автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему:
Концептуальный анализ текста

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Крылов, Артем Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.19
Диссертация по филологии на тему 'Концептуальный анализ текста'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Концептуальный анализ текста"

на правах рукописи

Крылов Артем Алексеевич

Концептуальный анализ текста (на материале "Слова о смерти" святителя Игнатия Брянчанинова)

Специальность 10.02.19 - теория языка

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 2004

Работа выполнена на кафедре общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета Московского государственного университета им М. В. Ломоносова.

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Волков А. А. Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Пищальникова В. А. кандидат филологических наук, доцент Салиева Л. К.

Ведущая организация:

Институт русского языка им. А. С. Пушкина

Защита диссертации состоится 200_|0года в"_"

часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.24 при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова.

Адрес: 119992, ГСП - 2, Москва, Ленинские горы, МГУ им. М. В. Ломоносова, 1 -й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке филологического факультета МГУ.

Автореферат разослан " >4" 9и€ср<^ 200^3 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

О. В. Дедова

Личность существует не только в физической реальности, но и в реальности "идеологической": в реальности идей, идеологем, мировоззренческих убеждений и верований. Личность ориентируется в мире посредством той системы оценок внешнего мира - тех "идеологических", мировоззренческих очков, которые были надеты в процессе воспитания. Эта мировоззренческая призма восприятия мира в сознании человека закрепляется в виде системы концептов.

Актуальность работы обусловлена несколькими моментами. 1. Один из способов адекватного описания и понимания культуры состоит в описании системы культурно значимых текстов. Текст является своеобразной ячейкой культуры. Всякий текст имеет своего автора. Поэтому описание и понимание культуры - это понимание ключевых авторов этой культуры и их ключевых текстов. Мировоззрение, мировидение, авторская картина мира в сознании автора представлены в виде системы концептов. В тексте система концептов воплощается в виде системы ключевых понятий и образов. В реальности и в культуре система концептов коррелирует с системой культурно значимых фактов, объектов и явлений. Таким образом, система концептов - это ключ к пониманию культуры через понимание индивидуального авторского сознания, отраженного в авторском тексте.

При этом важно отметить, что "поскольку механизм мышления нам до сих пор не известен (по словам А. А. Леонтьева, мы знаем, что имеем на входе и выходе, но сам процесс мышления остается для нас "черным ящиком"),

исходным материалом при решении вопроса об отношении мышления и речи по необходимости служит речь, в которой проявляются наиболее общие результаты человеческого познания в виде значений слов. Однако механизм отражения и даже первичного фиксирования этих результатов в языке/речи наблюдению пока не доступен и может быть смоделирован только предположительно. Именно поэтому открывается широкое поле для различных интерпретаций этого процесса, философских обобщений и домыслов, которые пока не могут быть проверены никакими строгими методами" [Пищальникова 2001, 18]. Именно поэтому также возможны самые разнообразные интерпретации того, как выстраивается личностная концептуальная система. И именно поэтому концептуальный анализ должен опираться прежде всего на языковые данные и, уже, данные текста и лексики текста.

2. В исследованиях русской культуры, русской самобытности, "русского национального характера" многие годы упускался целый корпус важнейших текстов, на которых были воспитаны многие поколения наших предков. Дело в том, что изучение любой культуры личностно. Личность в данном случае является и субъектом, и объектом познания. Поэтому исследователя и интересует в культуре прежде всего эталошше представления о личности. Они позволяют ответить на вопрос: каким должен быть я сам? Одна из главных составляющих культурного содержания - комплекс представлений об эталонной личности: ее мировидение, жизненные и поведенческие

установки. В России одно из направлений (не единственное, но весьма значимое) поиска эталонной личности было связано с православным христианством. Христианские тексты - важнейший материал, через концептуальный анализ которого можно понять русскую культуру, представления об идеале - прежде всего личностном.

3. Свт. Игнатий Брянчанинов - один из самых влиятельных писателей второй половины XIX и, как ни неожиданно это может показаться, рубежа XX и XXI веков. В наше время его книги стали вновь популярны и авторитетны. Свт. Игнатий стоит в ряду известнейших церковных писателей и проповедников своего времени (таких как митрополиты Филарет (Дроздов), Филарет (Амфитеатров), Амвросий (Подобедов), Михаил (Десницкий) и Григорий (Постников); епископы Иннокентий (Смирнов), Неофит (Докучаев-Платонов), Иоанн (Соколов) и мн. другие. По оценке Н. Тальберга, свт. Игнатий (Брянчанинов), вместе с свт. Феофаном (Говоровым), затворником Вышенским, а также св. праведным Иоанном Кронштадским внесли большой вклад в фонд православной духовной литературы, посвященной аскетизму. И сейчас на работы святителя ссылаются многие современные авторы, начиная от о. Серафима Роуза и кончая статьями д. Андрея Кураева, Юрия Воробьевского, Сергея Стефанова и др. По влиятельности тексты свт. Игнатия не уступают работам А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, Ю. Ф. Самарина, Н. В. Гоголя, А. И. Григорьева, Н. Н. Страхова, Ф. М. Достоевского, К. Н. Леонтьева, В. В. Розанова, С. Н. Трубецкого, Е. Н.

Трубецкого, JT. П. Карсавина, С. Л. Франка, о. П. Флоренского, о. С. Булгакова, о. В. Зеньковского и др.

4. Концептуальные исследования успешно развивались и развиваются в трудах отечественных и зарубежных исследователей, таких как J. Fodor, R. Jackendoff, А. Paivio, G. Lakoff, M. Johnson, S. Kosslyn, J. Taylor, Р. И. Павиленис, А. Вежбицкая, Ю. С. Степанов и мн. др. Предпосылки для развитая концептологии закладывались еще у классических авторов. Однако, очевидно, еще не было опыта концептуальных исследований русской духовной литературы. Между тем эта сфера является важной и влиятельной частью русской культуры.

Проблема, решаемая в диссертационном исследовании, проблема концептуального анализа текста - это проблема того, как выделить, описать и представить уникальное авторское мировидение, заложенное в сознании в виде концептуальной системы и выраженное материально в виде текста. Цель работы: учитывая указанную важность и влиятельность духовной литературы для русского мировоззрения, важность в концептуальной мировоззренческой системе русского христианства представлений о смерти, почти полную неисследованность творений свт. Игнатия концептологическими методами, - предпринять попытку концептуального анализа "Слова о смерти".

Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи: 1) рассмотреть возможные варианты и методы концептуального анализа и

понимания того, что есть концепт, уже существующие в лингвистике; 2) сформулировать, что понимается под концептом в данной работе; 3) описать метод исследования; 4) описать выявленным методом основные концеты "Слова о смерти"; 5) выявить дистрибуцию концептов и их системные отношения.

