автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Музыкальное искусство Кореи XV века в контексте художественно-эстетических течений эпохи Возрождения (период Чосон, историческое правление Сечжона)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Лим Хён Чжун
художественно-эстетических 1ечений >похн Возрождения.
1 I Основные направления музыкально-художественного творчества в Европе XV столетия
1 1 1 Инструментальная музыка
1 1 2 Вокальная музыка
112 1 Религиозная музыка Бургундской школы
112 2 Религиозная музыка франко-фламандской школы
1123 Светская музыка Бургундской школы
112 4 Светская музыка франко-фламандской школы
112 5 Английский кэролл
1 2 Духовно-художественные основы музыки раннего периода Чосон
I 2 1 Инструментальная музыка
I 2 2 Вокальная ч\ зыка
1 2 3 Танцевально-хореографические произведения Чончжэ 55 12 3 1 Хянак Чончло раннего периода Чосон (дворцовый танец в сопровождении традиционной м\зыки Хянак) 55 12 3 2 Такак Чончжэ периода Чосон (творцовый танец пришедший в Корею из Суньекого Китая)
Г-ыва 2 Музыка Аак и буддистская музыка Чосона
2 1 Чохве Аак «Изысканная музыка \тренних собраний» 59 2 2 Хвере Аак «Изысканная музыка соборных церемонии»
Таблица № 2 Хвере Хопга при дворе Сечжона
Габ шца К» 3 Хвере Гы ira при дворе Сечжона
Таблица N" 4 Хвереен 1 ыш а при творе Сечжона
Гаопича Я- 5 Хвереен Хонга при дворе С ечжонд
2 3 Мере Аак «Изысканная \(\ !ыка жерпзепных церемоний»
2 3 1 Чонме Череак «М\ зыка Ai.piвенной церемонии Чонмс > 65 2 3|| I loc ic ювть |ыюсгь ри г\а.1ьпы\ этапов жертве!шоп церемонии 66 2 3 12 М\ 1ыка п.ная up\Ki\pa 67 2 3 2 Mmiml Черык \h зыьа жеризеинои церемонии М\име 67 2 3 2 1 Hoe ie u>Baie ibiioeii и шов жершепнои церемонии и вока 1ыю ишцевадьная м\(ыка
2 3 2 "" ( I )i\ к I \ р 1 м\ <ыка и мои композиции
2 3 2 3 ОеобеШ1ое1И ефчмлры
2 4 Ь\ I шеккая м\ (ыка 70 2 4 1 Иеюрпчеекни фон
2 4 2 С пецифнчеекне особенноеги 6v 1 шетекои музыки 72 Г шва 3. М\ зыка Чянак, Гамак и Кочхвиак периода Чосон
3 1 М\ зыка Хянак
3 I 1 Ч\зыка п>иые инефчменгы ия Хянак раннею перио ia Чоеон 78 3 I 2 Мчзыка п.ныи кагр Хянак раннего иерио ta Чоеон 78 3 12 1 Понннь н <1 нбиочхо1па> 7е) 3 12 2 Чан i юл п I lo I х )i ixeii
3 2 М\ зыка 1анак
32 I М\ зыка н ные ине ф\мины i1я 1аиак раннею перио u> Чосон
3 2 2 М\ и гка п libit кочпатпмп Ian ik раннею перпо ui Чоеон
3 2 2 1 Похочжа
3 2 2 2 I lai янчх\н
3.2 I пик на п нын канр I анак Чошыо pamitio iu рио ia Чо« он
3 3 Iоржес 1 вепно маршевая музыка Кочхвиак
3 3 1 Рашови шоеш м\ зык и Кочхвиак и коми юкюванис оркестра
Введение диссертации0 год, автореферат по искусствоведению, Лим Хён Чжун
Актуальность исследования. Явление музыкально-художественного творчества, будучи частью общей культурной среды, формируется в соответствии с целым рядом взаимозависимых обстоятельств, характеризующих конкретную историческую эпоху, таких как: социальная система, политический строй, географический ландшафт, а также особенности языка и местных обычаев в купе с религиозными учениями. Если рассматривать музыку как составную часть материальной и духовной реальности мира, то ясно прослеживается взаимодействие и взаимопроникновение культур на гуманистических, объединяющих началах в таком огромном обществе, как человечество в своей совокупной целостности. Это и есть наиболее оптимальный и эффективный способ связать воедино и духовный потенциал, и эмоциональный мир человека Востока и Запада. Корейская музыка едва ли упоминается в каких-либо работах по истории этого искусства. Поразительно, однако, то, что и в корейской музыке был период XV в., который по масштабности произошедших перемен и по глубине творческой мысли людей его сотворивших способен соперничать с европейской историей. На данном историческом этапе созрела необходимость обобщения опыта и анализа творческих достижений корейских музыкантов эпохи Чосон. Необходимо иметь в виду, что эта эпоха охватывает несколько исторических периодов. В данной работе речь идёт о временном отрезке, называемом ранний Чосон, т. е. о XV в., времени правления короля Сечжона, возродившим к жизни музыкальные достижения предшествующих столетий и открывшим перед музыкой новые реальные горизонты.
