автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Концептуально-эпистемологический подход к исследованию индивидуального этнического сознания

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Калиева, Алтынай Туритаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Оренбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Концептуально-эпистемологический подход к исследованию индивидуального этнического сознания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Концептуально-эпистемологический подход к исследованию индивидуального этнического сознания"

На правах рукописи

^/Са-л

Калиева Алтынай Туритаевна

концептуально-эпистемологический полхо/1 к исследованию индивиду^шого ^

этнического сознания

Специальность 09.00.0] - онтолопш и теория познания

автореферат

Диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

2 7 НАР 2014

..... Челябинск- 2014

005546519

005546519

Работа выполнена на кафедре философии, культурологии и религиоведения

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: Ефименко Марина Николаевна,

доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», зав. кафедрой философии, культурологии и религиоведения

Официальные оппоненты: Максимов Александр Михайлович, доктор

философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет», заведующий кафедрой философии

Иванова Ольга Эрнстовна, кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», зав. кафедрой общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в филиале ЧГПУ в г. Миассе

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

Защита состоится 25 апреля 2014 г. в 13:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.296.07 по защите докторских и кандидатских диссертаций, созданного при ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», по адресу: г.Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 129, I корпус ЧелГУ, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Челябинского государственного университета.

Текст диссертации и автореферата размещен на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» http://www.csu.ru.

Автореферат разослан «_»__2014 г.

Учёный секретарь диссертационного совета

'¿гтас— Куштым Евгения Александровна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. В современном мире в условиях формирования информационной цивилизации и нарастания процессов глобализации этническое сознание приобретает новые общественные функции и особенности, сохраняя свое онтологическое значение для социального субъекта.

Этническое сознание является способом духовно-практического освоения действительности, который лежит в основе осмысления человеком своего бытия. Поэтому не случайно оно становится предметом онтогносеологической рефлексии, так как именно этот подход позволяет уяснить природу, специфику этнического сознания в целом и его индивидуальной формы.

Философская онтология и теория познания второй половины XIX - начала XXI века предлагают широкий ряд концептуальных оснований анализа феномена этнического сознания вообще и индивидуального этнического сознания в частности. Одни концепции (примордиализм, конструктивизм, инструментализм) позволяют рассматривать этническое сознание в его многоролевом и многофункциональном статусе. Другие — с утверждением концепта «смерти субъекта», «смерти автора» принижают значение индивидуального этнического сознания, подводя к идее кризиса индивидуальности.

Актуальность обращения к анализу феномена индивидуального этнического сознания с позиции современной философской онтологии и теории познания состоит в настоятельной необходимости выделения тех форм самоидентификации субъекта, которые позволяют утвердиться в понимании собственного места и роли в мире.

Кроме того, интерес к феномену индивидуального этнического сознания связан с процессом радикальной трансформации эпистемологической парадигмы, которая значительным образом меняет подход к интерпретации человеческого бытия, выделяя его уровневые системы: сознательное и бессознательное, индивидуальное и коллективное, свободное и детерминированное. Подобная ситуация настоятельно требует осуществления рефлексии над философским основанием теоретических подходов к этническому сознанию. В условиях современной концептуально-эпистемологической полифонии возникает необходимость формирования теоретической модели индивидуального этнического сознания, смысловая нагруженность которой заключалась бы как в определении его сущностной природы, так и в установлении возможностей использования ее как инструмента выстраивания адекватной системы взаимодействия субъекта и природно-социального мира.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена еще и

тем, что индивидуальное этническое сознание не получило достаточного онтогносеологического анализа в отечественном социально-гуманитарном дискурсе.

Степень разработанности проблемы представлена философской и научной литературой, в которой излагаются результаты изучения данной проблемы с различных позиций.

Одним из первых попытался определить причины этнического многообразия человечества великий медик древности Гиппократ. В трактате «О воздухе, водах и местностях» он утверждает, что специфика культуры, языка, психического склада народов обусловлена различными местами их расселения с присущими для них ландшафтом, климатом и прочими географическими особенностями.

В Средние века Фома Аквинский утверждал, что конструктивное развитие общества, активное взаимодействие его этнических групп, имеющих разнообразные ценностные и религиозные ориентации, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. В работе «Сумма теологии» говорится о толерантности как добродетели. Для Фомы Аквинского толерантность есть средство сохранения мира и согласия в обществе.

В Новое время философы развивали взгляд на сущность этнического сознания в его тесной взаимосвязи с природой (К.Гельвеций, Д.Дидро и др.). Они утверждали, что причина этнических различий между народами заключается в многообразии природных условий.

Ш.Монтескье считал, что общий дух народа образуется в результате влияния на людей климата, религии, принципов правления, примеров прошлого, нравов, обычаев.

И.Гердер отмечает, что на формирование сознания и идентичности оказывают воздействие языки и исторические традиции сообщества людей. Таким образом, в истории человеческой мысли появляется новая тема: изучение этнокультурного сообщества, которое определяется как народ.

Философский взгляд на «дух народа», его этническое сознание расширил Д.Юм. Он полагал, что определяющими в становлении национальных черт психологии являются социальные факторы.

Д.Вико в труде «Основания новой науки об общей природе наций» подвергает рассмотрению историю общества, то есть конкретные формы жизни и мысли людей определенной исторической эпохи, как процесс развития не только его социальной структуры, но и культуры. Таким образом, Д. Вико представлял социальную организацию в качестве естественного эволюционного процесса и считал, что на развитие форм общественной жизни оказывают влияние традиции.

И.Кант утверждает, что народ есть результат объединения в одной местности множества людей, составляющих единое целое. Характер и особенности народа формируются под давлением внешних природных, ландшафтных и климатических факторов и передаются как «дух народа» по наследству потомкам.

В учении Г.Гегеля этническое выводится из объективного существования духа, выражающегося во всемирной истории. В последней он проявляется рядом внешних форм, каждая из которых находит отражение как реально существующий народ. Выражаясь в установленных формах, «дух народа» есть определенный дух, образующий из себя наличный истинный мир, который существует в своей религии, в своем культе, в своих обычаях, в своем государственном устройстве и своих политических законах, во всех своих учреждениях, в своих действиях и делах.

Заметный вклад в изучение сознания этносов вносит марксизм, который утверждает, что содержание самосознания целиком определяется практикой общения, природой общественных отношений. Человек формирует свое собственное Я через отношение к другим людям, в процессе общения с ними, в ходе трансформации материального производства.

Важными и актуальными являются идеи русских философов конца XIX -первой половины XX века. Исследование национального характера, психологии, причин и следствий тех или иных характерных для русского народа поведенческих актов и этнических стереотипов в русской философии осуществлялось Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, И.Л.Ильиным, С.Л.Франком и др.

Существенный вклад в анализ природы этнического сознания внесли представители западной философии и психологии В.Вундт, М.Лацарус, Х.Штейнталь и др.

Несмотря на широкий спектр исследований специфики этнического сознания, есть проблемы, которые недостаточно разработаны именно в философской литературе.

