автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Арабский театр XIX-XX веков и поиски художественной формы

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Абдельсалам Мусбех Муса Кубайлат
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Диссертация по искусствоведению на тему 'Арабский театр XIX-XX веков и поиски художественной формы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Арабский театр XIX-XX веков и поиски художественной формы"

На правах рукописи

АБДЕЛЬСАЛАМ МУСБЕХ МУСА КУБАЙЛАТ

АРАБСКИЙ ТЕАТР XIX-XX ВЕКОВ И ПОИСКИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ

Специальность 17.00.01- Театральное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург 2004

Работа выполнена на кафедре зарубежного искусства Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства

Научный руководитель

Официальные оппоненты

-доктор философских наук профессор Л.В. Петров

-доктор искусствоведения, профессор Н.В.Тишунина

Ведущая организация

-кандидат филологических наук, доцент И.В.Герасимов

-ГНИУК Российский институт истории искусств

Защита диссертации состоится <.с/<?» 2004 г. в

часов на заседании диссертационного Совета Д 092.06.01 Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства по адресу: ул.Моховая, д.35, ауд.418.

Автореферат разослан к^>> 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного Совета

кандидат искусствоведения С.И.Мельникова

Актуальность темы диссертации. Историю арабского мира последних двух десятилетии XX века можно охарактеризовать, с одной стороны, как противодействие модернизации и демократизации по европейско-американскому образцу, а с другой — как процесс утверждения культурной самобытности, возврата арабского общества к истокам, традициям, в том числе и религиозным. Концепции национальной самобытности имели два основных направления: одно характеризовалось бескомпромиссными фундаменталистскими устремлениями к истокам «чистого» ислама, а другое - избирательно обращалось к культурному наследию прошлого с учетом требований современности. Практически во всех арабо-мусульманских странах в 1980-1990-е годы концепции национальной самобытности нашли отражение как в выборе ориентиров внешней, так и внутренней политики в социальной, экономической и культурной сфере.

Арабский театр не является исключением из этого процесса. Переживая сложный период поисков и путей дальнейшего развития, он стремится не отставать от своего времени, отражать проблемы встающие перед арабским миром. Развитие современного театрального искусства актуализирует ряд проблем, традиционных для театроведения со времени его возникновения. К их числу относится проблема, положенная в основу настоящего диссертационного исследования: противоречие между вызовом современности в виде глобализации, унификации и синтеза культур Запада и Арабского Востока и необходимостью сохранения национальной самобытности арабского искусства. В настоящей диссертационной работе эта проблема решается на материале театральной традиции Арабского Востока посредством рассмотрения путей поиска новых художественных форм арабского театра.

Особую актуальность настоящему исследованию придает введение в научный оборот русскоязычного

ивденИАцкюклынлж)

БИБЛИОТЕКА СПтр ОЭ »0

т

нашедших отражение в арабоязычной литературе.

Степень разработанности проблемы. Проблема, поставленная в настоящем исследовании, косвенно затрагивалась в докладах, статьях и научных работах исследователей тех стран, в которых театральные традиции имеют древние корни, а современный театр занимает ведущую роль в жизни общества - Сирия, Ливан, Ирак и Египет. Настоящая работа опирается, прежде всего, на труды известных арабских ученых -теоретиков театра 1960-1980-х годов. Среди них "Ислам и театр" Азиза Мухаммеда, "Театральный эксперимент" Юсефа Аль-Ани, "Арабская драма в Ираке" Али аль-Зубейди, "Театральное движение в Ираке" Ахмада Файяда аль-Мяфраджи, "Доисламская эпоха" Дейфа Шауки, "Драматургия и театр Марокко со дня возникновения по 1980 гг." Мухаммеда аль-Кагат, "Пьеса в современной арабской литературе" и "Народный эпос" Наджма Мухаммеда Юсефа, "Театр в арабском мире" Али Аль-Ра'и1.

Вместе с тем в арабском театроведении и театральной критике практически отсутствуют обобщающие исследования, в которых современные тенденции в развитии национального искусства отдельных стран арабского мира освещались бы в достаточной мере. Среди немногих исследований этого направления целесообразно отметить исследование сирийских авторов Раджаба Дгхама, Александра Георги Кини, Али Икла Урсана, Гханема Хадижда Мухаммеда и др.1

1 См.: Азиза Мухеммел. Ислам и театр (на араблз.). — Каир, 1977; аль-Ани Юсеф. Театральный эксперимент (на араб.яз.) . — Бейрут, 1979; аль-Зубейди Али Ахмед. Арабская драма в Ираке (на араб яз.). — Каир, 1967; аль-Мафраджи Ахмад Файяд. Театральное движение в Ираке (на араб.яз.). — Багдад. 1965; Шауки Дейф. Доисламская эпоха (на араб.яз.). — Каир. 1971; аль-Кагат Мухаммед. Драматургия и театр Марокко со дня возникновения по 1980-е гг. (на араблз.). — Касабланка, 1986; Наджм Мухаммед Юсеф. Пьеса в современной арабской литературе (на араблз.). — Бейрут, !960; Наджм Мухаммед Юсеф. Народный эпос (на араблз.). — Каир, 1968; ар-Ра'и Али. Импровизированная комедия (на араблз.). Каир, 1968; ар-Ра'и Али. Искусство комедии (на араб.яз.). Каир, 1971; ар-Ра'и Али. Театр в арабском мире (на араблз.). — Кувейт, 1980.

Крайняя скудность литературы по истории иракского театра обусловила обращение автора к рецензиям на пьесы и спектакли, опубликованным в периодической печати, к записям бесед с режиссерами и драматургами. Среди них особо хотелось бы выделить серию статей Файяда аль-Мафрадаши, составившую впоследствии книгу "Театральное движение в Ираке", а также лекции Али Ахмеда аль-Зубейди, прочитанные им в 1966 г. студентам Института арабских исследований при Лиге арабских стран, которые составили впоследствии труд "Арабская драма в Ираке"2. Кроме того, интерес для настоящего исследования представляет диссертация Мунадиля Албаяти "Театральный "Тазие" в Ираке"3.

Важной для методологии настоящего исследования представляется анализ идей и теорий развития египетского театра, которые представлены в работах авторов: Мамдух Хамид Морей, аль-Мосельхи Самира Хусейн, Набиль Али Али Мохамед, Фаузи Фахми Ахмед, Ахмед Шамс ад-Дин аль-Хигаги4, в том числе в диссертациях Салеха Саада Солимана «Традиции народной комедии и современный египетский театр», Атареда Абдель Магида Фуада Ахмеда Шукри «Народный театр в Египте», выполненных В СПбГАТИ5.

1 См.: Дгхам Раджаб. Становление арабской театральной традиции и современные тенденции развития сценического искусства Сирии: Автореф.к.иск. — Минск, 1999; Кини Александр Георги. Пути развития сирийского театра: Автореферат к диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — М.,1984; Урсан Али Икла. Театральные явления у арабов (на араб.яз.). -Дамаск,1981; Гханем Хаднжда Мухаммед. Современный сирийский театр: Автореферат к диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения /СПбГАТИ - СПб., 1993.

2 См.: аль-Мафраджи Ахмад Файяд. Театральное движение в Ираке (на араб.яз.). — Багдад. 1965; аль-Зубейди Али Ахмед. Арабская драма в Ираке (на араб.яз.). — Каир, 1967.

3 Мундиль Албаяти. Театральный «Тазие» в Ираке: Автореферат к диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведенияУСПбГАТИ - СПб., 1999.

4 См.: Морей Мамдух Хамид. Становление и развитие режиссуры египетского театра: Автореферат к диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.. - М.,1981; аль-

Мосельхи Самира Хусейн. Этапы становления современной египетской социальной драмы. Дисс.

Москва. 1976; Набиль Али Али Мохамед. Влияние народной традиции на становление и развитие

комедийного театра Египта: Автореферат к диссертации на соискание ученой степени кандидата

искусствоведения. - М.,1981; Фаузи Фахми Ахмед. Становление народных форм современного еги-

петского театра: Дисс. — Москва, 1975; Ахмед Шамс ад-Дин аль-Хигаги. Легенда в современном

Египетском театре (1933-1970) (на араб.яз.). — Каир; 11 Салех Саад Солиман. Традиции народной

комедии и современный египетский театр: Автореф...к.искУСПбГАТИ - СПб., 1991; Атаред Абдель Магид Фуад Ахмед Шукри. Народный театр в Египте: Автореф...к.искУСПбГАТИ - СП6..1999.