Актуальность исследования определяется научной не изученностью процесса исторического развития музыкального искусства в Республике Корея, являющейся одной из трех основных стран, составляющих такой своеобразный и самобытный в культурном отношении феномен, как Дальневосточная цивилизация. Данная работа обращена к этой проблеме с позиций аналитического метода исследования, сложившегося в европейской науке, позволяющей выйти за рамки одного конкретного культурного ареала, с тем, чтобы найти общетеоретические позиции для сравнения столь различных по своим культурным истокам и традициям сообществ, как Европа и Дальний Восток, а также благодаря этому раскрыть специфику и глубину музыкальной уникальности последнего.
Западная музыка с незапамятных времен по настоящее время, при наличии фундаментальной научно-теоретической базы, развивалась на основе исторических традиций, имевших конкретное материальное выражение, что и позволило ей стать общераскрытым всему миру языком международного общения. Рост и эволюция музыкального искусства на Западе осуществлялись на фоне философии конкретных исторических реалий, таких как: общественный строй, экономика, политика, культурный арсенал. В особенности столь значительный период как Ренессанс явился для истории человечества важнейшим поворотным моментом, круто изменившим его духовное, культурное и художественно-эстетическое развитие.
Еще одно важное обстоятельство, обусловившее актуальность обращения к теме исследования. Именно XX век можно считать эпохой возрождения ренессансной музыки. Любовь к национальной культуре особенно характерна для XX столетия; как очевидно, именно в периоды острых мировых катаклизмов с особой яркостью и полнотой пробуждается национальное самосознание. Сосредоточие внимания на национальных особенное'.ях художественного творчества включает и обострённый интерес к его корням и традициям. Именно в этой художественной атмосфере благодаря композиторам и музыковедам было сконцентрировано внимание на раскрытии и исследовании давно забытых пластов средневековой и ренессансной культуры. Древние рукописи, хранившиеся столетиями в монастырях и частных коллекциях, увидели, наконец-то, свет, тем самым значительно сокращая «белые пятна» в музыкально-исторической картине мира.
Объект исследования - теория и практика формирования музыкального искусства Кореи XV века в единстве социальных, культурных и эстетических аспектов (историческое правление Сечжона) Предмет исследования - процесс целостного развития музыкального искусства Кореи XV века (историческое правление Сечжона) в сопоставлении с художественными течениями эпохи европейского Ренессанса
Цель настоящего исследования - раскрыть уникальность музыкального искусства периода Чосон, послужившего особой плодотворной почвой для дальнейшего совершенствования музыкальной культуры Кореи в целом Задачи: проанализировать основные направления музыкального творчества в Европе XV века,
- выявить особенности развития инструментальной, вокальной, религиозной и светской европейской музыки,
- исследовать художественные течения в музыке Кореи XV века,
- раскрыть специфику национальных жанров корейской музыки,
- сравнить особенности музыки Аак и буддистской музыки периода Чосон,
- описать виды и особенности национальных музыкальных инструментов Кореи XV века,
- рассмотреть музыкальное искусство периода Чосон в контексте художественных тенденций эпохи Возрождения,
Методологической основой исследования явились:
- философское положение о единстве мира,
- теория комплексной деятельности человека во всем многообразии его взаимоо г ношений с окружающей средой
Степень изученности проблемы Самым важным источником сведений об исторической эпохе правления корейского короля Сечжона была и остается хронология главных событий его царствования, собранных в книгу «Сечжон Силлок» - «Записи о фактах времени Сечжона» В ней содержится подробный перечень событий, произошедших во дворце и семейном кругу короля, что дает весьма точные исторические данные об этом времени. Чан Сахун, который всю свою жизнь посвятил изучению музыки считал: «История музыки никогда не будет полной, если ограничиться лишь библиографическим или же историческим обзором эпохи». Несмотря на важность таких вопросов, как: формы музыкального искусства, особенности мелодики, музыкальные инструменты, использованные в ту или иную историческую эпоху, - если ограничиться ответом лишь на эти вопросы, история музыки в истинном значении этого слова не будет обладать обстоятельностью. С этой точки зрения подробное изучение материалов, составлявших социально-художественный фон эпохи короля Сечжона, на основе хроники «Сечжон Силлок» - крайне важное и необходимое дело.
