автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Концепция национальных отношений в современном исламе и вопросы атеистического воспитания

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Нурулхаков, Камар
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Концепция национальных отношений в современном исламе и вопросы атеистического воспитания'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Нурулхаков, Камар

Введение

Глава I. Несостоятельность исламского понимания национальных отношений в свете марксизма-ленинизма

§ -I. Марксизм-ленинизм о взаимосвязи национального и религиозного

§ 2. Сущность исламского понимания нации и национальных отношений

§ 3, Модернизация ислама в вопросах нации и национальных отношений

Глава П. Решение национального вопроса в республиках Средней Азии и его влияние на преодоление религиозно-националистических пережитков

§ I. Борьба с религиозно-националистической идеологией в процессе строительства социализма

§ 2. Углубление интернационализации/.абщЗственной

Iни I жизни в условиях развитого социализма и преодоление религиозно-националистических пережитков

§ 3. Единство интернационалистского и атеистического воспитания - важный фактор преодоления религиозно-националистических пережитков

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Нурулхаков, Камар

Актуальность теш исследования.

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС со всей силой было подчеркнуто, что в период совершенствования развитого социализма и перерастания его в коммунистическое общество идеологическая, массово-политическая работа становится одной из важнейших составных частей всей деятельности партии. п.При всей важности других вопросов, которыми им (партийным комитетам и организациям - К.Н.) приходится заниматься (хозяйственных, организационных и иных), идеологическая работа все больше выдвигается на передний план1'*.

Все возрастающие требования к идейно-теоретическому уровню и действенности идеологической, массово-политической работы обусловлены прежде всего необычайным расширением масштабов нашей созидательной деятельности, усложнением ее задач по мере совершенствования развитого социализма. Вместе с тем Коммунистическая партия внимательно учитывает остроту противоборства на международной арене "двух полярно противоположных мировоззрений, двух политических курсов - социализма и империализма"^.

Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС обратил пристальное внимание партийных комитетов и организаций на необходимость внима-теьного учета особенностей идеологической работы в нашей стране, связанных с ее многонациональным характером. Без постоянного и глубокого изучения специфических интересов наций и народ

1. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М., Политиздат, 1983, с. 5.

2. Там же, с. 7. ностей, населяющих СССР, их исторических традиций, особенностей, национальной психологии и культура нельзя говорить о дальнейшем развитии национальных отношений, об успехах идейно-воспитатедь-ной работы. И здесь чрезвычайно важно знать и учитывать не только позитивные сдвиги, достигнутые в национальных отношениях, перспективы их развития, но вовремя улавливать "возникающие здесь проблемы и противоречия, умело разрешать их"*.

Многонациональный состав населения СССР обусловливает и многононфессиональность, наличие множества вероисповеданий, которых традиционно придерживаются представители той или иной нации и народности. В этой связи важной научно-познавательной и практической проблемой, имеющей актуальное значение в идеологической работе является взаимосвязь национального и религиозного, которая складывалась в процессе длительного развития народов и которая обнаруживает чрезвычайную живучесть в наше время. В условиях многонационального советского социалистического общества отождествление национального и религиозного проявляется в религиозно-националистический пережитках»которые оказывают отрицательное влияние на процесс углубления интернационализации общественной жизни, на преодоление религиозных предрассудков, на формирование нового человека.

Проблема взаимосвязи национального и религиозного, а отсюда и религиозно-националистических пережитков имеет всегда конкретное выражение, т.е. всегда связана с конкретной нацией, народностью и вероисповеданием. В этой связи в условиях Советского Союза актуальное значение приобретает проблема взаимосвязи национального и религиозного в истолковании ислама. Ее актуаль

I. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г., с. 59. ность состоит, во-первых, в том, что последователи ислама по численности занимают в нашей стране второе место после православия. Следовательно, отождествление национального и религиозного, а отсюда взаимосвязь националистических и религиозных пережитков могут иметь и имеют место в сознании определенной части советских людей. Во-вторых, в том, что в исламе отождествление национального и религиозного носит наиболее консервативный характер, а в этой связи его проявления в форме религиозно-националистических пережитков оказываются чрезвычайно живучими. В-третьих, в том, что в современной идеологической борьбе, которая приобрела форму настоящей психологической войны империализма прежде всего против СССР, его враги активно используют так называемый "исламский фактор"•

Стремясь дискредитировать реальный социализм в глазах трудящихся несоциалистических стран, буржуазно-клерикальные идеологи, в том числе и апологеты ислама^ в своей антикоммунистической пропаганде пытаются уверить мировую общественность в том, что будто бы КПСС и Советское государство проводят политику насильственного уничтожения ислама, а вместе с ним все ценности в культуре наций и народов, исповедующих ислам. Как было отмечено на Июньском Пленуме ЦК КПСС, "многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать ё* антисоветскую, националистическую направленность. Особая ставка делается на религиозных экстремистов. Одновременно распространяются измышления о "нарушениях свободы совести в СССР"*.

Международная реакция использует религию ислама для разжи

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г., с. 60. гания вражды между развивающимися мусульманскими странами и странами социалистического содружества. Реакционные круги стран Зарубежного Востока преподносят ислам как надклассовую национальную религию, и что только она якобы способна обеспечить общественный прогресс, В этих целях апологетами ислама разрабатываются различные "теории" социализма национального типа наподобие "арабского социализма", "исламского социализма" и т.д. При этом "исламский социализм" вьщается ими как "третий путь развития", противопоставляемый как капиталистическому, так и социалистическому цути развития.

Таким образом, интересы дальнейшего развития и совершенствования ленинской национальной политики всемерного укрепления дружбы и сотрудничества между нациями и народностями, населяющими нашу страну, устранения из жизни всего того, что мешает процессу углубления интернационализации общественной жизни, в частности религиозно-националистических предрассудков, требуют постоянного и внимательного научного анализа этих проблем. Необходимо помнить, что и "в условиях зрелого социализма проблемы взаимоотношений между нациями не снимаются с повестки дня. Они требуют особой заботы» постоянного внимания коммунистической партии"? Этого же требует усиление внимания реакционных сил на международной арене к религии ислама в плане более активного ее использования в антикоммунистической, антисоветской пропаганде.

Актуальность исследования проблем национальных отношений обусловлена еще и тем, что в некоторых публикациях по этим проблемам, по вопросам отношения к национальным обычаям и традици

I. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. Политиздат, М., 1982, ям имеются весьма сомнительные положения. Так, некоторые авторы необоснованно предлагают форсировать процесс интернационализации, не учитывают национальную специфику того или иного региона, его объективные закономерности, что ведет к преувеличению роли субъективного фактора в интернационализации общественной жизни, к волюнтаризму в этом деле. Тем более, именно в этой области еще встречаются некоторые, рядящиеся в национальную форму, религиозные обычаи и традиции. Субъективистское форсирование преодоления их могут вызвать у верующих чувство "обиды" и питать рецидивы религиозно-националистических предрассудков, местничества, и тем самым препятствовать дальнейшему расцвету и сближению наций.

