автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Концепция личности женщины в одноименных поэмах "Лайли и Маджнун"

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Махкамов, Сайфулло Бердиевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Концепция личности женщины в одноименных поэмах "Лайли и Маджнун"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция личности женщины в одноименных поэмах "Лайли и Маджнун""

<Л

АКАДЕМИЯ НАУК ТАДЖИКСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ РУДАКИ

На правах рукописи УДК 891.550.09—1

МАХКАМОВ Сайфулло Бердиевич

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ В ОДНОИМЕННЫХ ПОЭМАХ«ЛАИЛИ

И МАДЖНУН» (XVI—XIX вв.)

Специальность 10.01.03 — Литература народов СССР (таджикская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

ДУШАНБЕ — 1990

Работа выполнена на кафедре таджикской литературы Душанбинского ордена Дружбы народов государственного педагогического института им. Т. Г. Шевченко.

Научный руководитель — доктор филологических наук, профессор Н. Сайфиев.

доктор филологических наук, профессор А. Абдуллоев; кандидат филологических наук, старший научный сотрудник А. Аф-сахов.

Ведущая организация — Лешшабадскии государственный педагогический институт им. С. М. Кирова.

в 15 часов на заседании специализированного совета Д 013.06.01 по защите диссертаций на сонскание ученой степени доктора наук при Институте языка и литературы имени Рудаки АН Таджикской ССР (г. Душанбе, проспект Ленина, 21).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института языка и литературы им. Рудаки АН Таджикской ССР.

Автореферат разослан «./'.» . . 1990 г.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

Защита диссертации состоится

1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук

АБДУМАННОНОВ

СЕцАЯ ХАРШБВЕТИКА РАБОТЦ

Актуальность птюбле-ли. Тема любач, сскованкач на красотл и";чдстоте чоловочоскях отношений, пробурен;::; лучлш; дара.тыг-:;: качеств человека, всегда била актуальна в литер-атут-с.

Прекрасные художественные произведения посвятили о;1 сродмьс-к«-ше поэти я писателя. Среди них ноповтор'.г.'лга по сзсой -:;:-гразн~ телыюста поэш: "Заль к Рудаба", "Енглан и , "Руста.:

Тахт,вша", "Гараасп к Катали", являшгееся соотавяоЯ часты» бессмертной позы;» лШаикаш" Абулкасжа <й*рдоуек; "Варка л IV.--шах" Айэкн; "Вис и Ратин" Фахриддииа 1^ргауи; "Хусрав и ;~лр::н" Низами; "Гуль ц Навруз" Лталола Табпба; "Хуу.ой и ;:

"Руль и Навруз" Ходау Кирланк;"Дка-лзед к Хутхзод" Салылгша Са-вадая;' "Саломон и Абсолгь" и "КЬуф к Зудейха" Лбдурагслна Дг-з-ми; "Фарход л ОДарин" Алялера Навои; "Талиб и ."атдуб" Нитрата; "Юеуф и Зулейха" Хазика и многие другие.

Особое место сред:! этих произведен;:;!: "англа"? псо:.п; ли и Маджнун", принадлежал««* перу различных порс:и:с:-:с--тад:япк-ских поэтов. Сшоты 'на тему романтической лвбзк двух влюалон-*шх, преданных друг другу до самопожертвования, гоноглпос:-.;: ;: топологически связапи с арабской литературе?., юлеаяеЯ распространение на территории Ирана к Г/диорашшра поело завоз: линч се арабата. Эта те:.*а нззан свое оевецен;:о з трудах П.ЮЛ'гачко:;скл-го, Е.Э.Бортелъса, Л.Хлпслата, О.С.Лгвзкка, л'.^ахдгуба, Л.Ста:;:;, Э.Ч.Брауна, Е.Ч.Брлльза, • Р.А.Ндксльсона, Э.Ро:слл2т::са, Т.Ичда, М.Г.Хияола, 'А.шпрзаева, ХЛ,!и?зозэдз, А.Афсахзода,' С.Лсатом-лаева, К.АЛни, Дя.Назриева, Х.Араелн, Т.Д.!1тгорр«.\:огл, С.Н.Нар-зуллаавой :т других исследователе!'!.

: Гднная работа исевящо!» анализу п раскрктпш образа "ллл.тл на'оско55. сопоставления с другякя '»впск;г.:.: сбра^агл;: з одпопно::-•яих поэмах "ЛаЯлл и глддяоун" .Бадридд:п!л Хллали (казн.1520}, "улхауа Бухарад (вторая половший ХУЛ в.) и Па-исидапна (1859-1831).

■ Слециальнпх работ, посшдешшх отел тфс'ло'латпкс, в отечественной и оарубежн&'Д востохе-гедчсскса пау;з пэ им*. тся; отделыше. замечания и кссвенних' длчш/о, йоггечаяпкезя я ?*лх или пн'.л трудах, по могу? птотанпо-лпт, на полноту и всестороннее тсчрнтпе прооло:.';;. 0'.;р-,л:ч ;■■>;:.•::: :: :;::уг;": ~о'";пн в • худжзоогпдш«.« " л ь

2 ■ . литературоведении еще но рассматривались. Изучение и рашсрытиа . женских образов на материале одноименных пош "Лайли и Маданун' на протяжении всей истории персоязычной литературы имеет важное значение, так как отражают специфику преломления, художаст-. венной трансформации образов в рамках литературной традиции.

Задачи исследования. Концепция личности и, связанннз с ной морально-этичеыше проблемы, относятся к разряду доминирующих проблем в литературе и искусство. В этой связи проблема любви как .нравственная, категория в ее историко-художественном преломлешга вызывает постоянное внимание литературоведов и дру гкх исследователей.

Основной задачей нашего, исследования являлось рзйщштиэ ; концепции личности в ее художественном1и историческая аспекте, а именно освещение нравствошщх поисков различных поэтов ша примере женских образов в одноименных поэмах "Лайли и йадаауз'' (ХУТ-Х1Х вв.) в традиционном сшете о любви. При этом для решения дайной проблемы мы ставили перед собой такие задачи: I. Раскрыть причины появления одноименных поом "Лайли к Молкну н" (ХУ1-Х1Х вв.). 2. Исследовать особенности развития теш любви.в цозмах Хклали, ЭДулхама и Шахина. 3. Охарактеризовать женские персонаж!, акцентируя вншаша. на образе Лайли. \ 4. Исследовать поэтический стиль Хллади, Мулх&ма, Икхипа в создании образа женщин в; одноименных поэмах.