Значительное внимание при изучении интересующей проблемы привлекают исследования по египетскому фольклору и народному творчеству, в частности работы доктора Абд аль-Хамида Юниса1, в которых зафиксированы личные впечатления автора о представлениях театра теней, а также Ахмада Рушди Салеха2 по вопросам народной литературы, формам и истокам египетских народных празднеств.

Анализ исследований по проблемам становления и развития арабского театра в русскоязычном театроведении позволяет сделать вывод, что данные вопросы разработаны недостаточно. Среди имеющихся публикаций целесообразно выделить работы Д.А.Гусейновой по истории развития алжирского и египетского театра, В.К.Кирпиченко о творчестве арабского драматурга Юсуфа Идриса, Т.ГШутинцевой об истории зарождения арабского театра, И.В.Тимофеева о творчестве египетского литератора Мухаммеда Ибн Даниала и египетском театре теней, Н.К.Усманова и К.О.Юнусова по вопросам «интеллектуального театра» и прозы Тауфика аль-Хакима3.

Тем не менее, целесообразно отметить значительный вклад русскоязычных ученых в изучение арабо-мусульманской культуры в целом, а также истории и теории театра. Так, большое значение для арабской культуры имеют фундаментальные исследования, принадлежащие известным русским и советским востоковедам, — В.Бартольда, М.Иордан, М.Степанянц о культуре мусульманства,

1 Абд аль-Хамид Юнис Театр теней (на араб.яз.). Каир, 1965.

2 Салех Рушди Ахмад. Арабский театр (на араб.яз.). — Каир, 1972.

3 См.: Гусейнова Д. Алжирский театр: Очерки истории. - М.,1995; Гусейнова Д.А. Нуман Ашур и социальная драма АРЕ: Автореферат к диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения — М., 1983; Кирпиченко В.К. Юсуф Идрис. — M.I960; Путинцева Т.П. Тысяча и один год арабского театра. — М.:Наука,1977; Тимофеев И.В. Египетский театр теней "хаял аз-зилль7/ Вопросы восточного литературоведения и текстологии. — М.:Наука,!975; Тимофеев И.В. Творчество египетскою литератора XIII века Мухаммеда Ибн Даниала (о соотношении письменной и устной традиций в пьесах театра теней 'ХаПал аз-зылл"). — М., 1975; Усманов U.K. Проблематика "интеллектуального театра" Тауфика аль-ХакимаУ/Арабская филология. — M.I968; Усманов Н.К. Проза Та>фика аль-Хакима. — М.М976; Юнусов К.О. Драматургия Тауфика аль-Хакима. — М. 1976; Юнусов К.О. К Вопросу возникновения и развития театра у арабов-Л. 1988.

И.Фильштинского, А.Крымского и А.Долининой. по вопросам истории арабской литературы, И.Еолян по проблемам арабской музыки1.

Методологическое значение для арабского театроведения имеют исследования российских ученых по теории и истории театра, и не только арабского, отличающиеся глубокой проработкой эстетических, искусствоведческих, психологических, практических аспектов театрального искусства. Это труды А.Д.Авдеева, Ю.М.Барбоя, П.Н.Беркова, Г.Н.Бояджиева, И.Л.Вишневской, Л.И.Гительмана, Д.Ершова, Н.М.Федя, В.Н. Ярхо2 и др., а в последние десятилетия — работы В.П. Демина, Б.М. Литвина, В.С.Шалимова3.

Актуальность для арабского театроведения все больше приобретают российские исследования, осмысляющие творческое взаимодействие драматурга и режиссёра, режиссёра и актёра, актёра и зрителя, соотношения пьесы и спектакля (работы Л.А. Рагимовой, Л.В.Марковой, Л.В. Шаминой, О.Я. Ремеза, А.Ю. Ряпосова, Л.А. Фроловой, М.Р. Юсуповой) и т.д. В отношении к этим проблемам проявляется многообразие подходов и концепций, выражающих не только системные обоснования взглядов, но и вкусы, индивидуальные предпочтения их

1 См.: Бартольд В.Б. Культура мусульманства. — Л., Академия, 1918; Иордан М. Исламизаипя культуры как воплощение этических идеалов ислама//Ислам и этническая мобилизация. — М.,1998. -С.61-69; Степанянц М. Гуманистическая традиция в мусульманской культуре/Думамистические тетради. — 1994.« № I.- C.24-32; Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. — М.:Наука.1973; Крымский А.Е. История новой арабской литературы. — М.: Наука, 1971: Фильштинский И.М. Арабская литература в средние века. — М.: Восточная литература, 1977; Еолян И.Р. Очерки арабской музыки. — М: Музыка, 1977.

2 См.: Авдеев А.Д. Происхождение театра. — М., 1959; Берков П.Н. История русской комедии XVIII века.- Л., 1977; БарбоЙ Ю.М. Структура действия и современный спектакль. — Л., 1988; Бояджнев Г.Н. Мольер: В 2-х т. — М.. 1967; Вишневская И.Д. Гоголь и его комедии. — М.,1976; Гительман Л.И. Из истории зарубежной режиссуры // Авторская режиссура — СПб., 1997; Ершов Д. Сатира и современность. — М., 1978; Федь Н.М. Искусство комедии. — М., 1978; Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. — М.:Наука, 1979.

3См.: Демин В.П. Формирование личности режиссера драматического театра: Автореф...д-ра иск. - Л., 1985; Литвин Б.М. Поиск образности в творчестве режиссера (Психол. предпосылки и реализация): Автореферат к диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения -М..1993; Шалимов B.C. Проблемы специфики режиссерского мышления. - М., 1988;

авторов .

Очень значительны достижения русскоязычного театроведения в области социологического анализа театральных процессов. Большую помощь в работе над диссертацией оказали труды советских теоретиков и практиков театра — К. С.Станиславского, В.Э.Мейерхольда, Е.Б.Вахтангова, А.Д.Попова, Г.А.Товстоногова, режиссеров-специалистов в области театральной педагогики Б.Е.Захавы, ЗЛ.Корогодского, исследования В.О.Топоркова, М.О.Кнебель и др.

Из работ западноевропейских, и американских авторов особого внимания заслуживает исследование американского востоковеда Джекоба Ландау «Исследование арабского театра и кинематографии», в котором дается подробное описание различных народных театральных форм и изучается процесс зарождения современного египетского театра. В исследовании Морех Шмуль «Живой театр и драматическая литература в средневековом Арабском слове» представлены весьма ценные исторические сведения европейцев - путешественников и историографов (G.Belzoni, A.RusseИ, CD.Wamer, J.Schermann, D. Urquhart) - об арабском народном театре с древних времен и до середины XIX века2.

В ходе данного исследования перед диссертантом возникали значительные трудности из-за недостатка научной литературы и источников, ощущалась неразвитость арабской профессиональной театральной критики. В этом смысле неоценимую услугу автору оказали

1 См.: Рагнмова Л.А. Взаимодействие драматургии и режиссуры в процессе становления советского сценического искусства (Азербайджанский театр им.Азизбекова • 20-30-е годы): Автореф...к.иск. - М., 1984; Маркова Л.В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни. - М.,1984; Монастырский ПЛ. Режиссер и режиссура. - Самара, 2000; Ремез О .Я. Пространство и время в режиссуре драматического спектакля: Автореферат к диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. - М.,1981; Ряпосов А.Ю. Режиссерская методология Мейерхольда. Режиссер и драматург структура образа и драматургия спектакля. - СПбл2000; Фролова Л.А. Стихотворное слово в творчестве режиссера и исполнителя. - М., 1997; Юсупова М.Р. Взаимодействие режиссера с актером в процессе работы над спектаклем (на материале Узбекского театра): Автореферат к диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения - Минск.1994.

2 Ландау Дж. Исследование арабского театра и кинематографии (на араб.яз.). /Перевод на арабский яз. Ахмеда аль-Мугази. Каир, 1972: Moreh ShmueL Live theatre and dramatic literature in the medieval Arab word. - N.Y.:N.Y.univ.press,l992.