Поэтому автор обращается в диссертации к исследованиям этнологов, социологов, антропологов: В.А.Авксентьева, С.А.Арутюнова, А.Багдасаровой,

A.Бороноева, Л.М.Дробижевой, А.Здравомыслова, В.В.Карлова, В.И.Козлова, Н.Кокшарова, С.Лурье, З.Сикевич, Н.Г.Скворцова, В.А.Тишкова, В.Торукало и др., - в работах которых представлены различные определения этничности, рассматриваются вопросы становления и существования этнического сознания.

Весомый вклад в изучение психологических характеристик этнического сознания внесли Г.Гарфинкель, В.Г.Крысько, Г.Лебон, К.Леви-Строс,

B.С.Мухина, Т.Г.Стефаненко, К.Г.Юнг и др. В трудах этих авторов отражены психические основания этничности, что позволило в диссертационном

исследовании проанализировать феномен соотношения сознательного и бессознательного в структуре этнического сознания.

Анализ структурных компонентов процесса формирования этнического сознания, представленный в работах Ф.Клакхона, С.В.Лурье, Э.С.Маркаряна, В.М.Пивоева, С.Л.Рубинштейна, Р.Рэдфилда, Э.Сепира, Ф.Стродбека, В.Н.Топорова, Б.Уорфа и др., позволил определить этническую картину мира как основание для формирования этнического сознания и этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне.

Проблемы репрезентации этнической картины мира разработаны в трудах В.фон Гумбольдта, Дж.Де-Вос, Т.И.Ильинич, В.И.Козлова и др., которые уделяли внимание языку как главному признаку проявления этнического сознания.

Аксиологический контекст этического сознания в истории философии рассматривали Г.ПВыжлецов, Л.М.Дробижева, Т.Г.Исламшина, М.С.Каган, Е.

A.Окладникова, П.С.Розов, А.Ю.Шадже и т. д.

Понимание традиции как механизма поддержания и сохранения устойчивости норм, ценностей содержится в работах М.Н.Ефименко,

B.А.Кутырева, Э.С.Маркаряна, О.А.Орловой, Н.С.Сарсенбаева, В.И.Толстых и др.

Особое место в познании этнического сознания занимают труды В.П.Алексеева, Л.А.Анохина, Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева, Л.Г.Левина, А.И.Першиц, Ю.И.Семенова, В.А.Тишкова, С.А.Токарева, А.А.Формозова, Н.Н.Чебоксарова, И.А.Чебоксаровой, К.В.Чистова, М.Н.Шмелева. Теоретическое осмысление этничности в работах Б.Андерсона, Р.Бенедикт, П-Ван ден Берге, Э.Геллнера, Л.Леви-Брюля, М.Мид, Л.Г.Моргана, Ф.Ратцеля, А.Р.Рэдклифф-Брауна, Э.Смита, Э.Б.Тейлора, Л.Уайта, Э.Хобсбаума и других позволило выявить методологические подходы, фундаментальные теоретические разработки, связанные с анализом сущности этнического сознания.

Культурные характеристики этноса, сформировавшиеся в процессе этногенеза и реализующиеся в определенном типе поведения людей, позволяют рассматривать этническое сознание как текст. Понять сознание этнической общности - значит понять ее семиотику, расшифровать тексты и определить значение используемых в ней знаков. Для решения поставленной проблемы автором использовались работы М.М.Бахтина, В.фон Гумбольдта, Ю.М.Лотмана, а также труды Ж.Делеза, Ж.Деррида, Ж.Лакана, М.Фуко и др., в которых осуществлен гносеологический анализ этнического сознания в философии постмодернизма.

Автор диссертации в своем исследовании опирается на философские концепции, в рамках которых поднимаются проблемы интерпретации,

символизации, структуры знания в познавательном процессе. Работы Г,-Г.Гадамера, К.Гирца, Э.Кассирера, Л.А.Микешиной и К.Леви-Строса имеют определяющее значение для выявления автором онтогносеологических возможностей этнического сознания.

Значимыми для диссертационного исследования явились работы отечественного философа С.Е.Рыбакова, посвященные вопросам методологии исследования этнических феноменов, в которых автор разводит понятия «этнос» (естественным образом формирующаяся социальная общность, совокупность людей с общей этничностыо) и «этничносгь» (существенное качество человека, его качественно и количественно измеряемая характеристика, связанная с процессом первичной социализации и генетически восходящая к родоплеменным социальным формам), но в то же время отмечает, что они взаимно дополняют друг друга.

Несмотря на существование различных концептуальных моделей исследования этнического сознания, не все аспекты этой проблемы изучены глубоко, прежде всего - в сфере онтологических оснований индивидуального этнического сознания и его гносеологического потенциала.

Объект исследования: процесс иознания этнического сознания.

Предмет исследования: концептуально-эпистемологические модели исследования индивидуального этнического сознания.

Цель исследования: провести рефлексию над сущностными характеристиками индивидуального этнического сознания и философским основанием теоретических подходов к его исследованию для построения обобщенной теоретической модели индивидуального этнического сознания.

Задачи исследования.

1. Обозначить сущностные характеристики и структурные компоненты этнического сознания.

2. Уточнить значение освоения этнической картины мира для становления индивидуального этнического сознания как условия его самоидентификации.

3. Определить системное взаимоотношение между ведущими концептуальными исследованиями этнического сознания гуманитаристики рубежа Х1Х-ХХ веков и эпистемологическими подходами XX — нач. XXI века.

4. Проанализировать значение инновационных идей неклассической и постнеклассической гносеологии для исследования феномена индивидуального этнического сознания.

5. Уточнить обобщенную теоретическую модель индивидуального этнического сознания.

Методология и методы исследования. В работе использованы общенаучный системный подход и традиционные способы диалектического размышления, принципы историчности и конкретности, а также структурно-

функциональный метод, позволивший выявить структурные компоненты этнического сознания, проанализировать его функции и представить его как основу этнической самоидентификации субъекта; проблемно-логический метод, ориентированный на выявление логики и сущностных характеристик индивидуального этнического сознания; генетический метод, давший возможность изучить парадигмальное основание этнического сознания.

Принципиальное значение для проведения исследования имеет применение феноменологического, герменевтического, компаративистского, психоаналитического подходов, которые позволяют выявить методологические возможности концептуальных моделей исследования этничности и этнического сознания в современной гуманитаристике.

Категориальный аппарат исследования включает ряд фундаментальных понятий - «этнос», «этническое», «этническое сознание», «индивидуальное этническое сознание», «этническая картина мира», «этническая самоидентификация», «национальное», «национальность».

Источниковая база исследования. Теоретической и эмпирической базой исследования послужили работы М.М.Бахтина, Ю.В.Бромлея, Г.-Г. Гадамера, В.фон Гумбольдта, Л.Н.Гумилева, Ж.Деррида, И. Т. Касавина, Э.Кассирера, К.Леви-Строса, Ж.Лакана, В.А.Лекторского, Ю.М.Лотмана, Л.А.Микешиной, Г.Риккерта, С.Е.Рыбакова, В.А.Тишкова и др. Среди зарубежных исследователей, разрабатывающих проблемы этничности, этнического сознания, этнической идентичности, следует назвать Б.Андерсона, Ф.Барта, П.Ван ден Берге, Э.Геллнера, К.Гирца, Дж.Де-Вос, Ю.Хабермаса, Э.Хобсбаума, Д.Хоровица, Э.Эриксона и др. К отмеченной проблематике обращались О.Оеуегеих, ЬГгоЬешш, М.Негекоу^, ГЬасап, В-МаНполузЫ, К.Е.Рагк, аРБаЛаБ, 11.11есШеШ.

