автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Корейский художественный металл XIX - XX веков

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Пак, Эдуард Семенович
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
Диссертация по культурологии на тему 'Корейский художественный металл XIX - XX веков'

Текст диссертации на тему "Корейский художественный металл XIX - XX веков"

Ш :

МИ1«"» ¡{жх ! ..

«SES

ТлТГ

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Институт стран Азии и Африки

Пак Эдуард Семёнович

"Корейский художественный металл Х1Х-ХХ

веков.

Истоки. Эволюция. Традиция"

24.00.02 Историческая культурология

Диссертация на соискание учёной степени кандидата культурологии

Москва, 1998

Диссертация выполнена в Санкт-Петербургской Ордена Трудового Красного Знамени

Художественно-Промышленной Академии и в Международном центре корееведения МГУ им. М.В. Ломоносова

Научный руководитель: кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ,

профессор Мямлин Игорь Гаврилович Научный консультант: доктор исторических наук, профессор МГУ Пак Михаил Николаевич

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук Джарылгасинова Роза Шотаевна и кандидат исторических наук Ионова Юндвига Васильевна Ведущая организация:

Государственный музей искусств народов Востока (Москва)

Защита диссертации состоится "_"_1998 г. в_ч.

в аудитории на заседании Специализированного совета Д053.05..97 при Московском Государственном институте стран Азии и Африки по адресу: Москва, ул. Моховая, 11, ИСАА С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИСАА

Учёный секретарь Специализированного совета, доктор культурологии

Васильченко Е.В.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В предлагаемой работе предпринята попытка продолжить труд учёных разных стран по изучению истории возникновения и развития культуры Кореи как участницы сложнейших культурологических процессов стран дальневосточного региона.

Изучение истории возникновения и развития корейской культуры, как участницы сложнейших историко-этногенетических процессов стран дальневосточного региона, требует глубокого беспристрастного рассмотрения вопроса на разных уровнях. Особенно это касается культурологического изучения Кореи, длительное время испытывавшей сильное китайское влияние и создавшей своеобразную многообразную культуру на основе широко распространённых в древности дальневосточных эстетических традиций. Современные культурологические концепции потребовали нового подхода в изучении различных областей материальной и духовной культуры, который связан с совокупностью аналитических приёмов, операций и процедур, используемых в анализе культуры и, в определённой степени, конструирующих предмет данного культурологического изучения декоративно-прикладное искусство Кореи. Подобная практика получила распространение в российской культурологии и находится в стадии формирования в качестве целостного направления научного исследования (А.И. Арнольдов, Г.В. Драч, П.С. Гуревич, Б.С. Ерасов, Ю.В. Рождественский и др.) [147. с.279.]

Культурологическое изучение истории на примере прикладного искусства представляет особый интерес, поскольку фиксация исторических, этнопсихологических, эстетических, стилистических особенностей в таких долговечный материалах, каким является металл, сохраняется наиболее устойчиво. В процессе данного культурологического исследования были использованы конкретные методы различных дисциплин (исторической, этнографической, социологической, структурно-функциональной, искусствоведческой, музееведческой, технико-технологической, стилистической и т.п.), которые, в более широком смысле, становятся особыми методологическими направлениями, связанными с экологией искусства. Такой подход даёт богатейшие материалы для культурологии, т.к. искусство, являясь квинтэссенцией, магическим зеркалом культуры, представляет её в наиболее наглядной, выразительной и психологически доступной форме. [147. с. 161.]

История мирового (в том числе и российского) корееведения сравнительно коротка. Первые этнографические очерки о "стране-отшельнице" (так называли европейцы Корею в новое время), появились лишь с XVIII в., когда голландские мореплаватели, посетив Китай, получили первые сведения о Корее. Лишь с конца XIX века учёные Запада получили возможность поближе познакомиться с историей этой страны, т.к. первые

попытки проникновения в Корею западными путешественниками вызвали резкое неприятие страной внедрения чуждой и оттого пугающей европейской цивилизации. В это же время с установлением дипломатических отношений с Россией (1884г.) возникло и российское направление по изучению Кореи. Хотя разноречивые сведения о Корее вызывали различные суждения в Европе, было положено начало изучению этой страны.

Растущий интерес к искусству Кореи, — страны, с древних времён служившей культурным и экономическим мостом между Восточной континентальной Азией и островным миром Тихого океана, прежде всего с Японией, неизменно возрастал в XX веке и возрастает сейчас, так как "Страна утренней свежести", занимая уникальное географическое положение в дальневосточном регионе, издавна играла важную роль в формировании, развитии и транспортации многих культурных пластов. Важным аспектом корейских исследований было и продолжает оставаться изучение самобытной корейской культуры и искусства.

