автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Концепция личности в прозе Эрве Базена

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Вагабова, Севда Давуд кызы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Концепция личности в прозе Эрве Базена'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Вагабова, Севда Давуд кызы

ВВВДЕНИЕ. 4

Глава I. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА ЭРВЕ 19

БАЗЕНА

1.1.История изучения проблемы личности в 19-32 литературоведении.

1.2.Личность художника и индивидуальный характер его творчества.33

1.3.Концепция личности и своеобразие художественного метода Эрве Базена. . . . 40

1.4.Личность и положительный герой. . . . 61

1.5.Личность и семья.71

Глава П. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЭРВЕ БАЗЕНА.80

П.I.Личность на начальном этапе становления (на материале романа Эрве Базена "Змея в кулаке). . . .84

П.2.Юношеский период формирования базенов-ской личности (на материале романа Эрве Базена "Смерть лошадки").99

П.З.Личность на наиболее зрелой стадии развития (на материале романа Эрве Базена "Крик совы").II2-I

П.4.Личность в процессе художественного воплощения социально-лирической тематики (на материале повести Эрве Базена "И огонь пожирает огонь"). . 122

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по филологии, Вагабова, Севда Давуд кызы

Нет такой сферы человеческой деятельности, куда бы ни проникал сегодня глаз художника. Если это талантливый, одарённый, маститый художник, им открываются дотоле скрытые стороны жизни, явления, с трудом поддающиеся восприятию комплексом органов чувств, недоступные для простого человеческого взора бытовые детали. Таким представляется современному литературоведению, как советскому, так и зарубежному, Эрве Базен - выдающийся романист Французской республики, видный общественный деятель, сторонник непременной разрядки международной напряженности, лауреат Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" за 1979 год, президент академии Гонкуров, лауреат многих отечественных и зарубежных литературных премий, в том числе самой авторитетной во Франции - Гонкуровской. ""

Эрве Базен известен советскому читателю по романам "Змея в кулаке", "Смерть лошадки", "Крик совы", "Анатомия одного развода", "Встань и иди", "Ради сына", повести "И огонь пожирает огонь", а также по выступлениям в печати, по радио и телевидению. Помимо перечисленных, он автор еще и следующих романов: "Головой об стену", "Кого я осмеливаюсь любить", "Счастливцы с острова Невзгод", "Масло в огонь" и "Зелёный храм". Книга "Зелёный храм", являющаяся последней художественно-прозаической работой Эрве Базена, оценивается французской литературной критикой как произведение, в котором автор высказывается "против невероятного груза лицемерия, которое под предлогом утверждения индивидуальности человека, подавляет его личность" (Ш.2).

В середине 70-х годов состоялась встреча писателя с жителями Азербайджанской ССР, в частности с профессорско-преподавательским и студенческим коллективами Азербайджанского Педагогического Института Иностранных Языков имени 50-летия СССР, где он восхищался гостеприимством азербайджанского народа, фактом великолепного владения французским языком в условиях отсутствия непрерывного контакта с носителями языка, сопричастностью к литературной жизни Французской республики.

Подобные встречи не носят случайного характера: они отвечают требованиям партии и способствуют решению одной из главных задач государства - "развитию международного сотрудничества" (П.1, 5), Следует отметить, что из года в год расширяются разно-отраслевые связи Азербайджана, в целом СССР с Францией. В связи с этим приобретает особую значимость конкретно та часть Отчётного доклада Центрального Комитета КПСС, представленного на ХХУ1 съезде КПСС, где говорится о взаимоотношениях наших двух стран: "Обширная система связей сложилась у нас с Францией. Поддерживается практически непрерывный политический диалог на различных уровнях. В три раза увеличился объём советско-французской торговли. Более 300 тем и направлений охватывает теперь взаимодействие в сфере науки, техники и культуры. И хотя не со всеми действиями Франции на международной арене мы согласны, наши отношения остаются крупным фактором разрядки, а мы за их дальнейшее динамическое развитие" (П.2, 24).

Вопросы дальнейшего взаимного сотрудничества СССР и Франции в области литературы, обмена писательскими делегациями, участия в международных мероприятиях в защиту мира были, в частности, обсуждены во время приёма Эрве Базена первым секретарём правления СП СССР Г.М.Марковым в один из последних приездов писателя в нашу страну (1У. 93).

Жизнь и деятельность Эрве Базена протекают в стране буржуазного режима; сфера его изображения - это буржуазный быт. Он считает, что буржуазия имеет "наклонность к подавлению личности", и сами наличные общественные условия в конечном итоге вынуждают людей ставить под сомнение разумность буржуазной системы или, наоборот, наталкивают их на путь революционного преобразования капиталистического миропорядка. Базен пришёл к этому через осознание того, что "индивидуальные выступления психологического характера должны уступить место действиям более сплочённым, более целесообразным" (Ш.7, 143). Воплощение изложенного можно глобально обозначить, осмыслив весь творческий путь писателя от "Змеи в кулаке" вплоть до повести "И огонь пожирает огонь".

В процессе творческой деятельности Эрве Базен пользуется приёмом, определяемым им как приём "раскаливания железа докрасна", что предполагает выбор действующих лиц произведений в конкретно взятой ситуации, отталкивание от реальности и отображение её в более чётко очерченном социальном обрамлении. Причём наиболее важным элементом в этом перечне является для него реальность (Ш.7, 143). Этот приём, разрастаясь, обеспечивает, как мы полагаем, своеобразие творческой манеры художника.

