автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Короленко и Достоевский

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Горбунова, Галина Зотовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Короленко и Достоевский'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Короленко и Достоевский"

ТОМСКИЙ ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ГОРБУНОВА Галина Зотовна

КОРОЛЕНКО И ДОСТОЕВСКИЙ (ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ)

10.01.01-Русская литература

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Томск-1992

Работа выполнена на кафедра русской и зарубежной литературы Казахского государственного университета.

Научный руководитель кандидат филологических наук, доцент Савченко Н.К.

Официальные оппоненты доктор филологических наук,

¡защита состоится 25 иая 1992 года на заседании специализированного совета К 063.53.06 Томского государственного университета по филологическим наукам в Томском государственной университете по адресу: Томск, 634050, ул.Ленина, 36.

С диссертацией можно познакомиться в библиотеке Томского государственного университета.

Автореферат разослан 20 апреля 1992 года

Ученый секретарь специализированного совета Захарова Л.А,

профессор ЖУРАВЛЕВА А.И.

кандидат филологических наук, доцент ШАТИН О. В.

Ведущая организаций

Институт филологии СО РАН

Актуальность исследования темы. Актуальность работы обусловлена недостаточными представлениями о творческой судьбе Короленко. Устоявшиеся в определенных, зачастую неблагоприятных, обстоятельствах времени традиционные характеристики должны быть переосмыслены и конкретизированы. Сравнение с Достоевсым позволяет более объемно л содерлателъно представить эволюцию художественного развития писателя, формирование его социально-этического и эстетического сознания. Исследование проблем, связанных с воздействием ✓ Достоевского на идейно-художественную систему Короленко, с целью выявления общности черт мировоззрения и художественного мышления нонет составить ту основу, на которой возмонно аргументированное определение места и значения писателя в литературе и общественной лизни своей эпохи.

Основные цели исследования - обнаружение в творческом наследии Короленко, его идейныг и эстетических исканиях существенных признаков общности с Достоевским, осмысление меры и смысла творческого усвоения опыта великого предшественника, подведение итогов сделанному и выявление' новых соотнесений художественных систем писателей, закономерностей внутреннего сближения С'Достоевским. Решение этих задач осложнено недостаточной изученностью творчества Короленко и относящихся к нему историко-литературных материалов, затерянных в архивах, старой периодике, переписке. Отрицательно сказывается отсутствие академического собрания сочинений, существующие на сегодняшний день издания представляют неполную картину творческого пути писателя, его идейного и художественного развития. Хотя задачи, встающие перед современный исследователем, значительно облегчаются многочисленными публикациями, весомо дополняющими представления о наследии Короленко.

Одним из главных направлений работы является исследование духовно-нравственных уроков Достоевского, которые оказали воздействие на формирование личности Короленко - человека и писателя. Избегая крайних еыводов об идейной и художественной общности Короленко и Достоевского, мы стремились в процессе анализа обнаружить но только точки соприкосновения в .художественном осмыслении проблем социально-нравственного и философского порядка, но и принципиальные отличия, определяемые разницей мировоззренческих и эстетических позиций. Анализ социально-этической и философской проблематики произведений Короленко в сопоставлении с художественным опытом Достоевского позволяет выявить общность некоторых сторон

- Ч- -

художественных методов писателей, внести вакные коррективы в арадиционные представления, зачастую тенденциозные и вульгарно упрощенные.

Научная новизна и практическая значимость. Научная новизна исследования во многой определена основными целями работы. В ной предпринята попытка системного обобщения и анализа влияния Достоевского на художественное творчество и мировоззренческие основы Короленко.

В работе рассматриваются малоизученные проблемы религиозно-этических и социально-политических взглядов писателя, которые осмысливаются в контексте воззрений Достоевского.

По-новому осмыслены соотношения Короленко и Достоевского в реш-зшш концепции народного характера в "Сибирских рассказах" и 11 Записках из Мертвого дома". Несмотря на обилие замечаний по поводу связей "Сибирских рассказов" и "Записок из Мертвого дома" (¿.Александров, Д.С.Изреиковский, А.И.Малютина, А.Э.Якунина), до сих пор не проведен подробный сравнительный пцализ этих произве-.Т'онлй. Впервые обращение к ним связано с попыткой осшсления проблематики книг в контексте общенациональных ^опросов, анализа ьаннейишх черт русского национального характера.

Впервые существенные признаки общности писателем обнаружены в функционировании символических образов как средств воплощения близкого этического содержания.

