В настоящее время число трудов в интересующей нас области многократно умножилось. Разные по своим масштабам, способам освещения материала и трактовке различных проблем, эти труды будут рассматриваться в главах нашей диссертации при анализе соответствующих разделов средневековой арабской поэтики. Здесь же мы ограничимся перечислением наиболее значительных из них.

История средневековой арабской литературной критики рассматривается многими исследователями арабских стран. Наиболее углубленное (хотя иногда в той или иной мере устаревшее) освещение проблемы традиционной арабской поэтики получили в трудах А.Трабулси, М.Мандура, М.З.Салама, И.Аббаса и Дж.Беншейха, для которых характерно стремление творчески осмыслить обширный фактический материал /2.185; 2.125; 2.136; 2.53; 2.157/.

Б западноевропейской и американской арабистике можно отметить труды Р.Блашера, Г.Грюнебаума, Ф.Габриели, Х.А.Р. Гибба, С.А.Бонебаккера, В.Хайнрихса, Г.Шелера, А.Хамори и др. /2.158; 3.86; 3.87; 3.88; 3.89; 3.80; 3.84; 3.72; 3.73; 3.74; 3.75; 2.169; 2.170; 2.181; 2.182; 2.168/.

- б

В советской науке за последние годы проблем средневековой арабской литературной теории и литературной критики в разной связи касались Й.Абдуллаев, И.Я.Гамидов, М.С.Киктев, Л.Е.Кудряшова, Д.А.Оганесян, И.М.Филынтинский, Б.Я.Шидфар и автор настоящего исследования /5.1; 5.2; 5.4; 4.1; 5.6; 2.48; 2.49; 3.53; 2.52; 2.24; 3.23/. Самым существенным достижением советской арабистики этого времени стала, на наш взгляд, книга Б.Я.Шидфар "Образная система арабской классической литературы (У1-ХП вв.)". В данном исследовании привлекаются многочисленные труды по поэтике средневековых арабских ученых для плодотворного анализа специфики образной системы древней и средневековой арабской литературы.

Несмотря на длительный и интенсивный характер изучения средневековой поэтики, она продолжает выдвигать перед исследователями большое число нерешенных проблем. Все эти проблемы, естественно, не могут быть освещены в нашей диссертации. Поэтому нам необходимо ограничить предмет исследования.

Первое из ограничений - хронологическое. В диссертации рассматривается арабская поэтика второй половины УШ - XI в. Это решающий период в истории средневековой арабской литературной теории. Во второй половине УШ в., как свидетельствуют источники, знатоки арабской поэзии впервые высказали осознанные поэтологические суждения. А к концу XI в. формирование средневековой арабской поэтики практически завершилось.

Второе ограничение предмета нашего исследования касается круга рассматриваемых в нем проблем. Классическая арабская поэзия второй половины УШ-Х1 в. относится к литературе канонического типа. В нашей диссертации мы будем изучать те положения средневековой арабской поэтики, которые в наибольшей степени отражают специфичность арабской классики как искусства основанного на канонах.

Своеобразие средневековой арабской литературы (прежде всего поэзии) как особого типа художественного творчества стало отчетливо осознаваться европейскими учеными с начала XX в. И они немало сделали для того, чтобы объяснить, в чем именно состоит это своеобразие. Значительный вклад здесь внесли Брокельман, Габриэли, Гибб, позднее - влашер, Перес, Грюнебаум и очень многие другие; в отечественной арабистике в этой связи следует вновь упомянуть имя И.Ю.Крачковского (см. /2.161; 2.8; 2.158; 2.159; 2.179; 3.86; 3.88; ЗЛО; 3.11; 3.16; 3.17/).

Вместе с тем большинству трудов этих признанных ученых свойствен один существенный недостаток. Специфика творческих принципов средневековых арабских авторов односторонне объяснялась и оценивалась в них по нормам поэтики европейских литератур Х1Х-ХХ вв., что приводило к непониманию средневековой поэтики и к принижению эстетической значимости классической арабской поэзии.

В интерпретации европейских ученых первой половины XX в. средневековые каноны тяжелым грузом давили на арабских поэтов и стесняли их творчество; противостоять им были способны только наиболее выдающиеся поэты. Однако, по мнению ученых, и их творчество выглядит как "танец в кандалах" (см. /2.159/). Что же касается поэтов среднего дарования, то они не имели возможности создавать полноценные в художественном отношении произведения и вставали либо на путь подражания "древним" авторам, либо на путь технически совершенного, но лишенного эстетической ценности верифицирования.

Согласно этой интерпретации, все лучшие произведения классической арабской поэзии были результатом борьбы и преодоления канонов, творениями, созданными вопреки принципу ка-нонизма, лежавшему в самой основе художественного творчества средневековых арабоязычных авторов.

Слабый пункт указанной интерпретации состоит в том, что она трактует как неполноценную целую систему творчества. Здравый смысл заставляет усомниться в ее верности. Ей может быть противопоставлено мнение, хорошо сформулированное Д.С.Лихачевым при анализе смены стилистических систем б древнерусской литературе. Ученый выступает против представления, по которому в развитии литературы видят некий аналог научному познанию мира, характеризующемуся постепенным накоплением знаний. Он указывает, что "в каждой из систем в силу ее внутренней стойкости имеются свои непреходящие ценности. Каждая новая стилистическая система вырастает на основе предыдущих, но некоторые из их существенных достоинств могут в этой новой стилистической системе оказаться утраченным. Всякая стилистическая система, внутренняя законченность которой возникла на основе полного воздействия действительности своего времени, сама по себе обладает непреходящей эстетической ценностью" (см. /2.28, с. 154--155/). Сказанное в отношении стилистических систем канонического творчества несомненно справедливо и в отношении этого творчества в целом. Оно несет в себе непреходящую эстетическую ценность. Однако открыть его достоинства возможно, лишь постигнув законы поэтики канонического искусства.

Для выявления специфики какого-либо незнакомого явления его необходимо сопоставить с каким-либо известным явлением.

Так, собственно, и поступали европейские и некоторые арабские (см., например, работы А.Дайфа, А.Шабби, А.Трабулси, М.Мандура и др. /2.164; 2.151; 2.185; 2.125/) исследователи первой половины XX в. Они смогли показать (и сделали это очень убедительно), что факторы, создающие эстетическую ценность произведений европейской литературы XIX-XX вв., не действуют или действуют в недостаточной мере в средневековой арабской классике. Однако эти ученые не задались вопросом, существуют ли специфические, отличные от современных факторы, способные создавать эстетическую ценность произведения в литературе, основанной на канонах.

