автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Концепция личности в советской многонациональной драматургии 70-х начала 80-х годов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция личности в советской многонациональной драматургии 70-х начала 80-х годов"
АКАДЕМИЯ НАУК УКРАИНСКОЙ ССР ИНОШУТ ЛИТЕРАТУРЫ им.Т.Г.ШЕВЧЕНКО
На правах рукописи ВАЛЬКО Луиза Александровна
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВЕТСКОЙ МНОГОНАЦИШАЛЬНОЯ ДРАМАТУЩИИ 70-х - НАЧАЛА 80-х годов
Специальность 10.01.02 - советская многонациональная литература
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Киев - 1990
Работа выполнена в отделе украинской советской литературы Института литературы им^Г^Г.Шевченко АН УССР,
Научный руководитель - НАШКО М.К. - доктор филологических наук.
Официальные оппоненты: ДУЗЬ И.М. - доктор филологических
Ведущ®?* организация - Киевский гооударотвенный педагогический инотитут им.А.М.Горького.
на заседании специализированного совета Д 016 35 01 По 8шщгге диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Институте литературы им.Т.Г.Шевченко АН УССР /252001, Киев-1, ул.Кирова, 4/.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института литературы им.Т.Г.Шевченко АН УССР.
наук, профвсоор;
ЗБОРОВЕЦ Я.В. - кандидат филологических наук, доцент.
Защита состоится 1990 г. в
г. в
часов
Автореферат разослан
Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук
Р.С.МИЦУК
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность теш исследования. Оценивая современное состол-ние советского общества, Первый съезд народных депутатов СССР отметил, что только революционная перестройка способна привести к обновленному, гуманному, демократическому социализму, который во всех своих проявлениях ориентирован на человека. Такое общество будет сильно самостоятельностью и творчеством масс, откроет им полный простор*.
Свой вклад в духовное обновление современной жизни вносят писатели, в частности драматурги; одним из приоритетных направлений их творчества.становится художественное изображение сложных процессов социализации личности. В центре внимания современной советской многонациональной литературы, драматургии в том числе, по-прежнему остается человек, его социальная активность во всех областях жизнедеятельности, его гражданская зрелость, нравственный облик.
Поэтому обращение к творчеству советских драматургов 70-х -начала 80-х годов является актуальным и необходимым для понимания сущности перестроечных процессов в современной литературе и литературной критике. Развивавшийся в условиях перестройки плюрализм мнений наиболее остро проявляется в области литературной критики, представители которой высказывают разные, порой взаимоисключающие, оценки творчества советских драматургов 70-х - первой половины 80-х годов. При этом весьма часто в полемике верх берут амоции, отсутствует глубокий научный анализ. Исследование вклада советской многонациональной драматургии этого периода в художественное постижение личности современника имеет в настоящее время большое значение.
Несомаенный научный интерес представляет литературоведческий анализ пьес советской многонациональной драматургии 70-х - начала 80-х гсдов под углом зрения человековедения, нового концептуального видения личности. Выявление в драматических произведениях указанного периода такого видения современника, р&скратпе сложной диалектики его социальной активности является одной из актуальных задач литературоведческой науки. Отсутствие обобща»-
* Постановление Съезда народных депутатов Союза Советских Социалистических Республик и Правда. - 1989. - 25 ишя.
ших pniloT по PTotl nawjiofi проблеме и служит обоснованием выбора темч TincTo'iiunfi диссертации.
Степень разработанности проблем». В литературоведении проблема личности ставилось и трактовалась преимущественно в контексте социальной активности. Предметом анализа было главным образом творчество отделы»« драматургов. Некоторые аспекты этой проблемы освещались л тр.удах ученых v литературных критиков, посвященных анализу лишь определенных этапов развития советской многона-цноналыюИ драматургии. Творчество драматургов 70-х годов исследовали Б.С.Бугров, И. Л .Вишневская ДТ.Вакуленко, Ю.Л.Зубков, С.С. Имихелопп, Ф.Ф.Купнепол, И.М.Дузь, О.И.Хороб, В.М.Пискунов, а Tiir^c аптори ряда коллективных монографий*, Некоторые аспекты проблем" со! алъной активности личности рассматривались в статьях литературоведов, театроведов, деятелей советского театра И
2
кино .
