автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Концерты органной музыки в Петербурге во второй половине XIX - начале ХХ века

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Князева, Жанна Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Концерты органной музыки в Петербурге во второй половине XIX - начале ХХ века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Концерты органной музыки в Петербурге во второй половине XIX - начале ХХ века"

!Ш:'СТЕРСТ30 ШЬ7У?и российской федерации РОССИЙСКАЯ АКШК'Л наук

российский институт истории искусств

На правах рукописи

КНЯЗЕВА Жанна Викторовна

концерш органной музь'ки в петербурге во второй половине xix - начале xx века

Специальность - 17.00.02 -музыкальное искусство

Авторафара*

диссертации иа соискание учено! степей кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург 1994

Работа выполнена на секторе музыки Российского института истории искусств РАН

Наутнну руководитель - кандидат искусствоведения

А.Я.Поррирьева

Оттоиагьные оппоненты - доктор искусствоведения, профессор

Ведуная организация - Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки

Зашита состоится - 7 декабря 1994 г. на заседании Специализированного Совета Д 092.19,01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в РИИИ РАН /190 ООО С.-Петербург. Исаакиевская пл., 5/.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РВДй Ран. .

Автореферат разослан ¿С 1994 г.

Учзнкй секретарь Специализированного Совета, доктор ис-

Л.Г.'анько

кандидат искусствоведения Л.Б,Кириллина

кусствоведения

Дктузлъность и степень изученности проблемы. Конец XIX -начало XX в. - период в истории русского искусства, привлекающий сегодня особое внимание исследователей. Важнейшей частью отечественной культуры тех лет явилась художественная жизнь. Концертике сезоны Петербурга и Москвы знакомили слуша -телей с творчеством видающихся композиторов и исполнителей. Вместе с тем исследовательская литература по истории русской музыки на рубеже Х1Х-ХХ вв. предлагает лишь несколько статей, посвященных концертной жизни. Эти работы носят либо обзорно-ознакомительный характер /статьи Л.Н.Раабена, А.Д.Алексеева в книге "Русская художественная культура конца XIX - начала XX века". М., 1958-1969, 1977 йга. 1-3./, либо посвящены отдельным аспектам российской концертной жизни, причем их тематика не исчерпывает широкого крута проблем, связанных с российской концертной культурой XIX - начала XX в. /работы ЕДЛокшина, Ф.В.Соколова и др./. Явление, почти полностью выпавшее из сферы внимания исследователей, - органное исполнительство»' Единственный научный труд, включивший материал по истории органного концертирования в России на рубеже XIX-XX в., - это монография Л.И.Ройзмана "Орган в истории русской музыкальной культуры" /1*., 1979/. Книга содержит огромный фактический материал по всей истории отечественной органной школы от Киевской Руси до 1917 г.; однако широта общей задачи не позволила автору сосредоточиться на отдельных периодах, и аспектах проблемы. Другие работы по истории органного искусства в Россия или относятся к иным историческим эпохам /исследование И.В.Саверкиной и Ю.Я.Семенова "Английский орган-позитив с часами:.ХУШ век". Л., 1991/, или рас-

скатрлвамт кетодичеокие вопроса преподавания, стилист'лки органной музыки /сборник статей И.А.Браудо "Об органной и кла-вирной музыке". Д., 1976/.

Следовательно, концертная кизнь в России во второй половине XIX - начале XX в. и, в частности, выступления органистов, на изучены даже с Фактической стороны. Вместе с тем, проблему необходимо поставить и шире: в отечественном музыкознании вообще не разработаны принципы анализа концертной жизни; тип исследования, созданный Г.Ю.Стерниныи на материале российских художественных выставок рубежа Х1Х-ХХ вв.1 не представлен в области изучения музыкальной культуры. Создание работы по истории органного концертирования, как одной из областей российской концертной жизни во второй половине XIX - начале XX в., представляется крайне актуальным»

Птэелмет исследования. Диссертация посвящена изучению органного музицирования в Петербурге второй половины XIX - начала XX в. Нижней границей исследуемого периода взят год открытия Петербургской консерватории /1852/; верхняя определена событиями 1917 г. В основу исследования положены материалы российской периодической печати за 1862-1917 гг. я архивные документы.