Эрве Базен - представитель прогрессивного крыла современной французской литературы. Прогрессивный характер творчества писателя находится в тесной взаимосвязи с системой его взглядов на окружающую действительность. Решающим моментом базеновского мировоззрения является отношение художника к проблеме войны и мира на земле. Будучи приобщён к лагерю сторонников мира и безопасности во всём мире, он считает, что "без мира. невозможны ни личное счастье, ни подлинное благополучие людей" (Ш.20). Писатель яростно осуждает агрессивные намерения и акции НАТО и усматривает в прекращении гонки вооружений одну из главнейших задач современности. Он прекрасно понимает, что единственно возможный и логический шаг на пути к мирному сосуществованию государств с различным общественным строем - это разрядка международной напряженности и одновременное добровольное разоружение.

Эрве Базен знает цену мира. Участвуя в движении Сопротивления в годы П-ой мировой войны, он оказался свидетелем многочисленных человеческих жертв, что придало его творчеству глубоко гуманистическую направленность.

В своих выступлениях на страницах газет и журналов Эрве Базен пишет о назначении писателя, о смысле и значении его творческой деятельности, определяет цели и задачи художника. Основное содержание художественного творчества Эрве Базен усматривает в следующем: писатель, по его мнению, "должен критически оценивать то, что ему не нравится в обществе, бичевать такие пороки, как несправедливость, неравноправие, низость и подлость" (Ш. 15).

Относительно степени изученности базеновского творчества следует сказать, что на сегодняшний день имеется научное исследование Э.В.Дубинской "Эрве Базен и традиции французского романа". Не потерял своей значимости раздел "Эрве Базен" в книге Е.М.Евниной "Современный французский роман.1940-1960". В исследовании избранной нами для рассмотрения концепции личности Эрве Базена определенную ценность представляют труды Л.Г.Андреева. Небезынтересны сведения и факты, содержащиеся в предисловиях и послесловиях, написанных разными авторами к романам изучаемого нами писателя. Творчество Эрве Базена было подвергнуто частичному исследованию в следующих работах: (1У. 4; 1У. 57; 1У.53; 1У.П7; 1У.76; 1У.П.).

Зарубежное /французское/ литературоведение посвятило исследованию жизненного пути и творческой деятельности Эрве Базена монографии: (1У.130; 1У.140; 1У.141).

Говоря о литературной позиции Эрве Базена, Л.Зонина подчёркивает её "определённость", заключающуюся в неотступности от реалистических традиций, чрезмерное соблюдение которых ставится ему в упрёк, ибо приводит, выражаясь словами критика, к "консервированию". Критерием подобного "консервирования" ею считается навязчивость у читателя идеи о каком-либо сходстве базенов-ских книг с книгами, прочитанными раньше. Эта идея, по мнению Л.Зониной, возникает в результате общности тематики произведений, их фабулы. Традиционность творчества Эрве Базена, продолжает она, с одной стороны,обусловливает его мастерство, а с другой -притупляет "историческое чутьё" писателя (1У.50, 4). Если не принимать во внимание некоторые художественные детали, базеяов-ские истории, как предполагается, вполне схожи с историями, рассказанными Мопассаном (1У.50, 4).

Выражая своё мнение о том, что сближает творчество Эрве Базена и Мопассана, С.Брахман, автор предисловия к сборнику рассказов писателя " Le bureau des mariages. Cbapeau bas "» говорит об "обнажении подоплёки устоявшихся этических представлений буржуазного общества, покоящихся на корысти и лицемерии" (1У.21, II),обоими авторами.

Предположение определенного сходства творчества Эрве Базена с творчеством Мопассана, как нам кажется, допустимо. В традиционном аспекте оно представляется вполне возможным, однако мы не будем спешить присоединиться к изложенному выше мнению Л.Зониной, которая, довольствуясь лишь фактом "напоминания", говорит о чисто внешнем характере этого сходства, что не обеспечивает всей серьезности заявления исследовательницы.

Э.В.Дубинская справедливо утверждает, что в центре романов Эрве Базена находится "человек., и человек, создаваемый Базеном, это не нейтральное и неуловимое существо, как у "неороманистов", а цельная, сильная личность, живущая поразительно богатой и интенсивной внутренней жизнью, свойственной современному поколению" (1У.40, 8).

Между беллетристикой Эрве Базена и беллетристикой модернистов действительно существует огромная пропасть» Для того, чтобы убедиться в её наличии достаточно пусть даже неглубокое ознакомление с произведениями С.Беккета, Э.Ионеско и других представителей этой "алитературы": они создают пессимистическую настроенность, страх перед смертью, проповедуют абсурдность бытия, В противоположность им произведения Эрве Базена пронизаны духом протеста, борьбы, надеждой на лучшее будущее.

Относительно обозначения базеновского предмета исследования следует сказать, что зачастую им становится личность, причём личность ребёнка. Возможно, это связано с непреходящей с годами силой впечатлений автора от детства - как неприятных, так и восхитительных: забав, игр. Ввиду того, что его маленькие герои в большинстве мальчики, их любимое развлечение - игра в войну. Одной из таких игр посвяшён рассказ, соответственно названный писателем "Игра" (Ш .9, I5I-I58). Здесь он изображает разгорячённых игрой детей. Сила художественного воздействия столь велика, что начинаешь подозревать самого автора в способности играть с неменьшим азартом. Он, как нам кажется, посвящает свой рассказ игре в связи с тем, что считает её "способом проявления богатства внутреннего психологического опыта; в игре человек свободно раскрыт в своих познавательных возможностях" (1У.55, 5). Описанная в рассказе мирная и спокойная жизнь людей внезапно нарушается напоминанием о П-ой мировой войне: граната, оставшаяся с тех пор и случайно обнаруженная в сарае одним из самых безобидных участников игры, имеет серьёзнейшие последствия.