Всемирно известный историк музыки Н. М. Миллер справедливо полагал, что всё, что мы знаем о минувших веках, взято из анонимных нотных записей и хранящихся в рассыпанных по Земле библиотеках и музеях. Поэтому всем студентам, стремящимся посвятить жизнь изысканиям в области истории музыки, нужно много и упорно изучать подобного рода документы. Учитывая такое понимание музыкально-исторического знания, а также тот факт, что в «Сечжон Силлок» входит не только общее описание событий, связанных с музыкой, но и содержит нотные записи самих произведений - именно этот источник представляется наиболее соответствующим целям данного исследования. Ясно также и то, что все известные учёные, занимавшиеся проблемами истории корейской музыки, такие как: Чан Сахун, Сон Бансон, Сон Гённин и Ли Хэгу, опирались главным образом на данные, приводимые в этой исторической летописи.
Автор данной работы постарался расширить круг рассматриваемых источников. В частности, были собраны подробные сведения по истории возникновения и совершенствования оригинальных музыкальных инструментов, использовавшихся при исполнении корейской музыки. Затем, используя также конкретно-исторический метод европейской науки, автор произвёл знали i музыкально-исторических фактов периода начала правления династии Ли в Корее.
В частности, при рассмотрении буддистской музыки в качестве основного материала был взят научный труд доктора наук Пак Помхуна. В результате постижения собранных в нем данных удалось установить факт непосредственного участия короля Сечжона в создании буддистской музыки в период, когда в стране утвердилась идеология конфуцианства, а буддизм подвергался систематическим ограничениям и гонениям. Благодаря сведениям, непосредственно сообщённым автору диссертации буддистским священнослужителем по имени Ли Гён в музее Сеульского университета Тонгук, были обнаружены ценнейшие письменные свидетельства по истории корейской буддистской музыки, упоминания о которых нет ни в хронике «Сечжон Силлок», ни в аналогичной летописи, хранящей факты о событиях, произошедших за весь период правления династии Ли в Корее. Впервые предпринятое изучение древнейших документов, таких как «Сари Ёнунги» и др., касающихся эволюции буддистской музыки, стало для автора значительным этапом в работе по изучению одной из составляющих музыкальной культуры периода Чосон.
Теоретической основой послужили труды корейских исследователей по проблемам философии (Свитерих, Хан Хынсон и др.), по истории музыки (Хуго Лейхтентгрит, Чан Сахун, Ли Хэгу, Сон Гённин, Сон Бансон, Ли Сончжон, Хан Нанён и др.), по вопросам теоретического музыкознания (Со Ханбон, Сон Бансон, Ли Квансук, Сон Тхэрён и др.), работы по вопросам преподавания музыки в Корее (Ю Докхи, Кин Ёндон).
Базой для диссертационной работы стали исследования российских учёных по истории музыки (В В. Протопопова, Ю.К. Евдокимовой, Ю Н. Холопова, М.А. Сапонова, В. Д. Конен, Т. Н. Ливановой, Н.А. Симаковой, О.И. Захаровой, Е.Б. Долинской, М.С. Филатовой-Скребковой и др.)
Изученная литература на английском языке посвящена проблемам философии, истории и теории музыки эпохи Ренессанса (А. Веструп, Н. М. Миллер, Г. Риис, Пауль Генри и др.)
В диссертации использовались следующие методы исследования:
- сравнительный анализ музыковедческой литературы, изданной на корейском, русском, английском языках по проблемам исследования;
- комплексный исследовательский метод. Организация исследования.
