автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.04
диссертация на тему: Концепция личности в творчестве Эмилияна Станева
Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция личности в творчестве Эмилияна Станева"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ имени А. М. ГОРЬКОГО
На правах рукописи
МАЦНЕВА ТАМАРА ВАСИЛЬЕВНА
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЭМИЛИЯНА СТАНЕВА
10.01.04 — Литература зарубежных социалистических стран
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва —
1989
Работа выполнена в Институте мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР.
Научный руководитель: доктор филологических наук В. И. Злыднев.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук В. Д. Андреев, кандидат филологических наук Н. Н. Пономарева.
Ведущая организация: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.
Защита состоится « » 1989 г. в часов
на заседании специализированного совета Д.002.4403 по филологическим наукам при Институте мировой литературы им. )А. М. Горького АН СССР по адресу: Москва, ул. Воровского, 25-а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР.
Автореферат разослан « » 1989 г.
Ученый секретарь специализированного совета
доктор филологических наук А. Б. КУДЕЛИН
С) Институт мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР, 1989.
ОБЩАЯ НРАКТЕШСТта РАБОТЫ
Актуальность те;и. Литературнее наследие Змилияна Станева (19OT-I979) по праву входит в золотой фонд болгарской культуры. Великолепней мастер слова, признанный классик еще при жизни,, он. многие годы активно содействовал развития реалистических тенденций в болгарской литература. Книги Э.Станева "Похититель персиков", "Иван Кондарев", "Антихрист" и др. хорошо известны во -многие странах мира. В Советском Союзе издано четырехтомное собрание его сочинений (М., 1387), неоднократно издавались отдельные произведения.
О творчестве Э.Станева в болгарской и советской критике на-диоано несколько монографий, принадлежащих С.Каролеву, Ч.Добре-ву, Р.Йовевой, В.Климчуку, множество научно-критических статей*. Они выявили такие важные черты прозы болгарского писателя как философская глубина, широкий охват слояаейшей проблематики нашего времени, богатство поэтики. Актуальность предлагаемой работы определяется необходимость" всестороннего исследования хгл'ера-туряой деятельности Станева, которое заключало бы в себе изучение специфики ее отдельных периодов, идейно-тематических и художественных особенностей произведений и вместе с .тем вело .. бы к целостному взгляду на творчество писателя как единую идей"-но-эстетическую систему. Подобного рода исследование художнической толя, стремящейся пенять и отразить сущность перецява- .. емого времени, представляется наиболее плодотворным. Предпосылкой его успешного осуществления могет служить анализ прозы Э.Станева в свете концепции личности как основы художественного мировосприятия писателя, определяющей главные направления развития его творчества. Такой подход дозволяет не просто проанализировать отдельные проблемы или элементы поэтики, сводя .. это к тому или иному выводу, а построить систему, связать гее- .. дано принципы художественного метода Станева, присуще его творческой индивидуальности.
Новизна работы. В большинстве литературно-критических работ о Станеве неоднократно подчеркивался его непреходящий интерес к
I. Наиболее полная библиография о гязни и творчество Э.Станева содерагтся в кн.: Элгалкян Стане в: Биобиблиографииеский указатель. - М., Кнлга, 1985 (сост. Л.ПЛахачеза)•
проблеме человека. Исследователи признавали, что обогащение поэтики писателя происходило до мере возрастания его внимания к внутреннему ору человека. Однако до сих пор ни в советском, ни в болгарском литературоведении не существует монографического исследования, которое изучило бы собственно концепцию личности в творчестве Станева во всей ее целостности и многогранности. Между тем, концепция личности в его художественном мировоззрении - пример на редкость всестороннего охвата духовного "Я" человек?. Поэтому в отличие от прежних исследований, в которых вопрос о концепции личности в литературном наследии Станева затрагивался .лшь в той или иной степени в зависимости от рассматриваемой проблематики (работы Д.Маркова, А.Зверева, В.Климчука), автор диссертации предлагает комплексное исследование концепции личности в творчестве болгарского писателя и связанных с ней модификаций проблематики и художественных форм, привлекая к анализу почти все пооизведения Э. Станева (за исключением повестей и рассказов для детей), начиная с первых шагов в литературе. Автор стремится показать своеобразие концепции личности в творчестве Станева как сложной совокупности неоднородных духовных пластов человеческого сознания: природного и общественного, исторического, культурно-этического и национального. Согласно трактовке Станева, внутренний мир человека, формируясь в диалектическом взаимодействии с окружающим миром, приобретает вое новые грани и в своем единстве представляет "многослойную" психологическую структуру.
Изучение концепции личности в эстетике Станева позволило глубже проанализировать его творчество, выявить особенности, присудив его художественному видению в целом, а также прояснить ряд частных (спорных) вопросов и развить некоторые ранее предложенные гипотезы - например, о так называемом "язычестве" Станева как важнейшем элементе его поэтики, которое в свете концепции личности выражает понимание писателем глубинной связи современного человеческого сознания с культурой и этикой далеки предков.
Исследование .концепции личности открывает путь к широкому использовании метода сравнительного анализа в применении к творчеству Ставега как в и.лне сопоставлений с классиками русской лг.терпгуры, оказавшими влияние на формирование художественных
принципов болгарского писателя (Чехов, Толстой, Достоевокий), так и со значительными произведениями социалистических литератур.