■ Результаты исследования могуг быть использованы при изучении курса истории русской литературы второй половины 19 века, а гакке в подготовке специальных курсов и семинаров.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседаниях кафедр русской и зарубежной литературы Казахского и Карагандинского государственных университетов. Отдельные ее части обсундались на кафедре русской литературы МГУ. Работа получила положительные оценки и рекомендована к защите;

Методологические принципы анализа. Историко-литературная и методологическая проблема творческих соотношений - одна из самых сложных' в литературоведческой науке. Трудность заключается в установлении равновесия между конкретными элементами влияния одного художника на другого и выяснением сближающих, общих факторов. Каждый поэтический опыт, неся на себе печать Бремени, обладает своими закономерностям", поэтому существенным представляется

установление самой логики сближений и отталкиваний. Важно па отдельными элементами сходства обнаружить общность творческих замыслов и близость идейно-эстетических принципов.

Проблема влияния рассматривается нами на уровне прямых оце-ночннх высказываний, сходства и совпадения отдельных скне них ходов, приемов художественного отражения л - самое лажное - в системе целостного отношения художников к миру, особенностей художественного сознания как специфической форми отраяения действительности. При анализе мы исходим из представления о художественном произведении' как сложной идейно-художественной целостности с различными структурными уровнями. Образы героев, а также различные элементы поэтики рассматриваются в их функционировании в целостной системе произведений. Анализ материала ведется в единстве теоретического и историко-литературных аспектов.

Объем и структура работы. Диссертация насчитывает 218 страниц машинописного текста. Библиография содержит 258 наименований.

Роботу предваряет введение, где дан обзор истории изучения вопроса, обозначены цели, актуальность, методологические принципы исследования, а таюге его структура. Во введении осмыслена проблема в ее временном протяжении. В частности, указано, что дооктябрьская и послеоктябрьская критика неоднократно обращала внимание на идейно-творческие переклички художественных систем Короленко и Достоевского (А.Александров, Л.С.Мережковский, ».Николаев, Ф.Д.Ьатюиков, Л.С.Козловский, В.Е.Евгепьев-Максимов, Л.В.Луначарский, Л.Н.Гизстти, И.Н.Кубиков, Н.К.Пиксанов). Обобщение суждений по поводу ндойно-худо;хественннх связей Короленко о наследием Достоевского позволило сделать вывод о том, что диапазон разноречивых мноний велик до крайностей. Причины разногласий в опенке воздействия Лостоезского на худояеетвешшй мир Короленко усмотрены в принципиальной разнице художественных систем, отличных по проблематике и сшетно-обрззной структуое, в несоизмеримости масштабов художественных дарований и творческих индивидуальностей двух писателей.

Выявлено, что устойчивая традиция восприятия Короленко в свете идейно-нравстзанних и эстетических уроков Достоевского закрепляется в 70-80-х годах нашего столетия, когда обнаруживается множество тематических перекличек Короленко о Доотоевским,

намечается тенденция тщательного сопоставительного изучения художественных систем двух писателей, определяется характер и результаты литературного воздействия Достоевского, анализируется направленность и внутренние механизмы творческого восприятия ' Короленко идейко-художественного наследия Достоевского (работы Т.Г.Морозовой, Л.З.Бобровой, П.А.Кронрод, Н.Э.Бакирова, 1.1.К.Ру-ситашвлли, А.Э.Якуниной, Л.И.Сараскиной).

В первой главе "Достоевский в творческом сознании Короленко" рассматривается роль Достоевского в художественной становлении Короленко. Собраны прямые оценочные высказывания Короленко об идейно-худояеетвеннои системе Достоевского в "Истории моего современника", литературно-критических статьях и заметках, очерках, черновых и дневниковых записях, эпистолярной наследии. В контексте собственных художественных исканий осмыслены попеты Короленко на книгах Достоевского. Результаты исследования позволили утъорздать, что художественный пир, созданный гением Достоевского, глубоко вошел в идейную и творческою биографию Короленко. Ииогочисленныв упоминания имени Достоевского совершенно очеълдно свидетельствует о тол, что ш шеей делг ие со случайными совпадениями, а с сознательный трорческим усвоением наследии Достоевского. Отношение к Достоевскому не предстает в однозначно-прямолинейном виде ученичества - это бил творческий процесс освоения, осмысления, приближения и отталкивания.