, В своей работе ш использовали сравнительно-историчесгсий метод исследования художественного пройзведошш, важное теоре тическое значение которого освещено в трудах вышеуказанных аг торов, в том числе И.Ю.Крачковского, Е.Э.Бертельса, А.МирзаеЕ Х.',!ирзозаде, А.Афсахзода, С.Асадуллаева,. К.Айни и др. .для рас крытня художественного образа, его трансформации к эволюции. Особенно эффективным этот метод оказался в отношении.персидс1 .таджикской.поэзии, которая на протяясеган! многовековой, исторш выработала определенные худогестванно-зстетнческие и исторг-! кие каноны, которые несмотря на структурно-кет/лозищопнус. ке; кость не оставались некзменвдс:.: Согласно эгкл какова« козгн создавали щхжзводения на традиционные- ткповцз-скаетн- (в дк:-ком случае имеется.в виду садет "Дайлк к Шдануц**),-. • - Ноэш* под казвацаем "Яийли к Шз&щщ" прккадяшшт кору-.'многих, -поэтов, -творивших в ХП-ХУ вв.-Их члотно-.считать типол

■ V : з, ■: -

Твэтёсшш'1 цр0ДШ0ств0ап11ОЕЛ1И'рЕЮСматривавмого наш цикла поэм, , д'нашсатшх поэтами Хилали, Мулхамом и Шахииом. Нэ вызывает согл-иошот и тот факт, что указанные авторы.испытывали влияние предшествующей-традиции.

Особсшгостыо персидско-таджикской поэзии является то, что . несмотря на подчинение произведений определенному сюжету, поэты . создавали самостоятельные и оригинальные произведешь, стлича-иэдося одно от другого но только внешней формой'и содержанием,-'но я. средствами воплощения романтического предания. Шесте с тем каддая из поэм занимает особое место в персидско-тадшкской поэзии.п силу того, что вобрала в себя гуманистические идеи и остетичесхпо критерии своего времени с присущими ему; социально-историческими условиями.

Целью данного исследования является показать овязь традиций в написании поэтических произволений на известный, канонический скот; отразить место и роль лобовных коллизий в выра-. яении идеалов и воззрений своей эпохи; определить место и роль язпегагх образов (Лайли и других) в поэмах Хилали, Цулхама и йахина в сопоставлении с ■ глко2«йли персоналам в одноименных : позмах Низатег, А-.птра Хосрова, Дяа'лп;; выявить общие и отличительные черты образов/л!айля;.: охарактеризовать.^ раакрыть поэтпчос-Кос.'мастерство Хилали,. Щлх.а?ла и/Еажгаа'в изображении ленских

Образов. '■■'■:.

Мо лологп1ку у) ос нору работы составили теоретические по-■V ложония совьТского и зарубежного литературоведения. Это - тру-■■ де-лтзвестикх'литьратуроводов В.Э.Бертольса, А.Г.йрэоэва, И.р.Крачковекого,'и.и;Ьрагинсного; X.Млрзозадо, А.Афсахзода, у С.Лсадуллаепа, К.АПни, Г-А.Упгоррамош, Х.Арасли, А.С.Лввавдд, >Л.Отаж^;АЛшелпта, и других. . Осковополагащёо эна~/

че!Ш(3-: гсловт марксистское учо?П!0 0д 1!СТ°РЭТ0СЗС0:Я ?М0Й0 типов' ■ худохсствояного отрахй!ш д0йс.,-тз'лтслы»ости, одна из теоротагчве-кн х продиосилок которого' заключае 7СЯ в том, лто сукоствуит такие об::;;:е зшюи спорности разлитая л/торатури, поазтк, эстетики . к «Ифс-п>а поэт.::«, кгторце могут быть /лесящомим на л.-^ом рс.тич.налыш и диахроиксм маторяало.

г&лиркал'д ягл диссертации поатукяя» 1'а'5:$аи'ги

-х: "ЛИг-, а стену и" '/улхамл и 1£дх;:на, и

•'Ах ' с0у£псии«),;';ншс0дя;.каяся ,!в ЯрЧгаИСКЩ щу-

- гугеп:'?], !г:г<и "ЛаПли п "Лигнун" Х:'л.ч.\-л сгл'лУ^с:, клм

^ Одаако мы использовали представленную к печати Н.ЛЛни (21): книгу, з которой поэма дана с учетом- ее ююгочис- ; лонних рукописных вариантов, находящихся в. библиотеках - нашей страна.' В ходе • работы нами 'были, использована.такяо различные издания поз:.: "Лайда и Мадкнун" Низами, Хосрова Дехлевя, Дками,

:с!:т:,.1/. и друг'

Научная новизна. Еа основе исследования венских образов а поэмах "Лайли и ¡.'дджнун" Хилали, Цулхааа и Шахина раскрыва- ; 'стоя концепция' описания.личности человека в егомногогранном ' сопоставительном 'аспекте. Обращение к проблема творческой активности человека как к одной из основных проблем литература •л искусства эпохи Возроэдения такке,- весьма актуально и представляет собой батьцую-научную новизну. Концепция активности 1'оуск!« пезмы, в данном случае-Лайки, реализуется в поступках' -. и действах девужи. /штор впервые объедини факторы, повлияв-. "л::е на образование» трансформация и эволюции образа, -и выявил ; устойчивые, гияопао черты характора герошш, одновременно ж- л. долин отличительные, инвариантные особенности, присущие той или пз'с-й исторической и литературной;эпохе. -'Признавая домлни-~ухт.1ур. р^ль внутренних закономерностей развита ганра» автор ;; тэ ес ьуъия указньаот на ряд внешних факторов, влиявдих на •-■;.->Г.гг,грс1за;гие -оораза, - естественный строй.и'киррвоззроние . зпом;. . ' - '. . ;..

. пиитическая »уииость работы заключатся в том,

что ссдерхаг^ося в ней теоретические вывода б;Дут способствовать . дальнейшему изучению" згонских образов в • порсадско-тадкик-

литература, их исторической типологии. Они' такяе помогут ;■■ Р->дпть гяд проблем, связанных с йе';»скоЙ .проблематикой в фео- . дальном, мусульманском.Востоке> -определением моста и роли .кон-*-ь социальной жизни.' Исследование в определенной море бу- . д-чт . способствовать более полному ;воспроизведен;!») малоизучен--;аг;? отрайе|и:пдско-?йд:сжскоЙ. литературы 'и, тем са-.шм, бо- . л;:--/ галнему. с?;<т'ИИ.а и углубленному анализу .различныхсо аспектов в учеспих врзцяаьяж и пособиях' для "скал я •.вузов,;;'

--Г-а^оса .обсузгдпдзс.'.. ка заседании ка?едри° тадяик-Л'/.Т'.'ра'.-урц ДГ!;"» им. Т.ТЛ\птпкЬ .13 июня.. 1?Л0.'г.: Материал ... таил-; ааслулинался на ::с.и Г-:-р.:>пцпях асгпгг.ггнтст^ .";;го госп.'-дипсти^утн им.?.Г.'Л'!ЬЧ<:Н;:-. .(107Ь-1Э15Г'гг.) ■ .*. -.'...'с-Д'Гл ',!: .сг-.-кп;;-:-'::мин ДЛ ';Ч:'-::;:кск-:С"р'

¡v: . • '•■■■:: ' Ö

(1988 г.). Co- jiaiuioil täIo ййторсм разработан и прочитал.курс ! лекций.в ДГПИ й^АГ» Шевченко к в Центральном, институте усэзор-йействойШиШ Учителей Таджикской ССР. ' ;

Г йб' тем0. диссертации' опубликовано 0 статей 'в разных сточо-бт&энних и зарубежных журналах - две статьи депонировано.

