автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Сущность отождествления религиозного и национального в сознании современных верующих (на материалах Узбекской ССР)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Нурматова, Сания Рузиевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Диссертация по философии на тему 'Сущность отождествления религиозного и национального в сознании современных верующих (на материалах Узбекской ССР)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Нурматова, Сания Рузиевна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА ПЕРВАЯ. СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ И БРАТСТВА МУСУЛЬМАН КАК ИДЕЙНОЙ ОСНОВЫ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО И

НАЩ ШАЛЬНОГО.15

1.1. Отношение раннего ислама к иноверцам . 15

1.2. Социально-политическая сущность идеи мусульманского братства.27

ГЛАВА ВТОРАЯ. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО В ОБЫДЕННОМ СО»

ЗНАНИИ ВЕРУЮЩИХ, ПУТИ И СРЕДСТВА ЕГО

ПРЕОДОЛЕНИЯ .47

2.1. Причины существования и формы проявлений остатков былой вражды к инаковерующим . 47

2.2. Критика попыток отождествления национального с религиозным .83

2.3. Разрушение оков религиозно-национальной ограниченности в процессе интернационализации социальной жизни .110

2.4. Единство интернационального и атеистического воспитания как фактор преодоления предрассудков религиозно-национальной ограниченности .142

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Нурматова, Сания Рузиевна

Актуальность проблемы, ХХУ1 съезд КПСС отметил, что "единство советских наций сегодня прочно, как никогда"*. Наше бесценное достояние, духовные, нравственные и эстетические ценности, поднимающие на новую ступень прогресса всю земную цивилизацию, - ленинская нерушимая дружба наций и народов сложилась в совместной борьбе за социализм и коммунизм. Идеи интернационального братства превратились в глубокие убеждения и норму поведения, основу социалистического образа жизни подавляющего большинства советских людей, представителей более ста трвдцати наций и народностей. Эта дружба стала источником силы и процветания всех сторон нашего общества, вызвала к жизни качественно новые, по сути своей интернационалистические ценности.

Успехи, достигнутые в области национальных отношений, решение ее проблем в том виде, в каком они нам достались от дореволюционного прошлого, как отмечалось неоднократно в документах КПСС, вовсе не означает, что в этой сфере все вопросы разрешены, все проблемы исчерпаны. "В такой стране, как наша, - отмечает К.У.Черненко, - естественно не могут быть сняты с повестки о дня задачи совершенствования межнациональных отношений". Так, практика показывает, что наличие объективных условий - утверждение социалистических общественных отношений не означает автоматического возникновения соответствующих по качеству изменений в сознании всех без исключения людей, особенно на уровне обыденного сознания. Поэтому до сих пор еще встречаются негативные

I. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с.56.

2 Черненко К.У. Речь на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 г. -Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, с.14. явления "в духовном наследии, в традициях, в быту наций"^. Партия призывает вести с ними, непримиримую борьбу, не считаясь с тем, большие они или незначительные по размеру, изучая их проявления в любых явлениях нашей жизни. Причины их "следует искать в сегодняшней практике."^, - справедливо отмечал К.У.Черненко. "В борьбе с подобными явлениями, конечно, нет мелочей. Здесь важно все. , - подчеркивал Ю.В.Андропов. К таким негативным явлениям относятся и пережитки, имеющие место в сфере переплетения национальных и религиозных факторов, в психологии людей. Эти пережиточные стереотипы поведения людей, возникающие под влиянием религии, как верно заметил профессор Я.В.Минкявичюс, являются тормозом на пути процесса интернационализации и развития национального специфического, консервируя к не имеющие будущего традиции .

Актуальность темы обуславливается, во-первых, тем, что в социалистическом обществе огромную, все более возрастающую роль играет субъективный фактор в борьбе со всякого рода негативными явлениями, за формирование научно-атеистического, интернационалистического мировоззрения. Проявляется это прежде всего в многогранной научно обоснованной деятельности КПСС по руководству всем этим процессом. Тем более, что внутренние и внешние условия этапа совершенствования развитого социализма, задачи идеологической деятельности, выдвинутые ХХУТ съездом КПСС, июньским (1983 г.) Пленумом ЦК КПСС, требуют совершенствования организа

1 Андропов Ю.В. 60 лет СССР. - Избранные речи и. статьи. - М., 1983, с.II.

2 Черненко К.У. Сверяясь с Лениным, действуя по ленински. Избранные речи и статьи. - М., 1984, с.II.

3 Андропов Ю.В. Указ.соч., о.II.

4 См.: Минкявичюс Я.В. Национализм и религия. - В кн.: Религия и церковь в современную эпоху. М., 1979, с.267. ции, форм и методов коммунистического воспитания, приведения их в соответствие с возросшим уровнем образованности и информированности людей, "поднятия на уровень тех больших и сложных задач, которые решает партия в процессе совершенствования развитого социализма"*.