Как мы сами в том убедились, Эрве Базен "играет" хоть и увлечённо, но умно и до поры до времени, умея при надобности при

- 10 дать игре желаемый оборот.

Период создания Эрве Базеном художественных произведений примерно совпадает с периодом жизнедеятельности Филиппа Эриа, с которым его роднит общая семейная тематика. У Эриа она отражена в трилогии "Семья Дуссардель", "Испорченные дети" и "Золотая решётка". И базеновская трилогия и трилогия Эриа - это художественные документы, обличающие буржуазию и обрекающие её на провал.

На протяжении всего творчества Эрве Базен ограничивается в основном изображением быта буржуазии и обходится без создания картин жизни народа, рабочего класса Франции. Отношение писателя к "низшим" слоям общества, несомненно, со всей яркостью проступает в повествовании, но, как было сказано, показа реального положения народных масс в стране нет. Даже в самом социально насыщенном, на наш взгляд, произведении "И огонь пожирает огонь" он воссоздаёт не то, что делается народом, а то, что делается во имя народа, для его блага.

В произведениях Эрве Базена не то что не отображены, но. даже не упомянуты события такой исторической важности, как массовые общественно-исторические выступления 1968 года, когда бастовали рабочие, студенты, служащие и даже мелкая буржуазия. Однако акцентирование им внимания на классе буржуазии имеет принципиальное значение, особенно если оно имеет целью дальнейшее противоборство с буржуазной идеологией.

То, что Эрве Базеном оставлена в тени жизнь рабочего класса, далеко не является показателем незаинтересованности ею писателя. Он никак не может оставаться индифферентным к участи рабочего, ибо сам на личном опыте познал сущность его труда - тяжёлого, низкооплачиваемого. Упомянутые здесь страницы базеновской биографии позже художественно перевоплотились и стаж страницами его семейной трилогии "Семья Резо".

- II

Костяк трудящихся, левых сил Франции составляют коммунисты, объединенные в коммунистическую партию. Хотя Эрве Базен и не числится в её рядах, он далеко не безучастен к её деятельности.

Иначе говоря, цель ФКП и его цель - приближение торжества социализма - совпадают. Подтверждением тому могут служить последние публицистические выступления Эрве Базена, в одном из которых он говорит о том, что "именно социализм способен дать наидучший ответ на вопрос о судьбе человека, об его истинных нуждах. Но прежде, даже прежде, чем мы смогли бы с уверенностью повторить, что социализм - это будущее Земли, мы должны отвести от неё угрозу пожара всемирной атомной войны, которая оборвала бы движение человечества вперед, длящееся уже как-никак три миллиона лет." (1У.122, 230).

Французские коммунисты ведут непрестанную борьбу против крупного капитала, ФКП живо реагирует на все жгучие вопросы современности, Так, объединившись с социалистической партией, коммунисты Франции организовали мощную кампанию солидарности с чилийскими демократами, с правительством Народного единства Чили. Коммунисты, социалисты вместе со всеми демократическими силами страны потребовали от фашистской клики прекратить злодеяния против чилийского народа. В митингах и демонстрациях в его защиту участвовали руководители левых партий демократических профсоюзов и многих других политических и общественных организаций Франции. На митинге солидарности в Париже 9 октября 1973 года выступили руководящие деятели партий и профсоюзов союза левых сил. Солидарность с народом Чили продолжает оставаться одной из постоянных тем выступлений левых сил Франции. Левые партии при поддержке других демократических организаций создали постоянно действующий комитет солидарности с чилийскими демократами.

Это является ещё одним наглядным примером общности интересов французских коммунистов и Эрве Базена, который целое произведение - повесть "И огонь пожирает огонь" - посвятил чилийским событиям.

Сплоченность французских коммунистов и монолитность рядов компартии страны наглядно продемонстрировал последний, довольно представительный /2000 делегатов/ съезд ФКП, состоявшийся в феврале 1982 года.

Ввиду того, что личность, являвшаяся центром нашего исследования, определенным образом связана с обществом, развитие личности соответственно связано с развитием общества. Механизм социального развития был выявлен основоположниками марксизма-ленинизма: он находится в полной зависимости от взаимосвязи и взаимодействия всех сфер общественной эволюции - политической, экономической, философской, литературной и т.д. Ими признавалось и особо подчеркивалось, что не только экономическое положение является "активной причиной" этого развития. Взаимодействие, например,между экономическим и литературным развитием происходит далеко не механически, "сами люди делают свою историю, но в определенной, обусловливающей их среде, на основе уже существующих действительных отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно ни влияли на них прочие - политические и идеологические, - являются в последнем счёте всё же решающими и образуют из красную нить, которая пронизывает всё развитие и одна приводит к его пониманию" (I.I, 10-11).

Как явствует из сказанного, экономическая жизнь страны является определяющим фактором литературного развития. В связи с этим возникает необходимость кратчайшего изложения положения дел в экономике Французской республики. Она, судя по показаниям Э.А.Арсеньева, характеризуется в целом спадом; такого спада промышленного производства, какой познала экономика Франции, например, в 1975 году, страна не ведала в течение всего послевоенного периода - он отбросил производство на 2-3 года назад (1У.8, 30).

