автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Эволюция корейской монументальной живописи; современная монументальная живопись Кореи в городской среде

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Сун Чжи Хе
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Эволюция корейской монументальной живописи; современная монументальная живопись Кореи в городской среде'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция корейской монументальной живописи; современная монументальная живопись Кореи в городской среде"



На правах рукошми

Сун Чжи Хе

ЭВОЛЮЦИЯ КОРЕЙСКОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ; СОВРЕМЕННАЯ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ КОРЕИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Специальность 17 00 04-изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и архитектура

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 2010

2 о МАЙ 2010

004602094

Работа выполнена на кафедре теории и истории искусства Московского Государственного Академического художественного института им В И Сурикова

Научный руководитель:

Заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор Киселев Михаил Федорович

Официальные оппоненты:

Доктор искусствоведения, профессор Турчин Валерий Стефанович Кандидат искусствоведения

Каневская Наталья Андреевна

Ведущая организация: Московский государственный педагогический университет

Защита состоится <Р?» ОI 2010 г в 11 часов на заседании

Диссертационного совета Д 009 00101 при НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств по адресу. 119034 Москва ул Пречистенка, 21

С диссертацией можно ознакомиться в Библиотеке Российской академии художеств (г Москва, ул Пречистенка, 21)

Автореферат разослан <ГЗ> _2010 г

Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат искусствоведения

Е Н Короткая

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Настоящая диссертация посвящена исследованию проблем развития корейской монументальной живописи в городской среде в современный период

Монументальная живопись Кореи насчитывает много веков развития Это росписи стен и потолков в гробницах Древней Кореи, стенопись в буддийских храмах, росписи дворцов и домов знати

В современном мире монументальная живопись - это оформление станций метрополитена, интерьеров общественных зданий и наружных стен домов, росписи церквей

В современный период монументальная живопись начинает всё больше и больше влиять на окружающую городскую среду Современный город очень резко развивается, поэтому одновременно строится большое количество зданий самой разной функциональной направленности Таким образом, бывает трудно найти идеальную гармонию с окружающей средой Обычно изготовление монументальной живописи планируют в начале работы над проектом архитектурной постройки, но все же большинство произведений монументальной живописи сегодня планируется, к сожалению, уже после основного архитектурного проекта

Наружная стена современных архитектурных построек включает в себя стекло, металл, дерево, синтетические материалы или цемент В настоящее время в Корее используется техника монументальной живописи акриловыми красками или маслом по цементу или другим материалам, а также техника керамики, мозаики и некоторые другие техники Акриловые краски очень недолговечны, обычно они сохраняются без изменения три года и, следовательно, требуют реставрации Зная, что некоторые краски вредны для людей, их вей равно, к сожалению, используют, потому что они дёшевы и удобны в применении Часто исполнители работ учитывают только пожелания заказчика, поэтому страдает окружающая среда в городах

Вследствие вышеизложенных причин в городах происходит загрязнение окружающей среды, нарушается гармония человека и пространства. Необходимо стремиться к тому, чтобы всё, созданное руками человека, не наносило вреда живой среде Может быть, следует запретить использование вредных красок

Возрастают социальная ответственность искусства, влияние монументального искусства на окружающее пространство, проблемы коммуникации и т д Таким образом, сейчас актуальны проблемы развития монументальной живописи, их необходимо исследовать и оценивать

В данной работе также будут исследоваться способы позитивного воздействия на человека монументальной живописи как части городской среды

Цель и задачи исследования

Исследование посвящено современной монументальной живописи, её развитию, функциям и проблемам в городской среде на примере корейской монументальной живописи

Цель исследования состоит в выявлении проблем, возникающих при создании произведений монументального искусства, нахождения и анализа путей преодоления этих проблем, выявления возможностей взаимовлияния и взаимопроникновения западной и корейской монументальной живописи

Поставленной целью обусловлена необходимость решения следующих задач:

- исследовать исторические и технологические особенности развития традиционной монументальной живописи в Древней Корее,

исследовать развитие корейской монументальной живописи в демократический период,

исследовать особенности современной корейской монументальной живописи в городской среде, ее функции и основные проблемы,

- исследовать возможные пути решения проблем корейского монументального искусства в городской среде,

- исследовать, как преломлялись традиции корейской древней монументальной живописи в новое и новейшее время Это является важнейшей проблемой современного корейского монументального искусства

Актуальность работы, ее теоретическое и практическое значение.

Диссертационная работа посвящена одной из актуальных проблем современного искусства - проблеме создания произведений монументальной живописи в городской среде в современный период на примере монументальной живописи Кореи, а также исследованию пути развития корейской монументальной живописи от начала создания до наших дней Также актуальным является анализ возможного взаимовлияния и взаимообогащения монументальной живописи Кореи и других стран

Данное исследование имеет несомненное теоретическое значение для эстетики, искусствознания, литературы, истории Анализ художником-практиком развития монументального искусства Кореи расширяет диапазон осмысления современной монументальной живописи, позволяет более профессионально судить о технологии ведения работ Исследование может быть основой для дальнейших научных трудов, для лекционной практики Практическое значение связано с возможностями сотрудничества

художников-монументалистов Кореи и западных стран. Результаты и выводы диссертации расширяют возможности применения достижений корейских мастеров монументальной живописи в современной педагогической, музейной и реставрационной практике

Степень исследовапиости темы заключается в объеме и характере привлеченного к исследованию материала и соответствующей источниковедческой базы Материалом для исследования диссертанта послужили как его личный опыт, непосредственное изучение монументальной живописи Кореи на многочисленных историко-культурных объектах, участие в росписях в Корее и России, так и труды ученых по истории корейской культуры и искусства, в частности монументальной живописи

Теоретической основой для исследования явились монографии Сун Ван Гёна, Со Сун Рока, Чой Гён Хана, Ким Ин Хана, О Гоансу, О Н. Глухаревой

С началом демократических перемен в последние десятилетия в Корее вырос интерес к древним произведениям монументального искусства, исследованию техник росписей с целью использования при восстановлении утраченных и созданию новых росписей церквей, общественных зданий, станций метрополитена и других объектов городской среды Древняя и современная монументальная живопись Кореи исследуется современными учеными и аспирантами, как, например, Го Сун Зон, Зо Юн Г8н, Ким За Хи, Цой Вон Мин и др.

Предметом исследования является развитие монументального искусства (мозаик, росписей, витражей, сграффито) Кореи от древнейших времен до наших дней, особенности современной корейской монументальной живописи в городской среде, ее функции и основные проблемы, а также взаимовлияние и взаимообогащение монументальной живописи Кореи и других стран

Метод исследования материала диссертации имеет комплексный характер и основывается на сочетании историко-культурного и искусствоведческого анализа Метод базируется на:

1 изучении материалов, статей и монографий на корейском языке, относящихся к возникновению и развитию корейской монументальной живописи (мозаик, росписей, витражей, сграффито),

2 изучении материалов, статей и монографий на русском языке, анализирующих развитие корейского монументального искусства в течение исследуемого периода,

3 изучении материалов периодической печати, посвященных проблемам развития монументального искусства в городской среде в современный период,

4 проведении анализа разнообразных видов и форм произведений современного монументального искусства в городской среде (росписи церквей, оформление интерьеров

общественных зданий, станций метрополитена, стенопись под открытым небом, росписи стен жилых и торговых комплексов и т д)

Научная новизна исследования определяется его предметом и методологической базой Научная новизна заключается в том, что в данной работе.

1 Проведен анализ развития монументального искусства Кореи от зарождения до наших дней Исследовано влияние европейской церковной монументальной живописи на живопись Кореи XX века, а также подробно исследовано современное состояние монументального искусства Кореи в городской среде, его функции и основные проблемы

2 Проанализированы проблемы создания произведений монументальной живописи в городской среде в современный период Предложены пути решения

3 Автор рассматривает произведения малоизученных художников (Андре Бутона, Альвин Шмидта, Монаха Марка), уточняет творческий облик таких мастеров как Нам Ёнг У, И Нам Гю, Цой Ён Сим, Чо Хванг Хо. Диссертант обнаруживает между корейскими художниками сложные творческие связи.