Актуальность исследования проблемы взаимосвязи национального и религиозного обусловлена потребностями идейно-воспитательной работы, важным аспектом которой являются борьба против религиозно-националистических предрассудков, разоблачение попыток наших недругов спекулировать на религиозных чувствах советских людей, исповедующих ислам, использовать цусульманскую религию в идеологических диверсиях против СССР. Эти попытки врагов социализма должны получать своевременный и решительный отпор.

Вышеизложенные проблемы, их научно-познавательная и практическая актуальность и определили выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы исследования*

В научно-атеистической литературе советских авторов к критике мусульманского национализма в форме панисламизма и пантюркизма одними из первых обратились А.Аршаруни и Х.Габвдулина в книге "Очерки панисламизма и пантюркизма в России" Ш., 1931 г.). Авторы книги сосредоточили основное внимание на разоблачении реакционного характера идеи панисламизма в условиях победившей социалистической революции, когда эта идея использовалась врагами Советской власти, стремившихся отторгнуть республики Советского Востока от СССР в целях создания единого »мусульманского государства. Авторы показали также реакционный, шовинистический характер идеи пантюркизма, проповедовавшей необходимость объединения всех тюркоязычных народов под властью буржуазно-помещичьей Турции.

Следует заметить, что в послевоенный период проблема национальных отношений и религия, нация и религия оставалась длительное время вне поля зрения ученых-религиоведов вообще, исламоведов, в частности. Поэтому заметным событием в научной жизни, связанной с изучением этой проблемы, стало появление книги Мин-кяви^юса Я.В. "Католицизм и нация" (М., "Мысль", 1471 г.). Автор в философско-социологическом аспекте рассмотрел в ней такие вопросы, как взаимоотношения католической религии и церкви и нации, интерпретация католицизмом национальных отношений, католицизм и национальные движения, клерикализм и национализм и др. Автор убедительно показал идеалистический, антимарксистский характер католической интерпретации нации и национальных отношений.

Крах империалистической политики колониализма на Ближнем и Среднем Востоке, обострение политического и идеологического противоборства между капитализмом и социализмом, усиление межнациональных и межконфессиональных конфликтов на мировой арене заметно повысили интерес ученых к исследованию проблемы ислам и национальные отношения, ислам и нация. В 60-х годах был опубликован ряд работ советских авторов, в которых рассматриваются различные аспекты взаимосвязи национального и религиозного, исдамского понимания нации и национальных отношений*.

Известный советский исламовед профессор А.В.Авксентьев опубликовал в 1973 г. книгу "Ислам на Северном Кавказе (Ставропольское книжное издательство). В главе "Национальное и религиозное" автор приводит немало интересных фактов конкретного проявления взаимосвязи национального и религиозного в семейно-бы-товых отношениях в условиях советского общества.

Среди исследований, посвященных проблеме ислама и национальр ных отношений заметное место занимает работа Н.Аширова . Автор излагает отношение ислама к нации и национальному вопросу, большое внимание уделяет вопросам формирования социалистических наций, торжества ленинской национальной политики в республиках Советского Востока и ее влияние на процесс секуляризации. Значительное место автор уделяет анализу причин и основных направлений модернизации ислама в истолковании проблем национальных отношений. В работе подвергается аргументированной критике буржуазная фальсификация положения ислама и жизни мусульман в СССР.

В плане настоящего исследования значительный интерес пред3 ставляет работа И.А.Макатова . Работа посвящена проблеме преодоления пережитков ислама в национальном самосознании. Но ее автор делает экскурс в историю и прослеживает генезис взаимосвязи национального и религиозного. Несомненным достоинством работы

1. Цавкилов Е.Х. Идеология ислама - злейший враг дружбы и равноправия народов. Нальчик, 1963; Тхагапсоев А.Г. Нравоучения ислама и отношения между народами.ШльчшД967;Фэе^в М^Религия и национальные отношения. Алма-Ата, 1969: Фасеев л.Ф. Национальные отношения и ислам. Казань, 1968 (на татар.яз.).

2. Аширов Н. Ислам и нации. М., Политиздат, 1975.

3. Макатов И.А. Атеисты в наступлении. М., "Советская Россия", 1978.

И.А. Макатова является то, что он при анализе современного проявления взаимосвязи национального и религиозного привлекает обширные данные конкретно-социологических исследований, проведенных автором в республиках Северного Кавказа, в частности, в Дагестане.

Проблеме взаимосвязи национального и религиозного уделила внимание М.Т.Степанянц в книге "Мусульманские концепции в философии и политике Х1Х-ХХ вв." (М.,"Наука? 1982). Дня нас представляет интерес главы 3 и 4, в которых рассматриваются такие вопросы, как ислам и национализм, "исламский путь развития", теория "исламского социализма".

Проблемам преодоления религиозно-националистических пережитков в процессе социалистического строительства в СССР, которые имеют прямое отношение к теме данного исследования, посвящен ряд статей в книге "Ислам в СССР", подготовленной в Институте научного атеизма^". Среди них "Борьба с религиозным национализмом и утверждение принципов интернационализма в сознании советских людей", "Религиозно-националистические пережитки в современном мюридизме" и др.

В числе научных исследований проблем национального и религиозного, взаимосвязи националистических и религиозных пережитков, значения единства и взаимодействия интернационалистского и атеистического воспитания следует отметить ряд диссертаций. Среди них докторская диссертация А.Н. Ипатова "Этноконфессио-нальная общность как социальное явление" (АОН при ЦК КПСС,1981г.),

I. Ислам в СССР. Особенности процесса секуляризации в республиках советского Востока. Отв. редактор Э.Г.Филимонов. М., "Мысль", 1983. кандидатские диссертации ЭД.Дкегутанова "Разрешение национального вопроса и становление массового атеизма в СССР" (АОН при ЦК КПСС, 1972 г.), Й.В.Полука "Сближение наций и развитие массового атеизма" (АОН при ЦК КПСС, 1974 г.), Л.Шнипаса "Критика фальсификации взаимосвязи национального и религиозного в идеологии современного антикоммунизма (на материалах реакционной литовской эмиграции)" (АОН при ЦК КПСС, 1972 г.).

За последние годы достоянием научной общественности стал ряд работ по проблемам общественной и философской мысли стран зарубежного Востока, в которых наряду с другими проблемами исследуется также роль ислама в национально-освободительном движении колониальных и полуколониальных стран, анализируются модернистские тенденции в буржуазном и мелкобуржуазном национализме, связь религии с национализмом, разоблачаются попытки империализма использовать религию ислама в целях раскола национально-освободительного, международного рабочего и коммунистического движений. Особое внимание в них уделяется показу научной несостоятельности "исламского социализма". Это работы А.И.Ионовой, Г.М. Керимова, Л.Р.Полонской, Е.М. Примакова, М.Т.Степанянца и др.*.

