автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Концепция социальной справедливости в этико-политическом наследии Аристотеля
Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция социальной справедливости в этико-политическом наследии Аристотеля"
р г з о
БЕЛОРУССКИЙ ГООДРСШВНШЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
МУШИНСКИЙ Никола!] Иосифович
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ЭТИКО-ИОЛИТИЧЕСКСМ ЬЛСЛВДШ АРИСТОТЕЛЯ.
Специальность .09.00.Ob - Этика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации h'j соискание ученой ст'нь'ни кандидата тилооовдких наук
Минск 1ЭУ4
Диссертаций выполнена на кафедре этики,эстетики у культурологии Белорусского государственного университета. ■
Научный руководитель: кандидат (Тилосо.Гх;ких наук,
доцент И.Л.Зеленкова
ОФиииалыше оппоненты: доктор философских наук,
профессор В.СчБобровский
кандидат ФшюсоФеккх наук, додёнт С.П.Винокурова
Ведущее учреждение: Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, г.Ьаинск
оащита состоится марта 1994 г. в часов на заседании специализированного совета К 056.03.19 в Белорусском государственном униварситоте Д20080,г.№инск,пр. Ф.Скоринн,4, Белгосуниверсигет.главний корпус, аул.'¿06/.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белорусского государственного университета /Минск,щк Ф.Скорчни Г>8/.
Автореферат разослан " ^ _1994 г.
Учений секретарь специализированного совета профессор
Круглов А.А.
- 3 -
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность темы исследования. Одной из актуаленейших задач этики как науки является дальнейшая разработка проблемы межличностных отношений,изучение основных факторов,воздействующих на морального субъекта в динамичных социальных условиях современности.Решение этой задачи предполагает интенсивное исследование всей совокупности вопросов,связанных с раскрытием споцшцлш традиционных объектов теории морали в триод радикальных общеса^ венпых преобразований,имеющих место на данном этапе развития.
Среди этих вопросов следует особо вьщаяить проблему социальной справедливости.Ее актуальность определяется множеством причин .В настоящее время происходит стремительное изменение общественного уклада,что открывает возможность нарушения основополагающего нравственного принципа,которым является.последовательное проведение социальной, справедливости.Злоупотребления часто прикрываются самыми позитивными лозунгаш, дозтому со всей остротой встает необходимость терминологической экспликации указанного понятия, выработки строгих и общезначимых определений,способных иметь также действенное, прикладное значение.
Теоретическая актуальность исследования категория "справед-ливбсть" предопределена особым местом,занимаемым ею в структуре этического знания,а также не вполне удовлетворительным уровнем ее разработанности в современной этико-йилософской литературе.
Настоятельно назрела потребность в дальнеШи-'м комплексном изучении проблемы социальной справедливости,клубленного анализа всех ее аспектов,имеющего как общетеоретическую,так и широкую практическую значимостъ.Решение этой важной задачи предполагает разностороннее исследование предшествующих интерпретаций социальной справедливости,представленных в историй/этической мысли. Среди подобных подходов особое место принадлёа(йт творчеству Аристотеля, неоднократно обращавшегося к анализу"указанной, категории. Актуальность рассмотрения его взглядов на"сущность и специфику социальной справедливости обусловлена следующими причинами.
Справедливость является одной из цей'^радьнкх категорий аристотелевской этики,наряду с понятиями "блага"/счастья" /добродетели",и, соответственно,с ней связаны особенно удачные разработки и наиболее плодотворные идей.Она занижает' доминирующее положение в созданной Стаг.чритом системе,широко использовавшейся иа
всем протяжении исторщ<о-филосо<1екого процесса и во многой сохранившей актуальность до настоящего времени.
Эпоха Аристотеля,знаменовавшая переход от "классического" к "эллинистическому" укладу,часто обнаруживает обще черты с динамическими процессами современности,чем существенно увеличивается практическая значимость аристотелевских рассуздений по поведу социальной справедливости.
Но Форме воззрения Стагирита во многом соответствуют обще. принятым критериям научной концептуальности,развиваясь в русле логико-рационалистического мировосприятия,в отличие от более ранних и позднейших религиоэно-мАааогмческюс представлений .Поэтому они приобретают особую актуальность в современных условиях,когда научный подход к исследованию вопросов морали всесторонне доказал овею эффективность. '
Таким образ ом, привлечение этико-политического наследия Аристотеля к анализу проблемы социальной справедливости представляется одной из первостепенна* задач. •.
Разработанность проблемн. Рассматривая состояние опубликованных материалов,приходится признать,что хотя идеи Аристотеля во все времена вызывали живейший интерес исследователей и интер-1фетаторов,его концепция социальной справедливости не привлекла, достаточного внимания.Еще в древности к теориям Стагирита неоднократно обращались самые авторитетные на«равнения.Зародившись в средиземноморском регионе,аристотелизм впоследствии проник во вое наиболее удаленные уголки ойкуманы.Для античности его значение общепризнано; причем это относится и к сторонникам Аристотеля, продолжавшим изучение затронутых им вопросов и отличавшимся широкой эрухицией*.В дальнейшем к нему обратились арабские комментаторы."Девять вещей нуждаются в изучении... и взяты они у Аристотеля"^,- утверждал аль-Фараби.Христианское средневековье,отринув в качестве языческих искажений значительную часть античного наследия, полностью сохраняет,тем не менее,уважительное отношение к древнегреческому мыслителю,о чем косвенно свидетельствует иронич-
1. Секст Эмпирик, СочинениягВ 2-х т. Т.2.- М.: Мысль, 1976.- С.51.
2. Аль-Фараби,Абу Наср Мухаммзд. Философские трактаты: Пер. с авдбок.-Алма-Ата: Наука, 1970.- С. 3.