простейшие религиозные церемонии, носившие характер народных празднеств, бытовые обряды как первичный исток театра; выступления дрессировщиков обезьян, фокусников, мухаббизов (передвижных театральных трупп, работавших в жанре сатирической комедии); выступления мусамеров (рассказчиков занимательных историй в часы застолий); аль-хаккавати (древних сказителей, сочетавших в своем творчестве средства театральной выразительности: диалогическую форму повествования, актерское искусство, музыкальное сопровождение, общение со зрителем, мастерство импровизации); аль-самаджа (групп шутов, клоунов при дворе халифата, которые имели особое положение в свите). Особенностями мусульманского игрового представления, "унаследованными" от древнеарабского искусства и представшие в новых зрелищных формах, выступают: театр теней, "фасл мудхик" (народные представления фарсового характера, основанные на импровизации комедийные сцены), театр Арагоз (кукольный театр; получил свое название по имени главного героя Арагоза, который изображался веселым, неунывающим деревенским парнем), шиитские траурные мистерии "та'зия" (возникли как театрализованное явление на базе переплетения религиозных обрядов и народных празднеств, отмечаемых в годовщину мученической гибели сына халифа Али Хусейна).

С середины XIX века начинается деятельность основоположников арабского национального театра Маруна ан-Наккаша, Наджиба аль-Хаддада и ряда других. Их деятельность была связана с движением арабского национального возрождения (ан-Нахды). В 1860-е годы бурное развитие театра в Сирии и Ливане было прервано турецкими властями, и главным центром развития театрального искусства стал Египет, куда переселилось большинство театральных деятелей из Сирии и Ливана. Все это наложило отпечаток на формирование арабской театральной традиции.

Третий раздел главы рассматривает процесс зарождения

профессионального арабского театра европейского типа в Ливане (в частности, организация театральных трупп, игравших спектакли на двух языках - французском и арабском, Джорджем Абьядом, попытка соединения музыкальной культуры Европы и Арабского Востока Якубом Шадрауи), в Египте (возникновение профессионального театра европейского типа Якуба Саннуа, деятельность труппы Жоржа Абьяда), в Йемене (любительские труппы, театральные труппы европейского типа "Хаят аль-тимтиль" и "Сабакин" Мухамеда Абдо Докми), в Ираке (театральные труппы школы Доминиканского ордена в Мосуле, школы халдеев в Багдаде, переделывавшие на арабский лад английские и французские пьесы).

Дальнейший процесс развития театров во многих арабских странах строился без опоры на адаптированные пьесы европейских драматургов, поскольку к началу XX века общеарабская театральная традиция начинает разветвляться по направлениям, соответствующим формированию собственных национальных традиций каждой из арабских стран. Первые шаги национальных профессиональных театров в арабских странах были связаны, прежде всего, с оказанием помощи со стороны государства. Только после тоге, как государства сумели оценить важное место театра в социально-культурной жизни нации и предприняли конкретные меры помощи, движение отдельных энтузиастов и коллективов получило столь необходимые ему стабильность, преемственность и развитие на Арабском Востоке. Сложились национальные театры и национальная драматургия в Египте: здесь получили развитие такие оригинальные направления театрального творчества, как романтический театр (Джордж Абьяд), классический театр, построенный по европейским образцам (Юсеф Вахби), комедийный профессиональный театр (Али аль-Кассар), театр народных представлений (Фатима Рушан, Азис Ида, Нагиб ар-Райхани). В жанре мелодрамы работал известный египетский актер, драматург и режиссер

Юсеф Вахби (руководитель театра "Рамзес").

В Ираке сложились национальные театры под руководством Хаки Аль-Шибли («Национальная театральная труппа»), Абдель Хамида Юсефа («Труппа научного института»), Камаля Акифа («Общество оживления искусства»), Яхья Файк, («Арабская театральная труппа»). Основным направлением национальной драматургии Ирака стало обращение, к историческим героям, показ их бессмертных подвигов, что способствовало подъему народного духа, избавлению от унизительного положения зависимости от Англии.

К концу 1970-х годов осуществился процесс перехода самодеятельного йеменского театра к профессионализации ("Феркат аль-масрах аль-джадид» Абдуллы Файсала), что нашло выражение в росте числа профессионалов в любительских коллективах по всей стране, в повышении общего уровня актеров и режиссеров, в стране активно действовал Союз театральных деятелей. Процесс профессионализации сцены стимулировал развитие йеменской драматургии, — что, в свою очередь, активизировало поиски и достижения первых национальных профессиональных режиссеров. В режиссуре отмечалась тенденция к созданию целостного художественного зрелища, где присутствовало также стремление к достижению подлинного ансамбля исполнителей.

Во второй главе диссертационного исследования - «Поиск художественной формы в арабском театре XX века» - автор анализирует ситуацию, сложившуюся в арабском театре конца XX века, в частности, дискуссии о соответствии формы спектакля содержанию произведения.

В современном арабском спектакле повторяется многое из достижений и приемов народного театра: эмоциональная заразительность актерской игры, богатая своеобразным "переигрыванием" и разными сценическими эффектами, высокий уровень зрительского воздействия на актеров, режиссерское увлечение постановками спектаклей в виде зрелищ,

нередко далеких от содержания пьесы. В определенном смысле арабский театр благодаря этому сближается с европейским, новаторским театром конца XX века, но по форме он совершенно самобытен (более того, некоторые театральные формы, с которыми еще только экспериментируют в Европе, кажутся вполне естественными арабскому зрителю: «авангардистская» техника, которую упорно внедряют в Европе и Америке, очень близка примитивным приемам народного искусства, где для подкрепления драматического действия широко используются песни и танцы. Поэтому те формы театрального искусства, которые на Западе считают нереалистическими, вполне приемлемы для арабского театра, даже в рамках господствующих условностей).

Однако, с возрастанием роли режиссуры текст стал зачастую произвольно подчиняться воле режиссера, что спровоцировало дискуссии в театральном мире арабских стран. Следует отметить, что эта очень важная теоретическая проблема активно разработана в русском театроведении, однако арабскому театральному миру еще предстоит выработать свою позицию. Такие споры по сути своей сводятся к одному выводу: художественное видение режиссера как творческой личности может отличаться от художественного видения драматурга, однако при этом форма не должна искажать содержание — отрываться от него, мешать его восприятию. Автор данного исследования считает, что режиссер должен выбирать такие формы, которые наиболее полно отражают содержание, раскрывают его суть. Художественная форма может быть совершенной лишь при условии, если- она подчинена содержанию, выражает важные общественные идеи.

В попытках приблизить ислам к нуждам и потребностям современности, арабский театр конца XX века пытается запечатлеть происходящие в последние десятилетия изменения в современном общественном сознании арабов с помощью использования новых

художественных форм.

Следует отметить, что арабские режиссеры на протяжении XIX и XX веков довольно часто обращались к теме исторического прошлого, причем культурное наследие определяло собой не обобщенный арабский подход к действительности, а возможности воплощения именно национального типа драматургии. Историческое прошлое не только определяло ее содержание, но имело значение и для совершенствования художественной формы пьесы.

Особое место в арабском театре занимает синкретизм нового и старого: например, сквозь образ исторического персонажа часто просвечивает его мифологический прототип; пьеса из бытовой жизни может быть построена по законам мистерии; психологическая драма, задуманная «под Шоу», может содержать наивный дидактизм и мелодраматичность. Наличие «второго плана», постоянное тяготение к символике, мифологический или исторический аллегоризм, чуть прикрытые дидактические смыслы, наличие своеобразных социальных эмблем в пьесах на актуальные сюжеты — эти качества современной драматургии представляют собой «остаточную традиционность».

Выявление общих тенденций развития арабского театра в национально особенном позволяет (по аналогии с терминами в англоамериканской искусствоведческой литературе) определить специфическую «арабскость» («AraЫanness») театра. В обоснование этого термина можно положить идею существования единого арабского театра как такового, вопреки очевидным географическим, диалектным и даже (для некоторых арабских стран) религиозным различиям.