Наиболее полно органные концерты в Петербурге изучав-

/издавалась в 1729-1916 гг.; в 18S2-1916 гг. выходила ежедневно/ и "Русская музыкальная газета" /издавалась в 18941917 гг. В 1894-1899 гг. выходила ежемесячно, с 1899 г. -

мого периода освещали

1 См.: Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеле Х1Х-ХХ вехов. М.,1970

ежеквартально/. Из других петербургских изданий в исследование включены материалы следующих журналов и газет: "Музыкальный свет" /1847-1878/, "Музыка и театр" /1867-1868/, "Музыкальный сезон" /1869-1871/, "Музыкальный листок" /1872-1877/, "Воскресный листок музыки и объявлений" /1878-1879/, "Воскресный листок музыки" /1880/, "Русский музыкальный вестник" /1880-1882/, "Музыкальный мир" /1882-1883/, "Искусство" /1883-1884/, "Музыкальный и театральный вестник" /1883/, "Музыкальное обозрение"е/1885-1888/, "Дневник театра и искусства" /1898-1900/, "Музыкально-театральный современник" /1900-1901/, "Мир искусства" /1899-1900/, "Русская художественная летопись" /1911-1912/, "Новая студия" /1912/. Кроме петербургских изданий использованы материалы московских журналов "Музыка и жизнь" /1908-1912/, "Музыка" /1910-1918/.

Вторую труппу источников, на которых основана диссертация, составляют архивные документы. В Центральном государственном архиве литературы и искусства /ЙГАЯИ. Ф.' 18S - Браудо И.А./ находятся диспозиции всех петербургских органов, уцелевших к 1930-м гг. Центральный государственный исторический архив С.-Петербурга и области /ЩШП/ хранят фонд Петербургской консерватории /Ф.361. Документы этого фонда позволяют изучить деятельность органного класса с момента его открытия в 1862 г./, а также фонд императорского клинического Повиваль-но-гинеколоттвского института дm бедных /Ф. 469/, где находятся документы, освещающие судьбу органа,, установленного в Повивальном институте. Материалы по приобретению этого органа хранятся в Российском государственном историческом архива в С.-Петербурге /РГИА. Ф, 759/. Фонд 500 этого архива

/Придворный оркестр/ знакомит с документами по установке органа в репетиционном зале Придворного оркестра.

Архив Российского института истории искусств РАН /?ШИ РАД/ располагает самой большой в России коллекцией писем 'выдающегося органиста и ученого Я.Я.Гандаина /5. 17 - Зилоти А.К./; материалы .фонда '4 /Йрогракш/ знакомят с программами концертов А.И.Зилоти с участием Я.Я.Гандаина, музыкальных вечеров в церкви св. Петра и Павла, Часть писем Я.Я.Гащпкна, а тзкке несколько рецензий на органные концерты находятся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки /РНБ ОР/. Материалы Научно-просветительской секции Петербургского зоопарка позволяют изучить события, связанные с приобретением и звучанием органа в Петербургском зоологическом саду. Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первой попыткой исследования, посвященного истории органного концертирования в Петербурге во второй половине XIX - начале XX в,- /а вместе с тем и первым опытом анализа одного из аспектов российской концертной жизни тех лет/. Большинство источников, положенных в основу диссертации, впервые введены в научный оборот»

Пели и задачи исследования - определить закономерности развития органного музицирования в российской столице второй половины XIX - начала XX в,; выяснить, как это развитие отражало общие художественные процессы, характерные для русского искусства тех лет} изучить деятельность в Петербурге музыкантов /в том числе Я.Я,Гандшина, Л.Ф.Гомилиуса, Ф.Ф.Грибена, Р.Р, Гессельбардта, Ф.В.Виссендорфа и др./, творчество которых почти полностью оставлено исследователями без внимания. Лля

этого требовалось выявить источники, предоставляющие наиболее полную и надежную информация о петербургском органном концертировании изучаемого периода; сопоставить данные разных источников, составить хронику органных концертов в Петербурге 1862-1917 гг.

Црактическое значение и аггообаиия исследования. Диссертация вводит в научный оборот широкий круг новых источников; сведения, содержащиеся в них, а также результаты проведенного в диссертации анализа расширяют научное знание о русской культуре второй половины XIX - начала XX в. Исследование может быть использовано в курсах лекций по история русской музыки и общих работах по русской художественной культуре XIX - начала XX в.