4 Впервые на основе проведенного в диссертации анализа предложены конкретные способы и пути возможного взаимовлияния и, соответственно, взаимообогащения корейской и западной монументальной живописи

Апробация исследования.

Диссертация обсуждена и одобрена на заседаниях кафедры теории и истории искусства МГАХИ им В И Сурикова от 20 02 2009 (Протокол №8), от 26 03 2009 (Протокол №10), от 24 12 2009 (Протокол №14)

По теме диссертации опубликован ряд статей

Структура и основное содержание работы.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и списка литературы Первая глава состоит из одной части, во второй главе содержатся три части, в третьей главе - четыре части, итого - восемь частей Библиографический список использованной литературы насчитывает более шестидесяти наименований -монографий, статей

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во «Введении» дается обоснование выбора темы диссертации, целей и задач исследования, актуальности работы, ее теоретического и практического значения, а также теоретическая основа и степень исследованности темы, предмет и методы исследования, научная новизна, источниковедческая база исследования

Глава I - «Древняя корейская монументальная живопись» состоит из одной части, в которой рассматривается монументальная живопись Кореи, начиная с росписей погребений периода Когурё (IV в) Стенопись погребений имеет большое художественное значение Она обычно производилась на грунте с известковым раствором или на штукатурке из глины с мелко нарезанной соломой. В некоторых погребениях стенопись исполнялась непосредственно на шлифованном граните или мраморе

Техника стенописи состояла из нескольких процессов Сначала наносился черный контур, после чего изображения раскрашивались густыми слоями красок Когда краски высыхали, контурные линии снова улучшали, нанося дополнительно черный цвет

Гробница с тремя камерами (Самсильчхон) относится к числу наиболее изученных подземных гробниц IV века На стенах камер изображены архитектурные детали парадных зданий того времени, сцены из жизни и быта хозяев могилы, фигуры воинов и охотников Эскизность и смелое решение ракурсов говорят о сложении в Когурё больших художественных традиций Живопись Гробницы с тремя камерами свидетельствует о раннем сложении сюжетов стенописи

Богатством живописных приемов отличаются стенописи других гробниц Гробницы борцов (Какчочхон), Гробницы четырех духов-хранителей (Сасинчхон) Гробница с танцующими (Муёнчхон) выделяется многообразием жанровых сюжетов Из множества погребений V-VII веков наиболее значительны Три гробницы Большая гробница, Гробница с двумя колоннами (Ссанъёнчхон), Гробница небесного правителя и духа земли (Чхонван чисинчхон)

Если живопись Когурё отличается динамизмом и ритмичностью, то для живописи Силла(УИ век) характерны созерцательность и внимание к деталям

Период государства Корё (918-1392) считался «золотым веком» корейской живописи, была основана Академия живописи Наиболее значительна большая композиция на стенах павильона Ёнсаджон близ монастыря Хэинса провинции Сев Кёнсан Характерны линеарная выразительность рисунка, построенного на плавных струящихся линиях, и утонченная разработка деталей Изображения буддийских

7

божеств (1379) на деревянных стенах интерьера павильона Чосаджен дают представление о стенописи позднего Коре Декоративный строй композиции основан на цветовом звучании контрастных сочетаний красок.

Из сохранившихся храмовых настенных росписей следует упомянуть роспись в Святыне патриарха храма Бусеок-са в Иеонгйу, Гьеонгбук, фреску Будда в зале Амитабха храма Муви-са в Гангьюин и портрет Будды в зале Шакьямуни храма Бонгьеонг-са в Андонге

В ХУИ-ХУШ веках храмовые росписи эпохи Чосон представляют собой сюжеты в основном буддийского характера Росписью дворцовых павильонов занимались художники из Тохвасо, учреждения по вопросам живописи, основанного в 1392 году

Настенные росписи в храмах в период Чосон создавались с использованием древесины для укрепления стенной основы под роспись Рама, состоящая из каркаса -укрепителя и обшивки, создавалась для устойчивости глинобитных стен В результате внутренние и внешние стороны стен представляли собой плотную конструкцию, покрытую 3-4 слоями, включая красочный слой

Традиционным методом стенной живописи в буддийских храмах считается техника Секко, отличная от общеизвестных техник монументальной живописи

В конце XVIII века художники стали обращаться к сценам из жизни простого

народа

За годы иноземных нашествий и японской оккупации многие настенные росписи были утрачены В 1980-е годы было сохранено 10 настенных картин, включая росписи зала Чосаданг храма Бусеок-са и др После 1990 года было восстановлено 10 росписей, включая роспись зала Майтрея храма Геумсан-са и др

Глава II - «Развитие корейской монументальной живописи на рубеже XIX и XX веков; церковная монументальная живопись» состоит из трех частей 1 Русско-корейские связи Православные храмы в Корее 2 Влияние европейской церковной монументальной живописи на живопись Кореи XX века 3 История корейского витража. Приход цветного стекла из Западной Европы

В первой части главы II рассматриваются «Русско-коренские связи. Православные храмы в Корее»

В 1884 году Россия установила с Кореей дипломатические отношения. Синод Русской Православной Церкви принял решение об учреждении Русской духовной

миссии в Корее Однако в Корее произошел ряд политических событий, неблагоприятных для России, в силу которых русские подданные, жившие в Корее, стали уезжать из этой страны

В июне 1950 года коммунисты вторглись в Южную Корею Здания миссии сильно пострадали, а церковь была взорвана Православие в Корее оказалось под угрозой исчезновения В составе войск ООН, противостоявших северокорейским агрессорам-коммунистам, были военнослужащие из ряда стран мира, в том числе и православных Стараниями архимандрита Андреоса (Халкиопоулоса) и при участии православных верующих был воссоздан церковный приход в Сеуле Следует отметить и открытие в 1978 г в Сеуле храма Святителя Николая Греческие иконописцы-волонтеры полностью расписали собор Свт Николая, а также сеульские часовни, монастырь в Капьёнге и часовню Воскресения Христова на православном кладбище В числе иконописцев был греческий мастер Созус Гянудис, работавший в Корее в византийском стиле в течение двух месяцев вместе со своими помощниками Таким образом, православные настенные росписи Кореи выполнены не в русском стиле, а в византийском, без учета традиций древне-корейского искусства

Во второй части главы II «Влияние европейской церковной монументальной живописи на живопись Кореи XX века», рассматривается основной период создания церковных росписей, начавшийся с 20-х годов XX века До этого времени в Корее работали только неизвестные иностранные мастера Первые церковные росписи корейского художника относятся к 1926 году, это «14 апостолов», созданные Зан Валом в церкви города Мьёндон Роспись исполнена на холсте и крепится к стене посредством кирпичной кладки В манере исполнения росписей монастыря Кармел Зан Вал использует опыт старых мастеров Это сказывается в решении пространства Традиции сохранены в колорите, а также в решении объемной характеристики деталей изображения Зан Вал использует в своих росписях пять основных цветов, характерных для традиционной корейской живописи открытый красный, синий, белый, желтый и черный цвет контура

В период с 1960 по 1970 годы большая часть архитектурных проектов церквей в Корее была создана корейским архитектором И Хи Те и немецким священником Альвином Шмидтом Альвин Шмидт выполнял также эскизы монументальных росписей В районе города Гёнвук росписи церквей велись Альвином Шмидтом и французским священником Андре Бутоном

Альвин Шмидт создал росписи церквей в районе г Гёнвук (1960 г), роспись «Жизнь святой матери» в церкви Зон Чен, (1959 г), «Вознесение» (1960 г.) В монастыре Святого Бенедикта в городе Гёнсанвукдо Шмидт создал значительные монументальные произведения «Вознесение Иисуса» и «Тайная вечеря» (1975 г) За семнадцать лет работы в Корее Альвин Шмидт построил около 70 церквей, 40 больниц, создал многочисленные проекты школ и других зданий, сделал росписи

Множество произведений церковной монументальной живописи создал французский священние Андре Бутон, написавший более 30-ти композиций в технике Секко Произведения Вутона отличаются от работ Шмидта, для которого важнейшим была связь монументальной живописи с архитектурой Линии и колорит произведений Шмидта сдержанны У Вутона все мысли сконцентрированы на ярком живописном решении, на усилении колористического звучания, на использовании из арсенала древней корейской живописи выразительности черной линии Сохранившаяся монументальная живопись Вутона в районе Гёнвук насыщена корейскими образами