Диссертантом был использован большой критический материал, опубликованный в 70-80-е годы, причем значительная его чаоть -работы 80-х годов - до сих пор не была проанализирована.
Цель и задачи диссертации» Изучить особенности концепции личности в разные периоды творчества Э.Станева, представив ее в целостном, обобщенном виде, как комплекс неоднородных и неоднозначных пластов. Показать в ракурсе концепции личности идейно-эстетическую эволюцию художественного мировоззрения писателя, внязив наиболее характерные тенденции его творчества.
Методологической и теоретической основой диссертации послужили произведения классиков маркойзма-ленинизыа; коллективные .. труды, монографии и статьи советских ученых, посвященные проблеме личности в философии и литературе.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материал можно использовать при более углубленном изучении современного литературного процесса в Болгарии, при чтении луроов, лекций по современной болгарской литературе на филологических факультетах университетов и ВУЗов отраны.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите Отделом зарубежных литератур XX в. Института мировой литературы им.А.М.Горького АН СССР. Основные положения работы опубликованы в советской и болгарской печати (объем 2,4 а.л.).
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения к Библиографии.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение включает обзор научной литературы, посвященной творчеокой деятельности Э.Станева. При этом рассматриваются некоторые поднятые болгарской критикой дискуссионные вопросы, . связанные с трактовкой концепции личности и ряда других проблем в творчестве Станева. Наиболее содержательн&ли исследованиями его творчеотва автору диссертации представляются работ. С.Каролева, Т.Жечева, Б.Ничева*. Богатый ыемуарно-библиографи-
I. См.: Каролев С. Неутолимият: Книга за Емгошян Стаяев.-С., БП, 1982; Жачев Т. Българският роман след Девети септемв-
ческий материал содержится в книгах Н.Станевой*. Достойны внимания такяе монографии Ч. Добрела, Р.Йовевой, исследования советских авторов - В.Юшмчука, 3.Карцевой, Н.Донченко.
Во Введении отражены основные положения теории концепции личности, разработанные советскими учеными в трудах философоко-го и литературоведческого профиля2. Категория концепции личности з литературе трактуется в идеологическом и эстетическом аспектах. Являясь стержнем лобого произведения, определяя его идеологическую направленность, проблематику и элементы поэтики, концепция личности становится критерием, помогающим установить общественна и эстетическую значимость как отдельного произведения, так и всего тв ячества писателя в системе литературного контекста. Идейно-художественный опыт социалистических литератур характеризуется стремлением писателей показать многообразие человеческой натуры, самоценность человеческой личности, слоеную структуру взаимосвязи человека и мира.
Первая гльлзв - "Общественная среда и природа человека" обращена к начальному периоду творчества Э. Станева в 30-40-0 года. В ней рассматриваются две грани внутреннего мира человека: общественная и природная. Именно к ним, а точное - 'л социально-нравственным основам психологии мещанской среда и низов общества и к биологичеокой природе человека - прикован интерес начинающего писателя. Поэтому у него сложилось два тематических цикла рассказов: провинциально-городские и анималистические.
Стреиям передать ощущение оерости, томительного застоя провинциальной жизни и вместе о тем ее неизменность, "вневрсмен-
ри. - С., Наука и иэкуство , 1980; Жечев Т. Участта човешка у Еыилиян Станев. - В кн.: Жечев Т. История и литература: Избрани статии. - С., БП, 1979, с.534-543; Начев Б. Съвременният б татарски рошй. - С., БП, 1978.
I. Станева Н.:Дневник с продълкение. - С., Профиздат, 1981; Станева й. Ден след ден. - С., Профиздат, 1983.-
2. См.: философия харкензш и экзистенциализм. - МГУ, 1971; Концепция человека в эстетике социалистического реализма. - И., 1977; Совгтская литература в мировой литературный про--цесс. Изображение чел ека. - Н., Наука, 1572; Герой художественной прозы. - У., Наука, 1373, и др.
ность", Станев использует "глухие" краски. Характерные для его рассказов того времени эпитеты: "безмолвный", "унылый", "яепо; вижннй", "притихший", "разморе1:..не жарой", "плавно и безнадежно" я т.п.
Время действия не указывается и не меняетоя, события не вы-, ходят за круг бытовых сцен, портретные характеристики отсутствуют и герои как бы "на одно лицо". Заданность юс существования, ограниченного обыденными заботами, предопределяет, и название одного из первых станевских сборников рассказов "Будни и праздники". В этой тоскливой атмосфере может прижиться лишь сущеотво слабое, безвольное. В представлении Станева о личности в эти годы важное место занимает проблема "маленького человека".
Интерес к "шленькому человеку" был характерен в болгарской литературе для многих писателей реалистического направления, в недрах которого формировалось мировоззрение Станева. Писатели-демократы - Г.Стадатов, С.Минков, К.Константинов, Г.Вайчев, П.Вежинов - стремились уловить и донести до читателя пустоту и ущербность социальных услоьий жизни человека "средней руки", средней прослойки общества. Проблема разрабатывалась шли в традициях русской литературы и ее великих мастеров. Так, например, едкая сатира Г.итакатова и С.'/.инкова восходит к гоголевскому "смеху сквозь слезы", смеху обличающему и очищающему. Рассказы К.Конотаятияова и Э.Станева проникнуты чеховским гуманизмом в изображении драмы "потерянных", нереализовавших свои духовные силы лодей. Уже с первых расоказов Станев, сдшко, выделяется тем, что стремится психологически мотивировать поступки своих героев в зависимости от обстоятельств их жизни.