Наличие значительного числа диссертационных исследований и публикаций не означает, что все проблемы, связанные с анализом взаимосвязи национального и религиозного, националистических и религиозных пережитков уже исчерпаны. Пока еще нет специального

I. Ионова А.И. Ислам в Юго-Восточной Азии. Проблемы современной идейной эволюции. М., 1961; .Керимов Г.М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1982; Полонская Л.Р. и Ионова А.И. Некоторые вопросы активизации международного мусульманского движения. М., 1980; Примаков Е.М. Ислам и общественное развитие зарубежного Востока. В кн. Религии мира. 1982, М., 1982; Сте-панянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока. М., 1974. монографического исследования, посвященного анализу исламского понимания нации и национальных отношений, модернистских устремлений исламских идеологов в этих вопросах. Требует дальнейшего более глубокого изучения причин существования и форм проявления религиозно-националистических пережитков в республиках Советского Востока, в частности, Таджикистане,

Задачи и цель исследования состоят в том, чтобы на основе марксистско-ленинской методологии выяснить социально-экономические и исторические причины взаимосвязи ислама с жизнью нации, раскрыть антинаучную сущность концепции национальных отношений в современном исламе, проанализировать причины, характер и основные направления модернизации ислама по этоцу вопросу. Значительное место в работе отведено проблеме преодоления религиозно-националистических предрассудков в республиках Советского Востока, в частности, в Таджикистане, влияние на этот процесс решения национального вопроса,интернационализации общественной жизни.

Цель диссертации состоит в том, чтобы на основе положений и выводов, полученных в результате исследования, сфорь^улировать практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию атеистического воспитания, укреплению единства и взаимодействия с интернационалистическим воспитанием в регионах с традиционным распространением ислама.

Научная новизна исследования. В диссертации продолжен научный анализ недостаточно изученных аспектов важной в теоретическом и практическом плане темы - ислам и национальные отношения. В работе в систематизированном виде рассматриваются социально-экономические и исторические причины, обусловившие переплетение этноса и исламской религии, дается критический анализ понимания нации и национальных отношений в современном исламе. На основе изучения проповеднической деятельности мусульманского духовенства Таджикистана и публикаций мусульманских теологов в СССР и за рубежом раскрываются причины, сущность и основные направления модернизации исламского понимания национальных отношений, В работе раскрывается значение ленинской национальной политики в преодолении религиозных, националистических пережитков, особенности ее осуществления в республиках Средней Азии.

Впервые вводятся в научный оборот материалы конкретно-социологических исследований, на основе которых анализируются причины живучести и формы проявления религиозных и религиозно-националистических пережитков в современном Таджикистане,обобщается опыт партийных и общественных организаций республики по обеспечению взаимосвязи атеистического и интернационалистского воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы для подготовки спецкурса для студентов вузов и аспирантов "Ислам и национальные отношения", в научно-исследовательской работе по дальнейшему углубленному изучению роли ислама в общественно-политических движениях современности, его отношения к различным нациям, классам, политическим партиям.

Анализ теологических спекуляций на проблемах наций и национальных отношений может быть широко использован в научной литературе и в пропаганде по критике идеологии ислама и антикоммунизма.

Выводы и обобщения, полученные в ходе исследования,позволяют выяснить особенности связи религии с этнической стороной, а также осмыслить происходящие изменения в поведении и сознании современного верующего. Это окажет практическую помощь партийным организациям, пропагандистам, лекторам-атеистам в деле эффективной постановки атеистического и интернационалистского воспитания трудящихся с учетом национальной и конфессиональной особенностей.

Методологическая основа и источники исследования.

Исходной методологической посылкой исследования явилось марксистское положение о том, что всякая религия есть иллюзорное, превратное отражение действительности, порожденное определенными социально-экономическими условиями и историческими обстоятельствами. "Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.

Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья"*. Исходя из этого глубоко научного марксистского положения необходимо рассматривать все процессы и явления,связанные с религиозным феноменом,в том числе и исламское понимание нации и национальных отношений.

Важные положения,имеющие методологическое значение,содержатся в Постановлении ЦК КПСС "О 60-ой годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик'.' В нем раскрыты политические,социально-экономические и культурно-идеологические предпосылки ликвидации вековой отсталости народов, бывших национальных окраин, образования новой исторической и интернациональной общности - советского народа. "Мы вправе гордиться тем, что народы бывших национальных окраин, обреченные прежде на вековую отсталость, уверенно шагнули в социалистическое будущее, минуя капитализм, и достигли

I. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. I, с. 415.

- 15 высот социального прогресса"'''.

При написании диссертации автор опирался также на труды советских ученых, занимающихся проблемами нации и национальных отношений, ученых-исламоведов и востоковедов, таких как: В.В.Бар-тольд, Е.А.Беляев, Г.Б.Гафуров, И.П.Петрушевский, А.И.Абдусаме-дов, Ж.Базарбаев, И.М.Дкаббаров, М.С.Дкунусов, С.Т.Калтахчан, Л.И.Климович, М.И.Куличенко, Т.С.Саидбаев и др.

Диссертация выполнена в основном на материалах Таджикистана. Поэтому автор опирался на труды таджикских ученых, в которых рассматриваются различные аспекты критики ислама и научно-атеистического воспитания трудящихся республики^.

В работе использованы материалы Центрального государственного архива Таджикской ССР, республиканской периодической печати. Ряд положений и выводов диссертации подкрепляется данными конкретно-социологических исследований проблем атеизма и религии, проведенных в республике Сектором научного атеизма Отдела философии АН Таджикской ССР, в которых автор принимал личное участие.

Апробация работы. Основные результаты исследования опубликованы автором в брошюрах "Ислам и национальные традиции" (Душанбе, изд. "Знание", 1978 г., на таджикском яз.), "Ислам и национальные отношения" (Душанбе, "Ирфон", 1984 г.) и восьми статьях

1. О 60-ой годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. М., 1982, с.