Этап первый (1991-1995)
Для всестороннего анализа проблемы, заявленной в названии диссертации, был определён круг вопросов, подлежащих изучению, с целью формирования фактологической базы исследования; собраны имеющиеся в наличие материалы и монографии; изучены письменные исторические свидетельства и литература, хранящиеся в архивах Мемориала короля Сечжона, Государственного института национального музыкального искусства, Национально-музыкального училища и корейских специализированных школ искусств, произведен отбор работ, опубликованных на корейском, английском и русском языках, посвященных европейской музыке эпохи Ренессанса, проведена их классификация в соответствии с ракурсом исследования Этап второй (1995-2000)
Вследствие ограниченности общедоступных источников информации по вопросам исторического процесса формирования музыкальных традиций в Корее были проведены личные встречи со специалистами и исследователями, располагающими интересными для автора архивными данными по обусловленной проблеме В частности были изучены отчёты научно-исследовательского Института Искусств Есульвон относящихся к вопросам обоснования музыкально-исторического процесса в Корее, и отобраны необходимые материалы
Этап третий (2001) - период окончательного оформления собранных на предыдущих этапах работы научных материалов, ранее представленных в виде статей в специализированных музыкальных и академических периодических изданиях, в форме докладов на научных семинарах. Основные теоретические выводы проведенной работы оформлены в четырех статьях, опубликованных в специализированном музыкальном журнале «Сиса ымак». Получены положительные заключения об этих работах читателей, учащихся музыкально-образовательных учреждений, а также студентов профессиональных музыкальных высших учебных заведений. 30 мая 2001 года на заседании научного семинара, организованного университетом Самюкый мёнтэхак, прочитан доклад по теме данного исследования; научное сообщение «Влияние, оказанное философией периода Чосон на музыкальное искусство» было сделано на собрании научно-музыкальной ассоциации Республики Кореи - «Восточно-Западная академия».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Эпоха Ренессанса в истории культуры Востока и Запада - важнейшая веха в процессе гуманистического развития человечества. Музыкальное искусство в этот период миновало границы отдельного государства, сохранив свою специфику и уникальность.
2. В истории художественной культуры музыкальное искусство Кореи является самобытным феноменом, имеющим национальные истоки и собственные традиции
3. Политические, экономические, общественные и культурные преобразования Кореи XV века послужили стимулом бурного развития музыкального искусства.
4. Бурный расцвет музыкальных стилей и жанров в государстве Чосон -выдающееся и своеобразное явление в истории мировой культуры.
5. Исследования художественных течений и музыки Чосон в контексте направлений музыкального творчества в Европе XV столетия позволяют выявить ключевые позиции, объединяющие культуры Востока и Запада.
6. Влияние реформ исторического периода правления короля Сечжона осуществляется через оптимизацию созданной лично им теоретической базы для классификации музыкальных жанров, развитие музыкального инструментария и распространение художественных принципов, сложившихся в XV столетии, в современной культуре корейского государства.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые:
- изучено музыкальное искусство Кореи периода Чосон, исторического правления Сечжона на историческом фоне художественно-эстетических течений Европы эпохи Ренессанса;
- выявлены особенности становления музыкальной культуры Кореи в XV столетии;
- на примерах, прославивших историческую эпоху правления Сечжона, проанализировано значение личности музыканта,
- определено принципиальное значение музыкального искусства Кореи XV века для дальнейшего развития национальной культуры последующих веков
Практическая значимость исследования заключена в систематизации материалов по истории корейской музыки XV века, классификации сочинений на основе собранных исторических фактов Диссертация вводит в научный оборот комплекс проблем, касающихся истории корейской музыки и культуры Положения, выводы, материал приложений позволяют значительно расширить научные представления о существе изучаемой культуры Материалы диссертации могут быть использованы в качестве учебного пособия для колледжей и вузов искусств по истории музыкального искусства Кореи, в процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий по проблемам истории искусства
Достоверность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, применением ком апекса теоретических и практических методов исследования, адекватных его предмету, объекту, задачам и этапам
Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры Музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт
Петербург, Россия), а также в Ханянгском и Самхоокском Университетах. Теоретические материалы диссертации были апробированы в лекционной и просветительской деятельности автора работы. Структура работы: диссертация объемом 135 машинописных страниц состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Музыкальное искусство Кореи XV века в контексте художественно-эстетических течений эпохи Возрождения (период Чосон, историческое правление Сечжона)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение диссертации суммируются результаты проведенной научной работы Далее мы приводим основные положения сделанных нами заключений, явившихся основой для доказательства выдвинутых в начале этой работы гипотез и положений, вынесенных на защиту