Кптодололпесккс проблемы концепции личности освещались в диссертационных исследованиях Л.Ондиковой "Проблема конфликта и героя в драматургии 70-х - начала 60-х годов" /на материале производственной драмн/, Ю.Павлова "Концепция личности в творчестве В.Личутина", а такие вьетнамского автора Май Тхук Лоана "Горьков-ская концепция социально активно!? личности и ее художественное воплощение в ранней драматургии писателя. Пьесы "Мещане", "Па дне".
Значительный вшгад в изучение советской многонациональной драматургии 50-70-х годов вносят работы Б.С.Бугрова. Обращение к тематическому спектру современной драматургии позволило ему проследить такой сложный аспект самовыражения героев пьес, каким является их социальная позиция и ее мотивационные основы®.
1 См.: Проблемы нравственного воспитания личности в современной советской литературе. - М.: Мысль. 1979; Метченко А.И., Бугров Б.С., Герасименко А.11., Зайцев В.А. Современная русская литература п 70-е годы /актуальные проблемы/. - М.: Изд-во МХУ, 1983, гл.Ш; 'Гамарченко А. Преодоление канонов. Современная тега в драматургии // В кн.: В середине 70-х. Литература наших дней / Сост. Эвентов И.О. - Л.: Лениэдат, 1977.
2 См. работы М.Швыдкого, М.Дмитревской, О.Ефремова, А.Салынского, Л.Зися, Г.Батшсва, Б.Любимова, В.Мекуева, Г.Семешока, А.Коло-мийца и др.
^ Бугрьв Б.С. Русская советская драматургия 50-70-х годов: Основные тенденции .развития /Автореферат дис. д-ра филол. наук. -
Исследуя проблему современного героя в советской )июгипа--циональной драматургии, СЛ'шхелова констатирует, что производственные публицистические пьесы 70-х годов представили горон, активно вторгающегося в жизнь, преобразующего ¿и. Однако нридло-кенная в монографии С.Лмихеловой трактовка оораза делового человека в пьесах 70-х годов не дает комплексного видения тех сторон деятельности героя, которые в сложной диалектике общественной жизни могут трансформироваться в свою противоположность.
Вопрос концепции личности рассматривался в работа К.Рудницкого, А.Степановой, А.Тамарченко, С.Севдшкова, И.Збороица и др. Так, А.Тамарченко полагает, что герой иьео И.Дворецкого "Человек со стороны" п Г.Бокарэва "Сталевари" социально активен по-новому, Эта новизна стала возможной в результате обновивши драмати-чеокого конфликта и описания героя через раскрытие сложного внутреннего мира личности, ее взаимодействия о другими личностями и коллективом^. Это интересное положение не получило в работе А.Тамарченко надлежащего развития, поскольку основным моментом исследования яачяытся вопросы поэтики и жанров драматургии указанного периода.
Проблему социальной активности личности в драматургии 70-х годов разрабатывает С.Сендюков'3. Автор справедливо относи! главных героев пьео А.Гельмана "Премия", Г.Бокарева "Сталевара", М.Ибрагимбекова "Мезозойская история" к людям активной жизненной позиции. Она объективно и субъективно обусловлена их социальным статусом и индивидуальными человеческим качествами. В отом Сон-данов видит адекватность положительного героя пьес 70-х годив своему времени и миропониманию авторов драматически произведений. С.Сендюков обратил внимание на появление в пьесах этого периода переспана, социальная активность которого вступала в противоречие с традиционным пониманием ее. И.Вишневская, Н.Оаыщ-
* ймихелова О.С. Современный герой в русской советской дшмнтур-гии 70-х годов. - Новосибирск: Наука. Сибирское отд. 1983. С.З-П6.
^ Тамарченко А. Преодоление канонов. В 1ш.: Б середине семидесятых. - Л.: Леииздат. 1977. С.344-378.
п ■
Сендюков С.Д. Нравствешше искания в современной сспш'ской многонациональной драматургии. В кн.: Проблемн нравственного воспитания личности в современной литературе. - '•!.: Мноль. 1979. С.124-143.