В подобное, обусловленное объективными причинами кризисное состояние экономика Франции, как и экономика любой другой капиталистической страны, впадает периодически. Каждый такой кризис, каким бы он ни был по продолжительности во времени, накладывает своеобразный отпечаток на всю последующую жизнь общества. "Кризис капиталистического общества с неизбежностью влечёт за собой кризис буржуазных идей, морали, культуры. Послевоенный, современный этап этого кризиса имеет свою специфику. Он отличается расширением официального вмешательства во все области культурного развития, включая искусство и литературу. Инструментом такой политики становится реклама, система поощрительных премий, пропаганда, запрограммированная мода, корыстные соображения издательских концернов и книготорговцев" (1У.46, 39).

Подобного рода закономерности развития капиталистической Франции не становятся барьером на пути добрососедских взаимоотношений и сотрудничества наших народов в разных областях экономики, политики и науки. Говоря о культурном обмене между нашими странами, А.Е.Иоффе и М.М.Наринский характеризуют его так: "Давние плодотворные связи существуют между литературой нашей страны и Франции. В Советском Союзе всегда высоко ценили творчество классиков французской литературы: Мольера и Стендаля, Гюго и Бальзака, Франса и Роллана. Свидетельством неизменного внимания к французской культуре является то, что со времени установления Советской власти до 1971 г. книги французских писателей и мыслителей были изданы в СССР общим тиражом более чем 250 млн. экземпляров на 54 языках нашей многонациональной страны. В последние годы широкие круги советских читателей могли познакомиться и с произведениями современных французских авторов: на русском языке были изданы произведения А.Камю и Ф.Мориака, Р.Мерля и Ж.Перека. С другой стороны, во Франции растёт интерес как к русской классической, так и к современной советской литературе. Около 1,5 тыс. библиотек в различных городах Франции регулярно получают через внешнеторговое объединение "Международная книга" советские издания" (1У.54, 57-58).

Приведенные в данном высказывании факты говорят сами за себя. При приобщении к художественным ценностям другой страны в сознании читателей непременно возникает сопоставление, сравнение прочитанного с реальным положением у себя на родине. Так, знакомясь с жизнедеятельностью человека, к примеру, во Франции, советский читатель сопоставляет её с образом жизни человека в СССР, выявляет сходства и различия, выделяет качества, приемлемые нормами социалистического общежития, одним из принципиально важных элементов которого, как и повсюду, является человек-личность. Мерой достоинства человека считается та, которой определяется соотнесённость его личных интересов с интересами общественными; определяется она фактом и долей внесения личного вклада в дело развития общества, степенью социальной активности личности.

Как явствует из сказанного, избранная нами для исследования концепция личности в художественной прозе Эрве Базена представляет большой интерес ввиду актуальности самого термина и понятия личности как таковых. В нашем понимании, личность - это общественно значимое явление, результат развития общества.

Большая Советская Энциклопедия признаёт за термином "личность" "I/, человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности /лицо, в широком смысле слова/ или

2/. устойчивую систевду социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности." (1У.60, 578). Нас большей частью интересует и удовлетворяет второе пояснение.

Помимо предлагаемой интерпретации термина, БСЭ информирует о его приемлемости философской, психологической и прочими науками. Что касается литературоведческой трактовки личности, она здесь отсутствует. Нет её, к.особому удивлению и сожалению, и в

I, 4 - - -"Кратком словаре литературоведческих терминов".

Предложение литературоведческой дефиниции "личности" не отвечает целям и не входит в задачу настоящей диссертационной работы. Здесь мы довольствуемся лишь показом процесса формирования, становления личности, её жизнедеятельности в прозе Эрве Базена, представляя это никак иначе, как стремление внести определённый вклад в дальнейшую разработку термина.

Предметом исследования является личность героев прозаических произведений Эрве Базена. На основе художественного анализа базеновских образов намечаются и складываются параметры концепции личности художника.

Актуальность работы в большой мере определяется актуальностью /современностью и своевременностью/ самого понятия личности, которая реализуется исключительно во всех областях жизни и является также отправной точкой художественной литературы. Проб-лематизируясь и образно перевоплощаясь, личность концептуализируется, то есть становится носителем воззрений и взглядов художника на человека и окружающую действительность. Комплекс этих взглядов и воззрений составляет концептуальную систему, или концепцию личности, по которой можно составить определенное мнение о характере общественного порядка, окружающего личность, ибо она есть конкретно-общественное явление, продукт эволюции общества, главная ценность социального прогресса.

Начиная, обычно, свою жизнедеятельность в семье, рассматриваемой как ячейка общества, и прогрессируя далее, всё заметнее расширяя при этом своё социальное окружение, личность наполняется социальным смыслом, приобретает определенную общественную значимость. Этот процесс сопровождается также и развитием психологии личности, которая является частным проявлением психологии общественной в сочетании с рядом индивидуальных свойств.

Базеновская личность - своеобразное средоточие буржуазных страстей, предстающих в прозаическом творчестве писателя в своей художественной окраске. Будучи реалистом, Эрве Базен создаёт близкий объективно-реальному художественный инвариант личности, который позволяет определить роль, место и значимость личности в жизни изображаемого общества, увидеть её реальные и потенциальные возможности в преобразовании буржуазной действительности, выявить сконцентрированные в ней общедуховные и общечеловеческие начала, а также специфические особенности, обусловленные спецификой общественного развития.