Во-первых, Ренессанс и ранний период Чосон были ознаменованы идейно-философской революцией, в каждом из случаев сломавшей старые барьеры привычных представлений о мире и заставившей людей жить в соответствии с новыми ценностями Идейное течение гуманизма стало основой для нового мировоззрения, результатом которого явилось религиозное движение Реформации, одного из главных поворотных пунктов в истории религии Это определило особенности музыкального искусства того времени, заключающиеся в том, что связь между пришедшей из Средневековья музыкой и светско-популярным музыкальным творчеством стала неразрывной и главенствующей Схожей с европейским средневековым христианством по силе духовного господства в умах и сердцах людей явилась религиозно-философская система буддизма, которая столь же уникальным образом управляла мыслями и делами Кореи на протяжении более 1000 лет, включая период существования первых трех корейских государств, период Объединенной Сиплы и 400-легний огрезок правления династии Коре, непосредственно предшествовавший рассматривавшемуся нами периоду Чосона Музыкальная культура этого переходного периода была подготовлена и сформирована выкристаллизовавшимися на протяжении веков сложнейшими религиозно-церемониальными действами богопочитания государственного уровня, такими как Ендынхве («Собрание «горящих фонарей») и Пхальгванхве («Собрание восьми ворот»), цель проведения которых заключалась в вознесении молитв о мире и процветании государства и королевской семьи Музыка и танцы носили при этом задачу привлечения божественного внимания к делам смертных и дарования им своего покровительства и благоденствия В этом проявилось общечеловеческое назначение музыкального искусства - обращение к высшему трансцендентному началу, и его сакральный характер, призванный восстанавливать связи между миром духа и миром людей. Различие эпохи Ренессанса и эпохи раннего Чосона с точки зрения идеологического контекста музыкального искусства заключалось в том, что, если Ренессанс привнёс в музыку свободу самовыражения творческой личности во всём многообразии её индивидуальных особенностей, ставшими определяться как божественные проявления, то в эпоху корейского политико-культурного переворота XV века, совершённого при решающей роли короля-реформатора Сечжона, божество не утратило своей значительности, разделив её со смертными созданиями, оно лишь изменило свой облик, став более национально-окрашенным. Так если ранее сонмы буддистских духов и небожителей носили интернациональный характер, замена их в сознании корейцев в таких религиозных ритуалах как Чонмё на фигуры предков короля и своих собственных прародителей, ставшими основными после основателя конфуцианства объектами религиозного почитания, перенаправила поток религиозных чувств, выражавшихся в музыке, на более конкретно понимаемую зависимость людского от божественного, как перехода души из менее совершенного в более совершенное существование, которое есть вечность, предопределяющая жизнь конечного материального мира, сконцентрировавшегося для корейцев в рамках китайско-корейско-японского культурного ареала.
XV век - период расцвета корейской религиозно-культовой музыки, по широте охвативших её изменений и небывалому жанровому разнообразию, генерированного внутри неё, значительно превзошел европейскую церковную музыку по степени прогрессивности её трансформаций. Таким образом, можно считать доказанным тезис о том, что при полной изоляции художественных процессов, шедших в Корее на протяжении столетий, предшествовавших XV веку от Ближневосточно-Европейской монотеистической цивилизации и полной невозможности любого культурно-идейного взаимодействия или противостояния, функция музыки как инструмента сакрального контакта мира материального и мира трансцендентного была полностью идентична в традиционных обществах до-ренессансной Европы и до-Сечжоновской Кореи Не вызывает сомнения и тот факт, что и после глобального по масштабам идейно-культурного переворота, произошедшего по различным историческим причинам, но совпавшего по времени в Европе и Корее XV века, музыка сохранила свой статус «священного искусства», обязанного служить целям и задачам духовного очищения и облагораживания человеческой природы
Во-вторых, как в музыкальном, так и в социальном отношении вокальная музыка получила несравненно большее развитие в Европе, по сравнению с Кореей начала XV века Вокальная музыка Ренессанса была рождена идеями гуманизма о теснейшей связи слова и музыки, развившись в четырех-, а иногда, и в пяти-шести голосную полифонию Это была эпоха музыкально-художественного совершенства, имя которому - золотой век хоровой музыки в жанре каппелы (а сарреНа)
В то время, как вокальная музыка в Европе, следуя закономерностям исторического процесса, приобрела неизвестную ранее свободу в оперировании элементами полифонии в соответствии с замыслами автора, талант которого стал единственным мерилом и критерием при оценке близости произведения к божественному, именно сохранение в неизменности музыкальной формы при смене текстового наполнения оказались главными принципами, определившими тенденцию развития вокального искусства в Корее в это же время Причиной тому было диктуемое конфуцианством положение о следовании образцам и моделям, признанными лучшими в своем роде Поскольку созданные в предыдущий исторический период произведения вокального искусства подверглись процедуре тщательного отбора, прежде чем быть признанными последующими поколениями, они были, безусловно, предпочтительней любой новой формы, ибо она вносила бы вариативность в систему жанров этого вида искусства Данный вывод может служить доказательством тезиса о социально-идеологической обусловленности тенденций развития музыкального искусства в любом обществе, вне зависимости от конкретно-исторических особенностей и различий их музыкальных систем.
В-третьих, в области инструментальной музыки период Чосона в Корее оказался явно более продуктивным по сравнению с ренессансной Европой XV века как по объёму, так и по разноплановости данного вида художественного творчества.