Диссертация обсуждена на заседаниях сектора музыки Российского института истории искусств РАН 30 марта и апреля 1994 г. Основные положения исследования отражены в нескольких публикациях, а также изложены в выступлениях на международных и всероссийских конференциях и конгрессах: "Орган вчера в сегодня" /Нижний Новгород, 1991/; "История и историзм" /С.-Петербург, 1991/; "Наследие" /Москва, 1992/;

"Русско-Немецкие культурные контакты в биографии Петербурга" /С.-Летербург, 1993/;

на заседании Ассоциации исследователей Петербурга /С.-Петербург, 1993/.

Структура и основное содержание диссертацииг Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и Приложений /фотографии, хронологическая таблица, органные диспозиции и библиография/.

Во Введении дан историографический обзор, свидетельствующий о ток, что российская кокцертнач жизнь второй половины XIX - начала XX в. - в частности, события органных конвертов, - почти не изучена. Вместе с тем существуют источники /приведена их характеристика/, позволяющие раскрыть заявленную тему. Отсюда сделан вывод о том, что изучение истории органного концертирования является насущной необходимостью. Этот вывод определяет цели и задачи предпринятого исследования. Глава 1. Лютеранские концерты духовной музыки в 60-90-е гг. XIX в. Открытие Петербургской консерватории. Петербургская органная школа начала свое развитие почти одновро:енно с основанием города: многочисленные иноверческие церкви покупали и устанавливали органы.

В 1862 г. открылась Петербургская консерватория, начал работать ее органный класс /первым руководителем которого стал Г.Штиль/, Открытие консерватории дало петербургской органной культуре регулярный приток профессионально подготовленных музыкантов. Перспективы выступлений перед широкой публикой связывались для них тогда исключительно со службой в иноверческих церквах столицы /Петербург 18б0~х гг. не располагал крупными концертными залами с органами /. Наиболее благоприятные условия для этого предоставляли лютеранские церкви,

о

которые устраивали концерты духовной музыки .

В 1860-70-е гг. лютеранские духовные концерты в городе • проходили редко: 2-3 раза в год. Информация о них в печати

о

В католических церквах Петербурга, по выявленным нами источникам, в конце XIX - начале XX в. органная музыка звучала лишь во время богослужений.

била скудна, - выступления "редказ начались прихожанам церкви и составляли событие исключительно внутренней жизни общины. Обкчно их устраивали на Рождество, Великий пост и Лень поминовения усопших. Штовали два типа духовных программ: ора-ториальнке и смешанные.

В ораториальных концертах принимали участие певческое общество данной церкви и органист. Смешанные програшы тех лет тоже были почти исключительно органно-вокальнымп: открывало и завершало музыкальный вечер, обычно, выступление органиста /который иногда исполнял еще 1-2 небольшие композиции в середине программ/, ме.жду органными соло звучали вокальные сочинения с оргачным аккомпанементом. Какдая программа включала музыку разных эпох и обязательно - несколько популярных композиций; общая протяженность концерта не превышала 1 часа 15-30 минут.

Наиболее часто в 1860-е гг. смешанные духовные концерты проводила Немецкая рефорлаторская церковь /Б.Морская ул., 60/. Органистом здесь служил К.Ф.Гомилиус Домилиус, .

1840-1915/. В других церквах такие музыкальные выступления были единичны. Петербургская публика мало знала о концертах в лютеранских церквах и, судя по отзывам прессы, не проявляла к ним интереса.

В 1874 г. консерваторский органный класс возобновил прерванную на несколько лет /с отъездом в 1869 г. Г.Итиля за границу/ работу. Теперь его возглавлял Л.Ф.Гомшгус /брат органиста Немецкой реформаторской церкви, 1845-1908/. В 70-90-е гг. здесь учились замечательные музыканты; многие из них впоследствии завоевали европейское признание, - А.Капп, А;

Топтан, Р.Тобиас, М.Хярма, А.Калнынь я др. После окончания консерватории они, как и выпускники 60-х гг., могли профессионально реализовать себя в российской столице, только благодаря работе в лютеранских церквах. Творческая энергия колодах органистов побуадала к изкекаикш* в традиционном укладе церковных концертов.

Во второй половине UB7Q-X гг. активную концертную деятельность в Петербурге начало певческое общество при кафедральной лютеранской церкви св. Петра и Павла. Общество основал и возглавил в 1870 г. Л.Я.Гогтопгус. Исполнительское мастерство хора вызывало восхищение слушателей и иро*ессиональ-■1

нкх крхтккоз . Успех его концертов не оставил равнодушными музыкантов других церквей: в середане 1880-х гг. "хроники" петербургских газет отчетливо фиксировали подъем в их деятельности. Критики заговорили и о проблемах духовных выступлений, основным недостатков которых бьгло однообразие4.