пая аналогии Эразма Роттердамского: "Аристотель, ;ггог бог... дикторов богословия"1.Ренессанс, подвергший уничтожающей критики спекулятивную <Ьилоса№ю схоластов,к Ста гири ту лыщмонио отнооит-с я с традиционным ниэтогом.'Ш к Николай КузанскМ награждаит *;'(> эпитетом "проницательнейший Аристотель"^,отражая этим оо1цу»> для гуманизма точку ареиия.
Утвердились и западно-европейской культуре,учение Стагири-та также о:шзало влияние на духоил.ум жизнь Восточной Квроиы я олавянокого мира.В период,непосредственно предшествовавший разделим Речи Посиолитой,именно аристотелизм являлся адним ии ведущих направлений филоссх^юкой мысли .развивавшейся на белорусских, территориях,нолитически входивших в состав В.к.Л.^ Особенно ато касается этического наследия античного мыслителя.Лука Зялусокий. преподаватель Виленского университета,родившийся на Миншине в 1604 г.,пишет применительно к анализу морали /"практическая философия"/,что Аристотель "охватил... все части этой науки"4.Белорусский автор Теодор Бидлевич,издавший в Вильно в 1675 г. свою магистерскую диссертацию,заявляет следующее: "Мы разделяем... философию,следуя Аристотелю... на рашональную,натуральную и моральную. Желательно начинать с этой последней в системе учения,но первой по достоинству"5.В Краковском университете аналогичны высказывания известного схоласта Павла из ВорчинабЛикого рода приоритет нравственно-этических аспектов позволил аристотвлено-кой системе частично сохранить свое значение в духовной культур»
1. Эразм Роттердамский. Похвала глуп оста: Пер. о лат.- М.:1'ось изд-во худож. лит.,I960.- С. 97.
2. Николай Кузаиокий. Охота за мудроотыо // Николай КузанокиЙ. Сочинения: В 2-х т. Т.2.- М.: ЫисльД9Ш.-г- С. 365.
3. Чернышева Л А. Аристотелизм ХУ1-ХТП в.в. ir -его восприятие »■ Белоруссии и Литве: Историко-культурный аспект /У Ист», традиция филоо.культурм иарцдов СССР и современность.- Киев,1983.- C.'/OG.
4. Залусекий Д. Общая филооофия...// Памятники филос.мясля Белорусе«.! ХУП-перв.подДУШ в.- Мн.гНавука i тэхнХкаД9Э1.~ С.93.
5. Биллевич Г. Философии радаонал ьляя,¡штуральлая и моральна.! в трех частях // Там же,- С. 156.
6. См.: Rebata I. Koraentarz íawla z Worosyna do "Btyfcl nikoui-chojakiej" Arietotelesa z 1424 rofcu.Zapya pvob)«rntykl fllir.ofic-zno-spolecane;) .-Wroclaw i i. íWyd. РАЯ.1970? (.¿urtoryokl P. Hez»:mm recepcia "Poli tiki" Arletotolesa na uní «raray tecle Krakowflklm.-Wroclaw a.o.,1963. - 40-43.
западно-русских земель я в ХУ111 "веке,когда естественно-научные труды Стагкрита подверглись некоторой дискредитации со стороны амиирического естествознания,опиравшегося на картезианский метод.
Интерес к Аристотелю вновь пробудился на рубеже XIX-XX паков в рамках философской мысли русского православия.Практически все представители этого направления широко цитируют Стагирита,вступают с ним в полемику,используют его идеи в своих концептуальных построениях."Аристотеля можно считать отцом ученого сословия"*,-■ провозглашает Н.Ф.Федоров,построивший систему "супрашрализма, или всеобщего синтеза",призванную "воскресить умерших отцов" и преодолеть сиротские отношения меаду живущими.Представитель мистического рационализма В л. Соловьев, стремившийся в "Критике отвлеченных начал" и в "Чтениях о богочеловечестве" раскрыть высший смысл исторического процесса,констатирует,что "такие Философы, как... Аристотель,хотя и не делали прямо истории,но весьма сильно на нее повлияли"2.Он также весьма уважительно упоминает "редкий! дар умозрения и синтеза"^,который присущ антшому мыслителю.Автор "Опавших листьев". ВJB.Розанов помимо прочего с увлечением занималоя переводом "Метафизики" .Первые иятъ книг этого сочинения печатались в "Куриале министерства народного просвещения" на протяжении 1890-1835 г.г.4 Приступая к исследования трансцендентного субъекта хозяйства,С.Н.Булгаков считает нужным "рекомендовать возвращение... к Аристотелю"5.Таким образом,при всем разнообразии проблематики,каздый из русских <!илософов неизменно находит у Стагирита что-либо для себя интересное.
Показательно, насколько диаметрально меняется оценка этого мыслителя в период общего, ренеосанса русской философской мысли,в отличие от резко отрицательных высказываний, характерных для предшествующей религиозно-догматической эпохи.Если полемисты русского
1. Федоров Н.Ф, Из I тома "Философии общего дела"// Федоров Н.Ф. Сочинения.- М.: Мысль, 1982,- С. 87.
2. Соловьев B.C. ФйпосоФокая публицистика // Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. Т.2.- М.: Правда,1989.- С. 404.
3. Соловьев B.C. Жизненная драма Платона // Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. Т.2.- М.: Мысль,ШО,- С. 590.
4. Резанов В.В. Литературные изгнанники,- Сиб.: Тип. А.С.Суворина,1913,- Т.I,- С. 213-214.
ь. Булгаков С.Н. Философия хозяйства.- м.: Наука, 1990,- С. 94.
средневековья считали,что "лешо... изучити часословец... и жизнь вечною налучити,нежели постигнута Аристотеля... - и в геел оп>игн"*-,то в новейшее время подход резко изменился.Учение Ста™ рита не только веномнили,но и бережно иснольэонали.Срвда натйрог непосредственно его анализироаавших,можно назвать имена Ф.Зелет горского,Н.Скворцова,Д.С.Блек:си,М.М.Покровского и других" исследователей.