Объект диссертационного исследования - русская духовная культура. Предмет исследования - "Слово о смерти" свт. Игнатия Брянчанинова. Метод концептуального анализа [ср. Маслова 2004; Степанов 1997 и др.] включает следующие процедуры: 1) определить референтную ситуацию, к которой принадлежит данный концепт; 2) установить ядро содержательного наполнения концепта через обращение к соответствующим словарям (соответствующим по времени - то есть той же эпохи, в которой жил автор, и соответствующим по тематике: имеются в виду прежде всего словарь церковнославянского языка, богословский словарь, а также толковый словарь Даля); 3) учесть этимологию слова, фиксирующего концепт; 4) рассмотреть контексты "Слова о смерти", дающие широкое представление о содержахельном наполнении концепта; 5) рассмотреть контексты культурной традиции, в которой писалось Слово, то есть книги и "слова" других церковных авторов - современности и прошлого.

Научная новизна диссертации: впервые проведено концептологическое исследование творчества свт. Игнатия Брянчанинова; показаны связи между системой концептов текста и системой логических топов, выявлена

топическая заданность содержания концептов. Теоретическая значимость работы - в систематизации концептуальных представлений христианского православного мировоззрения: через призму концепта "смерть"; система концептов помешена в "систему координат" общих мест риторики и богословия. Практическая значимость исследования: материалы работы могут использоваться в вузовских курсах "Риторика", "Концептуальный анализ текста", "История словесности", "Культурология", "Русская культура", "Духовная культура", "Русская духовная культура", спецкурсах по философии и религоведению.

Положения работы были апробированы на 7-й международной конференции по риторике (Москва, январь 2003), 9-й международной конференции "Текст. Структура и семантика" (Москва, апрель 2003), 11-й международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов" (Москва, апрель 2004), на семинарах "Методология" Ю. В. Громыко (Москва, февраль 2003), а также в педагогической работе, проводимой в школе-лаборатории № 1314 Московского департамента образования - в рамках экспериментальной сети "Мыследеятельностная педагогика" и программы "Столичное образование"; в ходе преподавания курса "Введение в языкознание" на дневном и вечернем отделении 1 курса филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (2002 - 2003 гг.), а также курсов "История русской литературы" и "История зарубежной литературы" в школе-лаборатории № 1314 (2000 - 2002 гг.).

Положения, выносимые на защиту диссертации:

1. "Поскольку механизм мышления нам до сих пор не известен (по словам А. А. Леонтьева, мы знаем, что имеем на входе и выходе, но сам процесс мышления остается для нас "черным ящиком"), исходным материалом при решении вопроса об отношении мышления и речи по необходимости служит речь, в которой проявляются наиболее общие результаты человеческого познания в виде значений слов. Однако механизм отражения и даже первичного фиксирования этих результатов в языке/речи наблюдению пока не доступен и может быть смоделирован только предположительно. Именно поэтому открывается широкое поле для различных интерпретаций этого процесса, философских обобщений и домыслов, которые пока не могут быть проверены никакими строгими методами" [Пищалъникова 2001, 18]. Именно поэтому также возможны самые разнообразные интерпретации того, как выстраивается личностная концептуальная система. И именно поэтому концептуальный анализ должен опираться на языковые данные и, уже, данные текста и лексики текста.

2. В рефирируемой диссертационной работе концепт понимается как базовая ментальная единица; вербализованное понятие, отрефлектированное в категориях культуры [см. Фрумкина 1992]; заключает в себе существенно важный смысловой комплекс в рамках мировоззрения конкретной личности, отраженного в тексте(ах) данной личности. Концепт принадлежит личности.

3. Проблема концептуального анализа - это проблема концептуального анализа авторского текста, проблема того, как выделить, описать и представить уникальное авторское мировидение, заложенное в сознании в виде концептуальной системы и выраженное материально в виде текста.

4. Смысловое содержание концепта представлено в виде системы предикаций. Если мы хотим определить, что есть человек, мы говорим "человек есть то-то...", "человеку присуще то-то...", "человеку противоположно, не свойственно то-то и то-то...". Если мы хотим определить, что есть жизнь, мы говорим "жизнь есть то-то...", "жизнь характеризуется тем-то и тем-то...", "жизнь похожа на то-то и то-то...". Как можно заметить, система предикаций, задающих смысловое содержание концепта, строится по классической системе логических общих мест, или топов.

5. Через разбор отдельных аспектов и сторон комплексного явления, на которое указывает тот или иной концепт, задается широкое и полное смысловое содержанке данного концепта. Предикации, задающие смысловую заданность концепта, строятся по системе следующих логических топов: действие-претерпевание, предыдущее, последующее, место, время, состояние, обстоятельства; условие, причина, следствие; цель, средство, лицо-поступок, образ действия; присущее, привходящее, отношение, род-вид, часть-целое, имя-вещь, определение (тождество); подобие, противоположность, большее-меньшее.

6. Концепты "Слова о смерти" организукися в систему и дисгрибутивно различаются через набор бинарных смысловых оппозиций: тварность-нетварность, персональность-неперсональность, предметность-непредметаость, статичность-динамичность, процессуальность-непроцессуальность, наличие-отсутствие целеполагания, локализованность-нелокализованность, этическая релевантность-иррелевантность, добро-зло, смертность-бессмертие. Это категории образуют интерпретирующую метасистему понятий, выработанных античной философией, отчасти переосмысленных богословием и вошедших в курс классического образования.

7. Святитель Игнатий формирует в своих текстах эталонное культурное содержание, выстраивая нравственный образец личности и моделируя нравственный образец человеческой жизни. Смысловая структура текста (а), содержательная структура мировоззрения, стоящего за текстом (б), внутренняя структура концептуальной системы, оформляющей мировоззрение в сознании автора (с), - представляют собой уникальное и ценнейшее содержание культуры, и особенно русской культуры.

Структура диссертации.

Диссертационная работа выполнена в объеме 204 машинописных страниц, содержит введение, 3 главы и заключение, а также 16 таблиц; библиография включает 101 наименование.

Во введении устанавливаются объект, предмет и цель исследования, формулируются задачи и описывается метод; дается обоснование актуальности поставленной темы, раскрывается новизна работы, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе излагаются современные лингвистические представления о том, что есть концепт и каковы основные принципы концептуального анализа; формулируется, что будет пониматься под концептом в предлагаемой диссертационной работе.

Во второй главе дается обоснование метода исследования и выбора материала; раскрываются основные принципы топической заданности концептов; показано место святителя Игнатия Брянчанинова и "Слова о смерти" в русской духовной литературе и культуре.

В третьей главе осуществлен собственно концептуальный анализ "Слова о смерти", показана топическая заданность концептов текста, определена дистрибуция концептов в рамках концепт-системы текста.

В заключении работы сформулированы основные выводы и результаты исследования; обозначено место концептуального анализа в общей системе научных методик когнитивистики; описано современное состояние, лакуны и перспективы концептуальных исследований.

Основное содержание диссертации.

1. Проблема концептуального анализа текста возникла в рамках новой отрасли знания под названием "когнитивная наука". Когнитивная наука (когнитология) появилась в XX веке и разрабатывалась преимущественно в зарубежной лингвистике. К концу XX - началу XXI века когнитология, по единодушному признанию ученых, отшодь не стала четко выделенной самостоятельной дисциплиной и не может рассматриваться как нечто единое и целостное. За годы существования и развития относительная фрагментарность и размытость границ когнитологии не только не исчезли, но усилились и стали заметнее.