Свидетельства разных лет доказывают, что Короленко стре--[.шлея постичь "фантастический" реалпзи Достоевского. Ванное позитивное начало усматривает писатель в концепции художественного характера Достоевского, в творческих принципах построения пи художественного образа. В психологизме художественного метода Достоевского Короленко обнаружил правду низнонных соотношений. 'Вшшзние к анутрепнел ъшзни человека, движениям его души, глубинным слоям сознания - эти главные художественные уроки Достоевского были исключительно ваяны для идейного и творческого самоопределения Короленко, преодолевавшего идеализирующее романтическое видение действительности. Художественные искания Королей-' ко или в сращенном единства с вопросами о законах отражения действительности в творчестве Достоевского, его художественными принципами раскрытии сущности человеческой природы. Приближение Короленко к реализму Достоевского по мере осознания "тайны человека" во всей ее диалектической, сложности и неоднозначности

обусловило сходство принципов отражения действительности. Но поглотив Короленко-худояншса, .Достоевский во многом предопределил типологии формирования личности художника переходной эпохи.

Пристальное внимание п глубокий интерес к ндсйно-художест-венпсму наследию Достоевского характерны для Короленко н~ протяжении зсей его творческой биографии. Восприятие идейно-худояест-венього наслодчя великого предшественника не имело эпизодического характера, в различные годы Короленко неоднократно обращался к Достоевскому, неоднозначно воспринимая его худонественно-нон-цептуальный комплекс.

Имя Достоевского возникаете творческой сознании Короленко на развитых ступенях идейных и художественных исколий, но со зрелостью, расширением творческого горизонта, изменением идейных воззрений и принципов художественного обобщения действительности наблюдается устойчивая тенденция сближения. Ранний период, характеризующийся интуитивной о.иентацией на Достоевского и совпадающий с первоначальным этапом становления писателя,•сменялся значимым вовлечением Достоевского в собственную идейно-худюествен-нуга атмосферу. При всем несходстве по многим идейным и эстетическим позициям явно проступает тяготению к Достоевскому. Да:м если это общение осуществлялось на периферии творческого сознания Короленко, несомненно, что в формировании социально-нравственных и эстетических вкусов писателя, в выработке худолественпсго самосознания творчество Досоевского становилось ваянии худозествеп-но-идеологичес:гам центром.

В главе обозначен круг социально-этических проблем, художественное решение которых в мире Достоевского наиболее заинтересовало Короленко. В свете художественной идеологии великого писателя анализируются повести Короленко "Глушь" и "Но странное" -произведения о ценностной ориентации, определении тех координат, по которым следует расценивать практическую нравственность.

Идейная близость обнаруживается такяе при сопоставительном анализе повести Короленко "С двух сторон", рассказа "Чужой мальчик", дневниковых записей и произведеплй Достоевского, поднимающих вопросы веры и бессмертия. В фплосо^ско-зтнчеоких исканиях Короленко неоднократно обращался к художественному решению Достоевским этого вечного вопроса человеческого бытия, о чем свидетельствует пометы на книгах.

Писатели, испытывая серьезные религиозные настроения, стремились создать мировоззренческую систему, которая усматривает в космосе но хаос материи, а благословенную силу, единственно способную освободить человека от ужаса смерти. Общее лоно природы, где зарождается кизкь и куда она вливается после физической гибели индивидуума,- это мировое сознание, вбирающее в себя бесчисленное множество сознаний индивидуальных. Безличная вселенская сила нз приобретает способности реального воздействия на земную ¿;изнь человека, сверхприродный мировой д;~х не влияет на характер материальных отношений и не определяет материальных процессов. Мировое сознание существет вне и независимо от сознания частного человека, не пересекаясь с ним.

В диссертации оспаривается однозначная квалификация Р.Григорьевым, Т.Г.Морозовой, Б.А.Келдыпем, Г.А.Федоровой существа философских воззрений Короленко. Утверждается мысль о том, что лаптопам Короленко сочетался с объективно-идеалистической философией, которая допускает форму, существующую независимо от человека и сознающую его. Эта форма у Короленко не растворяется в бытии полностью, принимая характер "сверхсущего", но, в отличие от традиционных религиозных представлений, оцэ не имеет личностного бытия.

Достоевский и Короленко строили философскую систему, противостоящую разрушительному скептицизму, который расценивался как несомненное социальное, духовное зло. Философия жизни и смерти во многом предопределила у Достоевского и Короленко основные принципы морально-нравственной ориентации человека, она позволяла избегнуть ужаса смерти, воспринимаемой как предопределенная личная трагедии. В религии писатели пытались обрести опору и смысл существования человека, определяющий основу его нравственного поведения. Исключив многие традиционные представления о божественной сущности, эта философия сохраняла от старых верований самое важное - дивую сопричастность со всем сущим.