Материал исследования концепции личности Эрве Базена определён самим автором: "Я думаю, - говорит он, - самую существенную истину о человеке, о личности - во всех ее проявлениях: повседневных и более общих, в идеях и страстях - заключает в себе проза, роман, В здании литературы - это, так сказать, несущая балка, опора" (1У.122, 225).

В частности, исследовательским материалом служат романы Эрве Базена "Змея в кулаке", "Смерть лошадки", "Крик совы" и его повесть "И огонь пожирает огонь". Этот конкретный выбор обусловлен наиболее характерным, на наш взгляд, воплощением в указанных прозаических произведениях авторской концепции личности; исследовательский материал подобран с учётом хронологического начальный и последний этапы/ и тематического /"семейный роман" и политическая проза/ аспектов творчества Эрве Базена.

Научная новизна работы состоит в том, что суммируя и обоб-тая ранее имеющиеся труды по творчеству изучаемого писателя и рассматриваемой проблеме, настоящая диссертация затрагивает новую, более или менее узкую и пока ешё не исследованную область -концептуально-личностный разрез базеновской прозы.

Практическая ценность работы усматривается нами в выявлении общедуховного начала, проявляющегося у представителей стран с разным социальным устройством, а также в возможности и целесообразности применения положений, результатов и выводов диссертации в лекциях и практических занятиях по спецкурсу "Теория литературы", а также по курсу "Зарубежная литература. Франция. XX век" в средней общеобразовательной школе и в высших и средних специальных учебных заведениях.

Методологической основой и теоретической базой для данного исследования послужило марксистско-ленинское учение о личности и научно-теоретические труды советских и зарубежных литературоведов. Его философской почвой явились диалектический и исторический материализм.

Цель исследования заключается в определении концепции личности Эрве Базена, в определении роли и места личности в прозе художника, выявлении структуры личности, рассмотрении её компонентов - составных частей, проникновении во внутренний мир личности, познании этого мира и создании на этой основе "модели" идеальной личности писателя.

Задача исследования определяется его целью. В неё входит следующее: изучение истории вопроса личности в литературоведческой науке, вскрытие взаимосвязи между личностью художника и индивидуальным характером его прозаического творчества, соотнесение концепции личности Эрве Базена с его худонественным методом, проведение параллели между личностью и положительным героем, наблюдение за поведением и формированием личности в семье, а также за участием личности в политической жизни страны.

Апробация работы. Основное содержание исследования изложено в докладах на тему "Эрве Базен сегодня", "Проблема положительного героя в современной прозе критического реализма Франции", "Концепция личности и её общественное содержание" и "Мировоззренческая позиция Эрве Базена в аспекте разработки концепции личности", которые были представлены поочерёдно на Ш, 1У и У республиканских научных конференциях аспирантов вузов Азербайджана, проведенных в последовательном порядке Азербайджанским Политехническим Институтом им.Ч.Ильдрыма в 1980, Азербайджанским Инженерно-Строительным Институтом в 1981 и Азербайджанским Институтом Народного Хозяйства в 1982 годах. Оно также нашло отражение на страницах еженедельника "Адабият ве инджасанат" ("Литература и искусство") в статье "Концепция личности в прозе Эрве Базена" (на азербайджанском языке).

Объем и структура работы. Объем исследования составляет 163 страницы машинописного текста (основной текст изложен на 144 страницах). Диссертация включает введение, две главы, заключение и список библиографии. f^ 1. \ • -

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Концепция личности в прозе Эрве Базена"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате теоретического и практического исследований, которым посвящены первая и вторая главы диссертации, мы пришли к некоторым выводам, которые считаем целесообразным привести в данной, заключительной части работы. Здесь же найдут отражение и основные положения диссертации.

Личность героев Эрве Базена исследовалась в работе на материале прозаических произведений писателя. Ввиду того, что в проблеме личности ".сконцентрированы взгляды художника на человека, его место и роль в обществе, в истории" (1У.100,14), исследованию подверглась также сама авторская позиция.

Несмотря на то, что в целом в работе основной упор делается на личностях главных героев базеновской прозы, последние рассматриваются во взаимоотношениях с личностями других действующих лиц, ставятся в зависимость от малейших изменений, происходящих в рамках семьи - ячейки общества (трилогия "Семья Резо"), а также от важнейших социальных перемен (повесть "И огонь пожирает огонь"). Герои Эрве Базена стремятся познать себя, определить своё место в обществе - ведь сама "литература есть попытка, предпринимаемая людьми, осознать свой социальный опыт" (1У.133,122). В процессе работы становится всё более очевидным, как сдвиги в семейном и общественном укладе отражаются в структуре личности.

При художественном отражении личности важным представляется учёт соответствия общественного развития идейно-политической, эстетической и моральной установкам. Мы подчёркиваем это постольку, поскольку базеновская личность не является локальной, или сугубо региональной. Она воплощается в странах с разным общественным порядком и собственными традициями. Герои Эрве Базена -личности не слабовольные: в меру реальных способностей и возмож

- 137 ностей все они стараются оказать на своё окружение обратное влияние,

Базеновская личность весьма своевременна и современна, Мишель Вовель считает, что "подлинная современность состоит в . самой поступи истории" (1У.147, 16), Актуальность героев Эрве Базена усматривается в сообразности и соответствии их мыслей и деяний с ходом развития истории обшества, которую они сами же и сотворяют.

Одним из наиболее важных положений диссертационной работы является то, что концепция личности в прозе Эрве Базена - в целом прогрессивная, передовая система воззрений и взглядов писателя на человека - члена того или иного общества. Это в большой мере обусловлено присушим ему характером мировоззрения, о прогрессивности которого говорит полная приемлемость Эрве Базеном марксистского учения о морали.