Набор инструментария корейских музыкантов того же периода поражает разнообразием и количеством. Изготовлением и производством инструментов занимались специально созданные правительством органы Акки Тогам, а реструктуризация музыки Аак привела к значительному усилению струнно-духовой группы в оркестре, обслуживающем разнообразные церемонии и процессии. Помимо этого, каждая официальная церемония или религиозно-культовое мероприятие были разделены на этапы Для них, соответственно, создавалась и музыкально-инструментальная композиция
Систематическое и строгое разделение инструментального инвентаря для исполнения определенных или даже предписанных к исполнению определённых произведений на самом деле определяется ведущей ролью инструментов во всей музыкальной системе сформированной в условиях нового конфуцианского государства, вполне сравнимой с ведущей ролью вокальной музыки Средневековья и раннего Ренессанса
В-четвёртых, очевидно различное положение светской музыки в музыкальных системах Европы периода Ренессанса и начала периода Чосон в Корее Под воздействием процесса смены мировоззрения музыкальное искусство становилось в XV веке все более и более популярным в Европе
Развитие книгопечатания ещё больше расширило сферу влияния и распространения светской музыки, и для любого образованного европейца стало обязательным умение играть на музыкальных инструментах и читать ноты с листа. Европейское общество жило по христианским законам, в то время как корейская музыкальное искусство полностью подчинялось принципу «Служения сильному», в основе которого лежала конфуцианская мораль.
В силу этого положения музыкально-жанровая система, обслуживавшая нужды ритуально-церемониального этикета королевского дворца и его приближённых, получила довольно значительный импульс к своему развитию, при том что вся фольклорная музыка, такая как Хянак и Минсогак, почти в неизменном виде была унаследована от прошлой эпохи государства Коре. Только лишь во времена короля Сечжона Хянак был выделен как особый жанр, учреждённый в качестве официально признанного среди остальных видов и стилей музыки.
В отличие от европейской светской музыки, которой в равной мере могли наслаждаться как простолюдины, так и аристократы, музыка периода Чосон, несмотря на всё её многообразие и развитость средств музыкальной палитры, была предназначена для небольшого правящего слоя и процедур ритуально-церемониального характера Это и явилось одной из основных причин её застоя в последующие годы
Идеология гуманизма явилась синтезом идеи двойственности мира -мир стал снова един, когда человек стал мерилом обоих миров Музыка отразила этот процесс синтезом сферы светской культуры шансона, понятной и близкой душам многих людей, и вокально-музыкального творчества, относившегося к области чисто религиозного искусства Однако закономерности революционного процесса, который переживала Корея в начале XV века были иными, поскольку сутью их было восстановление нарушенной прежними правителями гармонии во вселенной, а она состояла не в соединении двух миров бытия, а напротив, в чёткой стратификации их взаимного расположения Кроме того, поскольку порядок установления гармонии имел чёткую вертикально-имманирующую направленность, все усилия движущих сил этого революционного процесса в лице идеологов новой королевской династии были направлены на наведение порядка в сфере «высокого» искусства, так как считалось, что остальное будет приведено в соответствие с этим образцом в силу естественного закона вселенной. Дело в том, что роль религиозной сферы жизни в корейском обществе как раз и составляла область религиозно-церемониальных процедур, исполнение которых входило в обязанности короля и его высших сановников. А светская сфера совпадала с «низким», то есть, бытовым, простонародным. Таким образом, можно считать доказанным тезис о том, что духовная революция имевшая место в жизни как Европы, так и Кореи в XV веке, по своей сути преследовала одни и те же цели, а именно, задачу «возрождения» сакральности мира, восстановления утраченной гармонии и приведение вселенной в соответствие с представлением об идеальном мире, где божественное имманентно человеческому.