Единого и признанного всеми определения концепта не существует. Определений, что есть концепт, фактически столько же, сколько авторов-лингвистов, пишущих работы по концептуальной проблематике. Классификаций возможных "школ" и "направлений" когнитологии и, уже, "концептологии" (то есть отрасли когнитивной науки, специально занимающейся концептами) также фактически столько же, сколько авторов-лингвистов, пишущих работы специально на эту тему.

В общем смысле концепт в когнитологии определяется как главная, "атомная" (устойчивая и не делимая без утери смысловой значимости) оперативная и содержательная единица памяти, "ментального лексикона", "языка мозга", "концептуальной системы" и "картины мира", отраженной в человеческой психике. Концепт несет в себе те базовые смыслы, которыми

оперирует человек в процессе мышления и которые отражают содержание опыта, знания, деятельности и познания мира. Концепт - это "квант" знания.

2. В данной диссертационной работе коннепт понимается как базовая ментальная единица; вербализованное понятие, отрефлектированное в категориях культуры [см. Фрумкина 1992]; заключает в себе существенно важный смысловой комплекс в рамках мировоззрения конкретной личности, отраженного в тексте(ах) данной личности. Концепт принадлежит личности.

Смысловое содержание концепта представлено в виде системы предикаций. Если мы хотим определить, что есть человек, мы говорим "человек есть то-то...", "человеку присуще то-то...", "человеку противоположно, не свойственно то-то и то-то...". Если мы хотим определить, что есть жизнь, мы говорим "жизнь есть то-то...", "жизнь характеризуется тем-то и тем-то...", "жизнь похожа на то-то и то-то ..". Как можно заметить, система предикаций, задающих смысловое содержание концепта, строится по классической системе логических общих мест, или топов.

Топ представляет собой положение, которое рассматривается как правильное или истинное и является основанием аргумента. Топ имеет сложное строение: в нем выделяются две смысловые составляющие — содержательная и логико-семантическая, которые обозначаются соответственно как топ внешний и топ внутренний. Внешний топ представляет собой сочетание смысловых категорий, которые в совокупности

обозначают соединение и соотношение смысловых ценностей, свойственное определенному мировоззрению или определенной культурной традиции. Так, в выражении "рассекать значит убивать" можно увидеть сочетание слов "рассекать" и "убивать" — подлежащего и сказуемого ценностного суждения, соединение которых является смысловой основой суждения — содержательным топом. Форма отношения между ними: А — В является выражением логического топа, который называется "вид — род", поскольку рассечение рассматривается как вид убиения. Логический топ представляет собой отношение между понятиями или высказываниями, посредством которого делается ход мысли.

Через разбор отдельных аспектов и сторон комплексного явления, на которое указывает тот или иной концепт, задается широкое представление о содержании данного концепта. Предикации, задающие смысловую заданность концепта, строятся по системе следующих логических топов: действие-претерпевание, предыдущее, последующее, место, время, состояние, обстоятельства; условие, причина, следствие; цель, средство, лицо-поступок, образ действия; присущее, привходящее, отношение, род-вид, часть-целое, имя-вещь, определение (тождество); подобие, противоположность, большее-меньшее.

3. Концептуальный анализ конкретного авторского текста и выявление личностной концептуальной системы - непосредственно связаны с идеей различения психологического значения и личностного смысла (подробнее см.

[Леонтьев 1983] и [Пищальникова 2001]), согласно которой психологическое значение - это то, что открывается в предмете или явлении объективно, фиксируется в языке (и в соответствующих словарях языка), приобретает устойчивость, закрепляется в общественном и личном сознании, а личностный смысл - это персонально-субъективное отношение субъекта к миру, фиксирующееся в субъективных значениях. Психологическое значение объективирует для личности ее субъективные смыслы, вкладываемые в понимание данного объекта или явления. При этом слово (по Леонтьеву) есть лишь частный случай фиксации психических значений - и здесь мы напрямую выходим к разграничению вербальных и невербальных ментальных репрезентаций. Психологическое значение Леонтьева содержательно сопоставимо с понятием.

Личностный смысл задает пристрастность человеческого сознания и создает условия для самоидентификации личности в окружающей реальности. Психологическое значение ограничивает человека рамками культурно-исторического опыта; личностный смысл же не имеет надындивидуального, непсихологического существования, содержит субъективные моменты осознания действительности [см. подробнее Пищальникова 2001, гл. 2].

Психологическое значение и личностный смысл, таким образом, являются важнейшими составляющими личностной концептуальной системы,

отраженной в авторском тексте - и в частности в "Слове о смерти" свт. Игнатия Брянчанинова.

4. Каждый концепт "Слова о смерти" различен со всеми другими элементами концепт-системы, и таким образом его выделение как отдельного элемента оправдано.

Прежде всего святитель Игнатий использует бинарную оппозицию "тварность/нетварность" и выделяет на особое место в концептуальной системе концепт "Бог". Оппозиция "тварность/нетварность" - центральная оппозиция всей христианской онтологической картины, вводящая идею сотворения мира из ничего (ех шЫ1е) и отличающаяся, таким образом, от всех философских построений предшествовавших эпох.

Далее автор вводит вторую важнейшую категорию - "персональность / неперсональность" и выделяет концепты "человек" и "душа". Категория персональное™, "личностности" также является специфической и отличительной категорией христианства, в виду того что именно христианство и только христианство выстраивает полное и законченное представление о личности, задавая ее существенные характеристики (см. ниже). Между собой концепты "человек" и "душа" различаются по признаку "смертности": человек смертен (так как подвержен разделению души и тела), но душа сама по себе бессмертна.

Далее разделение и отличение концептов идет по признаку предметности: выделяются предметные концепты "тело", "ад" (место), "рай"

(место) и непредметные концепты "праведность", "грех", "мытарства", "страсть", "земная жизнь", "смерть", "памятование смерти" - это концепты, обозначающие либо свойства (качества, атрибуты), либо процессы (длительные, цикличные), либо разовые действия.

В предметных концептах идет различение по топу "место" и выделяются, с одной стороны, ад и рай, с другой стороны, тело (признак "не место"). Далее ад и рай различаются по топу "добро/зло". Рай - место добра, ад - место зла.

Деление в группе непредметных концептов идет далее по признаку "статика/динамика". Концепты с семой статичности - "праведность" и "страсть", как обозначающие свойство. Между собой концепты "праведность" и "страсть" различаются по топу "добро/зло".

Концепты с семой динамичности - грех, мытарства, земная жизнь, памятование смерти и смерть. Но сути дела, это либо процессы той или иной степени длительности, либо разовые или повторяющиеся действия. Характерно, что грех относится к концептам динамики, а страсть к концептам статики. Страсть, как мы помним, святитель определяет как свойство души. А грех мыслится прежде всего как поступок, как целенаправленное действие по нарушению заповеди Божией.