Впрочем, подобная постановка вопроса получила широкое распространение в последние два-три десятилетия под воздействием начавшегося значительно раньше процесса пересмотра многих проблем истории и культуры средних веков. Результатом этого воздействия стали многочисленные труды по поэтике средневековых литератур. Из них наиболее близки нам по проблемам и по направлению научного поиска работы Д.С.Лихачева и П.Зюмтора (см. /2.26; 2.27; 2.188; 2.189/).

В трудах этих ученых мы выделяем два положения, представляющие особую важность при анализе средневековой арабской поэзии.

Согласно первому из них, каноны в литературе являются продуктом определенного типа общественного сознания, существование которого обусловлено многими объективными факторами. Из этого вытекает вывод, что каноны сами по себе вследствие внутренне присущих им свойств, не могут быть сдерживающим началом в развитии искусства. Они порождаются и остаются действенными в условиях господства определенного типа идеологии. Они отмирают с разложением этого типа идеологии.

Согласно второму, система канонов в литературе способна претерпевать существенные трансформации и эволюционировать. Эти изменения вызываются прежде всего изменениями в мировоззрении (имеющими, однако, не столь радикальный характер, чтобы вызвать смену одно типа мировоззрения другим), но также и имманентными законами самого канонического искусства. Открытие явлений трансформации и эволюции в системах литературных канонов объяснило причины длительного (иногда до нескольких веков) сохранения их художественной активности.

Канонический тип творчества в литературе знает множество разновидностей. Поэтому и принципы творчества авторов в разных средневековых литературах, тяготеющих к каноничности, могут существенно различаться. Типологическая близость не исключает разнообразия. Читатель, знакомый с последними трудами по поэтике древнерусской, провансальской, ранневизан-тийской, средневековых китайской, японской и других литератур, хорошо знает об этом. Данное обстоятельство должны учитывать и мы: типологическое описание средневековой арабской поэтики требует сопоставлений не только с поэтикой европей -ских литератур Х1Х-ХХ вв., но и с поэтикой других средневековых литератур.

Для составления указанного типологического описания необходимо располагать некоторым минимумом характеристик, касающихся средневековой арабской поэтики. П.Зюмтор, рассматривавший этот вопрос при изучении принципов творчества средневекового европейского поэта, считает, что здесь необходимо располагать по меньшей мере тремя следующими данными: характеристикой культурного универсума исследуемой поэзии и изменений, происходящих б нем на протяжении определенного времени; характеристикой соотношения в этой поэзии содержания и формы, а также характеретикой соотношения в ней традиционных содержательных единиц с их индивидуальными вариациями /2.188, с. 144/.

Эти три характеристики, с нашей точки зрения, могут служить основой для типологического описания и средневековой арабской поэтики. Все они в равной степени ванны, однако нам бы хотелось выделить здесь значение первой из этих характеристик, поскольку она до сих пор недооценивалась в арабисти-ческих исследованиях.

Традиционная арабская поэтика, как и литературные каноны, является продуктом средневекового мировоззрения. Мы знаем, что последнее обладает рядом специфических особенностей. Поэтика как явление, порожденное средневековой арабо-мусуль-манской культурой, также должна характеризоваться чертами своеобразия. Отсюда становится ясным, что без определения этого своеобразия невозможна адекватная интерпретация традиционной арабской литературной теории.

Итак, конкретные цели нашей диссертации состоят в выявлении трех перечисленных характеристик. Каждая из них включает в себя множество аспектов и несомненно требует проведения большого самостоятельного исследования. Однако нас эти характеристики интересуют в своей совокупности, ибо мы стремимся представить арабскую поэтику как систему. Поэтому всеобъемлющему рассмотрению какой-либо одной из них мы предпочтем детальный анализ ведущего аспекта во всех трех характеристиках.

В историко-культурной характеристике нас интересует прежде всего категория времени и - более определенно -взгляды на динамику явления во времени. Данный аспект особенно важен для нас, поскольку специфичность именно временных представлений в средневековой арабо-мусульманской культуре обусловливала наибольшую деформацию отражения литературной практики в литературной теории. Мы рассмотрим этот аспект на материале средневековых суждений об эволюции классической арабской поэзии.

Ведущие аспекты в двух других характеристиках определяются при более близком ознакомлении с самой традиционной арабской поэтикой. Так, проблема индивидуально-авторской интерпретации традиционных содержательных единиц лучше всего поставлена в ней на уровне поэтического мотива (ма'на), а проблема соотношения содержания и формы самый тщательным образом исследована на уровне поэтической строки, бейта, применительно к паре: поэтический мотив (ма'на) - "словесное облачение" (лафз). В этих аспектах мы и изучим соответствующие труды средневековых арабских критиков и теоретиков.

Попытка типологического описания традиционной арабской поэтики как динамической системы, эволюционирующей вслед за изменениями в породившем ее общественном сознании, предпринимается в мировой арабистике впервые, что и определяет научную новизну настоящей диссертации.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Концепция канона в средневековой арабской поэтике"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ, проведенный в диссертации, показал, что канон классической арабской поэзии предоставлял в распоряжение авторов второй половины Л1-Х1 в. неограниченные ресурсы для индивидуального самовыражения. При этом было выявлено два разных понимания природы канона - средневековое и современное.

В средневековой трактовке канон неисчерпаем и принципиально неизменен. Однако символы ("лучшие" образцы), обозначающие канон, могут и должны меняться, поскольку они имеют предназначение указывать последние достижения и подготавливать новые успехи на пути постижения канона.

Согласно современному пониманию, канон есть продукт средневековой арабо-мусульманской идеологии. Как таковой, он претерпевает эволюцию вслед за изменениями в породившем его общественном сознании. Эволюция канона постоянно создает новые возможности для индивидуально-авторского самовыражения.

В этом свете "лучшие" образцы суть не символы канона, а самый канон или, вернее сказать, его определенная фаза. Цепь сменяющих друг друга "лучших" образцов отмечает эволюцию канона.

В главе 6 мы показали эволюцию "лучших" образцов, знаменовавших для средневековых знатоков этапы приближения к первоистине. В перечне подобных образцов, который можно было бы продолжать сколь угодно долго, имеется одна особенность -определенная хронологическая ограниченность. Подавляющее их большинство выбрано из произведений, относящихся к периоду от "древности" до начала X в. Это обстоятельство, разумеется, не означает, что "лучшие" образцы, созданные к концу указанного периода, достигли некоего предела совершенства и придирчивый критик не нашел бы в них никаких "недостатков". Дело здесь в другом. Движение к "непостигаемому" не прекратилось и в Х-Х1 вв., но оно пошло по другому пути. Соответственно и ориентиры для движения требовались другие.