Впрочем,интерес к наследию античного мыслителя ирисутствова, не только в России.Еще Гегель отмечал "бессмертную заслугу" Ари-стотеляг,состоявшую в разработке всеобъемлющей научной системы. "Философия жизни" в лице А.Шопенгауэра обратила внимание на прикладную ценность аристотелевских теорий,которые "продолжают существовать... .живут и действуют"**,не смотря на изменившиеся условия социальной жизни.
Современность полностью приняла столь высокую оценку; об этом свидетельств,уют высказывания представителей аналитического направления философии,'экзистенциализма и философской герменевтики."Не следует... считать,что аристотелевская традиция... - это устарелый предрассудок'"*,- предостерегает финский исследователь ГД.Вригт.Его поддерживает А.Камю: "В ясности... доказательств никто... не превзошел Аристотеля"^.Наконец Х.Ч\Гадамер приходит к заключению, что сейчас "особое значение получает... Аристотелева этик амЬ,поскольку "каких только истин мы не найдем у Аристотеля"'.Специальные труды,посвященные древнегреческому мыслителю, опубликовали Ян Лукасевич /Львовско-Варшавская школа неопозитивизма/,Г.Джексон,А.И.П.Кенни,Р.Робинсон,Р.Бодм-он,
1. Флоровокий Г.Пути русского богословия.- ВиЛьнюсД991,- С. 37.
2. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 3-х т. Т.З.-М.: Мысль, 1972.- С.ЗО.
3. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность.- М.: Республика, 1992.- С. 328.
4. Вригт ГД,.фон. Объяснение и понимание// Вригт Г.Х.фои. Логико-философские исследования: Пер.с англ.- М.:Пр.огресс,1986.- С. 42.
5. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов: Иер.-М.: Политиздат,1990.- С. 232.
6. Гадамар X..-F. Истина и метод: Основы йилоо. герменевтики: Пер. с нем.- М.: Прогресс,1988.- С. 369.
7. Гадамер Г.-i'. Актуальность прекрасного: Йог.с нем.- М„ : Искусство, 1991,- С. 167.
- а -
и'.Ммк-КзллД.Рооо и Другие авторы. •
Отмческня мысль,развивавшаяся на территории онвнюго СССР и ицтн "социалистического содружества",тоже неоднократно обращалась к Стагириту,затрагивая,среди прочего,и его интерпретацию ооцишыюй опрапедливости.Указанная проблематика анализируется V {»«к)тах А.Л.Гусейнова,Д.БЛжшадзе,Ф.1.Кесс1ШИ,А.Н.Чанышева, Л ."¿.Лосева,А.Л Л>«о-Годи.Некоторые аспекты затрагивают О.Г.Дроб-иицкиа.А.С.Ахманов.В.П.Зубов.Г.Ф.Алексавдров.ИЛГопелова /ЧССР/, ишиокие исследователи П.Чарторысский,К.Лесняк,П.Рыбицкий.Большинство как советски*,так и зарубежных, авторов положительно характеризуют творчество древнегреческого (}млоса{е.
Однако иногда встречаются и отрицательные .отзывы .Критика, как нравйло,ведется по двум основным направлениям: религиозно-тиилогическол'у и аналитическому .В первом случае затрагиваются вопросы веры,поэтому здесь вряд ли уместны попытки научного опро-ьеркйнил.Дейетвитвльно,Аристотель жил до начала Христианской эры, поэтому не мог постичь трактовку справедливости,выдвинутую впо- , следствии апологетикой и патристикой.Он не познал таинство крещения; соответственно,Данте помещает его в ад.ще в первом круге /Лимб/ заключены добродетельные нехристиане .Рационалистическая ориентация аристотелевского учеяия вызывает раздражение религиозных авторов,которые ввдят в атом признак "крупного пробела % этической системе Аристотеля"'-.Тенденвдгозность подобных обвинений очевидна.
В свою очередь,позитивистская философия критикует,во-первых, отсталость фактологических оонований и,во-вторых,силлогистику в противоположность эмпирической методологии .Хотя эта хритика направлена в основном против естественно-научных разработок Аристотеля, однако косвенно она бросает тень я на предпринятый им анализ социальной справедливости.Однако необходимо иметь в виду,что обусловленное развитием технического обеспечения науки отставание "физических" разделов его система значительно менее характерно для гуманитарного знания.Противопоставление же ивдуктивизма /эмпирический метод/ и дедуктивного выведения /силлогизм/, щшсущее эпистемологии ШН-Ш. в.в.,в настоящий момент в рамках аналитической философии вполне успешно преодолено,что признается многими
I, ЕяоккиД.С. Четыре аьазиса нравственности. Сократ,Аристотель, христианство,утилитаризм.-М.: Тип, Вилвде,1899,- С. 246.
из наиболее авторитетных представителей этого направления1.
Касаясь научной разработанности проблемы,уместно сказать несколько слов о состоянии первоисточников.С именам Аристотеля обычно связывают три сочинения,затрагивающие щаветвеныае вопроса: "Нт<ошхову","с!вдемову" и "Большую этику".Все от* имеют соответствующие русские переводи.С достоверностью принимается подлинность только первой из них.Вторую часто относят к творениям Эвдема Родосского,при этом 4Ч11лейермахер,Л.1!шенгель,ТЛиглер категорически отрицают авторство Стагщмта.11анротив,В.Йегер предлагает рассматривать это произведение как свидетельство эволюции взглядов мыслителями относит его к раннему,"платоновскому" периоду его творчества*."Большая этика" представляет собой краткий конспект указанных работ, составивши, скорео всего, кем-то из перипатетиков, хотя некоторые критики согласны признать ее подлинность^ .Как би то ни било,эти труди вполне аутентичны и могут использоваться при изучении аристотелевских воззрении на социальную справедливость.В целом же нельзя не.признать,что творчество античного мыслителя исследовано достаточно подробно,поэтому при обращении к его наследию стоит задача нз столько поиска и привлечения новик материалов, сколько вычленент нужных сведении из всего их существующего объема.