кий, В.Андреев, А.Мамбетов и другие отмечают в драматургии начала 80-х годов повышенный интерес к изображению сложных социальных коллизий, обусловливающих противоречивый характер общественной активности героя.
Все это вместе взятое позволяет утверждать, что исследование концепции личности в драматургии 70-х - начала 80-х годов, в частности такого ее аспекта, как проблема социальной активности личности, нуждается в более полном и всестороннем научном анализе.
Цель и задачи диссертации. Сопоставление степени научной разработка в трудах ученых исследуемой в диссертации проблемы и необходимости литературоведческого осмысления концепции личности в советской многонациональной драматургии 70-Х - начала 80-х годов позволило сформулировать главную цель в задачи настоящего диссертационного исследования. Екавная цель работы состоит в раскрытии концептуальных подходов авторов драматических произведений 70-х - начала 80-х годов в изображении сущностных черт и характеристик личности современника, степени коррелятивности концепций личности с реалиями общественной жизни. Достижение главной цели диссертации осуществляется путем решения сле-душпх исследовательских задач:.
- раскрыть содержание концепции личности в советской многонациональной драматургии 70-х - начала 80-х годов; доказать правомерность соотношения его с социальной жизнедеятельностью человека ;
- выявить критерии, какими руководствуются драматурги при изображении героя, а критики при интерпретации и отнесении его к людям активной жизненной позиции;
- проанализировать духовный мир героев пьес, состояние которого является определяющим фактором их социальной активности; рассмотреть ее содержание и направленность;
- сопоставляя поэтику драматических произведений советских авторов 70-х - начала 80-х годов, показать, как художественно, средствами драматургии, разрабатывалась концепция личности.
Методологической и теоретической основой диссертации послужили труда классиков марксизма-ленинизма, в которых нашли отражение проблемы диалектики общества и личности, места и роли личности. в общественных процессах, закономерности ее социализа-
ции, а также исследования теоретиков драмы. Б работе попользованы принципы сравнительного и системного анализа, комплексного подхода при рассмотрении драматических произведений.
Источниками исследования в диссертации явились драматические произведения советских авторов, созданные и 70-е - начале ВО-х годов, в частности пьесы А.Мишарина, А.Дударева, Н.Зарудного, Я.Стельмаха, А.Гельг.ша, А.Абдуллина, В.Дозорцева, К.Амирова, содержащие обширный материал дня осмысления представленных в них концепций личности.
Новизна научного исследования настоящей диссертации заключается;
- в предложенной 1'еме, разработка которой позволяет восполнить имеющийся в современном литературоведении пробел, возникший вследствие утвердившейся традиции анализа отдельных произведений определенного автора;
-"в комплексном подходе и рассмотрении концепции личности, ее социальной активности, художественно отобракаемой в драматурги» 70-х - начала 80-х годов;
- в соответствии с указанным подходом расширился диапазон анализируемых в диссертации пьес, что позволяет отойти от сломившейся практики рассмотрения в литературоведческих исследованиях творчества одного автора или одного драматического произведения;
- на основе анализа пьес советских драматургов предпринимается попытка освещения многовариантности личности и ее социальной активности;
- раскрывается типология драматического конфликта пьес 70-х - начала 80-х годов, которая монет служить надежным ориентиром исследования сущности драматических конфликтов и конфликтных ситуаций, отражающих диалектику развития социальной активности персонажей пьес, сложный механизм трансформации активности иод воздействием условий общественного развития, социальных и нравственно-психологических мотиваций самой личности.
Научно-практическая значимость и апробация результатов исследования. Исследуемые в диссертации подходы трактовки личности в пьесах 70-х - начала 80-х годов дают возможность изобразить эволюцию социальной активности личности, которая проявлялась, иногда подспудно, во всех сферах челопе.чнской мианеде-
ятельностп, но имела различную, часто взаимоисключающую направленность. Объективно такая эволюция ведет либо к застою в социальном и духовном развитии, либо к возможности перестройки общества и личности. Выполняемый анализ позволяет глубже осмыслить процесс социализации личности, содержание ее общественной направленности, конструктивности и деструктивности, а также необходимость проникновения в сложный механизм трансформации социальной активности личности.