Партия указывает, что атеистическое воспитание должно внести свой вклад в решение проблем коммунистического воспитания, в укрепление социального и идейно-политического единства советского народа. Исходя из этого, партия требует ".уделять больше внимания атеистическому воспитанию", "шире вовлекать вер рующих в общественную жизнь. . Все это требует глубоких и всесторонних знаний специфики, современной обстановки, особенностей конкретного региона, причин и форм проявления данных пережитков. С этим же непосредственно связано совершенствование форм и методов борьбы, повышения эффективности и качества всей системы воспитательной работы, в том числе его важнейших аспектов - интернационального и атеистического; во-вторых, тем, что изменения в этнической, национальной жизни получают значительное отражение в самом богословии. Религиозные объединения стремятся укрепить факторы, связывающие религию с нацией. В них они видят условия для сохранения позиций религии. С этой целью делаются попытки укоренить в сознании людей представления об исламе как национальной религии, как важнейшем элементе национальной культуры, обосновать якобы прогрессивную роль ислама в истории среднеазиатских народов. Подобные устремления богословов способствуют подготовке к восприятию

1 Материалы ПлЦе: 1983; • М., .с.

2 Там же, с.70, 72, 73

•»

Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня с. 69: отдельными людьми клерикализированного национализма, антиисторических и идеалистических взглядов о якобы исключительности мусульман, цивилизаторской миссии ислама, появлению чуждых социалистическому образу жизни рецидивов религиозно-национального эгоизма, чванства, превосходства и высокомерия; в-третьих, тем, что на переплетении религиозных и национальных моментов в исламе пытаются спекулировать клерикальные фальсификаторы положения ислама и мусульман в Узбекистане, антисоветские и буржуазные исламоведы и мусульманские богословы. "Реакционные зарубежные исламские организации и центры идеологической диверсии активизировали использование ислама в качестве средства дестабилизации обстановки в республиках Средней Азии и Закавказья, усилили пропаганду пантюркизма и панисламизма, используя для этого события в Иране и Афганистане"*. Поэтому партия постоянно нацеливает обществоведов на всестороннее и глубокое изучение социальных явлений, на усиление борьбы против всяких негативных явлений нашей действительности, среди которых особое место занимают пережитки в форме переплетения национальной и религиозной принадлежности.

Степень разработанности проблемы. Вопросы взаимосвязи религиозных и национальных моментов, религиозных и националистических пережитков были предметом интереса ученых еще в 30-е годы - Г.Сакса, Е.М.Ярославского, Л.И.Климовича, Ф.Мегружана . В настоящее время данный вопрос в общем плане рассматривается в работах А.А.Ерышева, Е.Х.Джегутанова, О.Осипова, Л.А.Баширова

1 Цит. по кн.: За высокое качество и действенность идеологической работы. - Материалы Всесоюзного семинара-совещания идеологических работников. Москва, 20-25 апреля 1981 г. М., 1981, с.379.

2 См. работы данных авторов в списке использованной литературы, приведенной в конце работы. и др.

Большой интерес вызывает диссертация Э.Х.Джегутанова*. Автор на основе марксистско-ленинских принципов подхода к изучению вопросов диалектической взаимосвязи интернационализма и атеизма, религии и национализма рассматривает своеобразие различных аспектов этих проблем. Особое внимание в работе уделяется анализу объективных процессов интернационализации общественной жизни и национальных отношений, единству атеистического и интернационального воспитания, дается конкретный анализ сочетания черт интернационализма и атеизма в духовном облике советского человека. р

В своей диссертации Л.А.Баширов выясняет причины взаимосвязи национального и религиозного смыкания в определенных исторических ситуациях национализма и религии., вскрывает формы проявления этой взаимосвязи, условия и факторы преодоления религиозных и националистических пережитков и его значение для процесса секуляризации сознания людей*

Вопрос о взаимосвязи национальных и конфессиональных концепций глубоко анализируется в работах Н.В.Возняка, А.И.Ипато-ва, в диссертации Г.Ш.Касимова , Я.В.Минкявичюса, М.П.Мчедлова, М.М.Скибицкого, перечень которых дан в библиографии к диссертации.

Работы всех этих авторов оригинальны по своему содержанию,

I. Джегутанов Э.Х. Разрешение национального вопроса и становление массового атеизма в СССР: Автореф.дис. . канд.филос. наук. - М., 1972.

2 Баширов Л.А. Роль объективных условий и субъективных факторов в преодолении религиозных и националистических пережитков: Автореф.дис. . канд.филос.наук. - М., 1975.

3. Касимов Г.Ш. Социальная сущность идей религиозной розни; . Автореф.дис. . канд.филос.наук. - Казань, 1971. глубине анализа исследуемых явлений. Их авторы вскрывают глубокие корни родства религиозной идеологии и национализма, которые исходят к далеким стадиям их возникновения и существования, вскрывается наиболее общая черта, характерная для них - быть идеями разобщения народов, национальной розни; обосновывается преходящий характер этой взаимосвязи самих идей; показывается как разрыв их связи, развитие и расцвет наций, всеохватывающий процесс интернационализации в условиях социалистического общества, ведут к угасанию религии и национализма, исчезновению их пережитков.

Комплексный анализ взаимоотношения нации* и религии дан в диссертациях Н.Возняка, А.Н.Баширова, монографиях Я.В.Минкяви-чюса и М.Т.Мчедлова.