В отличие от текстов Стагирита,категория справедливости при влекла внимание учета; в значительно меньшей степени.В разное время к ней обращались В.С.Пазенюк,З.А.Ьербемкииа,В.Е.Даввдович, В .3 .Роговин ,№. [I ,Ру ткевич ,А .М .Мосоров ,Г .В.Мальцев. Оц на ко приходит сн констатировать,что "идея социальной справедливости не получила... должной разработки в научных исследованиях"4.Уто особенно странно,если учесть,что.в политической лексике термин "си^ведли вость" - один из наиболее употребительных.Еще основоположники марксизма активно апеллировали к необходимости, "добиваться того, чтобы простые законы .,. справедливости ... стали высшими зако-
1. См.: Лукасевич Я. Аристотелевская силло «тика с точки зрения современной формальной логики: Пер.с англ. Ч.И.Стйжкииу. и АЛ. Субботина.- М.: Изд-ьо ин.лит.,I95j.- 307 е.;
2. Гуоейнив A.A. Этика Аристотеля.- М.: Знаше,1Э84,- С. Ы-15.
3. '7м.: Dirlnaier Р. Zur Chronologie der Grobe» Bthik. btti Arlutote 1аэ. - Hui ilolberg,Ï970.
4. Печеной В.А. Истина и справедливость: /Разгдоыкпмм о н;-.аьст-венно-^адосо+ских аспектах проблемы/.- Ы. : 1 in,.-■.,Ï9<;.'.- С.;*4 .
нэди"\,,а/н>ми.'-.1фоыут с Е.Дюршич)м':,вскрш«н клаопоиую сущность '.♦того понятия.Под аналогичным лозунгом начинались рлУормы М.С. Горбачена, который поставил задачу борьбы с "ннным нарушение и,>-тыльной си равеалтюсти"3, наметившимся и предшествующим период, Вомникла точка зрения,что имел»« частые столкновения с различными (Гюрмнми "социальной несправедливости... стали одной из главны* причин отчуждения части трудящихся от общественных ... ценностей"^,К преодолении зтих негативных: явлении частично сводились планировавшиеся преобразования, предусматривали,!о "вослодо-нятельное утиервдание принципа... справедливости"0.После распада СССР идея справедливого переустройства общества легко пришлась на почву национального возроздения.Лидер БНФ 3. Поз д и як считает, что любая политическая система порочна,"кал!... неснравядл1ва порань неп1иаваты чалавек"^ .Вместе о тем некоторые политические деятели склонны вернуться к точке зрения известного революционера И.Л.Лаврова,утверждавшего,что "эпоха борьбы есть эпоха пре-крчшвнил справедливости"7.Сочетание столь разнородных позиций ♦ !>»»'.•»иннвт сомнение в однозначном употреблении термина "справедливоеть",исключающем подмену тезиса.Возможно,именно этическая ммоль Стагирита,попытавшегося разработать универсальное по со-аержпиию и научное ио форме определение этой категории,позволит преодолеть указанное противоречие.
Предмет диссертационного исследования. Рассматривая представления Аристотеля о социальной справедливости,следует выделить в качестве предмета изучения присутствующие в его этиконполитичес-ком наследии элементы научной концептуальное™,обусловливающие актуальность,теоретическую ценность и практическую значимость' укочяшшх положений.
Г. Маркс К.,Энгельс Ф. Сочинения: Изд. 2-е. Т.16.- С. II.
2. См.: Там жо.- Т.20.- С. 85-96.
3. Горбачев М.С. Избранные речи и статьи / Т.4.-М.: Политиздат, 1987,- С. 373.
4. Плолпиская- Т.И. Человеческий фактор развития экономим и социальная справедливость // Кошу кист, 1986, № 13,- С. 66.
Ь. Горбачев КС. Политич. доклад ПК КПСС 27-му съезду КПСС, 25 ф^ф-ля 1у6" г.- м.: Политиздат, 198с,- С. 27. _ о. 1.а:«ьияк З.Сапрауднне аблЬча.Ч«ш.:ТВЦ "ПалГфакт",19^2.- С.Ш 7.;;,'шро» П.Л.ФилосоФия и социология. Мзбр, произв.: В 2-х т. Т.2.-М.: МнсльДУбЗ,- С. 482. •
- и
исс-лвдованип. Исходи из оиецм^ини очерчен*ий предметности,главная цель диссертации состоит в том,-чтобы обратившись к сочинениям античного философа .выявить согласованность налагаем!«; там взглядов на социальную справедливость с общепринятыми критериями научной концептуальности и обосновать утьчрздь-ние.что Аристотелем оила создана научная концепции социальной справедливости,отразившая общечеловеческое содержание указанной категории.Цель работы достигавтон решением рдда конкретных задач;
- требуется,кратко охарактеризовав основные подходы к определенны понятий "наука" и "концепция".выдвинутые современной <1м~ лософией науки,уточнить сущность и содержание этих терминов;
- рассмотреть связь упомянутых дефиниций с аристотелевской методологией,а также - с положениями его этической системы,касающимися социальной справедливости;
- раскрыть социально-экономические предпосылки и идейно-теоретические истоки учения Стагирита,проанализировать совокупность культурологических конторой,детерминировавших творчество мыслителя;
- исследовать развитие античных представлений о справедливости, завершившееся созданием аристотелевской концепции;
- охарактеризовать научно-теоретические аспекты отой концепции, изложенные в основгих этических сочинениях Философ;
- проанализировать практическую апробацию понятии "справедливость" ,предпринятую Аристотелем в трактате "Политика";
Решение этих задач иозволнет сделать вывод о научном статусе аристотелевской концепции социальной оправед.лвости к ее немаловажном практическом значении.