Рассмотренная эволюция "лучших" образцов осуществилась на основе применения в индивидуально-авторском творчестве приемов трансформирования мотивов. Однако с начала X в. эти приемы все более и более теряли в силе, поскольку в классической арабской поэзии в то время возобладала новая ведущая тенденция, отразившая в конечном счете глубокие изменения в сознании арабо-мусульманского общества1. Как отмечалось, данная тенденция выражалась во всемерном развитии экспрессивных возможностей образной речи и средств грамматической стилистики. Именно в сфере "формы", а не в сфере мотивотвор-чества, возможности которого по объективным причинам постепенно сужались, поэты видели отныне новые ресурсы для удовлетворения потребностей индивидуально-авторского самовыражения. Переход из одной сферы в другую изменил характер реализации оригинальности в поэтических произведениях. Тем не менее ее предназначение в глазах поэтологов осталось незыблемым.

I. Мы вынуждены удовлетворяться беглыми замечаниями относительно обусловленности процесса эволюции классической арабской поэзии процессом развития средневекового араоо-мусульманского общества. Это ограничение позволительно, поскольку данный вопрос достаточно полно изучен в многочисленных историко-литературных трудах.

Правда, Ибн Рашик (ум. в 1063/64 или в 1070 г.) не понимает закономерности и необратимости происшедших изменений и верит в возрождение старых форм индивидуально-авторской оригинальности после преодоления кризиса. Зато его современник ал-Джурджани полностью игнорирует реальности эпохи активного мотивотворчества. В своей критике теории "поэтических заимствований" он отвергает бывшие прежде актуальными приемы трансформирования ма'ани и ни разу ни в "Доказательствах неподражаемости", ни в "Тайнах красноречия" не указывает возможности "открытия" или "изобретения" новых мазани.

Анализ системы средств выразительности выявил стилистическую эволюцию классической арабской поэзии второй половины УШ-Х1 вв. Средневековые ученые хорошо ощущали происходившие изменения. Однако они трактовали их как результат не эволюции системы, а последовательного углубления в нее, постепенного постижения ее извечных свойств.

Смысл данного процесса, по представлениям средневековых поэтологов, вовсе не сводился к некоему самоцельному совершенствованию в сфере "формы". Все крупнейшие ученые IX-XI вв., как мы знаем, считали, что "содержание" и "форма" в классической арабской поэзии так или иначе связаны между собой. Поэтому всякие усилия в сфере "формы" рассматривались ими как в конечном счете "содержательные".

Напомним в этой связи исходную и конечную точки сложной эволюции поэтологических взглядов на проблему соотношения "содержания" и "формы" в средневековой арабской литературной теории.

Ал-Джахиз (ум. в 869 г.) в своем труде по риторике "Книга ясного изложения и разъяснения" утверждал, что "ма'ани, если их облачат в благородные алфаз и оденут в возвышенные описания. превысят свои действительные достоинства в той мере, в какой они будут украшены, и в зависимости от того, насколько они будут расцвечены" /2.81, т.1, с.254/.

Ал-Джахиз вполне определенно формулирует мысль об увеличении "достоинства" ма'на при его "украшении" с помощью "благородного" лафза. Он видит особое предназначение "формы" в служении "содержанию". Позднее эта мысль была перенесена из риторики в поэтику, где и получила сложное конкретное . наполнение. Итоговую поэтологичесцую интерпретацию она нашла в трудах Абд ал-Кахира ал-Джурджани (ум. в 1078 г.).

В своей концепции "содержания" и "формы" ученый исходит из наблюдений над литературным процессом прежде всего в XXI вв. Поэтому данная концепция, несмотря на стремление ал-Джурджани придать ей универсальный характер, обладает объясняющей силой только применительно к явлениям позднего периода. Ее адекватное истолкование, по нашему мнению, невозможно без учета средневекового представления о ма£ани как о "непостигаемых" первоидеях и вне связи с конкретной историко-литературной обстановкой, в которой она была сформулирована.

Джахизова мысль приобрела у ученого предельную четкость: "алфаз являются слугами ма£ани" /2.85, с.44; 2.86, с.8/. В таком виде она стала основой, на которой Абд ал-Ка-хир ал-Джурджани построил свою концепцию "содержания" и "формы" и свое понимание назначения выразительных средств в классической арабской литературе. В частности, в отношении последних он пишет в "Тайнах красноречия", что может показаться, будто они "украшают" лафз. Однако при внимательном рассмотрении выясняется, что фигуры и тропы призваны увеличивать "достоинство" не лафза, а ма'на.

В данной интерпретации образные средства становятся "содержательными". И ал-Джурджани действительно подчеркивает, что при "украшении" тропом или фигурой ма'на получает новый "облик", т.е. новую "содержательную" характеристику.

Далее ал-Джурджани указывает, что всякий троп и всякая фигура имеют множество разновидностей. Отсюда следует вывод: число новых "обликов" у каждого ма'на может быть сколь угодно большим. Таким образом, выразительные средства создают в понимании ученого практически неограниченные возможности индивидуально-авторского самовыражения в сфере "содержания" классической арабской поэзии и прозы.

Подобная трактовка образных средств отвечает общему представлению ал-Джурджани о соотношении "содержания" и "формы". Напомним, что в сходном плане он интерпретирует назначение и средств грамматической стилистики. В "Доказательствах неподражаемости" ученый настаивает, что и они придают неповторимый "облик" всякому воспроизведению традиционного ма6на. Поскольку же разнообразие этих средств беспредельно, то они также создают неограниченный ресурс для проявления индивидуально-авторского начала в сфере "содержания".

Итак, согласно ал-Джурджани, индивидуально-авторская инициатива ограничена исключительно сферой извечных средств грамматической стилистики и образной речи. Но ее развитие в этих пределах сопряжено для него с "открытием" в однажды явленном ма'на неизвестных в прежней практике, но испокон веку присущих ему и безграничных в своем множестве "обликов". "Открывая" новые "облики", поэты встают на бесконечный путь постижения "неизрекаемых в слове" мазани. Таким образом, индивидуально-авторская оригинальность в концепции ал-Джур-джани оказывается подчиненной, хотя и в более опосредованной форме, прежнему телеологизму, нацеливающему поэтов на приближение к первоистине.