Монография Я.В.Минкявичюса представляет собой глубокое философское осмысление данного вопроса в разрезе критики католицизма. На примере католицизма в ней прослеживаются различные каналы, по которым религия проникает в образ жизни нации, раскрываются пути, приобретения религией национальной формы, обосновывается преходящий характер взаимосвязи национального и религиозного, показывается, каким образом при социализме происходит разрыв этой связи. Многие положения этой работы имеют общефилософское значение и могут быть использованы для анализа взаимосвязи и иных религий с нациями. Ряд ценных обобщений автор дает и относительно ислама.

Анализ взаимосвязи ислама и нации дан в работах Б.Х.Цавки-лова, А.Т.Тхагапсоева, М.С.Фазылова, Н.Аширова, А.Базарбаева, Т.С.Саидбаева, М.М.Мустафинова и т.д., приведенных в Списке использованной литературы.

Работа Н.Аширова имеет непосредственное отношение к изучаемому нами вопросу. Автор глубоко научно, на богатом материале из жизни народов Средней Азии, в том числе Узбекистана, подвергает анализу большой круг проблем, связанных со взаимоотношением ислама и нации, религиозных и националистических пережитков ; исламская теория нации дается автором на фоне социального прогресса, иллюстрируется в популярной форме очень характерными для различных этапов ее развития фактами.

Коллективная монография "Ислам в СССР"* на фактических материалах, взятых из жизни., анализирует особенности процесса секуляризации, особенности проявления и борьбы с религиозно-националистическими пережитками у народов Советского Востока на современном этапе. Упор в анализе именно данного вопроса сделан больше на регион Закавказья.

Названная монография Т.Саидбаева отражает среднеазиатский регион в общем плане. Интегративная и дезинтегративная функции ислама анализируются в ней на богатом иллюстрированном материале из жизни среднеазиатских народов, вскрываются исторические корни, общие причины разрушения дезинтегративной функции, возможности повышения эффективности работы по преодолению пережитков ислама. Автор дает глубокий анализ социальной функции ислама и приводит богатейшие исторические, конкретно-социологические, фактические материалы и из жизни народов Узбекистана в прошлом и настоящем.

В некоторой степени этот вопрос получил отражение в моно? графиях Ж.Базарбаева, И.Джаббарова . В своих монографиях они

1. См.: Ислам в СССР. М., 1983.

2, Базарбаев Ж. К вопросу о взаимосвязи религиозных и националистических пережитков в условиях Каракалпакии.- Вестник Каракалпак, филиала АН УзССР.- Нукус, 1979, № 3; Его же. Секуляизация населения социалистической Каракалпакии. Нукус, 973; Джаббаров И. Общественный прогресс, быт и религия, ашкент, 1973. подвергают теоретическому и социологическому анализу соотношение религиозных и национальных традиций, влияние новых традиций и процесса сближения социалистических наций на секуляризацию главным образом быта. В небольшой статье Ж.Базарбаева на ряде примеров иллюстрируются особенности взаимосвязи этих пережитков в условиях Каракалпакии.

Анализ имеющейся литературы' по проблеме нашего исследования в условиях Узбекистана показывает, что она еще не достаточно освещена, затрагивается авторами попутно или не рассматривается в целом, всесторонне. Из этого мы и исходили при выборе данной темы исследования.

Цель и задачи исследования. В данном исследовании, в отличии от вышеперечисленных трудов, мы ставили цель: сконцентрировать внимание на изучении явлений, вытекающих из сущности самой религии, и ислама в частности, в ее связи с национальным; выявить то, что роднит и взаимосвязывает, взаимнопитает их пережитки; выявить условия и причины, форму и содержание взаимосвязи национального и религиозного в раннеисламской идеологии; раскрыть объективные и. субъективные причины и специфику проявлений отдельных элементов отождествления религиозной и национальной принадлежности в сознании людей на материалах Узбекской ССР; изучить объективные и субъективные возможности ускорения процесса преодоления данных пережитков в обыденном сознании людей.

Для реализации данной цели в диссертации, выдвинуты и в определенной мере решены следующие научно-исследовательские задачи: а) изучить исторические корни, объективные и субъективные причины живучести рецидивов отождествления религиозной и национальной принадлежности в обыденном сознании людей в исследуемом регионе; б) выявить особенности и формы проявлений данных реликтов в обыденном сознании людей в регионе исследования; в) дать аргументированную критику неправомерности, вредности отождествления религиозной принадлежности с национальной; г) исследовать диалектику, пути и средства преодоления данных пережитков в процессе интернационализации, социальной жизни верующих ; д) сформулировать практические рекомендации, направленные на улучшение атеистического и интернационального воспитания трудящихся.

Основным методом исследования был анкетный опрос. Анкета состояла из тринадцати вопросов, подразделявшихся на пять групп вопросов. Первая группа вопросов имела целью выяснить индивидуальные анкетные данные личности; вторая - участие и отправление респондентом религиозных обрядов, обычаев, и то, какими он их воспринимает - религиозными или национальными; третья -выявить отношение и участие опрашиваемого в безрелигиозной обрядности ; четвертая - его личное отношение к интернациональным коллективам, семьям; пятая - наличие мероприятий по интернациональному воспитанию в трудовых коллективах.