Зо Ган Хо работал совместно с Бутоном над церковными росписями в монастыре Св Бенедикта В технике монументальной живописи художник чаще других использует белый и черный цвета, как контрасты света и тьмы, добра и зла, отражающие две стороны духовной жизни человека В этом также проявляется черта, восходящая к традициям монументальной живописи Древней Кореи. Вместе с тем художник ищет современное воплощение образов на религиозные темы, представляющиеся ему актуальными для современного искусства

Вутон не без влияния Зо Ган Хо явился художником, сделавшим значительный шаг в корейской монументальной живописи, увлекшись созданием корейских образов Так, при создании образов Марии, Иосифа, Иисуса в церкви города Горён Вутон опирается на образы корейского искусства пероида Чосон Традиции Вутона продолжили корейские художники Ким Ги Чан («Жизнь Иисуса»), Зан У Сон («Мадонна») и др

В третьей части главы II рассматривается «История корейского витража. Приход цветного стекла их Западной Европы». Корейское цветное стекло появилось впервые в 1886 году в католических церквях, построенных в западном стиле Самое первое изображение из цветного стекла, было установлено в Мёнгдонгской католической церкви Обществом Иностранных Миссионеров Парижа в 1898 году Изображение представляет собой витраж, выполненный в Париже, до нашего времени остающийся одним из самых больших витражей Кореи, отражающий тенденции христианского стиля изобразительного искусства того времени.

До 1920 года витраж в Корею активно поставляли иностранцы Возрождение витража, происходившее в 1950-1960 годы в Германии и во Франции, влияло на развитие витража в Корее, вызывая необходимость возникновения нового стиля витража в корейской католической церкви

Лишь в 1960-ые годы ряд корейских художников, обучавшихся в Европе, возвращается в Корею, и в церквях устанавливаются витражи, исполненные корейскими мастерами. Однако художественные заслуги корейских художников не были оценены и не имеют письменной фиксации В ходе сбора элементарных материалов для исследования витража корейских церквей был выявлен недостаток информации о времени создания произведений, об исполнителях, о темах, предыстории работ И часто, не имея письменных свидетельств о художественной и исторической ценности, витраж повреждают, либо разрушают

В настоящее время в Корее создается витраж, имеющий художественную ценность в современном искусстве и теологическое значение При этом нет необходимого исследования, оценившего витраж как произведение искусства и включившего его в историю искусства Однако проблема недостаточной оценки витража - это проблема не только Кореи В отличие от корейского, западной витраж имеет многовековую историю, но при этом всестороннее исследование его историей искусства началось только на рубеже XIX и XX веков

В диссертации проводится анализ развития корейского витража, совершается попытка дать ему оценку Работа в области витража иностранных специалистов в Корее, разбирается на примерах Альвина Шмидта из Германии и Монаха Марка из Швейцарии Творчество корейских мастеров витража, отошедших от европейских традиций и обратившихся к искусству Древней Кореи, показано на примерах Нам Ёнг У, Цой Ён Сим, И Нам Гю и Чо Кван Хо

В 1980-ые году Нам Ёнг У увлеклась исследованием корейской линии В это время художница пытается найти новый язык выражения, обращаясь к искусству Древней Кореи На выставке 1981 года в здании Сеуль Бэксанг Мемориал появились «стеклянные картины Нам Ёнг У, характеризовавшиеся интенсивным цветом и выразительными приемами исполнения Витражи в церквях также отличаются линией, композицией и цветом Создается ощущение, что проведя десять лет в западном мире, художница почувствовала необходимость перевести произведения на язык Кореи и корейцев И поиски выражения корейской пластики привели к изменению линии Исследование линии обращает ее вновь к первым живописным произведениям и к изучению искусства Востока

Цой Ен Сим современным языком в сложной технике витража рассказывает библейские истории, достигая при этом гармонии витража и окружающей среды Однако акцентировка перегородок между стеклами должна вызвать ассоциации с той ролью линии, которая так выразительно использовалась в древней живописи Кореи

В произведениях И Нам Гю сказалась не столько традиция, сколько непосредственное восприятие художником природы Кореи, свойственного ей цвета Один из шедевров И Нам Гю - витражи собора Ёджу, основным образом которых была рука Витражи в восьми окнах собора Ёджу включают в себя работы «Пророчество», «Рождество», «Виноградарь», «Муки», «Смерть на кресте», «Воскресение», «Святой Дух», «Община» В этих произведениях И Нам Гю использовал метод стеклопроката, а в каждую сцену гармонично введены его персональные символы Витражи «Смерть на кресте» и «Воскресение» расположены рядом, образуя пару, различаясь только положением рук Оригинальный метод выражения раскрывает в витражах разные темы Руки распятого Иисуса в витраже «Смерть на кресте» обращены вверх, а вниз течёт святая кровь В «Воскресении» опустившиеся вниз руки с черными ранами представляют мертвое тело, однако нимб вокруг тела говорит о том, что Иисус не умер, но воскрес из мертвых Эти выражения рук помимо страданий Иисуса несут смысл силы и защиты Бога Отца

Современные витражи показывают большие перспективы нового строительного искусства В Корее нашли отражение современные строительные тенденции вовлечения света в витраж Так, фасад Галереи Сеула, завершенный в 2004 году компанией «ЮН Нидерланды», выполнен с использованием дихроичного стекла

В витраже европейской католической церкви находят отражение традиции Средневековья, в то время как корейский витраж опирается непосредственно на содержание Библии Ограниченность европейского представления приводит к однообразию формы и техники В корейском витраже возможно применение современных достижений технического прогресса Однако в действительности изготовление витража в Корее обычно ограничивается техникой росписи по стеклу

Таким образом, для сохранения и продолжения традиций искусства витража требуется активная работа в этой области.

Глава П1 - «Современные росписи Кореи».

Глава III состоит из четырех частей 1 Первая половина 1980-х годов (1980-1986) Период становления 2. Вторая половина 1980-х годов (1987 - 1990). Возникновение движений монументальной живописи Период распространения росписи 3 XX век и

настоящее время в корейской росписи 4 Особенности современной монументальной живописи в городской среде, ее функции и основные проблемы

В первой части главы III рассматривается первая половина 1980-х годов (1980-1986) в монументальной живописи Кореи — время, когда осуществляется попытка изменения формы Отличные результаты достигнуты в это время в популяризации искусства, организованной Ассоциацией Свободных Художников, а также в исследовании и разработке ею творческого подхода к созданию произведений Велика роль преобразования искусства активистами новых движений, средствами массовой информации, научно-исследовательскими институтами, студенческими организациями, местными общественными организациями

В диссертации рассматриваются работы студии Ким Хванг Ёнг «Рабочее объединение», «Эпигоиус» Ю Ён Бок, росписи в Ансонге «Объединение», разрушенные усилиями правительства Несмотря на уничтожение произведений, авторы сохранили свое отношение к искусству, в чем и состоит истинное народное искусство Так как целью росписей была поддержка объединения корейского народа, то студии опирались на традиции живописи Древней Кореи.