Вместе с тем, соседство современного и народного театра обычно не в пользу современной сцены. Яркие образы, рожденные далеким прошлым, эстетическая цельность, виртуозность и выразительность, изощренная сценическая техника, вызревавшие в течение многих веков,

только подчеркивают несовершенства и уязвимые точки театра нового и новейшего времени, в частности, его вторичность. С одной стороны, справедливым выглядят требования некоторых театральных критиков и режиссеров развивать и реконструировать только традиционные автохтонные виды арабской зрелищной культуры, отказавшись от неудачных попыток синтеза с Западом. В то же время именно в результате подобного синтеза родился и формируется современный арабский театр.

Общеизвестно, что трудно изучать живые явления культуры, не прошедшие существенного испытания временем, однако не может надежно опереться на письменно зафиксированные свидетельства осознания этой традиции, в данном случае трудность ещё и в тем, что современная аргбская критика и только-только формирующиеся театроведение, не дает достаточно богатого аналитического материала. Тем самым предлагаемое диссертационное исследование является первым специальным исследованием в этой области и, естественно, в нём охватывает не весь круг возникающих проблем.

В Заключении диссертации подводятся итоги всего исследования, формулируются основные выводы, дается аналитический прогноз дальнейших путей развития современного арабского театра.

Проанализировав процессы возникновения предтеатральных явлений в доисламскую эпоху и их развития под воздействием исламского вероучения, становление и развитие профессионального арабского театра, художественные формы арабского театра XX века, автор пришел к следующим выводам:

1. Ведущим в арабской театральной традиции является принцип опоры на исторически сложившуюся общеарабскую театральную традицию, в рамках которой социально-культурную ценность представляют: прямой контакт со зрителем, который становится необходимым компонентом зрелища и обеспечивает его интерактивность;

специфичность и канонизация голосоведения и речевого построения; импровизация в контакте со зрителем; синтетический характер принципов построения зрелища и исполнительского мастерства, когда музыка, пение и танец вплетаются в драматургическую ткань, становясь равноправными компонентами спектакля.

2. Единый арабский театр как таковой существует, вопреки очевидным географическим, диалектным и даже (для некоторых арабских стран) религиозным различиям. В этом смысле современная жизнь различных сценических форм арабского театра является не механической суммой национальных культур, а их культурной парадигмой, определяющей специфическую «арабскость» театра.

3. Своеобразие принципов построения зрелища и основ исполнительского мастерства на Арабском Востоке определяет принцип соответствия театральной художественной формы духу исторической эпохи и ментальности общества.

4. Развитие театрального искусства Арабского Востока на ближайшую перспективу предполагает опору на исторически сложившуюся общеарабскую театральную традицию; совместимость и взаимодополняемость арабских, европейских и мировых театральных традиций.

*110 86

По теме диссертации опубликовано:

1. Предтеатральные явления в арабской культуре// Человек и Вселенная.2002. - №11 (21). - С.34-44.0,65

2. Становление и развитие арабского профессионального театра//Человек и Вселенная. - 2003. - №1 (22). - С.41-46. 0,34

3. Практика работы арабских театров по системе К.С.Станиславского//

Человек и Вселенная. - 2003. - №3 (24). - С.6-12. 0,41 4. Арабский политический театр// Человек и Вселенная.-2003.-№8 (29).-С.6-14. 0,50

СПбГУКИ. 14.042004. Тир. 100. Эак.36.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Абдельсалам Мусбех Муса Кубайлат

Введение.

Глава 1. Возникновение и развитие арабского театрального искусства

1.1. Представление об арабской театральной традиции в арабском и мировом театроведении.

1.2. Предтеатральные явления в арабской культуре.

1.3. Процесс зарождения и развития профессионального арабского театра.

1.3.1. Возникновение профессиональных театров европейского типа.

1.3.2. Становление национальных арабских театров.

Глава 2. Поиск художественной формы в арабском театре XX века

2.1. Самобытность как условие развития национальных арабских театров.

2.2. Анализ форм арабского театра конца XX века.

2.2.1.Арабский политический театр.

2.2.2. Практика работы арабских театров по системе К.С.Станиславского.

2.2.3. Влияние западных театральных течений на развитие арабского театра в 1970-80-х годах.

2.3. Новейший период истории арабского театра.

2.3.1. Дискуссии о художественной форме и содержании.

2.3.2. Возрождение интереса к культурно-историческому наследию.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по искусствоведению, Абдельсалам Мусбех Муса Кубайлат

Актуальность темы диссертации. Концепции национальной самобытности во всех арабо-мусульманских странах в последние десятилетия нашли отражение в выборе ориентиров внешней и внутренней политики в социальной, экономической и культурной сфере. В 1980-90-е годы в большинстве стран Арабского Востока значительно больше места стало отводиться изучению национального языка, традиций, а с ними и ислама как части национальной культуры.

Арабский театр не является исключением из этого процесса. Переживая сложный период поисков и путей дальнейшего развития, он стремится не отставать от своего времени, отражать современные острые проблемы, возникающие перед арабским миром. Развитие современного театрального искусства актуализирует ряд проблем, традиционных для театроведения со времени его возникновения. К их числу относится проблема, положенная в основу настоящего диссертационного исследования: противоречие между вызовом современности в виде глобализации, унификации и синтеза культур Запада и Арабского Востока и необходимостью сохранения национальной самобытности арабского искусства. В настоящей диссертационной работе эта проблема решается на материале театральной традиции Арабского Востока посредством рассмотрения путей поиска новых художественных форм арабского театра.

Степень разработанности проблемы. Проблема, поставленная в настоящем исследовании, косвенно затрагивалась в докладах, статьях и научных работах исследователей тех стран, в которых театральные традиции имеют древние корни, а современный театр занимает ведущую роль в жизни общества - Сирия, Алжир,

Ливан, Ирак и Египет. Настоящая работа опирается, прежде всего, на труды известных арабских ученых - теоретиков театра: Азиза Мухаммеда, Аль-Ани Юсефа, аль-Зубейди Али, аль-Мяфраджи Ахмада Файяда, Дейфа Шауки, аль-Кагат Мухаммеда, Наджма Мухаммеда Юсефа, Али Аль-Ра'и.

Целесообразно отметить обобщающие исследования сирийских авторов, в которых освещены современные тенденции в развитии национального искусства отдельных стран арабского мира Дгхама Раджаба, Кини Александра Георги, Али Икла Урсана и др.

Крайняя скудность литературы по иракскому театру обусловила обращение автора к рецензиям на пьесы и спектакли, опубликованные в периодической печати: серию статей аль-Мафрадаш Фяйяда и лекции Али Ахмеда аль-Зубейди.

Методология настоящего исследования основывалась также на анализе идей и теорий развития египетского театра, которые представлены в работах авторов: Мамдух Хамид Морей, аль-Мосельхи Самира Хусейн, Набиль Али Али Мохамед, Фаузи Фахми Ахмед, Ахмед Шамс ад-Дин аль-Хигаги.

Значительное внимание при изучении интересующей проблемы привлекают исследования по египетскому фольклору и народному творчеству, в частности работы доктора Абд аль-Хамида Юниса, Ахмада Рушди Салеха и др.

Большое значение в изучение арабо-мусульманской культуры в целом и истории и теории театра в частности внесли фундаментальные исследования, принадлежащие известным русским и советским востоковедам — В.Бартольда, М.Иордан, М.Степанянц о культуре мусульманства, И.Филыптинского, А.Крымского и А.Долининой по вопросам истории арабской литературы, И.Еолян по проблемам арабской музыки.

Среди имеющихся публикаций по проблемам становления .и развития арабского театра в русскоязычном театроведении целесообразно выделить работы Д.А.Гусейновой, В.К.Кирпиченко, Т.П.Путинцевой, И.В.Тимофеева, Н.К.Усманова и К.О.Юнусова. Особое значение имеют исследования российских ученых по теории и истории театра: труды А.Д.Авдеева, Ю.М.Барбоя, П.Н.Беркова, Г.Н.Бояджиева, И.Л.Вишневской, Л.И.Гительмана, Д.Ершова, Н.М.Федя, В.Н. Ярхо и др.

Значительные достижения русскоязычного театроведения в области социологического анализа театральных процессов нашли отражение в трудах советских теоретиков и практиков театра — К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда, Е.Б.Вахтангова, А.Д.Попова, Г.А.Товстоногова, В.О.Топоркова, М.О.Кнебель, а также режиссеров-специалистов в области театральной педагогики Б.Е. Захавы, З.Я.Корогодского и др.