В группе концептов с семой динамики далее идет разделение по наличию или отсутствию целеполагания. В процессах смерти и прохождения мытарств целеполагание отсутствует, эти явления во многом "навязаны" человеку извне. Правда, если разбираться в коренных и глубинных причинах, то эти

явления - следствия греховной испорченности самого человека, в которой виноват он сам. Между собой концепты "смерть" и "мытарства" различаются по наличию или отсутствию этической релевантности: мытарства оцениваются в системе этических категорий (будучи по определению цепочкой некоторых пространственных рубежей, на которых жизнь человека оценивается с этических позиций), а смерть рассматривается как явление неизбежное и этически нейтральное: смерть есть смерть, разлучение души и тела; этически оцениваются глобальные и глубинные причины смерти -греховность, нравственное падение и т.д.

Далее в концептах с семой динамики и наличием целеполагания (грех, земная жизнь, памятование смерти) по признаку процессуальное™ выделяются концепт "земная жизнь" и "памятование смерти", и, соответственно, отдельно выделяет концепт "грех", мыслимый преимущественно как некоторое разовое действие, поступок. Между собой земная жизнь и памятование смерти различаются по признаку этической релевантность: памятование смерти есть добродетель (этически релевантный концепт), земная жизнь сама по себе в категориях этики не рассматривается -этически могут быть оценены те или иные составляющие земной жизни.

Таким образом, каждый концепт различен со всеми другими элементами концепт-системы, и, следовательно, его выделение как отдельного элемента оправдано.

5. Свягитель Игнатий формирует в своих текстах эталонное культурное содержание, выстраивая нравственный образец личности и моделируя нравственный образец человеческой жизни Смысловая структура текста (а), содержательная структура мировоззрения, стоящего за текстом (б), внутренняя структура концептуальной системы, оформляющей мировоззрение в сознании автора (с), - представляют собой уникальное и ценнейшее содержание культуры, и особенно русской культуры.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Крылов А. А Концептуальная структура текста и мировоззрение / Текст. Структура и семантика. Мат-лы ГХ международной конференции. М., 2003 -С. 77-84;

Крылов А. А "Идеологическое ведро" как понятие в теории риторики и концептологии / Риторика в системе гуманитарного знания. Материалы 7-й международной конференции по риторике. М., 2003 - С 56 - 58;

Крылов А А Личностное мировоззрение глазами лингвиста / Евразийская студенческая ассоциация. Российский союз студентов. Студенческий союз МГУ. Материалы 11-й международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов". Выпуск 12. - М., 2004 - С. 222-223;

Крылов А А. Миг замер и не кончается никогда (концепты 'Вечность' и 'Любовь' в христианстве) / Газета "Правда On line", 01.04.2003 - Раздел "Общество".

Заказ № 530 Тираж 50 экз

ООО «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 Москва, Балаклавский пр-т, 20-2-93 (095) 747-64-70 (095) 318-40-68 www autoreferat ru

РНБ Русский фонд

2007-4 4552

2 2 ФЕ8 2005

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Крылов, Артем Алексеевич

Введение

Глава 1. Проблема концептуального анализа текста 12 в современной лингвистике

Что есть концепт ("концепт концепта")

Концептуальный анализ текста

Выводы

Глава 2. Проблема концептуального анализа

Слова о смерти"

Метод

Материал исследования

Выводы

Глава 3. Концептуальный анализ "Слова о смерти"

Концепт "смерть"

Концепт "человек"

Концепт"Бог"

Ко н це пт "душ а"

Концепт "страсть"

Концепт "грех"

Концепт "тело"

Концепт"ад"

Концепт"рай"

Концепт"праведность"

Концепт "мытарства" 147 Концепт"земная жизнь"

Концепт "памятование смерти"

Системная классификация и дистрибуция концептов

Центр и периферия концепт-системы

Выводы

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Крылов, Артем Алексеевич

Если тебя печалит что-либо внешнее, - писал Марк Аврелий, - то не оно тебя печалит, а твое отношение к этому".

Действительно, личность существует не только в физической реальности, но и в реальности "идеологической" (назовем ее так). Личность ориентируется в мире посредством той системы оценок внешнего мира - тех "идеологических", мировоззренческих очков, которые были надеты в процессе воспитания. Эта мировоззренческая призма восприятия мира в сознании человека закрепляется в виде системы концептов. От концептуальной системы личности зависят не просто ее взгляды на мир -зависит ее судьба.

Актуальность работы обусловлена несколькими моментами. 1. Описать и понять культуру возможно сколько-нибудь адекватно через описание системы культурно значимых текстов. Текст является своеобразной ячейкой культуры. Всякий текст имеет своего автора. Поэтому описание и понимание культуры - это понимание ключевых авторов этой культуры и их ключевых текстов. Мировоззрение, мировидение, авторская картина мира в сознании автора представлены в виде системы концептов. В тексте система концептов воплощается в виде системы ключевых понятий и образов. В реальности и в культуре система концептов коррелирует с системой культурно значимых фактов, объектов и явлений. Таким образом, система концептов — это ключ к пониманию культуры через понимание индивидуального авторского сознания, отраженного в авторском тексте.

При этом важно отметить, что "поскольку механизм мышления нам до сих пор не известен (по словам А. А. Леонтьева, мы знаем, что имеем на входе и выходе, но сам процесс мышления остается для нас "черным ящиком") исходным материалом при решении вопроса об отношении мышления и речи по необходимости служит речь, в которой проявляются наиболее общие результаты человеческого познания в виде значений слов. Однако механизм отражения и даже первичного фиксирования этих результатов в языке/речи наблюдению пока не доступен и может быть смоделирован только предположительно. Именно поэтому открывается широкое поле для различных интерпретаций этого процесса, философских обобщений и домыслов, которые пока не могут быть проверены никакими строгими методами" [Пшцальникова 2001, 18]. Именно поэтому также возможны самые разнообразные интерпретации того, как выстраивается личностная концептуальная система. И именно поэтому концептуальный анализ неминуемо должен опираться прежде всего на языковые данные и, уже, данные текста и лексики текста.

2. В исследованиях русской культуры, русской самобытности, "русского национального характера" многие годы упускался целый корпус важнейших текстов, на которых были воспитаны многие поколения наших предков - а значит, и мы. Дело в том, что изучение любой культуры личностно. Личность в данном случае является и субъектом и объектом познания. Поэтому исследователя и интересует в культуре прежде всего эталонные представления о личности. Они позволяют ответить на вопрос: каким должен быть я сам? Одна из главных составляющих культурного содержания -комплекс представлений об эталонной личности: ее мировидение, жизненные и поведенческие установки. В России одно из направлений (не единственное, но весьма значимое) поиска эталонной личности было связано с православным христианством. Христианские тексты - важнейший материал, через концептуальный анализ которого можно понять русскую культуру, представления об идеале - прежде всего личностном.

