автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.05
диссертация на тему: Концепция прав и свобод человека: история и преемственность
Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция прав и свобод человека: история и преемственность"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВШЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА.
Специалшзярованний совет К.053.05.43
На правах рукоциси
МОЛДОВАНОВА Ирина Викторовна
КОНЦЕПЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Споциллыюсть - 22.00.05 - политичес1сал социология
А в г о р о ф о р а т диссертация на соискание ученой степени соц:юлог:поск:1Х наук
Москва - IS92
Работа выполнена на кафодро социально-политических • Московского государственного университета им.М.В.Ломонос
Научный руководитель - доктор философских наук, про
КШ'.ЕНТЬЕВ Д.С.
Официальные оянонеаты - доктор философских наук, п;
ЫЯЛЮШ А.З.
кандидат философских наук,
кола.жц В.П.
Водуцая организация - Институт Молодом, кафедра ф!
¡1 политик:
Защита состоится "_"_1992 г. в_
на заседали:: Специализированного совота К.053.05.43 в Ы
государственном университете ¡а!,!.Б.Ломоносова по адрес
119839, Москва, Лснинскло гори, .'.ТУ, 1-п корпус гуманна факультетов :,ТУ аудитория ___
С диссертацией мсено ознакомиться а читальном сс-л. библиотеки ¡.Т7 (1-1: корпус гуманитарных факулхл'отои).
Учений секретарь Споциаяпзиогванного* совета кандидат философских наук доцонт
ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ
Актуальность исследования. Наше общество на современном этапа своего развития переживает переходный период. Идет ломка застывших я отнявших общественных структур, преодоление длительное время господствующих мировоззренческих стереотипов, осуществление экономические реформ, углубление процессов демэкратпза-|ция всех сфер общественной жизни, ведущих к формированию гражданского общества и цравового государства.
В конечном счете, в центре всех происходящих в общество процессов - Человек, с его; интересами я потребности!. Этим. и определяется, что исследование многоплановой лроблеш человека сегодня находится а качество<приоритетных задач современной науки. Новаторский подход к осмыслению данной проблемы вытекает из конкретно-исторических особенностей нынешней проблемной полосы развития нашей страны, урокйз аедавпего прошлого и насущных потребностей обновления всей системы общественных отношений.
В силу своей специфики, выражазадойся прсзде всего в теороти-ческом и общеыировоззренческоы характере познания, социологический подход к исследованию человека должен ориентироваться на кон-вретного индивида, с его интересами ииотребностями, а не на не-вую обобщенную личность, вдступавдую как определенный идеал. В контексте этой общей проблематики, особую значимость ]ГрискЗрета-ет исследование проблемы прав и свобод человека. Это обусловливается рядом причин.
I.Современный мир становится все более взаимосвязанным и взаимозависимым. Происходят существенные переориентации, определяе-ше осознанием нашего места в мировой цивилизащш и ответственностью за ее судьбы, которая неотделима от возрастания участия
каждого человека в мировом процессе. Учитывая эти реалии, сущест~ вует возможность создания общей концепция драв и свобод человека. Однако универсальность данной концепции на данном этапе развития относительна. Институт прав я свобод человека находится в постоянной обогащения и развитии.
Условия возникновения и развития прав я свобод человека, их экономическая, политическая, социокультурная детерминированность определяет характер этого развития, изменяющего не только объем прав я свобод, но и их внутреннее содержание. Не трудно представить, что в наш век, характеризующийся повиданными ранее темпами общественного развития, ухе в обозримой будущем эта потенция наполнится новыми качественными параметрами. Но воплощая в себе общечеловеческие ценности, выработанные на протяжении истории человечества, она должна раскрывать самое существенное во взаимоотношениях гражданина я государства, личности £ общества, рассматривать права я свободы в единстве личных я общественных интересов, отражать взаимосвязь я взаимодействие творческой активности и социальной ответственности личности веред обществом и общества перед личностью и т.д. В широком плане гто предмет исследования учения о месте человека в системе общественных отношений, раскрывающее взаимоотношение личности, общества, государства в динамике их развития и обогащения.
Проблема прав человека, как и любые явления общественной жизни могут быть научно объяснены только в результате глубокого анализа в контексте своей эпохи, учета закономерностей общественного развития, специфики их проявления на различных этапах исторического развития.
Сложные и противоречивые условия развития нашей страны,сфор-
мировавшийся и длительное время существовавши тоталитарный ре.'ким'; характерной чертой которого явилось отчуждение человека от средств производства и власти, ло своей сущности не ног обеспечить реализацию прав я свобод человека. При таком редиме господствовала тенденция кесткой правовой регламентации поведения личности, его "зарегулировали ости", гг.оцветала система запретительства. Человек рассматривался как безгласный "винтик" всеохватывающего организма. Существовал разрыв меяду провозглашением в законе прав (кок во внутриполитической, так и во внешнеполитической деятельности напе-го государства) и их практической реализации. Данный разрыв не преодолен и сегодня.
Все это не могло не сказаться и на состоянии научных разработок проблемы прав человека. Зачастую реалистический подход к лравач человека отвергался в силу идеологизации проблемы, недооценивались общечеловеческие и общедемократические ценности, но исследовались закономерности бытия и развития прав человека в контексте реальных жизненных процессов.