Как исследование в целом, так и отдельные его разделы можно использовать при чтении спецкурсов для студентов филологических факультетов университетов и педагогических институтов. Некоторые положения диссертации использованы на занятиях со слушателями подготовительного отделения Киевского государственного университета при чтении обзорных лекций по курсу советской многонациональной литературы. Диссертационная работа по проблеме концепции личности в советской многонациональной драматургии может иметь определенное значение для поисков худояэдетвешюго изображения современников в творчестве драматургов нашего времени, преодоления тех: сложившихся канонов и стереотипов восприятия социально активной личности, которые были доминирующими в конце 70-х - начале 80-х годов в советской драматургии.
Тема исследования и научная концепция одобрены на заседании кафедры истории русской литературы Киевского государственного университета им.Т.Г.Шевченко. Результаты исследования излагались соискателем на методологическом семинаре преподавателей кафедры гуманитарных дисциплин подготовительного отделения Киевского государственного университета. Диссертационная работа обсуждалась на заседаниях отдела русской литературы и литератур народов СССР и отдела украинской советской литературы Института литературы им.Т.Г.Шевченко АН УССР. Материалы исследования отражены в четырех публикациях.
Структура и содержание диссертации обусловлены задачами исследования, состоянием изученности проблемы на данном этапе развития литературоведческой науки. Работа состоит из введения, трех глчв, заключения и списка основной использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность теш, значение поставленной проблемы в литературоведческой науке, определяться предает, дели, конкретные задачи, научная новизна исследования, теоретическая и практическая значимость диссертационной работы.
В первой главе - "Личность сквозь призму драматического конфликта" - рассматриваются вопросы методологии драматического конфликта, в частности типологии конфликта применительно к пьесам советских авторов, написанным во второй половине 70-х - начале 80-х годов. Выполненный в этой главе анализ пьес указанного периода позволяет уточнить критерии типологии конфликта, во-первых; во-вторых, показать, что авторы произведений 70-х - 1-й половины 80-х годов, используя практически всю жанровую палитру драмы, по-новому вводят в сценическое действие такие формы драматического конфликта, как внесший и внутренний. Оба названных типа конфликта является средством раскрытия личности героев, прежде всего пьес Гельмана, Новогрудского и других авторов. Феномен структурности сценического конфликта рассматривается на примере пьес "Человек со стороны", "Проводы" И.Дворецкого. Анализ указанных пьес позволил вычленить н их сценических конфликтах различные структурные уровни, имеющие определяющее значение для обозначения точек сопряжения внешнего и внутреннего конфликтов драш.
В первой главе предлагается условная схема классификации драматических конфликтов, опирающаяся на общепризнанные канрово-сааетиые критерии. В контеките этой классификации обстоятельно анализируется социально-нравственный конфликт. Его развитие в пьесах 70-х - начала 60-х годов прослеживается отчетливо на примере таких драм, как "Серебряная свадьба" А.Мишарина, "Последний посетитель" В.Дозорцева.
Анализ названных пьес убедительно свидетельствует о топ, что задействованный в них социально-нравственный кощушкг служит лишь средством донесения до зрителей острейших социальных конфликтов, составляющих живую ткань драматических, произведении. Перевод социального конфликта в плоскость производит ь^ино-нрав--отвенного столкновения героев является отличительной особенностью многих пьес рассматриваемого периода. Дннинп ири^-м ищок.»
используют Л,Гельман, О.Иерекалин, А.Абдуллин. В драматургии начала ОО-х годов доминирует мысль, что назревшие социальные конфликты требуют не частного /по данному сценическому конфликту/, а социально-политического решения. Одновременно в драматических произведениях этих лет намечается тяготение- авторов к внутреннему конфликту, что обусловило новое обращение к психологической драме.
В центре драматических коллизий бытовой психологической драмы оказывается личность, ее внутренний мир, социальная деятельность. Анализ пьес эт.ого времени, в частности А.Гельмана "Наедине со всеми", позволил сделать вывод, что сопряжение общественной и личной жизни человека объективно чревато конфликтом. Данное противоречие усиливается межличноотннми уровнями взаимодействия. А.Гельман обращается в этой драме к так называемому перманентному конфликту, который обусловлен экстраординарностью сю-жетннх перипетий.