3. Концептуальные исследования приобретают чрезвычайную важность особенно сейчас. Подчас абсурдная "культура" последовательно оказывает воздействие на личность. В ситуации абсурдности особенно сильны различные идейные влияния: философские, политические, сектантские, оккультные. Мощность идеологического влияния можно оХшсать через метафору "идеологическое ведро" [Громыко 2001; термин Д. Б. Дмитриева]. "Идеологическое ведро" - это система концептов "абсурдного сознания", отраженная в идейной структуре "абсурдного текста" и внушаемая другим через текст. Для филолога важно отследить методы такого воздействия. Концептуальный анализ текста позволяет проникнуть в авторское сознание и выявить те мировоззренческие постулаты, которые (подчас и незаметно) внушаются через текст.

4. Свт. Игнатий Брянчанинов, - один из самых влиятельных писателей второй половины XIX и, как ни неожиданно это может показаться, рубежа XX и XXI веков. В наше время его книги стали вновь популярны и авторитетны. Свт. Игнатий стоит в ряду известнейших церковных писателей и проповедников своего времени (таких как: митрополиты Филарет (Дроздов), Филарет (Амфитеатров), Амвросий (Подобедов), Михаил (Десницкий) и Григорий (Постников); епископы Иннокентий (Смирнов), Неофит (Докучаев-Платонов), Иоанн (Соколов) и мн. другие. По оценке И. Тальберга, свт. Игнатий (Брянчанинов), вместе с свт. Феофаном (Говоровым), затворником Вышенским, а также св. праведным Иоанном Кронштадским, внесли большой вклад в фонд православной духовной литературы, посвященной аскетизму. И сейчас на работы святителя ссылаются многие современные авторы, начиная от о. Серафима Роуза и кончая статьями д. Андрея Кураева, Юрия Воробьевского, Сергея Стефанова и др. По влиятельности тексты свт. Игнатия не уступают работам А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, Ю. Ф. Самарина, Н. В. Гоголя, А. И. Григорьева, И. И. Страхова, Ф. М. Достоевского, К. И. Леонтьева, В. В. Розанова, С. И. Трубецкого, Е. Н. Трубецкого, Л. П. Карсавина, С. Л. Франка, о. П. Флоренского, о. С. Булгакова, о. В. Зеньковского и др.

5. Концептуальные исследования успешно развивались и развиваются в трудах отечественных и зарубежных исследователей, таких как: J. Fodor, R. Jackendoff, A. Paivio, G. Lakoff, M. Johnson, S. Kosslyn, J. Taylor, P. И.

Павиленис, А. Вежбицкая, Ю. С. Степанов и мн. др. Предпосылки для развития концептологии закладывались еще у классических авторов. Однако, очевидно, еще не было опыта концептуальных исследований русской духовной литературы. Между тем эта сфера является важной и влиятельной частью русской культуры.

Проблема, решаемая в диссертационном исследовании, проблема концептуального анализа текста - это проблема того, как выделить, описать и представить уникальное авторское мировидение, заложенное в сознании в виде концептуальной системы и выраженное материально в виде текста. Цель работы: учитывая указанную важность и влиятельность духовной литературы для русского мировоззрения, важность в концептуальной мировоззренческой системе русского христианства представлений о смерти, почти полную неисследованность творений свт. Игнатия концептологическими методами, - предпринять попытку концептуального анализа "Слова о смерти".

Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи: 1) рассмотреть возможные варианты и методы концептуального анализа и самого понимания, что есть концепт, - уже существующие в лингвистике; 2) сформулировать, что будет пониматься под концептом в данной работе; 3) описать метод исследования; 4) описать выявленным методом основные концепты "Слова о смерти"; 5) выявить дистрибуцию концептов и их системные отношения.

Объект диссертационного исследования - русская духовная культура. Предмет исследования - "Слово о смерти" свт. Игнатия Брянчанинова. Метод концептуального анализа [ср. Маслова 2004; Степанов 1997 и др.] включает следующие процедуры: 1) определить референтную ситуацию, к которой принадлежит данный концепт; 2) установить ядро содержательного наполнения концепта через обращение к соответствующим словарям (соответствующим по времени - то есть той же эпохи, в которой жил автор; и соответствующим по тематике - имеются в виду прежде всего словарь церковно-славянского языка, богословский словарь, а также толковый словарь Даля); 3) учесть этимологию слова, вербально фиксирующего концепт; 4) рассмотреть контексты "Слова о смерти", дающие широкое и объемное содержательное наполнение концепта; 5) рассмотреть контексты культурной традиции, в которой писалось Слово, то есть книги и "слова" других церковных авторов - современности и прошлого; 6) ключевые концепты текста (и данной культурной традиции), будут непременно повторены и проинтерпретированы в церковной живописи, музыке, архитектуре и т.д.

Научная новизна диссертации: впервые проведено концептологическое исследование текстового наследия русской духовной культуры и, конкретнее, творчества свт. Игнатия; показаны связи между системой концептов текста и системой логических топов, выявлена топическая заданность содержания концептов. Теоретическая значимость работы - в систематизации понятийного аппарата концепт-анализа и систематизации концептуальных представлений христианского православного мировоззрения: через призму концепта "смерть"; система концептов помещена в "систему координат" общих мест риторики и богословия. Практическая значимость исследования: материалы работы могут использоваться в вузовских курсах "Риторика", "Концептуальный анализ текста", "История словесности", "Культурология", "Русская культура", "Духовная культура", "Русская духовная культура", спецкурсах по философии и религоведению.

Положения работы были апробированы на 7-й международной конференции по риторике (Москва, январь 2003), 9-й международной конференции "Текст. Структура и семантика" (Москва, апрель 2003), 11-й международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов" (Москва, апрель 2004), на семинарах "Методология" Ю. В. Громыко (Москва, февраль 2003), а также в педагогической работе, проводимой в школе-лаборатории № 1314 Московского департамента образования - в рамках экспериментальной сети "Мыследеятельностная педагогика" и программы "Столичное образование"; в ходе преподавания курса "Введение в языкознание" на дневном и вечернем отделении 1 курса филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (2002 - 2003 гг.), а также курсов "История русской литературы" и "История зарубежной литературы" в школе-лаборатории № 1314 (2000 - 2002 гг.).

По содержанию диссертационной работы сделано 4 публикации: Крылов А. А. Концептуальная структура текста и мировоззрение / Текст. Структура и семантика. Мат-лы IX международной конференции. М., 2003 - С. 77 - 84; Крылов А. А. "Идеологическое ведро" как понятие в теории риторики и концептологии / Риторика в системе гуманитарного знания. Материалы 7-й международной конференции по риторике. М., 2003 - С. 56 - 58; Крылов А. А. Личностное мировоззрение глазами лингвиста / Евразийская студенческая ассоциация. Российский союз студентов. Студенческий союз МГУ. Материалы 11-й международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов". Выпуск 12. - М., 2004 - С. 222 - 223; Крылов А. А. Миг замер и не кончается никогда (концепты 'Вечность' и 'Любовь' в христианстве) / Газета "Правда On line", 01.04.2003 - Раздел "Общество".