Основными источниками по истории, этнографии, культуре Кореи явились труды российских учёных - Н.Я. Бичурина, Ю.В. Ванина, C.B. Волкова, Р.Ш. Джарылгасиновой, Ю.В. Ионовой, Н.И. Конрада, Н.В. Кюнера, А.Н. Ланькова, М.Н. Пака, Г.Д. Тягай, а также работы корейских и зарубежных историков и этнографов - В.Х. Аллена, В.Е. Гриффиса, Э. Нама, X. Хальберта, Хана У.Г., В.Е. Хенторна и др. [76,77,78, 80,81,88,105,107, 108,109, 118, 119,120, 138, 139, 151, 152, 153,172,173, 174, 175, 199, 200,201, 285, 303, 324, 326, 331, 335. ]

За вековой период с начала корейских исследований были освещены основные вехи корейского искусства — от общих трудов до тщательно проработанных научных трактатов по отдельным отраслям корейского искусства являются бесценными источниками по культурологическим, историческим, художественным, техническим и технологическим аспектам изучения корейского ДЛИ (H.A. Виноградова, О.Н. Глухарёва, H.A. Каневская, Л.И. Киреева, В.Е. Гриффис, Квак Сун Хва, Е., Ким Вон Ён, Ли Ё Сон, Е. Маккюн, С. Тадаши, Б. Хальберт, С. Янаги и др.) [85, 92, 93, 129, 132, 225, 227, 236, 237, 275, 276, 282, 303, 324, 336.].

Данная работа основана на результатах исследований авторитетных учёных разных стран и является логическим продолжением исследований корейского искусства в России, связанных, в первую очередь с именем О.Н. Глухарёвой - видного советского специалиста по искусству стран Дальнего Востока.

Важным аспектом корейских исследований было и продолжает оставаться изучение самобытной корейской культуры и искусства. Рост интереса к корейскому искусству в мире активизировал деятельность учёных разных стран, в результате которой был

накоплен богатый научный опыт. В разные периоды этот важный процесс прерывался драматическими событиями XX века, непрекращающимся политическим расколом Кореи, а ним и невозможностью параллельного изучения искусства на обоих частях Кореи.

В ходе работы автор не только изучал труды российских, корейских, японских, западноевропейских корееведов, но также проводил практические исследования в музеях России и Кореи, познакомился с системой художественно-педагогической практики в ВУЗах Республики Корея.

Автор диссертации попытался дать освещение истории такого важного вида корейского декоративно-прикладного искусства, как художественный металл, на протяжении всей истории его развития. В ходе работы сложилась концепция проблем развития искусства Кореи в конце ХУ1П-Х1Х вв., а результаты изучения стали темой диссертации и могут рассматриваться как существенная часть эволюции корейского искусства и культуры на современном этапе.

Малочисленность научных трудов по изучению этой области истории искусства Кореи; практически полное отсутствие в российских корееведческих трудах многих аспектов исследования развития декоративно-прикладного искусства КНДР и РК с момента их образования; личный творческий опыт автора - всё это определило обращение автора к данной теме.

В диссертации сделана попытка осознать место и значение традиций корейского классического искусства в творчестве современных корейских художников. Эти аспекты изучения темы находится в стадии развития в обеих частях Кореи и пока ещё не затрагивались ни в России, ни в западноевропейских странах. Поэтому диссертант пытается рассмотреть круг проблем, важных для определения существенных тенденций развития художественной культуры Кореи новейшего времени.

Основная цель диссертации заключается как в создании отдельного специального исследования, посвящённого корейскому художественному металлу, так и в теоретико-культурологическом описании процесса развития корейского декоративно-прикладного искусства, что позволит облегчить задачу другим исследователям; в разработке новых подходов решения ряда актуальных культурных проблем, связанных с внедрением новых научных дисциплин.

Выявление основных тенденций развития различных областей корейской культуры после раскола страны, характеристика художественных направлений, развивающихся самостоятельно под влиянием внешних факторов, позволит изучать возникновение нового культурного феномена на основе отдельно взятого национального примера, каковым является нынешняя Корея, пока разделённая на два государства.

Основные задачи исследования автор видит в рассмотрении и анализе:

- историко-культурных и этнических предпосылок возникновения и развития художественного металла в разные исторические эпохи;

специфических признаков корейского ДЛИ, складывавшегося в течение тысячелетий под воздействием многих факторов;

- развития художественного металла Кореи в Новое и Новейшее время; и в-частности, современных художественных направлений, характерных для двух по-разному развивающихся корейских государств и их культур;

- художественного опыта мастеров прошлого, сочетающегося с творческими поисками современных корейских художников по металлу;

- места художественного металла в системе художественного творчества Кореи в XX веке, его роли в культурологическом, эстетическом процессах;

- проблем развития корейского искусства (на примере художественного металла) после грядущего объединения Кореи.

Предметом исследования являются процессы историко-художественного, стилевого и технологического развития корейского художественного металла в новое время как целостный художественно-эстетический комплекс. Предлагаемый обзор и анализ источников, новых изобразительных, технических и технологических принципов смогут дополняют представления о декоративно-прикладном искусстве Кореи нынешнего столетия и определяют возможные перспективы его развития в будущем.