Вместе с тем, в идейных позициях и художественных решениях Достоевского Короленко ощущал тенденции, вызвавшие его резкое неприятие. При значительных точках пересечения в понимании и художественном воплощении важнейших философских, социально-нравственных вопросов, вызванных общностью идейно-художественных иска-

ниП, в их концепциях много принципиально различного. Короленко i? поисках первооснов бнтип пытался соединить религиозное и собственно научное знание. Писатель не признавал принципиальной невозможности сведения двух начал - материальной и духовной субстанций, его философия примиряла веру и знание, религию п науку, рациональное и иррациональное. Кодекс практической нравственности у Короленко не связывался только с религиозным учением - этим обстоятельством объяснена, в частности, полемика с Достоевским пс поводу поучений Зосимы.

В изучении идейно-творческого воздействия Достоевского на Короленко обнаружен еще один важный аспект - близость решения проблем революционного насилия, проблем, связанных с непосредственной практикой преобразования жизни-'на коммунистических началах. Отмечена принципиальная важность этих идейных решений как этапов в общем движении писателей к близким социально-этическим концепциям. Созвучность основ социально этических и морально-философских воззрений обнаруживается при сравнительном анализе "Бесов" Достоевского, ряда высказываний в "Дневнике пясатепя" и писем Короленко к Луначарскому.

Выявлено, что социально-этическое, нравственно-философское сознание писателей п своих основополагающих началах имеет глубоко родственные черты. Короленко, живший в эпоху кардинальных социально-политических преобразований России на ::омиунистичесгих началах, в cfohx идейных исканиях обратился к "арифметическому гуманизму" Расксльникова. Писатель поразительно близок к Достоевскому в квалификации существа подобных экспериментов. В пору, когда складывалась революционная идеология и практика непримиримой борьбы за переустройство общества на коммунистических.началах, включающие в себя непременную необходимость революционного насилия, Короленко - гуманист остро ощущал уязвимость принципов нового общественного сознания. Вслед Достоевскому писатель в утопическом социализме увидел слишком упрощенное решение проблем человеческого существования, причем большевистская революционная практика первых лет Советской власти не отделялась -в ого сознании от неудачных опытов утопических проектов.

Мораль как производноо от пользы и целесообразности, а также как следствие материального всеблагополучия но способна, по мнению писателей, разрешить ни одного социального противоречия, не способна нравственно облагородить человека. Мораль, осно-

ванная на логике, какой бы характер она ни носила, к чему бы ни сводилась - к "балансу пользы" или "теории выгоды", - бессильна, по мнения Достоевского л Короленко, усовершенствовать мир, так как она игнорирует бесконечную сложность человеческой природы.

Вопрос о новой общественном устройстве решался Достоевский и Короленко с позиций внеклассовых. Нравственные нории обоих писателей носят универсальней характер, независимый от социальных установог, а идея человека с его суверенный правом свободы составляет основу их нравственных воззрений. Общественный идеал переустройства мира у обоих писателей лекнт не только в законах экономики, не и пренде всего в нравственном перерождении человека, отдельно взятого, или народа в целом.

Вторая глава "Концепция народного характера в "Записках из Мертвого дома" Достоевского и "Сибирских рассказах" Короленко" заключает в себе исследование исторнко-типологического сходства в осмыслении основных черт народной психологии. Из многообразия вопросов народной кизни выделены следующие: к-шшекс иорульно-гппческих черт народного сознания, народ и интеллигенция, народ и власхь, психология русского бунта.

Анализ системы представлений Достоевского и Короленко о народно:.! характере предваряют замечания о близости канровой природы произведений и принципов художественного воплощения стихии народной лизни. "Записки из Мертвого дома" и "Сибирские рассказы" создавались на документальной основе, в этих произведениях нашло художественное выражение непосредственно увиденное самими пнеа-телнип, большинство героев Короленко, как и у Достоевского, восходит к вполне реальным прототипам. Тенденция к документальному осмыслению проявилась в освоении такого способа художественного сообщения действительности, который соответствует "форме объективности", - ннедешя образов повествователей. Повествователи Д:к: 1 оеьо;сого и Короленко выступают на протяжении всего повествования, объединяя в органичное целое отдельные части книг. Они допускаются авторами до непосредственного общения с героями, участвуют в описываемых событиях, живо воспринимая происходящее.' Размышления повествователей заключают в себе эмоциональный отклик на происходящее, выявляют внутренний смысл событий. 1

Очерковая канроиая природа "Записок из Мертвого дома" и "Сибирских рассказов" обусловила и сходство композиционных прге-

моь: в большинстве свием эти произведения строятся по принципу "рассказ в рассказе". Монологи героев выполняют несколько художественных функций. Они слуяат объективности отражения сущности народной жизни, значительные по содержанию, расширяют социальный фон повествования, служат задачам осмысления народной психологии, глубокого проникновения в духовную сферу, постижения индивидуального характера как проявления исторически и социально обусловленной сущности народной жизни.