2. Базаров А. Некоторые особенности и пути формирования атеистичеа кого мировоззрения таджикского дехканства. Душанбе, 1971; Доди-худоев А, Современный исмаилизм и его реакционная сущность.Душанбе, 1971 (на тадж.яз.); Курбанов X. Учение ислама о цели и смысле жизни и его реакционная сущность. Душанбе, 1977; Маджи-дов P.M. Преодоление религиозности в условиях перехода к социализму, минуя капитализм. Душанбе, 1У73; Шарипов И. Предпосылки преобразования общественных отношений на пути некапиталистического развития. В 2-х ч. Душанбе, 1973-1976. в республиканских изданиях. Отдельные положения и выводы диссертации излагались автором в сообщениях и докладах на республиканской научно-теоретической конференции молодых ученых и специалистов Таджикской ССР, посвященной юбилею 100-летия С.Айни (Душанбе, 1976), на областных научно-практических конференциях лекторов-атеистов. Диссертация обсуждалась на заседании Сектора научного атеизма и Ученого совета Отдела философии АН Таджикской ССР, на группе рецензентов Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Концепция национальных отношений в современном исламе и вопросы атеистического воспитания"

Результаты исследования темы "Концепция национальных отношений в современном исламе и вопросы атеистического воспитания" показывает актуальность борьбы против религиозно-националистических предрассудков, бытующих еще в сознании и поведении определенной части людей, исповедующих мусульманскую религию. Эти результаты позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций, направленных на совершенствование атеистического и интернационалистского воспитания.

I. Повышение эффективности атеистического и интернационалистского воспитания требует глубокого, всестороннего знания причин, мотивов и характера взаимосвязи религиозного и национального в сознании и психологии верующих, форм проявления религиозно-националистических предрассудков. В этих целях было бы целесообразно объединить усилия ученых, занимающихся проблемами взаимосвязи

- 153 религиозного и национального, разработать типовую методику социологического исследования этих проблем и провести широкое и репрезентативное их изучение в ближайшие 3-5 лет.

2. В содержании атеистической пропаганды должна быть расширена тематика, связанная с раскрытием действительной роли ислама в истории народов его исповедующих, в его социально-политической и духовной жизни. Руководствуясь марксистско-ленинской методологией познания общественных явлений, необходимо широко и аргументировано показывать, что исторический прогресс того или иного народа, нации определяется экономическими и социальными потребностями и факторами, а не религией. Наоборот, изменения в экономической и социальной сферах жизни общества вели к изменениям в идеологии и культе ислама, служители которого каждый раз приспосабливались к изменяющимся историческим условиям. Не ислам, а борьба классов, расстановка общественных сил в этой борьбе определяли исторический прогресс народов.

В содержании атеистической пропаганды очень важно усилить критику притязаний проповедников ислама представить народные традиции и обычаи как мусульманские, равно как и попытки выдать мусульманские традиции и обряды за прогрессивные, народные.

3. В содержании атеистической пропаганды представляется важным широкое освещение истории взаимоотношения ислама и мечети с Советским государством, особенно в национальном вопросе. Начав от воинственного неприятия Советской власти и открытой борьбы с нею в первые годы ее существования, мусульманское духовенство под влиянием социалистической действительности и умонастроений массы верующих, вынуждено было рядиться в тогу защитников нацио

- 154 нальных традиций и культуры народов Советского Востока, их национальной консолидации. Более того, адепты ислама в СССР настойчиво проповедуют мысль о близости, даже общности идеалов ислама и коммунизма.

4. В атеистической работе среди исследователей ислама, в критике его идеологии и культа особенно необходим классовый партийный подход. Всякая идеализация ислама, его традиций и обычаев, противопоставление ислама другим религиям, как якобы наиболее гуманной и т.д. в корне противоречит марксистско-ленинской оценке религии и наносит большой вред делу освобождения людей из под влияния ислама.

5. Проблема преодоления религиозно-националистических предрассудков требует комплексного подхода к ее решению, отражением которого является единство и взаимодействие атеистического и интернационалистского воспитания. В целях обеспечения этого единства представляется необходимым усилить интернационалистское содержание атеистической пропаганды и атеистическую направленность интернационалистского воспитания. Важно при этом эти проблемы органически вписать в другие направления, звенья и формы идеологической деятельности: в работу партийного и комсомольского политпросвещения, в деятельность клубов интернациональной дружбы, клубов атеистов, в тематику народных университетов различных профилей, лекториев, в работу женских советов, советов ветеранов труда и т.д.

6. Учитывая большие возможности домов научного атеизма, которые функционируют почти во всех республиканских и областных центрах Средней Азии, в атеистическом воспитании населения необходимо было бы создать в каждом таком доме специальные экспозиции, отделы, раскрывающие взаимосвязь религиозного и национального, религиозных и националистических предрассудков и обобщающие накопленный опыт интернационалистского и атеистического воспитания.

7. Учитывая, что проявления религиозно-националистических предрассудков в условиях социализма больше всего связаны с религиозными обрядами и обычаями, сохраняющихся в быту части населения, необходимо шире пропагандировать и активнее внедрять в быт народов социалистические традиции, праздники и обряды, акцентируя при этом внимание на их коллективистскую, интернационалистскую, гуманистическую сущность.

8. Особое внимание должно быть обращено на разоблачение буржуазно-клерикальной пропаганды, идеологических диверсий зарубежных реакционных мусульманских центров, грубо искажающих политику КПСС и Советского государства в отношении ислама, мечети и верующих мусульман, цели и задачи атеистического воспитания трудящихся СССР, стремящихся разжечь религиозных фанатизм и националистические настроения в сознании населения, исповедующего ислам.

9. Вся работа по интернационалистскому и атеистическому воспитанию должна опираться на объективные процессы интернационализации общественной жизни, на дальнейшее развитие и укрепление дружбы и сотрудничества, сближения и расцвета социалистических наций.

- 156

- 149 -Заключение

Исследование исламского понимания нации и национальных отношений вскрывает чрезвычайно противоречивый характер этого понимания и практической позиции в этих вопросах. В истории народов Востока, в их взаимоотношениях ислам играл как интегрирующую, так и дезинтегрирующую роль. Приспосабливаясь к конкретно-историческим условиям того или иного народа, впитывая в себя этнические черты и традиции этого народа, ислам в эпоху становления арабской государственности, с одной стороны, играл консолидирующую роль. С другой стороны, ислам культивировал и утверждал в жизни идею исключительности мусульманской религии, неприязни и вражды к инаковерующим. К.Маркс дал точную характеристику этой идеи ислама: "Коран и основанное на нем мусульманское законодательство сводят географию и этнографию различных народов к простой и удобной формуле деления их на две страны и две нации: правоверных и неверных. Неверный - это "харби", враг. Ислам ставит неверных вне закона и создает состояние непрерывной вражды между есульманами и неверными"*.

Но какую бы роль не играл ислам, - интегрирующую или дезинтегрирующую, - он в национальной жизни, в межнациональных отношениях по своей сути эта роль была иллюзорно-компенсаторной, восполняющей неразвитость общественных отношений. Это выражалось в том, что выступая как надклассовая, общенациональная идеология, ислам притуплял классовое сознание трудящихся, воспитывая их в духе покорности перед эксплуататорскими классами, подменял классовую борьбу национальной враждой между людьми разных националь

I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 10, с. 167 ностей и вероисповеданий.