Смешанные концерты духовной музыки, как и ораториальные, в 80-е гг. участились. Газетные "хроники" сообщали теперь о выступлениях не только в центральных, но и в "периферийных" церквах: св. Анны /на Кирочной ул./, св. Михаила /на Васильевском острове/, Латышской /на Загородном пр./ и др. Организаторы концертов, стремясь избежать тембровой монотонности, стали регулярно вводить в программы помимо органа музыку для других инструментов. Звуковой облик духовных концертов при-

3 См. : Музыкальное обозрение /Ш/. 1886. 23. С. 178-179;

1887. * 117. С. 133.

4 См.: МО. 1885. № 5. С. 38; ¿1 -Siteutwifjeb /далее: СПбЦ/. 1888. .«8. С. 2. .

- и -

близился к светским образцам; изменились акценты и в самой ког."позиции смешанных программ: сольная инструментальная музыка "потеснила" вокальную часть концерта. Среди инструментов, звучавши теперь в церкви, только орган не был введен сюда извне, и поэтому- при возросшей внимании к инструментальной музыке - расширение именно сольного органного звучания не могло навлечь упреков в непозволительной секуляризации церковных концертов. Орган предлагал также большую традицию церковной музыкачьной литературы, тогда как произведения для других инструментов необходимо было специально "адаптировать" для исполнения в церкви. В рамках лютеранских духовных концертов создались условия ддя формирования жанра сольного органного концерта.

В первой половине 8С-х гг. в Петербурге прошли гастроли двух органистов из Прибалтики: Г.йгиля /после отъезда из Петербурга он обосновался в Ревеле/ и А.Ope. В их программах сольные органные сочинения либо значительно расширяли обычную тогда "зону" их звучания /в начала, в середине и в конце концерта/, либо следовали через номер, составляя единую звуковую канву вечера®. Помимо гастрольных выступлений в 80-е гг, петербуржцы услышали дебютные концерты молодых органистов - вос-

с 7

питанников Л.Ф.Гомилиуса: С.М.Жилинской и П.Р.Моссинаг,

Органный репертуар смешанных программ в 80-е - начале 90-х гг. опирался на немецкую музыку XIX в. Наибольшую его

5 См.: СПбЦ. 1882, Я 12. С, 2; 1884. » 330. С. 5; МО. 1885. й 5. С. 38.

6 См. : СПбЦ. 1883. № 7. С, 2; 1883. .4 8. С. 2{ 1883. № 65. С. 9.

7 См.: СПбЦ.' 1893. й 315. С. 5.'

часть составляли произведения авторов, ныне известных в России лишь специалистам, французскую музыку играли крайне редко; она была представлена почти исключительно сочинениям А.Гилыизна.

Сложенный материал позволяет сделать вывод о том, что в 80 - начале 9С-х гг. XIX в, в музыкальную практику петербургских лютеранских церквей вошли концерты, приблизившие традиционную структуру смешанных духовных программ к композиции сольного органного концерта. И если первые образцы таких программ в Петербурге исполнили европейские гастролеры, то выступления выпускников консерватории показали, что формирование жанра сольного органного концерта не было привнесено в музыкальную жизнь российской столицы извне; оно являлось органичным процессом, отвечавшим развитию концертной культуры города.

Гдава 2. На рубеже веков /1890-е - 1908 г./. В 1890-е гг. искусство твердо заняло одно из важнейших мест в жизни российского общества. На рубеже веков в Петербурге установили первые крупные нецерковные органы: инструменты Зоосада /1893 г. "<? 2 мануала, педаль. 21 регистр/,

Консерватория /1897 г. " I .Т.^лМл^ з мануала, педаль. 45 регистров/, императорского клинического Повивально-гине-кологического института для бедных /1903 г. " У. 3 мануала, педаль. 46 регистров/.

Однако основным местом звучания органной музыки в Петербурге тех лет оставались лютеранские церкви, сохранявшие приверженность своим традициям: звучавшие здесь программы' не всегда могли привлечь згарокую публику, информация о концертах

была по-прежнему скудна. При ширившемся размахе светских концертных сезонов музыканты петербургских лютеранских церквей долтж были либо менять формы духовного музицирования, либо само явление лютеранских духовных концертов рисковало исчезнуть из музыкальной культуры российской столицы.