С признанием марксистской морали связан особый интерес писателя к нравственному содержанию своих героев. Многие нравственные качества личности имеют у него хронологическую определенность: они приходят с возрастом. При изображении моральной зрелости и нравственного совершенства действующих лиц своих произведений автор не стремится представить их сверхъестественными существами - все они являются типичными представителями изображаемого общества. Нравственность является для Эрве Базена критерием оценки личности, мерилом её позитивного характера.

В базеновских положениях относительно нравственности, личностной морали обнаруживается сходство, более того совпадение с основными общечеловеческими принципами, изложенными в моральном кодексе строителя коммунизма, входящим в Программу КПСС: доброта, честность, правдивость, чуткость, скромность, искренность, добрые отношения между людьми, взаимное уважение в семье и т.д. и т.п.

II.3, II9-I20)•

Говоря о нравственности, надо бы вспомнить и о "нравственных резервах" личности, под которыми следует понимать "ориентацию и духовный потенциал личности", во многом зависящие от взаимодействия её интеллектуальной и эмоциональной жизни. Разум, движимый нравственным чувством, способствует духовному развитию человека, его братскому единению с другими людьми" (1У.96Д26).

Подтверждением разумного характера действий персонажей ба-зеновской прозы является,в частности,их сообразность с логикой.

Для создания наиболее ёмкой характеристики личности Эрве Базен пользуется методом плавного повествования, при котором один эпизод естественным образом выливается в другой, а этот последний продолжает в свою очередь первый. С целью выявления скрытых личностных свойств своих героев Эрве Базен обостряет изображаемые события путем их драматизирования. К развязке действия автор подводит читателя на протяжении всего произведения: в результате никакой, даже самый роковой его разворот не шокирует восприятие. Подтверждением тому может послужить концовка повести "И огонь пожирает огонь", посвященная смерти её главных героев, одним из которых является бывший сенатор революционного правительства. Изображение кого-то "бывшего", точнее говоря, интерес к проблеме "бывшего" - такой, например, как ".проблема бывшего министра, бывшей прихожанки, всего, что было чем-то и кем-то, а становится волею сложившихся обстоятельств "экс" чем-то и "экс" кем-то." (1У.88, 254 )-представляет собой художественное пристрастие писателя, конкретно воплотившееся в его романе "Анатомия одного развода".

I.Французский вариант романа называется "Мадам Экс".

- 139

Несмотря на подобное порой "экс" качество, личность - тип прозы Эрве Базена выделяется сильно развитым чувством - будь то чувство долга, ответственности, привязанности или ещё какое-либо иное. Такое чувство является неотъемлемым компонентом базеновской личностной структуры.

Особое значение приобретает для писателя привязанность личности к родному краю; причём чем больше приходится ей навидеться и натерпеться здесь, тем более ярко проявляется у неё чувство любви к родине, выливающееся позже (это прослеживается на последнем этапе творческой деятельности Эрве Базена) в патриотический дух и чувство патриотизма.

Менее всего для столь обильных душой персонажей, какими являются персонажи прозы Эрве Базена, подходит буржуазное общество - здесь они не получают взаимности, не находят полного понимания окружающих, в результате чего в целом создаётся впечатление об их социальной изолированности и одиноком характере. Сами же герои базеновской прозы отдают предпочтение такому одиночеству: они рвут для того с окружающей средой - семьей, обществом, -замыкаясь в себе, кто как на то способен.

В утверждении базеновской концепции личности большую роль играет гуманистическая направленность творчества автора. К гуманизму он чаше всего идёт через ненависть. Воплощение ненависти присуще многим писателям поколения Эрве Базена, в частности Морису Дрюону, автору романа-трилогии "Конец людей". Однако у Базена она с большей силой вложена в создание образа Психиморы и ей подобных персонажей, нежели у Дрюона при изображении Щудлеров и Ламоннери (1У.123, 588-589).

В прозе Эрве Базена содержится показ падения личности в современном буржуазном обществе, что рассматривается и определяется Э.Кузьминой, анализирующей роман "Супружеская жизнь", как сверхзадача" писателя (1У.66, 87). Распространяя последнюю на всё прозаическое творчество Эрве Базена, мы усматриваем её также и в остальных произведениях автора.

Показывая негативные проявления буржуазной действительности, калечащие личность и всемерно способствующие её деградации, со всей силой реалистического отображения жизни, Эрве Базен делает это с душевной болью. Меткие эпитеты на этот случай подобрал применительно к писателю Арман Лану, озаглавивший ими вступительное слово к его рассказу "Шапку долой" - "нежный" и "жестокий" (1У.71).

С целью художественного воплощения того или иного инварианта личности так же, как и для всестороннего освещения ряда волнующих его вопросов, реализации своего творческого замысла, Эрве Базен пользуется им же выработанной системой правил, которые нашли отражение в его интервью газете "Монд" (Ш.19).

Исходя из суждений Эрве Базена, личности, человеку, всем людям предстоит воплотить в жизнь целую программу, что, возможно, может потребовать век усилий, но непременно должна осуществиться. Писатель верит "в абсолютную необходимость общества, способного обеспечить (на основе социализма) необходимые урегулирования, безопасность, равенство индивидуумов и народов, стабильную демографию и экономику, демократию, развивающуюся на всех уровнях, строгое уважение к окружающей среде, справедливое распределение и осторожное использование сырья, качество жизни, подменяемое теперь количеством благ, короче - в прогресс." (111.13).