Такие аспекты внутреннего конфликта личности, как проблема выбора, самооценки социальной деятельности и поведения главного, героя, отражены в частности в пьесе А.Мишарина "Серебряная свадьба". Это произведение потенциально интегрирует в себе своеобразно редуцированный политический конфликт. Его особенностью, как свидетельствуют пьесы А.Мишарина "Равняется четырем Франциям", В.Черныха "Превышение власти" и другие, является художественное изображение сложности процесса взаимопроникновения политики и морали, дилемма морального и аморального в политике.
В диссертационной работе в контексте типологии конфликта исследуются приемы его разрешения в пьесах 70-х - начала 80-х годов. Констатируется, что весьма распространенным становится прием незавершенности сценического конфликта. К нему весьма часто прибегают такие драматурги, как А.Гельман, В.Арро, А.Дударев и другие. Этот прием позволяет усиливать драматизм произведения, вызывает у зрителя соответствующие ассоциации, заставляет заду-моться над мотивацией собственных поступков. Именно в этом видится эмоционально-нравственная сторона приема открытого конфликта в современных пьесах.
В реферируемой главе рассматривается феномен скрытой конфликтности. Он присущ главным образом комедийному жанру. Печа-
тью "бесконфликтно!! конфликтности" отмечены комедии Азерникова "Профессионал жизни", "При открытых дверях". В последней нестандартно решается автором сценический конфликт: он как бы затухает в поступках самих героев, в действительности ке становится питательной средой духовной деформации личности. Двигателем скрытого конфликта является так называемый "трудный" герой. Его появление на сцене связано с драматургией начала 80-х годов, когда авторы обратились к изображению жизни маргинальных и близких к ним по общественному положению слоев. Такими являются герои пьес Павловой, Дударева, Белова /"Вагончик", "Порог", "По 206-й"/, они вступают в конфликт с правом. Но главный конфликт коренится отнюдь не в криминогенное™ изображенных в них личностей, а в социально-духовной сфере,-в перенятии духовных ценностей других и неумении выработать собственные ценностные установки. Новаторство пьес начала 80-х годов состояло не столько в модели разрешения конфликта, сколько в усложнении и новизне самой сути сценического конфликта, как это происходит, например, в "Пороге" Дударева.
Во второй главе - "Отображение социальной активности личности в драматургии 70-х - начала 80-х годов" - предметом исследования является сложный процесс трактовки личности и ее социальной активности советским драматургами в пьесах этого периода. Творческие поиски многих авторов были направлены на экспонирование общественно активного героя в основной сфере жизнедеятельности - трудовой. Драматургия 70-х годов своеобразно возвеличивала труд гак выспую ценность и мерило личности. Вместе с тем в ней фиксировалась сложная диалектика взаимоотношений личностей, коллектива и личности прежде всего в процессе производственной и других сферах общественной жизнедеятельности.
Выполненный в диссертации анализ пьес И.Дворецкого "Человек со стороны", А.Абдуллина "Тринадцатый председатель", А.Гельмана' "Мы, нижеподписавшиеся" и других позволяет утверждать, что драматурги сумели своевременно подметить я художественно обобщить черты социальной активности личности, которые, несмотря на их огромную обществешда п нравственно-эстетическую значимость, только типологически можно соотнести с личностью современника. Социальная и общественная значимость публицистических образов
Чсшкова, Сагадеева, Шивдина и других состояла в том, что направленностью овоей социальной активности они прокладывали дорогу идеям общественных перемен, выработке нового концептуального прочтения личности. В творчестве драматургов 70-х - начала 80-х годов узловой по сути становится проблема "раздвоения" социальной активности героя, несоответствия содержания и форм ее проявления, разнообразия мотивации социальной активности, что требовало пристального внимания к внутреннему миру персонажей пьео. Появление на сцене именно таких произведений было одним из художественных открытий драматургии конца 70-х - начала 80-х годов. Тема неоднозначности, "раздвоения" социальной активности личности героя представлена в пьесах А.Мишарина "Равняется четырем Фракциям", "Серебряная свадьба". Оба произведения затрагивают чрезвычайно сложную сферу политической жизни, политического руководства и управления. Главные персонажи - ответственные партийные работники. Сценические конфликты развертываются в основном вокруг узловой проблемы: стиля политического руководства, нравственного облика коммуниста, в том числе коммуниста-руководителя.