В-пятых, особенностью музыкальной культуры периода Чосон, определённым образом отличавшей её от европейской музыкальной традиции была синтетичность. При рассмотрении наиболее значительного явления в этой области в начале периода Чосон, которым являлась музыка Аак, нельзя не заметить тот факт, что она всегда исполнялась только в соответствие с ритуальным этапом той или иной официальной процедуры, а гакже и то, что по форме это было комплексно-музыкальное действо, объединявшее в себе инструментальный компонент, вокальные партии и танцевальное представление Это, несомненно, является ещё одним проявлением концепции о строгом отражении и следовании небесному закону «Ли», который управляет всем многообразием материального и духовного бытия Суть объединения всех имевшихся средств выражения музыкального творчества в особые комбинации, логичным образом связывавшие различные стороны человеческого существа в единый образ гармоничной целостности, состояла в максимально интенсивном контакте с миром духовным - в зависимости от типа содержания, которое было необходимо довести до него. Корни же подобного понимания необходимо искать в шаманистском прошлом корейской нации, которые за столетия «цивилизаторства» китайской культурой были выведены из активного сознания нации, но сохранились в форме эстетических канонов и эмоционально адекватных форм музыкального творчества. в 2001 году ЮНЕСКО объявило один из жанров традиционного музыкального искусства, а именно, Чонмё Череак, культурным достоянием человечества, что ещё раз подчеркивает интернациональную значимость и высокий уровень музыкального художественного творчества периода Чосон
Список научной литературыЛим Хён Чжун, диссертация по теме "Музыкальное искусство"
1. Ан Чонмо: История западной музыки, Тара, 1992
2. Арнольд Освое / пер. Со Бэсик: Эстетика и искусствоведение, Тэванса, 1997
3. Блюмер, Фридрих: Музыка барокко и Ренессанса, изд. Самхо, 1986
4. Дориан Ф. / пер. Ан Гичжа: История исполнения музыки, муз изд. Сегван, 1986
5. Издательский комитет корейских словарей: Словарь мировых музыкальных инструментов, изд. Исследования по корейской лексикографии, 1996
6. Издательский комитет корейских словарей: Иллюстрированный музыкальный словарь, изд. Исследования по корейской лексикографии, 2000
7. Издательский комитет Национального института искусств Республики Корея: История корейской музыки, изд. Нац. инст. искусств Республики Корея, 1985
8. Ким Донхван: Рассказы по истории музыки, Ымак Чхунчхуса, 1999
9. Ким Ёндон: История преподавания западной музыки, Кёуса, 1961
10. Ким Ёнок: Знакомство с корейской музыкой, Национальный институт этнографии, 1996
11. Ким Миэ: Западная церковная музыка, изд. Самхо, 1990
12. Ким Ухён: Принципы и методы преподавания традиционной музыки, Корейский музыкальный педагогический комитет, 1995
13. Ли Квансук: Корейское музыковедение, Сборник научных монографий Дэу, 1996
14. Ли Соннэ: Путеводитель по национальной музыке, изд. Сеул-медиа, 1997
15. Ли Сончхон: История национальной музыки, изд. Самхо, 1986
16. Ли Хэгу: Введение в историю корейской музыки, изд. Сеульского университета, 1975
17. Ли Хэгу: Сборник работ по корейской музыке, Муз. Изд. Сегван, 1988
18. Ли Чанчжик: Социальная история музыки, Чонъевон, 1988
19. Научное общество истории корейской музыки: Исторический альманах по корейской музыке, Национальный институт этнографии, 1996-2001
20. Но Чонхи и др. 3: Знакомство с историей западной музыки, изд. Конгукского университета, 1999
21. НИИ Музыки: История западной музыки часть первая, Симсольдан, 2000
22. Отдел аспирантуры Корёсского университета: Западные мыслители и история мысли, Поммунса, 1982
23. Пэк Кипхун: Заново написанная история церковной музыки, Чагынури, 1994
24. Рассел Н. Скваер: История церковной музыки, Хосаннаымакса, 1995
25. Ри Чхаюн: История музыки государства Чосон, изд. Искусства и Образования, 1987
26. Сборник Музыкального издательства Сегван: Большой словарь музыки, муз. изд. Сегван, 1993
27. Свитерих / пер. Ха Хечхан: История мировой философии, Пэчжэсогван, 1991
28. Со Ханбом: Введение в национальное музыковедение, изд. Тхэрим, 1985
29. Сон Бансон: Личности в корейской музыке, Ильчогак, 1988
30. Сон Бансон: Исследование по истории корейской музыки, изд. Ённамского университета, 1995
31. Сон Бансон: Направления развития корейского музыковедения, Йесоль, 1998
32. Сон Гённин: Музыка эпохи Сечжона, Изд. Мемориал Великого Сечжона, 1985
33. Сон Тхэрён: Основы корейского музыковедения, изд. Тончжин, 1996
34. Франсис Н. / пер. Пак Ильман: Основы истории философии, Сонгванмунхваса, 1992
35. Хан Манён: Изучение традиционной корейской музыки, Пхуннам, 1991
36. Хан Хвачжин: Личности в музыке государства Чосон, Национальный институт этнографии, 1995
37. Хан Хынсоп: Идеология корейской музыки, Минсогвон, 2000
38. Хон Севон: Знакомство с историей музыки, изд. Артсорс-лайбрари, 1990
39. Хон Севон: История западной музыки, изд. Современная музыка, 1995
40. Хон Севон. История музыки с комментариями, изд. Ёнсейевского университета, 2000
41. Хуго Лайтентрит/ перевод Ким Чэнгю: История и идеология музыки, Ханмунса, 1987
42. Чан Сахун: Музыка при дворе короля Сечжона, изд. Сеульского университета, 1982
43. Чан Сахун: Исследование традиционной корейской музыки, Национальный институт этнографии, 1982
44. Чан Сахун: Большлй словарь национальной музыки, муз. Изд. Сегван, 1984
45. Чан I ахун: История корейской музыки, муз. изд. Сегван, 1986
46. Ч;ш Сахун: Теория национальной музыки, муз. Изд. Сегван, 1986
47. Чан Оври: Музыка и литература, изд. Самхо, 1986
48. Чо Намвон / Ким Чонсу: Музыкальные инструменты, Национальный институт этнографии, 2000