Зимой 1899/900 г. органист лютеранской церкви св. Екатерины Р.Р.Гессельбардт выступил на страницах *ЛА'ЗЫмаЖ*^ -с^еъ- ^е^фш^ » со статьей, посвященной проблемам духовных концертов, в которой он выразил тревогу за дальнейшее суще-

о

ствование этой традиции в Петербурге . Статья обозначила переломный момент'в истории петербургских лютеранских концертов на рубеже веков: судя по откликам в прессе, в первые же годы нового столетия петербуржцы стали свидетелями настоящего "потока" духовных выступлений, почти каждое из которых собирало полный зал церкви. Художественными истоками такого "прорыва" послужили выступления певческого общества св. Петра /оно стало уделять основное внимание в своих программах немецкой ораториальной .классике, - сочинениям И.С.Баха, Г.Ф. Генделя, Я.Гайдна - интересной не только прихожанам, но и широкому кругу любителей музыки/ и интенсивная концертная деятельность молодых органистов - воспитанников Л.Ф.Гомилиуса и Ф.В.Виссендорфа9.'

Среди лютеранских духовных программ, прозвучавших в начале XX в., было и несколько '-органных*". йс исполнили

ленкя выступления, переходкого от смешанного к собственно сольному органному.

8 См. об этом: СПбЦ. 1900. А 16. С. 5.

® Ф.В.Виссендорф /1851-1905/ служил органистом в церкви св. Анны Термин " * -органный концерт" использован для опреде-

10

в церквах се. Анчк, св. Михаила и Немецкой реформаторской В.Ю.Зевих, А.Оре и П.Р.Моссин. Программы почти всех выступлений включили современную тогда французскуго органную музыку /сочиненуя II'«—Видора, К.Сен-Санса, А.Гильмана/^, Введение этих композиций в органный репертуар духовных музыкальных вечеров свидетельствовало о том, что форьтирован ие в • Петербурге жанра сольного органного концерта вписывалось в процесс секуляризации лютеранского музицирования; жанр, "вызревавший" на почве церковной культуры, складывался как нецерковный, собственно концертный,

К середине 1900-х гг. одним из центров петербургской концертной жизни стала, благодаря блестящим выступлениям своего певческого общества, церковь св. Петра и Павла. В 1904 и 1911 гг. здесь прозвучали музыкальные вечера, программа первого из которых целиком состояла из скрипичной и органной музыки /и, тем самым, наследовала традицию светского камерного музицирования/^; второе имело /при смешанной составе исполнителей/ монографическую программу /было посвящено творчеству Ф.Листа/, близкую светским инструментальным концертам /например, фортепианным или скрипичным/^,

Таким образом, на рубеже 1900-х - 1910-х гг. лютеранские концерты вплотную приблизились к светским концертным формам, что привлекло к ним внимание широкой публики. Однако церков-

11 См.: СПбЦ. 1900. № 90. С. 5; 1900. Л 335. С. 1; 1902. .1 339. с.1; 1903. » 318. С. 1.

12 Речь идет о концерте Л.Ф.Гомилиуса и Л.С.Ауэра 5 января

1904 г. См.: РМГ. 1904. * 2. Стб, 51-52; СПбЦ. 1904. 'Л 7. С.2

См.: СПбЦ. 1911. И 309. С. 2.

ные традиции кэ могли допустить полного старания границ между духовным и светски/ музицированием. Для петербургской органной школы тех лет условности "святых стен" стали у-актоэсм, то^мозя'акм развитие; перспективы дальнейшего становления сольного концертирования выводили в область светских традиций.

Первым в Петербурге органом, предназначенным для широкого внецеркоаного концертирования, стал инструмент, купленный в 1893 г. дан симронических концертов, звучавших летом в Зоологическом саду. На рубеже Х1Х-ХХ вв. Петербургский зоосад помимо замечательной коллекции животных предлагал посетителям небольшие театральные представления; гооокан привлекал роскошный ресторан, на концертной эстраде которого играл сим-(ронический оркестр. Руководимый немецкой администрацией, сад пользовался особым успехом у петербургских немцев, которые составляли большинство его посетителей.

Симфонические концерты проходили под управлением Т. Франке. На протяжении летнего сезона кроме ежедневных исполнений танцевальной музыки в саду регулярно - по четвергам -звучали концерты с академическими программами. Их репертуар включал классику симфонической литературы /сочинения Л.Бетховена, Ф.Листа, П.И.Чайковского и др./; однако особым вниманием исполнителей и публики пользовалась ненецкая музыка второй половины XIX в, /произведения Ф.Люкса, С.Кистлера, И.Ф.Евенка, И.Г.Меркеля и др./.