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Концептуальный анализ текста"

Выводы

1. Концептуальный анализ конкретного авторского текста и выявление личностной концептуальной системы - непосредственно связаны с идеей различения психологического значения и личностного смысла (подробнее см. [Леонтьев 1983] и [Пищальникова 2001]), согласно которой психологическое значение - это то, что открывается в предмете или явлении объективно, фиксируется в языке (и в соответствующих словарях языка), приобретает устойчивость, закрепляется в общественном и личном сознании, а личностный смысл - это персонально-субъективное отношение субъекта к миру, фиксирующееся в субъективных значениях. Психологическое значение объективирует для личности ее субъективные смыслы, вкладываемые в понимание данного объекта или явления. Личностный смысл задает пристрастность человеческого сознания и создает условия для самоидентификации личности в окружающей реальности. Психологическое значение ограничивает человека рамками культурно-исторического опыта; личностный смысл же не имеет надындивидуального, непсихологического существования, содержит субъективные моменты осознания действительности [см. подробнее Пищальникова 2001, гл. 2].

Психологическое значение и личностный смысл, таким образом, являются важнейшими составляющими личностной концептуальной системы, отраженной в авторском тексте - и в частности в "Слове о смерти" свт. Игнатия Брянчанинова.

2. "Слово о смерти" уникально тем, что первичный "концепуальный анализ" текста провел сам автор. Дело в том, что Слово не делится само на какие-то главы или части; изложение идет непрерывно через все примерно 200 страниц. Однако в конце сам святитель Игнатий сделал некоторую выжимку, или "оглавление", которое называет основные концептуально значимые блоки текста. Концепты, выделенные автором в этот обзорный блок Слова, соответствуют базовым концептам той культурной традиции, в которой создавалась книга. Это традиция Восточного Христианства, представленная прежде всего работами по догматическому и нравственному богословию, как, например, "Точное изложение Православной веры" Иоанна Дамаскина. Концептуальная значимость этой обзорной части Слова явственно следует также из жанровых и функциональных особенностей самого текста и раздела текста, обозначенного как "оглавление".

Книги типа "Слова о смерти" или "Точного изложения Православной веры" дают всеобъемлющую картину реальности через призму определенного мировоззрения. Текст внутри своего содержательного наполнения упорядочивает реальность, фиксирует ее структуру. Оглавление же представляет собой структуру текста. Поэтому оглавление есть, по сути дела, структура структуры - концептуальная модель внешней действительности.

3. Контексты, достаточные для содержательного определения концепта, представляют собой по преимуществу группу предложений или целый абзац. Концепты богословской книги, причем книги, задающей онтологическую картину, систему представлений о мире в целом, не могут определяться путем "выдергивания" из контекста отдельных словосочетаний или фраз. Есть большая опасность искажения, а искажения в богословии недопустимы. Поэтому нужен оптимально (не максимально, а оптимально) широкий контекст.

4. Через разбор отдельных аспектов и сторон комплексного явления, на которое указывает тот или иной концепт, задается широкое и полное смысловое содержание данного концепта. Это делается через систему предикаций: "х есть.", "х характеризуется.", "х похож на.", "х связан с." и т.д., где х есть тот или иной концепт. Подобные предикации строятся по системе общих мест, или логических топов: действие-претерпевание, предыдущее, последующее, место, время, состояние, обстоятельства; условие, причина, следствие; цель, средство, лицо-поступок, образ действия; присущее, привходящее, отношение, род-вид, часть-целое, имя-вещь, определение (тождество); подобие, противоположность, большее-меньшее.

5. Концепты "Слова о смерти" организуются в систему и дистрибутивно различаются через набор бинарных смысловых оппозиций: тварность-нетварность, персональность-неперсональность, предметность-непредметность, статичность-динамичность, процессуальность-непроцессуальность, наличие-отсутствие целеполагания, локализованность-нелокализованность, этическая релевантность-иррелевантность, добро-зло, смертность-бессмертие. Это категории образуют интерпретирующую метасистему понятий, выработанных античной философией, отчасти переосмысленных богословием и вошедших в курс классического образования.

Заключение

1. Проблема концептуального анализа текста возникла в рамках новой отрасли знания под названием "когнитивная наука". Когнитивная наука (когнитология) появилась в XX веке и разрабатывалась преимущественно в зарубежной лингвистике. К концу XX - началу XXI века когнитология, по единодушному признанию ученых, отнюдь не стала четко выделенной самостоятельной дисциплиной и не может рассматриваться как нечто единое и целостное. За годы существования и развития относительная фрагментарность и размытость границ когнитологии не только не исчезли, но усилились и стали заметнее.

2. Единого и признанного всеми определения концепта не существует. Каких-то четко выделенных школ или лингвистических направлений, так или иначе определяющих концепт, также не существует. Определений, что есть концепт, фактически столько же, сколько авторов-лингвистов, пишущих работы по концептуальной проблематике. Классификаций возможных "школ" и "направлений" когнитологии и, уже, "концептологии" (то есть отрасли когнитивной науки, специально занимающейся концептами) также фактически столько же, сколько авторов-лингвистов, пишущих работы специально на эту тему.

3. В общем смысле концепт в когнитологии определяется как главная, "атомная" (устойчивая и не делимая без утери смысловой значимости) оперативная и содержательная единица памяти, "ментального лексикона", языка мозга", "концептуальной системы" и "картины мира", отраженной в человеческой психике. Концепт несет в себе те базовые смыслы, которыми оперирует человек в процессе мышления и которые отражают содержание опыта, знания, деятельности и познания мира. Концепт - это "квант" знания.

4. "Поскольку механизм мышления нам до сих пор не известен (по словам А. А. Леонтьева, мы знаем, что имеем на входе и выходе, но сам процесс мышления остается для нас "черным ящиком") исходным материалом при решении вопроса об отношении мышления и речи по необходимости служит речь, в которой проявляются наиболее общие результаты человеческого познания в виде значений слов. Однако механизм отражения и даже первичного фиксирования этих результатов в языке/речи наблюдению пока не доступен и может быть смоделирован только предположительно. Именно поэтому открывается широкое поле для различных интерпретаций этого процесса, философских обобщений и домыслов, которые пока не могут быть проверены никакими строгими методами" [Пищальникова 2001, 18]. Именно поэтому также возможны самые разнообразные интерпретации того, как выстраивается личностная концептуальная система. И именно поэтому концептуальный анализ неминуемо опирается на языковые данные и, уже, данные текста и лексики текста.

5. Все современные теоретические построения по проблематике концептов, а также вообще когнитивные модели ментальных процессов отличаются следующими особенностями: универсализмом и онтологизмом.

Универсализм предполагает построение суждений с посылкой верности данного суждения для всех людей и всех типов сознания, для всех носителей языка (любого типа). Если даже не для всех носителей языка любого типа, то по крайней мере для всех носителей данного национального языка. Универсализм фактически рассуждает о так называемом "языковом сознании вообще" или "национальном языковом сознании".

Суть онтологизма в том, что исследователь пишет о своем предмете только с позиции "как это устроено", "как устроено бытие данного объекта". Исследователь не обсуждает вопрос "как тот факт, что это устроено именно так, влияет на меня лично и на каждого человека в плане его поступков и их оценки".