Исламская концепция по национальному вопросу, хотя и претендует на оригинальность, но по своецу идейно-политическому содержанию является антинаучной и реакционной концепцией. В современных условиях, когда усиливается политизация ислама на международной арене,в силу антинаучности его концепции нации и национальных отношений,он может быть использован и используется как прогрессивными, так и реакционными силами.

Непоследовательность, противоречивость исламского понимания нации и национальных отношений может питать как "прогрессивный национализм", так и смыкаться с буржуазным национализмом.

События последних лет показывают, что нередко "общедемократическое содержание" национализма угнетенной нации сдерживается, глушится исламом, его теоретиками и проповедниками. Более того, этот "прогрессивный национализм" используется служителями ислама в корыстных целях, чтобы затормозить революционный процесс. Яркий пример тому события в Иране.

Буржуазный национализм, освящаемый мусульманской религией и ныне противостоит пролетарскому интернационализму, он мешает укреплению единства народов так называемых мусульманских стран в их борьбе против империализма и сионизма. И в наши дни не потеряла своего значения ленинская оценка этих двух концепций по национальному вопросе: "Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм - вот два непримиримо-враждебных лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям .всего капиталистического мира и выражающим две политики (более того: два мирот созерцания) в национальном вопросе".

I. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 24, с. 123.

- 151

В современных условиях, когда в жизни народов, в том числе народов мусульманских стран, произошли глубокие сдвиги в политической, социально-экономической жизни, теологи и проповедники ислама вынуждены модернизировать многие стороны его идеологии и культа, приспосабливаются к изменившимся историческим условиям. При этом глубина этой модернизации зависит от уровня социального и национального развития конкретного региона, разных общественно-экономических и политических систем. Дцепты ислама усиленно пропагандируют и в наши дни идею об исключительности ислама, утверждая, что "ислам - это великая, всеобъемлющая, всемирная религия", которая "объясняет жизнь и вселенную, охватывает все сферы жизни и отвечает на все вопросы науки"*.

Опыт развития советских республик Средней Азии и других регионов нашей страны убедительно опровергает эту идею. История развития республик, в которых традиционно распространен ислам, показывает, что степень секуляризации общественной и личной жизни людей мусульманских регионов во многом обусловливает успехи в социально-экономическом и духовном развитии этих регионов. В то же время социалистические преобразования во всех сферах общественной жизни, которые произошли в ресцубликах Средней Азии за годы Советской власти, участие в этих преобразованиях широчайших масс трудящихся явились решающими предпосылками преодоления религиозно-националистических предрассудков. Мусульманские идеологи, служители культа в условиях советской действительности, под влиянием изменившегося социального бытия и сознания верующих модернизируют исламскую концепцию нации и национальных взаимоотношений и объявляют ислам стимулятором национальной консолида

I. Цит. по: Мчедлов М.П. Религия и современность. М., 1982, с.ЮЗ.

- 152 ции народов Советского Востока, защитником национальных традиций, культуры. При этом они преследуют цель сохранить свое влияние среди части людей, что на практике ведет к оживлению идей национального обособления, которые могут служить рецидивом религиозно-националистических предрассудков и препятствовать процессу интернационализации советского образа жизни. Поэтому преодоление религиозно-националистических предрассудков является одним из важных направлений идеологической работы, ибо оно выступает одним из действенных факторов дальнейшего сближения и расцвета социалистических наций, углубления интернационализации общественной жизни.

Задачи повышения эффективности атеистического и интернационалистического воспитания требуют всемерного укрепления их единства и взаимодействия.

 

Список научной литературыНурулхаков, Камар, диссертация по теме "Философия религии"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. К еврейскому вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. I, с. 382-413.

3. К критике гегелевской философии права. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. I, с. 224-225.

4. Объявление войны. К истории возникновения восточного вопроса. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 10, с. 167-172.

5. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 19, с. 30.

6. Капитал, том I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 23, с. 21-22.

7. Маркс К., Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Энгельс Ф. 2 изд., т. 3, с. 3-12, 19-20.

8. Энгельс®. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 4, с. 444-446.

9. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд.,т. 20, с. 16-17, 83-100.

10. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкойфилософии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 21, с. 313-315.

11. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности игосударства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 21, с. 81-85, 176-177.

12. Энгельс Ф. О разложении феодализма и возникновении национальных государств. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 21, с. 3.11. Маркс К.12. Маркс К.13. Маркс К.14. Маркс К.15. Маркс К.

13. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства.

14. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 22, с. 468-469, 490-492.

15. Энгельс Ф. Об антисемитизме. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2 изд., т. 22, с. 54-55.

16. Энгельс Ф. Письмо Марксу, 6 июня 1853 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 28, с. 221-223.

17. Ленин В.И. Проект программы нашей партии. Полн.собр.соч., т. 4, с. 228.

18. Ленин В.И. Национальный вопрос в нашей программе. Полн.собр.соч., т. 7, с. 234-242.

19. Ленин В.И. К еврейским рабочим. Полн.собр.соч., т. 10,с. 267-269.

20. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т. 12,с. 142-147.

21. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн.собр.соч., т. 17, с. 415-426.

22. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии ицеркви. Полн.собр.соч., т. 17, с. 422-438.

23. Ленин В.И. Духовенство и политика. Полн.собр.соч., т. 22,с. 81.

24. Ленин В.И. Тезисы по национальному вопросу. Полн.собр.соч., т. 23, с. 315-322.

25. Ленин В.И. О национальной программе РСДРП. Полн.собр.соч., т. 24, с. 223-229.

26. Ленин В.И. Еще о "национализме". Полн.собр.соч., т. 24,с. 324-326.

27. Ленин В.И. Тезисы реферата по национальному вопросу.

28. Полн.собр.соч., т. 24, с. 385-394.

29. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу.

30. Полн.собр.соч., т. 24, с. 115-142.

31. Ленин В.И. Еще о разделении школьного дела по национальностям. Полн.собр.соч., т. 24, с. 236-238.

32. Ленин В.И. Национальное равноправие. Полн.собр.соч.,т. 25, с. 85-86.

33. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн.собр.соч., т. 26, с. 55, 7576.

34. Ленин В.И. К вопросу о национальной политике. Полн.собр.соч., т. 25, с. 64-72.

35. Ленин В.И. 0 праве наций на самоопределение. Полн.собр.соч., т. 25, с. 264-287, 319-320.

36. Ленин В.И. Мертвый шовинизм и живой социализм. Полн.собр.соч., т. 26 с. 103-104.

37. Ленин В.И. Революционный пролетариат и право наций на самоопределение. Полн.собр.соч., т. 27, с. 61-68.

38. Ленин В.И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение. Полн.собр.соч., т. 27, с. 257260.

39. Ленин В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. Полн.собр.соч., т. 30, с. 18-22.

40. Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33,с. 60-71.