Научная новизна исследования.

1. Определены особенности сущностных характеристик и структурных компонентов этнического сознания как основы этнической самоидентификации.

2. Уточнено парадигмальное значение этнической картины мира в процессе становления индивидуального этнического сознания.

3. Дан критический анализ основных аспектов ведущих концептуальных моделей исследования этнического сознания гуманитаристики Х1Х-ХХ вв.

4. Обоснована идея системной взаимосвязи и эволюции теоретических моделей индивидуального этнического сознания и методологии его исследования в контексте исторической смены парадигм и концепций этнического сознания ХХ-ХХ1 вв.

5. Показана эвристичность постмодернистского дискурса осмысления индивидуального этнического сознания.

6. Уточнена обобщенная теоретическая модель индивидуального этнического сознания.

Положения, выносимые на защиту.

1. В рамках современной эпистемологической парадигмы, основой которой является структурный принцип, фундаментальной особенностью этнического сознания определено уровневое единство сознательного (идеи, установки, ценностные ориентиры) и бессознательного (психические особенности, архетипы); коллективного (самосознание этноса) и индивидуального (индивидуальное этническое сознание, этническая самоидентификация); объективного (язык, обычаи, традиции) и субъективного (сознательная реализация своей этнической идентичности социальным субъектом).

2. Фундаментальными мировоззренческими основаниями этнического сознания являются мифологическое сознание, выполняющее репрезентативную функцию (миф как выражение форм ориентации этноса в «своем» и «чужом» мире), и религия как способ интеграции этноса («религиозный символ» - дух этнической общности).

3. Этническая картина мира является онтологическим основанием этнического сознания, так как, формируясь на базе этнических констант и включая в себя этническую ментальность, этнические ценности, этнические символы, язык, традицию, этническая картина мира направляет, структурирует и обуславливает индивидуальное этническое сознание.

4. В процессе эволюции теоретических моделей этнического сознания в гуманитаристике рубежа Х1Х-ХХ вв. сложились и стали ведущими три теоретических подхода к исследованию индивидуального этнического сознания: примордиализм, конструктивизм, инструментализм, — в рамках которых были сформированы оригинальные концепты понимания сущности этничности. Примордиализм рассматривает этничность как совокупность объективных факторов (невыбираемость, кровное родство, окружающая среда, особенности воспитания). С позиций конструктивизма этничность — интеллектуальный конструкт, создаваемый как отдельной личностью, так и этносом в целом, который и составляет основу этнической идентификации. Инструментализм подвергает рассмотрению этническое сознание через призму функционального подхода и определяет его как инструмент, посредством которого этнос достигает своих целей.

5. Инновационные идеи неклассической (герменевтика) и постнеклассической (постмодернизм) гносеологии позволяют рассматривать этническое сознание как текст, вследствие обладания им множеством смыслов. Герменевтический подход предлагает понимать этническое сознание как сложноорганизованную систему, разворачивающую свое существование во

временном континууме («историзм»), включающую интериоризированную систему ценностей, что предполагает еще и ценностную интерпретацию. Постмодернизм наделяет этническое сознание внутренней противоречивостью и отказывает ему в системности («деконструкция»),

6. В авторском понимании теоретическая модель индивидуального этнического сознания является результатом системной взаимосвязи философско-эпистемологических концепций этнического сознания XX-XXI вв. и включает в его характеристику классическую интерпретацию как способа духовно-практического освоения действительности, как формы отражения объективной реальности через совокупность идей, установок, ментальных представлений, свойственных отдельной личности, идентифицирующей себя в этническом пространстве; основными чертами индивидуального этнического сознания являются целостность, идеальность, объективность-субъективность, системность, структурность, репрезентативность (символизм), религиозная ориентация, традиционность, конструктивность, противоречивость. Эта модель представляет собой открытую систему и предполагает подвижность своих структурных элементов, а также появление новых черт в силу динамичности взаимодействия индивидуального этнического созиания с окружающей действительностью.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что автором уточнена теоретическая модель индивидуального этнического сознания. Положения диссертации могут быть использованы в ходе дальнейшего философского анализа различных аспектов этнического сознания, его гносеологических возможностей.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты позволят сформированную теоретическую модель этнического сознания использовать для расширения рамок уже существующих или только создаваемых программ менеджмента в сфере этнических процессов современного общества. Результаты исследования могут быть использованы в области философии, онтологии и теории познания, социальной философии, философии религии, философской антропологии, а также в специальных курсах по этнологии и философии этноса.

Степень достоверности и апробация результатов. Основные положения диссертационного исследования отражены в 16 статьях, четыре из которых опубликованы в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК.

Отдельные положения работы докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях межрегионального, всероссийского и международного уровней (Москва, 2008, Оренбург, 2007-2013), VIII Конгрессе этнографов и антропологов России (Оренбург, 2009), а также методологических семинарах кафедры философии, культурологии и религиоведения

и

Оренбургского государственного педагогического университета.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, словаря терминов и списка использованной литературы Содержание работы изложено на 145 страницах машинописного текста. Список литературы включает в себя 192 наименования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы и степень ее разработанности; определяются цель и задачи исследования; раскрываются его методологические и общетеоретические основы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, основные положения, выносимые на защит)', представляются сведения об апробации результатов работы.

Глава 1 «Этническое сознание как объект социально-гуманитарного познапия» посвящена анализу феномена этнического сознания. Особое внимание уделяется выявлению его структуры, специфики и сущностных характеристик.

В первом параграфе «Специфика, структура и сущность этнического сознания» рассматриваются основные характеристики этнического сознания на основе философского осмысления теоретических основ его когнитивных моделей.

Психоаналитическая модель позволяет рассматривать этническое сознание как структуру, в рамках которой выделяется уровневая система, включающая в себя бессознательное и сознательное. На бессознательном уровне функционируют этническое коллективное и этническое индивидуальное бессознательное. Если под индивидуальным бессознательным понимать совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании отдельного человека, то коллективное этническое бессознательное —- это врожденные возможности представлений, свойственные не отдельной личности, а всему этносу.

Сознательный уровень этнического сознания представлен прежде всего самосознанием этноса, в структуре которого также можно выделить как коллективное самосознание, так и индивидуальное этническое самосознание.

Коллективное самосознание этноса предполагает отражение образов реальности в таких видах, как «образ для себя», «образ для других» и «образ в себе», которые в своей совокупности отражают осознание этносом своей роли и места в человеческой цивилизации через систему наличествующих и желаемых черт и ценностей.

«Образ для себя» представляет собой комплекс характеристик, которые

этнос находит желательным для себя. В рамках этого «образа» происходит понимание не только своих этнических признаков, но и осознание специфичности других этнических образований на основе реализации принципа «мы» — «они».

«Образ для других» включает набор приписываемых себе определений, переведенных на язык других культур. Это комплекс суждений о внешнем облике представителей этнической общности, о ее историческом прошлом, особенностях образа жизни глазами иного этноса. Знать свой этнический образ в глазах других необходимо, так как именно в рамках этого образа встречают этнос при первых контактах.