В диссертации отмечается, что драматургия 70-х - начала 80-х годов изображала диалектически противоречивый характер личности и ее социальной активности, вела поиск снятия противоречивости последней через раскрытие взаимосвязей личности с социальной средой, в том числе и конфликтного взаимодействия, прослеживала противоречивость самовыражения самой личности. Делается вывод, что в пьесах 70-х - начала 80-х годов, наряду с традиционным героем," изображены "нетипичные" образы современников, которые, будучи отражением реалий общественной и личной жизни, входят прямо или косвенно в конфликт с принятой в обществе концепцией социальной активности.
В пьесах рассматриваемого периода отчетливо проводится мысль о деформации личности, переориентации направленности ее социальной активности на достижение узколичностных интересов, своеобразной внутренней "эмиграции" героев. Интересны в этом отношении пьесы Л.Арбузова "Победительница", В.Арро "Смотрите, кто пришел", Я.Стельмаха "Провинциалки" и другие, где опиоание развития событий в сценических произведении позволяет судить о
мотивациях и характере социальной активности персонажей, вызывает ассоциации о значительной социальной опасности поступков, общественной деятельности героев или их полной социальной пассивности, что не менее опасно для общества, для личности. Отавя эту проблему, драматургия 70-х - начала 80-х годов присущими ей средствами настраивала общественное мнение на пересмотр сложившихся стереотипов восприятия социальной активности в категориях утвердившейся модели активной жизненной позиции героев. Она пыталась разрушить традиционные подходы к человеку через нестандартное изображение самого человека, диалектики социальной активности и духовности личности. Этот аспект занимает заметное место в творчество драматургов рассматриваемого периода, особенно в произведениях А.Казанцева, Л.Петрушевской, А.Соколовой, А.Галина и других, которые, заявив о себе в разное время, позже образовали направление', назвашюе "новой волной".
Активно воздействуя средствами искусства на процессы формирования личности, драматурги пытаются объемно показать реальную личность наших дней, со всеми ее сильными и слабыми сторонами, увидеть тенденции ее совершенствования через деятельность, нравственный рост. Анализ пьес 70-х - начала 00-х годов показывает, что видение драматургами личности основывается на объективных реалиях, сложившихся в обществе.
Следует подчеркнуть, что драматургия 70-х годов в основном не пиала далее освещения, главным образом, внешних проявлений духовности персонажей. В этом вина в какой-то степени и литературной критики, которая нередко в своих оценках чаще всего отвергала многообразие процессов социализации личности героев, придерживалась существующих канонов восприятия духовного мира человека. Императивы развития современной цивилизации диктуют необходимость новых оценок человека и его деятельности. Драматургия 70-х годов смогла предложить лишь квазинового герся, устремленного скорее в непростое настоящее, чем в буднее. Таковы, например, герои пьес И.Дворецкого "Проводы" - управленец Старосельский, врач Горчакова, ВЛерныха "День приезда - день отъезда" - социолог Петров, В.Розова "Ситуация" - молодой рабочий Лесиков и другие. В изображении всех названных персонажей четко прослеживается тенденция коррелятивности духовности и социальной активности.