В рассказах "Вина", "Сочельник", "Разрыв", "Вор и собака", "Манящие огни" он показывает, как угнетает,.калечит душу человека общественное неравенство, социальная несправедлизосгь. Голод и безработица мо£ут толкнуть егс к преступлению, даже к убийотву, равнодушие и враждебность окружающего мира с детства воспитывают в душе человека жестокость, вызывают чувство бесыс-ходности и одиночества. Так показывает Станев губительную силу законов окружающего его общества, его антигуманную сущность.
В несколько ином ракурсе изображены персонала рассказов "Прошлое", "Чужой", "В праздники", "От скуки", "Помолвка", об-
.падающие более высоким социальным статусом - кассир, банковская служащий, эксперт небольшой фирмы, начинающий судья - и некоторым материальным достатком. В изображении этого, социального типа, его психологии Станев следует чеховской традиции, стремясь показать духовную зависимость человека от общественной среды*. Шр этих людей лишен движения, он - вне времени и событий, он замкнут в самом себе. В этот маленький мир не долетает даже эхо большого мира, его.покой яе тревожат шумные восторги или горькие утратч. Повторяющаяся из рассказа в рассказ однообразная картина обывательской жизни постепенно вызывает ощущение силы, которая,-как паутине. опутывает и угнетает личность - и в этом Станев водит драму "маленького человека". Внешне спокойная и миролюбивая. провинция оборачивается трясиной, однообразие будней убивает ду-? ту, обезличивает, лишает воли к сопротивлению. Поэтому любая до-., пытка вырваться из рутины оказывается напрасной: побеждает "здравый смысл", т.е. годами выработанная привычка к ровной, спокойной жизни. Духовная связь человека с застойной средой так сильна, что попытка порвать ее вызывает у него ощущение дисгармонии, болезненности. "Я был болен..." - одинаково повторяют станевские персонажи, возвращаясь в привычную колею после "бунта". И счастливо успокаиваются, сохранив в неприкосновенности свой маленький мирок. Так воплощается в раннем творчестве Станева диалектика взаимодействия личности и общественной среды: среда Формиру-. ет и подчиняет личность, личность же,как отражение среды, следует ее законси, тем самым способствуя ее сохранению, закостененюо. * Духовная и социальная пассивность человека заставляет Станева постепенно отойти от "чеховского сочувствия" "маленькому человеку" и приблизиться к горьковской оценке меданина, уничижительной для тех, кого отличает "напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх перед всем, что так или иначе может вспугнуть этот докой..."2
Пи-шмо общественной цивилизации для Станева существовал и дар древний и независимей, мир природы, восхищавший его целостностью и гармонией. Но в своих анималистичесих рассказах .он яе просто рисует красоту и совершенство свободного мира природы,
1. Об этом см.: К' "одев С. Указ.соч., с.255-347.
2. М.Горышй. Поли .собр. соч. в 30-ти та., т.1, с.341.
она становится отражением его философского видения мира. И не только потому, что составляет в его мировоззрении альтернативу нравственному несовершенству цивилизованного человечества и самого человека (это отмечали в своих работах С.Каролев, П.Зарев, Е.Каранфилов), но еще и потому, что в природе он ищет ключ к тайнам человеческой души. "Природа - мать для всех", - утверждает писатель в пытается проникнуть в тот "досоциальный" культурный слой, который передай ею в наследство своему сыну - человеку. Этим взглядом на мир и определяется новаторство и своеобразие поэтики анималистических рассказов Стакева в болгарской литературе. Языческое поклонение природе, о котором много писали С.Каролев, Р.йовева, В.Климчук и др., выраженное в пластич-. ности рисунка, чувственности олова; метафоричность и сравнения, используемые при описании животного, и часто ассоциирующиеся о человеческим обликом, - вое это подчеркивает космическую принадлежность человека и его биологическую первооснову.
Стремление обозначить единство природы и человека обусловливает и один из основных принципов станевской поэтики - "суровый" или "жестокий" реализм (термин, употребляемый С.Паролевым, Е.Каранфиловым, Ч.Добревым), необычный для болгарской литературы, идущий вразрез с традицией "очеловечивания" животных (у Элин Пелина, Йордана Йовкова, Илии Волена). Сравнение рассказов о животных Станева и его современника Илии Волена показывает, сколь различна их манера изображения. У И.Волена она мягкая, по- . рой сентиментальная, у Станева - жесткая, лаконичная фраза с . . ' точными, даже резкими эпитетами. Станев стремится воплотить "дикую" природу, существующую объективно, вне человеческого мира -такого рода художественное проникновение служит ему прежде всего для понимания первозданного естеотва не .только самой природы, но и ее сына - человека.
В желании открыть новый, неизведанный и важный пласт человеческой духовности, болгарский писатель близок М.Пришвину, для которого человек тоже был, употребляя выражение Горького, "лаи-законнейпий сын Великой Матери . Оба художника, вклюбленные в природу, ощущают ее магическую связь с человеком. Но если М.Пришвин видит в Человеке созидателя и победителя, который, по его мнению, "наслаждается своим творчеством и берет плоды в своп ру-
1. М.Горький. Полн.собр.соч. в 30-ти тт., т.24, с-268.