«Образ в себе» формируется в повседневности, которая выстраивается на основе взаимодействия рационального с бессознательным, то есть люди в повседневности строят свои взаимодействия на основе моделей, о существовании которых не догадываются, но к которым неосознанно приспосабливают свое поведение. Эти модели могут быть первичны в том смысле, что диктуют цели, мотивы взаимодействий, воспринимаемые самими участниками как морально должное.

Индивидуальное этническое самосознание можно отождествить с этнической идентичностью, под которой следует понимать осознание личностью своей принадлежности к определенной этнической общности.

Человек чувствует сопричастность к своему роду, осознает субъективную, социально-психологическую привязанность к объективно существующим компонентам этнической реальности, определяет свое место в этническом мире. Общественная деятельность этноса осмысливается отдельными его представителями и в их сознании создается образ бытия этнической общности (индивидуальное этническое сознание).

Индивидуальное этническое сознание может интерпретироваться как форма субъективной связи человека и этноса, как мера включенности личности в этническую систему. В данном аспекте «этническое» становится тождественным понятию «этническая идентичность» и означает осознание и восприятие себя в качестве члена той или иной этнической группы, выражающееся в ощущении общности с членами этой 1руппы и восприятии как ценности основных ее характеристик.

Становление этнического самосознания - одно из проявлений общечеловеческого процесса индивидуальной адаптации личности, для которой необходимо знание своих корней и чувство принадлежности к культуре своего народа. Этническое определяется, с одной стороны, как результат внешнего воздействия этнической среды на личность, с другой - как явление, определяемое «внутренним содержанием человека», его личностными характеристиками. Этническое обнаруживает в себе субъективную и

объективную стороны, где субъективная сторона сущности этнического представляет собой некий внутренний источник активности феномена устремленный на объект, а объективная - внешний фактор воздействия на личность.

Этническое сознание, особенно на индивидуальном уровне, вступает в тесную взаимосвязь с такими факторами культурного пространства этноса, как мифология и религия, которые не только взаимодействуют друг с другом, но и являются нередко ведущими формами самоидентификации этноса.

Мифологические символы выполняют сложную репрезентативную функцию: миф концентрирует в себе как способы мышления этноса, так и формы его ориентации в окружающем мире, который четко делится на «мир свой» и «мир чужой».

Религия помимо репрезентативной выполняет еще и интеграционную функцию в отношении конкретной этнической общности, создавая «религиозный символ», олицетворяющий дух этой общности. Система религиозных верований зачастую является фундаментальным основанием мировоззрения этнической группы.

Таким образом, фундаментальной особенностью этнического сознания является уровневое единство сознательного (идеи, установки, ценностные ориентиры) и бессознательного (психические особенности, архетипы); коллективного (самосознание этноса) и индивидуального (индивидуальное этническое сознание, этническая самоидентификация); объективного (язык, обычаи, традиции) и субъективного (сознательная реализация своей этнической идентичности социальным субъектом). Мировоззренческими основаниями этнического сознания являются мифологическое сознание, выполняющее репрезентативную функцию (миф как выражение форм ориентации этноса в «своем» и «чужом» мире), и религия как способ интеграции этноса («религиозный символ» - дух этнической общности).

Второй параграф «Парадигмалыгое значение этнической картины мира для индивидуального этнического сознания» включает анализ этнической картины мира (ЭКМ) и ее структурных компонентов как онтологического основания индивидуального этнического сознания.

Структура ЭКМ включает этническую ментальность (особая система мировосприятия, которая передается в процессе социализации и включает в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения этносов в определенных условиях); этнические ценности (совокупность элементов этнокультурного бытования, тех культурных традиций этноса, которые выделяются самим этносом в качестве наиболее специфичных черт, маркирующих его историческое и культурное своеобразие); этнические традиции (иерархия стереотипов и правил поведения, культурных канонов,

политических и хозяйственных форм, мировоззренческих установок, характерных для данного этноса и передаваемых из поколения в поколение); этнические символы (комплекс элементов материальной и духовной культуры этноса, который выполняет этноразличительнуто функцию и обозначает этническую принадлежность представителя этнической общности) и язык (наиболее значимый и универсальный этнический символ, который формирует этническое самосознание, роднит людей, пронизывает их единой этнической психологией и во многом определяет поведенческие нормы).

Этническая картина мира - результат развития этнонациональной культуры и всего предшествующего опыта народа. Она является своего рода символически-смысловым щитом от мира реального и одновременно средством его постижения и классификации, неизбежно связанным с созданием определенной «общей схемы» природной и социальной реальности, мироздания и места человека в нем.

Этническая картина мира позволяет раскрыть специфику и своеобразие мышления представителей этнической общности, выявить внутренние механизмы развития этноса, его культуры, а также расширить представление о процессах адаптации и социализации.

В работе показано, что этническая картина мира — это совокупность образов-представлений этноса и его членов о социальной реальности, которая структурирует и систематизирует эту систему образов. Этническая картина мира отражает представления членов этнической общности о мире и своем месте в нем и репрезентируется через этническую ментальность, ценностные ориентации, язык, традицию, служащие механизмом «выхода» в общественную реальность и способом ее конструирования. Особенное место в этой системе репрезентации занимает этническая ментальность.

Этническая ментальность - это особая форма мировосприятия, объединяющая представителей этнической общности. Ментальность определяется историей, социальными условиями жизни этнической общности и приобретается в ходе этой истории как рационально, так и бессознательно. Это система образов, которая лежит в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире. Определяя поступки и поведение людей, обусловливая способ человеческого восприятия, мышления, оценивания, ментальность способствует выстраиванию иерархии ценностей. Лишь в них и через них человек отражает и понимает окружающий мир.

Ментальность включает когнитивные компоненты (знания и опыт, накопленные личностью, способы и особенности получения информации из окружающего мира), которые помогают человеку выстроить этническую картину мира на основе сформировавшихся представлений о нем, а также определить свое место в этом мире; самосознание личности; самооценку

личности, ее самоидеитификацию. Кроме того, этническая мепталышсть включает эмоционально-волевую составляющую (особенности эмоциональных реакций на явления окружающего мира, степень их проявления, а также стереотипы отношений). Этническая общность обладает духовными началами, которые проходят длительный процесс отбора и сохранения жизнестойких норм и установок, способствующих существованию и функционированию данного сообщества.

Структурным компонентом этнической картины мира являются этнические ценности, представляющие собой ряд культурных традиций этноса, выделяемых этносом в качестве наиболее специфичных, подчеркивающих его историческое и культурное своеобразие черт.

Тесная связь этнических ценностей и этнических традиций подчеркивает их взаимопроникающий характер. Этническая традиция представляет собой иерархию стереотипов и правил поведения, культурных канонов, политических и хозяйственных форм, мировоззренческих установок, характерных для данного этноса и передаваемых из поколения в поколение.

Этническая картина мира включает этнические символы, через которые актуализируются древнейшие, сущностные представления этноса, скрытые последующими социокультурными наслоениями. Изучение этнических символов позволяет не только реконструировать историю этноса, его систему миропонимания, но и проследить его современную динамику, особенности саморефлексии.