Проблема взаимосвязи духовного мира личности и ее социальной активности в пьесах 70-х - начала 80-х годов ставится диалектически. Драматургов, в особенности В.Розова, А.Гельмана, интересует существующая и весьма ощутимая обратная связь, а именно: между социальной активностью и духовный миром личности. При из- • вестных условиях развития обоих компонентов взаимосвязи она может деформировать процессы как социальной, так и духовной жизни человека. Подспудно драматурги заметили, как из социальной активности вымываются направления, питающие высокие нравственные качества личности: гуманизм, сострадание, милосердие и т.п. Дефицит гуманизма в обществе объективно вел к субъективному неприятию критикой героев драматических произведений, которые ооциаль-но и духовно нестандартны /Лесиков в "Ситуации" В.Розова, Павел Сарятьев в "Фантазиях Фарятьева" А.Соколовой/. Таковыми по сути являются герои драмы Г.Машшна "Колокола" Вера Петровна и Хмаров. Особенностью указанных произведений является то, что их персона-ви предстают духовно богатыми личностями. Для них на первом плане - духовная свобода. В большинстве анализируемых в диссертации пьес свобода выбора героя преподносится как некая данность, как качество, приоущее персонажу, например Чешков /"Человек со стороны11/, Зацепин /"Горячая точка"/, Шилов /"Превышение власти"/« Искания личности /образы Выборнова, Ясона, Шии из пьес "Серебряная свадьба" А.Мишарина, "Яоон" С.Шальтяниса, "Мне тридцать" Л.Хоролец/ в направлении самовыражения, нравственной свобода обозначены только пунктирно.^И это неслучайно, ибо постоянный духовный дискомфорт дввлел над личностью. Поэтому доминирующей в пьесах начала 80-х годов остается тема деформации внутреннего мира человека со всеми вытекающими отсюда социальными последствиями. 1!нтересны в атом плане пьесы В.Азерникова "Профессионал жизни", В.Арро "Смотрите, кто пришел", Н.Зарудного "Регион". Делаются попытки посмотреть на духовный мир героя как бы изнутри /"Скамейка" А.Гельмана и другие/. Главный герой в пьесах этого периода постепенно утрачивает черты идеализации, схематичности и шаблонности в изображении. Своими произведениями драматурги обратили внимание на тревожные симптомы эровии духовного мира современника, проявляющейся в росте бездуховности индивидов, нравственной опустошенности, индифферентности к духовным
ценностям, на противоречие между объективной потребностью совершенствования и субъективным состоянием социальной апатии человека.
Резюмируя, можно утверждать, что драматургия исследуемого периода отразила сложный процесс духовного созревания личности, осознания ею своего места в жизни.
В третьей главе - "Жанрово-ствлевое разнообразие, драматургии 70-х - начала 80-х годов" - рассматривается жанровая палитра драматургии указанного периода, а также основные художественные приемы раскрытия образов. Отмечаются стплевыэ особенности публицистических пьес:-пьеса-репортаж, протокол, судебное заседание. Широкое распространение получила аналитическая драга, ее разновидности: драма-дискуссия, драма-притча. Каждая нз них имеет свою специфику. Общим, однако, является взаимодействие с социальной атмосферой времени, прямое обращение к зрителю, стремление вызывать бмоцеи, созвучные общественной позиции авторов. Бкзсте с тем пьесы 70-х - начала 80-х годов испытывают дефицит правды, который ощущается в хярактерах персокаяеЯ, мотивации их поступков п самих поступках.
Дискуссии, которые велись лйературной критикой по данной проблема, не дали однозначных ответов. При всей овоей социально-нравотвенной убедительности образы типа Чешкова, Потапова, Зацепила но могли долго удержаться па сцепе в силу разительного от-етш правды театра п правды гизни. Отсюда внимание драматургов к внутреннему тру герссз, к обыденному, каждодневному в жизни человека /монодрама А.Гельг/лт "Наедине со все!,га", "Скамейка", пьеса Л.Хоролец "Мне тридцать", произведение без четко выразен-ного жанра "Профессионал жизни" В.Азеряпкова и другие/.
Для середины 80-х годов характерно такяе "возрождение" публицистической драма. Примером таких пьес мозет быть "Последний посетитель" В.Дозорцева.
Наряду с интенсивной разработкой жанра драматурги вводила новые структурно-композиционные, стилевые, сценические средства. В пьесе А.Мккарина "Серебряная свадьба" использован эффект "многоголосия", когда в разных комнатах одного дома беседоЗ объединены почти все персонажи одновременно, постоянно меняется ка-строеиие героев, стиль их поведения, взгляды; все дано автором
не в окончательных оценках, а в постижении. Монологи, диалоги персонажей часто завершаются недосказанностью. Широко используются восклицательные и вопросительные интонации. Автору, однако, не всегда удается органично соединить в целое различные стилевые и смысловые уровни пьесы.