'•■■..СТРУКТУРА И.С0ДЕР2А!Е1Е МШГ .

1 Диссертация состоит из введения',7. трех глав, занятою«, примечания и списка использованной литературы. Обенй ебьои со 164 страницы. . •

В впедекид определяется продает исследования' и очорчиваот-ся круг связанных с гесл проблем, дан сбзор.источников; сбосно-. ваш степень актуальности и новизна, а.'такжо мотодологичосгля установка научного труда. ;

Автор отмечает, что образы Лайли и-Мэдкцуна встречались . ужо в поэзии Абу Абдуллаха Дудаки (X в.). Однако первым поэте?.:, воплотивинм еюнет О романтической любви дпух влоблашплх и целостное .художественное произведение, был Низами Гянлжеви (11411209), положивший' тем самим начало традиции разработа: enreron на эту тему. В послодуидко века этот стот посол вопле-донке п 1фоизведешшх Хосрова Дохловн (1252-Г325), Л*лми < 14Ы-1492), Хатифи (1453-1520)-и других. По мнешт-С.И.Иарзуллоевой в исто-рииперсвдско-тадаикской литературы насчитнваотся около 120 поэтов, пороложиваих на стихи-это замечательное преданно СЮ, 330). Поэтичеокио традиции,, проявившиеся' в-изложении спяотоп ."Jfia&ra':и'.Мадяцун">■ в.з?|ачятольной степени сохранились в.поело-' дувдш эпох« - п творчоство поэтов Хилали, !,'улха\'.а и Пугача. löccMOTpeiMo болъ^йг«-числа источников и историография "'по данной хеглг показало, что а.мое отсутс^уот ковдопция исследования личности чоловека,- соответственно ;т проблема лпч-••"• ностя жендаиы. В работе акцентируется внимание па разработка •• этой проблемы. Изучение и раскрытие образа зйиазш« в поомах ."Jta&m'и. Мадашуи"' дает клич для' потгламия образа зкшакн в хху-бовно-романтичоских поэмах перащеко-тадяикскаа литературы й целом»- 1 - .

Г.гагд Т. "Иравствошше поиск:', в поэмах "Лл:1лл и :.!л:г-'лун" Хилали, Мулх&ла и Шахина".

Тема1 любви в классической персвдско-тддтсск^й поплин

являотся традиционной и основной. Она является лейтмотивом поэм "Лайли и Шджн,уп" Хилали, Мулхагла и Шохина. • ■

В поэмах о любви авторы поднимают острие социальные и нравственные проблемы, бичуют недостатки общественного строя, выражают многие эстетические и морально-этические категории. Центрельное место в них занимает описание лучших человеческих качеств и чувств, радости и веселья бытия, красоты и иизнело-бия человека, восхваление любви и верности, оплакивание старости и смерти. Фоном тлеста действия и"событий всегда слукйт природа, гармонирующая с душевным состоянием героев. Поэты очень тонко описывают зарождение чувства любви. В своей поамо Хилали, например,' заявляет: "Эта поэма есть повесть о любви. Послушай же эту легенду о любви", он также отмечает, что никому нет спасения от любли (21,240):

Дарду гами гаш> з^ф киро даст,

Бе ин гаму дард нест, то )*аст. '

Хоке, кн ба сидпуч сириштанд,

Дар вай хриа ту »и мох,р киштацц.'

Почаль и боль любви свойственны каждому, Пока она есть, не быть ей без боли и печали. Та глина, что зачелгана на любви, Засеяна всегда семенили любви.

Шахин называет свою поэму "Лайли и Ыад&нун" диваном любви ("даван-и ищк") (20,12»):

'Девончан иии; боз кардам, Поёни сухан дароз кардам.

Я приступил к созданию дивана любви И растянул последующий сгаз о ней.

Авторы поэм "Лайли и Маджнун" изображают своих героев -влюбленную пару - в полном соответствии о традициями любовно-: го романа - в духовном единении гармонии духа к крааоты, Хк-.: лаян»'например, подчеркивая неукротимую любовь между Лайли п Маджнуиом, считаот их "в любви достойндаи друг друга".

Сюжетная канва поэм основывается на конфликте мевду общеПринятой моралью шариата, с одной стороны, и свободной человеческой личность» с другой. В частности» открытое проявление "*

о

чувства любвл у г.онщини к мужчине считалось греховным g точки зрения шариата. Любовь Лайли оценивается родителями как забава, которую она вскоро забудет. "Любовь не есть вечное чувство, она, словно светильник, который то пылает ярко, то затухает". Обнаружение любви девушки способствует распространению слухов и сплетен-и подвергается общественному осуждению и позору. Выбор яениха, согласно установлениям шариата, определяется родителями невесты, а но ею самой. Как известно, в средние века сохранялась экзогамия.семейных отношении между отдельными родами, согласно которой жених долкон быть представителем определенного рода и племени (оти установления были юридически закрепде-im шариатом), Чем знатнео и богаче род, тем вваэ бил статус ке-mtxa. Го poil поэмы Kaiic однако, не подходил к роли аониха по веем этим критериям. Прсаде всего он был из чужого племен:!, нэ состоявшего в экзогамных отношениях с родш Дайли. Ко его любовь «с Ла!!ли была настолько огромной и неуправляемой, что его сочли умалишенным и дата' ег.ту прозвище Мадоздн (безумный, сумасшедший). 3 поэмо Шхсина причиной печали, худобы к бродяжничества Мад'шуна, по мнению.округлых, является любовь. В одао-x.'CHH.oii повести Хидади говорится, что иодуг от;любви неисцелим; cjôute тво tunr.t выходом является "сседппегме любккых. Б этом их спасенье", В поэмо "улхама советчиком ¡Дадануна выступает иоИх, который рекомендует ему встретиться с ЛаЯли.

Тома кралствонных поисков в поэмах Хилаля, Мулхама и Шахк-на включает такие общепринятые моральные критории, как верное?*, стойкость, преданность, самопогортвованно и т.д. В поэмо Озхкаа, • в частности, чувство верности и преданности влюбленного проявляется в таком эгшзодо: Поело'женитьба на дочери Пау&чля Мад-~ пун, получив записку от ЛаНтп, раскаивается э своем поступке и, рожи искупить спою пину, уходит от коны, оставшись ворикгд Ла;;-лк до конца мипни.

Как отмечалось выло, .содержание лирической поэзии эпох:: средневековья подчинено определенным литературным канонам, выработанным и точение многих веков, Нопремегешмя условия:.';! любовной лирики яшшются мотивы лю5эвкого гошгоняя и мук, ковор-•пооти возлюбленной, коварства соперника, горести расставания и т.д.' При некоторой "задашюоти" сш:етноц коллизии и ей регламентации, наличии с,наделенного круга мотивов разворачияпотся, как правило, секс? любовной сргдиогскевоД поэмы.