В представлении средневековых ученых и поэтов, канон подобен истине божественного откровения. Неиссякаемая оригинальность поэтического творчества обеспечивается возможностью постепенного углубления в канон, бесконечностью познания его первосущности. Каждое новое поколение авторов пользуется предоставленной возможностью для того, чтобы сделать новые шаги на пути совершенствования в этом направлении.

Данное представление отражается в рассуждении Ибн Рашика о "древних" и "новых" поэтах. Они "словно два человека, -пишет ученый, - первый начал возводить постройку и сделал ее прочно и хорошо, затем пришел второй и покрыл ее росписями и украшениями." /2.105, т.1, с.92/.

Каноническое творчество арабских поэтов второй половины УШ-Х1 в. как явление особого типа культуры превращается в некий аналог "священной герменевтики", в силу чего оно объективно сближается по ряду существенных признаков с процессом научного познания. Целью этого творчества является накопление суммы истинных представлений. Поэтому всякий автор может приобщиться к творчеству, лишь усвоив предшествующие достижения и в полной мере опираясь на них. Соответственно и оригинальность автора в традиционной арабской эстетике и поэтике определяется размерами его вклада в общую сумму знаний, а критерием оригинальности выступает не отличие автора от предшественников, а специфическое расподобление с ними.

 

Список научной литературыКуделин, Александр Борисович, диссертация по теме "Литература народов Азии и Африки"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма.

2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.414-429.

3. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.7, с.343-437.

4. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.269-317.

5. Энгельс Ф. Юридический социализм. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.495-516.2. Книги

6. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. с.320.

7. Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Хал-дуна "Мукаддима". М.: Наука, 1965. с.221.

8. Боронина И.А. Поэтика классического японского стиха (УШ-ХШ вв.). М.: Наука, 1978. с.373.

9. Брагинский В.И. История малайской литературы УП-XIX веков. М.: Наука, 1983. с.495.

10. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Художественная литература, 1940. с.647.

11. Ал-Газали, Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. Пер. с араб., исследование и комментарий В.В.Наумкина. М.: Наука, 1980. с.376.

12. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 т. М.: Искусство, 1971, т.З, с.621.

13. Гибб Х.А.Р. Арабская литература. Классический период. М.: Издательство восточной литературы, i960. с.116.

14. Го Ео-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал. М.: Наука, 1978. с.239 с ил.

15. Голыгина К.И. Китайская проза на пороге средневековья (мифологический рассказ Ш-У1 вв. и проблема генезиса сюжетного повествования). М.: Наука, 1983. с.240.

16. Гольдциер И. Лекции об исламе. М., 1912. с.302.

17. Гранде Б.М. Курс арабской грамматики -в сравнительно-историческом освещении. М.: Издательство восточной литературы, 1963. с.594.

18. Гринцер П.А. Бхаса. М.: Наука, 1979. с.301.

19. Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М.: Наука, 1974. с.419.

20. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. с.318.

21. Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. (Сложение художественной системы кватроченто). М.: Искусство, 1975. с.127.

22. Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров. М.: Наука, 1972. с.191.

23. Коран. Перевод и комментарии И.Ю.Крачковского. М.: Издательство восточной литературы, 1963. с.714.

24. Крымский А.Е. Арабская литература в очерках и образцах. М.: Типо-лит. Ю.Венер, I9II. с.402.

25. Крымский А.Е. История арабов и арабской литературы, светской и духовной (Корана, фыкха, сунны и пр.).

26. Ч. 1-Ш. М.: Типограф. Ниренберга, "Крестного календаря", I9II-I9I3. ч.1, с.217; ч.2, с.202; ч.З, с.61.- зео

27. Крымский А.Е. История новой арабской литературы (XIX -начало XX века). М.: Наука, 1971. с.794.

28. Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М.: Наука, 1979. с.266.

29. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3-е. М.: Наука, 1979. с.360.

30. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-ХУШ веков. Эпохи и стили. Л.: Наука, 1973. с.254.

31. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней 1^си. Изд. 2-е. М.: Наука, 1970. с.180.

32. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Труды по знаковым системам. I. Тарту: Ученые записки ТГУ, вып. 160, 1964. - с.195.

33. Лотман Й.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. с.384.

34. Мейлах М.Б. Язык трубадуров. М.: Наука, 1975. с.239.

35. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. -с.406.

36. Никулин Н.И. Вьетнамская литература. От средних вековк новому времени (Х-Х1Х вв.). М.: Наука, 1977. с.344.

37. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УП-ХУ веках. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1966. с.400.

38. Пиотровский М.Б. Предание о химйаритском царе Ас*адеал-Камиле. М.: Наука, 1977. с.159.

39. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе ХУЛ в. М.: Наука, 1974. с.407.

40. Розен В.Р. Древнеарабская поэзия и ее критика. СПб. Тип. Акад. наук, 1872. с.82.

41. Сквозников В.Д. Реализм лирической поэзии. М.: Наука,1975. с.368.

42. Стеблева И.В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в раннеклассический период. М.: Наука,1976. с.214.

43. Стеблева И.В. Развитие тюркских поэтических форм в XI веке. М.: Наука, 1971. с.299.

44. Стеблин-Каменский М.И. Историческая поэтика. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1978. с.174.

45. Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии. Л.: Наука, 1967. с.183.

46. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Л.: Наука, 1971. -с.139.

47. Томашевский Б.В. Теория литературы. (Поэтика). Л.: Государственное издательство, 1925. с.232.

48. Тронский И.М. Вопросы языкового развития в античном обществе. Л.: Наука, 1973. с.207.

49. Аль-Фахури X. История арабской литературы. В 2 т. М.: Издательство иностранной литературы, 1959-1961, т.1, с.368; т.2, с.483.

50. Фильштинский И.М. Арабская классическая литература. М.: Наука, 1965. с.311.

51. Фильштинский И.М. Арабская литература в средние века. Словесное искусство арабов в древности и раннем средне' вековье. М.: Наука, 1977. с.291.

52. Филышшский И.М. Арабская литература в средние века. Арабская литература УШ-1Х веков. М.: Наука, 1978. -с.256.

53. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция (начальный период). М.: Наука, 1979. с.152.

54. Шидфар Б.Я. Абу Нувас. М.: Наука, 1978. с.232.

55. Шидфар Б. Я. Образная система арабской классической литературы (У1-ХП вв.). М.: Наука, 1974. с.254.

56. Аббас И. Тарйх ан-накд ал-адаби гинд ал-гараб. Бейрут: Дар ал-Амана, 1971. с.657.