Во второй части главы III рассматривается вторая половина 1980-х годов (19801990) После 1986 года студенты попытались поставить искусство в центр политической пропагандистской компании Появилась опасность того, что искусство подчинят субъективным критериям небольших групп Когда система движений в искусстве получила глубокую связь с политическими и социальными проблемами, началось распространение деятельности этих движений на местах

В монументальной живописи в первую очередь благодаря молодым художникам и движениям в искусстве студентов велась активная художественная деятельность. Наиболее известным примером этой деятельности являются росписи представительской группы «Ганынпе» в сельском районе северной провинции, в городе Генсан

Монументальная живопись развивалась не только в сельской местности, но и в городских промышленных районах. С помощью студенческих художественных организаций она распространилась на внешние стены всех университетов, т е студенческое движение играло важную роль в том, что монументальная живопись стала народным искусством

После 1987 года молодые художники начали бурно пропагандировать агрессивность и революционность Однако слишком агрессивные настроения были

далеки от чувств общественности, а новые движения в искусстве делали их инструментом своих идей

При данных обстоятельствах уровень деятельности специалистов значительно

вырос

В третьей части главы III «XX век и настоящее время в корейской росписи»

дается анализ современной корейской росписи

В Корее развитие современной монументальной живописи в городской среде начинается под влиянием США в 1980-е годы С начала XX века в современном искусстве происходит революция видения и продолжается эксперимент формы, изменяется понимание цвета, образа, материала, основы композиции Период искусства, называемый корейским модернизмом, впитывал в себя западное искусство, формируя процесс изменения корейского национального стиля

Для художественного образа корейского модернизма характерна монотонная манера живописи Постмодернизм стал лидирующим направлением искусства Постмодернизм появился в корейском искусстве в конце 70-х и продлился до середины 80-х гг Однако не было прервано в Корее развитие традиционных направлений искусства, и не были установлены зарубежные принципы искусства Интерес к истокам традиционного искусства монументальной живописи сохранился Монументальная живопись исследовалась благодаря богатому наследию На становление современного корейского искусства оказал влияние Зан Ук Зин, известный в основном картинами, имеющими размер менее 50x50 см, но создавшим также шесть монументальных картин, четыре из которых находятся на стенах мастерской в Доксо. Произведения в целом имеют мало общего с монументальной живописью в них нет ни религиозного пространства, ни интереса к монументальности, однако они дали начало развитию корейской современной монументальной живописи Они получили развитие в работах Ли Зон Сан и Зин Ён Сон

Интересным талантливым современным художником-монументалистом является Ли Зон Сан, удостоенный в 1962 году самой высокой официальной награды В своих работах художник стремится выразить корейское понимание красоты с помощью знания традиционного материала и использования специфики материала современности -произведения в технике и на темы росписей древних погребений, настенные росписи «Начало» (1968г), «Иллюзия» (1973г), «Вечная жизнь» (1977г), «Дым» (1976г) Пять основных традиционных корейских цветов - желтый, красный, белый, синий и черный -

составляют цвет смальты композиции Ли Зон Сана «Сон гор Вакду» (2008), являющейся крупнейшей в мире мозаикой

В 1985 в галерее современных настенных росписей проходит персональная выставка художницы Зин Ён Сон - росписи «Город олив», «Колыбельная песня» и другие Художница изучает искусство Древней Кореи, участвует в реставрации росписей Korypä Позже она производит росписи общественных мест, неразрывно связывая свою живопись с жизнью народа. Период сознательного экспрессивного творчества характеризуют работы «Нулевой Звук», «Отражение времени» Каждый год, начиная с 1994, проходит выставка настенных росписей Зин Ён Сон В 1999 г на выставке «Тысяча лет эстетики настенной росписи» в Сан Гок была показана традиционная техника настенной росписи, а также показан процесс развития корейской настенной росписи от ее возникновения до наших дней Здесь были представлены конкретный процесс изготовления настенной росписи, связь древней монументальной живописи периода Korypfe и мультимедиа, влияние монументальной живописи на культуру и на образование Выставка создавалась для зрителей, имеющих разное образование и внутреннее понимание искусства Зрители давали положительную оценку выставки

Монументальная живопись самого высокого уровня возникает при связи живописного пространства с архитектурой Так, в 2000 г в течение десяти месяцев Зин Ён Сон и Пэк Нам Чжун вели настенную роспись на тему «Время и свет» До данного проекта художники пользовались моделями традиционной монументальной живописи — писали по белым стенам оконченных зданий В данном же случае, когда проект монументальной живописи создавался одновременно с архитектурным проектом, возникала особая гармония живописи и архитектуры. Роспись высотой 7 5 метров и длиной 30 метров, написана согласно технике, создание которой невозможно без плана и духовной отдачи опытного мастера Роспись находится в монастыре Хэйнса — памятнике мирового культурного наследия VIII в - охраняемом ЮНЕСКО

В четвертой части главы III рассматриваются «Особенности современной корейской монументальной живописи в городской среде, ее функции и основные проблемы».

Считается, что развитие современной монументальной живописи в городской среде в Корее началось, когда политическая ситуация в стране способствовала появлению студенческого движения за демократию

В 1983 году образовалась «группа искусства окружающей среды» в Сеульском университете Сирив Членами данного объединения стали студенты факультета

окружающей среды Института Архитектурного Искусства Девизом объединения было выбрано выражение «Серый город превратим в цветной'» Движение росло как внутри университета, так и вне его, в сеульской городской среде, и на более чем тридцати зданиях появились произведения монументальной живописи

В это же время, организация «Учреждение искусства окружающей среды Лами» получила серьезное развитие, занимаясь исследованием искусства, в том числе графики и скульптуры

Городская монументальная живопись Кореи получила сильное развитие в период проведения Олимпиады в Сеуле в 1988 году, и затем - после проведения Олимпиады. Олимпиада открыла новое понимание городской монументальной живописи Создавались монументальные произведения в метро и на стадионах В сеульском районе широкое распространение получили настенные росписи зданий, находящихся вдоль дорог, а также росписи квартир

Важное произведение современного корейского монументального искусства, совмещающее сграффито, скульптуру и живопись, находится в гостинице «Принс» на улице Тоегеро в Сеуле. На внешней стене гостиницы расположено скульптурное произведение, сделанное из цемента и покрашенное в светлый цвет, что создает интересный эффект Сюжет близок к картине Хоана Миро, но выражен в традициях авангарда Таких произведений в корейском искусстве не много, а техника - редка

Близкое по технике произведение находится на стене Коммерческого Банка на улице Ултиро Роспись, выполненная по мотивам жанровой картины «Урожай» художника Ким Хон До, расположена на задней стене здания Университета Иностранных Языков на улице Улзиро в Сеуле На здании Сеульского Банка на улице Улзиро художник Сун Оан Гён выполнил ряд мозаик Произведения выполнены в смешанной технике мозаики из смальты, цветного стекла

Таким образом, интересна и разнообразна монументальная живопись современной Кореи. Но, к сожалению, монументальные произведения создаются, как правило, не специалистами, так как в стране нет специального факультета монументальной живописи Поэтому яркие, самобытные произведения высокого художественного уровня являются редкостью, их явно не достаточно

Большинство произведений монументальной живописи в городской среде расположены на наружных и внутренних стенах общественных зданий, банков, коммерческих учреждений, гостиниц, школ, жилых комплексов Больше всего произведений находится в крупных зданиях в центре городов Значительное количество произведений расположено в университетах

Большая часть произведений - 52 4 % - создается для декоративного оформления зданий и окружающей среды, 25,4 % - это чистое искусство На рекламу приходится 8 % от всего количества произведений, и 6 % служат политическим целям Но, несмотря на значительное число произведений чистого искусства, их количество следует увеличивать, что будет способствовать насыщению городской среды красотой, и будет формировать у людей оптимизм и чувство радости жизни

«Правило 1 %» способствует благоустройству окружающей среды и насыщению городской среды произведениями монументального искусства Однако оно имеет ряд недостатков, рассматриваемых в диссертации

Монументальная живопись влияет на благоустройство окружающей среды, поэтому особенно важно располагать произведения монументальной живописи в экологически неблагоприятных районах городов

Основными проблемами современной монументальной живописи в Корее являются

1 отсутствие разнообразия в характере монументальной живописи, несмотря на интересные особенности разных ее видов,

2 недолговечность акриловой краски, необходимость частой реконструкции, и наличие разрушающихся произведений,

3 практическое отсутствие в Корее специалистов по монументальной живописи, необходимость обучения таких специалистов;

4 заимствование монументальным искусством западных идей и частое несоответствие их корейской традиции

Следствием вышеназванных проблем является появление незначительных и некачественных произведений монументального искусства

В Корее проводятся выставки монументальной живописи Так, в августе 1983 года на Третьей Художественной Выставке Монументальной Живописи экспонировались эскизы монументальных проектов, говорилось о необходимости изготовления произведений монументальной живописи, всегда открытых для большого числа людей в городском пространстве, а также о формировании чувства удовольствия у жителей городов при декорировании городских улиц и наличии на стенах высокохудожественных произведений монументального искусства

Группы художников в Корее на внутренних стенах университетских и институтских зданий самостоятельно создавали произведения монументальной живописи со сложным смысловым содержанием Таким образом, в современный период личность

художника больше, чем ранее, отражается в произведении, и произведения получали дополнительное личностное звучание

Еще одной характерной чертой последних десятилетий в Корее является влияние рынка на монументальную живопись. Это выражается в трудностях выбора места для расположения произведений, в конкуренции за удобные места с рекламными проектами В Европе существуют ограничения в размещении рекламных проектов Этот опыт следовало бы учитывать в Корее при современном развитии монументального искусства.