Одним из наиболее значимых и универсальных этнических символов и способов репрезентации этнической картины является язык. Именно он формирует этническое самосознание, роднит людей, пронизывает их единой национальной психологией и во многом определяет поведенческие нормы, что позволяет соотнести этническую картину с языковой и определить механизм отражения национальных черт через лингвистические формы.

Особые отношения связывают этническое сознание с такой формой его репрезентации, как фольклор. Специфичность фольклорного сознания обусловлена непосредственностью отражения действительности в процессе осуществления человеком практической деятельности, а значит, привязанностью к пространственному и временному бытию человека. Кроме того, фольклорное сознание носит аксиологический характер и является духовным способом освоения мира через его идеализацию в формах народного творчества, что повышает ценностную ориентацию этнического сознания. Фольклорная составляющая структуры этнического сознания подчеркивает первостепенность такой его функции, как адаптация субъекта в социокультурном мире, так как в фольклоре происходит постоянный поиск человеком гармонии между своим внутренним, идеальным миром и внешним

по отношению к нему, реальным миром. Фольклорное сознание примиряет эти два мира и в этом своем свойстве гармонизирует отношения человека с действительностью в формах народного творчества.

Таким образом, этническая картина мира является онтологическим основанием этнического сознания, поскольку структурирует и обуславливает как сознание целого этноса, так и отдельного его представителя, определяя его поведение и ценностные ориентиры.

Глава 2 «Философские основы теоретической модели индивидуального этнического сознания» посвящена анализу теоретических основ философских моделей индивидуального этнического сознания в классической, неклассической и постнекласической гуманитаристике.

В первом параграфе «Концептуальные модели этничности в гуманитаристике Х1Х-ХХ вв.» анализируются методологические подходы (эволюционизм, диффузионизм, функционализм, структурализм и т.д.), на основе которых сформировались теоретические концептуальные модели этнического сознания. Данные концепции позволяют рассмотреть феномен этнического сознания в совокупности его характеристик и выполняют методологическую функцию, создавая базу для дальнейшей эволюции философской рефлексии над индивидуальным этническим сознанием.

В рамках эволюционистского подхода с позиции непрерывности, линейности определяется процесс развития этноса как развитие системы, элементы которой находятся во взаимосвязи друг с другом, что позволяет рассматривать индивидуальное этническое сознание как часть системы, как необходимый и закономерный элемент этнической культуры, тоже обладающий системными признаками.

Представители диффузионизма утверждали, что этническое сознание является результатом тесного межэтнического контакта, столкновений различных этнических общностей в процессе взаимодействия и заимствования.

Социологическая школа формирует представление о том, что на развитие этнического сознания личности оказывают влияние социальные факторы, объективные по отношению к нему (язык, традиция и др.).

Функционалисты отмечали функциональную нагруженность этнического сознания, так как через свои компоненты (представления, идеи, верования) и внешние репрезентативные формы (обычаи, ритуалы и др.) оно выполняло функции интеграции и психологической безопасности.

В рамках американской школы исторической этиологии ведущим в формировании этнического сознания признается ценностный фактор, что позволяет рассматривать ценностную ориентацию этнического сознания как одну из существенных его черт.

Представители этнопсихологической школы полагали, что объективным

основанием становления индивидуального этнического сознания выступает' этнический характер, который формируется под влиянием культурных институтов и осваивается в процессе обучения и воспитания.

Сторонники культурного релятивизма рассматривают этническое сознание как закрытую систему, признавая уникальность ее структурных компонентов.

На основе системной взаимосвязи и эволюции теоретических моделей этничности и методологии ее исследования в рамках классической гуманитаристики XIX - начала XX века сложились современные теории, образующие методологическое основание исследования индивидуального этнического сознания, — примордиализм, конструктивизм и инструментализм.

В примордиализме выделяется такая черта этнического сознания и этнической идентичности, как невыбираемость, что позволяет расширить поле объективных факторов их формирования.

Конструктивизм рассматривает этническое сознание как интеллектуальный конструкт, уделяя особое внимание роли сознания -ключевому символу, вокруг которого кристаллизируется осознание этнической отличительности.

Представители инструменталистского подхода исходили из того, что различия между этносами, необходимость их сопоставления служат основой для формирования этнической идентичности группы. Она может использовать этничность как инструмент для достижения своих экономических, политических и других целей.

На наш взгляд, примордиалистская модель исследования этнического сознания позволяет более полно выявить особенности процесса формирования этнического сознания. Несмотря на то, что человек обладает свободой выбора этнической идентичности, его выбор зависит от объективных факторов, выступающих в процессе социализации и этнизации априори. Окружающее этническое пространство отображается как посредством сознания, так и через некие бессознательные образования (архетипы). Бессознательные элементы образуют фундамент, базис, а сознательные компоненты выступают в качестве надстройки. На формирование этнического сознания оказывают влияние объективные условия (природные факторы, общность территории, государственные организации, политика и т.д.).

В примордиализме этничность определяется как реально существующий феномен, имеющий объективную основу. Представители примордиалистской теории разделились на сторонников социобиологического (этническое изначально присуще человеческому обществу как следствие генетической предрасположенности человека: кровное родство, родной язык и др.) и эволюционно-исторического (этническое - результат влияния окружающей среды, средство осмысления и выражения этнической картины мира, языковая

организация, традиции, обычаи и т.д.) подходов.

Однако, учитывая всю сложность природы этничности и этнического сознания, мы понимаем, что невозможно только на одной примордиальной модели раскрыть всю многоаспектность феномена этнического сознания. Поэтому не методологический монизм примордиализма, а методологическая комплексность, интеграция когнитивных возможностей всех рассмотренных концептуальных теоретических систем являются основанием относительно полного анализа теоретической модели индивидуальног о этнического сознания.

Второй параграф «Теоретические основания нсклассической и постнеклассической моделей индивидуального этнического сознания» посвящен выявлению особенностей этнического сознания с использованием герменевтического и постмодернистского подходов, в рамках которых предполагается анализ этнической культуры и этнического сознания как текста, так как они представляют собой совокупность объектов, форм, черт, смыслов, выраженных в знаково-символической форме.

Герменевтический подход использует для выявления особенностей этих «текстов» теорию интерпретации.

На наш взгляд, наиболее значимой формой ее выражения в изучении этнического сознания является теория ценностной интерпретации, так как этнические ценности рассматриваются как основание формирования индивидуального этнического сознания.

Герменевтическая модель позволяет рассматривать этническое сознание как целостную, существующую в пространстве и во времени символическую реальность, имеющую внутреннюю сложноорганизованную структуру.

Постмодернистская методология настаивает на переосмыслении теоретического знания, которое было создано в процессе становления классической теории этнической культуры и этнического сознания.

Методологический плюрализм постмодернизма: «деконструкция», «конструктивизм», «принцип ризомы» и др. - разрушает уже установившиеся представления об этническом сознании как системе, предлагает рассматривать этнос как некую «интеллектуальную конструкцию», как «воображаемую общность».

Постмодернизм отстаивает принцип плюрализма не только в методологии познания, но и в содержательной части текстов, их относительную независимость от авторов — «смерть субъекта» и «смерть автора».