Анализ частных судеб героев "Записок и? Уертвого дома" и "Сибирских рассказов" сочетается с художественный обобщением. Образ народа первоначально складывается путем индивидуализации конкретных персонажей, а целостный образ народного мира рождается в процессе обобщения многообразных наблюдений, разрозненных иельчаГших черт, осмысления связен между отдельными героями. Достоевский и Короленко поднимаются над дегал ями непосредственной социальной обстановки и даае самой личной драмы героев, придавая ситуациям глубоко обобщающий, типический смысл. Необычное ^ци-альное бытие, изображение экстремальных ситуаций открывали пути изучения законов и перспектив народной жизни, таящихся за обыденными фактами действительности. Обращаясь к этому миру, писатели не уходили от общерусских вопросов, осознавая своих героев частью многоликого народа. В произведениях представлень. различные социальные слои России: крестьяне и бывшие дворяне, каторжники и поселенцы, ссыльные, иандарш, тюремщики, солдаты. Широко о1означены национальные и вероисловедальные категории.

Сохраняя специфические особенности социального облика героев, Короленко и Достоевский выявляют общие основы, которые позволяют видеть в частной судьбе национальные приметы. Герои несут в себе черты некоего инварианта национального характера, отраная различные особенности целого народа. Худокнш.п выхолит к обобщениям, затрагивающим особенности русского национального характера,- выделен!' прямые высказывания о русском народе, вбирающие айвы е наблюдения. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что Достоевский и Короленко воплощают во многом сходные системы представлений н народном характере, о национальном типе русского человека.

Постижение народного характера начиналось для писателей прегде всего с осш-'слония проблем взаимоотношения народа и интеллигенции. Короленко, как и Достоевский, не прошел мимо вам-

ной черты российской гражданственности и национального сознания -ненависти простого наро, ;а к его высшим сословиям. Писатель такие убедился, насколько далека была народная Россия от настроений передовой интеллигенции.

Если Достоевский мучительно трагически воспринимал пропасть иекду народои и интеллигенцией, считая по итогом двухсотлетнего обособлении интеллигенции от народа, "двухсотлетних плевков на свое русское лицо", то Королонко с оптимизмом смотрел на возможность преодоления этого социально-нравственного разрыва. Оттого непримиримой ненависти, отчуждения, ужаснувших на каторге Достоевского, в "Сибирских рассказах" йот. Уме шнний рассказ "Чудная" наметил это перспективное направленно художественного исследования Короленко проблем народной лизни. Рассказ обладает довольно ясно обозначенными идейными и худоцественно-стрчктуркьшп особин-ностями, характерными для всего сибирского цикла. В работе оспаривается устойчивая традиция восприятия образа героини рассказа как "лшвого воплоеюния эстетического идеала" Короленко (в работах В.Е.Евгеньева-Макснмова, А.К.Котова, Н.П.Пзергиной, Н.С.Смолко, • Г.А.Васильевой).

В "Чудной" Короленко остро поставил проблему моральной ответственности интеллигенции перед народом. Наряду с образом революционерки - в демократической литературе 70-х годов явлением достаточно редким, - основной художественной задачей Короленко было постижение пробуждающегося самосознания народа. Рисуемый Короленко характер Гаврилова прямо не связан с социальными условиями, но драматическая коллизия, но наи взгляд, является "проявлением ■ более общих черт, свойственных народному самосознанию.

Особое место удалено ана.лзу рассказа Короленко "Ат-Даван" в свете традиций Достоевского. Два временных плана, ъ которых разворачивается действие рассказа, позволили оценивать это произведение в свете традиций Достоевского одновременно в двух аспектах: в изображении "маленького человека" и, поскольку реальный план - Сибирь, ссылка героя, в овэте традиций "Записок из Мертвого дома". В "Ат-Даване" худокественное осмысление проблем народного характера, нравственных и социальных традиций России приобретает особую значимость, так как в этом рассказе писатель продол-кил художественный анализ того, что он назвал "болезнью русской личности" в ее слабости, неопределенности и полярности пределов. Именно Достоевский открыл эту важнейшею закономерность русской духовной жизни, доказав двойственность личности и вскрыв все

- тз -

опасности, связанные с этим противоречие«. "Величайший социальный тип" - "маленький человек" Достоевского вбирал в себя и отражал в своем сознании трагические противоречия окружающей действительности, вызывающей нз только распад связен между людьми, но и связей между различными сторонами характера.