Методологическая база диссертации. Прк рассмотрении указанных вопросов предполагается творческое использование основополагающих научно-филосорских гринципоэ.К их числу в первую очередь ир1шадлежит клториалистическов истолкование социальной реально^ сти.в соотзетствии с которым,анализируя аристотелевскую концепцию социальной справздливости,необходимо всесторонне учитывать базисные пролзводствен.шо отношения,детерминировавшие ее появление в структуре общей", дологических надстроечных процессов.Бакан также диалектический принцип развития и всеобщей взаимосвязи, предписывающий анализировать учение Стагирита о справедлив юш в контекэте динамических процессов, присущих антьчной цивилизи. ч г, общечеловеческой культуре, з учетом пени совокупности воздействующих на него ойпестлшшоокоиомических и вдеино-творътич«; ких
4акторов,предопределивших внутреннюю логику рассуждений мыслителя и последовательную эволюцию его воззрении.Кроме того,в работе используются методологические принципы единства индуктивного обоснования и дедуктивного выведения,теории и практики,исторического и логического,чем обусловлены ее структура и содержите.
Источников.уга базу диссертации составляют опубликованные переводы основных текстов аристотелевского наследия,а также критические публикации белорусских авторов,представитачей блзганего и дальнего зарубежья,в которых аиали:"'руется творчество Аристотеля, а также общие закономерности развитая античной культуры,проблемы методологии науки,социальная справедливость как явление нравственной жизни и другие вопросы,затрагивающиеся в диссертации.
• Научная новизна исследования. Опираясь на указанные источники и решая поставленные задачи,работа обнаруживает многие элементы самостоятельности и научной новизны: I/ В ней впервые в отечественной этшсо-филооофской литературе на основе комплексного подхода к проблеме социальной снчазедливостл осуществляется , критический анализ ее аристотелевской интерпретации. 2/ Диссертация обосновывает необходимость проблемного подхода к киявлению основных характеристик и категориального статуса понятия "справедливость" и предлагает новый подход к этой проблеме,основанный на творческом использовании этико-политических разработок Стаги-рита.которче являются величайшим достижением античной и мировой духовной культуры. 3/ Диалектическое использование принципов, социально-экономической и имманентно-логической обусловленности структурных характеристик исследуемого объекта позволило раскрыть моменты культурной преемственности,отразившиеся в аристотелев--ской концепции социальной справедливости и предопределившие ее непреходящую ценность,недостаточно учитываемую в настоящее время.
Практическая значимость исследования. Выводы,сделанные в диссертационной работе,позволяют шире использовать в учебно-воспитательной деятельности исторшсо-философский материал,но утративший своей актуальности и сохранивший вневременную значимость, в частности - созданную Аристотелем концепцию социальной справедливости. Более подробное знакомство с ней необходимо в целях успешного профессионального к личностного совершенствования иожея,выработки обще-хут мистических установок.Кроме того,идея Стагирита могут успешно применяться для всестороннего осмысления социальных преобразований,имеющих место в современную эпоху.
.работы. Основные положения диссертации излагались на ксмсперенциях.в докладах и сообщениях на профессорско-преподавательских семинарах БШ /БГГ1А/ за период с 1987 по IS„3 г.г. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кашедры этики,эстетики и культурологии ФЭФ Белорусского государственного университета .Результаты исследования нашли отражение в публикациях автора, анализирующих частные аспекты рассматриваемой пробл&латнки.
Объем и структура диссертации. Работа насчитывает 150 страниц текста и состоит из введения,четырех глав и заключения. Библиография включает 313 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДШШЕ РАБОТЫ.
Во впадении обосновывается актуальность темы,хярактерязуюг-стеш.'нь ео научной разработанности и состояние первоисточниксз, определяется предмет диссертационного исследовашя.Формулируется его пиль и основные задачи,отмечается научная новизна и практическая значимость,раскрываются методологические принципы предпринятого анализа.Излагаются основные положения,выносимые на защиту.
В щ;рвом [)ачцпло - "Учение Аристотеля и цроблеьа научной 1л>иц(;пту;нльиости"- анилиэируются основные понятия, необходимые |!ри решении задач,поставленных в диссертационном исследовании. Это термина "наука" и "концепция". вокруг которых в современной с:)Ш1осо'1):;ко-,¥етоцологической литературе ио прекращаются иктенаш-нп* д;.';;.л'с<пш.Раскрывается связь тех подходов,которые существуют в этол области знайля,с науксучением Аристотеля и с его концепцией социальной справедливости.
Указанная проблематика рассматривается Аристотелем в "Топика" и,гл/шным образом,в обеих "Аналитиках".Общий признак всех кауы«,х <?иотем заключается в их аргумуктиршаниости,средством чего является дедукт:юное вьшедтх.г.чедстазленное у Стагирита учошши о силлогизм.Ьрзнадлешадси описание модусов первых трех шигур простого категорического с.шюппгла создает основание для все.', ¡¡оследуйщбй силлогистики.мыслитель таето четко очерчивает прсш>*угнооть науки: .она занимаете« изученное устс:-,<глшк евлае« и откоавиий,оущеотьущих с нообхцдиглосуью.^'лзтчноо а случайное т научно.. значимости *Ука:»анниэ «дек очшц. пахли
для методологии науки; они аффективно щшмошиитсн Аристотичш во всех разделах его системы,в том числе - аосвященнмх амилазу социальное справецливости.