ки"*, то Станев в горьком предвидении изображает жестокого и бездумного разрушителя ("Прогулка", "Вор и собака") этой овязи о природой, что грозит уничтожением и самой человеческой личнооти, • ее духовности, этике бытия.
В те годы лишь немногие писатели придерживались такого взгляда, сегодня, же их опасения звучат очень актуально, ибо мы знаем, что разрушение единства с природой, бездумное отношение к экологии стало бедой и вшой человека. Вот почему в наши дни эта проблею остро волнует прогрессивных деятелей культуры воей планеты, в том числе и многих современных писателей социалистических стран (В.Астафьев, .3.Распутин, Ю.Кавалец, Я.Козак, Г.Мишев, И.Петров, . Д.фучедлшев 'л др.), ко'.-рае в восстановлении связи с природой видят залог сохранения духовного и физического здоровья человека.
Рассказы Э.Станева 30-х гг. полны живого интереса к взаимосвязям человека с окружающим его миром и скрытого негодования по поводу несовершенства человеческой натуры - в этом автору диссертации видится гуманистический пафос раннего творчества писателя.
Во второй главе - "Человек и революция" - анализируются произведения конца 40-х - начала 60-х годов, главным образом, роман-эпопея "Иван Кондарев".
Победа Народного восстания в 1944 г., революционные преобразования в стране повлекли за собой большие изменения в болгарском литературном процессе. Среди тех писателей, кто первым попытался осмыслить грандиозность событий, сущность революции, образ грядущего, были В.'ядреев, Г.Караславов, Ламар, а вслед за ними -Д.Димов, 3.Станев.
Послевоенные повести писателя "Похититель персиков" (1947) и "Тихим вечером" (1948) позволяют говорить о важных изменениях в концепции личности писателя: о признании активной роли человека в общественяо-историчеоком движении. "Похититель персиков" это не просто повесть о любви, это лирический рассказ о пробуждающейся . личности, готовой к борьбе за свое счастье, об эволюции человеческого сознания - от созерцательной пассивности «активной реакции на изменяющее я жизненные обстоятельства.
1. См.: !.-касл Пр^азан. Записки о творчестве. - В кн.: Контекст 1974. , Наука, т975, с.342.
а
Герой повести "Тихим вечером" коммунист Антон Ахтаров - сознательный борец за народное счастье, активный участник истори1 -ского процесса. Здесь, как и в режних рассказах, писатель виртуозно использует метод психологического анализа, показывая тончайшие нити, связующие состояние души героя о происходящими в мира событиями.
В романе "Иван Кондарев" (1950-1964) Э.Станев стремится не только понять и как можно полнее воссоздать революционную эпоху, но и проследить влияние идей о преобразовании общества, прежде всего коммунистических, на духовную жизнь болгарского народа, его интеллигенции, на сознание человека. Эта нелегкая, многоступенчатая задача породила и своеобразие жанра, поэтики произведения - . по определении Б.Ничева, "романное объединение, интегрирующее в себе различные формы романа"*, среда которых можно назвать две. доминирующие: социально-бытовую (изобразительную) и философско-дсихологическую. Новаторство жанрово-стилистической формы, отмеченное болгарской и советской критикой (Б.Ничев, Т.Жечев Д.Марков, З.Карцева, В.Кпимчук), стало одной из главных отличительных черт романа Станева в болгарской литературе - среди эпопей Г.Ка-раславова, Д.Димова, Д.Талева.
Понимание грандиозности эпохи потребовало от писателя при ее литературном воплощении большого изобразительного, живописного таланта, которым он в полной мере обладал. Впечатляющи по своей масштабности картины баталий Сентябрьского восстания 1923 г., исполнены подлинного драматизма сцены, отражающие социально-классовую вражду и политическую борьбу, тщательно до мельчайших деталей выписана яизнь болгарского провинциального города. Все это составляет внешний, событийный фон произведения. Эпическое, перо Станева изображает галерею социальных групп и типов, наде-. ленных писателем ярки® социально-психологическими характеристиками: рабочие и крестьяне (Сана, Харалампий, Шоп, Банковски./, закаточные торговцы (семья Джупунов ), военные (поручик Балчеэ, . пристав Пармаков), болгарская аристократия (Христакиевы, Хадкид-рагановы), интеллигенция (Янков, Георгиев, Сиров, Кор<£онозов, Кондарев).
Особое место в романе отведено семье Джупунов, оплоту патриархальной и собственнической морали и, преяде всего, Коотадину
I. Ничев Б. Указ.соч., с.132.
Джупувову. Его образ выписан автором почти как символ: в ревностном отношении к земле, глубоком слиянии с природой, чувотвенной любви к Христине есть что-то языческое. Гибель Костадина на фоне • общего разрушения семойного уклада Джупунов воспринимается как .. безвозвратный уход в прошлое патриархальной Болгарии, ибо, Коста-дан не оставляет наследников ("Коота, Коста, Костадине, где же твои детушки?" - эпиграф к главе, повествующей о его гибели). Именно эта линия романа позволила некоторым иоследовагелям (В.Клим-чук, М.Каназирска) сравнить эпопею Станева с шолоховским "Тихим Доном".