Короленко не только обратил внимание на психологию "маленького человека" Достоевского, но и возвел ее в общерусский план, увидев в двойничеотве "тяжкую болезнь русской личности", которая находится между "исконными полюсами русской действительности" -произволом власти, с одной стороны, и бесгравием - с другой. В произведении отчетливо проявилось стремление Короленко дать обобщающее представление о драме народной жизни - зто своеобразие подчеркнуто в рассказе и сюжетно: в центре столкновение "маленького человека" с властью. Трагическое социальное столкновение предстает также в виде внутренних дущерных коллизий, причем, психологизированные конфликты осмысливаются писателем в связи с национально-общественной средой.

В центре анализа вопрос об отношении народа к власти, природа "русского бунта". Достоевский и Короленко показывают, что деиндивидуализация общественной жизни ведет к формированию человека-функции о определенным стилем нравственного поведения. Насильственное подавление чувства собственного достоинства, ущемленное самолюбие в определенных нравственных ситуациях оборачивается приступами болезненного самоутверждения. Бунт - важнейший компонент целокупного образа народа в "Записках из Мертвого дома" и "Пибирскцх рассказах". Мучительное противоречие между нравственными представлениями и бесчеловечной действительностью, свободной сущностью человека и его несвободным существованием выливается в соскакивание с "линии" социального поведения. Бунт не вытекает непосредственно из логики событий и не является всецело продолжением объективной закономерности, подготовленной логикой определенной ситуации.

Природа "русского бунть", обнажающая важнейшие черты национального характера, - один из основных компонентов образа народной стихни в "Записках нз Мертвого дома" и "Сибирских рассказах". В массовых сценах "претензий" обнаруживается близкое решение этого сложного вопроса национальной психологии. Короленко вслед Достоевскому с горечью должен был констатировать характерную для народной психологии черту - смирение перед любим проявлением

власти, перед "эполетами" и "форменными фуражками". Б диссертации оспаривается традиционная трактовка образа главного героя рассказа "Ат-Лаван" (в работах А.П.Платонова, Ï.Г.Морозовой, А.Э.Якуншюй), подчеркивающая действенный, сознательный протест Кругликова против деспотии.

Отсутствие гражданского самосознсчия народа не покопало писателям увидеть в народн.'.п стихии особую силу и moi®, богатство духа и устремленность к свободе. Этот порыв осмысливается как существеннейшее выражение русского национального характера, русской национальной психологии.

Непосредственное соприкосновение с народом стало для писателей духовным ориентиром их социально-этических исканий, "народ-ной"осаовой оформления этики, а изображение индивидуальных судеб героев в соотнесении с моральным сознанием народа, с правдой общенародных интересов - ведущим художественным принципом.

Третья глаза "Реалистическая символика Достоевского и Короленко" посвящена выявлении типологических черт, которые в эстетическом плане сближают Короленко с Лостоовскин. В главе исследуются функции символических образов солнца, стены п камня в их смысловом сопряжении и противостоянии - образов, наиболее емко вбирающих в себя существо социально-этических устремлений писателей. В предварительной части отмечено, что Достоевский и Короленко принадленат к художникам, для которых характерно стремление к поэтическому обобщению, концентрации внимания но символическом обозначении явлений действительности, указано на такую характерную особенность мировосприятия Достоевского и Короленко, как символичность - свойство возводить реальные факты в символ, способность мгновенно (¡котировать подчас трудно уловимую смысловую многозначность конкретного жизненного явления, умение выявлять его скрытые смыслы и значения.

Анализ художественной структуры произведений Достоевского и Короленко позволил сделать вынод о том, что устойчивые образы солнца, стены, камня являются сквозными образами емкого содержания, не сводимого к эмпирике. Символические сшслы возникают на основа реальных ассоциаций. Разшчнне планы - конкретно-эмпирический, с ясностью реально-бытового обличит, и иносказательный, объективно детерминированный, - являются для Достоевского и Короленко средством выражения близкого нравственно-философского и сс-циалъио-этического содержания.

СквозньнРсилволическтл образом в художественной системе Достоевского и Короленко является образ солнца, появляясь во многих произведениях писателей, он приобретает устойчивый характер. Глубокая внутренняя связь устанавливается между эмоциональным состоянием и "солнечными" впечатлениями героев.