49. Ю Докхи: История преподавания музыки в мире, Ханмунса, 1987
50. Ясперс, Карл / пер. Юн Сонбон: Введение в философию, Ыльсомунхваса, 1963
51. Richard Н. Hoppin: Средневековая музыка, изд. Самхо, 1991
52. Литература на английском языке
53. Alien, Warren Dwight: Philosophies of Music History, New York : Dover, 1962.
54. Apel, Willi : The Nation of Polyphonic Music, Cambridge Medieval Academy of America, 1949.
55. Apel, Willi: Harvard Dictionary of Music, Mass; Harvard Univ., 1944.
56. Blom, Eric(ed) : Groves Dictionary of Music, N. Y : St. Martins Press, 1966.
57. Bukofzer, Manfred : Studies in Medieval and Renaissance Music, W. W. Norton, 1988.
58. Bumey, Chas: A General History ofMusic, New York : Dover, 1962.
59. Cattin, Giulio : Music of the Middle age. New York : Cambridge Univ. Press, 1984.
60. Grout, Donald J. : History of Western Music, New York : W. W. Norton, 1988.
61. Hadow H. W. : The Oxford History of Music 6 vols., Oxford Univ. Press, 1929-1932.
62. Lang, Paul Henry : Music m Western Civilization, New York : W. W. Norton, 1941.
63. McKinneyand Anderson : Music in History, American Book Corn., 1980.
64. Miller, H. M.: History ofMusic, Harper and Row Pub., Inc., 1970.
65. Reese, Gustave . Music in the Renaissance, New York : W. W. Norton, 1954
66. Reese, Gustave : New Grove High Renaissance Masters, New York: W, W. Norton, 1984
67. Westrup, J. A.: New Oxford History ofMusic, Oxford University, 1960.
68. Westrup, Abraham : The New Oxford History ofMusic
69. Литература на русском языке
70. Вопросы музыкальной формы. Выпуск 2. М., 1972
71. И Гои-Ён. Логика и этика корейской музыки. Сеул., 1985
72. Из истории зарубежной музыки. Выпуск 4. М., 1980
73. Историко-теоретические вопросы Западноевропейской музыки. М., 1978
74. Конен В.Д. Эподы о зарубежной музыке. М., 1968.
75. Конен В.Д. Клаудио Монтеверди. М., 1971
76. Конен В.Д. Пёрселл и опера. М., 1978
77. Корейское классическое искусство. Сб. ст. (сост. Л. Киреева) М., 1972
78. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 г. Т. 1. -М„ 1988
79. Ли Чжу-Хван. Исследование о Кая. Сеул., 1985
80. Пак Тэ-уй. Структура тональности в корейской традиционной музыке. Сеул., 1982
81. Пелецис Г. Э. Месса Жоскена Депре «Matheur me hat». К вопросу о технике сочинения их cantus firmus» // Теоретические наблюдения над историей музыки. М , 1978
82. Протопопов В. В. История полифонии в её важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII XIX веков. - М., 1965
83. Протапопов В В. Из истории инструментальных форм XII нач. XIX века. - М., 1979
84. Протапопов В. В. Из истории форм инструментальной музыки XVI -XVIII веков. Хрестоматия. М., 1980
85. Сон Бан-Сон. Введение в восточную музыку. 1991
86. Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978
87. У Ген-Ир. Введение в корейскую национальную музыку. -Петразаводск., 1996
88. У Ген-Ир, Ким Тх>Хун. Из истории корейской национальной музыки. Петразаводск., 1996
89. Чан Са-Хун. Сборник «Кугал». 1960
90. Чан Са-Хун Западная и восточная музыкт. Сеул., 1974