; Тсаа-лиОна .в указашшх поэмах, 'избранная-авторами в ство ochobhC'Ií, позволила им проповедовать' гуманистические 'ф&а. свободы личности человека, его чести и достоинства, духовной и -■J-иэичоской -красоты, морального совершенства, а .также.идеи человеческого «ара;й согласия. Однако, проповедуя идеи ?/л, авторы нередко но могли выйти за рамки традиционных;уста- . ^ новлоний и обычаев. Это, в частности, проявилось в тогл, чтоих ■ глаз;с»о герои - ,','лдхнун и JLaíLur, '.- но осмеливаются нарутаТь'ро-до-г--«конгиа'-сразила. В этом причина гибели.

• •• «лэбовь в рассматриваемых нами поэмах в значительной ¿горе '; -> ггродатандона как мистическая, как любовь', к богу.чероз любовь : двух сердец.. Однако..следует, заметить,, что' в поэме Шохина,: в от-,: дкчио от псэм ого пгидаественнпкоз, любовь несколько освобок- .■ до.ча от суфийской оболочки, в отдельных.-■.эпизодах повествования кслао. прямо говорить о реальности и искренности чувств героев.; .; .,

: ¡гул па '"21д'3йио-художествошш0 особенности женских обра- ..,;' зов в пэк^к "JTalL-ui -л Vjuvrivju" Хилали,.- ЦзлхщЫ'.ъ £!ахина". . j

' первостепенной проблемой в татс[«тур<з и искус¿C--':-ст:.-; яыяатсм художественное гг^лс^сгае роли человеческого факте ра в лклко ¡бтдо.тьнцх, -oTSijssnx себя религиозно-этических и у

подход ■

к то:.« .•'л>'нн в литература вызван трС)бом1йм?.а1'сегод-.-г'-Л-: "Jiquero ДНЯ.. .' / ' .-.; ■■ ; ' ':' '■'/Л\ ■."',':'-.' "

. ..С-1"лз Ллйлп в.рассматриваемых нами одноименных поэмах v^v. "Л.-<Ллл' к яиляотся одним из' вгдапцпхея, созданных авто-

дел: 7да.!«!ТИ'!ос!и',г.;лпбо».ных .произведений ХУГ-Х1Х"'вв.;'В нем Хилали я Уудхим поплотхли черты iiAoa_-x»noíí горении, а ¡Кахин - от- -и-.окглтьао реальней торкни.: Iky всех порсиях'поэм "Лайли.и';-.' :' "•¡."кчу;;" она олицетворяет'собой.верность; своему возлюбленному ., i-'/i.-v-O*ну. чистоту л»сьи'и K~.:t?:ory ry^í. .-'.;".'.'-'. :

• сЗлик- ЛпЛли характеризуется' пос;лдств0Мчкрасоч«т/. -.-. сражений,'' cTojwor.í'nsGix-:фо 1«ул. myrmrjt. ."Напрккер,' в

кй.^рдагк'.« X¡Wv"v сна являете* "вожаком ."двухнедоль-

уом:;.-.«"*,- "п^гк^с/п;'.; ¡тголлм", , -

кукадкой",. "стигнш;м кп:ьч;;ИСОМи,-' "кг-л--.:, Í>-:OA :CKpysaur.tx", ."НОО'-ЛМГ. "/¡¿'ТНИЦ':!:! без : -

. ib <ir¡; : .уГС^ч.гЛЯ'ГГ ';_;. v "'

с;.". .'¡-, "с- . "ог-снь и .'•. у ,.

" уч:/:", ттьнни", ":..••.:•'.;. оуг/тю .

spnc", "луну1 на небосводе" , .."метку зз ртуть", "газель". Шахин ; ;называет ео "серебристой луной", "солнцем"-, "кипарисом", "сладкоречивой", "чару.вдей сердца" , : "кокетливой красазнцеЛ",,"лу-г.сброзой" и т.д. ;:.'■■

' В позме Хилали глазная героиня являотся более■'активным • "дойствуияим лицом, чем аналогичные героини в других одноименных поэмах "Лайли и Маджнун". Новизна-в Подходе раскрытия- этого образа у Хилали обусловлена ого.вдсйно-эстотпчеокимн и ролигиоз-когзтичесют.ти взглядами (2,145-146; 7,274). ;

Для более полного раскрытия характера Лайли, кмвлет'л трансформации и модификации образа, в течение'ряда нэков нами ' был использован широкий круг' сравнительных источников, а клон-.' но .-'поэмы "Лайлл и Маджпун"' поэтов Низами, Лмира Хосроза, ífea-ш. -йз'-шре выявлены.таловые мотивы, эпизода», 'аналогичные скяе-Лты» которые.:шзотся-э поэмах. Хилали,; Мулхама, Шаглна. .В частности, мотив первой встречи Лайли. и Л-адгйуна наличествует -.во •' • ■ всех поэмах этого типа. В поэмах.Низами, Хатнфи и ».чата оча-', комство и возникновение чувства любви медду Лайли: и Кайссм про-»исходит в М-дзтнем 'возрасте в щколо, в" поэме Амира Хосрова -' в 5~летпсм возраста "(в школе); 'в поэмах %лхама и 13ахина - з : / -; -'-.Т-лвтнем (в школе) , а в произведешш Д-шн - в 14-летнем воз:. расто ц но в школа, а в степи, во время совместной пастьбы ;. скота,- • *■ ■ ■ - ■

Определение моста и ролл образа Лайд:: в сдг1Г'лмо:-и:;'л: поймах V "Лайли и Мдднпун". соотносится автором со струхтурко-комлоз-.длл-ошгжлл их построениями. В связи с нарушениями з распсдэчен;ги тглог-íx отводов автор работы, например, приводит анализ своих - nateaguisS. В nomo Низами, полностью отсутствует мотивы встрр-.- tîî ЛаНтл и Уддянуна п?плэ замукества Лайли; в пезпах Дкагл; к ;.-!ЬХШт 3!3» КМЭЮТ МЭСТО. 3 ПООМО ПйЗйМИ родители и роде твои; nt iuT гздаэг Яййли заму ií" за "¡бп Сал&ма, нз спросив на это ео согласия; a зорояи яе Хаткфи, оз вэдазт заму", за сына Ибн Салама. . В 1Т0СМ0 jfca'.ci родители спратаваэт со .согласил внЛтн замун за пюпч; из племени 'Саяиф и, получив отказ, все-таки выдает ое за-ПЛ.. посмо A'aípa Хосрога Сбмейлкэ роли гороев менян ся; Лайли "iMjrvra kíходитt а'Шгглиуп» наоборот, копится на дочери во:здп Z.T?<ЛД1 -, ХШЦПЭ» -