57. Абу-л-^Атахйа. Шарх диван Аби-лДтахийа. Бейрут: Дар ат-Турас, 1969. с.304.

58. Абу Нувас.-Диван Аби Нувас. Каир, 1953. Репринт: Бейрут: Дар ал-Китаб ал-*арабй, б.г. 767 с.

59. Абу Таммам. Диван ал-Хамаса. Шарх ат-Тибрйзй. Т. 1-2.• .

60. Каир, б.г. Репринт: Дамаск; Мактаба ан-Нурй, б.г., т.1, с.474; т.2, с.432.

61. Абу Таммам. Диван Аби Таммам би шарх ал-хатйб ат-Тибрйзй. В 4 т. Каир: Дар ал-Ма'ариф, 1964-1965, т.1, с.443; т.2, с.468; т.З, с.360; т.4, с.777.258. ^Алкама. Дйван 'Алкама ал-фахл. Алеппо: Дар ал-Китаб• • •ал-'арабй, 1969. с.253.

62. Ал-1Шидй, Абу-л-Касим ал-Хасан ибн Бишр. Ал-Мувазана• •байн ши^р Аби Таммам ва ал-Бухтурй. В 2 т. Каир: Дар ал-Ма^ариф, I96I-I965, т.1, с.540; т.2, с.375.

63. Ал-Змидй, Абу-л-Касим ал-Хасан ибн Бишр. Ал-Му'талиф ва ал-мухталиф. Каир: Дар Ихйа' ал-кутуб ал-'арабиййа, 1961. с.352.

64. Ал-'Амиди, Абу Са'д Мухаммад ибн Ахмад. Ал-Ибана 'ан• •сарикат ал-Мутанаббй. Каир: Дар ал-Ма'ариф, 1961. -с.19-197.262. 'Антара. Диван 'Антара. Бейрут: Дар Садир, б.г. -с.254.

65. Ал-'Аскарй. Диван ал-ма'анй. В 2 т. Каир, 1933. Репринт: Багдад: Мактаба ал-Андалус, б.г., т.1, с.368; т.2, с.269.

66. Ал-£Аскарй. Китаб ас-сина'тайн. Изд. 2-е. Каир: 'Жса ал-Баба, 1971. с.550.

67. Ал-Асма'й. Китаб фухулат аш-ту'ара*. Zeitschrift des Deutschen Могgenländisehen Gesellschaft. Bd 65, I9II, S. 487-516. Репринт: б.м., 1971.

68. Ал-Асмасиййат. Ихтийар ал-Асма^й. Изд. 2-е. Каир. Дар ал-Ма'ариф, 1964. с.311.

69. Ал-Ахтал. Шарх диван ал-Ахтал ат-Таглиби. Бейрут: Дар ас-Сакафа, 1968. - с.725.

70. Ал-А'ша. Диван ал-А'ша. Бейрут: Дар Садир, 1966. -с.222.

71. Ал-Ашмавй. М.З. Кадайа ан-накд ал-адабй ва ал-балага. Каир: Дар ал-Масариф, 1967. с.317.

72. Бадави A.A. Усус ан-накд ал-адаби 'инд ал-'араб. Изд. 3-е. Каир: Дар ал-Ма'ариф, 1964. с.660.

73. Ал-Бади^и. Ас-Субх ал-мунаббй ^ан хайсиййат ал-Мутанаб• • • •би. Кари: Дар ал-Ма'ариф, 1963. с.532.

74. Ал-Байдавй. Тафсйр ал-Байдавй. Каир, 1926. с.847.• •

75. Ал-Бакилланй. И£джаз ал-Кур'ан. Каир: Ма'ариф, 1954.• •с.193.

76. Башшар ибн Бурд. Дйван Башшар ибн Бурд. В 4 т. Каир,1950-1966, т.1, с.386; т.2, с.342; т.З, с.312; т.4, с.296.

77. Ал-Духтурй. Диван ал-Бухтурй. В 4 т. Каир: Дар ал-Масариф, 1963-1965, т.1, с.5-638; т.2, с.645-1345; т.З, с.1355-2050; т.4, с.2057-2666.

78. Ал-Бухтурй. Ал-Хамаса. Изд. 2-е. Бейрут: Дар ал-Китаб ал-'арабй, 1967. с.358.277. 1ураййиб Р. Ан-Накд ал-джамалй ва асарух фи ан-накд ал-сарабй. Бейрут: Дар ал-Китаб ал-'арабй, 1952. -с.312.

79. Дайф Ш. Ал-Балага. Татаввур ва тарих. Каир: Дар ал. . —1. Ма'ариф, 1965. с.271.

80. Джамйл. Диван Джамйл. Ши'р ал-хубб ал-'узри. Изд.2.е. Каир: Дар Миср, 1967. с.253.

81. Джарйр. Диван Джарйр. В 2 т. Каир: Дар ал-Ма£ариф, 1969-1971, т.1, с.5-523; т.2, с.531-1266.

82. Ал-Джахиз. Китаб ал-байан ва ат-табййн. В 4 т. Изд..3.е. Каир: Мактаба ал-Хангй, 1968, т.1, с.412; т.2, с.366$ т.З, с.379; т.4, с.398.

83. Ал-Джахиз. Китаб ал-бухала'. Каир: Дар ал-Манар, 1948. с.261.

84. Ал-Джахиз. Китаб ал-хайаван. В 7 т. Каир: Дар ал-Манар,• • •1938-1947, т.1, с.427; т.2, с.369; т.З, с.380.

85. Ал-Джундй Д. Назариййат сАбд ал-Кахир ал-Джурджанй фй ан-назм. Каир: Дар ал-Манар, 1960, с.282.

86. Ал-Джурджанй. *Абд ал-Кахир. Дала'ил ал-и'джаз. Изд. 5-е. Каир: Дар ал-Манар, 1953. с.428.

87. Ал-Джурджанй. ^Абд ал-Кахир. Китаб асрар ал-балага. Стамбул, 1954. с.327.

88. Ал-Джурджанй. (Ал-Кадй ал-Джурджанй). Ал-Васата байн ал-Мутанабби ва хусумих. Каир: Мактаба Мухаммад сАли Сабайх, б.г. с.421.

89. Ди^бил. Диван Ди'бил ибн ал-Хуза'й. Бейрут: Дар ас-Сакафа, 1962. - с.235.

90. Зу-р-Румыа. Диван ши'р Зи-р-Румма. Кембридж, 1919,-с.676.

91. Зухайр. Шарх диван Зухайр ибн Абй Сулма. Каир, 1944.