Теоретическим и методологическим руководством конкретно-социологических исследований, подбора и обработки фактов был и остается исторический материализм с его основными, принципами. Им мы руководствовались в подборе объекта, в подходе к его изучению и научном анализе явлений, с ним связанных. Основываясь на принципах ленинской теории отражения, мы старались при анализе брать объект в относительной целостности, в его системной организованности, "брать, - как указывал В.И.Ленин, - не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов."^, подниматься от изучения разнообразного эмпирического материала к общему, и от общего - к анализу отдельных конкретных явлений.

Методологической, теоретической основой данного исследования послужили произведения классиков марксизма-ленинизма о национальных отношениях, о религии, об атеизме, Программа КПСС, материалы съездов КПСС и КП Уз, Пленумов ЦК КПСС, постановления и документы КПСС и Советского правительства по вопросам национальных отношений, религии, идеологического и коммунистического воспитания, в том числе атеистического и интернационального воспитания.

Источниками, исследования явились данные личных анкетных опросов, материалы партийных, советских органов ряда областей, центральная и республиканская печать, материалы ЗАГСов, сборники и другие документы, статистические данные и данные конкретно-социологических исследований, проведенных и опубликованных 2 рядом исследователей , а также данные нашего анкетного опроса (2900 анкет), интервьюирования и наблюдений. Последние проводились в Андижанской, Ферганской, Наманганской, Бухарской, Кашка-дарьинской и Сурхандарьинской областях.

Были подвергнуты научно-критическому анализу Коран, Шариат, Кабус-наме, Хидоя, публикации САДУМа, материалы конференций религиозных организаций, печатный орган САДУМа журнал "Совет Шар-ки мусулмонлари", что позволило глубже вскрыть роль мусульманского духовенства в сохранении пережитков религиозного национализма и соответственно усовершенствовать методы борьбы с данны

1 Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука Логики". - Полн. собр.соч., т.29, с.351.

2 См. названные работы Ж.Базарбаева, И.Д.Джаббарова. ми пережитками.

Научная новизна исследования в том, что в нем анализируются недостаточно изученные аспекты важной в теоретическом и практичёском плане темы - сущность отождествления религиозного и национального в сознании современных верующих; рассматриваются исторические и социально-экономические причины переплетения этнического и религиозного в исламе, вскрываются корни интегративной и дезинтегративной функций в раннем исламе; дается критический анализ понимания нации и национальных отношений в современном исламе, вредности отождествления религиозного и национального.

В диссертации раскрывается значение национальной политики нашей ленинской партии в отношении к религии и верующим, в решении проблем атеистического воспитания.

В научный оборот вводятся результаты конкретно-социологических исследований, проведенных автором среди населения, на основе которых выявляются формы проявлений религиозно-националистических пережитков в обыденном сознании, верующих в условиях современного Узбекистана; выявляются пути и средства преодоления данных пережитков; обобщаются, систематизируются и расширяются имеющиеся теоретические положения о диалектической взаимосвязи и методах осуществления в единстве атеистического и интернационального воспитания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотрение поставленных задач под таким углом зрения может и призвано способствовать расширению круга научных знаний по данной проблеме и внесет скромную лепту в выявление направлений высвобождения национальных и иных процессов от влияния ислама. Ряд практических советов и рекомендаций исследователя по вопросу единения атеистического и интернационального воспитания в преподавании естественных дисциплин в вузе может способствовать поднятию эффективности и качества всей системы воспитательных мероприятий по формированию научно-материалистического мировоззрения у молодежи. Данные конкретно-соци.ологических исследований, из которых выведены ряд рекомендаций, могут быть использованы в преподавании курса научного атеизма, в пропагандистской деятельности, а также местными партийными и советскими, органами для поднятия действенности, эффективности их идейно-воспитательных мероприятий в трудовых коллективах.

Основные положения диссертации нашли свое отражение в выступлениях автора на всесоюзном, республиканском, институтских научно-теоретических и практических конференциях, семинарах пропагандистов и научных работников, посвященных повышению эффективности атеистического, интернационального воспитания трудящихся, студенчества.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры философии ТашПИ и кафедры этики, эстетики и атеизма ТашГУ, где были одобрены ее основные положения и выводы. Основные результаты исследования были доложены и обсуждены на ряде конференций, опубликованы в научных и научно-популярных статьях, тексте лекций, в брошюре. Общий объем публикаций по теме 6,2 п.л. Были подготовлены также докладные записки в директивные органы с рекомендациями по улучшению атеистического воспитания трудящихся и учебных заведениях, которые были приняты к. руководству и результаты одобрены, о чем имеются соответствующие подтверждения.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Сущность отождествления религиозного и национального в сознании современных верующих (на материалах Узбекской ССР)"

- 166 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате научного исследования вопросов, касающихся темы диссертации, мы пришли к следующим общим выводам:

1. Анализ взаимосвязи религиозного и национального вопросов в исламе показывает, что данная религия на протяжении всей истории существования находилась в сложных переплетениях с этническими, национальными формами жизни людей. Вне этих институтов существование ислама, как и других религий, было невозможно. Изменения, происходившие в этих общностях, отражались в исламе в иллюзорной форме в виде всевозможных течений, сект, школ (мазхабов).