Из работ западноевропейских и американских авторов целесообразно отметить исследования Дж. Ландау, М. Шмуель и др.

В ходе данного исследования неоценимую услугу автору оказали многолетние контакты с театральными деятелями Ирака, Сирии, Египта, Иордании (в частности, С.Ваннус, С.Абдельхамид, К.Мухаммад, Д. Георгиус Дауд, С.Сад), переписка с драматургами, собственная театральная практика. Написанию диссертации в значительной мере помог собственный творческий опыт в качестве режиссера, исполнительного режиссера, актера, участие в национальных и международных театральных фестивалях в 19901993 годах.

При проведении исследования автор исходил из того, что неправомерное уменьшение роли арабских художественных традиций в пользу преувеличенного влияния европейского театра на современный театральный процесс в странах арабского мира, равно как и утверждение исключительности арабской культуры, ее обособленного развития, одинаково неосновательны. В связи с этим автор ставит перед собой цель — выявить специфичность путей поиска художественной формы арабского театра.

Для достижения поставленной цели автор предполагал решение следующих задач:

1) Анализ процесса возникновения театральных явлений на Арабском Востоке в доисламскую эпоху и их развития под воздействием исламского вероучения;

2) Рассмотрение процесса становления и развития профессионального арабского театра;

3) Анализ художественных форм арабского театра XX века;

4) Выявление дальнейших путей развития современного арабского театра.

Объект исследования - арабская театральная традиция, рассматриваемая как сочетание различных театральных направлений, тесно связанных друг с другом единством религиозно-культурной истории и арабского языка.

Предмет исследования — специфика развития арабского театра в поиске новых художественных форм.

Методологической основой исследования является принцип историзма, позволяющего рассматривать явления в их историческом развитии и во взаимодействии с происходящими социально-культурными изменениями. Основными методами изучения истории и современности арабского театра стали общенаучные методы познания: историко-культурологический, системно-функциональный анализ и синтез, а также методы социологического исследования — интервью и наблюдение.

Научная новизна диссертации определяется, прежде всего, тем, что в исследовании впервые рассматриваются основные тенденции развития современного арабского театра в тесной связи со спецификой развития традиций театрально-зрелищных форм.

Практическая значимость настоящей работы связана с вводом в арабское и российское театроведение нового научного материала и возможностью его использования в учебно-педагогической работе на театральных факультетах при чтении курса истории театра и современного состояния театрального процесса на Арабском Востоке. Диссертация может оказаться полезной также с точки зрения выбора методологии изучения театрального искусства других стран и культурных традиций.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Принцип опоры на исторически сложившуюся общеарабскую театральную традицию, в рамках которой социально-культурную ценность представляют:

• прямой контакт со зрителем, который становится необходимым компонентом зрелища и обеспечивает его интерактивность;

• специфичность и канонизация голосоведения и речевого построения;

• импровизация в контакте со зрителем;

• синтетический характер принципов построения зрелища и исполнительского мастерства, когда музыка, пение и танец гармонично вплетаются в драматургическую ткань, становясь равноправными компонентами спектакля.

2) Положение о существовании единого арабского театра как такового не только в современную, но и в древнюю эпоху, вопреки очевидным географическим, диалектным и даже (для некоторых арабских стран) религиозным различиям. В этом смысле современная жизнь разностадиальных сценических форм арабского театра является не механической суммой национальных культур, а их культурной парадигмой, определяющей специфическую «арабскость» театра.

3) Принцип соответствия театральной художественной формы духу исторической эпохи и ментальности общества, который определил своеобразие принципов построения зрелища и основ исполнительского мастерства на Арабском Востоке.

4) Концепция развития современного театрального искусства Арабского Востока, в основании которой:

• принцип соответствия театральной художественной формы духу исторической эпохи и ментальности общества;

• принцип опоры на исторически сложившуюся общеарабскую театральную традицию;

• принцип совместимости и взаимодополняемости арабских, европейских и мировых театральных традиций.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Арабский театр XIX-XX веков и поиски художественной формы"

Заключение

Проведенное автором диссертационное исследование позволило сделать ряд выводов.

Автор считает, что в истории арабского театра имели место процессы, которые целесообразно рассматривать и обосновывать как «предтеатральные явления», которые реализуются в двух формах: как древнейшее народное творчество и как часть религиозной церемонии. Вводимый новый термин «предтеатральные явления», безусловно, носит дискуссионный характер: в частности, где заканчивается «предтеатральное» и начинается собственно «театральное». Возникновение предтеатральных явлений просматривается в истории греческого, индийского, японского театров. В течение длительного времени на Арабском Востоке выработались и сложились собственные, своеобразные принципы построения зрелища и основ исполнительского мастерства, соответствующие арабскому менталитету (в частности, смешение жанров в одном представлении, наличие как ситуативных так и текстовых повторов, где идея произведения дается концентрированно, существование "вставных номеров", прямой контакт со зрителем, отстраненность исполнителя по отношению к изображаемому персонажу, наличие жестких канонов в пластике, специфичность и канонизация голосоведения и речевого построения, схематизация в изображении персонажей). Целесообразно отметить синтетический характер принципов построения зрелища и исполнительского мастерства, когда музыка, пение и танец гармонично вплетаются в драматургическую ткань, становясь равноправными компонентами театральных зрелищ. Именно эти вычлененные нами как предтеатральные явления элементы станут впоследствии важнейшими предпосылками поэтики . арабского литературного и театрального искусства.

Появление театра в Арабском мире связано с влиянием крепнущих связей с Западом, с распространением в XVIII-XX веках театрального искусства в Египте, Сирии, Ливане, ряде других арабских стран. Посещая гастрольные выступления европейских театров, местная интеллигенция еще не была готова к инициативам по созданию национального театра, тем не менее, элементы национального арабского театра вызревали в функционировании школьных театров, сыгравших положительную роль не только в популяризации театрального искусства, но и в подготовке зрителей к сценическому зрелищу.

К началу XX века общеарабская театральная традиция начинает разветвляться по направлениям, соответствующим формированию собственных национальных путей каждой из арабских стран.

В ходе второй мировой войны и борьбы с фашизмом в арабскую драматургию входит плеяда молодых литераторов, которая сыграла особую роль на новом этапе борьбы за независимость арабских стран. Бурное течение политических событий во многом препятствует становлению самобытного национального театра в середине XX века. Профессиональный театр оказался задвинутым на далекую периферию культуры. Тем не менее, к 1960-м годам практически повсеместно в арабском мире создаются труппы, в которых работают многие талантливые актеры.

К середине XX в. как оппозиция коммерческому театру возникла тенденция к созданию несценических литературных драм. Авторами их были писатели-просветители, использовавшие драматическую форму для выражения новых социальных и патриотических идей.

Ценностям коммерческой сцены и развлекательному духу кино литературная драматургия противопоставила серьезные общественные проблемы, современную социальную и историко-патриотическую тематику. Это и стало залогом ее жизнеспособности.

Литературная драматургия второй половины XX века продолжает просветительскую линию преемственности. В отличие от инсценировок XIX столетия, сюжеты которых по большей части обладали мифологическим, легендарным или псевдоисторическим происхождением, она имела дело не с универсальными, вечными ценностями, а с конкретными социальными явлениями. Перейти на страницы журналов и книг драматургия не могла хотя бы из-за того, что в специфических условиях Арабского Востока, где подавляющее большинство населения принадлежало не книжной, а изустной и зрелищной культуре, литературная пьеса обрекала себя на слишком ограниченную аудиторию. Кроме того, историческая традиция арабского театра обладала мощным дидактическим, воспитательным началом, что совпадало с задачами новой социальной драмы. Таким образом, необходимость сценического выражения оказывалась продиктованной самой социокультурной ситуацией в арабских странах, что определило бурный расцвет государственного и любительского театра в 1950-1970-х гг.

Особое место в арабском театре занимает театральная разностадиальность: например, сквозь образ исторического персонажа часто просвечивает его мифологический прототип; пьеса из бытовой жизни может быть построена по законам мистерии; психологическая драма, задуманная «под Шоу», может разразиться наивным дидактизмом и мелодраматичностью. Поэтому в арабской драматургии крайне немногочисленны произведения, в отношении которых можно говорить об известных художественных методах в их общепринятом западном виде. Наличие «второго плана», постоянное тяготение к символике, мифологический или исторический аллегоризм, чуть прикрытые дидактические смыслы, наличие своеобразных социальных эмблем в пьесах на актуальные сюжеты — эти качества современной драматургии представляют собой некую «остаточную традиционность».