Приобретенный орган был типичным немецким романтическим инструментом с гибкой системой выразительных средств и немалыми исполнительскими возможностями*'*. Его установили

14 Диспозицию органа см.: ЦГАЛИ. Ф. 186. Оп. 1, 41. Л. 3-1-.

34 об.

на концертной эстраде ресторана, и органная музыка стала частью здешних стфжических концертов. В репертуаре преобладали сочинения немецких авторов XIX в. /в том числе произведения петербургских композиторов-немцев/. Вместе с тем шире, чем в церковных концертах, зазвучала новая французская музыка. Большую часть репертуара составляли произведения для органа с оркестром или инструментальными ансамблями /органное соло звучало почти исключительно "на бис"/. При этом наряду с органным аккомпанементом музыканты исполняли сочинения для большого се-лирущего органа с оркестром /органный концерт Й.Рейнбергера, Симфонии для органа с оркестров Ш.-М.Видора, А.Гильмана/. В Петербурге тех лет это была уникальная возможность познакомиться с виртуозной органно-симфонической литературой.

В первые года после установки органа в саку сменили друг друга несколько органистов - йшшнг-Остхаузен, Ниберг. С 1896 г. постоянным исполнителем стал Ф.Ф.Грибен, хорошо известный тогда петербуржцам-лютеранам по своим выступлениям в церквах. Многочисленные газетные отзывы об игре Ф.Ф.Грибена позволяют составить представление о его исполнительской манере. Суда но -этим источникам» игра органиста была яркой, вызывала споры, особенно в области регистровых решений. Другой особенностью таланта Ф.Ф.Грибена было мастерство импровизации /которым ва рубеже веков владели уже далеко не все органисты/.

Судя по рецензиям в , музы-

кальная деятельность Зоосада прекратилась во второй половине 1900-« гг. в связи с его разорением.

Концерты в Зоосаде стали первым в истории петербургской органной школы образцом широкого внецерковного органного музицирования» Музыканты Зоосада расширяли круг звучавших в Петер-

бурге французских органике произведений XIX - начала XX в., ввели в концертную жизнь российской столицы виртуозный репертуар для большого солирующего органа с оркестром.

В 1897 г. орган установили в Малом зале консерватории. Этот инструмент, построенный специально для консерваторского зала, тем не менее плохо соответствовал его размерам и акустике. Первые 10 лет после установки его использовали главным образом в учебных целях: для проведения экзаменов и участия в смешанных концертах учащихся. За период с 1897 г. по 1911 г. ШГ отразила лишь две концертные программ), близкие сольным

органным: юбилейное выступление В.И.Главача^ и гастроли ifi

К.Гейзе . Вне учебных задач орган наиболее часто звучал в смешанных концертах /однако в них органисты играли не больше 2-3 произведений/. Примерами таких выступлений служат "сонатный вечер" 12 января 1902 г., в котором участвовали А.Е. Есипова, Л.С.Ауэр, Л.Ф.Гокилиус*^ и лекция-концерт, посвященный творчеству И.С.Баха*®. Таким образом амплуа концертного инструмента, установленного в одном из крупнейших залов столицы, консерваторский орган почти не реализовывал: кроме просчетов в конструкции инструмента сказывалась, возможно, я сила уже установившихся в городе органных концертных традиций, преодолевать которые в зале со столь высоким официальным статусом было сложно.

В 1903 г. по инициативе директора императорского клини-

См.: Музыкально-театральный современник /далее: МТС/. 1901. Я 11« 0,2.

16 См.: РИГ. 1906. Я 11. Стб. 286-287.

17 См.: ЦГЙАП. Ф. 361. Он. 11. * 439. Л. 16-23.

18 См.: Там же, Я 407, Л; 4, 13, 14.

ческого Повивально-Гинекологического института для бедных Г.О.Отта орган установили в Актовом зале этой клиники. Идея приобретения была связана с европейским опытом использования музыки в медицинских учреждениях доя научных опытов и для смягчения строгого больничного режима. При первом обсуждении членами строительной комиссии по сооружению новых зданий Повивального института предложение директора восприняли неоднозначно: всех смущала огромная стоимость покупки. Д.О.Отт настоял на своем замысле. Приобретенный орган отнесли к от-делению"физических методов лечения"*®, С 1905 г» в течение двух лет в институте велись опыты по изучению воздействия музыки на больных, подвергшихся общему наркозу^®. С 31 марта 1904 г. в институте стали проводить и публичные концерты. Однако первые пять лет после установки органа эти музыкальные выступления не привлекали к себе сколько-нибудь значительного внимания публики и прессы. Возможно, место их проведения казалось пока слишком необычным.