2. В отличие от иных межнациональных религий ислам держит в поле зрения все стороны жизни и быта мусульман. Особенно сильным было его влияние на политическую жизнь и быт народов Востока и настолько, что государство и религия воспринимались как тождественные.

3. Ислам усваивает национальную форму через сферу быта, обычаи, традиции, психический склад нации, литературу, искусство, наполняя их религиозным содержанием и наделяя религиозной формой.

4. Отношение ислама к нации, национальному вопросу и представителям иного вероисповедания основывается на учении об "исключительности мусульман" и лозунге "все мусульмане братья", усиливающих дезинтегрирующую функцию ислама, как религиозной системы, выполняющих в то же время и интегративную роль - единения людей и изолированные друг от друга религиозные общины. Вопреки объективному факту существования наций и народностей, они способствуют делению людей в мировом масштабе, внутри нации и даже семьи на противоположные группы "мусульман" и "кафиров" (немусульман). По раннему исламу, между ними должно господствовать состояние непримиримой вражды.

5. Содержанием идеи религиозной розни в исламе является исламский национализм. Стержневой частью ее - концепция мусульманской исключительности. Эта реакционная концепция стала складываться в период перехода арабов к феодальным отношениям (с сильной примесью рабовладельческих) и формирования арабской народности. Она сопровождала идеологически этот поворот и служила в дальнейшем орудием эксплуатации народных масс, средством оправдания захватнических действий.

6. Установление социалистических производственных отношений, провозглашение подлинной свободы совести, ленинское решение национального вопроса, интернационализация всех сфер жизни наций и народностей нашей страны и другие факторы способствовали постепенному изживанию религиозной и национальной ограниченности, предвзятого отношения к представителям иных национальных и религиозных принадлежностей.

7. Относящиеся к сфере общественного сознания, инертные, консервативные пережитки отождествления религиозного и национального в сильно изменившейся форме, но все еще иногда проявляются на уровне обыденного сознания, в морально-бытовых отношениях некоторой части населения нашей страны и находят питательную почву в друг друге и даже в некоторых нежелательных явлениях социалистической действительности.

8. Наиболее характерными чертами этих пережитков и их переплетений является неправомерная идентификация национальной и религиозной принадлежности, национальных и религиозных традиций. Проявляются они в форме религиозного эгоизма, осуждения межнациональных браков, родоплеменного национализма, преувеличения роли ислама и духовенства в историческом прошлом нации, которая сводилась к сохранению и защите национальных духовных ценностей.

9. Научный атеизм учит, что национальная и религиозная принадлежность не являются тождественными. Национальная, этническая принадлежность для личности объективна, устойчива и независима от религиозной, тогда как религиозная принадлежность личности необязательна, иллюзорна, непостоянна.

10. Объективный процесс интернационализации всех сторон жизни социалистических наций и народностей необходимо ведет к ломке национальных перегородок, всестороннему развитию и расцвету их, к стиранию национальных граней, изживанию всех проявлений национальной обособленности, отчужденности и вместе с тем и к освобождению национальной жизни, сознания людей от религиозных и связанных с ними реакционных пережитков, обрядов, обычаев, традиций.

11. Особенно благотворно сказывается влияние процесса интернационализации на быт, семейно-бытовые устои, традиции, где наиболее прочно обосновались религиозные и националистические пережитки, предрассудки.

12. Негативный характер последствий переплетения религиозных и националистических предрассудков делает необходимым усиление внимания на борьбу с ними, на всесторонне обоснованную критику религиозного национализма, выявление путей и средств борьбы с ними, в целях повышения эффективности атеистического воспитания.

13. Все ступени воспитания и обучения, все предметы, которым обучается молодежь в школе, в вузе, все элементы системы коммунистического воспитания, а особенно атеистическое и интернациональное, и их тесная взаимосвязь, располагают специфическими возможностями для усиления борьбы с этими пережитками и их переплетениями. Этими возможностями необходимо широко воспользоваться в воспитательной работе среди молодежи.

Осуществление, учет и внедрение в практику коммунистического воспитания ряда практических рекомендаций, сделанных на основе изученного материала, на наш взгляд, в значительной мере будет способствовать поднятию эффективности и качества как атеистического и интернационального воспитания, так и всей системы коммунистического воспитания.

1. В целях вооружения пропагандистских кадров более глубокими теоретическими знаниями о взаимосвязи национального и религиозного и для более фундаментального изучения причин существования религиозно-националистических пережитков, на наш взгляд, необходим более тщательный анализ отражения изменений во взаимосвязи этнического, национального и религиозного в жизни отдельной нации на примере ислама и его влияния на жизнь нации, народности на различных этапах их развития.

2. Живучесть религии, а вместе с ней и идеи религиозной розни в условиях социализма, тормозит преодоление пережитков связанных с ней и стоит на пути прогрессивного процесса интернационализации. Это требует более тщательного изучения сути, ее эволюции и ее влияния на жизнь народа. Мы попытались рассмотреть этот вопрос относительно раннего ислама, но он требует специального анализа на отдельных этапах развития нации, особенно ее эволюции в современном мире.