Своеобрас-ле романа-эпопеи Станева, его новаторская роль в болгарской литературе с ределяется в большой мере тем, что в нем нашло отражение не только событийное содержание исторической эпохи, но и филооофоко-психологичеокое. Многие страницы романа посвящены политическим и интеллектуальным спорам, действие часто .. прерывается размышлениями героев. Нередко используется такой художественный пр!.с)м как поток сознания героя, открывающий причудливые переходы человеческой мысли.
Интерес писателя к скрытым пружинам революционного движения эхом откликается в живом характере юного Кольо Вачика, пытливый ум которого стремится осмыслить происходящее вокруг. Этот автобиографический образ вносит лирическую, личностную струю в мощную симфонию книги. В эпопее Станева множество, действующих лиц -каждое из них ведет свою партию, вносит свою идею, столкновение которых, пораг-'ние или победа освещают путь к истине. Роман "Иван Коядарев" лолифояичен в. том смысле, какой в это понятно вкладывал М.Бахтин.
Особое место в интеллектуальном эпосе Станева занимает проблема интеллигенции, как носительницы духовного потенциала нации. Опираясь на свидетельство документов, Станов связывает приход болгарской интеллигенции в революцию и вместе о тем ее увлечение идеями идавидуализыа с особенностями национальной истории. В основу дневника Ивана Кондг.рева легла книга воспоминаний "Левое поколение" и дневник писателя-коммуниста, участн"ка Первой мировой во2кы 51зана Метеков а. Как и он, Станов видит трагедию болгарской инте.гщгенции в том, что, сыграв ведущую роль в деле национальной борьбы за Освобожде....е от осшнского ига, она затем попала в
зависимость от развивающегося капитала и утратила вдохновляющие идеалы, что вызвало духовный кризио значительной ее части. "Воспитание" в духе индивидуализма завершилось в окопах Первой мировой войны, где болгарская интеллигенция, - о чем можно судить по документальным свидетельствам, - столкнулась с шло зкйкомой реальностью - смертью, ложью и предательством, что заставило ее разувериться в ценности человека, гуманистических идеалов. С таким, духовным багажом приходит болгарская интеллигенция к Сентябрьскому восстанию 1923 г., в ходе которого изменяются и преломляются ее судьбы.
В книге Станева воссоздано несколько типов интеллигентов. .. Изображая развитие их характеров, движение и борьбу идей, которые они защищают, Станев стремится ответить на ■вопрос о. оудьбе . гуманизма в революции. Анастаси Сиров - анархист, последователь- ■ но исповедующий идею сильной личное: . Однако все мег?н этого "титана духа" о самопожертвовании, о "трагедии человечества", которую он вынесет на своих плечах, кончаются двумя уголовными убийствами. С ощущением вины и душевной опустошенности мечетоя Анастаси, мучимый совестью, пока не погибает в рядах повстанцев.
Идея революционной совести заложена в образе Владимира Кор-фонозова. Он стал коммунистом, движимый желанием "раздавить, видеть у своих ног" "подлецов и предателей", в руках которых родная земля. Но сердце его не принимает тактики некоторых гоммупи-стов, готовящих восстание как огромное пртвоприношенп, способное *Ьилой пролитой народной крови" воззвать к мироь ,Я революции.. Совесть заставляет-Корфонозова признаться себе, что в глубине души он не верит словам "о классах и массах", чго остаемся чугим народу, но совесть же не позволяет ему "экспериментировать с этим народом". Загнанный в тупик противоречия;.®, одинокий и воем чужой, приходит он к самоубийству.
В сознании Александра Христакиева индивидуализм принимает крайне реакционные формы и доходит до утверждения ЛзшисгскоЯ идеологии. Ощущение жестокости, бесчеловечности дсдче;тиуто в нем "от противного" - эстетствс, тонким, холостым умом. Писатель постепенно обнажает и раззенчквает перед нами психологию этого "демона разрушения" л человеконепавистликз. Народ прчястаг:-ляется ему стадом, способным лкль покорять^ сильной личности. ¡3
основу етчз философии ложится тезис: цель оправдывает средства, исключающий моральные нормы, ибо, по его мнению - "человек свинья а таким останется/"
В идейном поединке с Христакиевым, в моральной победе над ним происходит "проверка на прочность" характера и коммунистического мировоззрения Ивана Ковдареэа. Судьба коммуниста Конда-рева -, центральной фигуры в романе - олицетворение нелегкого пу-г ти интеллигента к народу. В революцию он приходит с теми же иде-л~«и индивидуализма, исповедуя культ "разума и воли". Позиция Кондарева, его недоверие к народу неминуемо приводят к отрешен-, ности от конкретной действительности, забвению интересов простого человека ради служения "голой" идее. В поединке с Христаюю-вым становится очевидным, что его прежний индивидуализм, о позиций которого он воспринимал идеи -коммунистического преобразо- .. ваши общества, и дцеология Христакиева имеют много общего. Проблема, связанная с духовным перерождением Кондарева, - это по сути проблема судьбы гуланнэыа в революции, которая актуальна по сей дек.., История советского народа стала жестоким подтвержде-. нием того, какой страшной бедой может обернуться культовое служение идее, утрата общечеловеческих ценностей. В нашей послереволюционной кизни было немало "кожаных курток" и немало нашлось братьев Кондарева по духу ореди литературных героев 20-х годов - в произведениях А.Фадеева, Л.Леонова, Б.Пильняка, И.Эренбурга. Их пафос состоял в полном самозабвении, отречении от эмоций, они мечтали "затвердеть, стать свежш, белым и прямым, как этот пустой, окрыленный новым снегом, летящий дальше в ночь и в мир проспект"*.