Выделяя функции познающего субъекта, постмодернистский подход единственной реальностью утверждает сам текст, знак. То есть этническое сознание, этническая культура в этом случае понимаются как явление, которое не зависит ни от субъекта, ни от предметного мира с его системой смыслов.

Деконструкция постмодернизма отказывает этническому сознанию в

функции отражения объективной реальности, но позволяет рассматривать его как текст с множеством смыслов, что открывает безграничные возможности его интерпретации.

Неклассическая (герменевтика) и постнеклассическая (постмодернизм) философские модели формируют новые теоретические основания, которые позволяют расширить когнитивное пространство формирования теоретической модели индивидуального этнического сознания.

В результате рефлексии над сущностными характеристиками индивидуального этнического сознания и философским основанием теоретических подходов к его исследованию сложилось авторское понимание теоретической модели индивидуального этнического сознания как результата системной взаимосвязи философско-эпистемологических концепций этнического сознания ХХ-ХХ1 вв. Эта модель включает классическую интерпретацию индивидуального этнического сознания как способа духовно-практического освоения действительности, как формы отражения объективной реальности через совокупность идей, установок, ментальных представлений, свойственных отдельной личности, идентифицирующей себя в этническом пространстве.

Основными чертами индивидуального этнического сознания являются: целостность, идеальность, объективность-субъективность, системность, структурность, репрезентативность (символизм), религиозная ориентация, традиционность, конструктивность, противоречивость. Модель имеет характер открытой системы и предполагает подвижность своих структурных элементов, а также появление новых черт в силу динамичности взаимодействия индивидуального этнического сознания с окружающей действительностью.

В Заключении диссертации подводятся итоги и обобщаются результаты исследования.

Список работ, опубликованных автором по теме диссертации: Статьи в ведущих рецензируемых журналах

1. Калиева, А.Т. Этнические ценности как объект социально-гуманитарного познания [Текст] / А.Т.Калиева // Вестн. Оренб. гос. ун-та. -2009.-№7.-С. 167-171.

2. Калиева, А.Т. Ценностные установки как ведущий компонент традиционного знания [Текст] / А.Т.Калиева // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2010. - № 1 (17). - С. 102-107.

3. Каляева, А.Т. Проявление этнического в форме текста (философский анализ) [Текст] / А.Т.Калиева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2010. - Вып. 4. - С. 137-142.

4. Калиева, А.Т. Диалектика взаимодействия сознательного и бессознательного в этническом [Текст] / А.Т.Калиева // Вестн. Оренб. гос. унта. - 2011. - № 4. - С. 319-321.

Статьи

5. Калиева, А.Т. Этническое как объект социально-гуманитарного познания [Текст] / А.Т.Калиева // Современные факторы повышения качества профессионального образования: материалы XXVIII преподавательской науч,-практ. конф. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2007. - Т. 5. - С. 56-65.

6. Калиева, А.Т. Влияние марксистской методологии на современное социально-гуманитарное познание этнического [Текст] / А.Т.Калиева // Марксизм и современность: особенности дискурса: сб. статей. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. - С. 36-43.

7. Калиева, А.Т. Роль библиотек в гармонизации межэтнических отношений [Текст] / А.Т.Калиева // Книга. Чтение. Культура: материалы межрегиональной науч.-практ. конф. (26-27 октября 2007, г. Оренбург). -Оренбург : Издат. центр ОГАУ, 2008. - С. 77-80.

8. Калиева, А.Т. Этносы в ситуации социальной трансформации России [Текст] / А.Т.Калиева // Социогуманитарная ситуация в России в свете глобализационных процессов: материалы междунар. науч. конф. (2-4 октября 2008 г., г. Москва). - М.: МАКС Пресс, 2008. - С. 182-185.

9. Калиева, А.Т. Философские концепции религии как фактор становления национального самосознания этноса [Текст] / А.Т.Калиева // Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов: материалы XXIX преподавательской науч.-практ. конф. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. - Т. 10. - С. 141-148.

10. Калиева, А.Т. Толерантность как предмет этнического познания [Текст] / А.Т.Калиева // Формирование установок толерантного сознания в российском социуме: проблемы и перспективы: межрегион, науч.-практ. конф. (16 ноября 2007 г., г. Оренбург). - Оренбург : Издат. центр ОГАУ, 2009. - С. 5054.

11. Калиева, А.Т. Этническая толерантность как ценность в системе межнациональных отношений [Текст] / А.Т.Калиева // Толерантность в межэтнических и межконфессиональных отношениях и проблемы противодействия экстремизму в современной России (28 ноября 2008 г., г. Оренбург). - Оренбург : Издат. центр ОГАУ, 2009. - С. 234-237.

12. Калиева, А.Т. Этническая толерантность как форма проявления смысловых установок в современной российской ментальности [Текст] / А.Т.Калиева // Диалог культур: евразийский опыт и региональная специфика: материалы междунар. науч.-практ. семинара. - Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - С. 232-239.

13. Калиева, А.Т Специфика изучения этнического феномена [Текст] / А.Т.Калиева // VIII Конгресс этнографов и антропологов России: тез. докл. (1-5 июля 2009 г., г. Оренбург). - Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2009. - С. 117.

14. Калиева, А.Т. Роль языка в формировании этнического самосознания [Текст] / А.Т.Калиева // Образование и учитель XXI века: проблемы, перспективы развития. Всероссийская научно-практическая конференция (6-7 октября 2010 г., г. Оренбург) / Сб. статей: в 2 т. - Оренбург : Изд-во ОГГГУ, 2010.-Т. 1.-С. 146-149.

15. Калиева, А.Т. Гносеологический потенциал толерантности как базовой ценности этнического диалога [Текст] / А.Т.Калиева // Этнокультурный и межконфессиональный диалог в Урало-Поволжском полиэтничном пространстве: исторический опыт и современность: материалы всерос. науч.-практ. конф. - Оренбург : Издат. центр ОГАУ, 2012. - С. 193-197.

16. Калиева, А.Т. Влияние конфессиональной специфики лютеранства на формирование этнического самосознания [Текст] / А.Т.Калиева // Протестантизм в Оренбургском крае: история и современность (к 245-летию образования первой протестантской общины в регионе): материалы междунар. и всерос. науч.-практ. конф. - Оренбург : ИПК «Университет», 2013. - С. 151157.

Подписано в печать 17.02.2014 г. Усл. печ. л. 1,2. Тираж 120 экз. Заказ 22 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19

 

Текст диссертации на тему "Концептуально-эпистемологический подход к исследованию индивидуального этнического сознания"

Министерство образования и науки Российской Федерации

«Оренбургский государственный педагогический университет»

КАЛИЕВА АЛТЫНАЙ ТУРИТАЕВНА

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Специальность 09.00.01 - Онтология и теория познания

ФГБОУ ВПО

На правах рукописи

04201457226

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Ефименко Марина Николаевна

Оренбург - 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3

Глава 1. ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ........................................15

1.1. Специфика, структура и сущность этнического сознания..................16

1.2. Парадигмальное значение этнической картины мира

для индивидуального этнического сознания................................................39

Глава 2. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ..............................66

2.1. Концептуальные модели этничности в гуманитаристике

XIX—XX вв.....................................................................................................66

2.2. Теоретические основания неклассической и постнеклассической моделей индивидуального этнического сознания.......................................93

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................119

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.....................................................................................127

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................130

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В современном мире в условиях формирования информационной цивилизации и нарастания процессов глобализации этническое сознание приобретает новые общественные функции и особенности, сохраняя свое онтологическое значение для социального субъекта.