Политика обновления всех сторон жизни нашего общества приводит к методологической переориентации общественных наук в исследовании прав человека в контексте формирования лразовгго государства. Ориентиром такой переориентации является необходимость поворота всей политики к ЧЕЛОВЕКУ. Речь идет презде всего о том, что человек, его потребности и интересы, активизация пндлБпдуачь-ного, личностного начала в экономике, социально-экономическом,духовном развитии общества дод'клы стать главным з интерпрегтиуп индивидуальных я коллективных прав как в теории так и на практике. Права и обязанности человека необходимо переосмыслить с позиций новых реалий общественной мпзш:, при этом Bav.ii о покончить с положением, когда теоретические рассуждения о выспей ценности чс-
ловека, его прав и свобод уживаются с недоверием к ¿го инициати-во, ограничением его самостоятельности, неоправданной опекой и многократным контролем над ним со сторони государства, его органов И ДОЛХНОСТНЫХ лиц.
В целом назрела потребность в широком социальном взгляде на положение личности в обществе и государстве, в системе экономических, политических и других отношениях.
В большей степени процесс обгог&ягкая одз$е%8& зависит от способности современной нцдесд фшфяяй. ®3шж«вные
процессы общественного, ^зааишзг* Еаучж?: о^ос^овандаа зы их динагликл^ Исх.одй т чребзваний^ автор» о^шраяр^ «а крпленный одыт в сг&шша оскйЯйчздая прав, а. свобод чело^к^^ тдческп. анаяязируоф йраведаше к: нарушениям и о^щ^гшщу-
га а роаллзадид щт ¡& «ьазйой личности на раз них этапах; советского, обл^еедвсц»
Теоретическое Яй^йдсшййш® противоречивого # нсодфГэ'знЖ*^ го опыта прошлого т. ищъжо понямзняя
своеобразия современного этад& ^зашсая «дшго опреде-
ления дутей его формирования на воддшш© демократических принципах. При этом мы руководствуемся положениями, что реальная диалектика исторического процесса, связи времен -истории, соотношения преемственности и новизны в историческом развитии по своей сути отвергает "опрокидывание" современной политики в историю, так и механическую "переброску" к экстрополяцию исторического прошлого на современность и будущее.
2. Диалектика развития нашего общества на передний длэд выдвинула задачи не только преодоления причин обусловивших попрание прав и свобод человека, превращение его в слслого исполнителя ус-
таловок я идей тоталитарного государства, придаток государственно-бюрократической системы, но, что особенно ваяно, преобразование общественных отношений в таком направлении, где человек, его всестороннее развитие могло бы стать целью общества, где бы он обрел подлинные права и свобода в определении судьбы своего отечества, чувствовал ответственность за его настоящее и будущее. Достижение этой цели возможно только на путях формирования гражданского общества и правового государства, разработки таких экономических, социально-политических и правовых норм, которые гарантировали бы охрану и згщату прав и свобод человека от каких-либо посягательств.
3, Позитивные сдвиги в процессе разоружения даят надежда избавления от вселенской катастрофы, Но различного рода рогпналь-нне, военные конфликты и неутихающие в ряде государате ш^авдо-Надашэ конфликты, уносят из жизни десятки и сотни тпеда йщой.
Права человека напрямую связаны с поддержанием мира ц $<ээо-дасноотя. Принцип йХ уважения и соблюдения становятся бо-
льшей отепени стабилизирующим фактором во взрывоопасней. Остановке некоторых регионов как нашей страны, так и всегэ шра, что требует необходимость объединения усилий как отдельных государств, так и всего международного сообщества для обеспечения этих священных и неотъемлемых нрав.
Для того, чтобы мир не погиб, в международных делах должны господствовать цивилизованные отношения, т.е. нормы международного права как свобод правил поведения, представляющее собой результат согласования воль, позиций я интересов государств. Эти правила находят закрепление в договорах, резолюциях межправительственных организаций.
4. Острой остается я экологическая проблема, порожденная прежде всего противоречиями НТП. Речь идет о насущной необхода-
мости ликвидации причин, ведущих к нарушению природного баланса.' Загрязнение и оскудение природа доходит до таких пределов, что человечество встает перед проблемой выживания. Следовательно, ныне с особой необходимостью встал вопрос об обеспечении прав человека на здоровую окружалцую среду* о сохранении экологического баланса но только для нынешних, но я для грядущих поколений.
Современная ситуация в обществе требует усиления творческого, критического начала на всех направлениях общественной мысли. Это, в своз очередь, ведет к рассмотрению спорных, дискуссионных вопросов в ссторзи вашой страны. Ее претендуя яа яолноту изложения, мы стремились обращать внимание преимущественно на вопросы, которые представляют сегодня особый теоретячэскйй & практический интерес, сбхода лрз этой оболе места или намечал вх лишь пунктиром. Такой подход делает излигснив несколько шероховатым, неровным в смысле проработки затрагиваемых тем. Представляется, Что главное в этой работе - сто и&мегять концептуальную схему Доктрины прав и свобод человека в нашей стране в преемственности нас?седого с исторической традицией прошлого.