С образом заходящего солнца, кок правило, связаны мотивы гибели, страдания. Раздражительно воспринимает закат солнца уже первая героиня Достоевского Варенька Доброселова. Эмоциональную нагрузку приобретает образ солнца в прологе "Униженных и оскорбленных". Солнце обнажает неизбывный трагизм ботил обитателей "Мертвого дома". Прощальный луч потухающего солнца вызывает "целый рой воспоминаний" у героя "Белых ночей". В закатных сумерках предстает Аркадию видение зимнего Петербурга в "Слабом сердце". Умирающий Вася в "Дядюшкином сне" просит вспоминать о нем в любимый закатный час. Внутреннюю глубокую тревогу при заходе солнца испытывают Раскольников, хромоножка Лебядкина. На закате солнца прощается молодой Зосима с умирающим братом, в косых лучах заходящего солнца вспоминает свою покойнуи мать Алеша Карамазов.

В художественной системе Короленко овязь человека и природы тагосе носит глубокий, органичный характер. Солнце изображается в тзсной связи с внутренними состояниями героев. Заходящее солнце, косые лучи - фон многих произведений писателя. Закатные пейзажи рисуются Короленко в цикле "В пустынных местах", угасают последние лучи дня в "Содержающей", проникновенная лирическая картина заходящего солнца нарисована Короленко в "Государевых ямщиках". В заходящее солнце всматривается повествователь "Ооко.шнца", пытаясь прикоснуться к вечным загадкам бытия. Как и в произведениях Достоевского, образ заходящего солнца ыожет выражать собой не только сущность явления, но и психологическое, чувственное его восприятие.

Символ емкого социального содержания - полнце в центре художественных размышлений Достоевского и Короленко об острой социальной проблеме - трагической участи детей, "слезинке ребенка". Умирает в лучах заходящего солнца Нелли ("Униженные и оскорбленные"), .Лари ("Идиот"), Лиза ("Вечный мун"). Два символических плана: отсутствие солнца - гибель ребенка - сходятся в поучениях старца Зосимы у Достоевского. Сопряжение символов "ребенок-солнце" выступает выражением свпюго божественного промысла на земле в картине "девочки в солнечных лучах" из "Лавки древностей" Диккенса,

о которой вспоминают гэроц "Подростка". ¡Заходящее солнце в центре художественного замысла рассказа Короленко "Последний луч". Почти ритуальные провода солнца, которое является редкой радостью в жизни мальчика-сироты, выражая внутреннюю сущность явлений, наполняются Короленко глубоким социально-философским содержанием. Этической и философской метафорой становито. картина угасающего солнца в рассказе Короленко "Федор Бесприютный". 1

Если заходящее солнце - излюбленный образ Достоевского, то для Короленко характерно исключительное пристрастие к солнцу утреннему, воехт.ящему. Соотношение солнечной символики Короленко и Достоевского подчеркивает различия в этико-эстетических программах писателей, воплотившихся в их художественных системах. Если "закатная" боль героев Достоевского созвучна трагическому мироощущению художника,- то символ восходящего солнца у Короленко также является отражением филоссфско-этической концепции. Гармония, присущая духовному облику писателя, отразилась на цельности художественного настроения его произведений. Именно поэтому в борьбе тьма и солнца у Короленко всегда торжествует сват.

Светлым, проникновенным лиризмом наполнено описание утра в "Сне Макара". Выражением яркой авторской тенденции является образ солнца в очерке "На затмении", солнце помогает нравственно осознать социально должное - причастность к общечеловеческому. Обгаз восходящего солнца выражает суть конфликта в аллегорической сказке "Стой, солнце, и не движксь, луна", где совершенным выражением "живой жизни" становится символический образ восходящего солнца, с пакболк'сй силой поредакций представления писателя об истннных ценностях бытия. Обращает к солнцу незрячие глаза слепой музыкант Короленко, ннсткиктквно чувствуя,"к какому центру тяготеет все окружающее".

Наряду с "солнечной" символикой, в поэтичеоких системах Достоевского и Короленко важное место занимает символика образа стены. Стена"- символ скорбного сознания -одиночества, нравственной отчужденности, неизбежности судьбы, смирения перед ее фатальной предопределенностью. Появляясь первоначально в своем прямом значении, в реальном аспекте, образ стены приобретает и более глубокие смыс-довые значения.