Этническое сознание является способом духовно-практического освоения действительности, который лежит в основе осмысления человеком своего бытия. Поэтому не случайно оно становится предметом онтогносеологической рефлексии, так как именно этот подход позволяет уяснить природу, специфику этнического сознания в целом и его индивидуальной формы.

Философская онтология и теория познания второй половины XIX -начала XXI века предлагают широкий ряд концептуальных оснований анализа феномена этнического сознания вообще и индивидуального этнического сознания в частности. Одни концепции (примордиализм, конструктивизм, инструментализм) позволяют рассматривать этническое сознание в его многоролевом и многофункциональном статусе. Другие - с утверждением концепта «смерти субъекта», «смерти автора» принижают значение индивидуального этнического сознания, подводя к идее кризиса индивидуальности.

Актуальность обращения к анализу феномена индивидуального этнического сознания с позиции современной философской онтологии и теории познания состоит в настоятельной необходимости выделения тех форм самоидентификации субъекта, которые позволяют утвердиться в понимании собственного места и роли в мире.

Кроме того, интерес к феномену индивидуального этнического сознания связан с процессом радикальной трансформации эпистемологической

парадигмы, которая значительным образом меняет подход к интерпретации человеческого бытия, выделяя его уровневые системы: сознательное и бессознательное, индивидуальное и коллективное, свободное и детерминированное. Подобная ситуация настоятельно требует осуществления рефлексии над философским основанием теоретических подходов к этническому сознанию. В условиях современной концептуально-эпистемологической полифонии возникает необходимость формирования теоретической модели индивидуального этнического сознания, смысловая нагруженность которой заключалась бы как в определении его сущностной природы, так и в установлении возможностей использования ее как инструмента выстраивания адекватной системы взаимодействия субъекта и природно-социального мира.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена еще и тем, что индивидуальное этническое сознание не получило достаточного онтогносеологического анализа в отечественном социально-гуманитарном дискурсе.

Степень разработанности проблемы представлена философской и научной литературой, в которой излагаются результаты изучения данной проблемы с различных позиций.

Одним из первых попытался определить причины этнического многообразия человечества великий медик древности Гиппократ. В трактате «О воздухе, водах и местностях» он утверждает, что специфика культуры, языка, психического склада народов обусловлена различными местами их расселения с присущими для них ландшафтом, климатом и прочими географическими особенностями.

В Средние века Фома Аквинский утверждал, что конструктивное развитие общества, активное взаимодействие его этнических групп, имеющих разнообразные ценностные и религиозные ориентации, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков

межкультурного взаимодействия. В работе «Сумма теологии» говорится о толерантности как добродетели. Для Фомы Аквинского толерантность есть средство сохранения мира и согласия в обществе.

В Новое время философы развивали взгляд на сущность этнического сознания в его тесной взаимосвязи с природой (К.Гельвеций, Д.Дидро и др.). Они утверждали, что причина этнических различий между народами заключается в многообразии природных условий.

Ш.Монтескье считал, что общий дух народа образуется в результате влияния на людей климата, религии, принципов правления, примеров прошлого, нравов, обычаев.

И.Гердер отмечает, что на формирование сознания и идентичности оказывают воздействие языки и исторические традиции сообщества людей. Таким образом, в истории человеческой мысли появляется новая тема: изучение этнокультурного сообщества, которое определяется как народ.

Философский взгляд на «дух народа», его этническое сознание расширил Д.Юм. Он полагал, что определяющими в становлении национальных черт психологии являются социальные факторы.

Д.Вико в труде «Основания новой науки об общей природе наций» подвергает рассмотрению историю общества, то есть конкретные формы жизни и мысли людей определенной исторической эпохи, как процесс развития не только его социальной структуры, но и культуры. Таким образом, Д. Вико представлял социальную организацию в качестве естественного эволюционного процесса и считал, что на развитие форм общественной жизни оказывают влияние традиции.

И.Кант утверждает, что народ есть результат объединения в одной местности множества людей, составляющих единое целое. Характер и особенности народа формируются под давлением внешних природных, ландшафтных и климатических факторов и передаются как «дух народа» по наследству потомкам.

В учении Г.Гегеля этническое выводится из объективного существования духа, выражающегося во всемирной истории. В последней он проявляется рядом внешних форм, каждая из которых находит отражение как реально существующий народ. Выражаясь в установленных формах, «дух народа» есть определенный дух, образующий из себя наличный истинный мир, который существует в своей религии, в своем культе, в своих обычаях, в своем государственном устройстве и своих политических законах, во всех своих учреждениях, в своих действиях и делах.

Заметный вклад в изучение сознания этносов вносит марксизм, который утверждает, что содержание самосознания целиком определяется практикой общения, природой общественных отношений. Человек формирует свое собственное Я через отношение к другим людям, в процессе общения с ними, в ходе трансформации материального производства.

Важными и актуальными являются идеи русских философов конца XIX -первой половины XX века. Исследование национального характера, психологии, причин и следствий тех или иных характерных для русского народа поведенческих актов и этнических стереотипов в русской философии осуществлялось Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, И.А.Ильиным, С.Л.Франком и др.

Существенный вклад в анализ природы этнического сознания внесли представители западной философии и психологии В.Вундт, М.Лацарус, Х.Штейнталь и др.

Несмотря на широкий спектр исследований специфики этнического сознания, есть проблемы, которые недостаточно разработаны именно в философской литературе.

Поэтому автор обращается в диссертации к исследованиям этнологов, социологов, антропологов: В.А.Авксентьева, С.А.Арутюнова, А.Багдасаровой, А.Бороноева, Л.М.Дробижевой, А.Здравомыслова, В.В.Карлова, В.И.Козлова, Н.Кокшарова, С.Лурье, З.Сикевич, Н.Г.Скворцова, В.А.Тишкова, В.Торукало и

др., - в работах которых представлены различные определения этничности, рассматриваются вопросы становления и существования этнического сознания.

Весомый вклад в изучение психологических характеристик этнического сознания внесли Г.Гарфинкель, В.Г.Крысько, Г.Лебон, К.Леви-Строс, В.С.Мухина, Т.Г.Стефаненко, К.Г.Юнг и др. В трудах этих авторов отражены психические основания этничности, что позволило в диссертационном исследовании проанализировать феномен соотношения сознательного и бессознательного в структуре этнического сознания.

Анализ структурных компонентов процесса формирования этнического сознания, представленный в работах Ф.Клакхона, С.В.Лурье, Э.С.Маркаряна, В.М.Пивоева, С.Л.Рубинштейна, Р.Рэдфилда, Э.Сепира, Ф.Стродбека, В.Н.Топорова, Б.Уорфа и др., позволил определить этническую картину мира как основание для формирования этнического сознания и этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне.