Ст-спень -разработанности проблемы. Вопросы крав и свобод чело-Бэка давно волнуют умы ученых. За последние десятилетия выало значительное количество книг и статей по этой проблеме. Однако, соврб ионный уровень социологической науки требует от последователей новых подходов, основанных на непредвзятом научно обоснованном, достоверном освещении названной темы. Это относится и к исследованию универсальной концепции прав человека в целом и ее роли в становлении в нашей стране,в частности. В научной литературе пока еще нет специальных монографических исследований, освещающих данный процесс в полном его объеме.
Концептуальное' осмысление исследуемого феномена опирается на научные разработки и сложившиеся теоретико-методологические под-
хода в изучения трех этапов формирования и развития концепции прав"" и свобод человека:
. I. Естественно-правовые концепции ХУШ-НХ вв.* С представителями данных концепций мы встречаемся во всех центрах зароадащих-ся буржуазных революций - в Англии, Соединенных Штатах, Франция,.* других странах. Буржуазные революции осуществлялись под идеологи« ческим воздействием "юридического мировоззрения", пришедшего на смену теологическому мировоззренита средних веков. Разумеется, различными представителями этих концепций выдвигались различные подходы к проблеме прав человека, обусловленные прездо всего тем, кто был носителем соответствующей доктрины - радпкалистскло или .то консервативные направления буржуазного движения. Но, несмотря на это, общечеловеческие лозунги американской я французской революций о свободе, равенство и братстве действовали в качестве объединяющего фактора, поскольку буртсуазия в этот период объективно выступала прогрессивным общественным классом.
Система теоретических представлений "естественно-празових'* концепций ХУШ-ПХ вз. - это опыт сознательного исторического творчества под эгидой философия Просвещения^.
Автор предпринял такке попытку критически рассмотреть естественно-правовые концепции в русском дореволюционном правоведении и увязать это рассмотрение с современным состоянием социологически::
Die letztem Criinde von KeCht, Staat ui)<i Strafe. Giesen, 1813; Wohl П. Dio Poliseiv/isaeiischaf t nach den. Grund;ja.tzerr den Jlochsatanteo. Bd. 1-2. Tübingen. J82J3-1833
2. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. - IL, 1939; Гегель. Философия права. - М., 1934; Гоббс Г. Избранные произволения. - М., 1900; Локк fe. Избранные произведения. - М., I960; Монтескье Ш. О духе законов. - М., 1955.
воззрений*. Обращение к анализу взглядов представителей такого ' крупного региона философско-правовой и социологической мысли, каким являлась дореволюционная Россия, несомненно, заслуживает поддержки.
Подчеркивая разнообразие взглядов относительно исследуемого предмета, автор выделяет среда них два ведущих направления» Представители одного из них видели задачу философии права в пойтра©-нии метафизического учения о праве, сторонники другзг© еводялш фа-лоз офип права к гносеологии. Следует обратить шаианЕЭ ва тг®, тао в раду представителей этих направлений философа нрава mw» влялась с методологией, а гносеология сыешваша с акееологией. Работы русских исследователей по язучаеизЭ ярэ&сеаа отличались но видной, оригинальностью, носила прогрессивна^ характер и оказывали существенное влияние на формирование запздаэевролойских творческих конструкций.
П. Второе направление исследования олрс£ч:дазтся анализом теоретической ллатфорш большевистской коиц&шцш драв к свобод человека. Основной линией изучения этой проблшан бшш раЗоти Лсанна В.И., Троцкого Л.Д., Зиновьева С.Н. я др.
I. См.: Коркунов НЛ.1. История философии права. Сл., 19Ш; Куни-цин А. Право естественное. Слб., 1818; Михайлов П.Е. Проблема права. Новые идеи в правоведении. Сб.4, 1915; Новгородцев П.И. Нравственная проблема в философии Канта; его же. Кант и Гегель
• в их учениях о праве и государстве; его se. О задачах современной философии права. Спб., 1902; Редкин П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. Спб. 1889; Тарановокий Ф.В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917; Трубецкой E.H. Энциклопедия права. - М., 1907; Шершиевич Г.Ф. История философии права. Спб., 1907.
7хв в 20-е годы появились первые исследования, посвященные ~ процессу зарождения и развития института праз а свобод человека в советской стране. Видимо, нет особой необходимости говорить, что они были преисполнены духа революционного романтизма п были далеки от подлинно научного апатаза*. 3 этот го период появляется я первые работы о социалистическом государстве как субъекте 2
международного пр^ва . Лейтмотивом этих исследований звучала идея полного отрицания существующего международного права как буржуазного и замены его на пролетарское международное право. Известный радикализм большевиков, исповедовавших в тот период теории мировой революции отразился и в этих научных исследованиях.
Эта большевистская концепция била противопоставлена теории естественных и неотчуждаемых прав человека, разработанной передовыми кыслитоляии ХУШ-Х1Х г.в. В советской республике исполнителем прав являлся но индивид, не личность, а государство. Только оно являлось источником всех праз отдельных личностей.
Особым периодом в история развития концепции праз и свобод человека автор выделяет сталинский период.