41. Ленин В.И. Декларация прав трудящихся и эксплуатируемогонарода. Полн.собр.соч., т. 35, с. 21-23.

42. Ленин В.И. Товарищам коммунистам Туркестана. Полн.собр.соч., т. 39, с. 304.

43. Ленин В.И. Первоначальный набросок тезисов по национальному и колониальному вопросам. Полн.собр.соч., т. 41, с. 166-167.

44. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн.собр.соч., т. 41, с. 76-77.

45. Ленин В.И. Замечания на проекте решения ЦК о задачах РКП(б)в Туркестане. Полн.собр.соч., т. 41, с. 436.

46. Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об "автономизации". Полн.собр.соч., т. 45, с. 357-362.

47. Ленин В.И. 0 значении воинствующего материализма. Полн.собр.соч., т. 45, с. 24-29.

48. Работы видных деятелей КПСС и Советскогогосударства

49. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. Доклад на совместном торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР. 21 декабря 1982 г. Избранные речи и статьи. М., Политиздат, 1983, с. 5-19.

50. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Избранные речи и статьи. М., Политиздат, 1981, с. 231-249.

51. Андропов Ю.В. Речь на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС.-Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня1983 г. М., Политиздат, 1983, с. &-25.

52. Андропов Ю.В. Выступление перед ветеранами партии. Всегда в строю! Встреча в ЦК КПСС с ветеранами партии. М., Политиздат, 1983, с. 6-15.

53. Брежнев Л.И. О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик. Доклад на торжественном заседании ЦК КПСС. Верховных Советов СССР и РСФСР. 21 декабря 1972 г. Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 4, М., Политиздат, 1974,с. 49-64.

54. Крупская Н.К. Из атеистического наследия. М., Наука, 1964,307 с.

55. Луначарский A.B. Об атеизме и религии (сборник статей, писем и других материалов). М.,^Мысль, с. 129-148 , 448.

56. Суслов М.А. Под знаменем интернационализма. Избранное. Речи и статьи. М., Политиздат, 1972, с. 55&-558.

57. Суслов М.А. Дело всей партии. М., Политиздат, 1979, с. 47.

58. Ю.Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. М., Политиздат, 1983, с. 27-66.

59. П.Черввнко К.У, Речь на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС.-Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля1984 года. М., Политиздат, 1984, с. 5-21,

60. Документы КПСС, Советского государства и Компартии Таджикистана

61. Декларация прав народов России. 2 ноября 1917 г. Декреты Советской власти, т. I, М., Политиздат, 1957, с. 29-30.

62. Обращение Совнаркома РСФСР "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока". Декреты Советской власти, т. I, М., Политиздат, 1957, с. 113-115.

63. Постановление Пленума ЦК РКП(б) по вопросу о нарушениях пункта 13 Программы и о постановке антирелигиозной пропаганды. 9 августа 1921 г. КПСС в резолюциях и решениях.,т. 2. М., Политиздат, 1970, с. 278-280.

64. Резолюция X съезда РКП(б) "Об очередных задачах партии в национальном вопросе". КПСС в резолюциях и решениях. т. 2. М., Политиздат, 1970, с. 247-250.

65. Резолюция ХП съезда РКП(б) "По национальному вопросу". -КПСС в резолюциях и решениях., т. 2, М., Политиздат, 1970, с. 333-340.

66. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., Известия Советов народных депутатов СССР, 1978, с. 47.

67. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.

68. М., Политиздат, 1979, с. 15.

69. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981. - 223 с. с. 55-57, 75-79.

70. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. М., Политиздат, 1982, с. 31.

71. ХУШ съезд Коммунистической партии Таджикистана. Стенографический отчет. Душанбе, "Ирфон", 1974, с. 57.

72. Отчет ЦК КП Таджикистана XIX съезду Компартии Таджикистана. Доклад первого секретаря ЦК КП Таджикистана Расуло-ва Д.Р. Коммунист Таджикистана, 1981, 24 января.

73. Литература советских авторов (коллективные труды, сборники, монографии, брошюры, статьи)

74. Вопросы научного атеизма. Вып. 4. Победы научно-атеистического мировоззрения в СССР за 50 лет. М.: Мысль, 1967. -463 с.

75. Вопросы научного атеизма. Вып. 8. Ленинское атеистическое наследие и современность (К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина). М.: Мысль, 1969. - 380 с.

76. Вопросы научного атеизма. Вып. 27 Свобода совести в социалистическом обществе. М.:Мысль, 1981. - 335 с.

77. Воспитывать убежденных патриотов-интернационалистов. М., Политиздат, 1982. 334 с.

78. Из истории культурного строительства в Таджикистане. В 2-2 томах, т. I под ред.Раджабова З.Ш. Душанбе: Ирфон, 1966. 672 с.

79. Ислам в истории народов Востока. М.: Наука, 1981. 197 с.

80. Ислам в СССР. М.: Мысль, 1983. 173 с.

81. История Таджикского народа, т. П. М.: Наука, 1964, с. 27, с. 245-250.

82. Конгресс народов в защиту мира. Вена, 1952. Материалы. Госполитиздат, 1954, с. 60, 596.

83. Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. М.: Политиздат, 1972, 493 с.

84. Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Москва, 1969. Мир и социализм, Прага, 1969.

85. Население СССР. Справочник. М., Политиздат, 1983, с. 187189.

86. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1979 г. Стат.ежегодник. Душанбе: Ирфон, 1981. 277 с.

87. Национальные отношения в развитом социалистическом обществе. М., Мысль, 1977. 335 с.

88. Научное руководство национальными отношениями в развитом социалистическом обществе (авт.колл.). Ленинград, 1981. -127 с.

89. Непримиримость к буржуазной идеологии, пережиткам национализма. М., 1982, 190 с.

90. Очерки истории Коммунистической партии Узбекистана. Ташкент, Узбекистан, 1974. 768 с.

91. Очерки истории Компартии Туркестнна. Ташкент, 1959. -184 с.

92. Очерки истории Коммунистической партии Таджикистана. Изд. 2-е, доп. Душанбе: Ирфон, 1968. 454 с.

93. Партийная организация и атеистическое воспитание. М., Политиздат, 1975. 254 с.

94. Пролетарский интернационализм мощное орудие революционного преобразования мира. М., Мысль, 1980. - 223 с.

95. Пролетарский, социалистический интернационализм. Традиции, современный опыт, творческое развитие. М., Мысль, 1980. -335 с.

96. Религия в планах антикоммунизма. М., Мысль, 1970. 222 с.

97. Религия и общественная мысль стран Востока. М., Мысль, 1974. 336 с.

98. Советский образ жизни. Душанбе, Ирфон, 1982. 127 с. (на тадж.яз.).

99. Современный национализм и общественное развитие зарубежного Востока. М., Наука, 1978, с. 7-8, 15-27.