.; V'r> ¿йщбрдзб' •рэ1ш^рольнбЗ;|| < бйелой- дардставлена :. Лайли в поэме - -■ * .-¿¿яаяН íjM': сначала j ц: до-. kohïîûv она-:яздяе тся, героиней f свято: хра-т ; ■

няаой верность своей любви. Она. сердцем и душой предана только Шдкнуну. Ради гетреч с ним ока норедко-нарушает обычаи своего ; племени, ко по зволя щда , напргаюрг встречаться с юношей из/ дру-гЬго племеникаковым Сил '.зад-кнун. Несмотря на. сложность й зкес-токость окружающей ее- действительности к отношения к ней лицей, она не впадает в растерянность и решительно отвергает всех остальных, например, сына Ибн Салама, намеренного посвататься к

Следует подчеркнуть, что только в поэмо Хилали встречается мотив г.еннтъбы двух влюбленных - Лайли к Модкнуна. В этом; отходе от традиционного сшета можно усмотреть новаторство замечательного поэта.•Ь торжестве высокой нравственности и чистоте человеческих отношений Хилали видит победу влюблешшх,-победу \ чувств над предрассудка;.® и установкам родо-племепного кпетк-тута. Оригинальность и новаторство поэмы Хилали проявляется в : том, что он вводит мотив одновременной смерти героев. :Tpanî4ec-кая окраска поэмы при этом усиливается.

Несколько по-дратому подается финал в поэмах других поэтов; В произведениях Низами к ШаКииа ^начале умкраот Лайли, потом -Д'лджнун; у Ажра Хосрова, Дкамк и 'Дулхама первым погибает ну и.

В поэмах "ЛаЯли и '.'лджнуц" Хилали, .'чулха-аа и Шахкна наряду с Лайли присутствуют к-другие женские персонажи. К ним относят-/ ся: посланница Лайли.-(-в поэмах Мулхама u Шахкна), шие извести ' (п подмах Хилали к Шахина), подруги Лайли-по школе, злая старуха (в поэме Хилали), старая яешздна, служанки Лайли, девуакк . из-окрестностей -Бухары (в поэие Цулсама), дочь Нау$аиг - Кари-ма-(в,поэме Гдхйка). Ка фоне этих венских образов и во взакмо-'-' отношениях их глубже и всесторонне раскрывается образ тлавной героики :Î'iîl'Ji. Пс отнеагакию к ней зти персонажи можно разде-

щ -дао группу - положкт.ельше (т.е. благожелательно отно-сяэдоея к Лайли) к отрицательные (т.е. косарные и злно). ■ ' • .Прогкиополои!сстьв Лайли в возках выступает девуакк, ск-pyHûaste, ез. Автора наделяют их конкретными индивиду алышми .-.качествами:. Ctjcpu интересов подруг Лайли ограничиваются школой; сердца их еще но тронуты любовью. Они описываются скрошаг- ; :,сг -и посдусшои дову:ш:ями, которые не смоют нарушить воло родителе-^,, обычаи племени и т.д. В поэме Цзглхама таковыми представ-Л!ша. девушки из окрестностей Бухари. ВДулхам отдает дань уваке-

ейя своему городу - Бухара, в го же время его поэма приобретает конкретные черты и реальность отсант, что является важнейшими' отличительными чертами его поэмы о.т других. . ' •

■ Несмотря на внешнюю покорность и смиренио девушки в . поэмах Хилали а Шохина носят в сердце тайное желание иметь до-белого мука: они завидуют Лайли во время приготовления к свадь-- бе, так как она выходит замуж за своего возлюбленного..-,

Кррме девушек, окружающих Лайли, в поэмах' "Лайли и "лджнун" присутствупт:посланницы, доставляющие письма возлюбленным, няни -добрые советчицы.

/'Роль няни'в поэме Хилали весьма ограничена, она описывает 'девушка богатства Ибн Салат, красоту его сына, перспективу Лайли, если она выйдет зацуя за сына Иби Салама; она же доставляет бтридательяый ответ Лайли Ибн Саламу.

Несколько особняком среди кеноких образов в одноименных поэмах "Лайли и '/ллркнун". стоит образ злой и коварной старухи в поэме Хилали. Она всячески препятствует женитьбе ГДадЕнуна на -Лайли, сообщает ему, что его возлюбленная выходит заму» за Ибн \ Салама. Хитрость и коварство старухи раскрываются в ответном письме ¡¿адтауна Лайли, которая проклинает злую старуху.

В поэме Шахина присутствует еще Карима - дочь Науфаля, на которой женится Мацжнун. Она воплощает в себе все черты, присущие девушкам из окрухешя Лайли: покорность, смирение,-послушание воле родителей. Она ш способна выразить протест, подобно Лайли, чувства ео неглубоки. Она не мояет понять чувства ?/лдя-нука к Лайли, сопереживать о ним какие-то неприятности. Ее душе чувды любовные страдания. Она: относится к разряду женщин, которые довольствуются маленые^ радостями повседневной жизни. Она представляет собой тшпгя-и? :ортрет ре нщины ^ эпохи средневековья, опиоашшйзамечательпым поэтом Мулхамом.

Особоа место среди венских персонааей занимает образы матерой Мздануна и Лайли. ¡¿атьМадзхнуна во всех поэмах описывается конкой и гжирой женщиной, поншаадей и разделявдей чувства сына к красавице Лайли.В поэме Уулха\тдона предпринимает все пора, чтобы осуществить желанно сына меняться на Лайли. Однако род Лайли отказывает ей при сватовство, объяснив это тем, что ее сын опозорил их род нескрываемым чувством к Лайли, своими газелями, посшглонными девушке, которые распространяитоя повсеместно и т.д. Род Лайли объявляет ее сына безумным Маджиуном. Еегсцяна молча переносит свое горе.

В ■поэме'Мулхама мать вначале отговаривает его от.сватовства на ЛаЯли, объясняя это тем, что от этой любви может про- у изойти смешение..крови племен. В поэмах Хклали и ЩахИнаподоб- ' ., ной проблемы не существует: Мадошун монет жениться на лхйой . девушке. Мать радуется, когда Науфаль соглашается видать свои '•; дочь за Мздкнуна. Она надеется, что яонитьба образумит сипа, отведет его от безрассудных поступков и .бродяжничества.' ':.'"...:

В поэмах "Лайли.'и Мадкнун" Мулхфна и Щахина мать Лайли •"';,'.'•; рисуется мастной к требовательной женщиной. В отличие от мастери-Маджнуна. она отпускает свою'дочь в школу весьма неохотно, а впоследствии, и вовсе запрещает, ей ходить туда. По.ез поняти- ,'•;' ям, достоинство женщины заключается в умении вести хозяйство,. домашние дела,' быть искусной мастерицей (выдавалыдацей). Мать Лайли в поэме Хилали старается привить дочери понятие любви ■ так, как понимает сама: "Надуг любви не так легок, как какотся, а быть любимой-и любить ,- не одно и то же" , - убевдает она.,' А в. поэмах 14улшла и Щахина в. большинстве случаях мать Лайли выступает безжалостной и бессердечной женщиной, Она всеми си-/ ламп старается сохранить честь рода, которую она пошагает кш; честь своей дочери; сделать это можно, по. ее понятиям, лидь ■ ■ путем избавления от Ь'лдануна, отвращения-любви ео дочери от ;■' него. В поэма Хилали мать Лайли изображена болео мягко. - Она ■предоставляет дочери самой решать свою судьбу, когда'приходят ■ сваты от Ибн Салама. В этом еще раз убедительно проявляются передовые, гуманистические взгляда и идеи Хилали,,-которой в -своем поэтическом творчестве широко раздвинул рамки понятия о свободе личности, активности человека в борьбе'за счастье, свободы выбора в лвбви и т.д. • - '

В целом следует отметить, что среди женскшс персонажей образы матерей героев даны вполне-жизненно, с конкретными эмоциональными и психологическими характеристиками в той или алой■ казненной ситуации.