92. Репринт: Каир: Ад-Дар ал-Кавмиййа ли ат-тиба'а ва ан. . .нашр, 1964. с.460.

93. Ибн 'Аббад (Ас-Сахиб ибн *Аббад). Ал-Кашф 'ан масави*ал-Мутанаббй. В кн.: Ал-'Амйдй. Ал-Ибана 'ан сарикат ал-Мутанаббй. Каир, 1961. - с.219-250.

94. Ибн ал-Асйр. Ал-Истидрак фй ар-радд 'ала рисалат Ибн ад-Даххан. Каир: Дар ал-Манар, 1958. с.152.

95. Ибн ал-Асйр. Ал-Масал ас-са'ир фй адаб ал-катиб ва аш-ша'ир. В 4 т. Каир: Макдаба Нахда, 1959-1962, т.1,с.423; т.2, с.411; т.З, с.309; т.4, с.558.

96. Ибн ал-Ахнаф. Дйван ал-^Аббас ибн ал-Ахнаф. Бейрут: Дар Садир, 1965. с.333.

97. Ибн Бассам. Аз-Захйра фй махасин ахл ал-Джазйра. Каир: Джами'а Фу'ад ал-Аввал, 1939-1946, ч.1, т.1, с.278;т.2, с.316; ч.4, т.1, с.238.

98. Ибн Йамут Ибн ал-Музарраг. Сарикат Абй Нувас. Каир: Дар ал-Фикр ал-'арабй, 1957. с.188.

99. Ибн Нутайба. Китаб ал-ма£анй ал-кабйр фй абйат ал-ма'анй. В 3 т. Хайдарабад, 1949. Репринт: Бейрут: Дар ан-Нахда ал-хадйса, б.г. - с.1270.

100. Ибн Еутайба. Дш-Ши'р ва аш-шу'ара*.Изд. 2-е. Бейрут: Дар ас-Сакафа, 1969. с.898.

101. Нахда ал-хадйса, 1964. с.388. . . —2128. Му'аллакат. Шарх ал-му'аллакЗт ас-саб'. Та'лйф аз• • •

102. P.ï Libr. Nizet, 1970. p. 217.2188. Zumthor P. Essai de poétique médiévale. P.: Ed. du Seuil, 1972. p. 518.2189. Zumthor P. Langue et techniques poétiques è l'époque romane (XIe-XIIIe siècles). P.: KLincksiesk, 1963. p. 224.3. Статьи

103. Аверинцев С.С. Греческая литература и ближневосточная "словесность" (противостояние и встреча двух творческих принципов). В кн.: Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. M., 1971, с. 206-266.

104. Аксенова Е. Плагиат. В кн.: Словарь литературоведческих терминов. M., 1974-, с. 270.

105. Баранов Х.К. Предисловие. В кн.: Аль-Джахиз. Книга о скупых. M., 1963, с. 5-I4-.

106. ЗЛ. Бертельс А.Е. Предисловие. В кн.: Вахид Табрйзй. Джам'-и мухтасар. M., 1939, с. 9-22.

107. Богатырев П.Г., Якобсон P.O. Фольклор как особая форма творчества. Б кн.: Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. M., 1971, с. 369-383.

108. Нирмунский В.М. Задачи поэтики. В кн.: Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.,1977, с.15-55.

109. Киктев М.С. Абу-т-Таййиб ал-Мутанабби в критике Абу Али ал-Хатими (ум. в 998 г.). В кн.: Литература Востока. M., 1969, с. 66-100.

110. КожиновВ.В. Форма и содержание. В кн.: Краткая литературная энциклопедия. В 9 т. 1975, т.8, стлб. 52-57.

111. Коцюбинский С.Д. Начало разложения классицизма и подготовка Просвещения. В кн.: История французской литературы. T.I. M.-Л., 1946, с. 568-586.

112. Крачковский Й.Ю. Арабская поэзия. Избранные сочинения. Т. 2. М.-Л., 1956, с. 246-265.

113. Крачковский И.Ю. Арабская поэзия в Испании. Избранные сочинения. Т.2. М.-Л., 1956, с. 470-523.

114. Крачковский И.Ю. Арабская поэтика в IX в. Избранные сочинения. Т.2. М.-Л., 1956, с. 360-372.

115. Крачковский И.Ю. "Китаб ал-бади'". Избранные сочинения. Т.6. М.-Л., i960, с. 97-179.

116. Крачковский И.Ю. "Книга о вине." Избранные сочинения. Т.б. М.-Л., i960, с. 89-96.

117. Крачковский И.Ю. Му'тазилитский трактат УШ в. о литературном творчестве. Избранные сочинения:. Т.2. М.-Л., 1956, с. 221-229.

118. Крачковский И.Ю. Ал-Мутанаббй и Абу-л—Ала. Избранные сочинения. Т.2. М.-Л., 1956, с. 63-115.

119. Крачковский И.Ю. Поэзия по определению арабских критиков. Избранные сочинения. Т.2. М.-Л., 1956, с. 52-62.

120. Крачковский И.Ю. "Реторика" Кудамы ибн Джа'фара. Избранные сочинения. Т.2. М.-Л., 1956, с. 373-387.

121. Крачковский И.Ю. Список сочинений Ибн ал-Му^тазза. -Избранные сочинения. Т.6.-М.-Л., i960, с. 21-39.

122. Крачковский И.Ю. Taxa Хусейн о доисламской поэзии арабов и его критики. Избранные сочинения. Т.З. М.-Л., 1956, с. 189-222.

123. Крачковский И.Ю. Фрагмент индийской реторики в арабской передаче. Избранные сочинения. Т.2. М.-Л., 1956,с. 309-316.

124. Куделин А.Б. Арабо-испанская строфика как "смешаннаяпоэтическая система" (гипотеза Х.Риберы в свете последних открытий). В кн.: Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. М., 1974, с. 379-414.

125. Куделин А.Б. Мотив в традиционной арабской поэтике УШ-Х вв. В кн.: Восточная поэтика. Специфика художественного образа. М., 1983, с. 7-24.

126. Куделин А.Б. О путях развития новой арабской поэзии. -В кн.: Взаимосвязи африканских литератур и литератур мира. М., 1975, с. 7-24.

127. Куделин А.Б. Формульные словосочетания в "Сират Антар". В кн.: Памятники книжного эпоса. Стиль и типологические особенности. М., 1978, с. 84-105.

128. Лазарев В.Н. Древнерусские художники и методы их работы. В кн.: Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. М., 1970, с. 13-26.