Проблемы репрезентации этнической картины мира разработаны в трудах В.фон Гумбольдта, Дж.Де-Вос, Т.И.Ильинич, В.И.Козлова и др., которые уделяли внимание языку как главному признаку проявления этнического сознания.

Аксиологический контекст этнического сознания в истории философии рассматривали Г.П.Выжлецов, Л.М.Дробижева, Т.Г.Исламшина, М.С.Каган, Е.

A.Окладникова, Н.С.Розов, А.Ю.Шадже и т. д.

Понимание традиции как механизма поддержания и сохранения устойчивости норм, ценностей содержится в работах М.Н.Ефименко, В А.Кутырева, Э.С.Маркаряна, О.А.Орловой, Н.С.Сарсенбаева, В.И.Толстых и ДР-

Особое место в познании этнического сознания занимают труды

B.П.Алексеева, Л.А.Анохина, Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева, Л.Г.Левина, А.И.Першиц, Ю.И.Семенова, В.А.Тишкова, С.А.Токарева, А.А.Формозова,

Н.Н.Чебоксарова, И.А.Чебоксаровой, К.В.Чистова, М.Н.Шмелева. Теоретическое осмысление этничности в работах Б.Андерсона, Р.Бенедикт, П.Ван ден Берге, Э.Геллнера, Л.Леви-Брюля, М.Мид, Л.Г.Моргана, Ф.Ратцеля, А.Р.Рэдклифф-Брауна, Э.Смита, Э.Б.Тейлора, Л.Уайта, Э.Хобсбаума и других позволило выявить методологические подходы, фундаментальные теоретические разработки, связанные с анализом сущности этнического сознания.

Культурные характеристики этноса, сформировавшиеся в процессе этногенеза и реализующиеся в определенном типе поведения людей, позволяют рассматривать этническое сознание как текст. Понять сознание этнической общности - значит понять ее семиотику, расшифровать тексты и определить значение используемых в ней знаков. Для решения поставленной проблемы автором использовались работы М.М.Бахтина, В.фон Гумбольдта, Ю.М.Лотмана, а также труды Ж.Делеза, Ж.Деррида, Ж.Лакана, М.Фуко и др., в которых осуществлен гносеологический анализ этнического сознания в философии постмодернизма.

Автор диссертации в своем исследовании опирается на философские концепции, в рамках которых поднимаются проблемы интерпретации, символизации, структуры знания в познавательном процессе. Работы Г.-Г.Гадамера, К.Гирца, Э.Кассирера, Л.А.Микешиной и К.Леви-Строса имеют определяющее значение для выявления автором онтогносеологических возможностей этнического сознания.

Значимыми для диссертационного исследования явились работы отечественного философа С.Е.Рыбакова, посвященные вопросам методологии исследования этнических феноменов, в которых автор разводит понятия «этнос» (естественным образом формирующаяся социальная общность, совокупность людей с общей этничностыо) и «этничность» (существенное качество человека, его качественно и количественно измеряемая характеристика, связанная с процессом первичной социализации и

генетически восходящая к родоплеменным социальным формам), но в то же время отмечает, что они взаимно дополняют друг друга.

Несмотря на существование различных концептуальных моделей исследования этнического сознания, не все аспекты этой проблемы изучены глубоко, прежде всего - в сфере онтологических оснований индивидуального этнического сознания и его гносеологического потенциала.

Объект исследования: процесс познания этнического сознания.

Предмет исследования: концептуально-эпистемологические модели исследования индивидуального этнического сознания.

Цель исследования: провести рефлексию над сущностными характеристиками индивидуального этнического сознания и философским основанием теоретических подходов к его исследованию для построения обобщенной теоретической модели индивидуального этнического сознания.

Задачи исследования.

1. Обозначить сущностные характеристики и структурные компоненты этнического сознания.

2. Уточнить значение освоения этнической картины мира для становления индивидуального этнического сознания как условия его самоидентификации.

3. Определить системное взаимоотношение между ведущими концептуальными исследованиями этнического сознания гуманитаристики рубежа Х1Х-ХХ веков и эпистемологическими подходами XX - нач. XXI века.

4. Проанализировать значение инновационных идей неклассической и постнеклассической гносеологии для исследования феномена индивидуального этнического сознания.

5. Уточнить обобщенную теоретическую модель индивидуального этнического сознания.

Методология и методы исследования. В работе использованы общенаучный системный подход и традиционные способы диалектического размышления, принципы историчности и конкретности, а также структурно-

функциональный метод, позволивший выявить структурные компоненты этнического сознания, проанализировать его функции и представить его как основу этнической самоидентификации субъекта; проблемно-логический метод, ориентированный на выявление логики и сущностных характеристик индивидуального этнического сознания; генетический метод, давший возможность изучить парадигмальное основание этнического сознания.

Принципиальное значение для проведения исследования имеет применение феноменологического, герменевтического, компаративистского, психоаналитического подходов, которые позволяют выявить методологические возможности концептуальных моделей исследования этничности и этнического сознания в современной гуманитаристике.

Категориальный аппарат исследования включает ряд фундаментальных понятий - «этнос», «этническое», «этническое сознание», «индивидуальное этническое сознание», «этническая картина мира», «этническая самоидентификация», «национальное», «национальность».

Источниковая база исследования. Теоретической и эмпирической базой исследования послужили работы М.М.Бахтина, Ю.В.Бромлея, Г.-Г. Гадамера, В.фон Гумбольдта, Л.Н.Гумилева, Ж.Деррида, И. Т. Касавина, Э.Кассирера, К.Леви-Строса, Ж.Лакана, В.А.Лекторского, Ю.М.Лотмана, Л.А.Микешиной, Г.Риккерта, С.Е.Рыбакова, В.А.Тишкова и др. Среди зарубежных исследователей, разрабатывающих проблемы этничности, этнического сознания, этнической идентичности, следует назвать Б.Андерсона, Ф.Барта, П.Ван ден Берге, Э.Геллнера, К.Гирца, Дж.Де-Вос, Ю.Хабермаса, Э.Хобсбаума, Д.Хоровица, Э.Эриксона и др. К отмеченной проблематике обращались О.Беуегеих, Ь.РгоЬепшБ, М.Негекоукв, .Г.Ьасап, В.МаНпочузкл, И.Е.Рагк, О.РзаЛаБ, К-ЫесШеМ.

Научная новизна исследования.

1. Определены особенности сущностных характеристик и структурных компонентов этнического сознания как основы этнической самоидентификации.

2. Уточнено парадигмальное значение этнической картины мира в процессе становления индивидуального этнического сознания.

3. Дан критический анализ основных аспектов ведущих концептуальных моделей исследования этнического сознания гуманитаристики Х1Х-ХХ вв.

4. Обоснована идея системной взаимосвязи и эволюции теоретических моделей индивидуального этнического сознания и методологии его исследования в контексте исторической смены парадигм и концепций этнического сознания ХХ-ХХ1 вв.

5. Показана эвристичность постмодернистского дискурса осмысления индивидуального этнического сознания.

6. Уточнена обобщенная теоретическая модель индивидуального этнического сознания.

Положения, выносимые на защиту.

1. В рамках современной эпистемологической парадигмы, основой которой является структурный принцип