' Финал почти всех поэм "Лайли и Мадацун" выглядит оданапо-шм; в силу различных причин ц обстоятельств влюбленные на . -Л: соединяются друг о другом. В этом проявляется шшяжю оу^дЁокой идеологии, согласно которой влзбленшй (оуспдШ ко соэдишз'кш с возлюбленной (богом)/а сливается о ' почззаот в »см. ■ шютико-пантеистичаокая кдёя шшда яркое худа~с>о?вешюе еояно4 • щенио в поэмах "Ла1ш: и /¿здзнун".

0 Причины,' побудившие поэтов' к созданиэ традиционных произведений, различны- Шахин, например, хотел воплотить в образе . Лайли лучшие/женские черты в память о безвременно ушедшей ИЗ жизни шой жоне, а Хилали: и Цулхам стремились внраз.чть свои . воззрения на проблемы человеческого бытия, показать'нравственные аспект взаимоотношений лвдей, произвол гнета и деспотизма в феодальном обществе. ";■/■■, ":

Глава, 3. "Мастерство Хилали. ¿{улхама и Шахииа в изображавши женского образа".': ■ . ••'.■■" .••'■'

Порсидско-таджикская поэзия отличается богатством и разнообразием худоясственшх средств - поэтических стилей, языка, сторсоптгшх формул, семангичесюгх знаков я т.д. В полной мере ото богатство проявилось в творчество поэтов Хилали, Мулхама, Пахина, которые использовали его в своих поэмах "ЛаЙли и Мадж/ нуи". Их произведения характеризуются простотой и доступностью языка,: отточенностью и четкостью выражений, многообразием ис-: пользованных средств. Поэтический язык этих позтов вобрал в себя neo богатство и красоту поэзии продшоствуицюс эпох, которые выработали в точение многих веков определегаше ¡литоратурно-ху-донественгшо канона". В число этих средств описания, метафоры, аллегория,' противопостааюнио, парономасия, гипербола, повтора И Т.Д. .'.• '..

Хилали справедливо считается выдандимся 'мастером поэтического жанра; богат и разнообразен его художественный язык. Глав: пуп. героинп своей поэмы он называет гурией, оо уста - "рассы-патнмися жоачухатала", губы - "медоточивыми" (21,242):

, У,ар чгшмаи чашбанди он эдр,

••Чу и. чазгдпи ефтоб пурпур. . На■сурхио на са{юд дида, V ' ..

X/ik, сурху са$од офарида.

г^щт лаъли у гу^чррез, '/tT.i пне таи ¿¡ури у иакярроя.

;.• iiir^j.'í .родничок колдовских очей этой гурии •.. -Подоб'!?! солнечному .родничку, напоенному сватом,

крлски искусственных румян и без пудры ;..• Ола.'тл'.'лдпг ('■слой'и: розовощекой - такой создал

со господь, руп-по'м;^ ;усч ист.счаот слатгайзиЙ мод. v . Л ;"•■> у ova и ауЛи-расгпка'-т .•«мчутнно парл;\

Рисуя внезиий облик Лайди, поэт кспользуот здесь такие фи-, гу:-;; как тпясих, также. тавсиф, истиара и тарой*. В первом Сй?ль поэт использует ^итуру-истпара: слово здр (гурия) исполь-

к.госто кмош: героини - Лайлп. Поэт -сравнивает глаза «а.'.'лх с прозрачным, пшгоешым солночшм светом родничком, что и представляет собой поэтическое средство изображения - ташбкх. ¿¿уахслсююсть этого ¿опта основана на ташшсе, а описашю. ' глаз Лайли оси- но только таабих, но и тавскф, Во вто-и третьем беЛтах поэт, используя художественное сродство - рисует исти-шув красоту Лайли и в них соразгдернио с единой риЛмоЦ слот будто последовательно нанизали на одну нить, что и образует тарск'.' Мулхам в тех бейтах своой поэзия, где ьла адат о доброте и благоразум::: Лайлл, пизот (17,156):

Гд;--гллрд он 1 аЛлокп угслед Яке цени дурусто зумчу хураод.

и ъйд, к-эй гадо, бар даст, бар даст чуя -пола нанп доги дил у,аст.

внесла та луна - вселенной надегда, »...•«■й'» лепеску, круглуи, как солнце, 7. крикнула; "ей, странник, погоди, возьми Рс-ль у к {«, на тияаке и этой лепеже,

есть пятка скорби, кгус.е сордцо".

л«I; птрэкч сл^ао "па*" (луна) использовано как'

, :. '" „ . ,г. •;" (.с : 'л!',;'-) - тапси.;; и истиара

>'Г гц.:чу-} лои' н:'У с солнцам. .

:'--::л чгл^и цсиользопан-

• . . . ' • ,.->-„'. .. от сильного

•, • г.. ;■• • тстагуэ сердцови-

: с, . . . с 1. ;•*. в-' . Лчйл.:, седою которой , ,, ..,,_ ^ _ гг-.-^- г,г пл •' \»1ой любви к йзда-

¿¿с-:,:.!:а сеть гшзм слова (20,21>а):

гур~ дарунк нарда. К у каргд.

Тг: лу«й, что скг«то под згп:с-«с.й •г.'лой,

• Под словами "луна" и "солнце", явдяядо.г.'.ся ипоскг^аии;;;.^, подразумевается Лайли и Цщгену н.

•j При изображении женских образов Хилалк, -iy.SüM и ллглл попользовали но только большое разнообразно худ«гл:ет;:<.'.-;;:!с.»-. средств, но и многие их формы и разновидности. Uto способе rr..v-з? усилению эмоционального воадойстнил изо5;;гулс:.лгх слГутня л явлений, более полному вырахошда внутреннего психологического состояния героов. • ' .