3. Сильное влияние ислама на политическую жизнь народов Востока порождает до сих пор в сознании отдельных людей ложные представления о якобы ведущей роли ислама и его идеологии в истории этих народов. Это требует более тщательного анализа взаимосвязи ислама и государства в прошлом.

Учитывая, что в сознании некоторых малообразованных, недалеких в политическом отношении людей еще встречаются пережитки религиозные, националистические на уровне обыденного сознания, необходимо: а) все аспекты коммунистического воспитания тесно связывать с пропагандой идей интернационализма и научного атеизма; б) шире пропагандировать марксистскую теорию национальных отношений в доступной для масс форме; в) подвергать всесторонней критике исламское понимание национальных отношений; д) в корне улучшить качество подготовки пропагандистских кадров; обратить особое внимание на закрепление идейной убежденности, на усиление требований к качеству работы, строго соблюдая, чтобы слова и дела их не расходились; е) обратить особое внимание на подбор и подготовку лекторов по-пропаганде идей национальной политики КПСС в единстве с атеистическим воспитанием; ж) настойчиво добиваться, чтобы коммунисты и комсомольцы вели непримиримую борьбу со всем тем злом (в т.ч. религиозными и националистическими пережитками), что мешает утверждению идей научного атеизма в сознании всех без исключения людей.

5. Рекомендуем более строго соблюдать принципы системности и комплексности во всей работе по коммунистическому воспитанию, в частности, атеистическому и интернациональному. Это требует углубления и расширения дальнейшей разработки методики единения атеистического и интернационалистического воспитания во всех сферах коммунистического воспитания.

6. Большие возможности усиления интернационального и атеистического воспитания и их переплетения можно изыскать в преподавании любой дисциплины в школе, в вузе. Методика же такого воспитания в преподавании, особенно естественных дисциплин, остается еще вне поля зрения исследователей.

7. В целях усиления атеистической направленности и воспитательного воздействия лекций по естественным дисциплинам в вузе не мешало бы расширить исторический материал в учебниках по этим дисциплинам, больше обращать внимание на возможные атеистические выводы из определенных положений науки, усилить их философский анализ.

8. Следует учесть, что сложное переплетение национальных и религиозных моментов в традициях, обрядах делает необходимым более тщательный анализ религиозного и национального в каждом обряде, где наблюдается их переплетение, и доведение его результатов до самых широких масс. При восстановлении забытых народных традиций особенно необходимо подвергать более тщательному анализу их прежнюю, доисламскую форму, изыскать пути внедрения их прогрессивных элементов в жизнь.

9. Чтобы повысить эффективность борьбы с религиозными и националистическими пережитками, целесообразно одновременно с изучением их в общем плане, переходить к более конкретному изучению особенностей их проявлений в определенном регионе в масштабах области, района, совхоза, колхоза, трудового коллектива.

10. Большие перспективы в усилении эффективности атеистического и интернационального воспитания дает более тщательное изучение переплетения религиозных и национальных моментов в се-мейно-брачных отношениях, характере взаимоотношений в этнически-смешанных семьях.

 

Список научной литературыНурматова, Сания Рузиевна, диссертация по теме "Философия религии"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К. Критика гегелевской философии права. Введение. -T.I, с.414-429.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Т.2, с.85-158.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Т.З, с.19-20.

5. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Т.7, с.361.

6. Маркс К. К вопросу о войне. Финансовые дела. - Забастовки. - Т.9, с.427.

7. Маркс К. Объявление войны. К истории возникновения восточного вопроса. - Т.10.

8. Маркс К. История Ирландии. Древняя Ирландия. - Т.16, с.479-522.

9. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. -Т.19, с.306-314.

10. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Т.20, с.183.

11. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. Т.21, с.269-317.

12. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. Т.22, с.465-492.

13. Энгельс Ф. Энгельс Марксу, 6 июня 1853 г. - Т.28, с.216-223.

14. Маркс К. Лауре Лафарг, 13-14 апреля 1882 г. Т.35, с.254-260.

15. Ленин В.И. Социализм и религия. Т.12, с.142-147.

16. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии, ицеркви. Т.17, сЛ29-438.

17. Ленин В.И. Национализация еврейской школы. Т.23, с.375-376.

18. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Т.24, с.124-125.

19. Ленин В.И. Приемы борьбы буржуазной интеллигенции против рабочих. Т.25, с.321-352.

20. Ленин В.И. Планы статьи о праве наций на самоопределение. Т.25, с.435-440.

21. Ленин В.И. Конспект книги Маркса и Энгельса "Святое семейство". Т.29, с.3-40.

22. Ленин В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. Т.30, с.17-58.

23. Ленин В.И. Речь на 1У Всероссийском съезде работниц. -Т.37, с.185-187.

24. Ленин В.И. О погромной травле евреев. Т.38, с.242-243.

25. Ленин В.И. Замечания на проекте решения ЦК о задачах РКП(б) в Туркестане. Т.41, с.433-436.

26. Ленин В.И. Конспекты книги Фейербаха "Лекции о сущности религии". Т.45, с.41-64.