В современной научной литературе имеется немало работ, в которых дан анализ состояния концепции прав я свобод человека в
1. См.: Малицкий А. Советская Конституция. - Харьков, 1924; Стуч-ка П.И. Конституция гражданской войны. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. - Рига, 1964; Панука-лис Е.Б. Марксистская теория права я строительство социализма. Избранные произведения по общей теории права я государства. -М., 1988; Гурвич Г.С. История Советской конституции. - М., 1923; Владимирский Ы. Советы, исполкомы и съезда Советов. -Н., 1920; Станкевич В.Б. Воспоминания. 1914-1919. - Берлин, 1920.
2. См.: Коровин Е.А. Международное право переходного времени. -
М., бг.
этот промежуток времени. Особое место занимают работы*, которые отличавтся поисками путей, форм и методов преодоления этой систе-ш, ее искоренения.
Усиление застойных явлений в жизни общества в 70-е - начале ео-х годов правело к тому, что дух подлинно научного анализа ис-чзз пз работ советских обществоведов. Из большинства работ того Ерс^онл явствовало, что практически все проблемы прав человека в со£ЗтсхэЗ Епавтасе, а также в межгосударственных я меж-щрягЗЕг рвюдавга щгтрз социалистического мира решены за яс-ПЕйчепиел огдальзах сэдостатков^.
Ш. Третьим Езлргптанпзу доследования является изучение г shü1 ляз пробега сйвргазнкаго' этапа развития института прав а свобод чглзЕСгл. Jfrmnta etea шдшшетск soü особенностью, что формируе?*1 сл уЕЯ£С;рсаЕЪ22Я кепаэагая прав в свобод человека.
Постоянно расгег количество гагаратуры, характеризующих с новых позиций дакнув козпетшю в кодах. Основным ориентиром этих работ ¿шляется гдеа росжишгого поворота всей политики развитей
1. См.: Иойкн Л. Ечара п завтра напих драв //Приложение к журнал' "Новый игр". IS3S. Б 12; Крешень В. Г. Сталинская деформация коллективности социализм^: сущность я истоки //Научный коммунизм. 19Э0, £ 9; Осмыслить культ Сталина. - М.: Прогресс, 1589.
2. Проблеш свободы я прав человека в современной идеологической борьбе. -Ы.: Изд-во полит.литературы, I98S; Социалистическая концепция прав человека. - М.: Наука, 1986; Воеводин Л.Д. Социальная политика КПСС п права личности //Вестник Москов. ун-та, Сер.2. Прав. 1986, Л 4; Кладков А.З. Права трудящихся под охраной закона. - М.: Профиздат, 1987; Конституционные пр? ва и обязанности советских граждан /Отв.ред. Тараканов А.П. -Киев, 1985; Лукашева Е. Права и достоинство личности под надежной защитой //Проблемы мира и социализма. I98G, ii I.
нашего общества к человеку. Человек, его потребности л интересы,— актуализация индивидуального, личностного начала в экономике, социально-политическом, духовном развитяз становится главным в интерпретация индивидуальных я праз^.
Появляется работы, стра-*.аг~;:э унпворс&'знуг) концепции проз л
г>
свобод человека с разлллныг. сторзц*, каптируя гшзгапво на ту яда сцуо задаяу а рспзпп д'лпсЛ
Несмотря г.1 г? гез псслэдзваллч праодэлоть
слглагллсс! a гаг^гглзсЗ йглзгдгсззюЯ ¡;зуг.?.х ess^sssmi л дог-
1л1» q5 п3£::эда» с'л'д г,?> с;!'?"« jtii3—
""ял-з гслазтгао?» О
ггг^ лзлегзгд псгз?э w^t'Jl CfC-s?-
гпг? a ст^зглхд* проблзт! лотэрл'гз-згогэ» •zr'x 'Л ¿згжгггсгго жила. С:г: с^услэпл-л:::» т^г^телкстеэ
zt.Zпз-л^О;".-:» елтздзло-да^ rerrt
гзелздогзялд л^г-д"» П.-\ зссцол:^^ ^цлзрлиых недос-
I» U*S» Пра-а ч^лзгзлз* ззсяеЛяио. л разплтгл
//Цсолз а - < Пг.-.-тооэ» J0"0j Км-лТ-орова М.А. Права
человека a rito //Ссаотевзо государство я право.
IS89, й 6; Персоопг"д В.О. Пулг разгпгяя оеззтекого государства и права: история я погслог.тлея //Пульс реформ. - м.: Прзг-росс, ISS9; Туканов D.A. Права человека и исполнительная власть //Советское государство- л право, I9SO, 2; Сппюкоза Т., Синяков В. Права человека: время новых росоппЛ //Коммунист, 1909, ::> 7.
2. Золотухина К., Борина А. Бзз национализма и тотатлтарлотского интернационализма //Социум. IS9I, .'г 12; Саратов П.И. Свобода собраний, митингов я демонстраций: теория я практика //Советское государство я право. ISS9, '.У 7; Свобода совести. Круглил стол //Диалог. 1990, й 12.