100. Современное революционное движение и национализм. М., Политиздат, 1973, с. 271-273.

101. Социальная политика и национальные отношения. М., Мысль, 1982. 212 с.

102. Таджикистан за годы Советской власти. Душанбе, Статистика, 1967. 199 с.

103. Теория и практика атеистического воспитания. Душанбе, До-ниш, 1978. 170 с.

104. Абдуллаев М.А. Критика мусульманско-националистических извращений социалистического образа жизни. В кн.: Образ жизни и идеологическая борьба. - Москва-Фрунзе, ИЛМ, 1980.-с. 83-89.

105. Абдулазизов С. Опыт атеистического воспитания масс. Душанбе: Ирфон, 1976. - 87 с. (на тадж.яз.).

106. Абдусамедов А. Становление атеистического мировоззрения в Узбекистане. Ташкент, Узбекистан, 1973. - 183 с. (на узбек.яз.).

107. Авери П. Иран 2500 лет истории культуры. - Курьер ЮНЕСКО, октябрь, 1971. - с. 4-1I.

108. Авксентьев A.B. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь. 1973.-с. II—19.

109. Адамовичгось C.B. Интернациональное воспитание трудового коллектива. М., Политиздат, 1979.

110. Айни С. Бухара (Воспоминания). Сталинабад, Таджикгосиз-дат, кн. 4. 1957. - 262 с.

111. Акопян Г.С. О характере и роли национализма развивающихся стран. В кн.: Критика буржуазных теорий национализма и расизма. М., Мысль, 1976. - 16 с.

112. Алиев А.К. Сближение и развитие нации и народностей СССР -важное условие атеистического воспитания. В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып. 26. М., Мысль, 1980, с. 36-50.

113. Амонов А.К. Конец авантюры Шузайл-Максума и Абзама. Ста-линабад, Таджикгосиздат, I960, с. 15-19.

114. Аргументы. М., Политиздат, 1981. 159 с.

115. Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М., Безбожник, 1931. 140 с.

116. Ахмедзянов А., Ли В. Две тенденции "мусульманского национализма". Азия и Африка сегодня, 1964, № I, с. 58-59.

117. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., Политиздат, 1982. 299 с.

118. Аширов Н. Ислам и нация. М., Политиздат, 1975. 144 с.

119. Аширов А. Мусульманская проповедь. М., Политиздат, 1978.80 с.

120. Баграмов Э.А. Ленинская национальная политика: достижения и перспективы. М.: Мысль, 1977. - 232 с.

121. Базарбаев Ж. Секуляризация населения социалистической Каракалпакии. Нукус, 1973. 180 с.

122. Балтанов Р.Г. Социологические проблемы в системе научно-атеистического воспитания. Казань, изд-во Казан.ун-та, 1973. 251 с.

123. Балтина Н.М. Советский образ жизни и процесс преодоления пережитков мусульманской морали. Вопросы научного атеизма. Вт. 23. М., Мысль, 1978, с. 107-123.

124. Баширов Л.А. Пути преодоления религиозных и патриархально-родовых пережитков. Грозный, 1975.

125. Баширов Л.А. Советский образ жизни и преодоление религиозных пережитков. В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып.26. М., Мысль, 1980, с. 149-164.

126. Бартольд В.В. Ислам. Соч., т. У1. М., Восточная лит-ра, 1966, с. III.

127. Бартольд В.В. Мусульманский мир. Соч., т. У1. М., Восточная лит-ра, 1966, с. 240-243.

128. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арбский калифат в раннее средневековье. М., Наука, 1966, с. 8-150, 192.

129. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., Наука, 1973, с. 68105.

130. Вагабов М.В. Ислам и семья. М., Мысль, 1980. - 174 с.

131. Валилевский К. Ислам на службе контрреволюции. М., Атеист, 1930. - 76 с. с илл.

132. Гамаль Абдель Насер. Религиозен ли "Исламский пакт". -Азия и Африка сегодня, 1966, № 8, с. 14.

133. Гафуров Б.Г. Религия и общественная мысль народов Востока. Предисловия^ М., Наука, 1971, с. 3-8.

134. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М., Наука, 1972. 658 с.

135. Гафурова К.А. Борьба за интернациональное сплочение трудящихся Средней Азии и Казахстана в первые годы Советской власти (I917-1924). М., Наука, 1972. - 200 с.

136. Говорят строители социализма в Таджикистане. Душанбе, Ир-фон, 1967. 283 с.

137. Дадабаева С.Ю. 0 характере религиозных верований у женщин села. В кн.: Теория и практика атеистического воспитания. Душанбе, Дониш, 1978, с. 60-73.

138. Дадабаева С.Ю., Нурулхаков К. Вопреки религиозных обрядам. Сельская жизнь от 8 августа 1978 г.

139. Дкаббаров И. Общественный прогресс, быт и религия. Ташкент, Узбекистан, 1973. 219 с.

140. Дкунусов М.С. Общественный прогресс и национальные отношения. Алма-Ата, 1976. 187 с.468. .ЭДкунусов М.С. Вопросы теории интернационального воспитания. Ташкент, Узбекистан, 1980. 280 с.

141. Доев А.Б. Интернационалистическое воспитание в курсе научного атеизма. В кн.: Интернационалистическое воспитание трудящихся в развитом социалистическом обществе. Фрунзе. 1981.

142. Дриккер X. 0 некоторых вопросах коренных социально-экономических преобразований в Таджикистане в период построения социализма (1917-1937). Душанбе, Дониш, 1979.139 с.

143. Жармуханбетов С. Ислам и национальная культура. В кн.: Человек, общество, религия. М., Мысль, 1968, с. 94-129.

144. Зарубежный Восток и современность. Основные проблемы и тенденции развития стран зарубежного Востока. В 3-х томах. М., Наука, 1981, т. 3. 528 с.

145. Ионова Л.И. "Мусульманский национализм" в современной Индонезии. М., Наука, 1972. 282 с.

146. Иордан М.В. Интернационализм против национализма. М., Наука, 1980. 262 с.

147. Ипатов А.Н. Вопросы атеистического воспитания в свете этноконфессиональной специфики религии. Вопросы научного атеизма. Вып. 23. М., Мысль, 1978, с. 88-106.

148. Исмаилов Ш.А. Роль трудового коллектива в интернационалистском и атеистическом воспитании. Вопросы научного атеизма. Вып. 26. М., Мысль, 1980. - 14 с,

149. Калтахчян Т.С. Ленинизм о сущности наций и пути образования интернациональной общности людей. М., Изд-во Московского ун-та, 1976, с. 15-145.

150. Калтахчян С.Т., Калтахчян Н.М. Ленинская теория наций и ее фальсификаторы. М., Политиздат, 1973, с. 61-85.

151. Капустин Б.Г., Мальковская И.А. Освободившиеся страны: специфика общественного сознания и идеологическая борьба. М., 1983. 84 с.