129. Лазарев В.Н. Новый памятник станковой живописи ХП века и образ героя-воина в византийском и древнерусском искусстве. В кн.: Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. М., 1970, с. 55-102.

130. Лазарев В.Н. О некоторых проблемах в изучении древнерусского искусства. В кн.: Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. М., 1970, с. 300-313.

131. Лазарев В.Н. Русская икона. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. М., 1970, с. 7-12.

132. Ларин Б.А. О лирике как разновидности художественной речи. (Семантические этюды). В кн.: Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974, с. 54-101.

133. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения. "Вопросы литературы", 1968, N28, с. 74-87.

134. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона. В кн.: Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973, с. 6-15.

135. Лосев А.Ф. "Риторика" и ее эстетический смысл. В кн.: Античные риторики. М., 1978, с. 287-292.

136. Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблемы стиля.- Вопросы эстетики, 1964, й б, с. 351-399.

137. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс. В кн.: Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973, с. 16-22.

138. Лотман Ю.М. Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры Х1-Х1Х вв. В кн.: Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970, с. 12-35.

139. Мокульский С.С. Буало. В кн.: История французской литературы. Т.1. М.-Л., 1946, с. 523-538.

140. Наумкин В.В. Трактат Газали "Воскрешение наук о вере". В кн.: Ал-Газали, Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. М., 1980, с. 9-86.

141. Наумкин В.В. Учение о "касб" в произведении Газали Ихйа £улум ад-дин". В кн.: Классическая литература Востока. М., 1972, с. П-20.

142. Пиотровский М.Б. Тема судьбы в южноарабском предании об Ассаде ал-Камиле. Палестинский сборник. 25 (88), 1974, с. 119-128.

143. Рифтин Б.Л. Метод в средневековой литературе Востока.- Вопросы литературы, 1969, № 6, с. 75-93.

144. Рифтин Б.Л. Типология и взаимосвязи средневековых литератур (вместо введения). В кн.: Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. М., 1974, с. 9-116.

145. Розен Б.Р. Отрывки из очерка по истории арабской литературы. В кн.: Памяти академика В.Р.Розена. М., 1947, с. 72-116.

146. Розен В.Р. Пробная лекция об Абу Нувасе и его поэзии.- В кн.: Памяти академика В.Р.Розена. М.-Л., 1947, с. 57-71.

147. Сагадеев A.B. Очеловеченный мир в философии и искусстве мусульманского средневековья. (По поводу одной типологической концепции). В кн.: Эстетика и жизнь. Вып. 3. М., 1974, с. 453-488.

148. Сатторов А. Восточные перипатетики о сущности поэзии, ее роли и основных элементах. В кн.: Мушкилоти Ибни Сино (Мероси адаби, анъана ва алока). Душанбе, 1980, с. 143-172.

149. Сатторов А. "Поэтика" Аристотеля на Востоке. (К проблеме взаимосвязей художественной мысли Востока и Запада). В кн.: Мушкилоти Ибни Сино. (Мероси адаби, анъана ва алока). Душанбе, 1980, с. 132-142.

150. Серебряный С.Д. Формулы и повторы в "Рамаяне" Тулсида-са. (К постановке проблемы). В кн.: Памятники книжного эпоса. Стиль и типологические особенности. М., 1978, с. 106-140.

151. Сквозников В.Д. Лирика. В кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964, с. 173-237.

152. Стеблин-Каменский М.И. Происхождение поэзии скальдов.- Скандинавский сборник, Ш, Таллин, 1958, с.175-201.

153. Тынянов Ю.Н. Литературный факт.- В кн.: Тюнянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977, с.255-270.

154. Фильштинский И.М. Вопросы периодизации средневековой арабской литературы. В кн.: Проблемы периодизации истории литератур народов Востока. М., 1968, с.271-289.

155. Фильштинский И.М. Типологические особенности арабской литературы УП-ХП вв. Народы Азии и Африки, 1971, №2, с. 78-88.

156. Флоренский П.А. Обратная перспектива. В кн.: Труды по знаковым системам. Ш. Тарту, 1967, с. 381-416.

157. Халис С. О теории апокрифичности древнеарабской поэзии. В кн.: Арабская филология. М., 1968, с.163-180.

158. Хлопин А.Д. О способах интерпретации причинно-следственных связей в хрониках Х1У века. В кн.: Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976, с. 142-156.

159. Храпченко М.Б. Историческая поэтика: основные направления исследований. Вопросы литературы, 1982, № 9,с. 67-83.358. *Абд ал-Хамйд М.М. Мукаддима. В кн.: Ас-Сагалибй.

160. Ал-'Атиййа. Х.И. Мукаддима. В кн.: Диван Лакит ибн•— . . .

161. Йа'мур ал-Ийадй. Б.м., 1970, с. 3-17.

162. Икбал *А. Дирасат. В кн.: Ибн ал-Му'тазз. Табакат• • •аш-шу'ара*. Изд. 2-е. Каир, 1968, с. 585-598.

163. Ал-Йамани А.Р. Мукаддима. Б кн.: Ибн Кутайба. Ки• •таб ал-ма'анй ал-кабир фи абйат ал-ма'анй. Хайдарабад, 1949. Репринт: Бейрут, б.г., т. I, с. Ш-ХХХУШ.

164. Ат-Тахир А.Дж. Ал-Джахиз ва ан-накд ал-адаби. Ал. » . .

165. Маврид, т. 7, № 4, 1978, с. 51-57.

166. Фаррадж А.С.А. Такдим ва та^риф. В кн.: Ибн ал-Му'тазз. Табакат аш-шу^ара». Изд. 2-е. Каир, 1968, с. 5-16.

167. Халафаллах М. Назариййат гАбд ал-Кахир ал-Джурджанй. -Farouk University Bulletin of the Faoulty of ArtB, 2, 1944, p. 14-48.

168. Ал-Хафаджй M.A.M. Мукаддима. В кн.: Ал-Джурджанй, ^Абд ал-Кахир. Дала*ил ал-и'дказ. Каир, 1969, с.3-40.

169. Arnaldez R. Khalk. In: Encyclopédie de l'Islam. 2 ed. T. 4 (1977), p. I0I2-I020.

170. Blaohère E. Le Classicisme dans la littérature arabe. In: Classicisme et déclin culturel dans l'histoire de l'Islam. P., 1957, p. 279-290.

171. Blachère R. La Vie et l'oeuvre du poete-épistolier an-dalou Ibn Darrag al-Eastali. Hesperis, t. 16, 1933, p. 99-121.