татков д нацелена работа.
flers и ватте^ц исследования. Исходя из актуальности и недостаточности разработанности проблемы, в целях ео более полного •сосротпчоского ос.'Л1сле.чкя ваяно проанализировать итоги пройденного дуги в разЕдтдн института праз д свобод человека в нашем об-г,;с1'еэ, прзчгаш ее мотального наруссния в периода культа личности Сталдаа а голи сгстсл, извлечь необходимые уроки из этого пролло-го, а •zsizzo вылвлхь основано принципы стаповлэняя в развития этого ддзгегуга £ р^лгя формирования правового государства. При этой y-izzuzzx гллогопдаповссчъ стой дробдг^, охваткваздуп около^лчес-долгг^ос^ю.г^гсрггссгло, дравошо. иравотвешка с доугдо e.ir.ziizi't tizz$ г.г.гт.;-дио да дссгадосснсз сз G со-
r.rz> р^Зога ccrjcs^scr: В шзорлконговд^зкжгГчСУ сс^изкхгз ¡x скхггязз усдозяй s Osssajaa становления п рзззжвя d г.гсэкоакиоскдх црааюззх Езтату. а врав д саз&д чо-
5 §ор."лрозакпя х^сггдапзяэго общества a дсолззэго
с r.-zc" стране. Гс:.-:::^«""^ о?оЗ полз Boijcáccao резш» сладувднэ езкзкш
Va»» »
- С-Г—кслцгдцид драв с свобод человека, дроохог;з ез сзгог^госкпИ гепезде;
- проанализировать процесс становления института драв с свобод человека, в рачках дэмоетатии Французской революции 1?8Э года;
- раскрыть взгляда и подхода к проблеме драв и свобод человека в дерзыз года Советской власти;
- проанализировать условия и причины нарушения прав и свобод человека в периода культа личности и застоя;
- раскрыть основные особенности концепция драв и свобод человека
на современном этапе развития политической, экономической д со-— циаяьной жизни в страде, обусловленные перестройкой общественных отнесений и формированием гражданского общества я празозого государства, использование глрэзого опыта в этой области. Для этого необходимо: i) исследовать условия вознлигспс-яия праз :: саоЗод чологзгл, as экономическую, пояятичсскуп, сецнокуль^уриуп двтермлипрэз^-пссть;
5) осуществить зншкз Еэгдйостигсккя .тгшосхя, общества я гезудзр-стга;
j) цутса гззляза готоргз рзззгкп пг.зЛ л кокетрукцяЗ праозпсЗ го-оуязрстзояиеста кэтетм» г.сг::с.~;:::о дута рзагпзс*ш та-
супсрэтпсплосгл а сроцсопг» •:.-,-';р:,гзгплл сб^ст» gj^aywo^'otonoaornv^ffirvn сстп? работ»* ■tea ксякздкэ фзлзссЯза глогл п $ллгсо2оз
ЯК- пззи» XX сока. Cczwi<iy:';?e,'t согрегяжяа щч^аагляя яз раа-маграсэкла текэ отатос'гпешпа л гсхубггпах yrsrx* "злользезаггл гатвргзга езотамюлпетгегл;: лпуглэтеэ Сссогсйск» гссудзсстса, »терзая» партв&шх съезлеа» л етзгэ дсяуазйп я кзязрзага мозду-гародшх ергезазадай укггзр^гяцгрэ а рвиюагакая» жгсзахсгц »гулцруся» сотрудничества п с-Здаста враз чзяогска: «*етгз Cfcrri« шзацшг Объединенных №щги*!» й»птяя прав чодоезгл, Sspcso*cra.t »нвендяа в зкше прав челог-згл 2 основных свобод, ifcurosuS документ Венской встречи представителей гссударств-участникоэ Со-)ещения по безопасности л сотрудничеству в Европе.
Научная новизна диссортгчнн к основные положения, выносимчо га защиту. Выполненная работа является первым комплексны;.! ссцио-гогячоским исследованием пробле.-и прав и езобод человека и наце-;ена, главным образом, на анализ становления л ра'злтил на под-
линно домократпчо ских принципах института прав и свобод человека-' в процессе формирования гражданского общества и правового государства в naseii страде. Диссертация включает в себя ксторико-со-цзолакгсаскай в философский анализ развития данной концепции.
В длссортащш вцщзянута концопзуаяьная схема, позволяющая .тподотаппть во ьзей созиупностп характер развития концепции праг сзгбвд чолохзска. Одрэдсляктся хролалогические рачки разработка
КСНЦЗЯЦИЗ.
2. Лзугеш» болкзэогстскоа концепции прав и свобод чйловокй х;оавол:г:о сдзлзгь вивод, что кедооясдователш«хь с срог^орочи-гость со уза-кзсщи, а а дашхейпои тохаяьшга Еаруиаша срав и с^гЗод чсглогсг-а в доягсльпсатд Согздаяогв гооудзрахЕ-й. и разллч-
его согстйа* оЗусааззсдо тса, чха в. сзаоай самой аоху
СЯЙСЯбКС! RXZgSSSl ZZSSS CfiS£S3i5U2íIft ЦрШЩКШ!» SSKfgSS £80X8002
vozasssa ii. cassaassa "sssxzxa? во tcoñ обдастешой скатя» ¿z-с^-зач* на cyuscssy гоех проз.