Заслуженную популярность приобретает использование живописных образов в современной стенописи объектов городской среды В Корее на продуктовом рынке по улице Гаракдон роспись на стене овощного павильона изображает продукты земледелия, а на стене павильона морепродуктов - дары моря На стене здания универмага Ха Ком расположена композиция из ярких разноцветных квадратов, что делает здание легко узнаваемым А в корейском зоопарке Гак Чон в секции Южной Америки создано графическое изображение среды обитания различных животных, воссозданной по научным материалам

В современной городской среде в Корее уже есть удачные примеры необходимого Корее дизайна жилых зданий, их связи со средой и использования монументального искусства Так, в 1985 году объединением «Жилищный комплекс Макдона» был построен жилой комплекс для проживания более чем 100 ООО человек В результате хорошо продуманной связи с окружающей средой, здания комплекса просты и гармоничны Использование цвета разработано художниками и психологами так, чтобы цвет давал человеку положительные эмоции, соответствовал климату Кореи и корейской традиции.

Удачны жилые комплексы Lucky Art в городе Анянси Пёнчон, в оформлении которых присутствует легкое разделение зданий, а цвет гармонирует с архитектурой Однако большинство городов пока не имеют эффективных разработок гармоничной застройки, дизайна зданий и оформления городской среды

Проблемами создания произведений монументальной живописи в городской среде в современный период являются

1 отсутствие достаточного финансирования Необходимо понимать, что, так как произведения монументального искусства велики по размерам и создаются в течение длительного времени, это требует серьезных финансовых вложений и государства, и спонсоров

2 проблема выбора места для произведения монументальной живописи Характерна трудность выбора выгодного расположения произведения при строительстве в современном городе высотных зданий в непосредственной близости друг с другом При невыгодном расположении эффекты качественной монументальной живописи теряются и исчезают Более выгодное место для произведений монументальной живописи часто занимают рекламные вывески.

3 отсутствие разнообразия в общем характере монументальной живописи, несмотря на отдельные интересные решения

4 большое количество одинаковых, типовых проектов, похожесть зданий в современных городах Серая бетонная обстановка является угнетающей и мрачной Дисгармония цвета, графики, пассивные декоративные элементы, не являющиеся произведениями искусства, непрофессиональное цветовое и графическое оформление зданий, пассивный дизайн часто характерны для современных построек Необходимо активное и более широкое введение цвета посредством произведений монументальной живописи в безликую архитектуру современного города с целью уменьшения серости и сухости атмосферы городов

5 практически отсутствие подготовки специалистов монументальной живописи, вследствие чего за создание работ берутся специалисты по станковой живописи Необходима подготовка большего числа специалистов по монументальной живописи

6 низкая оплата художников-монументалистов, еще не известных широкой публике, не сделавших себе имя

7 большая, чем раньше, ответственность современного автора, так как часто только он и заказчик определяют, каким будет произведение монументальной живописи, влияющее на большое количество людей в современном городе Поэтому особенно необходимо, чтобы автор создавал только произведения, служащие гуманизму и добру

8 спешка при строительстве. Это приводит к тому, что художник-монументалист приглашается уже после того, как здание построено, вследствие чего у произведения монументального искусства нет связи с окружающей средой Произведение не формирует среду надлежащим образом

9 частое отсутствие подходящих условий для работы художника-монументалиста при строительстве здания, на стене которого создается произведение Большая проблема - отсутствие нормальных условий для работы художника

10 частое несоответствие заимствованных западных идей национальным традициям

11 недостаточная образованность в области искусства владельцев зданий, непонимание ими важности создания высокохудожественных произведений монументального искусства, выделение недостаточного количества средств на ее создание

12 недолговечность акриловой живописи, необходимость частой реконструкции произведения, что приводит к наличию в городской среде разрушающихся произведений монументальной живописи Произведения из керамической плитки, сграффито и мозаика существуют гораздо дольше

13 не свобода творчества, а зависимость художника от заказчика - от владельца здания, вмешательство его в процесс создания произведения на всех этапах работы художника-монументалиста и необходимость подчинения художника заказчику, а также ограниченность тем произведений

14 и, как следствие всех вышеназванных проблем, появление незначительных произведений монументального искусства и отсутствие или редкое создание высокохудожественных произведений со сложным смысловым содержанием

Заключение

В заключении в концентрированном виде формулируются выводы исследования

Монументальная живопись Кореи развивалась от стенописей древних погребений до настенных картин Чосаданг храма, Майтрея храма и др, восстановленных в 1990-ые годы

Настенные росписи, появившиеся в 1980-ые годы, после ряда исследований росписей периода Когурё, имеют значительные достижения Большое влияние помимо настенных росписей Когурё оказали на монументальную живопись Кореи исследования фресок Возрождения, проводившиеся корейскими художниками в это время

Общественные организации в искусстве 1980-ых годов в Корее, а также народные движения в искусстве критиковали и развивали некоторые элементы современного сознания Ценности старого искусства были разрушены, и 1980-ые годы открыли новый период в искусстве, однако движения нового искусства не имели сил, достаточных для последующего бурного развития

В 1980-ых годах Южная Корея заимствовала тенденции монументальной живописи западного искусства

В диссертации исследуется не только эволюция корейской настенной росписи, но и эволюция витража, как части монументальной живописи

На монументальную живопись Кореи XX века оказала заметное влияние европейская церковная монументальная живопись Корейская монументальная живопись XX века восприняла церковную монументальную живопись Европы и ввела в нее национальные элементы и элементы современности

Монументальная живопись имеет особенно большое значение в городской среде, где ее видят многие люди, особенно важным здесь становится качество живописи Недостаток специалистов приводит к тому, что живопись не просто не приятна, но и отвратительна горожанам

Корея является страной с высокой древней художественной традицией, и к ее культуре обращаются граждане разных стран Тот факт, что Корея является развитой страной, требует от нее особого внимания к сфере культуры Особенно важно здесь внимание к подбору специалистов монументальной живописи в городской среде

Внезапные изменения ситуации в искусстве в 1990-ые годы в Корее и в других странах привели к участию корейских художников в международных выставках, что указывает на процесс всеобщей глобализации в искусстве

В современный период в Корее продолжается рост интереса к древним росписям периода Когурё, исследуются содержание и техника живописи, находящие отражение в современной монументальной живописи Продолжаются поиски пластической основы и сущности корейского искусства, увлечение западным искусством сменяется анализом собственной художественной культуры Корейская монументальная живопись высокого уровня создается художниками Зо Ган Хо, Ли Зон Сан, Зин Ён Сон и др Существуют два подхода в современном монументальном искусстве Кореи

1) утрирование традиционной формы,

2) возрождение духа традиционного корейского искусства

Эти подходы возникают как реакция на движения абстракционизма, доминировавшего в мировом искусстве после Второй Мировой войны, стремившегося порвать с традиционным искусством Как следствие, в современных настенных росписях появляется традиционная для корейского искусства перспектива изображения человека, природы, предметов и вселенной Все чаще и чаще используются традиционный черный контур и традиционный цвет.