У В.Дозорцева /"Последний посетитель"/ сценический нравственный подтекст произведения удачно выражается через диалог. При этом он варьируется в зависимости от тональности, в которой идет столкновение Добра и зла, противоположных позиций главных героев. Обе позиции попеременно выявляются в формах проповеди и исповеди Посетителя и Казмина. Интересным представляется худо-жествеано-поихологическое ранжирование, прием деления персонажей по возрасту, что позволяет подметить и выпукло показать важнейшие черты их социального поведения.
Доя раскрытия внутреннего мира и социальных мотиваций деятельности героев А.Гельман использует прием самохарактеристики /Голубев в "Наедине со всеми", 4едор в "Скамейке"/. Это позволяет более выпукло изобразить механизм нравственной деформации личнооги. Драматург находит выразительные художественные средства, чтобы глубоко раскрыть побудительные мотивы, обусловливающие поведение персонажей.
Примечательной особенностью некоторых пьес 70-х - начала 80-х годов /"Последний посетитель" В.Дозорцева, "Наедине со всеми" А.Гельмана/ является построение действия по цринципу скрытой ретроспективы, при этом прошлое к настоящее в структуре драмы имеют равный художественный статус.
Значительную роль в художественном решении пьес играет деталь.- В пьесе "Последний пооетитель" именно символическая деталь направляет мысли собеседников, меняет настроение, рождает тон опектакля. У А.Гельмана /"Зинуяя"/ роль особой детали выполняет пенек в лесу, на котором обосновалась протестующая против произвола и бездушия героиня.
Анализ пьесы В.Азерникова "Профессионал жизни" позволил квалифицировать ее как 'социальную комедию. Своеобразна структура произведения, которую автор представил в виде шестнадцати телефонных разговоров. Типичным приемом создания парадокса в пьесе является остроконфликтная заданность ситуации и обескураживающая
легкость, с которой персонажи выхолят из нее. Заслуживает внимания речевая характеристика героев. Монологи Паши Добрынина афористичны, расцвечены неологизмами, профессионализмами, жаргонными словами, разговорной лексикой.
В диссертационной работе делается вывод, что драматургия 70-х - начала 80-х годов значительно продвинулась вперед в поисках обновления жанра и стиля, углубления психологической характеристики персонажей, художественного осмысления сути и направленности социальной активности современника.
Канрово-стилевые особенности пьес этого периода позволили приблизить сценическое действие к жизненным реалиям и, следуя логике развития художественных образов, раскрыть типологическое в личности через ее многообразие.
В заключении содергатся обобщения и выводы, позволяющие судить о вкладе советской многонациональной драматургии в разработку ксздепцки личности, ее социализации; степени раскрытия в пьесах 70-х - начала 80-х годов характеров и поступков героев, межличностных противоречий и конфликтов, содержания и направленности социальной активности личности, ее духовного мира и социально-нравственных ценностей, с которыми она входит в общественную кизнь.
Основные положения диссертации изложены соискателем в научных статьях:
1. Образ коммуниста в русской советской драматургия 70-х -80-х годоз // В сб. Вестник Киевского университета. Литературоведение. Языкознание. - 1987. - Выпуск 29-Й. - Киев: Вида школа при КДУ. - 5 с.
2. Пафос революционных преобразований в русской советской драматургии 70-х - 80-х годов // В сб. К вопросу об изучении процессов социалистической культурной революции. - Киев, 1987. Деп. в КНИОН АН СССР /И 31849 от 24.П.87/. - 14 о.
3. Проблема личности современника в русской советской драматургии 80-х годов //В сб. Вопросы истории и историографии со-
циалиотичеокой культуры. - Киев, 198?. Деп. в ШИШ АН СССР /» 3338? от 29.08.88/. - II с.
4. Образ руководителя колхоза в советской многонациональной драматургии 70-ас - нач. 80-х годов //В сб. Ленин, культурное наследие и современность. - Киев, 1989. Деп. в ИНИОН АН СССР /Л 39196 от 6.УШ.1989 г./. - 9 с.
Подп. к печ. , 6-С Л-99. Фориаг^^д Бумагой/ ~К4 .
Печ. офс. Усл. печ.'л. С}93 Уч.-илд. л. - Тираж/ДО. . Бкплмко.
Киевская книжная типография научной книги. Киев, Репина, 4.