Выявление общих тенденций развития арабского театра в национально особенном позволяет, по аналогии с укоренившимися терминами в искусствоведческой литературе, определить специфическую «арабскость» театра. В обоснование этого термина можно положить идею существования единого арабского театра как такового не только в современную, но и в древнюю эпоху, вопреки очевидным географическим, диалектным и даже (для некоторых арабских стран) религиозным различиям.

Вместе с тем справедливым будет отметить, что соседство традиционного и народного театра обычно не в пользу современной сцены. Яркие образы, рожденные далеким прошлым, эстетическая цельность, виртуозность и выразительность, изощренная сценическая техника, вызревавшие в течение многих веков, только подчеркивают несовершенства и уязвимые точки театра нового и новейшего времени, в частности его вторичность. С одной стороны, справедливым выглядят требования некоторых театральных критиков и режиссеров развивать и реконструировать только традиционные автохтонные виды арабской зрелищной культуры, отказавшись от неудачных попыток синтеза с Западом. В то же время именно в результате подобного синтеза родился и формируется современный арабский театр.

Общеизвестно, что трудно изучать живые явления культуры, не прошедшие существенного испытания временем, не обладающие классическим «налетом». Почти все серьезные исследования арабских ученых, работающих в области театра, в той или иной мере касались проблем художественной формы: им посвящены статьи Аль-Арбида Тамера, Дгхама Раджаба, Кадома Икбаль Мухаммеда Али, Кини Александра Георги, Набиль Али Али Мохамеда, аль-Самарай Саада Камиля, Фаузи Фахми Ахмеда и многих других; в последние десятилетия были изданы фундаментальные монографии Салама Хасана, Тауфика ал-Хакима, аль-Бахра Насра ад-Дина, Фаузи Фахми Ахмеда, Мухаммеда Теймура и др., но и среди них нет ни одной, посвященной исключительно современным проблемам театральных художественных форм. Трудность изучения современного арабского театра как живого явления культуры удваивается, если исследователь принадлежит к традиции, им изучаемой, однако не может надежно опереться на письменно зафиксированные свидетельства самосознания этой традиции. Чтобы вставить противоречивые факты и явления в прямую перспективу истории, где все они обретут точную оценку и верный масштаб, недостаточно одного исследовательского чутья. Тем самым предлагаемое диссертационное исследование является первым специальным исследованием в этой области и, как всякий первый опыт, не претендует на полноту охвата проблемы.

Список публикаций автора

1. Предтеатральные явления в арабской культуре//Человек и Вселенная. - 2002.—№11 (21). - С.34-44.

2. Становление и развитие арабского профессионального театра// Человек и Вселенная. - 2003.—№1 (22). - С.41-46.

3. Практика работы арабских театров по системе К.С.Станиславского// Человек и Вселенная. - 2003.—№3 (24). -С.6-12.

4. Арабский политический театр//Человек и Вселенная.-2003.-№8(29).-С.6-14. 0,50

 

Список научной литературыАбдельсалам Мусбех Муса Кубайлат, диссертация по теме "Театральное искусство"

1. Авдеев А.Д. Происхождение театра/ А.Д. Авдеев. — М.: Б.м.,1959. -217 с.

2. Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира/ А.А. Аникст. — К.: Искусство, 1965. 187 с.

3. Аль-Арбид Тамер. Театр одного актера (рассказчика) в арабском традиционном и современном искусстве/ Тамер аль-Арбид: Автореф. дис. .канд.искусствовед./ЛГИТМИК. -СПб.,1992. 18 с.

4. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимодействие культур / С.Н. Артановский. Л.: Б.м.,1987. -207 с.

5. Бартольд В.Б. Культура мусульманства/ В.Б. Бартольд. — Л.: Академия, 1918.- 101 с.

6. Беляев Е.А. Образование арабского государства и возникновение ислама в VII в./ Е.А. Беляев — М.:Наука,1954. 74 с.

7. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье/ Е.А. Беляев. — М.:Наука,1965. — 97 с.

8. Берков П.Н. История русской комедии XVIII века/ П.Н. Берков.— Л.гНаука, 1977.-243 с.

9. Бертельс Е. Персидский театр/ Е. Бертельс. — Л.: Академия, 1924. 62 с.

10. Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль/ Ю.М.Барбой. — Л.:ЛГИТМиК,1988.

11. Бояджиев Г.Н. Мольер. / Т.Н. Бояджиев. — М. .'Искусство, 1967.-381 с.

12. Брехт Б. Собр. соч. в 6 т. Т. 5, п. 2. Театр. Жизнерадостная критика / Б.Брехт. — М.: Б.м.,1965. 243 с.

13. Вишневская И. Д. Гоголь и его комедии/ И. Д. Вишневская. — М., Наука, 1976. 52 с.

14. Гительман Л.И. Из истории зарубежной режиссуры Авторская режиссура Л.И. Гительман. — СПб.: СПбГАТИ, 1997.

15. Гусейнова ДА. Нуман Ашур и социальная драма АРЕ/ Д.А. Гусейнова.: Автореф. дис. .канд.искусствовед./ ГИТИ им. А.В. Луначарского. —М., 1983. -24 с.

16. Гусейнова Д. Алжирский театр: Очерки истории/ Д. Гусейнова. -М., 1995. 141 с.

17. Дауд Георгиус Дауд. Проблемы историзма в современном иракском театре 60-80-х гг./ Дауд Георгиус Дауд: Автореф. дис. .канд.искусствовед./ ГИТИ им. А.В. Луначарского. М.,1989. - 20 с.

18. Демин В.П. Формирование личности режиссера драматического театра/ В.П. Демин: Автореф. д-ра иск./ЛГИТМИК Л.,1985. - 24 с.

19. Дешко Н.Г. Эмоциональная заразительность спектакля как эффект сценического притяжения/ Н.Г. Дешко: Автореф.канд.искусствовед./ ГИТИ им. А.В. Луначарского. -М.,1976.-22 с.

20. Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия./ А.А. Долинина. — М.:Наука,1973. 245 с.

21. Долинина А.А. Советские исследования в области арабской литературы/ А.А. Долинина. — М.:Прогресс, 1978. -117 с.

22. Дгхам Раджаб. Становление арабской театральной традиции и современные тенденции развития сценического искусства Сирии/ Раджаб Дгхам: Автореф. дис. .канд.искусствовед./ИИЭИ. Минск,1999. - 19 с.

23. Еолян И.Р. Очерки арабской музыки/ И.Р. Еолян. — М.: Музыка, 1977. 87 с.

24. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке/ Б. С. Ерасов. — М.: Наука, 1999. 327 с.

25. Ершов Д. Сатира и современность/ Д. Ершов. — М.Современник, 1978. 186 с.

26. Ершов П. М. Режиссура как практическая психология/ Д. Ершов. — М.:Б.м.,1994.-247 с.

27. Журавский А. В. Христианство и ислам: Социокультурные проблемы диалога.—М.: Наука, 1990. 128 с.

28. Завадский Ю.А. Рождение спектакля / Ю.А. Завадский.—М.:ВТО, 1975. 179 с.

29. Иордан М. Исламизация культуры как воплощение этических идеалов ислама/ М. Иордан //Ислам и этническая мобилизация/Под ред. М.И.Губогло. -М.: Б.м.,1998. С.61-69.

30. Ислам и культура ислама: о традициях и стиле восточного искусства: По мат.-лам обсуждения за "круглым столом" в ред. ж-ла "Творчество "//Творчество.-1991.- № 9. — С. 2-11.

31. Каган М.С. Художественная культура в докапиталистических формациях/ М.С. Каган. — JL: ЛГУ, 1984. -217 с.

32. Кадом Икбаль Мухаммед Али. Основные тенденции развития иракского театра и драматургии 1950-1970 гг./ Икбаль Мухаммед Али Кадом: Автореф. канд.искусствовед./ ВНИИискусствознания. — М.,1987. 25 с.

33. Кини Александр Георги. Пути развития сирийского театра/ Александр Георги Кини: Автореф. дис. канд.искусствовед./ ГИТИ им. А.В. Луначарского. М.,1984. -19 с.