Современная монументальная живопись Кореи в городской среде имеет ряд особенностей и проблем. Одной из проблем является мнение, что абстракционизм, присущий современному искусству, в действительности формировал также основание корейского традиционного искусства. Более того, утверждают, что абстрактная тенденция присуща многим аспектам корейского характера, таким как любовь к природе, предпочтение

естественных средств, минимализация искусственности С этими мнениями следует согласиться В 1950-ые годы настенные росписи ведутся в особом полуабстрактном стиле с сильным контуром рисунка и выраженной плановостью Традиционно в них также понимание пространства В 1960-70 годы среди художников обозначается стремление выйти за грани традиционного корейского искусства Но по иронии в этом стремлении художники приходят к традиционному осмыслению человека и природы как единого целого В 1990-ые годы появляются многочисленные настенные росписи, которым присущ дух традиционного корейского искусства, выразительная экспрессия, черный контур, сочетание быстрых и медленных мазков, легкого и более нагруженного нанесения краски

Вместе с тем, негативным фактором является отсутствие достаточного финансирования, Которое необходимо при создании произведений монументального искусства Кроме того, зависимость от заказчика порой мешает монументалисту выразить идеи, которые несут его произведения жителям города Остро стоит проблема выбора места для монументального произведения в современном городе, где произведения искусства при выборе места вынуждены соперничать с рекламными проектами Низкая оплата работы тех художников-монументалистов, которые еще не успели сделать себе имя, большое количество однотипных зданий, одинаково оформленных, недолговечность акриловой живописи, недостаточность количества произведений, выполненных из керамической плитки, сграффито и мозаик И, как следствие вышеназванных проблем, появление незначительных произведений монументального искусства и отсутствие или редкое создание высокохудожественных произведений со сложным смысловым содержанием

В Корее в настоящее время работают художники-монументалисты, имена которых были названы выше. К сожалению, специалистов все еще не достаточно и художников-монументалистов надо обучать; необходимо открывать факультеты и мастерские монументального искусства на базе имеющихся художественных высших учебных заведений

Тем не менее, корейские художники-монументалисты создали ряд новаторских произведений в монументальном искусстве в современный период, сохраняя вместе с тем традиции живописи Древней Кореи

Таким образом, настоящее исследование позволяет рассмотреть проблемы монументальной живописи в городской среде на примере Кореи и попытаться найти их решение

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1 Сун Чжи Хе Монументальная живопись Кореи отражение времени в творчестве Зин Ён Сон//Азия и Африка сегодня, М, №9,2008 С 75-77 (0,5 ал)

2 Сун Чжи Хе. Взаимодействие европейского монументального искусства Кореи //Искусство и образование,М,№1(57),2009 С 14-16 (0,4ал)

3 Сун Чжи Хе Древняя корейская монументальная живопись // Изобразительное искусство в школе, М , №4,2009 С 73 -78 (0,6 а л )

Отпечатано в ООО «Компания Спутник+» ПД № 1-00007 от 25.09.2000 г. Подписано в печать 29.04 2010 Тираж 100 экз. Уел п л 1,5 Печать авторефератов (495)730-47-74,778-45-60

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Сун Чжи Хе

Введение.

1 Глава: Древняя корейская монументальная живопись.

2 Глава: Развитие корейской монументальной живописи на рубеже 19 и 20 веков; церковная монументальная живопись.

1) Русско-корейские связи. Православные храмы в Корее.

2) Влияние европейской церковной монументальной живописи на живопись Кореи 19 и 20 веков.

3)История корейского витража. Приход цветного стекла из Западной Европы.

3 Глава: Современные росписи Кореи.

1) Первая половина 1980-х годов (1980 - 1986): Период становления.

2) Вторая половина 1980-х годов (1987 - 1990): Возникновение движений монументальной живописи. Период распространения росписи

3) 20век и настоящее время в корейской монументальной живописи.

4) Особенности современной монументальной живописи в городской среде, ее функции и основные проблемы.

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по искусствоведению, Сун Чжи Хе

Настоящая диссертация посвящена исследованию проблем развития корейской монументальной живописи в городской среде в современный период.

Монументальная живопись насчитывает много веков развития. Это росписи стен и потолков в гробницах Древней Кореи, стенопись в буддийских храмах, росписи дворцов и домов знати.

В современном мире монументальная живопись — это оформление станций метрополитена, интерьеров общественных зданий и наружных стен домов, росписи церквей.

В современный период монументальная живопись начинает всё больше и больше влиять на окружающую городскую среду. Современный город очень резко развивается, поэтому одновременно строится большое количество зданий самой разной функциональной направленности. Таким образом, бывает трудно найти идеальную гармонию с окружающей средой. Обычно изготовление монументальной живописи планируют в начале работы над проектом архитектурной постройки, но все же большинство произведений монументальной живописи сегодня планируется, к сожалению, уже после основного архитектурного проекта.

Наружная стена современных архитектурных построек включает в себя стекло, металл, дерево, синтетические материалы или цемент. В настоящее время в Корее используется техника монументальной живописи акриловыми красками или маслом по цементу или другим материалам, а также техника керамики, мозаики и некоторые другие техники. Акриловые краски очень недолговечны, обычно они сохраняются без изменения три года и, следовательно, требуют реставрации. Зная, что некоторые краски вредны для людей, их всё равно используют, потому что они дёшевы и удобны в применении. Часто исполнители работ учитывают только пожелания заказчика, поэтому страдает окружающая среда в городах.

Вследствие вышеизложенных причин в городах происходит загрязнение окружающей среды, нарушается гармония человека и пространства. Необходимо стремиться к тому, чтобы всё, созданное руками человека, не наносило вреда живой среде. Может быть, следует запретить использование вредных красок. Необходимо выбрать такие способы росписи и такие материалы, которые будут долговечны и безопасны для человека, тогда художник действительно сможет гордиться своими монументальными работами.

Возрастает социальная ответственность искусства, влияние монументального искусства на окружающее пространство и проблемы коммуникации и т.д. Сейчас актуальны проблемы развития монументальной живописи, их необходимо исследовать и оценивать.

В данной работе также будут исследоваться способы позитивного воздействия на человека монументальной живописи как части города.

Исследование посвящено эволюции корейской монументальной живописи и развитию современной монументальной живописи Кореи в городской среде.

Цель исследования состоит в выявлении проблем, возникающих при создании произведений монументального искусства, нахождения и анализа путей преодоления этих проблем, выявления возможностей взаимовлияния и взаимопроникновения корейской монументальной живописи и живописи других стран в настоящий период.

Поставленной целью обусловлена необходимость решения следующих задач:

- исследовать исторические и технологические особенности развития традиционной монументальной живописи в Древней Корее; исследовать развитие корейской монументальной живописи в демократический период;

- исследовать особенности современной корейской монументальной живописи в городской среде, ее функции и основные проблемы;

- исследовать возможные пути решения проблем корейского монументального искусства в городской среде;

- исследовать, как преломлялись традиции корейской древней монументальной живописи в новое и новейшее время. Это является важнейшей проблемой современного корейского монументального искусства.

Актуальность работы.

Диссертационная работа посвящена одной из актуальных проблем современного искусства — проблеме создания произведений монументальной живописи в городской среде в современный период на примере монументальной живописи Кореи, а также исследованию пути развития корейской монументальной живописи от начала создания до наших дней. Также актуальным является анализ возможного взаимовлияния и взаимообогащения монументальной живописи Кореи и других стран.

Данное исследование имеет несомненное теоретическое значение для эстетики, искусствознания, литературы, истории. Анализ художником-практиком развития монументального искусства Кореи расширяет диапазон осмысления современной монументальной живописи, позволяет более профессионально судить о технологии ведения работ. Исследование может быть основой для дальнейших научных трудов, для лекционной практики. Практическое значение связано с возможностями сотрудничества художников-монументалистов Кореи и западных стран. Результаты и выводы диссертации расширяют возможности применения достижений корейских мастеров монументальной живописи в современной педагогической, музейной и реставрационной практике.

Степень исследованности темы заключается в объеме и характере привлеченного к исследованию материала и соответствующей источниковедческой базы. Материалом для исследования диссертанта послужили как его личный опыт, непосредственное изучение монументальной живописи Кореи на многочисленных историко-культурных объектах, участие в росписях в Корее и России, так и труды ученых по истории корейской культуры и искусства, в частности монументальной живописи.

Предметом исследования является развитие монументального искусства (мозаики, росписи, витража, сграффито) Кореи от древнейших времен до наших дней; особенности современной корейской монументальной живописи в городской среде, ее функции и основные проблемы, а также взаимовлияние и взаимообогащение монументальной живописи Кореи и других стран.