27. Ленин В.И. Речь на 17 сессии ВЦИК XX созыва. Т.45, с.245-251.

28. Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об автономиза-ции. Т.45, с.359-362.

29. Ленин В.И. В оргбюро ЦК. Т.50, с.330.

30. Произведения видных деятелей коммунистическогои рабочего движения

31. М.: Политиздат, 1983. 320 с.

32. Черненко К.У. Сверяясь с Лениным, действуя по-ленински. -Избранные речи и. статьи. М.: Политиздат, 1984. - 670 с.

33. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

34. Луначарский A.B. Почему нельзя верить в бога? Избранные атеистические произведения. - М.: Наука, 1965. - 444 с.

35. Икрамов А. О духовенстве. Избранные труды, т.1. - Ташкент: Узбекистан, 1973. - 224 с.

36. Рашидов Ш.Р. Братское сотрудничество народов СССР на этапе зрелого социализма. Ташкент, 1983.

37. Рашидов Ш.Р. Вопросы коммунистического воспитания трудящихся и повышения культуры быта. В кн.: Коммунистическое воспитание тружеников села и вопросы повышения культуры быта. - М.: Политиздат, 1975, с.3-40.

38. Рашидов Ш.Р. Идеологическую работу на уровень современных требований. Ташкент: Ташкентская правда, 1973, 2 марта.

39. Рашидов Ш.Р. Торжество ленинской национальной политики. -Ташкент: Вечерний Ташкент, 1982, 18 декабря.

40. Официальные документы и материалы

41. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.

42. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

43. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 310 с.

44. Материалы съездов, конференций, симпозиумов

45. За высокие качества и действенность идеологической работы. Материалы Всесоюзного семинара-совещания идеологических работников. - Москва, 20-25 апреля 1981 г. - М.: Политиздат, 1981.5. Книги

46. Аршаруни А., Хабибуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М.: Безбожник, 1931.

47. Ярославский Е.М. Увязывание борьбы против религии, с борьбой против национализма. Баку, 1931.53. (Закс Г. Работа среди национальных меньшинств. JL, 1931.

48. Мегружан Религия и национальная вражда. M., 1932.

49. Коран. Перевод и комментарии И.10. Крачковского. М. : Вос-точ. лит-ра, 1963. - 714 с.

50. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М.: Наука, 1965. - 280 с.

51. Климович 1.И. Ислам. М.: Изд-во АН СССР, 1965. - 288 с.

52. Агаронян А. Закономерности становления и развития социалистического общественного со.знания (на опыте республик Средней Азии). Ташкент: $ан, 197I. - 300 с.

53. Базаров А. Некоторые особенности и пути формирования атеистического мировоззрения таджикского дехканства. Душанбе: Ирфон, 1971. - 2IO с.

54. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. Алма-Ата: Казахстан, 1971. - 304 с.

55. II. Минкявичюс Я.В. Католицизм и нация. М. : Мысль, 1971. -285 с.наций. Ташкент; Фан, 1971. - 240 с.

56. Куличенко М.И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. М.: Мысль, 1972. - 564 с.

57. Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. М.: Политиздат, 1972. - 152 с.

58. Болотин И.С. Критика антикоммунистических концепций современного религиозного национализма. М.: Знание, 1984. - 64 с.

59. Теоретические вопросы пролетарского интернационализма. -М.: Мысль, 1972. 336 с.

60. Фасеев К.Ф. На путях пролетарского интернационализма. -Казань: Тат.книжн.изд-во, 1972. 372 с.

61. Джаббаров И. Общественный прогресс, быт и религия (Социально-философское исследование на материалах УзССР). -Ташкент: Узбекистан, 1973. 224 с.

62. Современное революционное движение и национализм. М.: Политиздат, 1973. - 320 с.

63. Атеизм ва дин. Тошкент: Узбекистон, 1974. - 180 бет.

64. Джунусов М. Две тенденции социализма в национальных отношениях. Ташкент: Узбекистан, 1974. - 233 с.

65. Коновалов Г.Н. К массовому атеизму. М.: Наука, 1974. -167 с.

66. Худайбердыев Н.Д. В единой семье народов братьев. Ташкент: Узбекистан, 1974. - 168 с.

67. Яблоков И.Н. Кризис религии в социалистическом обществе. М.: Знание, 1974. - 65 с.

68. Абдуллаев М.А., Вагабов В.В. Актуальные проблемы критики преодоления ислама. Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1975. -218 с.

69. Аширов Н. Ислам и нации. М.: Политиздат, 1975. - с.

70. Крывелев И.А. История религий, т.2. М.: Мысль, 1975. -419 с.

71. Мустафинов М.М. Антинаучность идеи о тождестве национального и религиозного. Грозный: Чечено-Ингушск.кн.изд-во, 1975. - 54 с.

72. Калтахчян С.Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей. М.: МГУ, 1976. -407 с.

73. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. М.: Наука, 1978. -253 с.

74. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978. - 223 с.

75. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.: Политиздат, 1982. - 270 с.

76. Аргументы и факты. Бюллетень ордена Ленина Всесоюзного общества "Знание". М.: Политиздат, 1982, № 3. - 127 с.

77. Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. М.: Политиздат, 1982. - 336 с.

78. Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. М.: Политиздат, 1982. - 263 с.

79. Плахов В.Д. Традиции и общество. М.: Мысль, 1982.220 с.

80. Зоц В.А. Единство интернационального и атеистического воспитания. М.: Знание, 1983. - 64 с.

81. Ислам в СССР. Особенности процесса секуляризации, в республиках советского Востока. М.: Мысль, 1983. - 173 с.

82. Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. М.: А.И.Мамонтов, 1867. - 369 с.

83. Хидоя. Перевод Н.И.Гродскова. Ташкент, 1893. - 171 с.

84. Баязитов А. Ислам и прогресс. СПб, 1898.

85. Дози Р. Очерк истории ислама (ч.2). СПб, 1904.

86. Кабус намэ. Перевод, статья и примеч. Б.Э.Бертельса. -М.: Изд-во АН СССР, 1953. 276 с.6. Статьи

87. Климович Л.И. Против националистических теорий в вопросах ислама. М.: Антйрелигиозник, 1932, № 23-24.

88. Саидбаев Т. Чему учит Коран? Наука и религия, 1966, № 5.

89. Жармуханбетов С. Ислам и национальная культура. В кн.: Человек, общество и религия. - М.: Мысль, 1968, с.94-130.

90. Возняк Н.В. Особенности религиозно-националистических пережитков и пути их преодоления. В кн.: Национальное и интернациональное в. жизни народа. Вып.2. - Киев, 1970.*

91. Скибицкий М.М. Буржуазный национализм и религия. В кн.: Ленинизм и современная идеологическая борьба в национальном вопросе. - М.: Политиздат, 1970.

92. Скибицкий М.М. К вопросу о взаимоотношении национализма и религии. В кн.: Актуальные вопросы национальных отношений. Вып.2. - М.: АН СССР, 1970.

93. Фролова К. Ранний ислам, его социальная сущность и историческая роль. Наука и религия, 197I, № 10.

94. Букин Е. Важный аспект общения народов. Международная жизнь, 1972, № 5.

95. Симония Н. Национализм и политическая борьба в освободившихся странах. Мировая экономика и международные отношения, 1972, № 2.

96. Фурсин И.И. О природе и. социальных функциях обрядности в социалистическом обществе. В кн.: Вопросы научногоатеизма. T.I3. М.: Мысль, 1972. - 380 с.

97. Артыков A.A. Роль научно-атеистической пропаганды в интернационалистическом воспитании трудящихся. В кн.: Братство народов и интернациональное воспитание. - Ташкент: ТашГУ, 1974, с. 173-178.

98. Аширов Н. Ислам и национальные отношения. Наука и религия, 1973, № 10, с.55-59; № 12, с.41-46; 1974, № 2,с.34-37.

99. Минкявичюс Я.В. Некоторые аспекты связи национального вопроса и религии. Политическое самообразование, 1973, № 2.

100. Брушлинская 0. Сложный вопрос. Наука и религия, 1974, № 2, с.20-21.

101. Минкявичюс Я.В. Религия и национализм. В кн.: Атеизм и религия в современной борьбе идей. - Киев: Политиздат УССР, 1975. -с491.

102. Рогачев П., Свердлин М.А. Методические вопросы интернационально-патриотического воспитания в процессе преподавания общественных дисциплин. М.: Знание. Серия "Научный коммунизм", 1975, № 2.

103. Макатов И.А. О соотношении национальных и религиозных элементов в сознании верующих. В кн.: Опыт и проблемы интернационального и атеистического воспитания. - М.: Сов. Россия, 1976, с.88-112.

104. Минкявичюс Я.В. Национализм и религия. В кн.: Религия и церковь в современную эпоху. - М.: Мысль, 1976. - 328 с.

105. Полук И.В. Сближение наций как фактор преодоления религиозно-националистических пережитков. В кн.: Опыт и проблемы интернационального и атеистического воспитания.

106. М.: Сов.Россия, 1976, с.58-72.

107. Борисов А.Г. Особенности отрицательных явлений в сознании и поведении отдельных людей в условиях развитого социализма. Философские науки, 1977, № 3, с.49.

108. Абдусамедов А., Артыков А. Коренное преобразование социальной и духовной жизни народов Советского Востока и победа массового атеизма. В сб.: Вопросы научного атеизма. - М.: Мысль, 1978, с.96-101.

109. Базарбаев Ж. К вопросу о взаимосвязи религиозных и националистических пережитков в условиях Каракалпакии. Вестник Каракалпакского филиала АН УзССР, Нукус, 1979, № 3,с.30-32.

110. Усманов М. Содержание Корана. Наука и религия, 1980, № 10, с.27-31.

111. Никитченко В. Интернациональное и национальное в советском образе жизни. Коммунист Узбекистана, 1982, № 2, с.58-64.

112. Нормуродов Б. Воспитание трудящихся в духе интернационализма и патриотизма. Ташкент: Коммунист Узбекистана, 1983, № 6.

113. Алимов И. Единение трудящихся с партией. Ташкент: Коммунист Узбекистана, 1984, № I, с.69.р.6.28.опайЬаЬи ш Н@мб/Цць1\ скШ7. Архивные материалы