Стена - ключевой образ в "Записках из Мертвого дома" Достоевского и "Сибирских рассказах" Короленко. Восприятие"стены" как

символа разъединенности с миром, одиночества, разумеется,является общей эмоционально-психической реакцией, тем более характерной для героев, отделенных от жизни тюремной оградой. Но образ стены, ограничивающий человеческое существование, возникает в творчестве Достоевского задолго до "Мертвого дома", уже в первом романе, затем - в "Двойнике", "Петербургской летописи", "Подростке", "Братьях Карамазовых". Через эпитеты - стены темные, черные, серые, грязные у Короленко, глухие, жирные, голые, сырые, закоптелыо, пыльные .у Достоевского - наращивается содержание символа. "Реалистическая подготовка символа" (Б.Эйхенбаум; расширяет потенциальный смысл образа, который в результате повторения в пределах одной эмоции насыщается глубинным смыслом.

По наполнению символическими значениями образ стены близок образу камня, который татю приобретает в эстетических системах Достоевского и Короленко устойчивый характер. Холодные камни -символический фон "Сибирских рассказов" Короленко, многие герои которых загнаны в каменные ущелья (к анализу привлекаются ,маруси-на заимка", "Ат-Даван", "Мороз", "Государевы ямщики"). Каменные своды неумолимо неоут смерть маленькой героине повести "В дурноц обществе" - символика служат основной художественной идее произведши. Е художественном сознании Достоевского страдания, смерть также связаны с образом камня.#С камнем ассоциируется собственное психическое состояние в Омской каторжной тюрьме. Камнем закрывает Раскольников награбленное у старухи-процентщицы. Камень оказывается в центре повествования о воскрешении Лазаря. Отказывается любить будущее человечество Подросток, когда "с.>млл обратится... в ледяной камень". "Преинтересную историю" о "глупом камне" рассказывает Версилову и Подростку хозяин квартиры. Неоднократно "камень" заявлен в "Бесах" - это непременное-условие будущего по Щи-галеву, замыслившего поставить "строение каменное". Социально-исторический подтекст образа неоднократно подчеркивается Достоевским в подготовительных материалах к роману.

Образ камня - симеолэ разъединенности и нравственного отчуя-дения - исключительно важен для осмысления идейно-этической концепции романа "Братья Карамазовы". В диссертации анализируются эпизод уличного боя камнями мальчишек с Илюшей Снегиревым, речь Алеши в финале романе . Глава обозначена Достоевским "Речь у камня", Это жертвенный камень у края дороги, и это тот камень, который отвален "от двери-гроба" в момент воскрешения. Сцена приобретает

символический план: речь произносится у камня, который должен стать первым камнем будущей гармонии. Семантическое сопряжение "камень-хлеб", "камень-вера", обнаруженные в "Братьях Карамазовых" , а также в "Бесах" и "Подростке", в-рассказах Короленко "Федор Бесприютный", "Пороз", повести "В дурном обществе", восходит к библейской мифологии.

Глубокие и социально насыщенные образы стены, камня в эстетических системах Достоевского и Короленко контрастно сопрягаются с образом солнца. На основе семантического сцепления этих образов каждый из них получает дополнительные смысловые ассоциации, по мере движения сюлсета насыщались новыми оттенками значений. Если стена, камень в художественных системах Достоевского и Короленко -символы скорбного одиночества, стрздания и предопределенности судьбы, то солнце также символ - гармонии, красоты, высокой исти- • ны и справедливости. Солнце составляет не только своего рода символическую психологическую параллель к духаыюй: кизни героев Короленко и Достоевского, это кивая, активная сила, способная корректировать их нравственные представления. Глубокое контрастное противостояние символических элементов образной системы позволяет писателям зримо выразить внутренний' смысл соотносимых явлений. Образная символическая антитеза "солнце - стена, камень", связывая собой мир реальных явлений, несет в себе идею противостояния и возрождения.

Диссертацию завершают примечания и список литературы.

По материалам исследования прочитаны 3 доклада на научно-практических конференциях Карагандинского университета, опубликованы статья и тезисы двух докладов. Публикации:

1. Мотивы свободомыслия и атеизма в "Записках из Мертвого дома" Достоевского и "Сибирских рассказах" Короленко // Проблема яанра и взаимодействие литератур: Сб.ст.-Алма-Ата, 1986.- С.29-34,

2. "Мировое сознание" в философии жизни и смерти Короленко // Тезисы докладов ХУ научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, научных работников, аспирантов и студентов Карагандинского гос.унта.- Караганда, 1990.- С.115.

3. Символика камня в художественной системе Достоевского // Тезисы докладов научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, даучных работников, аспирантов и студентов Кара-гандинскЬго гос.ун-та.- Караганда, 1991.- С.36. <-- -