Лзль в ходе восстания в сознании Кондарева утверждаются общечеловеческие ценности, понимание величия й мудрости народа. "Прозрение" Кондарева сопровождается картинами величественной, болгарской природы и таким образом его характер становится более чонкретным, "человечным", приобретает свой национальный адрес.
В единении с народом, в обретении гуманиотичеоких идеалов
I. Эрер'5ург И. Гизнь г. смерть Николая Курбова. - Полн.собр. соч. М.-Л., Зешаг в фабрика, 1923, т,У1, с.65.
Станев видит не только условие душевной гармонии, но и тот нравственный критерий, которым поверяется истинное служение революции. Эта мысль, как показано в диссертации, в известной степени лриоуща многим, различным по своей художественной структуре, произведениям социалистической романистики - в частности, романам А.Толстого "Хождение по мукам", Я.Ивашкевича "Хвала и слава", М.Пуймановой "Жизнь против смерти", М.Кряежи "Знамена" и др. С позицией таких художников как А.Толстой, Я.Ивашкевич, К.Федшг объединяет Станева и понимание революции как горнила, в котором происходит очищение души человека. Эта мысль выражена Станевым в эпиграфе к роману - цитате из евангелия о жатве, во вр.емя которой очищаются зерна от плевел. В ходе борьбы ломаются прежние взгляды, психология и рождается новое гознание. Человек в ней стоит перед выбором: быть ли ему разрушителем или созидателем эпохи.
Третья глава диосертации "Человек и культурная традиция. Потоки национального характера" посвящена исследовании творческой деятельности Э.Станева в 6Q-70-e гг. В этот период он создает ряд замечательных произведений - в основном с историческим сюжетом, - в которых поднимает проблем культурпо-этичеокой национальной традиции как одной из форм проявления духовности болгарского народа и истоков формирования его современного самосознания. Эта сложная тема обитает ряд кардинальных проблем оилэсоф-ского и морально-этического толка: влас:, и мораль, государственность как форма общности, человек и народ, разу;, а алтиразум, вера и неверие.
Насыщенность актуальной философской проблематикой псбудг-гл некоторых критиков назвать "Легенду о Спбине князе Прослазсгом" (1968) и 'Антихрист" (1970) произведениями "псевдоисторическими" (А.Натев, Л.Георгиев). Однако, учитывая уоклпвзшйся интерес к древней истории как общую тенденцию болгарской литератур-;», о также откровенноо стремление писателя переосмыслить петою р/с страницы далекого прошлого своего народа, чтобы лсяятт. ис?о::и современого национального созн?"Ия, правильнее гоХ!о;,;пь о т:«::е "синтетического" романа, органично и неразрывно сялотлг.с:его пухлое и настоящее. Станев был одпим из создателей 'илосо<!cf:c* рпческсй прозы в болгарской литературе. Тс~ссое свс°У;лз2(: г;-
торичесих романов Станева восходит к его пониманию иоторической сущности человеческого сознания, которое, по его мнению, формируется не только под влиянием современной эпохи, но и неразрывно с прошлым, с наследием предков: "Мы все связаны о родным оче гом и родным краем через отцов, через дедов, и это глубокие духовные корни, которые питают наши дуаш"*. В психологии болгар и сегодня ощутим, но убеждению писателя, отголосок древней истории и древних религий: язычества и христианства. Вот почему его проведения наполнены картинами природной мощи, языческой чувственностью знойного лета, языческими символами (особенно в "Легенде...") и вместе с тем размышлениями над христианскими мифами, прямыми ассоциациями с ними (чаще - в "Антихриоте").
С пониманием истории христианства в Болгарии связана и его. точка зрения на причины порабощения болгар. Заметную роль в истории Второго Болгарского царства сыграло богомильское движение, отразившее политическое и социальное недовольство народных, масс. В представлении Станева, толчком к возникновению и широкому распространению ересей,' в тон числе и богомильской, в Болга-т рии послужило неприятие народом насильственно насаждавшейся византийским духовенством православной религии, чуждой языческому духу болгар, Упорная многолетняя борьба способствовала расшаты-г ванию, деморализации и в конечном счете ослаблению и краху державы.
Отчаянное противоборство двух культур и религий не могло не отрар™ться в сознании средневекового болгарина, делая его личностью противоречивой, мятущейся, заставляя доискиваться истины в попытке сопоставить и примирить два противоположных мировоззрения, две пазличных этики. Эти мотивы заложены в психологии главных героев исторических произведений Станева: Сибина. и Сильвестра, Теофила и Назария. Приоущее им стремление оемнелить свое духовное "Я", понять свою сущность и предназначение, найти -арглонш души и ума восходит к традициям христианской культуры, з которой человек изначально "с небывалой интенсивностью , выясняет мучительное раздвоение внутри личности"2. Недаром фи~
1. См.: Станева Н. Дел след ден, с.93.
2. ¿веркнцев С.С. Постика ранневизантийской литературы. -М., Паука, 1977, о,81.