1 Набор поэтических средств, используемых поэта: я в свскх произведениях, подробно проанализирован а работз. Особо-'! инимч-№0 обращено на использование сравнений, пр^гпитлсстанло»:*..'; и гипербол. Лайли сравнивается о гурией, яр»:сй лу;к-й, подк.^цм кипарисом, смощпмся цветком, аиияал солнцем, плакуча;', •естественной номчузашой; лицо со - с роднике;.'., дйл-зтк.:м , красным тюльпаном; локон - с кольцом', чарущим завич-Кч.м, к-.-.ч-ч-кам для шых сердец, дуаистой амброй; брови - с лу::.:м, а рло-шгцы - со стродош; губы - с подталиной к подсот.» ньей • .v кой, красным рубином;' уста - с бутоном, чааеЛ пемчугош; сл^н -•с розовой водой, раоплавленннм яимчугом плл серобрсм и т.п. Однако все это послужило полного рзокрнтлп внутреннего мира героини, ее душевного богатства, чистоты облика и вне-гич».! очарования, что является олицетворенном лучяих качеств личности человека в творчество данных поотоб.

Таким образом, все богатство и яркость об;;гт Лайли - зг:> но только творческое дости-понйо Хидали, :,!уд>-п.\и и Пш::«, ¡г- л большой положитолышй образ в истории таджикской литератур« после ХУ пека. Второстопошше ;ко жонскио образы в поамлх ".'.айда и Иадацуи" доп^яэт всо это, а «rameo представая?*? пг-попто-рицу¿■-?».ад ерей xeiiciutx образ»»• пераадопо-тапжккской поэзии, со -гащал «в .поэтическое » худ^ствонно-см!еловое содгф%а.чиэ.

¡сличение

В за^пйчонии срогмудирокш; оскошшо вывэпы исследи пг.кя, Проведвттй анализ оикотно-композштопиой структуры, аух:.л-5г.-~ венных средств и жшских норсопакой показывает, что пехгл Хила-ли, ¡¿ул?:ш*а, Шахина продолжала традтт в^кгадег.о-тадкнкокей поэзии, Поэты- создавали ои'оп оплоты "Лайлп и Нлл:.л;ул" ¡л; определенных литерагуршж ханоиэв я правил< глргйлтлллкх плел-

шествующей традицией в творчестве поэтов Низами Гянджеви, /лира-Хосрова Дехлеви, Абдурахмана Дяами и др. В них нередко встречаются идентичные эпизоды и картины, но тем не менее каждая из них- представляет собой оригинальное самобитное произво-дешю.

Проапалхзировав яенскио образа, в частности образ главной героини Лайли» автор работ ы шяв'ил в них опродолевшо модификации и трансформации. Отличительные черты наиболее ярко шсту- /-. пают в поэме Хилали. В ней, в частности, героиня выступает решительной и гордой женщиной, способной бороться за свою любовь, преодолевая при этом отдельные установления шариата. Анализ поэш Мулхаш "Лайли и Ыаданун" показал, что в ней изложен целый комплекс морально-этических проблем, тесно' связанных с проблемами зла и добра, верности и любви, человеколюбия и мира. В поэме Шахина нами прослеживается доминирующая роль социальных проблем, главной из которых является проблема приниженного положения женщины в мусульманском мире, что обусловлено социально-исторической напряженностью того времени.

Анализ второстепенных женских образов в поэмах Хилали, Мулхама и Шахзпа позволил выявить.в них типовые черты, хар^-; .: терные' для эпохи средневековья; на их фон:е образ Лайли висту-' ч пает носителем передовых мыслей и свободе и активной жидаи, справедливости, равенстве, гуманизме, ;

/Образ смелой, свободолюбивой и решительной Лай9Й не теряет/своей ценности и актуальности и а наши дни.-

с

Б И Б Л И О Г РАФИН

1. Айни К. Бадрвдцин Хилоли и его поэт "Лайли ва Маджнун" // Изв. АН Тада. ССР: Отд.обществ.наук. - 1954. - Вып.6. -С. 135-149.

2. Айни К. Бадриддин Хилоли. - Сталинабад: Таджикгооиздат, 1957. - 207 с.

3. Асадуллаев С. "Лайли и Маданун" в фарсиязьгчной поэзии. -Душанбе: Допил. 1981. - 4.1. -'176 с.

4. Бертольс Е.Э. Суфизм и суфийская литература // Избр.труды.-:.!., 1965. - Т.З. - С.13-492.

5. Брагинский И.С. Из истории таджикской народной поэзии. . . !.!.: АН СССР, 1956. - 496 с.

ч 0. Гафуров Б.Г. Тадоики: дровнойлая, древняя И средневековая история. - М.: Наука, 1972. - 664 о.

7. Кар-.с.-ов У. Литературно-исторические и&точники и основные ■ • тенденции таджикской литературы ХУ1 в. Дис.на соиск.учен.

стоп, д-ра филол.наук. - Душанбе, 1987 / АН Тадя.ССР. Институт языка и литературы нм.Рудакн, й 62/. - 461 с.

8. КрачкоЕСКИп И, Ю- Гаинял история - повести о Мадануио и Лайло" 'в арабской литературе // Избр.соч. - М.-Л., 1956. - Т.2.-

С. 588-632.

9. ','лгеррамов Т.А. Поэма Маданун и Л.айли" Амир Хосрова Двхле-ви: Автороф.дис.на соиск. учон.степ.канд.фалол.наук. - Баку, 1964. - 31 с.

10. Нарзуллаева С.Н. Тема "Лайли и Мадашун" в истории литературы народов Советского Востока: Автореф.дас. на соиск.учен. стоп, д-ра филол.наук, - Баку. 1960. - 49 с.

11. Абдудчозри ^отифй. Лайли ва Мачнун: (Дрстон) // Ба ч°п таНоркунанда С.Асадуллоев. - Душанбе: Ирфон, 1967. - 112 с.

12. Абдура>7Л0НП ",смй. Осори мунтахаб: Н.5 (Лайлй ва Мачнун: (Дсстон) - // Ба чоп таЙёркунйПДйГон А.Афса^ов, А.Зу^урэд-дпноп. - Душанбе:' Ир$ои, 1964. - 359 с,

13. Амир Хусрави Детали. Осори .мунтахаб: - (МИРУ* ва Лайлй:(Достой) // ;.'с>уф. масьул '{.Додалкшоав. -.Душанбе:

.¡ад,он, 1071. - 492 с.

14. '■А.Тсах.зод А.. Достони "Лайлй ва Мачнуп"-и Лбдуразрдони т{оми.-

-^'Иип^о: Дек;:::!, 1970. - 203 с.

Ib. .V-'.pacoa Д. Eyxopoil. - Сталшобод: Гш^трдавточик,

. 19',8; - 12-1 с.

16. !'а:гзозода К.И. ;;ia'.:c¡íдт.ш Софш. - Сталжюбод: Иазрдавточнк, ' I55Û. - 258 с• ■ ■

17. Мулу/с.« Бухорсш/ ..Часнавкк "Ла1Ьта ва Ш^шун"■. '(Цусхаи 'хаттик;•'••'•. заху.рак дастхатз{он шр^га Ак^см:1ЯЛ;фа1'с<;ои .Точиюют'он¿>>.>:•:• ;/ • 1н1К„ 577(1) ,

18. 5{азрков.Д. Мактабпл Йефози- ва достога у "Лайлй ва : . Лутпба: Дошп!, I9B3. - ICG с.