Метод исследования

Исследованы материалы диссертаций, опубликованных в последние 20 лет в Корее, а также литература на тему влияния иностранного опыта на монументальную живопись Кореи. Автор диссертации посещала корейские церкви, непосредственно осматривала настенные росписи и брала интервью у специалистов.

Историография

Теоретической основой для исследования явились монографии Сун Ван Гена, Со Сун Рока, Чой Ген Хана, Ким Ин Хана, О. Гоансу, О.Н. Глухаревой.

С началом демократических перемен в последние десятилетия в Корее вырос интерес к древним произведениям монументального искусства, исследованию техник росписей с целью использования при восстановлении утраченных и созданию новых росписей церквей, общественных зданий, станций метрополитена и других объектов городской среды. Древняя и современная монументальная живопись Кореи исследуется современными учеными и аспирантами, как, например, Го Сун Зон, Зо Юн Ген, Ким За Хи, Цой Вон Мин и др.

В кандидатской диссертации «Исследование витража в церковной архитектуре Южной Кореи» Ден Су Ген проводит анализ истории витража, давая собственную оценку корейскому искусству витража. Анализ исследования имеет религиозный, социальный и научный аспекты. Автор подробно рассматривает зарождение витража в корейской церкви, обращая внимание на религиозные особенности региона, а также подробно исследует витраж в период реставрации церквей и в церкви современного периода. Особое внимание уделено отношению витража и пространства церкви. В этой оценке содержится научная новизна. Однако данное исследование ставит целью исследование витража в церкви, ограничивая при этом ценность понимания витража.

В диссертации подробно исследовалась статья Зан Со Хён «Искусство улицы», рассматривающая развитие монументальной живописи в современной Мексике и России, особое внимание уделяющая превращению серого города в цветной. Монография дает характеристику современных росписей в городской среде, авторы многих из которых не известны. Целью большей части рассматриваемых росписей явилось привнесение цвета в серую городскую среду и создание внешне благоприятной для человека окружающей среды. По мнению автора монографии, именно в создании положительных эмоций у жителей города состоит цель монументальной живописи. Монография интересна анализом современных потребностей искусства окружающей среды, отличных от потребностей 1980-х годов, выражавшихся в мятежных изображениях на социальные темы. Современные люди, усталые от ритма городской жизни, нуждаются, по мнению автора, в спокойных эмоциях. Мысли автора заслуживают высокой оценки. Однако монография не принимает во внимание качество монументальных произведений, и часть описываемых произведений представляют низкий профессиональный уровень.

Монография Ден Хо Те «История Когурё через настенные росписи Когурё» повествует историю Когурё по материалам росписей. Через монументальную живопись в Части 1 рассматривается история Когурё, в Части 2 - мифы и мировоззрение Когурё, в Частях 3 и 4 — религия Когурё. Хотя монография практически не содержит информации о технике и материалах росписи, но она дает подробный анализ содержания и смысла росписей. Ценность монографии возрастает ввиду недостатка материалов о настенных росписях Когурё в Корее.

Статьи Го Сун Зон и Го Пил Зон «Город и дизайн» и монография И Мён Гу «Исследование дизайна в создании городской среды» освещают стандартные проблемы и планы развития Сеула и корейской городской среды. Монографии обращают внимание на более исследованную городскую среду развитых стран. Ряд организаций в сфере образования, культуры и общественной жизни Кореи в настоящее время поощряет исследования в данной области.

Научная новизна исследования определяется его предметом и методологической базой. Научная новизна заключается в том, что в данной работе:

1. Проведен анализ развития монументального искусства Кореи от зарождения до наших дней. Исследовано влияние европейской церковной монументальной живописи на живопись Кореи XX века, а также подробно исследовано современное состояние монументального искусства Кореи в городской среде, его функции и основные проблемы.

2. Проанализированы проблемы создания произведений монументальной живописи в городской среде в современный период. Предложены пути решения.

3. Автор рассматривает произведения малоизученных художников (Андре Вутон, Альвин Шмидт, Монах Марк), уточняет творческий облик таких мастеров как Нам Ёнг У, И Нам Гю, Цой Ён Сим, Зо Ган Хо. Диссертант обнаруживает между корейскими художниками сложные творческие связи.

4. Впервые на основе проведенного в диссертации анализа предложены конкретные способы и пути возможного взаимовлияния и, соответственно, взаимообогащения корейской и западной монументальной живописи.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюция корейской монументальной живописи; современная монументальная живопись Кореи в городской среде"

Заключение

Были исследованы характерные особенности истории монументальной живописи Кореи.

Монументальная живопись Кореи развивалась от стенописей древних погребений до монументальных картин Чосаданг храма, Майтрея храма и др., восстановленных в 1990-ые годы.

Настенные росписи, появившиеся в 1980-ые годы, после ряда исследований росписи периода Когурё, имеют значительные достижения. Большое влияние помимо росписей Когурё оказали на монументальную живопись Кореи исследования фресок Возрождения, проводившиеся корейскими художниками в это время.

Общественные организации в искусстве 1980-ых годов в Корее, а также народные движения в искусстве критиковали и развивали некоторые элементы современного сознания. Ценности старого искусства были разрушены, и 1980-ые годы открыли новый период в искусстве, однако движения нового искусства не имели сил, достаточных для последующего бурного развития.

В 1980-ых годах Южная Корея заимствовала тенденции монументальной живописи западного искусства.

В диссертации исследуется не только эволюция корейской настенной росписи, но и эволюция витража, как части монументальной живописи.

На монументальную живопись Кореи ХХ-го века оказала заметное влияние европейская церковная монументальная живопись. Корейская монументальная живопись ХХ-го века восприняла церковную монументальную живопись Европы и ввела в нее национальные элементы и элементы современности.

Монументальная живопись имеет особенно большое значение в городской среде, где ее видят многие люди, особенно важным здесь становится качество живописи. Недостаток специалистов приводит к тому, что живопись не просто не приятна, но и отвратительна горожанам.

Корея является страной с высокой древней художественной традицией, и к ее культуре обращаются граждане разных стран. Тот факт, что Республика Корея является развитой страной, требует от нее особого внимания к сфере культуры. Особенно важно здесь внимание к подбору специалистов монументальной живописи в городской среде.

Внезапные изменения ситуации в искусстве в 1990-ые годы в Корее и в других странах привели к участию корейских художников в международных выставках, что указывает на процесс всеобщей глобализации в искусстве.

В современный период в Корее продолжается рост интереса к древним росписям периода Когурё, исследуются содержание и техника живописи, находящие отражение в современной монументальной живописи. Продолжаются поиски пластической основы и сущности корейского искусства; увлечение западным искусством сменяется анализом собственной художественной культуры. Корейская монументальная живопись высокого уровня создается художниками Зо Ган Хо, Зан Ук Зин, Ли Зон Сан, Зин Ён Сон и др. Существуют два подхода в современном монументальном искусстве Кореи:

1) утрирование традиционной формы,

2) возрождение духа традиционного корейского искусства.

Эти подходы возникают как реакция на движения абстракционизма, доминировавшего в мировом искусстве после Второй Мировой войны, стремившегося порвать с традиционным искусством. Как следствие, в современных настенных росписях появляется традиционная для корейского искусства перспектива изображения человека, природы, предметов и вселенной. Все чаще и чаще используются традиционный черный контур и традиционный цвет.

Вместе с тем, негативным фактором является отсутствие достаточного финансирования, которое необходимо при создании произведений монументального искусства. Кроме того, зависимость от заказчика порой мешает монументалисту выразить идеи которые несут его произведения жителям города.

Остро стоит проблема выбора места для монументального произведения в современном городе, где произведения искусства при выборе места вынуждены соперничать с рекламными проектами. Низкая оплата работы тех художников-монументалистов, которые еще не успели сделать себе имя, большое количество однотипных зданий, одинаково оформленных, недолговечность акриловой живописи, недостаточность количества произведений, выполненных из керамической плитки, сграффито и мозаик. И, как следствие вышеназванных проблем, появление незначительных произведений монументального искусства и отсутствие или редкое создание высокохудожественных произведений со сложным смысловым содержанием.