Б. и Бааиглозагнкушсм í.tipo возникает необходимое^-'
a 1'¿zz3tczj3>'j.q2. хющзвцшх драв в свобод человека, соэдавдаяся c¿í
::одо1: вохорлчоского развития. Уштзрсольная концепция xtxlo и свобод человека отражает весь опыт накопленный человечес?1 £01! Ба вою его историю.
3. Развитие прав и свобод селовека в любой стране в огромно! ст-сдснн зависит сг усилий, которые предпринимает в этой области все мировое сообщество. Человечество вступает в нозый период развития шютитута прав и свобод человека. Личность становится в международном право не только объектом, но и активно действующи.! оубъектом. Такое отношение к правам человека должно стать кормо' низ ни всего мцрового сообщества.
Яяучно-пряетпческач значимость. Основные положения и вивода
диссертация могут быть использованы для дальнейпого исследования — проблемы драв и свобод человека, для последупцей разработки концепции прав человека в новых условиях.
Материалы диссертация могут быть такие использованы в процессе преподавания социология, в частности, политической социологии, в высших учебных заведениях.
Апробашя -работы. Теоретические вывода я црактичсскяэ предложения, вытеяаэдиэ из содержания работа, излагалась на иэтодэ-логическоа есмшера внедри совдадшо-яссагстгеоках тоораД собственных фггудьтотол ИГУ, ка паучао-арагавгиекса гоя^эрзшсш молодке ученых а Краашйэдова а 1320 голу» Иатор^та дтсортеода использовались о процесса цреподэлгнпя на фзизгдьтотэ Щ п К Мсокосзкогэ университета, лекциях до дкнет сбтстса "Знанио", а тойсз а опубликованных статьях.
Структура диссертанту свуолошааа целью я задача:« «оследогл-няя. Состоит сз ввэденни, трзя раздолоз, зааякгондая а списка дп-тературц.
оогошоз содзрздиз рлвота
Во введении обосновывается актуальность теш исследования, распивается степень ее научной разработанности, формулируется цель и задачи работы, основные положения, выносимые на защиту, определяются методологические и теоретшшские основы диссертационного исследования, раскрываются научная нсвизна и практотеская значимость.
В первом разделе - "Становление п развитие прав и свобод человека в мировой практике" показывается, что в историческом процессе меняется не только объем и характер прав и свобод, но я их содержание. Данный процесс включает Ш этапа развития институ-
та драв и свобод человека.
В первом разделе анализируется I этап развития концепции прав а свобод человека - его становление. Автор показывает, что, несмотря на то, что проблема прав и свобод человека- привлекала к себе Егшаниэ всегда, особый прорыв к данной теме как в теории так и па практике обозначался в конце Ш1 юзка в связи с новы:.« процессами, происходящими в мире (становление капитализма). Автор не ставит себе цель© дать подробную классификацию и анализ всех направлений западной философия, так яля иначе обращенных к проблеме прав человека, а ограничивается общей характеристикой я систематизацией основных направлений, посвященных данной теме.
Впервые "права человека" закрепляются в Декларации прав отдельных еиерлканских гагатов (конец ХУ13 века), Декларация независимости СУД 1786 года, в Билле 1789 года, а затем в 1789 голу во Франции, когда Учредительное собрание принимает "Декларацио прав человека я гражданина". Тем самым провозглашается ряд фундаментальных политических и гражданских прав (сегодня мы говорим о них как о сумме прав "перзого поколения").
Впервые в истории были провозглашены права человека как универсальные л вневремешше ценности. Политическое освобождение, осуществленное в ХУ1П-Х1Х вв. буржуазными революциями, явилось важной исторической вехой, огромным шагом вперед в развитии прав человека.
Проведенное исследование показывает, что этот длительный и сложный этап (конец 1УШ-Х1Х вв.; соответствовал социально-экономическим параметрам тогдашнего времени. Провозглашенное равенство в реальной действительности оказалось ограниченным. Названные до-кукенты предусматривали некоторые гражданские права и политические свободы, но не затрагивали социально-экономической области. В
этот яериод права человека оказались далеки от идеального образа, их реализация натолкнулась на трудности, порожденные общественными структурами.
Понимание равенства в тогдзшях конституциях исходило из абстрактной остественно-правовой идея формального равенства перед законом.
Предпринятый в работе анализ имеющихся точек зрения, подходов к проблеме прав человека позволил выделить следующие основше йадравления:
I, Права человека присущи сну от розденля и но зависят от со-щашкъполятяческого строя государства.
2» Главное в системе прав человека - политические и личные 1фаза и свободы (право на яизнь и неприкосновенность личности я язлхгд, свобода слова, печати, свобода совести и др.).
3, Права человека предназначены для того, чтобн защищать ллч-;Г02Т1> от вмешательства государства; человек свободен от общества а государства; права человека противостоят обществу, служат главным образом для охраны его интересов.