Вместе с тем,учение о силлогизме подверглось критике со стороны эмпирического естествознания Нового времени,противопоставившего дедуктивному выведению индуктивное обоснование,опирающееся на "опит".В настоящее время это противоречие преодолено » рамках, аналитической философии,на что обращает внимание польским исследователь Я Дукасевич,представитель Львовско-Варшаьскок школы неопозитивизма.Вообще,от аристотелевского силлогизма не следует требовать эвристических качеств; его задача не находить новые истины,а выводить частные заключения из уже имеющихся посылок, служить средством доказательства.Источником же познания Аристотель считает опит,роль которого он неоднократно подчеркивает /в том числе - наблюдение конкретных проявлении социальной справедливости/.Причиной недоразумения,предположительно,явилось применение аристотелевской силлогистики средневековыми схоластами к анализу канонических .библейских текстов,наложившее,на нее печать "богодакиости" и спекулятивности.Отседа возникла конфронтация с естествознанием ХУШ века,игнорировавшем элементы индуктивизма в учении Сгагйрита.На самом деле все его разделы опираются на "опыт",хотя и взятый в форме наблюдения,в отличие от более последовательной экспериментальной методологии Нового времени,стре-' мившейся К активно^- преобразованию исследуемых объектов.Таким образом,система Аристотеля /в том числе "практическая" лососи я, анализирующая социальную справедливость/ вполне сочетается с новейшим требованием верифицируемости.вцдвинутым в качестве критерия научности логическим позитивизмом .Динамичное сочетание "эмпирической проверяемости" и силлогистики,как метода аргументации, обусловлено диалектическим характером учения античного ({илософа.
Кроме того, и выдвинутый КЛопперш в райках критического рационализма принцип фвльслфидаруемости не ьротиворечит разработкам древнегреческого мыслителя.По тем же причинам,которые указаны выше,его часто обвиняют в косности а догудгиоме.действителк'з, а период становления естествознания Нового времен* аристотелвз« ь виде схоластической догмы.чуждой всякой критике,проявил полную неспособность к какому-либо творческому саморазвитию и встудал в противоречие с,новейшими доотйжошяш экспериментально? туки.Однако это касалось главным образом учения о природе /"^^кга"/,
причем если обратиться непосредственно к текстам Стагирита,становится очи^ипшм.^то в них не содпряштоя сущностных предпосылок подобного истолкования.Положения античного Философа полностью открыты для ноя мощной критики, принципиально "ФальсиФицируемн".Исследователь 1'отов в любой момент произвести их необходимую коррекцию, он вполне допускает даже полное отрицание устареших выводов .не соответствующих вновь открытым (Ш.ктам.Частичные видоизменения отдельных неудовлетворительных трактовок Аристотель неоднократно предпринимает самостоятельно.Кроме того он старательно избегает вынесения окончательных дефиниций,особенно в этико-гуиа-нитарннх рязмолах своей системы,исоледуквдих социальную справедливость. Изложение материала всегда строится так,чтобы можно было продшшить его двдьнойшую разработку и уточнение.
Все скапанное касается унитарной "позитивистской" трактов»: научного критерия,утмчрящающей единство методов естествознания и гуманитарных областей и приводящей в сфере этики к появлению доктрин интуитивизма и эмотивизма.Однако существует еще и дуали-стичеокии подход,стремящийся раздвинуть границ »пучности. Так Философская герменевтика, помимо рационалистического "объяснения" (Егк1<Тгеп) Фактов,включает сюда еще и сверхчувственное "понимание" (Уагз1вЬвп) текстов в контексте языковой ситуации, объективирующей этико-соияальную предметность.Категория понимания згиш-мает существенное место в творчестве ФЛлейермахера.В.Ди.пътея, МДайдеггера.Г.-Х.Гадашра и других представителей герменевтики; кроме того,дуалистическая интерпретация научного метода широко представлена Г.Рш^кертом,предложившим четко разграничить индивидуализирующий метод наук о культуре и генерализирующий - "природоведения".В целом же указанный подход имеет основания в метало-гии Аристотеля,на что обращают внимание Р.Дж.Коллингвуд и фон Вригт.Зто позволило античному автору создать поистине всеобъемлющую систему наукоучения,наложившую свой отпечаток на все последующие рассуждения по поводу социальной справедливости.
В заключении первого раздела производится экспликация термина "ковдептуальнсють".Концепция, так же как и "теория",предполагает системность и структурированность,однако не требует эмпирической апробации /существуют "религиозные" и "художественные" концепции/.Кроме того,это некий статичный результат,заперсагазпг длительный период шманентного развития соответствующей предмет-ности.Применительно к социальной справедливости. обоснс&тлше кон-
цепгуальной значимости аристотелевских построений предполагает анализ присущих им структурных особенностей и рассмотрение предшествую»!® идеологических процессов, предопределивших ьх появление.Научность же вдей Стагдрита подтверждается всесторонней эмпирической обоснованностью его теоретико-концептуальных построений, в сочетании с их принципиальной "((шгьсицидаруемостью".
Во втором разделе - "Развитие едей справедливости в важной традиции от Крцтсылцкен до эпохи Стагирита" - рассштривают-ся социально-экономические и идейно-теоритическпб предпосылки аристотелевской концепции социальной справедливости,а также общие динамические тенденции античной культуры,детерминировавшие ее становле)!ие.