В Корее в настоящее время работают художники-монументалисты, имена которых были названы выше, такие как, Зо Ган Хо, Зан Ук Зин, Ли Зон Сан, Зин Ён Сон, Ван Хе Зу и др. К сожалению, специалистов все еще не достаточно и художников-монументалистов надо обучать; необходимо открывать факультеты и мастерские монументального искусства на базе имеющихся художественных высших учебных заведений. Тем не менее, корейские художники-монументалисты создали ряд новаторских произведений в монументальном искусстве в современный период.

Таким образом, настоящее исследование позволяет рассмотреть проблемы монументальной живописи в городской среде на примере Кореи и попытаться найти их решение.

 

Список научной литературыСун Чжи Хе, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Глухарева О.Н. Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX века, Москва «Искусство», 1982.

2. Бурсик Ким, Самсук саги (История трех государств), М: Институт Востоковедения АН СССР, 1959.

3. Ден Хо Те «История Когурё через росписи Когурё»

4. И Мён Гу «Исследование дизайна в создании городской среды»

5. И Тэ О. Искусство нашего времени. Пульпит, 1991.

6. Канг Ин Сук. (Отношения между Когурё и династией Цзинь и Великая китайская стена), Куеокза §\уа11ак гоптипрр (Сборник научных работ по исторической науке). Пхеньян: ОшаЬак Ваек£\¥а Sajeon 1оп§Ьар С1ш1рапБа (переиздано в Сеуле), 1995.

7. Ким Ин Хван. Развитие монументальной живописи 1,П,Ш. Издательство Искусство, Гонрон, 1994.

8. Ким Мун Гён. Сеул, Издательство Мизин,1983.

9. Мальхольм Майлс, перевод Пак Сам Чёл. Искусство в пространстве города. Будущее города, Издательство Хакгоде, 2000.

10. Гоансу, Современное корейское искусство. Ёлхоа, 1997.

11. Республика Корея. Цифры и факты, издание 2001 года, «корейская служба информации».

12. Со Сунн Рок, Корейское искусство и постмодернизм, изд. «Мизинса», 1993.

13. Сун Оан Гён. Народное искусство. Модернизм. Издательство Ёлхоадан, 1999.

14. Теодор Ясперс. «Шифры трансценденции». 1997.

15. Хонг Дюнг. Народное искусство. Авторы 80-х гг., Ёхваданг.

16. Цой Ёл. Движения в искусстве в современной Корее. Дольбег, 1991.

17. Цой Ёл. Движения в искусстве нашего века. Общество теории культуры, 1985.

18. Цой Ёл. Теория и практика народного искусства, Дольбег, 1991.

19. Цой Ён Сим. Витраж. Издательство Вундо, 1998.

20. Чой Гён Хан, Жизнь Зан Ук Зина, изд. «Кименса», 1991.

21. Lawrence Hansey, Красота в городской окружающей среде, изд. «Гёнво», 1986.

22. Park, Han S. North Korea: The Politics of Unconventional Wisdom (Северная Корея: политика веры в необычное), Лондон: Lynne Reinner Publishers. 2002.

23. Thomas Timpte. 60 лет истории монастыря Святого Бенедикта. HWAN GAB.1. Статьи

24. Архимандрит Августин (Никитин), Россия и Корея: Обзор церковных статей. Доступно в интернете: http://vyww.korea.pravoverie.ru/content/view/42/39/.

25. Выставка Сонгок/ЛГазета Чжосон, 1999.

26. Го Сун Зон. Го Пил Зон. «ЗОНГЕСО». 1994.

27. Гон Нын Хе. Эстетика тысячелетия настенной росписи, 1999.

28. Зан Со Хён. Искусство улицы//Издание Ёл Хоа Дан, 1984.

29. Зин Ён Сон. Вновь открытая красота фрески. Alen Kim Moffy.

30. Зин Ён Сон. Исследование фрески. Сеул, 2005.

31. Зин Ён Сон. Техника фресковой живописи. Сеул, 1985.

32. Зон Хён Мин. О монументалисте Ли Зон Сане // Хан Рим Галлей, 1995.

33. И Гуела. Исследование работ Зан Вала // Корейское католическое искусство, №29.

34. Ким Вок Ён. Зо Ган Хо. Церковный обзор. №4. 9 апреля 1972.

35. Ким Ден Ын. Новости культуры. Журнал CO.S.". Сеул, Союзновость, 2006.

36. Ким Чан Хи. «Мир искусства» No.3, 1986.

37. Ли Ён У. Особенности работ Зин Ён Сон // Сеул, Юна Голлей, 1997.

38. Ли Мён Хо. Эстетика интерьера и экстерьера // Издание Терим, 1986.

39. Ли Хён Ганн. Эстетика свободы // Издание Ханул, 1986.

40. МонархМарк. Выставки витражей. Сеул, 1993.

41. Монарх Марк. Выдержка из интервью. 21 февраля 2005.41. Нам Ён У. «Гёнхян», 1955.

42. На Сунн. Супер график. Июль 1984.

43. Л. А. Петров, Современная историография КНДР и древнее государство Когурё, Вестник Центра корейского языка и культуры (Выпуск 8,2005 г.).

44. Цой Джонг Тэ. Романтический период рассказ И Нам Гю. Изд. Гана, 2003.

45. Цой Чоэтаман. 15 лет народного искусства, Жизнь и мечты, 1994.

46. Чжо Дён Сын. Исследование эстетики городской среды.

47. Heinz Gustav Schutz Glasfenster: Malerei als LichtArt and Caritas, 2007.

48. Herbert Read. English Stained Glass, 1926.

49. Perrin, Ariane. 2000. "Heritage Protection in the DPRK" (Сохранение исторического наследия в КНДР), The Korea Foundation Newsletter, Vol. 9, No. 5 (Сентябрь).

50. Rene Saulnier, "Un Moine Imagier : Dom Andre Bouton", L 'Artisan et les Arts Liturgques, № 1, 1949.

51. VANK -Voluntary Agency Network of Korea (Сеть добровольческих агентств Кореи), Доступно в Интернете: http://www.prkorea.com.

52. Магистерские и докторские диссертации

53. Ден Су Ген. Исследование витража в церковной архитектуре Южной Кореи: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения/Ден Су Гён,. — 2008.

54. Кьюнг-Сун Хан. Реставрация и сохранение буддистской фресковой живописи Кореи (специфика технико-технологических процессов): диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Кьюнг-Сун Хан, Санкт-Петербург. 2003.

55. Магистерские и докторские диссертации (на корейском языке)

56. Го Сун Зон. Исследование супер графики: магистерская диссертация / Го Сунн Зон, университет Хоник, факультет промышленного искусства. —1981.

57. Зо Юн Гён. Исследование жизни и творчества Зан Вала: магистерская диссертация / Зо Юн Гён. — 2000.

58. Ким Джонг Син. Исследование архитектуры церкви. Сеул : Исследование корейской церкви: магистерская диссертация / Ким Джонг Син. 1994.

59. Ким Джонг Син. Проблемы витража в Корее. Исследование дизайна интерьера: докторская диссертация / Ким Джонг Син. 2002.

60. Ким Ён На. Исследование мексиканской монументальной живописи: магистерская диссертация / Ким Ён На.

61. Ким За Хи. Исследование супер-графики: магистерская диссертация / Ким За Хи, университет Сумён. — 1985.

62. Ким Зон Син. Исследование архитектуры церквей, построенных священником Альвином, и его живописных произведений: магистерская диссертация / Ким Зон Син, университет Данкук. 1987.

63. Мун Хонг Гиль, Процесс принятия в Корее стиля французского церковного строительства Исследование церковной истории., Институт истории корейской церкви, 1987.

64. Ри Ёнг Э, Типы и формы орнаментов на когурёсских могильных росписях, Joseon gogo yeon"gu, 2001.

65. Цой Вон Мин. Исследование материала монументальной живописи о городе Сеуле: магистерская диссертация / Цой Вон Мин, университет Кёндиго. —1993.

66. Ю Зну Ха. Исследование монументальной живописи Диего Риверы: магистерская диссертация / Ю Зун Ха, университет Хон Ик. 1989.1. Декларации

67. Декларация Ассоциации Свободных Художников. Гванджу, 1980. Проспект выставки. Французский культурный центр. 1993.