34. Кирпиченко В.К. Юсуф Идрис/ В.К. Кирпиченко. — М.: Наука,I960. 42 с.

35. Клековкин А.Ю. Событийно-зрелищное мышление в структуре режиссерской деятельности/ А.Ю. Клековкин: Автореф. дис. . канд.искусствовед./ВНИИ искусствознания. -М.,1991. -24 с.

36. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли/ М.О. Кнебель. М., 1982. - 197 с.

37. Котовская М.П. Синтез искусств/ М.П. Котовская. — М.; Наука, 1982.-97 с.

38. Крымский А.Е. История мусульманства/ А.Е. Крымский.- М., 1903. 349 с.

39. Крымский А.Е. История новой арабской литературы/ А.Е. Крымский. — М.: Наука, 1971. 311 с.

40. Ларина С.М. Творческие взаимодействия узбекского театра с театрами республик Средней Азии/ С.М. Ларина: Автореф. дис. . канд.искусствовед./Ташк.ГУ. Ташкент, 1991. - 19 с.

41. Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте (новое время)/ З.И. Левин. —М.:Наука,1972. 148 с.

42. Литвин Б.М. Поиск образности в творчестве режиссера (Психол. предпосылки и реализация)/ Б.М. Литвин: Автореф. дис. . канд.искусствовед./Рос.ин-т искусствознания. —1. М.,1993.-28 с.

43. Лосев А.Ф. Диалектика мифа// Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. - С. 12-41.

44. Луцкий В.Б. Новая история арабских стран/ В.Б. Луцкий.1. М.-.Наука, 1966. 179 с.

45. Маркова Л.В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни/ Л.В. Маркова, Л.В. Шамина. М.:ВНМЦНТИКПР,1984. - 59 с.

46. Материалы Йеменской Социалистической Партии (НДРЙ). — М.: Политиздат, 1978.-179 с.

47. Монастырский П.Л. Режиссер и режиссура/ П.Л. Монастырский. Самара: Изд-во СГПУДООО. - 182 с.

48. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства/ Ю.А. Мочалов: Автореф. дис. .канд.искусствовед./ВНИИ искусствознания. М.,1989. - 24 с.

49. Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина/ Лари Мусави, Рукни Сайид Муджтаба. -Баку, 1992. 61 с.

50. Набиль Али Али Мохамед. Влияние народной традиции на становление и развитие комедийного театра Египта/ Али Али Мохамед Набиль: Автореф. дис. .канд.искусствовед./ ГИТИ им. А.В. Луначарского. -М.Д981.-22 с.

51. Немирович-Данченко В.И. Театральное наследие. / В.И. Немирович-Данченко. — М.,1952. 284 с.

52. Олдридж Дж. Каир. Биография города./ Олдридж Дж.— М., 1970.-298 с.

53. Омер Абдулла Салех Сайд. Становление и развитие театра в Южном Йемене/ Сайд Омер Абдулла Салех: Автореф. дис. .канд.искусствовед./ГИТИС. -М.Д993. 25 с.

54. Оппенхейм A.JI. Древняя Месопотамия/ A.JI. Оппенхейм. — М.:Наука,1980. 214 с.

55. Проблемы методики режиссерского творчества: Сб.науч.тр./МГУКИ. — М.: МГУКИ, 2000. 193 с.

56. Прозоров С.М. Таз кйя//Ислам: Энцикл.сл. — М.:Наука,1990. С.220-221.

57. Путинцева Т.П. Тысяча и один год арабского театра/ Т.П. Путинцева. — М.:Наука,1977. 275 с.

58. Рагимова JI.A. Взаимодействие драматургии и режиссуры в процессе становления советского сценического искусства (Азербайджанский театр им. Азизбекова 20-30-е годы)/ JI.A. Рагимова: Автореф. дис. .канд.искусствовед./ВНИИ искуствоведения. -М.Д984. —23 с.

59. Режиссерский театр/ Ред.-сост. А.Смелянский, О.Егошина. М.: МХТ,2001. -21 с.

60. Режиссура литературно-поэтического театра. -Л.:ВПШКД988. 95 с.

61. Ремез О .Я. Пространство и время в режиссуре драматического спектакля: Автореф. дис. .докт. искусствовед./ ГИТИ им. А.В. Луначарского. М.,1981. - 35 с.

62. Саджер Фауаз Омар. Значение системы К.С.Станиславского для развития арабской театральной школы/

63. Степанянц М. Гуманистическая традиция в мусульманской культуре/ Степанянц М. //Гуманистические тетради. — 1994,- №> 1.- С.24-32.

64. Тимофеев И.В. Египетский театр теней "хаял аз-зилль"/ И.В. Тимофеев // Вопросы восточного литературоведения и текстологии. — М.:Наука,1975. — С.42-45.

65. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Т.1./ Г.А. Товстоногов. — М.:Искусство, 1984. — 349 с.

66. Топорков В.О. Станиславский на репетиции/ В.О. Топорков.-М., 1949.- 117 с.

67. Тухтиева Г.Т. Ислам и общечеловеческие ценности/ Г.Т. Тухтиева //Культура и образование. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции аспирантов и студентов. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1995.-С. 15-17.

68. Усманов Н.К. Проблематика "интеллектуального театра" Тауфика аль-Хакима./ Н.К. Усманов/ААрабская филология. — М.:МГУ,1968. С.68-72.

69. Усманов Н.К. Проза Тауфика аль-Хакима/ Н.К. Усманов.1. М.:Наука,1976. 59 с.

70. Фаузи Фахми Ахмед. Становление народных форм современного египетского театра/ Фахми Ахмед Фаузи: Дисс. канд.искусствовед./ ГИТИ им. А.В. Луначарского. — М., 1975.- 188 с.

71. Федь Н.М. Искусство комедии/ Н.М. Федь. — М.: Наука, 1978. — 146 с.

72. Фильштинский И.М. Арабская литература в средние века/ И.М. Фильштинский. — М.: Восточная литература, 1977. -231 с.

73. Фомин Г.А. Эволюция принципов режиссерского решения массовой сцены в драматическом спектакле русского дореволюционного и советского театра/ Г.А. Фомин: Автореф. дис. .канд.искусствовед./ ГИТИ им. А.В. Луначарского. -М.,1981. 17 с.

74. Шалимов B.C. Проблемы специфики режиссерского мышления/ B.C. Шалимов / ГИТИ им.А.В.Луначарского. -М.,1988. -16 с.

75. Шидфар Б.Я. Арабская классическая литература в XI-XII вв./ Б .Я. Шидфар. — М., 1974. 271 с.

76. Юнусов К.О. Драматургия Тауфика аль-Хакима/ К.О. Юнусов. — М.:Наука,1976. 74 с.

77. Юнусов К.О. "Обработки" в арабской драматургии/ К.О. Юнусов.// Арабистика и семитология в третьем тысячелетии. -СПб., 2000. // www.anhar.ru/library/cairo/part23.htm

78. Юсупова М.Р. Взаимодействие режиссера с актером в процессе работы над спектаклем (на материале Узбекского театра)/ М.Р. Юсупова: : Автореф. дис. .канд.искусствовед.' /ИИЭФ. Минск, 1994. - 16 с.

79. Якуб Шадрауи. Проблемы режиссуры на современной ливанской сцене/ Шадрауи Якуб: : Автореф. дис. .канд.искусствовед. / ГИТИ им. А.В. Луначарского. -М.,1986. -24 с.

80. Юнусов К.О. Музыкальный театр Ливана//Россия и арабский мир. Вып.5. - СПб., 1999. - С. 126-131.

81. Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии / Ярхо В.Н. — М.:Наука, 1979.-207 с.

82. На английском, французском и испанском языках

83. Moreh Shmuel. Live theatre and dramatic literature in the medieval Arab word = Живой театр и драматическая литература в средневековом Арабском слове. N.Y.:N.Y.univ.press,1992. — 205 р.

84. Delgado P. L. Aproximacion al teatro egipcio moderno = К вопросу о современном египетском театре/ Pilar Lirola Delgado. Granada: Univ. de Granada, 1990. - 155 c.

85. Salame Ghassan. Le theatre politique аи Liban (1968-1973) = Политический театр Ливана (1968-1973). Beirut: Dar el-Macheq,1974. — 79 c.