152. Касымов Г. Пантюркистская контрреволюция и ее агентура султангалиевщина. Казань, Татиздат, 1931. 100 с.

153. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., Наука, 1978. 223 с.

154. Керимов Г.М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М., Знание, 1982. 64 с.- 167

155. Климович Л.И. Ислам. М., Наука, 1965. 334 с.

156. Коновалов Б.Н., Филимонов Э.Г. Комплексный подход в атеистическом воспитании решающий фактор повышения его эффективности. - В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып.22. М., Мысль, 1978, с. 160-177.

157. Коновалов Б.Н. Комплексный подход в научно-атеистическом воспитании. Mj., Знание, 1982. 64 с.

158. Крачковский И.Ю.Избр.соч., т.П, М.-Л., 1956, с. 240-256.

159. Крывелев И.А. История религии. М., Мысль, 1975. 837 с.

160. Куличенко М.И. Расцвет и сближение наций в СССР. М., Мысль, 1981. 444 с.

161. Курбанов P.O., Эфендиев Т.Ш. О националистической сущности концепции "исламский образ жизни". В кн.: Образ жизни и идеологическая борьба. Москва-Фрунзе. ИЛИМ, 1980,с. 94-96.

162. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. М., Политиздат, 1982. 263 с.

163. Лазарев М.С. Современный этап национального развития стран Востока. В кн.: Национальный вопрос в странах Востока. М., Наука, 1982. - 15 с.

164. Левин З.И. Арабский региональный национализм и панарабизм. В кн.: Национальный вопрос в странах Востока. М., Наука, 1982. II с.

165. Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. М., Мысль, 1973. 277 с.

166. Лопаткин Р.А. Процесс секуляризации в условиях социализма и его социологическое исследование. В кн.: К обществу, свободному от религи. М., Мысль, 1970, с. 7-21.

167. Маджидов P.M. Преодоление религиозности в условиях перехода к социализм минуя капитализм. Душанбе, Дониш, 1973.210 с. д

168. Макатов И.А. Атеисты в наступлении. М., Советская Россия, 1978. 143 с.

169. Массэ А. Ислам. Очерк истории. Изд. 3-е. М., Наука,1982. 191 с.

170. Милославская Г.П. Деятельность "Братьев-мусульман в странах Востока". В кн.: Ислам в странах ближнего и среднего Востока. М., Наука, 1982. - 190 с.

171. Минкявичюс Я.В. Католицизм и нация. М., Мысль, 1971. -285 с.

172. ЮЗ.Мустафаева М.Г. Ради дружбы на земле. М., Политиздат,1983. 63 с.

173. Ю4.Мустафинов М.М. Антинаучность идеи о тождестве национального и религиозного. Грозный, Чечено-Ингуш.кн.изд-во, 1975. 54 с.

174. ИЗ. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. М., Наука, 1978. 25С с.

175. Сарсенбаев . Обычаи, традиции и общественная жизнь.

176. Алма-Ата, Казахстан, 1974. 227 с.

177. Кощунисти Точикистан (Коммунист Таджикистана). Орган ЦК Компартии Таджикистана, 1969-1983 гг.

178. Наука и религия. Орган Всесоюзного общества "Знание", 1970-1983 гг.

179. Проблемы мира и социализма. Теоретический и фнормацион-ный журнал коммунистических и рабочих партий, 1964-1975 гг.

180. Революция и национальности. Орган Совета национальностей ЩК СССР, 1930 г., № I.1. Б. Газеты

181. Правда. Орган ЦК КПСС, 1980-1983 гг.

182. Сельская жизнь. Орган ЦК КПСС, 1978 г.

183. Совет Тажикистани (Советский Таджикистан). Орган ЦК КП Таджикистана, Верховного Совета и Совета Министров Таджикской ССР, 1980-1983 гг. (на узб.яз.).

184. П.Точикистони совети (Советский Таджикистан). Орган ЦК КП Таджикистана, Верховного Совета и Совета Министров Таджикской ССР, 1975-1983 гг. (та тадж.яз.).

185. Туркестанская правда, 8 сентября 1924 г., № 199.6. Архивные материалы

186. ЦГА Тадж.ССР, ф. 451, оп. I, д. 84, л. 17.

187. ЦГА Тадж.ССР. ф. 1516, оп. I , д. 44 , л . 26-27.

188. ЦГА Тадж.ССР. Ф. 1516, оп. I » д. 32 » Л . 49.

189. ЦГА Тадж.ССР, Ф. 451, оп. I, д. 84, л. 18.

190. ЦГА Тадж.ССР, Ф. 451, оп. I, д. 87, л. 58.

191. ЦГА Тадж.ССР, ф. 451, оп. I, Д. 18, л. 202.

192. ЦГА Тадж.ССР, ф. 451, оп. I, Д. 87, л. 136.

193. ЦГА Тадж.ССР, Ф. 451, оп. I, Д. 52, л. 25.- 172 -7 Религиозная литература

194. Боязитов А. Ислам и прогресс. Спб., 1898, с. 40-60.

195. Доктор Ахмад ШалаДи. Мукаринат уль-адьен. В 3-х томах, т. 3, Каир, 1965, с. 58-60 (на араб.яз.).

196. Доктор Мухаммад Муин. Персидский словарь. В 6-ти томах, т. 4, Тегеран, 1968, с. 4336 (на перс.яз.).

197. Всемирная конференция "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы". 10-14 мая 1982 г. Журнал "Московской Патриархии", 1982, № II,с. 14-15, 66.

198. Коран. Перевод Крачковского И.Ю. М., 1963.

199. Мир ислама, т. П, вып. I, 8, Петербург, 1913, с. 2-25, 060-565.

200. Мусульмане Советского Востока (журнал САДУМ, 1960-1982) (на перс.яз.).

201. Оятулло Сайд Аулфоул Мусави Зинджони. Социальная система ислама. Кум, 1355 хаджди, с. 33-42 (на перс.яз.).

202. Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливое i отношение между народами. Материалы Всемирной конференции. Москва 6-10 июня 1977, с. 50-71.

203. Сайд Кутб. Социальная справедливость в исламе. Тегеран, с. 330-345; 500-508 (на перс.яз.).

204. John Alden Williams. Themes of islamic civilization. London, 1971 ♦

205. Islam and the modern age London IT 1. MCMLIX.

206. Islam in the modem national state . Comlridge of the miver sity press. 1965.

207. H.Ißlam and the west.ed.Richard IT 1-iye. Netherlands, 1957.

208. Fozeul Quader chowdnury. Islam and challenses of the moder times. Karachi- march 3, 1963.7»16» By Dr. Muhammad Muslihullin, Two needs of islamic world-nThe islamic review", December 1970.7.17# Dulles, J#F. War and peace. New York, 1950.