6. В данной диссертационной работе концепт понимается как базовая ментальная единица; вербализованное понятие, отрефлектированное в категориях культуры [см. Фрумкина 1992]; заключает в себе существенно важный смысловой комплекс в рамках мировоззрения конкретной личности, отраженного в тексте(ах) данной личности. Концепт принадлежит личности.

7. Проблема концептуального анализа - это проблема концептуального анализа авторского текста, проблема того, как выделить, описать и представить уникальное авторское мировидение, заложенное в сознании в виде концептуальной системы, и выраженное материально в виде текста. Цель (и предполагаемый результат) концептуального анализа: 1) развернутое описание концептов, формирующих авторское мировидение; 2) описание системных взаимосвязей и дистрибутивных различений концептов, формирующих авторское мировидение и авторскую личностную концепт-систему.

8. Метод концептуального анализа [ср. Маслова 2004; Степанов 1997 и др.] включает следующие процедуры: 1) определить референтную ситуацию, к которой принадлежит данный концепт; 2) установить ядро содержательного наполнения концепта через обращение к соответствующим словарям; 3) учесть этимологию слова, вербально фиксирующего концепт; 4) рассмотреть контексты "Слова о смерти", дающие более широкое и объемное содержательное наполнение концепта; 5) рассмотреть контексты культурной традиции, в которой писалось Слово, то есть книги и "слова" других церковных авторов - современности и прошлого; 6) ключевые концепты текста (а значит, и данной культурной традиции), будут непременно повторены и проинтерпретированы в церковной живописи, музыке, архитектуре и т.д.

9. Смысловое содержание концепта представлено в виде системы предикаций. Если мы хотим определить, что есть человек, мы говорим "человек есть то-то.", "человеку присуще то-то.", "человеку противоположно, не свойственно то-то и то-то.". Если мы хотим определить, что есть жизнь, мы говорим "жизнь есть то-то.", "жизнь характеризуется тем-то и тем-то.", "жизнь похожа на то-то и то-то.". Как можно заметить, система предикаций, задающих смысловое содержание концепта, строится по классической системе логических общих мест, или топов.

10. Топ представляет собой положение, которое рассматривается как правильное или истинное и является основанием аргумента. Топ имеет сложное строение: в нем выделяются две смысловые составляющие — содержательная и логико-семантическая, которые обозначаются соответственно как топ внешний и топ внутренний. Внешний топ представляет собой сочетание смысловых категорий, которые в совокупности обозначают соединение и соотношение смысловых ценностей, свойственное определенному мировоззрению или определенной культурной традиции. Так, в выражении "рассекать значит убивать" можно увидеть сочетание слов "рассекать" и "убивать" — подлежащего и сказуемого ценностного суждения, соединение которых является смысловой основой суждения — содержательным топом. Форма отношения между ними: А — В является выражением логического топа, который называется "вид — род", поскольку рассечение рассматривается как вид убиения. Логический топ представляет собой отношение между понятиями или высказываниями, посредством которого делается ход мысли.

11. Через разбор отдельных аспектов и сторон комплексного явления, на которое указывает тот или иной концепт, задается широкое и полное смысловое содержание данного концепта. Предикации, задающие смысловую заданность концепта, строятся по системе следующих логических топов: действие-претерпевание, предыдущее, последующее, место, время, состояние, обстоятельства; условие, причина, следствие; цель, средство, лицо-поступок, образ действия; присущее, привходящее, отношение, род-вид, часть-целое, имя-вещь, определение (тождество); подобие, противоположность, большее-меньшее.

12. Концептуальный анализ конкретного авторского текста и выявление личностной концептуальной системы - непосредственно связаны с идеей различения психологического значения и личностного смысла (подробнее см. [Леонтьев 1983] и [Пищальникова 2001]), согласно которой психологическое значение - это то, что открывается в предмете или явлении объективно, фиксируется в языке (и в соответствующих словарях языка), приобретает устойчивость, закрепляется в общественном и личном сознании, а личностный смысл — это персонально-субъективное отношение субъекта к миру, фиксирующееся в субъективных значениях. Психологическое значение объективирует для личности ее субъективные смыслы, вкладываемые в понимание данного объекта или явления. При этом слово (по Леонтьеву) есть лишь частный случай фиксации психических значений - и здесь мы напрямую выходим к разграничению вербальных и невербальных ментальных репрезентаций. Психологическое значение Леонтьева содержательно сопоставимо с понятием.

Личностный смысл задает пристрастность человеческого сознания и создает условия для самоидентификации личности в окружающей реальности. Психологическое значение ограничивает человека рамками культурно-исторического опыта; личностный смысл же не имеет надындивидуального, непсихологического существования, содержит субъективные моменты осознания действительности [см. подробнее Пищальникова 2001, гл. 2].

Психологическое значение и личностный смысл, таким образом, являются важнейшими составляющими личностной концептуальной системы, отраженной в авторском тексте - и в частности в "Слове о смерти" свт. Игнатия Брянчанинова.

13. Концепты "Слова о смерти" организуются в систему и дистрибутивно различаются через набор бинарных смысловых оппозиций: тварность-нетварность, персональность-неперсональность, предметностьнепредметность, статичность-динамичность, процессуальностьнепроцессуальность, наличие-отсутствие целеполагания, локализованность-нелокализованность, этическая релевантность-иррелевантность, добро-зло, смертность-бессмертие. Это категории образуют интерпретирующую метасистему понятий, выработанных античной философией, отчасти переосмысленных богословием и вошедших в курс классического образования.

14. Святитель Игнатий формирует в своих текстах эталонное культурное содержание, выстраивая нравственный образец личности и моделируя нравственный образец человеческой жизни. Смысловая структура текста (а), содержательная структура мировоззрения, стоящего за текстом (б), внутренняя структура концептуальной системы, оформляющей мировоззрение в сознании автора (с), - представляют собой уникальное и ценнейшее содержание культуры, и особенно русской культуры.

 

Список научной литературыКрылов, Артем Алексеевич, диссертация по теме "Теория языка"

1. Алфеев 2000: Игумен Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Клин, 2000.

2. Анисимов 2001i: Анисимов О. С. "Метод работы с текстами" и интеллектуальное развитие. М., 2001.

3. Анисимов 2OOI2: Анисимов О. С. Язык теории деятельности: становление. М., 2001.

4. Аристотель 1978i: Аристотель. Категории / Соч. в 4-х томах. Том 2. М., 1978.

5. Аристотель 19782: Аристотель. Топика / Соч. в 4-х томах. Том 2. М., 1978.

6. Аристотель 2000: Аристотель. Поэтика. Риторика. М., 2000.

7. Арутюнова 1976: Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. М., 1976.

8. Вежбицкая 2001: Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.

9. Веккер 2000i: Веккер Л. М. Анализ процесса мышления / Он же. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М., 2000.

10. Веккер 20002: Веккер Л. М. Основные признаки мысли / Там же.

11. Вознесенская 2002: Вознесенская Ю. Мои посмертные приключения. Роман-притча. М., 2002.

12. Волков 2002: Волков А. А. Курс русской риторики. М., 2002.