Кроиэ консерватории, клиники Д.О.Отта и Зоосада в конце 1900-х гг. в Петербурге планировалось создание еще нескольких концертных залов с органами. Один из них хотел открыть граф А,Д,Шереметев21| в 1911 г. орган был приобретен Придворным оркестром22/однако в судьбе этого инструмента много неясного/.

19 См.: Аиушерско-гинекологические учреждения России. СПб., 1910. С. 98

20 См.: Бубличенко Я.И., Мандельштам А.Э, Д.О.Отт: Очерк жизни к деятельности. Л., i960. С. 54

21 См.: Ройзмая Л.И. Орган в истории... С. 269

22 См.: РГИА. Ф. 500. Оп. 1. Л 671/11. Л. 108

К концу первого десятилетия XX в. развиуие органного музицирования в Петербурге вплотную подопло к формированию жанра сольного органного концерта. Перспективы его "кристаллиза -пии" связывались с областью светского музицирования, Петербург тех лет располагал необходимыми для этого условиями, однако имевшиеся возможности не использовались в полной мере: препятствовала сила сложившихся стереотипов.

Глава 3. Деятельность в Петербурге Я.Я.Гачдши^а. Материалы петербургской периодической печати показывают, что общественный. интерес к лютеранским церковным концертам, вспыхнувший в первые года нового столетия, на рубеже первого и второго десятилетий XX в, вновь снизился. Произошло это еще за несколько лет до начала войны с Германией и было вызвано активным развитием светского концертирования - интенсивности петербургских концертных сезонов не помешала дике разразившаяся мировая война.

После кончины в 1908 г. Л.Ф.Гоишгуса органный класс Петербургской консерватории возглавил Я.Я.Гандщин Дандцкн, АС^ши/ - музыкант, более известный сегодня во всем мире как один из крупнейших ученых-медиевистов XX в.

Я.Я.Гаяддган родился в Москве весной 1886 г. в семье выходца из Швейцарии, учился в университетах Базеля, Мюнхена и одновременно брал уроки органной игры у М.Регера, К.ГСтраубе, а несколько позже - в Париже - у Ш.-М.Видора. В 1909 г. Я.Я. Гяндшин занял пост руководителя органного класса Петербургской консерватории. Однако концертную деятельность в российской столице он начал с зала клиники Д.О.Отта: орган этого зала был лучшим нецерковным инструментом в городе; посла реконструкции 1910 г. /проведенной, очевидно, по инициативе самого Я.Я.Ганданна/ он стал особенно удобным для исполнения барочной

- 20 -

музыки и произведения Французских авторов XIX - начала XX в. 3 сезоне 1909/Ю г, музыкант сыграл на этом инструменте цикл из сега концертов; в его репертуаре важнейшее наряду с орган-, ной классикой место заняла французская музыка рубетл ХИ-ХХ вв. /произведения К.Сен-Санса, Ш.-М.Вздора, Ц.Франка/. Помимо органиста в концертах принимали участие музыканты и других специальностей, - знакомя петербуржцев с неизвестными им органными произведениями, Я.Я.Гвндгаин взял за образец своих вы-«

ступлений давно принятый в российской столице тип концерта духовной музыки, однако он "выстроил" его на светском материале и, тем самым, внутренне преобразовал.

Вступления Я.Я.Гандшина в зале клиники Д.О.Отта стали первым примером циклического исполнения органных концертов в Петербурге. Цикл 1909/10 г, и последующие концерты в институте принесли Я.Я.Гандпшну славу выдающегося органного виртуоза. Являясь руководителем органного класса консерватории и органистом кафедральной лютеранской церкви, он занял место первого органиста российской столицы /пустовавшее после смерти Л.Ф,' Гомилиуса/, возглавил петербургскую органную школу.

Еа рубеже первого я второго десятилетий XX в. Я.Я.Ганд-пшн активно общался с русскими композиторами, пропагандируя идеи сочинения музыки для органа. Написанные А.К.Глазуновым, С.И.Танеевым, И.И.Крыжаяовским произведения составили "русскую" программу органиста, прозвучавшую в столице к 1914 г.