172. Bonebakker S.A. Aspects of the History of the Literary Rhetoric and poetics in Arabic Literature. Viator, I, 1970, p. 75-95.

173. Bonebakker S.A. Introduction. Б КН.: Кудама Ибн Джа*фар. Китаб накд аш-ши^р. Лейден, 1956, р. 1-73.

174. Bonebakker S.A. Isti^ara. In: Encyclopédie de l'Islam, t.4 (1974), p. 259-263.

175. Bonebakker S.A. Poets and Critics in the Third Century A.H. In: Logic in Classical Islamic Culture. Ed. G.E.von Grünebäum. Wiesbaden, 1970, p. 85-1II.

176. Bonebakker S.A. Reflections on the KLtab al- Badi' of Ibn al-Mu'tazz. Studi Arabi e Islamic!. Napoli, 1967, p. I9I-2IO.

177. Bräunlich E. Versuch einer literargesachtlichen Betrachtungsweise altarabischen Poesien. Der Islam, Bd 24, 1937, S. 201-269.

178. Bräunlich E. Zur frage der Echtheit der altarabisohen Poesie. Orientalische Literaturzeitung, Bd XIIX, 1926, S. 825-833.

179. Bulliet H.W* The political-religious History of Nisha-pur in the Eieventh Century. In: Islamic Civilisation. 950-1150. Ox., 1973, p. 71-91.

180. Caskel W. Das Kitab al-badi' und seine Stellung in der arabischen Poetic und Rhetorik. Orientalische Literaturzeitung, Bd xli, 1938, s. 145-148. - Рус. пер. в кн.: Арабская средневековая культура и литература. M., 1978, с. 199-202.

181. Gabrieli Fr. Estetica e poesia araba nell'interpretazin-ne délia Poetica aristotelica presso Avicenna e Averroe. Rivista degli studi oriental! 12 (1929), p.291-331.

182. Gabrieli Fr. The Literary Tendencies in Islam. The Traditional Near East, New Jersey, 1966, p. 165-183. -Рус. пер. в кн.: Арабская средневековая культура и литература. ГЛ., 1978, с. 14-30.

183. Gardet L. Ibda'. Encyclopédie de l'Islam. 2 ed. T. 3 (1968), p. 685-686.

184. Gaudefroy-Demombines M. Introduction, traduction et commentaire. Ini Ibn Qotaiba. Introduction au "Livre de la poésie et des poètes", p., 1947, p.IX-XLI, 87.

185. Gibb X.A.R. Arab Poet and Arabic Philologist. Bulletin of the School of Oriental and African Studies, 12, 1947-1948, p. 574-578.

186. Grunebaum G.E. Bayan. In: Encyclopédie de l'Islam. 2 ed. T. 2 (1959), p. II47-II50.

187. Grunebaum G.E. Der Begriff des Plagiats in der arabischen Kritik. In: Grunebaum G.E. Kritik und Dichtkunst. Wiesbaden, 1955, S. IOI-I29.

188. Grunebaum G.E. Idéologie musulmane et esthétique arabe. Studia Islamica, t. 2-3, 1955, p. 5-23.

189. Grunebaum G.E. The Sources of Islamic Civilization. -Der Islam, Bd 46, 1970, p. 1-52.

190. Grunebaum G.E. The Spirit of islam as Shown in its Literature. Studia Islamica, I, 1953, p. I0I-II9.

191. Kanazi g. Abu Hilal al-^Askari's attitude towards poetry and poets. Journal of Semitic Studies, 20 (1975), p. 73-81.

192. Krenkow Fr. The Use of Writing for the Preservation of Ancient Arabic Poetry. In: A Volume of Oriental Studies presented to Edvard G. Browne on his 60 th Birthday. Cam., 1922, p. 261-268.

193. Laoust H. Les Agitations religieuses à Baghdad aux IVe et V9 siècles de 1»Hégire. In: Islamic Civilisation. 950-1150. Ox., 1973, p. 169-185.

194. Le Tourneau R. Nouvelles orientations des Berberes d'Afrique du Nord 950-1150. In: Islamic Civilisation. 950-1150. Ox., 1973, p. 127-153.

195. Makdisi G. The Sunni Revival. In: Islamic Civilisation. 950-1150. Ox., 1973, p. 155-168.

196. Massignon L. Les méthodes de réalisation artistiques des peuples de l'Islam. In: Massignon L. Opera minora,t. 3. Beirut, 1963, p. 9-28. Рус. пер. в кн.: Арабская средневековая культура и литература. М.,1978.

197. Massignon L. Le temps dans la pensée islamique. Massignon L. Opera minora, t. 2, Beirut, 1963, p. 56-67.

198. Кудряшова Л.Е. Омеййадские поэты и их творчество в изображении Абу-л-Фараджа ал-Исфахани. Дис. канд. филол. наук. M., 1978. - с. 184.

199. Сагадеев А.В.Из истории эстетической мысли народов Ближнего и Среднего Востока (эпоха средневековья). Дис. канд. филос. наук. M., 1964. - с. 288.5. Авторефераты

200. Абдуллаев И. "Йатимат ад-дахр" источник по истории арабоязычной литературы народов Мавараннахра и Хорасана. (Критический текст, исследование, перевод на узбекский язык и комментарии). Автореф. дис. докт. филол. наук. - M., 1978. - 4с. 40.

201. Гамидов И.Я. Ибн Кутайба. Кизнь и труды пошуубизму, "адабу" и фикху. Автореф. дис. канд. филол. наук. -M., 1970. с. 26.

202. Ибрагим Т.К. Философия калама (УШ-ХУ вв.). Автореф. дис. докт. филос. наук. M., 1984. - с. 36.

203. Киктев М.С. Абу-т-Таййиб ал-Мутанабби (915-965) в средневековых арабских источниках (из истории средневековой арабской историко-биографической литературы). Автореф. дис. канд. филол. наук. M., 1970. - с. 34.

204. Мусульманкулов Р. Атауллах-и Махмуд-и Хусайнй и вопросы таджикско-персидской поэтики. Автореф. дис. докт. филол. наук. Душанбе, 1980. - с. 42.

205. Оганесян Д.А. "Книга поэзии и поэтов" Ибн Кутайбы (828889) как источник для истории классической арабской поэзии. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1980. - с. 23.

206. Седых Г.И. Генезис категорий формы и содержания (на материале русского стиха). Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1977. - с. 25.

207. Чалисова Н.Ю. "Трактат "Хадаик ас-сихр фи дакаик аш-ши'р" Рашид ад-Дина Батвата (исследование). Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1980. - с. 22.