Объектами непосредственного исследования стали коллекции корейского художественного металла музеев в России и Республике Корея, произведения современных художников в РК, а также студенческие и дипломные работы отделений "Художественный металл" ряда университетов РК ; музейные и частные коллекции КНДР, Японии, США изучены по литературным источникам.

Источниковедческая основа диссертации охватывает разнообразные документы: каталоги выставок, монографии, альбомы и т.п.

Границы исследования определены территориальным ареалом Корейского полуострова. Сложная этническая ассимиляция корейской нации в древности повлияла на формирование отдельных художественных стилей в существовавших государствах — Когурё, Пэкче, Силла, Кая, Пальхэ. Несмотря на последующее объединение Кореи в 938г. в единое государство Корё, характерные признаки отдельных региональных черт сохраняются долгое время. Таким образом, изучаемый материал обязывает рассматривать развитие искусства не только в конкретно разграниченных территориальных очертаниях,

но и в обширных пределах хронологических рамок, которые охватывают исторические периоды - от Бронзового периода до современности. Равнопропорциональный обзор корейского классического декоративно-прикладного искусства и его развития в наши дни не представляется возможным, поэтому поставленные задачи определялись историческими и современными реалиями.

Методологическая основа исследования опирается на сочетании различных подходов к материалу. В основе этого системного подхода - применение методов сравнительного анализа - исторического, аналитико-литературного, структурно-функционального, этнографического, этно-психологического, логического, стилистического, методико-педагогического, технического и технологического. Многообразие анализа реализуется посредством комплекса познавательных методов и установок, что позволяет переосмыслять многие представления и понятия о своеобразии корейского национального искусства. В процессе анализа конкретные методы различных дисциплин использованы выборочно, с учётом их способности разрешать аналитические проблемы. В результате такого исследования создаются предпосылки для всестороннего изучения и обобщения эмпирического материала по истории корейского декоративно-прикладного искусства.

Новые культурологические подходы исследования, получающие широкое распространение в отечественной науке, позволяют раздвигать границы смежных наук и дисциплин, наиболее объективно освещая тот или иной ракурс проблемы. Поэтому диссертант попытался использовать тот комплекс культурологических методов, который наилучшим образом отвечал бы поставленным целям.

Научная новизна диссертации:

а) впервые в российском корееведении предпринята попытка историко-художественного сравнительного анализа корейского художественного металла современного периода с традиционным классическим искусством. Сделана попытка изучения влияния особенностей национального характера на формирование определённых художественных стилей и манер в разные исторические эпохи у ряда дальневосточных стран (Китай, Корея, Япония);

б) В исследовании конкретного историко-художественного, этнографического материала применены методы культурологического анализа, позволившего шире очертить актуальные проблемы развития корейского прикладного искусства на современном этапе;

в) даётся детальный обзор современного состояния ДНИ в Корее, исследуется влияние национальных традиций и европейских культурных влияний на развитие

современного художественного металла Кореи — одного из значительнейших видов современного ДЛИ;

г) выделены основные типы и формы корейского художественного металла, характерные для Нового и Новейшего времени;

д) создан альбом иллюстраций, позволяющий составить относительно полное представление об эволюции корейского художественного металла в разные исторические эпохи;

е) составлен русско-корейский словарь художественно-технологических терминов, необходимый при изучении художественных ремёсел Кореи;

ж) под новым углом зрения рассматриваются вопросы взаимодействия современных корейских и российских художественных традиций (древнего восточного ремесла и европейской художественной школы);

з) проводится экстраполированное прогнозирование художественных процессов, которые могут иметь место после грядущего объединения Кореи.

Практическая ценность диссертации Материалы диссертации могут лечь в основу спецкурсов, лекций по общим проблемам культурологии, истории культуры и искусства Кореи для ВУЗов России и Кореи, корейских отделений восточного факультета университетов; быть дополнительным материалом при изучении истории культуры Кореи в новейшее время. Теоретические предложения по поводу слияния художественных тенденций КНДР и РК после объединения Кореи могут на практике использоваться при строительстве единой национальной культурной политики.

Сравнительный анализ опыта преподавания в ВУЗах, отличающихся по подходу, но имеющих общегуманитарные цели и задачи, создание универсальных художественных связей, могут принести пользу культурологам, историкам, художникам, а также служить развитию международных художественных связей не только с Кореей, но и с другими странами.

Теория, через соответствующее методологическое преломление, поможет живой художественной практике — как в российских художественных школах, так и в университетах Кореи. Основные выводы диссертации представлены в виде экстраполярных прогнозов развития ДЛИ после объединения Кореи.

Апробация работы Основные положения диссертации были изложены в публикациях, докладах и сообщениях на научных конференциях, лекциях и спецкурсах, (см. список опубликованных работ диссертанта)

Структура диссертации

Диссертация состоит из двух томов. Первый том - введение, историографический очерк, описание музейных коллекций корейского художественного металла по ряду стран, три основных главы текста, заключение^ библиография, словарь терминов на коре