12. К;:зо:,г;:л Танншз^ ,// Ба чоя .тайорКУ-

накяа- ЛЛог.отп,. -;€Т|а,«!аобод:: : 20. С&мсадЬш JHoVfH.'.Маснак!;; "Лайли ва Ыач^Ун"' СЦусхад даттад .'V .•/• газсцш дастхат^с» шщхС. Академия« фан^ок Тоншиютои ¿ I

21. Хилели. -."Oc'opà: уук'тахаб • iegrod ва"едадтафи''

j/yjVvW-'íaüy-таэзе^от к.'АЯии, ); :-/Стйжшо0од: ''.îîaàpÂMTôwi'-"Д-:'.-.

22-, .:^дпзсдй.1\ 1974. - 140 с.

есерлсри // Алк.'Лнах

,2'U ¿íí, Aci'hp.-í^u^T.'Tdióo^rA'^^cTTaií-a Секеяир ва щкаяоа ta г«. ^адгкун-и .;'-•': Texpaü, 1319 х.щ.

íV.'^ü^.íí;: . «rr-!'.a>:;:pa. Лалягат сл-баЕан ач-араб;;

ДггфарJlaíLin ki .¿тдгкуа-к Иязша ва - : // Ссх&н. - 13i2 х.-

■ Л" fi' ■■'■''■"■• ■ --■■■'ч'-.'

... . ■ г,': • V*- i » ' • ^ " -i А

27, tdtliydUxindb Áijh

• jUtcfun '•', kUà-jt'â-: ~ Juahhk , (Ш?- л

■^.Mä'fi,^ wctyUni , -

' аз: ж j «/ /íw'/wf/

¿y. .л,Éï^t/ /Пиуя'пЦй líitldiy

••.;.-:' : , ¿v^t •>/- . ft;«;: ) ¿|ё&т^СЛ (цСГ- tf¿t). MH>iП. I

"[^(и^Ще-'гЫ^'и^ y mi-, m У. > sn-s.4.

31. : Ihlitií AtKí'^/Vi ^ tAi fítr r <L" vf i ie¿*i*tl* »»Лк

■ '.'■.32. ПиЫш frо. -MUiílQ. ik¿:

; ! Ûwij.- Urdan: СапьШ^ tlxi/rtlty ~ P, ЛЗИ.

, "■ : По теш диссертации оцублаковшш слоду вдио-.'работу:. ,,.

Г. Пандой судданд (Цудриа мысля) ' Дилоди, '• Мулзугл/ '//•.■ vast..

■ To^iK. - 1980. - Ä 5. - 0.22. " г ..: ..]■.. '/Л'

2. Шс^ян ва Sapap- (Шахин и Зарир). /ЛЯаёт ja меу;дт. >I9ü2.~

■ ! » 10. - С.75-92.

3. Кдссаи Лайлй.дар достощр (Легенду о Яайлй з поэмах) //, ,

Зап. Тоник. - 1983. - :Ь 12. - 0,18-19;

4. Таълпми достоии "ßsütm.. ва Майнуй"-» .З&лояи дар с;:н$л IX .

(Изучение поэмы Хилали .."Лайли и »йджнун" ö IX классе) // Мак. coa. - 1985. - 'i 5. - С. 25-31.

_vj. (Поэтические ейсфигмн-деяям) / Халодй ва Цул*ам // Псаохднг //Орган ЦК ДСЛ. -1364 <1^85)- - Л 2. - 0.5,: ' , •••.-••

<6, Шга хкрад ба даст оглр... (Законы.разума> твоих руках) //

Машъал. - 1986. - JV 5. — С.9. . ?. Самоа,модэрон дар як достой (Образ сттсря'э одной позмо) // Зан. То^лк. - 1ЭВЭ. - IX. — 0.21. : 3, Таълзшп достони ."¿айда ва Ма^нун"-" Шоу,ин дар синфп X ('Лг>у~

■ ченио поэш'йшна "Лайли и йаяжиун" в X классе) //.'.'лк, сов. -, I9S9. - !Ь 12. - С.22-25. : . ; . ,.-.

: 9. Образи запоя дар достоин -"Дойли ва Хдлолн (Образ

. SûîH'V.iHii в поз:.*,о Хилали "ЛаЙлл и чЬ^лнун'' // Cí!:¡ '[адч"л:> ВПШН. - 1989, шп.З / Я 49 (619). - 12 с. i, 10. Роли зшю.-й дар обгг'.зн ЛлЛли дар .-octot.-.-jh

гзпгош Звдалк, • ?дулар£Г5-з .Шохин (Роль-других гшеяпг в еоэ-дэиж5 ôôpasa Mitas• в.одиоимешшх поэтах Хилали, L'yлхама п

Щпт) с::.« тпд^улзппгг:;. ~ кк», гкл.з / 50 c&sc). -

■ ■ 20 • ' - '

Доклады, прочитанные в Душанбинском государственном ■педагогическом институте им.Т.Г.Шевченко .

Г. Сравнительна анализ образа Лайли в одноименных поэмах "Лайли и Маджнун" Низами и Хилали 16 марта 1977 г.

2. Женские образы в поэме "Лайли и'1«1аданун" Хилали 19 марта 1980 г. ;

3. Роль других женщин в создании образа Лайли в одноименных поэмах "Лайли и Мапжнун" Хилали, Мулхама и Щахина 29 марта 1983 г.' ..• ;' ' V •

4. Образ женщины в поэме "Лайли и. Маджнун" Мулхама 12 мая 1987 Г.

Доклад, прочитанный в Институте востоковедения АН

Таджикской ССР ; . : > ..

I. Характеристика музыкальных инструментов в одноименных поэмах "Лайли и Мадхнун" (ХУ1-Х1Х вв.) 24 июня 1988 г/

Доклады, прочитанные в Центральном институте . ' усовершенствования учителей . ' ' ;

1. Поэтические афоризм в одноименных поэмах "Лайли и МадЕнун" Хилали, Цулхама и Щахина 5 сентября 1988 г.

2. Изучение поэмы Бадриддана Хилали "Лайли и Мадкнун" в X классе 23 января 1989 г.

3. Сравнительный анализ изучения поэм Низами, Хилали, Щахина "Лайли-и Шджнун" в 1Х-Х классах таджикских школ 16 октября

.. 1989 г.

4. Изучение поэш Шачсиддика Шахина "Лайли и Маджнун" в X классе таджикских школ 22 января 1990 г.

Подписано» ® печать; 12.07.90. Формат 60x84 ^/16. Бумага тип. И. Офсетная печать. Усл.печ.л.0,93. Усл. кр. отт. 0,93. У-ц. и а д. л. 1,0. Тир вж ЮС.Заказ 532. Типография Академии наук Таджикской ССР 734029 г.Душанбе, ул. Айни,121, корп.2.