Идеологи этого лериода - политические утописты: они верят во всесилие политико-юридических норм и институтов. Справедливое законодательство кажется ш но. только необходимым, но и достаточным условием дая установления социальной справедливости. Неотъемлемым личным правам приписывается статус "естественных прав", отвеча:адлх интересам человека как повсюду одинакового природного существа. Необходимость конституционного ограничения власти обосновывается ссылками на так.называемый "первоначальный общественный договор", заключенный будто бы еще в легендарной древности, в момент перзо-утверздения государства. Эти теории отражали уровень развития об-
- 18 -
щественных отношений того времени.
Однако, подчеркивается в диссертации, сами принципы консти-туциализма, равенство .перед законом, защита прав человека и другие представления, сформировавшиеся внутри раннебуржуазиой идеологии, не должны потерять своего позитивного значения. Это является непреходящим общедемократическим завоеванием. Данные теории не подложат "преодолению я отбрасыванию", а к углубленной разработке внутри новой концепции государственности в нашей стране.
' ро втором тозлзле - "Теория и практика реализации прав и свобод человека в советском общество (1917-50-0 годы)" выделяется и исследуется второй этап развития института прав и свобод человека, который связан с появлением уже Нового "второго поколения яра) человека" - социально-экономических.
В работе указывается на ведущую роль Октябрьской революции в провозглашении и расширении прав и свобод человека. В целом в от время был сделан большой шаг в области политических и экономических подходов к проблеме человека. В большевистской концепции были даны социально-экономическое и историческое обоснования прав и свобод человека.
В работе дан сравнительный анализ большевистской концепции и теории естественных и неотчуждаешх прав человека, разработанной передовыми мыслителями ХУШ-Х1Х вв.: источником и носителем прав в большевистской теории был но индивид, но личность, а государство. Большевики, ликвидировав сословия, национальные и религиозные привилегии и огранлчешш, утвердили достоинство "человека труда". Равенство индивидуумов, по мнению большевиков, могло стать только в бесклассовом обществе.
Анализ исследования показал, что понятие нрав человека как со циапьно-культурыой, исторической, общечеловеческой ценности у со-
ветского человека исковеркано, деформировано изначально. Ухо в ос-новё самой большевистской концепция заложена основы такой деформации.
Особым периодом в развитии концепция прав и свобод человека автор виделяет сталинское тридцатилетие. Выводы, характеризующую общество этого пориода я человека в нем однозначные: права человека- я праве Кай таковое - вещи второстепенные; право - орудие власти. Применить Право или прибегнуть к насилию - это решение политической целесообразяосФя«
Проведенйбв йббЛёдовшшо дает основание вцделить три направления сталинский дадарйны, в рамках которых решалась проблема прав человека:
1. Учение! 6 государство как злпарате насилия. Марксистское учение о государстве' как аппарате насилия предполагало, что век государства будет недолог. Буржуазное государство используется буржуазией для подавления освободительной активности пролетариата. Государство диктатуры пролетариата будет осуществлять после захвата рабочими попытки реставрации буркуазного строя. После этого
оно "отмирает". "Управление людьми", говоря словами классиков, уступает место "управлению вещами".
Романтический утопизм "отмиранческой" концепции сформировал-зя вскоре после Октябрьской революции. 2естокая реальность военного коммунизма и гражданской войны сделала насилие привычным. Новая концепция государства легитимировала насилие. Оставалось стло.-ить 'отмирание" на неопределенный срок и объявить государство кнзнен-10 необходимым ввиду непрекращающихся попыток реставрации.
2. Иде?| усиления классовой борьбы по мере строительства социализма. Данная идея связана с идеей государства как аппарата подавления. Если государство остается, оно должно кого-то подавлять.
Если подавлять некого, эксплуататорские классы к тому времени были ликвидированы, их следует отыскать. И тогда формами классовой борьбы были объявлены вредительство и террор.
В этот период сформировалась идеология, оправдывающая и возвеличивавшая насилие. Общество было представлено как арена двух противоборствующих сил,а человек - не как автономное самодостаточ ное существо, субъект драв и свобод, а как представитель какой-ли бо из борющихся сил. Он ценен на сам по себе как личность, а лишь поскольку представляет собой исторически прогрессивный социальный класс.
3.Подмена "состава" прав человека. Автор в своей работе пока зывает, что в условиях латерналистического государства лодчеркива ние роли социально-экономических прав ведет к принижению и даже полному забвению традиционных политических прав и свобод. Такая подмена становится одним из главных постулатов сталинской доктрины - государство целиком приняло на себя заботу о материальном благополучии человека, но взамен отобрало у него свобода.
В работе отмечается, что одно из самых страшных последствий сталинизма - это подмена живого цельного человека абстрактной категорией. Отмечается, что это постулат не только сталинской доктрины, но и большевистской концепции в целом. В этом, по мнению автора, истоки массового садизма, жестокости, не осознаваемые кат таковые, поскольку они применяются не к человеку, а к "троцкисту'' "изменнику" и "врагу народа". Правами пользовался не человек, а представитель определенной социальной группы, идеи и взгляды коте poro предопределены самим фактом отнесенности к этой группе.
Основной предпосылкой движения к правовому государству, как указывает автор, является объективная потребность в реализации и соблюдении государственно-правовых начал и принципов общественно!