13. Волков 2003: Волков А. А. Основы риторики. М., 2003.

14. Григорий Нисский 2000: Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 2000.

15. Григорий Синаит 1999: Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы / Творения. М., 1999.

16. Громыко 2001: Громыко Ю. В. Метапредмет. "Знак". М., 2001.

17. Гумбольт 2000i: Гумбольт В. О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей / Он же. Избр. труды по языкознанию. М., 2000.

18. Гумбольт 20002: Гумбольт В. О мышлении и речи / Там же.

19. Гумбольт 2000з: Гумбольт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие общества / Там же.

20. Дамаскин 1995: Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и учение о. Серафима Роуза. М., 1995.

21. Дамаскин 2000: Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М., 2000.

22. Догматика 1997: Курс лекций по догматическому богословию. Архимандрит Исайа (Белов), архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин). Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997.

23. Ельмслев 1999: Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка / Заруб, лингв-ка. Вып. 1. М., 1999.

24. Залевская 1985: Залевская А. А. Информационный тезаурус человека как база речемыслительной деятельности / Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.

25. Зеньковский 2001: Зеньковский В., прот. История русской философии. М., 2001.

26. Ильин 1998: Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1998.

27. Камю 1990: Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / Он же. Бунтующий человек: Сб-к. М., 1990.

28. Крылов А. А. "Идеологическое ведро" как понятие в теории риторики и концептологии / Риторика в системе гуманитарного знания. Материалы 7-й международной конференции по риторике. М., 2003.

29. Крылов А. А. Концепт-анализ текста и мировоззрение / www.1314.ru/artl.html

30. Крылов А. А. Концепт "смерть" у Иоанна Синайского / www.1314.ru/art3.html

31. Крылов А. А. Концептуальная структура текста и мировоззрение / Текст. Структура и семантика. Мат-лы IX международной конференции. М., 2003.

32. Крылов А. А. Миг замер и не кончается никогда Концепты "вечность" и "любовь" в христианстве. / Газета "Правда On line". 01.04.2003.

33. Крылов А. А. Психологические предпосылки концепт-анализа /www.1314.ru/art2.html

34. Кубрякова 1991: Кубрякова Е. С. Обеспечение речевой деятельности и проблема внутреннего лексикона / Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М., 1991.

35. Леонтьев 1983: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1983.

36. Лествица 1997: Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. МР/ 1997.

37. Лосский. Догматика: В. И. Лосский. Догматическое богословие. М., 1991.

38. Лосский. Мистика: В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991.

39. Маслова 2004: Маслова В. А. Когнитивная лингвистика. Минск, 2004.

40. Мельников 1978: Мельников Г. Системология и языковые аспекты кибернетики. М., 1978.

41. Микеладзе 1978: Микеладзе 3. Н. Основоположения логики Аристотеля / Аристотель. Соч. в 4-х тт. Том 2. М., 1978.

42. Нёмезий Эмесский 1998: Немезий Эмесский. О душе / Он же. О природе человека. М., 1998.

43. Нордау 1995: Нордау М. Вырождение. М., 1995.

44. Нравственное богословие 1998: Конспект лекций по нравственному богословию. Митрополит Филарет (Вознесенский). L.A., 1998.

45. Пищальникова 2001: Пищальникова В. А. Общее языкознание. Барнаул, 2001.

46. Платон 1970^ Платон. Горгий / Соч. в 3-х тт. Том 2. М., 1970.

47. Платон 19702". Платон. Федон / Там же.

48. Розанов 1994: Василий Розанов. Цель человеческой жизни. М., 1994.

49. Томашевский 1996: Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. М.,1996.

50. Шмелев 2003: Шмелев А. Д. Сквозные мотивы русской языковой картины мира / Русское слово в мировой культуре. Пленарные заседания. Том 1. СПб., 2003.

51. Щедровицкий 1997: Щедровицкий Г. П. Об одном направлении современной методологии / Он же. Философия. Наука. Методология. М.,1997.

52. Уорф 1999: Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку /

53. Заруб, лингв-ка. Вып. 1. М., 1999. Флоровский 1937: Протоиерей Георгий Флоровский. Византийские Отцы

54. V-VIII вв. Париж, 1937. Эпикур 1986: Эпикур. Главные мысли / Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

55. Chomsky 1965: Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. Cambridge, 1965.

56. Dinsmore 1991: DinsmoreJ. Partitioned Representations. A Study in Mental Representation, Language Understanding, and Linguistic Structure. Dordrecht, 1991.

57. Eckardt 1993: Eckardt B. What is Cognitive Science. Cambridge, 1993. Fodor 1983: FodorJ. A. The Modularity of Mind. Bradford Book, 1983. Fodor 1985: FodorJ. D. Situations and Representations / LaP, 1985. Vol. 8, № 1.

58. Goddard, Wierzbicka 1994: Goddard C., Wierzbicka A (Eds.). Semantic and Lexical Universals. Theory and Empirical Findings. Amsterdam, 1994.

59. Jackendoff 1984: Jackendoff R. Sense and Reference in a Psychologically

60. Based Semantics /Talking Minds. Cambridge, 1984. Jackendoff 1993: Jackendoff R. Semantics and Cognition. Cambridge, 1993. Jackendoff 1995: Jackendoff R. Patterns in the Mind: Language and Human

61. Nature. Basic Books, 1995. Jackendoff 2003: Jackendoff R. Foundations of Language: Brain, Meaning,

62. Grammar, Evolution. Oxford, 2003. Paivio 1971: PaivioA. Imagery and Verbal Processes. N.Y., 1971. Paivio 1986: Paivio A. Mental Representations. A Dual Coding Approach. Oxford, 1986.

63. Pylyshyn 1984: Pylyshyn Z. Computation and Cognition. Cambridge, 1984. Schiffer, Steel 1988: Schiffer S., Steel S. Cognition and Representation. Boulder, 1988.

64. Schwarz 1992: Schwarz M. Einfuhrung in die Kognitive Linguistik. Tubingen,1992.

65. Varela, Thompson, Rosch 1993: Varela F., Thompson E., Rosch E.The Embodied Mind. Cognitive Science and Human Experience. Cambridge,1993.1. Источники

66. Брянчанинов 1993: Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. М., 1993.

67. Брянчанинов 1998: Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. М., 1998

68. Брянчанинов 2001: Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приношениесовременному монашеству. М., 2001. Брянчанинов 2002: Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. М., 2002.1. Энциклопедии и словари

69. Баранов О. С. Идеографический словарь русского языка. Тезаурус. М.,1995.

70. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Тт. 1-4. М., 1998.

71. Дьяченко Г., прот. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. Краткий словарь когнитивных терминов. Под ред. Е. С. Кубряковой. М.,1996.

72. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. Михельсон М. И. Русская мысль и речь. Опыт русской фразеологии. Тома 1-2. М., 1994.

73. Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2-х тт. М., 1992.

74. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Тт. 1-4. М., 1996. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

75. Roget's Thesaurus of English Words and Phrases. Penguin Books, 1978. World Web Thesaurus. Version 1.6. Antony Lewis and Princeton University. 1998.