Конкретными условиями для реализации базеновской личности являются работа, служба, избранная профессия; словом, личность, по мнению автора, характеризуется преданностью любимому делу, процесс выполнения которого делает возможным самовыявление. Поми

- 141 мо последнего, ей присущи ещё самоопределение, самоконтроль и саморегу лировка.

Проблема нравственного колорита базеновской личности сопряжена с проблемой положительного героя. Позитивность личности Эрве Базен усматривает в большой степени в её бунтарской натуре; точнее, для писателя бунт является одним из проявлений положительной личностной характеристики. Специфика бунта, по мнению автора, со временем несколько модифицируется. Так, в детстве и юности он большей частью подчинен темпераменту, чувству и выражается мгновенным самоизлиянием. В более старшем возрасте бунт подчинен здравому смыслу, рассудку, выражаясь иногда молниеносно, а иногда сдержанно, гармонируя с убеждениями и принципами бунтаря.

На воспроизведении Эрве Базеном личности в немалой степени сказалась его собственная биография. Автобиографический характер базеновского творчества обеспечивает его документальность и последовательный характер воспроизведения личности. Базен - почитатель точности, тщательности, скрупулёзности, воплощением чего является детальность художественных зарисовок, изобилие в кадре повествования конкретных фактов.

Документальность базеновского творчества не исключает его лирического характера. Лиричность творческого мышления Эрве Базена проступает,в частности,при описании пейзажа. Что касается чувства любви, то ему посвящено целое произведение - роман "Кого я осмеливаюсь любить".

Исследование концепции личности в прозаических произведениях Эрве Базена показало,что все созданные им персонажи весьма отличаются друг от друга.Однако всех их объединяет нечто, дающее нам право нарисовать портрет,или воссоздать облик человека,воплощающего, на наш взгляд, основные личностные свойства, признаваемые писателем. Для ясности мы представляем его в качестве модели

- 142 идеальной личности Эрве Базена. Идеальной личностью является в его понимании человек, обладающий живым, проницательным умом, творческим складом мышления; человек с сильно развитыми чувствами; человек большой души и огромной нравственной силы; человек с бунтарским духом, неравнодушный ко всем проявлениям несправедливости и разного рода порокам обшества; человек думающий, размышляющий, имеющий в конечном итоге собственный взгляд на веши; человек, устремленный в будущее.

Особая значимость прозаического творчества Эрве Базена, в частности художественного нравственно-эстетического воплощения им личности, объясняется его положением среди множества современных произведений литературы: они свидетельствуют об опасности, которую представляет для человека и для общества моральная и духовная пустота (1У.136, II2-II3).

Изучение концепции личности Эрве Базена на материале его прозаических произведений, а также исследование последних в многочисленных предисловиях, послесловиях и разделах различных монографий позволяют усматривать в прозе писателя подступы к социалистическому реализму. Возможно, что дальнейший творческий прогресс приведёт его к искусству социалистического реализма, ведь последнее рождается как социальный оптимизм, который, в свою очередь,является свойством, присущим базеновской личности, и её важнейшей общественно-значимой чертой. Отметим, присоединяясь ко мнению Л.Г.Якименко, что "исторический оптимизм вырастает из веры в человека, в его возможности преобразить мир, создать подлинно человеческие обстоятельства, которые способствовали бы раскрытию всех действительных возможностей личности" (1У.129,32).

Возможность подобного приближения к социалистическому реализму представляется реальной и усматривается, помимо нас, также и А.Д.Богинской применительно к творчеству Мориса Дрюона.

- 143

В этом ей особенно помогает глубокая вера автора, его твёрдая убежденность в гибели "уходящих людей высшего общества, крупных капиталистов, государственных чиновников, министров, высшего дворянства" и всего строя (1У.15, 250).

Социально-оптимистическая значимость базеновской личности придаёт соответственно творчеству писателя оптимистический характер, что А.Н.Тетеревникова связывает с его участием в движении Сопротивления фашизму, объединившим в своих рядах для борьбы с врагом лучшие силы французского народа (1У.145, 5).

Концепция личности в прозе Эрве Базена так же, как и многие другие аспекты творчества писателя, позволяет советским и зарубежным литературоведам задуматься над вопросом, поставленным авторами монографии об Эрве Базене - Катрин Масе и Мари-Поль Сейте - и могущим показаться риторическим: всегда ли следует пренебрегать тем или иным суждением о писателе (имеется в виду Эрве Базен - С.В.), если только последнее исходит от его же современников?! (1У.140 ). Главное состоит, видимо,в том, чтобы быть объективным, а в отношении недавно появившихся произведений это возможно лишь с учётом средств, позволяющих контролировать наши впечатления: так,например, нам дозволено пренебречь будущим или оказать ему содействие в устранении ошибок. В этом, - пишет Рене Лалу, - критика современного и история прошлого не противопоставляются, а ставятся, дополняя при этом друг друга, на службу времени и истине (1У.137 ).

При художественном воплощении концепции личности Эрве Базена не наблюдается оторванности от традиционно-реалистического отражения её: современные писатели, как отмечают А.Терзиева и Л.Степанова, подводят читателей к конкретным событиям, которые обусловливают действия индивида и его отношение к действительности, а прежде всего к социальным причинам его личной драмы и их

- 144 влиянию на его сознание (1У.144, 7).

Традиционность прозаического творчества Эрве Базена не исключает своеобразный и оригинальный характер его концепции личности, что позволяет, на наш взгляд, выделить в системе современной литературы Франции, представляющей собой качественно новый этап в истории мировой литературы* базеноведение как часть литературоведческой науки.