Согласно общепринято!! точке зрения,древнегреческий социум относится к рабовладельческой общественно-экономической формации. Однако л.есто и значение рабского труда в структуре античного производства в разные периоды существенно менялось. Необходимые уточнения предпринимают такие исследователи,как А.И.Доиг1тур,Е.М. Штаеркан.ФЛ.Кессади,которые указывают,что крупномасштабное проникновение рабовладения во все сферы экономики характерно только для эллинистического периода .В классической ио полисной слстеме велика роль мелкотоварного производства, основанием которого яв- . лялся труд свободных общинников,что наложило соответствующий отпечаток на все стороны материальной культуры и духовной деятель-ности.Аристотель,как известно,жил на рубаке двух эпох,поэтому в его творчестве нашли выражение противоборствующие тенденции. указанных выше экономических укладов .Концевдш социальной справедливости в целом подчинена полисным идеалам "западного" тит /свободой труд,мелкое "фермерское" производство в сельском хо-зяйсгве/;хотя элементы рабовладения,постепенно проникавшие в общественную структуру и имевшие направленность к дальнейшему количественному увеличению,токе наложили на нее свой отпечаток.Однако не следует буквально воспринимать призывы мыслителя "охотиться на рабов" и тезис о рабской предрасположенности "варваров" как свидетельство "расизма" и исторической ограниченности. Тер глин "рабство" здесь еще не несзт современную строго «шксиро-ваиную с^шсловую яагрууку, отражающую подчиненный юридический статус субьекта производства, уничижительный в морал ьном плане .У .Аристотеля рочь идет скорее не о физической предрасположенности
нр'ЛЧстгтчтелеи не греческих народностей к низкоквалифицированному труду, а о совокупности нравственных качеств, свойственных всем людям,однако особенно часто возникающих в условиях восточно-тоталигарных социальных систем /"азиатский" способ производства, в противоположность "германско-античному" - в терминологии классиков марксизма/.Отсутствие критической самооценки,твердых моральных принципов,независимых убеждений,личной инициативы,индивидуальном ответственности за свои поступки - приводит к тому, что необходима некая "внешняя" сила,способная принудить субъекта к выполнению общечеловеческих нравственных норм .В этом смысл аристотелевской "апологии рабовладения",и в этом же смысле современные органы правопорядка "охотятся" за преступниками .Хотя, разумеется,этот вопрос у Стагирита допускает неоднозначные трактовки, однако не следует думать,что его концепция социальной справедливости насквозь тенденциозна и исторически ограничена.
Развитие об;иественно-экономичбсюа*отношений от Крито-Микенской "восточно-тоталитарной" структуры и первобытного строя ахейских .шемен к полисной демократии.,и далее - к обширным эллинистическим монархиям отразилось в динамике идеологических процессов, в частности - в изменении представлений о справедливости. Первоначально в общественном сознании полностью доминируют религиозно-мифологические элементы,справедливость предстает как обожествленная персонифицированная стихия мироздания.Однако в дальнейшем возникают рационалистические тенденции,которые проходят, постепенно усиливаясь,сквозь высказывания семи мудрецов,натурфилософию, пМагорейство и со<Тйстику.В эпоху древнегреческой классики это приводит к науч но-ДмлосоЬскому осмыслению социальной справедливости Сократом,Платоном и Аристотелем.Их творчество является наиболее полным выражением античного рационализма,после чего вновь начинается постепешая мифологизация мировоззренческих структур,завершившаяся с возникновением христианской ортодоксии раннего средневековья.
В третьем разделе - "Теоретическая интерпретация категории "справедливость" в этических сочинениях Аристотеля" - анализируются признаки научной теории,присущие учению указанного автора о социальной справедливости.В первую очередь это системность,соразмерность и упорядоченная,четко структурированная йорма рас-суждешШ.Исследуемое понятие занимает строго определенное место в аристотелевской этико,которая,в своя очередь,входит в цолост-
ную систему наук.Оно имеет соответствующую сЫлоооФскум дфщ-цмо.в нем выделяются конкретные виды и единичные проявления.Мыслитель подробно рассматривает отношения справедливости с другими категориями этики.
Все ввды знания (epislemo) делятся на три большие группы: теоретические /Физика,математика,^илософия-мета1{изика/,практические /этика,политика/ и творческие,составляющие основу искусств и ремесел.Задачей этики как практической дисциплины является формирование добродетели,которая представляет собой высшее благо, способное привести морального субъекта к счастливой ж-шни.Концепция социальной справедливости тесно связана с эвдемонистической трактовкой аксиологической проблематики,соответственно основу категориального аппарата аристотелевского этического учения составляют понятия "благо","счастье" и "добродетель".Справедливость является одним из видов добродетели, последняя же классяк^мдарует-ся согласно психологической теории Стагирита,которая утвервдает, что одна часть души обладает разумным суждением (logon orHon) , а другая - нет (alogon)Следовательно,существует два типа добродетелей: дианоэтаческие /интеллектуальные/ и этические /связанные с волей/.Все они имеют обидам признаком наличие среднего качества, в то время,как избыток либо недостаток являются пасоками. Соответственно.интерпретируется и природа справедливости.
В структуре исследуемого понятия вычленяются два основных аспекта.Трактуемая в широком смысле,справедливость охватывает всю совокупность добродетелей; в более узком - подразумевает последовательное проведение принципа равенства как основы социальной жизни. /При этом философ не одобряет примитивную трактовку равенства,принадлежащую пифагорейцам.На самом деле справедливость - это равенство равных и неравенство неравных/.Во втором случае она также представляет собой соблюдение меры в распреде- . лении между гражданами преимуществ»даруемых государственным строем, и общественных повинностей3 зависимости от того, идет речь о присуждении привилегий иди о наложении взысканий.справедливость бывает распределяющая и уравнивающая.При наделении почестями, особыми полномочиями: и другими преимуществами не долкнн всем доставаться равные часта,а каздому столько,сколько заслужено.Ана-логично и наказывая за правонарушения,необходимо учитывать их общественную опасность и наличие отягчающих вину обстоятельств. Таким образом,принхиш равенства трактуется диалектически,отражает
в™ совокупность конкретные связей к отношений,веющих место I общественно< жизни.Он проникает также в область нош тики /подсчет галосоз и имущественного ценза при обсуждении в народная, собрании тех или иных ^гветстввшшх вопросов/ и в экономику,где произведенные продукты уравниваются посредством денежных знаков согласно их стшости .Здесь очень важно найти правильное соотношение, поэтому уравнивающая справедливость есть соредипа меэду ущербом и вшчадой.Попутно философ анализирует род частных аспектов: соответствие справедливости возможности свободного выбора, ее природную либо социальную обусловленность и другие проблемы.