86. Starkey P.G. Philosophical themes in Tawfiq al-Hakim = Философские темы у Тоуфика ал-Хакима// Jour. Of Amer. Literature. VIII (1977), P. 136-152.

87. Starkey P.G. Theme and form in the works of Tawfiq al-Hakim = Тема и форма в работах Тоуфика ал-Хакима. Oxford: Oxford Univ., 1978.1. На арабском языке

88. Абд ал-Мути Шарауи. Ал-масрах ал-мисри ал-муасир = Современный египетский театр/ Абд ал-Мути Шарауи. — Каир: Ал-хайа ал-мисрийа ал-амма ли-л-китаб,1986.

89. Абд аль-Хамид Юнис. Масрах ал-хайаль = Театр теней/ Абд аль-Хамид Юнис. — Каир, 1965.

90. Азиза Мухеммед. Ал-ислам уа ал-масрах = Ислам и театр/ Азиз Мухеммед. — Каир, 1977.

91. Али Икла Урсан. Театральные явления у арабов = ал-дауахр ал-масрахи анд ал-араб/ Али Икла Урсан. — Дамаск, 1981.

92. Али ар-Ра'и. Ал-фукаха ал-иртиджалийа = Импровизированная комедия/ Али ар-Ра'и. — Каир, 1968.

93. Али ар-Ра'и. Ал-фунун ал-фукагийа = Искусство комедии/ Али ар-Ра'и. — Каир, 1971.

94. Али ар-Ра'и. Ал-масрах ви-л-алям ал-араби = Театр в арабском мире/ Али ар-Ра'и. — Кувейт, 1980.100. аль-Алим Махмуд Амин. Ат-такафа уа ал-масрах = Культура и театр/ аль-Алим Махмуд Амин. — Бейрут, 1970.

95. Алхаким Тауфик. Наши театральные формы = ал-Масрахуна аш-шекли/ Алхаким Тауфик. Каир, 1967.

96. Ахмед Шамс ад-Дин аль-Хигаги. Ал-хурафа фи ал-масрах ал-мисри ал-муасер = Легенда в современном египетском театре (1933-1970)/ Ахмед Шамс ад-Дин аль-Хигаги.1. Каир, Б.г.

97. Аль-Баруди. О театральной музыке = Ан ал-мусика ал-масрахийа/ Аль-Баруди //Аль-Масрах. — Каир, 1964, июнь.108. аль-Бахр Наср ад-Дин. Ал-надарийа уа-л-хибра ал-масрахийа = Теория и практика театра/ аль-Бахр Наср ад-Дин. -Дамаск, 1977.

98. Дейф Шуфки. Ал-джахилийа = Доисламская эпоха/ Дейф Шуфки. Каир. 1971.

99. Джалал аль-Ашри. Мушкелят ал-адат уа-такаддум = Проблемы традиционности и новаторства/ Джалал аль-Ашри.1. Каир, 1971.

100. Джордже Зейдан. Тарих ал-адаб фи-л-лога ал-арабийа -История литературы на арабском языке / Джордже Зейдан. — Каир, 1938.

101. Касем Мухаммед. Багдад ал-абади = Вечный Багдад/ Касем Мухаммед. — Багдад, 1973.

102. Ландау Дж. Бахе ал-масрах ал-араби уа ас-синема = Исследование арабского театра и кинематографии./ Дж. Ландау /Перевод на арабский яз. Ахмеда аль-Мугази.—Каир, 1972.

103. Лейла Насим Абу Сейф. Нагиб ар-Рейхани/ Лейла Насим Абу Сейф.—Каир, 1972.

104. Мухаммед Мандур. Ал-масрах «ал-масрах» = Театр «Аль-масрах»/ Мухаммед Мандур. — Каир, 1963.

105. Мухаммед Юсеф Наджм. Ал-кисса фи-л-адаб ал-араби ал-хадиц = Пьеса в современной арабской литературе/ Мухаммед Юсеф Наджм. — Бейрут, 1957.

106. Мухаммед Юсеф Наджм. Ал-масрах ал-араби = Арабский театр/ Мухаммед Юсеф Наджм. — Бейрут, 1961-1963.

107. Мухаммед Юсеф Наджм. Ал-фан ал-масрахи фи-л-адаб ал-араби ал-хадиц (1847-1914) = Драма в современной арабской литературе (1847-1914)/ Мухаммед Юсеф Наджм.—Бейрут, 1967.

108. Мухаммед Теймур. Тахкик ан ал-адаб уа-л-масрах = Очерки о литературе и театре/ Мухаммед Теймур. — Каир, 1958.

109. Набиль Фарадж. Лика ма Нуман Ашур = Встречи с Нуманом Ашуром/ Набиль Фарадж //Аль-Марифа. — 1972.—№ 124-125.

110. Наджм Мухаммед Юсеф. Ал-адаб ал-малхами ал-шааби = Народный эпос/ Наджм Мухаммед Юсеф. — Каир, 1968.

111. Нуман Ашур. Хайати хийа ал-масрах = Театр — жизнь моя/ Нуман Ашур. — Каир, 1974.

112. Нуман Ашур. Улакед ал-масрах м'а ал-доула уа-л-муджтама = Связь театра с государством и обществом/ Нуман Ашур //Аль-Марифа. 1973,—№ 135.

113. Орсан А. О. ал-Масрах анд-ал-араб = Театральные явления у арабов / А. О. Орсан. —- Дамаск, 1981.

114. Раджа ан-Наккаш. Ал-макан амам ал-ситар = Место перед занавесом / Раджа ан-Наккаш. — Каир, 1971.

115. Раджа ан-Наккаш. Фи ду ал-масрах = В свете театра / Раджа ан-Наккаш. — Каир,1965.

116. Рашид Фуад. Наш театр = Масрахуна/ Рашид Фуад //Масрах. Каир, 1962. — № 12134. ар-Рахбани Мапсур. Агани тухиббу ан-нас = Песни, любимые народом/ ар-Рахбани Мансур // Афак арабийа.— 1983,—№ 9.

117. Роже Ассаф. Масрах ал-гита ал-мадани = Театрализация: маски города / Роже Ассаф.—Бейрут, 1965.

118. Сайд Ауляки. 70 сана ал-масрах ал-йемани = 70 лет йеменского театра/ Сайд Ауляки. Аден, 1983.

119. Салах Абд аль-Сабур. Ли-каи нантасер ал-альмауд = Чтобы победить смерть/ Салах Абд аль-Сабур. — Каир, 1966.

120. Салех Рушди. Ал-масрах ал-араби = Арабский театр / Салех Рушди. — Каир, 1972.

121. Салех Рушди. Ал-фан ал-шааби = Народное искусство / Салех Рушди. — Каир, 1967.

122. Салех Рушди. Ал-адаб ал-шааби = Народная литература / Салех Рушди.—Каир, 1972.

123. Сами Мунир Хусейн Амир. Ал-масрах ал-масри баад ал-харб ал-аламийа ат-тания (1945-1970) = Египетский театр после второй мировой войны (1945 -1970) / Сами Мунир Хусейн Амир. — Каир, 1979.

124. Самир Сарахан. Аль-Масрах аль-мисри алъ-ландис = Современный египетский театр / Самир Сарахан. — Каир, 1973.

125. Самир Сарахан. Ал-масрах ал-муасир = Современный театр / Самир Сарахан. Каир: Ал-хайа ал-мисрийа ал-амма ли-л-китаб,1987.144. ас-Сейид Хиляль. Машакиль ал-масрах = Проблемы театра / ас-Сейид Хиляль, Самир Фарид. — Б.м.: Аль-Катеб, 1966.

126. Умар ал-Талиб. Ал-масрахийа ал-арабийа фи-л-ирак.^ Арабская пьеса в Ираке / Умар ал-Талиб. — Багдад: Матбаад ал-нуман,1971.

127. Якуб Саннуа. Ал-масрах ал-араби: дирасат уа нусус = Арабский театр: теория и обучение / Якуб Саннуа / Под ред. Мухаммада Юсуфа Найма. Бейрут: Дар ат-такафа, 1964.

128. Ал-ахбар ал-мусикийа = Музыкальная хроника//Аль-Ахрам. (Каир) -1998, июль.