лооофскяе размышления героев у Станева чаото перемежаются о пластичным, мощными мазками выполненным пейзажем, и как <5ы противоборствуя ему. Недаром сосуществуют и противостоят друг другу различные восприятия красоты - божественной и языческой, чувственной. Если красота Котры, бывшей жены Сибина, "излучала огонь и теплый июньский мрак", то "подобная духу небесному" красота Каломелы вызвала душевный экстаз у князя, который, увидев ее прекрасную наготу, "преклонил колени и впервые за много лег . стал молиться". Красота, столь ценимая многими христианскими проповедниками, воспетая эпохой Возрождения, для Станева остается великой и неразгаданной, но благой тайной мпра: "Ибо красота, брртья, есть отражение силы Сотворения в природе и в человеке, обещание доброго и вечного", - говорит один из его героев.
"Сотворение", творчество как форма познсния мира и взаимодействия с ним занимает важное место ; системе станевс ой поэтики. Творческая личность оказывается в центре многих его произведений последних лет: художник Энё-Теофил ("Антахриот"),ху-. дожник Назарий ("Тихик и Назарий" - 1977), художник Taco ("Барсук" - 1975), ученый Скотт Рейнолдс ("СкоттРейяолдс и непостижимое" - 1971). В этом слышен отголосок эпо.:и Возрождения, высшего взлета христианской культуры, воспевшей человека-творца.
Исследование человеческого духа приводит Станева к мысли о . том, что творческая потенция человека, связанная с познанием мира, может вести и к разрушению. Угрожаю: 1я сила посто; ¡но отрицающего разума образно выражена Станевш в фигуре Ды.^ола, мимического богомильского Сатанаила, цепко держащего в своих ругах _род человеческий. Путь Сибина, размышления отца Сильвестра в "Легенде...", богоборчество Теофила в "Антихристе" - это не только поиск бога,' это отрицание найденных истин, требующее расплат-! страданиями души. Путь к познанию - это путь страданий. "От стрлстнс-г го желания познать истину безумным становится человек..." - говорит Теофил. Но все же шсль остановить нельня, а чглсв.-к о^р'.чги. вечно скитаться по свету в поясках истин-; - тагов сг.:г,л Тапорсо-го света, осекивзего Tco^iuia. Г спрсделяосгь челопсччсгогя .«-зузда таит в себе силу разруисния, которую прсдпидат болгирсгл»?. писатель и которая заставляет ого, cot'frviimíítrn тохчичосгсго прогресса XX в., задуматься над угроза?, ■к—ъачпстт.-;.
I5
Гибель миру предвещает сон ученого-атомщика Скотта Рейнолд-са в рассказе "Скотт Рейнолдс и непостижимое", который несмотря на это жаждет вернуться в лабораторию и продолжать опыты - такой финал рассказа звучит как предостережение.
Опасение за судьбы ¡лира заставляет Станева искать опору человеку в борьбе против технократической стихии. Отчаоти, как и многие другие писатели социалистических литератур, обращающиеся к этой теме, он видит ее в народных корнях, в возвращении к при; Мим, исконным основам. Свои раздумья по этому поводу Станев выразил в рассказе "Волк", который по своему художественному .. строю необычайно близок повестям В.Распутина "Прощание с Матерой" и Ю.Кавальца "На солнце". Это сходство, как показано в дао-сергации, возникает там, где писателей объединяет боль и негодование в размышлениях над судьбой человека, оказавшегося отчужденным от природы, ..ад печальными последствиями ее поругания. ..
Однако болгарский писатель открывает и иную сторону проблемы.. В рассказе "Волк" Станев продолжает тему языческого шроощу-. щения: з—денкя испуганных ябаческих богов среди невспаханного поля, "еолк" как символ язычества, олицетворяющий мощь и дикость природа. Но волк в рассказе враждебен человеку, ибо ныне в творческом видении Станева языческое мироощущение, эта "дикая" религия, объединяет человека д природу, но все же тянет его вспять, к мраку, \ "волчьему" и вряд ли сможет способствовать возвышении духа. Путь к духовной гармонии для Станева - в нраЕотвен-ном становлении человеческого духа, нравственном воздействии на силу антираэудш. С этой точки зрения важную роль в его художественном мировоззрении играет христианская религия.как нравственная и культурная форма человеческого самовыражения. Уважение к Екработанным тысячелетиями этическим законам бытия, память и верность им помогают человеку не только понять прошлое, но и ориентироваться в настоящем, быть уверенны!-! в будущем. Так в исторг эских произведениях Станева возникает проблема веры, дсото^ pino писатель стрематся.выразить как проблему сложную и неоднозначную. С одной стороны,вера, следование нравственной традиции ... созидательна. В "Антихристе" патриарх Евтишй,видевший, как и Тео-фил,®алорокш1 свет -г предугадавший отчаянный путь человеческого разум:.,остается пргзарженцвы веры сознательной,понимая ее необ-
16 ' "" ' ' ' ■ ' N
ходимость не только для обуздания стихии аятиразума, но и для стабилизации общества, державы.
История показала его правоту: впоследствии религия как объединяющая сила сыграла значительную роль в национально-освободительном движении Болгарии. Вот почему Стаявв настаивает на правоте Евтимия в споре о Теофилом: "Единственный духовный . взлет "Антихриста" - Евтимий!" - заявляет он. Вот почему, идя на борьбу с завоевателями, Теофил восклицает; "Во славу твою и Небесного Иерусалима, владако, благослови!"