¿зтико-^илософскио построения мыслителя в значительной мэре отвечают Формальным критериям построения научной теории. В его рассуждениях пересекаются нравственные,экономические,социально-политические и правовые вопросы,в результате чего возникает целостная,четко структурированная система знания.Свои выводы Аристотель привод»? в соответствие с методами точных наук /в частности, он широко применяет арифметические действия и исчисление пропори" V и подтверждает их обращением к конкретным фактам общественного бытия.
В четвертом разделе - "Поиск практических эквивалентов сеть альной справедливости в трактате "Политика" - исследуются проблемы эмпирической апробации, предпринятой Сташритом применительно к этико-концептуальным построениям.
В отличие от этических сочинений,где анализу справедливости посвящены отдельные главы,в "Панитике" указанная проблематика равномерно распределена по всем разделам.Поэтому в диссертации кратко излагается основное.содержание этого произведения и последовательно вычленяется изучаемый аспект.Аристотель начинает работу с обзора социально-политических взглядов своих предшественников и современников.Особое внимание уделяется им критике утопических систем Платона и Фалея Халкедонского,несколько исказивших принцип социальной" справедливости в результате,соответственно - полного отрицания частной собственности и отрешения обобществить земельные ресурсы.Упоминаются также другие Онлософы и реальные законодатели: Гипподам,Ликург,Солон,Пер^кл,Э'Шальт, Филолак Коринфекий.Таким образом,античный автор,презде чем перейти к изложению собственных взглядов,предпринш.ает своеобразный экскурс в историю вопроса о справедливости.сжато анализируя
сильные и слабые стороны различных трактовок.Далее,в согласим с требованиями логики,определяются термины "государство" и "гражданин", классифицируются но признаку справедливости формы общественного устройства,дается юс характеристика.При этом три из цих,"справедливые",имеют в виду благополучие всех граждан полиса /они носят условное наименование "монархия","аристократия" и "полития"/,а три другие - выгоду исключительно травящей группировки /тирания,олигархия, "демократия"/.Подробно рассматривается субъективное истолкование справедливости,присущее каждому из перечисленных типов правления .Четвертая книга более углубленно анализирует "политик»", своеобразный идеал,полнее всего вошкщш-щий презумпцию справедливое™,но редко встречающейся в реальной жизни.К ней по смыслу примыкает работа "Афинская полития",отесывающая демократические устои,существовавши в афинском государстве в период его расцвета.Подробно характеризуя указанные разработки Стагирита,диссертационное исследование раскрывает присущее этому мыслителю стремление к подкреплению зтико-теорешчес-кой интерпретации социальной справедливости нахождением соответствующих прикладных эквивалентов.
Внимание философа привлекает актуализация аспекта справедливости, имеющая место при изменении доминирующей формы правде-ния.Возникает проблема обоснованности притязаний на власть тех или иных политических объединений,"партий" и отдельных лидеров. Исследуются факторы,способствующие государствешшм переворотам. Делается вывод о дестабилизирующей роли явных нарушений социальной справедливости .Диссертация констатирует увеличение актуальности указанных аристотелевских положений в условиях обострения политической борьбы в современную эпоху, отмечая, шесте с тем, их некоторую поверхностность,обусловленную широтой и универсальностью устремлений античного автора .Ему не всегда удается детально проработать в-' > частные аспекты,хотя многие из принадлежащих ему формулировок вполне злободневны.
Шестая книга "Политики" говорит о преодоления внутренних противоречий социальной сиотемн.о превалирующих оферах экономики, о справедливо»« распределения административных должностей,цре-длигает практические рекомевдацки по совладению равноправия граждан при основании новых колоний-полисов.Труд завершается ть-орией воспитательного процесса,делающей вывод о том, что,поскольку дети еще не обладают но возрасту способностью критической
самооненки,следует объяснять им сущность справедливости и целенаправленно принуждать к соответсгвуюц&ш поступкам в целях: выработки привычного стереотипа справедливого поведения.Диссертащя отмечает прикладную ценность многих рассулдений $илосо$а,хотя, разумеется, далеко не все они приме ниш к современному обществу. Во всяком случае,ему удается>подготовить эмгирическийвбазис" для дальнейших теоретических построений,что позволяет в рамках диссертационной работы констатировать наличие в аристотелевской концепции социальной справедливости элементов научности и всесторонней фуцдированности.Методичоский прием, соотносящий этако-теоретические положения с роалиягЛг общественной жизни,лозволяет считать наследие Стагирита одним из наиболее ярких образцов научно-рационалистического подхода к осмыслению социальной справедливости и других аналогичных проблем,из всех,когда-либо выдвинутых античной философской традицией и мировой духовной культурой.Такоз основной вывод четвертой главы и диссертации в целой.'
В заключении подводятся итоги исследования,делаются обобщающие выводы,Формулируются практические рекомендации и предложения, намечаются перспективы дальнейшего анализа аристотелевской концепции социальной справедливости,как одного из важнейших достижений этико-философской мысли.
Основные положения диссертации изложены в публикациях:
1. Концепция социальной справедливости в эмко-псиштйческом наследии Аристотеля,- мн.,1990 /Рукопись депонирована в МШОН АН СССР,№ 41573 от 30.05.90 Г./.- 219 с.
2. Становление теории морали в древнегреческой классике я критерий научности.- ¡«н.,1989 /Рукопись депонирована в ШМОН АН СССРД 38267 от 08.06.89 г./.- 60 с.
3. Древний Восток и современный Запад: традиции и новация в инженерной деятельности // Инженерная деятельность: история,методология, социальные проблемы. Материалы научно-практической конференции.- Мн.,1990.г 2 с.
4. Этика Аристотеля о проблеме рабства // Вестник £ГУ.-Сер.З,- № 1,1991.- 3 е..
5. Реминисценции Аристотеля в- белорусской этике ХУП века // Вестник БГУ.- Сер.З.- № 3,1992.- 2с.