I.Cm. о значении этого термина (1У.14)

 

Список научной литературыВагабова, Севда Давуд кызы, диссертация по теме "Теория литературы, текстология"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. К.Маркс и Ф.Энгельс о литературе. М.: Худож.лит.,1958. - 320 с.

3. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве (отражение марксизма в буржуазной литературе). Полн.собр.соч., т.1, с.347-534.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

5. Энгельс Ф. К истории первобытной семьи (Бахофен, Мак-Лен-нан, Морган): Предисловие к четвертому изданию работы "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Соч. 2-е изд., т.22, с.214-225.

6. П. Официально-документальные материалы

7. П.1. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977. - 64 с.

8. П.2. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 224 с.

9. П.З. Программа Коммунистической Партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

10. Ш. Произведения, статьи и выступления Эрве Базена

11. Ш.1. Базен Э. Анатомия одного развода. Пер. с франц. Ю.Жукова и Р.Измайловой. М.: Прогресс, 1979. - 267 с.

12. Ш.2. Базен Э. Без имени и без прошлого. Литературная газета, 1981, 13 дек.

13. Ш.З. Базен Э. Брачная контора. Неделя, 1964, 26 июля.

14. Ш.4. Базен Э. Во что я верю. Пер. с франц. Жуковой В. Лите- 146 ратурная газета, 1981, 15 апр. Ш.5. Базен Э. Всеобъемлющее слово "мир". Литературная газета,1978, 14 июня.

15. Ш.6. Базен Э. Встань и иди. Пер. с франц. Л.Завьяловой. М.:

16. Мол.гвардия, 1965. 319 с. Ш.7. Базен Э. "Вся работа писателя.". - Литературная учёба,1979, № 5, с.143-144.

17. Ш.8. Базен Э. Змея в кулаке. Пер. с франц. Н.Жарковой и Н.Немчиновой. В кн.: Эрве Базен. Семья Резо. Супружеская жизнь. Кишинёв: Картя молдовеняска, 1978, с.21-154. Ш.9. Базен Э. Игра. Пер. с франц. В.Толли. - Знамя, 1969, № 9, с.151-158.

18. Ш.Ю. Базен Э. И огонь пожирает огонь. Пер. с франц. Н.Кудрявцевой. М.: Прогресс, 1980. - 240 с. HI.II. Базен Э. Иметь семью! - Семья и школа, 1982, № 3, с.26-28.

19. Ш.12. Базен Э. Крик совы. Пер. с франц. Н.Брандис и А.Тетерев-никовой. В кн.: Эрве Базен. Семья Резо. Супружеская жизнь. Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1978, с.317-462. Ш.13. Базен Э. Мечта? Нет, программа. - Литературная газета, 1978, II янва

20. Ш.17. Базен Э. Призвание романа. Литературная газета, 1968,25 дек.11118. Базен Э. Ради сына. Пер. с франц. Р.Закарьян и Г.Сафроно-вой. М.: Прогресс, 1964. - 264 с.

21. Ш.19. Базен Э. Роман в эпоху кино. Литературная газета, 1971, 6 окт.

22. Ш.20. Базен Э. С думой о мире. Правда, 1980, 2 мая.

23. Ш.21. Базен Э. Смерть лошадки. Пер.с франц. Н.Жарковой и Н.Немчиновой. В кн.: Эрве Базен. Семья Резо. Супружеская жизнь. Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1978, с.155-316.

24. Ш.22. Базен Э. Супружеская жизнь. Пер. с франц. Ю.Жукова и Р.Измайловой. М.: Прогресс, 1972. - 347 с.

25. Ш.23. Базен Э. Фрагменты книги "Во что я верю". Пер. с франц. Л.Токарева. Иностранная литература, 1979, № 4, с.233-244.

26. Ш.24. Базен Э. Хромоножка. Пер. с франц. В.Толли. Неделя, 1963, 22-28 сент.

27. Ш.25. Базен Э. Хромоножка. Пер. с франц. С.Вагабовой и П.Литвинова. Литературная Россия, 1982, 19 марта.

28. Ш.26. Базен Э. Честный поступок. Пер. с франц. В.Толли. Знамя, 1966, В I, с.151-161.

29. Ш.27. Базен Э. Шапки долой. Пер. с франц. В.Пичугина. Иностранная литература, 1964, J& 8, с.92-106.

30. Ш.28. Bazin Н. Au nom du fils. P.: Editions da Seuil, 1960. -250 p.

31. Ш.29. Bazin H. Chapeau bas. Nouvelles. P.: Editions du Seuil, 1963. - 157 p.11130. Bazin H. Cri de la chouette. P.: Grasset, 1973. -297 p.11131. Bazin H. L*affaire Henri Martin. Commentaire de Jean-Paul Sartre. Textes de Herve Bazin, Marc Beigbeder,

32. Herve Bazin. Le bureau des mariages. Chapeau bas. M.:

33. К КН.: Herve Bazin. Vipere au poing. M.: Editions du Progres, 1964, c. 3-18. 1У.51. Иванов А.И. Роль мировоззрения в творчестве писателя.

34. Quenaud et d'autres. P.: Jeunes auteurs reunis, 1955. -246 p.1Y.132. Bourin A. et Rousselot J. Dictionnaire de la litterature fran<jaise contemporaine. P.: Librairie Larousse, 1968.255 p.1Y. 133.Hartveit L. A Chequer-Y/ork of Formulae. A Reading of