В отличие от А.Дончева, для которого в ротне "Час выбора" (1964) вера - лишь часть национального достояния, как нацио-па^гьный язык, национальная одежда, лишившись которой еще не перестаешь быть болгарином, Станев видит в ней философское понятие, форму объединения общества, условие монолитности державы. Иныш словами, проблему государственн та он впрямую с: тзшшет о верностью прошлому, наследию отцов и дедов, их вере, их идеалам.
Проводником высочайшего нравственного идеала христианства -"любви к человеку" - в романе "Антихрист" становится Теофил. Отрицая религиозность как догму, в отрыве от человеческого фактора, превращение ее в абстрактную идею, он говорит, обращаясь к Евтимию - "поелику очи твои созерцали Господа, ноги твои не ведали, где ступают". Высший духовный идеал находит 1.еоф:1Л л милосердии и самопожертвовании, в любви к пеловеку, стр. тающему а несчастному, ибо в нем увидел "источник, из коэго г.оистокает вера, красота, художества и бог - венцы, коими украсил себя человек и отделился от тварей".
"Заключительная" истина, душевная гармония приходит г нему в ощущена/ единства с народом, сострадали болгарам, в ощущении сопричастности их трагедии.
Теофил - герой автобиографический. "Теофил - это я. Он рожден мною, моим нутром..." - провозглашает писатель*. Со;../л исповеди в "Антихристе" не просто подчеркивает -днтергс писателя к внутреннему миру человека, что отмечалось, критикой, не просто стилизованный мостик в прошлое, но исповедь в прямо и смысле с."о-
I. См.: Сарсндев И. Екияиян Станев: Гитературни аякв:л. -С., БАН, 1777, с.45.
ва, форда самовыражения автора, его видения мира. Как напутствие писателя потомкам звучат в "Антихристе" слова: "В вере своей будьте крепки, свободу не забывайте и прежнюю славу болгарскую, ибо без свободы нет ни народа, ни бога!"
Исторические книги Станева по философской насыщенности, богатству художественной образности, тонкому анализу человеческой духовности принадлежат к выдающимся произведениям болгарской прозы. Они занимают важное место и в общем контексте социалиста^«-.. о х.. литератур. Тем болев, что писатель оказался одним из немногих современных авторов, кто обратился к сложнейшей проблеме человеческого духа - религии как культурно-этической традиции, генетический код которой заложен в человеческом сознании.
В Заключении излагаются основные выводы диссертации.
Изученная в своей целостности концепция личности в творчестве Станева позволяет говорить о необычайном богатстве, многогранности и философской глубине его представлений о человеке, охватывающих различные сферы человеческого оознаная: природную и социа...,но-историчеокую, культурно-этическую и национальную.
В ходе творческой эволюции проблема человека рассматривается Э.Станевым все более глубоко и многогранно. Если в ранних рассказах внимание писателя было сосредоточено на вопросах нравственного порядка, вопросах общественного сознания и биологического подсознания, его героем был "маленький человек", существо пассивное и подавленное, то роман-эпопея "Иван Кондарев" предлагает широкую философокую трактовку личнооти в социально-историческом аспекте, воссоздает тип человека социально активного, склонного к рефлексии, осознанию своего "Я", к историческому о азида-? ниш. В произведениях последнего периода получила развитие слож-.. ная проблематика исторической памяти человека, национально-культурной традиции и связанные с ней вопросы морально-етического и. философского содержания. Пиоатель воплощает запоминающиеся обра-• эы л-чнооги многогранной, творческой, обладающей высокой духовностью. ..';.■
Творчество 3.Станева всегда носило гуманистическую направленность: уже в начале литературной деятельности его тревожит деградация ьлутрвннзго мара человека, в последующие годы он не-■ лзмен::о ищо* пути духовного становления, духовной гармонии че-
18 '' .. '. ; ■ л;^..■' '..V
ловека, отстаивая человеческое достоинство и самоценность человеческой личности. Именно глубокое понимание принципов гуманизма и интуиция большого художника помогают Станеву одним из первых поднимать острейшие проблемы современного мира.
Эволюция концепции личности в творчестве Э.Станева сопровождалась постоянным художественным поиском, приводившим к новаторским открытиям в поэтике многих его произведений. Глубина и философская направленность проблематики повлекли за собой появление сложных, максимально выразительных художественных средств: -символики и метафоричности, жанрово-стилистического синтезирования и мифологизации, ставших свидетельством высокого уровня художественного мастерства.
Сравнительный анализ произведений Станева р ракурсе концепции личности с некоторыми крупными явлениям» социалистических литератур показал их типологическую о. юность в резении ряда проблем и одновременно позволил рельефнее очертить индивидуальные особенности творческого почерка Э.Станева.
По теме диссертации опубликованы слад^до^ие работы;
1. Рсц. на кн.: П.Зарев. Еиилиян Станев. - С., 1973. - Сое-ременная художественная литература за рубежом, 1375, I -
0,2 п.л.
2. За рациояалното в творчеството на Емилипн Станев. -Пламък, 1978, № I - 0,5 п.л.
3. Концепцията за човека е ксторическите рсмань на Емплкяя Станев. - Литерату'рна мисъл, 1378, Я 10 - 1,3 п.л.
4. Проблема НТР и природы в произведениях писателей осцга-листичестх стран. - Болгарская русистика, 1384, 1* - 0,-1 п.г.