^13ни: негативный опыт прошлого, связанный с формированием "отми->аний" государства и права и утверждением вместо них институтов ; норм административно-командной системы; трагические уроки массо-1ых репрессий, беззаконий, злоупотребление властью и продиктован-[ая всем этим потребность в надежных механизмах государственно-[равовых гарантий безопасности граждан, ограждения их от прэизво-[а, признания и защиты прав и свобод человека. Необходимость дви-:сния подтверждена как нашим историческим прошлым, так и всем комплексом актуальных задач и проблем перестройки различных сторон :изни нашего общества.
Ш раздел - "Ш этап развития института прав и свобод челове-■& - формирование универсальной концепции прав и свобод человека", [анный этап относится ко второй половине нашего века. Нормируется 'третье поколение" прав человека.
В этот период меняется сама трактовка понятия прав человека ¡лизком к позициям естественного права ХУШ-Х1Х вв., но на более ¡ысоком качественном уровне. Данное определяется осознанием нашего юста в мировой цивилизации и ответственностью за ее судьбу, которая неотделима от возрастания значения каждого человека в мировом [роцессе.
Исследование прав человека показывает, что каэдая данная система права включала и включает в себя определенную концепцию че-ювека как субъекта права и соответствующие представления о его [равах и обязанностях, его свободе и несвободе. Степень и характер развитости прав человека определяется уровнем развития права ¡оответствующего общества. В этом смысле история права и правовых гчений есть вместе с тем и процесс становления и эволюции о лра-)ах человека - от примитивных, ограниченных и неразвитых до сов-эемекных.
- 22 -
На всех ступенях эволюции советского общества сохраняется полная или частичная несвобода той или иной части людей, само право и представляет собой привилегию до отношению к тем, кто не включен в круг формально равных, не признан субъектом права. Индивид признавался субъектом права не в качестве представителя человеческого рода, а лишь в качестве определенным образом и для определенного круга социальных отношений. Для преодоления данного положения необходим слом адащ^ст^'тпв^э-б^рзкратглсской системы и становление правового государства, - пргхкткчесиого кнетру-монта обеспечения к заззта прав л свобод человека. Необходимо создать не только основ;? для лшааешш роли права в общество, но й состыковать, сочледетъ, увлзагь, гармонизировать сферы обществен них отношений - политику, -мораль и право.
На Iii этаде, отмечается в работе, особенно возрастает роль международного права в развитии, осуществлении и expai-e прав человека. Человечество вступает в новый этад 6opi.ö:i 5а украддение врав и свобод человека. Усиление вз&идаз^зг^остп в ынро, новые возможности и угрозы, вытекающие из технологической революции, требования нового политического шплендя, связанные с обеспечением общечеловеческих ценностей - все ото ведет к интернационали зации прав и свобод человека. По-новому ставится вопрос о личное ти в международном право: личность как субьокт ме-ждокародного права, т.е. международная лравосубъектлвностъ личности. Права и свобода человека уяо не относятся к исключительной компетенции самого государства.
Обеспечение господства права да международной араче - это движение ко все более современному миропорядку, в ходе которого наиболее полю реализуются идеи, заложенные в концепции прижата международного права в мировой политике.
-23 -
На современном этапе общественного'развития, учитывая унл-варсальный характер прав и свобод человека, основанный на общечеловеческих ценностях, разрабатывается единая универсальная концепция прав я свобод человека. Она характеризуется в работе следующими параметрами:
- исходная позиция состоит в признания социально-экономической обусловленности их содержания. Права человека историчио конкретны я определенны. Каждой ступени экономического развития общества соответствует объективно детерминированный уровень развития прав я свобод человека;
- взаимная ответственность государства и личности;
- социальная защищенность личности (закрепление я гарантирование социально-экономических прав - лрава'на труд, на отдых, на жилище, пенсионное обеспечение я др.);
- полнота и гарантированность, взаимосвязанность и равноцон-яность всех видов прав и свобод человека;
- единство прав и обязанностей;
- автономия личной жизни и ее правовая охрана.
Концепцию прав и свобод человека следует развивать с учетом
утверждения новых принципов в хозяйственных отношениях, углубления процессов демократизации и гуманизации социальных и правовых институтов, развертывания самуправления и саморегуляции, обновления нравственно-духовной его атмосферы.
В целом назрела потребность в широком социальном взгляде на положение личности в обществе я государстве, в системе экономических и других отношениях, в механизме самоуправления народа. Следует видеть перспективу всех видов прав и обязанностей личности в единстве и переплетении, в контексте всей системы факторов, влияющих на их формирование.
В заключении содержатся основные выводы и практические реко-"~ ыендации по изучению и развитию в нашей стране концепции прав и свобод человека, вытекающие из рассмотренного материала.
Основные положения диссертации были изложены автором в сле-дущих публикациях:
1. Права и свобода советского человека (1917 - 50-е годы).-М., 1991. Дел. в ИНИОН АН СССР 26.12.91. & 4Ь708 (0,5 п.л.)
2. Возвращение к истокам // Социально-политические проблемы перестройки советского общества. - М., 1991. Деп. в ИНИОН АН СССР 26.09.91. № 45371 (0,5 п.л.)