В начале 1910-х гг. Я.Я.Гйвдшин в сотрудничестве с А.И. Зилоти /крупнейшим пропагандистом музыки И.С.Баха в России тех лет/ разработал план 4-летнего цикла органных концертов в Малом зале консерватории, который представил бы слушателям все органное творчество великого немецкого композитора; его первые

две "сери::" прозвучали в 1916-1918 гг. Эти концерте стали следу-гада после выступлений Я.Я.Гандиина в клинике Х.О.Отта орган-нкк концертики циклом в Петербурге. Как и в концертах, данных в институте, баховские программ! были смешанными, - органно-вокальными. Однако по сравнению с первым опытом такого рода сыгранный в консерватории цикл задумывался гораздо шире /его планировали на несколько лет/ и носил более специальный -монографический - характер. Приступая к реализации столь масштабного и серьезного концертного мероприятия, Я.Я.Ганд-иин руководствовался ке только просветительскими устремления-га, он осознавал, что петербургская публика уже подготовлена к его восприятию.

Два петербургских органных цикла оказались разделены мировой войной, проведшей отчетливую грань в художественных вкусах эпох, И если на концертах в клинике Д.О.Отта Я.Я» Ганд-ш сделал акцент на французской музыке рубежа Х1Х-ХХ вв, /синтезировавшей черты позднего романтизма с зарождавшимися тогда классицизирующими тенденциями/, то концерты в консерватории представляли собой факт активно развивавшегося в петербургской художественной культуре неоклассицизма.

Исследование российского периода жизни Я.Я.Гандпшна приводит к убеждению, что деятельность этого музыканта повернула развитие петербургской органной культуры в русло светской традиции; его инициатива явилась одним из решающих факторов возникновения российской композиторской органной школы. Творчество Я.Я.Гандшина стало кульминацией развития петербургской органной культурн на рубеже в а начале XX в.

Заключение содержит следующие положения и вывода:

Во второй половине XIX - начале XX в, петербургская органная школа прошла за исторически минимальное время /неполные 60 лет/ путь от скромного звучания органной музыки в лютеранских церквах до активного формирования светской концертной культуры. Репертуарные акценты обозначили смену художественных ориентиров: преобладание в конце XIX в. современной эпохе немецкой музыки отразило характерное для тех лет увлечение немецким романтизмом; начало нового века принесло -вместе с усилением классицизиругащих тенденций - вкус к французской культуре; фактом дальнейшего развития неоклассицизма в Петербурге стали "баховские" концерты Я.Я.Гандшина - А.И. Зилоти,

Изучение деятельности петербургских органистов-лидеров /каковыми в российской столице традиционно были музыканты, совмещавшие посты руководителя органного класса и органиста кафедральной лютеранской церкви: Г.Штиль - Л.Ф.Гомилиус -Я.Я.Гандшин/ позволяет сделать вывод о росте профессионализма исполнителей я возраставшей подготовленности широкого круга слушателей к восприятию органной музыки. При этом смена Л.Ф, Гомиллуса /бывшего в органно-исполнительской культуре города "первым среди равных"/ Я.Я.Г&ндшпшм /который стал единственным органистом,. сосредоточившим на себе все внимание публики и прессы/ свидетельствовало также об изменении самого принципа организации исполнительской культуры в городе.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что если перо-начальное становление в Петербурге сольного органного концертирования происходило в рамках музыкальной культуры лютеране-

- 23 -

ких церквей, то перспективы его широкого развития с конца XIX в, были связаны со светской концертной традицией. На рубече XIX - XX вв. становление Лорм светского концертирования стало принципиальной линией в развитии петербургской оргянког школь-; путь, пройденный ею явился одной из немногих "сквозных" линий в слогкной картине русского искусство второй половины XIX - начала XX в.

Основные положения работы отражены в следующих публикациях:

Из истории органных концертов в Петербурге-Петрограде: выступления Я.Я.Гандаина. //Очерки музыкального краеведения: Конец XIX - начало XX в. И.,1992»

Светское органное музицирование в Петербурге-Петрограде в конце XIX - начале XX в. - Депонировано в ШЛО Информкультура. М.,1994.

Органное музицирование в лютеранских церквах: Тезисы к конференции "Русско-немецкие контакты в биографии Петербурга". С.-Петербург, 1993.

Петербургкомстат Зек. 312 Тир. ¡Од